Мифологическая основа русских сказок
Разделы: Литература
Вступление
С раннего детства мы знакомы с русскими сказками, знаем, что Баба Яга и Кощей Бессмертный злые, а Иван обязательно победит темную силу и спасет Василису Прекрасную. Но нам интересно знать, откуда в русских сказках такие необычные герои и такие повороты сюжета?
Знаете ли вы, какое отчество у Бабы Яги? Почему Кощей — Бессмертный, а смерть его на конце иглы, которая хранится в яйце? Почему богатыри сражаются с врагом на Калиновом мосту через речку Смородину? Почему мы говорим «явный», «заморочить», «сварганить»?
Мы тоже задумались над всеми этими вопросами и стали искать ответ. Мы выяснили, что большинство наших народных сказок берут начало в мифах древних славян.
Цель работы:
- Объяснить происхождение самых распространенных сюжетов в русских сказках.
- Объяснить происхождение самых популярных героев русских сказок.
Основная часть
Прежде чем мы будем говорить о художественных образах и сюжетах в мифологии восточных славян и русских сказках, необходимо нарисовать мифологическую картину устройства мира такой, как её представляли наши предки.
В представлении восточных славян весь мир создал бог Род. «И вот родил Род небесное царство Правь, потом — царство срединное Явь, а следом — тёмное царство Навь. Из мирового неведомого пространства упало семечко, и стал расти огромный Дуб — Мировое Древо, высокое и могучее. Корнями должен был уходить оно в царство глубинное, призрачное, туда, где место лишь для мёртвых и для тёмных сил. Ствол его пойдёт поперёк царства Явного, где поселятся скоро живые и будут жить, пока не истечёт их срок; а верхушка и вовсе доберётся до Правильного царства, до страны, в которой вот-вот появятся могучие боги и станут править миром.
Одно плохо: перемешано всё в мире, и некому наблюдать за порядком, всё подмечать, за всем, что родилось, присматривать и доделывать то, что начато. Тогда кликнул Род птицу Сва и создал себе родича, творца и помощника, — Сварога могучего, вдохнул в него свой всесильный дух и дал ему не одну голову, а целых четыре, чтобы мог он на все четыре стороны света оборачиваться. И поднял Сварог могучими руками над морем небо, названное в честь него Сваргой, и пошёл ходить по нему, из поднебесья мир оглядывая. А потом дальше давай то да сё сварганивать! Ведь имя тому богу было Сварог. Вам, мальчики и девочки, должно быть знакомо, весёлое слово — сварганивать. Его переймут потом люди у богов и будут всегда говорить его, коли захотят сотворить что-нибудь этакое, необычное.
Потом Сварог и Черный Змей (Чернобог) поделили землю, пропахали межу. Справа осталось Правильное царство- небесная синяя Сварга, слева — подземное царство Нави, а в срединном мире Яви Межа посередь мира легла.
«Удивительная речка потекла по Меже, отдели мир темный и мертвый от мира живого, явного. Сама по себе родилась эта речка смрадная, и назвалась та речка Смородиной. В речке Смородине слезы с кровью перемешаны, волны там одни ледяные — холодные, а другие кипучие — огненные, оттого и шипит, и паром пышет речка Смородина. Отделяет она живых от мертвых, и даже бессмертные боги боятся переходить ту речку, а уж у смертного и вовсе ни переехать её, ни переплыть никакой не будет возможности. Лишь волшебный Калинов мост через речку ту перекинут, по нему умершие люди в мир подземный будут шествовать, но пока об этом еще никто не догадывается».
Возьмем, к примеру, сказку «Царевна Лягушка».
«Василиса Премудрая хитрей, мудрей своего отца уродилась; он за то осерчал на нее и велел ей три года квакушею быть»
Василиса Премудрая, она же Василиса Прекрасная, в русских сказках — это не кто иной, как богиня жизни Жива, дочь Сварога и Лады в славянской мифологии:
«И вот, когда пришел положенный срок, у Лады-матушки родились три прекрасные дочери: сначала светловолосая и веселая Леля, богиня весны и чистой девической любви. А потом еще две сестры — солнечноокая красавица Жива, животворящая богиня жизни, и холодная Мара-Морена, богиня холода и смерти. Взяла себе Жива силу живой воды, а Морена обрела силу мертвой воды». Проследим эту связь.
Тут Иван — солдатский сын вынул из седла два пузырька с водою целящею живучую; взбрызнул брата целящей водою — плоть-мясо срастается; взбрызнул живущей водою — царевич встал и говорит:
— Ах, как же я долго спал!
Отвечает Иван солдатский сын:
Век бы тебе спать, если б не я!
Привязали птице Гамаюн боги бочку под крылья, чтобы набрала в Ирии вещая птица священной сурьи, и наказали ещё, чтобы в клюве принесла она с Рипейских гор живой воды. И ответили ему братья Сварожичи:
Молвил Перун, полной грудью вздохнув:
— Как же долго я спал во Сырой Земле! И ответили ему братья Сварожичи: — Спать бы тебе, Перун, вечным сном, если б не пришли на выручку».
«Обернулась Василиса Премудрая белой лебедью и упорхнула в окно:»
Подобное есть и в мифе:
«:Лебёдушкой белоснежною сей же час вспорхнула Жива на небо, замахала сильными крыльями и полетела:»
«Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала. Жены старших царевичей увидали ее хитрости, давай себе то же делать. После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались».
Практически тоже самое рассказывается и в мифе:
«И те косточки, что остались от трапезы богиня Жива складывала, и кружилась в танце Жива Свароговна: одной ручкой махнет — встанут лес и река, другой ручкой махнет — летят птицы под облака».
В мифологии есть легенда о том, как Морена похитила Даждьбога и приковала к острым Хвангурским скалам, а Жива отправилаь его спасать. «Лебедушкой белоснежною сей же час вспорхнула Жива на небо, замахала сильными крыльями. Но внезапно небо и воды заморочили помощницы Морены — мары. И с пути лебедь белая сбилась, снова в девицу обернулась, пешком двинулась по острым камням. Истоптала три пары железных сапог, истерла три железных посоха, в кровь изранила руки и ноги, но пришла наконец к горе Хвангуре, к обиталищу земному Кащея — бога зла».
Вспомните, как часто этот сложный путь проходят самые разные герои, чтобы добраться до царства Кощея Бессмертного и освободить любимого или любимую.
В сказке также сказано:
«Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного»
Кощей Бессмертный — это герой мифологический, сын Чернобога:
«В Кощном царстве царил другой сын Черного Змея — братец Горына Кощей Чернобогович. Этот Кощей жил в образе человеческом, но столько ненависти и жадности было в том человекообразном злодее, что хватило бы с лихвой на всю
Про смерть Кощея в сказке:
«: Смерть Кощея на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей бережет как зеницу ока:»
«:Есть яйцо заветное, самим Родом в начале мира рожденное, — яйцо со смертью Кощея. Глубоко его смерть упрятана, далеко его смерть схоронена. Под корнями Дуба, Дерева Мирового, лежит яйцо. В сундуке оно там упрятано, внутри зайца оно схоронено, внутри утки оно положено. В тот же час, когда разобьешь ты яйцо, погибнет Кощей:»
В мифологии о нем сказано:
«Был у Чернобога еще один сын, Горын Змеевич, перенявший у отца своего всю его змеиную природу, живучесть и многоголовость. Жил Горын в пещере под Черной горой — от слова «гора» он горыном и прозывался. Впрочем, мог этот змей изрыгать изо рта пламя, так что Горыном его звали еще и потому, что в его пасти что-то горело.
Было у Горына то ли три головы, то ли шесть, то ли девять: люди, которые его видели, иногда от страха со счету сбивались и не могли точно ответить, сколько же именно было голов у этого змея,- может, и все двенадцать.
Когда вылетал он из-под своей горы, то кругом гром гремел и молнии сверкали. Вылетал, отправлялся туда, где жили мирные пахари. Увидит какую девицу-красавицу попригожее, хвать ее когтистыми лапами и несет к себе в глубокую пещеру»
Сравните с русскими сказками: » : гром гремит, земля трещит, волны на реках взволновались, вылетает Змей Горыныч о двенадцати головах:»
В сказке «Два Ивана — солдатских сына»:
«Каждый день выходит из синего моря, из-за серого камня двенадцатиглавый змей и поедает по человеку за единый раз, теперь дошла очередь до царя. Есть у него три прекрасные царевны. «
Все знают знаменитую Бабу Ягу с ее избушкой на курьих ножках:
«:Стоит избушка на курьих ножках, кругом повертывается. Избушка повертывается к морю задом к нему передом. Царевич взошел на нее и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-Яга костяная нога:»
«Яга Виевна, супруга Велеса — старая, горбатая, злющая, хромая бабка. Живет она в своей избушке на курьих ножках и питается душами человеческими, которые ей Морена (богиня зимы и смерти) приносит. Но к людям редко выходит Яга — могут и одолеть ее богатыри русские! Вот и колдуют издалека понемногу Яга с Мореной, на людей злость свою выплескивая:»
Почти в каждой сказке есть старичок, который неожиданно появляется перед главным героем, дает ему полезный совет и также неожиданно исчезает. В сказке «Царевна-лягушка» он тоже есть:
«:Шел он, близко ли, далёка ли, коротко ли — попадается ему навстречу старый старичок: Читаем в сказке «Два Ивана — солдатских сына»:
«Идут путём — дорогою, а навстречу им седой старичок; позабыли они, что мать наказывала, и прошли мимо, не здороваясь..
Нечего делать, пошли добрые молодцы домой и головы повесили; идут путём- дорогою, а на встречу им опять тот старичок попадается».
В Мифах сказано, кто же этот старичок:
«:Встретили они (небесные ратичи Вечёрка с Полуночкой) вдруг на своем пути маленького старичка с седой бородой. И стал тот старичок их манить за собой — то в одну сторону поманит, то в другую поведет, то обратно свернет:А старичок пропал, будто его и не было. Вот такой силой обладал этот старец, а все потому, что был он самим Временем:»
Именно поэтому знает старичок все и про Василису Премудрую: «Василиса Премудрая хитрей, мудрей своего отца уродилась; он за то осерчал на нее и велел ей три года квакушею быть», и про то, куда идти Ивану-царевичу, чтобы ее найти: «Вот тебе клубок, куда он покатится — ступай за ним»
Заключение
Работа по сопоставлению русских сказок со славянскими мифами очень увлекательная. И чем мы больше сравнивали и вчитывались, тем чаще задавались вопросом: а сказки ли рассказывали нам в детстве, может быть, это были просто славянские мифы?
Мы пришли к выводу, что
- Большинство образов русских народных волшебных сказок взято из славянской мифологии;
- Основа сюжетов народных волшебных сказок — мифология. В процессе «жизни» сюжеты варьировались, видоизменялись, т.к. человек искал своё место в мире добра и зла, учился жить. Рядом с мифологическими образами появляются образы людей. Философию жизни человек заключал в сказки, где «правда ложь, да в ней намёк». Так появились сказки.
Библиография
- Дети Сварога (древнейшие мифы восточных славян) / Консультанты А.Л.Цеханович, Е.В.Миронов. — М.: Проект-Ф, 2008.
- Русские народные сказки: . «Царевна — лягушка», «Два Ивана — солдатских сына» «Василиса Премудрая»
Мифы в волшебных сказках
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 276 672
- КНИГИ 652 012
- СЕРИИ 24 904
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 609 985
Елеазар Моисеевич МЕЛЕТИНСКИЙ (1918 – 2005) — крупнейший отечественный фольклорист и литературовед. В его трудах рассматривается широкий спектр компаративистских и структурно-типологических проблем изучения мировой словесности. Статьи сборника «От мифа к литературе» группируются вокруг трех тематических блоков: мифология, фольклор, архаическое изобразительное искусство; литература Древности, Средневековья и Возрождения; теория и практика авангарда.
ОТ МИФА К ЛИТЕРАТУРЕ*
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. КАТЕГОРИИ МИФОВ
ПЕРВОПРЕДКИ — КУЛЬТУРНЫЕ ГЕРОИ КАК ДРЕВНЕЙШИЕ ГЕРОИ ПОВЕСТВОВАНИЯ
ОТ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКИ К ВОЛШЕБНОЙ
ОТ МИФА И ГЕРОИЧЕСКОЙ СКАЗКИ К ЭПОСУ
ОТ АРХАИЧЕСКОГО ЭПОСА К КЛАССИЧЕСКОМУ
ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ПРОЗА
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ РОМАНИЧЕСКИЙ ЭПОС И КУРТУАЗНЫЙ РОМАН
ФОРМИРОВАНИЕ РОМАНА НОВОГО ВРЕМЕНИ
СЕРВАНТЕС, ПЛУТОВСКОЙ РОМАН
ОТ ПЛУТОВСКОГО РОМАНА К РЕАЛИСТИЧЕСКОМУ
ОТ ГАЛАНТНОГО РОМАНА К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ
СИНТЕЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА И НРАВООПИСАТЕЛЬНОГО
НЕКОТОРЫЕ ВОСТОЧНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
МИФОЛОГИЗМ В РОМАНЕ XX ВЕКА ( От литературы к мифу)
Приложение КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О НЕКОТОРЫХ РАЗВИТЫХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
КЛАССИЧЕСКИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
МИФОЛОГИЯ ДОКОЛУМБОВОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ ( ацтеки, тольтеки, сапотеки, миштеки, тараски, майя)
ОТ МИФА К ЛИТЕРАТУРЕ*
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ МИФА И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ЖАНРОВ»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Этa книга посвящена происхождению художественного воображения и художественного повествования, происхождению повест- вовательных литературных жанров. Так как словесное искусство восходит к мифу, а миф, в свою очередь, неотделим от обряда, литературная история начинается с комплекса «миф-ритуал», который является первоначальным источником всей духовной культуры и содержит синкретическое ядро (с точки зрения формальной, а также идеологической) религии и донаучных представлений, музыки, танца, театра и поэзии.
Миф — один из центральных феноменов в истории культуры и древнейший способ концепирования окружающей действительности и человеческой сущности. Миф — первичная модель всякой идеологии и, как только что было сказано, синкретическая колыбель не только литературы, искусства, религии, но, в известной мере, философии и даже науки.
Дифференциация первобытного синкретизма культуры влечет за собой частичную демифологизацию, но демифологизация всегда бывает неполной, относительной, а периодически ее сменяет ремифологизация, и это, в частности, относится к нашему веку. События уходящего XX в. показали, что наука не может, как надеялись позитивисты XIX в., полностью вытеснить мифологию, и прежде всего потому, что наука не разрешает такие общие метафизические проблемы, как смысл жизни, цель истории, тайна смерти и т.п., а мифология претендует на их разрешение. Миф вообще исключает неразрешимые проблемы и стремится объяснить трудноразрешимые через более разрешимое и понятное. Познание не является ни единственной, ни главной целью мифа. Главная цель — поддержание гармонии личного, общественного, природного, поддержка и контроль социального и космического порядка, в чем мифам помогают ритуалы — вторая, практически действенная сторона единого ритуально-мифологического комплекса.
Познавательный пафос подчинен в мифе этой гармонизирующей и упорядочивающей направленности, ориентированной на целостный подход, в котором нет места для неупорядоченности и хаоса. В мифе превалирует пафос преодоления хаоса и превращения его в космос, защиты космоса от сохранившихся сил хаоса. Все это и является причиной неполной демифологизации, что обеспечивает сохранение мифологической ментальности в народном сознании, в системах идеологических и политических и в поэтической фантазии, т.е. делает мифологию вечной и неизживаемой.
В книге будет подробно рассказано о мифологическом мышлении. Здесь же ограничусь только кратким рассуждением о том, что мифологический способ концепирования связан с определенным типом мышления, которое специфично для первобытного мышления в целом и для некоторых уровней сознания, в особенности массового, во все времена. Мифологию в политике, в том числе политике XX в., усматривали многие авторы. Французский философ и филолог Ролан Барт считал современность привилегированным полем для мифологизирования. Из орудия первобытного образного мышления миф превращается в инструмент политической демагогии. Барт имел в виду прежде всего «буржуазную» идеологию, нейтрализующую свою политическую сущность за счет мнимого превращения «истории» в природу. В то же время известный румыно-американский теоретик мифа М. Элиаде не без основания трактовал социализм в качестве нового эсхатологического мифа.
Позволю себе, несколько забегая вперед, обнажить мифологическую модель в русской советской идеологии. «Раннее» время — подготовка и проведение октябрьской революции — представляется как «космизация» дореволюционного хаоса «в отдельно взятой стране» (в других странах сохраняется капиталистический хаос). «Культурные герои» — Ленин и Сталин. Революционные праздники — ритуалы и ритуализированные партийные съезды, питаемые революционно-магической энергией «раннего» времени, как бы воспроизводят и укрепляют это «раннее» время в настоящем. Сталин — не просто исторический продолжатель Ленина, а его как бы перевоплощение («Сталин — это Ленин сегодня»), и следующие после Сталина вожди — не сменяющие друг друга исторические лица, а тоже своего рода перевоплощения все того же «культурного героя» Ленина. Я уже не говорю о явном превращении коммунистического атеизма в религию «наизнанку», компартии — в церковь, оппозиции — в еретические секты и т.д.
Постперестроечный период после отказа от советской власти и жестких идеологических запретов в свою очередь принял и религиозно-церковные, и прямо мифологические формы, включая сюда и идеализацию дореволюционного «раннего» времени как «золотого века» (без всяких критических поправок), и распространение всевозможных, в том числе и близких к первобытности или, наоборот, окрашенных технической мистикой, иррациональных вер, суеверий и мифов: колдуны, привидения, инопланетяне, снежные люди, могучие экстрасенсы (даже Христос представляется одним из них), мистическое знание всех наук в «Ригведе», мистическая информация в структуре египетских пирамид, ожившие старинные легенды, астрология, твердо внедрившаяся в «последние известия» наряду с прогнозом погоды, и т.д. и т.п. Все это вылилось на головы изумленных слушателей и читателей как не подлежащая критике информация.
Почему все это стало возможным? Потому что процесс демифологизации, начавшийся в ходе дифференциации первоначального ритуально-мифологического синкретизма культуры, в частности, по мере развития философии и науки, не получил своего завершения (в силу вышеуказанной «вечной» гармонизирующей ценности мифа) и периодически перебивался процессами ремифологизации, в особенности в XX в., отмеченном одновременно бурными достижениями технической мысли и разочарованием в рационалистической философии, эволюционизме, прямолинейных «просветительских» упованиях.
Презентация по литературному чтению «Мифологические образы в русских народных сказках»
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Мифологические образы в русских народных сказках»
Общее понятие сказки СКАЗКА – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. (опр. Толковый Словарь Русского Языка)
Сказки народные авторские
с к а з к и бытовые о животных волшебные
Повествование в волшебной сказке «вынесено целиком за пределы реальной жизни». Герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой.
Главные персонажи – животные. Создавались в назидание маленьким, высмеивают общечеловеческие пороки. Построены на диалоге и животные имеют собственные имена, прозвища.
Бытовые сказки, как правило, высмеивают глупость, лень, жадность. Герои этих сказок — крестьянин, солдат, сапожник — живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
Русской культуре больше двух тысяч лет. Её истоки теряются в глубокой древности. Тогда наши предки, восточные славяне, жили в лесах, по берегам многоводных рек и озёр. Они были язычниками, т.е.почитали множество богов и духов, поклонялись силам природы, верили в заговоры, магию, колдовство и вещие сказания.
По представлениям славян, земля и вода, солнце и ветер, животные и растения обладали волшебной силой. Красочная картина мира, которая сложилась в сознании древних славян отразилась в мифологических сказаниях.
« В мифах рассказывается о происхождении мира, явлениях природы, божествах и легендарных героях. В мифе, в отличие от сказки, ничего заранее не придумывается». (В.Соловьёв)
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Баба Яга и Леший.
Баба Яга — один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе.
Неоднозначный персонаж, одновременно она и ведьма, и богиня зверей и леса. Баба-Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру живых и миру мёртвых ( «костяная нога» ).
Баба Яга связана с ночью и тьмой. Она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»). Баба Йога – так в древности звучало ее имя.
Живет Баба Яга на границе леса, воспринимаемой как грань Яви и Нави. Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е. повернуть к миру живых.
Является Богом ночного или зимнего солнца.
Скелет в плаще со сверкающими глазами. Представитель тёмных туч. Хранитель сокровищ и похититель красавиц, окаянный и безжалостный. Смысл его жизни – погубить всех.
Змей Горыныч — огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора.
Змей Горыныч может быть трехглавый, девятиглавый. Он может летать, крылья его –огненные.
могущественное существо, обладающее властью над лесом и важнейшими сторонами человеческого бытия. Он умеет петь без слов, а иногда с такой силой, как шумит лес в бурю.
… «Отчего люди не летают так, как птицы?» Любому, наверное, человеку знакомо ощущение полёта, – все летали в детстве во сне. А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам.
Тёмная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица.
Мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец.
Эта сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.
Читая русские и другие народные сказки, часто можно встретиться с сюжетом, в котором так много связано с яблоней и яблоками. Именно на это дерево чаще всего прилетает жар-птица, чтобы поклевать золотых яблочек, именно яблоки возвращают здоровье и молодость, а иногда дарят бессмертие; именно яблоней и яблоками стремятся обернуться нечистые силы, чтобы соблазнить доверчивых сказочных героев и погубить их…
Яблоки во многих мифах связаны с раем или райским садом. Старое название яблони «серебряный сук» происходит от поверья, что яблоки растут на серебристых ветвях и обладают свойствами бессмертия.
В русских народных сказках яблоко предсказывает судьбу, определяет судьбу героя или героини.
Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, не простое, а золотое.
Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: — Не плачь, дед, не плачь, баба, снесу вам яичко другое – не золотое, а простое!
Основные выводы Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины. Таким образом, детские сказки в занимательной форме возвращают нас к нашим истокам.
Курс профессиональной переподготовки
Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Волкова Татьяна ВикторовнаНаписать 3876 21.11.2015
Номер материала: ДВ-176241
- Начальные классы
- Презентации
- 21.11.2015 907
- 21.11.2015 754
- 21.11.2015 843
- 21.11.2015 1392
- 21.11.2015 3682
- 21.11.2015 8901
- 21.11.2015 1179
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
РАО проверит школьный учебник со ссылкой на недопустимый контент
Время чтения: 2 минуты
В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok
Время чтения: 1 минута
Что влияет на выбор школьниками инженерных специальностей
Время чтения: 1 минута
В Москве документы дошкольников и учеников переведут в электронный формат
Время чтения: 2 минуты
ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Мифы и легенды
Боги Олимпа
Мифы Древней Греции в пересказе Ю.В. Зайцева про обитателей Олимпа, сопровождающиеся красочными иллюстрациями картин и скульптур. Зевс Зевс разделил с братьями власть над миром. Посейдон стал повелителем морей, а подземное царство мертвых досталось Аиду. Небом…
Аргонавты
Миф Древней Греции про аргонавтов в пересказе Ю.В. Зайцева. Ясон набрал самых смелых и сильных воинов и отправился в Колхиду за золотым руном. Ясон Богат и славен был город Иолк. Правил в нем коварный царь…
Одиссей
Мифы Древней Греции в пересказе Ю.В. Зайцева о странствиях царя острова Итака Одиссея. Во время своего похода, длившегося более двух десятков лет, Одиссей потерял всю свою дружину и корабли. Путь домой С богатой добычей возвращались…
Троянская война
Мифы Древней Греции в пересказе Ю.В. Зайцева о том, как в результате изнурительной десятилетней войны греки захватили город Троя и уничтожили его. Конец века героев Славное было время, когда жили на земле герои. Храбрые, мужественные,…
Время великих героев
Мифы Древней Греции в пересказе Ю.В. Зайцева о великих героях, обладавших силой, мужеством, красотой и мудростью. Но в отличии от богов, эти герои были смертными. Персей Властвовал некогда над Аргосом царь Акрисий, и была у…
Робин Гуд
События легенды происходят в средневековой Англии. Молодой саксонский дворянин сэр Робин прославился тем, что помогал бедным крестьянам выжить в условиях, когда у них богатые бароны забирали все, до последней крошки. Робин Гуд читать Оленя парень…
Король Артур и рыцари круглого стола
Когда в Англии умер король и надо было выбрать нового, все английские бароны съехались в Лондон. Во время их молитвы двор храма озарился светом и появилась наковальня с мечом. На наковальне была надпись, что королем…
Тристан и Изольда
Действие легенды происходит в средние века. Тристан, сын короля, в детстве был похищен норвежскими купцами, бежал из плена и попал в британскую страну Корнуолл. Он стал блестящим рыцарем и был благодарен своему дяде, воспитавшему его……
Летучий голландец
В стародавние времена плавал по морям корабль. Капитан корабля был самым злым и самым свирепым человеком на свете. Команда была ему под стать. Казалось, корабль заговорён, там, где разбивались и погибали другие суда, его корабль…
Вильгельм Телль
Легенда про гордого и непокорного швейцарского стрелка Вильгельма Телля, который не побоялся противостоять наместнику-завоевателю Гесслеру. Вильгельм Телль читать Знаете ли вы, чем прославил себя стрелок Вильгельм Телль? Сколько веков прошло, а люди всё ещё не…
Томас Лермонт
Легенда про шотландского певца, музыканта и сочинителя Томаса Лермонта, жившего в XII веке. Его называли еще Честный Томас, потому что он говорил только правду. В легенде говориться о его пребывании в царстве фей и эльфов….
Дон Жуан
Легенда о молодом дворянине по дон Жуане Тенорио. В молодости он был умен, красив и приветлив с людьми. Пришло время жениться, но он никак не мог найти себе избранницу: все невесты казались ему не совершенны в…
Последний бой Роланда
Легенда про молодого графа Роланда, преданного вассала Карла Великого. Долгих семь лет французский король Карл пытался завоевать территорию Испании. Не сдалась только Сарагоса, повелителем которой был Марсилий… Последний бой Роланда читать Далеко разнеслась слава о…
Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.
Русские народные сказки
Сказки народов мира
Сказки наших читателей
Сказки по возрасту:
Сказки по интересам:
Сказка про бедняка по имени Ким. Он круглый год ловил в озере рыбу, собирал хворост и нес соседу-богачу. За это тот давал Киму чашку горячего риса. Но однажды кто-то повадился красть рыбу у Кима… Чепоги…
Сказка про хана, которому однажды приснился сон, что он стал ишаком. Проснулся хан в ужасе. Хану служил визирь. Был он отъявленный вор и крал у хана всё, что попадалось под руку. Визирь задумал хитрый план,…
Жили- были серенький Заяц и Лисичка-сестричка. Как настала зима, да заморозки пришли, построил Заяц себе избушку из лубочков, а Лиса изо льда. Зимой Лиса радовалась, что дом у нее светлый, точно хрустальный, а как пришла…
Утро, Полдень и Вечор
У одного короля было три дочери красоты неписаной. Берег их король, построил подземные палаты, чтобы ни ветер ни солнце их не беспокоили. Но прослышали дочери от мамушек своих и нянюшек, что есть чудный белый свет…
Рассказ про двух старшеклассников, которым летом удалось попасть в настоящую научную экспедицию. Первые дни вместо ожидаемой полевой романтики им пришлось таскать под проливным дождём дрова, а затем пытаться разжечь из них костёр. Но однажды им…
Третий ящик Пандоры
Рассказ о том, как учитель задержался в школе с проверкой уроков до позднего вечера. Все учителя уже ушли и ему надо было взять запасной ключ от школы в тумбочке в кабинете домоводства. Он позвонил маме,…
Веселая история про двух студентов пединститута, а на время зимних каникул – вожатых в детском оздоровительном лагере, который располагался в живописном пригороде. Начальник лагеря поручил им привезти три елки из питомника, но студенты забыли записку…
Интересная история о том как к автору в московскую квартиру повадилась приходить большая крыса. Она совсем не боялась хозяина, хозяйничала во всех комнатах, но поймать ее никак не удавалось… Крыс читать Я проснулся глубокой ночью…
Про паука и трех слонов Зашвырнула буря в сад Трёх невиданных слонят. Каждый чуть побольше мошки, Копошатся на дорожке, Поднимают хоботки, Собирают лепестки. Но их увидал мой знакомый паук И прошептал: “Осторожнее, друг! Не прыгайте…
Стихи для детей
Перевод с французского и составление М. Кудинова. Мир детворы Я с Синей Птицей не знаком, Не носит сапоги мой кот, И Серый Волк в лесу густом Со мною речь не заведёт. Нет каравеллы у меня,…
Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей! В небе я хочу кружиться, В небе я хочу носиться, И хочу я, словно птица, Улететь за сто морей. Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей!…
У нашего Йована У нашего Йована Курица подкована. Петухи запряжены, В сапоги наряжены; Овцы яйца несут. Козы yток пасут, Муравьи клюют овёс, Поле пашет старый пёс. Скворец Чёрный скворец Пошел во дворец В белой рубахе…
1 — Котёнок по имени Гав
Котёнок по имени Гав — серия коротких рассказов о приключениях котёнка Гава и его друга — щенка Шарика. С Гавом постоянно случаются нелепые ситуации, стоит ему выйти во двор. Вместе со своим другом, он справляется…
2 — Бременские музыканты
История о животных и юноше Трубадуре, которые отправились в город Бремен чтобы стать уличными музыкантами. В городе они остановились перед королевским замком. На балкон дворца вышли король и принцесса, на площадь сбежались горожане и началось…
Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя…
4 — Ёжик в тумане
Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли…
5 — Про мышонка из книжонки
Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать…
6 — Про Бегемота, который боялся прививок
Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся…
7 — Лисичка со скалочкой
Сказка про хитрую лису, которая нашла на дороге скалочку и попросилась к людям переночевать, а утром сожгла скалочку и потребовала за нее курочку. Лисичка со скалочкой читать Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и…
8 — Три поросенка
Сказка про трех братьев-поросят, которые построили себе домики. Один брат построил дом из соломы, второй из веток и прутьев, а третий — из кирпича. Три поросенка читать Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все…
9 — Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы
История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика: Кусочек…
Сказка про щенка, который был совсем маленький и не знал, кем он станет, когда вырастет: сторожевой или охотничьей собакой. Кошка Клаша подсказала ему, что он будет декоративной собачкой. А я кто? читать Бабушка купила щенка…
- О проекте
- Блогерам
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Мы рады принять Ваши предложения и пожелания по работе сайта
РУССКАЯ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА КАК ОТРАЖЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО МИФА
Анализ русской народной сказки «Гуси — лебеди». Можно использовать на уроке литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eta_skazka_nachinaetsya_so_slov.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКАЯ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА
КАК ОТРАЖЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО МИФА
(Выступление на школьном Дне Науки
ученицы 8 класса Петриковой Маргариты. Учитель – Матсапаева Е.В.)
Человек с самых древних времён пытался осмыслить окружающий его мир, ответить на многочисленные вопросы
- о происхождении солнца и месяца, неба и звёзд, земли с её многочисленными реками и горами,
- о смене дня и ночи, времен года,
- о жизни и смерти,
- о происхождении животных и человека.
Пытаясь объяснить всё происходящее, человек создал мифы
— о происхождении Вселенной,
— о животном и растительном мире,
— о происхождении человека,
— о загробной жизни,
— о добывании огня, происхождении ремёсел.
Таким образом, можно сделать вывод: миф – это произведение народной фантазии, объясняющее устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий (смена времён года, дня и ночи; стихийные бедствия; явления природы; смерть и т.д.)
Но наше представление о мифах чаще всего сводится к античным мифам, к богам и героям Древней Греции и Древнего Рима. Это можно объяснить тем, что именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее известные самому широкому кругу читателей.
Эпоху Возрождения (15-16 вв.) можно назвать эпохой второго рождения и распространения мифов в Европе: оживился интерес к античности, проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцах.
Итак, наиболее известные мифы – мифы античного мира.
Но у наших предков — древних славян – тоже были свои, славянские мифы. Славяне, пытаясь понять и объяснить окружающий мир, олицетворяли его, представляя силы природы в виде живых существ – защитников(берегинь) и врагов(врагинь). В нашем языке до сих пор сохранились такие сочетания, как солнце встало, село, зашло, спряталось; ветер дует, ревёт, рвёт. Все эти выражения, как и сотни тысяч им подобных, мы можем назвать следами мифологических представлений славян. К сожалению, славянские мифы не дошли до нас, но многочисленные следы их остались в фольклоре, в большей степени – в волшебных сказках. Многие сотни лет шло превращение мифов в сказку.
Сказки пришли к нам из глубокой древности, и рассказывали их нищие странники, калики перехожие, отставные солдаты – словом, те, кто скитался по белу свету и передавал из уст в уста мудрость народную, складывающуюся веками.
Из этого можно сделать вывод: волшебная сказка – это переосмысленный миф, повествующий о том, как можно избежать неотвратимого действия враждебных сил природы, если человек уже очутился в положении невольного нарушителя.
Волшебная сказка «Гуси-лебеди» известна с детства. Эту сказку знаем наизусть. Но вряд ли догадываемся, какую сокровенную тайну хранит она! Как близка она к славянскому мифу, сколько мудрости народной пронесла она через века!
Хотелось бы несколько слов сказать об Александре Николаевиче Афанасьеве, историке и фольклористе, издателе «Народных русских сказок». Афанасьев А. Н. (1826-1871) – исследователь мифологии, автор многочисленных сочинений, в которых разъяснял и сопоставлял предания, обычаи, мифы наших предков. Окончив юридический факультет Московского университета, он принят на службу в Главный Московский архив министерства иностранных дел, что даёт ему возможность заниматься исследованием истории, права, литературы, народной поэзии, изданием произведений фольклора. Наиболее известными научными трудами исследователя являются «Древо жизни» и «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов».
Среди 600 народных сказок, опубликованных Афанасьевым в первом издании «Народных русских сказок»была волшебная сказка «Гуси-лебеди» — предмет данного исследования.
Эта сказка начинается со слов: была «Жили старичок со старушкою; у них дочка да сынок маленький» ( Так же начинаются многие народные сказки) Вы не замечаете ничего странного в этих словах? «Старичок со старушкою и дети». Но как дети могли оказаться у стариков? Пришло это из славянской мифологии. Дети росли в семье до 7-8 лет, потом их отдавали старцам набираться жизненного опыта. Старики и старухи знали очень много: они помнили мифы племени, могли предсказать будущее, понимали природу. После обрядов посвящения дети уже не нуждались в родительской опеке. Тогда только старик со старухой (вожди племени) властвовали над ними.
Но вновь обратимся к сказке «Гуси-лебеди». Поехали старик со старухою на работу, а дочке наказывают, чтобы братца берегла. И за то привезут ей и булочку, и платьице справят. То есть, сказав эти слова, старики создали некий запрет. (Учёные считают, что вся жизнь первобытного человека была ограничена множеством запретов. Без разрешения нельзя было есть ту или иную пищу, пить те или иные отвары, покидать в одиночку становище, охотиться на то или иное животное. Нарушишь запрет – и придут в действие невидимые, злые, могучие силы.) Девочка не послушала совета старших, нарушила запрет — она оставила братца играть на травке под окошком, а сама побежала на улицу. «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках…Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся…Девочка угадала, что гуси-лебеди унесли её братца, бросилась их догонять.»
Рассмотрим подробнее сказочный образ «гуси-лебеди».В славянской мифологии водоплавающие птицы: гуси, утки, лебеди – были особо почитаемы, так как именно на них пересекает Океан-море Даждьбог – бог Солнца. Вообще, птица принималась некогда за общепонятый поэтический образ, под которым представлялись ветры, облака, молнии и солнечный свет. Как отмечает Афанасьев А. Н. :«В мифических сказаниях и в народной поэзии птицы являются услужливыми вестниками богов». В данной сказке они служат Бабе-Яге – единственному божеству. Гусь в фольклоре предстает в образе болтливого, по-матерински заботливого, несколько глуповатого существа. А лебедь – противоречивый символ: света и смерти, преображения и меланхолии. То есть, гуси-лебеди – это поэтический образ, созданный фантазией человека.
Бросилась девочка за братцем – то есть, героиня сказки отправляется в путь, где она встретится с печкой, яблоней, молочной речкой с кисельными берегами. Печка – это символ домашнего очага . Яблоня — символ земли-матушки, символ плодородия. Символ жизни и достатка – молочная речка с кисельными берегами . И можно предположить, что все они не являются чужими, несущими зло девочке и её братцу, ведь все они предметы ЕЁ мира. Всё это не несет девочке зла! И действительно, что предлагают печка, яблоня и речка в обмен на информацию, куда полетели гуси-лебеди?
- Съесть ржаного пирожка
- Съесть лесного яблока
- Съесть простого киселька с молоком.
Разве это испытания? Непосильная работа для девочки? Нет! Но как она ведёт себя? Она не ест ни пирожок, ни яблочко, ни кисель:
— О, у моего батюшки пшеничного не едят.
— О, у моего батюшки и садовые не едятся.
— О, у моего батюшки и сливочки не едятся.
Однажды, уже нарушив запрет, она боится повторения, ведь неизвестно, какое ещё испытание может выпасть на её долю. Постоянно она говорит: «О, у моего батюшки…» — тем самым она даёт понять, что не совсем доверяет этим волшебным предметам: они находятся вне ЕЁ дома. А значит, к ним надо относиться осторожно, какими бы ласковыми они не казались.
А почему для печки, яблони и речки с кисельными берегами так важно, чтобы она съела их дары? Это опять же традиция древних народов, в том числе и славян – тем самым она как бы становится их рода-племени. (Этот обряд сохранился до сих пор – мы встречаем гостей дорогих хлебом-солью.)
Не помогли девочке ни печка, ни яблоня, ни речка! Кто же указал ей дорожку? ЁЖИК. И при этом ни о чем её не просит. Почему? В славянской мифологии ёж – символ прикосновения, а свернутый в колючий шар, он представляет собой аналогию с солнечными лучами. То есть, теперь девочка прикоснулась к другому миру.
«Видит: стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит Баба-Яга». Образ такой таинственной и страшной избушки на курьих ножках, находящейся в самой глуши дремучего леса, пришёл в народную сказку из древности. В глухой, непроходимой чаще, скрытые от посторонних глаз, стояли в первобытные времена эти странные избушки. Они были как бы ключом в загробный мир. Каждый мальчик, прежде чем стать воином или охотником, должен был пройти через такую избушку, чтобы получить тугой лук и тяжёлое копьё из рук давно умерших предков. А попасть к ним можно было, только пройдя через такую избушку. Поэтому герои сказок даже не пытаются обойти её! Дверь в избушку повернута к лесу, то есть вход в жилище смерти находится со стороны смерти. Попасть в жилище Бабы-Яги непросто: надо знать заветные слова: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Не каждый человек, по мнению древних, имел право войти в загробный мир и побеседовать с предками – это мог сделать только посвящённый. Только тот, кто, ответив на все вопросы старцев, смог показать свою зрелость, имел право войти в избушку и получить покровительство прародительницы, покровительницы рода и владычицы судеб живых. Поэтому девочка и не заходит в избушку: подкралась она к окошку, ухватила брата и бегом бежать.
А гуси-лебеди за нею в погоню летят. Просит девочка речку спрятать её с братцем:
— Речка-матушка, спрячь меня!
— Съешь моего киселика!
Съела киселька — спрятала их речка. Но только гуси-лебеди воротились, летят навстречу.
— Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня!
-Съешь мое лесное яблочко!
Съела девочка яблочка яблоко — спрятала их яблоня.
Но гуси-лебеди вновь налетели, крыльями бьют.
— Сударыня печка, спрячь меня!
-Съешь моего ржаного пирожка!
Покружили гуси-лебеди над печкой и улетели.
Почему же теперь речка, яблоня и печка помогают девочке? Изменилось обращение её к ним: теперь она говорит:
что показывает не только уважение, но и её признание, что все они – ЕЁ мир. И потому на обратном пути девочка взяла дары речки, яблони и печки. Легко было войти на сторону неизведанного, а вот выйти – сложно.
Интересно ещё одно наблюдение: когда девочка бежит в лес, «СТОИТ молочная речка, кисельные берега», а когда возвращается с братцем – «БЕЖИТ молочная речка, кисельные берега». Бегущие воды реки – это жизнь, жизнь, побеждающая смерть.
Благополучно вернулись дети домой. С момента нарушения девочкой запрета старших до её возвращения домой с братцем прошёл день. Но за это время она очень изменилась – она повзрослела, на что указывает и слово «девушка» в конце сказки.
Путь, который прошла девочка, можно разделить на несколько этапов:
- наложение запрета — некий оберег от беды, мудрость старцев;
- нарушение запрета – отсутствие чувства страха;
- следствие этого нарушения – беда, действие злых сил;
- путь испытаний и встречи в пути;
- применение магических действий – стремление найти друзей, помощников;
- возвращение к благополучию – приобретение жизненного опыта.
Итак, на примере сказки «Гуси-лебеди» мы проследили отражение славянского мифа с волшебной сказкой. И связь эта неслучайная, так как сказка – это миф, оторванный от магии.
И становятся понятны слова: «СКАЗКА-ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК!