С кем боролся иван царевич в сказке иван царевич и серый волк

Конспект урока литературное чтение, 3 класс урок 5. сказка иван-царевич и серый волк перечень вопросов, рассматриваемых на уроке: русская народная

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Перечень вопросов, рассматриваемых на
уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и
    Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к
    сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное
творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о
необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные
персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит
нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых
событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный
сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж,
призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных
признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того
в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор —  это художник,
который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое
помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики,
изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.
Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные
сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный
повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к
событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по
теме урока
:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для
    общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,
    М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил.
    С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А.
    Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для
    учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение,
    2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к
    учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.
    [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск
    (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов.
    Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа :
    http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike,
    свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об
особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных
сказок;

Научимся 
характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст;
определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать
сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная
    волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте
    прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается
с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич
был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище –
яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то
похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом
отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные
испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак
волшебной сказки.

 Троекратный повтор  — важный
признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто:
три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три
испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в
конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют
положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой,
конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца, 
готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья,
ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк»
происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня
златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет
при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют
волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк,
который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый
волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о
необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми
яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  — Жар-птица ворует яблоки из сада
Берендея;

— Сыновья отправляются в путь на поиски
Жар–птицы;

 — Коня Ивана съедает Волк,  который
становится помощником Ивана;

 — Иван не смог украсть Жар-птицу, его
послали за конём;

 — Иван не мог украсть коня, его послали
за Еленой Прекрасной;

 — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 — Волк помогает Ивану-царевичу оставить
у себя всю добычу;

 — Братья убивают Ивана, Волк его
оживляет и наказывает братьев.

 — Иван возвращается к отцу с невестой
Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк»
встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние
времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских
народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает,
озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли;
служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех
происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю.
Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они
жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается
добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых
советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не
верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо
уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают
пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому
другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная
сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и
испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали
    художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из
    наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В
    1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером
    волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник
поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал
лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на
лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён
эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где
верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим,
что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения
своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах:
бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные
сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж
златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы
героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине
Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в
1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв
Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося
перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица
Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит
вокруг.        Измученная скачкой Елена
Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди
защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.  
Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и
высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время
мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают
непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как
в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого
предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М.
Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён
сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами,
насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина
 более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти
отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более
реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы
тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки,
груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды,
армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать.
Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов
горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич
и Серый волк» в правильной последовательности.

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную
яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную
    яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.

В 3-4 классе школьники знакомятся с творчеством русских художников – иллюстраторов, что в образах отображали русские народные сказки. Это такие художники как Васнецов, Билибин. Они наиболее известны. И  этой статье речь пойдет о картине “Иван-царевич на Сером Волке”.
Сама картина была написана в далеком 1889 году, в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. При этом важно заметить, что ради написания картины, начиная с 1888 году он оставил работу в соборе для написания именно этой картины. После ее завершения она была представлена на передвижной художественной выставке. До сих пор картина является ярким примером классической иллюстрации к сказке, где Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной спасается от погони на волке.
Теперь же несколько простых сочинений по этой картине для 3-4 класса. Смотрим.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко известны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие другие.
Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из которой невольно вспоминаются при просмотре картины:
«Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »
Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя.
Сидя на своём верном друге, Иван-царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, красная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту.
Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная — рус­ская красавица с длинными вьющимися русыми волосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею красавицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными камнями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сложила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы — Натальи Анатольевны Мамонтовой.
Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.
Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Видно, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец.
Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.
В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Се­ром Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живописи, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

Мини-сочинения по картине «Иван-царевич на Сером Волке» 3-4 класс

Сама картина “Иван-царевич на Сером Волке”
Глядя на картину вы можете сами рассмотреть сюжет и составить свое собственное сочинение на эту тему!
В 3-4 классе школьники знакомятся с творчеством русских художников – иллюстраторов, что в образах отображали русские народные сказки. Это такие художники как Васнецов, Билибин. Они наиболее известны. И  этой статье речь пойдет о картине “Иван-царевич на Сером Волке”.
Сама картина была написана в далеком 1889 году, в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. При этом важно заметить, что ради написания картины, начиная с 1888 году он оставил работу в соборе для написания именно этой картины. После ее завершения она была представлена на передвижной художественной выставке. До сих пор картина является ярким примером классической иллюстрации к сказке, где Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной спасается от погони на волке.
Теперь же несколько простых сочинений по этой картине для 3-4 класса. Смотрим.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко известны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие другие.
Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из которой невольно вспоминаются при просмотре картины:
«Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »
Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя.
Сидя на своём верном друге, Иван-царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, красная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту.
Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная — рус­ская красавица с длинными вьющимися русыми волосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею красавицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными камнями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сложила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы — Натальи Анатольевны Мамонтовой.
Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.
Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Видно, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец.
Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.
В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Се­ром Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живописи, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

Мини-сочинения по картине «Иван-царевич на Сером Волке» 3-4 класс

Сама картина “Иван-царевич на Сером Волке”
Глядя на картину вы можете сами рассмотреть сюжет и составить свое собственное сочинение на эту тему!

1 вариант

1 вариант.
Глядя на картину, мы словно погружается в волшебный мир, вместе с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя. Волк несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Иван-царевич тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье: Елену Прекрасную, которая доверилась любимому. За спиной у главного героя меч – царевич всегда готов встать на защиту Елены-Прекрасной. Вид­но, что их путь проходит через старый лес. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Главные герои произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непре­менно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.

2 вариант

2 вариант.
Перед нами картина Иван- царевич и серый волк. На ней изображены: Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый волк. Они убегают от погони. Художник изобразил лес в темных тонах, чтобы отобразить напряжение погони, их переживание и страх, что их могут догнать. Иван- царевич оглядывается, чтобы увидеть, что там сзади. Серый волк бежит во всю прыть, поджав уши. Он знает, что от него зависит жизнь всех. Елена Прекрасная верит своим друзьям. Лес изображен не совсем темным, сквозь него проглядывает светлое небо. Это значит, что все закончится благополучно. Мне эта картина понравилась.

3 вариант

3 вариант.
Когда я увидел картину, то сразу узнал героев моей любимой сказки. Эта сказка об Иване- царевиче, Жар- птице, Сером волке. На картине изображен самый интересный момент сказки. По темному дремучему лесу, прижав свои острые уши, мчится волк .Все бегут от погони злого царя. На спине у Серого волка сидят Иван- царевич и Елена прекрасная. Волк бежит очень быстро. Это заметно по волосам Елены Прекрасной. Они развиваются на ветру, цепляются за толстые сучья деревьев. Иван крепко прижимает к себе царевну и внимательно смотрит по сторонам темного, дремучего леса. Елена Прекрасная очень грустная, потому что ей не хочется выходить замуж за злого царя. И только спокойный и уверенный взгляд Серого волка говорит о том , что конец у этой сказки будет счастливым.

  • С какой целью бунин лишает имени главного героя рассказа господин из сан франциско
  • С какой целью поэтическое пространство противопоставлено реальному в рассказе штаны
  • С какой целью островский включает в текст пьесы гроза рассказ кулигина о городе калинове
  • С какой целью салтыков щедрин прибегал в своем творчестве к форме сказки
  • С какой целью в рассказе представлены объемная характеристика генерала аносова гранатовый браслет