ПОДЕЛИТЬСЯ
Реальные варианты (задания) итогового устного собеседования по русскому языку 9 класс ОГЭ 2021, официальная дата проведения: 10 февраля 2021 года, данные варианты будут у вас.
P.S для каждого часового пояса по 2 варианта.
Ссылка скачивания для МСК+9: вариант 079, вариант 109
Ссылка скачивания для МСК+8: вариант 062, вариант 192
Ссылка скачивания для МСК+7: вариант 024, вариант 123
Ссылка скачивания для МСК+6: вариант 116, вариант 246
Ссылка скачивания для МСК+5: вариант 130, вариант 161
Ссылка скачивания для МСК+4: вариант 086, вариант 185
Ссылка скачивания для МСК+3: вариант 147, вариант 253
Ссылка скачивания для МСК+2: вариант 048, вариант 215
Ссылка скачивания для МСК+1: вариант 055, вариант 178
Ссылка скачивания для МСК (+0): вариант 093, вариант 222
Ссылка скачивания для МСК-1: вариант 208, вариант 260
Реальные варианты итогового устного собеседования 2021 часового пояса МСК +9 (разница с Московским временем +9 часов):
Выразительно прочитайте вслух текст о советском живописце Александре Александровиче Дейнеке (1899–1969). Подробно перескажите прочитанный Вами текст об Александре Александровиче Дейнеке, включив в пересказ слова известного искусствоведа Михаила Павловича Лазарева: «Дейнека был большим мастером. В его искусстве прошлое переплетается с будущим. Он художник универсального дарования, одна из звёзд первой величины 20-х годов XX века, смелый экспериментатор».
Расскажите о своём посещении кинотеатра. Не забудьте рассказать: почему Вы любите ходить в кинотеатр; часто ли Вы ходите в кинотеатр, с кем; какие фильмы Вы предпочитаете смотреть; какой фильм Вам особенно понравился.
Какими должны быть взаимоотношения поколений? Не забудьте дать ответы на следующие вопросы: На каких принципах должны строиться взаимоотношения разных поколений? Как нужно относиться к пожилым родственникам? Почему люди разных поколений не всегда понимают друг друга? В чём сильные и слабые стороны старшего и молодого поколений?
Выразительно прочитайте вслух текст об известном русском химике Александре Михайловиче Бутлерове (1828–1886). Александр Михайлович Бутлеров – известный русский химик, создатель теории химического строения вещества – структурной теории, лежащей в основе современной органической химии. Однако Александр Михайлович не сразу пришёл в науку. На естественном факультете Казанского университета, где учился Бутлеров, он уделял сначала больше внимания не химии, а биологии. Им была собрана и позднее передана университету уникальная коллекция дневных бабочек, содержавшая более 1000 видов этих насекомых. Вскоре молодой Бутлеров заинтересовался тайнами строения химических соединений и начал проводить опыты. Они так увлекли будущего учёного, что он продолжал их даже после занятий как в университетской, так и в домашней лабораториях. Результаты были выдающимися: ему, студенту третьего курса, удалось получить несколько неизвестных ранее органических соединений! Позднее его теория химического строения вещества позволила объяснить многие факты, накопившиеся в органической химии ко второй половине XIX века. Александр Михайлович был ещё и талантливым педагогом. В середине 1850-х годов он разработал новую методику обучения студентов – лабораторный практикум, на котором студенты обучались приёмам работы с разнообразной химической аппаратурой. Отличительной чертой Бутлерова как руководителя было то, что он учил личным примером: студенты всегда могли сами наблюдать, над чем и как работает профессор.
Задание 3. Тема 2. Интересная экскурсия
Задание 3. Тема 3. Можно ли в современном мире обойтись без мобильного телефона?
Реальные варианты итогового устного собеседования 2021 часового пояса МСК +8 (разница с Московским временем +8 часов):
Выразительно прочитайте вслух текст о советском художнике Аркадии Александровиче Пластове (1893–1972). Подробно перескажите прочитанный Вами текст об Аркадии Александровиче Пластове, включив в пересказ слова самого художника: «Я люблю эту жизнь. Жизнь наша полна и богата, в ней так много интересного, что даже будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу».
Расскажите, как Вы ходили на рыбалку. Не забудьте рассказать: когда, куда и с кем Вы ходили на рыбалку; как готовились к ней; как ловили рыбу; что Вам особенно запомнилось.
Чем спор отличается от ссоры? Не забудьте дать ответы на следующие вопросы: В чём польза споров? Что является причиной ссор? Что труднее: спорить или пытаться понять точку зрения другого? Как в споре избежать конфликтов?
Выразительно прочитайте вслух текст о советском моряке-подводнике, кавалере трёх орденов Красного Знамени и ордена Британской империи 4-й степени Фёдоре Алексеевиче Видяеве (1912–1943) .«Витязь подводных глубин» – так назвали легендарного подводника Северного флота, капитана 3-го ранга Фёдора Алексеевича Видяева. Его боевые атаки вошли в историю подводного флота нашей страны. Великую Отечественную войну Видяев встретил в должности помощника командира подводной лодки, на боевом счету которой к зиме было уже три потопленных фашистских судна. В марте 1942 года Видяев вышел в свой первый командирский поход. Выполнив боевую задачу, его лодка подорвалась на вражеской мине. Для её спасения подводники 13 часов шли под сооружённым ими парусом.
В октябре 1942 года подводная лодка под командованием капитана Видяева впервые в истории уничтожила преследовавший её противолодочный корабль. Боевые атаки Видяева отличались смелостью и точным расчётом, что ярко проявилось в его предпоследнем походе в мае 1943 года. Прорвав вражеское охранение, подводная лодка потопила транспортный корабль. Три часа враги преследовали Видяева, 360 глубинных бомб было сброшено на лодку, но благодаря мужеству и искусству командира она вернулась на базу. Видяев ушёл в свой последний, девятнадцатый поход 1 июля 1943 года. Никто так и не узнал, как погибли моряки. Их перестали ждать, когда вышел двойной срок планируемого возвращения на базу. В городе Полярном поставлен памятник отважному подводнику.
Задание 3. Тема 2. Моя первая победа над собой
Задание 3. Тема 3. Как воспитывать свой характер?
Реальные варианты итогового устного собеседования 2021 часового пояса МСК +7 (разница с Московским временем +7 часов):
Выразительно прочитайте вслух текст о российском полководце Георгии Константиновиче Жукове (1896–1974). Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Георгии Константиновиче Жукове, включив в пересказ слова военного теоретика и историка Махмута Ахметовича Гареева: «Великая Отечественная война явилась тяжким испытанием для советских людей. Мы выдержали это испытание, а имя сына советского народа – Георгия Константиновича Жукова – неразрывно слилось с великой Победой, и его будут помнить всегда, пока жива Россия».
Расскажите о своей мечте. Не забудьте рассказать: о чём Вы мечтаете; как можно осуществить эту мечту; может ли она стать для Вас жизненной целью; почему осуществление мечты для Вас важно.
Как взаимосвязаны свобода и ответственность в жизни человека? Не забудьте дать ответы на следующие вопросы: В чём заключается свобода выбора человека? Может ли свободный человек ни за что не отвечать? Чем опасна неограниченная свобода? Должен ли свободный человек подчиняться нравственным законам?
Выразительно прочитайте вслух текст об известном русском писателе и лексико графе Владимире Ивановиче Дале (1801–1872).
Заслуги Владимира Ивановича Даля в истории русского языка исключительны. Его «Толковый словарь живого великорусского языка», «Словарь пословиц русского языка» и сборник сказок до сих пор являются бесценными пособиями в постижении русской культуры. Когда начинаешь рассказывать о Владимире Ивановиче Дале, трудно выделить что-то главное: всё он делал профессионально и интересно. В 1832 году вышла его первая книга «Русские сказки. Пяток Первый». Подготовлены они были от лица казака Владимира Луганского. Издание было с восторгом встречено всеми русскими писателями. Особенно радовался Александр Сергеевич Пушкин, который под впечатлением удивительного языка Даля сочинил свою сказку «О рыбаке и рыбке». В период с 1861 по 1868 год была опубликована самая значительная и объёмная работа в биографии Владимира Ивановича – «Толковый словарь живого великорусского языка», содержащий около 200 тысяч слов и 30 тысяч поговорок, загадок и присловий, необходимых для пояснения смысла приводимых слов. Даль тесно общался с крестьянами, солдатами, матросами, записывая простонародные выражения, пословицы и поговорки. Современники рассказывали, что иногда он только по двум-трём произнесённым словам мог определить, откуда родом человек, носителем какого наречия является. В 1868 году собиратель-этнограф Владимир Иванович Даль был избран в почётные члены Российской Академии наук. Кроме того, он был одним из инициаторов и организаторов Русского географического общества.
Тема 1. Спуск на сноуборде (на основе описания фотографии)
Тема 2. Смелый поступок (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Нужно ли человеку избавляться от вредных привычек? (рассуждение по поставленному вопросу)
Реальные варианты итогового устного собеседования 2021 часового пояса МСК +6 (разница с Московским временем +6 часов):
Выразительно прочитайте вслух текст о советском военном лётчике Николае Францевиче Гастелло (1907–1941). Подвиг, совершённый на пятый день Великой Отечественной войны командиром эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка Николаем Францевичем Гастелло, является одним из самых заметных в истории Второй мировой войны.
Пересказ текста. Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Николае Францевиче Гастелло, включив в пересказ строки из статьи, опубликованной в газете «Правда» 29 июня 1945 года: «Это поколение в годы войны выдвинуло из своей среды подлинных рыцарей без страха и упрёка, героев, богатырей духа, таких как Николай Гастелло».
Расскажите о посещении музея. Не забудьте рассказать: в каком музее Вы были; когда и с кем Вы ходили в этот музей; что интересного там увидели; что Вам особенно запомнилось.
Почему люди любят путешествовать? Не забудьте дать ответы на следующие вопросы: Чем интересны путешествия? Чему можно научиться в путешествии? Какие черты характера воспитывают в человеке путешествия? Любите ли Вы путешествовать? Почему?
Выразительно прочитайте вслух текст о Сергее Ивановиче Ожегове (1900–1964) – советском лингвисте, лексико графе, докторе филологических наук, профессоре, авторе «Словаря русского языка», одном из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова.
В русской филологии достаточно много известных имён. Среди них и Сергей Иванович Ожегов, исследователь языка, доктор филологических наук, лексико граф. С конца 1920-х годов Сергей Иванович работал над большим проектом – «Толковым словарём русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова. Выход в 1940 году последнего, четвёртого тома этого словаря стал настоящим событием в научной жизни. Именно в этот год у Сергея Ивановича Ожегова появился замысел составления однотомного толкового словаря. Но осуществление проекта пришлось отложить: началась война. В это страшное для страны время учёный продолжает преподавать курс русского языка студентам Московского педагогического института, участвует в обороне столицы и трудится над толковым словарём. Первое издание «Словаря русского языка», ставшего впоследствии классическим, вышло в 1949 году. При жизни учёного словарь выдержал восемь изданий, и Ожегов над каждым из них тщательно работал. После выхода в свет словаря к Сергею Ивановичу многие педагоги обращались за консультацией. Также Ожегов выступал на радио с рассказами о родной речи, его заметки появлялись в периодической печати. Так учёный лингвист стал основателем первой в нашей стране общедоступной справочной службы русского языка, которая и сегодня продолжает действовать в Институте русского языка имени Виктора Владимировича Виноградова.
Тема 1. Природа зимой (на основе описания фотографии)
Тема 2. Яркое детское воспоминание (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. О чём люди должны помнить, разрабатывая новые технологии? (рассуждение по поставленному вопросу)
Реальные варианты итогового устного собеседования 2021 часового пояса МСК +5 (разница с Московским временем +5 часов):
Выразительно прочитайте вслух текст об известном русском советском поэте и публицисте Корнее Ивановиче Чуковском (1882–1969). Корней Иванович Чуковский – известный детский сказочник, знакомый нам с детства как автор «Айболита», «Тараканища» и «Мухи-Цокотухи». Настоящий волшебник, он сумеет потушить пылающее море пирогами и грибами, вернуть краденое солнце зверям и обидевшуюся посуду Федоре.
Пересказ текста. Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Корнее Ивановиче Чуковском, включив в пересказ слова русского советского поэта Александра Семёновича Кушнера: «Дети учатся на этих стихах и сказках не зубы чистить и руки мыть – они учатся русскому языку, человеческой речи в её интонационном богатстве, а следовательно, и чувству, стоящему за каждой нашей фразой». Подумайте, где лучше использовать слова А.С. Кушнера в пересказе. Вы можете применить любые способы цитирования.
Расскажите о своём любимом музыкальном клипе. Не забудьте рассказать: какое направление в музыке представляет клип; почему Вам нравится(-ятся) этот (эти) исполнитель(-и); какие эффекты использованы в клипе; чем этот клип Вам особенно запомнился.
Какого человека можно назвать смелым? Не забудьте дать ответы на следующие вопросы: Почему смелость – ценное качество человека во все времена? В каких ситуациях нужно проявлять смелость? Чем смелость отличается от безрассудства? Должен ли человек демонстрировать свою смелость и отвагу окружающим? Почему?
Выразительно прочитайте вслух текст о русском и советском театральном режиссёре Константине Сергеевиче Станиславском (1863–1938). Константин Сергеевич Станиславский вошёл в российскую историю как великий реформатор театра, актёр, режиссёр и как создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении уже более 100 лет имеет огромную популярность в России и мире. Свою сценическую деятельность Станиславский начал ещё в юности. 5 сентября 1877 года Костя Алексеев (псевдоним Станиславский он взял в 1885 году) впервые выступил в домашнем любительском спектакле. Вокруг него образовался кружок любителей театра, получивший название Алексеевский. А уже через 10 лет он вместе с Владимиром Немировичем Данченко основал Московский Художественный театр. Константин Сергеевич уделял много времени режиссуре, воспитанию молодых актёров, теоретической и практической разработке своей системы, согласно которой артист должен полностью вживаться в роль, а не изображать чужие переживания. Именно поэтому один из главных приёмов системы Станиславского – актёрское перевоплощение. «Актёр должен знать о своём персонаже всё: и откуда он пришёл перед тем, как появился на сцене, и кто его родители, и всю биографию героя», – считал режиссёр. Своё знаменитое «Не верю!» Константин Сергеевич повторял актёрам, указывая им на неестественность игры на сцене. И конечно, особое место в системе Станиславского всегда занимала артистическая этика, под которой режиссёр подразумевал коллективное творчество. Он был уверен: сбой у любого артиста или технического работника ставит под угрозу весь спектакль, успех всего театра.
Тема 1. На концерте (на основе описания фотографии)
Тема 2. Одна из достопримечательностей моего края (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Почему важно соблюдать правила поведения в обществе? (рассуждение по поставленному вопросу)
Реальные варианты итогового устного собеседования 2021 часового пояса МСК +4 (разница с Московским временем +4 часа):
Выразительно прочитайте вслух текст о русском архитекторе XVIII века Василии Ивановиче Баженове (1738–1799). Василий Иванович Баженов – первый русский зодчий, получивший профессиональное образование. Он является автором ансамбля усадьбы Царицыно и дома Пашкова в Москве, Михайловского замка в Петербурге, а также ряда других зданий. Баженов – новатор в отечественной архитектуре: его сооружения связаны с окружающим ландшафтом и городской средой…
Задание 2. Пересказ текста. Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Василии Ивановиче Баженове, включив в пересказ слова самого архитектора: «Я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником… Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах и на всяком таком месте, где я находил способ». Подумайте, где лучше использовать слова В.И. Баженова в пересказе. Вы можете применить любые способы цитирования.
Расскажите о необычном домашнем задании, которое Вы получили. Не забудьте рассказать: на каком уроке Вы его получили; что это было за задание, в чём его необычность; как Вы его выполняли; что нового Вы узнали, выполняя его; чему научились.
Может ли лучший друг быть виртуальным? Не забудьте дать ответы на следующие вопросы: Какие качества Вы цените в друге? Может ли у человека быть много настоящих друзей? Какие особенности у виртуальной дружбы? Когда виртуальное общение не может заменить реальное?
Выразительно прочитайте вслух текст о русском военном деятеле, контрадмирале, изобретателе, который спроектировал и построил первый в России самолёт, Александре Фёдоровиче Можайском (1825–1890). Александр Фёдорович Можайский, сконструировавший ещё в XIX веке летательный аппарат, основные элементы которого присущи и современным самолётам, обогнал своё время. Много позже, в 1913–1914 годах, основываясь на опытах гениального изобретателя, русские авиаконструкторы создали на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге тяжёлые самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Образование будущий контр-адмирал и самолётостроитель получил в Санкт-Петербурге, в одном из лучших военных учебных заведений России – Морском кадетском корпусе. Служба Можайского на флоте проходила в эпоху замены парусов паровыми машинами. Это объясняет его интерес к взаимодействию парового двигателя и винта. Ещё в 1855 году Можайский задумался о создании летательного аппарата тяжелее воздуха, для взлёта которого необходимы разбег, остроконечная форма неподвижно наклонённого крыла, специальные моторы. После нескольких лет разработки чертежей и получения первого в мире патента на самолёт – «воздухолетательный снаряд» – в 1882 году было проведено его первое испытание. Самолёт потерпел крушение, но впервые в мире произошёл кратковременный отрыв от земли летательного аппарата с человеком на борту. Память о легендарном самолётостроителе увековечена в названии формулы, которая позволяет найти взлётную массу летательного аппарата, исходя из его эксплуатационных, конструктивных или лётных свойств. Имя Можайского присвоено Военно-космической академии и Музею авиации и космонавтики в Санкт-Петербурге.
Тема 1. Работа на школьном участке (на основе описания фотографии)
Тема 2. Зимние каникулы (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Для чего нужно иметь чувство юмора? (рассуждение по поставленному вопросу)
Реальные варианты итогового устного собеседования 2021 часового пояса МСК +3 (разница с Московским временем +3 часа):
Выразительно прочитайте вслух текст о великом русском историке Василии Осиповиче Ключевском (1841–1911). Многие читатели знают Василия Осиповича Ключевского как в России, так и далеко за её пределами. Его труды по истории Российского государства представляют собой великолепный образец сочетания строгой научности с отточенной, образной и ясной формой изложения.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Василии Осиповиче Ключевском, включив в пересказ слова его ученика, историка Михаила Михайловича Богословского: «Первое, что поражало в лекциях Ключевского, была необыкновенная, непривычная для исторического ума точность его выражений. Каждому явлению он давал ясное и точное определение». Подумайте, где лучше использовать слова М.М. Богословского в пересказе. Вы можете применить любые способы цитирования.
Расскажите о своей мечте. Не забудьте рассказать: о чём Вы мечтаете; как можно осуществить эту мечту; может ли она стать для Вас жизненной целью; почему осуществление мечты для Вас важно.
Как научиться осуществлять поставленные цели? Не забудьте дать ответы на следующие вопросы: Какие жизненные цели нужно перед собой ставить? Важно ли, чтобы окружающие считали Вас успешным человеком? Как взаимосвязаны успех и удача, успех и труд? Какими качествами характера обладают люди, которые добиваются поставленных целей?
Выразительно прочитайте вслух текст о создателе Музея изобразительных искусств Иване Владимировиче Цветаеве (1847–1913). В истории России много выдающихся личностей, внёсших огромный вклад в развитие культуры и науки. Одним из них является Иван Владимирович Цветаев – известный русский историк, философ, искусствовед, археолог, признанный не только на Родине, но и в Европе. Именно он создал Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени Пушкина). Интерес к искусству древнего мира и забота об образовании студентов подтолкнули Цветаева к идее создания в Москве учебного музея, где были бы собраны копии шедевров искусства Древней Греции и Древнего Рима. Деньги на коллекцию и строительство жертвовали меценаты – московские купцы. Торжественное открытие музея состоялось в 1912 году. Цветаев стал его первым директором. Дочь учёного, поэт Мари́ на Цветаева, шутливо называла любимое детище Ивана Владимировича «наш гигантский младший брат». Сейчас Музей изобразительных искусств имени Пушкина – музейный комплекс, состоящий из нескольких зданий. В нём расположена крупнейшая в России коллекция произведений зарубежного искусства. Здесь хранится около 700 тысяч подлинных экспонатов разных эпох – от Древнего Египта и Древней Греции до начала XXI века. Любители искусства могут посетить не только основную художественную экспозицию, но и интереснейшие выставки живописи. Ежегодно музей принимает более миллиона человек: настолько велик поток экскурсантов в музейный комплекс, созданный Иваном Владимировичем Цветаевым.
Тема 1. В библиотеке (на основе описания фотографии)
Тема 2. Одна из достопримечательностей моего края (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Почему люди стремятся обрести друзей? (рассуждение по поставленному вопросу)
Реальные варианты итогового устного собеседования 2021 часового пояса МСК +2 (разница с Московским временем +2 часа):
Выразительно прочитайте вслух текст об известном русском художнике XIX века Карле Павловиче Брюллове (1799–1852).
Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Карле Павловиче Брюллове, включив в пересказ цитату из стихотворения Евгения Абрáмовича Баратынского «Карлу Брюллову. Экспромт»: Принёс ты мирные трофеи С собой в отеческую сень – И был «Последний день Помпеи» Для русской кисти первый день! Подумайте, где лучше использовать слова Е.А. Баратынского в пересказе. Вы можете применить любые способы цитирования.
Расскажите о своих любимых играх. Не забудьте рассказать: какие Ваши любимые игры; какие правила Вашей любимой игры; с кем Вы любите играть; что в играх Вам особенно интересно.
Тема 3. Можно ли сделать выполнение домашнего задания добровольным?
Выразительно прочитайте вслух текст об известном русском художнике Оресте Адамовиче Кипренском (1782–1836). Орест Кипренский – художник бурного и героического времени, которое началось Отечественной войной 1812 года и закончилось восстанием на Сенатской площади. Он воспел героев этой войны и оставил портреты будущих декабристов. Лучшие русские поэты и писатели, среди которых были Иван Андреевич Крылов, Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, стремились быть изображёнными знаменитым Кипренским. Кипренский окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств в 1803 году и вскоре уехал в Италию, где представил на суд академиков свои работы. Они не поверили, что подобные шедевры мог создать художник из России, обвинив его в том, что он выдаёт творения знаменитых художников за свои. Однако Кипренский с лёгкостью доказал своё мастерство. В России художник создал целую галере́ ю портретов своих современников, его кисти принадлежит более 60 картин. Кипренский обладал великим талантом отражать на полотне внутренний мир человека, глубину его чувств. Самой известной картиной является портрет Александра Сергеевича Пушкина. Поэту обычно не нравилось, как его изображали, и только Кипренскому удалось ему угодить. Поэт выглядит задумчивым, словно размышляет о своём новом произведении. В верхнем углу художник изобразил фигурку музы, которая является символом поэзии. Сейчас портрет Пушкина экспонируется в Третьяковской галерее в Москве. На протяжении 30 лет Кипренский создавал в портретах энциклопедию русского общества. Он внёс огромный вклад в развитие русской живописи.
Тема 1. Готовим дома (на основе описания фотографии)
Тема 2. Любимая картина (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Как чувство зависти влияет на жизнь людей? (рассуждение по поставленному вопросу)
Реальные варианты итогового устного собеседования 2021 часового пояса МСК +1 (разница с Московским временем +1 час):
Выразительно прочитайте вслух текст об известном русском художнике Борисе Михайловиче Кустодиеве (1878–1927). Борис Михайлович Кустодиев – художник, запечатлевший на своих ярких и жизнерадостных полотнах сцены русских будней и праздников. Самые известные его картины: «Масленица», «Купчиха за чаем», «Портрет Фёдора Шаляпина»…
Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Борисе Михайловиче Кустодиеве, включив в пересказ слова историка искусства Александра Николаевича Бенуа: «Настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость…» Подумайте, где лучше использовать слова А.Н. Бенуа в пересказе. Вы можете применить любые способы цитирования.
Тема 2. Интересный школьный проект Расскажите об интересном школьном проекте, в котором Вы принимали участие.
Тема 3. Каким должен быть современный школьный учебник?
Выразительно прочитайте вслух текст о русском естествоиспытателе Клименте Аркадьевиче Тимирязеве (1843–1920). Климент Аркадьевич Тимирязев – учёный, естествоиспытатель, ботаник, основоположник русской школы физиологии растений. В 1909 году Тимирязев был единственным представителем России, приглашённым на торжества в честь столетия Чарльза Дарвина, с которым он ранее встречался в его поместье. Тимирязев получил прекрасное домашнее образование, позволившее ему в 1860 году поступить на юридический факультет, с которого он вскоре перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Всю свою жизнь учёный работал над разрешением проблемы воздушного питания растений, или фотосинтеза. Мало кому известны, например, такие факты: именно Тимирязев придумал теплицу – «вегетационный домик», предложил практические методы борьбы с засухой. В результате длительного изучения спектра поглощения у зелёного пигмента – хлорофилла учёный установил, что наиболее интенсивно поглощаются красные и несколько слабее сине-фиолетовые лучи. Кроме того, он выяснил, что хлорофилл не только поглощает свет, но и химически участвует в самом процессе фотосинтеза, а закон сохранения энергии распространяется и на процесс фотосинтеза, а следовательно, и на всю живую природу. Наконец, Тимирязев доказал, что на фотосинтез затрачивается не вся поглощённая энергия, а лишь до 3 процентов. Имя Климента Аркадьевича Тимирязева в 1936 году присвоено Институту физиологии растений Академии наук. В доме, где жил Тимирязев, открыт мемориальный музей-квартира. Именем Тимирязева назван трёхпалубный пассажирский речной теплоход, совершающий рейсы из Москвы.
Тема 1. Путешествие (на основе описания фотографии)
Тема 2. Моя мечта (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Почему люди стремятся обрести друзей? (рассуждение по поставленному вопросу)
Реальные варианты итогового устного собеседования 2021 часового пояса МСК +0 (Московское время):
Выразительно прочитайте вслух текст о русском и советском писателе Павле Петровиче Бажове (1879–1950). Павел Петрович Бажов – знаменитый писатель, автор известных многим уральских сказов. И взрослые, и дети любят мультфильм «Серебряное копытце», читали сборник рассказов «Малахитовая шкатулка», куда входят сказы «Каменный цветок», «Синю́шкин колодец» и многие другие. Всего писателем создано более 50 сказов.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Павле Петровиче Бажове, включив в пересказ слова писателя Евгения Андреевича Пермяка: «В самом деле, разве, не любя, можно создать такую волшебную «Малахитовую шкатулку»? Бажов – сверкающий самоцвет литературного Урала». Подумайте, где лучше использовать слова Е.А. Пермяка в пересказе. Вы можете применить любые способы цитирования.
Тема 2. Школьное спортивное соревнование Расскажите о школьном спортивном соревновании, в котором Вы принимали участие.
Тема 3. Как воспитать в себе силу воли? Как воспитать в себе силу воли?
Выразительно прочитайте вслух текст о педагоге Викторе Николаевиче Сороке-Росинском (1882–1960). Виктор Сорока-Росинский родился в семье военного. Он мечтал стать офицером, как и его отец. Но, повзрослев, понял, что его истинное призвание – педагогика. Будучи студентом, он изучал психологию, вопросы особенностей памяти, воображения и внимания, слушал лекции знаменитого психиатра Бехтерева, публиковал статьи по педагогике и психологии. Революция 1917 года и Гражданская война лишили дома тысячи детей и подростков, которые выживали, побираясь, воруя, участвуя в бандитских налётах. Директор открытой в 1920 году школы для сирот Виктор Николаевич Сорока-Росинский лично ходил по соцраспределителям и отбирал в свою школу самых трудных подростков. Увлечённый новыми идеями в педагогике, Сорока-Росинский в своей Школе трудового воспитания имени Достоевского (ШКИД) в большей степени уделял внимание не физическому труду, а творческой, познавательной деятельности. Оказавшись в ШКИДе, бывшие преступники много учились, создавали журналы, вместе с педагогами ставили спектакли. Выпускники школы стали известными журналистами, писателями, режиссёрами, инженерами, военными. В 1927 году была издана повесть «Республика ШКИД», авторами которой были Пантелеев и Белых – воспитанники Сороки-Росинского. Книга сделала школу и её директора знаменитыми на всю страну. Позже по этому произведению был снят кинофильм, ставший очень популярным в Советском Союзе.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Виктора Николаевича Сороки-Росинского: «Детский дом рассматривается нами как детская коммуна, где дети, учителя и воспитатели составляют творческое содружество». Подумайте, где лучше использовать слова В.Н. Сороки-Росинского в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Тема 2. Расскажите о своём любимом празднике
Тема 3. Почему важно быть вежливым человеком
Реальные варианты итогового устного собеседования 2021 часового пояса МСК -1 (разница с Московским временем -1 час):
Выразительно прочитайте вслух текст о русском флотоводце, командующем Черноморским флотом, командующем русско-турецкой эскадрой в Средиземном море, адмирале Фёдоре Фёдоровиче Ушакове (1745–1817). Фёдор Фёдорович Ушаков – великий русский флотоводец, непобедимый адмирал, заложивший победные традиции русского Черноморского флота. Он не проиграл ни одного из 43 морских сражений, которыми командовал, не потерял ни одного корабля. Ушаков – родоначальник новейших тактических приёмов на море и один из создателей морской пехоты.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Фёдоре Фёдоровиче Ушакове, включив в пересказ цитату из письма Ушакову русского посланника в Вене, графа Андрея Кирилловича Разумовского: «Примите моё поздравление со славною победой под Корфу, одержанной опытным искусством и известным мужеством вашим». Подумайте, где лучше использовать слова графа А.К. Разумовского в пересказе. Вы можете применить любые способы цитирования.
Выразительно прочитайте вслух текст о российском дирижёре, художественном руководителе и генеральном директоре Мариинского театра Валерии Абисаловиче Гергиеве (родился в 1953 году).
Валерий Гергиев – выдающийся дирижёр современности. Он является художественным руководителем Мириинского театра, главным дирижёром Лондонского симфони́ ческого и Мюнхенского филармонического оркестров. В детстве Валерия Гергиева не приняли в музыкальную школу, оценив на «двойки» его способности: чувство ритма, память и слух. Он хотел профессионально заниматься футболом (до сих пор остаётся страстным болельщиком), но, как вспоминает Гергиев, на него произвели огромное впечатление концерты Святослава Рихтера и Мстислава Ростропо́ вича: услышав и увидев этих музыкантов, он понял, что будет заниматься музыкой всю жизнь. И он осуществил свою мечту. В возрасте 35 лет Валерий Абисалович уже был избран художественным руководителем оперной труппы одного из главных театров страны – Мариинского театра в Санкт-Петербурге, а в 1996 году стал его художественным руководителем. За годы работы с симфоническим оркестром Мариинского театра Гергиев добился международной известности: он выступает на престижных фестивалях в Америке и Европе, его концертная деятельность известна во многих странах. На сегодняшний день Валерий Гергиев является организатором многих фестивалей, руководит несколькими театрами и дирижирует разными оркестрами. В 2013 году Валерию Абиса́ ловичу было присвоено звание «Герой труда Российской Федерации».
Тема 1. Поход в горы (на основе описания фотографии)
Тема 2. Посещение кинотеатра (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Почему важно быть смелым в жизни? (рассуждение по поставленному вопросу)
Смотрите также на нашем сайте:
Устное итоговое собеседование ОГЭ 2021 реальное задание №3
Реальные задания и ответы итогового устного собеседования 12 февраля 2020
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий к сказке В. Одоевского «Мороз Иванович», страницы 207-208
УКМ «Школа России»
1. Как ты думаешь, почему Одоевский назвал сказку «Мороз Иванович»?
Главные героини сказки — две девочки. Но и Мороз Иванович очень важный, центральный персонаж. С его помощью удаётся вознаградить добро и наказать зло. Мороз Иванович проверяет личные качества девочек, показывает разницу между ними.
Автор назвал сказку именно так, потому что Мороз Иванович выступает в ней в роли беспристрастного судьи.
2. Сравни главных героинь сказки.
Как проводила свой день каждая из девочек?
Рукодельница вставала рано и весь день трудилась. Ленивица весь день спала и сама ничего не делала, только няню просила.
Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?
Рукодельница ходила за водой и уронила ведро. Няня послала её в колодец за ведром. Ленивица полезла в колодец, чтобы получить дары от Мороза Ивановича.
Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?
Рукодельница достала пирожок и обтрясла яблоню. А потом поделилась этим с Морозом Ивановичем. Ленивица не стала доставать пирожок и отказалась трясти яблоню.
Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?
Рукодельница показала себя трудолюбивой, отзывчивой и вежливой девочкой. Ленивица была ленивой, грубой, эгоистичной.
Какие подарки получили героини? Почему?
Рукодельница получила горсть серебряных пятаков и бриллиант, потому что честно и добросовестно поработала, была вежливой и почтительной.
Ленивица получила слиток ртутит и сосульку, потому что она ничего не сделала из того, о чём её просил Мороз Иванович, была грубой и своевольной.
3. Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Рукодельница и Ленивица? Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?
В сказке есть следующие волшебные предметы: печка, яблоня, перина Мороза Ивановича.
Рукодельница достала пирожок, обтрясла яблоню и угостила Мороза Ивановича. Она взбила перину, хотя у неё сильно замёрзли руки. Это показывает то, что она была доброй, отзывчивой, щедрой, старательной и трудолюбивой. Она привыкла всё делать сама.
Ленивица отказала печке и яблоне, перину не взбила. Это показало нам, что девочка была грубой, эгоистичной, ленивой, хитрой, равнодушной. Она не привыкла что-либо делать сама.
4. Расскажи о Рукодельнице и Ленивице используя опорные слова.
Рукодельница была трудолюбивой девочкой. Она ни минуты не сидела спокойно, всё время что-то делала. Она была заботливой и доброй девочкой, стремилась помочь другим, уважала старость, была вежливой. Когда её о чём-то просили, например, яблонька и печка, она охотно помогала, ведь она была отзывчивой.
Ленивица была ленивой, никогда ничего не делала и не хотела делать. Она была равнодушной и невнимательной. Если её о чём-то просили, она отказывала в грубой форме. Она была очень грубой девочкой. И она была неблагодарной, от неё нельзя было услышать вежливого слова.
5. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?
Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Мы видим это в отношении к девочке Мороза Ивановича. Он ласковый, добрый и щедрый. Он награждает Рукодельницу, и это является выражением личного отношения автора.
Автор относится к Ленивице с неодобрением и насмешкой. Ему не нравится её лень и грубость. И Ленивица получает от Мороза Ивановича смешной подарок — сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.
6. Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку. Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения?
Сказка начинается пословицей о том, что даром без труда ничего не даётся.
Это значит, что человек сам должен заслужить своё счастье. И заслужить его в труде. Тот, кто трудится, будет иметь всё. Тот, кто ленится, не будет иметь ничего.
Так и случилось в сказке. Рукодельница получила богатый дар за свой труд. Ленивица не получила ничего за свою лень.
Эта пословица выражает главную мысль сказки.
7. Как ты понимаешь выражения:
Жить и служить — разница. Живут для себя и для людей, служат только кому-то. Служить — значит подчиняться, делать не то, что хочется, а то, что нужно.
Работа работе рознь. Работу можно делать по-разному. Можно делать хорошо и плохо. За хорошую работу награждают, за плохую ругают.
Какова работа, такова и награда. За хорошо сделанную работу всегда похвалят и наградят, за плохую — отругают. Награда соответствует качеству проделанной работы.
8. Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы ты ответил на вопросы «Что правда, а что неправда»? Что сказано шутки ради, а что в наставленье?
Автор предлагает детям самим подумать о том, что в сказке правда, а что нет, что сказано для наставления, а что ради шутки.
Мне кажется, что наставление этой сказки заключается в том, что люди должны быть добрыми, честными, вежливыми и трудолюбивыми.
Шутка этой сказки в том, как плохо получается работа у Ленивицы, у того, кто не хочет и не любит работать.
Правда этой сказки в том, что труд всегда приносит пользу человеку, а вежливость и отзывчивость помогают в отношении с другими людьми.
Неправды здесь нет, а есть сказка, то, что не может произойти в реальной жизни.
9. Вспомни русскую народную сказку «Морозко». Попробуй сравнить её со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга? Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?
Пример сравнения народной сказки «Морозко» и литературной сказки «Мороз Иванович» можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Общее в этих сказках то, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Различное в этих сказках то, что народная показывает пользу вежливости и смирения, а литературная говорит ещё и о пользе трудолюбия.
Сказка Одоевского рассказала мне о различных явлениях природы: о траве под снегом, о холодной воде в колодце, о том, как правильно топить печь.
10. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Перескажи текст, используя свои рисунки.
Пример разделения сказки на пять частей и пересказ сказки Одоевского можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Источник:
ВПР 2020. Русский язык. 8(7) класс. Вариант 5
Авторские права (Copyright) © 2022,
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136.
УКМ «Школа России»
Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?
Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.
Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».
В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».
В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».
Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.
2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.
Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса
В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.
Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.
Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».
Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.
О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.
Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.
А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.
Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.
3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?
Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».
Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.
По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.
В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».
4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?
Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.
5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?
В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.
Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.
Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».
Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.
6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.
Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.
Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.
Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.
7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.
Я читала много рассказов Толстого о детях.
Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.
Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.
Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.
Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.
Автор На чтение 20 мин. Просмотров 10 Опубликовано
Сегодня я маленько загрустил, сел было писать про новый метод, да волной воспоминаний смыло. Да так, что опомнился сказке на пятой…
В детстве (а в моём детстве не было ни интернета, ни цифровой записи) я заслушивался грампластинками «Мелодия» и зачитывался сказками одного странного итальянца — Джанни Родари.
Чтобы вы со мной оказались на одной волне, вот фрагмент одной его популярной сказки, про лукового человечка в овощной стране:
Я это всё к чему вспомнил? Как и подобает творческой личности, Джанни придумывал и использовал множество приёмов развития творческого воображения. Среди его изобретений есть один, построенный на причинно-следственных цепочках — «Бином фантазии». Где «би», как вы догадались, означает «два». Вспомните хотя бы метод бисоциаций.
Как это работает?
За основу берутся два существительных, между которыми нет прямой ассоциативной связи. В обычной жизни вы эти два существительных сознательно никогда рядом бы не поставили. Эта дистанция нужна, чтобы ваше сознание попало в ловушку построения ассоциативных связей и попыталось установить её между этими словами. Единую, и почти всегда фантастическую. Хорошо, когда слова для этого приёма выбираются случайно, или предлагаются разными людьми. Объединяют слова между собой через изменение падежных окончаний и использование предлогов.
Алгоритм использования бинома
- Ставите цель, например — создать новый объект или модифицировать уже имеющийся;
- Выбираете два слова, первично не связанных по смыслу. В случае, если модифицируете уже имеющийся объект, первое слово будет именно он;
- Составляете и записываете все возможные сочетания этих слов, меняя предлоги и падежные окончания;
- Анализируете полученные сочетания, и выбираете наиболее полезные (или наиболее реальные из абсурдных);
- Думаете, как реализовать.
Вариант посложнее
- ×2 — вариант работы в паре, при этом каждый участник работает над своим биномом, а потом пара работает над объединением двух биномов
Плюсы и минусы
- плюсы — это реально развивает вашу фантазию, это нереально весело
- минусы — в области абсурдных идей и концепций сложно найти реализуемую и действенную
На своём примере
- системный лимонад
- система вне лимонада
- система в лимонаде
- лимонадная система
- система из лимонада
- лимонад от системы
- система на лимонаде
- в системе лимонада
- и т.д.
Я выделил тот вариант, который показался мне очень уж интересным. Представьте, что некая подпольная организация разработала формулу лимонада от системы…
А теперь мультфильм!
Фантазия — это реальность на паузе, а пульт у вас в руке. Но что это?! Он до сих пор в целлофане?!
Рекомендую почитать
- Джанни Родари: Грамматика фантазии — та самая книга, в которой автор пишет про бином фантазии в том числе.
- Рэй Брэдбери: Дзен в искусстве написания книг — одна из сильнейших книг про креативность, которую я читал.
- Ветас Разносторонний: Сказкобук — да, это моя книга и в ней сказки.
p.s.: развивайте интеллект, изучайте науки, читайте книги, приглашайте меня на эффективные мозговые штурмы.
Метод №34: бином фантазии 27 января, 2021 Опубликовано 14.12.2017 – 6:16 –
Этот интересный приём придумал итальянский писатель Джанни Родари и рассказал о нём в книге «Грамматика фантазии». Вспомним, что «би» в переводе с латинского на русский язык означает «два, дважды», а «nome» с греческого – «имя».
Суть приёма заключается в соединении понятий на первый взгляд несоединимых, не имеющих ничего общего, например: “запах” и “солнце”. Таким образом, отказываясь от логичного постижения смысла в пользу алогичного, мы пробуждаем фантазию ребёнка. Направляя его мысль в творческое русло, предлагая нетрадиционное решение задания, провоцируем ученика на поиск оригинальных ассоциаций.
Данный приём в свете ФГОС приобретает особый смысл, т.к. предполагает использование не только и не столько знаниевого подхода в обучении, сколько личностно ориентированного. Именно поэтому бином фантазии, который следует заметить, входит в технологию ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), развивает воображение ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мой любимый Бином фантазии
(выступление в рамках инновационного каскада)
Приветствую вас, коллеги!
Поговорим сегодня о простом, но достаточно эффективном приёме творческого мышления – Биноме фантазии.
…Можно представить наше мышление как высокогорное озеро. Запас воды – это наши знания. В основном озеро спокойно и знания не работают. Ну, может, конечно, возникнуть случайный всплеск – рыба хвостом плеснет или турист камешек бросит… Но вот, представьте, мы от этого озера специально в определенном направлении проложили канал и … вода понеслась вниз! Представляете мощь и работоспособность этого потока? Приемы и методы ТРИЗ – это и есть те самые каналы – направления, по которым будут работать наши знания и в результате этой работы возникнут идеи. Можно, конечно, ждать, пока мысль сама всплеснется в голове, а можно и нужно дать ей направление. Мне очень нравится такое ТРИЗовское выражение: «Куда думать будем?», т. е. в каком направлении? И, вообще, мне уже давно хочется написать
ОДУ БИНОМУ ФАНТАЗИИ!
Бином фантазии (БФ) – это термин из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». Книга посвящена приёмам сочинения сказок. Суть приёма бином фантазии (би – два, ном- имя, наименование): берем два произвольных слова, и по-разному соединяя эти слова с помощью предлогов, находим осмысленную сюжетную связь между ними, в результате получается сказка. То есть мы вспомнили одновременно два понятия и дали мозгу команду объединить эти понятия в форме сказки. Сказок может получиться множество, смотря каким путём идти, соединяя понятия: можно по прямой, а можно разными витиеватыми тропинками…
Пример: книжка + голубь (слова надо брать далёкие друг от друга по смыслу, так больше шансов получить оригинальную идею). Соединяем слова с помощью предлогов:
-книжка с голубем;
-голубь с книжкой;
-книжка в голубе;
-голубь в книжке;
-голубь под книжкой;
-книжка под голубем; и т. д.
Чувствуете, уже какие-то направления для мысли даны? «Книжка в голубе» дала мне идею сказочного голубя, который наизусть знает, например, сказки Шахерезады, может их без конца рассказывать, отвечать на вопросы цитатами из сказок, может все волшебные действия из этих сказок производить и т. д… «Голубь под книжкой» вызвал у меня представление о грустном бездомном голубе, который живёт под книжкой, поставленной домиком, заодно он учится читать, книжка оказалась сборником фокусов, он осваивает это дело, приносит всем радость и сам становится весёлым! У вас, вероятно, другие ассоциации возникнут от тех же исходных слов.
Если в качестве одного элемента БФ взять изделие (варежки, дверь и т. д.) и, соединяя мысленно это изделие с произвольным словом, дать мозгу команду получить дизайнерскую или изобретательскую идею, то, соответственно, мозг будет работать в этом направлении. Например: БФ «Варежки + облако», это сочетание могло дать и сказочную идею, но, если мы решим изобретать новые варежки, то можем получить, например, идею надувных варежек. А если возьмём «дверь + ветер» (дверь с ветром, ветер в двери – попробуйте и с другими предлогами сочетания составить), можно получить идею двери, оборудованной специальной системой, запасающей сжатый воздух при открывании – закрывании двери и расходующей его потом на «подметание» крылечка от снега и пыли.
БФ можно использовать для поиска идей по применению какого-то материала, явления, закона. Например, надо найти применение сухим осенним листьям с помощью БФ. «Сухие листья + цирк» – идея небольшого номера жонглёра: подкидывает охапку сухих листьев и, пока они медленно кружатся и падают, он их все ловит. «Сухие листья + подоконник» – отделка поверхности подоконника красивыми листьями с последующей лакировкой и полировкой. «Сухие листья + болезнь» – наверняка какие-то болезни можно лечить запахом сухих листьев определённого вида (сделать подушку или матрац из листьев). «Сухие листья + электричество» – в каких-то экстремальных обстоятельствах сухие листья могут служить электроизоляцией.
Таким образом, я вижу в биноме фантазии достаточно универсальную технологию генерирования идей в том случае, когда практически нет ограничений : мы даём для мышления направление движения (от одного понятия к другому – случайному!) и определяем цель движения (сочинить сказку; придумать новый вариант применения какого-то материала, изделия, закона природы; получить ряд дизайнерских и изобретательских идей по поводу совершенствования любого изделия).
Иногда возникает ступор на этапе выбора ПРОИЗВОЛЬНОГО слова. Какое же выбрать? Можно просто открыть любую книгу, и не глядя ткнуть пальцем в ЛЮБОЕ слово. Далее пытаемся соединить это слово с тем понятием (изделием, материалом, законом природы) по поводу которых надо получить идею.
Можно применить метод гирлянд ассоциаций: (Автор Г.Буш). Составим гирлянду ассоциаций от любого слова: жизнь – ассоциация: ребенок. (У Вас может возникнуть другая ассоциация!). Ассоциация с ребёнком – игра, с игрой – мяч, с мячом – спорт и т.д.
На занятиях мы гирлянду ассоциаций составляем вместе с детьми и записываем на доске: жизнь – ребёнок – игра – мяч – спорт – велосипед – руль – штурвал – корабль – «Титаник» – безопасность – жилет – одежда и т. д.
Составляя гирлянду ассоциаций, надо следить за тем, чтобы каждое новое слово в гирлянде уводило нас всё в новые и новые области человеческих знаний, интересов и деятельности. Вот и в этой гирлянде у нас возникли темы игры, спорта, кораблей, спасательных средств, одежды… Всё это нам потом пригодится, чтобы направить свою мысль по новому направлению. Рассмотрим, какие идеи можно получить, применяя эту гирлянду для получения идей по применению КОНУСА. Соединяем мысленно любое слово из гирлянды с конусом (чувствуете, это тот же Бином фантазии?):
- мяч + конус. Интересно, если сделать мяч в виде усеченного конуса для футбола? Пока он по воздуху летит, форма его не имеет особого значения, а вот при ударе и когда по земле катится по дуге – это, я думаю, оживит давно сложившиеся правила игры!
- «Титаник» + конус. Можно спасательные средства делать конусообразной формы для повышения их устойчивости на воде.
- конус + одежда. Для одежды в стиле «авангард» можно сделать плечики в виде конусов или полуконусов.
Не приходят идеи со словами из этой гирлянды – составьте другую. Это ведь легко! Не обязательно с каждым словом получится идея, но при определённом навыке этим методом можно получать веер идей по применению чего-либо: старых вещей, отходов производства или новых знаний об объектах, веществах и явлениях природы.
До следующей встречи!
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект “Полет фантазии”
Подробное описание творческого проекта по технологии, участника регионального этапа олимпиады…
разработка открытого урока “Фантазии из соленого теста”
Технология поэтапного изготовления “венка” из соленого теста…
открытый урок по композиции “Фантазии из соленого теста”
призентация к открытому уроку…
Фантазии в стиле декупаж
Урок декоративно-прикладного творчества. Является как бы продолжением презентации “Декупаж” На данном уроке учащиеся осваивают декупаж на ткани….
Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии «Реальность и фантазии в творчестве художника».
Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности …
мастер-класс “Фантазия и творчество в графике”
Мастер – класс «Фантазия и творчество в графике» разработала Казанцева Галина Никитична учитель технологии высшей категории МОУ СОШ п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области. Цель: обо…
План-конспект объединения “Природа и фантазия”
План-конспект объединения “Природа и фантазия” первого года обучения….
- Hравится“>Мне нравится(1)
Из журнала пользователя Доступно: Для всех 14 декабря 2013, 18:48
Девочки! СРОЧНО Надо написать 10 примеров биномов фантазии Дж.Родари, ребёнок учится на одни 5-ки, но с этим биномом грозятся поставить 3((( У нас второй раз зарубили наши ответы… Помогите кто писал для своих деток!!!
<aspect><aspect></aspect>
Моему малышику уже 3!!! года в субботу))) Подпишись на канал baby.ru в Актуальные постыгоспитализация в роддом на 40 неделесколько стоит оркестр в загсе тамбова</span></span>
Подготовка к занятиям по литературе с восьмиклассниками в рамках ВУД привела меня к книге итальянского педагога и писателя Джанни Родари «Грамматика фантазии» (La Grammatica della fantasia). Подходы и идеи для занятий настолько актуальны (книга была создана в 1973, переведена на русский язык и впервые издана в 1978 году), что их можно применять до сих пор и не только для школьников. Любые литературные мастерские могут воспользоваться этими технологиями.
Главным для Родари становится работа с самими творческими идеями, с воображением, которое, кстати, «не есть привилегия немногих выдающихся индивидов», «им наделены все».
Материал работы – слово, оно играет «освободительную» роль, оно свободно: «случайно произнесенное слово может сыграть магическую роль, разгрести залежи, покоившиеся в памяти, припорошенные пылью времени».
Задание поможет найти тему для рассказа или стать его началом. Предлагается взять абсолютно любое слово и записать вертикально буквы, из которых оно состоит, затем напротив каждой буквы написать первое пришедшее в голову слово, начинающееся именно с этой буквы. Или можно напротив каждой буквы написать такие слова, чтобы они образовали законченное предложение.
Как отметил Родари, он сам лично придумал множество историй, начав их с одного случайно выбранного слова.
Чем интересно это задание?
Помимо выстраивания ассоциативного ряда создатель рассказа (ребенок или взрослый) работает со словом: «Одно слово … оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности».
Вот какая история получилась у нас с детьми на основе вышеприведенных слов:
«Однажды поросенок собрался в гости к еноту на День рождения. Он хотел подарить ему нож для праздничного торта. Поросенок знал, что у енота его также ждет ежик. Но внезапно поросенку на нос села оса и ужалила его. Нос распух, поросенок испугался своего больного вида, от страха забыл адрес енота и не пошел в гости. Наступил вечер, поросенок все еще сидел дома и плакал. Стало темно, он зажег настольную лампу и стал смотреть, как вокруг нее роятся светлячки. Вдруг он услышал стук в дверь, потом взял лампу и подошел к двери. Открыв дверь, он увидел енота и ежика с тортом. Они спросили, почему поросенок не пришел в гости. Поросенок всё им рассказал. Енот с ежиком пожалели поросенка и решили съесть торт. Вот тут и пригодился подарочный нож!»
Бином – это математический термин, обозначающий противопоставление. Для Родари любой рассказ строится на основе противопоставления: к случайному слову добавляется другое, не образующее с ним логическую или семантическую пару. Слова и их лексические значения будто сталкиваются, что стимулирует творческую деятельность: так, «кошка – пес» – очевидный бином, а «кошка – зеркало» – неочевидный и может стать сказочным образом, затейливой интригой и основой для сюжета.
Кроме того, это задание напрямую связано с уроками по лексике и особенно с темами прямого и переносного значения слов:
«В “биноме фантазии” слова берутся не в их привычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно. Они “остранены”, “смещены”, выхвачены и витают на невиданном дотоле небосводе. Таковы, на мой взгляд, оптимальные условия для появления на свет занимательного рассказа».
Дети очень любят сказки, они знают их наизусть, что не мешает им их перечитывать и прослушивать многократно. Тем сложнее и в то же время интереснее будет задача рассказчика: знакомые традиционные образы могут быть заменены другими, или знакомые персонажи могут совершать необычные поступки или обладать неизвестными качествами и т.д. Первоначально это удивит и раздражит ребенка, ведь он привык к определенному порядку, но впоследствии история, рассказанная под другим углом зрения, его захватит.
Сам Родари использовал этот прием при создании «Сказок по телефону».
Одной их технологий «перевирания» сказки может стать следующая игра, условно названная Родари «Красная Шапочка на вертолете». Детям предлагают слова, на основе которых они должны придумать свою историю: например, это слова, подсказывающие сюжет сказки «Красная Шапочка» – девочка, лес, цветы, волк, бабушка. И к этим пяти словам добавляется абсолютно новое, внесюжетное – вертолет.
Это упражнение также помогает исследовать, как дети реагируют на новые и неожиданные – по отношению к определенному ряду фактов и известной упорядоченности – элементы.
К тому же эта игра рассматривается Родари как разновидность задания, связанного с созданием «фантастического бинома»: Красная Шапочка и вертолет несовместимы с точки зрения традиционной сказки, но в новом контексте они могут стать сказочными образами нового истории.
А что если Красная Шапочка окажется в домике Белоснежки и семи гномов или в замке Спящей красавицы? По сути этот прием лег в основу многих современных книг, мультфильмов и кинофильмов: вспомним цикл историй про Шрека или фильм-мюзикл «Чем дальше в лес». Современные дети чаще используют эту технологию при написании фанфиков: завершенная Роулинг история про Гарри Поттера никак не заканчивается для его читателей.
При готовке этого «сказочного салата» используется тот же самый прием «фантастического бинома», только в этот раз он состоит из сказочных имен собственных.
Техника выражена в форме вопроса: «Что было бы, если…?» Для его постановки берутся случайные подлежащее и сказуемое, и их сочетание как раз дает предположение, на основе которого строится сюжет.
Например: «Что было бы, если кошка попала в зазеркалье?» Или: «Что было бы, если театр смог летать?»
Чем нелепее и неожиданнее будут вопросы, тем интереснее будет протекать дальнейшая работа: «последующая работа, то есть развитие темы, есть не более как освоение и продолжение уже сделанного открытия».
Основы словотворчества заключаются в ином взгляде на слово: как на его смысловую, так и формальную сторону.
Для формального подхода нужно уметь применять разные способы словообразования, чтобы слово было «деформировано» (Родари): «Дети любят играть в эту игру, она веселая и в то же время очень серьезная: учит исследовать возможности слов, овладевать ими, принуждая их к неизвестным раньше склонениям, стимулирует речевую свободу, поощряет антиконформизм».
Один из вариантов словотворчества – произвольное добавление различных префиксов: архи-, анти-, раз-, три- и пр. Наиболее интересные истории связаны с использованием отрицательных префиксов.
Использование орфографической ошибки как основы создания любого рассказа. В качестве примера Родари приводит классический случай ошибки при публикации сказки Шарля Перро «Золушка». Башмачок изначально должен был быть сделан из vaire (из меха), по оплошности он оказался сделанным из verre, то есть из стекла.
Также ошибка может быть логической: герой надевает ботинки на голову, героиня собирается есть кашу молотком и пр. Важным для Родари здесь становится следующее: герой, допускающий ошибку, должен взять верх и победить, так как он идет против природы или существующих норм. Неповиновение этим силам двигает мир вперед.
Отличить «ошибочных» персонажей очень легко: они совершают действия, отличные от других, носят смешные имена и пр.
Заголовки статей, вырезанные из газет и журналов, перемешанные и случайным образом сгруппированные, могут стать забавными сообщениями «о нелепейших, сенсационных или просто забавных событиях».
Игра в вопросы и ответы также широко известна. Например, такие вопросы намечают схему, канву повествования:
Кто это был?
Где находился?
Что делал?
Что сказал?
Что сказали люди?
Чем кончилось?
Конечно, при прочтении ответов как слитного рассказа может получиться нелепица, а может наметиться «зародыш комического рассказа.
Создание лимерика – одна из форм работы со словами, которые образуют организованную нелепицу.
Схема проста:
- Первая строка содержит указание на героя;
- Вторая – характеристику героя;
- Третья содержит реализацию сказуемого;
- Четвертая – то же самое;
- Пятая строка предназначена «для появления конечного, нарочито экстравагантного эпитета».
Работы русского филолога В. Я. Проппа стали для Родари источником идей.
В частности, он взял за основу тридцать одну функцию волшебной сказки, адаптировал их количество и с помощью друга-художника создал двадцать карт, которых с одной стороны был изображен (условно или карикатурно) рисунок, а на другой стороне – название сказочной темы:
- предписание или запрет,
- нарушение,
- вредительство или недостача,
- отъезд героя,
- задача,
- встреча с дарителем,
- волшебные дары,
- появление героя,
- сверхъестественные свойства антагониста,
- борьба,
- победа,
- возвращение,
- прибытие домой,
- ложный герой,
- трудные испытания,
- беда ликвидируется,
- узнавание героя,
- ложный герой изобличается,
- наказание антагониста,
- свадьба.
Работать с этими картами можно по-разному: последовательно, группируя случайно или в определенном порядке и пр. Совершенно не обязательно использовать все 20 карт.
Родари отмечает простоту в подготовке: «Колоду “пропповских карт” – из двадцати штук или тридцати одной, а то и из пятидесяти, как кому вздумается, – может сделать каждый: достаточно написать на картах названия функций или сказочных тем; без иллюстрации можно и обойтись».
Для ребенка узнавание мира начинается с его собственного домашнего: всё, что его окружает, становится родным. Вещи, находящиеся рядом с ребенком, становятся таким образом источником познания мира и осознания своего места в нем: «играть с вещами – значит лучше их узнавать. И я не вижу смысла ограничивать свободу игры – это было бы равносильно отрицанию ее воспитательной роли, ее познавательного значения».
Основой сказочного образа может стать ложка, которая никак не может попасть в рот ребенка, и лишь рассказ матери, в котором эта ложка совершает удивительный полет, доводит обед до конца. Или рассказы родителей про запретные шкафы в комнате, откуда по ночам выходят чудища. Суть в наделении вещей душой, вещи анимируются, и именно в этом анимизме Родари видит источник вдохновения.
Подобным источником сказочного образа становится игрушка ребенка: он придумывает ей имя, наделяет интересными качествами, придумывает истории. Совместная игра детей с родителями делает сказку интереснее и насыщеннее: взрослый имеет больше жизненного и читательского опыта, у него больше простора для воображения. Потому детям и интересно присутствие родителя.
Задолго до появления термина «фанфик» Родари прописал природу текстов этого жанра: «“Открытые” рассказы, то есть рассказы незавершенные или со многими финалами на выбор, – это своего рода “ задача на фантазию”: имеются исходные данные, надо решить, в каком сочетании они должны предстать в конце».
Классический пример – предложить детям придумать продолжение любой сказки, оканчивающейся словами «И жили они долго и счастливо». Как именно жили? Что именно делали? Где жили, с кем? Разбили сад, начали играть в футбол или создали центр по изучению НЛО? Полет фантазии не ограничен.
Это основные задания, которые были взяты нами за основу занятий по созданию собственных текстов. Помимо развития творческого воображения и фантазии приемы, описанные Родари, также выполняют следующие задачи: развивают речевые навыки, учат логическому построению текста, помогают придумать сюжет и сказочные образы, наделить их характером и пр.
Другие статьи автора
Ответы (1)Знаете ответ?Сомневаетесь в ответе? Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Игра бином фантазии: море-волосы, книга-река …» по предмету ? Другие предметы, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы. Новые вопросы по другим предметамСоставьте слово с гласными: о, а, и. А, оОтветы (1)Скажите что такое суффикс?Ответы (2)Выберите правильный ответ. Говядина 45%, баранина 35%, свинина 20% – это рецептура начинки для: а) равиоли б) мантов в) сибирских пельменей г) варениковОтветы (1)Вася и слава имеют разные фамилии булочкин и сайкин какую фамилию имеет каждый из ребят если Вася на 2 года моложе булочкинаОтветы (2)Напишите 2 новости о белорусиОтветы (1)Используемые источники:
- https://creativity.vetas.ru/metod-34-binom-fantazii/
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/12/14/master-klass-binom-fantazii
- https://www.baby.ru/blogs/post/232995149-3938889/
- https://www.eduneo.ru/grammatika-uroka-metodicheskie-rekomendacii-na-osnove-knigi-d-rodari-grammatika-fantazii-vvedenie-v-iskusstvo-pridumyvaniya-istorij/
- https://iotvet.com/drugie-predmety/1989370.html