С какого времени начинается рассказ в летописи

Что такое летописи? летописи, исторические произведения xi-xvii вв., в которых повествование велось по годам. рассказ о событиях каждого года в

Что такое летописи?

Летописи, исторические
произведения XI-XVII вв., в которых повествование
велось по годам. Рассказ о событиях каждого года
в летописях обычно начинался словами: “в лето”
— отсюда название — летопись. Слова “летопись”
и “летописец” равнозначащи, но летописцем мог
называться также и составитель такого
произведения. Летописи — важнейшие исторические
источники, самые значительные памятники
общественной мысли и культуры Древней Руси.
Обычно в летописи излагалась русская история от
ее начала, иногда летописи открывались
библейской историей и продолжались античной,
византийской и русской. Летописи играли важную
роль в идеологическом обосновании княжеской
власти в Древней Руси и пропаганде единства
русских земель. Летописи содержат значительный
материал о происхождении восточных славян, о их
государственной власти, о политических
взаимоотношениях восточных славян между собой и
с др. народами и странами.

Характерной чертой летописи
является вера летописцев во вмешательство
божественных сил. Новые летописи составлялись
обычно как своды предшествующих летописей и
различных материалов (исторических повестей,
житий, посланий и пр.) и заключались записями о
современных летописцу событиях. Литературные
произведения вместе с тем использовались в
летописях в качестве источников. Предания, былины,
договоры, законодательные акты, документы
княжеских и церковных архивов также вплетались
летописцем в ткань повествования. Переписывая
включаемые в летопись материалы, он стремился
создать единое повествование, подчиняя его
исторической концепции, соответствовавшей
интересам того политического центра, где он
писал (двор князя, канцелярия митрополита,
епископа, монастыря, посадничья изба и т.п.).
Однако наряду с официальной идеологией в
летописях отображались взгляды их
непосредственных составителей. Летописи
свидетельствуют о высоком патриотическом
сознании русского народа в XI-XVII вв. Составлению
летописей придавалось большое значение, к ним
обращались в политических спорах, при
дипломатических переговорах. Мастерство
исторического повествования достигло в них
высокого совершенства. Списков летописей дошло
не менее 1500. В их составе сохранились многие
произведения древнерусской литературы: “Поучение”
Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”,
Хождение за три моряАфанасия
Никитина
и др. Древние летописи XI-XII вв.
сохранились только в позднейших списках.
Древнейший список летописей с датой — краткий
летописец Константинопольского патр. Никифора,
дополненный русскими статьями до 1278,
содержащийся в Новгородской кормчей 1280. Наиболее
известный из ранних летописных сводов, дошедший
до нашего времени, — “Повесть временных лет”. Ее
создателем считают Нестора — монаха
Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой
труд около 1113 года.

В Киеве в XII веке летописание
велось в Киево-Печерском и
Выдубицком
Михайловском монастырях,
а также при княжеском
дворе. Галицко-волынское летописание в XII в.
сосредоточивается при дворах галицко-волынских
князей и епископов. Южнорусское летописание
сохранилось в Ипатьевской летописи, которая
состоит из “Повести временных лет”, продолженной
в основном киевскими известиями (кончая 1200), и
Галицко-Волынской летописи (кончая 1289-92). Во
Владимиро-Суздальской земле главными центрами
летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и
Переяславль. Памятником этого летописания
является Лаврентьевская летопись, которая
начинается “Повестью временных лет”,
продолженной владимиро-суздальскими известиями
до 1305, а также Летописец
Переяславля-Суздальского (изд. 1851) и
Радзивилловская летопись, украшенная большим
количеством рисунков. Большое развитие получило
летописание в Новгороде при дворе архиепископа,
при монастырях и церквах.

Монголо-татарское нашествие
вызвало временный упадок летописания. В XIV-XV вв.
оно вновь развивается. Крупнейшими центрами
летописания являлись Новгород, Псков, Ростов,
Тверь, Москва. В летописных сводах отражались гл.
образом события местного значения (рождение и
смерть князей, выборы посадников и тысяцких в
Новгороде и Пскове, военные походы, битвы и т.д.),
церковные (поставление и смерть епископов,
игуменов монастырей, постройка церквей и пр.),
неурожай и голод, эпидемии, примечательные
явления природы и др. События, выходящие за
пределы местных интересов, отражены в таких
летописях слабо. Новгородское летописание XII-XV
вв. наиболее полно представлено Новгородской
Первой летописью старшего и младшего изводов.
Старший, или более ранний, извод сохранился в
единственном Синодальном пергаменном
(харатейном) списке XIII-XIV вв.; младший извод дошел
в списках XV в. В Пскове летописание было связано с
посадниками и государственной канцелярией при
соборе Троицы. В Твери летописание развивалось
при дворе тверских князей и епископов.
Представление о нем дают Тверской сборник и
Рогожский летописец. В Ростове летописание
велось при дворе епископов, и летописи, созданные
в Ростове, отражены в ряде сводов, в т.ч. в
Ермолинской летописи к. XV в.

Новые явления в летописании
отмечаются в XV в., когда складывалось Русское
государство с центром в Москве. Политика
московских вел. князей нашла свое отражение в
общерусских летописных сводах. О первом
московском общерусском своде дают представление
Троицкая летопись н. XV в. (исчезла при пожаре 1812) и
Симеоновская летопись в списке XVI в. Троицкая
летопись кончается 1409. Для составления ее были
привлечены разнообразные источники:
новгородские, тверские, псковские, смоленские и
др. Происхождение и политическая направленность
этой летописи подчеркиваются преобладанием
московских известий и общей благоприятной
оценкой деятельности московских князей и
митрополитов. Общерусским летописным сводом,
составленным в Смоленске в к. XV в., была т.н.
Летопись Авраамки; др. сводом является
Суздальская летопись (к. XV в.).

Летописный свод, основанный на
богатой новгородской письменности, “Софийский
временник”, появился в Новгороде. Большой
летописный свод появился в Москве в к. XV — н. XVI вв.
Особенно известна Воскресенская летопись,
кончающаяся на 1541 (составление осн. части
летописи относится к 1534-37). В нее включено много
официальных записей. Такие же официальные записи
вошли в обширную Львовскую летопись, включившую
в свой состав “Летописец начала царства царя и
великого князя Ивана Васильевича”, до 1560. При
дворе Ивана Грозного в 1540-60-х был создан
Лицевой летописный свод, т.е. летопись,
включающая рисунки, соответствующие тексту.
Первые 3 тома Лицевого свода посвящены всемирной
истории (составленной на основании
“Хронографа” и др. произведений), следующие 7
томов — русской истории с 1114 по 1567. Последний том
Лицевого свода, посвященный царствованию Ивана
Грозного, получил название “Царственной книги”.
Текст Лицевого свода основан на более ранней —
Никоновской летописи, представлявшей огромную
компиляцию из разнообразных летописных
известий, повестей, житий и пр. В XVI в. летописание
продолжало развиваться не только в Москве, но и в
др. городах. Наиболее известна
Вологодско-Пермская летопись. Летописи велись
также в Новгороде и Пскове, в Печерском монастыре
под Псковом. В XVI в. появились и новые виды
исторического повествования, уже отходящие от
летописной формы, — “Книга степенная царского
родословия” и “История о Казанском царстве”.

В XVII в. происходило
постепенное отмирание летописной формы
повествования. В это время появились местные
летописи, из которых наиболее интересны
Сибирские летописи. Начало их составления
относится к 1-й пол. XVII в. Из них более известны
Строгановская летопись и Есиповская летопись. В
к. XVII в. тобольским сыном боярским С.У. Ремезовым
была составлена “История Сибирская”. В XVII в.
летописные известия включаются в состав
степенных книг и хронографов. Слово “летопись”
продолжает употребляться по традиции даже для
таких произведений, которые слабо напоминают
Летописи прежнего времени. Таким является Новый
летописец, повествующий о событиях к. XVI — н. XVII
вв. (польско-шведская интервенция и крестьянская
война), и “Летопись о многих мятежах”.

М.Н. Тихомиров


Какие есть летописи?

Александро-Невская
летопись (Данилевский И.Н.)

Баркулабовская летопись (Дмитриев Л.А.)

Великоустюжские летописи  —
летописи по истории города Великого Устюга.

Витебская летопись

Вологодские летописи — ряд
кратких вологодских летописей.

Вологодско-Пермская летопись
— общерусский летописный свод.

Воскресенская летопись —
общерусский летописный свод.

Галицко-Волынская
летопись (Каштанов С.М.)

Густынская летопись
(1300-1597 гг.)

Иоасафовская летопись —
русская летопись 16 века; названа по имени митрополита Иоасафа.

Ипатьевская летопись.

Львовская летопись
— летописный свод, охватывающий события с
древнейших времен до 1560 года.

Лицевой летописный свод — летописный
свод 2-й половины XVI века. Состоял из 10 тт., содержавших около
9 тысяч листов, украшенных 16 тыс. миниатюр.
Создание свода длилось с перерывами более 3
десятилетий. Его можно разделить на 3 части: 3 тома
хронографа, содержащего изложение всемирной
истории от сотворения мира до Х века, летописание
«лет старых» (1114-1533) и летописание «лет новых» (1533
— 1567). В разное время созданием свода руководили
выдающиеся государсвтенные деятели (члены
Избранной рады, митрополит Макарий, окольничий
А.
Ф. Адашев
, священник Сильвестр, дьяк И. М.
Висковатый и др.). В 1570 работы над сводом были
прекращены.

Лизогубовская летопись
(до 1737 года).

Летопись Авраамки.

Летописец великий
русский (Кучкин В.А.).

«Летописец начала
царства царя и великого князя Ивана Васильевича» (Шмидт С.О.).

Летописец
Переяславля-Суздальского (Кузьмин А.Г.).

Летописец
Соловецкий (Сергеев В.И.).

Лаврентьевская
летопись (Каштанов С.М.).

Летописи
белорусско-литовские (Назаров В.Д.).

Московский свод 1479 года (Кучкин В.А.).

Нижегородский летописец (Кучкин В.А.).

Никаноровская летопись (Кучкин В.А.).

Никоновская летопись
(Сахаров А.М.)

Новгородские летописи
(Кузьмин А.Г.)

Новый летописец (Назаров
В.Д.)

Общерусские летописные
своды.

Строгановская летопись
(Сергеев В.И.).

Суздальская летопись (Кучкин В.А.).

Супрасльская летопись —
сборник летописных текстов 1-й половины 16 века.

Супрасльский список  —
текст белорусско-литовской летописи в сборнике, переписанном в 1519 году.

Типографская летопись —
общерусский летописный свод.

Троицкая летопись — русский
летописный свод начала 15 века.

“Летописец русских
царей”,
летописный памятник, сохранившийся в рукописи XV
в. Начало летописца (до 907) имеется еще в одном
списке XV в. Собственно “Летописец русских
царей” охватывает события 1138-1214. Летопись была
составлена в 1216-1219 и является одной из древнейших
из числа дошедших до наших дней. В основу
летописца положен владимирский летописный свод
н. XIII в., близкий Радзивилловской летописи. Этот
свод был переработан в Переяславле-Суздальском
(Залесском) с привлечением местных и некоторых
других известий.

XV

Никаноровская летопись
русская летопись конца XV века. Названа
по имени владельца — епископа Никанора.
Сходство Никаноровской летописи с
Вологотско-Пермской дает основание
предполагать, что она была составлена
при дворе вологодского-пермских
епископов в конце XV века как общерусская
ооснова местной летописи. в
Никаноровской летописи события
излагаются с IX века по 1472 год. Источники:
Софийская первая летопись старшего
взвода и Московский свод 1472 года.
Составитель летописи занимал
промосковскую позицию.  

XV

Новгородская судная грамота
— судебный кодекс Новгородской
феодальной республики XV века, дошедший в
редакции 1471 года в единственном
экземпляре (без конца) в составе
рукописного сборника середины 1470-х
годов. Юридическими источниками грамоты
явились статьи Русской Правды и местное
новгородское право более позднего
происхождения. Отдельные нормы
Новгородской судной грамоты
перекликаются с некоторыми нормами
псковской судной грамоты и судебными
порядками Северо-восточной Руси. Она
состоит из разновременных частей и
посвящена судоустройству и
судопроизводству в Новгороде Великом. В
ней определены компетенция суда
архиепископа. посадника, тысяцкого,
великокняжеского наместника и тиуна,
указаны размеры судебных пошлин,
рассмотрены различные судебные казусы.
Особое внимание уделено разбору
земельных тяжб. Помимо интересов
господствующих классов Новгорода (бояр,
житьих людей и др.), Новгородская судная
грамота отразила также политику Ивана III
Васильевича по ограничению произвола
новгородского боярства в пользу
великокняжеской власти (50 рублей штраф с
боярина в случае клеветы на судей и т.п.).
Новгородская судная грамота послужила
одним из источников Белозерской
уставной грамоты 1488 года и Судебника 1497
года. 

XV век

Радзивилловская летопись — русский
летописный свод, близкий по содержанию к
Лаврентьеиской летописи. Начинается со времени
расселения славян и заканчивается 1205 годом.
Относится к владимирско-суздальским летописям. Дошла до нас в
списке кон. XV в. (видимо копия списка XIII в.},
который принадлежал лит. кн. Б. Радзивиллу, а
затем Кенигсбергской библиотеке. Содержит 617
красочных миниатюр, является ценным источником
для изучения материальной культуры, истории и
искусства Древней Руси. 

XV век

Рогожский летописец — древнерус.
летопис. свод XV в. Открыт Н. П. Лихачевым в кон. XIX в.
в собрании рукописей Рогожского кладбища в
Москве. Рогожский летописец составлен путём
соединения мат-лов из сводов разного
происхождения и политич. ориентавии. Охватывает
события от расселения славян до 1412 г. Первая
часть (до 1288) сходна с Летописью Авраамки и
Летописцем епископа Павла и восходит вместе с
ними к краткому извлечению из Новг.-Софийск.
свода 30-х гг. XV в. Вторая часть (до 1327) сходна с
известиями Твер. сборника. Третья часть (1328 -1374)
представляет собой компиляцию Твер. летописи,
близкой к Симоновской. Четвертая часть (1375 — 1415)
схожа с Симоновской летописью. Рогожский
летописец содержит ряд уникальных сведений,
особенно за XIV в., не подвергшихся промоск.
обработке и освещающих политич. развитие рус.
земель с точки зрения твер. летописцев. 

Летопись Нестора — написанная во 2-й
половине XI — начале XII вв. монахом Киевского
пещерного (печерского) монастыря Нестором
хроника, исполненная патриотической идей русского
единения. Считается ценным историческим
памятником средневековой Руси.

1407-1414

Псковская судная грамота — важный
документ средневекового Пскова, состоящий из 2
частей: грамоты великого князя тверского
Александра Михайловича
и грамоты князя Константина Дмитриевича,
княжившего в Пскове в 1407 — 1414 годы. С добавлениями,
сделанными позже, Псковская судная грамота была
утверждена на вече в 1467 году. Она определяла
судебные права князя, посадника, новгородского
наместника, владыки, княжих и вечевых чиновников,
судопроизводство, трактовку уголовных
преступлений, имущественных прав и их нарушений,
различного рода обязательств и права наследства.
Даёт достаточно полную картину жизни тогдашней
Псковская феодальная
республики

Далее читайте:

Митрополит Иоанн (Снычев). Православное
мировоззрение в русской летописной традиции.

Лицевые летописи
(определение)

Александр Цыганков. Лекция «Повесть временных лет: как и зачем писались летописи в Древней Руси?» // Библиотека-Музей Дом Лосева [43:02]

Критика Повести временных лет. Игорь Данилевский. Родина слонов № 116 [50:51]

Повесть временных лет (Ужанков Александр Николаевич

доктор филологических наук, кандидат культурологии, теоретик и историк русской литературы и культуры Древней Руси.

Лекции по истории русской литературы, прочитанные в культурно-просветительском Центре во имя Иоанна Златоуста) 15.03.2012 [2:02:34]

Повесть временных лет (ПВЛ) — наиболее ранний из сохранившихся летописных сводов Руси.

[править] Общие сведения

Традиционно считается, что летопись составлена монахом Нестором в Киеве в XII в. (около 1113 года). Описывает историю Руси с IX по XIII век. Этот свод известен в составе ряда других летописных сводов, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевская летопись 1377 года и Ипатьевская летопись 1420-х. Летопись вобрала в себя большое количество повестей, легенд, устных поэтических преданий о различных исторических лицах и событиях начальной истории Руси. Исследователи XVIII—XIX вв. считали Нестора первым летописцем, а ПВЛ — первой летописью на Руси, но более тщательное изучение показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие ПВЛ, а сама повесть не является единственным произведением.

«Повесть» описывает события всего региона, где в те времена жили восточные славяне и балты. Произведение делится на две части. Первая — без хронологии — ведет рассказ от времен библейского праотца Ноя, который единственный из своей семьей спасся в ковчеге после Всемирного Потопа. Сыновья Ноя — Сим, Хам, Афет (Яфет) — разделили между собой всю освобожденную от воды землю. Славяне являются потомками Афета: они, как и греки, германцы, балты, принадлежат к общей семье европейских народов.

Нестор интересуется судьбой славянских народов в далеком прошлом — в V—VI веках, говорится о расселении восточных славянских племен в бассейне больших рек. На самом деле речь идет не об отдельных племенах, а о довольно больших союзах, которые включали в себя по 120—150 различных родов и племен. Нестор объясняет некоторые их названия, например, те, что «сели» в лесах, называются древлянами, а те, что по реке Двине — полочанами — от речки Палаты, которая впадает в Двину. От них же происходят и кривичи, что «сели» по Волге, в верховьях Двины и в верховьях Днепра. Рассказ о расселении славянских племен в основном совпадает с современными археологическими данными.

Подчеркивая родство славянских племен, Нестор отмечает и различия между ними как в происхождении, так и в культуре. Радимичи и вятичи, подчеркивает он, из рода ляхов, у которых было два брата Радим и Вятка. Радим со своим родом «сел» по реке Сож, а Вятка — по Оке.

Вторая часть летописного свода — хронологическая. Изложение материала ведется уже по годам. В результате складывается впечатление об истории как о непрерывный, последовательной цепи событий. Летопись официально начинает историю Древней Руси с 862 года — от конкретного события: приглашения жителями Новгорода Рюрика.

В летописи изложение довольно лаконично и почти без комментариев.

[править] Редакции произведения

Основой произведения является не сохранившейся древний летописный свод, в котором приводятся события до 1037 года. Эта часть произведения была написана во времена княжения Ярослава Мудрого.

Первую редакцию свода сделал крупный церковный и политический деятель Руси Никон, который продолжил события до 1073 года, внеся литературную запись о призвании варягов. С 1061 года им даются точные сведения.

Вторая редакция получила название Начального свода, события были доведены до 1093 года и дополнены новгородскими сведениями. Его автор в условиях ослабления Киевского государства стремится дать положительную оценку первым киевским князьям, высоко оценить их военные заслуги.

Третью редакцию сделал около 1113 года Нестор в Киево-Печерском монастыре. Нестор впервые попробовал связать историю восточных славян с историей всего человечества, создал своеобразную историческую концепцию.

[править] Структура

«Повесть временных лет» построена на методологических приемах античной историографии, определенных в II в. до н. э. греческим историком Полибием. Они предусматривали три правила: знание исторических вложений предшественников, широкий обзор географии исследования, связь событий прошлого и настоящего. Как и Фукидид и Аристотель, Нестор основное внимание уделял описанию политических и военных событий. Влияние античной традиции очень четко чувствуется тогда, когда летописец вкладывает в уста своих персонажей античные афоризмы, например, «мать городов русских». С другой стороны, очевидны принципы и подходы, характерные для средневековой методологии. Во многих случаях летописец объясняет события и действия людей со ссылкой на Слово Божие. Методологическая структура летописного свода состоит из пояснительной (главной) и провиндециальной (вспомогательной) истории. Пояснительная история строится на принципах закономерности, истины и правды.

[править] См. также

  • Наука в Киевской Руси

[+]

Древнерусское государство

Русь (народ, этногенез) · Рюрик · Рюриковичи
Переломные события
истории
Призвание варягов (взаимодействие, норманны в Новгороде) · Крещение Руси · Съезд князей в Любече · Монголо-татарское нашествие 
Летописные племена и народы славянские: белые хорваты · болоховцы · древляне · дреговичи · дулебы (волыняне) · вятичи · кривичи · поляне · радимичи · северяне · словене ильменские · тиверцы · уличи;

финно-угорские: весь · меря · мурома · чудь заволочская · черемисы, мордва, пермь, печера, емь, нарова, ливы;
балтские: голядь · литва · летьгола · зимигола · корсь · ятвяги;
прочие: берендеи · кенааниты 

Киевские правители
до распада Киевского
государства (1132)
Аскольд и Дир · Олег Вещий · Игорь Рюрикович · Ольга · Святослав Игоревич · Ярополк Святославич · Владимир Великий · Святополк Окаянный · Ярослав Мудрый · Изяслав Ярославич · Всеслав Брячиславич · Святослав Ярославич · Всеволод Ярославич · Святополк Изяславич · Владимир Мономах · Мстислав Великий 
Значимые войны
и битвы
Война Песаха с Русью · Походы Руси против Византии (860, 907) · Каспийские походы русов (864−884, 913) · Битва под Любечем · Битва на реке Буге · Битва на реке Альте (1019) · Битва на реке Немиге · Битва на реке Альте (1068) · Битва на реке Стугне · Битва на реке Калке · Битва на реке Сити · Древлянская война · Война Олега с Хазарией 
Основные княжества
в XII—XIII веках
Владимиро-Суздальское · Галицко-Волынское · Киевское · Муромское · Новгородская земля · Новгород-Северское · Переяславское · Полоцкое · Рязанское · Смоленское · Туровское · Черниговское 
Общество Язычество славян · Двоеверие · Дипломатия · Христианство на Руси · Вече · Дружина · Изгнание евреев · Наука · Флот 
Ремесла и экономика Вира · Дань хазарам · Занятия евреев · Ремёсла в Древней Руси · Древнерусское лицевое шитьё · Сельское хозяйство · Торговля с Хазарией 
Культура Древнерусский фольклор · Святая Русь · Русская иконопись 
Литература Русская Правда · Слово о законе и благодати · Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника · Слово о погибели Русской земли 
Зодчество Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода · Крестово-купольные храмы Древней Руси

История создания

«Повесть временных лет» представляет собой наиболее ранний из дошедших до нашего времени памятников исторической древнерусской письменной хроники. Эта летопись датируется примерно XII веком. Летопись была составлена в Киеве, на сегодня есть несколько редакций летописи с незначительными несоответствиями в тексте.
Замечание 1

Это произведение названо по первой его фразе «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».

Считается, что автором «Повести временных лет» является монах Киево-Печерской лавры по имени Нестор. Нестор был известным агиографом XI-XII веков. В XVIII веке ученые считали, что Нестор был первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» – первая древнерусская летопись. Однако позже ученые пришли к выводу, что были и более ранние древнерусские литературно-исторические источники.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа «Повесть временных лет», краткий анализ 460 руб.
  • Реферат «Повесть временных лет», краткий анализ 280 руб.
  • Контрольная работа «Повесть временных лет», краткий анализ 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Следует отметить, что на сегодняшний день не сохранилась «Повесть временных лет» в виде отдельной книги. До наших дней дошла вторая редакция летописи в тексте Лаврентьевской летописи и третья редакция в тексте Ипатьевской летописи.

Источником для автора первой редакции послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы.

По мнению русского историка и лингвиста А.А. Шахматова первая редакция «Повести временных лет» была написана монахом Нестором примерно в 1110-1112 годах, вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в 1116 году, третья редакция была составлена по просьбе новгородского князя Мстислава Владимировича в 1118 году.

Анализ «Повесть временных лет»

Объединение древнерусских летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестором (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи — «Повести вре­менных лет».

Потребности развивающегося государственного само­сознания ставили перед летописью проблемы, которые Нестор обозначил в ее заголовке: «…откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Отношение летописца к прошлому Руси было проник­нуто эпическим пафосом. Он воссоздавал в оригинальной манере русского летописного рассказа общеизвестные в его время эпические предания.

Рассказы летописи о мести княгини Ольги древлянам за убийство ее мужа Игоря насыщены фольклорными мотивами многих народов. Осадив древлянский город Искоростень, Ольга потребовала от горожан вместо дани по три голубя и по три воробья со двора. По ее приказу птицы были отпущены с привязанным к каждой из них зажжен­ным трутом и, вернувшись в свои гнезда, сожгли город.

Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действи­тельностью. Таков рассказ о князе Святославе Игоревиче, который «легько ходя, аки пардус (гепард), войны многие творяни. …И посылаше к странам, глаголя:«хочу на вы ити» (964 г.)

Для стиля летописания характерна прямая речь героев, нередко и живой диалог. Образцом для позднейших кня­жеских речей служила образная речь Святослава к дружине перед битвой с превосходящими силами византийцев: «Уже нам некамося дети, волею и неволею стати противу. Да не посрамим земле Русские, но ляжем костьми, мертвые бо срама не имам…» (971 г.)

Главной темой летописания была тема Русской земли, ее единства и могущества. Эта тема получила различные формы выражения: эпическую и публицистическую. По представлениям летописцев, история вершилась по воле божьей деяниями князей, а эти деяния оценивались так или иначе в зависимости от того, насколько они отвечали государственно-патриотическим идеалам эпохи. Отдален­ное прошлое отражалось в идеализированных повествова­ниях о первых князьях.

Тогдашняя действительность получила в летописи ост­рые нравственно-политические оценки, в которых осужда­лись княжеские раздоры, начавшие со второй половины XI века угрожать целостности страны. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. Когда феодальное расчленение Киевской Руси стало признанным фактом, общерусские государственные идеи стали прояв­ляться в летописи еще более ясно. Тема обороны Руси от половцев связывалась в летописи не только с протестом против междоусобной борьбы князей, но и с оценкой положения крестьян, страдавших от набегов внешних вра­гов.

«Повесть временных лет», как и продолжающее ее летописание, занимает высокое место в средневековой хронографии. Широта исторического и политического кру­гозора, осознание родства славянских народов, понимание государственных интересов Киевской Руси, стремление осмыслить современность при помощи сопоставления ее с прошлым, высокий патриотический пафос — все эти осо­бенности выделяют «Повесть временных лет» среди других литературных памятников в плане идейном.

Литературно-стилистической особенностью «Повес­ти…» является ее многожанровая и многостилевая структу­ра, охватывающая все богатство изобразительных средств древнерусской письменности. Она вобрала в себя дружинно-эпические предания, записи устных исторических рас­сказов и родовых легенд, народно-сказочные повествова­ния, пословицы и поговорки, воинские повести и повести о феодальных преступлениях, библейские изречения, фраг­менты переводных сочинений, рассуждения о пользе книг, поучения церковные (Федосия) и светские (Владимира Мономаха), жития первых русских святых Бориса и Глеба, записи государственных договоров и политических завеща­ний и т.п.

Благодаря универсальности своего содержания и бо­гатству стилистических средств древнерусская летопись отличается от других меньшей схематизацией излагаемого материала, а также не столь односторонней придворно-феодальной и церковной тенденциозностью.

Написанная живым и образным языком, «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси.

Каткое содержание

В повести охвачен период истории, начиная с библейских времен и до 1117 года. Начинается повествование с времен Ноя. У Ноя было трое сыновей: Сим, Хам, Иафет. Ной разделил между ними землю. Иафет стал прародителем варягов, немцев, русов, шведов. Изначально все люди составляли единый народ, но после вавилонского столпотворения человечество поделилось на народы. Прародиной славян считалась территория по берегам реки Дунай, в районе Венгрии, Иллирии и Болгарии. Из-за нападения предков восточно-романских народов славяне вынуждены были переселиться. Часть славян ушла на Вислу, другая — к Днепру, к Двине и озеру Ильмень.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Это расселение происходило во время жизни апостола Андрея, в летописи упоминается о том, как он гостил у славян на озере Ильмень.

Вскоре был основан город Киев, он был так назван в честь князя Кия. Другими древними городами названы Новгород и Смоленск.

852 (6360 от сотворения мира) год – первая упомянутая дата в летописи. С этого момента начинает употребляться название Русская земля. Так же рассказывается о том, как русы впервые прибыли в Константинополь. Вскоре восточная Европа была поделена между варягами и хазарами. Варяги брали дань со словен, кривичей, веси, мери и чуди. Затем северные славяне призвали варягов для управления их племенами. Основателями русской земли считаются три брата варяга по имени Рюрик, Трувор, Синеус. Рюрик стал князем в Ладоге, Трувор в Изборске, а Синеус в Белоозере. Через некоторое время Рюрик стал править один на всей Русской земле. Он основал Новгород, так же поставил своих людей в Муроме, Полоцке и Ростове. В Киеве в это время было другое русско-варяжское государство, там правили варяги Аскольд и Дир.

В 882 году Олег, приемник Рюрика, захватил Киев, Смоленск и Любеч и таким образом объединил эти два государства.

В летописи описана смерть Олега от укуса змеи, после него государством начинает править Игорь. Он воевал с древлянами, печенегами и греками. Деньгами у русов были гривны. В то время русы были язычниками и поклонялись богу громовержцу Перуну.

Позже древляне убили Игоря, и править стала его жена Ольга, которая была регентом при своем сыне Святославе, после того как юноша вырос он унаследовал трон. Святослав воевал против вятичей, ясов, касогов, хазар и греков. Возвращаясь из похода, он попал в ловушку печенегов и погиб.

После Святослава на Руси начал править Ярополк. Во время правления этого князя было много междоусобиц. Ярополк погиб от рук своего брата Владимира. Владимир принял христианство.

После того как Владимир умер, к власти пришел Святополк. Позже он был свергнут своим братом Ярославом. После смерти Ярослава русское государств опять распадается. В Киеве правил Изяслав, в Чернигове Святослав, во Владимире Игорь, в Переславле Всеволод, в Тмутаракани Ростислав. В усобице верх одержал Всеволод. После смерти Всеволода Киевом стал править Святополк, а после него к власти пришёл Владимир Мономах.

Основные идеи «Повести временных лет»

«Повесть временных лет» является сводом, и поэтому мы не найдем здесь идей, охватывающих все без исключения годовые статьи. И все же можно выделить несколько моментов, к которым составители «Повести» обращаются вновь и вновь. Целый ряд сведений, включенных в летопись, имеет ярко выраженную антивизантийскую направленность. Мысль о независимости от Византии, после обращения Руси в христианство, вероятно, высказывавшей некоторые претензии не только на церковное руководство, но и на светский вассалитет, по мнению исследователей, была одной из центральных в своде Никона Великого. Именно в пику Византии в русскую летопись могли попасть рассказы о походах на Царьград Игоря, Святослава и особенно Олега, демонстративно повесившего на воротах византийской столицы свой щит.

Описывая любые контакты русских князей с византийцами, летописец более всего озабочен тем, как не уронить авторитет славянских правителей. В любых ситуациях он неизменно изображает их не скромными просителями, но равными партнерами, зачастую превосходящими умом и смекалкой чопорных византийских басилевсов. Например, согласно летописному рассказу, княгиня Ольга, отправившаяся в Царьград, якобы заявила там правящему Константину Багрянородному «аще мя хощеши крестити…», тем самым повернула дело так, как будто не она пришла просить крещения, а именно император очень сильно добивался его. В своем дальнейшем повествовании летописец не забудет упомянуть и крестное имя славянской княгини – Елена «якоже и древняя цариця, мати Великаго Константина», и то, что именно едва успевшая окреститься Ольга напомнила пожелавшему жениться на ней при живой жене византийскому правителю о христианском обычае, согласно которому брак между крестными родственниками невозможен. Автор не забыл поместить в свое повествование своеобразное признание императором морального превосходства Ольги, а также воспоминание о том, как, прибыв в Киев, решительная княгиня отправила несолоно хлебавши византийских гонцов, прося их напомнить императору о том, как непочтительно отнеслись в Константинополе к киевскому посольству.

Антивизантийские настроения своеобразно отразились и в тех статьях летописи, где рассказывается о принятии Владимиром христианства. Кажется, автор делает все возможное, чтобы умалить роль Византии в этом событии. Согласно летописи, прежде чем принять веру от греков киевский князь выслушивает посланце нескольких религий, затем отправляет в Европу специальное посольство. Летописец старательно подчеркивает особые почести, которые были оказаны русичам в Царьграде.

В довершение всего, в летописи излагается так называемая «Корсунская легенда». В этом эпизоде особо показателен тон диалога, которой ведет летописный Владимир с византийскими братьями-императорами, поскольку речь в нем идет вовсе не о крещении, а о свадьбе. Захватив крупнейшую греческую колонию в Северном Причерноморье Херсонес, степной язычник, которого раньше в византийской столице не приняли бы всерьез, ничего не просит. Наоборот, он угрожает правителям империи новым походом на Константинополь и требует в жены их сестру – порфирородную принцессу Анну. В этих переговорах, со значительным привкусом шантажа, крещение оказывается как бы уступкой, на которую Владимир соглашается, идя навстречу византийским правителям. Завершается легенда еще одной подробностью, призванной возвысить Владимира над греками: в качестве «вена» – положенного по славянским обычаям выкупа за невесту − хитроумный киевский князь отдает византийцам захваченный у них же город Корсунь, сумев таким образом и обычаи соблюсти, и не сильно разориться.

И наконец, скорее всего, именно в пику Византии попала в «Повесть временных лет» и легенда о хождении апостола Андрея. Похоже, что поиск достойного небесного патрона для Руси серьезно занимал составителей первых русских летописей, по крайней мере, они включили в свое повествование моравское по происхождению сказание о славянских письменах, где учителем Руси назван Павел. Однако более поздним редакторам этого оказалось недостаточно, и в тексте летописи появляется рассказ об Андрее – апостоле от двенадцати и, главное, небесном покровителе Византии. И неважно, что рассказ этот с исторической точки зрения выглядит более чем сомнительным: совершенно непонятно, зачем было апостолу, который, если верить его жизнеописанию, никогда не заходил далее скифов, так углубляться в дебри абсолютно безлюдных в середине I века нашей эры приднепровских лесов. Да и само описание легендарного пути «из варяг в греки» дается в летописи глазам человека, находящегося где-то в центре среднерусской равнины, в «Оковском лесу». Зато церкви двух держав отныне могли себя считать равными по статусу.

Другой постоянной заботой составителей «Повести временных лет» было описание, оценка деяний и обоснование законности власти правящей династии Рюриковичей. Объясняется это не только тем, что летопись создавалась в монастырях, тесно связанных с великокняжеским престолом (Киево-Печерском и Выдубицком), и имела, судя по всему, статус государственного официального документа − просто именно с княжеской властью связывалась в XII веке сама идея славянской государственности. Напомню, что в заглавии «Повести» вопрос о происхождении Руси и возникновении в ней княжеской власти поставлены рядом.

Степень достоверности сведений, которые приводят летописцы XII века о первых русских князьях, можно оценивать по-разному. Скорее всего, повествуя о событиях двухсот- трехсотлетней давности и опираясь в значительной степени на материал устных сказаний, древние историографы не воссоздают материальный облик исторических лиц, но фиксируют княжеские портреты такими, какими они сложились в народном сознании. Несомненно другое: несмотря на то, что летопись составлялась и редактировалась главным образом монашествующими, на первый план в описаниях киевских правителей нередко выходят не христианские, а именно княжеские добродетели – воинская доблесть, способность укрепить могущество страны, подчинив ей окрестные народы, умение с честью выйти из непростых дипломатических ситуаций. Этими качествами составители летописи в равной степени наделяют как древних князей-язычников, так и сменивших их правителей-христиан.

История создания

«Повесть временных лет» представляет собой наиболее ранний из дошедших до нашего времени памятников исторической древнерусской письменной хроники. Эта летопись датируется примерно XII веком. Летопись была составлена в Киеве, на сегодня есть несколько редакций летописи с незначительными несоответствиями в тексте.
Замечание 1

Это произведение названо по первой его фразе «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».

Считается, что автором «Повести временных лет» является монах Киево-Печерской лавры по имени Нестор. Нестор был известным агиографом XI-XII веков. В XVIII веке ученые считали, что Нестор был первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» – первая древнерусская летопись. Однако позже ученые пришли к выводу, что были и более ранние древнерусские литературно-исторические источники.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Следует отметить, что на сегодняшний день не сохранилась «Повесть временных лет» в виде отдельной книги. До наших дней дошла вторая редакция летописи в тексте Лаврентьевской летописи и третья редакция в тексте Ипатьевской летописи.

Источником для автора первой редакции послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы.

По мнению русского историка и лингвиста А.А. Шахматова первая редакция «Повести временных лет» была написана монахом Нестором примерно в 1110-1112 годах, вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в 1116 году, третья редакция была составлена по просьбе новгородского князя Мстислава Владимировича в 1118 году.

Анализ повести временных лет

Культура в древнерусском государстве стала активно развиваться после христианизации. Основной задачей архитектуры, живописи и литературы того периода было обучение русского народа христианской вере, ее устоям и правилам.

Летопись как художественный жанр

Одним из основных жанров в литературе была летопись. В Европе такого рода произведения называются «хрониками». В летописи повествование идет по годам. За основу берется какая-то законченная история. Древнерусские летописцы добавляли в свои произведения не только хронологические события, но и повести, притчи, библейские истории, предания, а в конце делали свое заключение. Таким образом, получался целый летописный свод. Однако летописцы не включали в свою работу истории о простых людях или бытовых происшествий. В летописях описывали только значимые события в истории, либо же повествовали о выдающихся личностях.

Создание «Повести временных лет»

Одной из самых значимых летописей на Руси является «Повесть временных лет». В ней изложена история объединения славян, описываются первые правители, и важнейшие события до XII

века. Автором летописи был монах Нестор. Его литературный талант, широкий кругозор и образованность помогли создать не просто художественное произведение, а целую историю Руси. Грамотно изложенные факты, дополняются фольклорными элементами и представляют собой выдающийся памятник древнерусской литературы.

«Повесть временных лет» имеет несколько переписанных образцов. Оригинал был написан монахом Нестором в начале XII

века в Киево-Печерской лавре. Отсюда и ее второе название «Нестерова летопись». К сожалению, до наших дней оригинал не сохранился. Но были созданы две копии: Лаврентьевская и Ипатьевская.

Лаврентьевская летопись (1337 год) получила название честь ее автора монаха Лаврентия. Он написал ее по приказу Суздальского Великого князя Дмитрия Константиновича. В этот сборник автор помимо «Повести временных лет» добавил также «Суздальскую летопись», хронология которой доходит до начала XIV века.

Ипатьевская летопись (начало XV

века) находится в Костроме в Ипатьевском монастыре отсюда и ее название. В нее также добавлено несколько летописей, и повествование доходит до
1202
года.

«Повесть временных лет» по праву считается одним из главных и первых летописных сводов. В ней описывается история образования русского государства, военные столкновения, рассказываются легенды и предания славян.

Эта летопись является основным источником информации о формировании древнерусского государства. Сведения о первых русских князьях, их жизненный путь и управление Русью стали главной темой в «Повести временных лет». В летописи можно выделить, как самостоятельные тексты несколько рассказов: о набегах печенегов, о Мудрой княгине Ольги, о невероятной смерти князя Олега и другие.

Идейное содержание летописи

Основной идеей «Повести временных лет» было призвать славян к объединению и положить конец княжеским распрям.

Монахи Киево-Печерской обители невольно стали историками и нравственными учителями. Русский народ представляется как единое крепкое государство. И вся литература того периода была направлена на нравственное и духовное просветление общества. Его объединение и появление национального самосознания.

Главные герои «Повести временны лет» – первые русские князья. В летописи описываются как героические подвиги князей, так и светская жизнь. Так, например, о Владимире Мономахе говорится, как о талантливом писателе. Известно его уникальное произведение «Поучение детям».

Предание о Вещем Олеге

Особое внимание в летописи уделяется князю Олегу. Он предстает сильным, храбрым и мудрым правителем. Он смог объединить северные и южные племена славян, захватить Киев и создать крепкое государство – Киевскую Русь. Известна и легенда о смерти князя. Так рассказывается о предсказании волхвов Олегу. Они предупредили князя о его смерти от любимого и верного коня. Но несмотря на недоверие, Олег все же приказал увести преданного друга и заботиться о нем до конца его дней. Когда же он узнал о смерти коня, то вспомнил о предостережении и усмехнулся. Находясь на могиле, он наступил ногой на череп, из которого выползла змея, от укуса которой он и погиб. От яда князь скончался. Так было исполнено предначертанное. Этой историей автор хотел показать важность и значение судьбы.

«Повесть временных лет» — это не только исторические факты, но и поэтическое произведение. В ней присутствует большое количество фольклорных элементов и народно-песенного творчества, ведь всю информацию автор собирал из устных источников. Язык летописи выразительный и поэтичный. Часто используются пословицы и поговорки. Несмотря на историчность летописи, чувствуется авторская оценка и назидание читателям.

Каткое содержание

В повести охвачен период истории, начиная с библейских времен и до 1117 года. Начинается повествование с времен Ноя. У Ноя было трое сыновей: Сим, Хам, Иафет. Ной разделил между ними землю. Иафет стал прародителем варягов, немцев, русов, шведов. Изначально все люди составляли единый народ, но после вавилонского столпотворения человечество поделилось на народы. Прародиной славян считалась территория по берегам реки Дунай, в районе Венгрии, Иллирии и Болгарии. Из-за нападения предков восточно-романских народов славяне вынуждены были переселиться. Часть славян ушла на Вислу, другая — к Днепру, к Двине и озеру Ильмень.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа «Повесть временных лет», краткий анализ 450 ₽ Реферат «Повесть временных лет», краткий анализ 270 ₽ Контрольная работа «Повесть временных лет», краткий анализ 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Это расселение происходило во время жизни апостола Андрея, в летописи упоминается о том, как он гостил у славян на озере Ильмень.

Вскоре был основан город Киев, он был так назван в честь князя Кия. Другими древними городами названы Новгород и Смоленск.

852 (6360 от сотворения мира) год – первая упомянутая дата в летописи. С этого момента начинает употребляться название Русская земля. Так же рассказывается о том, как русы впервые прибыли в Константинополь. Вскоре восточная Европа была поделена между варягами и хазарами. Варяги брали дань со словен, кривичей, веси, мери и чуди. Затем северные славяне призвали варягов для управления их племенами. Основателями русской земли считаются три брата варяга по имени Рюрик, Трувор, Синеус. Рюрик стал князем в Ладоге, Трувор в Изборске, а Синеус в Белоозере. Через некоторое время Рюрик стал править один на всей Русской земле. Он основал Новгород, так же поставил своих людей в Муроме, Полоцке и Ростове. В Киеве в это время было другое русско-варяжское государство, там правили варяги Аскольд и Дир.

В 882 году Олег, приемник Рюрика, захватил Киев, Смоленск и Любеч и таким образом объединил эти два государства.

В летописи описана смерть Олега от укуса змеи, после него государством начинает править Игорь. Он воевал с древлянами, печенегами и греками. Деньгами у русов были гривны. В то время русы были язычниками и поклонялись богу громовержцу Перуну.

Позже древляне убили Игоря, и править стала его жена Ольга, которая была регентом при своем сыне Святославе, после того как юноша вырос он унаследовал трон. Святослав воевал против вятичей, ясов, касогов, хазар и греков. Возвращаясь из похода, он попал в ловушку печенегов и погиб.

После Святослава на Руси начал править Ярополк. Во время правления этого князя было много междоусобиц. Ярополк погиб от рук своего брата Владимира. Владимир принял христианство.

После того как Владимир умер, к власти пришел Святополк. Позже он был свергнут своим братом Ярославом. После смерти Ярослава русское государств опять распадается. В Киеве правил Изяслав, в Чернигове Святослав, во Владимире Игорь, в Переславле Всеволод, в Тмутаракани Ростислав. В усобице верх одержал Всеволод. После смерти Всеволода Киевом стал править Святополк, а после него к власти пришёл Владимир Мономах.

Объединение древнерусских летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестором (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи — «Повести вре­менных лет».

Потребности развивающегося государственного само­сознания ставили перед летописью проблемы, которые Нестор обозначил в ее заголовке: «…откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Отношение летописца к прошлому Руси было проник­нуто эпическим пафосом. Он воссоздавал в оригинальной манере русского летописного рассказа общеизвестные в его время эпические предания.

Рассказы летописи о мести княгини Ольги древлянам за убийство ее мужа Игоря насыщены фольклорными мотивами многих народов. Осадив древлянский город Искоростень, Ольга потребовала от горожан вместо дани по три голубя и по три воробья со двора. По ее приказу птицы были отпущены с привязанным к каждой из них зажжен­ным трутом и, вернувшись в свои гнезда, сожгли город.

Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действи­тельностью. Таков рассказ о князе Святославе Игоревиче, который «легько ходя, аки пардус (гепард), войны многие творяни. …И посылаше к странам, глаголя:«хочу на вы ити» (964 г.)

Для стиля летописания характерна прямая речь героев, нередко и живой диалог. Образцом для позднейших кня­жеских речей служила образная речь Святослава к дружине перед битвой с превосходящими силами византийцев: «Уже нам некамося дети, волею и неволею стати противу. Да не посрамим земле Русские, но ляжем костьми, мертвые бо срама не имам…» (971 г.)

Главной темой летописания была тема Русской земли, ее единства и могущества. Эта тема получила различные формы выражения: эпическую и публицистическую. По представлениям летописцев, история вершилась по воле божьей деяниями князей, а эти деяния оценивались так или иначе в зависимости от того, насколько они отвечали государственно-патриотическим идеалам эпохи. Отдален­ное прошлое отражалось в идеализированных повествова­ниях о первых князьях.

Тогдашняя действительность получила в летописи ост­рые нравственно-политические оценки, в которых осужда­лись княжеские раздоры, начавшие со второй половины XI века угрожать целостности страны. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. Когда феодальное расчленение Киевской Руси стало признанным фактом, общерусские государственные идеи стали прояв­ляться в летописи еще более ясно. Тема обороны Руси от половцев связывалась в летописи не только с протестом против междоусобной борьбы князей, но и с оценкой положения крестьян, страдавших от набегов внешних вра­гов.

«Повесть временных лет», как и продолжающее ее летописание, занимает высокое место в средневековой хронографии. Широта исторического и политического кру­гозора, осознание родства славянских народов, понимание государственных интересов Киевской Руси, стремление осмыслить современность при помощи сопоставления ее с прошлым, высокий патриотический пафос — все эти осо­бенности выделяют «Повесть временных лет» среди других литературных памятников в плане идейном.

Литературно-стилистической особенностью «Повес­ти…» является ее многожанровая и многостилевая структу­ра, охватывающая все богатство изобразительных средств древнерусской письменности. Она вобрала в себя дружинно-эпические предания, записи устных исторических рас­сказов и родовых легенд, народно-сказочные повествова­ния, пословицы и поговорки, воинские повести и повести о феодальных преступлениях, библейские изречения, фраг­менты переводных сочинений, рассуждения о пользе книг, поучения церковные (Федосия) и светские (Владимира Мономаха), жития первых русских святых Бориса и Глеба, записи государственных договоров и политических завеща­ний и т.п.

Благодаря универсальности своего содержания и бо­гатству стилистических средств древнерусская летопись отличается от других меньшей схематизацией излагаемого материала, а также не столь односторонней придворно-феодальной и церковной тенденциозностью.

Написанная живым и образным языком, «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси.

Вопрос 8. «Повесть временных лет» основные идеи летописи. Значение вводной части

«Повесть временных лет» является сводом, и поэтому мы не найдем здесь идей, охватывающих все без исключения годовые статьи. И все же можно выделить несколько моментов, к которым составители «Повести» обращаются вновь и вновь. Целый ряд сведений, включенных в летопись, имеет ярко выраженную антивизантийскую направленность. Мысль о независимости от Византии, после обращения Руси в христианство, вероятно, высказывавшей некоторые претензии не только на церковное руководство, но и на светский вассалитет, по мнению исследователей, была одной из центральных в своде Никона Великого. Именно в пику Византии в русскую летопись могли попасть рассказы о походах на Царьград Игоря, Святослава и особенно Олега, демонстративно повесившего на воротах византийской столицы свой щит.

Описывая любые контакты русских князей с византийцами, летописец более всего озабочен тем, как не уронить авторитет славянских правителей. В любых ситуациях он неизменно изображает их не скромными просителями, но равными партнерами, зачастую превосходящими умом и смекалкой чопорных византийских басилевсов. Например, согласно летописному рассказу, княгиня Ольга, отправившаяся в Царьград, якобы заявила там правящему Константину Багрянородному «аще мя хощеши крестити…», тем самым повернула дело так, как будто не она пришла просить крещения, а именно император очень сильно добивался его. В своем дальнейшем повествовании летописец не забудет упомянуть и крестное имя славянской княгини – Елена «якоже и древняя цариця, мати Великаго Константина», и то, что именно едва успевшая окреститься Ольга напомнила пожелавшему жениться на ней при живой жене византийскому правителю о христианском обычае, согласно которому брак между крестными родственниками невозможен. Автор не забыл поместить в свое повествование своеобразное признание императором морального превосходства Ольги, а также воспоминание о том, как, прибыв в Киев, решительная княгиня отправила несолоно хлебавши византийских гонцов, прося их напомнить императору о том, как непочтительно отнеслись в Константинополе к киевскому посольству.

Антивизантийские настроения своеобразно отразились и в тех статьях летописи, где рассказывается о принятии Владимиром христианства. Кажется, автор делает все возможное, чтобы умалить роль Византии в этом событии. Согласно летописи, прежде чем принять веру от греков киевский князь выслушивает посланце нескольких религий, затем отправляет в Европу специальное посольство. Летописец старательно подчеркивает особые почести, которые были оказаны русичам в Царьграде.

В довершение всего, в летописи излагается так называемая «Корсунская легенда». В этом эпизоде особо показателен тон диалога, которой ведет летописный Владимир с византийскими братьями-императорами, поскольку речь в нем идет вовсе не о крещении, а о свадьбе. Захватив крупнейшую греческую колонию в Северном Причерноморье Херсонес, степной язычник, которого раньше в византийской столице не приняли бы всерьез, ничего не просит. Наоборот, он угрожает правителям империи новым походом на Константинополь и требует в жены их сестру – порфирородную принцессу Анну. В этих переговорах, со значительным привкусом шантажа, крещение оказывается как бы уступкой, на которую Владимир соглашается, идя навстречу византийским правителям. Завершается легенда еще одной подробностью, призванной возвысить Владимира над греками: в качестве «вена» – положенного по славянским обычаям выкупа за невесту − хитроумный киевский князь отдает византийцам захваченный у них же город Корсунь, сумев таким образом и обычаи соблюсти, и не сильно разориться.

Вопрос 9. Жанровый состав «Повести временных лет»

Жанр «Повести временных лет» определяется как летопись, причем древнейшая. Существует ее три редакции, относящиеся к 1113, 1116 и 1118 годам. Автором первой был Нестор, вторым – игумен Сильвестр, проделавший работу по заказу Владимира Мономаха. Создателя третьей редакции установить не удалось, однако известно, что предназначалась она для Мстислава Владимировича.

Дмитрий Лихачев писал об анфиладном, или ансамблевом, характере построения древнерусских памятников письменности. Это отличительное свойство практически всех произведений, написанных в эпоху Киевской Руси, – отдельно взятый текст мыслится как потенциально открытый для включений из других источников. Так, когда задание требует «укажите жанр «Повести временных лет»», нужно учитывать, что летопись включает в себя: — — договоры (например, русско-византийские 1907 года);

— жития святых – Бориса и Глеба, Феодосия Печерского;

— «речь философа» и другие тексты.

Отметим, что такая «ансамблевость», пестрота не делает жанр «Повести временных лет» чем-то неопределенным, а сам памятник – простым собранием случайных текстов.

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ ЛЕТОПИСЬ – древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»). В этом отношении летописи, в том числе и Повесть временных лет, принципиально отличаются от известных в Древней Руси византийских хроник, из которых русские составители заимствовали многочисленные сведения из всемирной истории. В переводных византийских хрониках события были распределены не по годам, а по царствованиям императоров.

Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).

Повесть временных лет – первая летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде. Благодаря тщательному текстологическому анализу Повести временных лет исследователи обнаружили следы более ранних сочинений, вошедших в ее состав. Вероятно, древнейшие летописи были созданы в 11 в. Наибольшая признание получила гипотеза А.А.Шахматова (1864–1920), объясняющая возникновение и описывающая историю русского летописания 11– начала 12 в. Он прибегнул к сравнительному методу, сопоставив сохранившиеся летописи и выяснив их взаимосвязи. Согласно А.А.Шахматову, ок. 1037, но не позже 1044, был составлен Древнейший Киевский летописный свод, повествовавший о начале истории и о крещении Руси. Около 1073 в Киево-Печерском монастыре, вероятно, монахом Никоном был закончен первый Киево-Печерский летописный свод. В нем новые известия и сказания соединялись с текстом Древнейшего свода и с заимствованиями из Новгородской летописи середины 11 в. В 1093–1095 здесь же на основе свода Никона был составлен второй Киево-Печерский свод; его также принято называть Начальным. (Название объясняется тем, что первоначально именно этот летописный свод А.А.Шахматов счел самым ранним.) В нем осуждались неразумие и слабость нынешних князей, которым противопоставлялись прежние мудрые и могущественные правители Руси.

В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет – пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.

В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117–1118 неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи.

Почти все русские летописи представляют собой своды – соединение нескольких текстов или известий из других источников более раннего времени. Древнерусские летописи 14–16 вв. открываются текстом Повести временных лет.

Название Повесть временных лет (точнее, Повести временных лет – в древнерусском тексте слово «повести» употреблено во множественном числе) обыкновенно переводится как Повесть минувших лет, но существуют и другие толкования: Повесть, в которой повествование распределено по годам или Повествование в отмеренных сроках, Повествование о последних временах – рассказывающее о событиях накануне конца света и Страшного суда.

Повествование в Повести временных лет начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета – вместе со своими родами (в византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира). Этот рассказ заимствован из Библии. Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом русская история включалась в состав истории всемирной. Целями Повести временных лет было объяснение происхождения русских (восточных славян), происхождения княжеской власти (что для летописца тождественно происхождению княжеской династии) и описание крещения и распространения христианства на Руси. Повествование о русских событиях в Повести временных лет открывается описанием жизни восточнославянских (древнерусских) племен и двумя преданиями. Это рассказ о княжении в Киеве князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбеди; о призвании враждующими северно-русскими племенами трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, – чтобы они стали князьями и установили в Русской земле порядок. Рассказ о братьях-варягах имеет точную дату – 862. Таким образом в историософской концепции Повести временных лет устанавливаются два источника власти на Руси – местный (Кий и его братья) и иноземный (варяги). Возведение правящих династий к иностранным родам традиционно для средневекового исторического сознания; подобные рассказы встречаются и в западноевропейских хрониках. Так правящей династии придавалась бóльшие знатность и достоинство.

Основные события в Повести временных лет – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав Русской церкви.

Летописи, в том числе и Повесть…, – не художественные произведения в строгом смысле слова и не труд ученого-историка. В состав Повести временных лет включены договоры русских князей Олега Вещего, Игоря Рюриковича и Святослава Игоревича с Византией. Сами летописи имели, по-видимому, значение юридического документа. Некоторые ученые (например, И.Н.Данилевский) полагают, что летописи и, в частности, Повесть временных лет, составлялись не для людей, но для Страшного Суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: поэтому в летописях перечислялись грехи и заслуги правителей и народа.

Летописец обычно не истолковывает события, не ищет их отдаленные причины, а просто описывает их. В отношении к объяснению происходящего летописцы руководствуются провиденциализмом – все происходящее объясняется волей Божьей и рассматривается в свете грядущего конца света и Страшного Суда. Внимание к причинно-следственным связям событий и их прагматическая, а не провиденциальная интерпретация несущественны.

Для летописцев важен принцип аналогии, переклички между событиями прошлого и настоящего: настоящее мыслится как «эхо» событий и деяний прошлого, прежде всего деяний и поступков, описанных в Библии. Убийство Святополком Бориса и Глеба летописец представляет как повторение и обновление первоубийства, совершенного Каином (сказание Повести временных лет под 1015). Владимир Святославич – креститель Руси – сравнивается со святым Константином Великим, сделавшим христианство официальной религией в Римской империи (сказание о крещении Руси под 988).

Повести временных лет чуждо единство стиля, это «открытый» жанр. Самый простой элемент в летописном тексте – краткая погодная запись, лишь сообщающая о событии, но не описывающая ее.

В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа. Летописца неизменно интересуют известия о прошлом Русской земли, об основании городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти имена. Об этом также сообщают предания. В Повести временных лет доля преданий очень велика, так как описываемые в ней начальные события древнерусской истории отделены от времени работы первых летописцев многими десятилетиями и даже веками. В позднейших летописных сводах, рассказывающих о современных событиях, число преданий невелико, и они также находятся обыкновенно в части летописи, посвященной далекому прошлому.

В состав Повести временных лет включаются и повествования о святых, написанные особенным житийным стилем. Таков рассказ о братьях-князьях Борисе и Глебе под 1015, которые, подражая смирению и непротивлению Христа, безропотно приняли смерть от руки сводного брата Святополка, и повествование о святых печерских монахах под 1074.

Значительную часть текста в Повести временных лет занимают повествования о сражениях, написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи.

Издания: Памятники литературы Древней Руси. XI – первая половина XII века. М., 1978; Повесть временных лет. 2-е изд., доп. и испр. СПб., 1996, серия «Литературные памятники»; Библиотека литературы Древней Руси, т. 1. XI – начало XII в. СПб., 1997.

Андрей Ранчин

  • С какого класса пишут сочинения по русскому языку
  • С какого возраста можно читать ребенку сказки перед сном
  • С какого возраста детям нужно читать сказки
  • С какого возраста начинать читать сказки ребенку
  • С какого возраста можно читать ребенку сказки на ночь