Для 11-ти классников (выпускников 2021 года) выложены официальные темы 2021-20212 учебного года. Итоговое сочинение было проведено 1 декабря 2021 года
Темы, аргументы и готовые сочинения по каждому направлению: Купить
Зона 1. Часовой пояс MSK UTC+2 (-1 час к Москве)
Калининградская область
111.Чем путешествие может обогатить человека?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501.Что значит быть гражданином?
Зона 2. Часовой пояс MSK UTC+3 Московское время
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская обл., Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская и Костромская обл., Курская область, Ленинградская область, Липецкая обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская обл., Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская обл., Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ, Волгоградская область
110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309.Когда слово становится преступлением?
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
Зона 3. Часовой пояс MSK UTC+4 (+1 час к Москве)
Астраханская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская область, Самарская обл., Саратовская область
113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?
Зона 4. Часовой пояс MSK UTC+5 (+2 часа к Москве)
Республика Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская обл., Тюменская область, Челябинская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа
104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
Зона 5. Часовой пояс MSK UTC+6 (+3 часа к Москве)
Омская обл
108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
Зона 6. Часовой пояс MSK UTC+7 (+4 часа к Москве)
Республика Алтай, Алтайский край, Республика Тыва, Респ. Хакасия, Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская область
109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?
Зона 7. Часовой пояс MSK UTC+8 (+5 часов к Москве)
Республика Бурятия, Иркутская область
112.О чём может рассказать дорожный дневник?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
Зона 8. Часовой пояс MSK UTC+9 (+6 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский районы), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край
106 Книга как путешествие в прошлое.
202 В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306 Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412 Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507 Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
Зона 9. Часовой пояс MSK UTC+10 (+7 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Верхоянский, Оймяконский и Усть-Янский районы), Приморский и Хабаровский край, Еврейская автономная область
105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307.Что такое преступление против самого себя?
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
Зона 10. Часовой пояс MSK UTC+11 (+8 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский районы), Сахалинская область, Магаданская обл.
101 Как путешествия могут изменить человека?
212 Шаги цивилизации: обретения и потери.
305 Можно ли заставить человека раскаяться?
402 К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503 Является ли богатство необходимым условием счастья?
Зона 11. Часовой пояс MSK UTC+12 (+9 часов к Москве)
Камчатский край, Чукотский автономный округ
102. В чём ценность путевых впечатлений?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
502 . Что такое гражданский долг?
Готовые сочинения, темы и аргументы:
Итогового сочинение (темы, аргументы, готовые сочинения и литература)
* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР
Поделиться:
Примером авторитета мирового масштаба может служить личность русского писателя Л.Н. Толстого. Так, М. Горький писал о Толстом: «Весь мир, вся земля смотрит на него; из Китая, Индии, Америки — отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити…». Прославленный художник, подлинный друг простых тружеников, Толстой был непримиримым и страстным противником угнетателей и деспотов. Безбоязненная критика несправедливости, стремление до конца исследовать причины зла снискали Толстому огромное уважение со стороны людей, живущих в разных точках земного шара. Как к «гражданину мира» — к Толстому обращались за советом и помощью не только частные лица, но и многие общественные организации, в первую очередь те, которые выступали против войны. Толстого радовало, что взгляд на войну как на зло «все более проникает в общественное сознание», это вселяло в него надежду, что недалеко то время, «когда войны станут невозможны — никто не станет воевать». Смело выдвигая на первый план борьбу за мир как важнейшую проблему современности и стремясь найти реальные способы ее решения, Толстой завоевал признательность и уважение всех искренних сторонников мира. Толстой принадлежал к тем художникам и мыслителям, в натуре которых, как говорил Белинский, лежит все, чем живет человечество. «Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, — писал Белинский, — она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества».
Настоящая любовь – это чувство, лишенное эгоизма, способное преодолеть любые преграды. Пример истинной любви можно найти на страницах трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Отпрыски враждующих кланов, вопреки всем обстоятельствам, влюбляются друг в друга. Впервые встретившись на балу, молодые люди больше хотят расставаться. Чувство, поглотившее их, важнее предрассудков, важнее родовой вражды. К сожалению, влюбленным не суждено быть вместе: ряд трагических событий приводит к смерти молодых. Сила любви так потрясает их семьи, что Монтекки и Капулетти заключают мир, а герцог под занавес изрекает бессмертную сентенцию: «Нет повести печальнее на свете, / Чем повесть о Ромео и Джульетте».
Маленький принц – герой одноименной повести-сказки А. де Сент-Экзюпери только на земле осознал, что любить означает видеть не только то, что на поверхности, но и хрупкую душу, спрятанную за капризами. «Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения». Любовь не терпит сомнения в любимом существе. Так мы понимаем, что принц убежал от своей любви из-за того, что не до конца любил. И это очень скоро он понимает: «Я не должен был бежать! За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность». Принц перестает жалеть себя, он начинает рассматривать события с точки зрения любимого существа и тем самым приближается к истинной любви. Маленький принц попадает в розовый сад, где сначала чувствует себя «очень-очень несчастным» оттого, что его роза оказалась не единственной, таких цветов целый сад. . И он плакал и думал о своей ничтожности, о том, какой же он «после этого принц…». И тут появляется Лис, который и научил принца замечательному правилу, которое теперь стало крылатым выражением: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». что любить — это отдавать себя всего другому, любимому существу. И принц всего себя отдавал розе, а понял это, только убежав от нее. И только благодаря Лису. Он понял, что любить — это ответственность, самое главное именно это. Приручить — это и есть любить».
Любовь к розе перерастает у принца в любовь ко всему живому. «Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо глядеть на небо. Все звезды расцветают». Если по-настоящему любишь кого-то, то это и есть, что ты любишь все.
Зависть не даёт человеку покоя, толкает его на дурные поступки, заставляет предавать друзей и родных. Так, зависть к своей сестре, ставшей женой царя, толкает двух оставшихся девиц из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина на преступление. Они обрекают царицу и младенца на смерть в бочке посреди моря. К счастью, все заканчивается благополучно, а завистницы получают по заслугам. Князь Гвидон, перевоплощаясь в насекомых, кусает каждую женщину по очереди за их враньё.
Одна из самых замечательных установок произведений А. Платонова – признание за нравственностью, составляющей смысл искусства, созидательной силы не только саморазвития, духовного, социального самодвижения личности, но и производительной силы в масштабах общества, государства, человечества. Производительной силы, которая может иметь и положительное и разрушительное действие. Именно это конечное действие и составляет главную заботу художника: «Рабочий человек должен глубоко понимать, что ведер и паровозов можно наделать сколько угодно, а песню и волнение сделать нельзя. Песня дороже вещей, она человека к человеку приближает. А это трудней и нужнее всего». В этом и выражается созидательная сила искусства, производящая главное – человеческое, бессмертное в людях – их единение в усилии к жизни, их силу жизни.
Родителям необходимо внимание детей, участие. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» мы видим трагическую судьбу «маленького человека», обиженного не только обществом , но и собственной дочерью. Самсон Вырин любит Дуню, желает ей счастья. Однако девушка жестко поступает по отношению к отцу: бросает его одного. Дуня вспоминает о дочернем долге слишком поздно: отца уже нет в живых.
Герои романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показывают нам своим примером, что значит «помощь», «взаимовыручка», «благодарность». Когда Гринев оказывается в беде, его выручает Пугачев. Из благодарности Гринев дарит Пугачеву заячий тулуп, наливает ему вина. Впоследствии Пугачев еще не раз поможет Гриневу только потому, что тот в свое время не проявил пренебрежения к простому крестьянину. Он милует Гринева во время расправы над офицерами белогорского гарнизона за его «добродетель». Когда Гринев отказывается присягнуть самозванцу, то Пугачев, пораженный искренностью Петра, отпускает его «на все четыре стороны». Когда Гринева схватили казаки, Пугачев снова приходит ему на помощь. Несмотря на то что Пугачев знал, что Маша – дочь казненного капитана Миронова, он простил Гринева и, благословив молодых людей, отпустил их.
Повесть-феерия, как сам ее назвал автор, сюжетно нехитра: молодая девушка Ассоль дожидается своего прекрасного принца на берегу Каперны.
В повести «Алые паруса» А. Грин развивает свою давнюю мысль о том, насколько важным элементом в жизни человека является мечта. Она вдохновляет на подвиги, делает жизнь ярче, помогает отвлечься от серости будней. Маленькая мечтательница Ассоль живет в нехитром мире среди игрушек, созданных ее отцом Лонгреном. У нее нет друзей, а в городе к ним относятся недружелюбно. Единственным лучом света для героини становится мечта. Вдохновленная предсказанием волшебника Эгля, героиня обретает мечту о том, как приплывет за ней принц на корабле с алыми парусами. У Грея тоже есть мечта – увидеть мир. Ему хочется изменить судьбу: стать мореплавателем, выбраться из тесного фамильного замка.
Вера в мечту позволяет героям справиться с жизненными трудностями: помогает Ассоль вытерпеть насмешки и жестокость жителей Каперны, а Грею придает смелости и наделяет его даром – способностью воплощать чудо в жизнь, что он и делает, превращая сказку Ассоль в реальность.
Эта история поражает воображение читателя, помогая поверить в то, что все на свете возможно. Два человека встретились совершенно случайно, но их объединила способность мечтать, стремление к свободе и жажда любви.
Благодаря замечательному произведению А. Грина, мы понимаем, что мечтать, действительно, не вредно. Мечта украшает жизнь, позволяет человеку ставить высокие цели и идти к ним.
Ярким примером бескорыстности, является, безусловно, праведница Матрена, героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Много лет она не получала никакой помощи: Матрену отправили на покой по болезни без пенсии, а с соседей, которым она помогает, она не берет денег. Несмотря на постоянную нехватку средств, она не пытается заработать на людских бедах, для нее чужда идея наживы. Например, она не раз отказывала квартиранту, обещавшему платить ей и привезти машину торфа. Единственной заботой, связанной с деньгами, стали для Матрены хлопоты о пенсии за погибшего мужа. Ее невероятная любовь к окружающим совершенно бескорыстна.
Любовь к жизни особенно ярко проявляется в детстве. Так, герой рассказа «Железная старуха» Егор даже спать старался меньше, потому любил жить без перерыва, чтоб видеть все, что живет без него, и жалел, что ночью надо закрывать глаза и звезды тогда горят на небе одни, без его участия». Егору хотелось участвовать во всем, быть ко всему причастным, во всем разобраться, принимать во всем участие, быть полезным. Именно такое отношение к миру и можно назвать любовью к жизни.
У В. П. Астафьева есть сборник рассказов, который называется «Затеси» («затесь» – это зарубка на дереве, которую делает человек, чтобы не заблудиться в незнакомом месте). Название этой книги символично: в жизни человека тоже должны быть какие-то «затеси», то есть ориентиры, по которым он должен прокладывать свой путь. Вот такие «затеси» в душе и оставляют книги В.П. Астафьева: повесть «Кража» о беспризорном детстве мальчика-сироты, повесть «Пастух и пастушка», рассказывающая о любви, трагически обреченной войной на разлуку, удивительная книга «Царь-рыба», проникнутая страстной любовью к родной природе и многие другие.
Семнадцатилетний Гринев по воле судьбы оказался в центре пугачевского восстания, которое повлияло на его жизнь самым чудесным образом. Участвуя в кровопролитных событиях, он сохранил честь – проявил храбрость, благородство, доброту, искренность. Честь, которую сберег Гринев по завету отца, позволила герою на склоне его жизни, когда он писал воспоминания, быть честным в описании всего виденного, быть, быть благодарным за добро Пугачеву. Честь помогла быть искренним и в неприятии вооруженной борьбы народа, и в симпатиях к своему «странному приятелю» Пугачеву. Несмотря на то что социальный инстинкт подсказывал отрицательное отношение к «бунтовщикам», мятежникам, «преступникам», Гринев в реально возникавших ситуациях больше доверял личным впечатлениям. Как дворянин он считал, что бунтовщик Пугачев – злодей и враг. Как человек, испытавший на себе его милости, он полагал своим долгом сказать правду о его поведении, не считаясь с тем, что она противоречит официальному мнению о Пугачеве. Личный опыт оказывался более значимым, чем социальный. Способность быть благодарным характеризует Гринева как человека с высокими моральными устоями, как самостоятельного, не зависящего от обстоятельств и времени, человека.
Жизненные ценности формируются еще в детстве. Фундаментом будущего ребенка становятся не только воспитание и образование, которое родители дают ребенку, но и пример, который они показывают. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» мы видим, к чему может привести родительский пример. Простакова – мать главного героя – самовластна, груба и невежественна, но для сына находит и ласку, и доброе слово. В такие моменты в ней даже проступает что-то человеческое. К сожалению, ее отношения недостаточно для того, чтобы воспитать достойного человека. Митрофан вырастает грубым, глупым лентяем. Однако это не его вина, он лишь зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим людям. Так же, как и мать, Митрофан признает лишь право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын ее предает. Простакова минуты не живет без брани. Митрофан вслед за матерью кричит на кормилицу, грубит учителям. Во время урока математики Простакова так прокомментирует решение задачи: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка». Слова героини продиктованы заботой о сыне, а в результате лишь воспитывается эгоизм. Пренебрежение к чувствам других людей, к закону проявляет Простакова в сцене похищения Софьи. Митрофан в этой ситуации оказывается заодно с матерью. Таким образом, Митрофан, как достойный сын своей матери, не умеет любить, переживать, сочувствовать. Его вырастили эгоистом, способным любить только себя.
Автор Алёна Базан На чтение 18 мин Просмотров 6.1к.
Обновлено
В данной работе представлены аргументы из жизни и художественной литературы, необходимые для сочинения ЕГЭ «Отношение к близким людям». Эта тема позволит выпускникам понять, нужно ли заботиться о близких людях и какое значение имеет для них наше внимание.
Проблема
Взаимоотношения между близкими людьми.
Отношение автора к проблеме
Близкие люди должны относиться друг к другу с пониманием, уметь прощать слабости и недостатки. Взаимопонимание и поддержка – залог счастья в семье. Именно родные люди поддерживают нас в трудные периоды жизни, помогают выстоять под ударами судьбы.
Аргументы
- Люди, которые не заботятся о своих пожилых родителях – недостойны уважения.
- Какими бы трудными не были взаимоотношения между близкими людьми, не стоит от них отворачиваться.
- Близких людей необходимо принимать такими, какие они есть.
- Прежде всего, родных и близких людей необходимо уважать.
- Нужно любить своих близких, пока они живы.
- Многие люди пренебрегают своими родными, которые о них заботились.
- Взгляды детей и родителей часто расходятся, поэтому нужно искать компромисс.
- Проблема взаимоотношений между близкими людьми волнует не одно поколение.
- Для того чтобы сохранить хорошие отношения с близкими, необходимо терпение, уступчивость и умение жертвовать своими интересами.
- Главной причиной непонимания между близкими людьми является нежелание и неготовность понимать другого человека.
Эпитеты к слову «отношение»
Безупречное, бесцеремонное, бережное, близкое, враждебное, деликатное, деловое, добрососедское, доброе, дружеское, дружественное, задушевное, искреннее, любовное, напряженное, натянутое, наплевательское, непринужденное, осторожное, превосходное, прекрасное, пренебрежительное, приятельское, прочное, ровное, романическое, сердечное, теплое, тесное, товарищеское, трогательное, уважительное, фамильярное, холодное, чистосердечное, чудесное, чудное, шутливое, щепетильное, родственное, неуважительное, неприязненное, скептическое, предвзятое, гуманное, трепетное, негативное, ироничное, заботливое, безответственное, легкомысленное, снисходительное, потребительское, циничное, трепетное, безразличное, презрительное, непримиримое, ревностное, непосредственное, высокомерное, ровное, критическое, противоречивое, двойственное, одобрительное, двоякое, братское, непонятное, безучастное, беспристрастное, идейное, сознательное, восторженное, бесцеремонное, идейное, корыстное, отдалённое, внимательное, прямое, косвенное.
Синонимы к слову «отношение»
Связь, близость, контакт, участие, причастность, общение, привязанность, позиция, мнение, оценка, суждение, соображение, определение, восприятие, расположение,
Синонимы к слову «близкие»
Подобные, похожие, родственные, хорошие, задушевные, сходные, дружеские, неразлучные, тесные, кровные, аналогичные, приближенные, свойские, закадычные, сходственные.
Синонимы к слову «люди»
Народ, толпа, человечество, общество, людской род.
Примеры из художественной литературы
- К.Г. Паустовский «Телеграмма».
В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» поднимается проблема невнимательного отношения к близкому человеку. В основе сюжета лежит история жизни уже немолодой Катерины Павловны, которая осталась одна и всё время ждала приезда дочери.
Настя жила вдалеке от своей матери. Она переехала в город, а Катерина Павловна осталась в деревне. Вся забота Насти заключалась в денежных переводах и немногословных записках. За три года она ни разу не приехала к матери, даже когда та попросила её об этом. Катерина Павловна почувствовала, что ей осталось недолго жить, поэтому отправила дочке телеграмму. Но Настя даже не сразу прочитала её, подумав, что раз от мамы пришло известие, значит с ней всё хорошо. А когда наконец вскрыла конверт, сразу же решила не ехать. Она с тоской подумала о трудной дороге и скучной сельской жизни, а затем спрятала телеграмму в ящик стола.
Через некоторое время Катерина Павловна действительно оказывается при смерти, и в этот раз её дочке написал уже их сосед. Настя, даже услышав о тяжёлом состоянии матери, задумалась о том, нужно ли ей ехать, ведь она может и не успеть. Однако в результате она осознала, что никто её в жизни так не любил, как её старенькая мама. И Настя сразу же отправилась на вокзал, но так и не успела повидать с самым близким своим человеком. Она приехала в деревню на второй день после похорон и вместо мамы увидела лишь свежий могильный холм, да пустую холодную комнату в доме, из которой жизнь ушла уже очень давно.
Лишь после смерти матери Настя поняла, как сильно она ошибалась. Нет ничего более ценного, чем живые родители, а она позволила родной маме умереть в одиночестве.
- И.С. Тургенев «Отцы и дети».
Взаимоотношения Аркадия Кирсанова со своим отцом – образец идеальных взаимоотношений двух поколений. Николай Петрович был добрым и простодушным человеком, далёким от светской моды и интриг. Он очень уважал науки, потому что сам учился в университете. Любил поэзию и искусство. В юности он по любви женился на дочери мелкого городского чиновника, а затем переехал с женой и сыном в деревню, посвятил свою жизнь семье, занялся хозяйством. Очень тяжело перенёс Николай Петрович преждевременную кончину своей супруги. Лишь спустя много лет ему снова посчастливилось полюбить, и его избранницей стала простая девушка Фенечка. Что говорит о непосредственности натуры этого дворянского помещика, который не судит о человеке по его происхождению.
Николай Петрович безмерно любил своего сына, очень по нему скучал и всегда с нетерпением ждал его приезда после окончания учёбы. Приезд Аркадия в сопровождении его приятеля Базарова не вызвал восторга у хозяина дома, но он тщательно скрыл своё разочарование, чтобы не расстраивать сына. Со временем Николай Петрович понял, что именно Базаров стоит между ним и сыном. Нигилистические взгляды неожиданного гостя разрушили понимание между близкими людьми, заставили их увидеть несовершенства друг друга.
В начале Аркадий, увлечённый дружбой с Базаровым, пытается намекать отцу на несостоятельность его взглядов. Он пытается во всём подражать Евгению, поэтому следует его учению. Старается казаться безразличным, чтобы заслужить одобрение своего товарища. Однако его истинная натура берёт верх. Он не поддерживает критики приятеля в адрес своих родных, Базарову не удаётся настроить Аркадия против старших членов его семьи. Аркадий понимает своего отца и дядю, он ценит их заботу и приветливость. Более того, он осознаёт, что хочет прожить такую же жизнь, как и его отец. Поэтому ему с Базаровым больше не по пути.
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель».
В центре сюжета повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» находятся взаимоотношения Самсона Вырина и его дочери. Больше всего в жизни Самсон любил свою Дуню. После смерти супруги она осталась его единственным близким человеком в жизни. Он очень гордился, что его дочь красива, умна и трудолюбива. Дуня была настоящей хозяйкой, в их доме всегда царил порядок и уют. Отец и дочь были по-настоящему счастливы до тех пор, пока в их дом не приехал проезжий офицер, который при помощи обмана увёз с собой Дуню.
Дуня не по собственной воле покинула своего отца, но она ни разу не приехала навестить его и даже не писала писем. Ослеплённая своей любовью и неожиданным счастьем, она совсем позабыла о бедном Самсоне Вырине, который потерял смысл в жизни после отъезда дочери. Она осознанно оставила отца в неведенье, даже не сообщив о том, что жива и здорова. Дуня хотела стать счастливой, но не подумала, сколько боли и страданий причинит своему отцу, оставленному в полнейшем одиночестве.
Побег Дуни стал настоящей трагедией для Самсона Вырина. Он приложил немало усилий для того, чтобы найти свою дочь, а затем пытался поговорить с ней и с офицером Минским. Он хотел вернуть Дуню домой, однако все его старания оказались безрезультатными, и Вырину ничего другого не оставалось, кроме как вернуться к себе на станцию. Чтобы избавиться от беспросветной тоски он начал много пить и в скором времени умер.
Именно необдуманный поступок Дуни стал причиной преждевременной кончины её несчастного отца. Она предала доверие самого близкого в своей жизни человека. Когда спустя много лет Дуня, наконец, осознала свою ошибку, оказалось уже слишком поздно. Приехав в родные края, она застала в родном доме чужих людей, от которых узнала о смерти своего отца.
- Л.Н. Толстой «Война и мир».
Особое внимание в романе автор обращает на искренние и теплые отношения между близкими людьми в семье Ростовых. Эти искренние люди являются образцом идеальной русской семьи. Всех членов семьи связывает любовь и уважение друг к другу.
Первая ситуация, в которой проявляется великодушие и отзывчивость родителей по отношению к своим детям, произошла с Николаем Ростовым. Он проиграл в карты очень большую сумму денег, но Илья Андреевич относится к этому безответственному поступку с пониманием и помогает сыну сохранить честь, хотя это и нанесло значительный урон на финансовую сторону их жизни. Ни одного упрёка не услышал Николай в свой адрес, несмотря на то, что сумма для возмещения долга грозила их семье разорением.
Ростовы были простыми душевными людьми, не случайно Л.Н. Толстой изначально дал им фамилию Простовы. Их взаимоотношения строятся на честности, порядочности и отзывчивости.
Дети в семье Ростовых воспитывались в особой атмосфере. Только старшая дочь Вера росла в других условиях, тогда графиня Наталья считала, что детей надо воспитывать в строгости.
Родители всему учили младшее поколение на собственном примере. Хозяйка дома всегда была приветливой и радушной, она учила детей уважать людей и всегда соблюдать нормы приличия. Наташе, Николаю и Пете с ранних лет была предоставлена свобода выбора и свобода действия. В их доме не было жёстких правил и ограничений, однако каждый знал меру дозволенного, и не превышал её. Именно поэтому в гостях у Ростовых каждый чувствовал себя комфортно, здесь всегда царила атмосфера радости и счастья. Все находящиеся в этом доме вели себя естественно, Ростовы не терпели лести, зависти и обмана.
Показательной является сцена святочных катаний, где взрослые веселились вместе с детьми. Илья Андреевич очень внимательно относится к жене и не скрывает своего восхищения достоинствами детей. Лишь благодаря родительскому примеру, Наташа смогла обрести своё счастье и стать женщиной, посвятившей себя мужу и детям.
- Д.И. Фонвизин «Недоросль».
Д.И. Фонвизин на примере семьи Простаковых раскрыл проблему воспитания и образования того времени. Все члены семьи по факту являются чужими друг для друга людьми.
Госпожа Простакова грубая, властная и лицемерная женщина. Барыня использует свою бесконтрольную власть для унижения окружающих. Она неоправданно жестоко относится к своим крестьянам, зато преклоняется перед вышестоящими лицами в корыстных целях. Своим поведением Простакова подаёт дурной пример сыну, который считает мать главой семьи и образцом для подражания. Она готова пойти на всё, чтобы обеспечить Митрофанушке безбедное будущее, даже на незаконную женитьбу на богатой наследнице.
Господин Простаков полностью подвержен влиянию супруги, у него нет собственного мнения. Он представляет собой тип людей, которые пресмыкаются перед власть имущими. Его можно назвать недалёким, флегматичным и мягкотелым. Простаков ничего не решал самостоятельно, он любил своего сына, но не смог сделать из него человека.
Нравственным воспитанием Митрофанушки никто из родителей не занимался. Он вырос ленивым и беспечным юношей, который никого не любит и не уважает. Госпожа Простакова сама сделала его таким, ведь её сын привык, что любые его капризы сразу же исполняются. Он вёл себя как большой ребёнок и не собирался взрослеть.
В результате выяснилось, что Митрофан не уважает даже собственную мать, а отца и вовсе презирает. В семье Простаковых никогда не было тепла и душевной близости. И виноваты в этом только родители, ведь дети перенимают у них их привычки и образ жизни. «Злонравие» Митрофанушки – следствие дурного воспитания, данного ему госпожой Простаковой. И в конце комедии становится понятно, что даже мать, посвятившая ему всю свою жизнь, не заслуживает его любви.
- В.Г. Короленко «Дурное общество».
Главный герой повести В.Г. Короленко «Дурное общество» — девятилетний мальчик Вася, который рано лишился матери. Он жил с отцом и своей младшей сестрёнкой Соней. Отношения с отцом у Васи были совсем не близкие.
Папа Васи был судьей, поэтому много времени проводил на работе, и так получилось, что мальчик оказался полностью предоставлен самому себе.
Отец заботился о Васе по-своему, он хорошо обеспечивал его, но не давал сыну главного – своего времени. После смерти супруги Васин папа совершенно перестал заниматься его воспитанием. Он был ласков только со своей младшей дочерью Соней. Вася видел это и чувствовал себя покинутым, поэтому совсем не хотел находиться дома. Он начал много времени проводить на улице и именно там обрёл новых друзей в лице Валека и Маруси. Благодаря им, Вася познакомился с целым миром обездоленных и нищих, которых называли в городе «дурным обществом».
Эта дружба сделала взаимоотношения между Васей и его отцом ещё хуже. Отец осуждал времяпрепровождение с отбросами общества, а Вася стал считать его чёрствым и безжалостным человеком. Мальчик жаловался детям Тыбурция, что его никто не любит. Однако Валек не был согласен с этими словами, а наоборот говорит, что слышал об отце Васи только хорошее, к примеру, что он был справедливым и честным судьёй.
Именно Валек и Маруся помогли главному герою раскрыть свои лучшие качества. Он научился сопереживать и помогать другим людям. Когда Вася узнал, что Маруся умирает, решил её хоть как-то порадовать и одолжил у своей сестрёнки на время куклу. Соня была доброй девочкой, поэтому с радостью согласилась помочь. И эта кукла действительно сделала Марусю немного счастливее, ведь у неё никогда не было таких игрушек.
Вскоре об этом поступке узнал отец Васи, который не мог понять мотивов своего сына. Мальчик ничего не рассказывал о своих новых друзьях, поэтому было трудно догадаться, зачем ему понадобилась Сонина кукла. Кроме того, это был подарок его покойной матери, поэтому имел для всех членов семьи особую ценность. Васю наказали, но в это время в их дом пришёл Тыбурций, который лично отдал куклу и рассказал городскому судье всю правду. Он поблагодарил его за такого хорошего и отзывчивого сына.
После этого дня отношения между Васей и его отцом стали намного лучше, теперь они были действительно близкими людьми. Вася начал уважать своего папу, а тот в свою очередь понял, как сильно нужна сыну его поддержка.
Примеры из жизни
Детство А.С. Пушкина нельзя назвать безоблачным. Семья часто меняла место жительства, переезжая с места на место. Родители вели активную светскую жизнь, поэтому не обращали особого внимания на воспитание своих детей. Александр Сергеевич не стал исключением, он никогда не был по-настоящему близок с матерью и отцом. Несмотря на то, что он был старшим сыном, вся родительская ласка досталась младшему сыну Льву и дочери Ольге. Александра заметно обделяли вниманием. Даже, когда у великого поэта обнаружился талант и о нём заговорили в обществе, родители не стали более заботливыми.
Изменение во взаимоотношениях Александра Сергеевича с его матерью произошло во время его ссылки в Михайловское. Именно тогда Надежда Осиповна осознала, что принимала мало участия в жизни сына. Всеми силами она старалась добиться смягчения приговора, но Пушкин не понял её истинных намерений. Лишь к концу жизни Надежды Осиповны её отношения с сыном наладились. Будучи тяжело больной, она старалась наверстать упущенное и окружить Александра Сергеевича своим вниманием и заботой. Он тоже оттаял и даже изъявил желание быть похороненным после смерти рядом с матерью.
Однако по-настоящему близкими людьми в жизни великого поэта были его бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Бабушка занималась образованием внука, она не только нанимала ему хороших учителей, а и сама учила его грамоте.
Особую роль в жизни А.С. Пушкина сыграла Арина Родионовна. Няня открыла мальчику мир русского фольклора. Все её сказки, песни, пословицы и поговорки оказали большое влияние на дальнейшее творчество поэта. Фольклорные мотивы часто встречаются в его поэмах и стихотворениях.
Беззаветная любовь и ласка этих двух женщин заменили Александру Сергеевичу то, чего ему так не хватало – родительскую заботу. Но именно такая жизнь сделала из обычного мальчика великого поэта, и если бы всё сложилось иначе, возможно, мир не увидел бы известных нам литературных шедевров.
Народная мудрость
- «Старый друг лучше новых двух». Этой пословицей наши предки хотели сказать то, что людей сближает общее прошлое, вместе пережитые испытания. Употребляется данная пословица в том случае, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.
- «С кем поведешься, от того и наберешься». В этой пословице говорится о том, что человек перенимает привычки и образ мышления у своих друзей, с которыми часто общается.
- «Друг неиспытанный, что орех нерасколотый». Смысл данной пословицы заключается в том, что нельзя назвать друга истинным до тех пор, пока он не пройдёт с тобой через жизненные испытания. Новый друг, словно нерасколотый орех – неизвестно, что прячется за скорлупой.
- «Родных много, а как тонуть – не за кого ухватиться». В этой пословице говорится о том, что не все родные люди – близкие. Далеко не каждый придёт на помощь в трудную минуту.
- «Братская любовь крепче каменных стен». В данной пословице идёт речь о братской любви, которая крепче всего на свете.
- «И у родной матушки дитя не всегда свято». Смысл данной пословицы заключается в том, что не каждый ребёнок близок со своими родителями. И не каждые родители души не чают в своих детях.
- «Вся семья вместе, так и душа на месте». В этой пословице говорится о том, что нет ничего лучше, чем то время, когда семья собирается вместе.
- «Где семье дружна, не страшна беда». В этой пословице идёт речь о том, что дружной семье не страшны никакие беды, потому что в их доме царит понимание и забота.
- «В недружной семье добра не бывает». В этой пословице говорится о том, что недружная семья никогда не будет счастливой. Необходимо уважать и ценить друг друга, тогда и в доме будет лад.
- «В семье разлад, так и дому не рад». Наши мудрые предки призывали уважительно относиться к своей семье. Дом должен быть крепостью человека, а когда там сплошные ссоры и упрёки, даже возвращаться домой не хочется.
Афоризмы
- «Нет в этом мире радости сильней, чем лицезренье близких и друзей. Нет на земле мучительнее муки, чем быть с друзьями славными в разлуке». Основоположник персидской литературы Рудаки говорил, что наибольшую радость человек испытывает тогда, когда его близкие и друзья рядом.
- «Нет в мире ничего более счастливого, чем согласие между близкими людьми, и ничего страшнее умирающей любви, — никем из любящих не заслуженной, необъяснимой…». Советский писатель и педагог К.Г. Паустовский считал, что истинное счастье заключается в согласии между близкими людьми. Нет ничего страшнее того, когда люди перестают любить друг друга, по его мнению.
- «Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их». Русский писатель и врач А.П. Чехов говорил о том, что люди начинают по-настоящему ценить близких тогда, когда теряют их.
- «Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни — чувствовать себя нужным и близким людям!». Советский писатель и драматург Максим Горький считал, что наивысшая радость состоит в том, чтобы чувствовать себя нужным. Нет ничего важнее заботы близких людей, по его мнению.
- «Человек умирает столько раз, сколько раз теряет близких». Древнеримский поэт Публий Сир говорил, что потеря близкого человека сродни своей гибели. Поэтому человек умирает каждый раз, когда теряет кого-то близкого.
- «Всем этим можно пренебречь, если речь идет о нас, но нельзя, когда речь идет о наших близких». Древнеримский оратор и философ Марк Туллий Цицерон говорил о том, что близкими людьми нельзя пренебрегать. Для них нужно делать всё, что в наших силах.
- «Недруга опасней близкий, оказавшийся врагом». Грузинский поэт Шота Руставели считал, что близкий человек, отвернувшийся от тебя, гораздо опаснее врага.
- «Нам суждено терять близких людей. Как иначе узнать, насколько они значимы для нас?». Американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд говорил о неизбежной потере близких людей. Но именно потеряв человека, мы можем понять, насколько он был значим для нас.
- «Семейный покой человека нарушается недоверием». Французский моралист Жан де Лабрюйер говорил, что недоверие – это залог разрушения семьи. Мир и покой сохраняется только в тех семьях, где люди верят друг другу.
- «Счастье охотнее заходит в дом, где всегда царит хорошее настроение». Великий русский писатель Л.Н. Толстой говорил, что счастье всегда посещает те семьи, в которых мир и согласие.