Щедра на таланты наша матушка ‒ Кубань. Любовь к своей земле стала потребностью души многих её жителей и она выливается в поэтическом творчестве. О
нашем родном Краснодарском крае, которому в этом году исполняется восемьдесят лет со дня образования, сложено немало стихов и песен. Они написаны истинными
патриотами, для которых любовь к Родине стала источником вдохновения.
Признаются в любви к своей земле, её пшеничным полям, к домику, где родился и
вырос, и наши земляки – новоминчане. Библиотекари Новоминской центральной библиотеки собрали по крупицам эти
тёплые строки, наполненные гордостью,
уважением к своей станице и землякам. Здесь читатель найдёт несколько
поэтических произведений творческих людей, живущих в станице Новоминской, среди
них Е.Гранат, Т.Куц, Н.Марьевский,
Л.Ляшко, Л.Гарьковец, С.Бугаёва.
Гимн Новоминской (Екатерина Гранат)
Казачья
вольница – Новоминская,
В
венке тугих колосьев налитых,
Окошками
загадочно сверкая,
Ты,
как казак, в погонах золотых.
В зелёных елях
спряталась прохлада
И серебрится
ленточка реки,
Медовый аромат
цветного сада
Вдыхают
хлеборобы – земляки.
Дворцы
– красавцы в парках горделиво,
Как
лебеди по озеру плывут,
И
два колхоза «Урожай» и «Нива»
По
жизни мирно рядышком идут.
На стендах
героические люди
Военных лет и
будней трудовых,
Мы подвиги
героев не забудем,
Вы – ум и честь,
и совесть для живых.
Мой край (Татьяна
Куц)
Люблю
тебя, мой край родимый!
Твои
поля, твои луга.
Недаром
краем тополиным
Здесь
называют все тебя.
Бескрайним,
хлебным, урожайным,
Гостеприимным
и родным
Красивым,
солнечным и славным,
Как
не гордиться нам таким.
А
сколько здесь растит талантов
Кубанская
земля – не перечесть.
Здесь
и певцы, и музыканты,
Ученые
здесь тоже есть.
А
сколько рук трудолюбивых
Растили
лучший урожай.
И
на столе на нашем русском
Стоит
огромный каравай.
Люблю
тебя, мой край родимый!
Горжусь
я тем, что здесь живу.
И
навсегда, поверь с тобою
Навек
я жизнь свою свяжу!
Шлейф
звездопада над землёй струится,
А
завтра новый день с зарёй встречай.
Станичники
с улыбками на лицах
На
стол страны несут свой каравай!
И
на просторах солнечного края
Под
трели озорные соловья,
Цвети
из года в год Новоминская –
Ты
песня лебединая моя!
Станица родная (Николай Марьевский)
На
чужбине мне снится сторонка родная.
Дорогая
станица ‒ Новоминская.
Здесь
в мазанке хилой я родился и рос.
И
букетик для милой впервые принёс.
Здесь
родилися дети, и живет вся родня.
Нет
прекрасней на свете, чем станица моя!
Нет
прекраснее края тех пшеничных полей!
Станица
родная, мне тебя нет милей!
Степь седая от края до
края (Лидия Ляшко)
Степь
седая от края до края,
Сорняком
по краям заросла,
Ты
такая до боли родная,
В
плен навеки ты сердце взяла.
Да
и есть ли на свете что краше
Для
меня тех кубанских полей,
Где
пшеница колосьями машет,
Ранним
утром поёт соловей?
Закует
по утрам паутинкой
И
украсит росой-бирюзой
Каждый
лист и любую травинку
Тот
кузнечик, кудесник лихой.
Ранним
утром волшебным восходом
Озарит
ширь кубанских полей.
Обживался
край вольным народом,
Признавать
не хотел он царей.
Сам
себе был он царь и управа,
И
свои он законы имел.
Свою
армию, своды, уставы,
Жил
добротно, на поле был смел.
И
враги казаков, ох, боялись,
Знали
удаль лихую и взлёт.
Лишь
чубы на ветру развевались,
Жгли
коней шенкелями в намет.
Что
осталось от вольницы нашей?
Все
прожито, пропито давно.
Мы
все так же и сеем, и пашем,
Только
вот не хозяева. Но…
Может, вспомним былое вдруг время,
Повернуть
захотим снова вспять.
Ощутить на скаку, чтобы стремя,
Только
стоит ль коня запрягать?
Видно,
время назад не воротишь,
Не
вернётся казачий уклад,
Жизнь
идёт. И её ты торопишь,
Надо
двигать вперёд, не назад.
Свои
корни в былом потеряли,
Все
обычаи вдаль унесло.
Даже
степь, наши вольные дали
От
измены ничто не спасло.
Признание (Лидия Ляшко)
Утопает в зелени
станица
Моих
дедов вольная земля
Ты,
России – матушки частица,
Земледельцев
дружная семья.
Ты
дарила мне свои рассветы,
Умывала
чистою росой,
Хлебный
колосок с порывом ветра
Мне
шептал: «Важней всего хлеб, соль!»
И
земли российской крепость, сила
В
сердце, как луч солнышка вошла.
Скольких
ты на подвиг вдохновила,
Скольким
ты бессмертие дала!
Но
опять рука террора злая
Над
Россией меч свой занесла
Защитим
мы Родину, я знаю –
Мы
её опора и стена!
Сладкой
жизнью манит заграница,
Родины
огни горят сильней,
Мне
ж милей Кубань, моя станица,
Я
– корнями сын земли своей!
Моя станица (Любовь
Гарьковец)
Где-то
есть леса и горы, моря, озера и тайга,
А
мне милей твои просторы, Новоминская ‒ Родина моя.
Вокруг
станицы поля пшеницы, и кукурузы, и
свеклы.
Цветет
подсолнух здесь душистый, и распускаются сады.
Гуляет
ветер на просторе, волнует воду, камыши.
И
ты уходишь на рыбалку, на нашу речку Албаши.
Кубань
‒ нет лучше края, чем Краснодарский край
родной.
Тебя
украсим мы цветами, работой, песней озорной.
Листая прошлого страницы (Светлана Бугаева)
Листая
прошлого страницы,
И
чтя традиции отцов.
Я
расскажу вам о станице,
О
славной жизни земляков.
Не
просто нам теперь представить
Казаков
смешанный обоз.
Ведь
о былой казацкой славе
Недавно
подняли вопрос.
Трудом
и доблестью казачьей,
Земля
кубанцам добыта.
И
на кубанское раздолье,
Кровь
наших предков пролита.
Все претерпели, все избыли,
Ружье
лежало в борозде.
И
каверзы от горцев ждали,
Порою
спали на коне.
Не
сразу выросли станицы,
Не
сразу вишни зацвели.
Пришлось
казакам потрудиться,
На
этой благостной земле.
И
в войнах братушки-казаки,
Свою
блюли казачью честь.
На
обелисках ратной славы
Имен
казачьих нам не счесть.
Живи,
цвети, моя станица,
Трудом
Отчизну прославляй.
Пусть
на столе у всей России
Кубанский
будет каравай!
Известный академик Дмитрий
Сергеевич Лихачев говорил:
«…Воспитание любви к родному
краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она
начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно
расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его
истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Сильным
средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же, как и воспитания
гуманных чувств, является художественная литература.
При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную
ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания,
тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали
приобретает в художественном произведении живое содержание.
Прежде всего, любовь маленького
ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким: матери, отцу, бабушке,
дедушке.
Доброе отношение литературных героев может служить хорошим примером для
ребят. Например, Алеша, маленький герой рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер» с
трудом преодолевает сон, поднимается с кровати и закрывает настольную лампу,
чтобы свет не мешал спать уставшей маме. Он накрывает маму шалью, чтобы она не
замерзла. Необходимо обратить внимание детей в этом рассказе не только на
трудолюбие Алеши, но и особенно на его заботливость. На эту же тему и
стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»:
Мама
спит, она устала…
Ну, и
я играть не стала!
В беседе надо обязательно подчеркнуть, что девочка отказывается от своего
желания побегать, поиграть потому, что знает – мама устала, ее нельзя будить.
В детях нужно воспитывать уважение, сочувствие к старшим людям, например, к
бабушке. Прекрасной иллюстрацией в данном случае может служить стихотворение А.
Барто «Вовка – добрая душа».
Невозможно привить любовь к Родине
без знания о традициях русской народной культуры. О том, как появилась русская
земля, как жили предки русского народа, какие они строили дома, какую носили
одежду.
Практически каждая русская народная сказка отражает жизнь людей в старину, предметы
быта.
У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера
трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе
дело. Например, в сказке «Царевна — лягушка» царевич шел несколько дней по
земле, голод томил его, а он терпел, никого не обидел на своем пути: ни зайца,
ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие он получил от каждого из них
большую награду-помощь.
Сказка «Теремок» учит умению жить мирно под одной крышей. Хотя герои все с
разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее
хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной
крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные
люди и т.д.
Особое
место в патриотическом воспитании детей отводится произведениям художественной
литературы о Великой Отечественной войне.
Старший дошкольник должен осознать: наша страна – самая мощная и могучая
держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.
Педагоги и родители помогают открывать Родину маленькому гражданину, показывая
ему связь его счастливого детства с героическим прошлым старшего поколения.
Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника – все дело в доходчивых
словах и ярких фактах. Произведения художественной литературы на военную
тематику («Сказка о громком барабане» С. Могилевской, «Сестра» Л. Кассиля, «Шел
по улице солдат» С. Баруздина, «На заставе» А. Барто и др.) формируют
представление о храбрости, самоотверженности воинов, воспитывают к ним
уважение.
Важно подвести детей к пониманию:
мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что народ любит свою отчизну;
Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. В их честь
воздвигнуты памятники, их имена увековечены в названии городов, улиц.
Родная
природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее
красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли
труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в
памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина.
Познать природу во всем ее многообразии детям помогает художественная
литература. Рассказы, стихи, сказки о природе глубоко воздействуют на чувства
детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, испытывают
волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления –
любовь и бережное отношение к природе.
Литературное
творчество В. Бианки – самоучитель любви к природе. Воспитанный с детства во
внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных,
Бианки создал прекрасные сказки и рассказы о природе.
Этические чувства у дошкольников
пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность
природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок,
пестрых лугов, дубовых рощ и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим
миром.
Все
мы знаем, что дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и
беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир,
Отечество. Воспитанный на любви к Родине, на русских народных сказках и
литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не
родился.
Дошкольное
детство – важный этап в становлении личности
дошкольника. Уже в
дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать
такие навыки и
привычки, которые положили бы начало дальнейшему
совершенствованию
личности, общему развитию и воспитанности. Семья
оказывает сильное
воздействие на формирующуюся личность ребенка.
Поэтому педагог
должен работать в тесном контакте с родителями в этом
направлении.
Воспитатель советует родителям, какие художественные книги
они должны читать
своим детям, как использовать их в воспитании детей. В
определенных
случаях идет подбор индивидуально для ребенка. Например,
если ребенку не хватает
культуры поведения за столом, в общественном
месте советую
читать такие произведения, как «Вовка – добрая душа» — А.
Барто; «Три сына»
– Осеевой»; «Бабушка и внучка» — Толстого; «Косточка»;
«Честное слово».
После чтения книг и бесед с детьми отмечаешь, что есть
положительные
результаты.
На примерах героев
из художественной литературы воспитываем в
ребятах честность,
смелость, правдивость. Дети иногда путают эти качества и
считают, что если
сильный, то все должны его бояться. В таких случаях
можно прочитать
детям произведения: «Самое страшное» — Пермяк; «Белка и
волк», «Два
товарища» — Толстой. Обязательно после чтения книг проводить
беседы с детьми,
учить самостоятельно давать оценки поступкам героев и
подводить к тому,
чтобы дети находили эти качества в жизни группы, среди
окружающих.
Для детей, которые
рассеяны, несобранны, можно прочитать: «Вот
какой рассеянный»
Маршака; «Мойдодыр» — Чуковского.
Воспитание в
детях, любви к Родине, родному краю, уважения к
старшим близким –
все это можно реализовать посредством художественной
литературы,
поэзии.
В семьях, где
родители часто и много читают, наблюдаются хорошие и
теплые
взаимоотношения членов семьи. Дети в таких семьях более
общительны,
развиты и речь их более правильна. Такие дети знают много
стихов, песен
умеют рассказывать.
Художественная
литература, поэзия способствуют воспитанию в детях
любви к животным,
устному народному творчеству.
Можно много
привести примеров, когда дети хотят быть похожими на
литературных
героев или наоборот «не быть такими»; «Письмо неумейки»,
«Девочка –
ревушка», «Девочка чумазая». А. С. Макаренко говорил:
«Воспитание детей
– важнейшая область нашей жизни. Правильное
воспитание – это
наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше
будущее горе, это
наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед
всей страной».
Формы и приемы
использования детской литературы в
патриотическом
воспитании дошкольников
Основной формой
использования литературы в воспитании патриотизма
у старших
дошкольников является специально организованное занятие. В
рамках
ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети
слушают различные
произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои
впечатления,
заучивают наизусть и пересказывают.
Но для яркого
запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства
недостаточно. В
этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление,
поэтому, чтобы у
детей сложилось представление о явлении (будь то понятие
государственных
символов, красоты родной природы, военной героики) –
нужна опора на визуальные
впечатления.
Для сопровождения
чтения вслух сказок, былин, рассказов,
используются
наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в
книгах, фотографии
и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с
новыми словами –
например – «прялка», «решето», «ухват» — четкое
понимание детям
дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение,
потому что
словесное описание – объяснение незнакомого предмета они
воспринимают с
трудом. Использование предметов быта и старины при
чтении и
рассказывании былин усиливает познавательный эффект и
привлекает
внимание детей как «сюрпризный момент».
Во второй половине
ХХ в. в России было создано огромное количество
мультипликационных
фильмов по мотивам русских народных сказок. Дети,
накануне
прослушавшие чтение сказки, смотрят ее с удвоенным вниманием,
и впечатление
получают столь яркое, что оно проявляется потом долгое
время в играх,
изобразительной деятельности, жарких обсуждениях.
Кроме занятий,
литературные произведения даются детям во многих
других формах. Очень
охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с
помощью
настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и
рассказам нужно
организовывать драматизации – спектакли, инсценировки
по мотивам
известных (или только что прочитанных) произведений.
Переживая сюжет от
первого лица, ребенок глубже постигает мотивы
действия персонажа
и впитывает способы поведения.
Также используется
воспитательная сила художественной литературы в
проектной
деятельности детского сада. Воспитательно-образовательная
работа педагога и
учреждения в целом должна быть направлена на
формирование у
детей образа героя, защитника своего государства,
воспитание чувства
гордости за историю становления страны и потребности
защищать Родину.
Работу по данному направлению можно представить как
интеграционную,
для ее решения в дошкольных учреждениях довольно часто
используется
проектный метод деятельности. С целью разработки такого
проекта,
музыкальный руководитель и воспитатель ставят перед собой задачу
проведения
праздника, затем разрабатывают план, где предусматривается
обогащение детей
новыми знаниями и закрепление имеющихся знаний.
Предпраздничная
деятельность заканчивается проведением праздника, она
направлена на
основную цель, заключенную в самом празднике:
формирование
желания быть защитником земли, на которой ребенок родился
и вырос, которую
как зеницу ока берегли предки; понимание того, что все
великие деяния и
мужественные поступки совершаются из любви к
Отечеству и своим
близким, к своему народу, из чувства ответственности
перед ними. На
семейных праздниках, с участием родителей ставится еще и
цель укрепления
семейных отношений, совместная деятельность с
родителями
доставляет детям много радости и подкрепляет уверенность в
своей ценности. Во
время праздников дети читают наизусть заранее
выученные стихи.
Как правило, на таких праздниках присутствуют дети из
другой группы,
родители, ветераны, гости, что вызывает у детей особенное
отношение к своей
декламации, это выступление на празднике,
торжественное
событие, где ребенок – один из главных участников.
Для иллюстрации
рассказов на военную тематику кроме картин и
фотографий, можно
использовать различные наглядные пособия – макеты
военных действий,
играть в «парад возле кремля» в группе и на улице,
организовывать
строительные игры на улице из песка и снега
Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.
1182Ссылка на цитату7 минут на осмысление
Дерзайте отчизну мужеством прославить!
1043Ссылка на цитату2 минуты на осмысление
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
818Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.
804Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество.
771Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Родина есть для нас предмет культурного творчества, это мы сами в наших особенных дарах и талантах.
638Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Защита Родины есть защита и своего достоинства.
601Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».
600Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм.
569Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования.
562Ссылка на цитату7 минут на осмысление
Только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем.
537Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Высшее и прекраснейшее в человеческой природе — любовь к родной земле, ощущение свободы и независимости под защитой отечественных законов.
505Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Отчизна — это край, где пленница душа.
496Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека.
488Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Любовь к родине начинается с семьи.
435Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
И дым Отечества нам сладок и приятен!
426Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Меня спросили, почему я не возвращаюсь на родину. — Из тех, кого я знал, одни умерли, другие — еще хуже.
414Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.
375Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Что нам искать земель, согреваемых иным солнцем? Кто, покинув Отчизну, сможет убежать от себя?
363Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Нет ничего худшего, чем блуждать в чужих краях.
360Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Любовь к родине не знает границ.
355Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Для всякого изгнанника родина — это язык, на котором он не перестает говорить.
337Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Мы любим родину не потому, что она большая, а потому, что она своя.
334Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Прежде всего ты обязан своей родине, как и своим друзьям, — правдой.
323Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок.
316Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия.
315Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Нам дороги родители, дети, родственники, домашние, но любовь ко всем им заключает в себе любовь к родине.
315Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Все толкает меня забыть родину, а я не хочу, сопротивляюсь, сколько есть сил.
311Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине.
308Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Кто из нас не испытывал желания жить одновременно и в своем отечестве, волнуясь всеми интересами своей родины, и в то же время где-ни-будь в Париже, Лондоне?
307Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
И ему страшно стало, что он мог уехать надолго, навсегда, и умереть там, в чужих краях, и угасающим слухом ловить чужую и чуждую речь. И понял он, что не может он жить без родины и не может быть счастлив, пока несчастна она, и в этом чувстве была могучая радость и могучая, стихийная, тысячеголосая скорбь. Она разбила оковы, в которых томилась его душа, она слила её с душой неведомого многоликого страдающего брата ― и словно тысяча огненных сердец колыхнулась в его больной, измученной груди. И в горячих слезах он сказал: ― Возьми меня, родина!
306Ссылка на цитату7 минут на осмысление
Пасть за отечество — счастливая чреда: Умерший доблестно бессмертен навсегда.
300Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Люди, с которыми мы вступаем во взаимно приятное общение, и есть то, что я называю родиной.
292Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Смерть за отечество отрадна и славна — бежавший от нее в бою не уцелеет.
286Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Тот, кто всюду живет, нигде не живет.
280Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Позорить свое отечество — значит предавать его.
276Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца.
276Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Надо, чтобы родина была для нас дороже нас самих.
273Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Ради отечества следует жертвовать даже славой.
273Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины.
272Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Нужно быть правдивым во всем, даже в том, что касается родины. Каждый гражданин обязан умереть за свою родину, но никогда нельзя обязать лгать во имя родины.
269Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, — только бы ее не обманывать.
268Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Этот уголок земли для меня дороже всех других.
267Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Отчизну кто клянет — с семьей тот порывает.
265Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Битва за алтари и очаги.
265Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все.
263Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
И дым отечества сладок.
262Ссылка на цитату2 минуты на осмысление
Родина — общая мать всех граждан.
262Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Пожертвовать жизнью для блага родины.
259Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны.
253Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Мы считаем отечеством то место, где мы родились.
247Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
У подданных деспота нет родины. Мысль о ней вытеснена корыстью, честолюбием, раболепством.
244Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Отдать жизнь за родину.
242Ссылка на цитату2 минуты на осмысление
Приятно и почетно умирать за отечество.
241Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Порадуемся же и поблагодарим небо, мы достаточно хорошо послужили отечеству, чтобы нас сочли достойными кинжалов тирании!
240Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Дым отечества ярче огня чужбины.
237Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Родина для меня дороже жизни.
237Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Взгляды переменчивы, а родина одна.
233Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Не для себя, а для родины ты рожден.
231Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Будем любить родину, будем подчиняться [ее] законам.
229Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Там хорошо, где родина.
217Ссылка на цитату2 минуты на осмысление
— …а у нас сейчас, ― подхватывал Джелладалеев и, вдруг мешая слова двух языков, принимался за длинное и путаное повествование ― о долинах благословенных азиатских рек, где розовыми кострами цветут тамариски, об астрагале и джузгуве, суровых и могучих травах пустыни, и тогда бесплодные, подобно маятнику, качающиеся в веках пески, мнилось, согреты были не солнцем, а его собственной физиологической нежностью к родине, покинутой навсегда.
206Ссылка на цитату7 минут на осмысление
Отец – кормилец и защитник жены и семьи. Мистическое тело родины, образ национальной культуры, таинственное дыхание и красота матери-земли – все это было бы открыто вражьим ветрам и налетам, если бы жизнь родины не протекала в формах государства. Лишь его справедливыми, но и строгими законами, его умным миролюбием, но и вооруженной решимостью защищена родина от превратностей и неожиданностей судьбы. Отечество – это меч и щит родины. Не в историческом, но в иерархическом порядке родина первичнее отечества. Если бы у нас не было что защищать, нам не были бы нужны ни меч, ни щит…Правильно потому говорит Вольтер: «Отечество возможно только под добрым королем, под дурным же оно невозможно». Ту же мысль высказывает и La Bruyere: «В деспотиях невозможно отечество». С осознания этой невозможности всегда и начинались революции. Перед революционерами сразу же вставал вопрос: правильнее ли защищать родину на территории поработившей ее деспотии, или извне – на территории чужбины. Те, которым второе решение представлялось более целесообразным, – эмигрировали….
206Ссылка на цитату7 минут на осмысление
Там, на севере, дозрела смородина, Там июльские блещут грозы… Ах, от глупого слова «родина» На глаза навернулись слёзы.
196Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Я возвращуся к вам, поля моих отцов, Дубравы мирные, священный сердцу кров!, Усталый труженик, спешу к родной стране Заснуть желанным сном под кровлею родимой. О дом отеческий! о край всегда любимой! Родные небеса! незвучный голос мой, В стихах задумчивых вас пел в стране чужой, Вы мне повеете спокойствием и счастьем.
189Ссылка на цитату7 минут на осмысление
Природа есть мистическая субстанция, «природина» – мой неологизм, природа и родина, мать – земля своему народу. Народ выступает в отношении «природины» и как сын и муж. Так же, как в древнегреческой мифологии, вы знаете, земля Гея рожает себе Урана – неба, который ей становится и сын, и муж, супруг. Народ в каждой стране – и сын, и муж матери Природы.
184Ссылка на цитату7 минут на осмысление
Родина едина! А ещё кричу я Перед всеми стенами, сотворёнными людьми — Родина едина!
136Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Все эти места давно были знакомы Юргену по рассказам, услаждавшим для него долгие зимние вечера, и вот, теперь он сам увидел и двор, окружённый двойными рвами, деревьями и кустами, и вал, поросший папоротником. Но лучше всего были здесь высокие липы, достававшие вершинами до крыши и наполнявшие воздух сладким ароматом. В северо-западном углу сада рос большой куст, осыпанный цветами, что снегом. Это была бузина, первая цветущая бузина, которую видел Юрген. И она, да цветущие липы запечатлелись в его памяти на всю жизнь, ребёнок «запасся на старость» воспоминаниями о красоте и аромате родины.
129Ссылка на цитату7 минут на осмысление
Хороша лесная родина: Глушь да поймища кругом!.. Прослезилася смородина, Травный слушая псалом.
121Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Я знаю, конечно, что, сочиняя музыку, я работаю для родины! По крайней мере мне так говорят в течение двух месяцев, чтобы убедить меня, сначала, чтобы удержать меня от явки в армию, потом, чтобы меня утешить в моей неудаче.
99Ссылка на цитату7 минут на осмысление
Темы цитат по буквам
Перейти к контенту
Сказки для детей > Внеклассное чтение 4 класс
Список сказок и рассказов:
-
4
Алексей Толстой — Иван-царевич и серый волк
-
78
Антон Чехов — Белолобый
-
59
Антон Чехов — Мальчики
-
114
Всеволод Гаршин — О жабе и розе
-
305
Константин Паустовский — Заячьи лапы
-
207
Михаил Зощенко — Ёлка
-
51
Михаил Зощенко — Самое главное
-
37
Борис Житков — Про обезьянку
-
141
Борис Житков — Как я ловил человечков
-
43
Борис Житков — Пудя
-
93
Виктор Драгунский — Друг детства
-
59
Виктор Драгунский — Что любит Мишка
-
2
Садко (Былина)
-
63
Виталий Бианки — Чей нос лучше
-
23
Редьярд Киплинг — Рикки Тикки Тави
-
100
Павел Бажов — Голубая змейка
-
10
Павел Бажов — Хозяйка медной горы
-
23
Ганс Христиан Андерсен — Русалочка
-
8
Ганс Христиан Андерсен — Соловей
-
61
Ганс Христиан Андерсен — Дикие лебеди
-
392
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Серая шейка
-
34
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про храброго зайца
-
150
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Комара Комаровича
-
1
Вольга и Микула Селянинович (Былина)
-
36
Добрыня Никитич и Змей Горыныч (Былина)
-
26
Антон Чехов — Беглец
-
69
Антоний Погорельский — Черная курица, или Подземные жители
-
142
Георгий Скребицкий — Кот Иваныч
-
100
Леонид Пантелеев — Честное слово
-
65
Иван Тургенев — Муму
-
82
Александр Куприн — Барбос и Жулька
-
82
Александр Куприн — Белый пудель
-
18
Александр Куприн — Слон
-
3
Бой на Калиновом мосту
-
44
Борис Житков — Про слона
-
28
Борис Житков — Беспризорная кошка
-
16
Аркадий Гайдар — Поход
-
1
Виктор Драгунский — Пожар во флигеле, или подвиг во льдах
-
7
Виктор Драгунский — Сестра моя Ксения
-
22
Михаил Пришвин — Изобретатель
-
17
Михаил Пришвин — Гаечки
-
9
Михаил Пришвин — Лесной хозяин
-
Хитрая наука
-
50
Константин Паустовский — Жильцы старого дома
-
11
Виталий Бианки — Анюткина утка
-
1
Виталий Бианки — Заяц, косач, медведь и Дед Мороз
-
5
Виталий Бианки — Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать
-
8
Виталий Бианки — Чьи это ноги
-
7
Константин Ушинский — Дети в роще
-
15
Константин Ушинский — Ветер и солнце
-
Алексей Толстой — Петух и жерновки
-
12
Лев Толстой — Лгун (Басня)
-
Лев Толстой — Уж
-
3
Лев Толстой — Белка и волк
-
7
Лев Толстой — Лев и мышь (Басня)
-
3
Лев Толстой — Отец и сыновья (Басня)
-
6
Лев Толстой — Как мужик гусей делил
-
3
Лев Толстой — Два брата
-
6
Ганс Христиан Андерсен — Оле-Лукойе
-
11
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Воробья Воробеича
-
4
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказочка про Воронушку
-
9
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка о том, как жила-была последняя Муха
-
1
Андрей Некрасов — Приключения капитана Врунгеля
-
3
Алексей Толстой — Сказка о молодильных яблоках и живой воде
-
2
Лев Толстой — Собака и её тень (Басня)
-
4
Лев Толстой — Кавказский пленник
-
4
Илья Муромец: Болезнь и исцеление Ильи
-
3
Изгнание Адама и Евы из рая
-
Притча о сеятеле
-
Притча о блудном сыне
-
Притча о Фарисее и Мытаре
-
Притча о злых виноградарях
-
Рождение и воспитание Геракла
-
6
Дедал и Икар (Миф)
-
Орфей и Эвридика (Миф)
-
5
Андрей Платонов — Никита
-
1
Андрей Платонов — Еще мама
-
17
Виктор Гюго — Козетта
-
2
Виктор Гюго — Гаврош
-
Николай Лесков — Неразменный рубль
-
7
Дмитрий Григорович — Гуттаперчевый мальчик
-
3
Алексей Толстой — Сугробы
-
2
Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком
-
Лев Толстой — Пожар
-
Лев Толстой — Орел
-
Лев Толстой — Как мальчик рассказывал о том, как его в лесу застала гроза
-
1
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Приемыш
-
1
Виктор Астафьев — Белогрудка
-
Рувим Фраерман — Девочка с камнем
-
1
Владимир Солоухин — Ножичек с костяной ручкой
-
2
Лев Толстой — Два товарища (Басня)
-
Лев Толстой — Старый дед и внучек (Басня)
-
1
Владимир Железников — История с Азбукой
-
Владимир Даль — У тебя у самого свой ум
-
Ксения Драгунская — Лекарство от послушности
-
Анатолий Алексин — Самый счастливый день
-
Лев Толстой — Стрекоза и муравьи (Басня)
-
Лев Толстой — Ворон и лисица (Басня)
-
Лев Толстой — Муравей и голубка (Басня)
-
Лев Толстой — Осел и лошадь (Басня)
-
Лев Толстой — Русак
-
Лев Толстой — Царский сын и его товарищи
-
Фёдор Кнорре — Солёный пёс
-
2
Иван Шмелев — Русская песня
-
41
Георгий Скребицкий — Пушок
-
28
Константин Паустовский — Прощание с летом
-
2
Константин Паустовский — Сказочник (Христиан Андерсен)
-
10
Михаил Зощенко — Приключения обезьяны
-
Михаил Зощенко — Бедный Федя
-
Михаил Пришвин — Сухостойное дерево
-
Михаил Пришвин — Ястреб и жаворонок
-
2
Ирина Пивоварова — Барышни Люси
-
8
Ирина Пивоварова — Секретики
-
6
Ирина Пивоварова — Как меня учили музыке
-
1
Ирина Пивоварова — Селиверстов не парень, а золото
-
Саша Черный — Счастливый карп
-
1
Виктор Астафьев — Бабушка с малиной
-
Александра Ишимова — История России в рассказах для детей
-
Константин Ушинский — Бодливая корова
-
58
Константин Ушинский — Сумка почтальона
-
Юрий Сотник — Учитель плавания
-
6
Юрий Сотник — Гадюка
-
9
Виктор Голявкин — Путешественник
-
10
Валентина Осеева — Почему
-
17
Валентина Осеева — В классе
-
9
Виталий Бианки — Плавунчик
-
4
Борис Житков — Мышкин
-
2
Антон Чехов — Спать хочется
-
Лев Толстой — Пётр Первый и мужик
-
Александр Раскин — Как папа выбирал профессию
-
Саша Черный — Дневник фокса Микки
-
1
Александр Куприн — Бедный принц
-
Александр Куприн — Четверо нищих
Отзывы: 4
-
Наталья
Хорошая ссылка советую
Ответить
-
юлия
мне очень понравилось рассказы интересные
Ответить
-
А
Мы это читали в классе
Ответить
Добавить комментарий
Внеклассное чтение 4 класс: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Лола
а что комментариев нет?
Ответить