Интересный факт: несмотря на то что абсолютно все рыбы клоуны рождаются самцами, при необходимости каждый из них способен изменить свой пол. Это происходит далеко не всегда, а только тогда, когда погибает самка: поскольку самок значительно меньше самцов, это является единственной возможностью воспроизвести потомство.
Отношения в стае построены по иерархическому принципу – во главе находится пара из наиболее крупных особей, тогда как остальные сдерживают свой рост, чтобы не стать жертвой доминирующего самца. Но как только он погибает или трансформируется в самку, все рыбы стаи для того, чтобы занять его место, моментально начинают расти. И рост этот останавливается только тогда, когда «претендент» оказывается найден.
Что собой представляет рыба
Рыба клоун или как её ещё называют, клоун оцеллярис трехленточный (Amphiprion ocellaris), принадлежит к роду морских рыб из семейства помацентровых – ярко окрашенным тропическим рыбам из отряда окунеобразных. На данный момент известно о наличии 26 видов этих рыб – практически все они относятся к роду Амфиприон, и только один представляет Премнас Ланктеантус.
Обитают представители Amphiprion ocellaris в водах Индийского и Тихого океанов, на глубине, не превышающей 15 метров, недалеко от коралловых рифов и островов. Распространены они на довольно-таки обширной территории – от африканского континента до островов Французской Полинезии, а также от японских островов до австралийского побережья.
Рыба клоун получила название из-за своего окраса – толстые чёрные полосы чередуются с белыми и оранжевыми (у некоторых видов – с красными или жёлтыми). Радужка глаз у амфиприонов яркого оранжевого цвета.
Amphiprion ocellaris имеет небольшие размеры: самые крупные особи достигают 11 см, тогда как средняя длина остальных представителей стаи – около 7 см (при этом самки на один сантиметр крупнее самцов). Тело амфиприона имеет торпедообразную форму, с боков – утолщённое, спина высокая, голова короткая, выпуклая, напоминает лягушачью.
Оцеллярис имеет один спинной плавник, окрашенный по краям в чёрный цвет и разделённый на две части: передний плавник – жёсткий, с острыми шипами, насчитывает десять лучей и задний плавник – более мягкий и имеет от четырнадцати до семнадцати лучей.
Актинии в жизни оцеллярисов
Интересный факт: рыбы оцеллярис предпочитают жить среди актиний – морских стрекающих из класса коралловых полипов, которые убивают тех обитателей океанических вод, что имели неосторожность слишком близко подплыть и прикоснуться к ним (яд этих маленьких существ настолько силён, что способен вызвать у человека болезненные ожоги).
Чтобы иметь возможность жить рядом с этими опасными беспозвоночными (среди них эти рыбки чувствуют себя защищёнными от более крупных хищников), рыба клоун выработала в себе иммунитет довольно интересным способом:
- подыскав для себя подходящего стрекающего, трехленточный оцеллярис слегка прикасается к нему для того, чтобы тот его ужалил;
- получив порцию яда, организм амфиприон производит слизь, делающую рыбку нечувствительной к яду этого хищника.
Интересный факт в данном случае заключается ещё и в том, что за каждой рыбкой закреплена своя актиния – и рядом с ней рыба клоун терпеть согласна лишь представителя противоположного пола: самцы от своего стрекающего прогоняют самцов, а самки – самок (несмотря на свои маленькие размеры, эти рыбки довольно воинственны).
Если актиний достаточно много и их хватает для всех, в стае царит идиллия. Если их мало, то разгорается самая настоящая война. Судя по всему, именно она и стала причиной появления у этих рыб яркого окраса: маскировка от врагов особо им не нужна, поскольку мало кто полезет за ними в смертельно опасную колонию стрекающих хищников (а если и сделает что-либо подобное, добром для него это не закончится), а вот своих предупредить надо: место занято.
Взаимовыгодное сотрудничество
Пользу от такого соседства извлекают оба представителя животного мира как рыбы клоуны, так и актинии. Если безоговорочным является факт, что актинии защищают своих маленьких напарников от разных хищников, то стрекающим оцеллярисы нужны потому, что несмотря на свою хищническую натуру, в действительности они довольно беспомощны.
Эти обитатели морских глубин полностью лишены минерального скелета и, раз закрепившись на твёрдом морском грунте, больше никогда не покидают его, а потому абсолютно не способны за собой ухаживать – за них это делают маленькие рыбки: они чистят стрекающих от мусора и грязи, вентилируют воду среди щупалец, доедают непереваренные остатки пищи.
Питаются актинии лишь теми существами, которых или случайно принесет течение, или которые будут проплывать мимо, или кого приманят амфиприоны своей яркой окраской (например, крупные хищные рыбы в погоне за мелкой яркой красивой рыбёшкой нередко попадаются в ловушку). Заманивая добычу к стрекающему, рыбки клоуны кормятся сами.
Сперва актинии с помощью своих стрекательных клеток убивают и парализуют добычу. То, что не смогли переварить актинии, доедает трехленточный оцеллярис. Поскольку эти рыбки не любят удаляться от своего места жительства, в их рацион входят также разнообразные виды планктона, которые приносит к ним течение и мелкие водоросли.
Рыбы клоуны вполне способны прожить и без актиний, если стрекающих на всех представителей стаи не хватает, они селятся среди подводных скал или в гротах коралловых рифов.
Размножение
Эти рыбки образовывают маленькие семейные группы, в которых одна самка живёт с несколькими самцами, и является самой крупной и старой рыбой в семье. Интересно, что метать икру она может до самой смерти (в природе ампифрионы живут около десяти лет, в аквариуме – в два раза больше). Делать это самка предпочитает в полнолуние, недалеко от своего стрекающего, а если его нет, то в гроте или под скалой.
Интересный факт, свои икринки на произвол судьбы рыбки не кидают: самцы охраняют кладку на протяжении всего периода созревания (длится он от шести до десяти дней).
Через неделю из икры появляются мальки, которые поднимаются наверх, к местам скопления планктона, где питаются, растут (многие детёныши в этот период гибнут), а повзрослев, отправляются на поиски актинии и вливаются в стаю.
Содержание
Факт: амфиприон до того симпатичная, интересная и неприхотливая рыбка, что пользуется огромной популярностью, поэтому многие аквариумисты желают её видеть в своём аквариуме (особенным спросом она стала пользоваться после показа популярного американского мультфильма «В поисках Немо»).
Спрос на рыбу оцеллярис настолько велик, что амфиприоны, выращенные в неволе, удовлетворяют его лишь наполовину. Их недостаток компенсируют рыбками, выловленными в океане, из-за чего их популяция в последнее время оказалась поставлена под угрозу, и защитники природы требуют от властей регулировать этот процесс.
Спрос на оцелляриса в ближайшее время вряд ли спадёт, поскольку эти рыбки интересны ещё одной своей особенностью – в аквариуме тихо себя они не ведут: постоянно ворчат, пощёлкивают, издают хлопающие звуки. Они идеально подходят для начинающих любителей, которые желают иметь у себя дома именно морских рыбок (а их содержание несколько тяжелее, чем их пресноводных сородичей) – главное, знать основные нюансы и не забыть проконсультироваться со специалистами.
Нужно учитывать тот факт, что амфиприон – рыба не пресноводная и нуждается в соответствующей воде. Для одной пары аквариумных рыбок вполне достаточно от 50 до 100 литров качественной соленой воды (иначе рыбки могу заболеть и погибнуть).
Параметры водной среды должны быть следующими:
- Температура воды – от 25 до 27° С;
- Кислотность – около 8 рН;
- Плотность – от 1,02 до 1,025.
Давно установленным является факт, что за гигиеной аквариума следить нужно чрезвычайно тщательно. Прежде всего, воду нужно менять четыре раза в месяц – если её замена проводится на десять процентов и два раза в месяц – если на двадцать.
На дно аквариума обязательно нужно положить кораллы, гроты и разные камушки, а до их появления поселить актинии. Аквариум должен быть обязательно оснащён фильтрами для воды, пеноотделителями, а также помпами с функцией обогащения кислородом.
Для рыбок-клоунов требуется яркое освещение (особенно если в аквариуме также проживает актиния). В еде эти рыбки неприхотливы – кормят их 2-3 раза в день креветками, рыбой, кальмарами, донными водорослями, сухими хлопьями и даже мясом.
Поддержка дистанционного обучения в общеобразовательных организациях ДНР
С целью предупреждения распространения опасного вирусного заболевания большая просьба усилить контроль за детьми, их времяпрепровождением. Выполняйте, пожалуйста, все меры предосторожности, находитесь побольше дома и требуйте это от своих детей.
Обратная связь swetlanapawlowa@yandex.ru
Уважаемые родители!
Сокращено время пребывания учащихся в школе (за счет организации изучения учебных дисциплин с помощью электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ):
1.1.«Музыка»(1-4 классы),
1.2.«Изобразительное искусство» (1-4 классы) ,
1.3.«Технология» (1-4 классы) ,
1.4.«Основы религиозных культур и светской этики» (4 классы).
Более подробную информацию можно прочитать на Главном блоге начальной школы ссылка
Число | Предмет | Классная | Домашняя (носит |
13.12. — 17.12.2021 | Технология | Тема урока В море. Аквариум. Материалы урока
| |
Музыка | Тема урока | ||
Изобразительное | Тема урока |
Число | Предмет | Классная | Домашняя (носит |
06.12. — 10.12.2021 | Технология | Тема урока В мастерской кондитера. Как работает мастер? Изделие из Материалы | Изготовить |
Музыка | Тема урока Край, в котором ты живешь
| ||
Изобразительное | Тема урока Мир полон украшений. Цветы. Материалы к уроку | Нарисовать красками цветок мак |
Число | Предмет | Классная | Домашняя (носит |
29.11. — 03.12.2021 | Технология | Тема урока Материалы для лепки. Что может пластилин? Изделие из Материалы | Изготовить котенка |
Музыка | Тема урока Добрый праздник среди зимы
| ||
Изобразительное | Тема урока Мир полон украшений
|
Число | Предмет | Классная | Домашняя (носит |
22.11. — 26.11.2021 | Технология | Тема урока Композиция Материалы | Изготовить |
Музыка | Тема урока Родной обычай старины Материалы к уроку | ||
Изобразительное | Тема урока Художественный Материал к уроку | Разных необычных музеев для детей на самом деле не так уже и мало в мире, в том числе в России. Всем известный персонаж Матюша расскажет ребятам и покажет некоторые музеи мира. Это будет очень увлекательно и необычно. |
Число | Предмет | Классная | Домашняя (носит |
19.11.2021 | Тема урока Звук [в], [в’]. Буква В, в. Материал к уроку | Прочитать с.71 соотнести схемы и | |
Русский язык | Тема урока Письмо заглавной буквы В. Слогозвуковой Материалы к уроку | ||
Математика | Тема урока Повторение Тренажер по математике |
Число | Предмет | Классная | Домашняя (носит |
18.11.2021 | Литературное чтение на | Тема урока Пословицы Материалы | |
Окружающий мир | Тема урока Кто Материалы | Выполнить задание №3 | |
Музыка | Тема урока Музыкальные Смарта и Чудо-сумка — | ||
Изобразительное | Тема урока Разноцветные Материалы | Изобрази радугу. |
Число | Предмет | Классная | Домашняя (носит |
17.11.2021 | Литературное чтение | Тема урока Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. Слогозвуковой Материалы | Выполнить |
Русский язык | Тема урока Письмо строчной буквы в. Слогов и слов с Материалы | Записать в рабочую | |
Математика | Тема урока Обобщение знаний учащихся. Закрепление Материалы | Выполнить задание | |
Технология | Тема урока Семена и фантазии. Изделие: «Волшебные Семена | Желаю творческих |
Число | Предмет | Классная | Домашняя (носит |
16.11.2021 | Литературное чтение | Тема урока Согласные звуки [р], [р’], буквы Р,р. Материалы | |
Русский язык | Тема урока Письмо заглавной буквы Р. Соединение букв Р, рв Материалы | Списать в тетрадь с Дополнительное | |
Математика | Тема урока Тестовая контрольная работа № 1 по теме Тестовая | По мере выполнения | |
Окружающий мир | Тема урока Кто такие рыбы? Материал | Выполнить | |
Воспитательный час | Уважаемые родители! В рамках международного дня толерантности Притча о доброте |
Число | Предмет | Классная | Домашняя (носит |
15.11.2021 | Литературное чтение | Тема урока Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. Особенности артикуляции Материалы | Выполни |
Русский язык | Тема урока Письмо Материалы | Выполни | |
Математика | Тема урока Число 0. Материалы | Тетрадь на печатной |
Число | Предмет | Классная | Домашняя (носит |
12.11.2021 | Литературное чтение | Тема урока Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, Звонкие и глухие согласные. Практическое овладение диалогической формой Материалы | Прочитай с.63 учебника. |
Русский язык | Тема урока Заглавная Материал | Выполнить | |
Математика | Тема урока Увеличить. Материал | Выполнить в тетради |
Число | Предмет | Классная | Домашняя (носит |
11.11.2021 | Родной язык | Тема урока Как Материалы | Для читающих детей |
Окружающий мир | Тема урока Кто такие насекомые? Материалы | Выполнить задание в Если тебя Атлас-определитель | |
Музыка | Тема урока Музыкальная Материалы | ||
Изобразительное | Тема урока Изображать можно в объёме Материалы | По желанию преврати |
Число | Предмет | Классная | Домашняя (носит |
10.11.2021 | Литературное чтение | Тема урока Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л. Слогозвуковой анализ слов Материалы | Для ребят, которые Для читающих учеников, |
Русский язык | Тема урока Строчная буква л. Соединение буквы л в слогах. Письмо слогов и слов с буквой л. Списывание с Материалы | Выполнить | |
Математика | Тема урока Сантиметр | Начертить отрезки в тетради. Внимание, отрезки Отрезки | |
Технология | Тема урока Листья и фантазии. Изделие: «Аппликация из Материал | Работу выполнить по |
Число | Предмет | Классная | Домашняя (носит |
09.11.2021 | Литературное чтение | Тема урока. Звук Материалы | Прочитать в учебнике |
Русский язык | Тема Заглавная буква Т. Материалы | Записать в рабочей тетради | |
Математика | Тема урока. Сантиметр | Выполнить задание в тетради на с.39-40 | |
Окружающий мир | Тема урока. Что это за листья? | Прочитать | |
Классный час | Тема. Детям Материал | Проверить свои знания Викторина ГО Викторина |
Число | Предмет | Классная | Домашняя (носит |
08.11.2021 | Литературное чтение | Тема Согласные Материалы | Учебник с.53-54, |
Русский язык (письмо) | Тема урока. Строчная буква т. Соединение буквы т в Материалы | Придумай маленький рассказ. | |
Математика | Тема урока. Наши проекты: «Математика вокруг нас. Числа Материалы | Составь проект. |