Даже уверенные в своих знаниях носители русского языка, порой могут сомневаться в правильном написании словосочетаний: «в течении» или «в течение«. Причиной этой путаницы является то, что сами слова схожи по звучанию, но различны по значению в предложениях. И на самом деле, исходя из правил русской орфографии, обе словоформы имеют право на существование.
«В течение» – правила написания
Прежде, чем решить какое окончание использовать, необходимо понять, какая часть речи перед нами, и в этом нам поможет смысловая нагрузка самого предложения.
- В случае, когда определение словосочетания будет означать «на протяжении какого-то отрезка времени«, перед нами – отыменный предлог, который не является самостоятельным членом предложения и употребляется всегда в связке с именем существительным в форме винительного падежа, входя в состав обстоятельства времени. В таком случае на конце пишется –е.
- Еще один способ запомнить, когда в окончании писать букву «е», это случай, когда между предлогами нет возможности вставить зависимое слово.
- Третий способ – заменить предлогом, означающим время, без потери смысла фразы.
Правильное и неправильное написание предлога
Рассмотрим правила написания служебной части речи в предложениях и разберемся, когда этот предлог используется.
В течение недели была ясная погода и осадков не предвещалось.
Это был сложный период, но в течение года Мария усвоила программу, рассчитанную на 5 лет.
Словосочетание отвечает на вопрос «за какое время?» и пишется с «е».
«В течение получаса документы на увольнение будут лежать на вашем столе» — оповестил инженер, громко хлопнув дверью. (Через полчаса документы на увольнение будут лежать на вашем столе)
Задав вопрос «когда?», мы получим ответ, который можно заменить на подобный, не теряя смысл: «Через полчаса»
Александр упорно тренировался, следил за питанием и в течение месяца сбросил 5 килограмм. (Александр упорно тренировался и за месяц сбросил 5 килограмм)
При замене на словосочетание «за месяц» смысл не меняется.
В
зависимое словотечение всего пути жена не промолвила ни слова, тем самым озадачив мужа.
Не имея возможности вставить зависимое слово — пишем с «е».
Исходя из столь простых правил, написание окончания –и будет неверным: В течении получаса я за вами заеду.
«В течении» — правила написания
Основной причиной путаницы в написании словосочетаний «в течение» или «в течении» является само слово «течение«, которое при склонении меняет свое окончание:
Являясь самостоятельным членом предложения, словоформа означает предмет, чаще всего характеризующий направление реки, либо используется как метафора, сравнивая время с потоком воды.
- Если в предложении можно спросить «где?» или «в чем?», то перед нами существительное среднего рода единственного числа в форме предложного падежа, которое заканчивается на -и.
- Второй вариант, как определить правильное окончание данного существительного – это вставить прилагательное между предлогом и самим словом, таким образом, мы не только не потеряем смысл предложения, а еще и дополним его.
Правильное и неправильное написание существительного
Применяя простые правила проверки, рассмотрим правописание существительного на примерах.
На скалистой местности в течении горной реки купаться было не безопасно.
«Где?» было не безопасно. (сущ.)
Упавший лист завертелся в течении реки и начал стремительно уплывать от берега.
«В чем?» завертелся лист. (сущ.)
В (стремительном) течении Амазонки он видел что-то чарующее и одновременно пугающее.
Есть нечто чарующее в (быстром) течении реки.
Между предлогом и существительным можно вставить прилагательное, не теряя смыла предложения.
В предложном падеже, отвечая на вопрос «в чем?» написание существительного с окончанием -е будет неверным: В течение реки то и дело плескалась рыба.
Упражнения для самопроверки
Для большего понимания и лучшего закрепления материала, предлагаем проверить себя. Прежде, чем ответить, какую букву использовать в окончании, определите, к какой части речи относится слово.
Он писал картины на горных склонах, находя в течени_ воды что-то завораживающее.
Показать скрытое содержимое
В окончании пишем «и». Можно вставить прилагательное (например «в бурном»).
В течени_ всей жизни можно искать свое предназначение, так и не найдя его.
Показать скрытое содержимое
Перед нами предлог, означающий промежуток времени с буквой «е» в конце.
С помощью Руслана, Николай быстро завершил работу и в течени_ часа сдал отчет.
Показать скрытое содержимое
«Николай быстро завершил работу и за час сдал отчет». Сделав замену и не потеряв смысл предложения, можем сделать вывод, что перед нами предлог с буквой «е» в конце слова, определяющий промежуток времени.
Согласно исследованиям ученых, в течени_ лета в течени_ реки ничего не изменится.
Показать скрытое содержимое
«В течение лета» — предлог, означающий промежуток времени, на конце «е». В чем? — «в течении реки» — существительное в предложном падеже, с окончанием «и».
Их энергия слилась в одном течени_, время уже не имело ни какого значения.
Показать скрытое содержимое
Не смотря на то, что слово «течении» стоит рядом со словом «время», в данном контексте – это существительное, отвечающее на вопрос «в чём?»
А потом её швырнуло вперёд – и шум водопада остался позади, метла снова приняла нормальное положение.
Сегодня на них ежедневно обрушивается водопад сообщений, электронных открыток и гиперссылок.
На ней были широкие шёлковые шаровары и расшитый бисером лиф, чёрные прямые волосы водопадом спадали на плечи и спину.
Целый водопад обрушивается на подоконник, отзываясь жестяной дробью.
А как замечательно было вместе купаться и стоять под холодными струями водопада!
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пятидесятник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Множество малых водопадов находится в менее доступных местах, где ещё сохранился первозданный ландшафт, и земля не несёт следов разрушительной антропогенной деятельности.
Японцы стали строить небольшие искусственные водопады возле источников.
К сожалению, стометровая чёрная отвесная скала, с которой так красиво низвергался водопад, вздымалась как раз на нашем пути.
Волосы чёрным водопадом струились по прямой спине, касались ягодиц, небольших, но вызывающе оттопыренных.
Дракон, нёсший пленницу, вломился в чащу, и сверху обрушился настоящий водопад дождевых капель.
За его спиной шумел водопад, падавший с высокого утёса, который казался подозрительно знакомым.
Здесь же на стенах висели два гобелена с видами горных водопадов, а у бойниц – вышитые цветами занавеси.
Голубая река водопадом стекала с высокой крышки и растворялась в зарослях.
Когда около четырёх часов пополудни мы подошли ближе, то увидели, что на островках по эту сторону водопада теснятся женщины и дети племени янкондэ, которых мы видели в первый раз.
Если во сне видите водопад, сон предвещает вам радость и крепкие дружеские отношения.
Хотелось прыгнуть в ледяной водопад, взлететь к самым звёздам, а потом слегка прикоснуться к лаве в новом вулкане, который пробуждался вместе с его сердцем.
Во всей этой спешке у неё распустились волосы и чёрным водопадом упали на плечи.
Внезапно окно распахнулось, грубый голос прислуги нарушил трепетную тишину ночи и целый водопад хлынул на останки мученика.
Потом – люди зажмурились – невероятный золотой водопад огненных стрел хлынул с небес на землю, раздалось громкое ядовитое шипение, пахнуло горячим ветром, озоном…
Во многих фьордах солнце в ясную погоду сияет в брызгах водопадов яркими радугами, и теплоходы проходят прямо под этими семицветными мостами.
Но при этом успел заметить, что с очень высокой скальной стены с грохотом в ущелье ниспадал необыкновенно огромный водопад.
Поединок наш будет на жизнь или на смерть, а рёв водопада аккомпанементом битвы.
Фантазии водопадом лились на желтоватую бумагу, оставляя после себя только буквы.
От этого на реке стоял шум, похожий на шум большого водопада.
– В охотничий сезон, – сказал он, – в холмах с утра до вечера только и слышны оружейные выстрелы, так же, как весной грохот водопадов, когда разливаются реки.
В гаснущем свете дня были ясно видны белые каскады водопадов, спускающиеся по расщелинам.
Но в тот момент, как она допевала последнюю строфу, они доплыли или, скорее, вплыли в широкую спокойную полосу воды у крепкой мельничной запруды, через которую река низвергалась бурным водопадом.
Только небо, вода и белоснежно-белый горизонт – граница этого мира, за которой океан обрушивался вниз гигантским водопадом с его вечно манящей радугой, чей фальшивый блеск свёл так много бравых моряков в могилу.
Для этого она умудрилась выпросить у деревенских сухой травы, которой кормили скотину, и накопала глины на берегу речки, которая текла неподалёку от деревни и падала шумным водопадом с высоченной скалы.
Индейцы молча поместились так, что могли видеть всех, кто приблизится к подножию водопадов.
Я ударила топором по перемычке и увидела, как мощный водопад хлынул в дыру, прямо в лаву – и часть её блоков стала чернильного цвета.
Величественные тисы укрывают просторный двор от ночной жары, а из ущелья доносится равномерный гул водопада.
А рядом горы, изрезанные небольшими сверкающими водопадами и быстрыми речками…
В его глубине есть очень красивый водопад, просто изумительный!
Из-за кустов с трёхцветными листьями их взгляду открылся водопад высотой в несколько ярдов.
Кроме этого, ещё пять живописных водопадов низвергают бурлящие потоки с высоты более 100 м.
На пожелтевшем плакате, приколотом к стене, была изображена заснежённая горная вершина, а рядом с ним висела чёрно-белая фотография высокого водопада.
Против этого вечно ревущего водопада стояла старая башня, построенная так близко к краю пропасти, что своды, которыми архитектор укрепил её основание, казалось, принадлежали самой скале, как бы составляя её продолжение.
Иными словами, вам может показаться, что именно так и всё и происходит, и действительно, большинство водопадов находятся в верхнем течении реки и именно в этой части реки текут довольно быстро.
А вдали дымятся кручи сиреневых гор, и с них с шумом летят, разбиваясь в пыль, холодные водопады.
И представьте, что вы стоите либо под душем, либо под дождём, либо под потоком воды водопада.
Иногда торнадо производит звук, похожий на звук водопада.
Из одного технологического грохочущего водопада «мы делаем сайты» выделились отдельные ручьи: фронтенд-фреймворки, протоки дизайн-систем, затоны веб-сервисов, лагуны облачных приложений и моря е-коммерса.
Она приносила их каждый день в своё укромное место – небольшую пещеру со струящимся водопадом внутри.
– А ещё к тому же, скажу я вам, там водопадов уйма.
Все ли водопады уже открыты?
Перед ним стояла странная пара: невысокого роста мужчина в чёрном кокосе с короткими рукавами, словно только что с дежурства, седовласый, с решительным угрюмо-спокойным лицом, и красивая девушка в летнем сафари с густым водопадом льняных волос.
Ассоциация грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» предупредила о росте цен на услуги, в целом по отрасли они вырастут на 15−25%. Дорожает всё, и топливо, и «расходники», и запасные части, да и зарплаты приходится поднимать. Дальнобойщики предлагают действенные меры по сдерживанию цен, но власти молчат, чиновникам явно не до того, они решают свои крысиные проблемы.
«Грузоперевозчики начали уведомлять своих клиентов о повышении цен на транспортные услуги на 15−25% в зависимости от направления. О таком намерении заявили свыше 80% компаний — членов организации, а также фирм, которые в нее не входят. Речь как о большегрузных, так и малотоннажных автомобилях», — заявил президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Стоит отметить, что процесс начался ранее, после резкого скачка цен на дизтопливо. Компании оперативно пересчитали затраты (ГСМ составляет более половины себестоимости) и уведомили о росте цен свою клиентуру. Те почесали головы и вынуждены были согласиться, в свою очередь, пересчитав цены на свои товар и услуги.
И дело не только в солярке. Например, масла подорожали на 25−50%, причём с пресловутым «импортозамещением» дело плохо. Да, есть аналогичные продукты от «Газпрома», «Роснефти» и «Лукойла», народ их хвалит. Если, конечно, это не подделки, а таковых тоже хватает. Однако все они создаются на базе импортных присадок, отечественная только основа, да и то не всегда. Поставки импортных материалов в Россию потихоньку перекрывают, а своего производства высокотехнологичных продуктов нет. Нефтяники предпочитают не вкладывать деньги в новые производства, а выводить средства из страны. Так что перспективы по отечественным маслам самые паршивые, как бы нам со временем не пришлось переходить на советский «автол»…
«Лично я лью только импортное масло, не обязательно „оригинал“ от производителя моего авто, но хорошее. С отечественным не связываюсь, лучше переплатить, чем угробить мотор. И так рисков хватает, соляра — полное г. но, понаставил дополнительных фильтров для очистки от воды и прочего кала, только этим и спасаюсь», — рассказывает владелец Renault Magnum Алексей.
Фильтры, прочие «расходники», естественно, — только импортные. Даже на КамАЗы стараются не брать российскую продукцию, так как на качестве сейчас безбожно «кроят», пытаясь снизить себестоимость. Да и число отечественных заводов продолжает сокращаться. Наклейка «Сделано в России» всё чаше прилеплена поверх другой, с надписью «Made in P.R.C.».
Ситуация с шинами вообще плачевная, тут «импортозамещение» есть только по покрышкам для малотоннажных и среднетоннажных авто. Да и то их покупают лишь тогда, когда выбора нет. Дорого, да и качество не соответствует цене, лучше немного доплатить, но купить импорт.
«Покупать российскую резину банально невыгодно, она долго не служит. И опасно. Осенью „переобул“ одну из своих транспортных единиц, так через неделю рвануло переднее колесо, хорошо хоть правое, машина на встречку не вылетела. Купил Continental, всё нормально. Но дорого, и цены постоянно растут», — жалуется владелец подмосковной малой транспортной фирмы Сергей.
По данным «Грузавтотранс», цена на «расходники» и технические жидкости выросла на 40−70% и выше, на автошины — на 45−60%. Плюс приходится проводить индексацию зарплат, причём работники требуют по реальной инфляции, а это где-то на уровне 25−30% годовых. А то народ банально разбежится, в отрасли явный кадровый голод, найти хорошего «дальнобойщика» проблема, да и простого водителя с опытом — тоже.
По статистике Международного союза автомобильного транспорта (IRU), по итогам 2021 года дефицит водителей в России вырастет до 24%. Отечественная статистика это подтверждает. Согласно данным ГИБДД, если в 2017 году около 260 тысяч лиц получили права, отличные от категории В, то в 2020 году таковых было всего 250 тысяч.
«К дефициту профессиональных водителей привело сокращение количества автошкол, готовящих водителей грузовых автомобилей. Отсюда — повышение среднего возраста водителя, сейчас в основном это удел людей возрастом 45−50 лет», — говорит генеральный директор компании «АВТО-ПЭК» Дмитрий Иевлев.
По данным рекрутинговой компании HeadHunter за 2020 год, в России доля водителей в возрасте 18−30 лет составляет всего 14%, 30−40 лет — 28%, 40−50 лет — 35%, 50−60 лет — 21%.
Открыть категорию «С», «D» или «CE» без взятки практически нереально, а «тарифы» постоянно растут. Инспекторы старательно «заваливают» будущих водителей на экзаменах по вождению, благо, тут полное раздолье для «самодеятельности». Плюс совершенно дурацкие и нелогичные билеты по ПДД, где часть правильных ответов взаимоисключающие. Как несложно догадаться, безопасности движения это не способствует.
Цены на автоперевозки можно быстро и эффективно снизить, для этого «Грузавтотранс» предлагает простые и действенные меры. Прежде всего, отменить акциз на топливо и запретить экспорт нефтепродуктов за рубеж. Логично: как раз во время декабрьского скачка цена на дизтопливо к берегам США подходил рекордный караван из российских судов, которые везли как раз солярку. Больше походило на то, что сателлиты тащат дань хозяевам. Чиновники тут же аж взвились, в Минэнерго заявили о некой «эффективности работы демпферного механизма», дескать, цены на топливо контролируем.
«Штаб Минэнерго по рынку нефтепродуктов держит на ежедневном контроле ситуацию с топливообеспечением всех регионов России и всех категорий потребителей. Принимаются меры, направленные на повышение поставок топлива на организованные биржевые торги, стабилизацию биржевых цен, а также повышение равномерности поставок на нефтебазы и сети АЗС ряда регионов», — отчитались едросы в своём репертуаре.
Между тем на Сахалине — в нефтедобывающем регионе! — цены на дизтопливо на момент написания данного материала превысили 60 рублей за литр. По прогнозам островитян, исходя из мощностей местного НПЗ (до 450 тонн нефтепродуктов в сутки), можно ожидать нового роста цен. Второй перерабатывающей завод тут «строят» аж с 2015 года, и появится ли он — в принципе не понятно. Местным властям наплевать, а «Роснефть» с острова, по сути, ушла. В Охинском районе, где его собирались строить, ещё «советские» месторождения исчерпаны, а новых нет. Просто в них не вкладывают деньги.
И такая ситуация не только на далёком Сахалине. В Сибири, где тоже добывают нефть, с соляркой беда. В Ханты-Мансийске, где скважин вообще море, дизтопливо почему-то стоит 58 рублей. Соответственно, транспортная составляющая у всех товаров зашкаливает. Что вообще творится?
Плюс власти активнейшим образом разгоняют маховик инфляции. Проезд по платным дорогам с какого-то бодуна вырос на 15%, что вдвое выше фальшивого росстатовского показателя инфляции. На М-11 — почти на 100%! Есть и иные примеры. Более того, в 2022 году Минтранс собирается поднять тарифы на проезд ещё вдвое, а кое-где и втрое!
«Я уже наблюдаю, что вырос трафик по старой дороге М-10. Перевозчики не готовы платить повышенные тарифы и будут уходить на альтернативные трассы», — ещё летом объяснял председатель объединения перевозчиков России Сергей Владимиров.
Тарифы «Платона» пока повысили на 4%, но и тут у администраторов есть далеко идущие планы. По сути, дороги России делают нерентабельными для перевозчиков, данные деяния властей иначе, чем вредительством назвать невозможно. Экономическая активность душится на корню, так как автомагистрали — это кровеносные сосуды хозяйственной деятельности. А их намеренно перекрывают чиновничьими «тромбами».
Время пришло — говорят сегодня многие. Время пришло, то есть ждать дальше нельзя. Время пришло — значит, пришло время действовать. Но совместное действие предполагает консолидацию, консолидация — некий общий фундамент, то есть, говоря проще, идеологию.
Что вообще такое идеология? Слову этому, не столь уж и старому, давали разные определения. Дадим и мы: национальная идеология — это, если совсем кратко, проекция национальной идеи на непосредственную реальность, выражение её на понятном конкретному времени языке.
Национальная идея всегда незримо «зашита» в глубинных культурных кодах народа. И когда речь идёт о выживании, бывает необходимо найти нужные слова и выразить внутренне понятное всем в простых, ёмких формулах. Так появляется идеология. Сегодня, очевидно, именно такой случай, именно такое время.
События в мире, особенно в общественно-политической и культурной сферах, развиваются столь стремительно, что почти не оставляют возможности эти изменения осознать и адекватно на них отреагировать. Говорят о входе в новый технологический уклад, или даже новый мироуклад, «конце капитализма», движении к эре трансгуманизма, новой электронной реальности под властью Искусственного Интеллекта и т.д.
Народы (и не только русский, но народы всей Европы) взбудоражены тектоническими, даже апокалиптическими по своему «гулу» процессами. И как потрясённому сознанию, когда оно мечется от наличного хаоса к иллюзорному будущему и обратно, найти опору? В такой ситуации лучше всего сесть в мысленный лифт, чтобы, поднявшись на достаточную высоту, увидеть над хаосом то общее, что можно охватить взглядом как единый процесс.
Что же мы увидим из окна нашей высотки? Нечто, гораздо более отрезвляющее, нежели взгляд в иллюзорное будущее: мы увидим идущее на нас — цунами… То, что прежде мы называли «западом», «золотым миллиардом» (но уже перестало быть таковым), трещит под напором «новой нормальности» и разноликой миграции: отмена традиционной семьи, культуры, образования, трансгендеризм, мультикультурализм, прочий квир-либерализм БЛМ-ЛГБТ повесток. Падающие с постаментов Платон и Данте…
Да, это цунами… И, если уж называть вещи своими именами, речь идёт не просто о каком-то культурном смешении, но об атаке на самые основы греко-римской цивилизации, об отмене человека традиционной культуры как такового. И венчает этот тотальный накат, эту широкую фронтальную атаку на традиционный (европейский, прежде всего) мир, — глобальный пандемический локдаун. Тем временем, пока идёт тотальное уничтожение национальных культур, нации Европы разделяют и связывают, загоняя их в одиночные карантины, сажая под домашний (пока ещё) арест, заговаривая зубы всевозможными медиа-страхами, чтобы лишить их всякой возможности осознать настоящую опасность, лишить их всякой возможности к сопротивлению.
Понятно возбуждение людей, понятна волна возмущения, идущая из самых глубин глубинных народов Европы. И даже если порой реакция эта, через накачку страхов, принимает гротескные формы, она, в сущности, верна. Можно сказать: это «душа-христианка» чует приближение своего извечного врага. А можно сказать и так: это в белом человеке, наследнике Христианской церкви, Римской империи и Эллинской культуры, заговорила, наконец, память поколений, его, воспитанное тысячелетиями, духовное чутьё, да и, наконец, элементарное чувство самосохранения…
И вот навстречу этому хаосу, этому потопу, навстречу шествию Великого апокалиптического дракона поднимается сопротивление, Европа пробуждается. Но… что может она сегодня, ослабленная и порабощённая, пропущенная через тотальное ку-ар-кодирование и посаженная под домашний арест? Какой-то малый, консолидированный отпор этому апокалиптическому зверю способны ещё оказывать лишь немногие патриотические силы Венгрии, Польши, Италии… И, в сущности, у христианской цивилизации есть сегодня один-единственный шанс на выживание, и шанс этот зовётся — Россия.
Из всех стран Европы только Россия способна сегодня на государственном уровне занимать независимую позицию, озвучивать альтернативную повестку, выдвигать противоположную «новой нормальности» систему ценностей, поднимать флаг сопротивления тому босхианскому кошмару, в который европейский мир день за днём погружается.
И действительно: мы видим, как напряжение между Россией и «глобальной повесткой» нарастает с той же стремительностью, с которой она перемалывает традиционную Европу. И хотя в плане введения локдаунов и куар-кодов Россия пока ещё не слишком-то отстаёт от мировых трендов, во многих иных вопросах она начинает проявлять всё больше и больше самостоятельности.
Возьмём лишь последний месяц: валдайские заявления Путина, ставшие фактически презентацией новой российской идеологической повестки… Климатический форум в Глазго, который Россия просто проигнорировала… Заявления Путина в МИДе о необходимости сохранять градус высокого напряжения с Западом… Кажется, всё это знаки того, что Россия вспоминает о своей миссии эсхатологической империи (третьего Рима!), судьба которой — рано или поздно сразиться с Великим апокалиптическим драконом.
В этом смысле событие, произошедшее 24 ноября в Москве — совершенно особого свойства. Событие, говорящее о том, что Россия действительно готовится к чему-то важному, судьбоносному для себя. Что же произошло 24 ноября?
В этот день ведущие патриотические интеллектуальные клубы страны собрались, чтобы выработать совместный стратегический план действий, итогом которого должно стать формирование новой национальной идеологии России. В сущности, речь идёт о создании единой, постоянно действующей интеллектуальной площадки, которая, в прямом взаимодействии с властью, приступает к выработке национальной стратегии развития страны. «Переломное время: Идеология, которая объединит нацию» — под таким именем прошла эта встреча, в которой приняли участие Изборский, Сретенский и Зиновьевский интеллектуальные клубы, Всемирный русский народный собор, Институт социально-политического прогнозирования им. Менделеева, Институт экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, Коллегия военных экспертов России, «Русское собрание», Федеральный народный совет и др.
Широко была представлена и пресса: Россия 24, Рен ТВ, Радио КП, Известия, Газета.ру, Лента.ру, РАПСИ, интернет-газета Взгляд, Лайф.ру, Русская народная линия и др. прислали своих журналистов и откомментировали событие.
Выступавшие говорили о насущной необходимости «собора» русских мыслителей перед лицом грозящей миру опасности (А. Проханов), создании «центра формирования идеологии для властвующих элит» (С. Глазьев), развития системы идеологического «целеполагания и прогнозирования» (А. Агеев), развития собственных цифровых экосистем как неизбежного условия суверенитета будущего (М. Делягин) и, в конечном счёте, осознании Россией себя «голосом цивилизации, имеющей свою историческую миссию в мире» (В.Аверьянов). Сверхзадачей подобных встреч, по мнению В.Аверьянова, должно в идеале стать объединение ведущих «мозговых центров» России под эгидой специально созданного официального Стратегического совета РФ.
Каковы же сами фундаментальные основания, на которых предлагается строить новую Россию? Они были представлены в интегральном докладе Изборского клуба «Идеология Победы как национальный проект», аккумулирующем исследования и нарративы многих лет работы не менее пяти десятков авторов. Доклад этот, крайне насыщенный, вводит такие новые, или еще малознакомые понятия, как: «цивилизационный код России», Россия как «цивилизация Ковчега», «смыслократия» (как контрэлита, интегрирующая мировоззренческие смыслы), «новое жречество» (актуальный «образ врага», имеющего гностическое мировоззрение и стремительно захватывающего власть в международных институтах). Наконец, доклад формулирует «Образ Будущего» России как всеобъемлющего имперского мира, имеющего собственные позиции и собственный взгляд на все без исключения протекающие в мире процессы: свой образ развития и прогресса, свой образ человека и мира, свой образ культуры и социальных отношений, свои ответы на вопросы экологии, демографии, развития информационных технологий, принципов и форм международных отношений и т.д.
Все эти вносимые докладом новации основаны на традициях русской мысли: понимании человека как существа прежде всего духовного, вертикального и социума как необходимой такому человеку духовной общности. А также понимании развития (в том числе технологического) не как спонтанного, но как подчинённого, прежде всего, духовно-творческим целям.
Скажем, те же цифровые технологии (когда их не возводят на роль новой высшей субъектности – Искусственного интеллекта и его жрецов как «великих гуру человечества») могут быть направлены на введение меритократии (власти самых способных и лучших). И это явная антитеза нынешней цели, реально преследуемой транснациональными «цифровизаторами»: установления глобального контроля над личностью. Наука в представленном образе будущего интегрируется в качественно новую систему, способную на колоссальные прорывы, на действительное совершенствование человека как существа духовного, а не как пациента психоаналитика и заключённого цифрового концлагеря. Всё это зависит от того, в чьих руках окажутся технологии и рычаги власти.
Целью же (миссией) России в мире, как постулирует доклад, является удержание планеты от глобальной катастрофы и построение гармоничного мира, основанного «на глубинной эмпатии или, как говорил Достоевский, отзывчивости русских по отношению к другим мирам».
В сущности, речь идёт о чем-то гораздо большем, чем идеология. Идеология здесь оказывается вопросом фундаментального самосознания: Кто мы? Откуда? Куда мы идём? А сам разговор переходит в плоскость мироучения, мировидения, необходимости создания новой большой русской философии, включающей в себя антропологию, философию истории, учение о мире и государстве, взятые в парадигме Традиции.
Проще говоря, если гностическое сектантство «нового жречества» требует свержения с постаментов Гомера, Платона, Данте, Шекспира, Баха как не отвечающих стандартам «новой нормальности», то наша задача — сохранить и приумножить культурное богатство человеческой цивилизации, стать, если угодно, итоговой Европой, подлинным и высшим культурным миром в наступающем всесокрушающем варварстве. В этом контексте понятны и звучащие в докладе слова о «Диктатуре культуры», суть которой в необходимости сохранения и защиты всемирного культурного наследия от воинствующего варварства.
Возможно, именно концепту «Диктатуры культуры» суждено стать тем всё объединяющим, всё стягивающим акцентом патриотической повестки, которая дойдёт, наконец, до внимательных ушей власти. В самом деле, в мире, в котором культура оказалась главной целью атаки и объектом уничтожения, какой ещё идее, как не идее защиты культуры (а, отсюда, и – защиты нации, государства, цивилизации) стать центральной и всеобъемлющей? Да, возможно, именно она станет завтра тем знаменем, которое объединит вокруг себя все здоровые силы планеты: Европы, Америки, Азии. И кому как не России с её всечеловеческой культурой, известной всему миру, культурой Рублева, Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Чайковского, – это знамя поднять, и с этим знаменем — победить?
Илл. Алексей Беляев-Гинтовт
© Владислав Кокоулин
11 Дек 2021, 14:35
Известность мордовскому народу принесли такие личности, как патриарх Никон и протопоп Аввакум, историк Василий Ключевский и писатель Максим Горький, адмирал Николай Мордвинов и генерал Максим Пуркаев, а также певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева. Об истории мордовского народа, его традициях и обычаях, знаменитых сибиряках, имеющих мордовские корни, рассказывает главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив» доктор исторических наук Владислав Кокоулин.
— Как мордва оказалась в Сибири?
— Прежде всего надо определить, кого же мы называем «мордвой»? Мордва состоит из двух народов — эрзя и мокша, которых некоторые ученые даже считают отдельными народами. В советское время в графе «национальность» разрешали указывать только «мордва», никаких мокша или эрзя было нельзя писать. Во время переписи населения 2010 года власти Мордовии настойчиво рекомендовали писать «мордва» в качестве национальности, и в дальнейшем политика властей Мордовии была направлена на то, чтобы консолидировать эти две части. Что же касается переселенцев в Сибирь, то для них название «мордва» означало связь с исторической родиной, к тому же шел естественный процесс ассимиляции. Поэтому в Сибири уже трудно определить, кто откуда происходит. Поэтому употребляют привычный термин «мордва».
Переселяться в Сибирь мордва начала в XIX веке — сперва небольшими группами, а после отмены крепостного права — широким потоком. Скорее всего, до отмены крепостного права мордва практически не принимала участия в переселении в Сибирь. Известно лишь, что в 1852 году разрешили официальное переселение в Томскую губернию и около тысячи человек мордвы переселились сюда из Поволжья.
В пореформенный период мордва направилась в Сибирь в поисках новых земель. Однако в отличие от крепостных крестьян, которые потеряли значительную часть обрабатываемых земель, мордва принадлежала к разряду государственных и удельных крестьян, которые после 1861 года полностью сохранили свои прежние земельные наделы. Тем не менее, и они переселялись в Сибирь. Селились компактно. Так, в Минусинском уезде появились мордовские села Новоберёзовское и Петропавловское, в Канском уезде — село Михайловка. В Кузнецком уезде сформировались мордовские села Шартонка, Антропов этап, улусы Усть-Тельбес и Черный Калтан.
— Переселение потом продолжалось и дальше?
— Переселялась мордва и во время столыпинских реформ, и в годы революции и Гражданской войны, и после ее окончания. Когда в Поволжье в начале 1920-х годов начался массовый голод, то в Сибирь хлынул огромный поток беженцев, в том числе и мордовского населения.
Не только голод, но и бедность двигала переселенцами. Так, один из участников борьбы за Советскую власть в Ишимском уезде обратил внимание на редко населенную местность и изобилие пустовавших земель, лугов и лесов. Вернувшись после Гражданской войны домой в Мордовию, он рассказал землякам про сибирские просторы. В итоге собралась группа, которая в 1924 году, получив денежную субсидию от всесоюзного старосты Михаила Калинина, переселилась в Сибирь. Село назвали в честь Калинина — Калиновкой.
Следующий поток переселенцев в Сибирь отмечен в период коллективизации. Сибирь в то время страдала от недостатка рабочей силы (из-за ликвидации «кулацких» хозяйств и оттока населения из деревни в город), в то время как земельные резервы для роста сельскохозяйственного производства были. Проблемой занимался Всесоюзный переселенческий комитет, а в Сибири — Сибирское районное переселенческое управление. Для переселения предназначались слабо обжитые районы в Томском, Кузнецком, Ачинском, Красноярском и Канском округах. На эти земли началось коллективное переселение больших групп: переселенцев из одного села или деревни Поволжья селили в Сибири также компактными группами. Это привело к появлению новых национальных поселений в Сибирском регионе. Следует отметить и тот фактор, что в начале 1930-х годов на территории Мордовии сложилась критическая ситуация: из-за сильных засух начался голод. В итоге численность мордвы в Сибири к 1939 году по сравнению с 1926 годом увеличилась почти вдвое: со 107 тысяч человек до почти 200 тысяч!
Затем пошел поток переселенцев из мордвы на освоение целинных и залежных земель Алтайского и Красноярского краев, Тюменской, Омской, Новосибирской и Кемеровской и Иркутской областей. В 1953 году из районов Мордовской республики планово переселялось население в колхозы Красноярского края и леспромхозы Томской области
Мордовское население появлялось в Сибири и позже. Так, на строительство города Стрежевого Томской области переселилась мордва из разных городов Самарской и Оренбургской областей, а также из Республики Татарстан.
— Какова же численность мордовского населения в Сибири?
— Напомню, что по переписи 1897 года мордовское население Сибири составляло 21 тысячу человек (всего же мордвы в Российской империи насчитывалось чуть больше миллиона человек). Основная масса мордовского населения проживала в Томской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерниях. По численности пришлого населения в Сибири в это время мордва уступала только украинцам, полякам, татарам и евреям.
По переписи 1959 года больше всего мордвы проживало в Кемеровской области (почти 27 тысяч человек), потом следовали Алтайский край (14 тысяч) и Красноярский край (14 тысяч). В Новосибирской области проживало 7 тысяч человек, а меньше всего было в Тюменской области — чуть больше тысячи человек. Переписи 1979, 1989, 2002 и 2010 годов фиксировали снижение численности мордовского населения в Сибири, лишь в Тюменской области их численность увеличилась до 7,5 тысяч человек.
Согласно переписи 2010 года, больше всего мордвы проживало в Красноярском крае (более 4 тысяч человек), Кемеровской области (почти 4 тысячи) и Алтайском крае (почти 3 тысячи человек). В Новосибирской области проживает почти 1,5 тысячи человек (это меньше, чем, например, китайцев, корейцев или евреев), в Омской области — 1,2 тысячи (меньше, чем латышей или молдаван), в Томской области — чуть больше тысячи (меньше, чем корейцев или киргизов).
Уменьшение количества мордовского населения Сибири во многом связано с тем, что значительная их часть переселилась из деревни в город, где достаточно частыми являются межнациональные браки (мордва с русскими и украинцами), а также сокращением числа детей в мордовских семьях.
— Как жили и чем занимались в Сибири переселенцы?
В Мордовии было характерно поселение возле реки, которая служила водопоем для скота и местом для рыбной ловли, а земли возле нее привлекали своим плодородием, а также лугами для сенокосов. Кроме того, реки были удобным путем сообщений и местом для строительства водяных мельниц. В Сибири для мордвы также характерно поселение возле крупных и мелких рек, которые полностью обеспечивали население водой для приготовления пищи и хозяйственных нужд. Также мордва предпочитала селиться там, где есть ключи, поэтому колодцы для мордовских сел, как правило, не характерны.
Традиционным жилищем мордвы были рубленые дома, которые состояли из двух частей — сеней и жилой части, или трех — с добавлением горницы. Но иногда в Сибири встречаются и литые дома: брали две доски, заливали между ними глину и ждали когда высохнет, затем доски поднимали выше и вновь заливали глину. Процесс продолжался до получения стен нужной высоты. Но, как правило, выбор материала для строительства дома зависел от региона: в лесных районах Сибири материалом служило дерево, в лесостепных — дерево и глина, в степных — глина и камень. Пол в доме раньше делали земляным, в последующем стали делать дощаные полы.
— Дома ведь всегда старались украсить…
— Особенностью мордовского дома было украшение его резными деталями. Узорами на наличниках и карнизах домов старались показать красоту деревянной архитектуры. Преобладают растительные, геометрические и смешанные мотивы. Также часто изображаются голуби и лошади. В советское время добавилась советская символика — как правило, пятиконечная звезда, но иногда делали и герб.
Палисадники делали из штакетника, часто в виде елочек. Его красили в яркие цвета, чтобы радовать глаз и показывать, что «вокруг зелено». Печь ставилась у двери в одном из углов, вдоль стен размещались широкие лавки. Считалось, что под печью живет домовой, поэтому при переезде в новый дом совершался обряд переманивания домового. Конечно, домовой считался злым духом, но если ему все же удалось полюбить хозяев, то он старался им помогать. Но даже если он и не полюбил хозяев, то его все равно нельзя было оставлять в старом доме, чтобы он не навредил людям или скотине.
Под потолком делали полати для спанья. Рядом с печью обычно стоял шкаф для посуды. В красном углу, который располагался в противоположном от печи по диагонали углу, висели иконы, украшенные расшитыми полотенцами. Под иконами стоял стол, покрытый скатертью. На столе постоянно лежали хлеб и соль как символ достатка и гостеприимства. Стены по праздникам украшали расшитыми полотенцами.
Многим вынужденным переселенцам в советский период приходилось первоначально жить в землянках, потом они стали строить деревянные дома — небольшие неказистые избы с маленькими окнами, покрытые соломой, дёрном или берестой. Печь топилась по-черному. Внутри дома, кроме стола, стояли одна-две лавки, лохань, деревянный сундук для одежды. Спали на деревянных топчанах или полатях на соломенных матрасах под рогожками. Керосиновые лампы зажигали по праздникам. Но постепенно жизнь на новом месте налаживалась.
Дома старались строить большие, поскольку детей обычно было много. Стены внутри дома штукатурили, а затем красили известью, позже вошли в обиход обои. Во второй половине ХХ века стали использовать для строительства дома кирпич и бетон, снаружи дом обшивали тёсом, появились газовые плиты и паровое отопление. Появляются и дома на двух хозяев, а также многоквартирные дома городского типа.
— Очень интересные костюмы у мордвы. Их не так давно можно было видеть на выставке в нашем Краеведческом музее.
— Традиционный мордовский костюм, особенно женский, очень красочный. Основной его частью является белая холщовая рубаха длиной чуть выше колен. Праздничные рубахи украшали вышивкой. Рубахи с шестью полосами носили только девушки, невесты — рубахи с четырьмя полосами. Женщины носили цветное платье с круглым вырезом для головы и невысоким стоячим воротником, а также жилетки и кофты. Украшения делались из металла, бисера, монет, перьев и пуха птиц, кожи. Праздничной обувью были кожаные сапоги со сборами и кожаные ботинки. Традиционная мужская одежда была менее колоритной. Мужчины носили широкую и длинную до колен рубаху с высоким стоячим воротником. В праздники мужчины надевали белую косоворотку с высоким стоячим воротником и вышивкой на груди.
Нужно и про кухню вспомнить. Основой питания мордвы был ржаной или пшеничный хлеб. Обычно его пекли раз в неделю, чаще всего в субботу. Если хлеба не хватало, то на сковороде жарили небольшие хлебцы. Мордовские переселенцы часто пекли пироги с разнообразной начинкой — творогом, картофелем, капустой, грибами, мясом или ливером. Летом — с свежими ягодами и фруктами. В качестве горячей пищи готовили каши в глиняных горшках или чугунках. Их если со сливочным маслом, а в пост — с растительным. Часто готовили вареники и галушки. Широко распространены кисели из овсяной крупы с добавлением крахмала и сока ягод. Значительное место занимала капуста, которую тушили с грибами или мясом, а также с ней варили щи. Под влиянием украинского населения стали готовить борщ.
Если посмотреть на обычаи мордвы, то можно привести некоторые примеры. Так, генеральную уборку в доме мордва проводила два раза в год — на Пасху и после выкапывания картофеля. Когда ставили в доме печь, то печников обязательно угощали, иначе «дым будет валить в дом» или дом может сгореть. А вообще обычаев и примет было великое множество.
В хозяйстве мордовских переселенцев значительное место занимали кустарные промыслы — обработка волокна, шерсти, коры. Одним из главных промыслов была деревообработка. Мордва — хорошие плотники. Они строили дома на заказ. Кроме того, изготавливали долбленую и резную деревянную утварь: корыта, ковши, ступы, чаши, маслобойки. Из глины делали кувшины, квашни для теста, горшки, кубышки, миски, тарелки. Наиболее распространенным промыслом было прядение и ткачество из конопляного и льняного волокна. Женщины занимались изготовлением и вышиванием скатертей и полотенец. Обрабатывали кожу, меха, овчины, а также изготавливали валенки и плели лапти.
В мордовских семьях обычно было много детей. Старшие девочки следили за младшими. Все занимались домашними делами: девочки стирали детские вещи, чистили картофель, мыли полы, а мальчики сгребали деревянными граблями сено, косили.
— Какие были обряды и праздники?
— Большую роль в жизни мордвы играли семейные обряды: свадьба, рождение ребенка, похороны и поминки. Свадьба начиналась со сватовства. Затем начиналась подготовка к свадьбе — проходили девичники, обменивались подарками. В день свадьбы жених со сватами шли за невестой с песнями. Затем проходил «выкуп невесты», во время которого подруги невесты старались незаметно снять у мужчин шапки или фуражки. После угощения направлялись в дом жениха, где молодых благословляли на долгую и счастливую жизнь. За свадебным столом пели песни о любви и семейной жизни. Мордовское население очень боялось колдунов, которые могли навредить молодым. Для защиты невесты и жениха в сапоги или туфли высыпали мак, чтобы колдуны замучились его считать и отступили от молодых. Утром на второй день невеста пекла блины и угощала всех. Так определяли, умеет ли она готовить. Подавая гостям блины, она получала за это подарок деньгами. Свадьба часто продолжалась целую неделю.
Из праздников мордва обычно отмечает Рождество, Крещение, Масленицу, Пасху, а также государственные праздники. На Рождество обязательно ходили друг к другу в гости с блинами. Дома делали холодец. Исполняли рождественские песни, колядовали. На Новый год одевали вывернутые наизнанку шубы, надевали маски медведя или козла. Дети и взрослые ходили по домам и поздравляли друг друга.
Крещение считалось временем, предназначенным для изгнания нечистой силы, а также для очищения людей от грехов. Вечером обязательно разводили костер, на котором сжигали ненужные вещи и оставшуюся от Нового года елку. Это делается специально для того, чтобы «сжечь нечисть», которая накапливается как раз в елке.
На Масленицу сжигают чучело, пепел от которого разбрасывают по полям, чтобы был хороший урожай. Повсеместно мордва отмечает праздник Благовещение. В этот день считается грехом делать любую, даже самую простую работу. Накануне Пасхи мужчины обычно стреляли из ружей, чтобы отогнать злых духов и чертей. До полуночи окуривали дома ладаном. На Пасху мордва обязательно покупала, шила или ткала новую одежду.
— Какие общественные организации мордвы существуют в Сибири и чем они занимаются?
— В Омской области действует «Омский областной финно-угорский центр», который активно участвует не только в областных мероприятиях в честь государственных праздников, но и проводит фестиваль «Финноугория Сибирская», ярмарки. В Новосибирске действует местная национально-культурная мордовская автономия, зарегистрированная в 2018 году, которая занимается сохранением традиционной мордовской культуры.
В Алтайском крае действует краевая общественная организация по сохранению мордовской национальной культуры «Эрзянь мастор», основными задачами которой являются сохранение и развитие мордовского языка и национальной культуры на Алтае. В 2014—2017 годы в Красноярске действовала национально-культурная автономия «Эрзя», которая устраивала выставки, активно участвовала в краевых праздничных мероприятиях, собирала эрзянский фольклор. А в Тюменской области в том самом селе Калиновке, о котором мы уже вспоминали, с 2010 года проходит межрегиональный фестиваль мордовского народного творчества «Калиновские напевы», на который приезжает мордва из других регионов Сибири, Урала и Поволжья.
— Кто из известных представителей мордвы внес заметный вклад в развитие Сибири?
— Известный этнограф, фольклорист и музеевед, занимавшийся финно-угроведением, Михаил Маркелов родился в мордовской семье. В 1932 году он был арестован по вздорному обвинению в отторжении Удмуртии и других финно-угорских автономий от СССР и присоединении их к Финляндии. Был выслан в Томск, где три года проработал доцентом Томского государственного университета и директором этнолого-археологического музея при университете.
Выставки картин профессора Красноярского художественного института Виктора Рогачёва пользуются неизменным успехом в Красноярске, Саранске, в других городах России и за рубежом. Но, пожалуй, самым известным сибиряком, имевшим мордовские корни, был писатель Василий Шукшин. Тут вряд ли стоит что-то добавлять…
Подготовил Владимир Кузменкин