Пословицы для детей на разные темы
Детство время золотое.
За общим столом еда вкуснее.
В здоровом теле — здоровый дух.
Друзья прямые — братья родные.
У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
Азбука — к мудрости ступенька.
Талант трудом добывают.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Мал да удал.
Делай другим добро — будешь сам без беды.
На ошибках учатся.
Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
Старый друг лучше новых двух.
Лад и согласие — первой счастье.
Семья опора счастья.
Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
Ученью время — игре час.
Лучше не обещать, чем слово не сдержать.
Речь без пословицы, что суп без соли.
Ласковый телёнок двух маток сосёт, а бодливому и одна не даётся.
Терпенье и труд всё перетрут.
Не делай того, чего надо стыдиться.
Умную речь приятно и слушать.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Смелость города берёт.
Любовь да совет, так и горя нет.
Счастье без ума — дырявая сума.
Вежливость нужна каждому.
Посеешь привычку — вырастишь характер.
Глаза страшатся, а руки делают.
Родителей не только уважай, а и помогай им.
Для дружбы нет расстояния.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
На счастливую младость не скупится радость.
Любить хорошо взаимно.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Первый шаг труден.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Не прячь свои неудачи от родителей.
При солнышке тепло, при матери добро.
Повторенье — мать ученья.
Век живи — век учись.
Добрым быть — долго жить.
Что можешь делать сегодня, не откладывай на завтра.
Хорошая книга — лучший друг.
Добро того учить, кто слушает.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Где гнев, там и вред.
Лучше поздно, чем никогда.
Ум золота дороже.
Сердце матери греет лучше солнца.
Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Правдивый человек не покривит душой.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
У милого дитяти много имён.
Не зная броду, не лезь в воду.
Нет такого дружка, как родимая матушка.
Чистота — залог здоровья.
Друг в беде узнаётся.
В доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен.
На свете всё найдешь, кроме родной матери.
Скромность красит человека.
Яйца курицу не учат.
Отец — наставник, брат — опора, а друг и то и другое.
Счастье и труд рядом живут.
Ласковым словом и камень растопишь.
Все бобры добры до своих бобрят.
После драки кулаками не машут.
Послушному сыну родительский наказ не тягостен.
Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать.
Любому молодцу скромность к лицу.
Легко найти счастье, а потерять и того легче.
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Любишь розу, так люби и шипы.
Пословицы для 1-го класса
Жизнь дана на добрые дела.
Терпение и труд, всё перетрут.
Согласие крепче каменных стен.
Счастье – спокойная совесть.
Дружба всего дороже.
Настоящему другу цены нет.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Хорошо быть хозяином слову.
Умный ошибётся и исправится.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
Учиться всегда пригодится.
Делу время, а потехе – час.
Умный винит себя, гордый других.
В тесноте, да не в обиде.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Под лежачий камень и вода не течёт.
У ленивого Емели, семь воскресений на неделе.
Где смелость, там и победа.
Поспешишь – людей насмешишь.
Землю солнце красит, а человека – труд.
Не спеши языком, торопись делом.
Минута час бережет.
Есть совесть – есть и стыд.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Весна тёплым солнышком красна.
Не рой другому яму, сам в нее упадешь.
С людьми браниться никуда не годится.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Учение – путь к умению.
Знает сорока где зиму зимовать.
Делаешь наспех – сделаешь насмех.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Ссора до добра не доводит.
Ему дали попробовать, а он всё съел.
Куда ни придёт, ссору заведёт.
Приятелей много, да друзей нет.
Пословицы для 2-го класса
Сердце матери лучше солнца греет.
Добрый человек добру и учит.
Доброе имя дороже богатства.
Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
Жизнь дана на добрые дела.
Дружбу помни, а зло забывай.
Мудрым никто не родился, а научился.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
Труд человека кормит, а лень портит.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Без корня и трава не растёт.
Нет земли краше, чем Родина наша.
Доброе дело без награды не остаётся.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Хороший друг – отрада для души.
Кто ленив, тот и сонлив.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Век живи – век учись.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Не ищи правды в других, коли в тебе её нет.
Правда из воды, из огня спасёт.
Птицу видно по полёту, а человека по работе.
За всякое дело берись умело.
Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.
Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.
Друг денег дороже.
Доброе братство – лучше богатства.
Учиться – всегда пригодится.
Язык болтает, а голова не знает.
Говорит день до вечера, а слушать нечего.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Видно птицу по полёту – человека по делам.
У лентяя Федорки всегда отговорки.
Делу – время, потехе – час.
Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
Кто друг прямой, тот брат родной.
Кто правдой живёт, тот добро наживёт.
Всякой матери своё дитя мило.
Вся семья вместе – и душа на месте.
Учись смолоду – пригодится в старости.
Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.
У лодыря что ни день, то лень.
Счастливым быть – никому не досадить.
В каждой шутке есть доля правды.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Не мил и свет, когда друга нет.
Пословицы о Родине 2-го класса
Нет земли краше, чем Родина наша.
Береги землю родимую, как мать любимую.
На чужой стороне и весна не красна.
Всякому мила своя сторона.
Своя земля и в горсти мила.
Пословицы о труде 2-го класса
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто ленив, тот и сонлив.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Век живи – век учись.
За всякое дело берись умело.
Учиться – всегда пригодится.
Видно птицу по полёту – человека по делам.
Делу – время, потехе – час.
Учись смолоду – пригодится в старости.
Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.
У лодыря что ни день, то лень.
Пословицы о дружбе для 2-го класса
Не мил и свет, когда друга нет.
Дружбу помни, а зло забывай.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Хороший друг – отрада для души.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.
Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.
Друг денег дороже.
Доброе братство – лучше богатства.
Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
Кто друг прямой, тот брат родной.
Счастливым быть – никому не досадить.
В каждой шутке есть доля правды.
Пословицы о маме для 2-го класса
Сердце матери лучше солнца греет.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Всякой матери своё дитя мило.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Вся семья вместе – и душа на месте.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124.
УКМ «Школа России»
Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?
Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».
2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.
Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.
3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.
А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.
4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.
Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».
Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».
Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».
Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?
«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.
«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.
«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.
«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.
«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.
6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?
Тема этих стихотворений — зима и мороз.
Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.
7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?
Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.
8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.
Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса
Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.
Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.
Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.
Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.
9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?
Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.
Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.
Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.
Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.
10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:
Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)
Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)
Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)
Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)
Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)
Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)
11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.
Смотри названия произведений в скобочках.
Организованная образовательная деятельность – Речевое развитие (Развитие речи) – «Русские народные пословицы и поговорки».
Цель: Формирование знаний о жанрах и видах русского народного творчества.
Задачи:
Закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества;
Развивать устную речь, активировать словарь детей по теме;
Воспитывать интерес к культурному наследию народа.
Оборудование: Интерактивное оборудование, презентация «Устное народное творчество», конверты по количеству детей с разрезными картинками, волшебная коробка (для клада).
Ход ООД
1 слайд
Воспитатель: Встанем рядом полукругом
Улыбнёмся мы друг другу.
Скажем весело «Привет»
Всем удачи в этот день!
Воспитатель: Ребята, придя сегодня в детский сад я обнаружила письмо. Посмотрите очень загадочный конверт. Прочтем его вместе?
Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сюрпризы и поэтому для вас приготовил и спрятал клад. Предлагаю вам по следам фольклора дойти до клада. Но клад найти не просто. Вам надо пройти испытания, в помощь вам отправляю карту.
Желаю успехов!
Ваш дедушка Фольклор».
2 слайд
Воспитатель: Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки — Фольклор. Ребята, вы знаете что такое «фольклор»? Фольклор – это разные русские народные потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки. А сочиняет фольклор народ.
3 слайд
Воспитатель: Ребята, давайте начнем наш путь. На карте есть подсказки. Давайте посмотрим какая первая.
Щелчок Появляется язычок
Воспитатель: Вот и первая подсказка!
Величайшее богатство народа – это язык! Русский язык богат пословицами и поговорками. Пословицы и поговорки – это короткие, простые и поучительные изречения. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму – разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной. Есть пословицы, которые учат смелости, дружбе, говорят о любви к Родине, к матери. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди.
Воспитатель: О чем же бывают пословицы?
Пословицы бывают о….
Добре и (зле)
Труде и (лени)
Счастье и (несчастье)
Любви и (ненависти)
Войне и (мире)
Правде и (лжи)
Диких животных и (домашних)
Родителях и (детях)
Горе и (радости)
Воспитатель: Повторите пословицу «Доброе слово и кошке приятно». Как вы думаете, что она означает? Идем дальше.
Щелчок Появляется мольберт
4 слайд
Воспитатель: Посмотрите-ка ребята, на мольберте разные картинки. К ним надо подобрать пословицы и поговорки. А что такое пословицы? А поговорки? Я буду говорить, а вы попробуйте угадать, где скрыта эта пословица или поговорка.
«Что написано пером, не вырубишь топором»,
«Друг познаётся в беде»,
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,
«За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь»,
«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»
5 слайд
Щелчок Появляется солнышко
Воспитатель: Мы немного отдохнем и русскую народную игру проведем «Гори, гори, ясно».
6 слайд
Воспитатель: Водящего выберем по считалке:
Катилось яблоко мимо сада, мимо града,
Кто поднимет, тот и выйдет.
Мы собрались поиграть, ну, кому же начинать?
Раз, два, три начинаешь – ты.
7 слайд
Щелчок Появляется пазл
Воспитатель: Следующее задание Собери пословицу. У вас в конверте разрезная картинка, надо собрать пословицу как можно быстрее поднять руку и назвать ее.
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
«Любишь кататься, люби и саночки возить».
8 слайд
Щелчок Появляется книга
Воспитатель: Идем дальше. Следующая подсказка – книга. Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
Нет друга-ищи, а нашел-… (береги).
Труд человека кормит, а лень… (портит).
Любовь и труд счастье… (дают).
Без труда не придет на стол… (еда).
Старый друг… (лучше новых двух)
Кончил дело… (гуляй смело).
Воспитатель: Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор. Вы справились заданием. Молодцы!
Щелчок
Воспитатель: Продолжаем путь. Ребята, посмотрите на карте последняя подсказка. Что это? (шкаф)
Воспитатель: Это не простой шкаф. Давайте посмотрим, что за чудеса нас ждут?
Дети открывают шкаф, находят клад-коробку. В коробке письмо от дедушки Фольклора.
9 слайд
Щелчок
«Дорогие ребята! Вы прошли весь путь по карте, вы много знаете, многое умеете. Все эти знания и есть бесценный клад для вас. Я очень рад и поздравляю вас! А в коробке для вас награды».
На экране появляется Дедушка Фольклор
Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше испытание к концу. Мне так понравилось искать вместе с вами клад. А вам, ребята, понравилось? Ребята, о чем вы расскажете своим друзьям, родителям?
ИГРА «Гори, гори ясно»
Оборудование: Платочек для водящего.
Содержание: Дети образуют круг. Водящий (ребенок) под речевку ходит внутри круга. Дети все вместе говорят речёвку: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят».
Как только заканчивается речёвка, водящий подходит к детям, взмахивает платочком между двумя детьми, как бы их разделяя. Эти два ребёнка бегут в разные стороны, обегая круг снаружи. И возвращаются к своему месту и ведущему.
Правила: Тот из «бегунов, кто» первым добегает до ведущего, выхватывает у него платок и становится сам водящим.
Что развивает игра: Игра развивает память, внимание, мышление, ловкость, взаимопомощь, учит не наталкиваться друг на друга.
Ранее мною представлялись фразеологизмы в русском языке и их значения, теперь мы приступаем к русским пословицам, знать которые тоже не помешало бы каждому из нас.
Пословицы и поговорки, как всем известно – это народная мудрость, пришедшая к нам из жизненного опыта. А теперь давайте-ка посмотрим наиболее часто употребляемые среди них в народе, а также их толкования. Выбраны самые известные и популярные. Для удобства пословицы и поговорки представлены по алфавиту.
Пословицы и поговорки и их значение
Аппетит приходит во время еды.
Чем глубже вникаешь к чему-либо, тем больше это узнаёшь.
Баба с возу – кобыле легче.
Об уходе ненужного человека, не столь полезного чему-либо.
Беда не по лесу ходит, а по людям.
Несчастья именно с людьми являются настоящей бедой, а не с тем, что их окружает.
Беда никогда не приходит одна.
Она обязательно «прихватит» за собой ещё одну.
Бедность не порок.
Не стоит осуждать людей за бедность, поскольку не она является их отрицательным качеством.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий.
Береги платье снову, а честь смолоду.
О нормах поведения в обществе и т.п. А потеряв что-либо или изодрав, восстановить уже не удастся.
Бережёного Бог бережёт.
Осторожному в своих поступках человеку легче избежать опасностей, неоправданных рисков.
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Товары и услуги, дающиеся бесплатно, обычно даются нам с подвохом, неприятными последствиями.
Бог шельму метит.
Злые деяния и прочие отрицательные качества не остаются безнаказанными.
Болтун – находка для шпиона.
Если хвастаться людям о своём успехе, о возвышении своих дел, то найдутся завистники с попыткой утянуть вас обратно вниз. Подобно пословице Чем похвалишься, без того и останешься.
Большому кораблю – большое плавание.
Человеку с большими способностями достаются большие возможности.
Будешь долго мучиться – что-нибудь получится.
Действительно постаравшись в сложном деле, можно добиться хоть чего-то.
Бумага всё стерпит.
Бумага, в отличие от людей, стерпит любую ложь, любую ошибку, написанную на ней.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Домашний уют, созданный своими руками или руками близкого человека, невозможно заменить никаким походом в гости.
В здоровом теле – здоровый дух.
Сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное благосостояние.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Добро основано на честности и правде. А ложь – это есть зло.
В семье не без урода.
В любой семье или коллективе всегда найдётся человек с отрицательными качествами.
В темноте все кошки серы.
Внешность человека может быть обманчива, если не знать его душевного качества.
В тесноте, да не в обиде.
Небольшое неудобство для всех будет лучше, чем более серьёзная проблема только у одного.
В тихом омуте черти водятся.
В тихих и спокойных с виду людях часто скрывается сложная натура.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
В чужом коллективе, обществе не стоит вести себя только по своим правилам и порядкам.
В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем.
Человеку свойственно судить чужие ошибки, не замечая собственных.
Век живи, век учись – а дураком помрёшь.
О невозможности знать всё, даже при постоянном и упорном наборе знаний.
Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
Взявшись за дело, доведи его до конца, несмотря на трудности.
Видна птица по полёту, а человек – по делам.
О людях, которые своими делами, своей внешностью показывают окружающим свою натуру.
Вода камень точит.
Даже незначительный труд, проявляющийся долго и настойчиво, даёт хорошие плоды.
Воду в ступе толочь – вода и будет.
О занятии бестолковым делом, не приносящем ничего полезного.
Волка ноги кормят.
Чтобы заработать на жизнь, надо двигаться, активно действовать, а не сидеть на месте.
Волков бояться – в лес не ходить.
Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело.
Все болезни от нервов.
Злость, обиды и негодование ослабляют иммунитет, что приводят к образованию болезней. Избегайте всего, то заставляет вас нервничать. Набирайтесь терпением.
Всё перемелется – мука будет.
Любая проблема рано или поздно оборачивается хорошим результатом.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Если окончание чего-либо хорошее, то и переживать не о чем.
Всему своё время.
Все совершается в назначенный срок, не раньше и не позже.
Всяк кулик своё болото хвалит.
Всякий человек хвалит место, в котором он живёт, а всё остальное – чужое, непривычное.
Всяк по-своему с ума сходит.
У каждого человека свои преимущества и недостатки.
Всяк сверчок знай свой шесток.
Каждый должен знать своё место и не лезть в чужое.
Всякое лыко в строку.
Всё может пригодиться, всё может пойти в дело, любая ошибка ставится в вину.
Где гнев, там и милость.
Не всё обходится лишь гневом единым, со временем наступает и помилование.
Где дрова рубят, там и щепки летят.
В любом деле всегда есть потери, затраты.
Где родился, там и пригодился.
О месте рождения, которое не стоило бы покидать вовек.
Где тонко, там и рвётся.
Прочное звено остаётся прочным, а слабое трещину даёт.
Глаза боятся, а руки делают.
Страшно браться за дело, пока всё-таки не возьмёшься за него.
Голь на выдумки хитра.
Нужда, бедность человека делают его более умным и изобретательным.
Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдётся.
О людях, вопреки горам, способных по природе своей понимать друг друга, идти навстречу.
Горбатого одна могила исправит, а упрямого – дубина.
Тяжело, а иногда и невозможно человеку избавиться от своих дурных привычек.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Прежде чем приступить к какому-то делу, надо сначала подготовиться заранее.
Дарёному коню в зубы не смотрят.
За любой подарок положено благодарить и радоваться ему, мол, что дарят, то и бери.
Два медведя в одной берлоге не живут.
О двух соперниках, претендующих на лидерство. В одном доме нет места двум хозяевам.
Дело мастера боится.
Дело, проводимое мастером, выполняется качественно и быстро.
Делу время, потехе час.
Основное время должно уходить на учёбу и труд, и лишь отчасти – на отдых и развлечения.
Для милого дружка и серёжка из ушка.
Для хорошего друга или любимого человека не жалко даже самого ценного.
Долг платежом красен.
Хорошее отношение к людям обязательно вернётся тем же.
Дорого яичко к пасхальному дню.
Всегда приятно получать ожидаемое в нужное время, в нужном месте.
Дорогу осилит идущий.
Лишь тот, кто делает, а не просто говорит, достигает желаемых результатов.
Других не суди, на себя погляди.
Не стоит осуждать других людей, а лучше следить за собой. Так будет полезнее.
Дружба дружбой, а служба службой.
Дружеские отношения не должны влиять на служебные, впрочем, как и наоборот.
Друзья познаются в беде, как золото в огне.
Только друг сделает всё возможное для тебя ради спасения в тяжёлой ситуации.
Дуракам закон не писан.
Только умный человек поддаётся правилам и законам, дуракам не до них.
Дураку хоть кол на голове теши – он своих два ставит.
Нет смысла объяснять что-либо дуракам, им всё нипочём.
Дурной пример заразителен.
О подражании плохому примеру, дурному поступку другого человека.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Жизнь – штука сложная, прожить её непросто.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Невозможно достичь две цели одновременно, лучше всё делать последовательно.
За деревьями леса не видать.
Зацикливаясь на мелочах или на одном и том же, невозможно увидишь главного.
Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт.
Не в меру усердный человек может навредить делу.
Зло возвращается бумерангом.
Любое допущенное злое деяние рано или поздно даёт о себе знать.
Из песни слова не выкинешь.
Невозможно изменить или утаить что-либо словами, не исказив действительности.
Кабы знал, где упасть, так соломки бы подстелил.
Об осторожности, предусмотрительности, дабы не было беды.
Каждый судит по себе.
Каким человек является сам, такими же ему кажутся и окружающие.
Как аукнется, так и откликнется.
Любые поступки к окружающим людям, хорошие или плохие, со временем оборачиваются тем же.
Как корабль назовёшь, так он и поплывёт.
На что настраиваешься, то и получаешь.
Кашу маслом не испортишь.
Полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много.
Клин клином вышибают.
Устранять итоги какого-либо действия следует теми же средствами, которые вызвали это действие.
Конец – всему делу венец.
Любое дело важно доводить до конца.
Кончил дело – гуляй смело.
Закончив работу, можно отдыхать спокойно, не думая о ней.
Конь о четырёх ногах – и то спотыкается.
Даже самые умные, ловкие и умелые люди иногда могут ошибаться.
Копейка рубль бережёт.
Чтобы накопить многое, надо не пренебрегать малым.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Учиться и развиваться тяжело. Но результат стоит того.
Красна изба не углами, а пирогами.
Хозяин в доме ценится не богатством, а гостеприимством.
Красота требует жертв.
Чтобы выглядеть красиво, приходится терпеть неудобства.
Кто ищет, тот всегда находит.
Когда человек действительно старается искать, он действительно находит то, что искал.
Кто первым встал, того и тапки.
Кто успел первым к чему-либо, тот этим и пользуется.
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Кто рано встать не ленится, тому и день длинней и урожай пышней.
Куда иголка, туда и нитка.
О зависимом от кого-либо человеке или о плотной привязанности друг к другу.
Куй железо, пока горячо.
Пока возможность позволяет, лучше действовать, а то потом её может и не быть.
Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
Делая что-либо регулярно, пусть хоть и понемногу, можно добиться результата.
Лбом стены не прошибёшь.
Бесполезно чего-то добиваться, не имея для этого достаточно сил.
Лежачего не бьют.
Добивать пострадавшего или попавшего в беду – не принято.
Ложка дёгтя в бочку мёду.
Когда всё хорошо, любая, даже незначительная пакость может всё испортить.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
На лжи далеко не уйдёшь, в отличие от правды, будь она какая.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Не стоит верить словам, стоит смотреть только на действия.
Лучше поздно, чем никогда.
Лучше сделать что-либо хоть когда-нибудь, чем не сделать вообще.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Лучше иметь малое и вполне доступное, чем большое и трудно достижимое.
Любви все возрасты покорны.
Человек имеет свойство влюбляться в абсолютно любом возрасте.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Чтобы чего-то достичь в своей жизни – прикладывай усилия.
Меньше знаешь – крепче спишь.
Чем больше знаешь, тем больше при этом волнений, переживаний.
Мир не без добрых людей.
Всегда найдутся щедрые люди с желанием помочь в чужой беде.
Молодо – зелено.
Подростки и молодёжь, в отличие от взрослых людей, недостаточно зрелы в своих знаниях.
Молчание – знак согласия.
Молчание – как предположение утвердительного ответа.
Молчание – лучший ответ дураку.
За каждое слово человеку приходится держать ответ. И каждое его слово может быть повёрнуто против него.
Москва не сразу строилась.
Всё сложное и совершенное никогда не даётся сразу, лишь с набором опыта.
Моя хата с краю – первым врага встречаю.
Проявлять безразличие и ничего не знать – беду на себя насылать.
На безрыбье и рак – рыба.
При неимении желаемого может пригодиться хотя бы что-нибудь.
На Бога надейся, а сам не плошай.
Не стоит при выполнении какого-то дела надеяться исключительно на Бога. Всё лучше делать самому, а у Бога лишь просить поддержки.
На вкус и цвет товарищей нет.
Вкусы и пристрастия разных людей могут отличаться друг от друга.
На всех не угодишь.
Невозможно угодить всем, что бы ты не делал. Даже если ты – ангел, кому-то может не понравиться шелест твоих крыльев.
На всякого мудреца довольно простоты.
Как бы мудр и прозорлив не был человек, и его можно обмануть.
На ловца и зверь бежит.
Смелым, настойчивым, упрямым легче добиться чего-либо желаемого.
На нет и суда нет.
О смиренном принятии отсутствия чего-либо или же отказа от просьбы.
На обиженных воду возят.
Человек должен уметь прощать. А обиженный человек выглядит никому не интересным.
На чужой каравай роток не разевай. А пораньше вставай и свой затевай.
О зависти. Не гонись за чужим счастьем, а создавай своё.
Надежда умирает последней.
Даже при разочаровании или полной неудаче остаётся надежда на лучшее.
Назвался груздем – полезай в кузов.
Похвалился или пообещал что-то сделать – исполняй.
Насильно мил не будешь.
Никого нельзя заставить любить против его воли.
Не Бог горшки обжигает.
Человек обречён справляться со своими задачами сам, а не рассчитывать лишь на Бога одного.
Не в свои сани не садись.
Эквивалентно выражению «Не лезь не в своё дело.»
Не всё коту масленица, бывает и великий пост.
Не всегда жизнь – праздник. Она идёт переменчивыми полосами.
Не всё то золото, что блестит.
Любая вещь или сущность, как бы красиво она не выглядела, не определяется лишь по внешним признакам. Важнее признаки внутренние.
Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.
Не считай дело сделанным до тех пор, пока не доведёшь его до конца.
Не зная броду, не суйся в воду.
Прежде чем что-то делать, следует узнать, каким образом это делается.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Деньги исчезают при первом же походе в магазин, а друзья остаются вовек.
Не место красит человека, а человек место.
Важнее в человеке знать его характер, душевные качества, а не его статус.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Пока есть возможность, лучше выполнять задуманное сразу, во избежание приобретения лености и сожаления в дальнейшем.
Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.
Не стоит портить отношения с человеком, каким бы он ни был. Ведь в дальнейшем он может оказаться весьма полезным, и даже спасти жизнь.
Не пойман – не вор, не уличена – не гулена.
Человек не виновен в содеянном, пока вина не доказана.
Не разбив яйца, не приготовишь яичницу.
Чтобы чего-то добиться, нужно чем-то пожертвовать.
Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.
Человек, делающий плохое другим, страдает и сам, нарвавшись на последствия своих же действий.
Не руби сук, на котором сидишь.
Не делай глупостей и зла, ибо сам можешь этим же и подавиться.
Не суди человека, пока не пройдёшь долгий путь в его ботинках.
Чтобы понять человека, нужно пожить его жизнью, с его проблемами, нуждами, чувствами.
Не так страшен чёрт, как его малюют.
Об указании на преувеличение значимости какого-либо отрицательного явления.
Не хлебом единым жив человек.
Человек обладает не только материальными качествами, но и душевными.
Нет дыма без огня.
На любой случай есть на то веская причина, например, нет сплетен без основания.
Нет худа без добра.
При любой сложной ситуации всегда можно извлечь что-нибудь приятное, полезное.
Обжёгшись на молоке – дуешь на воду.
Совершив ошибку раз, в дальнейшем становишься более острожным, предусмотрительным.
Один в поле не воин.
В одиночку сложнее выстоять чего-либо, победить в борьбе, нежели с кем-либо вместе.
Одна голова – хорошо, а две – ещё лучше.
Два человека смогут лучше и быстрее решить какую-либо задачу, в отличие от одного.
Одна ласточка не делает весны.
Самый первый и единственный признак какого-то явления – это ещё не само явление.
От любви до ненависти – один шаг.
Не составит особого труда разозлить человека и заставить его ненавидеть.
От случая никто не застрахован.
Как ни старайся предотвратить беду, она может всё-таки случиться.
Палка о двух концах.
На каждое желаемое действие есть и противодействие.
Первый блин – комом.
Любое дело не всегда получается действительно хорошо с первого раза.
По одёжке протягивай ножки.
О жизни по своим средствам, доходам, в соответствии со своими возможностями.
По одёжке встречают, по уму провожают.
Встреча с человеком ценится по внешним признакам, а расставание – по внутренним, умственным.
Повинную голову и меч не сечёт.
Не стоит наказывать человека всерьёз, добровольно признавшего свою вину.
Повторение – мать учения.
Больше повторяешь – лучше знаешь.
Под лежачий камень вода не течёт.
Если ничего не делать, ничего и не выйдет.
Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
О свойстве человека затягивать свою болезнь, или иную проблему, до последнего, пока он не сложится окончательно.
Попытка не пытка, спрос не беда.
Ничто не мешает хотя бы попытаться что-то сделать, чем не делать вообще.
После драки кулаками не машут.
Недопустимо что-либо изменять, когда уже поздно.
Поспешишь – людей насмешишь.
Любое дело следует выполнять спокойно, не спеша, во избежание смешного положения.
Предупреждён – значит вооружён.
О чём человек предупреждён, к тому он и готов.
Пришла беда – отворяй ворота.
Беда не приходит одна. Следовательно, нужно быть внимательнее и готовым ко всему.
Пуганая ворона и куста боится.
Если человеку действительно страшно, он будет бояться всего, что его окружает.
Пьяному море по колено, а лужа – по уши.
Пьяного тянет на поступки, на которые, будучи трезвым, ни за что бы не решился.
Радость молодит, а горе старит.
Негативные эмоции сокращают жизнь, а позитивные продлевают её.
Раз в год и палка стреляет.
Очень редко, но всё-таки невозможное может стать возможным.
Риск – дело благородное.
Очень часто, чтобы добиться успеха, нужно идти на риск.
Рождённый ползать летать не может.
Если человек родился дураком, то дураком он и умрёт.
Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
О людях, желающих о лучших устройствах своей жизни.
Рыба тухнет с головы.
Если правительство дурное, такими же будут и его подчинённые.
Рыбак рыбака видит издалека.
Близкие люди легко находят общий язык.
С волками жить – по-волчьи выть.
При вступлении в какое-либо сообщество не исключена жизнь по их принципам.
С глаз долой – из сердца вон.
Свойство человека – забывать того, с кем не видится и не общается.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
С кем общаешься, дружишь, от того и перенимаешь его взгляды, привычки и прочее.
Сам себя лишь тот погубит, кто других совсем не любит.
Тот, кто не любит людей и разрушает всё вокруг, разрушает в своём неистовстве и себя. Он остаётся один, несчастный и позабытый.
Свет не клином сошёлся.
Если всё хорошо на каком-то объекте, не стоит обходиться только им.
Свои люди – сочтёмся.
Близкие люди обречены помогать друг другу, не прося ничего взамен.
Своя ноша не тянет.
Доставшееся лично тебе переносится легче, в отличие от переносимости чужого.
Своя рубашка ближе к телу.
Собственные интересы дороже интересов других людей.
Свято место пусто не бывает.
Если человек оставляет хорошее место, его тут же занимает кто-нибудь другой.
Семеро одного не ждут.
Одного опаздывающего ждать не станут, когда все уже собрались и готовы к делу.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Прежде чем что-то делать, нужно сначала как следует подумать, всё предусмотреть, во избежание несчастного случая.
Сердцу не прикажешь.
О неспособности властвовать над своими чувствами.
Сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит.
Невозможно изменить природные инстинкты и наклонности другого человека.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
О предвещании какого-либо дела, как в сказке – быстро и легко, а на деле всё сложнее.
Скупой платит дважды.
Лучше покупать вещи подороже, от отличие от дешёвых, которые быстро и легко ломаются.
Слезами горю не поможешь.
Не стоит унывать, если можно избавиться от горя. А если проблема неизбежна, плакать бесполезно.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Оказавшись в неловкой ситуации, произнеся дурное слово, невозможно вернуться назад.
Слово – серебро, молчание – золото.
Сказать что-нибудь полезное – дело чести, а о бесполезном и пустом трепе лучше промолчать.
Слухом земля полнится.
Человек знает тайную информацию благодаря слухам.
Сначала думай, а потом делай.
Прежде чем что-то делать, стоит сначала провести анализ о том, что из этого выйдет. А потом уже решать – делать или нет.
Собака бывает кусачей от жизни собачьей.
Недобрый, агрессивный человек зачастую становится таким от условий его жизни: от недостатка любви и заботы окружающих людей, частых несчастий и т.д.
Собаку съел, да хвостом подавился.
Невозможно сделать что-либо большое, не споткнувшись на пустяке.
Совершенству нет предела.
Как ни пытайся улучшить обстановку, всегда можно сделать лучше.
Соловья баснями не кормят.
Разговорами не накормишь тех, кто хочет есть. Ему стоит предложить еду.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Решать свои проблемы каждый должен сам, или вместе с товарищами по несчастью.
Старого воробья на мякине не проведёшь.
Опытного человека трудно чем-либо обхитрить, завести его в тупик.
Старый друг лучше новых двух.
Старый, проверенный, давно знакомый друг надежнее, в отличие новых, малознакомых, ещё не проверенных житейскими ситуациями.
Сытый голодного не разумеет.
Человек не поймёт чужую беду или неловкое положение, пока сам не столкнётся в такой же бедой.
Терпение и труд всё перетрут.
Терпение и настойчивость в работе победят все препятствия.
Терпи, казак – атаманом станешь!
Предложение человеку набираться терпением, с ним любая трудность – нипочём.
Тише едешь – дальше будешь.
Побуждение не торопиться, хорошенько подумать, а потом делать без проблем.
Трое докторов не лучше одного.
Аналогично пословице У семи нянек дитя без глазу.
У семи нянек дитя без глазу.
Чем больше людей берутся за одно дело, тем меньше на него уделяется внимания.
У страха глаза велики.
О боязливых людях, воспринимающих всё мелкое и незначительное за крупное и страшное.
Уговор (договор) дороже денег.
Уважительный договор, в отличие от денег, может быть утрачен безвозвратно. Следует строго придерживаться его условий.
Умный любит учиться, а дурак – учить.
Умный человек стремится узнать что-то новое, обогащая свои знания. А дурак учит тому, чего сам толком не знает.
Утопающий и за соломинку хватается.
Человек, попавший в беду, готов на всё ради спасения. Даже если это не даст особых результатов.
Утро вечера мудренее.
Утром решения принимаются более эффективно, в отличие от усталого вечера.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Учение – путь к знаниям, успехам. А неучение – причина отсталости в развитии и бескультурья.
Хорошо там, где нас нет.
Человек недооценивает местность, в которой он находится, предпочитая места, где его ещё не было.
Худую (дурную) траву из поля вон.
От вредного, чего-либо ненужного следует избавляться, чтобы дело шло быстрее.
Цыплят по осени считают.
Об успехе какого-либо дела можно говорить лишь при его видимом результате.
Человек – сам кузнец своего счастья.
Для счастья нужно что-то делать, а не ждать, когда оно придёт само по себе.
Человек предполагает, а Бог располагает.
Не стоит быть полностью уверенным в успехе ещё не состоявшегося действия или предприятия.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Чем глубже вникаешь в какое-либо дело, тем больше выявляется особенностей, скрытых ранее.
Чем похвалишься, без того и останешься.
Человек, много говорящий о своём счастье, может остаться без него.
Чем чёрт не шутит (пока Бог спит).
Всё может случиться в жизни, всякое бывает.
Что имеем – не храним, а потерявши – плачем.
Истинная ценность чего-либо или кого-либо замечается, когда мы этого лишаемся.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Написанное, ставшее известным, не поддаётся изменению.
Что посеешь, то пожнёшь.
Совершённое добро или зло со временем возвращается словно бумеранг.
Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
Чтобы хорошо узнать человека, надо с ним долго прожить, преодолев с ним разные трудности жизни.
Чужая душа – потёмки.
Как бы мы хорошо не знали человека, его мысли всегда будут загадкой. А внешний облик человека – не всегда есть отражение его души.
Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.
Чужие беды кажутся более решимыми, более лёгкими, в отличие от своих.
Шила в мешке не утаишь.
Тайное всегда становится явным. А ложь со временем обязательно выйдет наружу.
Щи да каша – пища наша.
О привычке есть простую пищу.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Характер детей не сильно отличается от характера их родителей.
Язык до Киева доведёт.
Расспрашивая людей, можно многое узнать.
Яйца курицу не учат.
Неопытный человек мало чему сможет научить опытного.
Возможно, вас заинтересуют следующие статьи
Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.
УКМ «Школа России»
Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»
1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.
В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.
К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.
2. Какие виды народного творчества ты знаешь?
Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.
3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».
Список книг для выставки устное народное творчество:
- Русские народные сказки.
- Русские волшебные сказки.
- Русские бытовые сказки.
- Русские сказки о животных.
- Сборник «Народные песни».
- «100 пословиц и поговорок».
- Сказки народов России.
- «Пословицы и поговорки о временах года».
- «Лучшие детские загадки о животных».
- «Считалки и скороговорки для детей».
4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.
Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Дополни текст заклички:
Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —
Сядь на цветок — принеси нам медок.
Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!
Принесите нам тёплую весну и солнце!
6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!
Пример заклички про весну для 3 класса
Весна-красна! Приходи к нам быстрей!
Яркое солнышко, свети нам теплей!
Милый дождик лей, лей сильней!
Мы станцуем вам быстрый хоровод
Чтобы меньше было у людей хлопот!
Приходи скорее в гости к нам весна!
Красно солнышко горит и весна красна!
7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.
Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.
8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.
Примеры загадок к словам для 3 класса
Между снегом и водой
Он бывает голубой.
(лёд)
Солнце на земле растёт —
Кто захочет, тот сорвёт!
(Подсолнух)
Он не море и не поле —
Для деревьев он раздолье!
(Лес)
Под деревьями трава,
А на дереве ….
(Листва)
С неба звёздочки летят,
Только губы холодят.
(Снег)
Если он идёт стеной —
Это значит проливной.
(Дождь)
Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.
Значит кончилась зима. Значит к нам пришла …
(Весна)
9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».
Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».
10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?
Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!
Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.
Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?
10. Попробуй сочинить докучную сказку.
Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.
11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.
План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.
12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко…»? Какие ещё слова повторяются?
Слова «Солнце высоко…» повторяются в сказке три раза.
Также повторяются слова: «Не пей, братец», и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».
13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.
Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.
14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?
Это выражение описывает скорость передвижения волка.
Я представляю такие картины:
Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.
От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.
15. Каким был Иван-царевич?
Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.
16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.
Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.
17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.
Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».
Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».
Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».
18. Найди в сказке «Сивка-бурка» зачин.
Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».
Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.
19. Составь таблицу сказочных зачинов.
Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства», «Каменное царство».
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».
Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».
20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?
Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.
Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.
21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.
Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.
Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.
Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.
По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.
Царевич успешно женился и вернулся домой.
В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.
22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?
Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.
Герои очень красивые, как я их и представляла.
23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».
Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.
24. Как бы ты сказал, что такое сказка?
Сказка — это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.
25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?
Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.
26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:
Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».
Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».
Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.
Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.
План рассказа о художнике для 3 класса
- Годы жизни.
- Как стал художником.
- Самые известные картины.
- Моя любимая картина.
- Впечатление от картины.
28. Сочини свою волшебную сказку.
Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
29. Говорят, что сказка — добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?
Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.