Многие родители задаются вопросом, с какого возраста можно начинать читать ребенку сказки. Мнений на эту тему в интернете можно найти великое множество. Интересно, а что же говорят на эту тему специалисты? Итак, давайте разберемся, как понять, что уже пора и на какие детские сказки стоит обратить внимание при выборе книги.
Как понять, что уже пора?
Чтобы понять, с какого возраста читать ребенку сказки, нужно не только изучить мнения специалистов, но и оценить готовность к этому самого малыша. Первый признак того, что сыну или дочери уже можно показывать книги – это попытки крошки пользоваться разнообразными вещами по назначению. Например, ложкой кроха пытается есть суп, а не стучит ей по столу. Или старается надеть ботинки на ноги, а не просто вертит в руках. Это значит, что книги уже будут восприниматься в правильном аспекте. Но нужно учесть тот факт, что без помощи мамы и папы не состоится полноценное знакомство малыша с книжкой.
Специалисты всего мира сходятся в едином мнении, что знакомство со сказками должно начинаться с самых ранних лет. Такие дети в дальнейшей жизни легче идут на контакт, находят друзей, общаются.
Как только вы заметили, что ребенок может сконцентрироваться на отдельном предмете, то начинайте показывать ему иллюстрации. Конечно, это нельзя назвать чтением, но это уже шаг вперед. Это знакомство с книгами. В данном вопросе необходимо обратить внимание на эмоциональную связь с матерью. Нужно, чтобы крошка слышал четкую грамотную дикцию, следил за вашими губами, откликался звуками на речь. Тогда процесс увлечения чтением не заставит себя ждать.
Выбираем книжку по возрасту
До 1 года
В раннем возрасте младенец смотрит на картинки, пытается узнать то, что уже видел, что ему знакомо. Это и есть начало процесса чтения. Изображения должны нравиться детям, вызывать у них радость, восторг, удивление. От этого зависит, захотят ли они продолжать изучать их. При этом картинки должны быть и понятны, не вызывать трудностей и недоумения.
Также до одного года детям подойдут книги-игрушки, с которыми нужно играть и активно взаимодействовать. Таким образом, ребенок будет вовлечен в увлекательную историю. Играющими элементами в таких книжках могут служить клапаны, кнопочки, ниточки, сенсор. В активно развивающемся мире такие предметы далеко не редкость.
Но нужно иметь в виду, что, играя с такой книгой, нужно придерживаться золотой середины. Излишне активные действия могут отвлечь малыша от главной задачи – изучить книгу, узнать написанную историю. Увлекательные приспособления должны быть лишь мотивацией к изучению сказки. Сына или дочь нужно научить слушать и слышать. Нужно, чтобы его в первую очередь интересовало повествование, а не игрушки. Тогда он будет постепенно понимать происходящее.
В этом возрасте лучше обратить внимание на простые истории, где мало слов и много картинок. Это могут быть небольшие стишки, потешки.
От 1 года до 2 лет
В этом возрасте лексический запас малыша расширяется, он узнает новые слова. Ребенок пытается их систематизировать, сопоставить с различными картинками у него в голове, чтобы лучше запомнить. В сознании детей должна быть прочная связь между вещью и ее названием. А для этого нужно регулярно указывать ребенку на предмет, а потом называть его. В этом деле родителям снова поможет книга.
В этом возрасте при знакомстве с книжкой также большую роль продолжают играть картинки. Изображения и слова становятся для ребенка единым целым, что способствует развитию образного мышления. Картинки из книг помогают малышу узнать больше о сказочном мире и его героях. Поэтому иллюстрации должны быть красивыми, четкими, понятными, иначе вашему сыну или дочери будет неинтересно.
Читая книгу, мама должна следить за реакцией малыша. Очень важно понимать, что ребенка удивляет, пугает, радует. Также необходимо создать особую атмосферу для чтения – вокруг ребенка не должно быть никаких отвлекающих моментов.
От 2 до 3 лет
Ребенок, которому больше 2 лет, узнает окружающий мир за счет подражания, поэтому процесс чтения в этом периоде должен идти совместно с действиями, происходящими в книге. Например, если корова мычит, то покажите, как она это делает. Если герой произведения бежит, пробегитесь по комнате вместе с малышом.
В 3 года ребенок начинает довольно хорошо говорить и становится почемучкой со множеством вопросов: почему солнце желтое? Почему самолет не падает? Почему кошка мяукает? Не всегда у родителей есть ответы на все вопросы. Поэтому не бойтесь изучать мир вместе с ребенком. Нет ничего страшного в том, что вы не знаете. Возьмите энциклопедию и вместе с малышом найдите ответ. Но читая ее, не забывайте объяснять ему непонятные термины простыми словами.
От 3 до 6 лет
В этом возрасте ребенок начинает быстро взрослеть, а вместе с ним и его литературные предпочтения. Дошкольникам подойдут произведения Александра Пушкина, братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена, Александра Волкова, а также русские народные сказки и сказы Павла Бажова.
Чтобы ребенок не запутался в хитросплетениях сюжета и все понял, просите его пересказывать каждый прочитанный отрывок. Это способствует развитию памяти и логики.
Детские произведения – это соотношение слов и иллюстраций. Все должно быть гармонично. Картинки должны быть такими, чтобы их можно было долго рассматривать, но при этом они не должны сильно отвлекать от повествования.
Сказки для самых маленьких
Сказки – это необычные повести об интересных приключениях, в которые попадают вымышленные герои, где добро всегда побеждает зло, как бы тяжело и трудно ни было на протяжении всего сюжета. Они учат детей моральным устоям и ценностям. Благодаря им малыши узнают, что такое дружба, справедливость, милосердие, взаимопомощь, мужество. Сказка – это своеобразный человеческий опыт, на котором могут учиться малыши.
Чтение сказок является важным аспектом воспитательного процесса, а также становления ребенка как яркой незаурядной и интересной личности. Самые разные истории дают ребенку понять, что мир не так прост, как кажется. Сказки готовят детей к взрослой жизни, где необходимо будет применить те качества, с которыми малыш знакомится посредством сказочных историй: оказать кому-то помощь, встать на сторону слабого и преодолеть врага.
Слушая сказки, ребенок начинает ценить то, о чем раньше даже не задумывался – любовь родителей, заботу бабушек и дедушек, поддержку друзей, доброту и честность. Несомненно, выбор хороших книг, достойный внимания родителей, велик. Предлагаем вам список для знакомства с детской литературой.
- Сергей Аксаков «Аленький цветочек»
- Редьярд Киплинг «Братья Маугли»
- Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
- Ганс Христиан Андерсен «Гадкий утенок», «Снежная королева»
- Русские народные сказки
- Сказки Александра Пушкина
- Шарль Перро «Ослиная шкура»
- Константин Ушинский «Проказы старухи зимы»
- Вильгельм Гауф «Маленький Мук»
- Самуил Маршак «Двенадцать месяцев»
Как правильно читать малышу?
Существует несколько рекомендаций правильного чтения детских сказок. Чтобы ваш ребенок рос заинтересованным, думающим и читающим, можно придерживаться следующих правил:
- Не забывайте про аудиосказки. Собираясь в дорогу, возьмите с собой записи хороших детских книг. Можете слушать их в дороге и путешествии.
- Если книжки содержат изображения, обязательно акцентируйте на них свое внимание. Описывайте персонажей, кто во что одет, кто что делает, чувствует. Это поможет ребенку развить речь и сосредоточенность.
- Есть такая фраза – «читать с выражением». Когда начнете читать ребенку, можно вспомнить о ней. Она означает, что стоит уделить внимание характерам героев произведений, имитировать их голоса, повышать-понижать голос, изменять его в зависимости от говорящего в книге. Таким образом, ребенок получит более полную слуховую картинку, у него будет лучше развиваться воображение и образное мышление.
- Необходимо разговаривать с сыном или дочерью во время чтения. Например, читая повесть про котенка по имени Гав, спросите малыша, где у котика ушки, лапки, глазки. Добавляйте в описание котенка новые слова, учите их вместе с ребенком.
- Позвольте ребенку переворачивать странички, когда читаете. Это поможет развить ему мелкую моторику рук, а также он почувствует себя важным участником процесса.
- Если вашему малышу понравилась одна история, и он не хочет слушать никакие другие, ничего страшного. Позвольте ему послушать ее снова и снова. В конце концов, каждый раз, слушая или читая что-то старое, у нас есть шанс найти в этом старом что-то новое и важное. К тому же чуть позже вы можете попросить ребенка пересказать ему эту сказку. Так будет развиваться и улучшаться память.
- После окончания сказки спросите у малыша, что могло быть бы дальше, пусть он придумает дальнейший финал этой истории. Такое упражнение способствует формированию воображения.
Подводя итоги, мы смело можем утверждать, что обучение чтению – один из важнейших процессов личностного становления ребенка. Задача любого родителя – уделять должное внимание знакомству малыша с книгой и чтению. И чем раньше оно состоится, тем лучше. Читайте вместе в кругу семьи.
Содержание:
- С какого возраста начинать чтение
- Сказочные ступени: сложность текста в зависимости от возраста ребенка
- Правила эффективного чтения сказок
Сказка является вымыслом, порождением фантазии ее автора. Однако, как поется в песенке к известному мультфильму: «Не бойся сказки, бойся лжи…». Вымышленные герои проживают удивительные истории, сталкиваются с опасностями, трудностями, преодолевают препятствия и получают бесценный опыт. А вместе с ними косвенно получают опыт и наши дети. То, что сказка имеет воспитательное значение, заметил еще Александр Сергеевич Пушкин. Он считал, что любое, даже самое лучшее образование неполноценно без знания сказок. Основательница сказкотерапии Зинкевич-Евстигнеева применяет сказку для лечения расстройств у детей и взрослых.
С какого возраста начинать чтение
«С какого возраста нужно начинать чтение сказок своим деткам?» – вопрос, волнующий всех родителей. Некоторые считают, что это целесообразно делать лишь тогда, когда ребенок начинает понимать смысл прочитанного текста и прислушивается к содержанию. Однако опыт показывает, что это происходит только в 3-4 года. А до этого малыш проявляет неусидчивость, отвлекается, не обнаруживает интерес к чтению.
Другая точка зрения – что малышу нужно читать еще с рождения. Понимает он или нет, реагирует или нет, чтение во время бодрствования приводит к раннему развитию речевых навыков, памяти, интеллекта в целом. Кроме того, слушая сказки, ребенок слышит чистое родное слово, что влияет на его культурное воспитание. Восприятие интонаций также положительно сказывается на формировании его эмоциональной сферы.
Есть еще один подход, но он не всеми мамами взят на вооружение, а зря. Плод на 11-й неделе своего развития внутри утробы начинает различать звуки и реагировать на них. Поэтому уже с этого времени его можно звать по имени, читать ему сказки, петь песенки. Такой опыт положительно отразится на ваших отношениях с малышом, а звук вашего голоса будет для него самым желанным!
Сказочные ступени: сложность текста в зависимости от возраста ребенка
Все ли сказки можно читать новорожденному малышу? Однозначно, нет. Льюис Кэрролл или Астрид Линдгрен с их Алисой или Пеппи будут слишком сложны и не интересны карапузикам. Для них больше подойдут коротенькие сказки («Репка», «Колобок») или в стихотворной форме (цикл Агнии Барто). Иллюстрации к прочитанному отрывку важны для понимания его смысла.
Сказки на ночь для детей могут стать своеобразным ритуалом отхода ко сну. Особую актуальность они приобретут в то время, когда нужно будет отучать ребенка от груди. Лучше, если вы будете заучивать слова или пересказывать книжки наизусть. Это способствует большему контакту между вами и ребенком и более выраженному интересу с его стороны. Благо, что дети очень любят слушать один и тот же рассказ много дней подряд, поэтому вам не нужно будет запоминать весь арсенал детской хрестоматии дошкольника.
До 2 лет сказки должны быть простыми, доступными, с использованием животных персонажей. Хорошо ими воспринимаются и русские народные сказки, благодаря своей плавной, текучей, успокаивающей речи. Интонационно спокойно читаются и аудиосказки для детей, которые можно включать малышу перед сном. Музыкальное сопровождение таких записей делает их более яркими для восприятия ребенка, что способствует развитию его фантазии. Аудиосказки могут увлечь и отвлечь кроху, когда мама не в состоянии уделить ему внимание (готовит обед, отошла в соседнюю комнату, приводит себя в порядок). Однако они не смогут заменить совсем того общения, которое обеспечивает самостоятельный рассказ ребенку.
Правила эффективного чтения сказок
Для того чтобы сказки выполняли свою роль, необходимо придерживаться простых правил, облегчающих восприятие прочитанного. Возможно, вам придется где-то себя перевоспитать, делая то, что не делали раньше. Возможно, придется быть более внимательными к содержанию текстов и к своему ребенку. Но у вас должно быть четкое понимание, что и для чего вы делаете.
С некоторыми правилами вы уже знакомы: учет возраста и интонационная насыщенность. На некоторых детских книжках указан рекомендованный возраст для чтения, но вы должны всегда перед покупкой бегло просматривать картинки и содержание. Когда будете читать малышу, показывайте ему картинки, жестикулируйте, подражайте голосам персонажей. Помните, что крохе сейчас важен не смысл прочитанного текста, а его эмоциональное восприятие. Чтение с выражением поможет ребенку сориентироваться в вашем отношении к героям сказки, а также позднее выработать свое собственное отношение.
При чтении необходимо учитывать следующие моменты:
- Время суток. Днем желательно читать сказки с ярким, захватывающим сюжетом, а вечером – спокойные, умиротворяющие.
- Концовка. Выбирайте сюжеты с хорошим, добрым концом. Детская психика легкоранима, лишние переживания и стрессы ей не нужны. Сказки, показывающие активную борьбу добра со злом, воспитывают в маленьком человечке веру в победу над всем плохим.
- Чтение с желанием. Если вы относитесь к чтению, как к ежедневной тяжкой обязанности, то лучше оставьте его. А еще лучше – приобретите сборник аудиосказок. Помните, мультфильмы никогда не заменят той роли, которую играет сказка в жизни вашего ребенка!
Когда малыш подрастет и начнет понимать смысл прочитанных текстов, с ним можно будет проводить воспитательные беседы, спрашивать, чему нас учит та или иная сказка. Не забывайте и о тактильном контакте: ребенок с удовольствием посидит у вас на руках, ощутит мягкие поглаживания по голове. Сказка может стать для вас отличным объединяющим моментом. А когда кроха заговорит, наградой вам будет просьба: «Мам, почитай мне…».
До определённого возраста в жизни ребёнка присутствует такой ритуал, как чтение вслух. Мама, бабушка, старшие братья и сёстры читают малышу стихотворения, сказки, рассказы о животных. Что это — способ развлечь ребёнка, привить ему любовь к книгам или что-то ещё более важное? На эту тему рассуждает Евгения Андреичева, преподаватель английского языка, аспирант кафедры зарубежной филологии МГПУ.
Евгения Андреичева, преподаватель английского языка, аспирант кафедры зарубежной филологии МГПУ
Ещё в 80-х годах прошлого столетия в США исследователи обратили внимание, что люди стали читать меньше. Тогда активно начало развиваться телевидение. Куда хуже обстоят дела сейчас, при нынешнем изобилии и доступности гаджетов и Интернета. Но без чтения мозг взрослого человека замедляет свою работу, а ребёнку литература просто необходима для правильного развития. Почему так важно читать детям?
Зачем читать ребёнку
Чтение — это нагрузка для мозга. Читая, мы тренируем его так же, как тренируем мышцы, занимаясь спортом. Учёные давно доказали: читающие люди и живут дольше. Что говорить о маленьком человеке, у которого только начинают активно работать нейрофизиологические процессы? Чтение ему необходимо как воздух! И пока малыш сам не умеет читать, помощь родителей тут бесценна. Что же дает детям чтение вслух?
Развитие речи
Дети, которым регулярно читают родители, чаще начинают говорить раньше ровесников, и их речь богаче. Дело в том, что в повседневной жизни мы используем лексику и грамматику низкого порядка, часто даже просторечия. В книгах же используется богатый литературный язык, насыщенный разнообразными речевыми оборотами. Та непростая грамматика, которая есть в книгах, помогает детям развивать логику. Логика необходима для правильного мышления. А сформированная речь — это сформированное мышление. Благодаря книгам ребёнок не только черпает новые слова, учится их правильно произносить и употреблять, он ещё и тренирует логическое мышление.
Развитие воображения
Воображение и фантазия — это генераторы новых идей и нестандартных решений. Ни один мультфильм не способен развить воображение так, как это делает книга. Когда ребёнок слушает сказку, он мысленно рисует себе картинку, представляет, как выглядят герои и декорации. Это своего рода труд, причём полностью самостоятельный. Если же детям предложить мультик, то активными участниками процесса они быть не смогут: действие со всеми деталями уже нарисовано за них. Детям остается лишь быть пассивными зрителями.
Реклама самостоятельного чтения
Любой учитель сразу определит читающих детей. Они лучше понимают смысл прочитанного, правильно формулируют свои мысли, логично строят высказывания, грамотнее пишут, лучше запоминают информацию. Приучать детей к чтению стоит с пелёнок. Речь идет не о раннем обучении чтению, а о чтении вслух.
Предложите малышам книгу в качестве игрушки. Рассматривайте вместе картинки, комментируйте их, произносите звуки животных или предметов, изображённых на страницах, предложите малышу самому переворачивать страницы — это прекрасное упражнение на развитие мелкой моторики. Если малыш рвет страницы, объясните ему спокойно, что так делать не стоит, и вручите ему книги с картонными листами.
Старайтесь не злоупотреблять изданиями с кнопочками и звуковыми сигналами, пусть книга остаётся книгой, а малыш получает удовольствие именно от чтения. В дальнейшем ребёнок и сам будет тянуться к литературе. Не забывайте при этом и сами читать на глазах у детей. Выбирайте бумажные издания.
Тренировка аудирования
Навык восприятия информации на слух, то есть аудирование, сейчас крайне необходим. Во-первых, многие школьные экзамены проверяют этот навык (ЕГЭ в частности). Во-вторых, он просто необходим для гармоничного изучения иностранных языков. В-третьих, мы очень часто контактируем с людьми, и нам необходимо быстро и чётко понимать услышанное. Таким образом, аудирование нам нужно в повседневной жизни. Именно чтение вслух сказок, стихотворений и рифмовок даёт ребёнку возможность «потренировать ушки».
Близость с родителями
Каждый раз, когда родители читают ребёнку, происходит волшебство: сплочение и единение семьи. Дети чувствуют тепло и родительскую заботу. Слушая речь мамы или папы, ребёнок успокаивается, снижается стресс и усталость за день. Голос родителей помогает расслабиться и лучше заснуть. Старшие, в свою очередь, тоже получают яркие эмоции от общения с детьми и литературой. Вместе вы проживаете радостные моменты сюжета, сочувствуете героям, стараетесь решить трудную задачу и помочь персонажам. Прекрасные моменты, когда вы с детьми путешествуете вместе, не выходя из дома.
Решение многих проблем
Чтение ребёнку сказки вслух может помочь вам «разговорить» его, особенно если вы чувствуете, что у него есть проблемы, о которых он молчит. Часто малыш сам начинает рассказывать о том, что его волнует, встретившись с похожей ситуацией в сказке. Даже если он и не заговорит о проблеме, то услышит из сюжета способ её решения. Также вы можете обсудить правильные и неправильные поступки героев, это будет нагляднее любого родительского наставления, как надо и не надо поступать.
Когда и что начинать читать детям
Начните читать малышу ещё до его появления на свет. Доказано, что голос мамы успокаивает малыша в утробе. После рождения продолжите ему читать. Читайте для того, чтобы убаюкать ребёнка. Чуть позже читайте и показывайте иллюстрации.
В полгода малыш уже будет с удовольствием слушать небольшие простенькие произведения, основанные на рифмовках или повторах. К ним относятся «Репка», «Петушок, золотой гребешок» и другие потешки. В год ребёнку можно предлагать короткие сказки, произведения Корнея Чуковского, стихотворения Агнии Барто. Ближе к двум можно переходить к более длинным сказкам Владимира Сутеева или Эдуарда Успенского. Начиная с трёх лет, можно значительно расширить детскую домашнюю библиотеку, дополнив её длинными сказками или большими произведениями, разделёнными на главы. Это произведения Сергея Козлова, Виталия Бианки, Софьи Прокофьевой и других известных писателей.
Подбирайте сказки с учётом интересов вашего ребёнка. Пусть ваша библиотека будет разнообразной. Обязательно уделите внимание иллюстрациям. Они должны быть красочными, контрастными и качественными. Старайтесь выбирать такие книги, в которых текст и иллюстрации совпадают на развороте. Если ребёнок не может сидеть и слушать сказку спокойно, дайте ему возможность менять положение, елозить и прочее. Не сковывайте его движения: дети дошкольного возраста — непоседы в силу своего психофизического развития.
Читайте одну и ту же сказку столько раз, сколько просит ребёнок, — это его зона комфорта. Возможно, с её помощью он прорабатывает какую-то ситуацию, а, может быть, ему просто очень нравятся иллюстрации. Не лишайте его положительных эмоций. Не навязывайте ребёнку свой выбор сказки, оставьте это право за ним.
Как читать детям
Это необходимо делать вдумчиво и размеренно, ваше чтение не должно быть формальным. Отдайтесь процессу со всей душой, вкладывайте смысл в свою речь. Читайте, имитируя разные голоса и интонации. Пусть звучание даже будет гипертрофированным и слегка гротескным. Делайте ударение на ключевых моментах, замедляйтесь и ускоряйтесь, порой переходите на шёпот. Иногда специально останавливайтесь, отвлекайтесь, закрывая книгу, и просите ребёнка напомнить, о чём вы читали и где остановились. Делайте ударение на те звуки, произношение которых вызывает трудности у ребёнка.
Старайтесь обсуждать иллюстрации и обязательно говорите о прочитанном. Спрашивайте мнение ребёнка о сказке, героях, поступках. Поинтересуйтесь, что бы он сделал в той или иной ситуации. Пусть чтение будет вашим семейным ежедневным ритуалом. Читайте малышу перед сном или тогда, когда необходимо его немного успокоить. Постарайтесь не отказывать ребёнку тогда, когда он просит вас почитать. И пусть книга будет лучшим подарком для ваших детей!
Читайте также:
«Никто из детей не пробовал репку и не знает, что колобок — это такой пирог»: гости программы «О! Дети» поговорили о том, нужны ли современным детям книги
6 комиксов, читать которые интересно и полезно
Зачем читать детям русские сказки?
Фото: Yuganov Konstantin, George Rudy/Shutterstock.com
В этой статье речь пойдет о чтении с ребенком до 1 года. Многие родители думают, что рано начинать читать книги ребенку не имеет смысла, т.к. малыш все равно еще ничего не понимает. Однако это не так. Чем раньше вы начнете читать книги своему ребенку, тем лучше, а почему – я расскажу в этой статье. Также из статьи вы узнаете, какие книги лучше всего подходят для чтения до года, и какие картинки наиболее интересны и полезны для малыша.
Почему нужно читать книги ребенку с самого рождения
Итак, на вопрос «Когда начинать читать книги ребенку» лучшим ответом будет «С рождения!» и вот почему:
- Читая маленькому ребенку книги, вы расширяете его пассивный словарный запас. Конечно, малыш не сразу начнет понимать смысл услышанного, но слова будут откладываться в его памяти, и постепенно он все больше будет отождествлять их с реальными понятиями. Таким образом, чтение способствует развитию речи.
- Как и другие развивающие занятия в раннем возрасте, чтение книг учит малыша концентрировать внимание, что очень пригодится ему для дальнейшего обучения.
- Любое общение с родителями очень ценно для ребенка. Ребенку нравится звучание родительских голосов. Наверняка вы постоянно разговариваете со своим малышом. Чтение сказок и стихов, рассматривание картинок в книгах еще больше обогатит впечатления малыша.
- Чтение способствует развитию воображения ребенка. На первый взгляд может показаться, что мультфильмы ничуть не хуже книг могут справляться с познавательной и воспитательной ролью в жизни ребенка. Однако в отличие от книги, мультфильм не дает пространство для воображения. К тому же во время просмотра мультика у ребенка нет времени для осмысления полученной информации, так как он должен воспринимать новые видеоряды, появляющиеся на экране.
Что и как читать?
Начинать знакомство с книгами следует с коротких ритмичных стихов и простых сказок, основанных на многократном повторении, таких как «Репка», «Теремок», «Колобок». Благодаря повторам ребенок лучше запоминает и усваивает информацию. По мере проявления большего интереса к книгам, можно вводить сказки с более «замысловатым» сюжетом («Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.п.), а также более длинные и разнообразные стихотворения. Если ребенок знаком с книгами с пеленок, то он будет с удовольствием и интересом слушать Чуковского, Маршака уже в год. Более подробный список книг для чтения с детьми до 1 года вы найдете здесь:
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА — ЧИТАТЬ
Когда вы читаете книгу своему ребенку, обязательно останавливайтесь и объясняйте те слова, которые ваш малыш еще не знает и не понимает. Разглядывайте вместе иллюстрации, рассказывайте малышу обо всех деталях, изображенных на картинке, показывайте, где находятся герои сказки, что и как они делают, где летает маленькая бабочка и растет цветочек. Время от времени спрашивайте малыша «Где мишка? Где собачка?».
Такие вопросы просто необходимы для поддержания внимания ребенка, а также позволяют ему быть активным участником вашей беседы. Конечно, первое время вам придется самим отвечать на свои вопросы. Но постепенно (месяцев в 9-10) малыш начнет тыкать пальчиком туда, куда вы ожидаете.
Не бойтесь помногу раз перечитывать одни и те же сказки, дети очень консервативны в своих вкусах, любят многократные повторы и просят снова и снова перечитывать любимые книги. Большое количество повторений, кстати, отлично тренирует память ребенка.
Ребенку полезно также рассматривать так называемые учебники для малышей (Например, книга Олеси Жуковой «Первый учебник малыша» (Ozon, Лабиринт, My-shop). В таких книгах много картинок, формирующих базовый словарный запас малыша. В них представлены изображения одежды, игрушек, овощей и фруктов, транспорта и т.д. Такой учебник вы можете сделать и сами, вырезая картинки из журналов и прочей ненужной макулатуры и приклеивая их в альбом.
Какие картинки рассматривать с малышом?
Для детей до года важно помнить такое правило: Чем младше ребенок, тем крупнее картинки стоит ему показывать. Картинки в приобретаемых книгах должны быть понятные. Самым маленьким будут очень интересны обучающие книги из серии «Школа семи гномов» — «Мои любимые игрушки», «Что как звучит?», «Цветные картинки». В них на одной странице изображен только один предмет, без лишних деталей.
Месяцев в 9-10 ребенку становятся интересны не только предметы, но и простейшие действия – собачка идет, мальчик хлопает в ладоши, котенок умывается, девочка кушает и т.д. Для этого этапа подойдут книги «Кто что делает?», «Моя первая книжка» (также из серии «ШСГ»). К каждому действию в этих книгах предлагается упрощенное название – «топ-топ», «хлоп-хлоп», «буль-буль», «ням-ням» и т.д.
По мере взросления ребенок начинает проявлять все больше интереса к мелким деталям на картинках, он начинает замечать маленьких букашек, ему становится интересно отыскивать ягодки и грибочки. Поэтому в библиотеке малыша должны будут появиться книжки с более детальными изображениями.
Старайтесь подбирать для своего малыша книги с качественными иллюстрациями. Хорошенько оцените книгу еще в магазине. Современные издательства не всегда тщательно подходят к вопросу создания иллюстраций. Сейчас издается немало книг, сделанных «тяп-ляп» на компьютере, где герои могут копироваться из страницы в страницу даже без изменения позы и выражения лица. То, какие картинки вы показываете малышу с детства, безусловно, повлияет на его художественные вкусы.
Книга о малыше
Еще одну очень полезную книгу для малыша вы можете сделать сами. Ребенок будет смотреть ее с огромным удовольствием, и это неслучайно, ведь эта книга будет про него самого! Для создания такой книги вам понадобится альбом для фотографий и подборка качественных фотографий самого малыша, мамы, папы, других близких родственников, домашних животных и даже любимых игрушек. Нужны также фотографии, изображающие самые простые действия ребенка: Маша кушает, Маша спит, купается, читает книжку, качается на качелях и т.д. Желательно, чтобы на одной странице была только одна фотография, а под ней короткая подпись крупными печатными красными буквами – «Мама» или «Маша спит». Здесь используется тот же принцип, что и при обучении по карточкам Домана – ребенок визуально запоминает написание произносимых вами слов. После многократного просмотра, он без труда будет узнавать слово «мама», написанное в другом месте.
Немного из нашего опыта чтения книг до года
Своей дочке мы начали читать книжки ежедневно где-то в возрасте 3-х месяцев. Первое время она внимательно их слушала, не отвлекалась, во все вникала (насколько это возможно делать в 3-х месячном возрасте). Но потом, месяцев в 6, она практически перестала проявлять интерес к книгам. Завидев книгу в моих руках, она либо принималась ее грызть, либо просто уползала от меня. Я даже начала переживать, что малышка у нас совершенно не усидчивая. Но здравый смысл подсказывал, что, возможно, это просто такой период развития, который надо переждать. Поэтому мы хоть и регулярно предлагали дочери полистать книги, но делали это не слишком навязчиво.
Интерес к книгам вернулся в возрасте 9 месяцев (и по сей день Тася просто обожает читать книги). И этот интерес стал более осознанным. Дочь не просто смотрела на многообразие пестрых цветов, слушая мой голос, она действительно понимала, что изображено на картинках, начала связывать картинки с реальной жизнью. В 10 месяцев Тася уже хорошо отвечала на вопросы типа «Где корова?», тыкая пальчиком в нужное место на картинке.
Свой собственный альбом с фотографиями Тая любила смотреть больше всего. Мы пролистывали его по несколько раз туда и обратно, и ей все равно этого было мало. Она с удовольствием показывала, где мама, где папа. С 10 месяцев, показывала в альбоме на свое фото, говорила «Тааа» (т.е. Тася).
На этом закругляюсь, до встречи! Обязательно посмотрите статьи:
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ДО ГОДА
СТИХИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
МЕТОДИКА ДОМАНА. КАК ЗАНИМАТЬСЯ? И СТОИТ ЛИ?
С уважением, Яна Разначенко
Раздел:
Развитие, обучение
В блог
Подписаться на Дзен!
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Всем привет!
Интересует такой вопрос. Когда дети созревают для того, чтобы слушать сказки и стихи? Когда можно начинать читать их на ночь и не только? Вот у меня нервов не хватает. А папка наш читает. Выглядит это примерно так: Начинает читать — Анька у него на коленках сидит. Потом она потихоньку сползает оттуда и начинает носиться по дому, играть в игрушки. Папа наш при этом повышает голос. Получается, что Аня носится по дому, а Дима орет ей сказку… Надо так или не стоит того?
02.11.2004 14:52:01, Деть и деть детя
18 комментариев
А у нас было так. Читать Леше я начала примерно в год. Перед дневным и вечерним сном мы ложились рядом на кровать, и я читала ему. Сперва были короткие стихи, простые сказки (Курочка Ряба, Колобок и т.д.). Через пару месяцев он уже сам требовал читать ему книги. Перед сном тогда (да и сейчас тоже) он мог час-два слушать мое чтение, особенно стихи. И без этого не засыпал. В полтора года он уже пытался рассказывать Курочку Рябу сам и заканчивал строки стихотворений. В год и 10 месяцев число стихотворений, которые он знал на память (заканчивая строки и даже полностью) выросло до 50 — и это на двух языках, а теперь я уже и не считаю. В последнее время он полюбил длинные стихотворения, а вот прозу слушает не очень. Любимое занятие — находить в книгах знакомые буквы. Пока знает не много букв, но его это интересует.
Кстати, думаю, что из-за любви к чтению Леша начал рано говорить, а сейчас говорит на уровне среднестатистического 4-летки, правильно выговаривая все буквы. Но я никогда его не заставляла слушать мое чтение, скорее это он меня заставлял. :-)))
03.11.2004 01:16:02, Riala (Алеша — 2 года)
Старшему читала с 3 месяцев(до сих пор сидит не шелохнется,ему 6-й год),а младший 1,10 слушает только мои бредни прозайчиков и т.д.,да и то слушать стал ближе к полутора годам.
03.11.2004 00:50:37, Ольга01
читаю,сочиняю сама ,пою песенки с рождения.месяцев с 11 сам выбирал,что будем читать.Сейчас сынуле 2года и стал с удовольствием слушать сказки засыпая,а вот читать просто обожает.книг море и каждую знает,где про что.выберит кучу,принесет на кровать ,мы усаживаемся и долго читаем.некоторые по несколько раз подряд:)).вобщем чем раньше тем лучше по моему.
03.11.2004 00:19:44, lasso6
Мы читаем с 10 месяцев. Сейчас Денис уже сам притаскивает книжки, всем видом показывая, что хочет почитать. Может принести именно ту книжку, которую я прошу — «про курочку рябу» ,»про червячка». Может прослушать подряд 7-10 коротких книжек, но иногда на середине фразы отталкивает книжку, тянется за другой или убегает. Я в таких случаях не настаиваю. Главное — добровольность, особенно поначалу, когда отношение к чтению только закладывается. Так что если деть начал скучать, грызть книжку, убегать — я бы не парилась. Вспомните, в каком возрасте нам с вами мамы читать начинали — года в два, наверное. А наши пра-пра-пра… вообще до школы аза в глаза не видели. А мы тут хотим, чтобы ребенок с рождения сказки слушал, а в 10 месяцев вслух читал по кубикам Зйцева. Перебор, по-моему.
02.11.2004 21:28:53, Mrs Lu и Дениска
Моя сначала тоже перелистывала страницы,отвлекалась,но раз за разом поняла что к чему и теперь сидит слушает…
02.11.2004 19:43:32, колобоча
мы читаем с огромным удовольствием. Сама книжки приносит одну за другой, читаем, картинки рассматриваем.
Может, у вас книжки, где много текста и мало картинок?.. нам подарили книгу «Игры со сказками», вот такую:
Сашке очень нравится, она и сама ее подолгу листает и рассматривает.
02.11.2004 16:44:15, Иррка
Стихи, песенки у нас с рождения. Сама сочиняю на ходу типа «что вижу — то пою». Разными голосами рассказываю-показываю. В итоге в 7 мес. Макс говорил ма и па. В 10 мес. уже мама, папа и кто как разговаривает (ёжик, киска…) А вот сейчас Макс складывает первые предложения-рассказики. Вместе со мной рассказывает стихи (я начинаю, он фразу заканчивает), говорит всё-всё, слова уже более правильные (если собачка раньше говорила гаммм, то теперь гав). Просит любимые стихи сам (называет ключевые слова), исправляет меня если я неправильно скажу. («не будите нам Максима», он исправляет Анюшуууу (Ванюшу)). Максим очень любит книжки, сказки про курочку, колобка сам показывает в книжке действия героев.
Так вот я к чему это всё. Макс внимательно слушает, может это конечно характер у него такой. Но я за книжки, сказки и т. п. Может Аня носится, потому что сказка длинная и становится просто не интересно. Сокращайте сами сказку. только отдельные предложения-действия. Или короткие стишки. а орать бесполезно, наоборот, может всю охотку отбить. Она не хочет, а он продолжает. Вот моете посуду, дитё в стуле сидит. Расскажите стих, песню спойте — удобно. и ребёнок занят и ваши руки дела делают. Главное не навязывать и всё делать в игре, в простой жизни, а не СПЕЦИАЛЬНО.
Это моё мнение такое обывательское.
02.11.2004 15:36:15, RedCat
ставьте ей аудио сказки зачем ндрываться. А книжки- начинайте с четверостиший
02.11.2004 15:13:10, баниласка
Если ребёнок не слушает и играет, то аудиосказки вряд ли она услышит. Лучше не навязывать.
02.11.2004 15:38:30, RedCat
а у нас между прочим только после такого фона и начались — почитай,почитай,
однажды он просто играл, а фоном шла сказка он остановился прислушался, а сказка кончилась и начиналась другая. И мой сын объявил: «каабок»(колобок) и дальше вставлял реплики уже знакомые ему по ходу текста.
02.11.2004 16:36:27, баниласка
Если папу это не напрягает, то почему бы и нет
А созревают дети все по разному. Дочка в свои 1,7 не оч. любит когда ей читают — больше любит рассмотривать картинки и … наверно это можно назвать обсуждением по картинке сама задает вопросы — сама на них отвечает или других просит задавать-отвечать.
А сын в этом-же возрасте уже оч. хорошо и подолгу слушал книжки.
02.11.2004 15:06:41, Геша
Стихи начала читать с 6 месяцев,сын слушал.Когда начал говорить в 1.7,он мне все эти стихи выдал.Сказки читала короткие(Курочка ряба,Репка),тоже знал наизусть.Сейчас ему почти 3,читаем только перед сном,книжек 5-6 (размер небольшой ,напр.»Краденое солнце»,»Телефон»,»Красная Шапочка» и пару сборников стихов).Сейчас немного сложно читать,потому что через каждое предложение «Почему?»)))
02.11.2004 14:57:43, Irena(Alan)
У нас книжки с коротенькими стишками и картинками. Мы читаем стишок, а потом картинку обсуждаем. На несколько страничек внимания хватает
А орать сказки, мне кажется, большого смысла нет :))) Хотя прикольно, наверное, очень :)))
02.11.2004 14:55:25, natai
У моего слово «Читать!» одно из первых, после «Дай!» и «Пить!», но перед «Мама» ;))) Пора, мой весной книжки обожал уже
02.11.2004 14:55:15, Бреке Ке
А ежели она поквартире скачет и ничего не слушает? Может, и не надо, рано еще?
02.11.2004 15:00:19, Деть и деть детя
Есть мнение, что у детей 100% усваиваемость информации, так что все полезно. Может, не кричать, картинки смотреть, интерактива побольше, Смотри, вот этот зайка, у него ушки, его хозяйка бросила, зайка плачет, пожалеем… Не читать, а обсуждать..
02.11.2004 15:04:04, Бреке Ке
Про обсуждать полностью согласна.
Смотрим книжки в таком порядке. Это кто, что на нём одето, рассматриваем всё до мелочей, кто что делает, кто как разговаривает, это большое, это маленькое и т. п. А потом в обратном порядке. Где пенёк? А где червячок? Макс ищет в книжке сам. Получается, что он сначала вспоминает картинку про которую я ему говорю и потом ищет.
02.11.2004 15:41:23, RedCat
© 2000-2022, 7я.ру
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA «ALP-Media» и авторов. Права авторов и издателя защищены.
7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!