1. История создания произведения.
Рассказ Антона Павловича Чехова «Гриша» датируется 1886 годом. Впервые он был опубликован в 14 номере журнала «Осколки». Идею изображения психологии ребенка автору предложил Билибин. Есть у главного героя Гриши и прототип – сын издателя – Федя.
2. Жанр произведения. Признаки жанра.
Жанр произведения А. П. Чехова – реалистический рассказ. Основными признаками, подтверждающими этот факт, являются следующие:
— маленький объем;
— ограниченное количество действующих лиц;
— в центре повествования одни эпизод – прогулка маленького мальчика по имени Гриша.
3. Название произведения и его смысл.
Заголовок рассказа – имя главного героя. Именно глазами трехлетнего мальчика показан окружающий мир. Детская впечатлительная натура выдвинута автором на первый план. Видимо, по этой причине рассказ и носит название «Гриша».
4. От чьего лица ведется повествование? Почему?
Повествование в рассказе «Гриша» ведется от лица автора, который хочет показать своим читателям психологию ребенка.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Итак, тема обозначенного рассказа – первая прогулка маленького мальчика по бульвару. Идеей же произведения становится показ внутреннего мира мальчика, особенного, отличного от взрослого.
Основной проблемой, которую следует отметить первой в списке, становится трепетное отношение к детскому возрасту и к детству как определенному и важному периоду человеческой жизни.
В 19 веке в рамках этой проблемы сложилось свое особое мнение: детство – этап подготовки ко взрослой жизни. Ребенок же – это неразумное существо, которому еще много чему необходимо научиться.
Антон Павлович хорошо знал мир детской души, видел, насколько разные ценности и страхи у детей и взрослых.
Есть и еще ряд проблем, которые поднимает автор на страницах своего произведения. Так, например, у маленького Гриши есть свое представление об окружающем мире, но взрослые даже об этом не догадываются, они не видят в ребенке личности. Да и даже просто не замечают его потребностей. Что уж говорить о внутреннем мире, пусть еще детском и наивном, но своем?!
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Небольшого объема рассказ показывает нам события только одного дня из жизни маленького мальчика по имени Гриша. Чем же необычен этот день, что заслужил такого пристального внимания автора? Все дело в том, что Гриша впервые вышел на улицу, все окружающее необычно для мальчика, потом же он оказывается в чужом доме. Ребенка буквально переполняют эмоции, он узнал сегодня так много нового, что впечатлений хватит на всю жизнь.
Ключевыми эпизодами становятся встреча с человеком со светлыми пуговицами и обед в незнакомом доме, когда няня дает мальчику выпить из своей рюмки.
7. Система образов произведения.
Система образов рассказа «Гриша» складывается из нескольких персонажей: самого мальчика Гриши, который в первый раз выходит на прогулку по бульвару, няня, сопровождающая ребенка, человек со светлыми пуговицами, встреченный по пути, мама мальчика.
8. Композиция произведения.
Что касается композиции рассказа, то она представляет собой замкнутый круг. Сначала мы знакомимся с Гришей со слов автора. Мы рисуем в своей голове его представление, точнее даже портрет. Во время прогулки же мы видим окружающую действительность глазами мальчика, он отмечает те детали, на которые взрослый даже не обратит внимания: две кошки с задранными хвостами, корыто с апельсинами, стеклышко под ногами. Некоторые вещи даже пугают ребенка. Так, например, толпа солдат своим топотом вселяет в ребенка ужас. А вот лошади вызывают недоумение.
А завершается рассказ также взрослым взглядом на Гришу, как и в самом начале. Сбивчивый рассказ о том, что он видел на прогулке, настораживает маму. Ее предположения оказываются верными: у мальчика жар. Мама дает ребенку ложку касторки.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Чехов на страницах рассказа использует такое средство, которое помогает раскрыть психологию ребенка, а именно сочетание двух взглядов на привычные вещи: взрослого и детского.
Автор рисует нам мир Гриши, который напоминает четырехугольник, а уже глазами самого мальчика мы видим заполняющие этот мир предметы. Описание родителей ребенка также дается через восприятие самого мальчика, его словами.
Немаловажное значение у Чехова имеют детали: жара, от которой невозможно никуда скрыться, красные кресла – атрибут обстановки комнаты, светлые пуговицы в одежде знакомого няни, встреченного на бульваре, корыто с апельсинами, сверкающее солнце и блестящее стеклышко.
10. Отзыв о произведении.
Рассказ «Гриша» произвел на меня неизгладимое впечатление. Интересно увидеть мир глазами маленького ребенка. Ведь этот взгляд еще так наивен и чист. Он замечает те детали, на которые мы даже не подумали бы обратить внимание.
Понравилось сочинение? А вот еще:
- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Анализ рассказа Гриша
Читая рассказ Чехова Гриша, может показаться, что это простое описание череды событий, которые постигли маленького героя в течение одного дня. Но это не верно. В данном произведении скрыт достаточно тонкий смысл на уровне психологии.
Тема, которую писатель поднимает в своём рассказе, является проблемной для всего XIX века. Это тема неправильного воспитания. Период детства считался одним из этапов к взрослению. Малыш не был индивидуальностью, его воспринимали неразумным объектом, нуждам которого никто не уделял особого внимания. В рассказе «Гриша» главный герой трехлетний мальчик. Всю заботу о нем возложили на плечи няни, маме было не до него, и она редко принимала участие в судьбе ребёнка. Няня не достаточно исполнительна, но Гриша очень привязан к ней, потому как именно её видит ежедневно.
По фабуле Гриша выходит с няней на прогулку впервые за свою жизнь на широкую улицу города. Это был день насыщенный яркими эмоциями и впечатлениями, от которых вечером он не может уснуть. Все городские картины проплывают перед нами такими, какими их видит трехлетний ребёнок. Необычными оказываются бегущие лошади, кошки с вытянутыми мордами, красивое стекло на дороге, застежки у незнакомца, все вызывает чувство непередаваемого восторга. Ведь до этого момента ему приходилось видеть только мир, состоящий из четырех углов. В этом мире кроме няни, он знал еще маму с кошкой. Папу Гриша видит настолько редко, что не может понять, зачем он нужен. Так же Грише не понятно, куда так часто пропадает его тетя однажды подарившая ему игрушечный барабан.
А именно этот один день становится для малыша самым не обычным, он впервые с няней навещает её подругу. Тут и раскрывается все поверхностное отношение к ребенку со стороны взрослого. Няня даже не видит того, что Гриша изнемогает от жары и хочет пить, она заинтересована общением с подругой и до ребёнка ей нет никакого дела. Ко всему прочему она даже допускает ему сделать глоток вина. После такой культурной программы к вечеру у мальчика поднимается температура. А мама без всякого выяснения причин даёт ему касторку.
Этот поразительный и в то же время не очень то веселый рассказ не оставит читателя равнодушным.
Вариант 2
Произведение, несмотря на небольшой объем, имеет глубокий, скрытый философский смысл, связанный с отношением к детскому развитию и воспитанию.
Основным персонажем рассказа является мальчик по имени Гриша, представленный писателем в образе пухлого малыша, которому скоро исполнится три года.
Сюжет произведения повествует о первом выходе малыша совместно с няней на прогулку в теплый весенний день в огромный, с его точки зрения, город, впечатления от которого волнуют детскую душу до глубины души, поскольку до этого времени Гриша не представляет существование иного мира, находясь постоянно в четырех углах собственного дома в окружении няни и иногда матери, редко принимающей участие в заботах о своем сыне.
Писатель описывает городскую жизнь глазами несмышлёного ребенка в виде бегущих лошадей, кошек с вытянутыми мордами, красивого стекла на дорожном покрытии, светлых застежек на одежде незнакомого мужчины. Все картинки городского пейзажа вызывают необычайный восторг и воодушевление у малыша, тем более няня приводит к его к своей подруге.
В этот момент проявляет реальное отношение женщины, которой доверили воспитание маленького ребенка, к исполнению своих обязанностей. Няня не обращает внимание на муки малыша, которые он испытывает от жара, поскольку одет излишне тепло, занятая беседой с подружкой. Гриша, не умеющий в силу малолетнего возраста хорошо разговаривать, пытается привлечь внимание няни желанием пить, однако женщина не замечает мимики малыша, а в конце встречи дает Грише несколько глотков алкогольного напитка, не задумываясь о последствиях собственного поступка.
Вернувшись домой, малыш снова попадает в привычную обстановку, среди которой главным место является его кровать и стоящий рядом сундук, где спит нянька. Переизбыток полученных ярких эмоций во время прогулки, а также выпитое вино, мешают ребенку заснуть и у Грише начинается сильный жар. Однако пришедшая мать, также, как и няня, не старается понят причины появления у сына высокой температуры и озноба, а автоматически в качестве лекарства дает ребенку обыкновенную касторку.
Смысловая нагрузка рассказа заключается в неправильном восприятии взрослыми людьми состояния маленького человечка, который уже с рождения проявляет задатки личности и собственные чувства, незамеченные окружающими его близкими людьми, поскольку ребенок для них является лишь неразумным существом.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Гриша
Популярные сегодня темы
- Сочинение Их воскресила любовь (по роману Преступление и наказание)
Известный во всем мире роман под названием «Преступление и наказание» написан Федором Михайловичем Достоевским. Особой сюжетной линией протекает взаимоотношения главных героев произведения
- Анализ сказки Золотой горшок Гофмана
Повесть Золотой горшок является одним из самых известных произведений Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана.
- Сочинение Анализ рассказа Пари Чехова
В рассказе Пари Чехов поднимает вопрос нравственности, низости и высоты души. Конечно, автор невероятно утрирует и создает невообразимую ситуацию, его герои немного искусственно выглядят, тем более Антон
- Анализ сказки Мальчик с пальчик Перро
Сказка, написанная немецкими сказочниками братьями Гримм, что называется «Мальчик-с-пальчик». Она получила огромную известность несмотря на свою простоту в языке.
- Анализ повести Тимур и его команда Гайдара
Произведение по жанровой направленности представляет собой детскую повесть, написанную на основе заказанного автору киносценария.
Задачи:
- Образовательные:
- развивать навыки анализа прозаического текста,
обогащать представление о художественной
детали; - активизировать словарь учащихся: лексику
разнообразной тематики; - заложить основу умения сравнивать
художественные произведения одного и того же
жанра на разные темы; - формировать умение пересказывать близко к
тексту, не нарушая логики, выделять связи между
явлениями, формулировать выводы и обобщать.
- развивать навыки анализа прозаического текста,
- Воспитательные:
- подвести детей к сознанию того, как важно
стремиться понять других и если это необходимо,
помочь им; - развивать культуру общения; формировать
творческую активность школьников; - воспитывать потребность общения друг с другом,
учителями в неформальной, почти домашней
обстановке; - продолжить формирование интереса к предмету.
- подвести детей к сознанию того, как важно
- Развивающие:
- развивать творческое видение учащихся,
воображение, память; - формировать умение грамотно работать с книгой.
- развивать творческое видение учащихся,
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, проверка
домашнего задания
– Мы с вами завершили работу с пьесой, вместе с
Митиль и Тильтилем обретали истинное зрение,
открывали для себя души предметов, учились
сочувствовать, понимать. Вместе с Константином
Бальмонтом вдыхали «аромат солнца», смотрели на
мир глазами японского поэта Кобаяси Иссы и
восхищались окружающими предметами.
– Дома вы тоже пытались выразить свои чувства в
собственных хокку. Поработайте в группах и
выберите те из сочинённых хокку, которые
наиболее проникнуты трепетной любовью к природе,
к окружающему миру. (3 минуты)
III. Сообщение темы, задач урока
– Вы хорошо справились с заданием и нам
предстоит начать работу со следующей главой.
Прочитайте её название.
– Как вы думаете, о чём пойдет речь в этой главе?
Почему автора литературного произведения
называют великим актёром и поэтом?
– Помните ли вы своё раннее детство? С какого
возраста ваши воспоминания точные, яркие? Всё ли
вы помните из детства, когда вам было 3 года?
– Сегодня мы попробуем увидеть мир глазами
трёхлетнего ребёнка, героя рассказа Антона
Павловича Чехова «Гриша», попытаемся оценить его
живое, свежее, наивное мировосприятие.
– Знакомы ли вам выражения, когда поведение
взрослых сравнивается с детским
IV. Изучение нового материала
1.– Знаком ли вам автор этого произведения?
Какой рассказ мы уже читали? («Ванька»)
– Расширим свои знания о жизни А.П.Чехова. (Сообщение
сведений из биографии А.П. Чехова.)
2. Первичное чтение рассказа «Гриша»
Бурнус – плащ с капюшоном; паяц – клоун.
– После прочтения выскажите свои мысли и
чувства.
– Определите жанровую принадлежность
произведения.
На доске таблица с жанрами произведений
Сказка
Былина
Басня
Рассказ
Повесть
Роман
(Рассказ – небольшое прозаическое
произведение, описано одно, реже – несколько
событий с малым количеством действующих лиц).
– Какой по настроению этот рассказ?
Учитель начинает чтение, продолжают хорошо
читающие ученики.
3. Беседа после прочтения
– Найдите описание того, каким был мир Гриши до
выхода на прогулку по бульвару.
– Можно ли по описанию «четырёхугольного мира»
понять, что он увиден глазами совсем маленького
мальчика.
– На какие части делится его домашнее
пространство?
– Как он воспринимает всё окружающее его?
– Как оправдывает существование других людей?
Домашнее пространство – обжитое:
детская и столовая, просто знакомое: комната с
красными креслами и не обжитое: папин кабинет.
В обжитом пространстве Гриша знает все
предметы. Всё, что окружает Гришу, он
сопоставляет и сравнивает: мама похожа на куклу,
а кошка на папину шубу.
Значение вещей Гриша тоже понимает в силу своего
возраста: часы существуют для того, чтобы «махать
маятником и звонить». Существование других
людей Гриша оправдывает только теми их
действиями, которые связаны с ним. Всё его
восприятие мира замкнуто на нём самом.
– Сделайте вывод о восприятии мира трёхлетним
ребёнком.
– Что же произошло в жизни Гриши? (Он вышел на
прогулку по бульвару).
– Мир вокруг него такой же или Гриша
воспринимает его по-другому?
4. Работа в группах
1 группа
– Как Гриша воспринимает «новый мир»: людей,
животных? Можно ли сказать, что главное в его
крошечном опыте СРАВНЕНИЕ и ПОДРАЖАНИЕ? (Подтвердите
строками из текста)
Всех людей, которые встречаются Грише на
улице, он считает папами и мамами, тётями, нянями, сравнивая
их с собственными папой, мамой,.. Все реакции
на новое носят подражательный характер, он
всегда смотрит на няню: если няня не боится,
значит и ему не страшно. Шагает в такт солдатам.
Собак сравнивает с кошками.
2 группа
– Пытаются ли понять Гришу окружающие его люди:
няня, мама? Докажите.
Взрослые игнорируют внутренний мир ребёнка,
особенно няня, она не понимает, что Грише жарко,
что у него не сформировано понятие своего и
чужого, не обращает на него внимания до тех пор,
пока Гриша не начинает мешать, разрешает кухарке
дать ему водки, хотя это вредно маленькому
ребёнку.
3 группа
– Впечатлительный ли мальчик Гриша? Найдите
слова, выражающие чувства и переживания героя.
Сочувствует ли ему автор? Докажите.
Душа наполняется чувством наслаждения, не
выносит своего возбуждения, начинает плакать.
Вспомните, как Гриша воспринимал лошадей,
солдат, кошек, дом, куда он попал с няней, печку?
Всё поведение Гриши описано с большим
сочувствием. Гриша очень восприимчивый и
впечатлительный мальчик.
4 группа
– Как понимаете смысл последнего предложения?
5 группа
Найдите изобразительные средства языка.
5. Определение темы, основной мысли (идеи)
произведения
– Определите широкую и узкую темы данного
рассказа. (Жизнь людей. – Мир трехлетнего
ребенка)
– Как можно было бы по другому озаглавить этот
рассказ?
– Какой эпизод особенно затронул? Что показалось
непонятным? – Определите идею текста?
Автор показывает контраст между свежим
детским восприятием, которое жадно впитывает
всякое новое впечатление, которое распахнуто
навстречу миру, и равнодушными реакциями
взрослых людей.
Контраст между значительностью нового опыта,
грандиозностью новых впечатлений и прозаическим
выводом мамы – ирония жизни.
IV. Подведение итогов урока
– Что можно сказать Грише и его окружающим,
чтобы не возникала такая ирония жизни?
V. Домашнее задание
Кратко пересказать текст от лица главного
героя. Составить устный рассказ «Современный
город глазами Гриши»
История создания
Рассказ «Гриша» был напечатан в журнале «Осколки» №14 в 1886 г. Тема рассказа подсказана Билибиным, который предложил Чехову изобразить психологию маленького ребёнка 2-4 лет. Прототипом Гриши стал приёмный сын издателя Лейкина Федя.
Литературное направление, жанр
«Гриша» — реалистический рассказ, раскрывающий психологию ребёнка.
Проблематика
Самая важная – проблема бережного отношения к детству. Она была актуальна весь 19 век. К детству относились не как к особому периоду в жизни человека, а как к подготовке к настоящей, взрослой жизни. Ребёнок считался неполноценным, неразумным существом. Чехов, наблюдающий за детьми, в том числе и за Федей Лейкиным, показывает, что в мире взрослых и детей разные ценности и страхи, потому что у них разные точки зрения.
Сопутствующая первой проблема, связанная с тем, что в ребёнке не видят личности, – плохое к нему отношение. Ни мама, ни няня не решают потребностей Гриши. Ему жарко, он хочет пить и есть, но взрослые не замечают этого. Куда уж им заметить его внутренний мир.
Герои рассказа
Главный герой – маленький Гриша, чей возраст указан очень точно: «Родившийся два года и восемь месяцев тому назад». Так подчёркнут младенческий возраст ребёнка, который впервые знакомится с «большим» миром улицы.
Гриша настолько мал, что плохо выражает свои мысли. Он произносит короткие предложения, часто из одного слова. Поэтому мальчик говорит «не столько языком, сколько лицом и руками».
Все события рассказа читатель видит глазами Гриши, а значит, и о других героях узнает через призму Гришиного восприятия. Самое близкое существо – нянька, которая делит с Гришей комнату и спит в другом углу на сундуке. Следующие по важности существа – мама и кошка. Гриша уже умеет сопоставлять предметы и явления: «Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста». Предназначение няни и мамы – кормить Гришу и ухаживать за ним. Предназначение папы Грише непонятно.
Все женщины для мальчика делятся на мам, тёть и нянь (очевидно, в зависимости от того, выглядят они как дамы или как простые женщины). Мужчин Гриша различает. Он пугается солдат, радуется человеку со светлыми пуговицами (такая форма была у городовых и пожарных).
Но всё-таки определённое мнение о взрослых читатель может составить самостоятельно. Нянька равнодушна к Грише и плохо выполняет свои обязанности: ведёт его в гости к кухарке, оставляет в тёплой одежде в душной кухне, даёт ему выпить и становится причиной его болезни. Мама невнимательна к жизни своего сына. Она лечит жар касторкой.
Сюжет и композиция
Маленький рассказ повествует о событиях одного дня в жизни малыша. Этот день необычный: ребёнок впервые оказывается на улице, а потом в чужом доме. Он переполнен эмоциями, распираем «впечатлениями новой, только что изведанной жизни».
Композиция рассказа кольцевая. Сначала читатель видит Гришу извне, глазами взрослого. Во время прогулки мир передаётся через восприятие ребёнка. Вечером точка зрения меняется на первоначальную. Но Гришина личность сквозит и через это внешнее описание. Гриша показывает, как блестит солнце, но это может быть понятно только самому Грише. Только мальчику известны переживания перед сном, которые проносятся у него в мозгу.
Ребёнок на улице видит то, что не замечает взрослый человек: кошек и ноги лошади, пуговицы незнакомца. Его пугают предметы и явления, нестрашные для взрослых: шеренга солдат, печка, которая смотрит на мальчика.
За один день малыш знакомится со многими законами человеческого общежития: люди не бегают за кошками, не берут у чужих нянь апельсины, не поднимают с земли блестящих стёклышек, в гостях обнимаются, пьют, едят пироги и поют.
Стилевые особенности
Психология ребёнка раскрывается через умелое соединение взгляда на людей, предметы и явления Гриши и взрослого (автора). Автор рассказывает о четырёхугольном мире Гриши, а глазами Гриши читатель видит обстановку комнаты. С точки зрения Гриши описаны родители, но о папе и тёте написано «по-взрослому» как о в высшей степени загадочных личностях.
Большое значение имеют детали. Это постоянное упоминание о жаре, определённые детали в обстановке дома (красные кресла), предметы, которые замечает мальчик на улице: кошки, лошади, корыто с апельсинами, светлые пуговицы.
-
Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
-
«Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
-
Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
-
«Белолобый», анализ рассказа Чехова
-
«Горе», анализ рассказа Чехова
-
«В аптеке», анализ рассказа Чехова
-
«Дома», анализ рассказа Чехова
-
«Не в духе», анализ рассказа Чехова
-
«После театра», анализ рассказа Чехова
-
«Ариадна», краткое содержание произведения Чехова
-
«Ариадна», анализ рассказа Чехова
-
«Альбом», анализ рассказа Чехова
-
«Святая простота», анализ рассказа Чехова
-
«Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
-
«Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
По произведению: «Гриша»
По писателю: Чехов Антон Павлович
История создания
Краткое содержание «Гриши» Чехова помогает понять, о чем этот рассказ. Его сюжет был предложен автору журналистом Виктором Билибиным.
Впервые текст произведения «Гриша» А. П. Чехова опубликован в 1886 году в юмористическом литературно-художественном журнале «Осколки». В несколько измененной версии он был включен в собрание сочинений, изданное Адольфом Марксом.
Еще при жизни Чехова рассказ был переведен на несколько европейских языков.
Рассказ Гриша читать сюжет
На дворе апрель, маленький Гриша, которому всего два года и восемь месяцев от роду, гуляет по бульвару с нянькой, одетый в теплые калоши, шарф, шапку с пуговкой и бурнусик. Грише жарко, ведь солнце светит ему прямо в глаза.
Все, что мальчик видит сейчас, кажется ему таким сказочным, потому что все время до этого дня он видел только мир из четырех углов. В одном углу располагалась его кровать, в другом – горит лампадка, в остальных двух находится стул и нянькин сундук. Еще под кроватью можно отыскать куклу, у которой отломана рука, а еще барабан. Куда интересней взглянуть на нянькин сундук – там можно увидеть какие-то катушки, бумажки, коробочки.
Кроме себя и няньки иногда Гриша видит маму похожую на куклу и кошку, напоминающую ему папину шубу только с глазами и хвостом. Дальше находится какое-то странное место, куда все приходят обедать и пить чай, там же стоит и стул Гриши с высокими ножками неподалеку от машущих маятником часов.
Если пройти через столовую, то попадаешь в комнату с красными креслами, рядом находится ковер, за который мальчика когда-то сильно ругали. Следом находится комната, куда Гриши никогда не удавалось попасть, но он знает, что там часто видит папу. Мальчик пока не понимает, для чего нужен папа, одевают, кормят, купают его мама и нянька, а что же должен делать папа? Еще очень редко Гриша видит тетю, которая подарила ему барабан, но кто она и куда исчезает, он пока не понимает.
На улице все намного интересней, здесь так много людей, похожих на мам и пап, а еще есть лошадь, ходят солдаты, создающие шум, бегают кошки. Гриша с радостью убежал бы за кошками, но нянька ему не разрешает, а потом ругает за взятый в руки апельсин. Теперь Гриша не знает, можно ли ему поднять стеклышко, но не будет этого делать, чтоб его снова не ударили по рукам.
Неожиданно какой-то мужчина подходит к няньке, и они втроем куда-то направляются. В этом помещении мальчик еще не бывал, но видит здесь кухарку, поставившую на стол пирог и три рюмки. Гриша просит еды, но ему говорят, чтобы он подождал, и дядя с нянькой и кухаркой принимаются пить. После этого Гриша получает кусок пирога, но просит рюмку, а когда кухарка дает ему отхлебнуть, то Гриша начинает размахивать руками, так сильно ему печет. Потом они возвращаются домой, где Гриша пытается руками рассказать маме и дому обо всех его приключениях за сегодняшний день, но мама замечает, что у ребенка жар и перед сном дает ему касторку.
Автор показывает, как необычен, может быть мир для совсем маленьких детей, которые отличаются любознательностью и видят красоту во всем.
Сюжет
Краткое содержание «Гриши» Чехова поможет вам при подготовке к экзамену или зачету. В центре повествования оказывается двухлетний мальчик, именем которого назван рассказ. Ему известен мир, ограниченный его домом. Это гостиная, детская, отцовский кабинет, кухня. Последнее помещение было для него самым привлекательным. Там — кухарка, плита, на которой готовят еду, малопонятные разговоры с няней.
Мама и нянька – самые близкие люди в его жизни. Они ему необходимы, чтобы одеваться и есть. Также в его жизни есть тетя и кошка. Отец для Гриши непонятен, мальчик вообще не в курсе, для чего он нужен. Еще более непонятные существа — лошади.
Когда однажды он отправился на прогулку с кухаркой, перед ним открылся совершенно иной мир. С извозчиками и лошадьми, прохожими и собаками. Этот неизвестный мир показался ему очень красочным.
На бульваре нянька начала разговаривать с каким-то человеком. Вместе они отправились в неизвестную грязную комнату, где сели за стол вместе с кухаркой. Мальчику дали кусок пирога, а няня предложила попробовать водку из своей рюмки. Гриша наблюдал, как взрослые за столом ели и пили, а потом обнялись и начали петь песни.
Когда вечером нянька привела Гришу домой, он хотел рассказать маме о собаках и лошадях, о том, как пила нянька и пела кухарка. Но он еще не умел говорить и из-за этого расплакался. Мама подумала, что он просто переел и, дав ему касторки, уложила спать.
Краткое содержание «Гриши» Чехова дает полноценное представление об основных событиях, которые происходят в произведении.
Анализ произведения Гриша Чехова
В основе сюжета произведения поставлен психологический портрет ребёнка, развивающийся в эпоху чеховского времени. Немногие черты характера были использованы с маленького Феди (это приёмный сынишка писателя Лейкина).
Автор пытается показать, что развитие и отношение к ребёнку, почти трёхлетнего возраста, проводится не правильно. В произведении заболевшего ребёнка не правильно лечат. Мать не понимает, отчего у мальчика жар и озноб? Няня поит запрещённым напитком. Никто не замечает, что у ребёнка есть внутренний мир. Отмечена разница между взглядом ребёнка и взрослого. Проблемы и отношение к нему различны. У ребёнка начинается познание, первые ощущения от новых объектов. Но, ему никто не объясняет и не видит его переживаний.
Речь героя произведения ещё не развита, пока он говорит только мимикой. Он не может пожаловаться на боль, а показывает лицом и движениями. Лечат его стандартными средствами – «касторкой»!
Начало произведения ведётся, как описание улицы и первых впечатлений у мальчика, попавшего в первый раз с няней.
Он считает, мать и няня должны кормить и смотреть за ним, что должен делать отец он пока не знает. Почти всё время с малышом проводит няня, которая спит возле него на сундуке. Но, она не качественно следит за ребёнком. Не рассказывает и не разъясняет, что и как происходит в мире. Не раздевает на кухне, угощают пирогом, а потом дают выпить запрещённое зелье. Никому нет дела до его чувств и в освоении нового в мире.
Мать тоже за ним плохо наблюдает. Наливает ему ложку касторки, не выяснив причину озноба. Он не чувствует от неё тепла и постоянной заботы.
Взгляд на жилую комнату глазами маленького героя прост – кровать, освещает – лампадка и сундук, где отдыхает его няня.
Писатель хотел показать, что важно интересоваться миром детей. Чтобы дети, когда вырастут, тоже интересовались и помогали пожилым родителям. Ведь основа отношений закладывается с детских лет и развивается до окончания жизни.
7 класс
Другие сочинения: ← Анализ рассказа Чехова Белолобый↑ Чехов А.П.Анализ рассказа Чехова Дама с собачкой →
Анализ
Это важный рассказ в творчестве автора. В нем он предпринимает попытку проникнуть в сложную и малоизученную психологию совсем маленького ребенка, который впервые сталкивается с многогранным и малопонятным миром взрослых.
В анализе рассказа «Гриша» Чехова особое внимание нужно уделить стремлению автора проникнуть в мысли ребенка. В основе произведения — психологический портрет главного героя. Автор демонстрирует неправильное отношение к ребенку и его развитию. Когда он заболевает, его неверно лечат, няня дает спиртное. Никто даже не задумывается о том, что у него есть собственный внутренний мир, появляются первые ощущения, начинается познание, но никто просто не замечает его первых в жизни переживаний.
Так как речь его пока не развита, он общается исключительно с помощью мимики. Писатель нам говорит о том, как важно интересоваться миром детей, чтобы они росли всесторонне развитыми людьми.
«Гриша», анализ рассказа Чехова
История создания
Рассказ «Гриша» был напечатан в журнале «Осколки» №14 в 1886 г. Тема рассказа подсказана Билибиным, который предложил Чехову изобразить психологию маленького ребенка 2-4 лет. Прототипом Гриши стал приемный сын издателя Лейкина Федя.
Литературное направление, жанр
«Гриша» — реалистический рассказ, раскрывающий психологию ребенка.
Проблематика
Самая важная — проблема бережного отношения к детству. Она была актуальна весь 19 век. К детству относились не как к особому периоду в жизни человека,
а как к подготовке к настоящей, взрослой жизни.
Ребенок считался неполноценным, неразумным существом. Чехов, наблюдающий за детьми, в том числе и за Федей Лейкиным, показывает, что в мире взрослых и детей разные ценности и страхи, потому что у них разные точки зрения.
Сопутствующая первой проблема, связанная с тем, что в ребенке не видят личности, — плохое к нему отношение. Ни мама, ни няня не решают потребностей Гриши. Ему жарко, он хочет пить и есть, но взрослые не замечают этого.
Куда уж им заметить его внутренний мир.
Герои рассказа
Главный герой — маленький Гриша, чей возраст указан очень точно:
«Родившийся два года и восемь месяцев тому назад». Так подчеркнут младенческий возраст ребенка, который впервые знакомится с «большим» миром улицы.
Гриша настолько мал, что плохо выражает свои мысли. Он произносит короткие предложения, часто из одного слова. Поэтому мальчик говорит «не столько языком, сколько лицом и руками».
Все события рассказа читатель видит глазами Гриши, а значит, и о других героях узнает через призму Гришиного восприятия. Самое близкое существо — нянька, которая делит с Гришей комнату и спит в другом углу на сундуке. Следующие по важности существа — мама и кошка. Гриша уже умеет сопоставлять предметы и явления: «Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста». Предназначение няни и мамы — кормить Гришу и ухаживать за ним.
Предназначение папы Грише непонятно.
Все женщины для мальчика делятся на мам, теть и нянь . Мужчин Гриша различает. Он пугается солдат, радуется человеку со светлыми пуговицами .
Но все-таки определенное мнение о взрослых читатель может составить самостоятельно. Нянька равнодушна к Грише и плохо выполняет свои обязанности: ведет его в гости к кухарке, оставляет в теплой одежде в душной кухне, дает ему выпить и становится причиной его болезни. Мама невнимательна к жизни своего сына.
Она лечит жар касторкой.
Сюжет и композиция
Маленький рассказ повествует о событиях одного дня в жизни малыша. Этот день необычный: ребенок впервые оказывается на улице, а потом в чужом доме. Он переполнен эмоциями, распираем «впечатлениями новой, только что изведанной жизни».
Композиция рассказа кольцевая. Сначала читатель видит Гришу извне, глазами взрослого. Во время прогулки мир передается через восприятие ребенка. Вечером точка зрения меняется на первоначальную.
Но Гришина личность сквозит и через это внешнее описание. Гриша показывает, как блестит солнце, но это может быть понятно только самому Грише. Только мальчику известны переживания перед сном, которые проносятся у него в мозгу.
Ребенок на улице видит то, что не замечает взрослый человек: кошек и ноги лошади, пуговицы незнакомца. Его пугают предметы и явления, нестрашные для взрослых: шеренга солдат, печка, которая смотрит на мальчика.
За один день малыш знакомится со многими законами человеческого общежития: люди не бегают за кошками, не берут у чужих нянь апельсины, не поднимают с земли блестящих стеклышек, в гостях обнимаются, пьют, едят пироги и поют.
Стилевые особенности
Психология ребенка раскрывается через умелое соединение взгляда на людей, предметы и явления Гриши и взрослого . Автор рассказывает о четырехугольном мире Гриши, а глазами Гриши читатель видит обстановку комнаты. С точки зрения Гриши описаны родители, но о папе и тете написано «по-взрослому» как о в высшей степени загадочных личностях.
Большое значение имеют детали. Это постоянное упоминание о жаре, определенные детали в обстановке дома , предметы, которые замечает мальчик на улице: кошки, лошади, корыто с апельсинами, светлые пуговицы.
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание рассказа Пока ждёт автомобиль О. Генри
Девушка села на скамейку, стоящую в маленьком парке, и открыла книгу, чтобы почитать. Вдруг книжка выскользнула из рук и упала. Молодой человек, находившийся неподалёку, поднял её и отдал девушке. - Катаев
Советский писатель из интеллигентной семьи Валентин Катаев начал карьеру писателя еще до революции. В Гражданскую войну писатель много раз попадал в опасные ситуации, в которых мог погибнуть, и в целом страницы его биографии - Юшка — краткое содержание рассказа Платонова
В этом произведении мы наблюдаем за жизнью Ефима Дмитриевича, но люди называют его Юшкой. Он работал в кузнеце подручным помощником. В кузнеце он помогал носить песок, воду, уголь - Богомолье — краткое содержание рассказа Шмелёва
Повесть Шмелева «Богомолье» рассказывает о том, как маленький мальчик Ваня отправляется в путь к Троице-Сергиевой Лавре из Замоскворечья. Мальчик идет в сопровождении взрослых: плотника Горкина