Интегрированное занятие по сказке «Колобок» во второй группе раннего возраста
Конспект организованной образовательной деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 г. Лысково
Подготовила: Воспитатель МБДОУ д/с № 13 Шашкова Юлия Александровна г. Лысково 2021год
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Задачи:
- актуализировать знания детей о русской народной сказке «Колобок»
- закреплять знания детей о цвете, количестве, качестве и форме предмета
- развивать мелкую моторику рук
- активизировать и обогащать словарь детей
- формировать навык работы с тестом, закреплять умение лепки предметов округлой формы
- воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь.
Предварительная работа:
- просмотр русской народной сказки «Колобок» (магнитная доска, мультфильм).
- беседа с детьми по иллюстрированным картинкам сказки «Колобок».
- разучивание пальчиковой гимнастики и потешек.
Методы и приемы:
- игровой прием.
- словесный метод, художественное слово.
- наглядный метод.
- музыкальное сопровождение.
Материал и оборудование:
- персонажи к сказке (бабушка и дедушка)
- большой мяч и маленькие мячики жёлтого цвета, корзинка
- соленое тесто желтого цвета.
- дощечки, салфетки.
Ход занятия:
I. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
Дети идут в гости, в комнату русского быта.
Ой, ребята, а это что за домик, и кто в нем живет? Давайте зайдём и узнаем (комната русского быта, а в ней бабушка и дедушка. Они сидят и грустят.
-Здравствуйте!
-Ребята, кто здесь живёт?
Дети отвечают: бабушка, дедушка.
— Ребята, а что же они плачут? Давайте у них спросим, что у них случилось? (дети спрашивают).
Бабушка: — Испекла я для деда колобок, положила его на окошко остывать, а он круглый был, вот и укатился в лес, найти его нигде не можем.
— Может, мы с ребятами сможем его отыскать? Ребята, поможем бабушке с дедушкой отыскать колобка?
Дети: да!
-Тогда отправляемся с вами в лес!
II. Основная часть. (практическая работа).
Мы по лесу идём
Колобка сейчас найдём
Его мы громко позовём
Ау-ау
Никто не откликается, лишь эхо отзывается
Его мы тихо позовём Ау-ау
— Ребята, бабушка говорит, что колобок ее круглый и укатился, у нас есть что-нибудь круглое? (находим мяч). Правильно, мяч круглый и может катиться. Посмотрите, как он катится. Вот так. (показываю).
— Ну что бабушка, нашли мы твой колобок? Круглый и катится.
Бабушка: Нет, дети, мой колобок желтый.
- Давайте еще поищем
Я иду, иду, иду!
Скоро лес весь обойду!
Как же здорово гулять!
Можно всюду побывать!
Топ, топ, топ
-Ребята посмотрите, сколько разноцветных шариков, давайте найдем шарики желтого цвета и сложим их в корзину.
Дети по очереди кладут по одному желтому шарику в корзинку.
— Давайте спросим у бабушки, нравятся ей такие колобки?
Бабушка: нет. Ваши шарики и желтые, и круглые, но мой колобок был теплый и мягкий. Я тесто замесила, потом катала-катала в руках, вот и получился колобок.
— Ребята, а мы с вами умеем катать шарики из теста? Так давайте же слепим колобков для бабушки с дедушкой, порадуем их.
— Сначала мы наденем с вами красивые фартучки, чтобы не испачкать мукой и тестом наши красивые одежды
— Давайте сядем за столы.
— Засучили рукава
«Вот расселись малыши, до чего же хороши»!
— Чтобы ручки хорошо лепили нам нужно сделать гимнастику для пальчиков.
Мы лепили колобка (дети сжимают и разжимают пальцы)
Тесто мяли мы слегка,
А потом его катали («катают»колобок)
На окошечко сажали. (раскрывают ладони, показывают их)
Он с окошка, прыг да прыг (стучат по ладоням пальцами)
Укатился озорник. (резко разжимают ладони)
— А теперь посмотрите, как я буду лепить колобка.
— Сначала разомнем наше тесто, чтобы оно стало мягким. Теперь из него можно лепить колобка. Я возьму желтый комочек теста, положу его на ладошку, накрою другой ладонью, и слегка надавливая, раскатаю его круговыми движениями ладоней в шарики. Какими движениями мы лепим? (Круговыми). Что лепим? (колобок). Получился колобок? (да). Какого он цвета? (желтого цвета). Какой он по форме? (круглый). Для кого мы лепим колобок? (Для бабушки и дедушки). А на ощупь он тёплый и мягкий.
-Теперь вы сами слепите по колобку для бабушки и дедушки. Берём кусочек теста, кладем на ладошку и раскатываем круговыми движениями, чтобы получился круглый колобок. В процессе лепки оказываю помощь детям.
— Готовые колобки давайте положим на сковородку и поставим в печку запекать.
— А пока наши колобки пекутся мы с вами потанцуем (звучит музыкальный сборник с потешками «Ладушки-ладушки»
Достаём колобки из печи
III. Заключительная часть.
— Что мы лепили? Какого цвета? По форме, какой колобок?
— Молодцы, ребята, посмотрите сколько у нас получилось колобков? (много).
Давайте отнесём их бабушке с дедушкой.
Бабушка: спасибо вам, ребята! Вместо одного колобка, вы нам подарили много колобков.
Дед: Какие вы молодцы, настоящие помощники! Спасибо вам!
Мы для вас тоже испекли угощенья (дарят корзинку с кренделями)
— Посмотрите, как радуется бабушка и дедушка, им очень понравились ваши колобки, которые вы слепили. Они благодарны вам за вашу помощь. Вы у меня настоящие помощники, молодцы, ребята!
-А теперь мы возвращаемся в группу и будем пить чай с угощениями
Мы уже давно установили, что известные сказочники Шарль Перро, братья Гримм и Ганс Христиан Андерсен на самом деле были популяризаторами темы информационной безопасности. Но откуда они брали истории, на базе которых писали свои отчеты об инцидентах? Считается, что в основе большинства авторских сказок лежат народные. Мы решили копнуть глубже и выяснить, нет ли среди народных сказок, которые не успели пересказать именитые авторы, других описаний так называемых «кейсов».
Как обычно, реальность превзошла наши ожидания — практически все сказки иносказательно описывают те или иные киберинциденты! Причем, несмотря на внешнюю незамысловатость каждой из сказок, на деле в них содержится на удивление значительный объем информации.
Лиса и волк, или Битый небитого везет
Сказка про лису, которая всячески обманывает волка и каких-то селян — это просто сборник классических кибератак. Дошедшая до наших времен версия объединяет три инцидента, которые, по всей видимости, когда-то были отдельными кейсами. Давайте разберем их по порядку:
- Троянский лис. Начинается все с того, что некий мужик везет на телеге свежевыловленную рыбу. Под телегой здесь явно подразумевается не очень современный компьютер. А явная аллюзия на Михайло Ломоносова, по всей видимости, должна намекнуть, что это служебная машина для научной работы. На телегу он скачивает троянского лиса в надежде порадовать свою супругу нарядным скином (возможно, речь идет о дистрибутиве Firefox). Но троянский лис активизируется и выкачивает базу рыбных данных куда-то вовне.
- Фишинговая прорубь. Лиса рекламирует свежедобытую рыбу среди лесного зверья, что вызывает определенный интерес у волка. Пользуясь этим, лиса отправляет ему ссылку на фишинговую прорубь. Перейдя по ссылке в надежде на бесплатную рыбу, волк крепко вмерзает в развод, в итоге теряет хвост, а вдобавок к этому подвергается буллингу ведрами и коромыслами со стороны крестьянок. Точно неизвестно, на какую выгоду тут рассчитывала лиса — возможно, это был чистой воды троллинг (на это намекают и анонимные комментарии «Ярче, ярче в небе звезды, мерзни, мерзни волчий хвост», оставленные в близлежащих кустах).
- Манипуляция сочувствием. Лиса при помощи украденного теста имитирует черепно-мозговую травму и, играя на чувстве жалости волка, вынуждает его заниматься собственной транспортировкой. То есть проводит успешную атаку, используя социальную инженерию.
Колобок
Мы подозреваем, что изначально сказка называлась все-таки «Колобот», но за века после многочисленных пересказов последняя буква морфировала в «к». Это история о том, как бабка по заказу деда создала некоего бота и положила остывать на окошко — читай, загрузила на уязвимый Windows-сервер, — откуда тот благополучно утек и начал гулять по Сети.
Функции бота становятся очевидны после первого же диалога с зайцем — он служит для DoS-атак на лесных жителей. Колобот вываливает на не ожидавшего подвоха зверя потоки абсолютно ненужной информации и, пользуясь замешательством животного, отправляется по следующему адресу. Вероятно, тут также содержится намек на функциональность червя.
Интересно, что в потоке бессмысленных данных бот оставляет так называемые «хлебные крошки» — перечисляет адреса, которые атаковал прежде (от бабушки ушел, от дедушки ушел, от зайца ушел, от волка ушел). «Боевому» боту это было бы ни к чему — возможно, это какая-то отладочная информация, не убранная разработчиками. Иными словами, дополнительное подтверждение того, что код утек до релиза.
Возможно, если бы не утечка, бабка и дед создали бы целый ботнет таких колоботов и использовали их для распределенной атаки (DDoS) в целях наживы. В начале сказки упоминается отсутствие у авторов бота продуктов питания — видимо, таким образом сказители намекают на мотивацию их преступной деятельности.
К счастью, в конце концов бот натыкается на лису с включенной защитой от DoS-атак. Пока он раз за разом повторяет свой поток информации, система отфильтровывает шум, а операторы лисы вычисляют точный адрес бота и успешно ликвидируют угрозу.
Маша и три медведя
Эта сказка в подробностях рассказывает о расследовании киберинцидента. Начинается все с того, что в инфраструктуру, охраняемую тремя медведями, проникает зловред «Маша» и начинает там хозяйничать. К счастью, защитники вовремя замечают неладное и приступают к тщательному изучению инцидента. Сначала они замечают следы манипуляций со стульями и то, что самый маленький стул был и вовсе взломан, — налицо все признаки проникновения в систему.
Затем становится очевидным аномальный расход каши. Некоторые исследователи считают, что под «кашей» следует понимать кэш процессора, который «Маша» в каких-то своих хакерских целях скачала. Но данная версия не выдерживает никакой критики: в этом случае медведи вряд ли обнаружили бы недостачу. Скорее всего, тут не стоит искать созвучия, а под кашей, по всей видимости, подразумевается электроэнергия, которую «Маша» расходовала в целях майнинга.
Наконец, они вычисляют место, где может прятаться вредоносный код. Осмотрев две «кровати», на которых в качестве отвлекающего маневра «Маша» оставила следы пребывания, они наконец-то находят код зловреда. К сожалению, он успевает самоудалиться, и медведям не удается тщательно изучить его внутренности. Но по крайней мере угроза успешно ликвидирована.
Кстати, нигде не говорится, что медведи были не зелеными — возможно, эта сказка предвосхищает появление наших экспертов, занимающихся мониторингом и реагированием на киберинциденты.