Рыцарский замок рассказ для 6 класса

Зачем и на каких условиях франкский майор дом карл мартелл раздавал землю своим воинам? какие отношения связывали сеньора и вассала?

Зачем и на каких условиях франкский майор дом Карл Мартелл раздавал землю своим воинам?

Какие отношения связывали сеньора и вассала?

1. Замок феодала. С VIII века, сначала для защиты от нападений норманнов и венгров, в Европе строились замки. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок, в зависимости от возможностей — огромный или скромный. Замок — это жилище феодала и его крепость.

Сначала замки строили из дерева, позднее — из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надёжной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъёмный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Окрестности обозревала стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях.

Чтобы проникнуть в замок, приходилось преодолевать много препятствий. Враги должны были засыпать ров, на открытом пространстве преодолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота.

Рыцарский замок рассказ для 6 класса

Рыцарское войско на привале. Гравюра XIV в.

Чем вооружение и доспехи рыцарей на рисунке отличаются от изображённых на с. 96—97?

Рыцарский замок рассказ для 6 класса

Замок в Эдинбурге — древней столице Шотландии

Рыцарский замок рассказ для 6 класса

Ворота с подъёмным мостом

Какими способами средневековые строители делали замки неприступными?

На головы врагов бросали камни и брёвна, лили кипяток и горячую смолу, в них метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, ещё более высокую стену.

Над всеми постройками возвышалась главная башня, в которой феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду, если другие укрепления уже захвачены. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов.

Единственная железная дверь располагалась высоко над землёй. Если удавалось её разбить, то приходилось вести борьбу за каждый этаж. С помощью приставных лестниц надо было пробиться через люки, которые закрывались тяжёлыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьёй и воинами мог спуститься в спасительный подземный ход, который выводил к реке или лесу.

Рыцарский замок рассказ для 6 класса

Рыцарь XI—XIII вв.

2. Снаряжение рыцаря. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов разного ранга. Рыцарь был вооружён большим мечом и длинным копьём; нередко он пользовался также боевым топором и палицей — тяжёлой дубиной с утолщённым концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга — рубаха, сплетённая из железных колец (иногда в 2—3 слоя) и доходившая до колеи. Позднее кольчугу сменили латы — доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности опускал на лицо забрало — металлическую пластинку с прорезями для глаз. Сражались рыцари на сильных, тренированных лошадях, которые также были защищены доспехами. Рыцаря сопровождали оруженосец и несколько вооружённых воинов, конных и пеших.

3. Воспитание рыцаря. Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании и метании копья, учились приёмам и тактике боя.

В детстве к будущим рыцарям приглашали учителей, которые обучали их пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществе, но не всегда чтению, письму, арифметике.

Нередко с семи лет мальчик — сын рыцаря — покидал отцовский замок и служил пажом при дворе знатного феодала. Он выполнял различные поручения сеньора и членов его семьи. В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря. В замке он присматривал за лошадьми и охотничьими собаками, встречал гостей, в походе вёз доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие. Только после длительной службы или воинских подвигов отличившихся посвящали в рыцари. Во время праздника воин становился на колено перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью или мечом плашмя по спине либо по плечу — единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не ответив на него. Потом рыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом. Церемония завершалась показом ловкости рыцаря: вскочив на коня, он пытался на полном ходу пронзить мишень копьём. Но нередко посвящение в рыцари происходило и на поле боя, за проявленную доблесть и верность.

Рыцарский замок рассказ для 6 класса

Принесение вассалом клятвы верности сеньору. Миниатюра XIV в.

4. Развлечения рыцарей. Господа редко сами занимались хозяйственными делами.

Рыцарский замок рассказ для 6 класса

Рыцарский турнир. Средневековая миниатюра.

Опишите эпизод, запечатлённый на рисунке, от имени одного из изображённых персонажей (участника боя, дамы, наблюдателей-мужчин).

Для этого в каждом имении они держали управляющих. Основное время господа отдавали войнам и воинским упражнениям, охоте и пирам. Любимые развлечения рыцаря — охота и турниры — были связаны с военным делом.

Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъярённым диким кабаном или медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями тренировала в верховой езде по пересечённой местности.

Турниры — военные состязания рыцарей в силе и ловкости — устраивали короли и знатные феодалы. Там собиралось много зрителей, порой из нескольких стран.

5. «Позор и срам мне страшны — не кончина». Знатные рыцари считались людьми благородными, гордились древностью своих родов и знаменитыми предками. Рыцарь имел свой герб — отличительный знак рода и девиз — краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.

Рыцарский турнир

Знатные господа, судьи и дамы восседали на трибунах, а простой люд теснился за деревянным барьером вокруг арены. Специальные глашатаи — герольды — объявляли имена и девизы рыцарей, вступавших в бой. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на конях навстречу друг другу. Тупым турнирным копьём рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание кончалось серьёзными увечьями и даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побеждённого противника. Изредка разыгрывалось сражение двух рыцарских отрядов, которые выстраивались цепями друг против друга.

Обычно турнир завершали пиром. А торжественные пиры по случаю праздников, побед, коронаций, свадеб и других важных для знати событий включали зачастую не только застолье и танцы, но и турнирные состязания, а нередко и посвящения в рыцари. Вечерами обитатели замка и гости собирались в общей зале, где горел огромный очаг — камин; играли в кости, шашки и шахматы, пили вино и пиво, решали свои семейные дела. На пирах вино лилось рекой, столы ломились под тяжестью закусок. Звериные туши зажаривались в очагах целиком, на огромных вертелах. Дамы и господа танцевали, всех веселили шуты и карлики, приглашённые артисты и, конечно, придворные поэты.

Рыцарский замок рассказ для 6 класса

Рыцарь танцует с прекрасными дамами. Средневековая миниатюра

Рыцарю полагалось презирать расчётливость, бережливость, проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военную добычу чаще всего тратили на подарки, пиры и угощения друзей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов. Другим важным качеством рыцаря считалась верность сеньору: служить ему — главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести но праву», — сказано в одной из поэм. В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.

В этот выработанный кодекс (законы) ры. царской чести входили и другие особые правила: совершать подвиги, бороться с врагами христианском веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным.

Из сочинения Робера не Блуа «Хороший тон для дам»

Знатные средневековые женщины были приятными образованными собеседницами, умели сыграть с кавалером в шахматы. Для них существовали специальные правила поведения.

«Дама, которая не встаёт с места и прячет лицо, когда её приветствует сеньор, считается дурно воспитанной, поскольку могут подумать, что у неё болят зубы. Если дама едет верхом, то пусть надевает вуаль. Если случается засмеяться, то должно изящно прикрыть рот рукой. Если у вас хороший голос, пойте, но не слишком долго, ибо это нередко утомляет. Если дама оказывается в ситуации, когда с ней говорят в малоподобающей манере, то самый лучший выход — промолчать, сохранив при этом своё доброе имя.

Следите за собой за столом, это очень важно. Смейтесь мало, говорите умеренно. Если вы едите вместе с кем либо из одной тарелки, оставляйте лучшие куски ему. Не тяните в рот кусков ни слишком горячих, ни слишком больших. Каждый раз, когда пьёте, вытирайте губы, но остерегайтесь приближать салфетку к глазам или носу либо пачкать пальцы. Пусть ваши руки будут чистыми, ногти — хорошо подстриженными и светлыми. Нет красоты, которая могла бы заставить забыть об опрятности».

1. Какой, судя по этим наставлениям, должна была быть идеальная знатная дама — хозяйка средневекового замка? 2. Как вы считаете, могут ли эти наставления быть полезны и в наши дни?

Но эти правила рыцарской чести применялись обычно в отношениях между господами. Всех, кого считали неблагородными, рыцари презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко. Впрочем, и в отношениях между благородными людьми правила рыцарской чести соблюдались не всегда.

1. Используя текст и иллюстрации, опишите снаряжение рыцаря, замок и его осаду. 2. Объясните, почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов. 3. Как воспитывали и чему учили будущего рыцаря? 4. Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов? Каково было понимание рыцарской чести? 5. Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

1. Рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну феодала. Почему его не делили между всеми сыновьями? 2. В чём была сила, а в чём — слабость рыцаря как воина на поле боя? 3. Как характеризуют знатных феодалов их девизы: «Лучше умереть, чем опозориться», «Мой Бог и моё право», «Слава — награда за смелость», «Я не король и не князь, я граф де Куси»? 4. Предположите, почему изображения животных на рыцарских гербах всегда повёрнуты в правую сторону (она так и называлась — геральдическая). 5. Обсудите в классе, какое поведение мы сейчас называем рыцарским. Следуют ли современные молодые люди и мужчины таким нормам кодекса рыцарской чести, как защита слабых, уважение к женщине, галантность? 6. Почему церковь запрещала рыцарские турниры? Аргументируйте свой ответ. 7. Составьте рассказ «Праздничный день феодала», включив в него описание замка, турнира (или охоты), пира в замке.

Подведём итоги

Вы узнали, что:

• к середине XI века в Европе установился феодальный строй;

• крестьяне находились в поземельной или личной зависимости от сеньора и песли в его пользу повинности;

• крестьяне объединялись в общину для совместных дел и взаимопомощи;

• в феодальных поместьях господствовало натуральное хозяйство;

• центром поместья был укреплённый замок феодала;

• рыцари с детства готовились к военной службе, имели тяжёлое вооружение и доспехи;

• рыцарство выработало свой кодекс чести, отличалось особым образом жизни и культурой.

Вопросы и задания к главе IV

1. Какую роль играло рыцарство в средневековом обществе? 2. Что связывало между собой крестьян и их хозяев — феодалов? 3. Что в жизни крестьян определяла община? 4. Чем было вызвано господство натурального хозяйства в Средние века? 5. Закончите фразу. Воин, получивший от кого-либо феод, считался его: а) сеньором; б) рыцарем; в) вассалом; г) феодалом. 6. Что такое натуральное хозяйство (выберите правильный ответ): а) хозяйство. в котором для производства товаров используются только натуральные сырьё и материалы; б) хозяйство, в котором все основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления; в) хозяйство, в котором продукты и вещи производятся для продажи на рынке, г) хозяйство, в котором люди присваивают в готовом виде то, что даёт природа?

Творческие работы и проекты

Групповой творческий проект «Средневековая деревня». Нарисуйте план местности и нанесите на пего объекты так, чтобы получился план средневековой деревни. Продумайте, как вы расположите их относительно друг друга и природных объектов: леса, лугов, пригодных для пастбища, реки (например, где вы поставите мельницу, кузницу). Дайте своей деревне название. Отметьте одним цветом те объекты, которые находились в общем пользовании всех крестьян деревни, а другим те, которые принадлежали отдельной крестьянской семье. Определите время года, о котором будете писать. Составьте распорядок одного дня для воображаемой крестьянской семьи. Продумайте, что и в каком порядке будет делать глава семьи, чем займутся дети и хозяйка.

Коллективный информационный проект «Рыцарский замок». Разделитесь в классе на четыре группы. Темы для изучения: «Строительство замка», «Оборона замка», «Нападение на замок», «Жизнь в замке». С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет-ресурсов каждая группа должна собрать сведения по своей теме. Систематизируйте информацию, напишите план своего выступления, подготовьте иллюстрации и (по возможности) модели замка, осадных орудий. Проведите в классе урок-презентацию «Рыцарский замок».



При упоминании замков средневековья на ум приходят живописные стены, обвитые плющом, прекрасные дамы в высоких башнях и благородные рыцари в блестящих доспехах. Но не эти возвышенные образы мотивировали феодалов возводить непреступные стены с бойницами, а суровая реальность.

Кто владел замкам в средневековье?

В Средние века Европа переживала множество перемен. После распада Римской Империи начались процессы переселения народов, появились новые королевства и государства. Все это сопровождалось постоянными конфликтами и распрями.

Дворянин-феодал, который имел рыцарский титул, для защиты от врагов, а ими могли стать даже ближайшие соседи, был вынужден максимально укреплять своё жилище и строить замок.

Википедия предлагает различать замок и крепость. Крепость – обнесённый стеной участок земли с домами и другими зданиями. Замок меньше по размеру. Это единое строение, которое включает в себя стены, башни, мосты и прочие сооружения.

Замок являлся частной крепостью благородного лорда и его семьи. Помимо прямой функции защиты, он был показателем власти и благосостояния. Но не все рыцари могли себе это позволить. Собственником мог быть и целый рыцарский орден — сообщество воинов.

Как и из каких материалов строили средневековые замки?

Как строились замки в старинуСтроительство настоящего замка было трудоёмкой и затратной процедурой. Все работы осуществлялись вручную и иногда длились десятилетиями.

Перед началом строительства необходимо было выбрать подходящее место. Самые непреступные замки возводили на утёсах крутых скал. Однако чаще выбирали возвышенность с открытым обзором и рекой поблизости. Водная артерия была необходима для наполнения рвов, а также использовалась как путь для транспортировки грузов.

На земле выкапывали глубокий ров и формировали насыпь. Затем с помощью строительных лесов возводили стены.

Сложной задачей было строительство колодца. Приходилось копать глубоко вниз или долбить скальную породу.

Выбор материала для строительства зависел от многих факторов. Решающее значение имели:

  • местность;
  • человеческие ресурсы;
  • бюджет.

Если поблизости была каменоломня – строение возводили из камня, в противном случае использовали дерево, песок, известняк или кирпич. Для внешней стороны применяли облицовочные материалы, например, обработанный камень. Соединяли элементы стен с помощью известкового раствора.

Хотя стекло в те времена было известно, в замках его не использовали. Узкие окна закрывали слюдой, кожами или пергаментом. Внутри жилых помещений владельцев замка стены часто покрывали фресками и завешивали гобеленами. В остальных комнатах ограничивались слоем извести или оставляли нетронутую кладку.

Из каких элементов состояли замки?

Элементы замковТочная конфигурация замка зависела от местных традиций, ландшафта, богатства владельца. С течением времени появлялись новые инженерные решения. Построенные ранее сооружения часто достраивались и перестраивались. Среди всех Средневековых укреплений можно выделить несколько традиционных элементов.

Ров, мост и ворота

Замок был окружен рвом. Если поблизости находилась река, его затопляли. На дне устраивали волчьи ямы – углубления с кольями или острыми прутьями.

Попасть внутрь через ров можно было только с помощью моста. Опорами служили огромные бревна. Часть моста поднималась и закрывала собой проход внутрь. Механизм подъёмного моста был устроен таким образом, что с ним могли справиться 2 стражника. В некоторых замках мост имел механизм качелей.

Ворота были двустворчатыми и закрывались поперечной балкой, которая задвигалась в стену. Хотя их сколачивались из нескольких слов прочных досок и обивали железом, ворота оставались самой уязвимой частью строения. Их защищала надвратная башня с комнатой для стражи. Вход в замок превращался в длинный узкий проход с отверстиями в потолке и стенах. Если враг оказывался внутри, на него лился поток кипятка или смолы.

Помимо деревянных ворот, часто присутствовала решётка, которая закрывалась с помощью лебёдки и канатов. В экстренном случае, канаты обрубали, преграда резко падала.

Дополнительным элементом защиты ворот являлся барбакан — стены, идущие от ворот. Противникам приходилось втискиваться в проход между ними под градом стрел.

Стены и башни

Высота стен средневекового укрепления достигала 25 метров. Они имели мощное основание и противостояли ударам стенобитных орудий. Глубокий фундамент был призван защитить от подкопа. Толщина стен к верху уменьшалась, они становились покатыми. В верхней части за зубцами тянулась платформа. Находясь на ней, защитники обстреливали врагов через щелевидные отверстия, сбрасывали вниз камни или выливать смолу.

Часто строились двойные стены. Преодолевая первую преграду, противники попадали в узкое пространство перед второй стеной, где становились лёгкой добычей лучников.

По углам периметра располагались сторожевые башни, которые выдавались вперёд по отношению к стене. Внутри они разделялись на этажи, каждый из которых являлся отдельным помещением. В крупных замках башни для укрепления имели вертикальную перегородку.

Все лестницы в башнях были винтовыми и очень крутыми. Если враг проникал на внутреннюю территорию, защитник имел преимущество и мог скинуть агрессора вниз. Изначально, башни имели прямоугольную форму. Но это мешало обзору при обороне. На смену пришли круглые строения.

Внутренние постройки

За главными воротами находился узкий двор, который хорошо простреливался.

Остальное внутреннее пространство замка было занято постройками. Среди них:

  • Внутренее обустройство замкамастерские;
  • конюшни;
  • псарни;
  • жилища слуг;
  • открытые кухни;
  • большой зал;
  • тюремное помещение.

В крупных рыцарских замках внутри располагался огород, а иногда и целый сад.

Центральное и самое укреплённое строение любого замка – башня донжон. В нижней части находилось хранилище со съестными припасами и арсенал с оружием и снаряжением. Выше располагалась комната стражи, кухня. Верхнюю часть занимало жилище владельца и его семьи. На крыше устанавливали метательное орудие или катапульту. Наружные стены донжона имели небольшие выступы. Там находились уборные. Отверстия открывались наружу, отходы падали вниз. От донжона могли вести подземные ходы в убежище или соседние здания.

Обязательным элементов замка в Средние века была церковь или капелла. Она могла располагаться в центральной башне или быть отдельным строением.

Замок не мог обходиться без колодца. При отсутствии источника воды, обитатели не продержались бы и нескольких дней при осаде. Колодец защищало отдельное строение.

Рыцарский замок

Условия проживания в замке

Из чего состоят замкиЗамок обеспечивал потребность в безопасности. Однако другими благами его обитателям часто приходилось пренебречь.

Внутрь помещений проникало мало света, так как окна заменяли узкие бойницы, которые были затянуты плотными материалами. Жилые комнаты отапливались с помощью каминов, но это не спасало от промозглой сырости и холода. Суровой зимой стены промерзали насквозь. Использовать уборные в холодное время года было особенно дискомфортно.

Жителям часто приходилось пренебрегать гигиеной. Большая часть воды из колодца уходила на поддержание жизненных функций и уход за животными.

С течением времени, структура замков усложнялась, появлялись новые элементы. Однако развитие пороховых орудий, лишило замки основного преимущества – неприступности. На смену пришли крепости с более сложными инженерными решениями.

Постепенно замки средневековья, многие из которых дошли до наших времён, превратились в памятники архитектуры и напоминают об эпохе рыцарства.

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с замком феодала, снаряжением рыцарей, их развлечениями; дать представление о моральных ценностях, нормах и установках феодалов.

Планируемые результаты:

предметные: научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; давать образную характеристику рыцарства; аргументировать собственные версии и личностные позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов; обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике феодала; высказывать аргументированное суждение о рыцарской чести;

личностные УУД: формировать способность к волевому усилию в преодолении трудностей; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Когда-то, в Средние века,
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Но вот уж много лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят,
Я не согласна с этим.

Рыцари оценивали поведение друг друга по правилам рыцарской чести. Существовало крылатое выражение: «Положение обязывает». Что значит это выражение? Каковы были законы рыцарской чести и в чем их смысл? Всегда ли рыцари действовали в соответствии с этими законами?

III. Актуализация знаний

— Зачем и на каких условиях франкский майордом Карл Мартелл раздавал землю своим воинам?

— Какие отношения связывали сеньора и вассала?

(Ответы учеников.)

— Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.

(Ученики формулируют цели урока.)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «В рыцарском замке».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Жизнь и быт рыцарей-феодалов:

а) замок феодала;

б) снаряжение рыцаря;

в) воспитание рыцаря;

г) развлечения рыцарей.

  1. «Позор и срам мне страшны — не кончина».

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему средневековые строители делали замки неприступными? Почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов? Каково было понимание рыцарской чести? Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

IV. Работа по теме урока

1. Жизнь и быт рыцарей-феодалов

Сегодня мы имеем возможность поближе познакомиться с образом жизни феодалов. Совершим виртуальную экскурсию в замок феодала.

По ходу нашего путешествия вы должны делать записи в путевых дневниках.

Слайд 1. По приказу феодала, напуганного восстанием, крепостные крестьяне вместо прежней, деревянной усадьбы много лет возводили на высокой скале каменный замок. За его мощными стенами феодал мог укрыться и от восставших крестьян, и от нападений других феодалов.

На первых порах рыцари жили в укрепленных домах, не слишком отличавшихся от жилищ их крестьян. Они представляли собой земляные насыпи, окруженные рвом и увенчанные деревянным палисадом. Такой замок был похож па римский лагерь.

На территории, ограниченной валом, находилось естественное или искусственное земляное возвышение конической формы. Обычно на этой насыпи сооружали деревянное строение, входная дверь которого находилась наверху. Внутри самой насыпи устраивался ход в подземелье с колодцем. Таким образом, попасть в это деревянное строение можно было, только взобравшись на насыпь.

Для удобства обитателей возводился деревянный помост; в случае нужды он легко разбирался, а неприятель, желавший проникнуть в жилище, встречал серьезное препятствие. Когда опасность миновала, разобранные части гак же легко приводили в прежнее состояние.

Сначала замки строили из дерева, позднее из камня. Мощные стены служили надежной защитой. Со временем замки несколько видоизменились. Замок возводили на холме или высокой скале и окружали широким рвом с водой. Иногда замок строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, который на ночь и при нападении врагов поднимали на цепях.

Слайд 2. Вдруг вдали заклубилось облако пыли. В замке сразу же раздался сигнал тревоги — звук боевой трубы. По этому сигналу хозяин замка и его воины спешат занять места на стенах и башнях, чтобы отбить нападение одного из соседних феодалов.

Слайд 3. Начался штурм замка.

Без промедленья каждый снарядился:
В броню облекся, шлем на лоб надвинул,
Меч прицепил, в седло проворно прыгнул,
На шею щит четырехпольный вскинул,
Копье рукою правой крепко стиснул…
(Из средневековой поэмы)

Осаждающие применяют для штурма орудия, известные с древних времен: с помощью метательных машин они забрасывают на стены камни. Но чтобы взобраться на стены, им предстоит преодолеть ров, сухой или наполненный водой. Воины в доспехах под градом стрел забрасывают ров камнями и ветками, перебрасывают через него бревна и оказываются под стенами крепости. Теперь под обстрелом с высоких отвесных стен и башен придвигают деревянный дом на колесах с перекидным мостиком, подставляют приставные лестницы. Их забрасывают камнями, льют на них кипяток и горячую смолу. Особенно упорная борьба у ворот: по обе стороны от них воздвигнуты башни, превращающие ворота в небольшую самостоятельную крепость.

Слайд 4. Но борьба еще не окончена: предстоит бой за главную башню — донжон. Единственная железная лестница, ведущая в него, расположена высоко над землей, к ней не подберешься. Но если даже дверь разбита, то приходится вести борьбу за каждый этаж. Донжон разделен перекрытиями на несколько этажей, которые сообщаются между собой с помощью приставных лестниц. Теперь лестницы убраны, а люки между ними закрыты тяжелыми каменными плитами. Когда штурмующим удается добраться до верхнего этажа, владелец замка вместе с воинами выходит через подземный ход к лесу, где его ждут оседланные кони. Он спешит к своему другу и покровителю — богатому и знатному феодалу, располагающему большим воинским отрядом.

Слайд 5. При дворе знатного феодала в это время проводится церемония посвящения в рыцари его старшего сына. Стать настоящим воином-рыцарем — непростое дело. Ведь владение всеми видами оружия требовало длительной тренировки, поэтому феодалы готовились к военной службе с детства. С 7 лет сын рыцаря покидал отцовский замок и служил пажом при дворе знатного феодала. Он упражнялся в фехтовании, борьбе, верховой езде, метании копья, пении и танцах. Читать и писать его учили не всегда. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю оруженосцем. В замке он ухаживал за лошадьми и собаками, встречал гостей и прислуживал за столом, в походе вез доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие. Только после длительной службы отличившихся в боях посвящали в рыцари во время большого праздника в присутствии многих феодалов. Посвящаемый становится на колени перед самым знатным из гостей, тот бьет юношу ладонью по затылку или по щеке (или мечом плашмя по спине) — это единственный в жизни удар, который рыцарь может получить и оставить без ответа. Потом он берет меч и надевает шпоры — знаки рыцарского достоинства. Церемония завершается показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен пронзить копьем мишень.

Слайд 6. По случаю посвящения сына в рыцари знатный феодал устроил большую охоту. Охота дает возможность рыцарю проявить силу и отвагу, потому что борьба с раненым диким кабаном или медведем столь же опасна, как с вооруженным врагом, а погоня за оленями совершенствует искусство верховой езды, необходимое воину.

Слайд 7.

Два славных рыцаря стремглав
Несутся; тот и этот щит
Смят; под ударами трещит
Нагрудник конский и подпруга.
Сбить наземь силятся друг друга,
И каждый не жалеет шпор.
Жесток удар, могуч напор.
Сбив седла, копья изломав,
Дерутся с помощью булав
И жезлов; шлем стремясь рассечь,
Лишь гнут его, зазубрив меч.
Не видел свет подобной рубки.
Никто не делает уступки,
Показывая, как он смел.
(Из средневековой поэмы)

Праздник завершается пиром в рыцарском замке.

Слайд 8. В большом зале, освещенном смоляными факелами, накрыт большой стол. Феодал сам любит славно поесть и гостей накормит до отвала и напоит допьяна. Сколько людей живет в замке! Здесь и рыцари без поместья, и оруженосцы, пажи, и конюшие, и кравчие, и виночерпии, и псари, и привратники, и повара: одни едят за столом, другие им прислуживают. Целые окорока, громадные пироги с мясом и рыбой исчезают без следа. Кинжалами хозяин и гости режут зажаренные целиком туши оленей, поросят, хватают куски руками, запивают пищу вином из рогов и металлических кубков.

Слайд 9. Рыцари громко смеются, забавляясь проделками шута. О чем они могут говорить? Скорее всего, хвастаются своими боевыми подвигами, силой и рассказывают о войнах и походах, мешая правду с вымыслом. А может, спорят о знатности и древности своих родов, хвалятся числом знаменитых предков. Феодалы были знатоками по части происхождения каждого рода, знали, кто с кем состоит в родстве, с какого века каждый из них ведет свой род.

Слайд 10. У каждого рыцаря есть свой герб — знак воинской доблести его рода. Обычно он имеет форму щита с четырьмя полями, разрисованными разными красками. На нем изображены различные животные, рыбы, звезды, башни. Каждая фигура и каждый цвет имели особый смысл. На ленте под гербом писали короткое изречение — девиз; он обычно объяснял смысл герба. Чаще всего девизы подчеркивали смелость, гордость и высокомерие их владельцев.

Слайд 11. Возможно, эти «благородные» люди с презрением рассуждают о той черни, которая их кормит и одевает.

— Крестьянин тот же вол, только без рогов! — восклицает один.

— Хорошо, когда крестьянин плачет; худо, когда он радуется, — вторит ему другой. А третий предлагает затянуть рыцарскую песню, в которой ярко выражено презрение феодалов к простому народу.

Слайд 12. Наконец феодал возвращается с отрядом воинов в свой замок. Его противник, прежде чем отступить, не забывает ограбить крестьян своего врага, вытоптать посевы, угнать скот. Вернувший господин, хотя и не смог защитить своих крестьян от нападения, потребует расплатиться сполна.

(Проверка выполнения задания.)

2. «Позор и срам мне страшны — не кончина»

Феодалы создали своеобразный кодекс рыцарской чести.

Нам необходимо выработать свой собственный взгляд на моральные нормы и принципы рыцарей.

Ответить на вопросы:

— Что нам нравится в их взглядах?

— Что мы отвергаем?

Задание: прочитайте отрывки из средневековых текстов и сделайте вывод о главных ценностях средневекового рыцаря.

— Подумайте, насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ.

Не дай господь и ангелы святые,
Чтоб обесчестил я наш край родимый.
Позор и срам мне страшны — не кончина.
Отвагою — вот чем мы Карлу милы.
(«Песнь о Роланде». XI — XII вв.)

Две полные недели тянулся пир честной,
Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной,
И развлекались гости, как было им угодно.
Не пожалел казны на них хозяин благородный.
Одеждой, и конями, и всяческим добром,
И золотом червонным, и звонким серебром
Он одарить приезжих велел своей родне,
Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне.
(«Песнь о нибелунгах». Конец XII – начало XIIIв.)

Всему, что подобает, был выучен герой,
Ни страха, ни упрека, не зная за собой.
За это восхищались им знатные девицы.
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.
И так он был отважен, как нам твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки и песни о нем пели.
(«Кудруна», XIII в.)

(Проверка выполнения задания.)

Бертран де Борн, один из наиболее известных поэтов-рыцарей, провозглашал: «Не наносить своей же чести вред». Законы чести вынуждали рыцаря даже поступать против своего желания, например вызывать на поединок за действительную или мнимую обиду. В эпической поэме Карл Великий внушает своему сыну Людовику, как он должен править в соответствии с законами рыцарской чести:

Не отнимать у сирот их добра,
У вдов последний грош не вымогать,
Святую церковь охранять всегда…
И рыцарей своих не утеснять.

— Эти законы рыцари распространяли на все слои средневекового общества?

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Почему средневековые строители делали замки неприступными?

— Почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов?

— Каково было понимание рыцарской чести?

— Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

— В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — § 12, подготовить проект на тему «Хороший тон для дам».
  2. Для средних учеников — § 12, подготовить проект на тему «Рыцарский замок».
  3. Для слабых учеников — § 12, вопросы и задания к параграфу.

Тема урока:

  • « В рыцарском замке»
  • История Средних веков 6 класс

Познакомитесь с условиями жизни, в которых жили рыцари;

  • Познакомитесь с условиями жизни, в которых жили рыцари;
  • Выясните, как же воспитывали рыцарей с детства;
  • Выясните, каких взглядов придерживались рыцари;
  • Познакомитесь новыми терминами.
  • Сегодня на уроке:
  • 1.Замок феодала.
  • 2.Снаряжение рыцарей.
  • 3.Рыцари на досуге.
  • 4.Рыцарская честь.
  • План:

Подумайте:

  • Подумайте:
  • Почему рыцарем мог быть только очень богатый человек ?
  • Задание на урок:
  • Феодальная лестница
  • Король
  • Герцоги и графы
  • Бароны
  • Рыцари

Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе начали строить замки. Постепенно каждый господин стал строить замки — большие или скромные.

  • Замок феодала
  • Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе начали строить замки. Постепенно каждый господин стал строить замки — большие или скромные.
  • Замок – это жилище феодала и его крепость
  • Запишем определение:

Сначала замки строились из дерева, позднее – из камня Мощные зубчатые стены служили надёжной защитой.

  • Сначала замки строились из дерева, позднее – из камня Мощные зубчатые стены служили надёжной защитой.
  • Замок феодала

Замок часто возводился на холме или высокой скале, окружали рвом и водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера.

  • Замок часто возводился на холме или высокой скале, окружали рвом и водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера.
  • Замок феодала

Через ров или реку перекидывали подъёмный мост, на ночь или при нападении врагов он поднимался. Из башен наблюдали стражники. Заметив врага, они трубили сигнал тревоги.

  • Через ров или реку перекидывали подъёмный мост, на ночь или при нападении врагов он поднимался. Из башен наблюдали стражники. Заметив врага, они трубили сигнал тревоги.
  • Замок феодала
  • Замок феодала

Чтобы проникнуть в замок, нужно было преодолеть много препятствий: засыпать ров, одолеть холм по открытому пространству, взять штурмом крепость.

  • Чтобы проникнуть в замок, нужно было преодолеть много препятствий: засыпать ров, одолеть холм по открытому пространству, взять штурмом крепость.
  • Замок феодала

Над всеми постройками возвышалась главная башня –

донжон

, в которой феодал вместе со своими слугами мог выдержать долгую осаду.

  • Над всеми постройками возвышалась главная башня – донжон, в которой феодал вместе со своими слугами мог выдержать долгую осаду.
  • Замок феодала
  • В замке феодала

Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землёй. Если удавалось её разбить, то приходилось сражаться за каждый этаж.

  • Замок феодала
  • Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землёй. Если удавалось её разбить, то приходилось сражаться за каждый этаж.

Военное дело стало занятием исключительно феодалов на протяжении многих веков. Часто феодалы сражались всю жизнь.

  • Военное дело стало занятием исключительно феодалов на протяжении многих веков. Часто феодалы сражались всю жизнь.
  • Снаряжение рыцаря

Рыцарь был вооружён большим мечом, длинным копьём, боевым топором и палицей. Большим щитом он мог прикрыться с ног до головы.

  • Рыцарь был вооружён большим мечом, длинным копьём, боевым топором и палицей. Большим щитом он мог прикрыться с ног до головы.
  • Снаряжение рыцаря

Тело рыцаря первоначально защищала кольчуга, доходившая до колен, позднее её заменили латы. На голову надевал шлем и в минуту опасности рыцарь на лицо опускал забрало.

  • Тело рыцаря первоначально защищала кольчуга, доходившая до колен, позднее её заменили латы. На голову надевал шлем и в минуту опасности рыцарь на лицо опускал забрало.
  • Снаряжение рыцаря

Сражались рыцари на сильных и выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Боевой конь, рыцарское снаряжение стоили очень дорого, поэтому только землевладелец мог нести службу.

  • Сражались рыцари на сильных и выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Боевой конь, рыцарское снаряжение стоили очень дорого, поэтому только землевладелец мог нести службу.
  • Снаряжение рыцаря

Основное время феодалы отдавали войнам и военным упражнениям, охоте и пирам. Охота служила не только развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи.

  • Основное время феодалы отдавали войнам и военным упражнениям, охоте и пирам. Охота служила не только развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи.
  • Развлечения рыцарей

После охоты феодал устраивал пир, на котором присутствовало много гостей, столы ломились от угощений. Музыканты развлекали гостей.

  • Развлечения рыцарей
  • После охоты феодал устраивал пир, на котором присутствовало много гостей, столы ломились от угощений. Музыканты развлекали гостей.

Турниры – военные состязания рыцарей в силе и ловкости. Там собиралось много зрителей, порой даже из нескольких стран.

  • Турниры – военные состязания рыцарей в силе и ловкости. Там собиралось много зрителей, порой даже из нескольких стран.
  • Развлечения рыцарей
  • Развлечения рыцарей

Во время торжеств нередко проходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды.

  • Во время торжеств нередко проходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды.
  • Развлечения рыцарей
  • Гербы рыцарей

Почему рыцарем мог быть только очень богатый человек?

  • Почему рыцарем мог быть только очень богатый человек?
  • Ответим на вопросы на стр. 97
  • Подведём итог урока.
  • Параграф 11, нарисовать герб своей семьи или составить небольшой рассказ о рыцарском турнире от лица участника или зрителя
  • Домашнее задание

http://www.armyromantic.ru/istoriia/74_zamok_kribshtain_b.htm

  • http://www.armyromantic.ru/istoriia/74_zamok_kribshtain_b.htm
  • http://images.rambler.ru/srch?query=%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BA%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE
  • http://photo.i.ua/user/1510564/236032/
  • Антоненкова Анжелика Викторовна
  • учитель истории МОУ Будинской ООШ
  • Тверской области

БОУ «Крайчиковская СШ»

Колосовского муниципального района Омской области

Проект

Средневековый замок и его защитники

                                                                                          Выполнила:

                                                                                          Репина Алина,

                                                                                          учащаяся 6 класса

                                                                                           Руководитель:

                                                                                           Матирко Вера

                                                                                           Валентиновна, учитель                          

                                                                                           истории и обществознания

                                                                                           первой  квалификационной                                                        

                                                                                           категории

Крайчиково -2015

Содержание:

Цель, задачи, актуальность…………………………………………………3

Глава 1.   Средневековый замок и его защитники ……………4

        1.1.   Как появился замок……………………………………………..4

        1.2    Устройство замка………………………………………………..4

        1.3     Оборона замка……………………………………………………7

Глава2.      Модель средневекового замка…………………………….8

                 Вывод………………………………………………………………..9

Цель: рассмотреть оборонительную ценность средневековых замков.

Задачи:

1.Выяснить причины появления замков в Европе.

2.Изучить устройство замка

3.Выяснить, как была организована оборона замка

3.Построить модель средневековой крепости

 с помощью конструктора.

Актуальность

        В мире мало есть вещей более интересных, чем рыцарские замки Средневековья: эти величественные крепости дышат свидетельствами далёких эпох с грандиозными битвами, они видели и самое совершенное благородство, и самое подлое предательство. И не только историки и знатоки военного дела пытаются разгадать секреты старинных фортификаций. Рыцарский замок интересен всем — писателю и обывателю, заядлому туристу и простой домохозяйке.

Глава 1.    Средневековый замок и его защитники

1.1. Как появился замок

          Поводом для постройки замков была защита территории от варваров,  но  истинной причиной  было закрепление своего контроля над  подвластной территорией.  Помимо больших войн, феодалы постоянно вели разборки друг с другом. Аристократы укрепляли свои жилища от вторжения: поначалу только ров выроют перед входом и деревянный частокол поставят. По мере приобретения осадного опыта укрепления становились всё более мощными — чтобы таран выдерживали и каменных ядер не боялись.

      Каменные сооружения начали строить норманны, и только в 12 веке появились классические европейские рыцарские замки Средневековья. Примером застройки Европы замками  является  французская  провинция Пойто.        Там было лишь три замка до начала рейдов Викингов  в IX веке  и 39 замков  в  XI  веке. Подобные  процессы происходили по всей Европе.    Замки  можно  было построить  очень  быстро. До  появления пушек защитники замков обладали огромным преимуществом над теми, кто штурмовал замки.  

1.2. Устройство замка

          Замки обычно располагались на горных склонах, скалах, на высоком берегу реки, на холмах, на острове посреди озера. Если не было естественного подходящего ландшафта, делали насыпной холм. Его окружила каменная стена, в которую встраивались высокие башни.

       Замок был окружен рвом. Разделительные рвы были  даже в пределах замка: если вдруг врагу удалось прорваться, передвижение будет сильно затруднено.

        Мост к внешней стене сделан так, что оборона рыцарского замка в Средневековье могла длиться годами. Он подъёмный. Либо весь, либо крайний его отрезок. В поднятом положении — вертикально — это дополнительная защита для ворот. Если поднималась часть моста, другая автоматически опускалась в ров, где обустраивалась «волчья яма» — сюрприз для самых торопливых нападающих.

Ворота и надворотная башня. Рыцарские замки Средневековья наиболее уязвимы были как раз в районе ворот. Опоздавшие могли войти в замок в боковую калитку по подъёмному трапу, если мост уже поднят. Сами ворота чаще всего не были встроены в стену, а устраивались в надворотных башнях. Обычно двустворчатые, из нескольких слоёв досок, обшивались железом, чтобы защититься от поджогов. Замки, засовы, поперечные балки, поперёк задвигающиеся в противоположную стену — всё это помогало продержаться в осаде довольно долго. За воротами к тому же обычно опускалась железная или деревянная мощная решётка. Опускаемая решетка из толстых металлических прутьев намертво блокировала ворота замка в случае опасности. Механизм, поднимавший решетки, находился на верху башни и был сильно защищен. Опускаемые решетки могли быть комбинированы из железных прутьев и толстых бревен. Защитники и нападавшие могли стрелять друг в друга и колоть через решетки. Надворотная башня была устроена так, чтобы охраняющие её стражи могли узнать у гостей цель визита и при необходимости угостить стрелой из вертикальной бойницы. Для настоящей осады там были встроены и отверстия для кипящей смолы.

        Внешняя стена — важнейший оборонительный элемент. Она должна быть высокой, толстой и лучше, если на цоколе под наклоном. Фундамент под ней как можно более глубок — на случай подкопа. Иногда встречается двойная стена. Рядом с первой высокой — внутренняя небольшая, но неприступная без приспособлений (лестниц и шестов, которые остались снаружи). Пространство между стенами — так называемый цвингер — простреливается. Внешняя стена наверху оборудована для защитников крепости, иногда даже с навесом от непогоды. Зубцы на ней существовали не только для красоты — за ними удобно было прятаться во весь рост, чтобы перезарядить, например, арбалет. Бойницы в стене приспосабливались и под лучников, и под арбалетчиков: узкие и длинные — для лука, с расширением — для арбалета. Шаровые бойницы — закреплённый, но поворачивающийся шар с прорезью для стрельбы. Балконы строились в основном декоративные, но если стена узкая, то ими пользовались, отступая и давая пройти остальным. Средневековые рыцарские замки почти всегда строились с выпуклыми башнями по углам. Они выступали наружу для стрельбы вдоль стен в обе стороны. Внутренняя сторона была открытой, чтобы противник, проникший на стены, не закрепился внутри башни.

          Центральная башня Донжон — самое высокое сооружение замка. Оттуда велось наблюдение за окрестностями. И именно центральная башня — последнее убежище осаждённых. Самое надёжное! Стены очень толстые. Вход чрезвычайно узок и располагался на большой высоте. Лестницу, ведущую к двери, можно было втянуть внутрь либо разрушить. Тогда рыцарский замок ещё довольно долгое время может держать осаду. В основании донжона был подвал, кухня, кладовая. Далее шли этажи с каменными или деревянными перекрытиями. Лестницы были деревянными, при каменных перекрытиях их можно было сжечь, чтобы остановить врага на подходе. Главный зал располагался на целом этаже. Обогревался камином. Выше обычно располагались комнаты семьи владельца замка. Там стояли небольшие печи, украшенные изразцами. На самом верху башни, чаще всего открытом, площадка для катапульты и самое главное — знамя! Средневековые рыцарские замки отличались не только рыцарством. Бывали случаи, когда рыцарь и его семья донжоном не пользовались для жилья, построив неподалёку от неё каменный дворец (палас). Тогда донжон служил складом, даже тюрьмой. И, конечно же, каждый рыцарский замок обязательно имел храм.

        В замке обязательно должен быть собственный источник питьевой воды – колодец, на случай долгой осады. От расположения колодца зависело многое: не только здоровье, но и жизнь осаждённых. Бывало, что обустройство колодца (вспомним, что замок если не просто на возвышении, то и на скалах) стоило дороже, чем всех остальных построек замка. Обязательно был внутри замка двор с хозяйством — пекарня, баня, кухня. Потерна для доставки продовольствия с подъёмной рампой.

Некоторые большие замки снабжались таким способом, чтобы избежать

неожиданной атаки и одновременно случайного проникновения шпионов.

Тяжёлые грузы и туши животных втягивались внутрь лебёдкой по

полозьям , лежащим в середине настила.  

        Башни строились таким образом, чтобы как можно более долго удерживать любое количество врагов даже в одиночку. Например, винтовые лестницы — узкие и такие крутые, что воин, идущий вторым, помочь первому ничем не может — ни мечом, ни копьём. И подниматься по ним нужно было против часовой стрелки, чтобы щитом не прикрыться.

        Рыцарский замок в Средневековье не был гостеприимен для всех подряд. Главная цель — сделать рыцарский замок недоступным для нападающих. При этом иметь возможность наблюдения за всей округой. Рыцарский замок в Средневековье — это не только рыцари и феодалы. Около и вокруг замка всегда были небольшие поселения, где обосновались всевозможные ремесленники и, конечно, воины,

1.3. Оборона замка

        Основным принципом обороны замков было увеличение потерь атаковавшего врага при одновременном уменьшении отрицательных последствий для обороняющихся. Хорошо построенный замок могла эффективно защищать даже небольшая армия и удерживать его очень долго. Крепкая защита позволяла защитникам замка удерживать натиск штурма или осаду до тех пор, пока придет подкрепление, или пока атаковавшие войска не вынуждены будут отступить из-за нехватки продовольствия, болезней или потерь.

           У мощных замков были внешние и внутренние ворота. Между ними было открытое пространство под названием барбакан (или цвингер). Оно было окружено стенами и становилось ловушкой для врага, которому удавалось разрушить внешние ворота. Попав в Барбакан, враг становился очень уязвимым и мог либо отступать через внешние ворота, либо штурмовать внутренние. Защитники в это время щедро поливали нападавших смолой или кипящим маслом, забрасывали камнями и копьями. Рвы сильно затрудняли штурм стен. Солдаты в броне могли утонуть упав даже в мелкую воду. Рвы с водой также очень сильно затрудняли подкопы стен, так как вода могла размыть тоннель подкопа и затопить копавших. Часто нападавшим приходилось осушать рвы с водой, чтобы продолжить штурм, или  частично засыпать его, чтобы установить лестницы или осадные леса.

        Защитники: В мирное время для охраны замка нужно было совсем немного воинов.  На ночь мосты поднимали, а опускаемые решетки опускали, таким образом блокируя замок. В случае угрозы или штурма, к защите замка привлекалась гораздо более большая армия. Меткие лучники или арбалетчики могли обстрелами помешать врагу штурмовать замок или подготовиться к штурму. Также нужно было много людей для сбрасывания со стен камней и выливания на атаковавших горячих жидкостей. Немалое количество работников нужно было для починки поврежденных штурмом стен и тушения возгораний, вызванных огненными стрелами. Агрессивные защитники при случае совершали вылазку из замка и атаковали осадную армию. Эти молниеносные рейды позволяли оборонявшимся сжигать лестницы и леса осаждавших, снижая их боевой дух. В случае опасности, местные крестьяне принимались за защиту стен. Не обладая достаточными навыками владения мечом, копьем или луком, они могли выполнять много другой важной работы.  

Глава 2. Модель средневекового замка

        Я многое узнала о средневековом замке. Рассмотрела много иллюстраций, но все-таки мне хотелось бы увидеть замок вживую. Но чтобы это сделать, надо совершить путешествие во Францию или Германию. Пока это только мечта. А вот найти в интернете модель замка это осуществимо. Незнакомая мне девочка с помощью своего папы построила модель замка на основе   конструктора «Средневековая каменная крепость» и дополнила   самодельными    конструкциями   и  игрушечными  воинами.  В  замке находится главная башня — донжон, окруженная стенами и башнями с бойницами. Башня с главными воротами защищена решеткой и подъемным мостом через ров. Внутри замка находятся хозяйственные постройки — склад и конюшня под навесом. Снаружи замка расположена первая линия обороны -частокол с маленькими воротами и деревянной сторожевой башней, соединенный с замком легкоразрушаемым мостиком.

        Естественное препятствие: замок расположен на холме и окружен рвом с водой.

        Замок запечатлен в момент штурма. Нападающие используют осадные машины и приспособления — таран, лестницы, передвижные щиты, большую осадную башню с мостиком. Защитники замка ведут оборону со стен, башен и частокола с помощью метательного и холодного оружия. По мостику двигается отряд для совершения вылазки.

         Среди обороняющихся и нападающих есть конные воины. Фигурки солдатиков раскрашены вручную.

Вывод

Проведя работу, я выяснила, что причиной появления замков в Европе было установление и закрепление контроля феодалов над подвластной территорией. После ослабления силы рейдов викингов замки стали использоваться для обеспечения более агрессивных целей, в частности, как база и опора в многочисленных междоусобицах феодалов.

       После того, как я рассмотрела различные оборонительные сооружения крепостей, я поняла, что своей конструкцией замки были полностью подготовлены к длительной обороне и отражению штурмов.

       Когда я познакомилась с моделью средневековой крепости, я по настоящему увидела оборонительные сооружения крепости и поняла, как они были важны при длительной обороне и отражении штурмов.

        Я сделала вывод, что в средние века оборонительная ценность замков была очень велика, хотя с появлением пушек потеряла свою значимость.

Конечно, мне бы хотелось построить  модель замка, но для этого мне нужно приобрести необходимые материалы.

  • Рэй брэдбери октябрьская игра смысл рассказа
  • Рыле или реле как пишется
  • Рыжик рассказ краткое содержание
  • Рыбак сказка песня слушать
  • Рыбалка или мммж рассказ