Как
правильно писать сочинения: с чего начать, структура сочинений
Как
писать сочинения разных типов, преодолеть страх чистого листа и что делать,
если ребёнок не любит сочинительство.
Сочинение
— это рассуждение на заданную тему, изложение своих эмоций и мыслей в тексте. В
школе сочинения пишут с начальных классов — сначала это описания картин или
вида из окна. В средней школе подросткам предлагают проанализировать
литературные произведения и порассуждать на вечные темы: дружба и любовь, жизнь
и смерть, выбор профессии. Школьники пишут сочинения не только по литературе,
но и по истории, обществознанию и иностранным языкам.
Хорошее
владение письменной речью незаменимо не только в учёбе — в дальнейшем этот
навык может стать конкурентным преимуществом в работе и даже основным
источником заработка (журналистика, копирайтинг, ведение блога).
В этой
статье вы найдёте пошаговое руководство по написанию сочинений разных типов, а
также универсальные приёмы и советы, которые помогут вашему ребёнку создавать
лаконичные и интересные тексты.
С чего начать писать сочинение
Страх
чистого листа — первая проблема, с которой сталкивается ребёнок при написании
текста. Вступление — ответственная и довольно непростая часть работы над
сочинением. Выполнение действий, изложенных ниже, упростит ребёнку эту задачу.
Шаг 1. Обдумайте тему
Прежде
всего необходимо понять, о чём требуется рассказать в тексте. Предложите
ребёнку устно поразмышлять над заданной темой сочинения. Если она
сформулирована слишком обширно, помогите конкретизировать её и сформулировать
мысли, подходящие данной тематике.
Шаг 2. Изучите контекст
Часто для
написания сочинения могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если
сочинение задано по мотивам литературного произведения, убедитесь, что ребёнок
не только прочитал его, но и представляет себе личность автора и эпоху, в
которую он творил. Эта информация послужит поводом для размышлений, которые
можно отразить в сочинение
Структура сочинения
Любое
сочинение состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении
читателя обычно знакомят с темой. Как правило, оно занимает не более 20%
текста. В основной части заявленная тема должна быть раскрыта и разъяснена. В
заключении подводятся итоги. Его объём не должен превышать объём вступления.
Однако в
зависимости от типа сочинения, его структура будет отличаться. На школьных
уроках литературы встречаются три основных вида сочинений, каждый из которых
преследует свои цели и требует индивидуального подхода.
Как писать сочинение-описание
(характеристика)
Сочинение-описание
предполагает изображение каких-либо явлений, их признаков, рассуждение о них.
Темой описания могут быть внутренние и внешние портреты персонажей, предметы
живописи, природа и так далее.
Примеры
тем таких сочинений: «Образ Григория Печорина в романе М.Ю. Лермонтова “Герой
нашего времени”», «Картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели”», «Природа поздней
осенью».
План
сочинения-описания лучше всего строить по следующей модели:
1.Представление
предмета сочинения. Если сочинение о реальном человеке, то
ученику необходимо написать, кто этот человек, когда жил и чем прославился,
если о персонаже — обозначить его роль в сюжете.
2.Основные
признаки предмета сочинения. Во второй части следует рассказать
о внешности и характере человека или персонажа либо описать признаки предмета
или явления. Важно, чтобы ребёнок не просто перечислил свойства, но выделил
особенности, которые отличают предмет описания, рассказал, как они проявляются
и на что влияют.
3.Мнение
учащегося о предмете сочинения. Ученик может рассказать, какие
ощущения и ассоциации вызывает у него предмет, изложить любые мысли на заданную
тему. Можно провести параллели с литературными произведениями и событиями из
жизни.
В конце этой части следует выразить личное отношение к предмету описания. Если
ребёнку не нравится герой, персонаж или событие, он имеет полное право написать
об этом. Главное — аргументировать свою позицию, то есть объяснить,
почему.
4.Заключение. Последняя
часть сочинения-описания должна содержать краткий вывод из вышеизложенного.
Помогите ребёнку ответить на вопрос: какое значение для жизни или сюжета имеют
индивидуальные особенности предмета сочинения.
Как писать сочинение-повествование
Повествование
предполагает рассказ о событиях в их временной последовательности. Например:
«Блокада Ленинграда», «Как я провёл лето», «Весёлый случай из моей
жизни».
Чтобы
подготовить ребёнка к работе над повествованием, обсудите с ним тему и
убедитесь, что он владеет достаточной информацией о ней. Если необходимо,
воспользуйтесь интернетом, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Затем попросите
ребёнка рассказать историю, которую он собирается перенести на бумагу. Этот
устный рассказ и станет основой для сочинения.
План
сочинения-повествования соответствует классической структуре литературного
произведения:
1.Вступление. Для начала
ученику требуется кратко обозначить время и место событий, о которых пойдёт
речь.
2.Завязка. Начало
действия. Здесь даются краткие характеристики героев предстоящего рассказа и
описываются события, предшествующие кульминации.
3.Кульминация. Развитие
действия приводит к главному событию повествования. Это должен быть самый
напряжённый и яркий момент рассказа, то, ради чего всё писалось.
4.Развязка. Финал
истории. Описание
событий, последовавших за кульминацией: к чему привели действия героев и чем
всё закончилось.
5.Заключение. В конце
ученик может порассуждать о том, какие выводы он сделал из данной истории, и
выразить своё отношение к героям и их поступкам.
Как писать сочинение-рассуждение
Сочинение-рассуждение
предполагает изложение собственных мыслей на заданную тему. Это может быть
отзыв о прочитанной книге, рассказ о своём отношении к общественному явлению и
тому подобное. Для написания рассуждения важно рассмотреть проблему с разных сторон
и сделать выводы. Примеры: «Что такое дружба», «Как общество влияет на
человека», «Что я понял, прочитав рассказ А.П. Чехова “Человек в футляре”».
Перед
началом работы над сочинением-рассуждением попробуйте подискутировать с
ребёнком на заданную тему, пусть он выразит своё отношение к ней и объяснит,
почему считает именно так, а не иначе. Из этих обсуждений, а возможно, и
споров, ребёнок сможет составить материал для работы.
Структура
у сочинения-рассуждения:
1.Вступление
(тезис). Начиная рассуждение, ученик должен выразить своё
отношение к проблеме, обозначенной в теме. Удобнее всего сделать это двумя
способами:
• начать сочинение-рассуждение с цитаты, которая отвечает заданной теме, и
прокомментировать её, выразив своё согласие или несогласие;
• если тезис уже заявлен в теме, например «Красота спасёт мир», можно задать
встречный вопрос: «Почему…?», «Действительно
ли…?».
2.Аргументы. В основной
части работы школьнику нужно убедить читателя согласиться со своей точкой
зрения. Для этого можно использовать собственный опыт, цитаты из литературы,
мнения экспертов, данные статистики и так далее. Чем убедительнее и
разнообразнее будут аргументы — тем лучше.
Если тема сочинения достаточно спорная, стоит рассмотреть альтернативную точку
зрения и привести контраргументы: «С другой
стороны…», «Существует и другое мнение…».
3.Заключение. В финале
нужно чётко и лаконично подытожить вышеизложенное: описать, какое значение
имеет поставленная проблема для общества, что можно и нужно сделать для её решения.
Особенности сочинений на ОГЭ и ЕГЭ
Сочинение
является обязательной частью государственных итоговых аттестаций — ОГЭ и ЕГЭ.
На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам
же предстоит написать итоговое сочинение для допуска к единому государственному
экзамену. Кроме того, сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе,
обществознанию и истории.
Отличия сочинения от эссе и
изложения
Сочинения
часто путают с эссе, однако эти виды работ различаются целью, структурой и
стилистикой написания.
Школьное
сочинение предполагает довольно жёсткую структуру, обязательную аргументацию
авторской позиции и сдержанный, повествовательный тон. Задача сочинения —
научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в
логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать
выводы и обобщения.
Эссе — это
художественное произведение, отражающее субъективную позицию автора по поводу
некого события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной,
мнение автора не обязательно подкреплено аргументами, а в тексте могут
использоваться любые средства художественной выразительности, включая
риторические вопросы и фразеологизмы. Кроме того, эссе не обязательно заканчивается
выводом.
С
сочинением не стоит путать и изложение. Оно представляет собой письменный
пересказ текста, сжатую и сокращённую интерпретацию услышанного или
прочитанного и не предполагает рассуждений. Задача изложения — проверить,
насколько хорошо ученик способен запоминать и воспроизводить полученную
информацию.
Аттестация на
семейном обучении — это просто
Рассказываем, какие бывают
аттестации, как проходят экзамены и как получать аттестат, если учишься онлайн.
Узнайте все нюансы из нашей книги!
Почему писать сочинения полезно
- Сочинения
учат размышлять. Для написания текста приходится много анализировать,
искать информацию в книгах и интернете, обобщать свой или чужой жизненный
опыт. - Сочинения
учат находить нужные факты, проверять и сопоставлять их. - Сочинения
развивают логическое мышление. Тексты
имеют структуру, все части которой должны быть связаны главной мыслью.
Отслеживание логики повествования — важный навык, который пригодится потом
и в студенчестве, и в работе. - Сочинения
пробуждают творческое начало. Писать по шаблону — скучно и вредно. Чтобы
написать нечто по-настоящему интересное, придётся проявить фантазию.
Любители сочинений в школе в будущем нередко становятся писателями.
Как полюбить писать сочинения
Если вы
хотите, чтобы ваш ребёнок не просто научился писать шаблонные сочинения, но
почувствовал вкус к литературному творчеству — предлагаем несколько простых
советов.
Предложите
ребёнку завести личный дневник или блог. Пусть он попробует описывать
интересные события своей жизни, встречи с людьми, впечатления от книг и
фильмов, рассуждения о том, что его беспокоит. Такие записи тоже своего рода сочинения,
они помогут научиться анализировать и грамотно строить предложения.
Прививайте
ребёнку любовь к чтению книг, особенно классики — это огромное подспорье для
тех, кто хочет научиться правильно писать сочинения. Книги расширяют словарный
запас, учат красиво и грамотно строить предложения, развивают воображение и
заставляют думать. От книги будет больше эффекта, если после прочтения ребёнок
напишет на неё отзыв. Это не только дополнительная практика, но и возможность
как следует «переварить» полученную информацию.
Запишите
ребёнка в литературный кружок. Есть школы писательского мастерства,
литературные клубы, журналистские кружки и молодёжные газеты, в которых учат
писать красиво и грамотно. Часто такие коллективы посылают своих авторов на
творческие конкурсы — интересные задания и призы помогут пробудить у ребёнка
интерес к сочинительству.
Как писать итоговое сочинение 2021?
12 советов, чтобы написать итоговое сочинение по литературе
в 11 классе
- Выберите тему. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь. Важно! Сочинение по литературе в 11 классе всегда содержит элемент рассуждения.
- Сформулируйте вопросы, на которые можно дать ответы в ходе рассуждения.
- Сформулируйте аргументы, подтверждения и доказательства свой точки зрения. Совет! Свою точку зрения необходимо выражать лояльно, избегая резких фраз и выражений.
- На черновике составьте план сочинения, в котором должно быть минимум 3 пункта: введение, основная часть, заключение.
- Определите стиль изложения своей авторской позиции.
- Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы.
- Формулируйте один или несколько тезисов в начале работы. Каждый тезис подкрепляйте или опровергайте аргументами. В качестве аргументов так же можно использовать цитаты. Важно, чтобы они были правильно оформлены в тексте и состояли не более чем из 2-3 предложений.
- Используйте связки, наличие которых обязательно при написании текста на ЕГЭ.
- Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них.
- Вступление и заключении должны быть логически связаны. Для этого нужно определить связи вступления и заключения.
- Прочитайте написанное. Сочинение следует проверять не менее 3 раз! Оставите 30 минут и проведите три этапа проверки:
- стиля.
- орфографии.
- пунктуации.
- Списывать отрывки из чужого текста нельзя, т.к. это плагиат. Следовательно, за экзамен получишь ноль баллов.
Важно знать!!!
- Методические рекомендации от ФИПИ: материалы для проведения итогового сочинения.
- Школьник может принести с собой на сочинение — ручку, паспорт, бумагу для черновиков, при необходимости — лекарства и питание.
- Гаджеты, шпаргалки, собственные словари — запрещены. Если их заметят, то удалят.
- Ребята с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать вместо сочинения изложение. Пользоваться на экзамене специальными техническими средствами.
Алгоритм написания итогового сочинения 2020-2021
Алгоритм работы над сочинением:
- Внимательно прочитать формулировку темы.
- Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.
- Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
- Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
- Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
- Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения
- Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
- Выстрой логическую последовательность своих доказательств.
- Запиши их, составляя план.
- Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
- Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения
- Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком!!!
Практические советы в написании итогового сочинения:
- Как писать вступление?
- Вступление должно быть 60-70 слов.
- Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?
- Отражено ли это во вступлении?
- Намечена ли цель сочинения?
- Сужена ли тема?
- Есть ли переход к основной части?
- Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….
- Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о….
- Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?
- Так в произведении…показан….
- Именно…( один из этих вариантов!)
- Как писать основную часть?
- Основная часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);
- Обращение к произведению (указаны автор, название);
- Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);
- Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;
- Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
- Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!);
- То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: — Еще одно произведение, где поднимается тема…. — ….;
- О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;
- Об этом же писал…;
- Это же волновало….;
- Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.
- Как писать заключение?
- В заключении — 60-70 слов.
- Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)
- Клише для начала заключения:
- Подводя итог, хочется сказать:…
- Таким образом, мы понимаем, что….
- Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)
Итоговое сочинение: вопросы и ответы от ФИПИ
Важно знать!
- За 15 минут до экзамена вы должны быть в аудитории. С собой можно взять только письменные принадлежности. За 15 минут до экзамена на сайте ФИПИ появятся темы сочинений, с которым вас ознакомят организаторы. Заполняете бланки и приступаете к написанию итогового сочинения.
- Рекомендуемый объем — 350 слов
- Минимум — 250 слов.
- Если в сочинении менее 250 слов — «незачет».
Ответы на 9 важных вопросов:
- Какие задачи решает итоговое сочинение?
- Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.
- Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?
- При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика).
- Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
- На скольких произведениях нужно строить рассуждение?
- Можно строить рассуждение с опорой на одно произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
- Что собой представляют темы итогового сочинения?
- Темы разрабатываются в рамках открытых направлений, которые размещены на сайте ФИПИ. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.
- Итоговое сочинение — это сочинение по литературе?
- Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.
- Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?
- Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.
- В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»?
- Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно. (Критерии оценивания итогового сочинения).
- В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
- Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.
- Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
- Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.
План (структура) итогового сочинения 2020-2021
Прежде чем написать сочинение, задумаемся:
- Как писать итоговое сочинение?
- Какой алгоритм написания сочинения?
- Какие аргументы, тезисы, цитаты использовать в работе?
Структура итогового сочинения
Любое сочинение состоит из трех частей:
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
- Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы
- Микpoвывoд
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 3
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы
- Микpoвывoд
III. Заключение (60-70 слов)
Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
- объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
- ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
- тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли… » и т. д.,
- тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
- тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + 1 Аргумент
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
- По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
- Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
- Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
- Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
- привести из литературных источников.
- выделить в отдельный абзац.
- в конце каждого абзаца написать микровывод.
- к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
- если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
- Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
- Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
- Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение:
- Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
- Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
- Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
- Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.
Клише для итогового сочинения 2020-2021 по литературе
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.
Клише к итоговому сочинению:
Для вступления
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
Для перехода к основной части
- В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
- Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
- Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
- Обратимся к произведениям художественной литературы
- За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
- Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Для тезисов
- Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
Для аргументов
Обращение к произведению
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
- Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
- Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
- Вспомним героя повести… (автор, название).
- Обратимся к роману… (автор, название).
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента:
- Автор повествует о…
- Автор описывает…
- Поэт показывает…
- Писатель размышляет о…
- Писатель обращает наше внимание…
- Писатель заостряет наше внимание на …
- Он акцентирует внимание читателя на…
- Этот поступок героя говорит о …
- Мы видим, что герой поступил так потому…
- Автор показывает, к каким последствиям привело…
- Этому герою/поступку автор противопоставляет…
- Писатель осуждает…
- Он ставит нам в пример…
- Автор подчеркивает…
- Автор утверждает…
Промежуточный вывод:
- Писатель считает, что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
- Мы можем прийти к выводу…
Для заключения
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Невольно напрашивается вывод…
- Таким образом, мы приходим к выводу: …
- Итак, можно сделать вывод, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- Хочется верить, что…
- Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
- (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
Итоговое сочинение: 25 важных вопросов и ответов
С чего начать подготовку к итоговому сочинению, которое пройдет в декабре 2020 года?
- Прежде всего с главных вопросов, которые волнуют всех учащихся.
- Все о 5 направлениях итогового сочинения 2020-2021 от ФИПИ
1. Итоговое сочинение что это?
- это классическое школьное сочинение по литературе, которое ученики учатся писать на протяжении всего обучения.
2. Когда пишут итоговое сочинение?
- 2 декабря 2020 года (основная дата).
3. Сколько времени дается на итоговое сочинение?
- Итоговое сочинение пишут 3 часа 55 минут (235 минут).
- Одиннадцатиклассники, которые имеют ограничения в силу физических и психологических возможностей, пишут сочинение(либо изложение) на 90 минут дольше.
4. Как заполнять бланк итогового сочинения?
- Правила заполнения бланков Итогового сочинения (изложения) от Рособрнадзора с сайта ФИПИ.
5. Во сколько проводится экзамен?
- Сама процедура начинается в 10:00 (время одинаково для всех российских регионов).
6. Что можно взять с собой на экзамен?
- нельзя приносить с собой смартфоны, телефоны, другие средства связи, аппаратуру, которая может воспроизводить фотоизображения и видеофайлы, личные записи, заметки и т.п. Так как аудитории могут быть оборудованы металлоискателями, камерами и стройствами, подавляющими сигнал.
- можно взять — 1. ручка с черной пастой (гелевая или с капиллярным сержнем); 2. документ, удостоверяющий личность выпускника; 3. при необходимости – еда и лекарства.
- будет право пользоваться толковыми и орфографическими словарями.
7. Из чего состоит итоговое сочинение?
- Итоговое сочинение состоит из 3 частей:
I. Вступление – формулировка темы. (Вступление занимает первый абзац, который должно быть чётким и лаконичным.
II. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения. (4 абзаца, с примерами из литературных произведений. Схема второй части: тезис – литературный аргумент- мини-вывод.
III. Заключение – обобщение ваших мыслей. (Последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению)
8. Сколько слов должно быть в итоговом сочинении?
- Рекомендуется – 350 слов; Минимум – 250 слов.
9. Сколько абзацев должно быть в итоговом сочинении?
- Каждая микротема в сочинении – отдельный абзац. Не менее 4 абзацев: вступление, два аргумента из литературы, заключение;
- Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.
10. Как оформлять цитаты и какой должен быть их объем?
- После каждой цитаты обязательно указывайте в скобочках автора и произведение, на которое ссылаетесь. Прямые цитаты заключаются в кавычки. Прямые и косвенные цитаты не должны превышать 50% вашего текста.
11. Сколько в итоговом сочинении должно быть аргументов?
- привести хотя бы один литературный аргумент. Можно брать книги российских и зарубежных авторов.
12. Что нужно сделать, чтобы поставили зачет?
- сочинение должно удовлетворять первому и второму критериям (они обязательные) и дополнительно удовлетворять одному из оставшихся критериев. Критерии оценивания итогового сочинения.
13. Что делать если получаете за итоговое сочинение «незачет», или по тем или иным причинам бывает вынужден пропустить аттестацию?
- Выпускник может пересдать аттестацию — в февраля и мая 2021 года (дополнительные сроки).
14. Кто может пересдать итоговое сочинение?
- Ученики, не справившихся с аттестацией с первого раза, т.е. получивших «незачет».
- Выпускники, которые были уличены на списывании или удаленных с аттестации за наличие запрещенных предметов.
- Ученики, которые не смогли закончить работу из-за плохого самочувствия и других причин, которые были подтверждены документально.
- Ребята, пропустивших день аттестации из-за уважительных причин.
15. Что будет если опоздаешь на экзамен?
- Вы имеете право пройти в аудиторию, однако инструкции озвучиваться не будут и время не будет продлеваться.
16. Для кого предусмотрена замена сочинения на изложение?
- дети с инвалидностью;
- учащиеся с ограниченными физическими и психическими возможностями;
- учащиеся старшей школы, освоившие образовательную программу в закрытых учебных заведениях с исправительным уклоном, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
- выпускники, обучавшиеся дома или на базах санаторных заведений одновременно проходящие лечение, реабилитацию и оздоровление.Необходимо наличие справки.
17. Какой срок действия результатов итогового сочинения?
- Как допуск к ЕГЭ результаты итогового сочинения будут актуальны бессрочно, то есть при любом желании сдавать ЕГЭ повторно тебе не нужно писать работу заново.
18. Где можно прочитать (посмотреть) свое итоговое сочинение?
- На официальном информационном портале ЕГЭ доступен сервис просмотра образов бланков итогового сочинения (изложения). Для просмотра изображения необходимо на официальном портале единого государственного экзамена во вкладке «Выпускникам 11 классов», зайти в раздел «Проверить результаты ЕГЭ» и перейти по ссылке «ознакомиться со своими индивидуальными результатами на специальном сервисе» или перейти по ссылке http://check.ege.edu.ru/.
19. Сколько баллов можно получить за итоговое сочинение?
- Всего можешь заработать 20 баллов.
20. Дополнительные баллы за итоговое сочинение при поступлении?
С порядком начисления дополнительных баллов вы можете ознакомиться на официальных сайтах вузов или в приемной комиссии. Максимальный балл, который может назначить вуз за сочинение – 10 баллов.
- от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
- от 5 до 6 – 1 балл;
- от 7 до 8 – 2 балла;
- от 9 до 10 – 3 балла;
- от 13 до 14 – 5 баллов;
- от 15 до 16 – 6 баллов;
- 17 – ровны 7 баллам;
- 18 – 8 баллам;
- 19 – 9 баллам;
- 20 – 10 баллам.
21. Где узнавать результаты итогового сочинения?
- В своей школе.
- На официальном сайте ЕГЭ запущен раздел с результатами ЕГЭ — check.ege.edu.ru.
- Регионы могут публиковать результаты ЕГЭ на своих сайтах.
22. Сколько хранится итоговое сочинение?
- результаты будут действительны для вуза без ограничения сроков.
23. Где учитывается итоговое сочинение
- Не во всех вузах учитываются результаты итогового сочинения. Ряд ведущих технических вузов страны, пользуется правом не начислять дополнительные баллы за итоговое сочинение.
- Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов.
24. Можно ли подать на апелляцию?
- На апелляцию подать не сможете. Участник имеет право подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.
Важно знать!
- Результаты итогового сочинения бессрочны. Их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.
Сегодня, 1 декабря, выпускники этого года по всей стране пишут итоговое сочинение. Оно является обязательным условием для допуска к ГИА. Этому событию педагог Римма Раппопорт посвятила публикацию , где разобрала распространенные ошибки из школьных сочинений, которые ничего кроме раздражения не вызывают. А ещё — дала советы, как же писать эту работу так, чтобы радовать учителя. Сохраните в закладки и покажите своим детям — пригодится!
Фото: из архива Риммы Раппопорт
Римма Раппопорт — учительница русского языка и литературы из Санкт-Петербурга, методист, автор книги «Читай не хочу. Что мешает ребёнку полюбить книги». Ведет популярный блог на «Яндекс. Дзен».
В детских сочинениях попадаются разнообразные, порой забавные ошибки. За возможность посмеяться я ученикам всегда благодарна, но регулярно встречаются в сочинениях ошибки и ходы, которые чудовищно раздражают. О них и расскажу.
5 самых противных ошибок в сочинениях
1. В таком-то году такой-то писатель написал великий роман такой-то…
Вы только что прочитали типичное начало сочинения. Прелесть такого вступления в том, что его можно использовать примерно всегда. Достоевский, Толстой, Тургенев… какая разница? Главное, чтобы роман был великим, а этого добра у нас в школьной программе навалом.
Вообще, вступительная фраза, не имеющая отношения непосредственно к теме сочинения и позволяющая начать издалека, сильно переоценена.
Мой совет: все необязательные предложения, которые можно заполнить чем угодно, лучше нещадно выбрасывать.
2. Автор рассуждает о проблеме.
Спасибо ЕГЭ: теперь у нас авторы только о проблемах и рассуждают, в крайнем случае тему затрагивают. А больше ничего не успевают: проблем-то выше крыши. Такой подход чудовищно упрощает художественный текст.
На уровне темы-проблемы ещё кое-как можно говорить о публицистике, но не идти глубже при разборе литературного произведения — значит ничего в нём не понять. Всё живое и прекрасное, что делает с человеком литература, она делает средствами куда менее заметными и куда более изящными, чем прямое рассуждение о проблемах.
В противном случае можно было бы некоторые романы дальше названия не читать: и так понятно, какие проблемы занимают Толстого в «Войне и мире» или Тургенева в «Отцах и детях».
3. Автор хотел показать нам.
Чего только не показывает нам (именно нам, для нас же писалось) автор! Создаётся впечатление, что писателей занимают не их герои, не попытка, высказываясь, найти ответы на экзистенциальные вопросы, а суровая необходимость пронести сквозь века мораль, адресованную персонально Васе Пупкину из 10-го «Б».
Вот бы вместо бессмысленной игры «Угадай, что хотел сказать автор» видеть в сочинениях анализ текста и стремление отыскать ответы на те самые экзистенциальные вопросы вместе с писателем.
Фото: olia danilevich, Pexels
4. Одни люди думают так, а другие так.
«Что такое счастье? Все люди понимают это по-разному». Мысль глубокая — не хуже утверждения, что кто-то любит кофе с сахаром, а кто-то — без. Одно дело — сравнить точки зрения противопоставленных друг другу героев. И совсем другое — поведать учителю, что мир делится приблизительно пополам и у всех в нём всё по-своему.
Так что этот ход надежнее пропустить и сразу перейти к более содержательным размышлениям.
5. Мне очень понравился роман такой-то, он заставил меня о многом задуматься.
В большинстве случаев такое мощное эмоциональное заключение свидетельствует о двух вещах: ребёнок понял, что сочинение пора завершать, ребёнок думает, что учитель ждёт именно такой «позитивной» реакции на прочитанное (скорее всего, не такое уж прочитанное) произведение.
Я, к слову, не жду. Мне вообще непонятно, зачем отвлекаться от основного текста и перескакивать на искусственные оценочные суждения. Учитель же по самому сочинению и по его качеству увидит, понравилась ли ученику книга. Если она ученику никак, это точно бросится в глаза. Один из верных признаков «никака» — громкие фразы о сильном впечатлении, произведённом книгой.
А что не так со штампом «заставляет задуматься»? Разве не заставляет? Беда в том, что задуматься заставляет любой текст, даже этикетка на освежителе воздуха. Тут как с «понравилось/не понравилось» в конце сочинения. Жанр сочинения вообще предполагает, что ученик задумается и распишет свои мысли на несколько страниц.
Поверьте, если ребёнок задумался, учитель не пройдёт мимо. Сообщать об этом дополнительно не нужно.
Как научиться писать сочинение?
Как же тогда не раздражать и даже радовать учителя литературы своим сочинением?
- Быть ближе к тексту, но не перебарщивать с пересказом.
- Уместно цитировать не ради самого факта цитирования.
- Уходить от громкости и пафоса в сторону вдумчивости и конкретики.
- Относиться к сочинению как к поиску, движению, а не конструктору.
Ну или хотя бы не списывать.
Источник: блог Риммы Раппопорт.
Сочинение- рассуждение . ⇐ 8 класс
Информация
Уважаемые школьники!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано
-
Автор темы
Dmitry 15
- старший писарь
- Всего сообщений: 14
- Зарегистрирован: 12.02.2015
- Образование: школьник
- Откуда: ЧЕЛЯБИНСК
Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Dmitry 15 »
На дом было задано сочинение по высказыванию Д.С. Лихачёва.:»Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения».В школе на это сочинение даётся 3 часа.Если на дом.обуч,как я,то ни одного.Т.е я сам должен сам во всём разобраться.Но ничего не получается .Помогите хотя бы с одним аргументом.
-
Дзержицкий Владимир
- поэт не про заек
- Всего сообщений: 127
- Зарегистрирован: 10.01.2015
- Образование: студент
- Откуда: Белоруссия
- Возраст: 31
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Дзержицкий Владимир »
Язык в данном случае, насколько я понял, это «манера выражения, свойственная кому-либо» (Толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой). Ну, язык зависит от того, какой человек внутри, какие у него нравственные качества. Уважает он всех, или не всех, или, может, вообще никого. Я бы добавил, что и внутренняя, мысленная речь тоже характеризуется манерой выражения.
«[Бог] прекращает войны до края земли, ломает лук и разрубает копье, колесницы сжигает огнем» (Псалтырь).
-
ИМЯ
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1607
- Зарегистрирован: 20.02.2013
- Образование: среднее
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
ИМЯ »
Dmitry 15:сочинение по высказыванию Д.С. Лихачёва
Дмитрий, разместите фразу в поисковик — там есть подсказка..
-
Розен
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4458
- Зарегистрирован: 16.04.2011
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: безвременно безработный
- Откуда: Волжский, Волгоградской, Россия
- Возраст: 63
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Розен »
Дзержицкий Владимир:и внутренняя, мысленная речь тоже характеризуется манерой выражения.
Помните, как в «Семнадцати мгновениях весны»?
–- Как ты думаешь рожать, девочка? –- спросил Штирлиц, когда Кэт перестала играть.
–- По-моему, нового способа еще не изобрели, –- улыбнулась женщина.
–- Я говорил позавчера с одним врачом-акушером… Я не хочу вас пугать, ребята… –- Он подошел поближе к Кэт и попросил: –- Играй, малыш, играй. Я не хочу вас пугать, хотя сам здорово испугался. Этот старый доктор сказал мне, что во время родов он может определить происхождение любой женщины.
–- Я не понимаю, -– сказал Эрвин.
Кэт оборвала музыку.
– Не пугайся. Сначала выслушай, а после станем думать, как вылезать из каши. Понимаешь, женщины-то кричат во время родов.
–- Спасибо, –- ответила Кэт, –- а я думала, они поют песенки.
Штирлиц покачал головой, вздохнул.
–- Понимаешь, они кричат на родном языке. На диалекте той местности, где родились. Значит, тебе предстоит кричать «мамочка, помоги» по-рязански…
А ещё люди думают… Где-то я читал, что ты не владеешь языком в достаточной мере, если ты на нём не думаешь… Слово несёт образ. И даже фамилия Есенин на русском и армянском будет звучать почти одинаково, но выглядеть по-разному — для того, кто думает… А то ещё Гоголь… Для меня он — Великий Украинский Русскоязычный Писатель… Вечера на хуторе близ Диканьки… Будем спрашивать у украинцев? Или соблюдём перемирие?
Я так думаю, м?
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Марго »
Юлиан Семенов:Значит, тебе предстоит кричать «мамочка, помоги»
По-моему, это прокол у Юлиана Семенова. Женщины во время родов совсем не обязательно кричат «словами», а просто вытье («Ааааа! Ооооо!») на любом языке одинаково. Тем более что это шпионка и находится в сознании, с чего бы ей вдруг маму звать? А в бессознательном состоянии и вовсе ничего не выкрикнешь.
А Семенов на этом целую линию построил. Поворотную линию.
-
Дзержицкий Владимир
- поэт не про заек
- Всего сообщений: 127
- Зарегистрирован: 10.01.2015
- Образование: студент
- Откуда: Белоруссия
- Возраст: 31
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Дзержицкий Владимир »
Марго, в бессознательном состоянии люди произносят слова иногда. Разговор во сне, например.
Русь своих не бросат, я не смотрел этот сериал, хоть и много хорошего о нём слышал. Можете спросить про Гоголя у меня, у меня мать украинка, и в Кременчуге, что в Полтавской области, я жил очень долго. Правда, о Гоголе знаю только… Ну, не больше, чем знаю. По поводу цитаты из «Семнадцати мгновений весны»… Речь о том, что если в повседневной жизни человек может говорить на иностранном языке без акцента, то на пределе возможностей организма русское произношение проявит себя?
«[Бог] прекращает войны до края земли, ломает лук и разрубает копье, колесницы сжигает огнем» (Псалтырь).
-
Елена
- —
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Елена »
Dmitry 15:Помогите хотя бы с одним аргументом.
Вам помочь с аргументами из текста или из личного опыта?
«Мы с тобой одной крови: ты и я!» Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Марго »
Дзержицкий Владимир:Марго, в бессознательном состоянии люди произносят слова иногда.
Ну, в любом случае, там Кэт в бессознательном состоянии не была.
-
Автор темы
Dmitry 15
- старший писарь
- Всего сообщений: 14
- Зарегистрирован: 12.02.2015
- Образование: школьник
- Откуда: ЧЕЛЯБИНСК
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Dmitry 15 »
Елена:Вам помочь с аргументами из текста или из личного опыта?
Можно и из личного ,или привести пример из произведений по лит-ре,но не дальше 8 кл.
-
ИМЯ
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1607
- Зарегистрирован: 20.02.2013
- Образование: среднее
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
ИМЯ »
Дзержицкий Владимир:в бессознательном состоянии люди произносят слова
По-моему надо писать «в бесчувственном», а не в «бессознательном» состоянии.
-
Елена
- —
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Елена »
Полагаю, здесь можно написать о взаимопонимании между людьми. Язык помогает понимать друг друга. Наверное, пример можно взять из «Капитанской дочки». Три часа на разбор данной темы? Или на написание только сочинения?
«Мы с тобой одной крови: ты и я!» Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
ИМЯ
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1607
- Зарегистрирован: 20.02.2013
- Образование: среднее
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
ИМЯ »
Dmitry 15:Можно и из личного ,или привести пример из произведений по лит-ре,но не дальше 8 кл.
По-моему, это задание — тест для кандидатов в экзаменующиеся по ЕГЭ. Но не важно.. Вы воспользовались моим советом?
-
Автор темы
Dmitry 15
- старший писарь
- Всего сообщений: 14
- Зарегистрирован: 12.02.2015
- Образование: школьник
- Откуда: ЧЕЛЯБИНСК
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Dmitry 15 »
ИМЯ:По-моему, это задание — тест для кандидатов в экзаменующиеся по ЕГЭ. Но не важно.. Вы воспользовались моим советом?
Да ,воспользовался и всё написал.Спасибо всем за участие!
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 0 Ответы
- 3205 Просмотры
- Последнее сообщение Азат
-
- 2 Ответы
- 6739 Просмотры
- Последнее сообщение Марго
-
- 2 Ответы
- 2743 Просмотры
- Последнее сообщение hhfcj
-
- 4 Ответы
- 6297 Просмотры
- Последнее сообщение Гость
-
- 9 Ответы
- 2060 Просмотры
- Последнее сообщение Gapon
Сочинение! Это слово одинаково пугает и детей, и их родителей. На самом деле такую форму работы мало кто любит из ребят! Описывать ситуации, в которые попадаем каждый день, размышлять над вопросами, придумывать истории — все это вызывает у школьников определенные трудности.
Что же делать, если сочинение заявлено как обязательное задание на экзамене в 9 и 11 классах? Да еще и промежуточная аттестация — итоговое собеседование и итоговое сочинение – предполагают умение учащихся строить развернутое высказывание. Без сомнения, учить!
Если следовать логике обучения, то к 9 классу ученики должны владеть навыками связной речи в письменной и устной форме: уметь составлять тексты описание, повествование, рассуждение. Начинаем данную работу с 5 класса. Уроки русского языка и литературы, а сейчас родного языка (русского) и родной литературы (русской) позволяют сформировать данный навык. Это не только часы, когда мы занимаемся развитием речи! На уроках русского языка этот навык следует формировать и при отработке орфографических и пунктуационных норм, когда ученики должны уметь объяснить орфограмму или пунктограмму, построив связное высказывание на лингвистическую тему. А если в процессе работы ученики работают со связным текстом, то следует не только проговорить «пропущенные буквы и знаки препинания», но и поработать над развитием коммуникативных умений учащихся. Обязательно предложите им следующую работу:
— придумайте заголовок к тексту;
— составьте план;
— перескажите текст (сжато или подробно);
— придумайте начало или продолжение истории (это задание можно предложить в качестве домашней работы);
— ответьте на вопрос по формуле: «Я думаю, что…, так как…»
— отредактируйте деформированный текст («разукрасьте текст»): добавьте, где это необходимо, прилагательные, или эпитеты, или сравнения, или причастные обороты и т.д.
Такая работа, несомненно, даст результаты! Если начинать с 5 класса, когда тексты для работы предлагаются небольшие, то ученики с радостью включаются в данную работу. Дети в этом возрасте раскрепощены, они не боятся ошибаться, придумывают яркие заголовки, иногда, конечно, нелепые и смешные! Быстро и достаточно подробно запоминают текст и легко его пересказывают. Такая работа станет для учеников не только интересной, но и любимой. Ее легко выполнять, они получают хорошие оценки! В 6 и 7 классах тексты усложняются, и в русском языке, и в литературе. Если не вести предварительную работу, а начинать сразу требовать результат, то такая работа вызовет негативные эмоции. Поэтому в 6 и 7 классах продолжаем работу и включаем тексты научного стиля. Например, в учебнике М.М.Разумовской Русский язык 6 класс есть тема «Употребление имен существительных в речи». Ознакомительный материал дан для учащихся в объёме половины страницы. Как можно поработать с этим материалом? Способ первый: прочитать и переходить к выполнению упражнений. Я думаю, торопиться не стоит! Предложенный текст насыщен словами с отвлеченным значением, например, наименование, употребление, выразительность и т.д.; и знакомыми ученикам терминами: имя существительное, слова — синонимы, слова – антонимы, переносное значение. Работа с таким текстом непростая для учеников. Предложите им озаглавить текст, составить план, подобрав для каждого пункта, где необходимо, пример. Запишите примеры на доске и попросите учеников пересказать текст, можно по абзацам, можно весь, это зависит от подготовленности класса. Сделайте данную форму работы постоянной — материал «Употребление имен прилагательных в речи», «Употребление глаголов в речи» и т д представлен на протяжении изучения всех частей речи. Такая работа обогатит словарный запас учащихся, станет первым шагом в подготовке к итоговому собеседованию.
Однако стоит отметить, что сочинение на ОГЭ имеет свои особенности (задания 9.1, 9.2, 9.3). Задание 9.1 ученики выбирают редко: они не всегда правильно понимают предложенную цитату, часто не знают точного определения понятия, поэтому в качестве примеров из текста иногда приводят вместо метафоры эпитет или вообще словосочетание в прямом значении. С этим заданием надо работать долго и целенаправленно, и все равно, на мой взгляд, оно не под силу всем учащимся.
Остановимся на задании 9.3, это сочинение выбирают большинство школьников на ОГЭ. Задание звучит так: «Как Вы понимаете значение слова …? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «..», взяв в качестве тезиса данное Вами определение». На мой взгляд, подготовка к этому заданию начинается с работы над монологическим ответом итогового собеседования. Я ориентирую учащихся на рассуждение, хотя, без сомнения, готовлю и к описанию фотографии, особенно слабых учащихся, и к повествовательному тексту.
Почему же рассуждение? Формула «тезис — аргумент: объяснение + пример – вывод» знакома учащимся с 5 класса. Она не позволит учащимся «сбиться с данного типа речи» в процессе рассказа, а принцип нанизывания аргументов обеспечит 10 предложений без грубых логических ошибок! Все это позволит ученику получить 3 балла за монологический ответ!
В качестве примера приведу несколько вопросов, предлагаемых ученикам на итоговом собеседовании (часть 2, задание — монологический ответ). Вопросы взяты из книги Русский язык. 9 класс. Итоговое собеседование/ Л.И. Мальцева – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2019.
— Что такое успех?
— Какую роль играет книга в жизни человека?
— Что такое патриотизм?
— Почему между отцами и детьми возникают конфликты?
По регламенту экзамена на подготовку к ответу даётся одна минута, написать текст за это время невозможно. Чтобы не сбиться в ответе, рекомендую ученику составить схему: ТЕЗИС – заявлен в вопросе, его не надо переписывать, только ключевое слово. Далее АРГУМЕНТЫ – пишем только ключевые слова, раскрывающие тезис и наталкивающие на пример. Таких фраз надо привести минимум четыре, если каждый аргумент будет состоять из двух предложений.
Например, ответим на вопрос «Почему между отцами и детьми возникают конфликты?» — данный вопрос – тезис.
Аргументы:
- Разные интересы. (Я хочу играть в футбол, родители – чтобы я занимался только учебой)
- Разные цели (я хочу быть футболистом, родители видят меня юристом)
- Разное отношение к моде (мама предпочитает классику, я нет)
- Нас интересуют разные книги, фильмы и т д
- Родители не понимают серьезности некоторых профессий, например, блогер и т д
Итогом рассуждения может быть мысль, что необходимо прислушиваться друг к другу и идти на компромисс, так как конфликт ведет к ссоре.
Самое трудное в данной работе — ученики не всегда способны записать ключевые слова, им привычнее работать с предложениями. Но на это нет времени! И тогда ребенок начинает паниковать, теряется в ответе и «проигрывает» задание. Поэтому учащихся следует с 5 класса приучать к составлению плана, к «коротким записям», опираясь на которые они смогли бы построить высказывание.
Ориентируя учеников на составление рассуждения на итоговом собеседовании, мы создаем для них своеобразную основу написания сочинения 9.3 на ОГЭ. Посмотрим на задание 9.3 ОГЭ: (задания взяты из книги Русский язык. 9 класс. ОГЭ 2020/ Л.И.Мальцева П.И.Нелин, Н.М.Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2020.)
— Что такое добро?
— Как вы понимаете значение слова патриотизм?
— Как вы понимаете значение слова забота?
— Как вы понимаете значение слова мечта?
Как видно, сочинение 9.3 ОГЭ похоже на задание монологического ответа итогового собеседования. Для сочинения 9.3 требуется два аргумента: один — из приведенного текста, другой — на основе жизненного опыта. В итоговом собеседовании количество аргументов из жизненного опыта учеников не ограничено, значит, этот навык уже отработан! Остается подобрать второй аргумент – из текста, то есть проанализировать и объяснить нужный эпизод.
Итак, мы выяснили, что принцип построения текста (тезис – аргументы — вывод) одинаковый в испытаниях, которые проходят девятиклассники! И эта знакомая ученикам работа позволяет им поверить в свои силы, не бояться сочинения, успешно справиться с итоговой аттестацией по русскому языку в 9 классе!