С чем не справилась героиня рассказа легкое дыхание

Лиризм прозы и. а. бунина полюбив, мы умираем. думается, что эти слова к. бальмонта как нельзя лучше раскрывают отношение и.

Лиризм прозы
И. А. Бунина

“Полюбив,
мы умираем…”.
Думается, что
эти слова К. Бальмонта как нельзя лучше раскрывают отношение И. Бунина к любви.
Большинство литературных героев ХIX века: Онегин, Печорин, тургеневские герои –
проходили “испытание любовью”. Но, как мне кажется, у Бунина свой,
особый подход к “традиционной” теме. Многие писатели XIX столетия
пытались дать ответы на вопросы: губительна или спасительна любовь? Можно ли пронести
ее через всю жизнь? А как эта тема раскрывается в произведениях Бунина? У него
просто не существует любви “спасительной” – ни в одном рассказе он не
даст своим героям возможности “закоснеть в тепле и уюте”, опошлиться,
смешать любовь и быт. С чем это связано? Очевидно, с мировоззрением Бунина. Как
же воспринимает писатель мир и человека в нем?
Уже в раннем
творчестве Бунина звучат мотивы тоски, одиночества, неприкаянности. Все чаще он
рисует картины разрушающейся русской деревни. А после первой мировой войны,
после трагических событий Великой Октябрьской революции, отъезда в 20 году за
границу писатель все больше говорит о катастрофичности человеческой жизни
вообще. Отсюда и особое изображение любви в бунинских рассказах. О ней он писал
много: в цикле “Темные аллеи”, в рассказе “Грамматика
любви”, в повести “Митина любовь”.
Бунинскую
концепцию любви раскрывает и рассказ “Солнечный удар”, написанный в
Приморских Альпах в 1925 году. Это произведение, на мой взгляд, типично для
Бунина. Во-первых, оно построено так же, как и многие другие рассказы, и рисует
переживания героя, в жизни которого встретилось большое чувство. Так будет и во
многих произведениях писателя из цикла “Темные аллеи”:
“Руся”, “Натали”, “Галя Ганская”… Во-вторых, Бунина
в большей степени интересует герой, именно его глазами мы смотрим на мир, но,
как ни странно, “носителем действия” будет героиня. Ее появление
вырывает героя из привычного для него “мира”, и даже если тот в него
возвращается, то жизнь его все равно будет иной.
Итак, рассказ
начинается встречей на теплоходе двух людей: мужчины и женщины. Между ними
возникает взаимное влечение, и они решаются на мгновенную любовную связь.
Проснувшись утром, они ведут себя так, как будто ничего не произошло, и вскоре
“она” уезжает, оставив “его” одного. Они знают, что уже
никогда не увидятся, не придают никакого значения встрече, но… что-то странное
начинает происходить с героем… В финале поручик опять оказывается в той же
самой обстановке: он вновь плывет на корабле, но “чувствует себя
постаревшим на десять лет”.
Эмоционально
рассказ действует на читателя поразительно. Но не потому, что мы сочувствуем
герою, а потому, что герой заставил нас задуматься над смыслом бытия. Почему
герои остаются несчастливыми? Почему Бунин не дает им права обрести счастье?
Почему, пережив такие прекрасные мгновения, они расстаются?
Рассказ назван
“Солнечный удар”. Что же это название может означать? Создается
ощущение чего-то мгновенного, внезапно поражающего, а здесь – и влекущего за
собой опустошение души, страдание, несчастье. Это особенно отчетливо
чувствуется, если сопоставить начало и конец рассказа. Вот начало: “После
обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у
поручней. Она закрыла глаза, ладонью наружу приложила руку к щеке, засмеялась простым
прелестным смехом”. А вот финал: “Поручик сидел под навесом на
палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет”.
В самом начале
рассказа мы еще не знаем героев, автор не называет имен, используя прием
умолчания. Кто “он”? Бунин называет его просто поручиком, видимо,
стремясь показать читателю, что это человек обыкновенный, лишенный каких-либо
ярких индивидуальных черт. А кто “она”? “Маленькая женщина”
с “прелестным смехом”. Бунину не важно, кто они: они – всего лишь
мужчина и женщина, которые неожиданно встретились. Отнюдь не случайно автора
перестают интересовать детали. Ведь в центре рассказа “он” и
“она”. История любви героев своеобразно обрамлена двумя пейзажами.
“Впереди была темнота и огни. Из темноты бил в лицо сильный, мягкий ветер,
а огни неслись куда-то в сторону…”. Кажется, что природа становится здесь
чем-то подталкивающим героев друг к другу, способствующим возникновению у них
любовных чувств, обещающим что-то прекрасное. И в то же время, возможно,
описание ее несет в себе мотив безысходности, ведь здесь есть нечто,
предвещающее финал, где “темная летняя заря потухала далеко впереди,
сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, еще кое-где светившейся
дрожащей рябью вдали под ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни,
рассеянные в темноте вокруг”. Складывается такое впечатление, что герои,
появляясь из “темноты”, вновь растворяются в ней. Писатель
высвечивает лишь миг в их судьбах. “Пространственное” перемещение
огней в этих пейзажах тоже чрезвычайно важно. Они как будто обрамляют историю любви
героев: в первом пейзаже были впереди, обещая счастье, а во втором – позади.
Вот теперь все замкнулось, и повтор “плыли и плыли” кажется намеком
на монотонность жизни поручика без “нее”. Заканчивается рассказ
“пейзажем души” поручика. Что же произошло с героем? Почему его жизнь
кажется законченной?
Вернемся к
началу рассказа. Внимательный к звукам, запахам Бунин описывает незнакомку
глазами поручика. И в ее портрете появляются детали, которые, в понимании
Бунина, свойственны видению охваченного влечением человека: “…рука,
маленькая и сильная, пахла загаром”, “крепка и смугла она вся под
этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным
солнцем”. В этих натуралистических деталях ощущается стихийность восприятия
чувства. И “сумасшествие” – “атрибут” той любви, которую
рисует Бунин. Здесь пока еще нет духовности.
Дальнейшие
действия как будто не зависят от героев. “Он” и “она”
повинуются зову плоти. “Кинулся”, “прошли”,
“вышли”, “поднялись”, “выехали” – посмотрите,
какое обилие глаголов. Думается, что этой быстрой сменой действий, этим
бесконечным повторением глаголов движения, автор стремится акцентировать
внимание читателя на появлении в действиях героев какой-то
“горячечности”, изображая их чувство как болезнь, которой нельзя
противостоять. Но в какой-то момент мы начинаем понимать, что “он” и
“она” все-таки любили друг друга по-настоящему. Осознание этого
приходит к нам тогда, когда Бунин впервые заглядывает в будущее героев:
“Поручик так порывисто кинулся к ней и оба исступленно задохнулись в
поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не
испытал за всю жизнь ни тот, ни другой”.
В описании утра
автор использует характерный для него прием “нанизывания” эпитетов и
деталей, которые передают ощущения героев, придают осязаемость чувствам:
“В десять часов утра, солнечного, жаркого, счастливого, со звоном церквей,
с базаром на площади” героиня уезжает. Ее образ вновь дан глазами героя:
“..свежа, как в семнадцать лет, проста, весела и – уже
рассудительна”. Она ведет себя так, словно эта встреча ничего не значит
для нее. Именно героиня называет их роман “солнечным ударом”. Но
продлить этот “солнечный удар” “она” не хочет, ибо подобное
продлить нельзя. И далее Бунин со свойственным ему мастерством описывая поведение
поручика в момент расставания, три раза повторяет слово “легко”:
“…как-то легко согласился”, “в легком и счастливом духе”,
“так же легко”. Эта деталь – свидетельство тому, что и герой не готов
к продолжению отношений. “Она” уехала… И вдруг выясняется, что
прежняя душа героя “умерла”, но “родилась” новая – совсем
другая.
Однако нельзя
сказать, что он духовно возродился, ибо бунинский герой – человек слабый. Там,
где чеховский Гуров решит свою судьбу сам, поручик оставит все, как есть.
Почему? Потому что в чеховских рассказах есть устремленность в будущее.
Любовь у Чехова
– “либо остаток чего-то громадного, либо нечто, что в будущем разовьется в
нечто громадное”. У бунинских героев будущего нет вообще, любовь для них –
это мгновение, удар. Возможно, эту любовь можно сравнить со вспышкой чудесного
света, озаряющего жизнь людей. Герой проходит путь от низменного влечения к
высшему чувству, но, когда он это поймет, будет уже поздно. Поручик откроет в
себе “совсем новое чувство – то странное, непонятное чувство, которого
совсем не было, пока они были вместе, которого он даже предположить в себе не
мог, затевая вчера это, как он думал, только забавное знакомство, и о котором
уже нельзя было сказать ей теперь!”. И отсюда новое видение мира героем.
Приводя такую длинную цитату, я бы хотел отметить особенности бунинского
психологизма. Присмотритесь: сделано почти по-толстовски. Изменение порядка
слов – инверсии, и вновь “нанизывание” эпитетов, и
“нанизанные” друг на друга придаточные предложения, относящиеся к слову
“чувство”.
Что для
поручика самое страшное? Чувства, воспоминания. Они становятся для него мукой.
Именно в этом и заключается трагедия героя – ему некуда от них деться, он не
знает, что делать дальше. Базар, не замеченный героем, когда он провожал незнакомку,
теперь становится предметом его внимания. Раньше бы поручик не заметил ни
навоза среди телег, ни мисок, ни горшков, ни баб, сидящих на земле, и фраза
“вот первый сорт огурчики, ваше благородие!” не показалась бы ему
столь мелочной и пошлой, как теперь. Все это было так невыносимо, что он убежал
оттуда. “Он” идет в собор. Спасенья нет нигде! Раньше внутренняя и
внешняя жизнь поручика совпадали, но теперь они находятся в конфликте, и потому
герой в растерянности. Бунин тщательно описывает все те предметы, что
встречается на пути героя, раздражая его. Герой “цепляется” взглядом
за всякие мелочи: за пустые улицы, кривые дома незнакомого города, за портрет в
витрине. Все ему кажется прозаичным, пошлым, бессмысленным.
Думается, что
этим подчеркнута неприкаянность героя. “Как дико, страшно все будничное,
обычное, когда сердце поражено, – да, поражено, он теперь понимал это, – этим
страшным солнечным ударом, слишком большим счастьем?”. Эти слова могли бы
стать эпиграфом к рассказу.
Автор впервые
дает портрет героя почти в самом конце рассказа. “Обычное офицерское лицо,
серое от загара, с белесыми выгоревшими от солнца усами и голубоватой белизной
глаз” превращается в лицо страдающего человека и имеет теперь
“возбужденное, сумасшедшее выражение” Почему герой перестает быть
безликим только теперь? Случайно это или нет? Наверное, нет: ведь только сейчас
он узнал, что такое любовь. Все было таким же, как вчера, но герою казалось
другим. Целый ряд деталей рассказа, а также сцена встречи поручика с извозчиком
помогают нам понять авторский замысел. Самое главное, что мы открываем для
себя, прочитав рассказ “Солнечный удар”, – у любви, которую описывает
в своих произведениях Бунин, отсутствует будущее. Его герои никогда не смогут
обрести счастья, они обречены страдать. “Солнечный удар” еще раз
раскрывает бунинскую концепцию любви:
“Полюбив,
мы умираем…”.

Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/

Творческое наследие знаменитого русского писателя Ивана Бунина чрезвычайно велико. Но любимым его произведением стал рассказ «Холодная осень». Это грустная история, повествующая о судьбе двоих влюбленных, потерявших счастье из-за жестокой войны.

История создания

История создания «Холодной осени» небогата фактами. Известно лишь то, что рассказ хронологически принадлежит периоду Второй Мировой войны. Есть предположение относительно конкретной даты написания — 3 мая 1944 года. Бунина в эти годы в России не было. Начавшаяся революция заставила писателя покинуть родную страну.

Примечательно то, что путь, проделанный главной героиней рассказа, в точности повторил путь скитаний самого Ивана Бунина.

Жанровые особенности, направление

По жанровой принадлежности данное произведение совершенно логично отнести к рассказу. Об этом говорят соответствующие детали: малый объем и наличие всего одной сюжетной линии, содержащей небольшое количество действующих лиц.

Произведение принадлежит к реалистическому направлению, так как сюжетом повествования являются реальные события, ничуть не приукрашенные романтизмом. Герои здесь – простые люди. Особое внимание автор уделяет описанию психологических черт персонажей, что также присуще реализму.

Композиция и конфликт

Композиционное построение рассказа «Холодная осень» неоднородно: начинается произведение с линейного повествования, затем появляются элементы кольцевой композиции. Событийная линия последовательна.

Автор делит рассказ на две значимые части: они одинаковы по размеру, но по смысловой нагрузке – неравнозначны.

Первая часть посвящена описанию той самой холодной осени, после которой, можно сказать, оборвалась жизнь главной героини. За описанием самых счастливых дней девушки следует перечисление еще множества событий, занимающих несколько крупных абзацев, но смысловой нагрузки они не имеют – судьба героини решилась в тот холодный вечер, когда они с женихом попрощались.

Вторая часть лишена такого обилия событий, нежели первая. Смысл ее сводится к описанию воспоминаний героини, которыми она живет теперь.

«Холодная осень» богата на конфликты, но на первый план выходит один: борьба любви с войной. Первое впечатление от прочтения рассказа наталкивает на мысль, что война в этой борьбе одержала победу, но это не так. Хотя влюбленные и разлучились из-за этого жестокого события, но оно не смогло разрушить их сильное чувство. Героиня, оставшись одна, ни на минуту не переставала любить и ждать желанной встречи.

Еще несколько ярких конфликтов пронзают текст повествования – это вечное противостояние жизни и смерти, человека и войны.

Смысл названия

Дав такое довольно неоднозначное название рассказу, Бунин преследовал определенную цель: при помощи оксюморона, холодная осень стала не просто временем года, она приобрела более широкое значение. Этот период стал самым важным моментом для героини, сделав ее самой счастливой рядом с любимым, а затем, события той же холодной осени забрали ее жениха навеки, оставив ее глубоко несчастной.

Суть произведения

Рассказ «Холодная осень» — о нелегкой судьбе девушки, лишившейся любимого жениха, жизнь которого отняла война.

Влюбленные собирались пожениться, но начавшаяся война помешала им. Одним из вечеров холодной осени они простились, как оказалось, навеки. Вслед за женихом, девушку покидают родители, их жизни также унесла война.

Героиня остается в тягостном одиночестве. Со временем боль утраты немного стихает, и девушка выходит замуж за пожилого военного в отставке. Супруга она не любит, но уважает. Вместе они покидают пределы охваченной войной России.

Вскоре девушка теряет своего мужа – он погибает от тифа. Героиня остается жить с маленькой дочерью племянника мужа. Сначала девочка должна была лишь некоторое время жить с героиней, но по воле судьбы, они остаются вместе навсегда.

Так и проходит жизнь главной героини. И лишь смерть соединит ее с возлюбленным.

Главные герои рассказа

Главными героями рассказа является влюбленная пара. Автор не называет их имен, возможно, желая акцентировать внимание читателя на чем-то большем — на их истории, олицетворяющей собой историю России.

Он – мужчина, чье сердце лишено страха и сомнений. Он, не раздумывая, отправляется на войну, философски относится к смерти. Проявляет себя героем на поле боя. Беззаветно любит свою невесту и самоотверженно желает ей счастья, даже если ему не удастся разделить его с ней.

Она – молодая девушка, невеста. Она горячо любит своего жениха, но вынуждена проводить его на фронт. Когда она теряет любимого, жизнь ее тускнеет.

Россия – еще один значимый образ рассказа. Это дом, это Родина для героев произведения. Именно в России героиня была счастлива, а во время вынужденной эмиграции душа ее потеряла покой.

Тема

Чехов в своем произведении обратился сразу к нескольким важным темам. Основная в рассказе — тема любви. Она раскрывается через образы главных героев – влюбленных. Их чувство было настолько сильным, что даже смерть не смогла ему помешать.

Еще одна, не менее значимая, тема раскрыта в данном тексте – это тема смерти. На примере главного героя автор напоминает о неизбежности смерти для каждого человека. Юноша погиб, защищая Родину. Но перед своей гибелью он прожил достойную жизнь – отличился подвигами на войне, любил беззаветно и наслаждался каждым мгновением. В этом заключен важный смысл жизни: жить честно и достойно отведенное время.

Тема воспоминаний, прошлого также имеет место в рассказе. Практически все произведение – одно сплошное воспоминание. Прошлое так важно для главной героини, что оно со временем занимает место настоящего, став жизнью девушки.

Рядом с темой воспоминаний идет тема счастья. Так, для несчастной девушки счастье присутствует только в ее прошлом, в пережитых и незабвенных моментах любви и радости.

Через все произведение проходит историческая тема. Это сложное для страны время: революции и восстания, война и беспредел дробят ее изнутри. Люди бегут из родного дома и неясно, как сложится дальнейшая судьба государства.

Проблемы

Проблематика, равно как и тематика рассказа, чрезвычайно богата.

На первое место справедливо будет поставить проблему потери любимого человека. Героиня теряет своего жениха и переживает это очень болезненно. После этой бесценной утраты жизнь девушки лишается и смысла и радости.

Далее следует проблема роли человека в истории. В произведении освещено такое масштабное историческое событие как война. Она естественным образом накладывает отпечаток на всех людей, так или иначе столкнувшихся с ней. Так и герои Бунина становятся жертвами этого кровавого безжалостного события. Людям война ненавистна, но они вынуждены сражаться, чтобы не потерять все, что им так дорого.

Проблема войны занимает важное место в рассказе «Холодная осень». Это проблема, которая тянется непрерывной нитью через все повествование. Автор этим хочет показать, что война ничего хорошего не приносит, только боль и разочарование.

Героиня, потеряв возлюбленного, остается ему верна все равно. Она не забывает и не утрачивает своей любви и ждет того дня, когда они смогут воссоединиться с ее женихом. Этот момент характеризует проблему верности. Героиня верна себе до самого конца, она живет лишь потому, что обещала это своему возлюбленному. Даже выйдя замуж за другого человека, сердце ее навсегда остается верным любви.

Война заставляет людей, неравнодушных к судьбе Отечества, встать на его защиту. Так, герой, обладая явными патриотическими принципами, считает своим долгом пожертвовать жизнью ради спасения страны, ради ее победы в войне. Через этот сложный образ автор реализует проблему долга и чести.

Смысл

Рассказ «Холодная осень», как и весь сборник, в который он включен, посвящен теме любви. Этим действием Бунин идет наперекор событиям того периода – ведь вокруг идет жесточайшая битва в истории человечества, а он создает целую плеяду жизнеутверждающих рассказов о любви и счастье. Писатель поставил перед собой цель показать всем, что добро и любовь в конечном итоге одержит верх над всеми бедствиями и злобой.

Смысл произведения заключен в непреодолимости любовного чувства, в его спасительной силе. Война смогла помешать влюбленным быть вместе, но не сломила их духа, не разорвала того крепкого духовного единения, что их связывало.

Чему учит?

Рассказ, прежде всего, призван научить любить, ведь только любовь может осчастливить человека. Нужно хранить и оберегать это чувство на протяжении всей жизни.

«Холодная осень» о том, что мы не властны над судьбой, поэтому нет необходимости переживать о трудностях, которые она преподносит нам. Нужно быть мудрыми и философски принимать все удары судьбы. Даже с мыслью о смерти необходимо свыкнуться и не бояться ее.

Критика

«Холодная осень» была опубликована в первый год после окончания войны. Произведение было встречено читателями с восторгом, став отдушиной для уставших от бед людей.

Многие критики, занимающиеся исследованием творчества Бунина, сошлись во мнении, что данный рассказ явился наиболее успешным среди прочего наследия писателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Многомудрый Литрекон с удовольствием поработал и написал итоговое сочинение на тему: Что может исказить жизненный путь? Аргументы, тезисы, заключения, вступления — все это представлено в изобилии. Приятного просвещения!!

Вариант 1

(399 слов) Каждый человек планирует свой жизненный путь, но далеко не все планы реализуются в делах. Почему так? А потому что на его дороге встречаются препятствия, и от того, сможет ли он их преодолеть, зависит его дальнейшая судьба. И таких испытаний великое множество. Их подробное описание мы встречаем в классической литературе.

Вспомним рассказ А.П. Чехова «Ионыч». Главный герой в юности был амбициозным и талантливым человеком, но в зрелости обрюзг, деградировал и превратился в алчного Ионыча, которого никто не уважал и не любил. Почему так произошло? Очевидно, что жизненный путь Дмитрия был искажен, а чем? В его случае основополагающую роль сыграло влияние среды. Оно сбило с толку молодого врача, когда он приехал в захолустье и оказался в окружении обывателей. Сначала Дмитрий находил силы противиться их воздействию, избегал тех, чей образ жизни ему не нравился. Однако со временем одиночество, усталость от рутины и неуверенность в себе вынудили Дмитрия подражать всем остальным и искать покой в мещанском прозябании и охоте за материальными благами. Отказ Катерины, разочарование в Туркиных, неумение держаться своего курса — все это изменило направление Дмитрия. Герой, мечтающий помогать людям и делать мир лучше силой своего знания, стал тем, кого не смог бы уважать в юности. Его путь исказило испытание чужим влиянием, которое он провалил.

Но бывает и так, что препятствие на путь человека настолько трудное, что его едва ли можно достойно преодолеть. Такой пример описал И.А. Бунин в рассказе «Легкое дыхание». Оля была обычной гимназисткой из обеспеченной семьи, но в подростковом возрасте ее развитие слишком сильно ускорилось, и учительницы были удивлены расцветом женственности в этом ребенке. Впоследствии их потрясла трагедия: Олю застрелил на вокзале офицер, который утверждал, что девушка сама спровоцировала расправу, обманув его. Оказалось, что героиня вела двойную жизнь: соблазняла молодых людей, обещала им совместное будущее, а потом лишь смеялась над ними. Почему совсем еще девочка стала вести себя так аморально? Причина была ужасна: ее изнасиловал друг отца, который воспользовался отсутствием родителей Оли и склонил ее к половому акту. После этого психика героини была травмирована, она ненавидела своего соблазнителя, и свое чувство она направила на всех остальных мужчин. Ее жизненный путь исказило испытание, которое не по силам превозмочь ребенку.

Таким образом, жизненный путь человека норовят исказить разнообразные препятствия, которых на нашем веку встречается немало. Каждый из нас должен приложить все силы, чтобы решить проблемы и выйти из тупика с честью и достоинством. Для этого очень важно помнить, кто ты и куда ты идешь. Целеустремленность позволит обойти или преодолеть преграды.

Вариант 2

(411 слов) К сожалению, далеко не все судьбы людей складываются так, как они хотели бы. Очень часто на дороге жизни мы спотыкаемся, уходим в сторону, а порой и падаем так больно, что подняться вновь становится крайне сложно. Но нельзя не признать тот факт, что наш путь искажают наши же ошибки. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.

Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» подробно описал те заблуждения, которые позволяют человеку испортить себе жизнь. Иллюзии Родиона оправдали убийство старухи-процентщицы, и молодой человек с большими перспективами и талантами стал преступником. А ведь Раскольников получил все возможности для успешной самореализации. Его обеспечивали сестра и мать, он уже поступил в высшее учебное заведение и мог продолжить обучение, если бы, как Разумихин, работал и копил. В отличие от Сони Мармеладовой, он не должен был содержать семью и жертвовать собой. У него были способности, которые можно было бы применить на пользу обществу. Но Родиона сломала бедность, ведь он был слаб и тщеславен. Большое самомнение стало его главной ошибкой. В отличие от того же Дмитрия, он хотел всего и сразу, но трудиться ради этого честно готовности у него не было. Это и есть источник теории о вседозволенности. Это и есть ошибка, которая исказила жизненный путь героя.

Но чаще всего нас уводит в сторону от цели другая ошибка — потворство своей лени. Например, И.А. Гончаров в романе «Обломов» подтвердил это. Илья Ильич имел все возможности, чтобы реализовать себя и прийти к успеху. У него были дворянское происхождение, солидное наследство, ему дали высшее образование и капитал. Казалось бы, чего еще нужно для полного счастья и быстрого старта? Но все эти перспективы и дары судьбы Илья Ильич рассеял по ветру, потому что ему было лень что-либо делать. Обломов настолько деградировал, что не мог заполнить заявление при случае, хотя учился делопроизводству. Даже любовь к Ольге не мотивировала его привести в порядок финансы и начать уже работать, чтобы обеспечивать семью. И в союзе с Агафьей Илье было хорошо потому, что она взяла все хлопоты на себя, а мужу осталось лишь лежать и получать удовольствие от сытости и комфорта. Не такой судьбы хотел жизнерадостный и активный Илюша в детстве, но его путь искажен бесконечным потворством лени. Нельзя ничего добиться, если человек не готов и пальцем о палец ударить ради достижения цели.

Таким образом, наш путь искажают ошибки. Люди идут на поводу у своих заблуждений и оказываются у них в плену. А реальная жизнь проходит мимо. Блуждая по дорогам самообмана и порочных наклонностей, мы приходим не к тем результатам, которые так хотели получить.

В русской литературе яркими красками выделяются произведения Ивана Бунина. Его рассказы о любви и стихи о природе вызывают всеобщее признание. Рассказ «Лёгкое дыхание» причисляют к списку самых знаменитых произведений писателя. Многомудрый Литрекон помогает читателям разобраться в творчестве Бунина и представляет анализ «Легкого дыхания» по плану.

История создания

Произведение «Лёгкое дыхание» было впервые опубликовано в пасхальном номере 1916 года газеты «Русское слово». Автор написал его в сельской глуши имения Васильевского в Орловской губернии. Поводом для написания стало коммерчески выгодное предложение от авторитетного издательства.

По словам писателя, замысел рассказа родился из воспоминания о маленьком кладбище в итальянском городе. Внимание писателя привлек крест с медальоном, где была изображена жизнерадостная девушка с веселыми глазами. Он представил девушку русской и начал сочинять её историю. Так родился рассказ, который десятилетиями трактовали критики, каждый по-своему.

Направление и жанр

«Лёгкое дыхание» — это рассказ или повесть? Не первое и не второе. Жанр произведения — новелла. Ее от рассказа отличает особенный «стремительный» стиль: в таком тексте острый и динамичный сюжет стоит на главном месте. События, происходящие с героями Бунина, драматичны. Здесь и смерть, и отвергнутая любовь, и неприятие персонажа обществом.

По направлению рассказ можно отнести к модернистским течениям, в особенности, к символизму. Легкое дыхание, например, стало символом женственности, которую так просто растоптать.

Смысл названия

Что такое «Лёгкое дыхание»? Это качество, которое описывается в рассказе. Это особое свойство натуры, которым обладает героиня Бунина. 

Она прочитала об этом в книге отца. Там говорилось о необходимых для дамы свойствах: «Но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю, – ведь правда, есть?» — вспоминала Оля. Она воспринимала фразу буквально, но автор выводит более обобщенное значение. Легкое дыхание — это изящная женственность, воплощение девичьей грации. Эта же фраза характеризует отношение героини к жизни: 

Она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена.

Оля ко всему относилась легко и весело.

Композиция и конфликт

События рассказа хронологически перемешаны. Иван Бунин рассказывает о судьбе гимназистки Оли Мещерской, начиная и заканчивая повествование с описания её могилы на кладбище. После вступления, следует описание детства и взросления Оли. Запись из дневника Мещерской приводится после убийства и расследования, хотя события, описываемые в дневнике, происходят раньше. Таким образом, композиция рассказа «Лёгкое дыхание» кольцевая. Ее особенность состоит в нелинейности: события расположены не в хронологической последовательности.

В рассказе имеют место несколько конфликтов. Один из них – конфликт начальницы и Мещерской, противоречие строгости и беззаботности, другой – конфликт Мещерской и казачьего офицера, связанный с неразделенной любовью.

Суть: о чем рассказ?

Девочкой Оля Мещерская ничем не выделялась в толпе, но, повзрослев, она затмила своих сверстниц красотой. Она отличалась жизнерадостностью и своим, присущим только ей, изяществом. Когда другие девушки тщательно следили за своей внешностью и движениями, Оля могла бегать, играя с первоклассницами, и всё равно быть самой красивой. У неё были поклонники, ходили слухи, будто один гимназист, страдая от любви к Мещерской, покушался на самоубийство.

В последнюю Олину зиму начальница гимназии вызывает Мещерскую в свой кабинет, чтобы поговорить о её легкомысленном поведении. Она говорит, что Оля уже не девочка, но ещё и не женщина. Мещерская перебивает её, ответив, что она уже женщина, и признавшись, что у неё были отношения с братом начальницы.

Следующая сцена происходит через месяц после разговора Оли и её преподавательницы. Казачий офицер стреляет в Мещерскую на вокзале посреди толпы людей. На допросе офицер признается, что Мещерская обещала стать его женой, но в день убийства объявила, что она издевалась над ним. Оля дала прочитать ему запись из своего дневника, где говорилось о брате её преподавательницы. Прочитав дневник, офицер убивает Мещерскую.

На могилу приходит классная дама Оли Мещерской, она смотрит на крест с медальоном и вспоминает свою ученицу. 

Главные герои и их характеристика 

Образы героев в рассказе «Лёгкое дыхание» объединены в таблице.

Оля Мещерская Главная героиня, гимназистка. Изящная и красивая. Вызывает восхищение и зависть. Подробнее о ее образе Многомудрый Литрекон написал в сочинении.
Начальница гимназии Сухая и строгая. Моложавая женщина. Склонна к поклонению своим фантазиям. Начальница гимназии предстает как противоположность Мещерской. Будучи сухой и строгой, она считает, что Мещерская ведёт себя чересчур ветрено. Описывая обстановку кабинета, Бунин показывает разницу между восприятиями этих женщин. Начальница сидит за вязанием, не поднимая головы, за письменным столом, над которым висит царский портрет. Оля рассматривает обстановку кабинета, чувствуя запах ландышей на столе и тепло печи, смотрит на портрет царя, где он изображен во весь рост посреди красивого зала. Для начальницы её кабинет предстает как обычная комната, когда для Оли Мещерской кабинет полон ощущений и чувств. 
Малютин Брат начальницы. Красивый пятидесяти шестилетний мужчина. Друг и сосед отца Мещерской, который развратил девочку, пользуясь отсутствием родителей. Подлый и хитрый человек. В дневнике Мещерской приводится описание Малютина. Он предстает как красивый и всегда хорошо одетый мужчина пятидесяти шести лет. Хотя он намного старше её, Оле сначала нравится его общество.
Казачий офицер Некрасивый и плебейского вида. Не принадлежит к кругу Мещерской. Ревнивый и жестокий человек, не сумевший простить девушку. Офицер не может принять отказ, он убивает Олю, потому что она предпочла другого. Мог ли Бунин таким образом показать поведение мужчины, который не умеет любить и не считается с интересами той, на ком он хочет жениться? Тогда сцена между Мещерской и офицером предстает как образ отношений женщины и мужчины, который любит только себя. Символично, что Мещерская умирает от рук офицера.
Классная дама Классная дама – немолодая девушка, преданная идеям, которые заменяют ей действительную жизнь.
Гимназист Гимназист, влюбленный в Олю, не может вынести её изменчивого поведения. Как и офицер, он решается на убийство, но он пытается убить не Олю, а себя. Про этого персонажа очень мало сказано, только то, что он юн и намного моложе остальных поклонников Мещерской. Оля играет с ним и не воспринимает всерьез.

Темы

Тематика в рассказе «Легкое дыхание» может быть описана подробнее, если Вы напишите Многомудрому Литрекону весточку о необходимости этих изменений: 

  1. Женственность. «Легкое дыхание» неуловимо, это то, что невозможно выразить словами. Оля Мещерская – образ женственности, легкая, счастливая и непосредственная в представлении автора. Она притягивает к себе взоры мужчин и женщин. Рассматривая главную героиню с точки зрения символизма, можно увидеть с разных сторон отношение к образу женщины с легким дыханием.
  2. Счастье. Среди других персонажей Оля Мещерская выделяется своим мировоззрением, она чувствует каждый миг, замечая окружающую её красоту. Строки из её дневника демонстрируют, что Оля может чувствовать счастье в самых обычных вещах: «Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Этим чувством жизни она привлекает к себе окружающих.
  3. Любовь. Для многих героев новеллы это чувство предстает всего лишь обладанием. Мужчины стремятся завладеть Олей, потому что она красива, но никто из них не понимает ее. Любит ли Мещерская Малютина? Зачем она обманула казачьего офицера? Эти вопросы остались без ответов. Поведение главной героини может показаться безнравственным, ведь не ясны мотивы, которые заставляют её поступать тем или иным способом. Поскольку в отношениях героев нет понимания, их нельзя назвать любовными. Юная девушка не осознает того, что происходит, она играет, а вот мужчины ведут себя в полной мере безнравственно, ведь прекрасно понимают, что все их действия сводятся к желанию обладать Олей.

Проблемы

Проблематика новеллы «Легкое дыхание» тоже может быть расширена, если Вы напишите о важности правок в комментариях.

  1. Давление общественных условностей. Оля Мещерская сталкивается с общественным мнением, в котором она предстает ветреной особой. Её не заботит мнение окружающих, она живет своими принципами, не беря пример с начальницы гимназии, которая хочет, чтобы Мещерская была менее женственна и беззаботна.
  2. Раскаяние и стремление к смерти. Будучи девочкой, героиня Бунина хочет поскорее оставить детство и оказаться во взрослом мире, она рано расцветает как девушка. Но принесло ли ей это счастье? Могла ли Мещерская пожелать своей смерти после свершившегося падения? На страницах дневника она описывает чувства к Малютину: «Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого».  В свою последнюю зиму она была счастливее прежнего, словно стараясь вдоволь насладиться жизнью. Могла ли героиня заранее предпочесть смерть? Ведь тогда её отношения с казачьим офицером приобретают новый смысл. Зная о его импульсивности, Мещерская сначала издевается над ним, потом показывает свой дневник, вызывая в нем злость, обиду и желание мести. 
  3. Навязчивое желание посвятить себя чему-нибудь. Бунин изобразил очень интересный образ классной дамы Оли. Раньше она хотела посвятить жизнь своему ничем не примечательному брату, которого считала человеком с блестящим будущим. Но её брат погиб, а классная дама стала представлять себя, как идейную труженицу. После смерти Мещерской, она каждое воскресенье приходит на могилу своей ученицы. Словно тоскуя по тому, что ей не дано, классная дама часто приходит на Олину могилу. Она забывает о себе, живя в вымышленном мире. 
  4. Безнравственность. Малютин воспользовался неопытностью девушки и совратил ее, будучи другом ее отца. Этому человеку чужды понятия о чести и совести. 

Основная идея

В последнем предложении рассказа Бунин пишет: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре», — создавая аналогию жизни и смерти Оли Мещерской. Она жила легко как дыхание, но развеялась при столкновении с жестокой действительностью. Главная мысль рассказа «Легкое дыхание» заключается в том, что настоящая красота очень слаба и призрачна, поэтому ее   так просто растоптать и развеять по ветру. Счастливая, беззаботная и изящная Оля стала неким идеалом, которому не нашлось места в пошлой и усредненной действительности.

Смысл рассказа Бунина «Легкое дыхание» перекликается с содержательными особенностями всего сборника «Темные аллеи». Бунин раскрывает все грани любви, которые не умещаются в тесные рамки мещанского благоразумия.

Чему учит?

Размышляя о смысле произведения, мы понимаем, что не в каждой литературе можно заметить моральный вклад. Есть особые повести и рассказы, которые не стараются донести нравственную мысль. Такая литература ненавязчивая, она будто шепчет на ухо читателю свою историю, позволяя толковать её каждому человеку по-своему. Такова история Оли Мещерской. И все же, чему учит «Легкое дыхание»? О чем заставляет задуматься? У героини Бунина можно поучиться оптимизму, умению пребывать в счастье и силе стоять на своем мнении. Такие качества ценятся во все времена.

Оля Мещерская жила легко, восхищая читателей сто лет назад. Но даже сегодня, читая «Лёгкое дыхание», каждый находит в рассказе что-то своё. Какая-нибудь юная девушка прочтет рассказ и решит стать «женщиной с легким дыханием», другой человек прочитает и восхитится красочным слогом Бунина, а кто-то увидит лишь описание безнравственного поведения и «падения» героини. Каждый понимает рассказ по-своему, но именно в этом и состоит главная ценность «Лёгкого дыхания».

Критика

Рассказ был написан более ста лет назад, но до сих пор критики и обычные читатели задаются вопросами, поднятыми Буниным. Кого-то привлекают герои, кого-то композиция повествования или слог Бунина. «Лёгкое дыхание» интересен не только как художественное произведение, десятилетиями не умолкали исследования рассказа с точки зрения этики и психологии.

Писатель Константин Паустовский был высокого мнения о мастерстве писателя, считая отличительное качество Оли Мещерской достойным высших похвал. Литературовед Александр Гизетти отметил в произведении Бунина описание провинциального быта, отметив, что жизнь Оли смята похотью. Отдельные критики считали смерть Оли платой за стремление к полной жизни. 

Автор: Валерия Богзыкова

Инфоурок

Литература
ТестыТест по литературе на тему «Жизнь и творчество И. А. Бунина» (11 класс)

Инфоурокбиблиотека материалов

Жизнь и творчество И. А. Бунина

Предмет

Литература

Класс

11

Учебник

Литература. Учебник в 2 частях

Тема

И. А. Бунин (1870—1953)

Вопрос №1

Образование И. А. Бунина

A) Елецкая мужская гимназия

B) Московский университет

C) Домашнее образование

Вопрос №2

Кто помог будущему писателю получить образование?

A) поэт С. Надсон

B) отец

C) брат Юлий

D) брат Евгений

Вопрос №3

Первое опубликованное стихотворение И. Бунина

A) «Деревенский нищий»

B) «В степи»

C) «Соловьи»

D) «Над могилой С. Я. Надсона»

Вопрос №4

О ком Бунин писал: «Ведь он со мной <…> с самого начала моей
жизни»?

A) Пушкин

B) Лермонтов

C) Л. Толстой

D) Тургенев

E) Горький

Вопрос №5

Лирический рассказ-монолог, описывающий осень в деревне и быт помещиков

A) «Деревня»

B) «Легкое дыхание»

C) «Чаша жизни»

D) «Антоновские яблоки»

Вопрос №6

Как называется сборник поэзии, за который Бунин получил Пушкинскую премию?

A) «На хуторе»

B) «Листопад»

C) «Родина»

D) «Родник»

Вопрос №7

Что роднит братьев Красовых?

A) стремление к власти

B) ощущение обреченности деревенского мира

C) ощущение скоротечности жизни

D) близость к Богу

Вопрос №8

Как называется произведение, написанное в форме записей дневника, в котором
Бунин рассказывает о событиях гражданской войны?

A) «На распутье»

B) «Воспоминания»

C) «Окаянные дни»

D) «Под открытым небом»

Вопрос №9

В каком произведении Бунин поднимает тему равенства людей перед Богом:
«Схороните же сего безумца возле церкви, а меня, вельможу-князя, положите
рядом с ним, с моим холопом»?

A) «Иоанн Рыдалец»

B) «За гробом»

C) «Поздний час»

D) «Божье древо»

Вопрос №10

В каком произведении Бунина главный герой, уйдя из жизни, продолжает
оставаться главным персонажем?

A) «Сны Чанга»

B) «Господин из Сан-Франциско»

C) «Поздний час»

D) «Чистый понедельник»

Вопрос №11

Как называется корабль в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

A) «Посейдон»

B) «Летучий Голландец»

C) «Сент-Луис»

D) «Атлантида»

Вопрос №12

В каком произведении автор отправляется в деревню отдохнуть от
«противной» Москвы, где его поразила глухая усадьба своей вечностью и
красотой?

A) «Деревня»

B) «Несрочная весна»

C) «Легкое дыхание»

D) «На край света»

Вопрос №13

Из какого рассказа эти строки: «Они шли и пели среди <…> вечной
полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и
беззаветностью. И березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно
и вольно»?

A) «Чаша жизни»

B) «Деревня»

C) «Братья»

D) «Косцы»

Вопрос №14

Как зовут «Митину любовь» Бунина?

A) Катя

B) Вера

C) Люба

D) Надя

E) Нина

F) Маша

Вопрос №15

Какому произведению принадлежат строки: «Он знал город, где она живет,
знал, что у нее есть муж и трехлетняя дочка, но не знал ни фамилии, ни имени
ее!»?

A) «Легкое дыхание»

B) «Маленький роман»

C) «Солнечный удар»

D) «Поздний час»

Вопрос №16

Как звали возлюбленную Алексея Арсеньева?

Вопрос №17

Как называется родной хутор Алексея Арсеньева?

A) Васильевка

B) Каменка

C) Зеленая Роща

D) Родник

Вопрос №18

Литературоведы считают, что в этом произведении Бунин объединил все темы и
настроения прежних своих произведений

A) «Божье древо»

B) «Жизнь Арсеньева»

C) «Чаша жизни»

D) «Воспоминания»

Вопрос №19

Рассказ-новелла, в котором главная героиня неожиданно уходит в
монастырь

A) «Натали»

B) «Аглая»

C) «Темные аллеи»

D) «Чистый понедельник»

Вопрос №20

Как Бунин назвал свою книгу рассказов о любви?

A) «Темные аллеи»

B) «Чаша жизни»

C) «Воспоминания»

D) «Грамматика любви»

Правильные ответы, решения к тесту:

Вопрос №1

Правильный ответ — C

Вопрос №2

Правильный ответ — C

Вопрос №3

Правильный ответ — D

Вопрос №4

Правильный ответ — A

Вопрос №5

Правильный ответ — D

Вопрос №6

Правильный ответ — B

Вопрос №7

Правильный ответ — B

Вопрос №8

Правильный ответ — C

Вопрос №9

Правильный ответ — A

Вопрос №10

Правильный ответ — B

Вопрос №11

Правильный ответ — D

Вопрос №12

Правильный ответ — B

Вопрос №13

Правильный ответ — D

Вопрос №14

Правильный ответ — A

Вопрос №15

Правильный ответ — C

Вопрос №16

Правильный ответ — Лика

Вопрос №17

Правильный ответ — B

Вопрос №18

Правильный ответ — B

Вопрос №19

Правильный ответ — D

Вопрос №20

Правильный ответ — A

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

Тема:
И. А. Бунин (1870—1953)

  • Литература

  • 11 класс

  • Тесты

Похожие материалы

  • Творческие работы студентов «Бунинская акварель»

  • Викторина по творчеству В.И.Даля

  • Презентация на тему «Г.Х. Андерсен и его волшебные сказки» (5 класс)

  • КИМ для промежуточной аттестации

  • Рабочая программа по литературе 5-9 классы

  • Рланирование .Рабочая программа по литературному чтению

  • Рабочая программа по родной литературе (русской)

  • Конспект по лит.чтению(татарский язык)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448503 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

Оставьте свой комментарий

  • С чего нужно начинать рассказ о книге 2 класс литературное чтение
  • С чем играл братик в избушке бабы яги в сказке гуси лебеди
  • С чем или с кем борются рыцари в сказках игра ответы
  • С чего начинать писать сочинение
  • С чего нужно начинать сочинение рассуждение