Рычаги рассказ александра яшина

Потребность автора в редакторе-ценителек. н. батюшковредакторская аргументация неприемлемости произведениямаксим горькийи. и. ликстанов испортил свою повесть из страха гнева редакторскогоевгений шварцтвардовский-редакторв.

Потребность автора в редакторе-ценителе
К. Н. Батюшков

Редакторская аргументация неприемлемости произведения
Максим Горький

И. И. Ликстанов испортил свою повесть из страха гнева редакторского
Евгений Шварц

Твардовский-редактор
В. Лакшин

Классификация авторов, чьи произведения попадают и не попадают в издательские планы
А. Шавкута

О «Королеве фей» Эдмунда Спенсера
Дэвид Хьюи

О «Гамлете» Уильяма Шекспира
Вольтер

Об «Отелло» Уильяма Шекспира
Джордж Бернард Шоу

О «Короле Лире» Уильяма Шекспира
Джозеф Уортон

О «Ромео и Джульетте» Уильяма Шекспира (лондонская постановка 1666 года)
Сэмюэл Пипс

О «Томе Джонсе» Генри Филдинга
Сэмюэл Джонсон

О Чосере
Джордж Гордон Байрон

О «Следопыте» Джеймса Фенимора Купера
Марк Твен

О «Прелюдии» Уильяма Вордсворта
Томас Бабингтон Маколей

О «Цветах зла» Шарля Бодлера
Эмиль Золя

О романах Джейн Остин
Ральф Уолдо Эмерсон

О произведениях Генри Джеймса
Генри Луис Менкен

О Ральфе Уолдо Эмерсоне
Томас Карлейль

О «Миддлмарч» Джорджа Элиота
Генри Джеймс

Об Уолте Уитмене
Р. Л. Стивенсон

Об «Оружии и человеке» Джорджа Бернарда Шоу
Уильям Арчер

О «Человеке и сверхчеловеке» Джорджа Бернарда Шоу
Бертран Рассел

Об «Улиссе» Джеймса Джойса
Вирджиния Вульф

«Истинный вкус состоит… в чувстве соразмерности и сообразности»
А. С. Пушкин

О желании знать причину критической оценки речи персонажа
Е. А. Боратынский

Издевка над бездоказательной критикой
А. С. Пушкин

Оценка 6-го и 7-го «Философических писем» П. Я. Чаадаева
А. С. Пушкин

О запрещении «Мертвых душ» Московским цензурным комитетом
Н. В. Гоголь

Взыскательная оценка рассказа П. В. Анненкова «Она погибнет»
В. Г. Белинский

Оценка по «Отрочеству» самобытности таланта Л. Н. Толстого
Н. А. Некрасов

Резко отрицательная оценка повести В. Берви «В глуши»
Л. Н. Толстой

Разбор рукописи «Юности» Л. Н. Толстого
А. В. Дружинин

О сомнении, стоит ли печатать «Юность»
Л. Н. Толстой

Не имея понятия о «Юности» Л. Н. Толстого, убеждает его в необходимости ее печатать
И. И. Панаев

Разбор «Фауста» И. С. Тургенева
В. П. Боткин

Оценка повести Л. Н. Толстого «Альберт»
П. В. Анненков

Разбор и оценка повести Л. Н. Толстого «Альберт»
Н. А. Некрасов

Благодарность Н. А. Некрасову за искренность оценки повести «Альберт»
Л. Н. Толстой

Чтение вслух «Степного короля Лира» как способ оценки
И. С. Тургенев

Разбор пьесы адресата и выявление особенностей его дарования
А. П. Чехов

Осторожность в рекомендации к печати произведений начинающих авторов
А. П. Чехов

Взвешенность разбора и оценки рассказа В. А. Табурина «Жива душа»
В. Г. Короленко

Учебный разбор и оценка очерка адресата «На ярмарке»
Максим Горький

Ответ на вопрос, возвращали ли ему редакции рукописи
Иван Леонтьевич Щеглов (Леонтьев)

О недопустимости снисходительной оценки произведений писателей из народа
В. Г. Короленко

О редакторской оценке объема
В. Ф. Каган, профессор МГУ, математик

Односторонняя отрицательная оценка пьесы Л. Лунца исключительно по идеологическим причинам
А. В. Луначарский

Оценка дарования Вс. Иванова
Максим Горький

Оценка Госиздатом за глаза сборника рассказов Н. Баршева
И. А. Груздев

Оценка дарования Н. Баршева
Максим Горький

Объяснение причин одобрительной оценки сборника рассказов Н. Баршева
Максим Горький

Отрицательная оценка М. Горьким «Воскресения» Л. Н. Толстого
В. А. Поссе

Л. Н. Толстой ругает «Фому Гордеева» М. Горького и хвалит его «Ярмарку в Голтве»
В. А. Поссе

Объясняет рабочему, почему он не может быть писателем
Максим Горький

Ругательная оценка С. Н. Сергеевым-Ценским Бабеля и Олеши за малописание и малый объем написанного
Корней Чуковский

Обоснование отрицательной оценки собрания пословиц В. В. Князева
Максим Горький

Критическая оценка рукописи пьесы А. Н. Толстого и А. О. Старчакова «Патент 119»
Максим Горький

Письмо в Горлит Ленинграда
Максим Горький

Отрицательная оценка рассказа адресата «Мусорный ветер»
Максим Горький

Об отрицательном влиянии краткости на понимание читателем математических сочинений
Н. Н. Лузин

О редакторской оценке рукописей Леонида Андреева его первой женой Александрой Михайловной
В. В. Вересаев

Об оценках редакциями журналов его повестей
В. В. Вересаев

Оценка по рукописи «Селигерского дневника» писательницы
А. Н. Толстой

Рассказ В. Катаева о перестраховочном засыле Детгизом его романа «За власть Советов» в ЦК ВКП(б)
Корней Чуковский

О качестве сельскохозяйственных книг
С. Страхов, директор Ставропольского краевого книжного издательства

О преследованиях его критиками за склонность к острому сюжету
Вениамин Каверин

О потребности своей как начинающего писателя в строгой профессиональной, а главное, поучительной оценке уже напечатанного рассказа
Виктор Астафьев

Оценка по просьбе В. Астафьева одного из первых напечатанных его рассказов
Б. Закс

Высокая оценка произведений А. Т. Твардовского
И. С. Соколов-Микитов

Напрасные опасения, что одобрительная оценка его творчества И. С. Соколовым-Микитовым могла стать причиной своих добрых слов о произведении последнего
А. Т. Твардовский

Как К. А. Федин восхищался рассказом А. Яшина «Рычаги»
Корней Чуковский

Разная оценка двух произведений, форма которых не соответствует содержанию
С. Я. Маршак

Критерии оценки им произведений
С. Я. Маршак

Расходится в оценке повести Л. Будогоской с М. Горьким
С. Я. Маршак

«Хронологическое издание Гумилева невозможно»
Николай Богомолов

Об отказе А. Т. Твардовского напечатать ее повесть «Софья Петровна» в «Новом мире»
Лидия Чуковская

Об ошибочности бездоказательных оценок стихотворений молодого писателя
Ст. Рассадин

Об ответе А. Эйнштейна на упрек в трудности понимания его работ
К. Зелиг

Критерий добротности произведений в понимании функционеров отдела пропаганды ЦК КПСС
Алексей Кондратович

Отрицательная оценка А. Т. Твардовским воспоминаний Бережкова «Тегеран, 1943» из-за преклонения автора перед Сталиным
Алексей Кондратович

Разбор А. Т. Твардовским слабостей 2-й книги романа Владимира Фоменко «Память земли»
Алексей Кондратович

О жесткой оценке А. Т. Твардовским рассказа Ю. Трифонова с воспоминаниями о покойной жене
Алексей Кондратович

О мыслях, которые вызывает у него чтение «Зимнего перевала»
Алексей Кондратович

О процедуре рецензирования рукописи Е. Я. Драбкиной «Зимний перевал» в ИМЛ
Алексей Кондратович

Как информировали отдел культуры ЦК КПСС о рецензировании «Зимнего перевала» Е. Я. Драбкиной в ИМЛ
Алексей Кондратович

О выступлении в Академии общественных наук Михаила Шатрова с критикой ИМЛ
Алексей Кондратович

О том, как при содействии председателя Комитета по печати при Совмине СССР Н. А. Михайлова началось некоторое движение рукописи Е. Я. Драбкиной «Зимний перевал»
Алексей Кондратович

Перечитывает 2-ю часть «Зимнего перевала» и видит в ней много такого, что смутит Главлит
Алексей Кондратович

Главлит подписал верстку «Зимнего перевала» Е. Я. Драбкиной
Алексей Кондратович

Сравнивает публикацию в № 10 «Нового мира» за 1968 г. «Зимнего перевала» Е. Я. Драбкиной с бомбой
Алексей Кондратович

Первое знакомство с романом А. Азольского «Степан Сергеич» и оценка его
Алексей Кондратович

Размышления о том, что ждет роман А. Азольского «Степан Сергеич»
Алексей Кондратович

О рецензии В. С. Емельянова и рассылке рукописи романа А. Азольского «Степан Сергеич» членам редколлегии «Нового мира»
Алексей Кондратович

О пьесе Рольфа Хоххута «Наместник» и запрете для «Нового мира» «Чумы» Камю
Алексей Кондратович

Отклонение А. Т. Твардовским рассказа В. Семина
Алексей Кондратович

Муки редакции «Нового мира» с выпуском 5-го номера
Алексей Кондратович

В. Белов в «Новом мире»
Алексей Кондратович

Об отсылке Главлитом в ЦК КПСС «Плотницких рассказов» В. Белова и задержке произведений т. н. подписантов
Алексей Кондратович

Отклонение А. Т. Твардовским поэмы Н. Матвеевой о Питере Брейгеле
Алексей Кондратович

Оценка А. Т. Твардовским рукописи К. Лагунова о крестьянском восстании в Сибири в 1921 г.
Алексей Кондратович

Оценка А. Т. Твардовским рукописи Маркелова
Алексей Кондратович

Драматическая история издания № 12 «Нового мира» за 1968 г.
Алексей Кондратович

Разбор и оценка А. Т. Твардовским повести В. Быкова «Круглянский мост»
Алексей Кондратович

Оценка А. Т. Твардовским рассказа В. Войновича «Путем взаимной переписки»
Алексей Кондратович

Трагический для А. Т. Твардовского запрет Главлитом без объяснений его поэмы «По праву памяти»
Алексей Кондратович

Об оценках произведений в «Новом мире» и об отношениях своих с А. Т. Твардовским
Юрий Трифонов

Об идеальном читателе-ценителе
Давид Самойлов

Оценка качества научно-популярных медицинских брошюр
И. Астахов, заместитель директора фундаментальной библиотеки 1-го Московского медицинского института им. И. М. Сеченова

Оценка объема рукописи не по существу — преграда для издания нужной книги
М. Л. Гаспаров

О неудачных попытках издать свою «Занимательную Грецию»
М. Л. Гаспаров

О судьбе наконец напечатанной своей «Занимательной Греции», посылаемой в дар
М. Л. Гаспаров

О коллективных дружеских нелицеприятных обсуждениях и оценках произведений писателей членов кружка «Среда»
Н. Д. Телешов

О потребности Леонида Андреева в оценках его произведений кружком «Среда» и об истории издания его первого сборника рассказов
Н. Д. Телешов

Разбор и оценка пьесы адресата «Фарс о Клопове, или Гарун аль Рашид»
Лидия Чуковская

О том, с чем он не согласен в суждениях адресата о его пьесе «Фарс о Клопове, или Гарун аль Рашид»
Давид Самойлов

Продолжение разбора пьесы адресата «Фарс о Клопове, или Гарун аль Рашид»
Лидия Чуковская

Об общих принципах работы с молодыми писателями
А. Тоотс, редактор издательства «Ээсти раамат»

История публикации повести Ю. Германа «Подполковник медицинской службы»
Л. Левин

Эм. Казакевич как ценитель произведений начинающего автора
Марк Галлай

Письмо Эм. Казакевича с советами начинающему автору
Г. О. Казакевич

Письмо Эм. Казакевича, выражающее восхищение статьей Марка Щеглова о драматургии
Г. О. Казакевич

Письмо Эм. Казакевича с ответом на вопрос корреспондента, стоит ли ему писать
Г. О. Казакевич

Как на «Ленфильме» отклонили сценарий Ю. Германа «Наши знакомые»
Л. Левин

О недобросовестном методе оценки сборника молодого поэта
Андрей Мальгин

О редактировании рассказа А. Яшина «Рычаги»
Вениамин Каверин

Из книги «Эпилог»
Вениамин Каверин

Об оценках произведений главным редактором «Юности» Валентином Катаевым по настроению
Николай Старшинов

Оценка стихотворений юной Н. В. Крандиевской И. А. Буниным и А. А. Блоком
В. А. Мануйлов

Иосиф Бродский — внештатный рецензент романа начинающего автора-летчика
Вл. Соловьев

Вступление к письмам, которыми обменялись министерство и издательство
Александр Гаврилов

Письмо директору изд-ва «АД Маргинем» А. Т. Иванову
В. А. Сироженко, заместитель министра

Письмо к заместителю министра В. А. Сироженко
А. Т. Иванов

Л. Брик — авторитетный для Маяковского ценитель его произведений
В. В. Катанян

Оценка А. Т. Твардовским дипломной работы автора о поэме «Страна Муравия»
Юрий Буртин

Справедливо низкая оценка редактором — героем книги — романа номенклатурного автора стоила ему свободы
Имре Кертес

Двухлетнее ожидание А. и Б. Стругацкими сдачи в набор их «Страны багровых туч» стало «полигоном для отработки новых представлений о фантастике»
Борис Стругацкий

Как Главатом оценивал наш роман «Возвращение (Полдень. ХХII век)»
Борис Стругацкий

Оценка «Хищных вещей века» И. Ефремовым
Борис Стругацкий

Как цензура и издательство «Молодая гвардия» оценивали повесть «Хищные вещи века»
Борис Стругацкий

История публикаций «Сказки о Тройке» братьев Стругацких
Борис Стругацкий

Как Михаил Зощенко стал «пошляком и подонком»
И. С. Черноуцан

Как Твардовский читал Хрущеву «Теркина на том свете» : Из записок
И. С. Черноуцан

Как по-разному расценивали ее первое произведение писатели, редакторы и издатели
Елена Ржевская

Отказ в публикации правдивого рассказа на тему, от которой шел «дух пацифизма»
Василь Быков

Об А. Т. Твардовском-редакторе
Константин Симонов

Почему оказалось возможным напечатать статью с новым взглядом на сюжет
Бенедикт Сарнов

Замечания по сравнениям в первой редакции стихотворения адресата «Нарвский водопад»
А. С. Пушкин

Нелепый упрек редактора в нереалистичности иллюстрации к былине «Садко»
В. В. Пахомов

О причине отклонения А. Т. Твардовским статьи Желоховцева о маоизме
Алексей Кондратович

Страница из истории запрета «Нового назначения» А. Бека
Алексей Кондратович

О пометках цензора в статье В. Борнычевой «Ленин и статистика» на не устраивающих цензора цитатах из Ленина
Алексей Кондратович

О рационализации объема научно-технических книг
Н. Свердлов, ведущий конструктор ВНПОбумпрома

Как Евгений Петров осмеял в «Лит. газете» превращение Ю. Германом в пьесе «Сын народа» персонажей в железнодорожников для Театра транспорта по его просьбе
Л. Левин

«О несоответствии названия и содержания»
Давид Самойлов

О неудачном отборе произведений для сборника политических работ Макса Вебера
А. Кустарев

Против государственного единомыслия?
Борис Соколов

История с эпиграфами
Марк Рац

О правке романа Ф. М. Решетникова «Где лучше?»
М. Е. Салтыков-Щедрин

Просьба дать В. А. Слепцову проконтролировать свою правку романа Ф. М. Решетникова
М. Е. Салтыков-Щедрин

О напрасном исключении при правке «Семена-сироты» некоторых подробностей и черт в языке малороссийского быта и намерении их восстановить
Л. Н. Толстой

Рекомендация рассказа Л. Д. Семенова «Отрывки» редакции «Вестника Европы»
Л. Н. Толстой

Необходимую переработку очерков из-за их отчетного характера могут сделать только авторы
Максим Горький

Сообщение о статье В. Вересаева «О художественных редакторах»
Вл. Глоцер

О редакторской боязни живой народной речи
Лидия Чуковская

Несогласие с принципом издания сборников, дополненных лишь несколькими новыми произведениями
В. Г. Короленко

Об обиде на редакцию «Рус. богатства» за возврат рассказа «Ошибка» без объяснений
Максим Горький

Просьба сообщить о причинах возврата М. Горькому рассказа «Ошибка»
В. Г. Короленко

Предположение о причинах возврата автору рассказа «Ошибка»
В. Г. Короленко

О причинах возврата М. Горькому рассказа «Ошибка»
Н. К. Михайловский

Для чего издатель — редактор журнала существует
А. С. Пушкин

О судьбе романа-сказки В. Ф. Пановой «Который час?», пьесы «Тредьяковский и Волынский» и исторических повестей, не принятых А. Т. Твардовским
А. Нинов

Письмо к Президенту РФ В. В. Путину
А. Е. Самсонов

Об Эзре Паунде
Гертруда Стайн

Верховный суд России 28 декабря по иску Генеральной прокуратуры ликвидировал внесенное в реестр «иностранных агентов» международное историко-просветительское общество «Мемориал» («Международный Мемориал»). Прокуратура потребовала запретить старейшую правозащитную организацию России из-за того, что она якобы нарушает закон об «иноагентах», дискредитирует власть и «создает ложный образ СССР». «КГБ победил, режим приступил к подавлению всего живого» – такова реакция экспертов, опрошенных корреспондентами Север.Реалии, на решение по «Мемориалу».

«Лживый образ»

Прокурор Алексей Жафяров в прениях заявил, что «Мемориал» создавался как организация по увековечиванию памяти, а сейчас «практически полностью сосредоточилась на ее искажении», в том числе это касается памяти о Великой Отечественной войне.

Жафяров утверждал, что «Мемориал» «создает лживый образ СССР как террористического государства».

Другой прокурор заявила, что «Мемориал» позиционирует себя как международную правозащитную организацию, но «осуществляет свою деятельность с нарушениями».

– «Мемориал» говорит о диалоге, но о каком диалоге может идти речь, если все мероприятия заканчиваются порчей имущества и вандализмом? Почему юристы с огромным опытом не могут разобраться с законом? Потому что это их желание. Иначе как объяснить фразу «мы ничьи не агенты», – сказала прокурор.

По ее мнению, «Мемориал» не предпринимает усилий, чтобы прекратить «противоправную деятельность», и она требует ликвидировать организацию.

Еще один обвинитель заявил, что иск о ликвидации «Мемориала» нужно удовлетворить, так как «доводы ответчика направлены на несогласие с действующим законодательством».

Представители Минюста и Роскомнадзора поддержали иск.

«Тест на высокие ценности»

Исполнительный директор «Мемориала» Елена Жемкова попросила отказать в иске, потому что российское государство ценит и уважает работу «Международного Мемориала».

«Мемориал» открыт к сотрудничеству, ошибки, которые были допущены, они исправляют, сказала она.

Защита «Мемориала» заявила, что законодательство об «иностранных агентах» противоречит международным договорам, к которым присоединилась Россия. Адвокат Михаил Бирюков сказал, что политические заявления Генпрокуратуры не должны иметь значения и суд должен опираться на законы.

Большая часть выпадов в прениях от истца о фальсификации истории и о политической неблагонадежности не имеет отношения к предмету рассматриваемого иска, уточнил юрист Григорий Вайпман, а Конституционный суд при решении по закону «об иностранных агентах» не проверял положения о маркировках и наказаниях за их отсутствие.

Речь идет не о нарушениях как таковых, а о ликвидации организации, которая занималась увековечением памяти о репрессиях, убеждена адвокат Мария Эйсмонт.

– Мы живем в страшное время потери смысла слов. Абсурдно и по-оруэлловски обвинять «Мемориал» в том, что он мешает гражданам получать доступ к информации, – сказала она.

По поводу представления СССР как «террористического государства» Эйсмонт сказала, что «Мемориал» помогает «раскапывать террор», который происходил в советское время. Правозащитная организация никогда не скрывала иностранных источников финансирования и эта информация указана на сайте, отметила она.

По словам адвоката Генри Резника, у прокуратуры нет доказательств, что «Мемориал» нарушает чьи-то права.

– Я привлекаю внимание к одному пассажу, где написано, что «ликвидация «Мемориала» направлена на защиту прав и интересов других лиц». Мне интересно, какие лица стояли перед глазами генпрокурора, когда он подписывал это заявление. Это определенно не лица тех, кто 15 лет выходит на Лубянскую площадь и зачитывает имена репрессированных.

Резник добавил, что закон об «иноагентах» несовершенен, его критиковали президент Владимир Путин и его пресс-секретарь.

– Вы должны испытать удовлетворение от того, что в данном случае этот закон не будет применен. Это тест на высокие ценности, определяющие жизнь в правовом государстве: независимость суда и судебная совесть. Надеюсь, мы станем свидетелями их торжества, – сказал Резник.

Судья Назарова приняла решение ликвидировать организацию. Председатель правления «Мемориала» Ян Рачинский сразу же заявил, что решение будет обжаловано, а общество не может остановить работу, так как у него есть структуры, не имеющие юридического лица.

Реакция на ликвидацию «Мемориала»

Главный редактор «Литературной газеты» и литературовед Ирина Прохорова считает, что ликвидация «Мемориала» – это одна из самых печальных и позорных страниц нынешней жизни.

– Это чудовищная история, и она глубоко символична. Уничтожая «Мемориал», власти фактически перечеркивают все тридцатилетие постсоветской России, которое было построено на идее демократии, отрицании насилия как способа государственного управления и реабилитации невинных жертв репрессий. На этом собственно и строилась новая Россия при всех ее несовершенствах. Уничтожение «Мемориала» – это фактически возвращение к идее тоталитарного государства, где бесконтрольное насилие является главным приоритетом. Это вообще-то страшная и печальная история. Приговор и обоснование его переворачивает все с ног на голову. Там же, помимо «попытки создания ложного образа СССР как террористического государства», еще разговор об обелении нацистских преступников, что уж совсем нелепо. Это надо иметь большую фантазию, чтобы такие претензии предъявлять «Мемориалу», – сказала она.

Писатель и журналист Виктор Шендерович, комментируя ликвидацию “Мемориала”, вспомнил слова своего коллеги Льва Рубинштейна о том, что «нельзя экономить на осиновых кольях».

– Вывод один: в следующий раз этих вурдалаков следует добивать, чтобы они снова не дотянулись до нашей шеи, вот и все. Никто не может запретить нам помнить наших убитых, это совершенно невозможно. Сколько крови они еще успеют пролить и сколько мерзостей сделать, не знаю, но на ближайшем историческом повороте надо помнить, что никого из этой нечисти не должно оставаться у рычагов власти. И вспомнить поименно, безусловно, тех, кто убивал и помогал убивать. А то, что происходит сейчас, – забвение прошлых убийств – это подготовка новых, это азбука. Мы виноваты в том, что видим черное черным, а белое белым, что отличаем добро от зла и не стесняемся об этом говорить. В этом наша большая вина, они хотели бы нам это запретить. Террористический образ советского государства создавало советское государство семь десятилетий, руки по локоть в крови. А теперь они обижаются, когда их называют убийцами, это очень трогательно. А насчет «спекуляций на теме репрессий», которыми якобы занимается «Мемориал», – ну, что ж, можно было защитникам Геббельса на Нюрнбергском процессе сказать, что идет спекуляция на теме Холокоста. Жертвы, которые вопиют об отмщении и о наказании убийц, – это, конечно, спекулянты. Это Оруэлл в чистом виде: «правда – это ложь», «мир – это война» и все прочее. Без жесткой люстрации не обойтись, близко никого из этих упырей не должно быть там, где принимаются решения. И ведь в Нюрнберге был еще и процесс над судьями. Те, кто принимал неправосудные решения, – прежде всего судьи, которые продались бандитам, должны быть наказаны, – считает Шендерович.

– Судью Назарову я знаю четверть века, начиная с районного суда, где она работала, потом городской, потом перешла в Верховный суд, это милейший и приятный человек, которая всегда делала все, что ей скажут сверху, – говорит адвокат Александр Островский. – Безусловно, решение по ликвидации принималось не судьями Верховного суда, а самим Путиным, и его просто спустили исполнителям через Лебедева(председателя Верховного суда. – СР). Мне непонятно только, как все эти люди собираются дальше со всем этим жить – и генпрокурор Краснов, и другие правоохранители, воплощающие в жизнь такие решения. Ведь неизвестно, пойдет ли Путин на новый срок, а этим людям путь на Запад уже заказан. Возможно, им стоит последовать совету, который Никита Михалков дает в конце каждого своего «Бесогона» устами мичмана Криворучко: «Расходимся, расходимся по одному, если что – мы геологи».

Лев Шлосберг

– Решение Верховного суда РФ о ликвидации «Мемориала» – это решение Путина. История не позволит ему уйти от личной ответственности за это политическое преступление.

Историк, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Курилла говорит, что и сам иск прокуратуры, и сегодняшнее обвинение «Мемориала» в суде в создании «ложного образа СССР» – это следствие изменения Конституции. В ней появилось понятие «защита исторической правды», против которого единогласно возражали историки. Теперь прокуратура размахивает «исторической правдой» как дубинкой.

– Это означает, что у кого-то, у государства, видимо, есть в руках «историческая правда», и прокуратура знает, что правда, а что нет. Современный взгляд на прошлое вообще не допускает такого понятия. На самом деле, нет единой исторической правды в том смысле, в каком ее пытается употребить прокуратура. «Мемориал» совершенно очевидно не создает никакого «ложного образа» – он создает образ СССР реальный, действительный. Но дело в том, что он не совпадает с тем образом Советского Союза, который пытается создать государство — как некой победительной империи. Конечно, где-то могут быть фальсификации, но в данном случае никто еще в фальсификациях «Мемориал» не обвинял. А государство в фальсификациях как раз обвиняли. Но даже если вынести их за скобки, мы можем сказать, что эти два образа, при всем их кажущемся противоречии – не взаимоисключающие, а взаимодополняющие. Это взгляд на прошлое глазами разных частей населения. Глазами тех, кто пережил репрессии и глазами условных советских элит, которые не попали в эти жернова. Эти взгляды кажутся противоречащими, противоположными, но они создают более объемное представление о том, чем же был Советский Союз и каким было советское прошлое. Попытка прокуратуры обратиться к идее исторической правды – это опасная вещь. Это попытка создать плоское прошлое – необъемное, такое, в котором существует только одна, правильная точка зрения, – отметил историк.

– Это продолжение общего курса на закручивание гаек в отношении гражданского общества. Поняв, что борьба за общественное мнение окончательно проиграна, режим приступил к подавлению всего живого, – считает политолог Аббас Галлямов.

КГБ победило, согласна правозащитница Марина Литвинович.

– Ликвидация «Мемориала» – это финал попытки КГБ-ФСБ расквитаться с «Мемориалом» за все расследования репрессий и вообще за то, что эту тему «Мемориал» как-то поднимал, об этом писал, над этим работал. То есть они просто давно хотели отомстить за это, вот, собственно, и отомстили, – сказала она.

Политолог Константин Калачев считает, что ликвидация «Мемориала» и общее движение России к «полицейщине» – явление хоть и тяжелое, но временное: страна все равно не откажется от свободы слова и прав человека.

– Решение удивительное, конечно. Как сообщил прокурор, «Мемориал» очернял советское государство. То есть вернулись во времена, когда антисоветизм или подозрение в антисоветизме были наказуемы. Траектория движения государства в сторону гибрида СССР и Российской Империи. Правозащитные организации не вписываются ни в эту траекторию, ни в представления нынешней элиты об образе должного. «Мемориал» – это и про историю, и про память, и про права человека, и про ценность человеческой жизни. Архивы сталинских репрессий – это уже история, но кто-то по-прежнему рассматривает историю как политику, опрокинутую в прошлое. Ультраохранительство неизбежно вырождается в полицейщину.

Работа «Мемориала» развенчивала мифы о величии лидера и его эпохи. И хотя мне казалось, что исторические параллели неуместны, но по сути запрет «Мемориала» выглядит как признание прямой преемственности по отношению к деспотии. «Мемориал» доказывал, что нет ничего важнее человеческой жизни и памяти о ней. Кто-то напротив считает, что надо забыть все плохое из прошлого, а остальное отлакировать. Если бы эти точки зрения существовали в рамках дискуссии, то и ладно бы. Но дискуссии приказано прекратить, а точка зрения должна быть одна. Если, как и во времена Сталина, государству плевать на жизнь отдельного человека и его судьбу, то лучшего доказательства было не придумать. От граждан к подданным перешли на удивление быстро. Но впадать в уныние нельзя нельзя. Время все по своим местам расставит. Обскурантизм и архаизация – это защитная реакция системы, которая видит проблему во врагах внешних и внутренних. Но оборона исторически бесперспективна. Прогресс можно замедлить, но не остановить. Страну можно подморозить, но что потом с ней подмороженной делать. Эволюция неизбежна. Поэтому я рассматриваю все происходящее как временное. «Мемориал» в том или ином виде еще возродится. После зимы будет весна. Россия от ценностей демократии, плюрализма, свободы слова и прав человека не откажется.

Журналистка Зоя Светова предполагает, что после ликвидации «Международного Мемориала» исчезнет и правозащитный центр «Мемориал».

– Не хочу быть Кассандрой, но предполагаю, что появятся какие-то уголовные дела. А дальше, как говорится, далее везде, можно ожидать чего угодно. Я не буду подсказывать, но мне кажется, что это черное время вступает в свои права и дальше нас ждет уже очень много каких-то малоприятных событий. Нас ждут открытые репрессии, хотя они уже были, но нас ждут, может быть, более массовые репрессии, чем они были раньше, до того как «Международный Мемориал» был ликвидирован судьей Аллой Назаровой.

  • В ноябре Генпрокуратура и прокуратура Москвы потребовали через суд ликвидировать «Международный Мемориал» и правозащитный центр «Мемориал», обвинив их в нарушении законодательства об иностранных агентах, а в случае с правозащитным центром – также в поддержке экстремизма из-за списка политзаключённых, который ведёт организация. По мнению генпрокурора России Игоря Краснова, организация систематически нарушала закон об «иностранных агентах», а именно не ставила соответствующей маркировки на материалах. В иске указано, что «Мемориал» с 2013 по 2016 годы получал деньги из-за границы и участвовал в некой политической деятельности «путём выражения мнений» о российских законах.
  • Дело ведёт судья Алла Назарова. Как сообщает «Медиазона» (внесена в реестр СМИ-«иноагентов»), в 2019 году она принимала решение о ликвидации общественного движения «За права человека», а в 2020 году удовлетворила иск Генпрокуратуры, потребовавшей признать организацию «Арестантское уголовное единство» (АУЕ) экстремистской и запрещённой на территории России.
  • Общество «Мемориал» – одна из старейших правозащитных организаций в России, она была создана ещё в 1989 году при участии Андрея Сахарова. Главным направлением её деятельности стало сохранение памяти о жертвах сталинских репрессий. Также «Мемориал» выступает в защиту политзаключённых.
  • Правозащитники называют действия российских властей политическим давлением и заявляют, что у российских властей нет законных оснований для ликвидации организации. Одним из адвокатов, которые защищают «Международный Мемориал» в Верховном суде, стал Генри Резник – член Совета по правам человека при президенте, один из самых известных российских адвокатов.
  • В поддержку «Международного Мемориала» выступили российские и зарубежные деятели культуры, несколько нобелевских лауреатов. Отказаться от ликвидации «Мемориала» призвали российские власти США, ЕС, а также Совет Европы. В заявлении главы комиссии Совета Европы по правам человека Дуньи Миятович говорится, что «Мемориал» – «символ неустанной борьбы за свободу, демократию и права человека на постсоветском пространстве и за его пределами», а уничтожение организации будет иметь значительные негативные последствия для гражданского общества в целом и защиты прав человека в России.
  • Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» было внесено в реестр НКО-«иноагентов» в 2016 году. Правозащитный центр «Мемориал» – в 2014 году, став одним из первых НКО, признанных в России «иностранными агентами».

    Доброе утро!

    Президента Гаити Жовенеля Моиза убили в его резиденции Пелерин в Порт-о-Пренсе (четверых человек в связи с этим уже тоже убили, еще двое задержаны). У других президентов все в полном порядке:

    • Мосгорсуд признал законным снятие с выборов Ильи Яшина и Олега Степанова; в Перми снят с выборов сторонник Навального, баллотировавшийся в гордуму.
    • Участников Pussy Riot Марию Алехину и Александра Софеева задержали сразу после истечения предыдущего административного ареста.
    • В минский католический собор пришла милиция – из-за исполнения гимна «Магутны Божа».
    • Эстония высылает российского дипломата в ответ на высылку консула Эстонии в Петербурге.

    Хроники пандемии

    По данным оперативного штаба на утро среды, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 23 962. Число инфицированных в стране с начала эпидемии – 5 миллионов 682 тысячи. Официальное число жертв достигло к утру среды 140 041 человека (+725 за сутки). Мест в российских ковидных больницах остается все меньше – царящая там атмосфера хорошо описана в рассказе о психологе, работающем в «красной зоне» в одном из павильонов временного госпиталя в «Ленэкспо».

    Российский премьер Мишустин поручил Минздраву и Роспотребнадзору довести уровень коллективного иммунитета к коронавирусу в стране до 80-90%. Как они собираются это сделать, неизвестно, но вот здесь биоинформатик Михаил Гельфанд рассказывает все, что известно о новых мутациях коронавируса, их взаимоотношениях с существующими вакцинами и перспективах нашего сосуществования с ковидом.

    В журнале Nature вышла статья о «Спутнике V»: ссылаясь на исследования, проведенные в странах, закупивших российскую вакцину, автор делает вывод о ее эффективности и безопасности, но ставит под вопрос качество сбора данных о редких побочных эффектах. У российских медиков с этой вакциной по-прежнему сложные отношения: в Калининграде задержана администратор больницы, продававшая сертификаты о прививке без прививки («Спутник» при этом просто выливали в раковину); ВИЧ-положительных россиян врачи просто отговаривают от прививки, и таких случаев много.

    В Украине – период ковидного затишья, но врачи уверены, что временный: завоевавший Россию штамм «дельта» к осени наверняка доберется и до Украины.

    Не все на выборы

    Мосгорсуд признал законным снятие с довыборов в Мосгордуму Ильи Яшина, отклонив его иск к избирательной комиссии. Яшин признан лицом, причастным к экстремистской деятельности, и лишен права куда-либо избираться в течение трех лет. Экстремистская деятельность состоит, очевидно, в том, что у него были хорошие отношения с Навальным. Ранее суд отклонил и иск, поданный к окружной избирательной комиссии бывшим главой московского штаба Навального Олегом Степановым. Избирком снял с выборов бывшего главу пермского штаба Навального Сергея Ухова – через неделю после начала сбора подписей.

    На этом фоне Григорий Явлинский призвал сторонников Навального не голосовать за «Яблоко», потому что его партия «не будет проводить политику Навального». Как живут – в России и за ее пределами – бывшие сотрудники Навального, рассказано здесь.

    За прошлый год совокупный доход богатейших российских депутатов вырос примерно на 10 млрд рублей (рейтинг забавный), но и инфляция не дремлет: Росстат зафиксировал новый рекорд. Есть опасения, что сентябрьские выборы ее только подстегнут, потому что перед выборами государство традиционно повышает социальные расходы, а торговые сети искусственно сдерживают рост цен, которые взлетают сразу после них.

    Российская уголовщина

    • В Москве снова задержаны участники Pussy Riot Мария Алехина и Александр Софеев – сразу после того, как они отбыли предыдущий административный арест. Алехину задержали прямо на выходе из спецприемника, Софееву же дали возможность сделать прививку от коронавируса (вместе с ним задержали двух его друзей). Что стоит за этими арестами, так и не ясно.
    • Суд в Петербурге запретил несколько американских мультиков и «Атаку титанов. Фильм первый: Жестокий мир». Последний – потому что в нем «витает гнетущее настроение бессилия и безнадежности».
    • Жителя Кубани приговорили к четырем годам колонии за комментарий о взрыве в архангельском управлении ФСБ в 2018 году.
    • ФСБ отчиталась о задержании 15 участников «Хизб-ут Тахрир» в Пензе, Уфе и Челябинске.
    • Родственники бывшего главы службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина нашли его в «Лефортове». Он отказался от своих адвокатов. Пичугин приговорен к пожизненному заключению по обвинению в организации нескольких убийств. Вину он не признал.
    • Бежавшую в Швецию 18-летнюю уроженку Дагестана К., которую родственники силой принуждали к замужеству, вызвали в отдел Следственного комитета по Буйнакскому району республики. Сейчас она сидит в Швеции под защитой полиции, а российские следственные органы занимаются заявлением о «похищении», которое подали ее родственники.
    • Издание Readovka заблокировало собственный сайт по требованию суда (здесь подробно объясняются тонкости подобного типа блокировок).
    • Роскомнадзор заблокировал базирующийся в Эстонии сайт о марийцах и финно-угорских народах MariUver. Поводом для блокировки стал текст «Марийские активисты почтили память Альберта Разина», в котором якобы содержится информация о возможном способе совершения самоубийства (хотя то, что Разин совершил самосожжение, сообщалось везде, потому что он его совершил).

    Магутны Божа

    • Сотрудники минской милиции пришли в католический кафедральный собор Пресвятой Девы Марии в центре города с сообщением о нарушении закона. Поводом стало исполнение там религиозного гимна «Магутны Божа» («Могучий Бог»). Ранее Лукашенко предупреждал, что католики «нарвутся».
    • В Бресте задержали редактора издания «Першы рэгіён» – его обвинили в распространении экстремистских материалов. Сейчас в белорусских тюрьмах находятся не менее 25 журналистов.
    • Литва построит стену для защиты от нелегальных мигрантов из Беларуси. На прошлой неделе литовское правительство объявило общенациональную экстренную ситуацию. Беларусь, со своей стороны, сокращает до минимума штат дипломатического представительства Литвы в Беларуси – после наделения офиса Тихановской в Вильнюсе дипломатическим статусом.
    • Латвия отказала Беларуси в экстрадиции экс-кандидата на пост президента Беларуси Валерия Цепкало. В Беларуси политика хотят привлечь к уголовной ответственности по делу о получении взятки в особо крупном размере.
    • Швейцария, Норвегия и еще шесть стран присоединились к санкциям ЕС против белорусских властей. Ранее Лукашенко пригрозил западным странам ограничением транспортного транзита через территорию республики в случае дальнейшего усиления санкций. Здесь эти угрозы (пустые, по его мнению) комментирует белорусский аналитик Вадим Можейко.

    Вокруг света

    • МИД Эстонии объявил о высылке российского дипломата в ответ на объявление персоной нон грата эстонского консула в Петербурге Марта Лятте.
    • В Грузии начали массово задерживать тех, кто нападал на ЛГБТ в последнюю неделю. О предыстории конфликта рассказано здесь.
    • Таджикистан обратился за помощью в охране границы с Афганистаном к государствам Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Военный альянс объединяет ряд бывших советских республик во главе с Россией. В самом Афганистане люди бегут из регионов, перешедших под контроль талибов.
    • Двоюродная сестра президента Азербайджана Ильхама Алиева и ее муж заплатили Лондону $5,5 млн в порядке досудебного соглашения – после того как британские власти начали расследовать происхождение их денег.
    • Сегодня в Венгрии вступает в силу закон о запрете на «пропаганду ЛГБТ» в школах. В Еврокомиссии закон осудили, Европарламент должен принять соответствующую резолюцию сегодня.
    • В Амстердаме тяжело ранен журналист Питер де Врис. Он помогал свидетелю обвинения по делу самого разыскиваемого преступника Нидерландов Ридуана Таги. Предыдущий адвокат, защищавший этого свидетеля, был застрелен.
    • Дональд Трамп подал в суд на Facebook, Twitter и Google за блокировку своих аккаунтов.

    Шесть ссылок

    • Две войны. Отрывок из книги американского историка Джошуа Санборна «Великая война и деколонизация Российской империи» (изд-во Academic Studies Press) – о том, какие опустошительные последствия в экономике тыла производил уход мужчин на фронт. Или дискуссия между историками Джон-Полом Химкой и Виталием Нахмановичем об Организации украинских националистов, Украинской повстанческой армии и их участии в Холокосте.
    • Литературные истории. Беседа Ивана Толстого с историком литературы Натальей Громовой – о писательских доносах (можно слушать). Или рассказ Зиновия Зиника о том, как он устроил лондонские гастроли поэтической группы «Альманах» в 1989 году.
    • Современное искусство. Отрывок из книги Майкла Шнейерсона «Бум: бешеные деньги, мегасделки и взлет современного искусства» (изд-во «Азбука») – о продаже «Спасителя мира», приписываемого Леонардо да Винчи. Или заметка петербургского искусствоведа Кати Андреевой о модном доме «Строгий юноша», написанная еще при жизни его основателя (художник Константин Гончаров умер в 1998 году) – из сборника Андреевой «Параллельные современности. Тексты о российском искусстве 1980–2010-х годов» (изд-во «Искусство – ХХI век»).
    • Больше интересных текстов, интервью и репортажей вы всегда найдете в Telegram-канале Настоящего Времени. Читать эту рассылку тоже можно из Telegram.

    Искренне Ваши,
    Семь Сорок

      Биография

      Александр Яковлевич Яшин (настоящая фамилия Попов) родился 27 марта 1913 года в селе Блудново (территория современной Вологодской области). Александр рос в крестьянской семье, и так небогатой, а после смерти отца в Первой мировой войне и вовсе бедствующей.

      Уже с пяти лет Саша Попов работал в поле и по хозяйству — в трудное время важны были каждые руки. Мать его вышла замуж повторно, и отчим был груб с мальчиком. Окончив три класса сельской школы, восьмилетний Саша просил отпустить его в уезд, для продолжения учебы. Но отчим не хотел отпускать его, теряя, пусть и маленького, но все же работника и помощника. Мальчик пожаловался любимым школьным учителям, и они собрали сельский совет, где большинством голосов решили отправить Сашу на дальнейшую учебу в соседний город Никольск.

      Окончив там семь классов, пятнадцатилетний юноша поступил в педагогическое училище.

      Александр Яковлевич Яшин

      Яшин Александр Яковлевич (14.03.1913, д. Блудново Никольского у. Вологодской губ. — 11.07.1968, Москва). Поэт, прозаик, лауреат Государственной премии.

      Родился в крестьянской семье. Закончил семилетнюю школу и педагогический техникум в Никольске. С 1932 г. работал сельским учителем, затем журналистом.

      Уже в пятнадцать лет Саша Попов (Яшин — его литературный псевдоним) начинает печататься в центральных журналах, в том же юном возрасте его избирают делегатом первого Северо-Двинского губернского съезда пролетарских писателей, в девятнадцать лет он — литературный сотрудник областной газеты, председатель оргкомитета краевого Союза писателей. Через два года в Архангельске выходит первая книга Яшина «Песни Северу», и его тут же отправляют делегатом на Первый съезд писателей в Москву. Рядом с ним в зале сидят Л. М. Леонов, М. А. Шолохов, А.М.Горький… Еще через год он переезжает на постоянное жительство в столицу и поступает в Литературный институт им. М. Горького (закончил в 1941). Получает известность после выхода в свет книги «Северянка» (1938). На войну Яшин ушел добровольцем, был фронтовым корреспондентом и политработником, участвовал в боях. Подвигу Сталинграда посвящена его поэма «Город гнева» (1943).

      Рубеж Великой Отечественной был пройден Яшиным наравне со всеми. Чрезвычайные обстоятельства военной поры не стали для поэта, редактора и корреспондента многотиражек важнейшим впечатлением души. Война не стала его темой. Александр Яшин не вступил раз и навсегда в могучий строй поэтов-фронтовиков, так и не написал военную прозу (исключение — один-единственный рассказ «После боя»).

      Яшин был демобилизован по состоянию здоровья в 1944 г. В 1940—1950-х гг. он выпустил несколько сборников стихотворений, за поэму «Алена Фомина» (1949) ему была присуждена Сталинская (Государственная) премия.

      До второй половины 1950-х гг. в многочисленных сборниках Яшина с трудом обнаруживались отдельные живые и правдивые стихотворения. И вдруг — взрыв:

      Я как будто родился заново, Легче дышится, не солгу, — Ни себя, ни других обманывать Никогда уже не смогу…

      Внезапно, как будто из небытия, вернулись в его поэзию православные по содержанию и сжатые до афоризма формулы: «Ни к безверию, ни к сомнению Не причастна душа моя…»; «И сколько к смиренью себя ни зови, Как воздержаньем сердца не мучь…»; «Только терпенье, одно терпенье…»; «Спешите делать добрые дела!»; «И в сердце не будет места гордыне…». Его сборник «Совесть» (1961) поразил всех. Суровый суд не над вождями или партией, а над самим собой — такого современная ему русская поэзия еще не знала:

      Дурным поступкам нет забвенья, Да и прощенья нет, Когда И судишь сам без снисхожденья, — На свете горше нет суда.

      «Лучшей считаю книгу „Совесть“, она выстрадана, а не сочинена», — признавался Яшин.

      Александр Яшин поздно осознал, что его талант — прежде всего талант прозаика. «Прозаический дебют свой отношу к 1956 году, — писал он, — когда был опубликован рассказ „Рычаги“». Его рассказы и повести «Рычаги» (1956), «Вологодская свадьба» (1962), «Угощаю рябиной» (1965) и другие стали этапными для русской прозы, были отмечены гражданской смелостью и высоким художественным уровнем.

      «Я слишком много стал понимать и видеть и ни с чем не могу примириться», — записал он однажды в дневнике. Богатство власть имущих и бедность простых смертных, обман и несправедливость, издевательство чиновников над Россией… Повесть Яшина «В гостях у сына» (1957) была опубликована только в восьмидесятых годах, на волне «перестройки», беззастенчиво клонировавшей «оттепель» конца пятидесятых-начала шестидесятых, но сюжет ее оказался вечным.

      Исповедальностью и искренностью наполнены сборники стихотворений Яшина «Босиком по земле» (1965), «День творенья» (1968). Яшин — один из основателей Вологодской писательской организации, старший товарищ и учитель В. И. Белова, Н. М. Рубцова, А. А. Романова, В. В. Коротаева и других вологодских литераторов.

      Он одним из первых предсказал выдающуюся поэтическую судьбу Николая Рубцова и не ошибся. Не ошибся Яшин и в оценке своего любимого ученика Василия Белова. Он настойчиво советовал ему, тогда еще автору поэтической книжки, писать прозу.

      Его предсмертное послание стало литературным завещанием: «Оглядываясь назад, я думаю о том, что мы неправомерно много тратим времени на ненужные хлопоты (на всякие якобы теоретические изыскания и разговоры о сущности поэзии, путях ее развития, о традициях и народности), когда… нужно просто писать. Писать, у кого пишется. Писать, пока пишется. Писать, пока хочется, пока тянет к столу. Писать и писать, а там… видно будет, что чего стоит, кто чего сможет достичь… Разные же теоретические сочинения и выкладки пускай берет на себя кто-то другой, из тех, кто, вероятно, умнее нас… А дело художника — сидеть и трудом своим, постоянной творческой напряженностью, сосредоточенностью и прилежанием расплачиваться за великое счастье жить на земле».

      Именем Яшина названы улица в Вологде, школа-интернат в Никольске, поэту поставлены памятники и открыты музеи в Никольске и Блудново.

      Начало творчества

      Еще в школе Александр начал писать стихи, за что получил от одноклассников прозвище «Рыжий Пушкин». На первом курсе училища начинающий поэт стал посылать свое творчество в газету. Первая публикация состоялась в 1928 году, в газете «Никольский коммунар». С этого времени Александр стал использовать псевдоним Яшин.

      Его стихи стали часто появляться в разных местных газетах, таких как «Ленинская смена», «Северные огни», «Советская мысль», а в последствии и во всесоюзных изданиях «Колхозник» и «Пионерская правда». В том же 1928 году Александр Яшин дважды выступил делегатом ассоциации пролетарских писателей — сначала на губернском съезде, а затем и на краевом.

      После окончания училища в 1931 году Яшин год проработал сельским учителем, а затем переехал в Вологду, где работал в газете и на радио. В 1934 году в Архангельске был выпущен первый поэтический сборник 21-летнего Александра Яшина под названием «Песни Северу». В том же году юный поэт получил свою первую награду за комсомольскую походную песню «Четыре брата».

      В 1935 году Александр переехал в Москву и поступил в Литературный институт имени Горького. Там в 1938 году был выпущен второй сборник его поэзии «Северянка». В 1941 г., окончив учебу, Яшин добровольно ушел на фронт, проведя три военных года в батальонах морской пехоты, обороняя Ленинград и Сталинград, освобождая Крым и работая военным корреспондентом журнала «Боевой залп».

      В 1943 г. он получил медаль «За боевые заслуги», а в 1944 г. был демобилизован из-за серьезной болезни. В 1945 г. был награжден орденом Красной Звезды и медалями за оборону Ленинграда и Сталинграда.

      Яшин Александр Яковлевич

      Александр Яковлевич Яшин родился 14 марта 1913 года в деревне Блуднового Никольского удела Вологодской губернии в семье простого крестьянина. Будущий известный поэт, прозаик и лауреат Государственной премии закончил семилетнюю школу и педагогический техникум в Никольске. С 1932 года он работал учителем в селе, а после занимался журналистикой.

      Уже в 15 лет маленький Саша Попов (Яшин — псевдоним писателя) впервые был напечатан в центральных журналах, и в том же юном возрасте он избирается делегатом первого Северо-Двинского губернского съезда пролетарских писателей. В девятнадцать лет Яшин — литературный сотрудник областной газеты, председатель оргкомитета краевого Союза писателей. Спустя два года выходит первая книга Яшина «Песни Северу» и сразу же молодого писателя выбирают делегатом на Первый съезд писателей в Москву. Там Яшин встречается с Леоновым, Шолоховым и Горьким. Еще через год он переезжает в столицу государства и поступает в Литературный институт имени Горького (закончил его в 1941 году).

      Известность Яшин получает после выхода книги «Северянка» в 1938 году. В начале войны писатель уходит на фронт добровольцем, где он работал корреспондентом и политработником, участвовал в кровопролитных боях. Битва за Сталинград была увековечена писателем в поэме «Город гнева», вышедшей в 1943 году.

      Великую Отечественную войну Яшин прошел наравне со всеми. Тем не менее, он не становится в строй поэтов-фронтовиков, не пишет военную прозу. Единственное исключение составляет рассказ «После боя». Демобилизирован писатель был в 1944 году по состоянию здоровья.

      В период 1940-50-х годов Яшин выпустил несколько собственных сборников стихотворений, а за поэму «Алена Фомина» даже был удостоен Сталинской премии. До второй половины 50-х годов в многочисленных сборниках Яшина было немного действительно живых и правдивых стихотворений, но после, как писал сам поэт, он «буквально переродился». Сборник «Совесть», вышедший в 1961 году, просто поразил всех, ведь в нем были подняты самые острые и актуальны темы того времени. Суровый суд не над вождями или партией, а только над самим собой — вот, что включали в себя практически все произведения Яшина. Такого современная русская поэзия еще не знала.

      Александр Яшин поздно осознает, что его талант кроется в прозе. Как заявляет сам писатель, его прозаичный дебют состоялся в 1956 году, когда вышел его рассказ «Рычаги». Дальнейшие его повествования стали просто-таки этапными для русской прозы, и ознаменовались гражданской смелостью и довольно высоким художественным уровнем. По словам писателя, так поздно создавать именно прозу он начал потому, что осознал лишь только тогда, с чем именно он не может мириться.

      Богатство власти и нищета народа, несправедливость и обман, издевательство чиновников над страной — все это Яшин выразил в своей повести «В гостях у сына», которая была опубликована лишь в 80-х года. Искренностью и исповедальностью буквально пропитаны сборники стихотворений Яшина «Босиком по земле», «День творенья».

      Следует отметить, что Яшин является одним из основателей Вологодской писательской организации, одним из товарищей и учителей Белова, Рубцова, Романова, Коротаева. Ему одному из первых удалось предсказать выдающуюся судьбу Николая Рубцова, и он не ошибся. Не ошибся также Яшин и в отношении своему любимца — Василия Белова. Именно Яшин посоветовал поэту заняться прозой.

      В честь известного писателя Александра Яшина названа одна из улиц Вологды, а также школа-интернат в Никольске. Поэту поставлены памятники, а также открыты музеи в городе Никольске и его родной деревне Блудново.

      Личная жизнь

      Александр Яшин был дважды женат и имел семерых детей: сына и двух дочерей от первого брака, двух сыновей и двух дочерей от второго. После второй женитьбы старшие дети поэта остались жить с ним, а не с матерью.

      Настоящей любовью поэта стала Вероника Тушнова, советская поэтесса. Они познакомились в начале 60-х и сразу же прониклись пламенными чувствами друг к другу, несмотря на брак Александра и недавний второй развод Вероники. Последняя книга поэтессы «Сто часов счастья» посвящена ее горячей любви к Александру Яковлевичу.

      Не смея оставить свою многодетную семью, Яшин решил прекратить отношения. И вскоре после этого Тушнова заболела раком, от которого скончалась в 1965 году. Поэт серьезно переживал смерть возлюбленной, во всем виня себя. Большая часть его лирики того периода посвящена поэтессе. В статье представлено фото Александра Яшина с Вероникой Тушновой.

      ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

      Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 июня 2021; проверки требуют 5 правок.

      В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Попов и Яшин.

      Алекса́ндр Я́ковлевич Я́шин (настоящая фамилия — Попо́в; 14 [27] марта 1913, Вологодская губерния11 июля 1968[1][2], Москва) — русский советский прозаик, поэт и журналист, военный корреспондент. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950). Член ВКП(б) с 1941 года.

      Александр Яковлевич Яшин
      Jashin alexandr.jpg
      Имя при рождении Александр Яковлевич Попов
      Псевдонимы Яшин
      Дата рождения 14 (27) марта 1913
      Место рождения с. Блудново, Никольский уезд, Вологодская губерния, Российская империя
      Дата смерти 11 июля 1968[1][2](55 лет)
      Место смерти
      • Москва, СССР
      Гражданство (подданство)
      • Рычаги рассказ александра яшина СССР
      Род деятельности

      поэт, писатель, редактор, журналист, военный корреспондент

      Годы творчества 1928—1968
      Направление социалистический реализм, деревенская проза
      Жанр стихотворение, поэма, рассказ, повесть
      Язык произведений русский
      Дебют сборник стихов «Песни Северу» (1934)
      Премии Сталинская премия — 1950
      Награды
      Орден Красной Звезды  — 1945 Медаль «За боевые заслуги» — 1943 Медаль «За оборону Ленинграда» SU Medal For the Defence of Stalingrad ribbon.svg
      Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» SU Medal Twenty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg

      Воинское звание:
      Капитан 1-го ранга ВМФ СССРкапитан 1-го ранга

      Произведения на сайте Lib.ru

      Жизнь и творчествоПравить

      Родился 14 (27) марта 1913 года в деревне Блудново (ныне Никольского района Вологодской области) в крестьянской семье. Первая публикация в 1928 году.

      В 1931 году окончил педагогический техникум в городе Никольске, учительствовал в деревне, много читал, писал стихи, сотрудничал в вологодских и архангельских газетах, начал печататься в
      1928 году. Первый сборник стихотворений «Песни Северу» увидел свет в 1934 году в Архангельске. Незадолго до Первого съезда советских писателей (17 августа — 1 сентября 1934) стал председателем оргкомитета его вологодского отделения.

      В 1935 году переехал в Москву. Учился в Литературном институте имени А. М. Горького, который окончил в 1941 году. Одновременно работал заместителем редактора многотиражной газеты. Член СП СССР с 1939 года.

      В годы Великой Отечественной войны ушёл добровольцем на фронт и в качестве военного корреспондента и политработника[3] участвовал в обороне Ленинграда (на Ораниенбаумском плацдарме) и Сталинграда, в освобождении Крыма. Звание: капитан 1 ранга.

      В 1942—1943 годах изданы его сборники стихов «На Балтике было» и «Город гнева».

      В послевоенные годы много ездил по стране: поездки по Северу, на Алтай, на строительство гидроэлектростанций, на целину. Впечатления от увиденного нашли отражение в сборниках стихов «Земляки» (1946), «Советский человек» (1951), в поэме «Алёна Фомина» (1949).

      В выступлении на II съезде писателей СССР (декабрь 1954) признал свою долю вины за то, что литература сталинского времени была неискренней, объяснив это недостатком гражданского мужества, призвал вернуть поэзию С. А. Есенина советской литературе. С этого времени творчество Яшина коренным образом изменилось, в каждом произведении он стремился к максимальной честности. В эти годы написаны замечательные «Память», «Не только слова» и другие стихотворения, в том числе известное «Спешите делать добрые дела» (1958), ставшее в настоящее время своего рода гимном волонтёрских движений и благотворительности.

      Мечтал о многом,
      Много обещал…
      В блокаде ленинградской старика
      От смерти б спас,
      Да на день опоздал,
      И дня того не возвратят века.

      Теперь прошел я тысячи дорог –
      Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.
      Нет отчима,
      И бабка умерла…
      Спешите делать добрые дела!

      Рассказ «Рычаги» (1956) о подавлении личности партийным аппаратом не переиздавался до времён перестройки[К 1].

      Повесть «В гостях у сына», написанная в 1958 году, была напечатана лишь в 1987 году, как и ещё несколько рассказов.

      В 1960-е годы написал немало прекрасных лирических стихов и прозаических произведений. Неприукрашенная картина колхозной жизни, нарисованная им в рассказе «Вологодская свадьба» (1962), подвергалась нападкам догматических критиков.

      Умер от рака 11 июля 1968 года в Москве. Похоронен в родном селе.

      СемьяПравить

      Был трижды женат. Первая жена — Смирницкая Елена Сергеевна. Вторая жена — Громыко Гали Александровна. Третья жена — Ростковская Злата Константиновна. Имел троих детей от первой жены и четверых от третьей.

      • От первого брака:
        • сын Яков Смирницкий (фамилия жены) (1937 г.р.) ;
        • дочь Татьяна Смирницкая (по мужу Чалова) (1939 г.р., названа своей бабушкой в честь Татьяны Лариной), редактор современной советской поэзии;
        • дочь Нина Яшина, по мужу Торшина (1943 г.р.).
      • От третьего брака:
        • сын Александр Яшин (1949—1965), застрелился, похоронен в Переделкино[4];
        • дочь Наталья;
        • дочь Злата;
        • сын Михаил Яшин (род. ок. 1953) — играл на гитаре в школьной группе «The Kids», вторым гитаристом был Андрей Макаревич, солировали Лариса Кашперко и Нина Баранова. Стал музыкантом, живёт в Париже[5].

      Одним из сильных увлечений Яшина была поэтесса Вероника Тушнова[6] (одно из наиболее известных её стихотворений, «Не отрекаются, любя», предположительно, написанное в 1944 г., в 1970-е гг. было положено на музыку композитором Марком Минковым и исполнено А. Пугачёвой). В.Тушнова посвятила Яшину цикл стихотворений «Сто часов счастья». В ответ на стихотворение «Сто часов счастья», давшее название циклу, жена Яшина ответила стихотворением со строчками: «Сто часов счастья взяла и украла»[7]. Яшин тяжело переживал смерть В. Тушновой, умершей от скоротечного опухолевого заболевания вскоре после его решения прекратить их отношения. Памяти В.Тушновой посвящены его стихотворения «У надгробья», «Навсегда», «Заклинание».

      Увековечение памяти поэтаПравить

      В Вологде и Никольске именем Александра Яшина названы улицы.

      Мемориальный комплекс А. Я. Яшина (Бобришный угор; деревня Блудново Никольского района Вологодской области) открыт решением Вологодского облисполкома 10 октября 1989 года; включает дом, построенный в 1962 году, и могилу поэта с памятником-надгробием, которые являются памятником регионального значения.

      ПроизведенияПравить

      Книги стиховПравить

      • 1934 — «Песни Северу»
      • 1938 — «Северянка»
      • 1957 — «Свежий хлеб»
      • 1961 — «Совесть»
      • 1965 — «Босиком по земле»
      • 1968 — «День творенья»

      ПоэмыПравить

      • 1943 — «Город гнева»
      • 1949 — «Алёна Фомина»

      Маленькие рассказыПравить

      • 1939 — «Самое время»
      • 1954 — «Журавли»
      • 1954 — «Проводы солдата»
      • 1960 — «Первый гонорар»
      • 1960 — «Волк в городе»
      • 1962 — «Не собака и не корова»
      • 1962 — «Старый Валенок»
      • 1962 — «Живодёр»

      РассказыПравить

      • 1955 — «Рычаги»
      • 1960 — «Охота на мертвого глухаря»
      • 1961 — «Первое путешествие Маринки»
      • 1961 — «Директива»
      • 1962 — «Чистые руки»
      • 1962 — «Рассказ о солдате»
      • 1962 — «Две берлоги»
      • 1965 — «Подруженька»
      • март 1965 — «Угощаю рябиной»
      • 1965 — «Перовское озеро»

      ПовестиПравить

      • 1957 — «В гостях у сына» // опубликована в 1987, «Москва», № 12
      • 1956—1957 — «Стечение обстоятельств»
      • 1960 — «Баба Яга» // опубликована в 1985
      • 1961 — «Выскочка»
      • 1962 — «Вологодская свадьба»
      • 1962 — «Сирота»

      Дневники и письмаПравить

      • 1977 — «Дневники 1941—1945» // «Октябрь», 1975, № 4,№ 5, отд. изд. М., 1977.
      • 1958 — «Бюро райкома». Из дневника писателя
      • 1944—1967 — «Были и небылицы». Из дневника писателя
      • 1980 — «Бобришный Угор». Из дневников последних лет // «Октябрь», 1980, № 1-2
      • 1975 — письма военных лет. // Дружба народов, 1975, № 5.

      Награды и премииПравить

      • Сталинская премия второй степени (1950) — за поэму «Алёна Фомина» (1949)
      • орден Красной Звезды (28.7.1945; был представлен к ордену Отечественной войны I степени)
      • медаль «За боевые заслуги» (29.1.1943; был представлен к ордену Красной Звезды)
      • медаль «За оборону Ленинграда»
      • медаль «За оборону Сталинграда»

      ЛитератураПравить

      • Русские писатели, XX век. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. Ч. 2: М—Я. — М.: Просвещение, 1998. — ISBN 5-09-006995-6(2), ISBN 5-09-006994-8 (общ.). — С. 652—655.
      • Дравич А. Урок советского языка. / Поцелуй на морозе. / Пер. с пол. Н. Мальковой. — Спб., 2013. — Электр. изд., испр. и доп. — С. 40—41.

      КомментарииПравить

      ПримечанияПравить

      СсылкиПравить

      • Александр Яшин «Назови меня именем светлым…»
      • Александр Яшин
      • Александр Яковлевич Яшин на Стихии
      • Александр Яшин. Стихи. Биография. Фотогалерея.
      • Яшин (Попов) Александр Яковлевич // энциклопедия ХРОНОС.
      • Александр Яшин. Жизнь. Творчество. Аудиозаписи. Стихи в авторском исполнении
      • Все стихи Александра Яшина // 45-я параллель : литературный журнал.
      • Ольга Кузьмина. Не отрекаются, любя // Вечерняя Москва : газета. — 2016. — 10 февраля. Архивировано 11 февраля 2018 года.
      • Яшин, Александр Яковлевич // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1962—1978.

    • Рэй брэдбери зеленое утро аргументы к сочинению
    • Рэй брэдбери 451 градус по фаренгейту аргументы итоговое сочинение
    • Рэй брэдбери все лето в один день аргументы к сочинению
    • Рэй брэдбери и грянул гром итоговое сочинение
    • Рэй брэдбери вельд аргументы к итоговому сочинению