Детская классическая музыка
Необходимо знакомить детей с классической музыкой в любом возрасте. Пусть она звучит во время их игр и других занятий. Ребёнок будет эмоционально развиваться и приобщаться к искусству, что важно для становления личности – в этом убеждены многие педиатры и педагоги.
Некоторые композиторы-классики писали специально для детей, учитывая детское восприятие и круг интересов детей определённого возраста. Другие же произведения написаны для маленьких исполнителей, они соответствуют не только детскому восприятию самого содержания музыкального произведения, но и техническим возможностям ребёнка.
В нашей статье мы расскажем о некоторых композиторах и их произведениях, написанных специально для детей.
П.И.Чайковский «Детский альбом»
Сборник включает 24 пьесы для исполнения маленьким пианистом. Он посвящен племяннику композитора В.Л. Давыдову. Это первое обращение композитора к детской теме. Позже П.И. Чайковский напишет для детей цикл «Детские песни» и балет «Щелкунчик».
Все названия пьес говорят о том, что перед нами произведения для детей:
1.«Утренняя молитва»
2. «Зимнее утро»
3. «Мама»
4. «Игра в лошадки»
5. «Марш деревянных солдатиков»
6. «Болезнь куклы»
7. «Похороны куклы»
8. «Вальс»
9. «Новая кукла»
10. «Мазурка»
11. «Русская песня»
12. «Мужик на гармонике играет»
13. «Камаринская»
14. «Полька»
15. «Итальянская песенка»
16. «Старинная французская песенка»
17. «Немецкая песенка»
18. «Неаполитанская песенка»
19. «Нянина сказка»
20. «Баба Яга»
21. «Сладкая греза»
22. «Песня жаворонка»
23. «Шарманщик поет»
24. «В церкви»
История создания альбома
П.И. Чайковский очень любил детей, он часто общался с детьми своей сестры А.И. Давыдовой, когда гостил у них в Каменке. Его племянник Володя Давыдов был очень музыкальным ребёнком. В одном из писем Чайковский писал: «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом».
Сам композитор заботился при издании альбома и о формате сборника, и о картинках, которые должны были сопровождать ноты.
Некоторые пьесы цикла создавались на фольклорном материале. Например, в «Неаполитанской песенке» и в «Итальянской песенке» Чайковский использовал народные итальянские мелодии. Кстати, тема «Неаполитанской песенки» звучит и в третьем действии балета «Лебединое озеро». В пьесе «Шарманщик поёт» также звучит народный (венецианский) мотив. В «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка». Пьеса «Камаринская» построена на мелодии известной русской плясовой.
В «Старинной французской песенке» звучит подлинная французская мелодия (в дальнейшем композитор использовал эту мелодию, несколько видоизменив ее, в хоре менестрелей из II действия оперы «Орлеанская дева»). Тирольский мотив использован в «Немецкой песенке». В пьесе «Мужик на гармонике играет» слышны интонации русских однорядовых гармоник.
Сюжетные линии цикла «Детский альбом»
Они явно просматриваются и как бы составляют целый день ребёнка с момента его пробуждения до сна.
Утро. Пьесы «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама».
День. Игры и детские занятия. Пьесы «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков».
Трилогия, посвящённая кукле. Пьесы «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».
Увлекательные музыкальные путешествия по Италии, Франции, Германии. Пьесы «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка». Но не забываем и родные напевы («Русская песня», «Камаринская»).
День ребёнка завершается. Пьесы «Нянина сказка», в которой невозможно без «Бабы Яги». И затем пьеса «Сладкая греза».
В альбоме есть и пейзажные зарисовки (пьеса «Песнь жаворонка»), и бытовые («Шарманщик поёт»), а также танцы «Вальс», «Полька», «Мазурка». Цикл завершается пьесой «В церкви», как бы перекликаясь с «Утренней молитвой».
Хотя музыкальный цикл «Детский альбом» адресован детям, его исполнителями нередко становились и взрослые: Я. Флиер, М. Плетнёв и др.
П.И.Чайковский «Детские песни»
История создания
Успех «Детского альбома» вдохновил П.И. Чайковского на создание другого альбома для детей. Этому также способствовал сборник стихов поэта А. Плещеева «Подснежник», который он подарил Чайковскому с надписью: «Петру Ильичу Чайковскому в знак уважения и благодарности за его прекрасную музыку на мои плохие стихи». Чайковский уже был к тому времени автором нескольких романсов на стихи Плещеева. В этой книге было много стихов о детской жизни или посвященных детям, назидательным сюжетам. Эти стихи и побудили композитора к созданию песен. Стихотворения Плещеева дополнены текстами И. Сурикова и С. Аксакова. В отличие от «Детского альбома», «Детские песни» предназначены не для исполнения, а для слушания детьми.
Содержание сборника
В его основе — отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Выделяются мотивы Весны, Птиц и Сада (песня «Мой садик»), но как свойственный взрослому человеку взгляд на детство, несущее надежду. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. В «Легенде» мотив трактован символически и служит раскрытию темы страданий Христа. Песню «Легенда» («Был у Христа младенца сад») Чайковский и Танеев переложили позже и для хора.
Иногда П.И. Чайковский сам переделывал некоторые стихи сборника или дописывал их. Песня «Кукушка» — перевод басни Х. Геллерта. Забавный диалог кукушки и скворца у Чайковского превращается в весёлую и поучительную песню-сценку. Песня «Цветок» — вольный перевод из сборника французского детского писателя Л. Ратисбонна перекликается по содержанию с известной сказкой Х.К. Андерсена «Пятеро из одного стручка».
Р.Шуман «Детские сцены»
Сборник впервые был издан в 1839 г. О его назначении и содержании рассказал сам композитор в своём письме к Кларе Шуман – пианистке и его жене: «Я узнал, что фантазию ничто так не окрыляет, как напряжение и тоска по чему-нибудь; именно так было со мною в последние дни, когда я ждал твоего письма и насочинял целые тома — странного, безумного, очень веселого — ты широко откроешь глаза, когда сыграешь это; вообще, я способен сейчас порою разорваться на куски от звучащей [во мне] музыки. — И не забыть бы мне все, что я сочинил. То был словно отзвук слов, которые ты мне как-то написала: «Порою я могу показаться тебе ребенком», — короче говоря, я был поистине окрылен и написал тридцать маленьких забавных вещей, из которых отобрал около двенадцати и назвал «Детскими сценами». Ты обрадуешься им, но, конечно, должна будешь забыть о себе как о виртуозе. Там такие названия, как «Пугание», «У камина», «Игра в жмурки», «Просящее дитя», «Верхом на палочке», «О чужих странах», «Забавная история» и т. д., чего там только нет! В общем, там все очевидно, и к тому же все пьесы легко напевать».
Несмотря на кажущуюся простоту, достойно исполнить цикл под силу только очень зрелому пианисту, способному проникнуть в сущность авторского замысла.
Музыкальные миниатюры Шумана — своеобразные «музыкальные новеллы», рассказы с незамысловатым сюжетом. Шуман делает акцент не столько на повествовательности, сколько на настроении, на эмоции. «Детские сцены» — это не цикл «для детей», подобно знаменитому «Детскому альбому» Чайковского. Скорее, это музыка для исполнения взрослых, не желающих забывать свое детство. По словам самого автора, этот цикл — «отражение прошлого глазами старшего и для старших».
Содержание цикла Р.Шумана «Детские сцены»
1. «О чужих странах и людях»
2. «Любопытная история»
3. «Игра в пятнашки»
4. «Просящее дитя»
5. «Полное счастье»
6. «Важное событие»
7. «Грёзы»
8. «У камина»
9. «Игра в лошадки»
10. «Не слишком серьезно»
11. «Страшилка»
12. «Засыпающий ребёнок»
13. «Говорит поэт»
С.Прокофьев. Симфоническая сказка для детей «Петя и Волк»
Произведение написано в 1936 г. для постановки в Детском музыкальном театре Наталии Сац. Сказка исполняется чтецом, текст для которого написал сам композитор, и оркестром.
Сюжет произведения незамысловат, но суть в том, что каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом, таким образом, дети знакомятся с музыкальными инструментами, входящими в состав симфонического оркестра.
Сюжет сказки
Ранним утром пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. Знакомая Птичка, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку заходит Утка и идёт к пруду. По пути она начинает спорить с Птичкой о том, кому из них считаться настоящей птицей. За ними наблюдает Кошка, она уже готова поймать одну из них, но Петя предупреждает их. Птичка взлетает на дерево, а Утка ныряет в пруд, и Кошка остаётся ни с чем.
Выходит Петин дедушка. Он предупреждает Петю о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и уводит внука. Вскоре появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но Волк настигает её и проглатывает.
Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит Птичку отвлечь Волка и накидывает ему на хвост петлю. Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― Дедушка с Кошкой. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.
Петя ― струнные инструменты (преимущественно скрипки).
Птичка ― флейта в высоком регистре.
Утка ― гобой, «крякающая» мелодия в нижнем регистре.
Кошка ― кларнет.
Дедушка ― фагот, имитирующий ворчание.
Волк ― три валторны.
Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш).
Э.Григ «Пер Гюнт»
Норвежский композитор Эдвард Григ не создал специальных детских циклов, но его музыка настолько проста и доступна детям, что её понимают даже малыши 5-6 лет.
Особенно близко к сердцу принимают они пьесы из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» — «Песню Сольвейг», «В пещере горного короля», «Танец Анитры» и др.
П.И. Чайковский писал: «В музыке Грига, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величаво широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик».
Для детей писали и другие композиторы: фортепианный цикл К. Дебюсси «Детский уголок»; М. Равель «Матушка гусыня», пьесы для фортепиано по сказкам Перро; сборник Б. Бартока «Первые шаги за фортепиано», а также многие русские авторы, от А. Гречанинова, С. Прокофьева и В. Ребикова до С. Майкапара, А. Гедике, Е. Гнесиной, Дм. Кабалевского и др. Известны детские циклы С. Гаврилова «Герои сказок», «Ребятам о зверятах», «Для самых маленьких», Д. Шостаковича «Альбом фортепианных пьес для детей».
«Инструменты
симфонического оркестра.
Музыкальная
сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»»
МДК.
01. 08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Исполнитель: Осмоловская А.А.
Преподаватель: Насонова И.А.
Группа
инструментов симфонического оркестра
Название
инструмента
Характеристика
звучания
Роль
в оркестре
Струнные смычковые
Скрипка
Скрипка
– 4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём
семействе и важнейший в оркестре.
Скрипка обладает таким сочетанием
красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент.
Чаще других инструментов скрипке
поручаются сольные партии.
«Королева» оркестра.
Альт
Альт –
по внешнему виду копия скрипки, только чуть больших размеров и звучит в более
низком регистре.
Альту, по сложившейся традиции,
отводится вспомогательная роль в оркестре
Виолончель
Виолончель
– большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между
коленями и упирая его шпилем в пол.
Этот струнно-смычковый инструмент имеет
богатый низкий звук, широкие выразительные возможности.
Виолончель покорила сердца огромного
числа поклонников, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый
инструмент.
Контрабас
Контрабас
– самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди
семейства струнно-смычковых инструментов.
Контрабасисты должны стоять или сидеть
на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента.
Контрабас обладает густым, хриплым и
несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.
Деревянные духовые
Флейта
Современные флейты очень
редко бывают из дерева, чаще из металла (в том числе драгоценных), иногда из
пластика и стекла.
Она может забираться в высочайший,
«птичий» регистр. Иногда композиторы изображают флейтой пение птиц. Флейта-пикколо
– высокая разновидность флейты. При игре флейту держат горизонтально.
Флейта – один из самых высоких по
звучанию инструментов в оркестре, самый виртуозный и технически подвижный
инструмент в семействе духовых. Благодаря этим её достоинствам флейте часто
поручается оркестровое соло.
Гобой
Гобой
– мелодичный инструмент звучит ниже, чем флейта.
По форме он немного конический, обладает
певучим, но несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким
звучанием.
В основном гобой используется как
оркестровый сольный инструмент.
Кларнет
Кларнет
обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет
исполнителю широкие выразительные возможности.
Однако, этот инструмент «с характером»:
может быть мягким и «бархатным», а иногда вдруг сорвётся на резкий крик.
Он умеет играть и быстрые пассажи – они
у него «журчат». Это «журчание» используют в «морских» и «речных» музыкальных
«картинах».
единственный представитель деревянной
группы симфонического оркестра, которому доступны значительное усиление и
ослабление силы звука. Исключительная техническая подвижность, сочный,
красивый тембр, хорошо сочетающийся с тембрами других деревянных — флейтой,
гобоем, фаготом, — сделали кларнет незаменимым инструментом в ансамблях и
оркестрах разных типов.
Фагот
Фагот
– самый низкий и «неповоритливый» инструмент из семейства деревянных духовых
инструментов. Он хорошо умеет петь красивые мелодии, но только «мужским»
голосом.
В оркестре обычно три-четыре фагота.
Играть на фаготе в силу его размеров
тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.
Медные духовые
Валторн
Валторна
(рожок) – изначально произошла от охотничьего рожка. Валторна может быть
мягкой и выразительной или резкой и скрипучей.
Обычно в оркестре используется от 2 до 8
валторн в зависимости от произведения.
Труба
Труба
– инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Труба может
быть разных размеров, каждая со своим тембром.
Отличаясь большой технической
подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно
исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз.
Тромбон
Тромбон
– исполняет больше басовую линию, чем мелодическую.
От других медных духовых инструментов он
отличается наличием особой передвижной U-образной трубки – кулисы, двигая
которую вперёд и назад, музыкант изменяет звучание инструмента.
В симфоническом оркестре обычно
используются три тромбона (два теноровых и один басовый).
Туба
Ту́ба
– медный
духовой инструмент самый низкий по звучанию, обладает суровым,
массивным тембром.
В качестве сольного инструмента туба выступает
сравнительно редко.
Ту́ба используется в основном в
симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе
медных духовых.
Ударные
Литавры
Колокола
Колокольчики
Ксилофон
Челеста
Среди ударных инструментов главенствуют литавры.
Они имеют определённую высоту звука.
Кожа, натянутая на котёл, настраивается
на конкретную ноту. Для извлечения звуков используются палочки с головками из
разных материалов: дерево, войлок, кожа. Литавры могут звучать очень громко
или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома.
Колокола
– ударный инструмент симфонического оркестра. Состоят из набора 12 –
18 цилиндрических металлических трубок, подвешенных в раме-стойке
(высота около 2 м).
Ударяют по трубам колотушкой, головка
которой обтянута кожей.
Диапазон 1 – 1,5 октавы.
Колоко́льчики
– ударный музыкальный инструмент с
определённой высотой звучания.
Он обладает светлозвенящим
тембром в пиано, блестящим и ярким – в форте.
Играют на колокольчиках двумя маленькими
металлическими молоточками или деревянными (иногда – особенно на детских
колокольчиках – пластиковыми) палочками – малетами.
Ксилофон (от
греч. ксило – дерево и фон – звук) – ударный музыкальный
инструмент с определённой высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных
брусков разной величины, настроенных на определённые ноты.
Тембр ксилофона резкий, щёлкающий в
форте и мягкий, булькающий в пиано.
Челе́ста (итал.
Celesta
– «небесная») – небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне
похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков. Звук
извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами (механизм
молоточков напоминает фортепианный, но более простой). Молоточки ударяют по
стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах.
В оркестре обычно несколько литавр
по-разному настроенных, чаще всего три, и используются они только иногда, в
особых местах. А в паузах литаврист может не спеша перестроить свои
инструменты.
В оркестре колокола имитируют
колокольный звон.
Челеста является инструментом
симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов
Барабан
Бараба́н
– музыкальный инструмент из семейства
ударных.
Барабан состоит
из полого корпуса – резонатора определённой формы или рамы, на которую
натянута кожаная или пластиковая мембрана.
Корпус барабана
производится из дерева, металла (стали, латуни), акрилового
пластикаили даже глины.
Звук извлекают
ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким
наконечником, палочкой, щётками, руками, а иногда и трением. Для
использования нескольких инструментов одновременно барабаны собираются
в ударную установку. Звук большого барабана – сильный, глухой и низкий.
Обычно в
духовом оркестре большому барабану отводится роль своеобразного
«метронома», отбивающего сильные доли такта. В партитуре симфонического оркестра партия
большого барабана пишется на «нитке» (линии, на которой
указывается только ритм) под партией тарелок, над партией там-тама.
Кастаньеты
Треугольник оркестровый
Кастаньеты
(по-испански – «маленькие каштаны») – народный инструмент Испании. По форме
кастаньеты представляют собой раковины, связанные шнуром. Одна из кастаньет
обращена вогнутой стороной к другой.
Кастаньеты изготавливают из пластмассы
или дерева твёрдых пород. Они часто используются и в классической музыке для
создания «испанского колорита».
Треугольник оркестровый –
это стальной прут незамкнутой треугольной формы. Этот инструмент при игре
подвешивают свободно и затем по нему ударяют металлической палочкой, выполняя
при этом различные ритмические рисунки. Треугольник имеет звенящий, яркий
звук.
В симфоническом оркестре чаще всего
используются кастаньеты закреплённые на специальной подставке
(«кастаньет-машина»).
Его используют в различных ансамблях и
оркестрах.
Гонг
Гонг
– старинный ударный музыкальный инструмент симфонического оркестра
представляет собой вогнутый металлический диск.
Тембр звука зависит от материала –
состава медного сплава, а относительная высота – от размера: чем меньше
инструмент, тем выше звук.
Гонг традиционно используется в качестве
финального аккорда в некоторых симфонических произведениях.
В симфоническом оркестре используется
иногда несколько гонгов: на больших играют колотушкой с войлочной головкой,
на небольших – палочками с мягкими головками.
Вопросы
по анализу сказки
Ответы
на вопросы
Самооценка
Оценка
преподавателя
1. Как проявлялись
музыкальные способности в детстве у композитора?
2.
Что способствовало формированию интереса к музыке и развитию музыкальных
способностей у композитора в детстве?
3. С
какой целью была написана симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьевым?
4.
Определите инструменты, исполняющие роль героев сказки, дайте характеристику
их звучанию. Почему они звучат именно в таком характере? Связано ли это
звучание с характером героев сказки?
5.
Определите, какие инструменты изображают самих охотников в сказке, а не
выстрелы охотников.
6. Обоснование:
чему дети получат возможность научиться, узнать — в рамках изучения сказки.
Максимальная сумма баллов
12
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Разработала:
учитель музыки
Аланина В.И.,
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №29»
СИМФОНИЧЕСКАЯ СКАЗКА
«ПЕТЯ И ВОЛК»
С.С.ПРОКОФЬЕВ -
2 слайд
-
3 слайд
Описание слайда:
УЧИТЕЛЬ : ЗДРАВСТВУЙТЕ , УЧЕНИКИ!
УЧЕНИКИ : ДОБРЫЙ ДЕНЬ , УЧИТЕЛЬ!
ПРИВЕТСТВИЕ -
4 слайд
Описание слайда:
УРОК МУЗЫКИ
-
5 слайд
Описание слайда:
ЦЕЛЬ УРОКА:
Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева “Петя и волк”.ЗАДАЧИ УРОКА:
— Дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях;
— научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.
-формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), развивать творческие способности,
-умение анализировать музыкальные образы героев сказки -
6 слайд
Описание слайда:
Ребята!
Слышали ли вы сказку “Петя и Волк”? Не читали, не смотрели, а именно слышали! В ней рассказывается о храбром мальчике Пете, который поймал волка; о Петином дедушке, ворчливом, но добром старике; о глупой, хвастливой утке и о маленькой бесстрашной птичке — Петином друге и помощнике: мальчик спас ее от хитрой кошки, и благодарная птичка заманила волка в ловушку. -
7 слайд
Описание слайда:
Раннее утро. Юный пионер Петя, открыв калитку, вышел прогуляться на зелёную лужайку. На дереве сидела Птичка. Увидев знакомого мальчика, маленькая птаха, приветствуя его, весело прочирикала о том, что вокруг всё спокойно. Следом за Петей в неприкрытую калитку неторопливой раскачивающейся походкой протиснулась Утка. Она с удовольствием плескалась в луже, к ней подлетела птичка и они стали спорить , кто лучше Вдруг какой-то шорох заставил Петю насторожиться. Он увидел, что к луже по траве тихонько пробирается Кошка. У неё были коварные намерения относительно Птички, которая, споря с Уткой, не замечала опасности. Мальчик, вскрикнув, «Берегись», спас Птичку, так как она мгновенно взлетела на дерево, возле которого Кошка ещё немного походила в раздумьяхпоняла , что осталась ни с чем. Вскоре на лужайку пришёл дедушка Пети. Он рассердился на мальчика за то, что тот вышел за калитку, ведь в здешних опасных местах водится страшный Волк. Петя в ответ на беспокойство дедушки заявил, что пионеры Волков не бояться, однако послушно пошёл домой. Тем временем из леса вышел большой серый Волк. Увидев его, Кошка вмиг залезла на дерево. Утка, испуганно закрякав, вылезла из лужи и, переваливаясь, бросилась бежать. Однако Волк естественно оказался проворнее, он быстро нагнал Утку и целиком проглотил её. Далее картина была такова: Кошка сидит на одной ветке, Птичка подальше от неё на другой, а Волк, облизываясь, ходит вокруг дерева. Одна из веток дерева раскинулась и Петя ухватившись за неё, с ловкостью залез на ствол. Затем мальчик попросил Птичку, чтобы она осторожно покружилась вокруг морды Волка и тем самым отвлекла его. Птичка стала сильно раздражать и злить его, а Петя в это время сделал из верёвки петлю, набросил на хвост зверя и затянул её. Волк почувствовав, что его поймали. В это время из леса вышли Охотники, шедшие по следу Волка. Увидев страшного зверя, они начали стрелять. Петя крикнул, что Волк пойман, и теперь его нужно отвести в зоологический сад.
Сказка заканчивается торжественным шествием, во главе которого шагает Петя, следом Охотники с Волком, а затем ворчливый Дедушка и Кошка. Над головами, радостно чирикая, летает Птичка, а в животе у Волка крякает живая Утка.
СОДЕРЖАНИЕ СКАЗКИ « ПЕТЯ И ВОЛК»
-
8 слайд
Описание слайда:
Написал симфоническую сказку
-
9 слайд
Описание слайда:
А называется она «симфонической» потому, что написана для симфонического оркестра.
С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. -
10 слайд
Описание слайда:
Композитор хотел , чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки.
-
11 слайд
Описание слайда:
ЛЕЙТМОТИВ — КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПО ЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ
-
12 слайд
Описание слайда:
Петя — струнные инструменты.
Дедушка — фагот.
Птичка — флейта.
Утка — гобой.
Кошка—кларнет.
Волк — три валторны.У каждого героя этой сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.
Давайте познакомимся с героями симфонической сказки
-
13 слайд
-
14 слайд
Описание слайда:
Пионер Петя — главный герой сказки.
И в оркестре музыку храброго Пети играют главные инструменты — скрипки, альты и виолончели, которые называются струнной группой. -
15 слайд
Описание слайда:
Роль Петиного дедушки исполняет
музыкальный фагот:
уж очень забавно умеет ворчать этот инструмент, похожий на длинную толстую палку -
16 слайд
Описание слайда:
Флейта умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво. И, конечно, лучше всего было поручить роль Птички флейте.
-
17 слайд
Описание слайда:
Исполнитель роли Утки — Гобой. Дело в том, что у этого инструмента некоторые ноты напоминают утиное кряканье. Гобой прекрасно изображает в оркестре самодовольное кряканье глупой Утки.
-
18 слайд
Описание слайда:
Отрывистые, приглушенные звуки
Кларнета , напоминают вкрадчивое мурлыканье Кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких бархатных лапок. -
19 слайд
Описание слайда:
Роль Волка исполняют три валторны. Оказывается, что если несколько валторн в один голос, очень громко возьмут какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изображает злого и страшного Волка.
-
20 слайд
Описание слайда:
Охотники
Охотники шли по следу волка и стреляли. Но к месту происшествия пришли с опозданием волк уже был пойман. Музыка добродушно посмеивается над незадачливыми стрелками; духовые инструменты:
Флейта, кларнет, гобой, исполняют бравый марш, – но он звучит шутливо. будто бы подсмеиваясь над охотниками.
Выстрелы охотников , ударные инструменты :
ЛИТАВРЫ, БОЛЬШОЙ БАРАБАН -
21 слайд
Описание слайда:
Вывод : благодаря знакомству с симфонической сказкой С.С.Прокофьева «Петя и Волк», мы познакомились с основными инструментами симфонического оркестра.
-
22 слайд
Описание слайда:
Давайте посмотрим мультфильм:
« Петя и Волк »https://www.youtube.com/watch?v=8hgqlFlGrE0
ССЫЛКА : -
23 слайд
Описание слайда:
Ребята! Какие задачи нам пришлось решать на сегодняшнем уроке? .
1. Познакомились с композитором и автором симфонической сказки ?
— Это композитор, пианист, дирижер Сергей Сергеевич Прокофьев.
2. Мы научились различать музыкальные инструменты по тембрам и внешнему виду.
3.Определили героев сказки по характеру и различным интонациям мелодии.
4.Выяснили, какие музыкальные инструменты входят в состав симфонического оркестра для исполнения сказки «Петя и волк» Сергей Прокофьева.Подведение урока
-
24 слайд
Описание слайда:
Нарисовать наиболее понравившегося героя или героев, подписать названия инструментов, его изображающих.
Домашнее задание:
-
25 слайд
Описание слайда:
Урок окончен, до новых встреч.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов
- Курс добавлен 18.11.2021
- Сейчас обучается 45 человек из 26 регионов
- Сейчас обучается 64 человека из 35 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Открытый урок по музыке на тему «Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки
-
Презентация по музыке на тему «Опера «Руслан и Людмила» (3 класс)
-
Рабочая программа по предмету «Музыка (5-8 класс)»
-
Самообразование по музыке в доу
-
Тест по теме «Кармен»
-
Презентация на тему Симфоническая сказка «Петя и Волк»
-
Рабочая программа по музыке 6 класс
-
Рабочая программа по музыке 5 класс
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452063 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»
-
Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»
Оборудование и материалы: музыкальный центр, DVD-плеер, телевизор, музыкальное оформление, набор карточек «Музыкальные инструменты», иллюстрации: Золотые ворота г. Владимира (фотография), В. Васнецов «Три богатыря» (репродукция), таблица эпитетов.
Оформление доски: тема урока, опорные слова, иллюстративный материал.
Цель: познакомить с ударными инструментами симфонического оркестра.
Задачи:
- Должны научиться определять на слух тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра (скрипку, виолончель, флейту, гобой, трубу, валторну).
- Должны уметь определять основные тембры ударных инструментов (литавры, барабан, треугольник, челеста, кастаньеты, колокола).
- Должны уметь найти нужное изображение инструмента и сопоставить его со звучащим тембром.
- Должны уметь давать словесную характеристику прозвучавшему фрагменту (характер, средства выразительности, свое отношение к музыке).
Тип урока: комбинированный.
Характеристика воспитанников: подготовительная группа.
План занятия:
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление новых знаний.
- Подведение итогов занятия и оценивание деятельности воспитанников.
Ход урока:
- Организационный момент. Внимание, ребята, начинаем наше занятие!
- Объяснение нового материала. Вот мы с вами и подошли к знакомству с самыми древними инструментами — «Ударные инструменты». Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Его главное назначение – подчеркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра, дополнять и украшать ее различными звуковыми эффектами. Кроме того, ударные принято делить на две большие группы.
К первой относятся те ударные инструменты, которые имеют настройку. Это литавры, колокольчики, колокола, ксилофон и др. На них можно сыграть мелодию.
Ко второй группе относятся инструменты, не имеющие настройку. Это большой и малый барабаны, тарелки, треугольник, кастаньеты, маракасы, трещотки и другие. Они не имеют точной высоты звучания и поэтому не могут сыграть мелодию. Зато им доступны сложнейшие ритмические партии.
А сейчас, ребята, давайте познакомимся с отдельными инструментами этой группы.
Барабан – один из самых распространенных инструментов. Две разновидности барабана – большой и малый — уже давно входят в состав симфонического оркестра. Большой барабан звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы. Малый барабан имеет сухой, отчетливый звук. Играют на нем двумя палочками. Многие считают, что играть на барабане – проще простого, но это не так. А сейчас мы с вами послушаем произведение в котором играет малый барабан. (Звучит: Равель «Болеро» (малый барабан)).
Треугольник – это свободно подвешенный стальной прут, изогнутый в форме треугольника. При ударе металлической палочкой он издает светлый, звенящий звук небольшой силы и поэтому обычно применяется в легких, грациозных эпизодах. Очаровательный живописный колорит привносит треугольник в пьесу Грига «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт», где его нежное позванивание присоединяется к звучанию струнных инструментов.
(Звучит: Григ «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» (треугольник)).
Познакомимся с другими инструментами, встречающимися в ударной группе. Вот бубен, металлическое позвякивание которого красиво оттеняет танцевальную музыку восточного и экзотического характера. Кастаньеты – деревянный инструмент испанского происхождения с суховатым, прищелкивающим звуком. Давайте послушаем, как звучат кастаньеты и бубен в испанском танце из балета Чайковского «Лебединое озеро».
(Звучит: Чайковский Испанский танец из балета «Лебединое озеро» (кастаньеты, бубен)).
Ребята, к какой группе можно отнести прозвучавшие инструменты, почему?
Литавры – очень древние музыкальные инструменты. Они представляют собой медные котлы, отверстие которых обтянуто кожей. Ударяют по ним специальными палочками с мягкими наконечниками. У литавр огромные выразительные возможности: от подражания раскатам грома, до тихого, еле уловимого шороха или гула. (Звучит: Гайдн Симфония №96 (литавры)).
Колокола – их роль в оркестре выполняют свободно подвешенные металлические брусья или трубки. Колокола нужны там, где необходимо создать особую праздничность, торжественность и величавость, то есть в ярких моментах, где звучит весь оркестр. Мы можем услышать колокола в сцене коронации Бориса Годунова из оперы Мусоргского. (Звучит: Мусоргский Опера «Борис Годунов», сцена коронации (колокола)).
- Закрепление новых знаний.
Ребята, сегодня мы познакомились с ударными инструментами, услышали, как они звучат. Попробуйте отгадать названия инструментов, спрятанные в этих «перевертышах»:
Лирытав – литавра
Небуб – бубен
Киньуголтер – треугольник
Атечелс — челеста
Ну, вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, что нового вы узнали на занятии? Ну что же, дети, теперь мы с вами знакомы со всеми инструментами симфонического оркестра.
Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»
(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»).
24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:
— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;
Содержимое разработки
Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»
(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»)
Дар слушать, познавать и научиться,
Дарованы природою не зря.
В душе богатство может заискриться,
Искусство музыки с младенчества любя.
Введение
В современном мире компьютеров и высоких технологий музыкальное искусство имеет большое воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Но, к сожалению, в наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.
Предмет «Слушание музыки» является первой ступенью развития у учащихся музыкально-познавательных способностей. Это подготовительный этап к изучению предмета «Музыкальная литература».
С самого раннего детства ребенка окружает огромный мир, который полон для него загадок, и наша задача — помочь малышам научиться не только внимательно смотреть и видеть, но и внимательно слушать и воспринимать.
«Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» (слова Н. А. Ветлугиной). Музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в раннем возрасте.
Введение ребенка с самого раннего детства в интонационный строй общемировой и национальной музыкальной культуры с высокими духовно-нравственными идеалами через восприятие музыки может стать одной из первых ступенек в создании крепкой опоры в звуковом хаосе современного мира.
В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Конечно, можно специально слушать музыку, прежде всего ту, которую школьники не могут исполнить сами (например, оркестровую). Однако, цель слушания не сводится просто к знакомству с каким-то произведением. Проблема слушания – восприятия музыки шире, чем просто слушание. Она охватывает и исполнение, поскольку нельзя хорошо исполнять, если не слышать что и как исполняется.
Проблема восприятия музыки – одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса. В любом восприятии участвуют различные органы чувств, образуются сложные, комплексные, условнорефлекторные связи. Восприятие музыки («музыкальное восприятие») есть частный вид восприятия эстетического: воспринимая музыку, человек должен чувствовать её красоту, различать возвышенное, комическое, т.е. не любое слушание музыки уже есть музыкально-эстетическое восприятие. Восприятие музыки тесно связано с задачей формирования музыкально-эстетического вкуса. Поскольку «проникновение» во внутреннюю структуру музыки – процесс сложный, ему нужно специально учить. Просто слушание музыки, никак не организованное, ненаправленное, мало что даст ребёнку – ему нужны различные знания и осознанный опыт восприятия.
Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков»
24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:
— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;
— номинация «Художник и время» по теме «Творчество П.А. Федотова», посвященная 205-летию со дня рождения художника для учащихся средних и старших классов художественных отделений ДШИ.
Цель конкурса:
Формирование устойчивого интереса учащихся к наследию мировой музыкальной и художественной культуры.
Задачи конкурса:
— мотивация личности к познанию и творчеству в процессе обучения;
— толерантность в области искусства в общении с людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
— применение знаний в области музыкального и художественного искусства для осмысления сущности современных общественных явлений;
— стимулирование интереса к классической музыке и живописи;
— активизация мышления учащихся при анализе музыкальных и художественных произведений;
— развитие педагогического творческого потенциала.
Рассмотрим номинацию по предмету «Слушание музыки».
Порядок проведения конкурса:
1. Тема конкурса – «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».
2. Конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки», с учётом музыкального (исполнительского) опыта конкурсантов.
3. Письменные задания включали в себя 10 вопросов разной категории трудности и музыкальную викторину (5 номеров).
4. Для выполнения конкурсного задания требовалась ручка со стержнем синего цвета.
5. Время, отведённое на выполнение конкурсного задания — 45 минут.
6. По окончании конкурсного времени работы оценивались в том виде, в котором они были закончены.
7. Работы оценивались в соответствии с разработанными критериями.
Критерии оценки работ:
— правильность ответа;
— качество выполненной работы;
— творческий подход к выполнению заданий.
Приложение №1
КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ
II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»
номинация «Музыкальный момент»
по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора
для учащихся музыкальных отделений ДШИ
__________________________________________________________________________
(ФИ)
Теоретическая часть
-
Определите вид оркестра:
духовой джазовый
симфонический
-
Напишите, какой самый высокий и самый низкий по звучанию инструмент:
Струнный инструмент: скрипка, контрабас
Деревянный духовой инструмент: флейта, фагот
Медный духовой инструмент: труба, туба
-
Определите музыкальные инструменты, подпишите и найдите лишний, который не относится к данной группе:
оугольник 14″ /
оугольник 6″ />оугольник 8″ />оугольник 7″ />
флейта кларнет труба
оугольник 10″ /
оугольник 5″ />
_оугольник 23″ /> ______________________________________________________________________
ОТВЕТ:
4. Ответьте на вопросы, вставьте пропущенные слова:
Кто предложил С.С. Прокофьеву написать симфоническую пьесу со словами на манер сказки, чтобы «по ходу её исполнения детвора знакомилась с музыкальнымиинструментами симфонического оркестра»?
Н.И. Сац
Где и когда состоялась премьера сказки «Петя и волк»?
Московская филармония 2 мая 1936 г.
Сколько времени С.С. Прокофьев работал над этим произведением? Для какого состава исполнителей оно написано?
Одна неделя. Написано для чтеца и симфонического оркестра
Кто сочинил либретто, написал его уверенным почерком, при этом для краткостипропускалгласные буквы. Например, в финале сказки для чтеца, он с юмором написал: «Аесл плслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём»?
С.С. Прокофьев
Кто первым экранизировал симфоническую сказку «Петя и Волк» в 1946г. Уолт Дисней, С. Прокофьев во время личной встречи в США подарил ему партитуру ещё неопубликованного произведения.
«Петя и волк» (2006) — короткометражный анимационный фильм англичанки Сьюзи Темплтон. Эта лента, над которой совместно работали британские, норвежскиеипольскиемультипликаторы, в 2008 году была удостоена премии Оскар за лучший короткометражный анимационный фильм.
5
. Соедините персонаж сказки и музыкальный инструмент:
» />
» />
» />
6.«Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту, определите их:
а)
Петя – струнные инструменты
б)
Птичка — флейта
в)
Кошка – кларнет
7. Ответьте на вопросы:
Напишите, почему С.С. Прокофьев выбрал именно такую последовательность появления персонажей: Петя, Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, Охотники?
ПО ГОРИЗОНТАЛИ: | ПО ВЕРТИКАЛИ: |
КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ
II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»
номинация «Музыкальный момент»
по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора
для учащихся музыкальных отделений ДШИ
__________________________________________________________________________
(ФИ)
Музыкальная викторина
1.Утка
2. Дедушка
3. Петя
4. Волк
5. Кошка
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/448548-metodicheskaja-razrabotka-ss-prokofev-simfoni