Юрий Павлович Казаков, известный советский писатель в жанре рассказа, современному читателю практически незнаком. Несмотря на то, что героями его являются обычные люди с близкими для каждого проблемами, имя его, как литератора, можно услышать очень и очень редко. Многомудрый Литрекон предлагает проанализировать одно из произведений автора под названием «Тихое утро» по предложенному ниже плану, чтобы мы смогли восполнить этот пробел и открыть для себя нового (хорошо забытого старого) автора.
История создания
Считается, что рассказы писателя автобиографичны. Много путешествуя по разным городам и странам, он записывал наиболее интересные сюжеты, искал запоминающиеся образы, чтобы затем перенести их на бумагу. Скорее всего, именно во время одной из таких поездок по России он и нашел вдохновение для «Тихого утра».
Напечатан рассказ был в 1954 году, когда Казаков учился в Литературном институте имени Горького. Это была одна из дебютных его работ в большой литературе.
Жанр, направление
Небольшой объем текста, два центральных персонажа, всего один значимый эпизод из их жизни, помогающий раскрыть характеры – все это говорит о принадлежности «Тихого утра» к жанру рассказа.
Направление же определяется как реалистическое. Герои – обычные люди, ведут себя типично. К тому же, сюжет пересказывает то, что произошло с реальными людьми. Особую роль играют пейзажные и портретные детали, которые дополняют представления читателя.
Смысл названия
Произведение «Тихое утро» названо по времени действия. И окружающий мир действительно спокоен: природа продолжает свою размеренную жизнь независимо от действий персонажей.
Для героев же тихим утро назвать сложно – за несколько часов они успевают поссориться, чуть не погибнуть и примириться. В финале же, когда опасность остается позади, а все конфликты разрешаются, приятели вновь могут почувствовать себя умиротворенными.
Суть: о чем рассказ?
Деревенский мальчишка по имени Яшка просыпается на рассвете, чтобы подготовиться к рыбалке с новым другом. Быстро завтракает хлебом и молоком, набирает червей для приманки и отправляется будить напарника. Тот встречает друга недовольством – в Москве он так рано не встает. Яшка обижается на нерадостный прием и выплескивает гнев с помощью едких замечаний.
Наконец, добираются до речки. Клюет редко, но рыбу не удается довести до берега. Яшка вновь злится, мысленно обвиняя во всех неудачах неопытного товарища. Вдруг за крючок цепляется крупный лещ, и на этот раз добыча попадает в руки юных рыбаков. Но тут Володя чуть не теряет удочку, и, пробуя достать ее из воды, тонет сам. Недолго подумав: стоит ли звать на помощь, Яшка все же ныряет следом, так как понимает, что добежать за взрослыми не успеет.
Дважды он пытается вытащить незадачливого Володю, почти сдается, но, в конце концов, оба оказываются на берегу, где мирятся и радуются счастливому исходу. Подробное краткое содержание с отзывом для читательского дневника Вы найдете здесь.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «Тихое утро» перечислены в этом списке:
- Яшка — деревенский мальчик, желающий показать приятелю, что такое рыбалка. Привык к местным нравам, знаком с работой, достаточно самостоятелен, так как занимается приготовлениями без помощи родителей. Кажется немного обидчивым и грубым, так как все утро задевает Володю неприятными словами в отместку за испорченное настроение. Тем не менее, отважно прыгает в воду, спасая товарища. Он вовремя раскаивается в недостойном поведении и исправляет ошибку, рискуя собой, чтобы спасти товарища.
- Володя — мальчик, приехавший из Москвы. Ему любопытно все, что происходит вокруг, потому что в городе такого не увидишь и не попробуешь. Хочет казаться более значимым, умелым, чем есть на самом деле. «Ладно, пусть… Пускай издевается, они меня еще узнают, я не позволю им смеяться!» — думает он, когда задетый небрежным отношением, когда Яшка язвит насчет неопытности Володи в рыболовном деле. Но, несмотря на размолвки, он уважает друга и старается перенимать его знания.
Темы
Автор раскрывает в рассказе несколько близких для читателей тем: это и детская дружба, и конфликты, происходящие между людьми, и поведение личности в нестандартных, неожиданных ситуациях. Затрагиваются и важные качества зрелой личности: справедливость, сострадание, моральная ответственность. Рассмотрим основные темы в рассказе «Тихое утро» более подробно:
- Дружба. Отношения Володи и Яшки проходят через испытания. Сначала мальчики обнаруживают, что имеют разные привычки и навыки. Они преодолевают этот барьер не без трудностей. Но затем их разъединяет настоящая беда: Володя тонет и нуждается в помощи. Яша превозмогает боль и страх, протягивая руку помощи. Это испытание станет для детей фундаментом, на котором они построят крепкую дружбу.
- Сострадание. Яша поставил это качество выше любви к себе, выше инстинкта самосохранения. Он проявил силу духа и готовность помочь человеку в самых затруднительных обстоятельствах. Герой проявил сострадание и был вознагражден спасением Володи и его благодарностью.
- Моральная ответственность. Яша понимал, что именно он позвал неопытного мальчика на рыбалку, поэтому на его плечах лежит ответственность за его спасение. Он вовремя осознал, что не успеет спасти Володю, если побежит за помощью. Все эти озарения убеждают нас в том, что перед нами зрелая личность, готовая к самопожертвованию во имя других.
- Проверка на прочность. Яшка получил уникальный опыт, оказавшись в стрессовой и нетипичной ситуации. Он понял, кто он есть, каково его место в мире. Только испытание позволяет нам осознать, что творится в потаенных уголках нашей души. Яша понял, что он способен на добрые и отважные поступки, что он силен и готов сразиться с жизненными преградами.
Если темы рассказа «Тихое утро» представлены не в полном объеме, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.
Проблемы
Проблематика рассказа «Тихое утро» представлена в списке:
- Обидчивость и высокомерие. Яшка ведет себя достаточно высокомерно по отношению к Володе. Негативные чувства вызваны неприятным столкновением утром. Несколько раз Яшка старается зацепить приятеля грубыми словами, не способный забыть о собственной обиде. Но все же он находит в себе храбрость, чтобы попытаться спасти утопающего товарища
- Совесть и борьба с собой. Автор поднимает проблему личной ответственности за поступки. Ведь расстроенный Яшка мог сразу же уйти, но совесть не позволяет ему так сделать. Писатель показал внутреннюю борьбу в его душе. Здесь же говорится и об умении побороть эгоизм ради другого человека.
- Несоответствие менталитетов. Володя искренне не может понять деревенского образа жизни, ему чужды эти новые для него обычаи и навыки. Поэтому он не может по достоинству оценить ранний визит друга.
- Смелость и трусость. Яше было очень не просто побороть свои страхи и нырнуть в воду. Однако он смог пересилить себя ради высшей цели.
Основная идея
Главная мысль рассказа «Тихое утро», которая встречается у многих писателей, заключается в том, что любой способен совершить подвиг в экстренной ситуации. Не важны возраст или социальное положение, на первом месте всегда стоит желание помочь ближнему. Мальчик отступается от эгоцентричных принципов, отпускает обиду и проявляет наилучшие качества человека.
Смысл рассказа «Тихое утро» в том, что каждый человек должен выиграть борьбу с собой и встать на сторону гуманизма, порядочности, добра.
Чему учит?
В «Тихом утре» Казаков заставляет задуматься о товариществе и призывает читателей вспомнить о роли дружбы в жизни каждого человека. Замечает, что иногда лучше уступить, сдержать гнев, чтобы сохранить хорошие отношения. Потому что в любой момент их может разрушить какая-нибудь трагическая случайность.
Рассказ «Тихое утро» учит нас превозмогать страх и эгоизм ради высших целей. Всегда лучше прислушаться к голосу совести и сделать то, что мы считаем правильным и достойным.
Художественные особенности
Язык произведения «Тихое утро» живой, красочный. Много описаний деревенской природы, которая окружает героев.
«Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса…»
Встречается множество глаголов, которые придают повествованию динамичность: «страдал», «сердился», «думал», «поглядывал», «завидовал». Помимо указания на конкретные действия, они дополнительно дают характеристику героям.
Диалоги и отдельные реплики содержат в себе вопросы или восклицания: «Врешь!», «Трактор? Но почему же он трещит?», «Сам знаю!». Речь отрывистая, эмоциональная, что соответствует возрасту и образу мальчишек.
Автор: Инна Колокольникова
23.12.21
Посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7036/main/247286/
Заполните таблицу цитатами из рассказа «Бежин луг»с. 171 — 173, работа выполняется в течение урока. Прислать на проверку.
Таблица «Крестьянские дети»
Имя | Возраст | Описание внешности | Одежда | Семья | Черты характера |
Федя | |||||
Павлуша | |||||
Илюша | |||||
Костя | |||||
Ваня |
21.12.21
1) Прочитайте «Бежин луг»
2) Посмотрите видеоурок,выполните тренировочное и контрольные задания
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7050/main/247350/
07.12.21
1) Прочитайте стихотворение «Три пальмы» с.152 — 154
2) Посмотрите видеоурок , выполните тренировочное и контрольные задания в течение дня
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7048/main/246134/
02.12.21
1) Составьте подробный план статьи учебника «М.Ю. Лермонтов» с. 146-148
2) Прочитайте стихотворение «Тучи» (с. 150)
3) Письменно ответьте на вопросы с. 150 (см. статью «Тучи» на с. 149-150 — есть подсказки)
Работы сфотографировать и прислать на Viber
30.11.21 (2 урока)
1) Прочитайте повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
2) Посмотрите видеоурок (№16) , выполните тренировочные и контрольные задания в течение дня
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7047/main/299140/
25.11.21
Прочитайте повесть А.С.Пушкина «Выстрел»
23.11.21
1) онлайн-урок в 11.50
2) Написать сочинение по плану, прислать на viber в течение дня
18.11.21 (для ДО)
Письменно ответить на вопросы 1 — 4 к главам X — XII на с. 140
16.11.21 (для ДО) — 2 урока
1) Посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7045/main/314962/
2) Из глав 3, 8 — 12 выписать цитаты, характеризующие Машу и Владимира (прислать на проверку)
11.11.21. (для ДО)
Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» (гл.6) (составьте связный письменный ответ по вопросам)
Когда случился пожар?
Что предшествовало пожару в имении Дубровских в Кистеневке?
Кто совершил поджог имения?
Какие мотивы владели Владимиром Дубровским в момент начала пожара?
Какие драматические события сопровождали пожар?
Какова позиция крестьян на пожаре, как они себя повели?
Чем закончился пожар?
Каково значение данного эпизода в романе?
09.11.21 (для ДО)
Картины русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский» . Анализ глав 1, 2 ( запишите тему урока)
1) Посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7044/main/247414/
2) Анализ глав
Глава 1. 1.Дайте письменную характеристику К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского: 1) социальный статус; 2) военный чин; 3) название владения; 4) имущественное положение; 5) положение в обществе; 6) образованность; 7) черты характера; любимые занятия; 9) отношения с дворовыми; 10) отношения с соседями. (записать в виде таблицы)
2.У героев есть общее, но в чем их принципиальное различие? (краткий письменный ответ)
3. Что послужило причиной ссоры Троекурова и Дубровского? Как эта ссора характеризует героев? (устно)
Глава 2. Сцена в суде
1.Чем было продиктовано принятие такого решения суда? (краткий письменный ответ)
2. Почему «внезапное сумасшествие Дубровского подействовало на его (Троекурова) воображение и отравило его торжество» (устно)
3.Как вы оцениваете действия К. П. Троекурова? На чьей вы стороне? (краткий письменный ответ)
Домашнее задание: перечитать главы 3 — 6, подготовить устный рассказ о Владимире Дубровском (глава3)
21.10.21
1) посмотрите видеоурок, запишите в тетрадь основные положения лекции, термины (можно посмотреть в текстовом варианте урока «Введение. Об истории создания романа» — сразу после видео)
https://interneturok.ru/lesson/literatura/6-klass/narezka-dsh/a-s-pushkin-roman-dubrovskiy-chast-1-vvedenie-o-sozdanii-romana-dubrovskiy?block=player
2) Перечитайте 1 главу романа
3) посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7044/main/247414/
19.10.21 (2 урока)
урок 1
1) Посмотрите видеоурок https://resh.edu.ru/subject/lesson/7042/main/247062/
3) Дайте письменные развернутые ответы на вопросы 1 — 3 с. 56-57 (Размышляем над прочитанным), выпишите определение антитезы, выучите его
Работы прислать в Viber в течение дня
урок 2
1) Посмотрите видеоурок, выпишите названия и схемы стихотворных размеров
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7038/main/314898/
2) Выполните практическую работу
https://trello.com/c/xjIY6BCC/33-стихотворные-размеры
Работы прислать в Viber в течение дня
К 26.10.21 роман «Дубровский» должен быть прочитан! ( это дз)
https://trello.com/c/SD2v2E19/30-подготовка-к-контрольной-работе
16.09.21
1)Выполните задание № 5 стр. 17 учебника (восстановите и запишите пословицы, устно объясните их смысл)
2) Посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7029/main/246230/
3) Сделайте подборку загадок (3-5)
6 классу! Произведения для самостоятельного чтения на лето
Вести читательский дневник (автор- название- герои- небольшой отзыв ( не менее,чем по пяти произведениям).
А.С.Пушкин. «Дубровский». Сборник «Повести Белкина» («Выстрел».
«Метель», «Станционный смотритель»)
Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» и др. повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
И.С.Тургенев. Хорь и Калиныч. Бежин луг.
Л. Андреев. «Ангелочек».
Н.С.Лесков. Левша. Человек на часах.
А.П.Платонов. В прекрасном и яростном мире. Возвращение.
М.М.Зощенко. Рассказы.
К.Г.Паустовский. «Бакенщик». «Растрёпанный воробей».
М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».
В.Распутин «Уроки французского»; «Нежданно-негаданно»
Г. Троепольский. «Белый Бим Чёрное ухо».
В.П.Астафьев. «Деревья растут для всех»; «Конь с розовой гривой»; «Белогрудка»
В.К.Железников. «Путешественник с багажом». «Хорошим людям – доброе утро». «Чучело»
А.Лиханов. Последние холода.
В.П.Крапивин. Звёзды под дождём и др.
Зарубежная литература
Ж.Верн «Таинственный остров» и др.
Э. Сетон-Томпсон «Снап» и др.рассказы
Д.Лондон «Любовь к жизни», «Белый клык»
Ф.Купер «Последний из могикан» и др.
О.Генри «Вождь краснокожих»
М.Метерлинк «Синяя птица»
Э. По. «Овальный портрет».
М.Твен. «История с привидением»; «Приключения Гекльберри Финна».
А. Конан Дойл. «Горбун»
Гюго «Гаврош». «Коззетта»
Тем, кто за 5 класс не прочитал:
А.Рыбаков. «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»,
В. Катаев «Сын полка», Дефо «Робинзон Крузо»,
М.Твен «Приключения Тома Соейра», « Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий»
К 7 классу ! Произведения для самостоятельного чтения на лето
не только детям, но и взрослым (будет о чём поговорить)
Ведение читательского дневника: автор – название – герои – мини-отзыУчить стихотворения наизусть.
Гоголь «Тарас Бульба»
Л.Н.Толстой. Хаджи-Мурат.
М.Е. Сальтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двухъ генералов прокормил»
А.Платонов «Юшка»
Носов рассказ «Кукла»
В.Каверин «Два капитана»
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (о ВОв)
Б.Васильев «В списках не значился» (о ВОв)
И.Богомолов «Иван» (о ВОв)
В.Астафьев «Мальчик в белой рубашке»
А.Рыбаков «Трилогия о Кроше»
А.Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам»
Г. Троепольский. «Белый Бим Чёрное ухо»,
В. Белов «Рассказы о всякой живности»
В. Железников «Чучело».
Рассказы Ю.Казакова
Г.Щербакова «Вам и не снилось»
Р.Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви»
В.Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне», «Звёзды под дождём» и др. повести
Рассказы М.Зощенко
А.Беляев «Голова профессора Доуэля» и др.
А.Куприн «Изумруд»
М.Горький «Детство», «Отрочество»
Л.Толстой «Детство»
Зарубежная литература
Э.По «Овальный портрет» и др. новеллы,
П.Мериме «Матео Фальконе»
Д.Олдридж «Последний дюйм»,
Д.Лондон « На берегах Сакраменто»
К.Дойл Рассказы о Шерлоке Холмсе, В.Гюго «Отверженные» (Гаврош), Экзюпери «Маленький принц»
Кто до сих пор не читал – «Сын полка» В.Катаев, А.Лиханов «Последние холода» и др.
Читайте больше, советуйте другим.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Денни Дидро)
Желаем ярких каникул!
21.05.21г. Домашнее задание на 26.05.21г. (в среду будет контрольная -допишем)
Решите все части и задания пробной контрольной работы.
Часть 1. Выберите один правильный вариант ответа. Ответ запишите по образцу: 1. а
1.Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание:
а) баллада;
б) басня;
в) сказка;
г) рассказ.
2.Основная мысль художественного произведения:
а) идея;
б) тема;
в) сюжет;
г) композиция.
3. Построение художественного произведения:
а) тема;
б) идея;
в) композиция;
г) сюжет.
4. Как звали царя из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»?
а) Матвей;
б) Салтан;
в) Иван;
г) Никита.
5. Кто из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» указал королевичу Елисею путь к мёртвой царевне?
а) солнце;
б) месяц;
в) ветер;
г) баба Яга.
6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»,
б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»,
в) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»,
г) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, артуть-девка».
а) Н. В. Гоголь «Заколдованное место»,
б) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»,
в) И. С. Тургенев «Муму»,
г) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
б) В. А. Жуковский «Спящая царевна»
в) А.П. Чехов «Хирургия»
г) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) М. Ю. Лермонтов «Бородино»
г) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
10. Поэт, который учился в Царскосельском лицее:
а) М. Ю. Лермонтов
б) А. С. Пушкин
в) В. А. Жуковский
г) Н. А. Некрасов
Часть 2. Выполните задание на соотнесение. Ответ запишите по образцу: 1.д
1. Соотнесите автора и название произведения.
1) «Муму» | а) К. Г. Паустовский |
2) «Свинья под Дубом» | б) И. С. Тургенев |
3) «Чёрная курица, или Подземные жители» | в) Л. Н. Толстой |
4) «Кавказский пленник» | г) А. С. Погорельский |
5) «Бородино» | д) И. А. Крылов |
6) «Тёплый хлеб» | е) М. Ю. Лермонтов |
12. Соотнесите стихотворную строку и использованное средство выразительности
1) Тускло льётся свет лампады, буря плачет у окна. | а) Эпитет |
2) Он услышал какой-то таинственный шорох | б) Сравнение |
3) Он плывёт, как безвестный рыбак. | в) Гипербола |
4) В сто тысяч солнц закат пылал | г) Олицетворение |
13. Соотнесите героев произведения и автора произведения.
1) Л.Н. Толстой | а) Валек, Маруся, Соня, пан Тыбурций |
2) В. П. Астафьев | б) Панкрат, Филька |
3) Саша Чёрный | в) Герасим, Татьяна, Капитон, барыня |
4) В. Г. Короленко | г) дедушка Афанасий, Вася, глухарь |
5) К. Г. Паустовский | д) Игорь, Настя, Жибер |
6) И.С. Тургенев | е) Жилин, Костылин |
Часть 3. Задания с кратким ответом. Ответ запишите одним словом или словосочетанием.
14. Узнайте героя по описанию.
«…подхватил рукой замок на колодке, чтоб не бренчал, пошёл по дороге, ногу волочит, а сам всё на зарево поглядывает… Прошёл с версту, выбился из сил – ноги ломит…»
15. Определите по определению жанр литературного произведения.
Она бывает волшебной, о животных или бытовая. В ней герои делятся на положительных и отрицательных. Главному герою часто приходят на помощь волшебные помощники.
16. Определите способ рифмовки:
Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.
17. Укажите жанр произведения «Медной горы хозяйка» П.П.Бажова.
18. Укажите жанр произведения «Бородино» М.Ю.Лермонтова.
19. Как называется описание природы в литературном произведении:
«Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчать синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы…»
20. Как называется сказочная формула, которая используется в начале сказки:
В некотором царстве, в некотором государстве…
Часть 4. Напишите развернутый ответ на вопрос.
Расскажите о своём любимом произведении, прочитанном в 5 классе.
Название:
Автор:
Основные герои:
О чём заставило задуматься прочитанное произведение, чему оно учит? (Напишите 5-7 предложений).
17.05.21г. Домашнее задание на 21.05.21г.
Повторить материалы к контрольной работе: антитеза, тема, баллада, сюжет, басня , сравнение, гипербола; жанр; повесть; миф ; композиция ;метафора .
+ к контр. работе прочитать рассказ «Васюткино озеро» В.П. Астафьева.
Стр.91-106 прочитать литературную сказку «Двенадцать месяцев» ;
Подготовьте выборочный рассказ о героях: 1ряд-о мачехе; 2ряд-о падчерице; 3ряд-о королеве;
Вопрос: над чем заставляет задуматься сказка?
07.05.21г. Домашнее задание на 10.05.21г.
Стр.112-121 прочитать рассказ «Никита» — стр.121;
1Вар. — зад3; 2Вар.-зад.4.
03.05.21г. Домашнее задание на 07.05. 21г.
1)Прочитать тексты стр.72-82 (о писателе и сказку «Тёплый хлеб» ;
Стр. 82 -вопросы 1 ряд -вопросы 2,3; 2ряд-4-5; 3ряд- 6; стр.82 -обогащаем свою речь (зад2)
2)Прочитайте рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» стр. 83. Вопросы (2,3,4,5) стр. 88
30.04.21г. Домашнее задание на 03.05.21г.
Подготовиться к выборочному рассказу о герое сказа «Медной горы хозяйка»
1 ряд- о Степане; 2ряд-Хозяйке Медной горы; 3-ряд- о рассказчике с его особенным языком повествования.
Стр.69 «Литература и изобразительное искусство», Найти определение: что такое палех? Выполнить задание1(по иллюстрациям).
23.04.21г Домашнее задание на 26.04.
Сообщение о Тыбурции а) как выглятит (портрет) ; Что самое главное в портрете?
б)Что Тыбурций рассказал о себе Васе?
в)Кем чувствует себя Тыбурций? Почему?
г)Чем занимается Тыбурций ?
д)Понимает ли он, что такое справедливость? Как относится к дружбе детей?
е)Как помог Васе?
ж) Почему исчезает из города? 2)Прочитать главы 7,8 ;
Найти электронные иллюстрации к повести; Или сделать рисунок к эпизоду (на выбор)
21.04.21г Домашнее задание на 23.21г.
Прочитать » В дурном обществе» главы 4,5,6; Пересказать: 1ряд- гл.4; 2ряд-гл5.; 3 ряд-гл.6.
16.04.21г Домашнее задание на 19.21г.
1) Прочитать гл.3 «В дурном обществе» и подготовиться к инсценированию эпизода: как познакомились Вася, Валек и Муруся.
Все девочки-учат слова Маруси.
1вар. (мальчики) учат слова Васи;
2 вариант (мальчики) учат слова Валека.
Все девочки учат слова Маруси
Эпизод находим от слов «Ты здесь зачем?»- до слова » Прощай», — сказанного Васей.
2)Прочитать гл.4 (сравнить портреты Маруси и Сони — сделать вывод, записать)
Гл.5 — найти детали интерьера подземелья. Какое впечатление произвело подземелье на Васю и на вас, читателей?
3) Гл. 6 — Страшен ли Тыбурций? Подготовиться доказать свой ответ.
12.03.21г. Домашнее задание на 15.03.21г.
Стр.259 выписать в тетрадь и выучить определения.
01.03.21г. Домашнее задание на 05.03.21г.
2) Всем:Гл.2. Рассказать, как татары решали судьбу Жилина и Костылина?
3) 1 ряд. Гл 3. Как удавалось Жилину выживать в татарском ауле, что он для этого предпринимал? Подберите 3-4 пословицы, которые отражают умения Жилина.
А как выживал Костылин?
4) 2 ряд Гл.3. Расскажите историю о странном старике и его отношении к пленным русским.
5) 3 ряд Гл. 4. Расскажите, как характеризует Жилина подготовка к побегу? Расскажите об описанном обычае татар.
6) Всем:Гл5. Сравните Жилина и Костылина во время первого побега. Какие черты характера они проявили? (ориентировка на местности, по звездам, выносливость, целеустремлённость терпеливость, взаимопомощь)
26.02.21г. Домашнее задание на 01.03.21г.
Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Задание:
1) Гл1. Проанализировать эпизод, как Жилин и Костылин попали в плен? Что стало причиной этого случая? Как каждый из них вёл себя во время нападения татар?
2) Гл.2. Проведите заочную экскурсию, где расскажите о быте татар на Кавказе:
о предметах быта,
о женской одежде
о мужской одежде
о жилище горцев
Сделайте вывод, почему автор подробно описывает быт татар?
2) Как решали судьбу Жилина и Костылина татары?
3) По гл 3. Как удавалось Жилину выживать в татарском ауле?
22.02.21г. домашнее задание на 26.02.21г.
1)Стр. 229-230 статью о Л.Н. Толстом прочитать и выполнить по этой статье задание
1 и 2 — на стр. 230.
2) Стр. 230 — прочитать и пересказать небольшую статью «Из истории рассказа «Кавказский пленник».
3)Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Стр. 232-235. Прочитать гл.1 и рассказать:
«Как и почему герои попали в плен?»
19.02.21г. Домашнее задание на 22.02.21г.
Прочитать стр.226-228.
По первому стихотв. вопросы 1,4; По 2-му стихотв. 1-4;
12.02.21г. Домашнее задание на 15.02.21г.
Характеристика героев на основе эпизодов
- Охарактеризуйте барыню на основании эпизода на стр. 206 от слов « Так прошёл год…» — до слов
стр. 211 «Тогда Герасим побежал со двора» . Обратите внимание на глаголы, которые употребляет автор для её характеристики?
2. Сравните Герасима и челядь на основании эпизода со слов «Герасим уже прежде догадался…» стр. 212 – до слов «Ерошка, увидев Герасима ,… отправился за ним.» В чём превосходство Герасима над челядью?
3. Всю работу записать в тетрадь .
12.02.21г. Мастерская 4-ый урок начало в 10-55 час.
Задание: эпизод текста «Муму» стр. 203 от слов «Дело было к вечеру. » до слов на стр. 204 » Ни одна мать так не ухаживает…. за своей питомицей» (включая данные слова).
1) Придумать заголовок к джанному эпизоду (записать в тетрадь).
2) Составить план этого эпизода (написать в тетрадь).
3) Выписать трудные слова из данного эпизода ( не менеее 20 слов в тетрадь по лит-ре ).
4) Научиться прекрасно, подробно пересказывать этот эпизод.
5) Ответить полным ответом на вопрос как и почему изменилась собачка, живя у Герасима.
Одним словом, подготовиться к изложению, выполнив предложенное задание.
25.12.20. Домаш. задание на 28.12. 20г.(2ч.)
1) Повторить наизусть «Бородино» .
2)Рассуждение на тему «Подвиг» Дать определение словам «отвага» , «подвиг» по толковому словарю, записать определения в тетрадь по литературе.
3)Письменное рассуждение. К кому из героев стихотворения «Бородино» относится понятие «отвага» Как её проявляют герои стихотворения «Бородино»?
24.12. 20 г. (2ч.) задание на 25. 12. 20.г
1)Выучить наизусть выразительно стихотворение М.Ю Лермонтова «Бородино».
2)Рассуждение на тему «Подвиг» Дать определение словам «отвага» , «подвиг» по толковому словарю, записать определения в тетрадь по литературе.
3)Письменное рассуждение. К кому из героев стихотворения «Бородино» относится понятие «отвага» Как её проявляют герои стихотворения «Бородино»?
Ребята 5в, пока ваш учитель на больничном, на замене в карантинные дни дистанционно буду вас курировать я, Коновалова Ольга Юрьевна. При необходимости обращайтесь:
Все записи ведите в рабочей тетради.
21 сентября. Виды сказок. (два урока)
На прошлых уроках вы познакомились с волшебными сказками «Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо». Сегодня прочитайте в учебнике ещё две сказки «Журавль и Цапля», «Солдатская шинель.» Устно докажите, что это сказки бытовая и о животных. Подготовьте одну для выразительного пересказа.
Краткое содержание повести «Кортик» по главам для ознакомления с сюжетом за несколько минут. Ознакомьтесь, и будьте в курсе, что это за произведение, кто главные герои, и какова его основная идея.
Повесть Анатолия Рыбакова «Кортик» была закончена автором в 1948 году. Она стала первым произведением трилогии. Ее продолжили «Бронзовая птица» и «Выстрел». Краткое содержание рассказа «Кортик» поможет подготовиться к занятиям и к сдаче экзамена.
Основные персонажи
Сюжет развивается вокруг главных героев. Персонажи второстепенного значения не привлекают к себе излишнего внимания, однако дополняют действие, обеспечивая лучшее восприятие событий и их понимание.
Мишка и друзья
Главные герои
Основным действующим лицом в повести является подросток Мишка. К категории главных героев можно отнести матроса Полевого и главаря банды Никитского.
Второстепенные персонажи
В сюжете произведения много героев, отнесенных к категории второстепенных персонажей.
Об одних упоминается редко в книге, а другие постоянно находятся в центре событий, но в «тени» главных героев.
К таким персонажам относятся друзья Мишки – Генка и Слава, а также Борька, с которым не удалось подружиться ввиду негативных особенностей его характера. Из взрослых в книге часто упоминается:
- о Филине, денщике Никитского;
- о матери Владимира;
- о директоре школы.
Очень краткий пересказ
Мишу отправили на каникулы к бабушке и дедушке. Они жили в городе Ревск. Мальчик под будкой для собаки находит кортик. Его туда спрятал постоялец.
Особенность находки – шифр и креативная рукоятка, вокруг которой обвилась змея. Чтобы его разгадать, нужны ножны, в котором ключ. Они находятся у бандита, который охотится за кортиком.
Матрос, который изначально спрятал оружие, раскрывает Мише тайну о том, зачем бандиту нужен кортик. Ребятам удается выкрасть его недостающую часть. Разгадать секрет им помогает директор школы.
Оказывается, что змея является ключом к тайнику в часах. В них спрятаны бумаги, в которых информация о координатах расположения затонувших кораблей с ценностями. Никитского арестовывают, а ребят принимают в Комсомол.
Краткое содержание по главам
Краткий пересказ книги по главам призван упростить навигацию по произведению. Читатель сможет ориентироваться, в какой части книги нужно искать развитие определенного сюжета.
Часть первая: Ревск
Главы 1-4
Большое Мишино желание изготовить рогатку подняло его рано утром. Для этого он отрезал кусок резины от камеры велосипеда. Его внимание отвлек сосед, который рылся в собачьей будке. Как только он ушел, мальчик решил проверить, что там делал мужчина, и нашел кортик. Он его рассмотрел и вернул на место
Когда дядя Семен решил продолжить ремонт велосипеда, Миша решил удрать из дома, чтобы ему не попало за то, что он его с утра испортил. К обеду он вернулся домой, но его не заметили, потому что взрослые были заняты разговорами. Однако на следующий день в наказание за провинность мальчику запретили гулять. Он сначала расстроился, а потом вспомнил о своей тайной находке и решил рассмотреть ее.
Ножик был удивительной красоты. Его поверхность была сформирована тремя гранями. На каждой из них было изображение – гравировка. С одной стороны отображался волк, с другой – скорпион, а с третьей лилия.
Мальчик хотел вернуть кортик в собачью будку, но ему помешали прохожие. Ему ничего не оставалось делать, кроме как спрятать его подальше. Более надежного места, чем диван, Миша не нашел. Ему опять стало скучно, и он вылез в окно на улице, к тому же мимо проходил его друг.
Как выглядит кортик
Главы 5-9
Друзья залезли в шалаш, который они ранее возвели на дереве. Из него был хороший обзор. Мальчишки увидели, что в город вошла банда и поторопились вернуться домой.
Миша увидел, что бандиты скрутили Полевого, требуя от него кортик. Мальчик незаметно передал оружие матросу. Ему удалось убежать и, вероятнее всего, он отправился в Москву. Мишка решил ехать вслед за ним.
Он предложил своему лучшему другу составить компанию и тот согласился.
По прибытию на место у главного героя получилось встретиться с матросом и узнать скрываемую им тайну. Оказывается, он, когда служил на линкоре, стал свидетелем убийства владельца оружия Владимира. Преступление совершил Никитский. В результате элементы одного оружия оказались у разных людей.
Главы 10-14
Мальчики отправились в лес за грибами. Они загулялись дотемна и попросили обходчика переночевать у него. Как только они легли спать, в дом ворвалась банда с требованием остановить проходящий мимо эшелон. В ответ последовал отказ. Начался разбой. Бандиты поснимали пути.
Полевой решил подарить Мише кортик и раскрыть его тайну. Внутри рукоятки оружия находилась пластина. На ней тоненьким шрифтом были нанесены какие-то иероглифы. Без ножен разгадать их не представлялось возможности.
Матрос также предупредил мальчика о том, чтобы он держался подальше от мужчины с фамилией Филин.
Встреча с Полевым
Часть вторая: Двор на Арбате
Главы 15-19
Прошло много времени, а мальчик все хранил тайну и свое секретное оружие. Он обзавелся новыми друзьями – Сашей и Шуркой. Первый хорошо играл на пианино, а второй был активным участником театрального кружка. Попытки сдружиться с Борькой не увенчались успехом. Пообщавшись с ним непродолжительное время, ребята поняли, что он жадный и подлый.
Мальчишки решили поставить спектакль и поручили решение организационых вопросов Шурке. В здании клуба драм кружка находился подвал, который, судя по рассказам дворника, было поручено заколотить. Мальчишки отыскали вход в него и решили исследовать. Просмотрев все помещение, кроме больших ящиков, они ничего не увидели. Зато стали свидетелями, что в подвал спустился Филин с выскоим мужчиной.
Часть третья: Новые знакомства
Главы 29-33
За складом было установлено наблюдения. Возле него был замечен незнакомый мужчина. Он зашел в лавку, где скупались предметы коллекционирования, через главный вход, а вышел через черный. При этом было замечено, что филателист быстро спрятал какой- то темный предмет. Судя по его размерам и оформлению, это было то, что искали мальчишки.
Высокий незнакомый мужчина беседует со скупщиком коллекционных предметов
Главы 34-41
Между репетициями Миша не терял времени и узнал всю необходимую информацию. Филин действительно имел отношение к городу Ревску. Это удалось вытянуть их Агриппины Тихоновны. Осталось узнать, есть ли в его прошлом матросские следы.
Часть четвертая: Отряд 17
Главы 42-46
Ребята сообщили Борьке о том, что планируют поставить спектакль, имеющий отношение к матросской сфере деятельности и к особенностям жизни матросов. Они попросили мальчика поискать у себя дома одежду и таким образом принять участие в проекте.
Не столько этот факт, как подаренный в качестве вознаграждения ножик сыграли свое дело, и Борька принес ленточку, принадлежавшую отцу. На ней была надпись судна, к которому был интерес у мальчишек.
Все мероприятие было проведено с хитрой целью получения информации.
Главы 47-53
Филин раньше был матросом. В этом уже никто из ребят не сомневался. Теперь им нужно было добыть ножны от кортика. Вероятнее всего, они находились в лавке, за которой и было организовано наблюдение.
У них получилось из свертка выкрасть элемент оружия, когда его передавали между собой бандиты.
Когда ребята рассматривали ножны, они развернулись веером и раскрыли перед мальчишками иероглифы, аналогичные тем, которые были на другом оружейном элементе.
Часть пятая седьмая: Группа б
Главы 54-57
Так сложились обстоятельства, что Мишка сблизился со школьным директором и доверил ему свою тайну. Он был грамотный мужчина и помог мальчику разгадать шифр.
Это была надпись о том, что гадом на кортике нужно открыть часы. Судя по всему, они должны были принадлежать Владимиру. Несмотря что тайна приоткрылась, все же оставалось много неясностей.
Прояснить до конца их можно было через родственников матроса. Поэтому нужно было их найти.
Главы 58-63
Ребята принялись изучать тематическую литературу. В ней они нашли информацию о том, что, вероятнее всего, оружие изготовлено в 18 веке. Пока мальчики читали, директор искал всех матросов с именем Владимир, которые имели отношение к линкору. Он определил, что его фамилия Терентьев. Кортик достался ему в наследство.
Ребята посетили жену профессора, у которого раньше учился Владимир. Она его вспомнили как хорошего и добропорядочного студента. Старушка много чего рассказала.
Часть шестая: Домик в Пушкине
Главы 64-71
Из писем, которые нашла старушка, стало ясно, что мать Владимира проживала в Пушкино. Это возле ее дома был замечен высокий незнакомец. Вскоре ребята узнали, что Никитский задержан, но не признает своей вины. Мишу пригласили посодействовать следствию.
Главы 72-74
Миша рассказал все, что ему было известно о банде. Упомянул об оружие и о том, почему один из его элементов оказался у бандита. Он не забыл и об учиненном разбое на путях.
Когда мальчик показал кортик, Терентьева сразу его узнала и подтвердила, что он принадлежит ее сыну. Она поведала рассказ своего рода. Мужчины участвовали в мероприятиях по подъему суден, которые по тем или иным причинам затонули. На некоторых из них были ценности. Месторасположение таких суден фиксировалось в документе.
Чтобы информацией не завладели бандиты, она была зашифрована. Бумагу спрятали в часы, которые закрывались на замок. А ключ от него был змеей, обвивающей рукоятку кортика. Никитский обманом втерся в доверие к женщине и завладел секретной информацией, с чего и начались все злоключения.
Документ был передан в государственное учреждение, в котором работал Полевой. В основе его деятельности подъем суден со дна морей и рек. А ребят приняли в Комсомол. О дальнейших их приключениях можно прочитать в произведении «Бронзовая птица».
Основная идея произведения
Каждый человек может внести свою долю в правое дело. Чтобы победить, нужно быть добрым, открытым, честным патриотом. Немаловажное влияние на достижение целей имеют друзья, желающие искренне помочь.
В рассказе «Кортик» краткое содержание событий позволяет читателю получить представление о жанре произведения. Оно также нужно для идентификации возрастной категории читателей, которым было бы интересно читать книгу.
Краткое содержание Рыбаков Кортик
Ранним утром Миша Поляков прокрался в чулан, чтобы вырезать резинку для рогатки из старой велосипедной камеры, принадлежавшей дяде Семену.
Мальчик заметил соседа Сергея Ивановича Полевого, бывшего матроса линкора «Императрица Мария». Сосед спрятал под собачью будку какой-то предмет. Движимый любопытством, Миша заглянул в сверток.
Там был кортик, вокруг ручки которого обернулась змейка.
В этот день дядя Семен задумал чинить велосипед. Мише пришлось сбежать, но скандала было не избежать. В наказание его посадили под домашний арест. За обедом разговаривали о Валерии Никитском, возглавлявшим местную банду. Вечером Полевой рассказал о линкоре, где он служил. Корабль затонул из-за взрыва, но никто не знал, по какой причине это вышло.
На следующий день во дворе двое рабочих пилили дрова. Миша скучал под арестом и вытащил кортик. Обратно положить не успел и спрятал его в диване.
Гена Петров, лучший друг, выманил мальчика через окно и позвал в дом на дереве. Оттуда ребята и заметили, как в город ворвались белые. Миша побежал домой. Там уже шла борьба – хотели связать Полевого. Никитский требовал у него кортик. Мужчина молчал, и тогда его хотели увести, но Миша сунул оружие в руку Полевого. Сергей Иванович сбежал. Никитский тоже не стал задерживаться.
Вскоре в гости пришел Полевой, который показал секрет кортика: из ручки вываливалась пластина с шифром. Вторая часть пластины была в ножнах, которыми владел Никитский.
Миша и Генка уехали в Москву. Полевой отправился на фронт, подарив Мише кортик.
Год спустя Миша посвятил в тайну кортика двух друзей – Гену и Славу. Между ребятами и Борькой, по прозвищу Жила, были постоянные трения. Борька хотел их напугать подвалами и спрятанными там мертвецами, но ребята нашли лишь ящики с товарами, по соседству со складом, заведующим которого был Филин, отец Борьки. А еще они увидела в подвалах незнакомца, похожего на Никитского.
Однажды ребята решили организовать театральный кружок. На реквизит Мише выделили деньги. На рынке его обворовал беспризорник Коровин. Впоследствии они подружились.
Ребята подозревали Филина и вели наблюдение за ним. Они увидели странного незнакомца и проследили его до филателистического магазина. После того стали наблюдать и за магазином. Вскоре они увидели ножны от кортика в руках старика-филателиста. Филин и филателист передавали ножны друг другу через Борьку. Тогда ребята подговорили Коровина выкрасть передачу.
Из-за увлечения шифрами на уроке Миша попал к директору школы, которого тоже пришлось посвятить в тайну. Он помог найти имя владельца кортика, Владимира Терентьева.
С большим трудом друзьям удалось отыскать дом матери Терентьева. На тот момент надпись уже расшифровали – змейка заводила часы, внутри которых ребята обнаружили тайник со списками координат затонувших кораблей и сокровищ, перевозимых на них.
Так трое ребят сумели разгадать тайну, оказавшуюся не под силу взрослым. Многое можно сделать, если действовать сообща.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Рыбаков. Все произведения
Кортик. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Шукшин
В своём творчестве Шукшин воссоздавал персонажей, которых видел вокруг себя в детстве, деревенских жителей – простых, но с хитринкой. Изначально Вася Шукшин попробовал свои силы и колхозником - Краткое содержание Самоотверженный заяц Салтыкова-Щедрина
Бежал как-то заяц по лесу к своей невесте, а сзади волк окрикнул. Но косой торопился и не стал останавливаться. Тогда догнал его хищник в три прыжка, поймал, и приговорил к смерти за то, что не остановился заяц с первого требования - Краткое содержание Карамзин Марфа-Посадница, или покорение Новагорода
Эта историческая повесть рассказывает о событиях тех времен, когда Иван 3 намеревался освободить Русь от власти над ней Золотой Орды. Помехой стал ему в том великий город Новгород, провозгласивший о своей независимости. - Краткое содержание рассказа Пожар Льва Толстого
Ключевой персонаж рассказа Иван Петрович явился домой вялым, уловив клики “ Пожар! Пожар!” побежал помогать обнаружилось, что горят подсобные строения. Жители села еще никогда не лицезрели столь - Краткое содержание Платонов На заре туманной юности
Главная героиня произведения – девочка-подросток по имени Ольга. Действие происходит в голодное время Гражданской войны. У нее умерли родители, и она не знает, как дальше жить.
Кортик Краткое Содержание (Анатолий Рыбаков) ⚡️ Читать На Ryfma
Повесть «Кортик» Рыбакова, написанная в 1948 году, стала первой книгой трилогии писателя («Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»). Действие повести происходит во время Гражданской войны в вымышленном городе Ревске.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Кортика» по главам (частям). Пересказ повести пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
- Главные герои
- Миша Поляков – мальчик-подросток, в руки которого попал загадочный кортик.
- Никитский Валерий Сигизмундович – в прошлом белый офицер, предводитель банды.
- Сергей Полевой – матрос с линкора «Императрица Мария», передавший Мише кортик.
- Другие персонажи
- Генка Петров – лучший друг Миши, переехавший с ним из Ревска в Москву.
- Слава Эльдаров – пианист, друг Миши.
- Филин – денщик Никитского.
- Борька Филин по прозвищу Жила – жестокий, расчетливый мальчик, сын Филина.
- Товарищ Свиридов – следователь НКВД.
- Мария Гавриловна Терентьева – мать погибшего офицера Владимира Терентьева, владельца кортика.
- Краткое содержание
- Часть первая. Ревск
- Главы 1-4
В то утро Миша Поляков встал пораньше: ему не давала покоя «мысль о рогатке». Он незаметно «пробрался в чулан» и вырезал полоску резины из старой велосипедной камеры дяди Семена.
Неожиданно мальчик увидел своего соседа, бывшего матроса Сергея Ивановича Полевого. Мужчина вышел на улицу и что-то спрятал в собачьей будке. Дождавшись, пока сосед ушел, мальчик достал из тайника «стальной клинок кинжала» – морской офицерский кортик без ножен. Миша положил его на место, «но мысль о кортике» не покидала его. Он не понимал, почему Полевой его спрятал.
В то же утро дяде Семену неожиданно понадобился его старый велосипед. Миша понял, что пора скрыться с глаз, и убежал на улицу. Он успел поконфликтовать со старыми врагами – ребятами из Огородной улицы, повтыкать в землю ножик со своим лучшим другом Генкой, побродить «по многолюдному и горластому украинскому базару». Здесь его поймала бабушка, которая и отвела домой обедать.
К удивлению Миши, дома его никто не ругал. Взрослые обсуждали Валерия Никитского – главаря местной банды, который в прошлом был белым офицером.
На следующий день Мишу ждало наказание – запрет выходить на улицу. Он ужасно скучал, но, вспомнив о кортике, оживился. Улучшив момент, он достал его из тайника и внимательно рассмотрел. На каждой из трех граней кортика было выгравировано по одному изображению: волк, скорпион и лилия. Положить кортик на место Мише помешали прохожие, и он был вынужден спрятать его в своем диване.
При виде Генки Миша, не выдержав домашнего ареста, сбежал на улицу через окно.
Главы 5-9
Друзья взобрались на дерево, где находился их шалаш, построенный из «досок, веток и листьев». С этого места Ревск был виден, как на ладони. Мальчики заметили, как «в город ворвались белые», и поспешили вернуться домой.
Миша стал свидетелем того, как шла «отчаянная борьба между Полевым и бандитами». Когда матроса все-таки скрутили, Никитский потребовал у него кортик, но тот упорно молчал. Во время обыска Мише удалось незаметно достать кортик и передать его Полевому. Матрос вырвался и убежал, а на мальчика обрушился «страшный удар рукояткой нагана».
Очнувшись, Миша увидел рядом маму, приехавшую за ним из Москвы. Узнав об этом, он подбил Генку также отправиться в Москву «в ящике под вагоном»: в столице, в одном доме с Поляковыми, жила родная тетка Гены, Агриппина Тихоновна.
Полевой навестил Мишу и рассказал ему историю кортика. Матрос, служивший на линкоре «Императрица Мария», стал свидетелем того, как Никитский убил из-за кортика его хозяина – офицера Владимира. Полевой попытался помешать этому, но на судне прогремел взрыв.
У матроса остался в руках кортик, а у Никитского – ножны. После этих событий Никитский стал разыскивать матроса, чтобы отобрать кортик. Полевой не знал, почему он так важен для Никитского, но не собирался его возвращать: «что врагу на пользу, то нам во вред».
Главы 10-14
Эшелон уже вторую неделю стоял на станции Низовка. «Продовольствия не хватало», Мишка с Генкой отправились в лес за грибами. Они не успели вернуться до темноты и были вынуждены попроситься на ночлег к обходчику. Посреди ночи ворвался Никитский со своей бандой и потребовал остановить проходящий эшелон. Обходчик отказался, и бандиты принялись разбирать пути.
Мальчики кинулись к своему эшелону и предупредили Полевого. После боя матрос подарил Мише кортик, раскрыв его главную тайну.
Внутри рукоятки находилась тончайшая металлическая пластина с шифром, а «ключ от этого шифра в ножнах, а ножны у Никитского».
Также матрос предупредил мальчика, чтобы тот остерегался жителя Ревска по фамилии Филин. Миша вспомнил, что в их московском доме «во дворе тоже Филин живет».
Часть вторая. Двор на Арбате
Главы 15-19
Прошел год. Все это время Миша хранил кортик в шкафу и никому не рассказывал о нем. Мальчик терзался вопросом: «Кто все-таки этот Филин, завскладом, Борькин отец?» О его прошлом знала только Агриппина Тихоновна, но никому ничего не рассказывала. Лишь однажды она обмолвилась, что Филин – «дрянной человек».
Лучшим другом Миши по-прежнему был Генка. Также они сдружились и с Эльдаровым Славой – пианистом, бледным и болезненным мальчиком. А вот с Борькой Филином по прозвищу Жила отношения сразу не заладились: он оказался откровенно подлым и жадным.
Шура Огуреев или Шурка Большой – «самый высокий во дворе мальчик», член драмкружка клуба. С его помощью ребята решили организовать детский театральный кружок.
Главы 20-28
От дворника Миша узнал, что «Филин велел забить ход в подвал», и сразу заподозрил неладное. В полуподвальном помещении, где располагался клуб, Миша отыскал вход в подвал и вместе с Генкой и Славой принялся исследовать его.
В подвале друзья нашли большие деревянные ящики. Вскоре туда спустился Филин в компании высокого мужчины, чей голос показался Мише знакомым. Он не разглядел его лица, но решил, что это был Никитский.
Однажды во время ссоры с Борькой Гена заявил, что им все известно «и про подвал, и про ящики». Миша решил открыть друзьям тайну кортика. Генка не сомневался, что шифр указывает расположение клада. Ребята решили выследить высокого незнакомца.
Часть третья. Новые знакомства
Главы 29-33
Однажды Генка, наблюдавший за складом Филина, заметил высокого незнакомца. Он позвал Мишку, и ребята увидели, как незнакомец зашел в филателистическую лавку, а «ушел через черный ход». Миша заметил, как старик-филателист быстро спрятал продолговатый черный предмет с кольцом и шариком. По всей видимости, это были ножны от кортика.
Главы 34-41
Мише нужно было убедиться, что Филин родом из Ревска. Ему удалось подтвердить эту информацию при помощи Агриппины Тихоновны. Теперь ребятам нужно было выяснить, был ли Филин в прошлом матросом, и если да, то служил ли он на линкоре.
К тому времени подготовка к предстоящему спектаклю детского театрального кружка была окончена. Представление прошло с большим успехом, а после его окончания был организован пионерский отряд.
Часть четвертая. Отряд №17
Главы 42-46
Друзья решили прибегнуть к обману, чтобы выяснить, служил ли Филин на флоте. Миша сообщил Борьке, что они собираются ставить пьесу «из матросской жизни», и попросил достать что-нибудь из матросской формы. В обмен на ножик Борька принес отцовскую выцветшую ленточку с надписью «Императрица Мария».
Главы 47-53
Когда все сомнения по поводу причастности Филина развеялись, ребята принялись строить планы, «как же им добыть ножны». В филателистическую лавку они уже не могли зайти: старик-продавец знал их всех в лицо. Лишь к концу лета они определились, что им делать дальше.
Укрепив на старой тележке щиты с рекламой кинотеатра, ребята каждый день устанавливали ее напротив лавки и под прикрытием наблюдали за ней. Так они поняли, что преступники передавали ножны от кортика через Борьку. Улучшив момент, они осторожно вытащили ножны из Борькиного свертка.
Дома приятели внимательно рассмотрели добычу и заметили, как «ножны развернулись веером». На внутренней их стороне был виден точно такой же шифр, как и на кортике.
Часть пятая. Седьмая группа «Б»
Главы 54-57
Начались занятия в школе. Во время урока математики Миша привлек к себе внимание учительницы, которая обнаружила у него на парте книгу о старинном ручном оружии. Она тут же доложила об этом директору школы – Алексею Ивановичу.
Директор проявил интерес к увлечению Миши. Кроме того, он знал, что мальчик и его друзья интересовались шифрами. Мише не оставалось ничего другого, как рассказать директору историю кортика.
Увидев шифр, Алексей Иванович сразу определил, что это литорея – «тайнопись, употреблявшаяся в древнерусской литературе». Совместными усилиями директор и Миша разгадали шифр. Получилась фраза «Сим гадом завести часы понеже проследует стрелка полудень башне самой повернутой быть».
Внимательно рассмотрев кортик, Алексей Иванович понял, что бронзовая змейка на рукоятке «и есть искомый гад». Ею нужно было завести часы, которые, по всей видимости, принадлежали владельцу кортика – офицеру Владимиру. Для разгадки тайны нужно было отыскать его родных.
Главы 58-63
При помощи специальной литературы ребятам удалось выяснить, что кортик принадлежал «полковому оружейному мастеру, жившему во время царствования Анны Иоанновны, то есть в середине восемнадцатого столетия». Они сообщили это директору и его гостю – товарищу Свиридову, человеку в форме, который подтвердил их предположения.
В свою очередь, Иван Алексеевич выяснил фамилии всех Владимиров, погибших при взрыве на линкоре. Все данные указывали на В.В. Терентьева – «выдающегося инженера Российского флота». Выяснилось также, что он был потомком известного оружейника, и кортик мог достаться ему в наследство.
Миша узнал, что дедушка его одноклассницы, Лели Подволоцкой, был профессором и адмиралом. Среди его учеников был и Владимир Терентьев. Ребята отправились к супруге профессора Подволоцкого, и старушка вспомнила талантливого студента Терентьева. Она нашла старые письма, а также добавила, что родным братом жены Терентьева был Валерий Никитский.
Часть шестая. Домик в Пушкине
Главы 64-71
Из писем друзья узнали, что мать Владимира Терентьева, Мария Гавриловна, жила в Пушкине. Возле ее дома Миша заметил высокого незнакомца. В этот раз ему удалось рассмотреть его лицо – «это был Никитский».
О своем наблюдении «Миша рассказал товарищу Свиридову», который велел больше не показываться в Пушкине.
Друзья приступили к приготовлениям к вступлению в комсомол. После собеседования, они отправились к Свиридову, который вызвал их к себе на Петровку. Он рассказал, что Никитский задержан, но он упорно не признается. Следователь попросил Мишу принять участие в очной ставке.
Главы 72-74
При свидетелях Миша рассказал о бандитском налете в Ревске и показал кортик. Терентьева подтвердила, что это кортик ее сына. Она рассказала, что Никитский обманом втерся ей в доверие.
Мария Гавриловна рассказала, что все мужчины в ее роду интересовались водолазным делом, участвовали в экспедициях по подъему затонувших судов. Из поколения в поколение в семье передавался шифр, «указывающий местонахождение тайника», построенного оружейником Терентьевым.
Тайником оказались большие башенные часы, которые открывались при помощи змейки с рукоятки кортика. В тайнике хранились бумаги с координатами затонувших кораблей с сокровищами.
- Об этой семейной тайне проведал Никитский и решил присвоить ценные бумаги.
- Найденный список был передан в организацию «Судоподъем», в которой работал старый знакомый Миши – матрос Полевой.
- Заключение
- Повесть Рыбакова учит тому, что даже в сложные жизненные моменты следует оставаться человеком и не идти на поводу у низких чувств и желаний.
- После ознакомления с кратким пересказом «Кортика» рекомендуем прочесть произведение полностью.
Краткое содержание Рыбаков Кортик для читательского дневника
Год: 1948 Жанр: повесть
Главные герои: Миша Поляков, его друзья Гена и Слава
Действие происходит в 1921 году. В город Раевск на каникулы приезжает мальчик Миша Поляков. По своей природной любознательности мальчик тайно наблюдает за местным отставным матросом Сергеем Полевым.
Под собачьей будкой во дворе Полевого мальчик нашел завернутый в ткань морской кортик. На клинке кортика была гравировка с каким-то шифром, а на рукоятке – изображение змеи.
Миша никому об этом не сказал, и положил кортик на место.
Полевой рассказал, что бывшего владельца кортика Владимира, офицера с затонувшего линкора «Императрица Мария», убил другой офицер оп фамилии Никитский как раз перед взрывом, произошедшем на корабле.
Через несколько дней местная банда под командованием бывшего морского офицера Никитского ворвалась в город. Никитский долго пытал Полевого и требовал кортик.
В конце схватки Миша пострадал, обнаружив себя и бросившись под ноги офицеру. Оказалось, что если соединить шифр на кортике и ключи к шифру в ножнах, то можно найти клад. А у Никитского есть ножны.
А у Полевого – кортик. Поэтому он так настойчиво пытался соединить обе вещи.
Миша пришел в себя уже по пути домой в Москву. С ним же увязался и Генка. По пути с ними происходило много приключений. Никитский постоянно продолжал охотиться за кортиком, тайну которого теперь Миша знал.
В Москве Миша вступил в кружок пионеров, где вскоре стал администратором театральных выступлений всех членов кружка. Но все равно он с Генкой продолжали вести подпольную деятельность по разгадке тайны шифров на кортике. Они знали, что Борька Филин из их местного окружения – сообщник Никитского и помогает бывшему офицеру искать кортик.
На уроке в школе учительница уличила Мишу за чтением книги о холодном оружии. После допроса у директора школы по этому поводу взрослые выходят на след Никитского. Оказалось, что он втерся в доверие к матери бывшего владельца кортика и через нее пытается найти его.
И только в результате долгой слежки за Никитским и его сообщниками мальчикам удается завладеть ножнами. В доме настоящего хозяина кортика Владимира находятся часы, которые открылись с помощью рукоятки кортика. Там хранились все данные о затонувшем во времена Крымской войны корабле «Черный принц», имевшем на борту несметные сокровища, а также и о других судах с аналогичными грузами.
Никитский оказался руководителем подпольной антисоветской группировки, его разоблачили, а Мишу и его товарищей приняли в комсомол.
Вывод: даже ребенок может сделать важные дела. Главное, чтобы было желание и действие.
Читательский дневник для 4 класса
Краткое содержание «Кортик» (Анатолий Рыбаков)
В первой части книги описана атмосфера гражданской войны 20-х годов.
Главным героем является обычный мальчишка Миша Поляков, который временно переехал в провинциальный городок Ревск, чтобы некоторое время побыть у своих родных бабушки и дедушки.
Его отец погиб, не выдержав тяжелых работ на царской каторге, а мать с утра до вечера тяжело работала на текстильной фабрике. Именно поэтому ее родители периодически забирали мальчика Мишу к себе, чтобы лучше присматривать за ним.
Краткое содержание «Кортика» начинает свое развитие с того момента, как однажды, выйдя во двор ранним утром, Миша Поляков решил втайне вырезать резинку из старой велосипедной камеры дядьки Семена, чтобы смастерить себе рогатку, о которой он так давно мечтал. И тут совершенно случайным образом он обращает внимание на то, что их сосед, матрос Сергей Иванович Поляков, что-то очень быстро спрятал в старой собачьей будке.
Несколько слов о персонажах
Главные герои и их характеристики — это один из самых важных моментов в рассказе о книге. Дело в том, что одним из основных достоинств этой приключенческой трилогии является то, что перед читателем проходят живые люди, непохожие один на другого, обладающие достоинствами и недостатками.
Так:
Сочинение по повести «Маленький принц» (А. де Сент-Экзюпери)
- Миша Поляков — очень эмоциональный человек, всегда верный своему долгу, несмотря на юный возраст. Он стремится поступать по справедливости. К сожалению, именно эмоциональность его часто подводит, и поэтому поступки его бывают опрометчивы.
- Его друг Генка Петров, конечно, фантазер и немного хулиган, он любит прихвастнуть, но при этом он на самом деле добрый и веселый парень, который всегда готов прийти на помощь своим товарищам.
- Славу с его длинными и тонкими «музыкальными» пальцами во дворе все дразнят «буржуем». Но на самом деле это просто очень интеллигентный мальчик, углубленный в книги и музыку. Он никогда ни с кем не дерется, но в то же время ввязывается с Генкой и Мишей в опасные приключения.
- Александр (Шура) Огуреев считает себя великим артистом, и поэтому иногда кажется заносчивым, но все-таки он тоже умеет дружить! И даже наивный и смешной Вова Баранов, которому одноклассники дали прозвище «Бяшка», вызывает симпатию.
Закрутка сюжета
Мальчик немного подождал, когда сосед уйдет, чтобы проверить его тайник и узнать, что же такое ценное он там спрятал.
Мишка засунул руку и нащупал мягкий сверток, развернув который, он увидел блестящий офицерский трехгранный кортик, рукоятку которого обвивала бронзовая змейка.
Внимательно рассмотрев вещь, он спрятал ее обратно. И тут краткое содержание «Кортика» получает захватывающую интригу.
В те времена в Ревске орудовали бандиты разных мастей, да и в любой момент могли прорваться белогвардейцы. Вернувшись домой к обеду, Мишка слышит, что родные разговаривают о каком-то Валерии Сигизмундовиче Никитском, в прошлом отставном белом офицере, возглавлявшем крупную банду.
А вечером Миша встретился с Полевым, который рассказал ему про линкор «Императрица Мария», на котором он когда-то служил. На следующий день неугомонному мальчишке захотелось повнимательнее рассмотреть спрятанный кортик.
Он вытащил его из тайника, как вдруг во дворе появились два дровокола, помешавшие ему положить это холодное оружие на место. Они стали вести себя очень подозрительно и почему-то интересовались Полевым.
Мише пришлось спрятать кортик у себя дома, а потом он пошел гулять по городу со своим лучшим другом Генкой.
Когда через некоторое время он вернулся домой, то увидел, как люди Никитского скрутили Полевого и стали требовать кортик.
Мальчик быстро сообразил, он мигом вытащил спрятанный им кортик и передал его Полевому, а сам кинулся в ноги одному из бандитов, этим и спас соседа, который успел убежать от своих преследователей.
Краткое содержание рассказа «Кортик» все более запутывает военную тайну, которую мальчишкам и придется вскоре узнать.
Оружейник Терентьев и борьба за отечественные приоритеты в науке и технике
Кадр из телевизионного фильма «Кортик», режиссер Николай Калинин.
1973 год © «Беларусьфильм» Конечно, Поликарп Терентьев не ладил с царским режимом: «При Елизавете Петровне… [он] попал в опалу и удалился в свое поместье».
Там он все силы посвятил самому сильному своему увлечению — водолазному делу: «Но все его проекты водолазного прибора и подъема какого-то затонувшего корабля были для того времени фантастическими».
В тайнике, оставленном Терентьевым для потомков, которым предстояло жить в технически более совершенном будущем, находились карты с указанием географических координат затонувших кораблей, которые некогда перевозили деньги и драгоценности, — неоценимая помощь стране, обнищавшей за время Первой мировой и Гражданской.
Фигура Терентьева — порождение идеологической кампании, в советской печати известной как «борьба за отечественные приоритеты в науке и технике».
Публикации в прессе, художественные книги, кинофильмы, наконец, школьные программы по точным и естественным наукам начиная с 1948–1949 годов последовательно доказывали, что все сколько-нибудь значительные научные и технические изобретения были совершены русскими учеными и инженерами.
Воздушный шар, велосипед, паровая машина, лампа накаливания, радио, телевидение и самолет — все эти изобретения приписывались русским авторам. Рыбаковская легенда о кортике и его мастере продолжила этот ряд первым изобретателем «водолазного прибора» Что понимал Рыбаков под «водолазным прибором», не очень понятно.
Может быть, это водолазный колокол — устройство, которое еще с XVII века использовалось в Европе для подъема затонувших предметов. Может быть, имелась в виду подводная лодка, изготовленная русским крестьянином Ефимом Никоновым в царствование Петра I. Плавать лодка, конечно, не могла, но в рамках кампании «борьба за отечественные приоритеты» о Никонове писали..
Упоминаемый в повести английский корабль «Черный принц» затонул около Балаклавы в ноябре 1854 года. Его безуспешно пытались поднять со дна морского в 1920-е годы, и эта тема вызывала постоянный шум в прессе.
Не исключено, что, будучи школьником, Рыбаков следил за развитием этой истории.
В 1936 году Михаил Зощенко написал книгу-расследование «Черный принц», в которой доказывал, что золота на самом деле на корабле не было, и пытался реконструировать обстоятельства катастрофы. Скорее всего, Рыбаков эту книгу читал.
Крушение «Черного принца» в 1854 году. Картина Ивана Айвазовского the-submarine.ru Впрочем, история рода Терентьевых и его трагически погибшего потомка Владимира имеет еще один очевидный образец — вышедший в 1944 году роман Вениамина Каверина «Два капитана».
Герой Каверина бьется над объяснением загадочной гибели экспедиции, случившейся еще в имперский период, накануне революции. Виновник трагедии жив, хорошо герою знаком и пытается скрыть обстоятельства своего давнего преступления.
Однако если у экспедиции капитана Татаринова, описанной Кавериным, были реальные исторические прототипы (на Северный полюс в начале 1910-х годов ходили три полярные экспедиции), то у жившего в середине XVIII века инженера-оружейника Терентьева никаких исторических прототипов не было: он был оригинальным творением Рыбакова, очень удачно подошедшим под требование кампании «борьба за отечественные приоритеты».
Возвращение в Москву
В итоге Полевой отдает на хранение кортик Мише и рассказывает о том, что эта драгоценная вещица имеет какой-то шифр, и что ключи к нему находятся в ножнах. Завладев этими двумя вещами одновременно, можно открыть некий тайник. Он также напоминает, что денщик Никитского Филин может знать правду, связанную с кортиком.
В скором времени за Мишей приезжает мама и забирает его обратно в Москву. Туда же он подбивает ехать и Генку, который захотел поехать к своей тетке Агриппине Тихоновне. Мишка ни на миг не забывал о своей тайне, и вместе с Генкой они взялись за собственное расследование. Вскоре они выведали, что Мишкиным соседом по московской квартире был завскладом по фамилии Филин.
«Дети Арбата»
История публикации романа довольно долгая. Над произведением Рыбаков начал работать в начале пятидесятых. То есть примерно в то время, когда были опубликованы его знаменитые повести для детей. Полностью роман писатель завершил в 1982 году. Опубликован он был спустя пять лет.
Сказка «Маленький принц»: анализ произведения, тема, жанр
Впервые анонс произведения появился в 1966 году в журнале «Новый мир». Твардовскому – главному редактору – хотелось опубликовать это произведения. Но не удалось – цензура не пропустила «Детей Арбата». Вторая попытка была предпринята в конце семидесятых годов.
Ну и она оказалась неудачной. Рыбаков не опускал рук, продолжал работать над романом, совершенствовал его, продолжая сюжетную линию. Он написал вторую часть, затем третью. Писал даже тогда, когда уже казалось: «Дети Арбата» никогда не выйдут в свет. Согласно воспоминаниям прозаика, поддерживала его в этой непростой борьбе с цензурой жена.
Итак, роман состоит из трех частей. Первая так и называется – «Дети Арбата». Вторая – «Страх». Третью автор назвал «Прах и пепел».
Роман Рыбакова представляет собой одно из первых произведений, посвященных к судьбам молодых людей, погибавших в 30-40 годы. Он раскрывает механизм тоталитарной власти, рассказывает о жертвах сталинизма. Один из героев романа – Саша Панкратов.
На заседании партбюро он встает на защиту директора института, которого обвиняют в срыве строительства. Панкратова, как и автора книги, исключают из вуза и комсомола. Вскоре восстанавливают, но это его не спасает. Панкратова обвиняет по 58-й статье.
Романа «Дети Арбата», безусловно, автобиографичен.
Филин
И вот краткое содержание «Кортика» постепенно начинает приближать читателя к разгадке. Вскоре к ребятам подключился их друг Славка. Расспросив тетку Агриппину, которая тоже жила по соседству, они выяснили, что Филин действительно когда-то служил на флоте.
Мальчишки стали за ним следить и однажды подслушали его разговор с филателистом из торговой лавки. Эти двое говорили о каком-то шифре. Ребята также установили, что ножны из лавки к своему отцу должен доставить сын Филина Борька.
А дальше подстроили все так хитро, что им получилось выкрасть сверток с ножнами у этого бедолаги.
Отзывы читателей
Очень интересная книга, которая учит ребят настоящей дружбе. Однозначно рекомендую прочитать «Кортик» Рыбакова.
Антон Михайлов
Повесть «Кортик» отличается хорошим и продуманным сюжетом, который держит читателя в постоянном напряжении. Читать очень интересно. Побольше бы таких книжек.
Нина Иванова
В «Кортике» характеристики главных героев показывают настоящих друзей, которых сейчас едва ли встретишь на всем земном шаре. Сюжет продуманный, к тому учит всему хорошему. Рекомендую прочитать всем. Владимир Новиков
Терентьев
Теперь ребятам осталось только разгадать тайну. К этому делу они подключили директора школы Алексея Ивановича, который и разгадал надпись, гласившую, что кортик является механическим ключом для завода каких-то часов.
Они также узнают фамилию бывшего владельца, им был некто Владимир Терентьев. Ребята, продолжая свое расследование, начинают искать его семью.
Понимая, что дело опасное, директор ставит в известность своего друга из НКВД Свиридова.
Их совместные поиски приводят к матери убитого, Марии Гавриловне Терентьевой, которая жила в Подмосковном Пушкино. Ребята стали наблюдать за домом, как вдруг увидели, что из ее дома вышел не кто иной, как сам Никитский. Он под чужой фамилией вкрался в доверие к матери убитого им офицера Терентьева. И вот краткое содержание «Кортик» подходит к развязке.
Характеристика романа
Жанр произведения «Кортика» — приключенческий роман. Он был издан в 1958 году, его стремились прочитать все советские школьники. Ведь это были не какие-то сказочные приключения, намертво оторванные от реальности.
Наоборот, события, которые произошли с героями произведения, вполне могли случиться с обыкновенными школьниками. Именно этим книга может понравиться и современным школьникам, которые любят историю о приключениях или сами участвуют в квестах.
Ведь, говоря современным языком, «Кортик» — это практически готовый квест.
Аннотация к роману гласит, что книга представляет собой историю поисков сокровищ. Но на самом деле это не совсем так. Для начала ребятам предстоит разгадать тайну старинного морского кортика, который Михаил Поляков получил от своего знакомого — красного командира Сергея Полевого.
Главная развязка
Ребята сразу оповестили об этом Свиридова, который немедленно устроил облаву и арестовал бандита, который после долгих отговорок, при очной ставке с Мишей, сдался властям.
Мать Терентьева узнала кортик сына и указала на большие старинные часы. После нескольких поворотов рукоятки, в часах открылся тайник, в котором и находились секретные бумаги с точными координатами затонувших кораблей, на которых перевозились древние сокровища.
Самого же Никитского интересовало судно крымского хана Давлет-Гирея с золотом, затонувшее в Балаклавской бухте.
В итоге этот список был отправлен в организацию «Судоподъем», на которой, собственно, и работал сам Полевой. А Мишку, Генку и Славку в скором времени торжественно приняли в комсомол.
Лихо закрутил писатель Анатолий Рыбаков «Кортик». Краткое содержание не может передать всю полноту красок произошедших событий и их остросюжетность, поэтому интереснее все же прочитать это произведение в оригинале.
«Тяжелый песок»
Самое известное произведение Рыбакова – «Дети Арбата». Согласно отзывам читателей, лучший его роман – «Тяжелый песок». Эту книгу также долго не хотели печатать. Ни в «Новом мире», ни в «Дружбе народов».
Роман посвящен исключительно еврейской жизни. Показана история одной большой семьи, почти полностью уничтоженной во время ВОВ. В 2006 году на экраны вышел сериал, снятый по произведению Рыбакова.
По мнению большинства зрителей, экранизация весьма неудачная.
В конце восьмидесятых Рыбаков занимал должность президента советского пен-клуба. Позже был избран секретарем правления Союза писателей СССР. Анатолий Рыбаков ушел из жизни в 1998 году. Похоронен в Москве.
Пословицы к произведению
- Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
- Нет ничего краше Родины нашей.
- Друг познаётся в беде.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Родной край – сердцу рай.
- Назад к содержанию
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал.
Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью.
Страница для сбора здесь
Часть третья. Новые знакомства
Через несколько дней Миша отправился на Смоленский рынок покупать грим и реквизит. Там он встретил Елену и Игоря Фроловых, акробатов, дававших как-то представление в их дворе. Мальчик пригласил их выступить на открытии кружка.
Сбор от первого спектакля предназначался голодающим Поволжья. Затем какой-то беспризорник украл у Миши кошелёк. Мальчик догнал его и в драке оторвал оба рукава ветхого пальто, в которое тот был одет. Мише ничего не оставалось, как отвести беспризорника по имени Мишка Коровин к себе домой.
Там его накормили обедом, а Мишина мама пришила рукава.
Тем временем Гена, наблюдавший за складом Филина, заметил высокого незнакомца и проводил его до закусочной. Ребята поспешили туда, но незнакомец исчез.
Порыскав по окрестным улицам, Миша увидел, как незнакомец и Филин входят в филателистический магазин.
Войдя вслед за ними, мальчик обнаружил, что заговорщики вышли через заднюю дверь, и сумел подглядеть, как старик-филателист прячет под замок раскрывающийся как веер продолговатый предмет, кольцо и шарик. Это наверняка были ножны от кортика.
Мальчикам необходимо было убедиться, что Филин родом из Ревска. Эту информацию они выведали у Генкиной тётки. Был ли Филин моряком, ребята решили узнать у Борьки.
В тот же день друзья навестили краснопресненских пионеров. Их вожатый-комсомолец пообещал помочь организовать пионерский отряд и на Арбате.
На следующий день, выслеживая Филина, Слава и Генка выдали себя неосторожным поведением. Теперь ни один из друзей не мог зайти в филателистический магазин.
Первый спектакль театрального кружка прошёл с успехом, а после спектакля был созданпионерский отряд.