Оригинал статьи: скачать
Автор: Демченко Инна Геннадьевна
учитель-логопед МАДОУ г. Хабаровска
«Детский сад комбинированного вида № 1»
Сертификат:
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен полностью владеть этим инструментом общения. Вот почему так много внимания уделяется проблемам развития речи в детском саду, в частности, в старшей группе.
К 7 годам, то есть к моменту выпуска из детского сада, ребенок должен уметь:
? адекватно использовать 2–3 тысячи слов;
? правильно выстраивать предложения, используя все части речи;
? рассуждать, а также излагать своё мнение;
? правильно использовать устойчивые выражения;
? объяснять значение слов;
? понимать правила построения диалога (прежде всего, проговаривание своей реплики после того, как это сделал собеседник);
? уметь составлять устные тексты разного жанра (повествование, например, в рассказе о том, как прошли выходные; описание, если речь идёт о комментировании видео или картинки; рассуждение, если нужно дать оценку действиям персонажей сказки).
Из опыта работы мы знаем, что наибольшую трудность для детей представляет умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; составлять собственные рассказы повествовательного, описательного и творческого характера. Эти трудности у нормально развивающихся детей зачастую связаны с непониманием смысловых звеньев рассказа, с трудностями запоминания логической последовательности повествования, с тем, что ребенка сбивают детали произведения, при этом ребенок, акцентируя внимание на деталях, забывает о главной цели – передать сюжет и быть понятым.
Поэтому педагогам необходимо целенаправленно и систематически учить детей по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Для успешного усвоения этих умений и навыков необходимо использовать облегчающие и активизирующие примы обучения. Одним из таких приемов, является использование мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей.
Мнемотехника – это в переводе с греческого — «искусство запоминания»; система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Моделирование — это прием, где используется применение схем. Модель- это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи — это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.
Суть развития связной речи на основе использования мнемотехники и моделирования основывается на использовании мнемосхем/мнемотаблиц: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Из этих картинок выстраивается последовательная модель рассказа или пересказа. Где с помощью, специальных знаков и обозначений указывается взаимосвязь каждого отдельного слова/высказывания/предложения с предыдущим и/ или последующим. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Прием использования мнемотаблиц /мнемосхем помогает детям логически мыслить (анализировать и систематизировать), логически строить свои высказывания, развивает умение образно и выразительно передавать свое отношение к объектам, развивает образное мышление (благодаря освоению техники кодирования любой информации), развивает все виды памяти (слуховую, зрительную, ассоциативную, словесно-логическую).
Высокая эффективность этого метода заключается в том, что он основан на наглядно-образном мышлении, которое является преобладающим у детей дошкольного возраста, и носит непроизвольный характер запоминания, основанный на эмоциях и интересе ребенка (дети легко могут пересказать увиденную рекламу или сюжет современного мультика, но с трудом воспроизводят стихотворные строки и пересказывают тексты, где требуется произвольное запоминание, с большей ориентацией на слух). Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, характерные признаки, производимые с ними действия. Структура используемой модели помогает создать план высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Мнемотехническое запоминание состоит из 4-х этапов:
Первый – кодирование информации в образы. Мы должны избрать для себя вид модели, который мы будем использовать. Подготовить схемы и символы кодирования информации. Какие могут быть виды кодирования: предметное (цветные картинки предметов или персонажей, фигурки предметов и персонажей, цветные картинки персонажей, выполняющий какое-то действие в сказке или рассказе, стихотворении, чистоговорке); графическое (зарисовка сюжета с помощью схематических рисунков); самый трудный вид – схематический (использование вместо картинок и зарисовок геометрических фигур разного размера и цвета), его используют с детьми более старшего возраста, имеющих опыт работы с предметно-графическим моделированием. Этот вид моделирования требует хорошего уровня развития памяти, мышления, воображения. Для детей старшего возраста рекомендуется подбирать и зарисовывать картинки в одном цвете (к примеру, черно-белые), чтобы дети не отвлекались на разглядывание и не сбивались на детали. Также педагог продумывает схему отображающую структуру рассказа/пересказа. Это может быть таблица, в графы которой потом выставляются картинки-символы, это могут быть отдельные квадраты, связанные стрелками (мномодорожки), или же круг разделенный на неравные части, отображающий части текста (начало, середина, конец). В одну из долей круга, соответствующую части текста выставляются картинки-символы.
На начальных этапах работы с моделированием нужно использовать больше символов и более подробные схемы, далее можно объединять несколько символов в один и, тем самым, сокращать количество символов (стимулируя память и мышление детей).Необходимо также подбирать максимально точные символы, доступные для понимания детям и сделать их яркими и достаточного размера, чтобы все дети могли видеть их на доске.
Второй – запоминание и соединение образов между собой, запоминание последовательности событий.
После избрания вида моделирования мы знакомим детей с отрабатываемым текстом (свободное прочтение без нацеливания на пересказ, с целью обеспечения свободного восприятия). Потом определяем структуру текста (начало, основная часть, конец) и знакомим детей со схемой, отображающей структуру текста. После чего, параллельно с прочтением частей текста, вводим в каждую часть образы-символы (героев/их действий) рассказа/стихотворения/сказки.
Далее проводится работа над пониманием текста: выявляются взаимосвязи событий и героев; последовательность и логика изложения. Для этого используются традиционные методы работы с текстом: вопросы по тексту; объяснение незнакомых слов; зачитывание отрывков текста (например, повторяющихся слов, песенок, диалогов); оценка поведения и характера героев; предположение как бы дети поступили на месте героя и/или, чтобы было, если бы герой поступил иначе или не сделал этого; впечатления детей от рассказа; определение и резюмирование смысла рассказа педагогом;
Текст прочитывается еще раз и дети по схеме определяют последовательность событий (расставляя символы в нужном порядке или соединяя их стрелками).
На этом, этапе желательно придерживаться следующих принципов:
— для привлечения внимания к тексту и к его лучшему восприятию прочтение педагогом текста должно быть ярко интонировано (нужно максимально точно передать голосом характер и настроение героев);
— вопросы по тексту должны быть заданы последовательно по содержанию текста;
— на начальном этапе работы с моделированием лучше подбирать: простые по объему и содержанию тексты или же хорошо знакомые ребенку (в которых четко выражен характер героев, понятны мотивы их поступков, есть четкая композиция с хорошо выраженной последовательностью событий); тексты с знакомыми героями; соответствующие возрасту ребенка; имеющие воспитательную ценность.
Третий – пересказ с опорой на схемы и символы. Нацеливаем детей на пересказ и еще раз читаем текст, одновременно, работая указкой по схеме. Организуем пересказ с опорой на модель: несколько детей могут рассказывать текст по частям или же по ролям. Для начала, пересказ может быть совместный, а потом самостоятельный.
Четвертый — воспроизведение мнемотаблицы и закрепление в памяти. После пересказа, рассказа, детей просят воссоздать таблицу педагога по памяти, основываясь на тексте, а на более поздних этапах составлять таблицу самому, отбирая или зарисовывая нужные символы.
Моделирование может использоваться также для:
• обогащения словарного запаса;
• обучения правильному построению предложений;
• развития диалогической речи;
• отгадывания и загадывания загадок;
• заучивания стихотворений, чистоговорок, скороговорок.
Какой план работы можно предложить педагогу для развития связной речи в старшей и подготовительной группе? На начальных этапах обучения (в начале учебного года) следует использовать более легкую форму связного высказывания — пересказ знакомых сказок. Постепенно (в середине учебного года), для усложнения пересказа, рекомендуется использовать небольшие незнакомые тексты и рассказы. Одновременно, детям предлагают придумать свои концовки к сказкам, рассказам, выразить свое отношение к героям. В конце изучения лексической темы, в течение всего учебного года, рекомендуется обучать детей рассказам – описаниям (например, по завершении лексической темы «Фрукты», можно провести занятие на тему: «Фрукт, который я люблю»). В середине учебного года педагог начинает обучать детей навыкам составления рассказа по серии сюжетных картинок, постепенно переходя к одной сюжетной картинке. К концу учебного года педагог предлагает воспитанникам попробовать себя в творческом составлении собственный рассказов по предложенной теме.
В Приложении 1 представлены несколько конспектов занятий с использованием моделирования. Конспекты отображают, как можно использовать моделирование в разных видах занятий и для решения разных задач. Конспект № 1 показывает использование моделирования для развития словаря в рамках лексической темы «Посуда», навыка составления предложений и составления описательного рассказа по схеме-модели. Также в нем есть материал, как заучить рифмовку по мнемосхеме. Конспект № 2 – отображает использование мнемотехники для составления пересказа знакомой сказки. Конспект № 3 – составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Приложение 1
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Посуда. Составление описательного рассказа о посуде».
Задачи занятия:
1. Актуализировать словарь по теме «Посуда».
2. Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».
3. Учить составлять небольшой рассказ-описание по графическому плану.
4. Развивать пространственные представления, память, внимание, логическое мышление.
5. Развивать физиологическое дыхание.
Оборудование:
• игрушка кула-перчатка «Сорока»;
• ПК и аудиозапись голоса сороки;
• игра «Чего нет?»;
• предметные картинки с изображением посуды;
• мнемодорожки для составления предложений;
• мнемотаблица на слово «кружка»;
• игра «Собери разбитую посуду»;
• опорная картинка к стихотворению «В руки мы картинки взяли»;
• мнемосхемы к описательным рассказам.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята, посмотрите кто к нам в группу залетел. Педагог демонстрирует детям игрушку –сороку. Кто это? Это сорока. Что-то она нам хочет сказать. Принесла нам какую-то весть. Сорока, что ты хочешь сказать, говори скорее? Педагог включает аудиозапись голоса сороки, в которой сообщается, что от Федоры убежала посуда.
II. Основная часть урока.
1. Введение в тему занятия.
Педагог: Ребята, вы слышали, от Федоры убежала вся посуда, Федора искала ее, но не смогла найти, добрый волшебник сказал, что если она выполнит все его задания, то он поможет Федоре вернуть посуду. Федора просит детей помочь ей выполнить задания волшебника. Мы поможем Федоре?
Дети: Да.
2. Игра «Чего нет?» – образование Р.п. ед.ч.
Педагог крепит на доску картинку с посудой. Затем раздает детям картинки с посудой, на которых отсутствует какой-то предмет посуды.
Педагог: Ребята, посмотрите на доску. Вот фотография всей посуды Федоры. А теперь посмотрите на свои картинки и скажите, какая посуда сбежала от Федоры на вашей фотографии. Говорить надо так: У меня нет кружки. Дети рассматривают свои картинки, сравнивают с эталоном на доске и составляют предложения.
Дети: У меня нет ложки. У меня нет сковородки. И.т.д.
Педагог: Вот, мы с вами теперь знаем какую посуду надо вернуть Федоре. Давайте еще раз проговорим, какая посуда сбежала от Федоры: кастрюля, ложка, вилка, нож, самовар, сковородка, тарелка, чайник, кружка и стакан.
3. Упражнение на пространственное ориентирование. Педагог располагает на доске предметные картинки посуды в три ряда и в три строки, чтобы один предмет был четко под другим.
Педагог: — Ребята, назовите предмет, который находится справа от чайника.
— Назовите предмет, который находится под самоваром. Дети называют предмет, педагог убирает с доски все названные предметы.
— Назовите предмет, который находится слева от тарелки.
— Предмет над тарелкой.
— Предмет справа от чайника.
— Предмет над вилкой.
-Предмет слева от самовара.
Что осталось? Правильно, самовар. Спасибо, ребята. Все молодцы! Мы вернули Федоре самовар.
4. Работа с мнемотаблицей на слово «Чашка». Мнемотаблица вывешивается на доску.
Педагог: Ребята, посмотрите на таблицу. В центре таблицы мы видим кружку. Давайте, составим предложения о кружке и вернем её Федоре.
Педагог работает указкой по схеме, помогая детям сориентироваться, что нужно говорить о кружке.
Педагог: Итак, ребята. Первое предложение нужно составить со словами «кружка-стол».
1. Кружку ставят на стол.
2. В кружку наливают воду/ чай из чайника.
3. Из кружки пьют чай.
4. На кружке рисуют цветы.
5. Кружка бывает разного цвета.
6. К – первый звук в слове «кружка».
7. Кружку ставят на блюдце.
8. На кружке рисуют листочки. Для заваривания собирают и сушат лист чая.
Все молодцы! Мы справились с заданием и вернули Федоре кружку.
5. Составление предложений по мнемодорожкам.
На доску вывешиваются мнемосхемы, по которым дети составляют предложения. Педагог работает указкой по мнемосхеме.
Педагог: Ребята, давайте расскажем, какая посуда убежала от Федоры. Будем составлять предложения по схеме. Посмотрите на первую картинку, на ней изображена Федора, поэтому предложение мы начнём со слов «От Федоры». Вторая картинка «стрелка» показывает, что посуда убежала, поэтому продолжаем предложение так «От Федоры убежала». Третья картинка указывает цвет посуды. «От Федоры убежала (какая?) голубая (что?) кружка.» Вот мы все вместе составили предложение. А теперь, попробуйте сами.
Дети: — От Федоры убежал красный чайник. И т.д.
— К Федоре вернулась красная тарелка.
Педагог: Какие же вы молодцы. Вы помогли Федоре вернуть тарелку.
6. Игра «Склей разбитую посуду».
Дети получают конверты с разрезанными на 4 части картинками с изображением посуды. Один ребенок собирает картинку «ложка» у доски.
Педагог: Некоторая посуда разбилась. Соберите разбитую посуду и расскажите, что вы склеили. Не забывайте говорить, какого цвета ваша посуда.
Дети: — Я склеила голубую чашку.
— Я склеил зеленую кастрюлю. И.т.д.
Педагог: Посмотрите на доску мы помогли Федоре вернуть ложку.
7. Рассказывание рифмовки «В руки мы картинки взяли».
На доску вывешивается мнемосхема рифмовки.
Педагог: Ребята, давайте позовем остальную посуду? Расскажем стишок про посуду. Послушайте (читает):
В руки мы картинки взяли,
И посуду мы назвали:
Чайник, чашка, блюдце, вилка,
Миска, ложка, нож, бутылка.
Педагог: чтобы стишок повторить нам легко, давайте пользоваться схемой. Следите за указкой и запоминайте строки вместе со мной. Педагог еще раз читает стишок, работая указкой. Затем стишок повторяется по строкам вместе с детьми (с указкой).
Дети: сами по схеме повторяют рифмовку.
Педагог: Смотрите, ребята, опять сорока к нам летит. Педагог берет куклу Сороки и говорит изменяя голос: «Вы такие молодцы, хорошо стихи рассказываете, вот и вернулась к Федоре вилка, держите». Сорока отдает картинку вилки.
8. Физкультурная минутка.
Педагог: А мы, сорока,
9. Составление описательного рассказа посуды.
Педагог: Не вернулась к Федоре лишь кастрюля, сковородка, да чайник. Но я знаю, как их найти, надо дать объявление о том, что пропала посуда. Мы с вами сейчас опишем, как выглядит кастрюля, сковородка и чайник. И тогда кто-нибудь обязательно найдет их и вернет Федоре. Ребята, посмотрите на схему, по этой схеме надо описать кастрюлю. На доску вывешивается схема описания кастрюли.
— Итак, начнем писать объявление: «Пропала (что?) кастрюля. Кастрюля – это (что?) посуда. Дальше ребята, посмотрите на схему, о чем надо говорить? О цвете. У нас нарисована разноцветная радуга, поэтому мы скажем, что: «Она бывает разного цвета /разноцветная.
— О чем мы скажем потом? О форме. «Кастрюля похожа на прямоугольник/круг».
— О чем нужно сказать теперь? О величине. «Она бывает большая и маленькая».
— А теперь скажем из какого материала она сделана. «Её делают из железа».
— Посмотрите, теперь надо сказать из каких деталей/частей она состоит. «У кастрюли есть крышка, дно, стенки, ручки.
— И в заключение, мы скажем для чего нужна кастрюля. «В ней можно варить суп».
— Ребята, а теперь следите глазками за указкой и послушайте какое объявление у нас получилось: «Пропала кастрюля. Кастрюля – это посуда. Она бывает разного цвета. Кастрюля похожа на прямоугольник, бывает большой или маленькой. Она железная. У нее есть крышка, дно, стенки и ручки. В ней можно варить суп».
— А теперь, попробуйте составить свое объявление о пропавшей сковородке.
На доску вывешивается схема рассказа о сковородке, педагог помогает детям рассмотреть схему, напоминает о каких признаках надо говорить. Далее один ребенок выходит к доске и составляет рассказ о сковородке.
Это сковорода. Она темного цвета (серая или черная). Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – круглая. Она бывает большая и маленькая. Её делают из железа. В ней можно пожарить картофель.
Педагог: осталось нам написать объявление про чайник. На доску вывешивается схема рассказа о чайнике, педагог помогает детям рассмотреть схему, напоминает о каких признаках надо говорить. Далее один ребенок выходит к доске и составляет рассказ.
Это чайник. Он красный с черными кружочками. Чайник треугольный, пузатый. Он большой. Сделан этот чайник из железа, он железный. У чайника есть носик, крышка, ручка, стенки, дно. В чайнике можно кипятить воду, заваривать чай.
Залетает сорока: «Какие вы молодцы. Не успели написать объявление, как уже добрые люди нашли посуду и принесли её. Спасибо вам ребята, Федора очень довольна и передает вам угощение».
III. Подведение итогов занятия.
Педагог: «Мы справились с вами со всеми заданиями, помогли Федоре вернуть посуду. А чему мы сами о научились на занятии?
— Что понравилось больше всего?
Педагог заносит угощение от Федоры для детей.
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Пересказ сказки с использованием мнемотехники «Два жадных медвежонка»».
Задачи занятия:
1. Формировать умение пересказывать сказку по мнемотаблице.
2. Развивать связную речь, память, внимание, воображение.
3. Воспитывать честность, любовь к ближнему.
Оборудование:
• мнемотаблицы по сказкам «Три медведя», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко», «Два жадных медвежонка», пустые мнемотаблицы и цветные карандаши;
• ПК, музыка и запись со звуками леса;
• мяч, сундук;
• текст сказки «Два жадных медвежонка».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Педагог: Ребята, я приглашаю вас в путешествие на поезде дружбы. Давайте друг другу улыбнемся. А, теперь, повернемся направо и положим руки на плечи впереди стоящему человеку. Наш поезд готов к путешествию, отправляемся. Звучит музыка. Дети едут по кругу. Когда музыка остановится дети тоже останавливаются.
Педагог: Ребята, закройте глазки и послушайте, куда мы попали. Звучит аудиозапись звуков леса. Как вы думаете, куда мы с вами попали?
Дети: В лес.
П: Правильно, мы попали в лес. Ребята возьмите мячик, передавайте его по кругу и подбирайте слова: каким может быть лес?
Д: Густой, темный, непроходимый, красивый, чудесный, сосновый, загадочный, сказочный, березовый, дубовый, сосновый, еловый.
II. Основная часть.
1. Введение в тему занятия.
П: Ой, смотрите, что это тут лежит? Это же сундучок, да не простой, а волшебный, в этом сундучке находятся сказки. Значит, мы попали в сказочный лес. Давайте посмотрим, какие сказки он нам приготовил. Педагог достает мнемотаблицы к разным сказкам. Ребята, а вы узнали какие это сказки? Педагог поочередно показывает мнемотаблицы к сказкам, которые уже пересказывали дети, а ребята отгадывают сказку.
Д: «Три медведя», «Маша и мадведь», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко».
П: Молодцы! Ребята, здесь в сундуке есть для нас книжка с новой сказкой. Вы хотите услышать новую сказку? Тогда садитесь на места. Пока дети рассаживаются, педагог достает книжку «Два жадный медвежонка». Сказка называется «Два жадных медвежонка». Закроем с вами ротики и приготовимся внимательно слушать. Педагог читает сказку.
2. Чтение сказки.
3. Беседа по сказке. Педагог выставляет мнемотаблицу к сказке.
П: Кто главные герои?
Д: Медвежата
П: Сколько медвежат?
Д: Двое
П: С кем жили медвежата?
Д: С мамой-медведицей.
П: Где они жили?
Д: В чаще леса.
П: Почему медвежата ушли из дома?
Д: Искать счастье.
П: Из-за чего поругались медвежата?
Д: В дороге у них кончились припасы еды и медвежата были очень голодны. А когда они нашли головку сыра, то не смогли поделить ее по-честному.
П: Кто еще есть в сказке?
Д: Лиса.
П: А какая лиса в сказке?
Д: Хитрая, рыжая, обманщица, плутовка.
П: Почему лиса смогла обмануть медвежат?
Д: Потому что они были жадными и глупыми.
П: Как они были наказаны за жадность?
Д: Они остались голодными.
П: Как вы думаете, медвежата будут себя дальше так вести?
Д: Они не будут больше жадничать
П: Я тоже думаю, что для медвежат это будет хороший урок и впредь они не будут жадничать.
4. Физкультминутка.
П: Давайте и мы все превратимся в медвежат
Медвежата в чаще жили, Сжимаем руки в кулачки и подставляем на макушку, изображая уши медведя
В лес ходить они любили, Держим ушки на макушке и покачиваясь как мишки кружимся вокруг себя..
Вот так, вот так,
В лес ходить они любили.
Медвежата мед искали, Присесть, приподнять правую руку и заглянуть под нее.
Дружно дерево качали, Изобразить, как мишка раскачивает дерево.
Вот так, вот так,
А потом они плясали Руки в стороны, поднимаем ноги согнутые в коленях в стороны
Выше лапы поднимали
Вот так, вот так,
Выше лапы поднимали.
5. Работа над смыслом сказки.
П: Ребята сейчас я вам предлагаю выбрать пословицу, которая подходит к этой сказке.
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
«Не было бы зла, да жадность подвела»
Д: Вторая
П: Почему вы так думаете?
Д: Она про жадность, от жадности бывает плохо самому.
П: Ребята, а как вы думаете, если бы медвежата не были такими жадными, как тогда закончилась бы сказка?
Д: Они бы наелись и отправились домой и.т.д.
6. Пересказ сказки по мнемотаблице.
П: Ребята, чтобы вы навсегда запомнили, что жадничать это плохо, давайте попробуем запомнить эту сказку и расскажем её нашим друзьям, чтобы они тоже знали, что от жадности могут быть неприятности. Педагог читает сказку, работая указкой по мнемосхеме.
П: Кто хочет рассказать об истории двух медвежат. Давайте выберем четырех рассказчиков. Один будет говорить за автора, двое детей будут изображать жадных медвежат, а четвертый – лису. В помощь вам ребята таблица. Давайте начнем сказку. Дети пересказывают сказку, педагог помогает ориентироваться в мнемотаблице и исправляет логические и нарушающие последовательность событий ошибки.П: Ребята, а теперь, мы напишем письмо нашим друзьям о случившейся с медвежатами истории. Перед вами пустая таблица, в каждом окошечке есть номер. Я сейчас еще раз прочитаю вам сказку по частям. Всего у нас 8 частей, столько же окошек и в таблице. Послушайте сказку, а потом заполните пустые окошки своими рисунками к каждой части рассказа. Дети делают зарисовки сказки.
П: Ребята, кто хочет прочитать свое письмо? Педагог выбирает ребенка, который еще раз пересказывает сказку по своей схеме.
III. Подведение итогов занятия.
П: Спасибо вам, ребята, за удивительное путешествие в сказочную страну. Сказки учат нас добру. Что сегодня мы поняли? Чего нельзя делать? И почему? Дети отвечают.
П: Вы все молодцы, но нам пора возвращаться в детский сад, закрывайте глазки.
Детский садик, детский сад!
Малыши туда спешат.
П: Вот мы и дома! Понравилось вам наше путешествие? А что понравилось больше всего?
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Составление повествовательного рассказа по одной сюжетной картинке на тему: «Весна»»
Цель занятия:
Учить передавать словесное изображение явлений действительности, путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.
Задачи:
— учить составлять повествовательный рассказ по одной сюжетной картине с помощью схемы;
— развивать умение соотносить знаковые символы с образами;
— упражнять в подборе существительных к прилагательным;
— отрабатывать интонационную выразительность речи;
— воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Оборудование:
• мяч;
• набор ассоциативных карточек;
• игрушка — Солнышко;
• картинка «Белый мишка»;
• сюжетная картинка «Весна»;
• мнемотаблица «Расскажи о весне»;
• цветные карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Педагог: Ребята, у всех хорошее настроение? Давайте поделимся им друг с другом!
Все мы дружные ребята
Мы ребята – дошколята
Никого не обижаем
Как заботиться мы знаем
Никого в беде не бросим
Не отнимем, а попросим
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Давайте передадим друг другу теплое, веселое настроение. Пожмем своим соседям слева и справа руки. Дети, через рукопожатие «передают настроение».
II. Основная часть.
1. Введение в тему занятия.
Педагог: Сколько времен года вы знаете? Дети отвечают.
Педагог: Верно, 4. Назовите их. Дети отвечают. Сегодня мы поговорим об одном из них, а вот о каком именно вам подскажут загадки:
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла… (весна)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Баба снежная грустна —
В гости к нам идет… (весна)
Педагог: Правильно, это весна.
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы слова.
Я назову вам слово, а вы назовите его ласково. Отвечает тот, кому я кину мяч.
Солнце — …, ручей — …, корабль — …, сапоги — …,ветер-…, облако-…., трава-…, проталина-…, лист-…, цветы-….
3. Подбор и согласование к имени существительному прилагательного.
Педагог: Ребята, а какая весна? Дети отвечают. Если ребенок затрудняется педагог подсказывает, показывая ассоциативные карточки.
4. Подбор ассоциаций.
Педагог: Ребята, а почему весна теплая? Правильно, потому что солнышко греет землю жарче. А вот и наше солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
— Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)
— Солнце круглое как (мячик, шарик …)
— Солнце ласковое как (мама, бабушка …)
— Солнце теплое как (печка, рукавичка …)
— Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)
— Солнце жаркое как (костер, огонь….)
5. Физминутка.
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
6. Разглядывание сюжетной картинки «Весна»
Педагог: Педагог выставляет на доску Белого Медведя . Кажется, у нас гость. Вы его узнали? Да, это Белый медведь!
Белый медведь: Здравствуйте, ребята! Я живу в далекой холодной Антарктиде. Я слышал, как вы говорили о весне, мне понравилось, но я ее никогда не видел. Какая она?
Педагог: Сейчас мишка мы тебе покажем и расскажем. Вот, посмотри пока на картинку. Педагог крепит к доске сюжетную картинку «Весна». Ребята, мы сможем рассказать Мишке про нашу весну? Только, чтобы мишка все запомнил, наш рассказ должен правильный, полный и очень интересный. Посмотрите, на картинку, что на ней изображено? Дети отвечают, педагог помогает с помощью наводящих вопросов.
7. Подготовка к составлению рассказа (работа с мнемосхемой).
Педагог: Ребята, чтобы вы не запутались, составляя рассказ для мишки о Весне, вот вам в помощь наша помощница схема.
Педагог: Давайте посмотрим, о чем мы должны говорить в своем рассказе. Педагог работает указкой по схеме. Сначала, мы скажем какое время года наступило. Далее, опишем какая погода стоит на улице весной (теплая, морозная, холодная, солнечная, дождливая, пасмурная). Здесь же мы можем сказать о том, что весной тает снег и бегут ручейки. Потом расскажем, что происходит с растениями, птицами и животными весной. Ребята, что происходит с растениями? Правильно, на них появляются почки. А что мы знаем про жизнь птиц весной? Правильно, птицы прилетают с юга, вьют гнезда и выводят птенцов. А как меняется жизнь животных? Животные выходят из своих нор, просыпаются от спячки и начинают искать пищу. Весной звери линяют, меняя свою теплую шубу на более легкую – летнюю. Некоторые звери меняют окрас (зайцы, белка). Выводят потомство. Расскажем как надо одеваться весной и, какой труд предстоит человеку весной. Не забудьте рассказать мишке и детских весенних забавах.
8. Составление рассказа о «Весне».
Педагог: Ребята, кто хочет рассказать о «Весне» Белому медведю? Только прежде чем рассказывать вспомним главное правило красивой речи: «Говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
Дети слушают рассказы товарищей (2-3 рассказа) составленных по мнемтаблице.
9. Рисунок весны.
Педагог: Ну что мишка? Ты понял, что такое Весна? Молодцы ребята?
Белый медведь: Спасибо вам детишки. Мне очень понравилось как вы описали весну. Я прямо почувствовал какая она теплая, яркая, красивая. Мне не терпится рассказать другим медведям о весне. Жалко только, что показать ее, я не смогу.
Педагог: Почему же не сможешь. Ребята, давайте нарисуем мишке весну. Нарисуйте главное, что происходит весной.
Педагог: Ну вот, мишка, рисунки готовы.
Белый медведь: Огромное спасибо. Я так счастлив. Мне, к сожалению, пора возвращаться домой. Но я навсегда запомню эту встречу с весной. И всем медведям буду рассказывать о весне и показывать ваши рисунки. До свидания!
Педагог: До свидания, мишка! А вы, ребята, все молодцы!
III. Подведение итогов занятия.
Педагог: Ребята, вам понравилось наше занятие? Чему мы сегодня научились? Скажите, что кому запомнилось о весне?
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».
«Дети лепят снеговика»
Конспект занятия предназначен для детей старшей логопедической группы с заключением ОНР. Занятие разработано для обучения составления рассказа по серии картинок дошкольников в процессе игровой деятельности. К детям в окно заглядывает Зимушка-зима и предлагает детям выполнить различные задания. В процессе занятия Зима «фотографирует» детей во время «лепки» снеговика. Дети составляют по этим «фотографиям» рассказ.
Программное содержание.
Цель:
- учить составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о зиме, ее признаках, зимних развлечениях детей;
- уточнять и активизировать словарь по теме «Зима»;
Развивающие задачи:
- упражнять в образовании и употреблении прилагательных, согласовании их с существительными;
- упражнять в составлении простых предложений по картинке, определять количество слов в предложении и составлять схему этого предложения;
- упражнять в употребление предлогов «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных, в употреблении предложений с союзом потому что;
- закреплять умение определять последовательность событий по серии картинок и составлять по картинкам короткий рассказ;
- развивать внимание, память, творческое мышление;
- развивать общую и мелкую моторику;
- продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;
Воспитательные задачи:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование:
- круг из картона белого цвета, лучики для снежинок (оригами), колокольчик, сюжетные картинки для составления предложений, схемы предложений, серия сюжетных картинок «мальчики лепят снеговика», презентация
Ход НОД
1. Организационный момент.
Логопед.
— Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок.
(Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)
— Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
(Дети здороваются)
Начинаем мы играть.
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Слайд №1
Игра «Доскажи словечко»
«Тихо, тихо как во сне,
Падает на землю…»
«Вот веселье для ребят,
Всё сильнее…»
«На дорожку, на лужок,
Тихо падает…»
«С неба всё летят пушинки-
Серебристые…»
Слайд №2
— Заглянула к нам в окошко зима и удивилась: почему же наши снежинки без лучиков?
Слайд №3
2. Дидактическая игра «Подбери слово».
— Сейчас мы с вами будем выкладывать по одному лучику, называя признаки зимы.
— Зима какая? Холодная, снежная, морозная, метельная, вьюжная, студеная) (На полу лежит круг, дети, говоря слово- признак, кладут около круга «лучик»).
— Посмотрите, какая красивая снежинка получилась у нас.
— Полетели, закружились снежинки, опустились на землю, появился сугроб. Снег — какой? Блестящий, рыхлый, искрящийся, искристый, пушистый, рыхлый, липкий. (Из снежинок выкладывают сугроб).
3. Составление предложений о зиме.
— Увидела Зима на ваших столах картинки, хочет послушать, как вы умеете составлять предложения о зиме.
— Давайте придумаем по картинке предложение и выложим схему этого предложения.
— Прочитай свое предложение.
— Сколько слов в твоем предложении?
— Какое первое слово? Второе?
— Очень зимушке –зиме понравились ваши предложения. И предлагает она вам отдохнуть, слепить снеговика.
Слайд № 4
4. Логоритмическая игра с музыкальным сопровождением «Снеговик»
Снег руками нагребаем,
Лепим, лепим ком большой.
И ещё раз нагребаем,
Лепим, лепим ком другой.
Лепим ручки,
Лепим ножки,
Чтобы бегал по дорожке.
Лепим глазки,
Лепим бровки,
И длиннющий нос морковкой.
5. Употребление предлогов «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное расположение предметов,
– Молодцы! Вы лепили снеговика, а Зимушка-зима вас фотографировала, хотела сочинить рассказ, но налетел ветер- проказник, разбросал все фотографии по группе, перепутал их. Зима огорчилась. Давайте поможем Зиме, найдем картинки. (Я нашел картинку под столом, на полу, за мольбертом, в ящике и т.д.).
Слайд №5
6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
— Теперь по этим картинкам мы с вами составим рассказ. И чтобы нам было легче сочинять, будем подглядывать на схему-подсказку.
— С чего мы начнем? (Надо назвать время года, когда происходят события)
— Дима, какое время года изображено на картинках?
— О чем мы будем рассказывать дальше? (О главных героях)
— Посмотрите на все картинки и найдите главных героев. (Главные герои два мальчика, потому что они изображены на всех картинках.)
— Давайте придумаем им имена. (Одного мальчика зовут Дима, а другого Петя.)
— Во что одеты дети? (Дети одеты в куртку, штаны, шапку, на ногах у них обуты валенки.)
— А теперь мы с вами рассмотрим каждую картинку и расскажем что на ней делают дети (показать схему)
— На первой картинке Дима приставляет голову снеговику.
— Для чего он это делает?
— Он хочет чтобы у снеговика была голова – тогда он станет настоящим снеговиком.
— Что нарисовано на второй картинке?
— На второй картинке дети на самый большой ком приставляют ком поменьше, чтобы сделать туловище.
— А что происходит на следующей картинке?
— На этой картинке Петя слепил самый большой ком.
— Что нарисовано на следующей картинке?
— Здесь Дима слепил ком поменьше.
— На последней картинке, дети слепили снеговика, на голову ему надели ведро, вместо носа вставили морковку.
— Давайте-ка мы с вами слепим еще одного снеговика, выходите ко мне
7. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок — «Катят».
Он превратится в толстый ком, — Показывают шар руками.
И станет ком снеговиком. – руки над головой.
Его улыбка так светла! — Показывают улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. — Показывают.
Но солнце припечет слегка — Рука у лба, смотрят на солнце.
Увы — и нет снеговика.- Пожимают плечами, руки в стороны.
— А что теперь подсказывает нам наша схема? ( мы должны расставить картинки в правильной последовательности).
— И последняя схема сообщает нам, что надо составить рассказ по этим картинкам.
8. 2-3 ребенка составляют рассказ по серии картинок
Слайд №6
9. Итог занятия
— Понравилось Зиме как вы занимались: много слов придумали о зиме, составляли предложения, и даже придумали
рассказ о детях, которые слепили снеговика. А в снежинок превратиться сумеете?
Слайд №7
— Превращаемся в снежинки
Заметем мы все тропинки.
Вьюга вьюжит,
Вьюга вьюжит.
И снежинки в танце кружат.
Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Снежинки»
Снежинки, снежинки по небу летят,
Снежинки, снежинки на землю хотят.
Но ветер всё дует сильней и сильней,
Снежинки кружатся быстрей и быстрей.
Вдруг ветер затих,
Стало тихо кругом,
Снежинки слетелись в один большой ком.
Камаева Н.Е.,
учитель-логопед
Loading …
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — ЯСЛИ-САД № 74 «ЛУГАЦВЕТИК»
Конспект НОД
по речевому развитию
в старшей группе
«Составление рассказа по серии сюжетных картин»
Воспитатель:
Самчук Н.Н.
Луганск
2020
Цель: формирование связной речи, воспитание доброты и милосердия
Задачи:
— Закреплять умение составлять рассказ на основе серии сюжетных картин;
— Расширять словарь существительными, глаголами;
— Совершенствовать навыки использования знаков-пиктограмм при составлении рассказа;
— Развивать внимание, зрительную и образную память, логическое мышление;
— Упражнять детей в подборе вариантов названия для рассказа по данным сюжетным картинам;
– Формировать навыки доброжелательности, взаимопонимания, ответственности,
— Воспитывать милосердие, любовь к живой природе, желание оказывать помощь зимующим птицам.
Оборудование: демонстрационный материал — серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» (Н.Е.Ильякова, Серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» — М.:Издательство ГНОМ и Д, 2006), раздаточный материал – картинки с птицами, схемы-пиктограммы, аудиозапись с голосами зимующих птиц, мячик для игры «Один – много», воробей на палочке для зрительной гимнастики, макет кормушки.
Предварительная работа:
— беседы о зимующих птицах,
— кормление птиц в кормушках на участке, рассматривание альбомов «Зимующие птицы», «Что насыпать в кормушку»,
— чтение художественной литературы —
-
стихов Е. Благининой, З. Александровой, О. Веряевой «Стихи о зимующих птицах», А. Яшина «Покормите птиц зимой»,
-
сказки «Чудесные домики, Или Сказка о зиме и птицах» И. С.Сафаргуловой,
-
рассказов «Птичьи кормушки» Л.Воронковой, «Воробей» Е. Чарушина
Ход НОД:
-
Организационный момент
Воспитатель: — Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть вас. Давайте друг с другом поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
— Доброе утро! — Солнцу и птицам!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
— Закройте глаза.
(Звучит аудиозапись звуков зимующих птиц).
— Ребята, что вы слышите?
(Ответы детей)
Воспитатель: — Правильно. Ребята, мы с вами оказались в зимнем парке. И птицы, живущие в этом парке, нам о чем-то пели. Что это за птицы, мы узнаем из загадок.
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».
(Воробей)
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят! (Синицы)
(Дети отгадывают загадки)
Воспитатель: — Но вы знаете, что в парке живет не одна птица, а много птиц.
Сейчас мы поиграем в игру «Один — много». Для этого нам понадобится мячик. Я бросаю мячик и называю птицу, а вы возвращаете мячик со словом МНОГО.
Игра «Один – много» Цель: упражнять детей в использовании названий зимующих птиц в единственном и множественном числе.
Синица — много синиц, ворона — много ворон, снегирь – много снегирей, дятел – много дятлов, клест – много клестов, голубь – много голубей, воробей – много воробьев.
Воспитатель: — А как мы называем всех этих птиц?
(Ответы детей)
Воспитатель: — Почему мы их называем зимующими?
(Ответы детей)
Воспитатель: — Когда мы видим птиц, что они делают?
Игра «Подбери действия». Цель: учить называть глаголы — слова, обозначающие действие предмета – в настоящем времени; расширять глагольный словарь детей.
II. Основная часть занятия
-
Рассматривание серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
Воспитатель: — На сегодняшнем занятии мы узнаем одну очень любопытную историю. А действие этой истории разворачивается на этих четырех картинах.
(Воспитатель помещает на доску сюжетные картины).
-
Беседа по каждой из картин. Воспитатель просит детей отвечать на вопросы полными предложениями.
Картина №1
— Какое время года мы видим на картине? Как вы это узнали?
— Кто главные герои?
— Как одеты дети?
— Кого нашли ребята на снегу?
— Что случилось с птичкой?
— Почему птичка замерзла?
— Что решили сделать дети?
Картина №2
— Чем заняты дети??
— Что мальчик держит в руках?
— Куда дети спрятали воробья?
— Почему дети спешат?
— Куда они направляются?
Картина№3
— Кого мы видим на этой картине?
— Где находятся ребята и птичка?
— Во что одеты дети? Почему?
— А как выглядит воробей?
— Что он делает?
— А что делают дети?
Картина№4
— Кого вы видите на этой картине?
— Что ребята повесили на березу в парке? Зачем?
— Что девочка насыпает в кормушку?
— Где сидит воробей?
— Какое настроение у детей?
3. Физкультминутка «Воробьи»
Воробьи на веточках сидят и на улицу глядят
(дети сидят на корточках, поворачивают голову вправо, влево)
Погулять они хотят и тихонечко летят.
(встают, взмахивают руками)
Увидали крошки, поклевали немножко
(присаживаются на корточки и стучат пальчиками)
Вдруг увидали кота, разлетелись кто куда!
(разбегаются по группе, машут руками)
Полетели, полетели и на стульчики сели.
(садятся на свои рабочие места)
4. Составление рассказа по картине
Воспитатель: — Ребята, составьте свой рассказ по картинам с помощью схем, которые есть у вас на столах.
Пример рассказа.
Зимой на улице холодно, и птицы голодают. Однажды брат и сестра гуляли по парку. Они увидели, как в снегу замерзает воробей. Девочка сняла варежки и своим теплом согрела воробья. Дети взяли птицу и быстро понесли домой в варежке. Дома дети насыпали в блюдце крошки хлеба, и воробей клевал их. Он согрелся и начал весело и благодарно щебетать. Дети выпустили воробья обратно в парк. Мальчик сделал кормушку и повесил ее на дереве. Дети стали кормить других птиц в парке.
5. Д/у «Придумай название»
Воспитатель: — Интересный рассказ у нас получился. А теперь нам нужно придумать название.
Если дети затрудняются, воспитатель предлагает несколько вариантов названий:
Зимой в парке. Птичка. Дети и воробышек. Воробышек. Как помочь птицам зимой? Спасение воробышка.
6. Зрительная гимнастика «Воробей» (птичка на палочке)
За окошком воробей
Прыгает по веткам,
Хочет что – то рассказать
Нашим малым деткам.
Мы поищем глазками
Шустрого воробушка.
Глазки смотрят, ищут птичку.
Где же птичка невеличка?
7. Игра «Какая птица». Цель: закрепить названия зимующих птиц, совершенствовать навыки их распознавания, развивать внимание, наблюдательность.
Воспитатель: — Ребята, предлагаю поиграть в занимательную игру. Выберите ту птицу, которая вам понравилась. Представьте, вы – птицы. Я читаю стихотворение, и вы, когда услышите «о себе», прилетаете на кормушку.
Воспитатель держит кормушку и читает стихотворение. Дети подбегают к кормушке.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
(Включается аудиозапись с птичьим щебетанием, и дети летают по группе. А потом усаживаются на места).
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: — Итак, каких птиц мы сегодня видели?
(Ответы детей).
— А как их называют одним словом?
(Ответы детей)
— Чем мы сегодня занимались на занятии?
— О ком составляли рассказ?
— Чему нас научил рассказ?
(Ответы детей)
Воспитатель: — Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?
(Ответы детей)
Воспитатель: — Ребята, в трудное для птиц время мы с вами не забываем о пернатых. У нас висят кормушки, мы каждый день подкармливаем птиц. А весной и летом они отблагодарят нас: они будут уничтожать насекомых-вредителей и весело петь нам свои чудесные песни.
Автор: Алехина Валерия Дмитриевна
Организация: МБДОУ 251
Населенный пункт: г. Ростов-на-Дону
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………….………………..…..3
Роль обучения рассказыванию по картине в развитии связной монологической речи у детей с ОНР……………………………………………………………………………………………….………..4
Этапы работы по составлению рассказов по картине………………………………………………7
Общие требования к организации работы с картиной………………….……………….10
Требования к рассказам детей………………………………………………………..……11
Общие принципы работы по развитию связной речи………… ……………………….12
Заключение………………………………………………………………………………….13
Список литературы ………………………………….………………………………………14
Приложение………………………………………….……………………………………….15
Пояснительная записка
Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует выявлению творчества и фантазии в изобразительной,
музыкальной, литературной деятельности.
Одной из приоритетных задач обучения в детском саду является развитие связной речи дошкольников. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.
Одним из средств развития связной монологической речи является рассказывание по картине. Именно картины служат наилучшим материалом для этого. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах.
Данная методическая разработка поможет воспитателям в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством рассказывания по картине.
Роль обучения рассказыванию по картине в развитии связной монологической речи у детей с ОНР
Роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи имеет большое значение. К основному методу обучения детей связной монологической речи относятся обучение рассказыванию.
Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у таких детей речевых нарушений и особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работа. Уделяется внимание приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.
В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета («Семья», «Зимние развлечения», «Игры на детской площадке» и т.д.).
2. Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин («Ледоход», «Река замерзла» и др. из тематических серий О.И.Соловьевой, В.А.Езикеевой и т.д.).
3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова («Зонтик», «Тигр и зайчики» и др.), В.Г.Сутеева (серия «Находка» и т.д.), картинный материал В.В.Гербовой.
4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно применять картины «Спасаем мяч», «Шар улетел» и т.д.
5. Описание пейзажной картины.
Последние два вида занятий проводятся также на втором году обучения.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию разных сторон речи детей на занятиях по картинам включает формирование грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря и проводится с учетом особенностей конкретного картинного материала в соответствии с задачами каждого периода обучения.
Этапы работы по составлению рассказов по картине.
I. Подготовительная работа.
Значение подготовительной работы велико: чем тщательнее будет проведена подготовка к рассказыванию, тем меньше сил будет затрачено при составлении рассказа, тем лучше получатся сами тексты.
Виды подготовительной работы:
1.Рассматривание.
Цели: привлечь внимание к картине; способствовать развитию зрительного восприятия. Эффективность этого вида деятельности возрастает многократно при комментировании самих детей, того, что они видят. Педагог должен отойти на второй план и вмешиваться в ситуацию только в том случае, если возникнет необходимость в уточнении названий предметов и явлений, в привлечении внимания детей к деталям картины, оставшимся за пределами зоны обсуждения; а также в том случае, если информация, которой дети обмениваются между собой, неверна.
2. Беседа по картине.
Цели: помочь ребенку проанализировать сюжет; активизировать знания детей об окружающем. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае. Если удается создать у ребенка впечатление. Что его мнение по каждому вопросу интересно педагогу. Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включит в неё следующие виды вопросов:
Вопросы, направленные на:
• анализ сюжета картины;
• пополнение запаса представлений о тех или иных предметах и явлениях, связанных с данной картиной;
• создание стимула к фантазированию;
3. Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине.
Цели: обогатить речь детей литературными речевыми образцами; пополнить знания детей о предметах и явлениях, изображенных на картине. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если педагог соотносит речевые литературные образцы с картиной.
4. Словарная работа.
Цель: обогатить и активизировать словарный запас детей.
* Называние предметов, изображенных на картине, и объяснение их предназначения;
* Построение антонимических пар (игра «Наоборот»);
* Построение синонимических рядов;
* Подбор родственных слов, которые можно использовать при описании картины (с объяснением значения слова в отдельных случаях).
5. Различные игры.
Игры на акцентуацию внимания.
Цели: развивать зрительное восприятие. Зрительную память и зрительное внимание, активизировать словарь
— «Кто внимательный» — Дети поочерёдно заканчивают предложение, начатое логопедом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку, называют детали картины;
— «Найди предмет». Проходит в форме соревнования. Кто больше назовёт живых предметов, неживЭффективностью
— «Кто больше увидит?». Ребёнок называет изображённые на картине предметы определённого цвета, назначения, сделанные из того или иного материала.
— «Классификации»;
Игры на установление связи между предметами.
Цели: научить детей находить связи между предметами, определять причинно-следственные отношения, активизировать словарь.
— «Что с чем?»;
— «Ассоциативные ряды или круги»;
Я соединяю линией два предмета и прошу рассказать, как связаны между собой объекты, которые он соединил. Дети должны вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи. Можно использовать схематичное изображение слов-действий. Очень эффективным будеи обыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей картины с последующим оречевлением.
— «Оживи картину». Я предлагаю детям закрыть глаза и представить, что они попали в картину. Что вы слышите? (показываю символ «ухо»). «Пройдите» по картине, «дотроньтесь» до предметов, которые вам попадаются на пути. Что вы почувствовали? (показываю символ «рука»). Вдохните запах. Какие запахи вы почувствовали? (показываю симовл «нос»). Попробуйте на вкус. Какие у вас возникли вкусовые ощущения? (показываю символ «рот-язык»).
Сенсорные игры.
— «Сенсорная копилка». Скажите, какой предмет? Что ещё такое же? Дети придумывают метафоры и сравнения по моделям.
— «Было – будет» Ребёнок выбирает любого героя картины. Придумай, что он делал раньше (до появления на картине), что будет делать потом;
— «Я — другой». Выберите героя, скажите в каком он настроении (состоянии). Расскажите, какими он видит предметы или события в таком состоянии. Теперь настроение у него изменилось? Какими теперь он видит окружающее.
— «Раскрась так же»;
Языковые игры.
— «Скажи ласково»;
— «Я — Мы» — образование множественного числа;
— «Действия»;
— «Поэты» — подбор рифмы;
— «Доскажи словечко»
II. Репродуктивный вид рассказывания (воссоздающий, использующий опору)
1. Описательные рассказы.
• Описания предмета по образцу;
• Описание предмета по вопросам логопеда:
• Описательный рассказ по схеме;
• Описательный рассказ по сенсорным символам;
• Описательный рассказ по мнемотаблице;
• Описательные рассказы по цветовым символам.
2. Сравнительно-описательные рассказы.
• Сравнительное описание по аналогии.
• Сравнительное описание по вопросам;
• Сравнительное описание по схеме;
3. Описание картины
• по традиционной методике.
• по системе ТРИЗ;
• по вопросам логопеда;
• по плану;
• частичное описание картины;
• с помощью ориентировочных схем;
• с помощью схематично изображенных деталей;
4. Описание динамического сюжета по картине
Составление рассказа:
• по опорным словам;
• по аналогии;
• по сюжетной картине и стихотворению;
• по предложениям, составленным из опорных слов;
• по картографической схеме (методика В.К.Воробьевой)
III. Творческий вид рассказывания.
Придумывание:
• начала рассказа;
• конца рассказа;
• рассказ от имени какого-либо живого предмета, от первого лица;
• рассказ от имени неживого предмета (оживление неживого предмета);
• придумывание сказки (кантоминация);
• придумывание рассказа на тему.
• аналогично составляется рассказ по пословице и картине.
При работе с рассказами необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать нужно только еще одним вопросом, или двумя. Количество вопросов пропорционально мастерству логопеда.
2. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
3. Перед занятием тщательно посмотрите конспект еще раз. Вопросы по картине должны быть лаконичными и точными.
4. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Полный текст статьи см. в приложении.
Приложения:
- file0.docx.. 2,7 МБ
Опубликовано: 17.11.2021
МДОУ Кизильский детский сад, комбинированного вида № 3 «Солнышко».
Конспект в старшей группе.
Составление творческих рассказов по картине
«Брат и сестра»
Составила и провела:
воспитатель Баранова Н.С.
Программное содержание
Образовательная задача:
Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и понимать ее содержание.
Речевые задачи:
- развитие связной речи:
- рассказы по сюжетной картине
- формирование словаря:
- прием «вхождения в картину» давать образные характеристики объектов и действий.
- формирование грамматического строя речи:
— слова в предложениях
-прилагательные с существительными
- с уменьшительно, ласкательным суффиксом в игре «Назови ласково»
- звуковая культура речи:
Закреплять умение отчетливо и внятно произносить скороговорку.
Развивающие задачи: продолжать развивать воображение, мышление
Воспитательная задача:
Воспитывать интерес к предметам, выходящим за пределы ближайшего окружения.
Используемые технологи
ТРИЗ, игровая
Материал к занятию
Картина под названием «брат и сестра», круги со схематичным изображением отдельных объектов, доска , картинка мальчик , и девочка , волшебная палочка, сундучок.
Предварительная работа
«В какие игры можно играть весной», рассматривание картинок, иллюстраций на данную тему.
Ход непосредственно организованной деятельности
Организационный момент.
Цель: Развитие эмоций, слухового восприятия, мышления, и зрительного восприятия.
Собрались ребята в круг .
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся .
Ребята к нам сегодня пришли гости давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).
Ребята сегодня что- то произойдёт и будет волшебным, вы любите волшебство , кто мне скажет с помощью чего можно совершать волшебство ? (ответ детей)
Правильно, это волшебная палочка.
А ещё нам нужен «волшебный сундучок» с помощью «волшебной палочки»
Давайте посмотрим , что там лежит ?
Но с начало, я загадаю вам загадку, а вы будьте внимательными и угадайте, о чём, я загадала.
Как хорошо привольно жить !
Играй – и некуда спешить!
Устал на улице играть-
Иди купаться, загорать
Всё в мире солнышком согрето,
Пришло оно, настало ….(лето)
Развивающая разминка : «Вспомни и назови» ( игра с «волшебной палочкой»).
До кого прикоснётся «волшебная палочка» и кто , кто правильно даст ответ тот садится.
Какое сейчас время года?
Какой летний месяц первый?
Назови второй месяц лета?
Назови третий месяц лета
Какие игры летние развлечения вы знаете?
Какое сейчас время суток?
Какой день недели сегодня?
Какой будет завтра?и т.д.
Игра «волшебный сундучок» ( там лежат картинки мальчик, девочка, качеля , маленькая картина «брат и сестра»
Ребята эти герои с этой маленькой картины. Они просят вас о помощи им хотелось бы вернуться в картину , чтобы мы могли их рассмотреть .
А у нас с вами для этого есть «волшебная палочка»
Вы сейчас закроете глаза .
В руку палочку возьму
Ей тихонько я взмахну
1, 2 , 3 открываем глазки мы!
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас вновь встреча с картиной
( дети садят на стульчиках)
Воспитатель: И в гостях у нас Волшебник «Дели – Давай — кА». Мы с вами знаем, что «Дели – Давай – кА» умеет все на свете делить на части. Он нам поможет поделить нашу картину на множество частей.
Игра с « подзорной трубой»
Воспитатель касается «волшебной палочкой» детей и дети из пальчиков показывают подзорные трубы , через которые можно увидеть живые объекты и не живые объекты .
Игры « кто в кружочке живёт»
Возьмем в руки бинокли и посмотрим на картину. Смотрим так, чтобы увидеть только один предмет, и помним правило: не называть тот объект, который уже увидели и назвали.
Что, ты Саша видишь?
(дети называют отдельные объекты, схематичные изображения которых выставляются на доску)( мальчик, девочка, качеля , небо, облока , кусты, трава, цветы, птицы, )
Воспитатель: Ребята, наша картина будет скучна, не красочна, если мы с вами ее не «раскрасим», не опишем объекты, не скажем, какими мы их видим.
А чтобы сделать это мы поиграем в игру: «Скажи какой?»
Например, мальчик какой ? – весёлый, играющий , радостный, красивый.
( трава, цветы, небо, , куст, девочка, мальчик, птицы, парк , )
Молодцы, ребята, вы увидели и описали все основные объекты нашей картины. А сейчас выйдем на лужайку и поиграем
Физкультминутка:
1, 2, 3 выросли цветы
К солнцу потянулись высоко:
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал стебелёчки качал
Влево качнулись – низко прогнулись
Вправо качнулись – низко прогнулись
Ветерок убегай
Ты цветочки не сломай!
Пусть они растут , растут,
Детям радость принесут!
Воспитатель: Ребята, вы помните, что волшебник «Дели – Давай – кА» может еще все и объединять. Ведь не дело, что мы картину разобрали на части, а обратно собрать забыли. Пришла пора наводить порядок – соединить, объединить части в целое. Соединим два кружочка и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в кружочках и при этом не забудем про то, как мы описали эти объекты.
Например: «трава, цветы – их можно объединить, потому что в траве растут цветы, тогда предложение получится такое: в зеленой, высокой траве растут желтые, маленькие цветы.
Скажи, Кирилл , какие два объекта можно соединить?
(дети называют объекты и высказывают свои суждения об их взаимосвязи, даю положительную оценку их высказываниям)
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на картину и проверим, все ли объекты мы соединили. Молодцы, ребята вы объединили все объекты, составили множество предложений, объясняя их взаимосвязь
А сейчас, ребята, наш волшебник поможет нам попасть в картину, и мы поиграем в игру «Слушай-ка — Чувствуй-ка» Закройте глаза на минуточку.
Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами?
Что вы слышите?
А теперь откройте глаза и скажите: Что вы слышали?
(выслушиваются ответы детей)
А сейчас походим тихонько по нашей картине.
Что вы почувствовали?
(выслушиваются ответы детей)
Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось вам на пути.
Что вы почувствовали теперь?
Что теперь можно сказать об объектах?
(выслушиваются ответы детей)
А теперь вдохните запах, того что вас окружает.
Какие запахи вы почувствовали?
Попробуйте, что- то пожевать, если это не вредно.
Какие вкусовые ощущения добавились?
Ребята, а можете вы мне сказать какое время года в нашей картине?
А какое время дня, какая часть суток в картине?
(выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: действительно, на картине изображено лето, потому что всюду яркая , свежая зелень , ясный день, погода тёплая, солнечная .
А теперь закроем глаза, и волшебник поможет нам выйти из картины.
Ребята, мы так много говорили и знаем о картине, что я думаю, сможем быстро составить рассказы по этой картине.
(Предлагаю детям составить рассказы по фрагментам картины, обвожу указкой фрагмент, дети составляют короткие рассказы.)
Воспитатель: Посмотрите на детей , посмотрите на качелю куда пришли дети, и расскажите о ней.
(при необходимости даю образец рассказа, выслушиваю рассказы детей, 2 -3 человека, даю положительную оценку)
Воспитатель: Скажите, ребята, какое название подойдет этой картине?
(выслушиваю предположения детей)
Какой можно придумать конец нашему рассказу?
Дидактическая игра:
«Назови ласково»
( цветок, лист, облако, куст, трава, поляна, лес, березка, рука, нога, птица, ветка, стебель).
Ребята волшебная благодарит вас за помощь ,за то , что вы помогли вернуться героям картины в « волшебную картину»
Сейчас я каснусь вас «волшебной палочкой» и вы снова окажитесь в группе
В руки полочку возьму
Ей тихонько я взмахну
1, 2, 3 снова в группе мы !
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня работали и у вас получились хорошие рассказы.
В свободное время вы сможете нарисовать рисунки к своим рассказам, это и будут иллюстрации в нашей книге.
Приложение
Куст – зеленый, большой, ветвистый, с коричневыми ветками, со свисающими ветками
Качеля- большие, расписные , деревянные сиденья , металлические ручки, толстые канаты.
Небо — светлое, голубое, нежное
Облака — белые, пушистые, плывущие
Девочка – красивая, веселая, радостная, нарядная, играющая.
Мальчик – веселый, радостный, игривый, храбрый.
Дети – веселые, играющие, радостные.
Цветы – маленькие, желтые, белые, с зелеными
стебельками и листочками, красивые.
Парк – зеленый, дальний, густой.
У девочки – длинные , светлые , вьющиеся волосы, заплетённые в косу , связанный жёлтым красивым бантом, красная кофточка , с длинными рукавами , красивая пышная юбочка с жёлтой ленточкой .
У мальчика – короткие , светло — русые волосы футболка красного цвета, шорты синие , широкий жёлтый ремень.
Птицы – маленькие , красивые, звонкие щебечущие, с маленьким клювом на голове , с крыльями, и хвостом.