Елена Габова | |
Елена Габова | |
Дата рождения | 07.06.1952 |
Место рождения | г. Сыктывкар, СССР |
Гражданство | СССР, Российская Федерация |
Род деятельности | писательница |
Язык произведений | русский |
Елена Васильевна Габова (Столповская) — автор книг для детей и подростков, переводчик, Народный писатель Республики Коми.
Елена Габова / Биография
Елена Габова родилась 7 июня 1952 года в Сыктывкаре. Она внучка писателя Н. П. Попова (Жугыля), одного из основоположников коми литературы. Во время учёбы в школе начала писать. В 1966 году в журнале «Пионер» было опубликовано её стихотворение «Ветер». Свой первый рассказ «Старый Олеш» Елена написала в 15 лет.
В 1970 году Елена Габова поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) на сценарно-киноведческий факультет. Училась заочно, получила специальность «кинодраматург». Работала в газете «Молодёжь Севера», редактором студии телевидения, методистом Дома художественной самодеятельности. С 1985 по 2007 год — литературным консультантом Союза писателей Республики Коми.
Свой писательский путь Елена Габова начала как драматург. В 1980 и в 1981 годах Государственный театр кукол Республики Коми поставил две её пьесы — «Венок тундры» и «В стране Дождевании».
В 1983 году Габова была участником Всероссийского семинара молодых писателей, проходившего в местечке Лемью под Сыктывкаром. Её рассказ «Двойка по поведению» был высоко оценен руководителем семинара С. Залыгиным. В этом же году рассказ публикует журнал «Войвыв кодзув» («Северная звезда»), а немного позже журнал «Юность». В 1984 году Елена Васильевна принимала участие во Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве.
В 1983 году в Сыктывкаре увидела свет первая её книга для детей — повесть-сказка «Гришуня на планете Лохматиков». Она открыла читателям автора, обладающего неистощимым воображением. По этой повести в 1998 году Государственный Театр оперы и балета Республики Коми поставил мюзикл. Тяга к необыкновенному отличает и вторую книгу Елены Габовой — «Невидимки в лагере», вышедшую в 1987 году. Следующие книги «Двойка по поведению» (1989) и «Тайкина тайна» (1991), адресованные детям среднего и старшего возраста, имели большой успех у читателей.
В центре произведений Елены Габовой — подростки. Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных, стремление разобраться в себе — вот что отличает её героев.
В 1999 году повесть «Шалун Антон и сыщики девчонки» (на русском «Никто не видел Рыжего») была издана на японском языке в издательстве «Gakken». В 2002 году перевели на японский ещё одну книгу — повесть-сказку «Гришуня на планете Лохматиков». Также в японских журналах для детей был опубликован рассказ «Двойка по поведению» и другие рассказы. Елена Васильевна побывала в Японии, встречалась с читателями.
В 2011 году при республиканском детском журнале «Би кинь» вышли две яркие книжки Е. Габовой на коми языке «Ичöтик мойдъяс» («Маленькие сказки») и «Нюмбана нывка» («Улыбчивая девочка»).
Долгое время книги Елены Габовой не выходили за пределы Коми республики (не считая Японии). В 2006 году, когда она стала лауреатом литературной премии имени В. П. Крапивина, горизонты расширились. Её повести и рассказы стал публиковать журнал для программного и внеклассного чтения «Путеводная звезда». В 2012 году в московском издательстве «Аквилегия» в серии «Современная проза» вышел сборник рассказов «Двойка по поведению». Елена Васильевна стала получать отклики от читателей страны. Также её книги издаются в издательстве «Эксмо» в серии «Только для девчонок». Продолжается активное сотрудничество с издательством «Аквилегия». В 2016 года в издательстве «Время» вышла книга «Отпусти меня», которая вызвала большой интерес у подростковой аудитории.
- Елена Габова
-
Двойка по поведению / Елена Габова
-
Дождь из прошлого века / Елена Габова
-
Отпусти меня / Елена Габова
-
Плыли облака / Елена Габова
-
Школьные годы недетские / Елена Габова
Рассказы и повести Габовой переведены на английский, немецкий, украинский, финский, японский, венгерский, норвежский языки, а также на языки народов России — башкирский, марийский и другие. Рассказы и повести печатались в журналах «Юность», «Наш современник», «Костер», «Пионер», «Слово». Повесть-сказка «Гришуня на планете Лохматиков» и рассказ «Двойка по поведению» вошли в школьную хрестоматию для учеников пятых классов.
Елена Габова известна как переводчик. Перевела с коми на русский язык повесть В. Тимина «Мальчик из Перми Вычегодской», рассказы и повести А. Попова, Е. Козловой, сказки Г. Юшкова. Также её переводы с коми печатаются в журналах: «Наш современник», «Мурзилка», «Север», газете «Литературная Россия». Габова — инициатор издания литературного альманаха «Белый бор», который стал значительным явлением в культурной жизни Республики Коми.
В 2012 году Национальная библиотека Республики Коми представила презентацию мультимедийного издания под названием «Писатель Елена Габова: профессия как состояние души». Мультимедийный диск — это не только полнотекстовая библиотека, включившая 90 произведений одного из самых популярных детских писателей, но и страницы активной творческой жизни Елены Габовой, иллюстрированные фотографиями из личного архива, письмами и рисунками детей-читателей.
В 1989 году Елена Васильевна стала членом Союза писателей России. В 1999 году ей было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Республики Коми», а в 2006 году — «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». В 2012 году Елене Габовой присвоено звание «Народный писатель Республики Коми».
Елена Габова / Книги
- Габова, Е. В. Гришуня на планете Лохматиков : повесть-сказка / Елена Габова ; художник В. М. Хлебникова. — Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1983. — 72 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Габова, Е. В. Невидимки в лагере : повесть, рассказы / Елена Габова ; художник С. Добряков]. — Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1987. — 86 с. : ил.
- Габова, Е. В. Двойка по поведению : повесть и рассказы / Е.В. Габова. — Москва : Молодая гвардия, 1989. — 204 с.
- Габова, Е. В. Тайкина тайна : повесть и рассказы / Елена Габова; худож. Т. В. Васильева. — Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1991. — 174 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Габова, Е. В. Вареная сосулька : повесть, рассказы, сказки / Елена Габова ; худож. В. В. Токарев. — Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1993. — 207 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Габова Е. В. Никто не видел Рыжего : повести, рассказы / Е. В. Габова ; худож. Е. В. Сухарева. — Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2000. — 224 с. : ил. — [Хранится в НДБ Республики Коми им. С. Я. Маршака].
- Габова, Е. В. Не вставайте с левой ноги : повести и рассказы / Елена Габова ; худож. О. Н. Семёнова. — Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2004. — 239 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Габова, Е. В. Жизнь и фантазии Сени Ёлкина : повести, рассказы, сказки / Елена Габова. — Сыктывкар : Эском, 2007. — 213 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Габова, Е. В. Дети древней земли : повесть / Елена Габова, Наталья Макарова. —Сыктывкар : Кола, 2008. — 157 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Габова, Е. В. Любовь на семи ветрах / Елена Габова. — Сыктывкар : Анбур, 2008. — 239 с. — [Хранится в РГБ].
- Габова, Е. В. Маленькие повести о школьной любви / Елена Габова ; художник Анжелика Штепа. — Сыктывкар : Титул, 2010. — 199 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Габова, Е. В. Беличья шкурка / Елена Габова ; ил. Е. Милославской. — Москва : Изд. домик Дорофеевой, 2011. — 50 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Габова, Е. В. Новенький и Черепаха : повести и рассказы для старшеклассников о любви, и не только / Елена Габова. — Сыктывкар : Редакция газеты «Коми му», 2011. — 255 с. — [Хранится в РГБ].
- Габова, Е. В. «Двойка» по поведению : школьные рассказы о любви и не только / Елена Габова. — Москва : Аквилегия-М, 2012. — 251 с. — (Современная проза).
- Габова, Е. В. Большая девчонка : повесть / Елена Габова. — Москва : Эксмо, 2013. — 187 с. — [Хранится в РГБ].
- Габова, Е. В. Дождь из прошлого века : повести / Елена Габова ; худож. К. Прокофьев. — Москва : Аквилегия-М, 2013. — 286 с. — (Современная проза).
- Габова, Е. В. Просто про любовь / Елена Габова. — Москва : Аквилегия-М, 2013. — 211 с. — (Современная проза).
- Габова, Е. В. Чайка с застывшим взглядом : повести / Елена Габова ; худож. Кирилл Прокофьев. — Москва : Аквилегия-М, 2013. — 192 с. : ил. — (Современная проза).
- Габова, Е. В. Ветер влюбленных : повесть / Елена Габова. — Москва : Эксмо, 2014. — 187 с. : ил. — (Только для девчонок). — [Хранится в РГБ].
- Габова, Е. В. Плыли облака : повести / Елена Габова. — Москва : Аквилегия-М, 2014. — 288 с. — (Современная проза).
- Габова, Е. В. Улыбка Кубы : повесть / Елена Габова. — Москва : Эксмо, 2014. — 188 с. : ил. — (Любовь + Путешествия). — [Хранится в РГБ].
- Габова, Е. В. У чуда две стороны : повесть / Елена Габова. — Москва : Эксмо, 2015. — 187 с. : ил. — (Только для девчонок). [Хранится в РГБ].
- Габова, Е. В. Школьные годы недетские : повесть / Елена Габова ; художник В. Спиренков. — Москва : Аквилегия-М, 2015. — 288 с. — (Современная проза).
- Габова, Е. В. Осторожно, каникулы : повести / Елена Габова ; худож. Анжелика Штепа. — Сыктывкар : Титул, 2016. — 359 с. : ил.
- Габова, Е. В. Отпусти меня : повесть / Елена Габова ; рис. Веры Коротаевой. — Москва : Время, 2016. — 127 с. : ил. — (Время — детство!).
- Габова, Е. В. Между небом и морем / Елена Габова. — Москва : Аквилегия-М, 2017. — 191 с. : ил. — (Современная проза).
Елена Габова / Публикации в периодической печати
- Габова, Е. В. И отец мой, и мама моя : [ И отец мой, и мама моя ; Тайкина тайна ; Беличья шкурка ; Только часочек у синего моря] / Е. Габова // Путеводная звезда. — 2007. — № 11. — С. 2–21, 22–30, 31–32, 49–61, 63–78.
- Габова, Е. В. Дуб Толик Сергеевич : [Дуб Толик Сергеевич ; Новенький и черепаха] / Е. Габова // Путеводная звезда. — 2009. — № 12. — С. 2–33, 88–93.
- Габова, Е. В. Не пускайте Рыжую на озеро : [Не пускайте Рыжую на озеро ; Баскетбольная история ; Золушка из семьи многодетных ] / Е. Габова // Путеводная звезда. — 2011. — № 3. — С. 1–4, 14–19, 58–67.
- Габова, Е. В. Не пускайте Рыжую на озеро : рассказ / Е. Габова ; нарисовала С. Серикова // Кукумбер. — 2011. — № 4. — С. 18–23.
- Габова, Е. В. В ожиданьи алых парусов : повести о старшеклассниках / Е. Габова // Путеводная звезда. — 2012. — №12. — 96 с.
- Габова, Е. В. Осторожно: каникулы / Е. Габова // Путеводная звезда. — 2016. — № 2. — С. 1–32, 49–80.
- Габова, Е. В. Незаметная девочка : повесть / Е. Габова // Путеводная звезда. — 2019. — № 11. — С. 1–24, 41–63.
Елена Габова / Переводы
- Козлова, Е. В. Синее стёклышко : рассказы / Е. Козлова ; пер. с коми Е. Габовой. —Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2000. — 32 с. — [Хранится в РГБ].
- Козлова, Е. В. Таинственная тропа : повести, рассказы / Елена Козлова ; пер. с коми Е. В. Габовой ; худож. И. А. Авилова. — Сыктывкар : Редакция газеты «Эском», 2012. — 215 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Козлова, Е. В. Непутёвый мальчишка : повести / Елена Козлова ; перевод с коми: Е. В. Габовой, П. Р. Черкашина ; художник И. А. Авилова. — Сыктывкар : Союз писателей Республики Коми, 2019. — 191 с. : ил.
- Тимин, В. В. Мальчик из Перми Вычегодской : историческая повесть для детей / В. Тимин ; пер. с коми Е. Габова. — Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2001. — 238 с. — [Хранится в РГБ].
- Юшков, Г. А. Заячий год : сказки / Г. Юшков; перевела с коми Е. Габова ; худож. А. Мошев. — Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1996. — 32 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
Елена Габова / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
- Габова, Е. В. Дождь из прошлого века : повести / Елена Габова ; художник К. Прокофьев. — Текст : электронный. — Электрон. дан. (1,05 МБ). — Москва : Аквилегия-М, 2013 (Москва : НБР, 2017). — 288 с. : ил. — (Современная проза).
- Габова, Е. В. Чайка с застывшим взглядом : повести / Елена Габова ; худож. Кирилл Прокофьев. — Текст : электронный. — Электрон. текст. дан. (0 MB). — Москва : Аквилегия-М, 2013 (Москва : ЛитРес). — 192 c.
- Габова, Е. В. Плыли облака : повести / Елена Габова. — Текст : электронный. — Электрон. текст. дан. (0 MB). — Москва : Аквилегия-М, 2014 (Москва : ЛитРес). — 288 c.
- Габова, Е. В. Школьные годы недетские : повесть / Елена Габова. — Текст : электронный. — Электрон. текст. дан. (0 MB). — Москва : Аквилегия-М, 2015 (Москва : ЛитРес). — 288 c.
- Габова, Е. В. Двойка по поведению : рассказы, повесть / Елена Габова. — Текст : электронный. — Электрон. дан. (12,0 МБ). — Москва : Аквилегия- М, 2016 (Москва : НБР, 2017). — 256 с. : ил. — (Современная проза).
- Габова, Е. В. Отпусти меня : повесть / Елена Габова ; иллюстрации Веры Коротаевой. — Текст : электронный. — Электрон. дан. (1,51 МБ). — Москва : Время, 2016 (Москва : НБР, 2017). — 128 с. : ил. — (Время — детство!).
О жизни и творчестве
- Артемонова, С. Любить — значит простить : [о книге Е. Габовой «Чайка с застывшим взглядом»] / С. Артемонова // Путеводная звезда. — 2016. — № 7/8. — С. 9. — (Возвращаясь к напечатанному).
- Артёмова, Ж. Какое оно — семейное богатство? : [о книге Е. Габовой «Чайка с застывшим взглядом» / Ж. Артемова // Путеводная звезда. — 2018. — № 6. — С. 10. — (Книжкин клуб).
- Елена Габова // Живые лица : навигатор по современной отечественной детской литературе : биобиблиографический справочник. Вып.1 / сост. Т. Говенько. — Москва : Беринга, 2014. — С. 83–91.
- Габова, Е. Пусть не гаснет свет : [Елена Габова знакомит с новой повестью о школе и о самом лучшем учителе] / Е. Габова // Путеводная звезда. — 2011. — № 3. — С. 2. — (Представляя свою книгу).
- Габова, Е. В. …Или огонь, мерцающий в сосуде? [Елена Габова знакомит читателей со своей новой повестью «Незаметная девочка» / Елена Габова // Путеводная звезда. — 2019. — № 11. — (Представляя свою книгу).
- Даниленко, Ю. Ю. Современная подростковая проза Елены Габовой: секрет успеха (Сыктывкар, республика Коми) / Ю. Даниленко // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета : научный журнал. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. Вып.1. — Пермь : ПГГПУ, 2017. — С. 115–120. — [Хранится в РГБ].
- Данилова, О. Г. Урок по рассказу Е. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» / О. Г. Данилова // Литература в школе : Уроки литературы : прилож. к журн. «Литература в школе». — 2008. — № 9. — С. 11–12.
- Лисовская, Г. К. Габова Елена Васильевна // Коми литература : энциклопедический словарь школьника / под. ред. Бурилова Н. А., Гальперина В. В., Головиной В. Н. и др. ; введ. В. Н. Демина, Г. К. Лисовской. — Сыктывкар : Коми респ. дет. б-ка им. С. Я. Маршака, 1995. — С. 46–49. — [Хранится в РГБ].
- Лисовская, Г. К. Габова Елена Васильевна // Писатели Коми : биобиблиографический словарь : в 2-х т. Т. 1 : А–Л / Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Национальная библиотека Республики Коми», Библиографический отдел, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН», Сектор литературоведения ; науч. рук. Т. Л. Кузнецова ; авторы статей: Т. Л. Кузнецова и др. — Сыктывкар : Анбур, 2017. — С. 220–225. — [Хранится в РГБ].
- Литература Коми : словарь школьника / М-во культуры и нац. политики Республики Коми, Нац. детская б-ка Республики Коми им. С. Я. Маршака ; сост. : Головина В. Н., Лимерова В. А. — Сыктывкар : Седьмая печать, 2007. — 351 с. — [Хранится в РГБ].
- Писатель Елена Габова: профессия как состояние души. — Текст : электронный / ГБУ РК «Нац. б-ка Республики Коми», Отд. электронного обслуживания ; сост.: И. А. Белый и др. — Сыктывкар : НБ РК, 2012. — 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). — [Хранится в РГБ].
- Фочкин,О. История первой любви : [рецензия на книгу Е. Габовой «Отпусти меня», 2016] // Читаем вместе. — 2016. — № 10. — С. 37.
- Штефан, О. В. «Семья — счастье для себя и для всех» : урок по повести Елены Габовой «И отец мой, и мама моя» / О. Штефан // Уроки литературы. —2012. — № 5. — С. 10–12. — Библиогр. — (Уча, учусь).
- Ахметова, О. В. Проблемы отцов и детей (на примере произведений современной писательницы Е. В. Габовой) / О. Ахметова. — Текст : электронный // Новые цели и ценности образования: опыт, проблемы, перспективы развития : сборник материалов IV международной научно-практической конференции. Т. 2 (Москва, 17–18 апреля 2015 г.). — Москва : Инновации и эксперимент в образовании, 2015. — С. 168–170. — (дата обращения: 15.05.20).
- Елена Габова: «Каждый из вас может стать литературным героем» / беседу вела Татьяна Шипошина. — Текст : электронный // Дети & Книги : сайт. — (дата обращения: 15.05.20).
- Габова (Столповская) Елена Васильевна. — Текст : электронный // Союз писателей Республики Коми. Гижысь Котыр : сайт. — (дата обращения: 18.05.20).
- Полковникова, И. В. К вопросу о проблематике современной литературы для подростков : [тема семьи и семейных ценностей в контексте литературной истории и социологии детства] / И. Полковникова. — Текст : электронный // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — Псков : ПГУ, 2009. — С. 101–102. — (дата обращения: 15.05.20).
Награды, премии
- 2002 — лауреат премии Правительства Республики Коми в области литературы (премия им. И. А. Куратова) (за сборник «Никто не видел Рыжего» и перевод исторической повести В. В. Тимина «Мальчик из Перми Вычегодской»).
- 2006 — лауреат Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина (за сборники повестей и рассказов «Не вставайте с левой ноги» и «Никто не видел Рыжего», исповедующие доброту, совестливость и уважение к людям).
- 2007 — Елена Габова признана самым читаемым писателем Коми по итогам конкурса «Жемчужина Севера», проводившегося в честь 170-летия Национальной библиотеки Коми.
- 2009 — лауреат III Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А. Н. Толстого (за повести для подростков «Беличья шкурка», «Зануда Дёма», «Рыжий пёс, черный Мерседес»).
- 2010 — диплом Всероссийского литературно-педагогического конкурса «Добрая лира» (за повесть-сказку «Волшебная ледышка» и рассказ «Чем вредны овраги»).
- 2011 — лауреат (XII вручение, за 2010 год) Всероссийской литературной премии имени П. П. Бажова (за цикл рассказов и повестей, раскрывающих мир и проблемы современного подростка).
- 2011 — лауреат республиканского литературного конкурса «Лучшая книга года» в номинации «Лучшая книга на русском языке» (за книгу «Дети древней земли», в соавторстве с Н. Макаровой).
- 2012 — первый приз IX открытого Конкурса литераторов на соискание литературной премии им. Ю. С. Рытхэу в номинации «Проза: детская литература. За лучшее издание дидактической направленности» (за краеведческий бестселлер «Дети древней земли», в соавторстве с Н. Макаровой).
- 2013 — лауреат премии Правительства Республики Коми в области литературы (премия им. И. А. Куратова) (за альманах «Белый бор»).
- 2016 — лауреат премии имени Александра Грина (присуждена ей, как автору многих известных произведений, за художественное мастерство, высокий профессиональный уровень и созвучность идеям выдающегося писателя-романтика Александра Грина).
В сентябре 1983 года в Сыктывкаре состоялся семинар молодых писателей, на котором был представлен рассказ Елены Габовой «Двойка по поведению», напечатанный затем в журнале «Юность» за 1984 год (текст приводится по более поздней, чем в журнале, версии).
Рисунок Н. Протасова.
— Вот она! Вот Коданева!
Мальчишки разом отлипли от стен и бросились на Таню. Они вырвали и бросили под ноги ранец, окружили ее тесным кольцом и так повели к мужскому туалету. Они улюлюкали, кричали и свистели. Валерка Приходнов дергал за косу по-подлому, накручивая ее на руку.
Все было непонятно и страшно, словно Таня по ошибке попала в страну врагов, и они сейчас расправятся с ней, расправятся дико и стыдно.
Таня пыталась вырваться, но ей заломили руки и втолкнули в туалет.
Здесь ее ждали мальчишки из параллельных шестых, все вместе они прижали Таню к стене.
— Дураки, пустите, что я вам сделала?
Приходнов зло расхохотался ей в лицо и крикнул:
— Соловьева! Давайте сюда Соловьева!
Таня сразу все поняла. Сразу вспомнился вчерашний вечер. И снег, и ледяная горка. И Приходнов. И то, как он понравился вчера Тане. То, что он делал сейчас, было так не похоже на представление о нем.
«Ничего, что он двоечник, — думала вчера Таня. — Я буду ему помогать. Зато он какой! Смелый! Все его слушаются!»
Мальчишки приволокли Соловьева, он плакал. Они толкнули его к Тане, и Приходнов приказал:
— Целуйтесь!
Таня еще сильнее вжалась в стенку, а Соловьев, маленький, красный от рева, повернулся и замолотил кулаками по голове ближнего шестиклассника. Мальчишки повернули его обратно и снова бросили на Таню.
— Целуй ее! — скомандовал Приходнов. — Она тебя любит! Целуй быстро!
Стало напряженно-тихо, и в этой тишине прозвучал спасительный звонок.
Все бросились по классам.
Приходнов стукнул Таню и Соловьева лбами и побежал тоже. Он бежал последним, и Таня, собрав обиду в кулачки, догнала его, замолотила по спине. А когда он повернул к ней лицо с узкими зелеными глазами, она изо всех сил провела ногтями по его желтым веснушкам. Полоски-царапины на лице Приходнова сразу расширились, набухли, из них показалась кровь.
— А-а-а! — закричал Приходнов вслед убегавшей Тане. — Будешь знать, как его любить!
Он рукавом утер кровь с лица и тоже побрел в класс. Приходнова догнала учительница и увидев, что с ним творится, ахнула, схватила за руку, и они побежали на второй этаж к медсестре.
В туалете плакал маленький Соловьев, уткнув голову в холодную стенку.
Мальчишки, лишившись предводителя, не трогали Таню, только с любопытством на нее оглядывались. А она, с порванным воротничком, растерянная, растрепанная, дрожала всем телом и ни на кого не могла смотреть. Мужской туалет, эта запретная для девочек зона, орущая насмехающаяся толпа, злой беспощадный Приходнов — все это стояло перед глазами и не давало прийти в себя.
И уже как будто не было вчерашнего вечера.
*****
Учились шестиклассники во вторую смену. На втором уроке в классе зажигали свет. Домой Таня возвращалась в полной темноте, фонари в их районе почему-то не горели. Обычно она шла с подружками, но сегодня — одна. В школе потерялась варежка, и Таня долго ее искала.
— Коданева, подожди! — окликнули ее.
Валерка Приходнов и Саня Муравченко догнали Таню.
— Нашла рукавицу? — спросил Приходнов.
— Нашла, — ответила Таня. — Это не ты ее спрятал?
— Я, — сознался Приходнов. — Ты бы спросила у меня, я бы сразу ее обратно нашел. В другой раз спрашивай.
— Ты лучше больше не прячь, — попросила Таня. — Я боюсь одна в темноте возвращаться.
— А ты с нами будешь, с нами не страшно, — пообещал Приходнов и громко запел некрасивую взрослую песню. Муравченко его поддержал, и они, подражая словам песни, зашатались, как пьяные. Таня за них покраснела.
Падали звездочки снега. Вечер был теплый, первый такой после сильных морозов, когда шестиклассники даже два дня не учились.
Прохожих не было на тихой улочке. Мимо проезжали редкие машины, высвечивая фарами дорогу и снежинки перед собой.
— Кода, хочешь, фокус покажу?
Приходнов остановился, подождал очередную машину и бросил под нее портфель.
— Ух, мимо! Коданева, подожди, не уходи, я счас под другую машину брошу. Вот увидишь, попаду!
Они с Муравченко бросили портфели под вторую и под третью машины, но под колеса не попали. Последний грузовик, пропустив портфели между колес и проехав еще немного, остановился. Из кабины выскочил шофер и погнался за мальчишками. Они дико обрадовались и помчались прочь. Таня, сама того не ожидая, бросилась за ними, как соучастница и верная подруга. Шофер их, конечно, не догнал, и всех это страшно развеселило. Все почувствовали себя ловкими, смелыми. И Тане передался мальчишеский азарт. Прежде она ни в каких озорствах не участвовала. Рядом был ее дом, а расставаться с мальчишками уже не хотелось.
— Выходи гулять, Кода, я тебя здесь подожду, — сказал Приходнов.
Услышав это, Муравченко удивленно покрутил головой. Что это с Валеркой — девчонку зовет гулять? Приходнов не обратил на это внимания.
Таня знала, что если зайдет домой, улицы ей не видать, и без того задержалась. А погулять кому ж не хочется в теплый снежинчатый вечер? К тому же Таня впервые гуляла с мальчишками и немножко гордилась этим. Правда, Приходнов и Мураченко — двоечники, в школе на плохом счету, ну и что?
Она согласилась погулять, не побывав дома.
— Ура! — крикнул Приходнов и подставил Тане подножку. Она упала в снег, вскочила и толкнула Приходнова. Он развалился в сугробе и заржал. Таня подала ему руку, он резко дернул ее. Она упала на Валерку, и они весело забарахтались в сугробе.
— Ребя, айда на горку в наш двор! — предложил Муравченко.
Это была удивительная горка — высокая, крутая, сделанная без единой доски — от твердых ступенек с одной стороны до изумительно ровного ската цвета морской волны с другой. Делали ее отцы трех двухэтажных домов, не доверяя детям ни трамбовать снег, ни заливать поверхность. Каждый вечер детвора устраивала на этой горке зимние праздники и возвращалась домой неохотно — мокрая, замерзшая, но румяно-счастливая.
Сейчас, поздно вечером, горка стояла непривычно одинокая и была похожа на памятник Детству.
Ребята побросали на снег портфели, радостно побежали к ступенькам. На ходу Таня подобрала картонку и наверху плюхнулась на нее. Как чудесно было мчаться вниз, зажмурив от ветра глаза, и за короткое время почувствовать, как хорошо на свете!
Мальчишки форсили перед Таней, катались стоя, с шиком, ловко прыгая в снег там, где лед под горкой кончался. Таня скатывалась на картонке или на корточках. Над ней смеялись.
— Кода, катайся стоя! Кода, ветер услышишь! — просил Приходнов.
— Бояха, трус! — добавлял Муравченко и презрительно ронял: — Баба!
Таня хотела обидеться — так легче уйти, и не смогла. Уж слишком хорошо ей было с мальчишками. В следующий раз она поехала стоя. Это оказалось нестрашно, надо было просто приседать в том месте, где спуск кончался, и начинался прямой лед. Зато восторг поднимался на высоту Таниного роста. Таня захлебывалась им и смеялась почти беспрерывно.
Падала она только в тех случаях, когда дорогу ей преграждал Приходнов. Он вставал на лед и отпрыгивал лишь в тот момент, когда приближалась Таня. Но она все равно пугалась и падала.
— Боишься? Меня боишься? — Приходнов обгонял Таню на ступеньках и поворачивал к ней лицо с узкими зелеными глазами. — Ты меня, Кода, не бойся, я тебя никогда не обижу.
— Еще раз встанешь, я домой уйду, — сказала Таня.
Больше он не вставал.
— Ребя, давайте паровозиком? — предложил Муравченко.
Ему, наверное, стало скучно. Он катался сам по себе и удивлялся ненормальности Валерки — на какую-то девчонку обращает столько внимания! Сам же говорил, что они — бабы!
Е.В.Габова
Рассказ
«Не пускайте Рыжую на озеро»
Елена Васильевна Габова
- родилась 7 июня 1952 года в Сыктывкаре (Республика Коми).
- В 1966 году в журнале « Пионер » было опубликовано её стихотворение «Ветер» . Свой первый рассказ « Старый Олеш » Елена написала в 15 лет .
- В 1970 году поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии ( ВГИК ) на сценарно-киноведческий факультет.
- Писательский путь начала как драматург .
- В 1983 году в Сыктывкаре увидела свет первая её книга для детей — повесть-сказка « Гришуня на планете Лохматиков ». По этой повести в 1998 году Государственный Театр оперы и балета Республики Коми поставил мюзикл .
Елена Васильевна Габова
- Все ее произведения адресованы детям среднего и старшего возраста . В центре произведений— подростки . Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных, стремление разобраться в себе — вот что отличает её героев.
- Долгое время книги Елены Габовой не выходили за пределы Коми республики ( не считая Японии ). В 2006 году, когда она стала лауреатом литературной премии имени В. П. Крапивина , горизонты расширились.
- Елена Васильевна стала получать отклики от читателей страны. В 2016 года вышла книга « Отпусти меня », которая вызвала большой интерес у подростковой аудитории.
Главная героиня
- Как выглядит главная героиня?
- «Светка Сергеева была рыжая . Волосы у нее грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжелая коса Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зеленые, блестящие, как лягушата».
- Как одноклассники относились к Светке?
- «Светку мы не любили . Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили . И еще не любили за то, что голос у нее ужасно пронзительный». «Выйдет она к доске, начнет отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши . Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки . Они до нее даже дотрагиваться не хотели . Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокаженная ».
- Как относилась к одноклассникам девочка?
- «Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно».
Главная героиня
- Каково положении семьи девочки? Как к этому относились одноклассники?
- «Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестренками . Отец от них ушел . Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили . Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали . Наоборот, презирали ее еще и за единственные потертые джинсы».
Осуждаем одноклассников за…
Травлю одного (беззащитного)
Суждение по внешности
Унижение человеческого достоинства
Предвзятое отношение
Суждение по материальному положению
На озере
- Почему Светка любила ездить на озеро? Ведь класс не дружил с ней? Что она там делала?
- « Выгребет Светка на середину озера , весла в воду опустит и начинает. Выть начинает . То есть, она пела , конечно, но мы это пением не называли . Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам»
- Как рассказчик (одноклассник) описывает ее пение? Каким оно ему казалось?
- « Ей, наверно, нравилось, что ее весь мир слышит . А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой , легкими перистыми облаками , теплым воздухом , в котором роились еще не умеющие кусаться комары».
- Почему она пела? Знала ли о том, что мешает кому-то?
- «Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить , чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то » .
- *Почему герой-рассказчик ведет себя как все?
На теплоходе
- На что пошел одноклассник Женька, чтобы Светка не поехала с классом? Чем это продиктовано?*
- «Это твоя сумка?» «Моя,– отвечает Светка». «Мы глядим через борт теплохода . Женька ставит сумку на пол дебаркадера и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап еще не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров. Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу . Еле успела на берег , теплоход сразу же отчалил . «И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами И давай Женьку хвалить , что он так ловко с Рыжухой устроил».
- Чем продиктовано такое поведение Женьки и девочек?
- «Чего девчонки радовались, я честно говоря, не понял . Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что ? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром ее ни на одной фотографии нет . Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала »
На теплоходе
- Что думает герой-рассказчик по этому поводу?
- «Теплоход еще толком не отвалил от города, а мы о Рыжухе уже забыли . Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил , и в сердце ворохнулось что-то неприятное . Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлен. А мне это «что-то» мешало радоваться ».
- *Почему герой-рассказчик молчит?
Осуждаем одноклассников за…
Жестокость
Несправедливость
Бессовестность
Брезгливость,
Трусость*
надменность
защитить слабого
Спустя годы…
Светка Сергеева
*Светлана Сергеева
«Волосы у нее грубые и толстые … Лицо у Светки бледное , в крупных веснушках , тоже бледных… Глаза зеленые, блестящие, как лягушата ».
« золотоволосая красавица . У нее белейшая кожа ! молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная
« потеряно глядя», « привыкла , наверно»
«Как она величаво идет! От всей ее наружности веет благородством !»
« Выть начинает. То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли Выла полтора часа».
«она запела высоким , удивительно знакомым голосом »
«Ты понимаешь, кто это ? Это наша восходящая звезда !»
«Светку мы не любили . Ясное дело, Рыжухой дразнили ».
Финал.
- Что испытал герой-рассказчик в финале? Что он понял?
- «Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись , не понимая, чего больше было в моем сердце – восторга или стыда ». «Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз. По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах… – Надо же!– удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился! Я плохо ее слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой . А рыжие мы. Весь класс рыжий ».
- Как вы понимаете значение последних фраз? Что значит « Весь класс рыжий »?
«Рыжий»
- Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова
- 1) красно-жёлтый , имеющий волосы, шерсть красно-жёлтого цвета;
- 2) цирковой клоун .
- 3) Фразеологизмы и устойчивые сочетания: Что я, рыжий? (разг.) — вопрос, означающий: я не дурак, не глупее, не хуже других.
- Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
- 1) невезучий человек, неудачник, глупый человек, дурак.
- Как развивается значение слов рыжий, рыжуха в тексте?.
- В названии – прозвище девочки по цвету волос ; в начале текста – рыжий цвет волос ; в середине -Рыжуха — оскорбительная кличка девочки, постоянно ожидающей гадости от окружающих ; в финале – глупые люди, дураки , не умеющие уважать других людей.
Проблематика:
- проблема взаимоотношений подростков ;
- проблема поиска подростком своего «истинного Я» ;
- проблема детской и подростковой жестокости ;
- проблема предвзятого отношения ;
- проблема социального неприятия одного человека другими ;
- проблема совести ;
- проблема искусства и творчества / таланта
«Давайте быть внимательней друг к другу, Давайте быть терпимей и добрей . Ведь слабому протягивая руку , Становимся мы сами чуть сильней. Давайте будем чутче и мудрее , Побольше слушать , меньше говорить. Подобно Данко или Прометею, Другим тепло сердец своих дарить …»
Арина Забавина
Вариант 1
Часть 1
1. Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14
(1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.
(7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть.
(8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало…
(10)Выла Рыжуха час-полтора.
(11)— Дура рыжая, — кривила губы Маринка Быкова. (12)— И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.
(14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…
(15)В день последнего экзамена Нинка Пчелкина устроила запись желающих в очередной поход.
(16)Женька подвалил к Рыжухе и сказал:
(17)— Рыжуха, сделай доброе дело, а? (18)Не езди с нами на прогулку!
(19)— Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно.
(20)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (21)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
(22)— В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.
(23)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего…
(24)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (25)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство.
(26)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.
(27)— Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на допотопную сумку.
(28)— Моя, — ответила Светка.
(29)— Алле хоп! — воскликнул Женька, cхватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала. (30)— Эй, Рыжая! (31)Вон где твоя сумочка!
(32)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (33)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу. (34)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.
(35)Женька Светке рукой машет и орёт:
(36)— До свиданья, Рыжая! (37)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
(38)А девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.
(39)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (41)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (42)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…
(43)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли…
(44)В десятый класс Рыжая не пошла. (45)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
(46)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.
47)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (48)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
(49)— Рыжуха! — ахнул я.(50)— Мы с ней в одном классе учились!
(51)— Что ты говоришь?! (52)Это же наша восходящая звезда!
(53)— Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я.
(54)— Светлана Сергеева.
(55)Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.
(56)После спектакля Наташа предложила:
(57)— Может, пойдёшь за кулисы? (58)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.
(59)— Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я.
(60)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.
(61)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (62)Теперь я не говорил, что она «выла».
(64)— Надо же! — удивлялась Наташа.(65) — С Сергеевой в одном классе учился!
(63)Мой авторитет в её глазах значительно вырос.
(66)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (67)Светка оказалась золотой. (68)А рыжие мы. (69)Весь класс рыжий.
(По Е. Габовой)
Елена Васильевна Габова (Столповская) – современная писательница. За рассказы и повести для детей удостоена звание лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературе.
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему ребята не хотели брать Рыжуху с собой в поход?»
1) (37) Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало…
2) (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет.
3)(3)Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили.
4) 4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.
Ответ: ___________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
1)Светка оказалась золотой.
2)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере.
3) В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…
4) Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.
Ответ: ___________________________
4. Из предложений 34–38 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется последующей согласной.
Ответ: ___________________________
5. Из предложений 7-14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах действительных причастий настоящего времени, образованных от глаголов 1 спряжения, пишется буква Ю».
Ответ: ___________________________
6. Замените разговорное слово «допотопную» в предложении 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
7. Замените словосочетание «брезгливо отодвигала», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 7.
Ответ: ___________________________
9. Среди предложений 55- 60 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Весь спектакль я просидел, (1) не шелохнувшись, (2)не понимая, (3) чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.После спектакля Наташа предложила:
— Может, (4) пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.
— Нет,(5) давай в другой раз,(6) — скромно ответил я.
Ответ:_____________________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.
Ответ:_____________________________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Вечером возьмёт Светка лодку,(1) выгребет на середину озера и начинает выть.
Вернее,(2) она пела,(3) но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру,(4) и клевать у нас переставало…
Ответ:_ _____________________________________
13. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________________________
14. Среди предложений 60 – 69 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______ ________________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В.Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Успенского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое жестокость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 2
Часть 1
1. Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14
.
Вариант 3
Часть 1
1. Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14
Вариант 4
Часть 1
1. Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14
Ответы
Мир, в котором мы живем очень жесток. Об этом свидетельствует все вокруг нас. Стоит просто посмотреть на людей. Почему люди иногда обозленные? Почему часто такие жестокие? Жестокость – это безжалостность и равнодушие человека к другому человеку. При этом человек получает удовольствие.
Люди причиняют вред друг другу, природе и вообще всему живому. Это уже привычка людей, которая выработана годами и тысячелетиями. Такой человек, чаще всего, считается эгоистичен, он завидует, в нем говорит злость и ненависть. Жестокость – это мечты которые не смогли сбыться. Цели, которые не достигнуты.
В конце концов, безжалостность делает человека несчастливым, разрушает его, не дает возможности полюбить самого себя и других и полностью наслаждаться жизнью. Почему люди становятся безжалостными? Психологи утверждают, что есть несколько причин: первая – это неудовлетворенность жизнью. Такие люди находятся постоянно в депрессии в стрессах. В такие моменты можно увидеть, как мать кричит на ребенка, водитель кричит на пешехода, продавец грубо отвечает покупателю. Вторая причина – равнодушие. Третья причина – это подавление эмоций. Люди, которые вынуждены подавлять свои эмоции в повседневной жизни могут проявлять агрессию в других местах.
Все чаще и чаще можно услышать в новостях о жестокости среди подростков. Несколько подростков бьют своего одноклассника и снимают весь процесс на камеру. В этом участвуют не только мальчики, но и девочки. Это способ самоутверждения слабых ребят, которые испытали на себе психологическое насилие. Многие известные писатели говорили, что жестокость порождает еще большую жесткость. Именно поэтому и получается, ребенок передает своему однокласснику ту жестокость, которую получил сам. Безжалостность уничтожает человека изнутри.
Но ведь есть и иные – добрые люди. Что же такое доброта? Это отзывчивость, готовность всегда прийти на помощь нуждающемуся, чувство нежности, любви, сострадания. Доброта – это поддержка слабых и помощь в сложных жизненных ситуациях. Главное, что это все безвозмездно. Добрый человек пропускает через себя проблемы других, и так он понимает человека еще больше. Такой человек – сильный человек.
25)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное… (26)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился. (28)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька. (29)— Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с маргарином и яйца лежали. (30)— Моя, — ответила Светка. (31)— Алле хоп! — воскликнул Женька, cхватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала: (32)— Эй, Рыжая! (33)Вон где твоя сумочка! (34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (36)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил. (37)Женька Светке рукой машет и орёт: (38)— До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь! (40)Девчонки кричат противными голосами: (41) – Прощай, подруга! (42) – Больше не увидимся! (43) И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил… (44)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала… (48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радоваться…
Этот пример показывает, что война стирает грань между человеческим и зверским. Человек способен причинять боль даже тем, кто не сделал ему ничего плохого.
Также хотелось бы вспомнить рассказ А. Платонова «Юшка». Главный его герой – Ефим, по прозвищу Юшка – был очень добрым человеком. Он всегда старался помочь окружающим, быть им полезным. Чем же платили односельчане? Они всячески оскорбляли и даже избивали. Они не обращали внимания на то, что Юшка был больным, слабым человеком. Он служил им грушей для битья. На мужчине просто сгоняли злость. Других причин для такого отношения к Ефиму не было.
Как-то один из жителей деревни насколько сильно избил Юшку, что тот вскоре умер. Никто за ним не плакал, лишь сожалели, что теперь некого бить. Жестокость деревенских жителей меня очень поразила. Я всегда считал, что никто не вправе распоряжаться жизнью другого человека, а тем более отбирать ее. Но, видимо, жестокие люди не понимают этого. Ими руководит ненависть и желание мести, расправы.
Рассказ А. Платонова показывает, что жестокость может быть беспричинной. Некоторые люди просто находят жертв слабее себя и издеваются над ними, мстя миру за свои неудачи. Такую жестокость я считаю самым страшным качеством, так как она способна искалечить человеческую судьбу.
Жестокость – морально-психологическая категория. Это человеческое качество, которое может проявляться как беспричинно, так и под влиянием определенных факторов.
ОГЭ русский язык 9 класс. Задание 15.3.
Текст для работы
(I)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (З)Одевались они понятно как — ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажённая, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы.
(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.
(7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на середину озера и начинает выть.
(8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало…
(Ю)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.
(II)— Дура рыжая, — кривила губы Маринка Быкова. (12)— И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.
(14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…
(15)Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (16)Может, она и не знала, что мешает кому-то.
(17)В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устроила запись желающих в очередной поход.
(18)Женька подошёл к Рыжухе и сказал:
(19)— Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с нами на прогулку!
(21)— Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно.
(22)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
(24)— В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.
(25)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное…
(26)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился.
(28)3а минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.
(29)— Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с маргарином и яйца лежали.
(30)— Моя, — ответила Светка.
(31)— Алле хоп! — воскликнул Женька, схватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала:
(32)— Эй, Рыжая! (ЗЗ)Вон где твоя сумочка!
(34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно.
(35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (Зб)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.
(37)Женька Светке рукой машет и орёт:
(38)— До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
(40)Девчонки кричат противными голосами:
(41)— Прощай, подруга!
(42)— Больше не увидимся!
(43)И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил…
(44)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но её хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…
(48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радоваться…
(52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
(54)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.
(55)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
(57)— Рыжуха! — ахнул я. (58)— Ты понимаешь, это Рыжуха! — кричу я Наташе шёпотом. (59)— Мы с ней в одном классе учились!
(60)— Что ты говоришь?! — всполошилась знакомая. (61)— Ты понимаешь, кто это? (62)Это же наша восходящая звезда!
(63)— Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я.
(64)— Светлана Сергеева.
(65)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.
(66)После спектакля Наташа предложила:
(67)— Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.
(69)— Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я.
(70)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.
(71)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не говорил, что она «выла».
(73)— Надо же! — удивлялась Наташа. (74)— С Сергеевой в одном классе учился!
(75)Мой авторитет в её глазах значительно вырос.
(76)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий.
(По Е. Габовой )
15.3. Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое жестокость?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 1
Жестокость — это свойство людей, не знающих жалости, доброты. Жестокосердные не способны чувствовать чужую боль, сопереживать страдающему.
Так, девчонки, одноклассницы Светки Сергеевой, «до неё даже дотрагиваться не хотели», презирали за «единственные потёртые джинсы». Они и представить себе не могли, что могла чувствовать Рыжая в тот момент, когда её «хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала».
Жестокость страшна ещё и тем, что не имеет границ. В соседней школе трое старшеклассников избили до потери сознания второклассника, который раздражал их своими очками с толстыми линзами… Разве осталось в этих подростках хоть что-то человеческое?
Поэтому справедливо таких, как они, называют нелюдями: люди ведут себя по-другому.
Вариант 2
Жестокость — бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям. Жестокий человек с лёгкостью причиняет страдания другим, не задумываясь о том, как глубоко он может ранить, как сильно может оскорбить.
Именно поэтому поступок Женьки из рассказа Е. Габовой можно назвать жестоким (предл. 31-34). Если бы на минуту мальчишка задумался о чувствах Рыжухи, то понял бы, что ей не меньше остальных ребят хотелось поехать на озеро, что обманом заставить её остаться на берегу в последний момент — это бесчеловечно, но ему было всё равно. Он просто не хотел портить свой отдых её «воем».
Меня также поразила подобная жестокость, с которой школьники в фильме «Чучело» издевались над своей сверстницей, Леной Бессольцевой, взявшей на себя вину трусливого Димки Сомова и этим спасшей его от расправы одноклассников. В качестве наказания они оскорбляли её, унижали, даже били, считая себя при этом «борцами» за справедливость.
Да, страшно стать объектом издевательств сверстников. Страшно быть не таким, как все. Но ещё страшнее — оказаться вместе с бездушным большинством, потому что рано или поздно проснётся беспощадная совесть и покоя она не даст.
Вариант 3
Жестокость — это грубое, бесчеловечное, оскорбительное отношение к людям. Она страшна тем, что многолика, — от жестокости слов до жестокости действий.
В рассказе Е. Габовой Светке Сергеевой одноклассники дали унизительное прозвище — Рыжуха. Они её презирали не только за внешность и высокий голос, но даже и за то, что у нормального человека вызвало бы сострадание, — за бедность (предл. 1, 4). И её пение одноклассники называли «воем», да и сама она, по их мнению, была «дурой рыжей». Безжалостность ребят поражает и в эпизоде изгнания девочки с теплохода (предл. 34-43). Целый класс бездушных, жестоких людей! Неужели, даже став взрослыми, они останутся такими же?
Мне хотелось бы, чтобы все люди поняли, что жестокость неприемлема в человеческих отношениях.