С каким настроением хоронили беликова в рассказе человек в футляре

Рассказ а. п. чехова человек в футляре входит в так называемую маленькую трилогию. он развивает тему опошления интеллигента, тему ложной

Рассказ

А. П. Чехова

«Человек в футляре» входит в так называемую «маленькую трилогию». Он развивает тему опошления интеллигента, тему ложной жизни человека.

В центре внимания писателя очень интересный герой — учитель древних языков «некто Беликов». Преувеличены ли его основные черты, или он действительно был таков, каким описывает его Чехов? На этот вопрос ответить трудно, стоит лишь отметить, что фигура Беликова и смешна, и страшна, и трагична одновременно.

Рассказчик Буркин так описывает этого «чудака»: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник». Казалось бы, Беликов — безобидный сумасшедший, который есть в каждом городе. Чем он так страшен? Почему его никто не любил?

Чехов показывает, что Беликов довел себя до состояния мертвеца. Этот человек не допускал к себе ни малейшего проявления жизни. Даже своей профессией он выбрал преподавание именно древних языков. Важно, что древние языки считаются «мертвыми», потому что на латыни и древнегреческом уже давно никто не говорит. Это еще одна важная деталь, которая подчеркивает безжизненность и мертвенность Беликова.

Получается, что этот герой лишает себя жизни, он не живет, а существует в футляре: «И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и — ах, как бы чего не вышло!»

Мне кажется, Чехов считает такое поведение Беликова большим грехом. Если тебе дана возможность жизни, нужно пользоваться ею максимально, а не прозябать в ожидании смерти. Но Беликов именно прячется, потому что, как мне кажется, он очень боится жизни, не умеет нормально существовать в ней.

Но если бы этот учитель только себя лишал жизни. Он замораживающее, мертвяще действовал на всех тех, с кем хоть как-то соприкасается. Все коллеги боялись этого человека, старались избегать его. Но Беликов считал своим долгом поддерживать отношения с теми, с кем работает в гимназии. Наверное, этот герой прочитал об этом в книгах, потому что он делал только то, что обозначено в указаниях и циркулярах.

Писатель показывает, что Беликов абсолютно не приспособлен к общению с людьми, не умеет налаживать с ними контакт. Приходя в гости к коллегам, учитель древних языков просто сидел в углу и молчал, наводя на людей тоску и тревогу.

Но окончательно спрятаться в свой футляр не удалось даже Беликову. И в его жизни случилось светлое событие — учитель увлекся прелестной девушкой, сестрой нового учителя истории. То ли действительно это герой почувствовал какую-то симпатию к Вареньке, то ли просто внял внушению коллег, что так надо, но Беликов начал ухаживать за девушкой. Сцены, описывающие жалкие попытки героя, и смешны, и страшны своей убогостью одновременно: «Он подсел к ней и сказал, сладко улыбаясь: — Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий».

Обыватели, которые, как и Беликов, прозябали в городе, не знали, чем занять себя, скучали и искали всеми силами разнообразия, решили поженить Варю Коваленко и Беликова. Но этой идее, конечно же, не суждено было воплотиться в жизнь. Беликов слишком мертв для того, чтобы создавать семью или воспитывать собственного ребенка. Что он может передать, чему научить маленького человека? Воспроизвести еще одного «человека в футляре»? Их и так слишком много на этом свете, замечает Чехов. Тем более становится страшным то, что Беликов — учитель. Ведь он не только преподносит детям основы древних языков, но еще и воспитывает их. И этим герой поистине страшен.

Вся «любовная история» Беликова заканчивается, когда он видит Вареньку, катающейся на велосипеде. По представлениям этого человека, такое поведение недопустимо для девушки. Его аргументы просты и «непробиваемы»: если уж учителя будут вести себя так вольно, то что остается ученикам? Только ходить на голове! А там недалеко и до полного хаоса, конца света.

Свои сомнения Беликов высказал Коваленко, который рассвирепел, услышав такой бред. Учитель истории спускает своего коллегу с лестницы. Свидетельницей этого становится Варенька. Она не выдерживает и начинает смеяться над Беликовым.

Такого позора герой выдержать не мог. Через месяц болезни он умер, обретя, наконец, покой и надежную защиту. Рассказчик замечает, что все жители почувствовали лишь облегчение и освобождение после похорон этого человека. Похоронить Беликова стало для них истинным счастьем. И нам совершенно ясно, почему это произошло.

Жаль только, что облегчение это было мимолетным. Чехов заканчивает повествование о Беликове замечанием, что таких людей, как его герой, великое множество. И в этом — истинная трагедия России.

Главный герой произведения по фамилии Беликов, на протяжении всей своей жизни страдает из-за того, что является закрытым человеком. На протяжении всей своей жизни, он боится всего нового и того чего он еще не знает. Главная его задача в жизни это спрятаться от всех и всего и не показывать никому своего лица, будет даже лучше если его никто не будет замечать. Но, к сожалению, жизнь складывается не так как бы ему хотелось. Именно поэтому он вынужден всячески скрывать свое существование. Он старается одеваться так, чтобы его лица и тела не было видно. Одежда, которую он одевает, невзрачна и бледна. Все его вещи имеют собственный футляр, каждая вещь лежит в отведенном месте. Одежда главного персонажа очень проста, каждое утро он одевает фуфайку, теплое пальто, калоши, затыкает свои уши ватой и старается обеспечить то чтобы его никто не потревожил.

Он не олицетворяет себя с целым миром, он создал внутри себя маленький мирок, который откроется только ему одному и никому другому он будет неведом. Характер его весьма подозрительный, ведь этот человек совершенно не любит разговаривать, очень замкнут в себе и даже немного стеснителен. Все это не дает ему полноценно проживать свою жизнь. Каждый человек, который его окружает, кажется ему врагом и человеком, которому не стоит доверять, так как он посторонний.

Желание спрятать себя и свою жизнь, порой доходят до фанатизма. Он не понимает того что жизнь которая его окружает, не так плоха насколько он думает, что ему стоит сделать первый шаг на пути к дальнейшей жизни. Однако все же стоит понять, что у каждого человека в своей жизни есть определенная цель. Для него это была его цель в жизни, весь смысл заключался именно в этом. Он очень робок и стеснителен, но когда выпадают моменты и ему приходится все же раскрыть свои мысли, чаще всего его просто не понимают, ведь он человек, который не просто не живет будущим, но и при всем этом забывает о настоящем.

Профессия в которой он уже долгое время работает, это учитель греческого языка. Для него это своего роде место, где он может забыться и жить в старом времени, не обращая внимания на то что, то время о котором он говорит уже давно прошло. Автор произведения Чехов, наделяет своего персонажа чертами, скромности, сдержанности, скрытности, робости и это только начало списка. А сам персонаж, прежде всего, показывается как человек, который привык думать и жить в прошлом времени.

Сочинение 2

Рассказ «Человек в футляре» — сатирическое произведение, в котором А.П. Чехов вытаскивает на свет неприглядные черты человеческой натуры: закрытость, мнительность, необщительность и  подозрительность. Все эти качества заключены в главном герое произведения — учителе греческого языка Беликове.

Жизнь и поведение Беликова полны странностей. Все, что только можно, он прячет в чехол: очки, часы, зонтик, нож, да и самого себя, вечно до самого лица кутаясь в ватное пальто и обуваясь в калоши в любую погоду.

Окружающая мир — вечный раздражитель для Беликова, от звуков которого он отгораживается, затыкая уши ватой. Даже свой дом этот странный человек превратил в своеобразный футляр, где спал под ватным одеялом, предварительно закрыв ставни. Но даже и это не приносило покой — Беликов опасался, что его  ограбят, а то и, чего доброго, зарежет во сне слуга. Неудивительно, что наутро учитель гимназии оказывался невыспавшимся, понурым и бледным.

Тем не менее, Беликов через свой многослойный «футляр» все же осознавал, что живет в социуме и работает в коллективе, как бы это прискорбно для него не было. В связи с чем считал себя обязанным «поддерживать добрые отношения с товарищами».  Это выражалось в том, что он просто приходил домой к своим коллегам и часами молча сидел, даже не пытаясь завести или поддержать беседу. Можно представить, как он невыносимо при этом страдал.

Несмотря на свое угнетающее воздействие на окружающих, Беликов пользовался неким подобием авторитета среди своего окружения. Его побаивались, опасались даже повышать голос в его присутствии, не говоря уже об игре в карте. Приверженец досконального соблюдения всех приказов и циркуляров, Беликов не гнушался докладывать «куда следует» обо всех, даже мельчайших и незначительных нарушениях. И настолько это человек мог подавлять собой, что побаивалось его даже начальство и духовенство. «Как бы чего не вышло» — под таким девизом жил Беликов и таково было его отношение к любым, выходящим за рамки общепринятых, действиям.

Беликов был одинок, что естественно для такого человека, как он. Женщин он не держал даже в услужении, опасаясь, что о нем плохо подумают. Но жизнь полна парадоксов, и Беликов однажды даже почти женился. На эту мысль, сами не понимая зачем, навели его коллеги по гимназии. В невесты прочили Веселую хохотушку Вареньку, сестру одного из преподавателей, полную противоположность Беликову  во всем. Удивительно, что и Варенька была «непрочь замуж». По тем временам она считалась «старой девой», а Беликов при своем положении и должности был для нее если не завидной, то вполне приемлемой партией.

Несмотря на вечные опасения Беликова «как бы чего не вышло», дело медленно, но неукоснительно шло к свадьбе. Даже брат Вареньки, который Беликова на дух не выносил, предпочитал не вмешиваться в дела сестры. Но дело испортил случай — рядовой для любого нормального человека, но экстраординарный для «человека в футляре». Беликов увидел, как Варенька и ее брат катаются на велосипеде.

Этот эпизод в рассказе наглядно показывает, насколько архаичны были представления Беликова о нормальной человеческой жизни. По его мнению, ни девушка, ни преподаватель гимназии не имеют права кататься на велосипеде. Этим они якобы роняют свое достоинство и показывают плохой пример ученикам, которым «только и остается, что стоять на головах».

Со стороны Беликова было непростительной ошибкой явиться со своими нелепыми претензиями к брату Вареньки. Логичный исход этой беседы: «человек в футляре» был спущен с лестницы и опозорен перед несостоявшейся невестой. Больное воображение Беликова дорисовало и еще более ужасные последствия этого случая: карикатуры на него, позор перед коллегами и начальством и неизбежное прошение об отставке. С горя Беликов заболел и вскоре умер.

Коллеги хоронили его с тщательно скрываемой радостью.  Беликов не только сам жил в «футляре», но и заставлял так жить остальных. С его кончиной все вздохнули с облегчением. Однако таких, как Беликов, на свете осталось еще немало. Да и каждому следует задуматься, а не живет ли в футляре он сам. Ведь все то, что Чехов собрал в утрированном образе Беликова, по отдельности можно обнаружить в каждом из нас.  Главное, увидев в себе малейшие признаки консерватизма, нежелания двигаться вперед, страх свободно вздохнуть и жить полной жизнью — вспомнить человека в футляре и, посмеявшись над ним и над собой, сломать и выбросить свой «футляр» навсегда.

9 класс

`

Беликов в рассказе Человек в футляре

Популярные сочинения

  • Сочинение Самсон Вырин и Дуня

    В замечательной повести, написанной великолепным автором Александром Пушкиным, образы Самсона Вырина и Дуни показаны очень интересными, яркими и запоминающимися. Благодаря их взаимоотношениям

  • Сочинение Тихон Кабанов в пьесе Гроза (Образ и характеристика)

    Одним из главных персонажей пьесы М. Горького « Гроза» является Тихон Кабанов. Вместе с женой он живёт в доме, принадлежащем его матери. Характер Тихона весьма неоднозначен.

  • С чего начинается Родина — сочинение 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11 класс

    В жизни каждого человека есть много важных и присущих ему вещей, ради которых стоит жить, которые приносят радость. Семья, дом отца и наша родина — некоторые из них.

Чехов знаменит своими лаконичными сатиричными рассказами, в которых он высмеивает различные пороки людей. «Человек в футляре» — это один из таких рассказов, он был написан в 1898 году. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

История создания

Творческая история рассказа «Человек в футляре» началась в 1898 году в селе Мелихово, где писатель начал и закончил работу. Затем произведение было опубликовано в журнале «Русская мысль». Это рассказ – первая часть серии «Маленькая трилогия», в которую, кроме данного текста, также входят «Крыжовник» и «О любви». Это был трудный период в творчестве и жизни Чехова, так как именно тогда он заболел туберкулёзом. 

Современники Чехова всеми силами пытались найти того, кто вдохновил писателя на создание образа Беликова. Мнения людей расходились, а споры и поиск прототипа продолжались. В конечном итоге можно сказать, что никакого прототипа вовсе не было, образ главного героя рассказа является собирательным, а словосочетание «человек в футляре» — это уже что-то нарицательное. 

Тем не менее, авторский замысел «Человека в футляре» прослеживается в дневниковых записях Чехова. Так он отзывался об известном публицисте М.О. Меньшикове:

«М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца»

Возможно, именно этот человек стал прототипом Беликова хотя бы по внешним качествам.

Жанр, направление 

Вопрос, интересующий при прочтении почти каждого произведения Чехова – это повесть или рассказ? Это рассказ, так как в центре повествования только один герой – Беликов, на которого делается акцент. Рассказывается именно его история. Этим же жанром написаны и два других произведения, которые входят в «Маленькую трилогию».

«Человек в футляре» — не просто забавный рассказ, это трагикомедия футлярной жизни, то есть жизнь Беликова – это действительно страшная жизнь, но Чехов описывает это с помощью сатиры, чтобы рассказ не был одногранным – то есть с одной стороны это смешной рассказ, а с другой, Чехов выступает в роли психолога и демонстрирует читателю сложные душевные проблемы героя. 

Смысл названия

Почему рассказ назван «Человек в футляре»? На самом деле, в смысле названия нет ничего необычного и его можно воспринимать буквально. Главный герой – Беликов живёт в своём «футляре», в котором ему комфортно. Персонажу совершенно не хочется контактировать с внешним миром, поэтому он окружает себя вещами, в которых нет практического смысла: пальто, зонт и галоши сопровождают его даже в знойный день.

В этом футляре у него свои правила, свои рамки, жизнь в которых герою вполне нравится. К сожалению, футляр слишком тесен и ограничен, в нём нет ни для кого места, кроме хозяина этого футляра, именно поэтому Беликова ожидает одиночество и ограниченное пространство, которое он сам же создал вокруг себя. В финале он обретает идеальный футляр — гроб.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа не отличается какой-то сложной формой, наоборот, рассказ представлен в виде нескольких частей, разбитых по смыслу и описывающих происходящие события. Именно поэтому читатель легко воспринимает текст. Но особенности композиции «Человека в футляре» заключаются не в членении на главы, а в подаче — это рассказ в рассказе. Чехов рассказывает о Буркине, который рассказывает товарищу о Беликове.

Что касается конфликта, он присутствует в рассказе. 

  1. Во-первых, это конфликт «человека в футляре» и общества – они не хотят понимать и принимать друг друга, Беликов живёт в своём мире, отделившись от окружающего его социума. 
  2. Во-вторых, Чехов вводит такого героя, как Михаил Коваленко (жизнерадостный, сильный и смешливый человек), который является полной противоположностью Беликова. Они также не понимают друг друга, жизнь каждого шокирует другого, в конечном итоге Беликов не выдерживает противостояния. 

Суть: о чём рассказ?

Это рассказ учителя Буркина (он со своим другом пришел на ночлег к Алехину, их приятелю) о его коллеге Беликове, он местный учитель. Герой создал вокруг себя некий футляр – как внутренний, так и внешний. У него в голове существует множество рамок и запретов, а прятаться от внешнего мира он предпочитает за высоким воротником пальто. Окружающие люди боятся его и потакают его прихотям и жалобам. Фраза «Как бы чего не вышло» всех убеждает в правоте героя.

Но вот однажды в город приехали два новых преподавателя — Михаил и Варенька (брат с сестрой). Тогда местные дамы задумали женить Беликова на новой коллеге, заметив некоторую симпатию с его стороны. Героиня была рада построить свою семью вдали от конфликтного брата и согласилась бы на предложение. Но нерешительный и трусливый мужчина так и не смог решиться на разговор. Однажды он увидел Вареньку на велосипеде и счел неприличным ее поведение. Но брат Вари, Михаил, ненавидевший чопорного коллегу, грубо оборвал его речь и вытолкнул за дверь. После этого герой заболел и умер. 

Даже после его смерти многие выдохнули с облегчением, а на его мертвом лице присутствовала удовлетворённая улыбка, так как он оказался в таком футляре, из которого точно никогда не выберется. 

Главные герои и их характеристика 

Что касается героев, то их в рассказе «Человек в футляре» немного, но система образов формирует гармоничное повествование и делает его цельным. Внимание на таблицу:

герой характеристика
беликов учитель греческого языка, главный герой. как было написано ранее, он отделял себя от общества и жил в комфортном для него мире, в «футляре». он — одинокий человек, так как в первую очередь, он сам не шёл навстречу, да и окружающие люди боялись его, они считали беликова странным и постоянно находились в напряжении, когда он присутствовал рядом. также он трусливый, ему страшны любые, даже самые маленькие изменения. он умер так же, как и жил – в одиночестве и в футляре. Подробнее…
михаил коваленко новый учитель в гимназии, в которой также преподавал беликов. они сразу друг другу не понравились, также михаил является полной противоположностью беликова – он активный, целеустремлённый и не принимает такой пассивный образ жизни, который нравится беликову. он единственный, кто решился высказать своё мнение в лицо беликову, в то время как остальные предпочитали отмалчиваться.
варвара это сестра михаила коваленко. она в принципе такая же, как и её брат – весёлая, простая, жизнерадостная. она смогла привлечь внимание всех, в том числе и беликова, он влюбился в неё, а далее получил согласие на свадьбу. но даже в этой ситуации он не переставал твердить о том, что свадьба – это очень ответственный шаг, и необходимо сначала хорошо подумать.
рассказчик

повествование ведётся от лица буркина – именно он является рассказчиком. он хорошо знал беликова, так как жил с ним в одном доме, в соседней квартире. буркин — очень наблюдательный человек с аналитическим складом ума, поэтому весь свой рассказ он повествует своему приятелю ивану ивановичу, а тот его внимательно и с интересом слушает. также в его речи можно заметить юмор и иронию.

Образы героев в рассказе «Человек в футляре» отражают всю безысходную тоску жизни в захолустье. Людям нечем себя занять, некуда идти, и они готовы интересоваться всем, чем угодно, лишь бы отвлечься от тоски.

Темы

Тематика рассказа «Человек в футляре» многогранна и актуальна в современном мире:

  1. Главная тема, которую Чехов изображает в рассказе «Человек в футляре» – это социопатия, иными словами отказ от какого-либо взаимодействия с обществом. Главный герой является асоциальным, это ненормально, так как человек должен контактировать с другими людьми, а Беликов полностью отгородился от всего окружающего и не хотел ничего менять. Это делало несчастным не только его, но и людей, которых угнетало его влияние.
  2. Тема любви не раскрыта полностью, так как такой человек не способен испытывать какие-то чувства по отношению к другим. Их отношения с Варварой – это попытка Вареньки вернуть его в обычную, адекватную жизнь, она согласна выйти замуж за него, но для Беликова проблемы, которые он придумал себе сам, намного важнее, чем эмоции и чувства по отношению к Варваре. 
  3. Выбор жизненного пути. Мы не может судить Беликова, общество тоже не имело права его судить. Он выбрал свой жизненный путь, он чувствовал себя хорошо в своём маленьком обособленном мирке, ему было комфортно в его одиночестве, он не делал окружающим ничего плохого, Беликов просто жил так, как хотел именно он. 
  4. Ещё одна тема и проблема, которая подчёркивается в рассказе – маленький человек. Все люди просто осуждали Беликова, но никто не хотел ему помочь. Таким образом, тема маленького человека затрагивает не только пассивного труса Беликова, но и каждого окружающего его человека. Другие герои точно также предпочитали скрыться в своём панцире и делать вид, что ничего не происходит. Футлярная жизнь заразительна.
  5. Роль пейзажа в рассказе «Человек в футляре» — контрастная. Когда Беликов находился в наихудшем унынии по поводу карикатуры и встречи с Варей на велосипеде, на улице во всю светило солнце, была редкая жара, а герой на зло ей оделся теплее обычного. Когда же Беликов лежал в гробу с довольным выражением лица, лил дождь, и все люди провожали его в галошах и с зонтами. Но в душе каждого сияла радость освобождения от футлярного человека.
  6. Город. Жизнь на отшибе всегда была предметом ироничного наблюдения Чехова. В его провинции скучно, тоскливо и пошло. Так и в «Человеке…»: люди со скуки принялись женить Беликова, они же судачат и сплетничают о его отношениях с Варей. От нечего делать кто-то рисует карикатуры. Словом, дремотное болото провинции пробуждает в жителях худшие качества.
  7. Историко-культурный фон Чехов передал очень точно. В его рассказе фигурируют циркуляры с запретами и указы, которые регламентировали жизнь на рубеже 19 и 20 веков. Также интересен взгляд автора на женский вопрос. Дамы уже не сидят дома и нянчат детей, а работают, но все же многие люди типа Беликова придерживаются патриархальных взглядов и отказывают даме в праве кататься на велосипеде.

Проблемы 

Резюмируя и анализируя всё то, что было написано раньше, можно выделить несколько основных проблем, которые затрагиваются Чеховым. Прежде всего, это нравственная проблематика в рассказе «Человек в футляре»:

  • Эгоизм – практически каждый персонаж в рассказе – эгоист, и думает исключительно о себе и о своих проблемах. Варя хочет наладить самостоятельную жизнь вдали от брата, поэтому соглашается на все, лишь бы съехать. Директриса цинично замечает, что в ее 30 лет выбор не велик, и ради своего удовольствия берется за сватовство. Сам Беликов думает лишь о том, чтобы все совпадало с его представлениями о мире, и усиленно подгоняет жизнь под устоявшийся шаблон.
  • Проблема счастья и восприятие счастья. Для каждого человека счастье может быть разным, люди не должны осуждать то, что делает счастливым другого человека. Однако и мы сами нередко принимаем мираж за нечто большее и усиленно гонимся за ним. Так и Беликов видел счастье в комфорте и футлярности, игнорируя любовь, свободу, радости жизни без нескончаемых запретов.
  • «Футлярность» и «футлярная» жизнь — герой в рассказе полностью отгородился от общества и от внешних проблем, из-за этого он не был готов к серьёзной жизни и решительным поступкам. Даже любовь не вывела его из мрачного оцепенения одиночества. От любого положительного явления он защищался опасениями и сомнениями, и в итоге все хорошее прошло мимо него.
  • Деградация личности и неуверенность в себе – это «вытекает» из предыдущего пункта, Беликов не просто отгородился от общества, он не хотел развиваться, менять что-то к лучшему, потому что боялся пробовать что-то новое. Он даже преподавал мертвый язык, который уже никому не нужен. Он восхищался прошлым, но игнорировал настоящее. Беликов не жил, а существовал.
  • «Беликовщина» — термин, появившийся после успеха рассказа «Человек в футляре» и означающий стремление к прошлому, игнорирование настоящего и жизнь в тесных рамках формальности. Это страх жизни, страх перемен и открытий. Данное явление характерно для людей, которые защищаются от реальности бегством в спасительные иллюзии. 
  • Пошлость в рассказе «Человек в футляре» пронизывает всю жизнь на периферии. Люди сватают совершенно посторонних людей, рисуют карикатуры, слушают и боятся мнительного ханжу — все это обрисовывает пустоту их существования и его мещанскую скуку.

Основная идея

Так в чём же заключается смысл и главная мысль рассказа «Человек в футляре»? Чехов хотел показать не то, насколько плохой и глупый Беликов, а то, что так делать ни в коем случае нельзя. Нельзя становиться жертвой своих же мыслей, своих же установленных в голове рамок. Автор призывает освободиться от тесного, душного футляра и начать жить, начать дышать полной грудью. Именно в этом заключается авторская позиция. 

В финале Беликов умирает, и люди говорят, что видели радость на его лице, когда он лежал в гробу. В этот момент герой как будто был рад тому, что проведёт теперь всё оставшееся время в своём комфортном футляре, из которого он точно никуда не денется. Смысл финала рассказа «Человек в футляре» — это трагедия общества, в котором очень много футлярных людей. После тех похорон Буркин потерял чувство радости, ведь ничего толком не поменялось, и душная атмосфера гимназии не разрядилась. Сколько еще Беликовых осталось на белом свете? Великое множество, и оно по-прежнему вопрошает: «Как бы чего не вышло»?

Чему учит?

Какую мораль можно вынести из рассказа «Человек в футляре» и какой можно сделать вывод? Нужно просто пытаться побороть страхи, нужно пробовать что-то новое для себя, встречать новых людей — выходить из зоны комфорта. Если вовремя это не сделать, то вся жизнь будет проходить по инерции, точно как у Беликова. 

Чехов заставляет задуматься о том, что означает слово «счастье»? Разве только довольство и покой? Скорее, это духовное озарение, состояние блаженства, которое не может подарить ни пальто с воротником, ни галоши.

Критика

Этот рассказ занимает важное место в творчестве Чехова, так как многие критики учли тот факт, что писателю удалось совместить сатирический рассказ с чем-то очень серьёзным и важным. 

Александр Алексеевич Измайлов (литературный критик и публицист ХІХ века) писал: «Начатая с улыбкой на устах комическая история досказывается серьезным голосом, в котором слышится легкое дрожание».

Создание и описание образа Беликова вызывает восторг и уважение, также подчёркивается роль деталей в рассказе «Человек в футляре» (например, Беликов носил абсолютно все свои вещи в маленьких футлярах и преподавал мертвый язык). Некоторые люди даже сочувствовали герою. Например, А.О. Смоленская подметила художественное своеобразие «Человека в футляре»:

«… в ничтожестве его – его и сила, сила потому, что у него ничтожество, а у людей, с которыми он живет, ни величины, ни ничтожества… ничего… хоть «шаром покати» . Со дня рождения его держали под крышкой, под колпаком, давили его… и задавили в нем все человеческое живое… и это давление создало силу… сума давлений – его сила… они отложились в нем, как в земле откладываются пластами каменные породы, и образовали искреннее, глубокое, твердое, святое убеждение, что так надо жить, что его священный долг так действовать».

Но не все критики высказались положительно. Были и резко негативные отзывы о рассказе. Например, К.П. Медведский назвал книгу «бессодержательной»:

«Рассказ бессодержателен, плох, но обойти его молчанием нельзя, потому что в нем с чрезвычайною ясностью раскрываются основные недостатки писателя, умеющего воспроизводить лишь внешние стороны житейских явлений».

В.Г. Вальтер отметил, что образ Беликова будет близок и понятен провинции, но никак не большому городу:

«столица Вас плохо поймет, а провинция будет бесконечно благодарна, и хоть действия мало, а хорошо бы запечатлевать в умах людей такие типы и сцены».

С ним согласился и рецензент И.И. Горбунов-Посадов, но при этом он отметил положительное влияние текста на читателя:

«Такие рассказы, как Ваш «Человек в футляре», хорошо будят, расталкивают (как и сильное описание провинции в «Моей жизни»)». 

Но даже в этом вопросе критики не пришли к единому мнению. Некоторые из них посетовали на трагичность и депрессивность рассказа:

В своих записях это обозначил и Е.А.Ляцкий: «Нет, больше жить так невозможно! — таков рецепт г.Чехова современному читателю.

Н. Кончесвкая в письме Антону Павловичу это подметила: «вся Россия показалась мне в футляре. Дайте же нам что-нибудь такое, в чем была бы хоть одна светлая точка и что хоть сколько-нибудь ободряло бы и примиряло с жизнью».

Это рассказ, темы и проблемы, затронутые в нём были актуальны и являются актуальными до сих пор, в этом заключается значение творчества А.П. Чехова для потомков. 

Автор: Анастасия Бурмистрова

В этой статье представлен образ и характеристика Беликова в рассказе «Человек в футляре», описание внешности и характера героя, его портрет в цитатах.

Все материалы по рассказу «Человек в футляре»>>

«…Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате…»
«…однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком…»
«…человек, который во всякую погоду ходит в калошах…»
«…А под вечер оделся потеплее, хотя на дворе стояла совсем летняя погода…»

Возраст Беликова — за 40 лет:
«…Ему давно уже за сорок…»

Беликова называют «человеком в футляре», потому что он любит одиночество и прячется от окружающего мира:
«…еще глубже ушел в свой футляр…»
«…у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний…»

Беликов держит свои мысли в футляре. У него «футлярные», узкие соображения:
«…И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр…»
«…он просто угнетал нас <…> своими чисто футлярными соображениями…»

Беликов хранит свои вещи в футлярах и чехлах — зонт, часы, нож и т.д.:
«…И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике…»

Беликов — тревожный, робкий человек:
«…Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было;

Беликов любит древние языки, потому что они отвлекают его от действительности: «…древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни…»
«…О, как звучен, как прекрасен греческий язык! – говорил он со сладким выражением…»

Беликов все время боится, «как бы чего не вышло»:
«…Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо:
– Оно, конечно, так‑то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло…»

Беликов не любит, когда кто-то нарушает правила:
«…Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой‑нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и все говорил, как бы чего не вышло…»

Беликов — чрезмерно осторожный и мнительный человек. Этим он угнетает окружающих:
«…А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот‑де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, – ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло…»

Беликов — солидный, уважаемый человек:
«…за такого солидного, всеми уважаемого человека, как Беликов…»

Беликов работает в гимназии 15 лет:
«…держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет!..»

Беликов ходит в гости для приличия, а не ради удовольствия:
«…ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал это своею товарищескою обязанностью…»

Учителя и даже директор боятся Беликова:
«…Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся…»
«…вот подчинились же, терпели… То‑то вот оно и есть…»

Весь город боится Беликова:
«…однако же этот человечек <…> держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город! Наши дамы по субботам домашних спектаклей не устраивали, боялись, как бы он не узнал; и духовенство стеснялось при нем кушать скоромное и играть в карты…»

Беликов создает вокруг себя удушающую атмосферу, как в полицейской будке:
«…Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке…»

Обстановка в квартире у Беликова похожа на футляр:
«…И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и – ах, как бы чего не вышло.

Спальня Беликова тоже похожа на футляр или ящик:
«…Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом…»

Беликов боится общественного мнения. Он не хочет, чтобы о нем думали плохо:
«…Женской прислуги он не держал из страха, чтобы о нем не думали дурно…»
«…Постное есть вредно, а скоромное нельзя, так как, пожалуй, скажут, что Беликов не исполняет постов, и он ел судака на коровьем масле, – пища не постная, но и нельзя сказать чтобы скоромная…

Беликов боится, что его слуга его убьет, что его обворуют и т.д.:
«…И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны…»

Беликов по натуре одинокий человек. Он не любит быть среди людей:
«…а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко…»

Беликов не любит шум:
«…Очень уж шумят у нас в классах, – говорил он, как бы стараясь отыскать объяснение своему тяжелому чувству…»

Беликов очень почтительно относится к властям:
«…И прошу вас никогда так не выражаться в моем присутствии о начальниках. Вы должны с уважением относиться к властям…»

Учитель Коваленко считает Беликова «фискалом», «мерзкой рожей» и «Иудой»:
«…не понимаю, как вы перевариваете этого фискала*, эту мерзкую рожу…»
(*фискал — то есть ябедник, доносчик)
«…Я не люблю фискалов…»
«…Уеду, а вы оставайтесь тут со своим Иудой…»

Знакомство с Варенькой и смерть Беликова

Однажды Беликов знакомится с девушкой Варей. Он почти женится на ней, но их отношения ни к чему не приводят:

«…этот человек в футляре, можете себе представить, едва не женился…» 

«…Да, едва не женился, как это ни странно…»

Однажды брат Вареньки выгоняет Беликова из квартиры и толкает с лестницы. Варя видит позор Беликова. Он не переносит этого и заболевает:

«…Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал…»

Через месяц Беликов умирает:

«…Через месяц Беликов умер. Хоронили мы его все, то есть обе гимназии и семинария…»

Это был цитатный образ и характеристика Беликова в рассказе «Человек в футляре» Чехова, описание внешности и характера, портрет в цитатах.

Смотрите: Все материалы по рассказу «Человек в футляре»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Беликов в рассказе Человек в футляре

Центральной фигурой рассказа человек в футляре является некто Беликов, преподаватель древних языков.

Сам Беликов был человеком странным и сильно отличался от окружающих своим поведением. Первое, что бросается в глаза – это привычка Беликова прятать всё в чехол. Зонт, очки, нож и даже часы. И если это еще можно было объяснить простой человеческой аккуратностью, то необъяснимо было его обыкновение прятать самого себя в чехол. Беликов в любую погоду, будь то солнце или дождь, скрывался под теплым пальто на вате, обязательно брал с собой зонт, а на ноги надевал калоши. И даже свое лицо он прикрывал поднятым воротником.

Страх перед внешним миром, который, очевидно, раздражал его, был на столько силён, что даже уши он закладывал ватой, избегая лишних звуковых раздражителей. Но больше всего удивляло его товарищей то, что даже дома Беликов не чувствовал себя в безопасности. Так же был полностью одет, закрывал все ставни на окнах и, даже укутавшись в одеяло, как бы жарко не было, боялся, что повар его зарежет или в дом залезут грабители. От того и спал плохо, и утром был бледен и угрюм.

Несмотря на такой образ жизни, товарищи у него все-таки были. В основном, это были коллеги или соседи. Но взаимодействовал он с ним скорее не потому, что хотел, а потому что так надо было. Он приходил к людям домой и просто сидел на стуле некоторое время. Таким чудным образом Беликов поддерживал хорошие товарищеские отношения.

Хоть Беликов и вёл отшельнический образ жизни, но на окружающих его людей оказывал сильное влияние. Он угнетал весь город своей мнительностью и жесткими ограничениями. Люди стали бояться громко говорить, знакомиться, играть в карты при нем. Беликов считал своим долгом обо всех, даже мелких, нарушениях докладывать начальству. И даже начальники боялись его, настолько этот «футлярный человек» давил на всех своей правильностью. И все люди, по его мнению, должны были жить строго по правилам, иначе «как бы чего не вышло!» — любимое выражение Беликова, которое описывало его отношение к любым «неправильным» действиям.

Неудивительно, что «человек в футляре» был не женат. С женщинами он вообще старался не иметь никаких общих дел из-за страха, что о нём дурно подумают. Но однажды Беликов чуть не женился на своей полной противоположности – весёлой и легкомысленной Вареньке. Свадьба не состоялась только потому, что женщина позволила себе покататься на велосипеде, а Беликов стал свидетелем этой, по его мнению, ужасной выходки. Сначала он хотел исправить недоразумение и решил поговорить с братом Вари. Но тот спустил Беликова с лестницы, в самом низу которой его встретила Варенька в очень неудобном положении. После того, как она посмеялась над «человеком в футляре» закончилось всё.

Беликова настолько сильно потрясла ситуация с Варенькой, что через месяц он умер, так ни разу и не встав с кровати. Это показывает, как сильно он был слаб в ситуациях, которые не подчиняются правилам.

В конце концов Беликов достиг своего идеала. Его положили в футляр, из которого ему уже никогда не придется вылезать. Даже лицо его на похоронах стало кротким, приятным, немного веселым. А окружающие Беликова люди, его товарищи и коллеги, испытали настоящее облегчение после смерти такого футлярного человека.

Образ

Мужчина средних лет. Возраст Беликова слегка перевалил за 40. Мелкий, не примечательный человек. Лицо бледное, маленькое. Темные очки подчеркивали его бледность. Улыбался кривой улыбкой и сам был словно скрюченный под тяжестью гнетущих забот. Выходя из дома постоянно брал зонт, даже если погода обещала быть солнечной. На ногах нелепые калоши, сверху накинуто утепленное пальто, ворот высоко поднят. Внешний вид говорит сам за себя. Он сознательно прятался от всего, что происходит в мире. Его жизнь скрыта ото всех. Создав для себя своеобразный футляр, он чувствовал себя защищенным от внешних воздействий. Каждая вещь у Беликова бережно хранилась в чехле: часы, перочинный нож, зонт.
«…был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате…»

«…ему давно уже за сорок…»

«…он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх…»

Последствия

Естественно, такой образ жизни, который ведёт Беликов, не может ни на чём не отразиться. Кто такие футлярные люди? Это самые настоящие отшельники, которые считают, что они живут вполне себе нормально, в отличие от остальных. Это проявляется и в чеховском герое.

В один момент он встречает Вареньку – девушку, являющуюся сестрой нового учителя географии и истории. Она проявляет неожиданный интерес к Беликову. Которого общество начинает склонять к женитьбе на ней. Он соглашается, несмотря на то, что мысли о браке его угнетают и тревожат. Беликов худеет, бледнеет, становится ещё более нервозным и боязливым. И первое, что его беспокоит сильней всего – образ жизни «невесты».

Кто такие футлярные люди? Те, кому не понять других в силу своей отрешенности. Варенька любит кататься на велосипеде с братом. И Беликов уверен, что это вполне обычное увлечение не является нормальным! Потому что негоже кататься на велосипеде тому, кто учит истории молодёжь. А женщина на этом транспортном средстве и вовсе выглядит неприлично. Беликов не постеснялся выложить свои мысли брату Вареньки, который того терпеть не может. И пригрозил доложить о его увлечении директору гимназии. В ответ брат Вареньки спустил Беликова с лестницы. Что в итоге? Беликов заболевает — от стресса, его не отпускают мысли о том, что о его позоре кто-то узнает. И через месяц умирает. Таков конец.

Характеристика

Беликов являлся натурой скрытной, замкнутой, напичканной предрассудками. Друзья отсутствовали. Необщителен, чересчур подозрителен. Мужчину преследует постоянное желание спрятаться в свою раковину, футляр, надежно защищающий его. Даже пришедшие в голову мысли держит в футляре. Высказывания весьма ограниченны и узки. Он не понимал настоящего, предпочитая жить прошлым. Оно вселяло дикий страх и ужас всего нового. Он опасается наперед любых происшествий, что явно проявляется в повседневных деталях образа жизни. Малейшее отклонение от норм способно вывести из равновесия. Его боялись и ненавидели. Вся жизнь Беликова идет по принципу, как бы чего не вышло.
«…всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние…»

«…он просто угнетал нас своей осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями…»

«…действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было»

С окружающими людьми взаимоотношения не складывались. Его внутренний страх передавался людям, работающим с ним в одном коллективе. За пятнадцать лет преподавательской деятельности, он умудрился сделать все, чтобы его в гимназии возненавидели. Стоило ему появиться, сразу становилось душно, словно от нехватки кислорода. Дурному воздействию подвергались не только учителя, но и ученики. Он безжалостно отчислял их из школы, если замечал за учащимися любое проявление современности.

Характер Белякова

Характеристика Белякова «человек в футляре», в этой фразе вся суть характера персонажа. Вся его жизнь закована в футляр. Он закрыт и одинок, необщителен и подозрителен. У него наблюдается постоянное стремление спрятаться от мира, окружить себя защитной оболочкой. Даже свои мысли он старается держать в этом футляре. Но даже если он ими с кем-то делится, оказывается, что они запылились, устарели.

Беликов – человек пугливый, робкий. На самом деле он очень боится действительности. От нее он прячется во всевозможные футляры. Даже его профессия – преподаватель греческого языка, своеобразный футляр. В старинные языки он прячется т действительности. Он почитает прошлое, боясь не только будущего, но и настоящего. Его основной принцип жизни – «Как бы чего не вышло», который тоже сам по себе является футляром. Своего главного героя автор наделяет максимальной старомодностью, боязнью жизни, и это проявляется во всем: во внешности, характере, профессии, образе жизни.

Любовь в жизни Беликова

Однажды Беликов чуть не связал себя узами брака. Он пал под влиянием женских чар молодой девушки Вареньки, сестры одного из коллег по работе. Встречи, ухаживания, прогулки все вело к скорой свадьбе, но состояться ей было не суждено. На глазах невесты его выталкивает из квартиры ее брат. Он катится кубарем вниз к ногам Вари. При виде комичного зрелища девушка не может сдержать приступ смеха. Такой позор Беликов не мог перенести. Он переживал, что об этом случае может узнать весь город. Захворал учитель, слег в постель . Месяц пролежал и умер в собственной кровати.
Он так и не познал радость жизни и свободы, но это осознанный выбор. В гробу выражение лица покойного выглядело кротким, приятным и даже веселым. Он словно рад, что обрел футляр из которого не выбраться. Люди, возвращавшиеся с кладбища, почувствовали небывалое облегчение после смерти Беликова, словно с плеч свалился тяжкий груз. Они давно не испытывали подобного удовольствия от ощущения полной свободы.

Влияние на окружающих

Беляков не только сам боится жизни, но и отравляет ее всем окружающим. За те 15 лет, что он проработал в гимназии, она превратилась в такой же футляр, в котором жил герой. Его страх, как плесень, распространяется в тех местах, где он находится. Вокруг себя он создает атмосферу, наполненную удушием, боязнью, кислотой. Именно такой предстает гимназия в глазах читателя, где все учителя подверглись влиянию Беликова, а перспективных учеников выгоняют за любе проявление современности.

Чехов рисует своего персонажа отвратительным. Он не только портит жизнь самому себе, но и отравляет ее всем окружающим. Даже чуть было не женившись, Беляков закрывается в своем футляре после неудачи. В нем же он и умирает. Чего же так боялся Беляков, если самое страшное в жизни – прожить ее в таком футляре, и умереть в нем же, не узнав радости и свободы этой жизни.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Беликов («Человек в футляре»), описать жизнь персонажа, дать ему подробную характеристику.

Основная мысль

Что ж, кто такие футлярные люди – на примере Беликова можно понять. И идею, в принципе, Чехов хотел донести простую. Прозаик пытался донести до читателей – «закрытая» от общества жизнь лишь калечит человеческую душу. Нельзя быть вне остальных. Мы все – члены единого общества. Всё, что человек сам себе напутал, настроил – лишь отгораживает его от жизни. От наполненной красками реальности. И это действительно так. Духовная убогость лишь ограничивает человеческое существование. О чём и размышляет Чехов в этом рассказе.

«Человек в футляре» — анализ произведения А.П. Чехова

Анализ «Человека в футляре» способствует пониманию художественного произведения, помогает проникнуться идеей автора и ясно определить его позицию.

Антон Павлович Чехов в рассказе рисует картину обыденной мещанской жизни, разоблачает ничтожную сущность маленьких людей.

Писатель вызывает в душе читателя массу противоречивых чувств и впечатлений.

  • История создания произведения А.П. Чехова «Человек в футляре»
  • Главные герои и их характеристика

  • Очень краткий пересказ
  • Анализ произведения
  • Направление
  • Особенности сюжета
  • Проблематика
  • Заключение

История создания произведения А.П. Чехова «Человек в футляре»

Опубликованный в 1898 г. в июньском номере «Русской мысли» рассказ «Человек в футляре» не остался незамеченным в среде критиков и обыкновенных читателей.

Сочинение открывает «Маленькую трилогию», включающую «Крыжовник» и «О любви». Эту серию Антон Павлович написал летом 1898 г. в Мелихове.

Далее у Чехова наступил творческий спад. Затем ухудшение состояния здоровья, вызванное туберкулезом.

Главные герои и их характеристика

В произведении нет героев в полном смысле этого слова, людей, выражающих авторские взгляды, раскрывающих авторский смысл.

Главный герой – преподаватель греческого Беликов, прозванный учениками Антропосом.

Другие действующие лица:

  • Чимша-Гималайский – врач ветеринар, принадлежащий к дворянству;
  • Буркин – рассказчик, преподаватель, сослуживец Беликова;
  • Михаил Саввич Коваленко – персонаж повести Буркина, молодой преподаватель;
  • Варенька – незамужняя сестра Михаила Саввича около тридцати лет;
  • Повар Афанасий – шестидесятилетний старик, состоящий в прислугах у Беликова;
  • Мавра – супруга старосты, ни разу в жизни не выезжавшая из села. А в последние десять лет она покидает свой дом лишь по ночам. Воспоминание о Мавре наводит Ивана Иваныча и Буркина на разговор о футлярности.

Автор дает персонажам краткие, но точные характеристики, рисующие перед читателем яркий реальный образ.

Беликов – это человек, заключенный в несколько футляров. Это чехол, выражающийся не только наружно, состоящий из характерных атрибутов одежды, но и внутренний футляр. Жизнь Антропоса наполнена самоограничениями и ограничениями для других.

Часто повторяемая им фраза «как бы чего не вышло» служит откликом на любое несоответствие установившимся стереотипам. Жизненные принципы этого человека сводятся к защите от окружающей жизни, к постоянной осторожности, предчувствию опасности и навязывании своих ограничений окружающим.

Чимша-Гималайский – сухощавый рослый старик с длинными усами. По мнению окружающих ему абсолютно не подходит странная фамилия Чимша-Гималайский. Поэтому все величают его просто Иван Иваныч. Судьба Беликова наталкивает Ивана Иваныча на размышления о социальном зле, несправедливости и невозможности открыто высказывать свою позицию.

В противоположность врачу Чимше-Гималайскому Чеховым изображается наружность учителя Буркина. Это лысый толстяк небольшого роста с черной длинной бородой. Он смотрит с иронией на историю Беликова, являясь в то же время типичным представителем мещанского провинциального общества.

И лишь один Коваленко, человек энергичный, открытый, откровенно презирает Антропоса, в лицо обвиняя его в фискальстве. Он не понимает, как могут окружающие педагоги существовать в таких условиях, в а.

Сестра Михаила Саввича Варвара обладает чертами яркими, выразительными. Автор рисует ее шумной хохотушкой, которая не прочь выйти замуж за Беликова.

Афанасий предстает постоянно нетрезвым, полоумным стариком, который по обыкновению стоит у двери со скрещенными руками и невнятно бурчит одну и ту же непонятную фразу.

Очень краткий пересказ

«Человек в футляре» – это короткое литературное произведение. В нем чуть более 10 страниц печатного текста. Рассказ не разделяется по главам, являя собой цельное повествование.

Это своеобразный рассказ в рассказе, случай из жизни, поведанный между делом на охоте. Сокращенно сюжет «Человека в футляре» умещается в несколько строк.

В первом абзаце идет описание места для ночевки двух запоздавших охотников: Ивана Ивановича и Буркина. Им не спалось. Вспоминались различные истории. Разговор заходит о людях, прячущихся в защитную оболочку, выбирающихся одиночество.

Преподаватель вспомнил о почившем около двух месяцев назад Беликове. Он был примечателен тем, что на протяжении жизни старался «окружить себя оболочкой».

Настоящее Беликову было отвратительно, он не выносил отступлений от правил и весь город терроризировал. Преподаватель греческого опасался всего и во всем осторожничал. Питался судаком на коровьем масле, в страхе быть обвиненным в несоблюдении постов.

Размеренное течение жизни города нарушает приезд преподавателя географии и истории Коваленко с сестрой. Это новые люди «из хохлов». Обывателей от скуки захватывает идея поженить Варвару Коваленко и Беликова. Внушение делает свое дело, и Антропос склоняется к мысли, что «жениться надо». Но вся эта ситуация действует на учителя греческого угнетающе, он осторожничает.

Тут следуют два решающих случая. В гимназии появляется карикатура «влюбленный антропос», изображающая Беликова с зонтом в калошах и подсученных брюках под руку с Варенькой. Однажды незадачливый влюбленный видит Варвару Саввишну и ее брата на велосипедах.

Зрелище это до глубины души поражает его и приводит в негодование. Он решает объясниться с Коваленко. Беседа перерастает в ссору, и Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Варваре. Девушка, видя смущенного и помятого учителя, полагая, что он упал нечаянно, заливается громким смехом. Этим завершается для Беликова все земное существование.

Он слег в постель и уже больше не встал. Умер Антропос через месяц. После похорон все жители испытывают чувство большого удовольствия. Но через некоторое время жизнь возвращается в прежнее русло.

В заключении следует рассуждение охотников на тему футлярности. Но история наводит их на разные мысли и выводы. Каждый, думая о своем, ложится спать.

Анализ произведения

Анализ сочинения Чехова поможет выявить особенности произведения, исследовать способы выражения замысла автора.

идея — что значит «человек в футляре»

Основная мысль рассказа – это протест против футлярности и призыв к простой открытой жизни.

Чехов расширяет значение понятия «футляр». Защитный чехол можно разделить на несколько слоев. Главный персонаж укрывается не только во внешнем футляре: в любую погоду он одет в теплое пальто на вате с поднятым воротником и калоши, носит зонт в чехле, темные очки. Он оберегает свое пространство, закрывается на все задвижки, затворяет ставни.

Беликов защищается от внешних влияний, испытывает страх ко всему новому, неоднозначному. Он понимает лишь циркуляры и газетные статьи, содержащие запреты. Внутренний слой призван спрятать Беликова от раздражающей действительности.

Почему Беликова боялся весь город? Обратимся к цитате, в которой Буркин описывает Антропоса:

Беликов угнетает всех своей осторожностью, давит на людей, заставляет их бояться всего и вся. Таким образом, имя Беликова становится нарицательным, характеризующим явление человеческой футлярности. В этом заключается смысл названия рассказа.

Композиция

Произведение отличает необычный композиционный прием. Повествование представляет собой один рассказ, вмещающийся в другой. Причем основная часть «Человека в футляре» принадлежит Буркину. Его стиль не чеховский, он публицистичен и отличается патетикой.

Жанр

Произведение «Человек в футляре» относится к жанру рассказа.

Ему присущи характерные черты этого жанра:

  • малый объем — около 13 страниц;
  • немногочисленные действующие лица;
  • описывается один значительный эпизод из жизни;
  • большая роль отводится деталям;
  • повествование ведется от лица рассказчика;
  • в названии заложен ключевой смысл.

Направление

Литературное направление произведения Чехова – реализм. Автор воспроизводит типичные черты жизни своего времени, изображает характерные личности.

В «Человеке в футляре» отражается историческая эпоха. А в образе главного героя воплощаются типические социальные качества.

Особенности сюжета

В основе сюжета произведения лежит столкновение двух несхожих людей одной профессии Беликова и Михаила Саввича. Конфликт разворачивается на фоне повседневной жизни. А повествование обрамляется в лирическую оболочку.

Неслучайно по окончании повести о жизни Антропоса звучит лирическое описание окружающей природы, тишины и безмятежности ночи.

Проблематика

В рассказе Чехов поднимает важные проблемы, касающиеся личности, ее места в обществе и роли в социальной жизни. Писатель рисует образ Беликова, как человека, отгородившегося от людей, спрятавшегося в футляр условностей и страхов.

И здесь скрывается множество проблем: проблема одиночества и враждебности по отношению к прогрессу, бессмысленности жизни, страх перед любовью и поиск счастья.

Заключение

Критика высказывала неоднозначные отзывы о рассказе «Человек в футляре». Большинство современников писателя отмечали живой образ Беликова, явившийся «художественным откровением» и выражающий собою «целую общественную среду». И лишь немногие критики не увидели глубины произведения, назвав его плохим и бессодержательным.

Читателю рекомендуется ознакомиться с полным содержанием рассказа, чтобы, основываясь на приведенном анализе произведения, сложить независимое мнение о «Человеке в футляре».

Источник: https://1001student.ru/literatura/chelovek-v-futlyare-chekhov.html

Трудности в работе учителя (анализ анкет).

На РМО проведена была анкета, позволившая выявить трудности в работе учителей русского языка и литературы:

  • Тематическое планирование – 1чел.
  • Умение ставить цели урока -1чел.
  • Планирование внеклассной работы — 2чел.
  • Овладение содержанием новых программ и учебников – 6чел.
  • Организация работы по самообразованию – 5чел.
  • Применение на уроке разнообразных форм и методов работы, в том числе нестандартных – 4чел.
  • Обеспечение самостоятельной и активной работы на уроке в течение всего урока – 2чел.
  • Использование методов и приемов развивающего обучения – 7чел.
  • Использование педагогических технологий обучения – 5чел.
  • Использование компьютерных технологий – 7чел.
  • Проведение и оценивание практических работ -1чел.
  • Формирование умений и навыков организации учебного труда (планирование, самоконтроль, чтение, счет, работа с книгой и т.д.) – 3чел.
  • Развитие интереса к учению, потребности в знаниях – 7чел.
  • Учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся (ведение мониторинга) – 4чел.
  • Осуществление дифференцированного подхода в обучении – 1чел.
  • Использование межпредметных связей в обучении – 5чел.
  • Обобщение опыта своей работы — 4чел.
  • Умение провести самоанализ своего урока – 3чел.
  • Умение работать с одаренными детьми – 1чел.
  • Работа с неуспевающими учениками – 5чел.

Исходя из этого, РМО учителей русского языка и литературы считает важным в 2005 – 2006 учебном году оставить тему:

Программно-методическое обеспечение.

В школах района учителя работают по альтернативным учебникам литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой и А.Г..Кутузова. По русскому языку – по учебникам под редакцией Т.А.Ладыженской в5-7классах, в 8-9классах — М.Т.Баранова и Крючкова, С.Г.Бархударова, в 10-11 классах – под редакцией Л.М. Рыбченковой и А.И. Власенкова.

В СОШ№2 и СОШ№17 учителя осваивают учебник русского языка под редакцией Леканта и Разумовской, который также находится в федеральном списке учебников, рекомендованном Министерством образования РФ.

Учителя имеют программы, рекомендованные Министерством образования РФ, на основе которых писали свои программы, которые были утверждены директорами образовательных учреждений.

Выводы, рекомендации по данной работе.

  1. Учителям-русоведам следует активнее стремиться к обобщению своего опыта на уровне ОУ, района, области. Для этого серьезнее подойти к выбору тем самообразования, т.к. систематизация и обобщение опыта – это перспектива для повышения квалификационной категории.
  2. ШМО необходимо активнее анализировать работу педагогов и рекомендовать творчески работающих учителей для обобщения их опыта на уровне района.
  3. РМО активнее работать с методистом ОблИУУ по представлению опыта творчески работающих учителей в областных органах печати.

  • С иронизировать как пишется
  • С инструментами оркестра знакомятся дети в сказке петя и волк
  • С измальства как пишется
  • С интернета или из интернета как правильно пишется
  • С инструктажем ознакомлен как пишется