Русский язык сочинение золотая осень четвертый класс первая часть

Автор на чтение 16 мин. просмотров 1 опубликовано 25.02.2021 главная сочинение на тему осень осень самая яркая и живописная

На чтение 16 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Главная  ›  Сочинение на тему «Осень»

Осень самая яркая и живописная пора года. Это время, когда нужно собирать урожай, готовится к зиме, наслаждаться красотой и очарованием природы. Но кроме этого, это хорошая пора для отдыха и путешествий, особенно вначале осени, когда еще тепло и не льют проливные дожди.

Самое простое и замечательное —  путешествие в лес. Там можно собирать грибы, ягоды, любоваться красотой природы, яркими и неповторимыми нарядами деревьев. А как хорошо у лесного озеро, которое отражает в себе всю красоту леса. Смотришь на него и не можешь отвести глаз от такой красоты. Стоишь и насыщаешься всем этим великолепием и торжеством. Поэтому осень является вдохновение для многих художников, писателей, поэтов, фотографов.

Но не обязательно восхищаться осенью в лесу, можно гулять по парку, где также природа демонстрирует свои краски и наряды всем окружающим. Осень это пора вдохновений, раздумий, а также воспоминаний о лете.

Для меня осень не является грустно порой года, она является временем для успокоения после жаркого и насыщенного лета, временем гармонизации себя, своего внутреннего мир. Это время для наведения порядков не только вокруг себя, но и внутри себя. Нужно принимать любую пору года с любовью и благодарностью.

Сочинение на тему осень

Осень самая красивая пора года. Недаром у Александра Сергеевича Пушкина осень бала самой любимой порой года. Нельзя не восхищать той красотой, которую нам дарит осень. А как красиво осенью в лесу! Иногда просто слов не хватает описать все это великолепие, только художник может передать осенний пейзаж.

Очень красиво в середине сентября, когда желтеют листья деревьев. В это время все в золоте, и не хочется покидать парк, ведь кругом такие живописные пейзажи. А как здорово в березовой роще, кажется, что на молоденьких березках весят золотые монетки, и когда начинает дуть ветер, слышится их звон. Именно благодаря осени люди больше начинают обращать внимания на окружающий мир.

Осенью, когда хорошая погода, нужно стараться почаще гулять по улице. Окружающая красота поможет отвлечься, забыть о проблемах, заботах, отдохнуть душой.

Ну, а если на выходные хорошая погода, то не в коем случаи не стоит сидеть дума. Нужно обязательно выехать на природу. Такие выходные принесут очень много удовольствия. Осенний лес словно сказка, он завораживает и очаровывает. Из него не хочется уходить, кажется, что сейчас начнется представление, вот-вот появятся сказочные герои. Эти впечатления на долго останутся в памяти, и захочется снова вернут туда. Да, осень это время сказки, чудес, волшебства.

1

В этом разделеГлавная  ›  Сочинения  ›  Сочинения на тему «Осень»  ›  Сочинения на тему «Осень» 7-8 класс

Подборка сочинений про «Осень» для 7 и 8 классов

Сочинение на тему «Осень»

Чудесная получилась картина. Только кажется, будто в ней что-то не закончено, будто ждут чего–то притихшие омытые осенним дождём поля и леса. Ждут, не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придет новый художник и оденет их в пушистый белый убор. Мне кажется, что это самое красивое время года. Особенно я люблю конец сентября – листья деревьев в этот период просто восхитительны… В такие дни мне нравится гулять по лесу, чувствуя прохладный, прозрачный воздух; созерцать красно-жёлтые цвета, ощущать приятную грусть… Осень… Опять она пришла к нам, сменив удушливое и местами слишком сладкое и позитивное лето. Снова можно любоваться обилием красок. Задумчиво рассматривать свинцовое небо и ловить лицом дождь. Можно сидеть в парке на скамеечке, отдаваясь прохладному ветерку.

Осень – прекрасна. Она сводит с ума вихрем разноцветных листьев, которые танцуют вместе с развивающимися волосами. Я люблю осень. Потому что люблю…

Сочинение про «Осень» 7-8 класс

Еще очень тепло, но уже грустно от запаха ушедшего лета, многослойного, пряно-кисловатого. Деревья сбрасывают обожженную за лето листву. Кажется, что стволы темнеют, они устали и хотят спать. Неугомонные мелкие паучки с невероятной скоростью плетут паутины, и ты, не видя, срываешь их ловушки.

Особенно радостны почему-то птицы. Кто-то собирается в дорогу, кто-то, отъевшись за лето, готовится к зиме, а молодые выводки необычайно активны, порхают, дерутся. Они еще не знают, что такое зима и не ждут от нее козней.

На склонах, в высокой траве, стремительно проносятся ящерицы. Только шуршание и покачивание травы выдает их присутствие. Еще летают пчелы. Их мало, а полет их тяжел и благостен. Одинокая бабочка покачивается на тяжелом цветке репейника. Она может так долго сидеть, сложив крылья, что, кажется, не взлетит уже никогда.

И небо — пронзительно голубое, высокое, с уходящим ввысь солнцем. Эта праздничная осенняя акварель пробудет недолго, затем краски сменятся на более холодные тона, набухнут и станут угрюмыми. А пока тепло, светло, все доживает, торопится, и грустно, что тепло не заберешь в зиму.

Сочинение «Золотая Осень»

Наступает самая яркая пора – золотая осень. Деревья, прежде чем погрузиться в долгий сон, надевают золотые одёжки из стремительно желтеющих листьев. Блестит на солнце, переливаясь золотцем, берёзка. С лёгким ветром роняет медные листья клён. Листопад, хороводом кружась, устилает влажную от частых дождей землю. По чёрному зеркалу пруда плывут разноцветные листья-кораблики. Деревья в лесу пестрят красками золотой осени, вот только дуб осыпался полностью, и, обнажив сухие ветви, раньше всех приготовился к зиме.

Ветер с шумом кружит листья. На небе проплывают последние кучевые облака. Грозовых дождей уже не бывает, стремительно холодает одновременно с появлением обильных проливных дождей. В лучах прохладного сентябрьского солнца на голубеющем небосклоне всё чаще появляются стаи перелётных птиц. Многие уже улетели, а скворцы и грачи ещё побудут какое-то время с нами, но и их уже тянет в путь. Совсем скоро первые заморозки.

Но вот небо проясняется. Солнышко радует последним теплом, и всё вокруг преображается. Сегодня один из таких дней. На дворе жарко, почти как летом. Только холодный ветерок напоминает, что лето ушло безвозвратно.

Я стою на пригорке и смотрю на лес. Он охвачен жёлто-оранжевым пожаром. И среди этого пламени зеленью проступают островки сосен и елей.

На увядающей траве сверкают нити паутины. Их всегда сравнивают с серебром. Но мне они больше напоминают жемчуг своим перламутровым блеском. Паутина разлетается повсюду. Одна легла мне на лицо, защекотав щёки.

Вот такую осень я люблю. Хочется отправиться в лес, просто так побродить по опавшей листве. Я ощущаю шорох листвы под ногами. Чувствую её аромат. И, оставив все дела, я отправляюсь в осеннюю сказку!

Сочинение на тему «Поздняя осень»

Писатели, поэты, художники рисуют осень первоначальную, когда все вокруг одевается в пышные наряды. Они называют это время по-разному. Чаще всего эту великолепную пору называют золотой осенью.

Но есть и другое время – поздняя осень. Деревья уже облетели. Птицы улетели на юг. Трава на лугах и полях пожелтела и пожухла. Все чаще срывается холодный дождь. Ночью заморозки. Такая осень не вызывает восторга умиления своей красотой. Да и что может быть красивого в холодный дождливый день, когда вокруг сыро, дует леденящий ветер, пахнущий снегом.

Но и в пору поздней осени есть своя прелесть. Как приятно утром, выйдя из дома, вдохнуть морозного воздуха. Морозец еще легкий. Он бодрит, наполняет тело легкостью. А посмотрите на деревья вокруг. Они превратились в хрустальные изваяния. Дождевая влага застыла на ветках, и деревья сверкают хрустальными гранями в лучах восходящего солнца.

Поздней осенью закончены все дела в садах и огородах. Можно спокойно предаваться праздности долгими вечерами: читать книги, слушать любимую музыку. Словом, заниматься любимым делом, не переживая, что еще не убран новый урожай, не заготовлены впрок дрова. А как приятно, войдя в дом, после морозной свежести улицы, окунуться в тепло натопленной комнаты, посидеть у пылающего камина, предаваясь своим мыслям, текущим так спокойно и размеренно.

Это ли не наслаждение! А то, что за окном идет нудный дождь, переходящий в снег, что впереди долгая зима, об этом как-то забывается у жарко натопленной печки.

Еще в разделе <nobr>«Сочинения на тему «Осень»»</nobr>

Осень. Прекрасное время, которое так любят описывать поэты. Окрашенные в яркие цвета деревья, легкий ветерок, качающий ветви, словно убаюкивая их

Сочинение на тему «Осень наступила»

Наступила осень. Солнце греет ещё почти по-летнему, стремясь отдать последнее нерастраченное тепло. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч. Только ветер стал более холодным и резким, напоминая о том, что на дворе уже сентябрь месяц. Среди яркой зелени заметны первые предвестники осени: жёлтые и красные листья. Скоро они опадут с деревьев и покроют собой все дороги и дорожки.

Читать далее »

Сочинение на тему «Осень»

Сочинение на тему «Золотая осень»

Вот наступила золотая осень. Самая красивая и живописная пора года. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом. Вот приходишь в березовую рощу, и не можешь отвести глаз, все в золоте. На березках вместо листочков висят золотые монетки, и, кажется, что от одного дуновения ветерка они начнут тут же звенеть.

Читать далее »

Сочинение на тему «Осенняя пора»

Осень — самое красивое время года. Недаром у Александра Сергеевича Пушкина осень была самой любимой порой года. Нельзя не восхищать той красотой, которую нам дарит осенняя природа. А как красиво осенью в лесу! Иногда просто слов не хватает описать все это великолепие, только художник может передать осенний пейзаж.

Читать далее »

Сочинение на тему «Золотая осень»

Закончилось весёлое лето. Полноправным хозяином в природе стал сентябрь. Утром и ночью становится необычно холодно. Только днем всё ещё пригревает солнышко, пытается напомнить нам о лете. После изнурительного длительного труда отдыхают поля. Золотистый сады уже подарили хозяевам свой урожай. Всюду чувствуется прохладное дуновение осени. На сером небе всё чаще стали появляться низкие тучи. Идёт мелкий дождь.

Читать далее »

Сочинение на тему «Почему мне нравится осень»

Осень, скоро осень… Дивная и прекрасная пора. Солнышко уже не жарит немилосердно с утра до вечера, как летом и еще не прячется за плотными серыми тучами, как это будет зимой. Оно щедро и нежно греет, лаская каждую клеточку, оно как бы звенит в небе миллионом звоночков и рассыпает свою нежность и тепло. Идите, люди и зверьки, травинки и цветочки, птички и деревца, ловите его прелестные лучи, купайтесь в них, радуйтесь, улыбайтесь.

Читать далее »

Сочинение на тему «Осень» для 2, 3, 4 классов

1 вариант.Настала осень. На деревьях пожелтели листочки. Скоро они начнут падать на землю. Вчера мы гуляли с мамой по осеннему парку. Там солнечно и тихо. Птицы уже не поют. Они готовятся улетать в теплые края.

2 вариант. В первый день осени мы пошли в школу. Стоят погожие дни. Каждый день я возвращаюсь из школы и радуюсь осеннему солнышку. Скоро пойдут осенние дожди. Станет холодно. Сейчас на деревьях листва золотистая. Но скоро она пожухнет и опадет.

Читать далее »

Сочинение на тему «Осень в Одессе»

Я живу в Одессе. Это очень уютный и милый город. Вот и до нас добралась осень. Деревья постепенно стали одеваться в желтые, оранжевые и красные одежды.

Осень у нас очень теплая, но в этом году еще теплее, чем прежде. В море еще можно купаться. Солнышко светит не так интенсивно, но еще довольно часто. Всегда удивлялась, что у нас осенью можно иногда и не одевать куртки и пальто, в то время как во всех других городах, находящихся севернее, все укутываются, чувствуя приближение зимы. Очень хорошо сейчас гулять среди деревьев, когда все вокруг так красочно и ярко. Люблю свой город, он для меня как целый мир, в котором можно наслаждаться жизнью. Осень придает Одессе> еще большее изящество и красоту. Можно сказать, что осень идет моему городу.

Не нашли что искали? вот еще

Русский язык 7 класс Сочинение «Осень – чудесное время года»

Вариант №1

В году каждое время года прекрасно по-своему. Но осень – это особая сказочная пора.

Время волшебных перемен в природе. Чудные краски наполняют осенние пейзажи. Невозможно не обратить внимание, какое разнообразие пестроты и оттенков сочных цветов осенью обретают листья деревьев.

И хотя листва в таком нарядном одеянии совсем не долго остаётся на ветках, но мы успеваем насладиться осенним видом листьев.

Лишь дунет ветерок, листочки опадают и волшебным ковром укладываются вокруг деревьев. А некоторые листья в дружном хороводе летают в воздухе и потом опадают далеко от веток, с которых они отпали. И тогда земля укрывается осенним ковром из листьев на большие расстоянии.

Удивляюсь, как я раньше не замечала, что земля в осеннем убранстве из опавших листьев, такая красивая. А как таинственно и завораживающе шуршат эти листочки под ногами.

Начинаешь прислушиваться и удивляешься, как умиротворённо они действуют. Сколько спокойствия несут в себе прогулки по осенним лиственным местам.

Чудесное преображение природы никого не оставляет равнодушным.

Сочинение на тему «Осенняя прогулка» 7 класс

Вариант №2

Вот и пришли осенние деньки. Природа преображается с каждым днём всё больше и больше. Голубое небо становится серым и дождливым.

Листва перекрашивается в яркие цвета: жёлтые, красные, коричневые.

Осенью хорошо гулять по лесу и любоваться на берёзки и осинки, которые стоят сейчас как нарядные модницы. Но совсем скоро их красочный наряд облетит на землю.

И тогда можно будет наслаждаться осенней прогулкой по мягкому и шуршащему ковру из осенних листьев.

Когда осенью приходишь в лес, то удивляешься спокойствию царящему в нём. Нет тех назойливых насекомых, которые не давали любоваться природой в лесу во время летних прогулок.

Сейчас можно ходить, не торопясь вдыхать свежий осенний воздух, собирать последние лесные плоды: грибы, шиповник. Во время осенней прогулки можно собрать огромный букет из красивых листьев, принести домой и потом долго вспоминать о своей незабываемой прогулке.

Опубликовано вкл 31.05.2013 — 13:14Автор: Гарагёзова Эльвина, Клёмин Алексей,Андриевский Игорь

Каждый из учащихся сумел найти для себя нечто особенное в красоте осени. Сочинения абсолютно разные и по восприятию  темы , и по использованию художественных приёмов для описания времени года

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.png3_sochineniya_na_konkurs_krasota_oseni_shk.no943.doc 29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Клемин Алексей

7 класс А

ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №943

Учитель – Лобанова Марина Николаевна

Золотая осень

Моё любимое время года – осень. Сам не знаю почему, но мне нравится дождливая погода, листопад, печальный крик улетающих птиц, первые заморозки с их серебристой пылью на ветках и ледком на лужах – всё, что понимают под словом «осень».

Конечно, осень не только красивое и моё любимое время года, это ещё и начало занятий в школе, и подготовка к зиме, и уборка урожая на дачном участке. Я всё это давно полюбил и не хочу лишать себя удовольствия поработать как следует! Кто ещё из ребят может похвастаться такими чувствами?!

И само собой разумеется, осень – самое поэтичное время года!

Андриевский Игорь

7 класс А

ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №943

Учитель – Лобанова Марина Николаевна

Осень

Осень – самое разноцветное время года, самое насыщенное краскам, и поэтому многие считают его самым красивым.

В начале осень ещё напоминает лето: такая же зелёная, цветущая пёстрыми астрами и георгинами пора. Но проходит немного времени, и всё начинает желтеть. Вот и листья меняют свой цвет. Однако в палитре осени не только жёлтые оттенки, но и оранжевый, и багровый ,и алый, и малиновый.

Золотая осень – любимая пора русских поэтов и художников. На эту тему создано множество стихотворений и живописных полотен. «Осенняя пора, очей очарованье!» – написал когда-то великий поэт Александр Пушкин. И хочется повторить вслед за ним это много раз!

Начинается листопад. Вся золотая краса падает на землю. Листья шуршат под ногами. В эту пору гулять в парках всегда приятно. Воздух свежий, даже немного морозный, но не холодно. Пора листопада длится недолго. Две недели – и вот уже деревья стоят голые. Яркие краски осени исчезают.

Дождь, туман, слякоть – вот картина поздней осени, написанная серым цветом. Настроение тоже меняется. Бродить часами по улицам уже не хочется. Хочется сидеть дома и смотреть в окно. Однажды просыпаешься, смотришь в окно, а там уже белым-бело. Ночью был снегопад и упрятал всё под своё белое одеяло. Вот и закончилась осень!

Гарагезова Эльвина

7 класс А

ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №943

Учитель – Лобанова Марина Николаевна

Золотая осень

Наступает самая яркая пора – золотая осень. Деревья, прежде чем погрузиться в долгий сон, надевают золотые одёжки из стремительно желтеющих листьев. Блестит на солнце, переливаясь золотцем, берёзка. С лёгким ветром роняет медные листья клён. Листопад, хороводом кружась, устилает влажную от частых дождей землю. По чёрному зеркалу пруда плывут разноцветные листья-кораблики.  Деревья в лесу пестрят красками золотой осени, вот только дуб осыпался полностью, и, обнажив сухие ветви, раньше всех приготовился к зиме.

Ветер с шумом кружит листья. На небе проплывают последние кучевые облака. Грозовых дождей уже не бывает, стремительно холодает одновременно с появлением обильных проливных дождей. В лучах прохладного сентябрьского солнца на голубеющем небосклоне всё чаще появляются стаи перелётных птиц. Многие уже улетели, а  скворцы и грачи ещё побудут какое-то время с нами, но и их уже тянет в путь. Совсем скоро первые заморозки.

Но вот небо проясняется. Солнышко радует последним теплом, и всё вокруг преображается. Сегодня один из таких дней. На дворе жарко, почти как летом. Только холодный ветерок напоминает, что лето ушло безвозвратно.

Я стою на пригорке и смотрю на лес. Он охвачен жёлто-оранжевым пожаром. И среди этого пламени зеленью проступают островки сосен и елей.

На увядающей траве сверкают нити паутины. Их всегда сравнивают с серебром. Но мне они больше напоминают жемчуг своим перламутровым блеском. Паутина разлетается повсюду. Одна легла мне на лицо, защекотав щёки.

Вот такую осень я люблю. Хочется отправиться в лес, просто так побродить по опавшей листве. Я ощущаю шорох листвы под ногами. Чувствую её аромат. И, оставив все дела, я отправляюсь в осеннюю сказку!

derevo_v_snegu.jpg

Дерево в снегу

les.jpg

Рисуем «Ночь в лесу»

volynka.jpg

О чем поет Шотландская волынка?

moroz_i_zayats_3.jpg

Мороз и заяц

lh.jpg

Как нарисовать портрет?

Используемые источники:

  • https://russlit.net/sochinenie-osen/
  • https://porusskomu.net/sochinenie/sochineniya-na-temu-osen/sochineniya-na-temu-osen-07
  • https://7oom.ru/sochinenya/sochinenie-na-temu-osen.htm
  • https://logoprav.ru/russkij-yazyk/osen-7-8
  • https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/05/31/sochineniya-uchashchikhsya-7-klassa-na-temu-zolotaya-osen

ТОГОУ ”Жердевская общеобразовательная школа-интернат среднего
(полного)общего образования
image001

Урок развития речис

Тема урока:

ЧИТе.ЈЈЬ русского языка и литературы Е.В.Рязанова

Урок развития
речи е

Тема: <<Осень в природе>>.

Цели урока:

image002научить составлять связный
текст по заданной теме, анализируя произведение лирики, живописи, музыки;
обучать анализу лирического текста, различным способам включения цитат, взятых
из произведения, в собственный текст; обогащать СЛОВАРНЫЙ запас учащихся;
формирова.ть умения использовг1ть в речи Синони image003закрепить навыки по
орфографии; формировать умения и навыки давать правильный ответ на вопрос,
связно и последовательно излагать мысли в устной и письменной форме; развивать
творческое воображение учащихся; воспитывать любовь к искусству, к родной речи.

Оборудование: магнитофон, диск с записью музыкальной
композиции.

И. Чайковского, текст стихотворения Ф. И. Тютчева,
репродукция картины И. И. Левитана на доске и фотографии репродукции на каждой
парте, блоки с заданиями (26 шт.), словарь эпитетов (26 шт.), памятка « Как
редактировать сочинение (26 шт.), компьютер, экран.

Литература:

1.А. Б. Малюшкин, Конспекты интегрированных уроков
гуманитарного цикла.- М.: Центр, 2003.

2. Т. П. Лакоценина, С.В. Кульневич, Современный урок
(часть 1,2,3,4,5).Ростов-на-Дону: «Учитель», 2007.

З. Л. А. Гончар, Книга для учителя. Я иду на урок.- М.:
<<Первое сентября>>, 2003.

4. Н.О. Крамаренко, Нетрадиционные уроки по русскому
языку.- Волгоград: image004 Учитель>>, 2003.

Ход урока.

Деятельность
учителя

Деятельность ченика

1.0рганизационный момент.

                   
Здравствуйте,
ребята. Садитесь. Запишите число .

2.06ьявление темы и цели
урока.

                   
Сегодня мы с
вами в маслерской художественного слова. Тема нашего занятия <<Осень в
природе». Запишите тему.Цель урока -развитие устной и письменной речи.

З.Написание вступительной части сочинения.

-В каких произведениях искусства встречались вы с
картинами осенней природы?

                   
Запиггљиле
предложение в тетрадь. Эго предложение станет вступлением к нашему сочинению.

4.Работа над основной частью сочинения по заданиям
блоков.

Блок Уд1 <<Осень в поэзии».

                   
Картины природы,
созданные словами, красками. звуками, называют пейзажем. Природу осени ярче
поможет представить стихотворение поэта — классика Ф. И. Тютчева «Есть в
осени первоначальной»

                   
Обратите
внимание на лолковый словарь блока            .Поясните значение трудных
слов.

                   
Посмотрите,
какими синонимами можно заменить слово поэт?

-Найдите словосочетаниж которые помогают представить картину осеннего
дня.

-Выпишите словосочетания- объясняя п опущенные орфограммы.

Дети отвечают:

— С картинами осенней природы встречались в живописи, литературе,
музыке.

Ученица
читает стихотворение наизусть под музыку.

Ученики, пользуясь словарем,
поясняют значение слов лазурь, лазоревый, лучезарный

Дети читают синонимы: поэт —
стихотворецЛИРИК — мастер слова

Дети называют словосочетания

image005


-Прочитайте задание NQ3.

-3апишите ответ на вопрос с красной строки. Используйте при ответе
выписанные словосочетания.

-Прочитайте записанное предложение.

-Прочитайте вопрос Jfe4

-3апишите предложение.

-Прочитайте задание N25.

-Ответьте на вопрос.
используя слова. данные во второй колонке.

-3апишите предложение в тетрадь.

Прочитайте все предложения. записанные по вопросам
блока   .

Работа по б.току .NQ2 « Осень
живописи.».

-Ощущение прекрасного в ирироде передается не только словами, но и
красками. <<Поэтом русской природы 1 9 века» называли И. И. Левитана.
Его кисти принадлежит картина осень. Обратимся к

В осени первоначальной, короткая пора, .день хрустальный, лучезарны вечера,
пустеет воздух, льется лазурь, отдыхающее поле

Ученик читает

-Ответьте письменно на вопрос. Какую картину осеннего пейзажа вы
представили,читая стихотворение Ф. И. Тютчева? Начните ответ
словами:>>Читая стихотворение Ф. И. Тютчева, я представляю . . . »

Ученики самостоятельно записывают предложение.

Ученики читают письменный ответ на вопрос. Имеющиеся речевые недочеты
устраняются

— Какие чувства вызвамо у вас
стихотворение? Ответьте на вопрос,
image006 один из СИНОНИМОВ: волнение восхищение восторг

Ученики записывают предложение.

-Как относится к осени поэт? Что хотел сказать читателю Ф.И. Тютчев?

Дети устно формулируют ответ.

Записывают предложение

Один ученик читает.

толковому словарю второго значение
слов: гамма колорит палитра пейзажист

                    
Прочитаем
словосочетания, ( имя). Они помогут нам
image007вопросы второго блока. вопрос данного блока.

                    
Ответьте на
вопрос. Помогут словосочетания второго

                    
Запишите первое
предложение блока в тетрадь с красной

                    
Прочитайте
предложение.

                    
Второй вопрос
прочитает

                    
При ответе
воспользуйтесь материалом.

                    
Запишите
предложения.

                    
Следуюш,ее
задание

                    
Вопрос ЛФ4
прочитает

                    
При ответе
используйте столбика.

                    
Последний
вопрос блока

                    
Вспомните,
стихотворения которые вы читали наизусзъ внеклассного чтения. строчки.

блока. уточним

составленные ответах на

Прочитайте
первый

вам столбика.

второго строки.

(имя).

рабочим

слова второго

прочитает (имя).

об осени. на уроке

Процитируйте

Пользуясь толковым словарем, ученики объяснякуг лексическое значение
данных слов. Один из учащихся в это время составляет с этими словами
словосочетания

-Что изображено на картине И. И. Левитана «Осень»?

Дети устно формулируют предложение.

Записывают предложение.

                 
Удалось ли
художнику передать красоту осеннего дня? С помощью чего?

Дети устно формулиру’}от ответ.

Ученики записывают гшредложения в тетрадь. Затем перечи•гывают.

Учащиеся читают вопрос.

                 
С какой целью
И.И. Левитан использовам разнообразие красок?

Устно формулируют ответ. Записывают в тетрадь.

Ученик читает:

                 
Чем наполняет
вашу дуплу картина?

Ученики отвечают устно, затем записывают в тетрадь предложение.

Ученик читает вопрос.

                 
Какие строчки из
стихотворений об осени напомнила вам картина )’f. И. .YIeBViTaAa’.)

Дезм нитирукэт строчки поэтов.

стихотворения которых изучи:ш на уроке внеклассного чтения. Устно
отвечают на вопрос.

(имя).

                  
А теперь
обратите внимание на экран. Здесь дан образец письменного оформления вашего
ответа. Прочитайте, обратите внимание на знаки препинания.

-3апишите свой ответ.

                  
Перечитайте
целиком все предложения, записанные к блоку NQ2 «()сень в живописи».

Работа по блоку У9З.

                  
Русский
живописец Коровин считал, что пейзаж «должен быть звуком, о гвечающим
сердечным чувствам. Это так похоже на музыку>>. Этими словами он
объединяет пейзажнуо поэзию. музыку. живопись, как откровение дыши.
image008

музыкальную
пьесу П. А. Чайковского «Осенняя песня>>, после прослумивания
самостоятельно запишите предложением ответ на каждый вопрос блока NL)3.
Поможет вам справиться с заданием рабочий материал: слова, словосочетания,
начало предложений,- записанные напротив вопросов.

Первое предложение начните записывать с красной строки.

                  
ГТрочитайте
состав:1енный вами зекст на тему    в музыке».

6.Работа над заключительной частью сочинения.

                  
А вам нравиться
осенняя пора? Какое у вас настроение осенью? Почему?

                  
Запишите
предложения. сказанные вами устно, с красной строки в тетрадь.

7.Чтение
чернового варианта сочинения.

Ученик читает.

Картина
У!. И. Левитана напомнила строчки из стихотворения (указать автора):

Лес словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Ученики записывают ответ на вопрос Мб.

Один из учеников перечитывает
миниатюру.

Дети слушают музыкальную композицию «Осенняя песня» П.И. Чайковского.

Ученики самостоятельно записывают ответы на вопросы блока МВ.

()дин из учеников перечитывает лСкст.

Ученики отвечакуг на вопросы.

Записывают предложения.

                    
Прочитайте весь
записанный егекст целиком.

(Учитель
совместно с учениками редактируот составленные тексты).

8.Итог урока.

                    
Ребята, вы
написали замечательные сочинения . Это не пос.неднее наше занятие в
мастерской слова. Д. С, Лихачев говорил: <<Уметь слушать- культура.
уметь говоритьискусство».И мы должны им овладеть.

9.0ценка знаний и умений учащихся.

Задание на дом.

                    
Дома вы будете
редактировать свое сочинение, пользуясь разработанными для вас памятками.

Ученики под му’зыку Г 1. И. Чайковского читают сочинения.

Мелодия

Облака

туш

Задумчивая

лилово-дымчатые

грустные

Минорная

продолговатые

пепельно-сизые

Неторопливая

темно-сизые

серые

Печальная

седые

неподвижные

прекрасная

черно-синие

иссиня-темные

прелестная

пепельно-сизые

темные

великолепная величавая

осенние

волшебная

Удивительный

Дивный

дивная

изумительный

чудный

задушевная

поразительный

чудесный

красивая

дивный

волшебный

очаровательная

чудный

сказочный

певучая плавная пленительная
чарующая

фантастический

Очаровать

Величественный

Тишина

пленить

красивый

бездонная

околдовать

царственный

голубая

обворожить

величавый

необыкновенная

заколдовать

прекрасный

неподвижная

заворожить

хороший

певучая

Зачаровать

пригожий

первозданная покойная

Словарь эпитетов

студеная стеклянная хрустальная чуткая

image009Луч (солнца) задористый мажорный резкий острый узкий робкий тусклый яркий

2

1.                 
Что изображено на картине?

2.                 
Удалось ли художнику передать красоту осеннего дня? С помощью
чего?

З .Какими красками изображен осенний пейзаж?

4.С какой целью И.И. Левитан использовал
разнообразие красок?

5.Чем наполняет вашу душу картина?

6.Какие строчки из стихотворений об осени напоминает картина
И.И.

Левитана?

небольшой уголок русской природы, русский
осенний пейзаж, русская природа осенью;

палитра красок, цветовая гамма, насыщенный колорит;

холодные тона, теплые тона;

передать опенки осенней природы;

покой, тревога, радость, восторг, очарование, грусть, тоска,
восхищение;

Толковый
словарь.

Гамма — ряд последовательно изменяющихся красок. Гамма
красок.

Колорит — соотношение красок в картине по тону,
насыщенности цвета. Теплый колорит, холодный колорит, яркий колорит.

Палитра — подбор сочетаний красок в картине, цветовая гамма.
Богатая палитра красок.

Пейзаж — изображение природы в литературном произведении,
музыке, в живописи.

Пеизажист — художник, рисующий пейзажи. Художник-пейзаэюист,
поэт-пейзажист. ХуДоэюник — живописец, мастер кисти.

image0101

Есть в осен первоначальн

image011

К_роткая, но дивная пора —

Весь день ст ит как бы хрустальный И луч_зарны
вечера…

Пусте т воздух, птиц не слышно боле,

Но д_л ко еще до первых зимних бурь

image012

Ил ет ся чистая и теплая л зурь Нао дыхающ пол .

Ф.И. Тютчев.

1 .Определите тему стихотворения Ф.И.Тютчева.

2.Найдите словосочетания, которые
помогает представить картину осеннего дня.

З
.Какую картину вы представили?

Читая стихотворение Ф.И.

Тютчева я представляю картину осеннего
пейзажа:…

4.Какие чувства вызвало у вас это
стихотворение?

Волнение, восхищение, восторг;

5.Как относится к осени
поэт?

Что хотел сказать Ф.И.
Тютчев читателю?

Пленен красотой осени, очарован;

Толковый словарь. Лазурь —
светло-синий цвет. Небесная лазурь.

Лазоревый — голубой, лазурный. Лазоревый цветок.

Лучезарный — сверкающий, сияющий. Лучезарный вечер.

Поэт — стихотворец — лирик — мастер слова.

image013З

1 . Что вы представили, слушая      сад, облетевшие листья,
ветер, музыкальную пьесу П.И.Чайковского      дождь, ненастная погода, хмурое
«Осенняя песня»?        небо;

2.Понравилась ли вам пьеса? Чем?                                  притягивает,
завораживает, полна неожиданностей, льется свободно и легко, захватывает и
уносит с собой;

З .Какое настроение вызывает музыка?                           светлое,
тревожное, радостное восторженное, ожидание, печальное, грустное,
разочарование, одиночество;

4.Напишите сочинение-миниатюру

«Осень в музыке>>   А.Звучат первые звуки музыки
Выберите в правой колонке один из вариантов            «Осенняя песня>>
П.И.Чайковвозможного начала.         ского и я мысленно переношусь

в….

Б. Слушая музыкальную пьесу
П.И.Чайковского «Осенняя пьеса» я представляю себе…

Толковый
словарь.

Композитор — создатель музыкальных произведений.

Пьеса — 1 . Драматическое произведение для театрального
представления. 2. Небольшое музыкальное сочинение. Музыкальная пьеса П.И.
Чайковского.

Янтарем и рубином загорелась листва. (

Лес точно терем расписной. (

Унылая пора, очей очарованье! (А. С.Пушкин)

Методическая разработка

«Сочинение как средство
развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы»

Аннотация

В данной методической разработке
рассматривается проблема развития творческих способностей детей на уроках русского
языка и литературы средством сочинения.

Жизнь заставляет школьников искать
применения своим творческим силам. Если учитель уделяет больше внимания
отстающим ученикам, то способные ученики начинают терять интерес к занятиям: мы
не даем им возможности проявить себя. Опыт работы, выводы из него заставляют
задуматься над этой серьезной проблемой, искать формы и приемы работы с детьми,
развивать их творческую индивидуальность. Эта разработка может быть полезна
учащимся, учителям русского языка и литературы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Основная часть……………………………………………………………..5

1.                
Характеристика темы. Цель методической
разработки и задачи…5

2.                
Рекомендуемые методы и приемы при
подготовке сочинений по произведениям искусства в системе уроков русского
языка…………………..6

3.                
Воспитательное значение учительских
мини-сочинений……….13

4.                
Методические рекомендации по применению 
классификации учеников с целью формирования интереса к предмету……………………….13

5.                
Поэтические пятиминутки – одно из условий создания
учащимися своего творчества…………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………..18

Список использованных источников……………………………………19

Введение

Проблема
формирования способностей и талантов являлась и является большой социальной и
государственной проблемой. При этом задача всестороннего развития способностей
у всех детей не противопоставляется задаче развития специальной одаренности у
отдельных особо талантливых детей.

Воспитание
человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная
гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие
силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и
ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и
правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на
уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.

Стимулирование
интереса учащихся к русскому языку и литературе, формирование творческого
мышления учащихся, развитие их творческих способностей, выявление наиболее
талантливых детей, совершенствование преподавания русского языка и литературы –
вот цели, которые преследует каждый словесник.

Рождение
творческой личности вовсе не таинственный перманентный процесс, изолированный
от жизни общества, наоборот, это процесс накопления жизненных наблюдений, это
увлекательная борьба точек зрения и оценок, это поиски истины, кристаллизация
жизненного опыта.

В последнее время
всё более входит в свои права понятие «творческая педагогика», под
которой понимаются непосредственная творческая работа со
способными детьми, поиски средств, методов и форм воздействия на формирование
личности.

«Стремление к
глубокому познанию, мечта найти не только пример для подражания, но и
интересное, познавательное, конкретное для себя дело – вот те черты способного
ребёнка, которые обязана,- 
по мнению писателя Альберта Лиханова,- учитывать
творческая педагогика».

Урок развития
письменной речи как форма учебного занятия предоставляет больше возможности для
развития творческих способностей учащегося.

Сочинение – одно
из действенных средств формирования мировоззрения и воспитания личности
ученика, раскрытия его творческого потенциала.

Основная
часть

1.                
Характеристика
темы.

Цель методической разработки
раскрытие
опыта работы по развитию творческих способностей детей на уроках русского языка
и литературы средством сочинения.

Задачи по учебному предмету, для
решения которых предназначена МР:

                  
развитие у школьников универсальных
учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных);

                  
создание мотивации к дальнейшей успешной
деятельности;

                  
формирование интереса к образованию;

                  
формирование читательской культуры;

                  
формирование исследовательской позиции;

                  
создание условий в процессе обучения для
максимального раскрытия способностей каждого ребенка;

                  
развитие личности ребенка;

                  
развитие художественного   вкуса и чувства
языка;

                  
развитие устной и письменной речи
учащихся;

                  
привитие навыков и потребностей в
самостоятельной учебной деятельности.

Существуют
различные приёмы выявления творческих способностей учащихся.

Этапы работы по
выявлению творческих способностей учащихся:

1.                
изучение творческой индивидуальности учащихся,

2.                
изучение творческих способностей,

3.                
развитие творческой индивидуальности ученика средством сочинения.

По первому этапу
работы я использую вопросы, составленные А.Г.Ковалевым  (книга «Психология
литературного творчества») :

                   
уровень образования и характер интересов членов семьи;

                   
образ жизни ученика в семье (игры, занятия, труд);

                   
отношение ребёнка к сказкам, рассказам и реакция на них;

                   
основы восприятия жизни и природы;

                   
интерес к музыке, театру и т.д.

                   
первые попытки сочинительства и их качества;

                   
отношение к школе, желание учиться;

                   
впечатлительность;

                   
острота и наблюдательность;

                   
убеждения и требовательность к себе.

Приведённые из
программы А.Г.Ковалёва вопросы могут дать учителю интересный материал для
понимания творческой индивидуальности ученика, раскрытию его внутреннего мира.
Это может лечь в основу дальнейшей работы с учеником с учётом его
индивидуальных особенностей.

2.
Рекомендуемые методы и приемы при подготовке сочинений по произведениям
искусства в системе уроков русского языка

На первых уроках
в 5 классе целесообразно знать, что требования к каждому будут различные в
зависимости от его возможностей. Практически это можно осуществить так. В
течение первой четверти проверяются возможности и интересы учащихся по схеме,
предложенной А.Г.Ковалёвым. Далее ставятся разные по трудности вопросы и
ведутся наблюдения, кто как отвечает; ведётся индивидуальная работа во время
исправления сочинений; наблюдается, как ученик выполняет поставленные учителем
устные и письменные задания. Всё это помогает проверить уровень знаний,
творческие способности, творческое воображение, богатство языка. Задания могут
быть такие: самим придумать темы сочинений; описать своё психологическое
состояние во время первого учебного дня; дать ответ на вопрос, почему фольклор
– источник нашей литературы и т.д.

После проведения
обстоятельной работы по изучению творческой индивидуальности
учащихся
 и получения интересующего нас ответа, переходим к изучению
творческих способностей
 методом экспериментально — проверочных работ.
Для выявления литературных наклонностей всем учащимся можно дать экспериментально-проверочные сочинения
на разнообразные темы творческого характера:
 на основании жизненных
впечатлений, по картинам, художественным произведениям и т.д.

Использование произведений искусства
в процессе обучения языку и речи имеет ряд обоснований.

Первое обоснование – большая роль
искусства в развитии духовно-нравственного потенциала учащихся. При работе с
произведением искусства на учебном занятии собственно языковое, речевое,
духовное и эстетическое развитие школьников представляет собой единый процесс.

Второе обоснование – психологическое.
Во-первых, процессы восприятия окружающего мира и мира искусства изначально
психологически одинаковы. Во-вторых, использование художественных произведений
создает в образовательном процессе единство эмоционального и рационального.
В-третьих, искусство помогает человеку понять чувства не только самого себя,
автора, но и тех, кто участвует в обсуждении произведения.

Третье обоснование имеет
психолингвистическую основу. При восприятии произведений искусства становятся
задействованными и наглядно-образные, и словесно-логические механизмы обучения.
Образы-представления автора и тех, кто воспринимает художественное творчество,
соотносимы.

Произведения искусства дают
возможность сопоставить различные формальные (словесные и несловесные) средства
для выражения одного и того же содержания.

Использование произведения
искусства создает среду, благоприятно влияющую на развитие творческого
потенциала и учителя, и учащихся.

При подготовке
сочинения по произведениям искусства я включаю в систему уроков русского языка
такие методы, как метод чувственного познания, метод мысленного составления
целостной информации о какой -либо картине мира, метод классификации, метод
ассоциаций.

Итак, представляю
методы и приемы которые могут быть использованы в системе уроков русского
языка.

I.                 
Метод чувственного познания

Человек
воспринимает мир не только посредством своих ощущений, но и эмоционально, на
основе чувств. Познание языка тоже относится к миру объективного мира, который
предстоит освоить и сделать понимаемым, своим, родным. 

1.                
Обращение к эмоциям ученика.

Чтобы пробудить эмоции
ученика, полезно обратиться к факту из истории создания произведения, памятника
архитектуры, привести свидетельства (или предположения) о настроении, чувствах
автора в момент работы над произведением, высказать собственную оценку того или
иного факта, сопоставить художественные образы с реальными людьми и событиями,
поговорить об ассоциациях, которые вызывает данное произведение искусства.

2.                
Воображаемое перемещение в мир
иной культуры, т.е. в другие время и пространство.

                  
Определите свое
местонахождение в пространстве картины. Где бы вы встали, сели? Где бы вы
хотели (не хотели) находиться? Что бы сделали (сказали)? Как бы себя
чувствовали в этой среде? Объясните причину своего желания. ( При ответе на
вопросы повторяются темы «Глагол. Условное наклонение», «Раздельное написание
частицы бы с глаголами в условном наклонении». Производится отбор и анализ
материалов к сочинению.)

                  
Расскажите, каким образом вы
выразили бы свое настроение в данный момент. Какие цветовые пятна нанесли бы на
лежащий перед вами белый лист? (Тема «Глагол». Поиск аргументов для
текста-рассуждения.)

                  
Из данных трактовок
произведения искусства выберите ту, которая более близка вашему пониманию.
Объясните, почему. (Сжатый пересказ. Отбор материалов к сочинению.)

                  
По данному высказыванию
попытайтесь определить, к какой социальной группе относится автор, когда, где
он жил. (Обучение сочинению-рассуждению.)

                  
Как бы вы себя повели,
оказавшись в изображенной на картине ситуации? (Тема «Глагол. Условное
наклонение».)

                  
Представьте себя в роли
персонажа какого-либо жанрового произведения изобразительного искусства и
опишите состояние героя.

II.             
Метод мысленного составления
целостной информации о какой-либо картине мира.

Сущность этого метода
заключается в осмыслении учащимися поступающей информации. Мыслительные образы,
отражающие действительность, различны: 1) чувственно-наглядные образы
представления; 2) понятия; 3) целостные мыслительные структуры – совокупность
знаний о предмете.

1.                
Приемы работы с
образами-представлениями.

1)               
Выявление связи между словом и
образом.

Прием заключается в
вычленении из потока различных образов-представлений одного образа и
последующего его словесного описания.

                  
Расскажите, какой образ
возникает у вас при  произнесении слова/ термины искусства: книга, картина,
музей, радость? (Упражнение по развитию речи с опорой на образ-воспоминание.
Сбор материалов к сочинению.)

                  
Запомните самое первое
впечатление от произведения искусства, а затем быстро запишите его в нескольких
словах (словосочетаниях) или в одном-двух предложениях. (Подготовка к сочинению
с использованием произведения искусства. Побуждение к художественной
коммуникации.)

2)               
Анализ названия произведения
искусства.

                  
Придумайте название для
картины. Сопоставьте его с авторским, попытайтесь обосновать выбор художника.
(Сбор материала к сочинению-рассуждению.)

                  
Приведите примеры картин, в
названиях которых использованы односоставные назывные предложения с
существительными-подлежащими, указывающими на место или на время действия, само
действие, имя. Объясните причины выбора подобной словесной формы. (Темы «Имя
существительное», «Имя прилагательное», «Односоставные предложения». Сбор материала
к сочинению.)

2.                
Приемы работы с понятиями.

                  
Сопоставьте, как толкуют один
и тот же термин искусства разные люди. Проверьте точность понимания слова по
словарю. (Темы «Словари», «Профессионализмы». Пересказ исходного текста.)

                  
Активное рассматривание. Это
спонтанное обозначение словами, словосочетаниями предложениями того, что видит
человек в процессе зрительного восприятия картины. Прием эффективен при первом
знакомстве с явлением в искусства. (Сбор рабочих материалов к языковому
оформлению сочинения.)

                  
Напишите художнику письмо,
используя трехчастную композицию: комплимент, вопрос – сомнение и выражение
несогласия с автором в чем – либо. (Письмо как одна из разновидностей текста.
Создание текста по данным темам).

3.                
Приемы работы с целостными
мыслительными структурами – с многокомпонентной информацией о какой – либо
картине.

                  
Прочитайте (дома) и
перескажите (на уроке) искусствоведческий текст. (Создание текста на основе
исходного.)

                  
Сопоставьте тексты, например,
описания картины и истории ее создания. (Сравнительная характеристика.)

                  
Определите порядок предложений
в тексте, рассказывающем об истории создания какого – либо произведения. (Тема
«Связность как признак текста».)

                  
Отгадайте название
произведения искусства по его словесному описанию. (Отбор доказательства для
текста – рассуждения.)

                  
Составьте план сценария, в
котором описываются, например, процесс изготовления дымковской игрушки или
действия мастера, расписывающего гжель. (Темы «Причастие», «Деепричастие».)

III.          
Метод классификации.

Сущность метода
заключается в явлении сходства между предметами, явлениями окружающего мира.

1.                
Приемы группировки признаков.

                  
Распределите термины искусства
по однородным классам, например, по художественным стилям, жанрам искусства.
(Тема «Профессионализмы».)

                  
Составьте с термином
словосочетание или предложение. (Тема «Профессионализмы», «Синтаксис».)

2.                
Приемы сопоставления
признаков.

                  
С помощью толкового словаря
сравните признаки, характеризующие разные явления искусства. (Тема «Лексика».)

                  
Игра «Четвертый лишний» с
использованием искусствоведческих терминов.

3.                
Формулирование ключевого
вопроса.

                  
Идея пейзажа Г.Г. Нисского
«Февраль. Подмосковье» передана через движение. Какие изобразительно –
выразительные средства выбирает художник, чтобы передать движение жизни, ее
стремительность, напряженность?

IV.          
Метод ассоциаций.

Слово в речи выявляет не
только свои прямые и переносные значения, но и ассоциативно связанные с ним
образы, чувства. Каждое слово связано не только с другими единицами языка, но и
с образами – воспоминаниями о явлениях действительности.

1.                
Выявление связей слова и
образов – воспоминаний.

                  
Учитель произносит слова –
стимулы (например, картина, искусство, контраст, архитектура…) – ученики
записывают ответ- реакцию.

2.                
Выявления ассоциативных связей
слов, обозначающих чувства, и названий произведений искусства.

                  
Радость. Какое произведение
искусства вызывает у вас чувства радости?

                  
Тревога. Какое произведение
искусства вы связываете с тревожным предчувствием?

3.                
Приемы работы по явлению
художественных ассоциаций.

                  
Какая музыка, какие стихи
могли бы сопровождать ваш рассказ о картине в кругу друзей, в телепередаче,
домашнем видеофильме? (Подготовка к сочинению публицистического характера.)

                  
Может ли орнамент быть
музыкальным? (Обучение сочинению – этюду.)

3.
Воспитательное значение учительских мини-сочинений

Большое воспитательное значение имеет
работа учащихся над школьным сочинением. К этому виду учебной деятельности у
них особенное отношение потому, что в форме сочинения проходит допуск к ЕГЭ.

Мысль написания учительских
мини-сочинений возникла в связи с одним из упражнений в 7 классе. В нем
требовалось описать одного из одноклассников так, чтобы можно было догадаться,
о ком идет речь. Выполняя это задание, учащиеся испытывали затруднения: их
описания были недостаточно выразительными, а персонажи неузнаваемыми. И тогда я
дала описание двух мальчиков, не называя их, одноклассники сразу поняли, о ком
идет речь.

При написании сочинений –
характеристик я ставила цели: поддержать развитие лучших, ценимых мною в детях
личностных черт, укрепить их веру в себя, а также помочь им в поиске
нравственного ориентира.

Постепенно жанр сочинения-характеристики
приобретал жанр послания. В посланиях – напутствиях учащимся  11 класса
делилась с ними размышлениями о жизни, любви, дружбе, взаимопомощи.

Учитель, по моему мнению,
должен пробуждать в сознании и чувствах подростков важные для их становления
ориентиры, в основе которых труд, долг, скромность, ответственность. Он должен
стать образцом правильной речи для учеников.

4.
Методические рекомендации по применению  классификации учеников с целью
формирования интереса к предмету

По способу
изложения школьные сочинения могут быть художественными, научными и
публицистическими с элементами взаимопроникновения. Выбор способа изложения
диктуется, с одной стороны, характером материала для сочинения, с другой-
особенностями склада ума школьника, его творческими способностями. Допустим, в
9 классе предстоит сочинение о Чацком. Учитель предлагает такие темы, чтобы
одни ученики могли писать научные сочинения, другие – публицистические, третьи
– художественные. Тему “Взгляды Чацкого в его монологах” (Или “Прав ли Гончаров,
утверждая, что “борьба истомила” Чацкого?”, “Согласен ли Гончаров с мнением
Пушкина о Чацком?” и т.п.) успешно разовьют те ученики, которые любят
исследовать художественный текст, те, у кого рождаются мысли на основе
прочитанных критических и литературоведческих материалов, кто любит ссылаться
на авторитеты, у кого логика ума развита больше, чем воображение и чувства.
Перед такими учениками стоит задача: самостоятельно сделать наблюдения над
текстом, сопоставления, выводы, подкрепить их выдержками из авторитетных
источников (учебник, критические статьи, цитаты из произведения – на всё автор
научного сочинения должен ссылаться) и изложить в жанре научной статьи
(наблюдение, тезис, подтверждение выдвинутой мысли фактами, ссылками и выводы).

Надо научить
школьника правильно работать: пользоваться несколькими источниками и ссылаться
на них. Обобщать, цитировать и т.п. Навыки такого рода пригодятся им в будущей
практической деятельности, многие учащиеся избавятся от упрёков в списывании и
будут работать с удовольствием.

Для тех, кому
сочинение необходимо для самовыражения, кто не мыслит восприятия
художественного произведения и литературного героя без слияния со своими
чувствами, со своей личностью, кто ищет в книгах прежде всего ответы на
нравственные и эстетические вопросы, лучше дать темы в иной редакции: “Чем
привлекает меня образ Чацкого?”, “Чацкий – передовой человек своего времени” и
т.п. Такое сочинение по своей жанровой природе близко к короткой
литературно-критической статье или рецензии. Как всякому публицистическому
произведению, ему свойствен страстный тон. Ученик высказывает свои мнения,
впечатления, иногда даже не совпадающие с общепринятыми, что свидетельствует об
особом интересе, о самостоятельности автора. Он обратится и к портрету героя, и
к его характеру, и к его взаимоотношению с окружающими. В таком
публицистическом сочинении обычно присутствуют два героя: литературный и сам
автор – школьник.

Учащиеся с ярко
выраженными гуманитарными способностями, для которых любимые герои – лучшие
друзья и наставники на всю жизнь, можно предложить тему художественного
сочинения “Ещё одна удивительная встреча”. Такую тему можно раскрыть в жанре
дневниковой записи. Этот жанр при всём своём многообразии не мешает ученику
показать в полной мере знания о персонаже произведения.

Предлагаемые
принципы классификации не схема, а методическая рекомендация, которая может
помочь и учителю и учащимся в творческой работе над сочинениями.

Какими основными
умениями должен овладеть ученик?

·                    
умению вдумываться в тему, осмысливать её границы, умению раскрыть
тему сочинения;

·                    
умению подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли;

·                    
умению собрать материал для сочинения;

·                    
умению сгруппировать и определить последовательность подачи
материала;

·                    
умению строить сочинение в определённой композиционной форме.

5. Поэтические
пятиминутки – одно из условий создания учащимися своего творчества

С пятого класса на уроках развития
речи, на уроках литературы я провожу поэтическую пятиминутку. Эта работа позволяет
вести детей от чтения стихотворений о природе к сочинению своих стихов, что
создает непринужденную творческую атмосферу на уроке, обостряет внимание к
поэтическому слову, к усвоению литературоведческой теории. Константин
Паустовский писал: «Очень богат
русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с
ними связанными».

В
детские годы Паустовский вел словарь. «Словарь этот был толковым», — вспоминал
писатель. Каждое слово объяснено, затем следовали несколько отрывков из книг писателей,
ученых, имеющих отношение к этому слову.

Наш
словарь природы пятиклассники начали с «осенних» слов. Это приметы осени, о
которых ребята подбирают стихи русских поэтов, сочиняют свои стихи, пишут
сочинения.

Словари
ведем в отдельных тетрадях, каждому слову отводится отдельный лист, так удобнее
работать, удобнее приклеивать рисунки, рисовать, дополнять. На первом листке
как эпиграф стоят слова Паустовского: «Для всего, что существует в природе, —
воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и
полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и
названий».

На
поэтической пятиминутке в начале каждого урока звучат стихи с приметами осени:
листопад, желтый лист, печальная пора, золотая осень, холодная погода, осенний
воздух, лужи на дворе, последний лист, голые деревья, скучная картина, морозное
утро, первый снег, корочки льда на лужах.

На
«осенних» страницах «Словаря природы» появляются стихи учеников.

Весной в поэтических пятиминутках
ведем разговор о весенних приметах, учим стихи и пытаемся сочинять сами.
Весенние приметы: сосулька, ручеек, ярко светит солнышко, лужи на дворе, все
тает, весенний ветер, почки набухли, теплый день, последний снег растаял,
полевые работы, подснежник, травка зеленеет, скворцы прилетели, «ласточка с
весною в сени к нам летит». Ребята также сочиняют стихи о весне.

В 5-6 классах я предлагаю написать
сочинения о временах года:

Осень: 1. Осинкам холодно

             2. Краски художника
осени.

             3. Разговор падающих
листьев.

             4. Кем бы я хотел быть в
осеннюю пору.

             5. О чем чирикает
воробей в солнечный осенний день?

Зима:   1. Мелодия зимнего дня.

             2. Приключения
солнечного лучика.

             3. За окном – метелица.

             4. На лыжах – в лес.

             5. Снежный городок
вечером.

             6. Зима – художница.

             7. Сказка деда мороза.

             8. Зимний лес за
сказкой.

Весна:  1. Что увидел жаворонок, прилетевший
с юга?

             2. О чем может
рассказать весенняя сосулька?

             3. Разговор березки с
ландышем.

Лето:   1. Разговор поспевающих
колосков.

             2. Галчата учатся
летать.

Заключение

Школьное
сочинение — это особый род творческой деятельности. Это литературное
произведение, созданное в процессе индивидуального творчества ученика на
доступном ему материале и доступными выразительными средствами; на основе
соответствующего его возрасту жизненного, общественного и читательского опыта.

Сегодняшнему обществу нужны люди,
умеющие активно и разумно пользоваться тем богатством знаний, которые они
получают в школе, умеющие применять их на практике, делая их орудием
дальнейшего познания. Учитель должен постепенно оставлять руку ученика, за
которую он вёл его по новым путям, звал его за собой, теперь он предлагает идти
рядом, а иногда и самому искать дорогу, определять её по звёздам, по солнцу, по
компасу.

Список
использованных источников

1.                
Леонов С.А. Развитие речи
учащихся на уроках литературы. -М.: Высшая школа,1988.-123с.

2.                
Мусорин Н.П. В сельской школе
после звонка. -Книга для учителя.- М.:Просвещение,1989.-95с.

3.                
Сухомлинский В.А. О
воспитании. Книга для родителей.-М.:Просвещение,1985.-143с.

4.                
Айзерман Л.С. Сочинение о
сочинениях. -М:Просвещение, 1986.-160с.

 Здравствуйте, уважаемые родители, ребята и читатели нашего блога!

Весь сегодняшний учебный день мы провели с ребятами вместе. Время уроков пролетало очень быстро, легко и незаметно! 

Учились сегодня с радостью, интересом и удовольствием! 

raspur e1605450770346

Расписание уроков на 17 сентября (пятница)

1. Русский язык

2. Музыка

3. Математика

4. Английский язык

5. Окружающий мир

H HrQ T5fTo

Домашнее задание

Математика: учебник стр. 18 № 5, № 7.

Русский язык: выполнить задание с листочка в тетради в линейку — ссылка тут. (Номер орфограммы можно найти на форзацах учебника).

Литературное чтение (к понедельнику): выбрать одну из трёх частей стихотворения И.А. Бунина «Листопад», выучить её наизусть, приготовиться к выразительному (!) чтению. При желании можно выучить всё стихотворение целиком.

Проект: подготовить и принести в школу материалы для создания открыток ко «Дню учителя». Можно начать делать красивую открытку.

23347932

На уроках…

(нажмите ссылку «Дальше»)

Математика: разминочное упражнение «Верю — не верю» и рабочая тетрадь стр. 12-13 № 1, задача № 2. 

Тема урока: «Уравнение«. Мы встретились с уравнениями с неизвестными множителями. Зная соотношение частей и целого, догадались до правила: чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель. 

Учебник стр. 17-18 решили уравнения № 2, задачи № 4 (а) без краткой записи, но с комментированием. Задачу 6 (а) решили письменно, а № 6 (б) — устно (обсудили подобные задачи). 

Русский язык: каллиграфическая минутка — чистописание стр. 11. Мы обсудили с ребятами проверенные работы и критерии, по которым оценивалось ведение тетради для чистописания. Чистописание — аккуратное, чистое письмо по образцу, обведение по контуру, умение ориентироваться в элементах букв. 

Словарная работа: вокзал, вагон, пассажир. 

На уроке мы продолжаем отрабатывать умение выполнять фонетический разбор слов. 

Упражнение для разминки было таким: запиши слова с помощью транскрипции, проведи полный фонетический разбор только тех слов, у которых количество звуков и букв не совпадает: клён, статья, ягода, поёт, въехал.    

Литературное чтение: в начале урока мы будто побывали на «Поэтическом вечере» — ребята читали стихотворения собственного сочинения, продолжение придуманного нами в классе четверостишия. Получилось потрясающе! Такие образы, звучание, рифмы! Все получились разные, по-своему восхитительные! 

На уроке мы погрузились в мир осенней природы, постарались почувствовать завораживающую красоту леса, проникнуться образами, который создал И. А. Бунин в своем стихотворении «Листопад«, используя контраст, сравнения, олицетворения. В тексте стихотворения мы обнаружили и звукопись, и восприятие природы через запахи… Удивительное стихотворение, непростое, красивое. В первой его части дети обнаружили сравнение, обратили внимание на яркую цветовую картину в первом четверостишии. Почувствовали веселье, которое дарит осенний лес герою — рассказчику. Увидели в описании леса — сказочный терем, нашли в тексте образы башен (ёлочки), резные ставни, оконца… Ощутили праздничную атмосферу за счет цветовой гаммы стихотворения (желтый, синий, голубой, золотой, багряный, лиловый…). Попробовали понять образ — олицетворение «Осень — тихая вдова» (поговорили, о каких потерях может идти речь в контексте осени).  

Во второй части стихотворения каждая строфа начинается со слова «Сегодня…», что позволяет ощутить хрупкость, сиюминутность осенней красоты, ведь завтра всё может измениться… Мы ощутили пространство, свет, воздушность и тишину… Именно тишиной поэт завершает картину пустого и светлого двора. 

Чтобы полностью ощутить красоту природы, важно не только уметь ВСМАТРИВАТЬСЯ и видеть в обычном необычное, но и ВСЛУШИВАТЬСЯ, и по-особенному ВДЫХАТЬ… 

В конце урока мы посмотрели видеоролик В. Уриевского «Стих про стих» (ссылка), обращали особое внимание на работу голоса, приёмы, которые могут захватить внимание слушателя. Наша цель при чтении стихотворений наизусть — погрузить слушателей в содержание стихотворения, в образы при помощи своего голоса, темпа чтения, интонации, пауз. К следующему уроку чтения каждый попробует прочесть наизусть отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Листопад».

Проект: на занятии подготовившиеся ребята прочитали свои сочинения — размышления о важности природы в жизни человека. 

Также мы обсудили в группах задачу, которую перед нами поставили в школе: создать своими руками силами класса открытки для учителей к ближайшему празднику — «День учителя». Это наш творческий мини-проект (есть цель, есть сроки выполнения, есть идеи и представление конечного результата)

Ребята поделились идеями, мы определились с конечным продуктом, записали, какие материалы нам потребуются для создания открыток. В группе разбились на пары и распределили роли: кто-то подбирает стихотворения, кто-то напишет пожелания в прозе, кто-то будет рисовать, кто-то изготовит саму открытку, а кто-то её доработает, украсит. Вместе попробовали сделать черновые макеты открыток — создать наброски — зарисовки. 

Срок изготовления открыток — до 27 сентября. 

Нередко написание сочинений вызывает трудности у многих школьников. Это неудивительно, ведь далеко не каждый может самостоятельно выразить свои мысли и чувства на листе бумаги. Именно для такого случая создаются примерные работы, которые помогают ученикам правильно сформулировать свои мысли. Предлагаем план и несколько шаблонов сочинений по картине Левитана «Золотая осень».

План написания сочинения

Чтобы написать лучшее сочинение и получить высокую оценку, необходимо тщательно подумать, что именно стоит отразить в своей работе. Здесь ключевую роль играет план. Он помогает правильно сформировать структуру текста, чтобы он был построен логично.

В каждом сочинении выделяют 3 части: вступление, основная и заключение.

Итак, вот небольшой план сочинения по картине И. Левитана «Золотая осень» для учеников 4 класса:

  • Вступление. Написать название полотна и ее автора.
  • Основная часть. Отразить задумку художника. Необходимо детально описать все, что отображено на картине.
  • Заключение. Выразить свое отношение к произведению. Нужно показать, какие чувства и эмоции вызывает картина.
  • По этому плану можно коротко и быстро написать удачное сочинение по русскому языку в 4 классе. Также рекомендуется опираться на следующие слова: пейзаж, осень, ясный день, волшебная пора, яркие краски. Они помогут структурировать и детально отразить происходящее на полотне.

    Лучшие варианты сочинений

    Представленные работы не рекомендуется использовать в качестве своей. Эти сочинения по картине И. Левитана «Золотая осень» служит для учеников 4 класса образцом, на который можно только опираться в момент написания.

    Вариант №1

    На своей картине И. Левитан «Золотая осень» изобразил одно из самых красивых и ярких времен года.

    Первое, на что падает взгляд – тонкие березки. Они уже успели надеть золотистые сарафаны из осенних листьев. С некоторых березок уже опала листва. Это легкий осенний ветерок нарушил их покой. Можно заметить, как золотистые листики падают на зеленую траву, кружась в танце.

    Склон, на котором стоят деревья, ведет к тихой речке. Он нее веет спокойствием и безмятежностью. Глубокая речка заставляет подольше остановиться возле картины и детально рассмотреть каждый мазок.

    За небольшим лесом виднеется маленькая деревушка и изумрудные поля. Именно они становятся завершающим штрихом в осенней композиции.

    У многих осень ассоциируется с ненастной погодой, холодом и грустью. Однако автор помог иначе взглянуть на это чудесное время года. На самом деле осень полна яркими краскам, теплом и невероятными пейзажами. Именно за это я люблю природу и свою Родину.  

    Вариант №2

    Передо мной картина известного русского художника И. Левитана «Золотая осень».

    На полотне автор изобразил осень во всей красе. Можно заметить, что преобладающими оттенками в палитре художника стали золотистые, зеленые и голубые цвета.

    Смотря на картину, понимаешь, что автор хотел показать солнечный осенний день. На первом плане я вижу тихую лесную речку. В голубой воде отображается чистое и ясное небо. На левом берегу красуются тонкие березки, усыпанные золотыми листьями. Трава еще зеленая. Предположительно действие происходит в сентябре.

    Вдали на высоком холме виднеется ярко-зеленое поле, рядом с которым стоят маленькие деревенские дома. Возможно, хозяева еще не успели собрать урожай. Им некуда спешить, ведь осень только началась.

    Смотря на картину, я понимаю, что осень – любимое время года И. Левитана. Художник сумел передать настроение и свои чувства, благодаря чему я могу восхищаться красотой своей Родины.

    Вариант №3

    На своей картине «Золотая осень» Левитан изобразил прекрасный пейзаж, от которого веет светом и прохладой. На полотне можно увидеть только теплую палитру цветов, что говорит о любви и восхищении автора этим временем года.

    На картине все выглядит органично. Золотые деревья, ясное небо, слегка пожелтевшая трава и глубокая речка вызывают теплые эмоции и чувства от увиденного. Можно заметить, что автор избегал темных оттенков. Благодаря этому ему удалось продемонстрировать золоту осень во всей красе.

    На переднем плане березовая роща. Некоторые тонкие деревья уже успели смахнуть золотую листву. На другом берегу можно увидеть одинокую березку, которая выделяется на фоне слегка пожелтевших полей и деревьев. Также внимание падает на тихую и глубокую речку. От нее веет спокойствием и легкой прохладой. Осень началась.

    Смотря на картину, возникает желание оказаться там прямо сейчас. Невероятной красоты пейзаж позволяет насладиться настоящей красотой природы. Именно такие чувства и эмоции хотел передать И. Левитан.

    Вариант №4

    Передо мной настоящее произведение искусства – картина И. Левитана «Золотая осень», на которой художник изобразил свое любимое время года.

    Первое, на что падает взгляд – это прохладная речка. Ее безмятежность заставляет задуматься о важных вещах или даже полностью переосмыслить свою жизнь. Она не одинока на этой картине. Ее окружает осеннее золото, благодаря чему картина выглядит гармонично и эстетично.

    Также хочется уделить особое внимание березовой роще. Тонкие деревья расположились вдоль неширокой речки. И только одна березка одиноко стоит на другом берегу. Близ нее возвышаются слегка пожелтевшие деревья. А вдали стоят небольшие деревянные домики. Возможно, это маленькая деревушка.

    Картина И. Левитана « Золотая осень» является моим любимым произведением художника. В ней прекрасно абсолютно все: яркие цвета, ясная погода, золотистые растения и спокойная речка. Она вызывает исключительно положительные эмоции и заставляет иначе взглянуть на холодное время года.

    Итоги

    Как видим, нет ничего сложного в том, чтобы написать красивое сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень» в 4 классе. Представленные нами работы служат исключительно в качестве примера. На них можно только опираться в момент написания сочинения. Важно по-совему посмотреть на полотно и изложить свои эмоции от увиденного.

  • Русский язык сочинение по картине золотая осень 3 класс по картине поленова
  • Русский язык рассказ о слове компьютер
  • Русский язык сегодня проблемы задачи и пути обогащения языковой сокровищницы сочинение
  • Русский язык по немецки как пишется
  • Русский язык сочинение язык мой друг мой