Многие ревнители чтения утверждают, что читать ребенку можно с момента рождения, а еще лучше начинать это благородное дело до рождения. На последних месяцах беременности сидишь, поглаживаешь животик и читаешь какого-нибудь «Винни-Пуха». И потом, как нам говорят, родившийся ребеночек эту книжку непременно «опознает» как знакомую.
Я ничего не имею против. Я только «за». Будущей маме очень полезно читать талантливые детские книжки, особенно такие как «Винни-Пух», потому что они обладают всеми «волшебными» качествами искусства, да еще и настраивают на ребенка, тонко и ненавязчиво рассказывают об особенностях его мировосприятия.
Я даже полагаю, что женщине вообще полезно читать – не только во время беременности, но и без нее. А «читающая мама», к тому же, – важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка. Что же касается малыша, то «опознает» он читанный ему в утробе текст или встретится с ним «на новеньких», не очень существенно. Существенно, чтобы встретился.
Но в результате оказывается, что рекомендация «начинайте читать до рождения» лишена всякого практического смысла, потому что не отвечает на вопрос, когда же начинать показывать ребенку книжки, в каком возрасте. И как это делать?
«Читающая мама» – важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка.
Попробуем разобраться.
Что такое книжка? В первую очередь, это предмет. В отличие от камня или палки это предмет рукотворный, созданный для определенных, специфически человеческих надобностей. Как кастрюля создана, чтобы в ней варить, расческа – чтобы причесываться, стул – чтобы на нем сидеть, ложка – чтобы есть. Соответственно, существуют специальные правила употребления этого предмета.
Предмет «книга» адресован нашему воображению. Кроме действия по переворачиванию страниц он требует от нас еще и других, невидимых, внутренних действий.
Книга – это особый предмет, адресованный нашему воображению.
Вот эти два обстоятельства – специфическая «предметность» книги и способность ребенка к ее восприятию – определяют время книжного старта для самых маленьких.
* * *
Раз книжка – это «специфический предмет», значит, и его специфику ребенок сможет воспринять, когда достигнет определенной степени психической зрелости. Окружающие предметы начинают интересовать малыша довольно рано – когда он начинает тянуться к ним ручками. Но в течение некоторого времени (того, которое называется ранним детством) главная цель такого интереса – произвести над предметом какое-то действие: сунуть в рот, выкинуть из манежа, заставить издать какой-то звук. Восьмимесячного, годовалого и полуторагодовалого ребенка заботит не столько специфическое назначение предметов, сколько их свойства, проявляющиеся в ответ на действие.
Иными словами, если поставить перед ребенком кастрюлю с крышкой, он будет с удовольствием ее снимать и с шумом водворять на место. Но это манипулирование с крышкой еще не означает, что ребенок «постигает» истинное предназначение кастрюли. В данный момент он постигает принцип «входит-выходит». Как ослик Иа-Иа, получивший в подарок пустой горшок из-под меда. Если перед ребенком такого же возраста положить книжку – большую, красивую, с крепкими картонными страницами, он, скорее всего, обнаружит: страницы можно переворачивать. Это занятие – переворачивать страницы – и станет главным. Но оно пока имеет мало отношения к восприятию прекрасного, как бы мы ни убеждали себя, что все дело именно в магии прекрасного. Дело в толстом картоне и в объеме предмета. Переворачивание страниц для ребенка определенного возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли. Ничего плохого в этом нет. Это по-своему полезно – при условии, что книжка не рвется. Или если не происходит так, как у одной мамы: по совету прогрессивной подруги купила восьмимесячному сыночку дорогую модную книжку, а он ее грызет.
Так он в своем праве! Исследует окружающий мир доступными ему способами.
Переворачивание страниц книги для ребенка раннего возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли.
Первыми признаками того, что уже «пора», нужно показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению. К примеру, возить расческой по волосам (а не только пересчитывать ею появившиеся зубки). Или самостоятельно подносить ложку ко рту, пользоваться чашкой. Надевать на головку разные головные уборы – собственные и чужие, но именно на головку. Это сигнал к тому, что и книжка может быть воспринята в ее специфическом назначении – как предмет для особого действия.
Первыми признаками того, что уже настала пора показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению.
Но сам малыш, без взрослого, еще не может совершать это специфическое действие. Оставлять маленького ребенка один на один с книжкой (даже если она из толстого картона) – это значит создавать условия для превращения книжки в предмет произвольных манипуляций, ставить ее в один ряд с кастрюлей или кубиками.
В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.
– Смотри-ка, Ксюшенька, кто это тут нарисован? Это котик. Видишь, какой котик? Ах ты, котенька-коток, котя, серенький лобок. Приди, котик, ночевать, нашу Ксюшеньку качать (слово «деточка» очень правильно заменяется именем малыша). Смотри, что котик делает? Колыбельку качает. Кто в колыбельке лежит? Ксюшечка. Вот она, моя Ксюшечка. Как я ее покачаю? Вот так…
В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.
Можно ли назвать это чтением в чистом виде? Это скорее родительское «камлание» над книжкой.
Речевая импровизация, то и дело уходящая от написанного текста, постоянно апеллирующая к малышу, к его опыту, к взаимодействию с ним. Одна замечательная мама, которая очень рано начала показывать своей дочке книжки, так описывала этот процесс: «Как мы читаем? А вот как. Открываем книжку, смотрим на картинку. Я что-нибудь про эту картинку рассказываю. Показываю, где кто, как называется, что делает. И Ксюша мне показывает, где кто. Она хорошо запоминает, что здесь нарисовано, и ей очень нравится рассматривать картинки и слушать, как я в это время что-то рассказываю. А вот когда я начинаю читать то, что написано, она меня останавливает. Ей больше нравится слушать, как я выдумываю что-то свое».
Такое поведение характерно для еще не говорящих или только начинающих говорить детей. Оно обусловлено законами речевого развития ребенка.
Речь – важнейшее достижение малыша и его важнейший жизненный инструмент – вырастает из общения с взрослым, который в психологии называется «близким взрослым». Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь. Причем не речь вообще, не фоновую речь, а речь близкого взрослого, обращенную лично к нему.
Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь, обращенную лично к нему.
Наблюдения за малышами в домах малютки приводят к печальным выводам: на развитие младенцев не оказывает никакого влияния «техническая речь». Магнитофон может работать двадцать четыре часа в сутки – «петь» колыбельные и рассказывать потешки. Это никак не продвинет бессемейных детей в речевом развитии. Даже постоянно говорящие нянечки очень немногое могут изменить в ситуации. Их слишком мало на такое количество воспитанников. Они слишком редко обращают свои слова к конкретному ребенку. Так что младенцы-сироты испытывают дефицит общения вообще, и дефицит речевого общения в частности. Это одна из важнейших причин, по которой такие дети отстают в развитии от сверстников. Доктор психологических наук Елена Смирнова в своей книжке «Ползунки и ходунки» пишет, что к малышам раннего возраста (это дети в возрасте от года до трех), когда они, к примеру, находятся в детском саду, совершенно бесполезно обращаться словом «дети». Они попросту «не слышат», не относят к себе такого «собирательного» обращения. Каждого нужно назвать по имени.
Книжная речь – это обобщенное обращение. Ведь она писалась не для данного, конкретного ребенка. Чтобы ее воспринимать, ребенок должен научиться «слышать» слово «дети». Это происходит, как правило, в возрасте между двумя и тремя годами. Умение причислять себя к группе «дети» тесно связано с пробуждением индивидуального самосознания (чтобы причислять, нужно сначала научиться себя выделять). О том, что оно «пробудилось», мы узнаем по появлению в речи малыша местоимения «я», которое, как правило, знаменует собой важнейшее событие – «кризис трех лет». Понятно, что отметка «три» достаточно условна. Одни дети переживают кризис на полгода раньше, другие – на полгода позже. С точки зрения чтения главное – появление у ребенка нового самоощущения, связанного с «я».
С появлением «я» начинается новый этап социализации, т.е. возможно расширение круга общения, возможно установление новых отношений с самыми разными людьми – не только с близкими взрослыми. В расширяющийся круг общения, безусловно, попадают и такие «собеседники», как авторы детских книжек. Это и есть момент, знаменующий собой начало нового, «книжного» периода – когда способность малыша воспринимать тексты резко возрастает, количество доступных для понимания текстов сильно увеличивается.
Но читать малышу мы начинаем значительно раньше, ориентируясь на речевые возможности ребенка.
С появлением «я» способность малыша воспринимать тексты резко возрастает.
Как только малыш начинает говорить предложениями (пусть коротенькими) и облекать свои желания в слова, он может уже не только участвовать в «камлании» над книжкой, но и слушать «жесткий», заданный книжный текст. Способность к восприятию книжного текста у каждого малыша развивается в своем темпе, как и его речь.
Но эта способность вырастает из речевого общения с близким взрослым, из общения вокруг книги, построенного на речевой импровизации. Чем меньше ребенок, тем более адекватным для него является речевое общение в форме рассказывания.
Так что «камлать» над книжками надо.
Марина Аромштам
По этой теме можно прочитать: «Как выбирать книги для малыша», «Книжки для рассматривания»
Многие родители задаются вопросом, с какого возраста можно начинать читать ребенку сказки. Мнений на эту тему в интернете можно найти великое множество. Интересно, а что же говорят на эту тему специалисты? Итак, давайте разберемся, как понять, что уже пора и на какие детские сказки стоит обратить внимание при выборе книги.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО УЖЕ ПОРА?
Чтобы понять, с какого возраста читать ребенку сказки, нужно не только изучить мнения специалистов, но и оценить готовность к этому самого малыша. Первый признак того, что сыну или дочери уже можно показывать книги – это попытки крошки пользоваться разнообразными вещами по назначению. Например, ложкой кроха пытается есть суп, а не стучит ей по столу. Или старается надеть ботинки на ноги, а не просто вертит в руках. Это значит, что книги уже будут восприниматься в правильном аспекте. Но нужно учесть тот факт, что без помощи мамы и папы не состоится полноценное знакомство малыша с книжкой.
Специалисты всего мира сходятся в едином мнении, что знакомство со сказками должно начинаться с самых ранних лет. Такие дети в дальнейшей жизни легче идут на контакт, находят друзей, общаются.
Как только вы заметили, что ребенок может сконцентрироваться на отдельном предмете, то начинайте показывать ему иллюстрации. Конечно, это нельзя назвать чтением, но это уже шаг вперед. Это знакомство с книгами. В данном вопросе необходимо обратить внимание на эмоциональную связь с матерью. Нужно, чтобы крошка слышал четкую грамотную дикцию, следил за вашими губами, откликался звуками на речь. Тогда процесс увлечения чтением не заставит себя ждать.
ВЫБИРАЕМ КНИЖКУ ПО ВОЗРАСТУ
До 1 года
В раннем возрасте младенец смотрит на картинки, пытается узнать то, что уже видел, что ему знакомо. Это и есть начало процесса чтения. Изображения должны нравиться детям, вызывать у них радость, восторг, удивление. От этого зависит, захотят ли они продолжать изучать их. При этом картинки должны быть и понятны, не вызывать трудностей и недоумения.
Также до одного года детям подойдут книги-игрушки, с которыми нужно играть и активно взаимодействовать. Таким образом, ребенок будет вовлечен в увлекательную историю. Играющими элементами в таких книжках могут служить клапаны, кнопочки, ниточки, сенсор. В активно развивающемся мире такие предметы далеко не редкость.
Но нужно иметь в виду, что, играя с такой книгой, нужно придерживаться золотой середины. Излишне активные действия могут отвлечь малыша от главной задачи – изучить книгу, узнать написанную историю. Увлекательные приспособления должны быть лишь мотивацией к изучению сказки. Сына или дочь нужно научить слушать и слышать. Нужно, чтобы его в первую очередь интересовало повествование, а не игрушки. Тогда он будет постепенно понимать происходящее.
В этом возрасте лучше обратить внимание на простые истории, где мало слов и много картинок. Это могут быть небольшие стишки, потешки.
От 1 года до 2 лет
В этом возрасте лексический запас малыша расширяется, он узнает новые слова. Ребенок пытается их систематизировать, сопоставить с различными картинками у него в голове, чтобы лучше запомнить. В сознании детей должна быть прочная связь между вещью и ее названием. А для этого нужно регулярно указывать ребенку на предмет, а потом называть его. В этом деле родителям снова поможет книга.
В этом возрасте при знакомстве с книжкой также большую роль продолжают играть картинки. Изображения и слова становятся для ребенка единым целым, что способствует развитию образного мышления. Картинки из книг помогают малышу узнать больше о сказочном мире и его героях. Поэтому иллюстрации должны быть красивыми, четкими, понятными, иначе вашему сыну или дочери будет неинтересно.
Читая книгу, мама должна следить за реакцией малыша. Очень важно понимать, что ребенка удивляет, пугает, радует. Также необходимо создать особую атмосферу для чтения – вокруг ребенка не должно быть никаких отвлекающих моментов.
От 2 до 3 лет
Ребенок, которому больше 2 лет, узнает окружающий мир за счет подражания, поэтому процесс чтения в этом периоде должен идти совместно с действиями, происходящими в книге. Например, если корова мычит, то покажите, как она это делает. Если герой произведения бежит, пробегитесь по комнате вместе с малышом.
В 3 года ребенок начинает довольно хорошо говорить и становится почемучкой со множеством вопросов: почему солнце желтое? Почему самолет не падает? Почему кошка мяукает? Не всегда у родителей есть ответы на все вопросы. Поэтому не бойтесь изучать мир вместе с ребенком. Нет ничего страшного в том, что вы не знаете. Возьмите энциклопедию и вместе с малышом найдите ответ. Но читая ее, не забывайте объяснять ему непонятные термины простыми словами.
От 3 до 6 лет
В этом возрасте ребенок начинает быстро взрослеть, а вместе с ним и его литературные предпочтения. Дошкольникам подойдут произведения Александра Пушкина, братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена, Александра Волкова, а также русские народные сказки и сказы Павла Бажова.
Чтобы ребенок не запутался в хитросплетениях сюжета и все понял, просите его пересказывать каждый прочитанный отрывок. Это способствует развитию памяти и логики.
Детские произведения – это соотношение слов и иллюстраций. Все должно быть гармонично. Картинки должны быть такими, чтобы их можно было долго рассматривать, но при этом они не должны сильно отвлекать от повествования.
СКАЗКИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Сказки – это необычные повести об интересных приключениях, в которые попадают вымышленные герои, где добро всегда побеждает зло, как бы тяжело и трудно ни было на протяжении всего сюжета. Они учат детей моральным устоям и ценностям. Благодаря им малыши узнают, что такое дружба, справедливость, милосердие, взаимопомощь, мужество. Сказка – это своеобразный человеческий опыт, на котором могут учиться малыши.
Чтение сказок является важным аспектом воспитательного процесса, а также становления ребенка как яркой незаурядной и интересной личности. Самые разные истории дают ребенку понять, что мир не так прост, как кажется. Сказки готовят детей к взрослой жизни, где необходимо будет применить те качества, с которыми малыш знакомится посредством сказочных историй: оказать кому-то помощь, встать на сторону слабого и преодолеть врага.
Слушая сказки, ребенок начинает ценить то, о чем раньше даже не задумывался – любовь родителей, заботу бабушек и дедушек, поддержку друзей, доброту и честность. Несомненно, выбор хороших книг, достойный внимания родителей, велик. Предлагаем вам список для знакомства с детской литературой.
- Сергей Аксаков «Аленький цветочек»
- Редьярд Киплинг «Братья Маугли»
- Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
- Ганс Христиан Андерсен «Гадкий утенок», «Снежная королева»
- Русские народные сказки
- Сказки Александра Пушкина
- Шарль Перро «Ослиная шкура»
- Константин Ушинский «Проказы старухи зимы»
- Вильгельм Гауф «Маленький Мук»
- Самуил Маршак «Двенадцать месяцев»
КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ МАЛЫШУ?
Существует несколько рекомендаций правильного чтения детских сказок. Чтобы ваш ребенок рос заинтересованным, думающим и читающим, можно придерживаться следующих правил:
- Не забывайте про аудиосказки. Собираясь в дорогу, возьмите с собой записи хороших детских книг. Можете слушать их в дороге и путешествии.
- Если книжки содержат изображения, обязательно акцентируйте на них свое внимание. Описывайте персонажей, кто во что одет, кто что делает, чувствует. Это поможет ребенку развить речь и сосредоточенность.
- Есть такая фраза – «читать с выражением». Когда начнете читать ребенку, можно вспомнить о ней. Она означает, что стоит уделить внимание характерам героев произведений, имитировать их голоса, повышать-понижать голос, изменять его в зависимости от говорящего в книге. Таким образом, ребенок получит более полную слуховую картинку, у него будет лучше развиваться воображение и образное мышление.
- Необходимо разговаривать с сыном или дочерью во время чтения. Например, читая повесть про котенка по имени Гав, спросите малыша, где у котика ушки, лапки, глазки. Добавляйте в описание котенка новые слова, учите их вместе с ребенком.
- Позвольте ребенку переворачивать странички, когда читаете. Это поможет развить ему мелкую моторику рук, а также он почувствует себя важным участником процесса.
- Если вашему малышу понравилась одна история, и он не хочет слушать никакие другие, ничего страшного. Позвольте ему послушать ее снова и снова. В конце концов, каждый раз, слушая или читая что-то старое, у нас есть шанс найти в этом старом что-то новое и важное. К тому же чуть позже вы можете попросить ребенка пересказать ему эту сказку. Так будет развиваться и улучшаться память.
- После окончания сказки спросите у малыша, что могло быть бы дальше, пусть он придумает дальнейший финал этой истории. Такое упражнение способствует формированию воображения.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
16 октября 2013 12:07
Многие ревнители чтения утверждают, что читать ребенку можно с момента рождения, а еще лучше начинать это благородное дело до рождения. На последних месяцах беременности сидишь, поглаживаешь животик и читаешь какого-нибудь «Винни-Пуха». И потом, как нам говорят, родившийся ребеночек эту книжку непременно «опознает» как знакомую.
Я ничего не имею против. Я только «за». Будущей маме очень полезно читать талантливые детские книжки, особенно такие как «Винни-Пух», потому что они обладают всеми «волшебными» качествами искусства, да еще и настраивают на ребенка, тонко и ненавязчиво рассказывают об особенностях его мировосприятия.
Я даже полагаю, что женщине вообще полезно читать – не только во время беременности, но и без нее. А «читающая мама», к тому же, – важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка. Что же касается малыша, то «опознает» он читанный ему в утробе текст или встретится с ним «на новеньких», не очень существенно. Существенно, чтобы встретился.
Но в результате оказывается, что рекомендация «начинайте читать до рождения» лишена всякого практического смысла, потому что не отвечает на вопрос, когда же начинать показывать ребенку книжки, в каком возрасте. И как это делать?
«Читающая мама» – важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка.
Попробуем разобраться.
Что такое книжка? В первую очередь, это предмет. В отличие от камня или палки это предмет рукотворный, созданный для определенных, специфически человеческих надобностей. Как кастрюля создана, чтобы в ней варить, расческа – чтобы причесываться, стул – чтобы на нем сидеть, ложка – чтобы есть. Соответственно, существуют специальные правила употребления этого предмета.
Предмет «книга» адресован нашему воображению. Кроме действия по переворачиванию страниц он требует от нас еще и других, невидимых, внутренних действий.
Книга – это особый предмет, адресованный нашему воображению.
Вот эти два обстоятельства – специфическая «предметность» книги и способность ребенка к ее восприятию – определяют время книжного старта для самых маленьких.
* * *
Раз книжка – это «специфический предмет», значит, и его специфику ребенок сможет воспринять, когда достигнет определенной степени психической зрелости. Окружающие предметы начинают интересовать малыша довольно рано – когда он начинает тянуться к ним ручками. Но в течение некоторого времени (того, которое называется ранним детством) главная цель такого интереса – произвести над предметом какое-то действие: сунуть в рот, выкинуть из манежа, заставить издать какой-то звук. Восьмимесячного, годовалого и полуторагодовалого ребенка заботит не столько специфическое назначение предметов, сколько их свойства, проявляющиеся в ответ на действие.
Иными словами, если поставить перед ребенком кастрюлю с крышкой, он будет с удовольствием ее снимать и с шумом водворять на место. Но это манипулирование с крышкой еще не означает, что ребенок «постигает» истинное предназначение кастрюли. В данный момент он постигает принцип «входит-выходит». Как ослик Иа-Иа, получивший в подарок пустой горшок из-под меда. Если перед ребенком такого же возраста положить книжку – большую, красивую, с крепкими картонными страницами, он, скорее всего, обнаружит: страницы можно переворачивать. Это занятие – переворачивать страницы – и станет главным. Но оно пока имеет мало отношения к восприятию прекрасного, как бы мы ни убеждали себя, что все дело именно в магии прекрасного. Дело в толстом картоне и в объеме предмета. Переворачивание страниц для ребенка определенного возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли. Ничего плохого в этом нет. Это по-своему полезно – при условии, что книжка не рвется. Или если не происходит так, как у одной мамы: по совету прогрессивной подруги купила восьмимесячному сыночку дорогую модную книжку, а он ее грызет.
Так он в своем праве! Исследует окружающий мир доступными ему способами.
Переворачивание страниц книги для ребенка раннего возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли.
Первыми признаками того, что уже «пора», нужно показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению. К примеру, возить расческой по волосам (а не только пересчитывать ею появившиеся зубки). Или самостоятельно подносить ложку ко рту, пользоваться чашкой. Надевать на головку разные головные уборы – собственные и чужие, но именно на головку. Это сигнал к тому, что и книжка может быть воспринята в ее специфическом назначении – как предмет для особого действия.
Первыми признаками того, что уже настала пора показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению.
Но сам малыш, без взрослого, еще не может совершать это специфическое действие. Оставлять маленького ребенка один на один с книжкой (даже если она из толстого картона) – это значит создавать условия для превращения книжки в предмет произвольных манипуляций, ставить ее в один ряд с кастрюлей или кубиками.
В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.
– Смотри-ка, Ксюшенька, кто это тут нарисован? Это котик. Видишь, какой котик? Ах ты, котенька-коток, котя, серенький лобок. Приди, котик, ночевать, нашу Ксюшеньку качать (слово «деточка» очень правильно заменяется именем малыша). Смотри, что котик делает? Колыбельку качает. Кто в колыбельке лежит? Ксюшечка. Вот она, моя Ксюшечка. Как я ее покачаю? Вот так…
В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.
Можно ли назвать это чтением в чистом виде? Это скорее родительское «камлание» над книжкой.
Речевая импровизация, то и дело уходящая от написанного текста, постоянно апеллирующая к малышу, к его опыту, к взаимодействию с ним. Одна замечательная мама, которая очень рано начала показывать своей дочке книжки, так описывала этот процесс: «Как мы читаем? А вот как. Открываем книжку, смотрим на картинку. Я что-нибудь про эту картинку рассказываю. Показываю, где кто, как называется, что делает. И Ксюша мне показывает, где кто. Она хорошо запоминает, что здесь нарисовано, и ей очень нравится рассматривать картинки и слушать, как я в это время что-то рассказываю. А вот когда я начинаю читать то, что написано, она меня останавливает. Ей больше нравится слушать, как я выдумываю что-то свое».
Такое поведение характерно для еще не говорящих или только начинающих говорить детей. Оно обусловлено законами речевого развития ребенка.
Речь – важнейшее достижение малыша и его важнейший жизненный инструмент – вырастает из общения с взрослым, который в психологии называется «близким взрослым». Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь. Причем не речь вообще, не фоновую речь, а речь близкого взрослого, обращенную лично к нему.
Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь, обращенную лично к нему.
Наблюдения за малышами в домах малютки приводят к печальным выводам: на развитие младенцев не оказывает никакого влияния «техническая речь». Магнитофон может работать двадцать четыре часа в сутки – «петь» колыбельные и рассказывать потешки. Это никак не продвинет бессемейных детей в речевом развитии. Даже постоянно говорящие нянечки очень немногое могут изменить в ситуации. Их слишком мало на такое количество воспитанников. Они слишком редко обращают свои слова к конкретному ребенку. Так что младенцы-сироты испытывают дефицит общения вообще, и дефицит речевого общения в частности. Это одна из важнейших причин, по которой такие дети отстают в развитии от сверстников. Доктор психологических наук Елена Смирнова в своей книжке «Ползунки и ходунки» пишет, что к малышам раннего возраста (это дети в возрасте от года до трех), когда они, к примеру, находятся в детском саду, совершенно бесполезно обращаться словом «дети». Они попросту «не слышат», не относят к себе такого «собирательного» обращения. Каждого нужно назвать по имени.
Книжная речь – это обобщенное обращение. Ведь она писалась не для данного, конкретного ребенка. Чтобы ее воспринимать, ребенок должен научиться «слышать» слово «дети». Это происходит, как правило, в возрасте между двумя и тремя годами. Умение причислять себя к группе «дети» тесно связано с пробуждением индивидуального самосознания (чтобы причислять, нужно сначала научиться себя выделять). О том, что оно «пробудилось», мы узнаем по появлению в речи малыша местоимения «я», которое, как правило, знаменует собой важнейшее событие – «кризис трех лет». Понятно, что отметка «три» достаточно условна. Одни дети переживают кризис на полгода раньше, другие – на полгода позже. С точки зрения чтения главное – появление у ребенка нового самоощущения, связанного с «я».
С появлением «я» начинается новый этап социализации, т.е. возможно расширение круга общения, возможно установление новых отношений с самыми разными людьми – не только с близкими взрослыми. В расширяющийся круг общения, безусловно, попадают и такие «собеседники», как авторы детских книжек. Это и есть момент, знаменующий собой начало нового, «книжного» периода – когда способность малыша воспринимать тексты резко возрастает, количество доступных для понимания текстов сильно увеличивается.
Но читать малышу мы начинаем значительно раньше, ориентируясь на речевые возможности ребенка.
С появлением «я» способность малыша воспринимать тексты резко возрастает.
Как только малыш начинает говорить предложениями (пусть коротенькими) и облекать свои желания в слова, он может уже не только участвовать в «камлании» над книжкой, но и слушать «жесткий», заданный книжный текст. Способность к восприятию книжного текста у каждого малыша развивается в своем темпе, как и его речь.
Но эта способность вырастает из речевого общения с близким взрослым, из общения вокруг книги, построенного на речевой импровизации. Чем меньше ребенок, тем более адекватным для него является речевое общение в форме рассказывания.
Так что «камлать» над книжками надо.
Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации
-
Зачем читать сказки детям на ночь: с какого возраста начать и как это правильно делать
«Если хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если хотите, чтобы они были умнее, читайте им больше сказок».
Альберт Эйнштейн
Сказки на ночь — самый простой способ быстро уложить маленького непоседу спать. Благодаря увлекательной истории и спокойному голосу родителя розовощекий озорник быстро засыпает в своей кроватке даже не успев вдоволь покапризничать. Но на самом деле детские сказки не только успокаивают и помогают быстрее засыпать. Они полезны для когнитивного развития вашего ребенка. О том зачем читать сказки детям на ночь и как это правильно делать рассказываем дальше в нашей статье.
5 причин читать детям сказки на ночь
- Уроки жизни
Александр Афанасьев написал «Царевну-Лягушку» не для того, чтобы девочки искали себе принцев, а чтобы уже с раннего детства знали, что внешность в человеке не главное. Она часто обманчива и то что внутри намного важнее красивой или уродливой оболочки. Как говорил Иоганн Шиллер: «В сказках, рассказанных мне в детстве, заключен более глубокий смысл, чем в любой истине, которой учат в жизни».
- Надежда
Сказки учат всегда надеяться на лучшее, что добро победит зло, а враги получат по заслугам. Они повествуют не о том, что в этом мире существуют злые серые волки или королевы-ведьмы. Дети уже о них знают. Сказочные истории рассказывают детям о том, что зло можно победить, а людям с добрым сердцем всегда улыбается жизнь.
- Возможно все
Сказки расширяют наше представление о том, что возможно в этом мире. Они добавляют в нашу обыденную жизнь волшебников, фей и троллей, заставляя рисовать в детском воображении ответы на вопрос: «Что, если бы ___ было реальным или могло бы произойти?» И хотя мы знаем, что эти истории не соответствуют действительности, они все же нас вдохновляют и заставляют верить, что в этой Вселенной возможно все.
- Знакомство с разными культурами
Помимо русской классики вы можете читать детям греческие мифы, арабские и африканские сказки чтобы познакомить их с разными культурами. Особенно с историями, которые похожи друг на друга, такими как «Лон По По» и «Красная шапочка», каждая из которых несет в себе уникальность своей культуры и стиль повествования автора.
- Горькая правда
Как и в жизни, у многих сказок нет счастливого конца. Плохие вещи случаются и это нужно знать. Но если вы не готовы открыть детям горькую правду жизни, выбирайте рассказы где плохое случается только с плохими персонажами. Со временем вы сможете выбирать поучительные истории о «Русалочке» и «Золотой рыбке», где принятые решения или личные качества человека приводят к печальному концу. Например, жена рыбака потеряла все из-за своей жадности, а Русалочка учит, что здравый смысл лучше горящего сердца, способного разрушить жизнь.
С какого возраста читать сказки детям на ночь?
Логопеды рекомендуют начинать читать детям книги перед сном, начиная с 6-тимесячного возраста для активного развития речи у младенцев. Выбирайте текстильные книжки чтобы малыш мог безопасно ими пользоваться. Научите переворачивать страницы, открывать для себя новые текстуры и цвета. Первый опыт ребенка в книге — манипуляция, а потому хорошо если на страничках находятся разнофактурные детали со звуковыми и световыми эффектами.
Как правильно читать сказки детям?
- Для самых маленьких деток выбирайте короткие рассказы, состоящие из пары предложений и картинки. Показывайте крохе иллюстрации и описывайте увиденное. Карапуз будет внимательно вас слушать, понимать и пытаться повторять за вами. Это фаза понимания.
- По мере роста малыша увеличивайте продолжительность текста. Предлагайте модели правильных синтаксических структур, которым они будут следовать, но не стройте слишком сложные предложения. Говорите простым правильным языком, которым в последствие заговорит ваш кроха. Рассказывайте простые истории, которые легко понять, иначе ребенок быстро потеряет интерес к истории.
- Логопеды рекомендуют родителям каждый раз читать одну и ту же историю, чтобы малыш запомнил лексику рассказа. Когда сказка про Колобка или Репку будет изучена, смените книгу чтобы кроха открыл для себя новые слова и другие модели предложений.
- Читайте детям сказки на ночь в одно и то же время. Выберите тихое место, желательно детскую комнату, и скажите вслух, что пора читать сказку. Очень скоро карапуз будет с нетерпением ждать время сна, чтобы услышать новую историю.
- Прежде чем приступить к чтению, вместе рассмотрите обложку, обсудите иллюстрацию и название. Предположите, о чем будет новая история и только потом начинайте чтение.
- Читайте в голос с интонацией и эмоциями, чтобы оживить историю. Меняйте голос, интонацию и громкость, подражайте звукам животных и птиц. Благодаря этим приемам рассказ станет еще интереснее не только для ребенка, но и для вас.
- Привлекайте малыша к чтению. Сказки перед сном — это не только о чтении, но и увлекательном времяпрепровождении детей и родителей и его нужно прочувствовать. Задавайте крохе вопросы, обсуждайте прочитанное, вместе удивляйтесь и сопереживайте персонажам. Комментируйте картинки и привлекайте внимание к определенным деталям. В конце рассказа спросите, понравилась ли ему история и почему. Это отличный прием чтобы научить детей выражать свое мнение.
Чтение перед сном прививает ребенку любовь к книгам. Позже ему понравится самостоятельно читать книги перед сном и эту привычку он передаст своим детям.
Родителям на заметку:
— Какие санки самые безопасные: тюбинг ватрушка, ледянки или классические санки?
— Мнение психологов: зачем детям играть в кукольный театр?
— Детский психолог назвал 7 причин купить мягкую игрушку каждому ребенку
Какую книгу читать ребенку перед сном?
Какую книгу читать перед сном, чтобы доставить удовольствие малышу и помочь ему заснуть? Выбор сказки должен соответствовать его возрасту. Маленьким деткам не нужно рассказывать слишком длинные истории. Психологи рекомендуют купить детские книжки с картинками и минимальным количеством текста, чтобы крохе было интересно изучать изображения во время чтения.
Если малыш вырос и уже учится самостоятельно читать, выбирайте книжки согласно его интересам. Это может быть русская классика или новые истории современности.
Скорее всего ребенок попросит вас прочитать одну и ту же сказку несколько раз подряд. Не удивляйтесь. С каждым чтением он открывает для себя что-то новое, чтобы получить удовольствие. Выполняйте его просьбу, даже если она вам не так интересна.
Итак, как выбрать сказку для разных возрастов?
В каждой сказочной истории есть проблема, которую нужно решить. Например, вытянуть репку из земли или спасти Красную Шапочку от волка. Также в каждом рассказе есть различные формы противостояния со злом — Королева в Белоснежке или мачеха в Золушке. Чем проще проблема, тем больше произведение подходит для деток младшего возраста и наоборот: чем больше зло, тем лучше история подходит детям старшего возраста.
Другой аспект сказочных историй — испытания на пути главного героя. Истории о трех поросятах и семерых козлятах имеют простой сюжет, который легко запоминают трехлетние дети. Рассказы о сложных испытаниях и долгих приключениях — «Белоснежка и 7 гномов», «Гуси-лебеди», «Двенадцать месяцев» — подходят деткам пяти и шести лет.
Какие сказки читать детям до 2-х лет?
Простые истории о животных — «Колобок», «Маша и Медведь», «Петушок — золотой гребешок», «Теремок», «Три медведя», «Репка», «Курочка ряба», «Коза-дереза».
Какие сказки читать детям на ночь в 2-3 года?
По достижению двух лет карапуз уже понимает причинно-следственные связи и запоминает более сложные сюжеты. У него уже есть представления что плохо, а что хорошо, он с интересом следит за сюжетной линией и начинает логически мыслить.
В трехлетнем возрасте дети уже готовы слушать о приключениях Бременских музыкантов, Белоснежки, Морозко.
Какие сказки читать детям в возрасте 4-5 лет?
У мальчиков и девочек уже полным ходом работают воображение и фантазия, а потому они прекрасно воспринимают более сложные сюжеты — «Бэмби», «Золушка», «12 месяцев», «Гадкий утенок».
Какие сказки читать детям в возрасте 6-7 лет?
В первом классе ребенок уже готов воспринимать сложные сюжетные истории с множеством испытаний на пути главного героя — «Буратино», «Маугли», «Пеппи — длинный чулок», «Алиса в стране чудес».
Читайте вместе с детьми каждый вечер и получайте удовольствие от удивительных сказочных историй. Дешево купить детские книги со сказками вы всегда можете в Магазине Постоянных Распродаж. В ассортименте русская классика и современные истории для мальчиков и девочек разного возраста.
Подходящие товары
Здравствуйте, дорогие читатели и просто гости блога!
В настоящий информационный век современные люди спешат избавиться от пыльных книжных стеллажей, занимающих пространство. Можно теперь в любой момент почитать электронную книгу, которая не занимает место в квартире. А многие семьи и вовсе могут прекрасно обходиться без чтения книг, достаточно зайти в интернет и узнать интересующую информацию.
Но как быть с маленьким членом семьи? Нужны ли ему книги? Нужно ли читать маленькому малышу, а если и нужно, то когда и что?
С какого возраста начинать читать
Психологами многих стран уже давно установлено, что начитать нужно как можно раньше. Такие малыши в будущем легче общаются и идут на контакт, им проще заговорить.
Как только малыш уже может фокусировать свой взгляд и задерживать его на предметах, можно начинать показывать ему простые картинки. Конечно чтением это не назовешь, но начало положено. Здесь важен эмоциональный контакт малыша и мамы. Он слышит вашу речь и со временем будет воспроизводить подобные звуки, контактировать с вами, отвечать вам.
Польза чтения безусловна. Совместное чтение у мамы или папы на коленях — это психологический контакт, взаимодействие, вы становитесь еще ближе, ребенок доверяет вам, слушает вас, ничто так не завораживает малыша, как родные голоса.
Чем чаще вы будете читать ребенку, тем раньше он заговорит. Это один из вариантов развития речи. Далее посредством чтения повышаем пассивный словарь ребенка, расширяем кругозор. Ребенок учится визуализировать, работает воображение, развивается память. Читайте как можно чаще, по нескольку раз в день.
Как выбирать книги
До года
Сначала малыш учится рассматривать картинки, узнавать знакомое и понимать новое. Это первый шаг к чтению. Картинки должны вызывать положительные эмоции у ребенка. От этого будет зависеть его дальнейшее желание. Одновременно они должны быть понятны ребенку, пока без замысловатых сюжетов.
В этом возрасте хорошо подходят книжки-игрушки, которые предполагают взаимодействие ребенка с книгой и его непосредственное участие. Так он вовлечен в процесс чтения или в данном случае в написанную историю. Это могут быть книжки с клапанами, другими движущими элементами, нажатие кнопок, потянуть за веревочку, потрогать что-то шершавое или пушистое (книги с сенсорными вставками). Такие книги очень нравится детям и подогревают их интерес.
Но если все будет сводится только к этому, это уже будет не чтение, а игра как с обычной развивающей игрушкой. Поэтому наша задача — научить ребенка именно слушать. Чтобы ему была интересна именно человеческая речь на первом этапе, далее придет понимание и он обретет смысл происходящего.
Так что наличие каких-то спецэффектов в книге не должно переходить в баловство или игру. Здесь важно помочь ребенку сосредоточиться на картинке, дать ему время рассмотреть ее.
Так же подойдут сенсорные мягкие и развивающие книги, но именно с сюжетной линией: не просто курица, она клюет зернышки или сидит в гнезде с ципушками.
Актуальны простые сказки, где мало текста и много иллюстраций, по которым можно рассказать историю. Маленькие четверостишия и потешки.
Так же от полугода можно рассматривать первые энциклопедии для малышей, в которых затронуто большое количество тем. Сначала ребенок постигает существительные. Затем ближе к году добавляем глаголы и составляем первые предложения из 2-3 слов. Собака лает ГАВ-ГАВ.
Пока ребенок не умеет говорить, вы говорите за него. Часто мы можем вносить в сказку свои детали или интерпретировать написанное.
От года до 3 лет
Теперь можно читать небольшие истории про животных, стишки, продолжаем сказки. Добавляем книги с картинками (виммельбухи) и побуждаем ребенка самого составлять «рассказики».
Как правильно читать
- Обязательно проговаривайте все картинки, не оставляйте их без внимания. Опишите героев, их внешний вид, действия, которые они совершают, обратите внимание на эмоции.
- Старайтесь читать с выражением и имитировать голоса персонажей, так ребенок более реалистично будет воспринимать текст.
- Не забывайте контактировать с ребенком. Спрашивайте: где котик? где глазки? что он делает? и прочие вопросы, которые он уже знает и добавляйте новые, знакомьте с новыми словами.
- Пусть странички листает ребенок, так он принимает непосредственное участие и тренирует свои пальчики.
- Если ребенок просит вас читать одну и ту же сказку несколько раз, не сопротивляйтесь. Дети любят многочисленные повторения, это касается не только чтения. Так происходит обучение и запоминание.
- Можете предлагать малышу продолжить предложение, например, что волк сделал? начал дуть? как дует? и соломенный домик разлетелся…
Советы для родителей
Соблюдение этих простых рекомендаций поможет решить у вас проблему, когда ребенок не хочет и не любит читать.
- Читайте перед сном дневным и вечерним. Пересказывайте, расспрашивайте ребенка о прочитанном, обсуждайте, посмейтесь или погрустите вместе.
- Если ребенок не хочет читать, предлагайте альтернативу, позвольте ему самому выбрать книгу для чтения, не навязывайте свою. Эта уже надоела, давайт вот эту.
- Не заставляйте ребенка насильно читать, это касается любого возраста. Его не нужно принуждать, лучше подождать 10 минут и ненавязчиво предложить снова или забыть до вечера например, все зависит от настроения.
- Выбирая книги просмотрите какие иллюстрации предложены. Не должно быть отрицательных сцен или того, что может не понравиться вашему ребенку.
До года
- Не оставляйте ребенка с книгой, так она будет расценена, как очередная игрушка наравне с куклой или погремушкой. Учите ребенка сразу относиться к книгам с уважением и бережно к ним относиться.
- Не храните книжки вместе с игрушками, ставьте на отведенную для них полку. Так ребенок будет понимать, что книги — это особый предмет по сравнению с игрушками.
- Не забывайте обновлять ассортимент детской полки. Это не значит, что вы постоянно должны покупать детские книги. Покупать -то должны, только не выкладывайте их все сразу в доступность ребенку. Оставьте на полке несколько: до пяти достаточно. И по мере надоедания не забывайте их заменять, не только новыми, но и старыми. Они тоже через какой-то промежуток времени могут восприниматься как новые. Ребенок может посмотреть на них свежим взглядом.
Для детей от двух лет:
- Пусть у ребенка будет своя собственная книжная полка, ее можно сделать собственноручно или приобрести в магазине, либо выделить например, полку в открытом стеллаже. Приучайте ребенка сразу убирать после прочтения книги на место.
- Желательно, чтобы полка была доступна малышу, чтобы он в любое время взял понравившееся чтиво.
- Если ребенок сам взял книгу и просит вас почитать, никогда ему не отказывайте, наоборот похвалите.
Надеюсь несильно вас утомила, спасибо, что прочитали до конца.
Не забывайте читать сами, будьте для ребенка примером.
Хорошего вам настроения и до новых встреч!
С уважением, Юлия Полонская