Когда-то В. Высоцкий написал:
…Если путь, прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почём, —
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
А я опять вспоминаю про то, что все мы «родом из детства». Мысль не нова, но именно там берёт своё начало Сказка. Сказка для ребёнка, это возможно, первая структурированная история о мире. Её положительное влияние на развитие личности ребёнка и познавательные функции является бесспорным чего нельзя сказать о комиксах, набирающие популярность, в современном мире.
Сказки на ночь по-особенному волшебные. Мама рядом, звучит её голос, и малыш, представляя в своём воображении приключения героев, постепенно погружается в сон. Ни один мультфильм не заменит книжку, ни одна аудиокнига — живого общения с мамой или папой.
Сказка — это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролёт слушать и гиперактивные «живчики», и флегматично неповоротливые молчуны. Сказка — волшебство, завораживающее действие.
Ответы на вопрос о полезности чтения сказок на ночь не раз давали психологи, педагоги и учёные. Многократно проводились исследования активности мозга малышей, доказывающие пользу чтения перед сном. Отмечено, что детки, которым совсем мало читают сказки, подходят к возрасту 5–6 лет с лексиконом 2-годовалого ребёнка при общем нормальном развитии. Это выражается не только в бедности словарного запаса, но и в более медленной способности к пониманию и усвоению информации об окружающем мире, что может остаться с человеком навсегда.
Так почему же важно читать ребёнку именно перед сном?
Самое удачное время. Чтобы привить ребёнку любовь к чтению, важно выбрать правильное время, когда малыш настроен слушать. Непоседливые, гиперактивные дети днём быстро отвлекаются на игрушки. А вот вечером обстановка меняется — лёжа в кроватке кроха будет ждать очередную порцию волшебства на ночь с большим нетерпением и слушать с особым вниманием.
Хорошее настроение. Чтение любимой книжки успокаивает ребёнка. Все капризы и обиды, которые так портили день, забываются — и малыш засыпает в хорошем настроении. Чтобы не получить обратный эффект, желательно выбрать историю со «счастливым концом», где добро побеждает зло.
Воспитание характера. Даже характер ребёнка меняется в лучшую сторону, когда ему читают перед сном. Учёные утверждают, что если читать ребёнку книжку хотя бы 15 минут в день, он становится более открытым, послушным, внимательным и смелым.
Развитие умственных способностей. Сказку можно не только читать, но и обсуждать. У маленького ребёнка обязательно найдутся вопросы касательно сюжета и слов, которые встречаются в тексте. Поэтому можно смело утверждать, что чтение перед сном для ребёнка полезно тем, что расширяет словарный запас, развивает любознательность, а также фантазию и желание в дальнейшем читать самостоятельно.
Восприятие мира. Сказки понятны детям. С помощью действующих персонажей ребёнок старается разобраться в том, как устроен мир, понять повседневные вещи и явления. В сказках очень наглядно показано противостояние добра и зла, дружбы и одиночества, любви и ненависти, взаимопомощи и эгоизма.
Пример поведения. Хорошая идея — воспитывать ребёнка посредством сказки. Читайте на ночь детскую книжку, герой которой имеет общие с ребёнком черты. Поведение персонажа может стать хорошим примером для вашего сына или дочери. Вместе с ним ребёнок будет проживать различные ситуации, и получать такие же уроки.
Ближе к ребёнку. С помощью чтения можно наладить понимание между родителями и детьми, душевную связь. Если малыш каждый раз просит почитать вас одну и ту же сказку, значит, она получила сильный отклик в его душе. В книжке может быть сосредоточено то, что тревожит кроху, вызывает радость или очень интересует в реальной жизни. Зная это, вы сможете найти верный путь к преодолению детских страхов.
Чтение ребёнку перед сном — замечательная традиция, которая сохранилась и по сей день. В семье, где родители читают сказки, растут счастливые и любознательные дети. Именно в дошкольном возрасте очень важно привить ребёнку любовь к книгам. Чтобы не опоздать, читайте детям с пелёнок, и таким образом налаживайте надёжную связь со своим чадом.
В чём же сила сказок?
Познание и развитие. Реализм как жанр повествования малопонятен и неинтересен ребёнку дошкольного возраста. Поэтому сказка является наиболее удобной формой для того, чтобы развивать воображение, мышление, память. Обсуждение с ребёнком персонажей и сюжета способствует развитию мышления и речи. Главное — не зацикливаться на «развивающих» сторонах, иначе сказка превратится в урок, а волшебство исчезнет.
Сказка учит эмпатии. Идентифицируя себя с героями сказок, ребёнок учится вживаться в различные образы, расширяя своё представление о социальных ролях и ситуациях. И, конечно, сказки учат сопереживать, проявлять эмпатию, поскольку это добрые, светлые истории.
Побудительная сила. Героям сказок часто приходится несладко, однако они преодолевают препятствия и учатся сотрудничать с другими персонажами. Сказки, в отличие от мифов, оптимистичны, а детей это воодушевляет и учит не сдаваться, преодолевать трудности.
«Что такое хорошо и что такое плохо». Сказка помогает формировать у ребёнка представления о добре и зле, плохом и хорошем. Для малышей это важная нравственная основа, чтобы вырасти морально сильными и хорошими людьми.
Целительная и педагогическая сила сказки. Сказки помогают снизить уровень тревожности и стабилизируют эмоциональность. На ночь можно читать сказки детям, у которых имеются некоторые трудности с засыпанием. При этом лучше это делать в спокойной манере, чтобы ребёнок не перевозбуждался.
Выбор книг для чтения детям
Многие мамы и папы испытывают трудности с выбором книг для чтения перед сном. Важно подобрать такую литературу, которую ребёнок смог бы понять. Поэтому выбирая, какую книгу прочесть малышу, опирайтесь на его возраст.
• читать поучительные рассказы для детей 7 лет;
• читать рассказы для детей 4–5 лет;
• читать сказку на ночь детям 3–4;
• читать небольшие стишки с красочными картинками детям до 3 лет.
Книги детям до 3 лет
В раннем возрасте дети ещё не могут сконцентрироваться на длинных произведениях. Самым маленьким лучше предлагать книги с минимумом текста и большими картинками, которые малышу будет интересно рассматривать. Можно читать небольшие стишки, Например, Агнии Барто, ведь маленькие дети хорошо воспринимают рифму.
Сказки для детей в 3–4 года
В этот период детям уже можно предлагать небольшие сказки. Ребёнок уже достаточно развит для понимания их сюжета. В 3–4 года малыши с интересом знакомятся с
• русскими народными сказками: «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Репка», «Курочка Ряба», «Морозко», «Лиса и Тетерев».
• можно предлагать к ознакомлению небольшие произведения Александра Сергеевича Пушкина: «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о рыбаке и рыбке»
• братьев Гримм: «Волк и семеро козлят», «Бременские музыканты», «Белоснежка и семеро гномов», «Горшочек каши».
Сказки и поучительные рассказы для детей 5–7 лет
Ребёнок растёт, но продолжает фантазировать, мечтать, в его жизни ещё долгое время особую роль будет занимать сказка.
Девочки и мальчики будут в восторге от произведений
• Ганса Христиана Андерсена: «Снежная Королева», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле Лукойе», «Новое платье короля», «Свинопас», «Гадкий утёнок».
• Самуила Яковлевича Маршака, который написал для детей поучительные сказки и стихи: «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный», «Почта».
В пять–семь лет детям, помимо сказок, уже становятся интересны небольшие повести.
Замечательным детским автором является Николай Николаевич Носов, его произведения добрые, заставляют малышей посмеяться: «Живая шляпа», «Три охотника», «Находчивость», «Мишкина каша».
Виктор Юзефович Драгунский и его «Денискины рассказы», точно не оставят равнодушными маленьких читателей.
Дети старше пяти лет начинают активно интересоваться окружающим миром: животными, птицами, растениями, погодными явлениями. В их речи всё чаще слышится почему. Не оставляйте вопросы малышей без внимания, читайте им небольшие статьи из детских энциклопедий, дети с интересом будут слушать и узнавать новое.
Все эти произведения знакомы многим поколениям детей, давно ставшими родителями, они «якоря», которые вызывают тёплые чувства и воспоминания из собственного детства. Читайте их с ребёнком и, без сомнения, это принесёт радость и пользу вам, а малыша научит только доброму, чистому, светлому.
Совместное чтение и семейные традиции
Чтение ребёнку — это уютный, семейный отдых. Он успокаивает подвижную детскую психику, пробуждает воображение, заставляет подумать. После прочтения произведения важно, чтобы малыш отвечал на вопросы родителя, старался пересказать прочитанное. Это развивает его концентрацию и память.
Важнейшей задачей чтения является привитие малышу любви к книгам. Замечательно, если родители тоже любят читать, тогда ребёнок будет видеть перед собой положительный пример.
В возрасте 5–6 лет можно постепенно начинать учить малыша читать. Читающий ребёнок грамотнее своих сверстников, у него больший словарный запас и более широкий кругозор. Обученный грамоте ребёнок легче адаптируется к учёбе в первом классе и ему проще даётся школьная программа.
Совместное чтение это не только вклад в будущее малыша, но и приятное времяпрепровождение, которое оставит теплые воспоминания и у взрослого, и у ребенка. Читайте книги всей семьей.
Воронова Инна Юрьевна, практический психолог, гипнотерапевт, транзактный аналитик, экспертный член Межрегиональной общественной организации «Развитие психологической помощи (МОО РПП), президент регионального отделения МОО РПП Мурманск, член комитета по этике, комитета по взаимодействию с детьми и родителями, волонтёр-психолог, г. Мурманск
Елена Мурадова , руководитель Центра детского сна и развития BabySleep
Много веков родители рассказывают детям перед сном сказки. Сказки «заманивают» ребенка в кровать, ласковый голос мамы или папы успокаивает его. А еще сказка на ночь — хороший способ провести время вместе с ребенком. Основатель и руководитель Центра детского сна и развития BabySleep Елена Мурадова поможет разобраться, почему сказки помогают детям засыпать и как выбрать правильную сказку.
Чем полезны сказки
Вот минимум три причины, почему стоит регулярно рассказывать детям сказки на ночь.
-
Развивают образное и логическое мышление
Дети 1-3 лет мыслят образами. Переворачивая страницы книги, ребенок строит свою логическую цепочку, учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, получает новое видение истории.
-
Формируют речевые навыки
Звуки — слова — предложения — так ребенок учится говорить. Книги расширяют словарный запас. А картинки в книгах помогают понимать смысл сказки. Вот почему первые книги должны быть с понятными и яркими иллюстрациями.
-
Помогают слушать других, выражать свои мысли, формировать эмпатию
Во время совместного чтения полезно обсуждать с ребенком прочитанное. Сказка — древний способ передачи опыта разных жизненных ситуаций и способов их решения.
Рекомендация консультанта по детскому сну
Сказки можно и нужно включать в «мостик ко сну». Так называется спокойное бодрствование, расслабляющее ребенка и настраивающее на сон. Это время волшебно само по себе: в комнате тихо, свет приглушен, семья сидит на уютном диване или на кровати родителей, ребенок с удовольствием представляет, что сегодня произойдет с любимыми героями.
Совместное чтение делает отношения между детьми и родителями более близкими, усиливает эмоциональную связь. Это особенно важно, когда дети подрастают, родители проводят весь день на работе, и только вечером есть время на общение без спешки. Перед сном очень важно что-то делать вместе, ни на что не отвлекаясь, насыщать ребенка своей любовью.
Как выбрать сказку на ночь
Однако не любая сказка подойдет для вечернего чтения. Вот три совета, как сделать правильный выбор.
- Первый пункт — возраст ребенка. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь в книге. Вряд ли вы заинтересуете 2-летнего малыша длинной историей про Робин Гуда. Чем младше ребенок, тем короче и проще сказка.
- Выбирайте добрые истории, которые не напугают и не расстроят малыша перед сном. Идеально, если книга будет про сон или в книге будут элементы, относящиеся ко сну (герой собирается спать, выключает свет, переодевается в пижаму). Чтение историй про сон помогает «замедлить» ребенка после насыщенного дня.
- Установите временные рамки для чтения. Малыши 1-2 лет обычно могут внимательно слушать сказку всего несколько минут. Этого времени достаточно, чтобы посмотреть книжку с яркими картинками и небольшим количеством слов. Подросшие дети готовы слушать сказки часами — особенно если это «вместо сна». Заранее договоритесь, как долго продлится чтение: полчаса (покажите на часах, что это значит — это тоже полезно), или три рассказа, или две главы, если книга длинная.
Как читать
Спокойным, убаюкивающим голосом. А к концу истории еще тише и монотоннее.
Пора спать, но ребенок просит почитать еще и еще. Что делать?
Если вы заранее договорились, как долго вы будете читать, лучше удерживать оговоренные границы. Чтобы перед сном ребенок не расплакался, можно договориться на «еще совсем чуть-чуть», но после этого уже точно пора спать. Почитать можно будет и в течение следующего дня. Но подумайте, возможно, стоит начинать чтение немного раньше, чтобы успевать почитать подольше перед тем, как ребенку пора засыпать.
Можно позвать на помощь любимую игрушку ребенка. Пусть плюшевый зверь или самолетик договариваются с малышом. Иногда детям проще прийти к соглашению с неодушевленным другом.
А можно сказать ребенку, что после выключения света вы расскажете еще одну историю. Эту историю рассказывайте тихо-тихо и медленно-медленно. Она поможет малышу уснуть.
Что читать перед сном?
Мы разделили сказки на ночь по возрастам. Но это не значит, что полюбившуюся в 3 года книгу нельзя читать и в 7 лет. А театр теней или красивую книгу с объемными иллюстрациями можно и нужно показать 2-летнему малышу, если он заинтересуется. Наша подборка — это примерный ориентир в бескрайнем море детской литературы.
0-2 года. Виммельбухи и добрые короткие истории
Малышей привлекает то, что они могут увидеть глазами, потрогать, повертеть в руках. Завлечь их в кровать поможет маленькая книжка с плотными страницами. Здорово, если в книге будет рассказ о том, как герой ложится спать. Например, как в книге Йорга Мюле «Спокойной ночи, Зайчонок!». На каждой странице есть задания: хлопнуть в ладошки, чтобы зайчик надел пижаму, погладить его по спинке. Эти же действия можно повторять вместе с ребенком во время чтения книги. И тогда уснут и зайчик, и ваш малыш.
За что мы любим виммельбухи? В этих книгах нет текста, который пока может быть скучным для ребенка. Зато есть огромное количество картинок, которые хочется рассматривать и рассматривать. Можно учить новые слова, загадывать загадки, просто разглядывать рисунки. По нашему опыту, эти книжки бывают фаворитами книжных полок как минимум до школы.
Виммельбухи — это книги, в которых почти нет или совсем нет текста. Только картинки! Но зато эти картинки очень детализированы: много предметов, действующих лиц, событий. Взрослый описывает то, что он видит на страницах. А потом полезный навык рассказывать по картинке тренирует ребенок.
Можно полистать перед сном книгу Катерины Горелик «Курьер». Книжка сделана из картона, иллюстрации веселые и не слишком подробные. Она подойдет для первого знакомства с виммельбухами. На каждом развороте задания — помочь курьеру Чуне доставить посылку по морю, по суше, по воздуху.
Следующей книгой в вашей «вечерней библиотеке» может стать очень подробный японский виммельбух про детектива Пьера, его будет интересно разглядывать и школьнику. Виммельбух представлен в трех частях — «Детектив Пьер распутывает дело», «Погоня в Башне лабиринтов», «Сокровище воздушного замка». Выбирайте любую.
2-4 года. Поучительные истории со счастливым концом и книжки-помощники
Читая сказки-помощники, вы поможете ребенку сбросить страхи и тревоги, пережитые за день. А еще можно избавиться от вредных привычек и привить хорошие. Важно, чтобы главный герой был симпатичен ребенку, тогда малыш будет отождествлять себя с ним и сопереживать ему.
«Зубную книгу» Ивоны Радюнц и Томаса Рёнера можно почитать ребенку, который не любит чистить зубки. Книга увлекательно рассказывает, как устроены молочные зубы, зачем они нужны, как за ними ухаживать. Если вечером читать с ребенком эту книгу, после идти чистить зубы, а затем ложиться в кровать и слушать мамину колыбельную, сложится хороший вечерний ритуал, которого ребенок будет ждать с удовольствием.
Книга «Гастон боится» Орели Шьен Шо Шин познакомит малыша с одной из самых сильных эмоций — страхом. Милый единорог Гастон боится сумерек, ведь это значит, что скоро нужно ложиться спать. Возможно, ваш малыш тоже боится темноты. Вместе с Гастоном он выполнит несколько дыхательных упражнений и «выдует» свой страх перед сном.
Иногда дети боятся, что во сне они увидят что-то плохое. Очень полезно и детям, и взрослым перед сном думать о приятном и визуализировать что-то хорошее. Эта практика помогает увидеть хорошие сны. Красивая история в стихах «Я изобрел во сне пирог!» рассказывает о крольчонке, которому снился вкусный пирог. А проснувшись, он решил его испечь. Возможно, ваш малыш тоже захочет увидеть во сне что-нибудь вкусное, а на следующий день приготовить это вместе с вами?
Театр теней зародился в Китае более 1700 лет назад. Но и сейчас это волшебное действо легко может собрать всю семью перед сном. Некоторые книги сделаны по принципу театров теней. Погасите свет в комнате, возьмите небольшую лампу или фонарик (папа ассистирует), раскройте книгу и начинайте рассказ об удивительном городе, в котором летают на птицах, качаются на тарзанках, кормят крокодила. Каждый вечер можно придумывать новую историю. Пусть истории будут добрые, а рассказывать их лучше тихим сказочным голосом. Это поможет всей семье настроиться на сон.
Вам мешают спать соседи? В книге Катерины Горелик «Соседи» все время шумят. Когда мышки засыпают, коты на крыше начинают петь песни. Когда наступает время сна у летучих мышей, петух поднимает своих цыплят на завтрак. И у людей режимы не совпадают. Страницы книги «Соседи» разрезаны так, что ребенок может сам решить, кто чьи соседом будет, и как всем наконец улечься спать.
5-95 лет. Красивые книги для размышлений
В 5 лет ребенок уже понимает, что с книгами нужно обращаться аккуратно. И ему можно предложить необычные и красивые книги для вдумчивого разглядывания. Чем старше ребенок, тем более философские мысли его занимают.
«Спокойной ночи, Миюки!» — эта книга будет особенно интересна детям, верящим в сказочных существ и волшебство. Главная героиня книги Миюки никак не уляжется спать. У нее столько дел накопилось перед сном: полить овощи на грядке, собрать всех улиток, укрыть котика пледом на ночь. Прямо как у вашего ребенка, правда?
Когда все дела переделаны, дедушка Миюки наконец-то положил ее голову на подушку, укрыл одеялом и крепко поцеловал. Читая эту книгу, поговорите с ребенком о том, как важно вовремя делать свои дела, чтобы не вспоминать о них уже лежа в кровати.
Детям ночью нередко снятся кошмары: разные чудовища или погоня. Переживания во сне очень реалистичны. Ребенок просыпается в слезах, испуганный. Справиться с ночными кошмарами поможет игрушка-защитник — любимая игрушка ребенка, которая с ним спит и отгоняет все, чего он боится. Также стоит избегать пугающих переживаний, минимизировать ТВ и гаджеты в вечернее время.
И самое важное — постарайтесь обеспечить ребенку качественное расслабление перед сном. Например, чтение в объятиях родителей.
Что говорят научные исследования
Лонгитюдное исследование 2011 года показывает, что регулярное использование в возрасте 3-5 лет ритуала перед сном, включающего разговорную речь (пение, чтение, сказки и т. д.) приводило к более длительному ночному сну и лучшим показателям по когнитивным тестам, определяющим речевое развитие.
Консультанты по сну BabySleep вывели идеальную формулу книжки на ночь: Добрая история про сон + по возрасту + тихий, спокойный голос + любовь родителей = крепко спящий ребенок. Попробуйте!
Многие родители задаются вопросом, с какого возраста можно начинать читать ребенку сказки. Мнений на эту тему в интернете можно найти великое множество. Интересно, а что же говорят на эту тему специалисты? Итак, давайте разберемся, как понять, что уже пора и на какие детские сказки стоит обратить внимание при выборе книги.
Как понять, что уже пора?
Чтобы понять, с какого возраста читать ребенку сказки, нужно не только изучить мнения специалистов, но и оценить готовность к этому самого малыша. Первый признак того, что сыну или дочери уже можно показывать книги – это попытки крошки пользоваться разнообразными вещами по назначению. Например, ложкой кроха пытается есть суп, а не стучит ей по столу. Или старается надеть ботинки на ноги, а не просто вертит в руках. Это значит, что книги уже будут восприниматься в правильном аспекте. Но нужно учесть тот факт, что без помощи мамы и папы не состоится полноценное знакомство малыша с книжкой.
Специалисты всего мира сходятся в едином мнении, что знакомство со сказками должно начинаться с самых ранних лет. Такие дети в дальнейшей жизни легче идут на контакт, находят друзей, общаются.
Как только вы заметили, что ребенок может сконцентрироваться на отдельном предмете, то начинайте показывать ему иллюстрации. Конечно, это нельзя назвать чтением, но это уже шаг вперед. Это знакомство с книгами. В данном вопросе необходимо обратить внимание на эмоциональную связь с матерью. Нужно, чтобы крошка слышал четкую грамотную дикцию, следил за вашими губами, откликался звуками на речь. Тогда процесс увлечения чтением не заставит себя ждать.
Выбираем книжку по возрасту
До 1 года
В раннем возрасте младенец смотрит на картинки, пытается узнать то, что уже видел, что ему знакомо. Это и есть начало процесса чтения. Изображения должны нравиться детям, вызывать у них радость, восторг, удивление. От этого зависит, захотят ли они продолжать изучать их. При этом картинки должны быть и понятны, не вызывать трудностей и недоумения.
Также до одного года детям подойдут книги-игрушки, с которыми нужно играть и активно взаимодействовать. Таким образом, ребенок будет вовлечен в увлекательную историю. Играющими элементами в таких книжках могут служить клапаны, кнопочки, ниточки, сенсор. В активно развивающемся мире такие предметы далеко не редкость.
Но нужно иметь в виду, что, играя с такой книгой, нужно придерживаться золотой середины. Излишне активные действия могут отвлечь малыша от главной задачи – изучить книгу, узнать написанную историю. Увлекательные приспособления должны быть лишь мотивацией к изучению сказки. Сына или дочь нужно научить слушать и слышать. Нужно, чтобы его в первую очередь интересовало повествование, а не игрушки. Тогда он будет постепенно понимать происходящее.
В этом возрасте лучше обратить внимание на простые истории, где мало слов и много картинок. Это могут быть небольшие стишки, потешки.
От 1 года до 2 лет
В этом возрасте лексический запас малыша расширяется, он узнает новые слова. Ребенок пытается их систематизировать, сопоставить с различными картинками у него в голове, чтобы лучше запомнить. В сознании детей должна быть прочная связь между вещью и ее названием. А для этого нужно регулярно указывать ребенку на предмет, а потом называть его. В этом деле родителям снова поможет книга.
В этом возрасте при знакомстве с книжкой также большую роль продолжают играть картинки. Изображения и слова становятся для ребенка единым целым, что способствует развитию образного мышления. Картинки из книг помогают малышу узнать больше о сказочном мире и его героях. Поэтому иллюстрации должны быть красивыми, четкими, понятными, иначе вашему сыну или дочери будет неинтересно.
Читая книгу, мама должна следить за реакцией малыша. Очень важно понимать, что ребенка удивляет, пугает, радует. Также необходимо создать особую атмосферу для чтения – вокруг ребенка не должно быть никаких отвлекающих моментов.
От 2 до 3 лет
Ребенок, которому больше 2 лет, узнает окружающий мир за счет подражания, поэтому процесс чтения в этом периоде должен идти совместно с действиями, происходящими в книге. Например, если корова мычит, то покажите, как она это делает. Если герой произведения бежит, пробегитесь по комнате вместе с малышом.
В 3 года ребенок начинает довольно хорошо говорить и становится почемучкой со множеством вопросов: почему солнце желтое? Почему самолет не падает? Почему кошка мяукает? Не всегда у родителей есть ответы на все вопросы. Поэтому не бойтесь изучать мир вместе с ребенком. Нет ничего страшного в том, что вы не знаете. Возьмите энциклопедию и вместе с малышом найдите ответ. Но читая ее, не забывайте объяснять ему непонятные термины простыми словами.
От 3 до 6 лет
В этом возрасте ребенок начинает быстро взрослеть, а вместе с ним и его литературные предпочтения. Дошкольникам подойдут произведения Александра Пушкина, братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена, Александра Волкова, а также русские народные сказки и сказы Павла Бажова.
Чтобы ребенок не запутался в хитросплетениях сюжета и все понял, просите его пересказывать каждый прочитанный отрывок. Это способствует развитию памяти и логики.
Детские произведения – это соотношение слов и иллюстраций. Все должно быть гармонично. Картинки должны быть такими, чтобы их можно было долго рассматривать, но при этом они не должны сильно отвлекать от повествования.
Сказки для самых маленьких
Сказки – это необычные повести об интересных приключениях, в которые попадают вымышленные герои, где добро всегда побеждает зло, как бы тяжело и трудно ни было на протяжении всего сюжета. Они учат детей моральным устоям и ценностям. Благодаря им малыши узнают, что такое дружба, справедливость, милосердие, взаимопомощь, мужество. Сказка – это своеобразный человеческий опыт, на котором могут учиться малыши.
Чтение сказок является важным аспектом воспитательного процесса, а также становления ребенка как яркой незаурядной и интересной личности. Самые разные истории дают ребенку понять, что мир не так прост, как кажется. Сказки готовят детей к взрослой жизни, где необходимо будет применить те качества, с которыми малыш знакомится посредством сказочных историй: оказать кому-то помощь, встать на сторону слабого и преодолеть врага.
Слушая сказки, ребенок начинает ценить то, о чем раньше даже не задумывался – любовь родителей, заботу бабушек и дедушек, поддержку друзей, доброту и честность. Несомненно, выбор хороших книг, достойный внимания родителей, велик. Предлагаем вам список для знакомства с детской литературой.
- Сергей Аксаков «Аленький цветочек»
- Редьярд Киплинг «Братья Маугли»
- Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
- Ганс Христиан Андерсен «Гадкий утенок», «Снежная королева»
- Русские народные сказки
- Сказки Александра Пушкина
- Шарль Перро «Ослиная шкура»
- Константин Ушинский «Проказы старухи зимы»
- Вильгельм Гауф «Маленький Мук»
- Самуил Маршак «Двенадцать месяцев»
Как правильно читать малышу?
Существует несколько рекомендаций правильного чтения детских сказок. Чтобы ваш ребенок рос заинтересованным, думающим и читающим, можно придерживаться следующих правил:
- Не забывайте про аудиосказки. Собираясь в дорогу, возьмите с собой записи хороших детских книг. Можете слушать их в дороге и путешествии.
- Если книжки содержат изображения, обязательно акцентируйте на них свое внимание. Описывайте персонажей, кто во что одет, кто что делает, чувствует. Это поможет ребенку развить речь и сосредоточенность.
- Есть такая фраза – «читать с выражением». Когда начнете читать ребенку, можно вспомнить о ней. Она означает, что стоит уделить внимание характерам героев произведений, имитировать их голоса, повышать-понижать голос, изменять его в зависимости от говорящего в книге. Таким образом, ребенок получит более полную слуховую картинку, у него будет лучше развиваться воображение и образное мышление.
- Необходимо разговаривать с сыном или дочерью во время чтения. Например, читая повесть про котенка по имени Гав, спросите малыша, где у котика ушки, лапки, глазки. Добавляйте в описание котенка новые слова, учите их вместе с ребенком.
- Позвольте ребенку переворачивать странички, когда читаете. Это поможет развить ему мелкую моторику рук, а также он почувствует себя важным участником процесса.
- Если вашему малышу понравилась одна история, и он не хочет слушать никакие другие, ничего страшного. Позвольте ему послушать ее снова и снова. В конце концов, каждый раз, слушая или читая что-то старое, у нас есть шанс найти в этом старом что-то новое и важное. К тому же чуть позже вы можете попросить ребенка пересказать ему эту сказку. Так будет развиваться и улучшаться память.
- После окончания сказки спросите у малыша, что могло быть бы дальше, пусть он придумает дальнейший финал этой истории. Такое упражнение способствует формированию воображения.
Подводя итоги, мы смело можем утверждать, что обучение чтению – один из важнейших процессов личностного становления ребенка. Задача любого родителя – уделять должное внимание знакомству малыша с книгой и чтению. И чем раньше оно состоится, тем лучше. Читайте вместе в кругу семьи.
-
ВСЕ
-
Режим дня
-
Обучение сну
-
Дневной сон
-
Регресс сна
-
О сне полезно знать
-
Особые ситуации
-
Сон новорожденного
Любите ли Вы почитать на сон грядущий? Не проверить сообщения или почту в телефоне, не узнать последние новости из интернета, а пошелестеть страницами старой доброй бумажной книги? Наверняка да, но многие сейчас воспринимают такое времяпровождение как роскошь, доступную в редкие вечера, свободные от суеты и повседневных забот. Или как способ скоротать время в долгой поездке.
Зато с появлением новорожденного у мам и пап появляется отличный шанс «легально» вернуться к ежевечернему погружению в книжный мир. Этот милый и знакомый нам с детства ритуал, предшествующий сну, не утратил своей актуальности и сейчас.
Для чего детям чтение перед сном?
Думаю, никто не сомневается в пользе книжек для детей. Действительно, помимо того, что это просто большое удовольствие, оно благотворно влияет на многие сферы жизни ребенка:
Укрепление эмоциональных связей
Книжки перед сном, как и любое другое позитивное совместное занятие, укрепляет эмоциональную связь между малышом и его взрослым.
В исследовании, проведенном американскими учеными в 2010 году, чтение вслух рассматривалось как один из способов для установления и развития эмоциональной связи между ребенком и родителем. Ученые наблюдали семьи с детьми в возрасте от 1 месяца до 2 лет, чтобы изучить связь между поведением родителей во время укладывания младенцев и качеством их сна.
В результате исследователи пришли к выводу о том, что содержание ритуала не так важно для качества детского сна, как эмоциональная доступность мамы в этот момент. Именно она позволяет детям чувствовать себя в безопасности в «разумно предсказуемой, контролируемой и свободной от потенциальных угроз» среде, и тем самым способствует сну.
Когда родители с выражением и удовольствием читают на ночь детям добрые истории, а дети, примостившись рядышком, внимательно слушают, близость и доверительная атмосфера возникают как бы сами собой.
Здоровый сон, снижение тревожности
Чтение книги перед сном способствует улучшению его качества. Чтобы не быть голословной, приведу некоторые научные данные:
Об этом свидетельствуют результаты долговременного исследования, проведенного в 2011 году. В нем изучались данные о 4 274 детях из 20 городов США в период от рождения до 5 лет.
Ученые выяснили, что в тех семьях, где родители регулярно уделяют вечернее время книгам, разговорам и другим рутинам, основанным на речи, рассказывают сказки, поют колыбельные, у детей отмечается увеличение продолжительности сна, а также более спокойный сон. Также в отчете приведены статистически значимые связи между продолжительностью сна и снижением тревожности, замкнутости, подавленности и агрессивного поведения у детей. А значит, включать в вечерний ритуал знакомство с литературой – хорошая идея, подходящая для детей любого возраста, от новорожденных до школьников. Младенцев успокаивает само звучание голоса близкого взрослого, деткам постарше с отрицательными эмоциями помогут справиться терапевтические сказки.
Расширение словарного запаса, развитие речи, памяти
В этом же исследовании ученые делают вывод о том, что чтение перед сном, наряду с другими видами общения, способствует когнитивному развитию. И дело не только в том, что дети, которые спят достаточно, имеют больший потенциал для развития и обучения. Чтение детям перед сном вслух напрямую стимулируют грамотность. Оно, конечно, не отменяет других методов обучения, но хорошо их дополняет.
Грамотность
Почему мы говорим сейчас только о книгах? Ведь в исследовании рассматриваются наравне с ними разговоры по душам, колыбельные и даже молитвы. Дело в том, что, когда мы используем разговорную речь, рассказываем по памяти сказки или импровизируем, сочиняя собственные истории для любимых чад, мы не всегда используем классический язык. Мы можем сбиваться, повторяться. В речи могут присутствовать логические нестыковки, просторечия, устаревшие слова и т.д.
Слушая качественные детские произведения, малыши получают пример чистой литературной речи. Именно восприятие на слух такого языка способствует формированию грамотности. Кроме того, не каждый из нас обладает даром рассказчика, а тем более, сочинителя. И далеко не у всех родителей к вечеру остается энергия для того, чтобы им воспользоваться. А детская литература предлагает нам разнообразие готовых решений на любой вкус и возраст.
Общее развитие
Книжка – объект материальный. Ее можно трогать, слушать шелест страниц, рассматривать буквы и иллюстрации, даже попробовать на вкус;). Для маленького исследователя все это – источники информации об окружающем мире, при том задействующие разные органы чувств. Сюжеты книжных историй помогают деткам постарше познакомиться с различными ситуациями и явлениями, приобрести новые знания, а значит, необходимый жизненный опыт.
Любовь к чтению
Увлечение книгами не появляется на пустом месте. Читающие родители подают деткам пример того, какой это приятный и увлекательный процесс, открывают им удивительный и разнообразный мир литературы. Книжка перед сном для ребенка начинает ассоциироваться с уютом, спокойствием, радостным семейным общением. С возрастом деток начинает интересовать сюжет, заставляя с нетерпением ожидать новых волшебных историй или продолжения недочитанной сказки. Часто именно это стремление приводит к тому, что дети учатся читать самостоятельно.
Несомненно, нужно, чтобы форма и содержание того, что мы читаем, соответствовали возрасту крохи.
Когда начинать читать детям и как выбирать книги по возрасту?
Новорожденные и младенцы
Еще находясь в материнской утробе, дитя способно различать звуки, доносящиеся из внешнего мира. Поэтому начинать читать крохе можно даже до его появления на свет. Содержание пока абсолютно не имеет значения. Будущая мама может в это время выбирать литературу по своему вкусу. Главное, чтобы она вызывала положительные эмоции, а голос чтеца имел спокойную, ласковую интонацию и размеренный ритм. Тогда уже после рождения малыша, привычное звучание маминой (или папиной) речи будет действовать на него успокаивающе, и поможет убаюкать кроху.
По мере взросления рекомендуется сопровождать все действия – игры, переодевание, массаж, купание, укладывание и т.д. словами, обращенными к малышу. Книга, как объект, его еще не интересует, но поможет маме расширить репертуар и подобрать подходящие к случаю потешки, песенки и колыбельные.
От 6 месяцев до года
Кроха начинает активно двигаться и интересоваться окружением, манипулировать предметами. А значит, приходит время первых детских книжек, которые предназначены для «чтения» самим малышом. Они должны отвечать ряду условий:
- Безопасность, прочность и удобство в обращении. Книга должна быть небольшого формата и веса, чтобы маленьким ручкам было удобно ее держать и переворачивать страницы. Надежный переплет, толстый картон – книжке придется испытать на себе не только силу крохи, она, скорее всего, будет испробована и на зуб. Страницы с закругленными краями, качественная, устойчивая печать, отсутствие резкого запаха.
- Простые иллюстрации с небольшим количеством деталей и преобладанием основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Способность к концентрации внимания еще мала. Слишком ярке, пестрые и сложные картинки утомят маленького читателя.
- Реалистичные изображения. Соблюдение цветов, пропорций и внешнего вида предметов, людей и животных – принципиальный момент. Детки до года еще не готовы воспринимать абстрактные понятия. Все изображения должны максимально соответствовать реальности и быть узнаваемыми.
Общаясь с такой книжкой, дитя получает удовольствие от самого процесса переворачивания страниц и разглядывания картинок. Если в ней есть текст, ее можно использовать и в сонном ритуале. Но это не обязательно, вполне достаточно описывать то, что изображено на картинках. Или продолжать читать то, что нравится вам, но делать это с выражением, не забывая об интонациях и ритме, давая крохе возможность наслаждаться вашей близостью, эмоциями и звучанием родного голоса.
От года до трех
Картонные книжечки продолжают оставаться интересной игрушкой. Кроме того, в мамин арсенал можно добавить издания с сюрпризами — тактильными вставками, открывающимися окошками, простыми паззлами, объемными или механически движущимися деталями. А вот говорящие, поющие и светящиеся экземпляры вечером лучше отложить. Мигающие лампочки и громкие звуки могут перевозбудить нервную систему маленького читателя.
Для прочтения на грядущий сон можно выбирать короткие стишки с сюжетом, так как ритмически организованная речь лучше воспринимается на слух. Четверостишия про животных, явления природы, окружающий мир – такой объем информации займет все внимание крохи. Иллюстрации по-прежнему очень важны, так как именно они помогают малышу связать слово с предметом, который оно обозначает, и познакомиться с еще неизвестными понятиями.
Со временем вы поймете, что малыш готов воспринимать более длинные тексты. Приходит время народных сказок. «Колобок», «Репка», «Теремок» и подобные сказки с их простым сюжетом и гипнотическими повторами отлично подходят для вечернего чтения. Чтобы еще больше сфокусировать детское внимание, сюжет можно обыграть: показывать жестами, как тянут репку, катится Колобок, изображать жителей теремка. Пусть кроха повторяет ваши действия.
Деткам, уже понимающим речь, можно читать на ночь специальные «сонные» сказки. Их сейчас великое множество – в стихах и прозе, в них действуют самые разные персонажи – от сказочных зверушек до строительной техники. Все подобные истории объединяет сюжетная линия: наступает вечер, и герои постепенно погружаются в сон. Это настраивает на сонный лад, подсказывает, что пришло время отправляться в кроватку.
Дошкольники
В дошкольном возрасте при выборе книжки перед сном для ребенка уже важно опираться на его собственные предпочтения.
Сборники сказок или отдельные произведения, детские энциклопедии, приключения принцесс, рассказы о животных, альбомы или комиксы по мотивам любимых мультфильмов – скорее всего у вашего дошкольника уже есть свои фавориты. Конечно, важно, чтобы книга на ночь не содержала сцен и картинок, пугающих и тревожащих ребенка. Маленьким любителям пощекотать свои нервы предложите перенести такие забавы на утро. Во всем остальном идите навстречу своему книголюбу, поощряйте любой интерес.
Здесь иногда нужно запастись терпением – возможно, полюбившиеся малышу странички вам придется перечитывать каждый вечер на протяжении недель или даже месяцев. В таком случае можно ввести в ритуал такую игру: начать фразу и предложить ребенку самому ее продолжить. Наверняка вскоре выяснится, что он знает содержание книги наизусть.
Какое именно время уделить чтению перед сном?
Общение с книгой – отличный вариант для переходного периода между активным бодрствованием и началом основного сонного ритуала. Соберется ли рядом вся семья, или это время будет принадлежать исключительно двоим – чтецу и маленькому слушателю, решать всем участникам процесса. В любом случае это будет моментом эмоциональной близости, умиротворения и замедления.
Как долго читать по вечерам, также зависит от возраста карапуза, его готовности слушать и времени, которым Вы располагаете. Главное – не увлечься, и не пропустить момент, когда пора идти в кровать. Если вы любите почитать подольше – начинайте раньше.
Читать непосредственно перед сном или до тех пор, пока малыш не уснет под длинную сказку, все же не стоит. Если мы хотим, чтобы ребенок засыпал самостоятельно, такая стратегия не приведет к успеху. Наоборот, у него закрепятся ассоциации на присутствие рядом взрослого и его голос. К тому же, правила гигиены сна предполагают засыпание в тишине и темноте. Совместить эти условия с чтением невозможно. Чтобы, не напрягая зрение, различать шрифт на бумаге, нужен достаточно яркий свет. А использовать перед сном гаджеты со светящимся экраном не рекомендуется ни детям, ни взрослым.
Когда непоседа уже уложен в кровать, можно обсудить с ним прочитанную историю. А крохам, еще не владеющим речью, спеть колыбельную.
Посмотрите так же тематический эфир про колыбельные:
Понравилась статья? Подпишитесь на наши обновления: полезные заметки про сон ребенка выходят практически каждую неделю.
Писать мне о сне!
8 причин читать ребенку перед сном с самого раннего возраста 26.05.2019 05:49
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ ПЕРЕД СНОМ?
1.Чтение – это прекрасный ритуал перед сном.
С самого раннего возраста вы приучаете ребенка к тому, что после книги следует сон. Привычка предотвращает проблемы с засыпанием. Если вы установили ритуал достаточно рано, то вам будет легче пережить возрастные кризисы (полутора, двух, трех лет).
Чтение снимает вопрос: что включить в ритуал перед сном.
Многие мамы испытывают сложности с наполнением ритуала. Но подготовка ко сну включает совершенно простые действия. Чтение хорошо тем, что его нескучно повторять вновь и вновь!
Чтение помогает успокоиться перед сном и снять напряжение.
Если совместное чтение вошло в привычный уклад, то вам будет проще путешествовать: нужно всего лишь взять с собой книгу.
Подробнее о роли ритуала.
2. Чтение в раннем возрасте помогает разделить кормление и засыпание. Если вы хотите отучить малыша засыпать на груди или с бутылочкой, то чтение после кормления может помочь.
Если пытаться уложить ребенка неспящим после кормления, можно встретить сопротивление. А вот чтение после кормления вполне помогает отвлечься и успокоиться.
3. Совместное чтение усиливает вашу связь.
Это ваше особенное время. Повторяемый каждый день ритуал чтение создает тесную связь между ребенком и родителями.
С самого раннего возраста вы можете читать малышу, постепенно удлиняя продолжительность и усложняя суть материала. Ваш малыш будет с нетерпением ждать вечерней книги. По мере взросления чтение легко дополнить разговорами о прошедшем дне.
4.Чтение вслух развивает слуховое восприятие и разговорную речь ребенка.
Даже в самом раннем возрасте чтение позволяет развивать речь малыша. Ритмичные стихи и потешки, выразительное чтение – помогают ребенку быстрее осваивать родную речь, улучшать восприятие на слух.
Исследования говорят от том, что в среднем дети, которым читали с самого раннего возраста, имели более широкий словарный запас в возрасте 1,5-2 лет.
Существует прямая зависимость между количеством слов, которое слышит младенец каждый день и развитием речи.
5.Чтение расширяет кругозор ребенка.
Думаю, можно особо не комментировать. Больше фактов, больше новой информации, больше вопросов и размышлений. Чтение бесценно.
6.Чтение перед сном прививает любовь к книгам и поощряет самостоятельное чтение.
Вы, наверное, слышали, что бесполезно вдруг начинать требовать от школьника любви к чтению, если у него нет примера перед глазами.
Ребенок должен видеть читающими родителей. Совместное чтение в любом возрасте немаловажно: ведь через эту активность ребенок воспринимает чтение как норму!
7.Чтение развивает эмоциональный интеллект ребенка.
Ребенок проживает разные истории и ситуации. Вы не только читаете, но и обсуждаете!
8.Чтение бумажных книг развивает креативность ребенка!
Современные дети подвержены влиянию гаджетов. Те впечатления и информация, которую ребенок получает с экрана, нельзя сравнивать с чтением. Из мультиков ребенок получает готовые образы! А чтение развивает образное мышление!
Вспомните как вы сначала смотрели фильм, а потом читали одноименную книгу. У вас в голове возникали готовые образы из фильма: вы представляли героев и обстоятельства именно так, как увидели их в фильме. Если бы вы не смотрели кино, а только читали, вашему мозгу пришлось бы самому придумывать картинку.
Если мы не хотим пичкать детей только готовыми картинками, очень важно «аналоговое» чтение.
Именно чтение книг развивает так называемое дивергентное (то есть нестандартное) мышление ребенка.
Подробнее о роли гаджетов на развитие детей.
С КАКОГО ВОЗРАСТА ЧИТАТЬ?
Читать можно с любого возраста! Просто формат, длительность и наполнение вашего чтения будут различаться в зависимости от возраста.
Многие мамы недоумевают: зачем читать младенцу.
Я часто сталкиваюсь с родителями, ожидающими возраста Х, чтобы начать читать.
Но такого возраста попросту нет.
Вы можете начинать читать, когда хотите.
Возраст 0-12 месяцев.
Яркие картонные книги с минимальным количеством текста: в основном с одними картинками. В самом раннем возрасте зрение еще продолжает развиваться: малышу полезно смотреть на яркие и контрастные изображения.
Также детям будут полезны книги с возможностью развития сенсорных ощущений: пощупать, подергать, погладить и так далее.
Чтение младенцу 3-6 месяцев не должно длится долго. Переизбыток сенсорных впечатлений может перевозбудить. Буквально от нескольких до 5-10 минут.
В возрасте 6-12 месяцев длительность может быть чуть дольше в зависимости от интереса ребенка.
Не нужно читать младенцам сложные книги. Суть чтения до года – визуальное и слуховое восприятие, а не осознание текста.
13-24 месяца.
В этом возрасте ребенок уже хорошо понимает суть того, что вы читаете. Даже, если малыш еще не говорит, он понимает обращенную к нему речь. Добавляйте интерактив в чтение: задавайте вопросы, просите показать или произнести звуки. Например: «Где собачка?», «Как лает собачка?».
Длительность чтения в этом возрасте может быть уже приличной: от 10 до 30 минут в зависимости от интереса ребенка.
2 года -7 лет.
В этом возрасте ребенок еще не читает сам, но все понимает и говорит. Вы можете начинать читать любые книги, обсуждать прочитанное. Чтение превращается в увлекательное времяпрепровождение.
КАК НЕ НУЖНО ЧИТАТЬ
Типичные ошибки по совместному чтению, которые я наблюдаю.
Не нужно читать одну и ту же книгу.
Звучит странно, но я часто сталкиваюсь с историей, когда мама читает одну и ту же книгу в ритуале своему малышу. Например, «Курочку–рябу», предполагая, что это сделает ритуал еще более привычным.
Это в итоге надоест и вам, и ребенку.
Даже самым маленьким деткам стоит читать разные книги. Безусловно, любимые вещи можно читать вновь и вновь. Если малыш просит, конечно можно читать хоть по сто раз. Но специально делать этого не нужно.
Читать книги строго по возрасту.
Если на книге указан возраст, это не значит, что ее нельзя читать.
Развитие детей индивидуально: вашему ребенку может вполне быть уже интересно то, что читают более старшие дети. И наоборот, ребенок не обязан читать книги для своего возраста, если он хочет читать книги для малышей.
Читать то, что не нравится вам.
Выбирайте книги для совместного чтения, которые интересны и вам. Если книга вас раздражает или вызывает скуку, не читайте ее.
Не заменяйте бумажную книгу электронной.
Это очень важный совет. Ни в коем случае не позволяйте ребенку смотреть на экран перед сном. Да, я понимаю, что электронные книги дешевле, а порой вообще бесплатны. Но свет от экрана негативно влияет на гормон сна – мелатонин.
При ограниченном бюджете книги можно брать в библиотеке!
Читайте подробнее про роль искусственного освещения на сон.
Автор статьи: Екатерина Рухленко
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.