С хлебом солью как пишется

Толковый словарьм.1. пища, угощение, предлагаемые гостю.отт. перен. гостеприимство.2. пропитание, пища.отт. перен. содержание, иждивение.3. перен.средства к существованию; заработок.4. перен.самое нужное, самое

толковый словарь

м.

1. Пища, угощение, предлагаемые гостю.

отт. перен. Гостеприимство.

2. Пропитание, пища.

отт. перен. Содержание, иждивение.

3. перен.

Средства к существованию; заработок.

4. перен.

Самое нужное, самое существенное для жизни.

толковый словарь ожегова

ХЛЕБ-СОЛЬ, хлеба-соли (устар. разг.). Дружеское угощение, а также вообще дружба, гостеприимство. Хлеб-соль водить с кем-н. Чуждаться чьего-н. хлеба-соли. Хлеб-соль ешь, а правду режь (посл.).

толковый словарь даля

ХЛЕБ-СОЛЬ, хлебосоль жен. обед, стол, пища, предлагаемая посетителю, и угощенье. Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем. Я помню твою хлеб-соль. Хлеб-соль взаимное дело. От хлеба-соли не отказываются. Не слушай хлеб-соль, говорят за столом при речи непристойной. Хлеб да соль, и обед пошел! Без хлеба-соли обедать не садятся. Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай. Хлеба ни куска, так и в горле тоска. Молода: хлебом-солью отца мать не объела. Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы). Хлеб-соль да камень за пазухой носи. Не за хлебом-солью сказано (дурное слово). После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают. Хлеб-соль платежом красна. Хлеба б те в брюхо! шутл. брань. Хлеб-соль на столе, а руки свое(и). Хлеб-соль ешь, а правду режь (или: а правду-матку режь). Хлеб-соль водить — не безмен носить (не с безменом ходить). Хлебь-соль не бранится (не бранит). Боронись хлебом-солью. Хлеб-соль заемное (взаимное, отплатное) дело. От хлеба-соли не отказываются. Кинь хлеб-соль назади, очутится впереди. Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве). Хорош тот, кто поит да кормит; а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит. За хлеб, за соль, за щи с квасом, за лапшу, за кашу, за милость вашу (благодарим)! Хлеб-соль! или хлеб да соль! пожеланье, привет вошедшего в избу во время обеда; ответ: просим! или шутл. ешь, да свой! Хлебосольство ср. радушное угощенье, готовность принимать у себя гостей, угошать их, держать открытый стол и давать званые обеды. -сольный хозяин, хлебосол, -солец муж. -солка жен. радушный угощатель.

| Хлебосолка, сев. столешннк, скатерть. Скатерть-хлебосолка, ·сказ. которая сама кормит. -сольничать, жить открыто, принимать радушно, угощать торовато посетителей. Хлебоед муж. хлебоежа ·об. дармоед, тунеяд, -дец, не-работник, дармовой нахлебник. Хлебоедов полна изба, а работников ни одного.

гуманитарный словарь

ХЛЕБ-СО́ЛЬ — в нар. культуре символ гостеприимства, благополучия, достатка, жизни. Соль и хлеб рассматривали как единое, неразрывное и обязательное, ср.: «хлеб-соль не бранится», «без соли и хлеба не естся», «встретить Х.-С.», «на хлебе, на соли, да на добром слове», хлебосольство — радушие и щедрость при угощении, хлебосольный — гостеприимный и т. д. Х.-С. — это и стол, и обед, и просто предлагаемая пища или угощение; пожелание благополучия, знак дружбы: «Дай Бог с нами пожить да Х.-С. поводить». Соль помещали в центре хлеба, на самое высокое «почетное» место, насыпали в углубление в хлебе, или клали кусочек соли, или ставили солонку с солью. Х.-С. встречали на пороге дома гостя. У русских был обычай постоянно держать на столе Х.-С. Этот обычай особенно соблюдали по субботам и праздничным дням. Во мн. местах России в начале или в конце трапезы съедали по кусочку хлеба с солью — «на счастье». Когда починали каравай хлеба, отрезали маленький ломтик, оставляли его в солонке, а после двух дней этот ломтик съедал к.-л. из старших в семье, чтобы лучше уродился хлеб. Крестьянин, отправляясь за пределы дома, обязательно брал кусок хлеба с солью. Это обеспечивало ему безопасность в дороге, связь с домом и удачу в делах.

Х. С. широко использовали в различных обрядах, в т. ч. связанных с рождением ребенка. Родительнице давали съесть корочку хлеба с солью — «на хлеб на соль», «на доброе здоровье». Прежде, чем закопать послед, бабка-повитуха заворачивала в него кусок Х.-С. При крещении ребенка в пеленку прятали кусочек Х.-С. Кусок Х.-С. завернутый в платок, засовывали за пазуху и матери новорожденного, чтобы ее ребенок не голодал всю жизнь. Младенца после крещения кум или кума передавали матери через хлеб, лежащий на столе, чтобы новорожденный «шел на хлеб, на соль». Х. С. стоял на столе в течение всей свадьбы. С Х.-С. приезжала родня жениха или невесты, собираясь в доме того или другого перед венчанием. В день свадьбы, когда жених приезжал за невестой, ему часто загадывали неск. загадок, первая из к-рых посвящалась хлебу, а вторая — соли. По куску Х.-С. прятали за пазуху жениху и невесте, отправляя их в церковь. Часто первой едой молодых был именно хлеб с солью. Повсеместны обычаи Х.-С. благословлять жениха и невесту и встречать молодых на пороге дома после венчания. Х.-С. использовали и в календарных обрядах. Кусок Х.-С. оставляли в поле в обмен на сжатый последний сноп. Только что купленному домашнему животному давали по куску Х.-С. на пороге и за порогом двора.

Во мн. районах России Х.-С. использовали в гаданиях. На Святки девушка, ложась спать, клала кусок Х.-С. в изголовье и просила, чтобы суженый-ряженый пришел его откушать.

фразеологический словарь

ХЛЕБ-СОЛЬ. 1. Традиционное народное название угощения (различных видов пищи и напитков).

[Пётр:] Принимай сватов, князь Роман Борисович. [Буйносов:] Обрадовали, дорогие сваты. Садитесь, дорогие сваты. Не побрезгуйте нашей хлебом-солью (А. Н. Толстой. Пётр Первый).

2. Пропитание; заботы, попечение.

Замирая, Надя поднялась ей навстречу. Но бабка не обратила на неё никакого внимания, а подошла к Ольге и низко поклонилась ей. — Ну спасибо тебе, дочка, — заговорила бабка Прасковья плаксивым голосом, — уважила мать-старуху, отблагодарила за хлеб-соль! (Ю. Добряков. Кружева).

— От старинного славянского обычая, сохранившегося до наших дней: в знак уважения подносить при торжественной встрече каравай хлеба и соль тому, кого встречают.

сборник слов и иносказаний

Гости на двор, так и ворота на запор (чтоб дольше задержать)

«Хорош тот, кто поит да кормит, а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит».

От хлеба-соли не отказываются.

Ср. Жилец роскошной здесь столицы,

Где воду невскую лишь пью —

Забуду ль я твои водицы,

Хлеб-соль радушную твою.

Б.И. Коренев. Воспоминание.

Ср. Благодарю, что вы моей хлеб-солью

Не презрели.

А.С. Пушкин. Борис Годунов.

Ср. Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек,

Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!

Крылов. Демьянова уха.

Арабы с особенным уважением относятся к хлеб-соли: прося о чем-нибудь убедительно, они говорят — «сделай это ради хлеб-соли, которую мы вели с тобой».

См. возьмите вы хлеб-соль.

поговорки

Величать хлеб-соль. Яросл. Благодарить за угощение хозяев, выходя из-за стола. ЯОС 2, 53.

Водить хлеб-соль с кем. Прост. Находиться в приятельских отношениях с кем-л. БМС 1998, 601; Мокиенко 1986, 232; ФМ 2002, 582; ЗС 1996, 284; СПП 2001, 78; ДП, 179.

Делить хлеб-соль с кем. Разг. О тесной дружбе. БМС 1998, 601.

Забывать/ забыть хлеб-соль чью. Разг. Устар. Проявлять неблагодарность к тому, чьим гостеприимством и дружелюбием когда-то пользовался. БМС 1998, 602; ФМ 2002, 584; Глухов 1988, 45.

Подносить хлеб-соль кому. Народн. О доброжелательном приёме, встрече дорогих, желанных гостей. БМС 1998, 602.

Встречать с хлебом-солью. Народн. То же, что подносить хлеб-соль. БМС 1998, 602; ЗС 1996, 290.

слитно. раздельно. через дефис

хле/б-со/ль, хле/ба-со/ли, м. (угощение, предлагаемое гостю)

Встретить хлебом-солью.

орфографический словарь

хле́б-со́ль, хле́ба-со́ли

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 16

морфемно-орфографический словарь

грамматический словарь

хле́б-со́ль м, 1a + <ж 8a>, — [//хлѐб-со́ль ж 8a—]

полезные сервисы

© Владислав Кокоулин

Мордва в Сибири: язычество тесно переплелось с православием

11 Дек 2021, 14:35

Известность мордовскому народу принесли такие личности, как патриарх Никон и протопоп Аввакум, историк Василий Ключевский и писатель Максим Горький, адмирал Николай Мордвинов и генерал Максим Пуркаев, а также певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева. Об истории мордовского народа, его традициях и обычаях, знаменитых сибиряках, имеющих мордовские корни, рассказывает главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив» доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

— Как мордва оказалась в Сибири?

— Прежде всего надо определить, кого же мы называем «мордвой»? Мордва состоит из двух народов — эрзя и мокша, которых некоторые ученые даже считают отдельными народами. В советское время в графе «национальность» разрешали указывать только «мордва», никаких мокша или эрзя было нельзя писать. Во время переписи населения 2010 года власти Мордовии настойчиво рекомендовали писать «мордва» в качестве национальности, и в дальнейшем политика властей Мордовии была направлена на то, чтобы консолидировать эти две части. Что же касается переселенцев в Сибирь, то для них название «мордва» означало связь с исторической родиной, к тому же шел естественный процесс ассимиляции. Поэтому в Сибири уже трудно определить, кто откуда происходит. Поэтому употребляют привычный термин «мордва».

Переселяться в Сибирь мордва начала в XIX веке — сперва небольшими группами, а после отмены крепостного права — широким потоком. Скорее всего, до отмены крепостного права мордва практически не принимала участия в переселении в Сибирь. Известно лишь, что в 1852 году разрешили официальное переселение в Томскую губернию и около тысячи человек мордвы переселились сюда из Поволжья.

В пореформенный период мордва направилась в Сибирь в поисках новых земель. Однако в отличие от крепостных крестьян, которые потеряли значительную часть обрабатываемых земель, мордва принадлежала к разряду государственных и удельных крестьян, которые после 1861 года полностью сохранили свои прежние земельные наделы. Тем не менее, и они переселялись в Сибирь. Селились компактно. Так, в Минусинском уезде появились мордовские села Новоберёзовское и Петропавловское, в Канском уезде — село Михайловка. В Кузнецком уезде сформировались мордовские села Шартонка, Антропов этап, улусы Усть-Тельбес и Черный Калтан.

— Переселение потом продолжалось и дальше?

— Переселялась мордва и во время столыпинских реформ, и в годы революции и Гражданской войны, и после ее окончания. Когда в Поволжье в начале 1920-х годов начался массовый голод, то в Сибирь хлынул огромный поток беженцев, в том числе и мордовского населения.

Не только голод, но и бедность двигала переселенцами. Так, один из участников борьбы за Советскую власть в Ишимском уезде обратил внимание на редко населенную местность и изобилие пустовавших земель, лугов и лесов. Вернувшись после Гражданской войны домой в Мордовию, он рассказал землякам про сибирские просторы. В итоге собралась группа, которая в 1924 году, получив денежную субсидию от всесоюзного старосты Михаила Калинина, переселилась в Сибирь. Село назвали в честь Калинина — Калиновкой.

Следующий поток переселенцев в Сибирь отмечен в период коллективизации. Сибирь в то время страдала от недостатка рабочей силы (из-за ликвидации «кулацких» хозяйств и оттока населения из деревни в город), в то время как земельные резервы для роста сельскохозяйственного производства были. Проблемой занимался Всесоюзный переселенческий комитет, а в Сибири — Сибирское районное переселенческое управление. Для переселения предназначались слабо обжитые районы в Томском, Кузнецком, Ачинском, Красноярском и Канском округах. На эти земли началось коллективное переселение больших групп: переселенцев из одного села или деревни Поволжья селили в Сибири также компактными группами. Это привело к появлению новых национальных поселений в Сибирском регионе. Следует отметить и тот фактор, что в начале 1930-х годов на территории Мордовии сложилась критическая ситуация: из-за сильных засух начался голод. В итоге численность мордвы в Сибири к 1939 году по сравнению с 1926 годом увеличилась почти вдвое: со 107 тысяч человек до почти 200 тысяч!

Затем пошел поток переселенцев из мордвы на освоение целинных и залежных земель Алтайского и Красноярского краев, Тюменской, Омской, Новосибирской и Кемеровской и Иркутской областей. В 1953 году из районов Мордовской республики планово переселялось население в колхозы Красноярского края и леспромхозы Томской области

Мордовское население появлялось в Сибири и позже. Так, на строительство города Стрежевого Томской области переселилась мордва из разных городов Самарской и Оренбургской областей, а также из Республики Татарстан.

— Какова же численность мордовского населения в Сибири?

— Напомню, что по переписи 1897 года мордовское население Сибири составляло 21 тысячу человек (всего же мордвы в Российской империи насчитывалось чуть больше миллиона человек). Основная масса мордовского населения проживала в Томской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерниях. По численности пришлого населения в Сибири в это время мордва уступала только украинцам, полякам, татарам и евреям.

По переписи 1959 года больше всего мордвы проживало в Кемеровской области (почти 27 тысяч человек), потом следовали Алтайский край (14 тысяч) и Красноярский край (14 тысяч). В Новосибирской области проживало 7 тысяч человек, а меньше всего было в Тюменской области — чуть больше тысячи человек. Переписи 1979, 1989, 2002 и 2010 годов фиксировали снижение численности мордовского населения в Сибири, лишь в Тюменской области их численность увеличилась до 7,5 тысяч человек.

Согласно переписи 2010 года, больше всего мордвы проживало в Красноярском крае (более 4 тысяч человек), Кемеровской области (почти 4 тысячи) и Алтайском крае (почти 3 тысячи человек). В Новосибирской области проживает почти 1,5 тысячи человек (это меньше, чем, например, китайцев, корейцев или евреев), в Омской области — 1,2 тысячи (меньше, чем латышей или молдаван), в Томской области — чуть больше тысячи (меньше, чем корейцев или киргизов).

Уменьшение количества мордовского населения Сибири во многом связано с тем, что значительная их часть переселилась из деревни в город, где достаточно частыми являются межнациональные браки (мордва с русскими и украинцами), а также сокращением числа детей в мордовских семьях.

— Как жили и чем занимались в Сибири переселенцы?

В Мордовии было характерно поселение возле реки, которая служила водопоем для скота и местом для рыбной ловли, а земли возле нее привлекали своим плодородием, а также лугами для сенокосов. Кроме того, реки были удобным путем сообщений и местом для строительства водяных мельниц. В Сибири для мордвы также характерно поселение возле крупных и мелких рек, которые полностью обеспечивали население водой для приготовления пищи и хозяйственных нужд. Также мордва предпочитала селиться там, где есть ключи, поэтому колодцы для мордовских сел, как правило, не характерны.

Традиционным жилищем мордвы были рубленые дома, которые состояли из двух частей — сеней и жилой части, или трех — с добавлением горницы. Но иногда в Сибири встречаются и литые дома: брали две доски, заливали между ними глину и ждали когда высохнет, затем доски поднимали выше и вновь заливали глину. Процесс продолжался до получения стен нужной высоты. Но, как правило, выбор материала для строительства дома зависел от региона: в лесных районах Сибири материалом служило дерево, в лесостепных — дерево и глина, в степных — глина и камень. Пол в доме раньше делали земляным, в последующем стали делать дощаные полы.

— Дома ведь всегда старались украсить…

— Особенностью мордовского дома было украшение его резными деталями. Узорами на наличниках и карнизах домов старались показать красоту деревянной архитектуры. Преобладают растительные, геометрические и смешанные мотивы. Также часто изображаются голуби и лошади. В советское время добавилась советская символика — как правило, пятиконечная звезда, но иногда делали и герб.

Палисадники делали из штакетника, часто в виде елочек. Его красили в яркие цвета, чтобы радовать глаз и показывать, что «вокруг зелено». Печь ставилась у двери в одном из углов, вдоль стен размещались широкие лавки. Считалось, что под печью живет домовой, поэтому при переезде в новый дом совершался обряд переманивания домового. Конечно, домовой считался злым духом, но если ему все же удалось полюбить хозяев, то он старался им помогать. Но даже если он и не полюбил хозяев, то его все равно нельзя было оставлять в старом доме, чтобы он не навредил людям или скотине.

Под потолком делали полати для спанья. Рядом с печью обычно стоял шкаф для посуды. В красном углу, который располагался в противоположном от печи по диагонали углу, висели иконы, украшенные расшитыми полотенцами. Под иконами стоял стол, покрытый скатертью. На столе постоянно лежали хлеб и соль как символ достатка и гостеприимства. Стены по праздникам украшали расшитыми полотенцами.

Многим вынужденным переселенцам в советский период приходилось первоначально жить в землянках, потом они стали строить деревянные дома — небольшие неказистые избы с маленькими окнами, покрытые соломой, дёрном или берестой. Печь топилась по-черному. Внутри дома, кроме стола, стояли одна-две лавки, лохань, деревянный сундук для одежды. Спали на деревянных топчанах или полатях на соломенных матрасах под рогожками. Керосиновые лампы зажигали по праздникам. Но постепенно жизнь на новом месте налаживалась.

Дома старались строить большие, поскольку детей обычно было много. Стены внутри дома штукатурили, а затем красили известью, позже вошли в обиход обои. Во второй половине ХХ века стали использовать для строительства дома кирпич и бетон, снаружи дом обшивали тёсом, появились газовые плиты и паровое отопление. Появляются и дома на двух хозяев, а также многоквартирные дома городского типа.

— Очень интересные костюмы у мордвы. Их не так давно можно было видеть на выставке в нашем Краеведческом музее.

— Традиционный мордовский костюм, особенно женский, очень красочный. Основной его частью является белая холщовая рубаха длиной чуть выше колен. Праздничные рубахи украшали вышивкой. Рубахи с шестью полосами носили только девушки, невесты — рубахи с четырьмя полосами. Женщины носили цветное платье с круглым вырезом для головы и невысоким стоячим воротником, а также жилетки и кофты. Украшения делались из металла, бисера, монет, перьев и пуха птиц, кожи. Праздничной обувью были кожаные сапоги со сборами и кожаные ботинки. Традиционная мужская одежда была менее колоритной. Мужчины носили широкую и длинную до колен рубаху с высоким стоячим воротником. В праздники мужчины надевали белую косоворотку с высоким стоячим воротником и вышивкой на груди.

Нужно и про кухню вспомнить. Основой питания мордвы был ржаной или пшеничный хлеб. Обычно его пекли раз в неделю, чаще всего в субботу. Если хлеба не хватало, то на сковороде жарили небольшие хлебцы. Мордовские переселенцы часто пекли пироги с разнообразной начинкой — творогом, картофелем, капустой, грибами, мясом или ливером. Летом — с свежими ягодами и фруктами. В качестве горячей пищи готовили каши в глиняных горшках или чугунках. Их если со сливочным маслом, а в пост — с растительным. Часто готовили вареники и галушки. Широко распространены кисели из овсяной крупы с добавлением крахмала и сока ягод. Значительное место занимала капуста, которую тушили с грибами или мясом, а также с ней варили щи. Под влиянием украинского населения стали готовить борщ.

Если посмотреть на обычаи мордвы, то можно привести некоторые примеры. Так, генеральную уборку в доме мордва проводила два раза в год — на Пасху и после выкапывания картофеля. Когда ставили в доме печь, то печников обязательно угощали, иначе «дым будет валить в дом» или дом может сгореть. А вообще обычаев и примет было великое множество.

В хозяйстве мордовских переселенцев значительное место занимали кустарные промыслы — обработка волокна, шерсти, коры. Одним из главных промыслов была деревообработка. Мордва — хорошие плотники. Они строили дома на заказ. Кроме того, изготавливали долбленую и резную деревянную утварь: корыта, ковши, ступы, чаши, маслобойки. Из глины делали кувшины, квашни для теста, горшки, кубышки, миски, тарелки. Наиболее распространенным промыслом было прядение и ткачество из конопляного и льняного волокна. Женщины занимались изготовлением и вышиванием скатертей и полотенец. Обрабатывали кожу, меха, овчины, а также изготавливали валенки и плели лапти.

В мордовских семьях обычно было много детей. Старшие девочки следили за младшими. Все занимались домашними делами: девочки стирали детские вещи, чистили картофель, мыли полы, а мальчики сгребали деревянными граблями сено, косили.

— Какие были обряды и праздники?

— Большую роль в жизни мордвы играли семейные обряды: свадьба, рождение ребенка, похороны и поминки. Свадьба начиналась со сватовства. Затем начиналась подготовка к свадьбе — проходили девичники, обменивались подарками. В день свадьбы жених со сватами шли за невестой с песнями. Затем проходил «выкуп невесты», во время которого подруги невесты старались незаметно снять у мужчин шапки или фуражки. После угощения направлялись в дом жениха, где молодых благословляли на долгую и счастливую жизнь. За свадебным столом пели песни о любви и семейной жизни. Мордовское население очень боялось колдунов, которые могли навредить молодым. Для защиты невесты и жениха в сапоги или туфли высыпали мак, чтобы колдуны замучились его считать и отступили от молодых. Утром на второй день невеста пекла блины и угощала всех. Так определяли, умеет ли она готовить. Подавая гостям блины, она получала за это подарок деньгами. Свадьба часто продолжалась целую неделю.

Из праздников мордва обычно отмечает Рождество, Крещение, Масленицу, Пасху, а также государственные праздники. На Рождество обязательно ходили друг к другу в гости с блинами. Дома делали холодец. Исполняли рождественские песни, колядовали. На Новый год одевали вывернутые наизнанку шубы, надевали маски медведя или козла. Дети и взрослые ходили по домам и поздравляли друг друга.

Крещение считалось временем, предназначенным для изгнания нечистой силы, а также для очищения людей от грехов. Вечером обязательно разводили костер, на котором сжигали ненужные вещи и оставшуюся от Нового года елку. Это делается специально для того, чтобы «сжечь нечисть», которая накапливается как раз в елке.

На Масленицу сжигают чучело, пепел от которого разбрасывают по полям, чтобы был хороший урожай. Повсеместно мордва отмечает праздник Благовещение. В этот день считается грехом делать любую, даже самую простую работу. Накануне Пасхи мужчины обычно стреляли из ружей, чтобы отогнать злых духов и чертей. До полуночи окуривали дома ладаном. На Пасху мордва обязательно покупала, шила или ткала новую одежду.

— Какие общественные организации мордвы существуют в Сибири и чем они занимаются?

— В Омской области действует «Омский областной финно-угорский центр», который активно участвует не только в областных мероприятиях в честь государственных праздников, но и проводит фестиваль «Финноугория Сибирская», ярмарки. В Новосибирске действует местная национально-культурная мордовская автономия, зарегистрированная в 2018 году, которая занимается сохранением традиционной мордовской культуры.

В Алтайском крае действует краевая общественная организация по сохранению мордовской национальной культуры «Эрзянь мастор», основными задачами которой являются сохранение и развитие мордовского языка и национальной культуры на Алтае. В 2014—2017 годы в Красноярске действовала национально-культурная автономия «Эрзя», которая устраивала выставки, активно участвовала в краевых праздничных мероприятиях, собирала эрзянский фольклор. А в Тюменской области в том самом селе Калиновке, о котором мы уже вспоминали, с 2010 года проходит межрегиональный фестиваль мордовского народного творчества «Калиновские напевы», на который приезжает мордва из других регионов Сибири, Урала и Поволжья.

— Кто из известных представителей мордвы внес заметный вклад в развитие Сибири?

— Известный этнограф, фольклорист и музеевед, занимавшийся финно-угроведением, Михаил Маркелов родился в мордовской семье. В 1932 году он был арестован по вздорному обвинению в отторжении Удмуртии и других финно-угорских автономий от СССР и присоединении их к Финляндии. Был выслан в Томск, где три года проработал доцентом Томского государственного университета и директором этнолого-археологического музея при университете.

Выставки картин профессора Красноярского художественного института Виктора Рогачёва пользуются неизменным успехом в Красноярске, Саранске, в других городах России и за рубежом. Но, пожалуй, самым известным сибиряком, имевшим мордовские корни, был писатель Василий Шукшин. Тут вряд ли стоит что-то добавлять…

Подготовил Владимир Кузменкин

С хлебом солью как пишется

Западный порок

Коррупции в Советском Союзе не существовало.

На официальном уровне о ней заговорили только в конце 80-х годов, а до этого времени в отечественной пропаганде коррумпированными могли быть только капиталистические правительства.

Характерно, что впервые о коррупции в СССР заявили только в 1937 году в книге «Проблемы уголовной политики». Автор рассказал об институте масштабного взяточничества на примере Германии. Дескать, в Европе такое возможно, а у нас – ни-ни. Для описания отечественной практики использовался термин «взяточничество», что автоматически делало коррупцию местным, локальным явлением. Термин коррупция мог бросить тень на кремлевское руководство, так как носил системный характер. В народе для дачи взяток существовало немало синонимов – «благодарность», «так надо», «сувенир на память», «не подмажешь – не поедешь» и тому подобные.

С хлебом солью как пишется

В Советской России в первый раз официально столкнулись с коррупцией уже в декабре 1917 года, когда член следственной комиссии революционного трибунала требовал 5 тысяч рублей от подозреваемого. При этом в первое время наказания были чисто символическими. Например, в мае 1918 года Московский ревтрибунал приговорил четверых своих служащих-взяточников к заключению на 6 месяцев.

На слишком мягкий приговор обратил внимание сам Владимир Ильич, потребовал ужесточить наказание и форсировал принятие Декрета «О взяточничестве» – первого советского юридического документа о наказании за коррупцию. 21 октября 1919 года он трансформировался в Декрет «О борьбе со спекуляцией, хищениями на государственных складах, подлогах и другими злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распорядительных органах». И взяточнику, и взяткодателю грозили сроки не менее пяти лет вкупе с конфискацией имуществ. С 1922 года были предусмотрены премии для информаторов, способствующих раскрытию коррупционных схем.

Сталинский период закрепил тренд на засекречивание статистики должностных преступлений, в том числе и с коррупционной составляющей. Тем не менее были и инновации – в 1937 году в составе НКВД появился отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности, спекуляцией и взяточничеством. Позже это подразделение трансформировалось в знаменитый ОБХСС.

Свидетельства очевидцев

Повествование об исторической рутине развития отечественной коррупции необходимо разбавить живыми историями, по крупицам собранными современными историками.

К примеру, в исследованиях лаборатории изучения истории советской действительности, которая располагается в Перми и относится к структуре ВШЭ, есть материал «Особенности провинциальной советской коррупций в 1946–1953 годах на материале Молотовской области» под авторством А. С. Кимерлинга. Безусловно, масштабировать обнаруженные свидетельства на всю страну нельзя – везде была своя специфика – но можно говорить об общих характерных чертах послевоенной коррупции. В полуголодной стране на первый план вышли не денежные отношения, а взятки вещами и продуктами. Распределение продуктов питания среди руководства нередко, а порой и повсеместно, было связано с коррупционными схемами.

В исследовании упоминается свидетельство заведующего магазином Березниковского магниевого завода (авторская орфографии сохранена):

«Приходя ко мне в магазин Б. приказывает мне как подчиненному лицу, подавая список на 10 человек, развезти муку 85 % по квартирам дирекции по 30 кг каждому и говорит 5 мешков муки забронируйте и никуда. 29 апреля они режут свиноматку на подсобном хозяйстве, привозят ее в столовую, рабочие узнают – скоро мясо будете продавать? …Приказ везти эту свинью не в магазин, а в засолочный пункт… мы же должны продать ее по списку и не рабочим… По списку, написанному у Б. Он говорит: Бачурину 3 кг, Бычину 3 кг, Бокману 3 кг, Савельеву 2 кг, Бригу 2 кг, Чурсину 2 кг и т. д. (это фамилии руководства завода)… 7 мешков сортовой муки тоже по списку».

Коррупция в империи: как в Советском Союзе зародилась теневая экономика

В мае 1948 года в Молотовской области фиксируется очередное письмо, разоблачающее взяточников (авторская орфографии сохранена):

«Если Вы спросите, кому вольготно и лучше всех живется на Руси, можно с уверенностью сказать председателю Рудничного Комитета при Соликамском калийном комбинате т. Ж. Якову Филипповичу с супругой Наталией Ивановной… не прошло и двух лет после избрания… председателем… благочестивые супруги обзавелись так, что всех… стал интересовать вопрос об источниках их доходов… Факты упрямая вещь: т. Ж. нигде не заготовлял и не выписывал дров, однако дровами был обеспечен на всю зиму. Не за счет ли пионерлагеря супруги отапливают свою квартиру? 15 декабря 1947 года за день до действия закона о денежной реформе т. Ж. купил на Комбинате корову за 2300 рублей на старые деньги. Корова содержалась на опытной станции Комбината несколько месяцев, а затем после теления… теленка зарезал, а корову… уже на новые деньги… продал по завышенной цене 4700 рублей… при наличии в хозяйстве трех коз… В предыдущую командировку из Москвы т. Ж. привез биреты и продал на рынке по спекулятивным ценам через работницу… Американские подарки – вещи стали также большим источником доходов… Если учесть, что секретарь т. Ж. …имеет несколько американских польт и платьев, то Ж. по штату полагалось взять больше… бесплатное содержание сына своего в течении всего лета в пионерском лагере. Во время карточной системы занимался раздачей промтоварных ордеров продавцам магазинов и другим знакомым очевидно за услуги».

Обратите внимание на покупку Яковом Филипповичем коровы буквально за день до знаменитой денежной реформы 1947 года. Автор письма фиксирует новый вариант коррупции – использование инсайдерской информации в корыстных целях.

Характерной чертой коррупции, описанной в исследовании, является использование подчиненных в качестве бесплатной рабочей силы.

Начальники часто привлекали служащих подконтрольных предприятий на покосы, копание картошки, заготовку дров и другие хозяйственные работы. Естественно, пользовались бесплатным трудом и в исправительных учреждениях.

Свидетельствуют о ситуации в местном Усольлаге:

«В лагере имеет место практика использования заключенных в своих личных целях по уходу за квартирами, разноска продуктов по квартирам, развозка и разделка дров и т. п. При этом, якобы, имели место такие случаи, когда заместитель начальника управления лагеря Л. дал заключенной арест за то, что она ему на квартиру принесла кислое молоко».

В Молотовской области в частности и в СССР в общем, в первые послевоенные годы коррупция оказалась вполне привычным явлением, пропитавшем все стороны жизни советского человека.

И в дальнейшем эта ситуация только усугублялась.

Рождение теневой экономики

Во второй половине 50-х годов в СССР наблюдается рост числа преступлений, связанных с коррупцией или, как говорили тогда, со взяточничеством.

Правительство во главе с Хрущевым реагирует, на первый взгляд, адекватно – усиливает уголовную ответственность для провинившихся. С 1962 года введена высшая мера наказания за взятки с отягчающими обстоятельствами. О том, что атмосфера тотального дефицита провоцирует рост числа преступлений, никто всерьез не задумывался. А если бы и задумывались, то это могло привести к системным изменениям в государстве, а этого никто не желал.

Как утверждают исследователи феномена советской коррупции, в 60-х годах

«взятки в крупных размерах, как правило, давались за счет государственных и общественных средств, в том числе и похищенных, или за счет средств, незаконно полученных путем завышения расценок или объема выполненных взяткодателем работ, связанных с распространенностью группового характера совершения коррупционных преступлений».

Взяточничество в СССР приобретает системный характер и начинает оформляться теневая экономика страны.

Настоящий расцвет коррупции, разросшейся до масштабов всего Союза, связывается с периодом 1964–1986 годов.

Эпоха застоя и последующая стагнация советского строя оказались благодатной почвой для различных серых экономических схем. В стране появились деньги, особенно после запуска в работу западносибирских месторождений, но сохранился острый дефицит товаров, в том числе первой необходимости. При этом государство запретило частную предпринимательскую деятельность, которая могла бы частично снять вопрос дефицита.

Но рынок существовал, спрос сохранялся и он ушел в тень. Появились целые классы дельцов – «теневики», «фарцовщики», «барыги», «валютчики», «цеховики», получающие баснословные барыши от своей незаконной деятельности. Естественно, они прикормили массу чиновников и силовиков, воспитав целые поколения управленцев, не представляющих жизнь без взяток.

С хлебом солью как пишется

Современные исследования поражают – в 60–70-х годах до 20 % промышленного производства и 40 % пищевых продуктов производились и реализовывались незаконно. То есть в обход бюджета и без уплаты налогов.

Исследователь советской экономики Ю. Н. Попов пишет:

«Самыми распространенными видами теневой деятельности были бартерные обмены материальными ресурсами, продажа ресурсов (стройматериалов, горюче-смазочных материалов, продовольственных товаров и др.) на сторону, взятки за принятие нужных клиенту управленческих решений».

Как только у советских граждан появились личные автомобили, тут же появился подпольный рынок ГСМ. Водители массово сливали казенное топливо и продавали подешевле частникам. Со временем перепродавать топливо стали уже оптовыми объемами с централизованных баз и ведомственных учреждений.

В разные годы на такой оборот приходилось до 65 % покупок бензина частными лицами!

С хлебом солью как пишется

К концу 70-х годов большая часть отраслей народного хозяйства СССР была вовлечена в незаконную экономическую деятельность.

И опять шокирующие цифры – 30 % ВВП страны приходилось на теневую экономику, в неё были включены до 1/5 всей рабочей силы СССР, а средний заработок превышал официальный в 8–10 раз.

Сразу оговоримся, что к теневой экономике относится любая деятельность, налоги от которой не поступили в бюджет. Например, оплата труда парикмахера мимо кассы или оплата ремонта машины натуральным товаром – водкой.

Но это лишь верхушка айсберга.

В глубине была насквозь пропитанная коррупцией государственная система, главные герои которой зарабатывали миллиарды. Несмотря на то, что в 80-х годах прогремело несколько резонансных уголовных дел – «рыбное», «сочинское», «краснодарское», «елисеевское», «узбекское» – принципиально ситуацию это не изменило.

Самое страшное, что коррупция начала сращиваться с зародившейся организованной преступностью. После развала СССР это оказалось настоящим бичом российской действительности.

  • С утра пораньше как пишется вместе или раздельно
  • С утра до ночи как пишется
  • С утра по раньше как пишется
  • С ума сойду как пишется
  • С ума сведешь как пишется