Руководитель проекта:
Маевская Анна Александровна
Учреждение:
МБОУ «Урдомская средняя школа»
В процессе исследовательского проекта по русскому языку «Рассказ о слове» учащимся 3 класса начальной школы была поставлена цель проанализировать слово собака с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове собака. Автор предполагает, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие способности.
Подробнее о проекте:
В индивидуальном исследовательском проекте по русскому языку «Рассказ о слове» ученик 3 класса школы разбирает слово «собака» и доказывает, что изучение этимологии слов позволяет обогатить кругозор, расширить словарный запас, любознательность и развить свои творческие способности. Арсений в своей работе напоминает нам, насколько собака — верный друг и помощник человека.
В практической части исследовательской работы по русскому языку «Рассказ о слове собака» обучающийся 3 класса проводит анкетирование по данной теме среди начальных классов школы и узнаёт их мнение для более конструктивного вывода. Автор в своем проекте старается показать читателям, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому слову.
Учебный проект по русскому языку на тему «Рассказ о слове» направлен на раскрытие таких тем в 3 классе, как:
- Наблюдение за жизнью слова «собака» в русском языке;
- Изучение дополнительной литературы, словарей, энциклопедий о слове;
- Обогащение и расширение словарного запаса.
Оглавление
Введение
- Собака – верный друг и помощник человека
- История происхождения слова, его строение и значение
- Родственные слова
- Друзья – синонимы
- Фразеологические обороты
- Сочетаемость слова
- Жизнь слова в русском фольклоре
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Эта тема мною выбрана не случайно. Мы с первого класса работаем над различными проектами: учебными и внеурочными. В каждом проекте большую часть занимают слова: большие и маленькие, простые и сложные, весёлые и грустные, добрые и злые. И как говорил Лев Николаевич Толстой: «Слово – дело великое».
Наверняка нет на свете человека, который не задумывался бы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг именно так называется. Как рождаются слова? Когда и кем создаются?
А нужно ли искать ответ на эти вопросы? Конечно, нужно! Как гласит народная мудрость: «Если не знаешь имён, то пропадёт и знание вещей». Чтобы хорошо понять прочитанное и увиденное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять словарный запас.
Актуальность проведения данной исследовательской работы состоит в том, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому слову.
Гипотеза:
Предположим, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.
Предмет исследования: слово «собака».
Цель исследования: проанализировать слово «собака» с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове «собака».
Задачи исследования:
- Проследить за жизнью слова в языке.
- Изучить дополнительную литературу, словари, энциклопедию о слове «собака».
- Учиться подбирать текстовую информацию, анализировать её, выделять главное.
- Создать красочные странички исследуемого слова.
- Провести анкетирование среди 2-х, 3-х и 4-х классов по теме, узнать их мнение по данному вопросу.
- Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
1. Собака – верный друг и помощник человека
2020 год – год особенный. Наша страна 9 мая будет отмечать 75-летие Победы над фашистами. Мы много говорим о том, сколько сил в Победу вложили наши прабабушки и прадедушки. Но забываем, что в годы Великой Отечественной войны в армию было призвано около 68 тысяч собак, которые полноценно помогали людям в борьбе с противником.
Собаки доставляли боевые донесения, тянули километры проводов, разминировали города, вывозили с поля боя тяжелораненых бойцов. Оказывали помощь и на поле боя, подползая с медицинской сумкой к раненому. Грели людей в морозы, везли на специальных санях-волокушах в госпиталь и многое другое.
Тысячи лет рядом с нами живет собака — верный друг и помощник человека. Она охраняет стада овец и коров, разыскивает преступников, обнаруживает наркотики, помогает охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стережет государственную границу, водит по улицам потерявших зрение людей, служит физиологам, биологам и космонавтам, играет с детьми — всего не перечислишь.
Человек оценил в собаке ее неприхотливость, выносливость, быстрый бег, острое обоняние, отличный слух; полюбил её за исключительную привязанность к нему, готовность пожертвовать своей жизнью во имя человека. И собака стала самым преданным человеку животным, его лучшим четвероногим другом.
Таким образом, я выбрал данное слово для своего исследования и решил проследить за жизнью слова в русском языке по плану.
2. Жизнь слова в языке
2.1 История происхождения слова, его строение и значение
Слово «собака» — не русское. Считается, что оно попало в русский язык из языка скифов и звучало «сбака» или «збака». Обозначало оно всё ту же собаку. В старорусском языке существовало слово «пёс».
Своё название собака получила от древнего корня соб – (местоимение «себя, собою»), родственное корню собственный, — «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину». Собака – соб = «существо», «собственность».
В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова «собака» определяется как:
- Домашнее животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки.
- перен. О злом, грубом человеке (разг.)
- Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек (просторечное)
- В некоторых сочетаниях: название хищных млекопитающих семейства псовых. Дикая собака динго. Енотовидная собака.
В большом толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля даётся следующее толкование слова «собака»:
Собака – пёс, сторожек, домашнее животное; в обширном значении «пёс» — название родовое, собака, волк, лиса и прочие виды этого рода. Завладев собакой и приурочив ко всем климатам и потребностям своим, человек развёл множество пород её: овчарка, дворняжка, бульдог гончая и прочие. Диких, кроме одичалых, собак нет; думают, что это помесь разных пёсьих видов. Лесовая, зверовая, промышленная собака, сибирская порода местных дворняжек, приучаемых к поиску, облайке, выставке, гону и поимке дичи, на все угоды: они косматы, зубасты, чутки, уши вилами, берут и в одиночку всякого зверя, но до людей кротки. Собака, которая не лает – молчан. Самец – кобель; самка – собачиха; детёныш — кутя, кутёнок, щеня, щенок.
Что же такое собака? Новый иллюстрированный энциклопедический словарь Рыгора Ивановича Бородулина поясняет слово так: собака – домашняя, млекопитающее рода волков. Одно из древнейших домашних животных (одомашнена, очевидно, 15 – 10 тыс. лет назад). Около 400 пород, которые делятся на 4 группы: охотничьи, служебные, спортивно-служебные, декоративные или комнатные. Собаки, особенно охотничьи, обладают острым зрением и тонким обонянием (чутьём). Собаки очень привязаны к человеку, как правило, послушны и легко поддаются дрессировке. Живут 10-12 лет, редко дольше. Наука о собаках – кинология.
Таким образом, слово «собака» имеет несколько лексических значений.
2.2 Родственные слова
Нахожу слова со схожим значением и общим корнем, т.е. родственные слова. Это необходимо, чтобы избежать ошибок при письме. Все мы знаем с первого класса, что подбирать родственные слова необходимо для проверки различных орфограмм.
- собака
- собачКа
- собачОНКа
- собачНИК
- собачЕЙ
- собачИЙ
- собакОВОД
- собакОВОДСТВО
2.3 Друзья — синонимы
Чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, в русском языке используют синонимы. Также их используют для замены часто повторяющихся слов, чтобы избежать однообразия в звучании речи. Какими же словами можно заменить слово «собака»? Я нашёл в словаре следующие синонимы:
- пёс шавка дворняжка
- барбос псина четвероногий
- бобик тузик пустолайка
- моська шарик ищейка
2.4 Фразеологические обороты
Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество изменений и напитался различными словарными оборотами, которые помогают сделать разговор более чётким и понятным или наоборот, образным и извилистым, а предложения изящными. Одними из таких словарных оборотов в предложениях считаются фразеологические обороты. С исследуемым словом я нашёл много фразеологизмов (см. Приложение 2).
Очень интересно находить значения тех или иных фразеологизмов, применять их в разговоре, несмотря на то, что многие слова русского языка давно устарели и потеряли истинный смысл.
2.5 Сочетаемость слова
Однако при построении фраз надо ориентироваться не только на значение слов, но и на их лексическую сочетаемость. Ведь слова не всегда могут употребляться друг с другом. Вот с какими словами может сочетаться слово «собака»:
- добрая послушная лохматая
- злая служебная охотничья
- преданная сторожевая прирученная
7. Жизнь слова в русском фольклоре
Немало лет прошло с тех пор, как предок домашней собаки – дикий волк – пришёл к человеку, да и остался с ним.
Собака стала надёжным другом человека. Она всегда находилась рядом, поэтому быстро завоевала расположение людей. И в речи народа стали появляться пословицы и поговорки, связанные с ней (см. Приложение 3).Тщательно собранные в течение веков нашими предками пословицы, делают нашу речь более насыщенной, красивой.
Жизнь человека и окружающую действительность отражают и загадки. С помощью загадок мы учимся рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Слово «собака» не исключение. Немало загадок придумывали люди, отгадкой которых было слово «собака» (см. Приложение 4).
Таким образом, с древнейших времён пословицы и поговорки, загадки, а также сказки, стихи являются «окошком» в окружающий мир, открывая взаимосвязь всего сущего, учат видеть мир необычным, удивительным, наделённым душой, чувствующим, говорящим с человеком. Они вводят нас в мир художественных образов, знакомят нас с выразительными средствами языка.
Заключение
В результате исследования слова я узнал много нового и интересного о слове «собака». Знать историю слова, о его жизни должен знать каждый человек. Только тогда он может грамотно им пользоваться.
Узнать об истории происхождения слова мне помогли две науки: этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений).
Я прочитал немало сказок, произведений поэтов и писателей. В результате у меня получилась интересная энциклопедическая статья о слове «собака».
А что знают о слове другие ученики? Я решил это выяснить и провёл анкетирование 2а, 3г, 4г классов. В анкетировании приняло участие 70 человек и получил следующие результаты:
- Сколько значений слова «собака» ты знаешь? Запиши. Одно – 70%, два – 23%, три – 3%, не знаю – 4%.
- Подбери однокоренные слова к слову «собака». Да – 34%, нет – 54%, не знаю – 12%.
- Знаешь ли ты со словом «собака»:
- Фразеологизмы – 27%.
- Пословицы – 50%.
- Загадки – 20%.
- Стихи – 63%.
- Сказки – 28%.
- Названия произведений – 19%.
4. Часто ли ты употребляешь слово «собака» в своей речи? Часто – 36%, редко – 12%, не знаю – 52%.
Мой проект «Рассказ о слове» имел важное практическое значение. Я и классный руководитель давали различные творческие задания по русскому языку в 3 классе начальной школы. На уроке русского языка при закреплении материала применял карточки, в заданиях используя исследуемое слово (см. Приложение 5). На внеклассное чтение принесли русские народные сказки, стихи различных поэтов, в которых упоминалось о собаках (см. Приложение 6,7). Попробовали сочинить считалку со словом собака (см. Приложение 8). Учились составлять синквейн, вспоминали названия литературных произведений, в которых есть исследуемое слово (см. Приложение 9).
Когда вся информация о слове «собака» была собрана, то решил написать статью с данным словом. Я создал красочные странички: нарисовал собаку, оформил найденную информацию в соответствии со схемой (см. Приложение 1).
Хочу сказать, что выбирать из словарей, справочников, энциклопедий, художественной литературы, сети Интернет и оформлять только нужную информацию это не так-то просто. И у меня это получилось (см. Приложение 10).
Вывод: Данная работа, на мой взгляд, интересна и актуальна. Изучение этимологии любого слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.
Список литературы:
- Баско Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 184 с.
- Гуркова И.В. Морфемно-словообразовательный словарь. Как растёт слово? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 192 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3. – М.: Русский язык, 1998. – 869 с.
- Зотова С.В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? (1-4 классы) – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 208 с.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь/ Редкол.: Р.И. Бородулин и др. – М.: Большая рос. Энцикл.: Изд.дом «Экон.газ.», 1995. – 892 с.
- Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
Приложения к проекту
Приложение 1
Слово – «___________________»
1.
2. Лексическое значение слова:
3. Однокоренные слова:
4. Синонимы:
Антонимы:
Фразеологизмы:
5. Сочетаемость слова:
6. Пословицы и поговорки:
Загадки:
7. Предложения с этим словом:
Приложение 2
Фразеологические обороты
Собаку съел. Имеет большой опыт, навык, хорошие знания в чём-либо. Выражение возникло на базе поговорки, зафиксированной В. И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень и очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение («мастер на что-либо») возникло уже у сокращённой формы «собаку съел»: тот, кто сделал или может сделать что-либо очень и очень трудное, является, несомненно, мастером своего дела.
Собак гонять. Бездельничать. Грубоватое выражение и очень обижает собаку – большого друга человека. Но если поискать объяснение этому выражению, то о собаках нам беспокоиться не придётся. Оказывается, в русских говорах слово собака имеет значение «шар» или «чурка», которые гоняют в играх футбольный мяч. Но игра не работа, поэтому выражение и стало означать «бездельничать» бывает, что мама говорит сыну: «Довольно собак гонять, пора за дело приниматься, вот математику совсем запустил».
Как кошка собакой живут. Так говорят о постоянно ссорящихся людях.
Как собака на сене. Так говорят о человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не даёт.
Вот где собака зарыта. Вот в чём суть дела, в чём причина.
Как собак нерезаных. Так говорят, когда очень много кого-нибудь
Как собака устал (голоден, замёрз, золи о других неприятных состояниях, ситуациях). Очень сильно.
Ни одна собака. Никто.
У попа была собака. О бесконечном повторении одних и тех же слов, поступков.
Каждая собака (прост). Каждый, все.
Как не вертись собака, а хвост позади. Как ни пытайся скрыть свою сущность, своё нутро, все равно по всему видно, что ты за человек.
Как собаке пятая нога. О совершенно ненужной, являющейся обузой, вещи.
Не будите спящую собаку. Не раздражайте злого или горячего человека.
С лихой собаки хоть шерсти клок. Когда нельзя получить от кого-либо много, рады получить хоть что-нибудь, пусть незначительное.
С собаками не сыщешь. Очень трудно разыскать.
Свои собаки грызутся, чужая не приставай. Не вмешивайся не в своё дело.
Собака лает, ветер носит. Не вмешивайся не в своё дело.
Собаке – собачья смерть. О позорной смерти дурного человека.
Приложение 3
Поговорки и пословицы
- Собака собаку в гости звала. «Нет, нельзя, недосуг». – «А что?»- «да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперёд забегать да лаять».
- У всякой собаки своя кличка.
- «Собака, что лаешь?» — «Волков пугаю».
- «Собака, что хвост поджала?» — «Волков боюсь».
- У нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют.
- Собака лает – ветер носит.
- На охоту ехать – собак кормить.
- Маленькая собачка до старости щенок.
- Собаки лают, а караван идёт.Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
- Как собака на сене: и не ест, и другим не даёт.
- Собака – верный друг человека.
- Не замахивайся палкой – и собака не залает.
- И собака помнит, кто её кормит.
- Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
- Без собаки зайца не поймаешь.
- Видит собака молоко, да рыло коротко.
- Встарь бывало: и собака с волком живала.
- Не всяка собака кусает, которая лает.
- Собака на сене лежит, и сама не ест и другим не даёт.
- Собаке собачья смерть.
- Свои собаки дерутся, чужая не приставай.
- Маленькая собачка до старости щенок.
- Собака человеку – неизменный друг.
- Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
- Без собаки зайца не поймаешь.
- На смелого собака лает, а трусливого кусает.
- Собаки лают, а караван идёт.
Приложение 4
Загадки
1. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
2. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
3. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
4. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
5. Собой не птица,
петь не поёт,
кто к хозяину идёт –
она знать даёт.
6. Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок –
Взрослая СОБАКА
7. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит
Дом сторожит.
8. Громко лает во дворе,
Отдыхает в конуре.
Сторожит хозяйский дом
И виляет мне хвостом.
9. С хозяином дружит,
Ему верно служит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком..
10. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
Приложение 5
Приложение 6
Русские народные сказки
А зайчик говорит:
— Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
(«Лиса, заяц и петух»)
Мужик едет, а лиса вперёд бежит, стал мужик подъезжать к дому, свистнул своим собакам и притравил лисицу.
(«Мужик, медведь, и лиса»)
— Терентий, кто там едет? – спрашивает лисица, услышав конский топот и собачий лай.
(«Лиса и тетерев»)
Жил себе мужик, у него была добрая собака, да как устарела – перестала и лаять, и оберегать двор с амбаром. Не хотел мужик кормить её хлебом, прогнал со двора. Собака ушла в лес и легла под дерево издыхать.
(«Медведь, собака и кошка»)
Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.
(«Заяц-хваста»)
Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.
А дома старуха печёт блины, а собака за столом:
-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.
Старуха бросит ей блин:
— Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут.
Собака съест блин и опять:
-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.
(«Морозко»)
Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. А в лесу стук, гром, свист, черепа лес освещают. Страшно стало Марьюшке. Глядь, собака бежит:
— Ав! Ав! Марьюшка, не бойся, родная, иди! Будет ещё страшнее, не оглядывается.
(«Финист – ясный сокол»)
А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики, чего нет, и то видят»
(«У страха глаза велики»)
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала. Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
(«Лиса и заяц»)
Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.
(«Заяц-хваста»)
Лиса открыла глаза, увидела собак – и наутёк. А собаки – за ней. Едва добралась до своей норы.
Залезла в нору, отдышалась маленько и начала спрашивать:
— Глазки, глазки, что вы делали?
— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.
— Ушки, ушки, что вы делали?
— Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.
(«Лиса и дрозд»)
— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали не выгнали, серый волк гнал, гнал – не выгнал, старый медведь гнал, гнал – не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
(«Заюшкина избушка»)
Приложение 7
Жизнь слова в стихотворениях поэтов
Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на слона!
(И. А. Крылов. «Слон и Моська»)
Есть школа в Москве
Эта школа зовётся
Школой служебного собаководства.
(Э. Н. Успенский «Про собак»)
Над нашей квартирой
Собака живёт.
Лает собака
И спать не даёт.
(Э. Н. Успенский «Над нашей квартирой»)
Красота! Красота!
Мы везём собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку- забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!
(С. В. Михалков «Песенка друзей»)
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзинку, картонку
И маленькую собачонку.
(С. Я. Маршак «Багаж»)
В лесочке, над рекой,
Построена дачка.
На дачке живёт
Небольшая собачка.
(Б. В. Заходер «Собачкины огорчения»)
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.
(Э. Н. Успенский «Память»)
Приложение 8
Считалки
Бежала собака
На четырёх лапах.
Раз-два-три-четыре –
Кого она догоняет –
Того водящим выбирает.
Ты, собака, не лай,
Лучше деток догоняй,
А как догонишь, не зевай,
От них быстрее убегай!
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится,
То собака свалится.
Приложение 9
Жизнь слова в названиях произведений литературы
В. Осеева. «Собака яростно лаяла».
И. Токмакова. «Купите собаку».
Р. Сеф. «Кто любит собак».
Л. Толстой. Лев и собачка.
Михаил Зощенко. Умная собака.
С. Я. Маршак. Собака Динго.
Корней Чуковский. Собака Авва ищет рыбака.
Приложение 10
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Раскалённое небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля, а также другие планеты.
2. Однокоренные слова: солнышко, солнечный.
Синонимы: светило.
Антонимы: —
Фразеологизм: Место под солнцем (право на существование)
4. Сочетаемость слова: яркое, красивое, жаркое, магматическое … (солнце).
5. Пословица. Месяц – серебро, а красное солнышко – золото.
6. Загадка. Доброе, хорошее, на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит.
7. Предложение. С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Распространенная растительность зелённого цвета.
2. Однокоренные слова: травинка, травушка.
Синонимы: газон.
Антонимы: —
Фразеологизм: Хоть трава не расти. (безразличие)
4. Сочетаемость слова: весенняя, высокая, сочная, первая… (трава).
5. Пословица. Худую траву с поля вон.
6. Загадка. Весной появляется,
А зимой скрывается. Что это?
7. Предложение. Вышла на улицу и пробежалась по зелёной травке.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Товарищ, названный брат, побратим, но не родственник.
2. Однокоренные слова: дружить, дружба, друзья.
Синонимы: товарищ, приятель.
Антонимы: — враг, недруг.
Фразеологизм: Друг ситный.
4. Сочетаемость слова: лучший, верный, хороший… (друг).
5. Пословица. Без друга – на сердце вьюга.
6. Загадка. На контрольной даст списать,
С ним всегда легко болтать.
Если надо, даст совет,
Знает мой любой секрет.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный… (друг)
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
1.Одно из трёх состояний воды.
2. Холодная, замёрзшая вода.
2. Однокоренные слова: ледяной, ледышка, гололёд.
Синонимы: —
Антонимы: —
Фразеологизм: Лёд тронулся. (дело сдвинулось с мёртвой точки)
4. Сочетаемость слова: крепкий, прозрачный, холодный… (лёд).
5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..
6. Загадка. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
7. Предложение. Над землёй мороз.
Что не тронь – всё лёд. (В. Цой).
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Сравнительно небольшое крестьянское поселение.
2. Однокоренные слова: деревушка, деревенский.
Синонимы: — село, хутор.
Антонимы: —
Фразеологизм: Потемкинская деревня ( обман с явной целью приукрасить положение).
4. Сочетаемость слова: родная, любимая… (деревня).
5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..
6. Загадка. Город царство,
А деревня рай.
7. Предложение. Туристы приехали посмотреть на дивную деревню.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
одно из четырёх времён года, между весной и осенью, характеризующееся наиболее высокой температурой окружающей среды..
2. Однокоренные слова: летний.
Синонимы: — сезон.
Антонимы: — зима.
Фразеологизм: Бабье лето ( тёплые, солнечные дни в конце сентября).
4. Сочетаемость слова: жаркое, весёлое, урожайное… (лето).
5. Пословица. Худо лето, когда солнца нету.
6. Загадка. Солнцем озеро согрето,
Всех зовёт купаться лето.
7. Предложение. Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
1.Домашнее животное семейства псовых.
2. О злом, грубом человеке.
2. Однокоренные слова: собачка, собачонка, собачий, собаковод.
Синонимы: пёс.
Антонимы: —
Фразеологизм: Собаку съесть (много повидать и испытать). Жить как кошка с собакой (в постоянной вражде).
4. Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая… (собака).
5. Пословица. Всякая собака на своём дворе хозяйка. Собака друг человека.
6. Загадка. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди –
Лучше в дом не заходи.
7. Предложение. Собаку держать – это вовсе не шутка.
Построить собачью ей надобно будку.
Весь день мастерил и – Ура!
Готова собачке моей конура.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.
2. Однокоренные слова: добрый, доброта, добряк.
Синонимы: человечный, душевный, благой.
Антонимы: — зло.
Фразеологизм: По доброте душевной; пользоваться добротой.
4. Сочетаемость слова: вечное, желанное… (добро).
5. Пословица. Учись доброму, так худое на ум не пройдёт.
6. Загадка. Его не видишь, но вид его приятен.
7. Предложение. Самое главное в человеке – это добро и честность.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Влага, прозрачная бесцветная жидкость, напиток..
2. Однокоренные слова: водица, водичка, водный.
Синонимы: — влага.
Антонимы: — сушу.
Фразеологизм: Быстрая вода (что-то быстро уходит)
4. Сочетаемость слова: сильная, быстрая… (вода).
5. Пословица. На текущую воду замок не повесишь..
6. Загадка. На дворе переполох:
С неба сыпется горох.
7. Предложение. И для людей, и для зверей
Нет ничего воды ценней.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Название различных пород жвачного парнокопытного животного с ветвистыми рогами.
2. Однокоренные слова: оленёнок, олений, оленьи, оленевод.
Синонимы: — лань, косуля, козуля.
Антонимы: —
Фразеологизм: Благородный как олень. (отличавшийся красотой и изяществом; высоконравственный, честный, мужественный)
4. Сочетаемость слова: благородный, северный, пятнистый, ездовой… (олень).
5. Пословица. От оленя останутся рога, от человека – имя.
6. Загадка. Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный
Любит снежные луга.
7. Предложение. Моя душа – олень громадный – псов обезумевших
стрехнёт! (В. Набоков)
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Состояние атмосферы в данной области, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
2. Однокоренные слова: жаркий.
Синонимы: — зной, пекло.
Антонимы: — холод, мороз
Фразеологизм: Ни жарко, ни холодно . (всё равно, безразлично)
4. Сочетаемость слова: первая, летняя, поздняя… (жара).
5. Пословица. Жара в шапку не нагребешь.
6. Загадка. С утра мы бегаем по полю.
Набегались, конечно вволю.
К тому же, наш футбольный мяч,
Вдруг стал, как Колобок, горяч.
Уже – двенадцать, в тень пора,
На солнце страшная … .
7. Предложение. Появилась жара. И рады мы.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.
2. Однокоренные слова: берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый.
Синонимы: —
Антонимы: —
Фразеологизм: Заблудиться в трёх берёзках . (не мог разобраться в чём-либо простом)
4. Сочетаемость слова: нарядная, белая, кудрявая… (берёза).
5. Пословица. Берёза не угроза: где стоит там и шумит.
6. Загадка. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки.
7. Предложение. Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
(С.Есенин)
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
1.Человек, отличившийся своей храбростью, доблестью и совершающий подвиги.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
2. Однокоренные слова: героизм, героический, геройский.
Синонимы: — храбрец.
Антонимы: — трус.
Фразеологизм: Герой не моего романа. (о мужчине который не нравится)
4. Сочетаемость слова: сильный, мужественный, отважный… (герой).
5. Пословица. Кто за правду герой, тот истинный герой.
6. Загадка. В огне – не горит, в воде – не тонет.
Кто всегда придёт на помощь и спасёт от всех бед.
7. Предложение. Героев нужно знать в лицо.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
1.Время года, следующее за летом и предшествующее зиме.
2. Время заката, увядания. «Осень жизни, как и осень года. Надо благодарно принимать».
2. Однокоренные слова: осенний.
Синонимы: — храбрец.
Антонимы: — весна.
Фразеологизм: Осень на носу. (приближение холодов)
4. Сочетаемость слова: золотая, поздняя, дождливая… (осень).
5. Пословица. От осени к лету назад поворота нету.
6. Загадка. Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
7. Предложение. Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Большая радость.
2. Однокоренные слова: счастливый, счастливчик.
Синонимы: — радость, удача.
Антонимы: — несчастье, горе.
Фразеологизм: Ковать счастье. (Стремиться к построению благополучной жизни, решению каких-то проблем . )
4. Сочетаемость слова: семейное, женское, великое… (счастье).
5. Пословица. Семья – это важно, ответственно сложно, но счастье найти одному невозможно!
6. Загадка. Пусть на улице ненастье,
Побыть с родными – это … .
7. Предложение. Есть счастье у нас поверьте,
И всем дано его знать.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Поленья для топки.
2. Однокоренные слова: дровней, дровокол, дровосеки.
Синонимы: —
Антонимы: —
Фразеологизм: Кто в лес, кто по дрова. (нет согласия)
4. Сочетаемость слова: сухие, мокрые, колотые… (дрова).
5. Пословица. Бабушка на печь, а дед по дрова.
6. Загадка. Кривы, корявы, залегли, как павы.
А как стали горячи, облизали кирпичи.
7. Предложение. Для него люди – как дрова.
(Шумилов П.Р. «Слово о драконе»)
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
2. Однокоренные слова: друг, дружелюбный.
Синонимы: — приятельство.
Антонимы: — вражда.
Фразеологизм: Не в службу, а в дружбу. (от чистого сердца)
4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая… (дружба).
5. Пословица. Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
6. Загадка. Сам не подойдёшь, её не обретёшь.
7. Предложение. Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил.
Учебник
Часть 1. Упражнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
Проверь себя (страница 10)
1
2
3
4
Проверь себя (страница 38)
1
2
3
4
Проверь себя (страница 71)
1
2
3
4
5
6
7
Наши проекты: Рассказ о слове (страница 72)
1
Проверь себя (страница 100)
1
2
3
4
5
6
7
Наши проекты: Семья слов (страница 101)
1, 2, 3
Проверь себя (страница 141)
1
2
3
4
Наши проекты: Составляем орфографический словарь (страница 142)
1
2, 3
4
Учебник
Часть 2. Упражнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
Наши проекты — Зимняя страничка (страницы 60-61)
1
2
3
4
5
6
7
Проверь себя (страница 62)
1
2
3
4
Проверь себя (страница 89)
1
2
3
4
5
6
Наши проекты — Имена прилагательные в загадках (страница 90)
1
2
Проверь себя (страница 98)
1
2
3
4
Проверь себя (страница 130)
1
2
3
4
5
6
7
8
Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Переворачиваем планшет.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Загадку.
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
Утро
Пишем — «утро».
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед
Пишем — «обед».
Произносим — [а]бе[т].
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Пишется — «вопрос».
Произносится — «в[а]прос».
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Пишем — «красота».
Говорим — «крас[а]та».
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет
Пишем — «свет».
Произносим — «свет».
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Пишем — «чистота».
Говорим — «чист[а]та».
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
- Почему октябрь назвали октябрем?
- Моя любимая буква «А»
- Моя любимая буква «Б»
- Проект «Живая азбука»
- Почему сентябрь назвали сентябрем?
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
На сегодня все!
До новых встреч!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ясенецкая средняя школа
Проект по русскому языку
«Энциклопедия слова ДОЖДЬ»
2020 г
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Слово дождь в истории языка и человечества…
1.1 Этимология слова дождь
1.2 Слово дождь и его лексическое значение
1.3 Фонетический разбор слова «дождь»
1.4 Морфемный разбор слова «дождь
1.5 Слово дождь в сочетаниях с другими словами
Глава II. Слово дождь в устном народном творчестве и русской классической литературе…
2.1 СЛОВО И ЕГО РОДСТВЕННИКИ
2.2 СЛОВО И ЕГО СИНОНИМЫ
2.3 СЛОВО И ЕГО АНТОНИМЫ
2.4 Слово во фразеологизмах
2.5 Слово в фольклоре .Пословицы. Поговорки.
2.6 Слово в живописи
2.7 Слово в музыке
2.8 Слово в других языках
2.9 Слово в поэзии
2.10 СЛОВО В НАЗВАНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ
2.11 Народные приметы о дожде
2.12 Загадки про дождь
2.13 Потешки про дождик
2.14 Заклички про дождь
2.15 Пальчиковая гимнастика
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Десятки миллионов людей всех возрастов, всерьёз изучающих русский язык, нуждаются в разъяснении, в истолковании слов русского языка. «Толковый словарь» В. И. Даля занял почётное и прочное место в истории русской культуры. Это настоящая энциклопедия русского народного быта, склада ума и характера, нашедших своё выражение в речи. Словарь Даля далеко выходит за пределы, которые ограничивают обычные филологические словари: он объясняет и предметы, характеризующие русский народный быт, и поверья, и приметы, связанные с сельскохозяйственным календарём, а также даёт множество других этнографических сведений. Толкуя то или иное слово, В. И. Даль подбирает множество синонимов, свидетельствующих об исключительном богатстве русского языка, его гибкости и выразительности, он показывает безграничные словообразовательные возможности русского языка. Академик Грот, один из первых исследователей «Толкового словаря», вскоре после выхода книги писал: «Словарь Даля — книга не только полезная и нужная… это — книга занимательная: всякий любитель отечественного слова может читать её или хоть перелистывать с удовольствием. Сколько он найдёт в ней знакомого, родного, любезного, и сколько нового, любопытного, назидательного! Сколько вынесет из каждого чтения сведений драгоценных и для житейского обихода, и для литературного дела». Созданию словаря В.Даль посвятил свою жизнь.
В наше время словарей и справочников много, из них можно узнать все о словах, но удобней было бы создать словарь для одного слова, где будет помещена информация только об одном слове (его происхождение, лексическое значение, орфоэпические и орфографические нормы и т.д.). Это будет энциклопедия одного слова.
Так как одним из источников культуры речи являются толковые, орфографические, орфоэпические, синонимические, омонимические, антонимические и другие словари, эти справочники решают вопросы культуры речи каждый в своем плане. Широкому читателю нужен такой словарь, который максимально бы удовлетворял потребность в овладении культуры речи, помогал бы избежать языковых ошибок.
Для составления словаря одного слова учитель русского языка Лариса Борисовна дала мне общеупотребительное слово дождь.Слово это очень древнее.
Мне стало интересно, как в литературе , культуре и в жизни человек воспринимает слово дождь, как это слово используется в речи.
Проблема: Нам всем с детства очень знакомо словодождь, но мы не задумывались над его происхождением, над тем, как часто и в каком значении оно употребляется в разных сферах человеческой жизни.
Актуальность проблемы: Дождь как природное и языковое явление привлекает и завораживает людей с древности и по сей день. С древних времён дождь имел огромное значение в жизни природы и людей.
Дождь, как нечто за гранью понимания, быстро оброс в сознании древнего человека всевозможными легендами и поверьями. При невозможности объяснить природу дождя, люди нередко приписывали ему магические свойства. Они были уверены: их жизнь во многом зависит от дождя .
Естественно, дождь нашел своё отражение и в фольклоре, и в литературе, и в культуре народов мира. Сейчас я рассмотрю жизнь словадождь в разных аспектах.
Цели исследования: создание энциклопедии слова дождь.
Задачи:
Изучить и проанализировать словарные статьи о слове дождь, познакомиться с приметами, загадками, пословицами и поговорками .
Проследить , как через изучение слова дождь обогащается словарный запас человека и как в языке отражается духовная жизнь народа,
Обобщить полученные результаты.
Составить энциклопедию слова дождь.
Представить результаты исследования в печатной версии и презентации.
Объект исследования: лексика, слово дождь
Предмет исследования: лингвистика
Методы исследования: работа с научной и художественной литературой, поисковый и сравнительный анализ, обобщение.
Рабочая гипотеза: я предполагаю, что , изучив слово «дождь» с точки зрения его лексического значения, его этимологии, проследив «жизнь» этого слова в языке, в фольклоре, в литературе, искусстве, я создам «Энциклопедию слова «дождь».
ГлаваI. Слово « дождь» в истории языка и человечества
Этимология слова дождь.
Почему дождь дождем называют? Многие люди задумывались, почему дождь назвали дождем. Но не каждый знает, откуда родом слово «дождь».
Относительно происхождения этого слова имеется несколько версий. Одну из них приводят, в частности, этимологические словари Крылова и Фасмера: слово «дождь» родственно норвежскому слову «моросить» (dysja), норвежским и шведским «мелкий дождь» (соответственно dusk-regn и regn-dusk), древнеисландскому «пыль» (dust). Считается, что образовано оно на основе одного из индоевропейских корней dheus, значение которого – «распыляться в воздухе».
Есть и другая версия: дождь» – это видоизмененное « «даждь» (др.-слав. «дай»), обращение к самому могущественному древнеславянскому божеству, Даждь-богу, позже благополучно перекочевавшее в молитву «Отче наш». Учитывая то, насколько люди в древние времена зависели от погодных условий, какой трагедией для наших предков мог обернуться засушливый и, как результат, неурожайный год, это объяснение выглядит вполне правдоподобным.
1.2. Лексическое значение
(Толковый словарь В.И. Даля) Дождь-вода в каплях или струях из облаков.
(Толковый словарь С.И.Ожегова) ДОЖДЬ, -я, м. 1. Атмосферные осадки в виде водяных
капель, струй. Идет д. Осенние дожди. Проливной д. Д.
льет как из ведра. 2. перен. О чем-н. падающем во
множестве. Искры сыплются дождем. Д. конфетти. *
Звездный (метеорный) дождь — появление в ночном небе
множества падающих звезд (метеоров). Сухой дождь —
обильное выпадение мельчайших частиц пыли во время
пыльных бурь. || увел. дождина, -ы, м. (к 1 знач.). || прил. дождевой, -ая, -ое (к 1 знач.).
1.3 Фонетический разбор слова «дождь»
Дождь — слово из 1 слога: дождь. Ударение ставится однозначно на единственную гласную в слове.
Транскрипция слова: [дошт’]
д — [д] — согласный, звонкий, твёрдый парный,
о —[о] — гласный, ударный
ж — [ш] — согласный, глухой парный, твёрдый
д — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий
ь — не обозначает звука
В слове 5 букв и 4 звука.
1.4 Морфемный разбор слова «дождь»
дождь
1.5 Слово дождь в сочетаниях с другими словами.
В устной и письменной речи слово «дождь» может приобретать разную окраску в зависимости от относящихся к нему прилагательных – они говорят о характере дождя, его особенностях.
Проливной дождь – сильный, обильный; обложной дождь – длительный, затянувшийся. Меланхоличный моросящий, почти незаметный, дождь навевает дремоту; шаловливый и теплый слепой дождь с солнечными каплями-искорками приносит веселье.
Мрачный грозовой дождь нагоняет ужас; резкий снежный дождь больно сечет лицо – так, что на глаза наворачиваются слезы.
Полосовой дождь – как зебра, играет с людьми: выглянул-спрятался, и не скрыться от него нигде, только прошел – и снова здесь…
Дожди – как люди, все они разные и не похожие друг на друга. Что же касается того, как именно идет дождь, то и здесь вариантов не меньше: он моросит, капает с неба, льет стеной, бежит ручьем…
Величаво и строго марширует прямой дождь, хлещет косой ливень, ложится извилистыми плетьми дождь в ветреную погоду, называемый в народе «косохлест» или «подстега». Течет бурными потоками по земле летний ливень, а мелкий осенний грибной дождичек почти полностью впитывается в сухую землю.
У каждого дождя – свой характер, и все они ведут себя по-разному. Интересный факт: в основных европейских языках, английском, французском и немецком, говорят просто «дождит» (в английском также – «дождь падает вниз»). В противоположность им, у славян дождь всегда – личность, «он», практически одушевленная сила, по-разному проявляющая себя. Поэтому для его описания и названия и употребляется столько различных слов.
Глава II. Слово дождь в устном народном творчестве и русской классической литературе…
2.1 СЛОВО И ЕГО РОДСТВЕННИКИ
Дождавшись | Дождевка |
Дождаться | Дождемер |
Дождивший | Дождеприемник |
Дождило | Дождик |
Дождись | Дождина |
Дождит | Дождинка |
Дождить | Дождичек |
Дождь | Дождище |
Дождящий | Дождливейший |
Дождевой | Дождливость |
Дождевание | Дождливый |
Дождевалка | Дождавшийся |
Дождевальный | Дождевик |
2.2 СЛОВО И ЕГО СИНОНИМЫ
ДОЖДЬ — осадок, слякоть, ситничек, проливень, дождик, дождище, ливень, дождина, дождичек, дождишко, примочки.
2.3 СЛОВО И ЕГО АНТОНИМЫ
ДОЖДЬ – 1) ВЁДРА
2) СОЛНЦЕ
2.4 Слово во фразеологизмах
Фразеологизмы про обычный дождь
Проливной дождь
Грибной дождь
Затяжной дождь
Моросящий дождь
Пелена дождя
Дождь стеной
Дождь (льет) как из ведра
Идёт дождь
Фразеологизмы про необычный дождь
Золотой дождь (большое богатство)
Свинцовый дождь
Фразеологизмы про космический дождь
Метеоритный дождь
Звёздный дождь
Крылатое выражение поэта про дождь
Одни поддельные цветы дождя боятся
(И.А. Крылов, «Цветы», см. крылатые выражения Крылова)
Прочие фразеологизмы к слову дождь
После дождичка в четверг
Словно грибы после дождя
Ждать как дождя в засуху
Человек дождя
2.5 Слово в фольклоре
Пословицы
Быть бы ненастью, да дождь помешал.
Дождь – мужику рожь.
Весенний дождь лишним не бывает.
Дождь в мае хлеба поднимает.
Дождём покрыто, ветром огорожено.
Весной дождь парит, а осенью мочит.
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
У кого на сердце ненастно, у того и на всякий день дождь.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.
Ранний дождь озолотит, а поздний разорит.
Дождливое лето хуже осени.
Дождь вымочит, солнышко высушит, буйны ветры голову расчешут.
Дождь как из ведра.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Дождь прибьёт, солнышко поднимет.
Поговорки
Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.
Будет дождь — будет и вёдро.
От туч, что уже позади, дождя не жди.
Туча летуча, а дождь — бегун.
Убежал от дождя — попал под град.
По капле дождь, по росинке роса.
Просит осетр дождя, в Волге лежа.
Даст небо дождь, а земля — рожь.
После дождя бурку не бери.
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
Цену плаща узнают в дождь.
Промокший не боится дождя..
Жара рождает ветер, прохлада — дождь.
Как в май дождь, так будет и рожь.
Вскочил, как пузырь от дождя.
Дождь — не дубина, а я не глина.
Дождь в засуху — золотой дождь.
2.6 Слово в живописи (Приложение 1)
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«После дождя»
Архип Иванович Куинджи.
«После дождя»
Иван Иванович Шишкин.
После дождя. Этюд леса.
Исаак Ильич Левитан.
После дождя. Плёс.
2.7 Слово в музыке
«Дождь»группа ДДТ
«Летний дождь» Игорь Тальков
» Художник, что рисует дождь» Анжелика Варум
«Разговор о дожде» Леонид Агутин
«В Петербурге сегодня гроза» Алла Пугачева
«Дожди» Игорь Корнелюк
«В городе дождь» Уматурман
«Косые дожди» Марина Хлебникова
2.8 Слово в других языках
азербайджанский: yağış
армянский: անձրեվ
башкирский: ямғыр
белорусский: дождж
болгарский: дъжд
венгерский: eső
древнепрусский: aglō
жемайтский: lītos
иврит: גשם, מטר
итальянский: acquazzone
казахский: жауын, жаңбыр
латгальский: leits
латинский: pluvia, imber, pluit
латышский: lietus
2.9 Слово в поэзии
«В ДОЖДЬ» Агния Барто
«В ОКНА ДОЖДИК ГУЛКО СТУКАЛ…»Сергей Северный
«ВЕСЕННИЙ ДОЖДИК»Галина Голова
«ДОЖДИК«З. Александрова
«ДОЖДИК«Б.В. Заходер
«ДОЖДИК«Ирина Токмакова
«ДОЖДИК«Саша Чёрный
«ДОЖДЬ»С.Я. Маршак
«ЛИВЕНЬ»С.В. Михалков
2.10 СЛОВО В НАЗВАНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ
«Песочный дождь» (2008 год)
«Майский дождь» (2012 год)
«Летний дождь» (2006 год)
2.11 Народные приметы о дожде (Приложение 3)
Большие дождевые пузыри — к ненастью и пущему дождю.
Вечерняя радуга — к ясной погоде, утренняя —дождливой.
Видна вся дуга радуги — к дождю.
Вода в реке пенится — к дождю.
Вода течет, пенясь, — скоро будет дождь.
Вода течет пенясь — скоро будет дождь. Волна бьет навстречу текучей воде — быть дождю. Пузыри на воде — к пущему дождю.
Вода чиста как никогда — к дождю.
Воробей купается в луже — к теплу, а ворона — к дождю и холоду.
Воробьи в пыли купаются, или щебечут — к дождю.
Воробьи сидят напыжившись — к дождю.
Восточные и западные ветры чаще всего предвещают дожди.
Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню.
Грачи пасутся на траве — к дождю.
Гуси моются — перед дождем.
Двойная (тройная) радуга — признак дождливой погоды.
Если весной снег тает от солнышка — будет урожайный год, от дождя — жди засуху.
Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
2.12 Загадки про дождь Приложение 2
Ходил, бродил по крыше,
То громко, то потише.
Ходил, бродил, постукивал,
Хозяев убаюкивал.
Дождь
Его просят, его ждут,
А как придет –
Прятаться начнут.
Дождь
По крышам прохаживается.
К работе прилаживается.
Стукнет, брякнет молоточком
По деревьям и досочкам.
Молоточек водяной
И стоит в саду стеной.
Дождь
2.13 Потешки про дождик
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять —
Мы промочим ножки.
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
Дождик, дождик,
Кап да кап!
Ты не капал бы
На пап,
Ты не капал бы
На мам —
Приходил бы лучше
К нам:
Папам — сыро,
Мамам — грязно,
Нам с тобою —
Распрекрасно!
Дождик, дождик, крапани,
Куплю тебе три кони!
Дождик, дождик, перестань,
Куплю тебе горностай,
2.14 Заклички про дождь
Дождик, дождик, пуще,
я насею гущи,
цельну кадушку,
сверху лягушку!
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь поливай!
Туча, туча,
Дождь не прячь!
Лейся, дождик,
Дам калач!
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба краюшку,
Щей черепушку,
Дам тебе ложку —
Кушай понемножку!
Дождик, дождик, пуще.
На мамину капусту,
На папин лен
Поливай ведром.
2.15 Пальчиковая гимнастика
«Непослушный дождик»
Дождик — кап!
Дождик – кап! Ударяют указательным пальцем
То сильней, то тише. одной руки по ладони другой.
Не стучи, не стучи, Грозят пальцем.
Не стучи по крыше!
Непослушный какой! Укоризненно качают головой.
Погоди, не лейся!
Заходи к малышам Манят руками.
И в тепле погрейся! Кладут ладони на плечи,
скрестив руки на груди.
«Грибной дождик»
Дождевые капли, Хлопают правой ладонью по левой.
Прыгайте в ладошки! Так же хлопают по правой ладони.
Дождевые капли, Шлепают ладошками по ножкам
Вымойте мне ножки! от лодыжки вверх.
Дождевые капли, Стучат правой рукой по левому плечу сзади.
Бейте по спине! Левой рукой стучат по правому плечу.
Дождь грибной, но нужно Тянутся обеими руками вверх,
Подрасти и мне! выпрямляя спину.
Подвижное упражнение «Дождик»
Капля раз, прыжок на носочках, руки на поясе Капля два, прыжок на носочках, руки на поясе Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе А потом, потом, потом 8 прыжков на носочках, руки на поясе Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, развести руки в стороны От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом
Заключение
Работая над этим проектом, я изучила много самых разных источников. Интересно было работать со словарями, Интернет-ресурсами.
В заключение хотелось бы отметить, что
— я узнала о различных типах словарей, познакомилась со структурой словарных статей.
— познакомились с этимологией словадождь, его значениями в разных источниках, исследовала «жизнь» слова дождь в фольклоре, литературе и в живописи.
— поняла, что создать полную энциклопедию очень сложно, так как слово, его смыслы можно разбирать с различных точек зрения и всегда найдётся что-то новое.
Список литературы
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова. – 4 изд. Дополненное. – М.: ООО «Инфотех», 2010. – 944с
2. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под. Ред. Ф.П.Филина. – М.: Просвещение, 1981. – 463с.
3. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова. Переработанное издание. 100 тысяч слов. М.: «ЛадКом» — 2011, 848с.
4. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок.1500 ил. / В.И.Даль. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – 348с.
5. Русские пословицы и поговорки / Сост. А.И.Соболев. – М., 1983
6. http://zagadochki.ru/zagadki-pro-hleb-s-otvetami.html
7. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-produkty/zagadki-pro-hleb.html
8. http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-hleb.html
9. http://hlebosol.info/raznoe/zametki/aforizm/
10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BB%D0%
Приложение 1
Приложение 2
По крыше – ручьи,
В лужах – пузыри!
Не боимся и идем!
По лужам под летним… (Дождём).
Снова туча набежала,
Очень сыро, мокро стало.
Яркий зонтик раскрываем
От него себя спасаем! (Дождик).
Мы убегаем, а он догоняет!
Укрыться от него торопимся,
Снова ночью к нам стучит,
Но, не откроем… (Дождю).
Льет он во дворе и в парке,
Растения поливает.
И не хочется выходить,
Пока он не пройдет! (Дождик).
Брызгает как из душа,
Из тучек теплая вода,
Всё вокруг польет,
Кто работал? … (Дождик).
В серых тучах прячется,
А как грянет гром,
Польется… (Дождем).
Всегда разный я, друзья,
Сильный, слабый, проливной,
Иногда, грибной!
Проникаю в почву,
Поливаю деревья и кусты,
От меня хорошо растут грибы!
Подскажите, кто же я? (Д
Приложение 3
Большие дождевые пузыри — к ненастью и пущему дождю.
Вечерняя радуга — к ясной погоде, утренняя —дождливой.
Видна вся дуга радуги — к дождю.
Вода в реке пенится — к дождю.
Вода течет, пенясь, — скоро будет дождь.
Вода течет пенясь — скоро будет дождь. Волна бьет навстречу текучей воде — быть дождю. Пузыри на воде — к пущему дождю.
Вода чиста как никогда — к дождю.
Воробей купается в луже — к теплу, а ворона — к дождю и холоду.
Воробьи в пыли купаются, или щебечут — к дождю.
Воробьи сидят напыжившись — к дождю.
Восточные и западные ветры чаще всего предвещают дожди.
Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню.
Грачи пасутся на траве — к дождю.
Гуси моются — перед дождем.
Двойная (тройная) радуга — признак дождливой погоды.
Если весной снег тает от солнышка — будет урожайный год, от дождя — жди засуху.
Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
Если дождевые черви выползают на поверхность, ящерицы греются на солнце, воробьи громко чирикают, купаются в пыли или в лужах, на закате красное солнце садится в тучу — жди дождя и ветра.
Если дождей в мае много, то их мало в сентябре, и наоборот.
Если за сухим мартом следует дождливый апрель и холодный май — хороший урожай обеспечен.
Если звон колокола явственно раздается, будет ясно, глухо — будет дождь.
Если идет дождь, а куры разгуливают по двору — значит, погода испортилась ненадолго.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/425725-proekt-po-russkomu-jazyku-jenciklopedija-slov