С чего начать итоговое сочинение 11 класс

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. оно одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. о том,

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

5  декабря все ученики 11 классов пишут итоговое сочинение.
Выпускнику предлагается пять тем сочинений, из которых ему нужно
выбрать одну. Конкретные темы становятся известны за
15 минут до начала экзамена
.

В 2017/2018 учебном году даны http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/News/itogovoe.jpg следующие направления: «Верность и измена»«Цели
и средства»
«Смелость и трусость»«Равнодушие и
отзывчивость»
, «Человек и общество»

Данное сочинение было введено совсем недавно, поэтому многие выпускники
задаются вопросом: «Как же писать это сочинение?». Для получения зачёта по
сочинению необходимо, чтобы выпускник раскрыл предложенную тему,
написав не менее 250 слов, и привёл хотя бы один
литературный аргумент

Если вы ищете короткую инструкцию по написанию итогового сочинения,
то вот она:

1) Написать Введение, в котором нужно плавно подвести читателя к
тому, что Вы будете доказывать в Основной части.

2) Написать Основную часть, в которой нужно доказать своё мнение
с помощью литературных аргументов.

3) Написать Заключение, которое содержит главный вывод всего
сочинения.
Если Вы ищете подробную инструкцию по написанию сочинения,
то приступаем:
При подготовке к сочинению учащиеся часто спрашивают: можно ли
готовиться только по одному из заявленных тематических направлений
? Наш
ответ: нет, нет и нет! А если конкретная тема покажется вам
сложной? Вы попадёте в затруднительное положение: не сможете перестроиться и
подобрать необходимый материал.

1. Алгоритм работы над сочинением

Первым делом необходимо выбрать тему. При выборе темы сочинения
главное – иметь ввиду, что СОЧИНЕНИЕ БЕЗ ЛИТЕРАТУРНОГО АРГУМЕНТА
ОЦЕНИВАЕТСЯ НУЛЁМ БАЛЛОВ
. Поэтому не стоит выбирать тему, в
рамках которой вы не сможете сформулировать литературный аргумент
, подтверждающий
вашу позицию по проблеме. Если вы можете привести аргументы в рамках
нескольких тем, то выбирайте самую понятную и простую тему. 

Писать сочинение вы можете по следующему алгоритму:

http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/_nw/2/s10618444.jpg

2. Как работать с черновиком и планом сочинения

Черновик — это листы для предварительных, черновых записей.
Черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке
сочинения. 

Существуют различные способы работы с черновиком. Одни выпускники
привыкли полностью писать текст на черновике, а затем после
правки переносить его в чистовик. Другие предпочитают работать с
отдельными частями
: сначала написать законченный фрагмент на черновике, а
затем, отредактировав его, переносить в чистовик. Некоторые сразу
записывают текст в чистовик
. Последний способ нежелателен: текст всё
равно потребует правки, а исправления в чистовике сделают работу
неаккуратной
. К тому же, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, на всё
сочинение даётся почти 4 часа; этого времени хватит, чтобы
переписать сочинение даже несколько раз. 

На этапе выбора темы вы можете набросать на черновике названия
художественных произведений
, необходимых для раскрытия темы. После того
как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис —
мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться
от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались
изначально выбранной мысли
 и отвечали на поставленный вопрос

Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения.
Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис
— это поможет вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал
будет вспомогательным — его можно будет использовать для пояснения,
конкретизации, аргументации основной мысли.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов
значения не имеет):

http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/_nw/2/s60512113.jpg


Например, раскрывая тему «Какой должна быть цель жизни?», можно
нарисовать такую схему:
http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/_nw/2/s39037922.jpg

Работа над сочинением едва ли возможна без построения
плана. План сочинения — это концепция и структура вашей
работы, кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в
сочинении. План — это последовательность ваших мыслей, это ваши доводы и
доказательства в работе — другими словами, всё то, что делает сочинение
сочинением. Первые наброски плана могут содержать отдельные мысли. Функцию
плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика
развёртывания мысли. Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в
котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты,
достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические
переходы между частями. 

Приведём два примера составления плана:


http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/_nw/2/s95341381.jpghttp://xn--80aff1fya.xn--p1ai/_nw/2/s97404796.jpg

3. Работа над композицией сочинения

Критерием оценки сочинения №3 является композиция,
т.е. смысловая целостность сочинения, насколько
продумано построение
 работы. 

Традиционно выделяют три части сочинения: 
1) введение, задача которого — ввести в тему, дать
предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной
темой; 
2) основная часть, в которой непосредственно раскрывается тема
сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного
произведения; 
3) заключение, в котором подводится итог, обобщается написанное.


Отсутствие в сочинении одного из этих элементов композиции
рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении
баллов. 

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом: 

Введение

Подготовка
к восприятию основных мыслей работы

Основная
часть

Тезис
1

Доказательства, примеры (один или несколько)
Микровывод (обобщение написанного)
Логический переход к новой мысли

Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Логический переход к новой мысли

Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод

Заключение

Обобщение
по всей теме. Выводы (если их несколько, то каждый вывод пишется с новой
строки)

3.1.  Как писать введение 
Варианты введения

Вид введения

Описание

Пример

Историческое

Предполагает
краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических,
нравственных, политических или культурных особенностей того времени.

XX
век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных
заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем
— нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и
культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала XX
века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт,
любовь — всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека,
требовала, ломала, подчиняла… Куда идти? Каких держаться истин? Все эти
вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей. 

Аналитическое

Может
содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война,
совесть, милосердие и т.п.).

Согласно
толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по
отношению к чему- либо или кому-либо, способность твёрдо, непоколебимо
выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству,
предательству, измене, обману. Верность не ждёт ничего взамен, о ней не
договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь
то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями,
верой.

Биографическое

Содержит
факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к
поднятой в нём проблеме.

Вся
жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.Н. Толстого — это
бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через
ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на
минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для
ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы
обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

Цитатное

В
своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме
сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли.

«Равнодушие
— это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона
Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей.
Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты,
безразличия, с которым всё чаще приходится сталкиваться в обществе?

Личностное

Предполагает
заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения.

Я
не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует
меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего
времени и своего поколения…

Введение должно быть не очень большим. Следите за
тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу
и стилистически.

3.2 Как писать основную часть

Основная часть — это проверка того, насколько верно
понята тема
. Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию
конкретной темы
, поэтому здесь особенно сложно давать какие-то
универсальные рецепты. 

Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста
на абзацы
. Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац
должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с
одной идеи и заканчиваться другой
. Предложения должны быть логически
связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у
читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится
возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац
не согласован, предложения не следуют логически друг за другом. Новый
абзац — это новая мысль
, так или иначе связанная с
предыдущей
, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от
одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания
для выражения связи между абзацами: 
● вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и
др. (последовательность развития мысли)
● однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения
противоречия, противопоставления)

● следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме
того, к тому же
 (причинно-следственные отношения)
● обратимся к…, вспомним также, остановимся на…, перейдём
к…,необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть…
(переход
от одной мысли к другой)

● итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё
сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать…
 (итог,
вывод)
.

Использование литературных аргументов

В сочинении необходимо использовать литературный материал для
построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции,
поэтому от вас потребуется знание содержания художественных произведений и
умение правильно включать литературный материал в текст своего
сочинения. 

При аргументации вашего мнения следует избегать изложения сведений, не
имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст
литературного произведения.

3.3 Как писать заключение 
Варианты заключения

Вид заключения

Описание

Пример

Обобщение
написанного

Самая
типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы
возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и
эмоционально.

Итак,
как подсказывает нам история и художественная литература, высокая жизненная
цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даѐт
остановиться на пути вечного стремления к идеалу.

Риторический
вопрос

Вопросительное
предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает
читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её
актуальность.

Итак,
настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда
нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь
наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы?

Призыв
к читателю

Призыв,
обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают
читателя изменить своё отношение к проблеме.

Завершая
своё сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой: посмотрите вокруг себя,
подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи,
просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным
эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим?

Цитата

Следует
помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно
быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль.

Бернард
Шоу однажды сказал, что равнодушие – это величайший грех против ближнего.
Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной
литературы, именно равнодушие постепенно внутренне опустошает человека,
обрекая его на одиночество.

Заключение должно подводить итог всей вашей работе,
логично завершать ваши размышления над темой сочинения.
Заключение, как и введение, должно быть органично связано с основным
текстом. 
Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение аргументов, как
это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая
информация, имеющая обобщающий характер
.

4. Типичные ошибки в сочинении

Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5
«Грамотность»
. Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в
сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:

http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/_nw/2/s38353362.jpg

Фактические ошибки

Фактическая ошибка — это искажение информации о
событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

Вид
ошибки

Пример

1

Искажение
жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий, авторства
произведений и т.д.)

Живя
за границей
, Пушкин ни на минуту не забывал о
родине.
 (Пушкин никогда не бывал за границей)

2

Искажение
информации художественного произведения (названий, имён героев и т.д.)

В романе
«Отцы и дети» И.С. Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове,
который примкнул к нигилистам. 
(Речь
идёт об Аркадии Кирсанове)

3

Неверная
интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведения

Когда
вернулся Тихон, Катерина проговорилась ему и свекрови о
своих встречах с Борисом.
 (Катерина
прилюдно кается в своём грехе, а слово проговориться означает
«нечаянно сказать то, чего не следовало говорить»)

Речевые ошибки

Речевая ошибка — это нарушение норм употребления и
сочетаемости
 слова.

Вид ошибки

Пример

1.

Употребление
слова в несвойственном ему значении

Если
мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.

2.

Нарушение
лексической сочетаемости слов

Кабаниха
старается казаться добродетельной и несколько праведной женщиной.

3.

Смешение
паронимов

Детство
Максима Горького прошло в бедноте.

4.

Неразличение
синонимичных слов

Рабочие
за свой труд получали жалкую плату, которой не хватало даже на корм.

5.

Употребление
слов иной стилистической окраски

Кулигин поначитался стихов
Ломоносова и Державина.

6.

Неоправданное
употребление просторечных, жаргонных слов

Плюшкин зациклился на
почве жадности.

7.

Употребление
лишних слов

Иван
Денисович привык беречь каждую минуту времени.

8.

Употребление
рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

Писатель подробно описывает своего
героя.

9.

Неоправданное
повторение слова

Автор создаёт
образ столичного города. Автор показывает людей, погружённых
в будничную суету.

10.

Ошибки
при употреблении фразеологизмов

Глава
«Сон Обломова» играет большое значение в художественной
структуре романа.

11.

Неудачное
употребление местоимений

Это
произведение написал В. Астафьев. В нём затрагивается множество
актуальных проблем.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой
единицы
: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки
связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы — словообразовательной,
морфологической, синтаксической.

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное
словообразование

Упрямость вместо упрямствонадсмехаться вместо насмехаться.

2

Ошибочное
образование формы существительного

Земные недры вместо недраопытные шофера
вместо шофёры.

3

Ошибочное
образование формы прилагательного

Более ярче вместо более яркийсамый важнейший
вместо самый важный.

4

Ошибочное
образование формы числительного

Более пятиста вместо пятисот.

5

Ошибочное
образование формы местоимения

Ихней помощи вместо их помощи.

6

Ошибочное
образование формы глагола, причастия, деепричастия

Заказует вместо заказываетездиют вместо ездятнакормящий вместо кормящий или накормивший.

7

Нарушение
согласования

Я
благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты»
 (правильно: людям, воспитавшим в
себе…
)
.

8

Нарушение
управления

Я
хочу привести к примеру Петра I
 (правильно: привести в пример)Многие
люди не имеют своё мнение
 (правильно: не
имеют своего мнения
)
.

9

Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым

Все,
кто совершают подвиги, следуют зову сердца
 (правильно: Все, кто совершает…).

10

Нарушение
способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все
были рады, счастливы и весёлые
 (правильно: … и веселы).

11

Ошибки
в построении предложения с однородными членами

Автор не
только
 осуждает жестокость, а также призывает нас
делать добро
 (неправильная пара
союзов; правильно: не только, но и)
.

12

Ошибки
в построении предложения с деепричастным оборотом

Вернувшись
домой, мне вспомнилась эта история
 (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться
к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю)
.

13

Ошибки
в построении предложения с причастным оборотом

Поставленная
проблема автором
 очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная
автором проблема
)
.

14

Ошибки
в построении сложного предложения

Рассказ
написан Александром Солженицыным, в котором поднимается
важная проблема…
(правильно: В
рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема…)

15

Смешение
прямой и косвенной речи

Не
случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими
спинами.
 (правильно: Не случайно герой говорит, что он
никогда не прячется за чужими спинами.
)

Часто причиной грамматических ошибок, особенно нарушения
согласования, является невнимательность при переписывании текста.
Необходимо правильно распланировать время, чтобы внимательно перечитать
текст сочинения
 и внести необходимые исправления. 

ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

1. Вступление.

2. Надо выявить и сформулировать проблему исходного текста.

Вариант первый.  Формулировка проблем текста в виде вопроса:

Какое влияние оказывает лень на человека, если он не противостоит ей? Именно эта проблема — в центре внимания А.П.Чехова в рассказе «Моя «она»».

Как влияет лень на чеховского героя, который, понимая ее «губительность», не желает расстаться с ней? Каковы последствия этого? Именно эти вопросы волновали А.П.Чехова при написании рассказа «Моя «она».

Какое влияние оказывает лень на становление личности? Именно над этой проблемой размышляет А.П.Чехов в юмористическом рассказе «Моя «она».

Как влияют человеческие «слабости» на формирование личности? Именно над этой проблемой заставляет задуматься читателя А.П. Чехов в своем рассказе «Моя «она».

Вариант второй. Формулировка проблем текста с использованием типовых конструкций, включающих слова «проблема, вопрос».Запомните: проблема чего? (Р.п.); вопрос о чем? (П.п.)     Типовые конструкции:

В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания(кого?) — (какая?) актуальная проблема (чего?)

Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?)

В анализируемом тексте автор рассматривает проблему чего?

В тексте рассматривается (анализируется, исследуется) проблема чего?

(если проблем несколько) В предложенном для анализа тексте автор рассматривает ряд важных проблем, наиболее значимой из которых является проблема, чего?

В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме, чего? (особо подробно останавливается на проблеме, чего?).

Одним из самых существенных вопросов, думается, является вопрос, о чем?

(если проблема вынесена в заголовок) Проблема (чего? какая?), поставленная (рассматриваемая) автором в этом тексте, звучит уже в самом его названии.

(если проблема только ставится) В предложенном для анализа тексте автор ставит вопрос: о чем?

(если проблема не рассматривается подробно) В предложенном для анализа тексте автор касается проблемы: чего?, ставит также вопрос, о чем?».

В тексте затрагивается также проблема: чего?

3. Наша следующая задача — прокомментировать сформулированную нами проблему.   Запомните: это не пересказ текста! Комментарий представляет собой «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме. Уместны такие «переходные предложения», как:

Проблему (чего; какую) автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев.

Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…)

Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на…

В литературе нет (не существует) единого мнения (точки зрения) по вышеизложенной проблеме.

Проблема (какая? чего?) по-разному решается исследователями. Одни рассматривают ее как… Другие, напротив,…

Проблема, поднятая автором, несомненно, вызывает интерес, потому что…

Проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о…

Проблема (чего) входит в широкий пласт (каких?) нравственно-этических (философских…) проблем.

Это одна из самых острых (злободневных, актуальных, важных…) проблем нашего времени.

Актуальность этой проблем  (ее актуальность) состоит в том, что… (обусловлена тем, что…)

В чем заключается сущность данной проблемы?

Разве не странно, что проблема…

Кто из нас не сталкивался с этой проблемой?

Остановимся на этой проблеме подробнее.

Рассмотрим эту проблему подробнее. Ее актуальность очевидна (не вызывает сомнений)…

Как ни странно (как ни удивительно), но эта проблема касается каждого из нас…

4. Мы должны определить и сформулировать позицию автора  по обозначенной выше проблеме.

Что значит сформулировать  авторскую позицию? Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то есть осознать и сформулировать: что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он все это написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? Чему учит текст?

Типовые конструкции:

Автор считает (полагает, утверждает), что

Автор подводит читателя к выводу о том, что

Автор заставляет читателя задуматься над чем

Автор отрицает, что

Автор иронизирует над кем (чем)

Автор осуждает кого (что)

Автор (не) соглашается с чем

Автор полемизирует с кем по какому вопросу

Автор разделяет мнение кого

Автор возражает кому в связи с чем

Автор опровергает что

Автор критикует кого

Автор обвиняет кого в чём

Автор разоблачает кого

Автор отстаивает что

Автор доказывает что

Автор убеждает кого в чём (автор убеждает в том, что)

Автор призывает к …, так как убеждён в том, что

Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции

Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно

Позиция автора по затронутым вопросам очевидна

Основная(главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том

Автор, ссылаясь на …. (приводя примеры), утверждает, что

Автор подводит читателя к выводу, выдвигая аргументы, подтверждающие, что (свидетельствующие о чём, касающиеся чего)

Рассуждая о …, автор сожалеет о том, что

5. Вы должны выразить свое мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора.

6. Первый аргумент.

7. Второй аргумент.

В своем ответе вы должны привести  аргументы, опираясь на ваш читательский опыт. Типовые конструкции:

С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.

Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Хочется, прежде всего подчеркнуть…

Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения (достойна уважения, не может не вызвать сочувствия у читателя…)

Вызывают возражения (сомнения) лишь некоторые положения авторской позиции. Во-первых,…

Трудно согласиться с …          

Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как…

Можете использовать и следующие конструкции:

Я (не) разделяю позицию автора (точку зрения автора), потому что, во-первых,…

Я (не) согласен с позицией (точкой зрения) автора, так как, во-вторых,…

Я полагаю (считаю), что…

Безусловно (конечно, разумеется, действительно, пожалуй, думаю, полагаю),…;

Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать…

Размышляя (раздумывая) над позицией автора, прежде всего хочется отметить…

Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…

В основном (практически во всем) соглашаясь с точкой зрения автора (разделяя точку зрения автора), хочется возразить ему лишь в одном…

Как ни удивительно (как ни странно), но трудно не согласиться с…;

Вряд ли кто осмелится возразить автору (не согласиться с точкой зрения автора)…    

Приведем пример…

Сошлемся, например, на…

Возьмем в качестве примера…

Сравним…

Сопоставим…

Во-первых, во-вторых, в-третьих,…

С одной стороны, с другой стороны, наконец…

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…

Никто (из нас) не будет отрицать, что…

Никто из нас не будет возражать против того…

Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…

Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…

Заметим: эта часть в вашем сочинении — особая: это «центр» вашего сочинения.

8. Заключение в вашем сочинении должно быть обязательно! Как правило, заключение — это логическое завершение ваших рассуждений о проблеме текста, авторской позиции, оно органично связано с проблематикой текста, в нем вы выражаете ваше личностно-эмоциональное отношение к авторской позиции.Типовые конструкции, используемые в заключении:

В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на)

В заключении сочинения хочется добавить

В заключение важно отметить (необходимо подчеркнуть)

Следует сказать (отметить, подчеркнуть)

Особо следует выделить (отметить)

Обобщая сказанное, можно сделать вывод

Итак,

Следовательно,

Таким образом,

Потому (поэтому)

Помните также о том, что это — последняя часть вашей работы, последний «аккорд» в вашем сочинении.

Время написания – 3 часа 55 минут. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет». Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Заявления принимаются на базе школы до 17 ноября 2021 г.

Тематические направления итогового сочинения 2021 – 2022 учебного года:

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема                                                                                                             
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

На официальном сайте https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie есть дополнительная разъяснительная информация.

Основной срок написания итогового сочинения в новом учебном году — 1 декабря 2021 года. Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам смогут написать сочинение в дополнительные сроки – 2 февраля и 4 мая 2022 года.

О порядке проведения итогового сочинения (изложения) на территории Вологодской области, о сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения) 2 февраля 2022 года

Информируем, что срок подачи заявления для участия в написании итогового сочинения (изложения) 2 февраля 2022 года завершается 19 января 2022 года.

Участниками итогового сочинения (изложения) 2 февраля 2022 года являются:

— выпускники прошлых лет;

— обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования;

— участники итогового сочинения (изложения), повторно допущенные к написанию итогового сочинения (изложения).

Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения):

— обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

— обучающиеся, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение установленных требований;

— обучающиеся, выпускники прошлых лет и обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

— обучающиеся, выпускники прошлых лет и обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения)

  1. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся XI (XII) классов.
  2. Изложение вправе писать следующие категории лиц:

— обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды;

— обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

— обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

  1. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря.
  2. Обучающиеся XI (XII) классов для участия в итоговом сочинении (изложении) подают заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения) в свою школу.
  3. Итоговое сочинение (изложение) проводится в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных Департаментом образования Вологодской области (далее – Департамент образования области).
  4. Департамент образования области определяет порядок проведения итогового сочинения (изложения) на территории Вологодской области в 2021-2022 учебном году, в том числе принимает решение о включении процедуры перепроверки отдельных сочинений (изложений) по итогам проведения итогового сочинения (изложения).

По решению Департамента образования области места проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.

  1. Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10 часов 00 минут по местному времени.
  2. Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков итогового сочинения (изложения). Рекомендуем не опаздывать на проведение итогового сочинения (изложения).
  3. Вход участников итогового сочинения (изложения) в место проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09 часов 00 минут по местному времени. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.
  4. Рекомендуется взять с собой на итоговое сочинение (изложение) только необходимые вещи:

— документ, удостоверяющий личность;

— ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);

— лекарства и питание (при необходимости);

— специальные технические средства (для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов) (при необходимости).

Иные личные вещи участники итогового сочинения (изложения) обязаны оставить в специально выделенном месте для хранения личных вещей участников.

  1. Во время проведения итогового сочинения (изложения) вам выдадут листы бумаги для черновиков, а также орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения).

Внимание! Листы бумаги для черновиков не проверяются и записи в них не учитываются при проверке.

  1. Темы итогового сочинения становятся общедоступными за 15 минут до начала проведения итогового сочинения. Тексты для изложения доставляются в школы и становятся общедоступными после 10 часов 00 минут по местному времени.
  2. Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

Порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий для указанных участников итогового сочинения (изложения) определяется Департаментом образования области.

  1. Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, участников итогового сочинения (изложения) — детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.
  2. Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).
  3. В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть учебный кабинет. Такие участники итогового сочинения (изложения) допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета.
  4. Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи), листы бумаги для черновиков и покидают место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь установленного времени завершения итогового сочинения (изложения).
  5. Повторно к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения) в текущем учебном году (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая) допускаются:

— обучающиеся XI (XII) классов, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

— обучающиеся XI (XII) классов, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных пунктом 27 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года № 190/1512;

— обучающиеся XI (XII) классов, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

— обучающиеся XI (XII) классов, не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

  1. Обучающиеся XI (XII) классов, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении) в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, установленные Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года № 190/1512.
  2. В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку написанного ими итогового сочинения (изложения) комиссией по повторной проверке итогового сочинения (изложения), созданной Департаментом образования области.

Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового сочинения (изложения) указанной категории обучающихся определяет Департамент образования области.

  1. Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.

Многомудрый Литрекон создал для Вас три примера итогового сочинения по направлению «Разговор с собой» на тему: В чем заключается смысл жизни? Аргументы он взял из произведений «Старуха Изергиль», «Обломов», «На дне», «Чистый понедельник», «Гранатовый браслет», «Фауст».

Вариант 1

(417 слов) Каждый из нас находит в жизни свой смысл. Кому-то хочется просыпаться каждое утро из-за любви и семьи, кто-то обретает себя в призвании, кому-то бытие кажется осмысленным только тогда, когда он решил общественные проблемы и внес большой вклад в развитие человечества. Вопрос о предназначении ставят перед собой многие герои из отечественной литературы.

Например, главная героиня рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» нашла смысл жизни в вере и любви к Богу. Она посвятила себя духовному призванию и обрела покой в монастыре. Конечно, ее выбор многим непонятен, ведь перед нами богатая наследница, красавица, любимая и любящая женщина, которая добровольно отдалилась от всех земных радостей, отказалась от любви, материнства и семьи. Она сблизилась со своим избранником, дала ему надежду на продолжение отношений, а потом вдруг скрылась, оставив его в одиночестве и отчаянии. Сложно понять такую героиню, у которой было все, и это «все» она отвергла с такой легкостью, с таким блаженством. Но какой бы ни была ее позиция, она правильная, так как каждый человек должен сам искать и выбирать свое предназначение в мире. Нет универсального ответа на вопрос о смысле жизни, у каждого из нас он индивидуальный.

Не менее странным выглядит выбор Обломова из одноименного романа И.А. Гончарова. Герой не стремится к успеху в традиционном понимании этого слова. Он не работает, не вращается в кругах знати, не покоряет сердца женщин, словом, никак не самоутверждается в обществе. Илья Ильич почти все свое время проводит на диване в старом халате. В его повседневности нет места даже чтению и созиданию. Он просто лежит и грезит о чем-то своем. Окружение совсем не понимает выбора Обломова. Даже лучший друг винит его в лени и пытается переделать. Андрей Штольц знакомит его с Ольгой Ильинской, и та тоже загорается желанием «спасти» и «перевоспитать» Илью Ильича. Герой влюбляется и пробует переосмыслить свою жизнь: выезжает в свет, красиво одевается, хочет навести порядок в хозяйстве. Однако в такой требовательной и дидактической любви он смысла не нашел. Его вполне удовлетворяла та судьба, по пути которой он следовал все эти годы. Суть его жизни заключалась в том, чтобы не следовать за большинством, не участвовать в честолюбивых гонках. Он нашел свое предназначение в покое, мечтах и близости с родными людьми. Это его выбор, который обретает правильность в отношении Обломова, так как отвечает всем потребностям его души.

Таким образом, нельзя дать единое и универсальное трактование смысла жизни, подходящее для каждого человека. Люди должны искать свое предназначение сами, и у каждого оно свое. Мир прекрасен своим разнообразием, поэтому не стоит пытаться сузить его ассортимент общими и обязательными формулами жизненной пригодности.

Вариант 2

(374 слова) Все люди по-своему интерпретируют смысл жизни, но все формулировки сходятся к одному источнику — любви. Мы все живем ради этого прекрасного и благородного чувства. Его мы находим не только в семье, но и в призвании, творчестве, нашей миссии на этой земле. Об этом писали многие авторы, к творчеству которых мы обратимся за примерами.

Так, в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» есть герой, имя которого стало нарицательным. Оно стало синонимом человеколюбия. Данко жил ради того, чтобы своей деятельной любовью помочь людям. Он пожертвовал собой, чтобы вывести соплеменников из чащи, где невозможно было жить. Юноша взял на себя обязанности лидера, когда племя оказалось в тяжелом положении. Могущественные враги выгнали его с плодородных земель и обрекли на скитание. Люди заблудились в лесу и потеряли надежду на спасение. Но Данко сумел воодушевить их и направить на поиски выхода. Когда отчаяние вновь овладело путниками, их лидер вырвал из груди пылающее сердце и осветил дорогу. Все его соплеменники вышли на свет, но он погиб с улыбкой на устах. Он был горд своим достижением и счастлив, что ему удалось вызволить свой народ. Данко жил осмысленно и добился того, чего хотел — спасения людей. Его предназначение заключалось в деятельной любви к своим собратьям.

К такому же результату в поисках предназначения пришел более зрелый герой — Фауст из одноименной пьесы Иоганна Вольфганга Гете. Пожилой врач всю жизнь потратил на изучение наук и теоретические достижения, но так и не нашел ответов на главные свои вопросы. Герой не понимал, зачем живет. Разобраться в этом ему помогло пари Бога и черта на его душу: Мефистофель хотел доказать низость рода человеческого, совратив Фауста. Но зря старался черт: ни кабаки, ни женщины, ни слава, ни эгоистическое счастье не удовлетворили его подопечного. Он искал дальше и не остановился ни на одном соблазне. В итоге Фауст «остановил мгновение» только тогда, когда понял, что смог спасти жителей прибрежных деревень от разрушительного влияния волн. Герой построил плотину и приручил стихию. В этой деятельной любви к людям Фауст нашел смысл своей жизни.

Таким образом, каждый из нас находит предназначение в любви. Эти чувства мы можем питать к людям, окружающему миру, работе, творчеству, семье. Не так важно, что мы любим, главное — как. Если наши эмоции выражаются в деятельности, созидании, реальных поступках, то мы выполняем свою задачу на этой земле, а если нет — то впустую тратим время.

Вариант 3

(425 слов) Смысл жизни — это личное дело каждого человека. Мы сами решаем, кем быть и что делать, сами определяем цель и направление к ней. Не существует никаких стандартов, инструкций и методических рекомендаций к бытию. Каждый сам находит предназначение и следует за ним. Вариантов столько же, сколько людей на земле. Это доказывают многочисленные примеры из книг.

Так, главный герой произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет» нашел свой смысл жизни в любви. Однако его чувство отличается от того, что принято считать любовью. Его привязанность безответна и безнадежна, но очень сильна. Желтков живет только ради того, чтобы посылать возлюбленной письма и мельком видеть ее на улице. Он довольствуется этим и никак не навязывает женщине свое общество. Георгий давно смирился с тем, что она — дворянка, а он — простой телеграфист, что она замужем, а он никогда не сможет завести семью. Верность возлюбленной стала для него приговором к одиночеству, но и к этому он привык. Но когда брат и муж Веры запретили герою присылать письма и хоть как-то проявлять свои эмоции, он принял вполне логичное решение — ушел из жизни, лишенной смысла. Его предназначением была любовь, которая встречается «один раз в тысячу лет». Его выбор не имеет ничего общего с тем, что люди обычно подразумевают под смыслом бытия. Но у каждого из нас свои цели, и их невозможно привести к общему знаменателю.

Не менее оригинальным выглядит предназначение Луки, героя пьесы Максима Горького «На дне». Странствующий старец приходит в ночлежку и дает опустившимся людям надежду на новую жизнь, на позитивные перемены. «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..» — говорит о себе Лука. На протяжении всего своего пребывания в доме Костылевых он увещевает, наставляет, дает советы, внимательно и сочувственно слушает истории нищих. Каждому из них он дарит стимул бороться с судьбой или же принять ее. Ваське Пеплу он рекомендует уехать вместе с Наташей в Сибирь и бросить воровской промысел. Актера он убеждает в том, что ему нужно бросить пить, чтобы устроиться в бесплатную лечебницу для пьяниц и навсегда исцелиться. С Анной он беседует о Боге и обещает ей отдых в раю. Лука живет и странствует, чтобы поддерживать людей и сеять в мире надежду, веру, любовь.

Таким образом, смысл жизни у каждого из нас индивидуальный, ведь в мире нет одинаковых людей. Как правило, человек находит призвание в любви в том или ином ее выражении, ведь это самое лучшее и светлое, что у нас есть. Однако далеко не всегда выбор окружающих будет понятен и близок нам. Мы ограничены рамками собственного опыта и не можем объять всю многогранность мира.

  • С чего начинается преступление сочинение
  • С чего начать сочинение по картине
  • С чего начать писать итоговое сочинение
  • С чего начинается рассказ бежин луг
  • С чего начать вывод в сочинении рассуждении