Метрические книги и тетради о родившихся и бракосочетавшихся евреях по городу Москве и уездным городам Московской губернии за вторую половину XIX — начало XX века. Главархив Москвы
С октября 2021 года сервис пополняют не только православными метрическими книгами, но и записями других конфессий. Так, на сайте уже есть исламские, иудейские, католические и евангелическо-лютеранские записи. Все они доступны на русском языке.
В декабре прошлого года Главархив Москвы запустил онлайн-сервис «Моя семья», благодаря которому все желающие могут узнать больше о своих предках. Сервис включил в себя сведения из всех метрических книг, которые хранятся в московском архиве, — на данный момент опубликованы более семи миллионов страниц. Количество интернет-пользователей ресурса растет с каждым днем, и сегодня его аудитория составляет более трех миллионов человек.
«Одна из самых частых причин, почему горожане обращаются в архив, — это поиск сведений о своих предках. Если горожанам интересно выяснить семейную историю до 1917 года, то здесь нельзя обойтись без помощи метрических книг. Раньше для работы с ними нужно было приезжать в архив. С открытием сервиса найти всю необходимую информацию стало возможно не выходя из дома. Сейчас в “Моей семье” доступно уже более семи миллионов страниц метрических записей, и каждый месяц мы пополняем их количество. Здесь уже собраны православные, иудейские, исламские, католические и лютеранские метрические книги, а в следующем году мы добавим записи армяно-григорианской церкви и данные старообрядцев», — рассказал начальник Главного архивного управления города Москвы Ярослав Онопенко.
В первую очередь в сервисе начали выкладывать метрические книги православных церквей, так как эти записи чаще всего запрашивают горожане. Жители получили доступ к метрическим книгам более 1400 храмов. Записи в них вели с 1772 по 1917 год. Сведения рассказывают о рождении, браке и смерти жителей Москвы и Московской губернии с конца XVII века до 1917 года. Именно церкви до 1917 года выполняли функции современных отделов ЗАГС — вели записи актов гражданского состояния. Так как православных книг в архиве очень большое количество, новые записи из них добавляются в сервис каждый месяц. Чтобы найти данные о своих предках, нужно знать их полное имя, год рождения, название церкви, где их крестили, или адрес, по которому они родились. Также для поиска желательно знать имена родителей разыскиваемых предков.
Почти 10 процентов пользователей сервиса — жители других государств. Материалы онлайн-сервиса просматривают пользователи из Швеции, Китая, Великобритании, Австралии, Ирландии, Бельгии, Японии, Аргентины, Канады, Таиланда и других стран — всего жители 50 государств. Активнее всего онлайн-сервисом «Моя семья» пользуются жители из Германии, за ними следуют граждане Беларуси, Швеции, Франции и Великобритании.
В связи с международным интересом с октября этого года «Мою семью» пополняют не только православными метрическими книгами, но и записями других конфессий. Так, в сервисе опубликовали все исламские метрические книги, которые хранятся в Главархиве. Их можно прочитать на русском языке. Эти книги вели в двух соборных мечетях. Первую построили в Москве в первой четверти XIX века, вторую — в 1904 году в Выползове переулке в Мещанской части Москвы.
Онлайн-сервис «Моя семья» начинает пополняться метрическими книгами мировых религий
28 ноября Главархив опубликовал иудейские метрические книги по Москве и уездным городам Московской губернии за 1870–1918 годы. Они также доступны на русском языке. Сохранившиеся в фонде Московской хоральной синагоги книги и тетради отдельно предназначались для регистрации рождений, бракосочетаний, разводов и смертей. До 1890-х годов их вели только в Москве. Это связано с тем, что жители поселений, где не было казенных раввинов, должны были обращаться к раввинам ближайших городов. Однако к концу XIX века число иудеев в Московской губернии увеличилось, и с 1890-х годов там также стали регистрировать актовые записи.
Истории московских семей: Главархив опубликовал иудейские метрические книги
К католическому Рождеству 25 декабря пользователи получили доступ к почти 100 метрическим книгам католических и евангелическо-лютеранских церквей Москвы. Самые ранние из них датируются 1694 годом. Большинство книг можно прочитать на русском языке, но ранние записи сделаны на латинском и немецком. В начале прошлого века католические метрические книги вели в церкви Святого Людовика и римско-католической Петропавловской церкви. Записи о лютеранах заполняли в евангелическо-лютеранских церквях Святого Михаила и Святых Апостолов Петра и Павла.
Узнать о своих предках католиках и лютеранах теперь можно на сайте Главархива Москвы
Помимо метрических книг в онлайн-сервисе «Моя семья» доступны ревизские сказки, аналоги современных переписей населения, и исповедные ведомости — посемейные списки прихожан церкви. Помимо россиян, в ревизские сказки включали иностранцев, которые приняли российское подданство. Исповедные ведомости, которые сохранились в Главархиве, относятся только к православным церквям Москвы и Московской губернии со второй четверти XVIII века до 1860-х годов.
Узнать о предках: в онлайн-сервисе «Моя семья» разместили ревизские сказки
По ревизским сказкам можно узнать полный состав семьи и возраст ее членов. Сейчас в онлайн-сервисе размещено более 420 тысяч страниц таких переписей, в которых отражена информация о купцах, мещанах, крестьянах и ремесленниках. Такие документы очень ценны для генеалогического поиска. В среднем ревизии проводились раз в 10 лет и реже. С 1795 до 1858 года их проводили шесть раз. Особенность ревизских сказок в том, что туда заносились сведения только о представителях податных сословий — крестьянах, мещанах, купцах, цеховых, поскольку эти документы составляли для последующего обложения налогами. Особые ревизские сказки были для духовного сословия. А вот дворяне туда не включались совсем.
В исповедных ведомостях писали про всех членов семьи, кроме детей в возрасте до одного года. Благодаря этим документам можно узнать полный состав семьи, возраст ее членов и место, где они жили. Сейчас в онлайн-сервисе доступно почти 700 тысяч страниц исповедных ведомостей. Продолжается их оцифровка и размещение на сайте. Исповедные ведомости были ежегодным отчетным церковным документом. В них указывалось, кто пришел на исповедь, кто причащался. Помимо имен там записывали место проживания, родственные отношения внутри каждой семьи и возраст прихожан. Например, «крестьяне деревни Ивановской», среди которых могли быть «Иван Иванов, 35 лет; жена его Ольга Васильева, 29 лет; сын их Петр, 10 лет». В исповедные ведомости заносили всех прихожан церкви, даже тех, кто ни разу не был на исповеди.
В Госдуму внесли законопроект, согласно которому программы суррогатного материнства в России будут доступны только российским гражданам. Документ опубликован в базе нижней палаты парламента. Инициаторами проекта закона стали вице-спикеры Петр Толстой и Анна Кузнецова, а также главы комитетов Думы Василий Пискарев, Ольга Тимофеева и сенатор Маргарита Павлова. Это не первый законопроект на эту тему, внесенный частью этих авторов в Думу. Запрет не будет распространяться на случаи, когда в зарегистрированном браке состоят, например, гражданка России и иностранец. По словам парламентариев, предлагаемый запрет – вынужденная мера. Ее понадобилось ввести из-за того, что после вывоза за рубеж ребенка, рожденного суррогатной матерью в России, наше государство не может защитить его права. Кроме того, в России не могут в полной мере проверить потенциальных родителей-иностранцев на наличие судимости за преступления против несовершеннолетних и «убедиться в их добрых намерениях».
12.12.2021, 16:32
Президент напомнил, что в 93-м году Россия взяла на себя обязательство погасить все долги бывшего Советского Союза, за все бывшие союзные республики в расчете на то, что России эти республики передадут зарубежные активы СССР. Но ряд бывших советских республик, в частности, Украина до сих пор не передали России зарубежную собственность, отметил Путин. Глава государства также напомнил, что в двухтысячных годах Россия полностью погасила свои долги перед Лондонским и Парижским клубами кредиторов. По
23.12.2021, 13:40
Гражданам необходимо терпеливо разъяснять важность вакцинации от коронавирусной инфекции, заявил президент России Владимир Путин.
05.01.2022, 18:31
От рук протестующих пострадали женщины и старики. Участники беспорядков также разграбили оружейный магазин.
Главное за день
08.01.2022, 22:08
МАРИЯ ЗАХАРОВА: Наши “западные партнёры” мямлят, выставляют себя в абсолютно непрофессионально-провальном свете, друг другу противоречат, и у меня такое впечатление, от бессилия, полного бессилия ещё и оскорбляют. То есть вот это оскорбление, хамское абсолютно, от Блинкена – оно демонстрирует отсутствие аргументов и полный провал с точки зрения выработки политической позиции по ситуации в Казахстане.
08.01.2022, 20:09
СОЛОВЬЁВ: Четверых убили, отрезав им головы. Это – «мирный протест»? Ну, подонки с Украины, из Франции, из Польши, вы все, “конгресс русской интеллигенции”, – четверым отрезали головы. Господин Гозман, будете молчать или скажете, что это “титушки” и власть Казахстана отрезала?
08.01.2022, 21:07
ЕРМУХАМЕТ ЕРТЫСБАЕВ: Свято место пусто не бывает: на место марксизма-ленинизма и атеизма в Казахстане пришёл ислам, причём часто ультрарадикального толка – ваххабитского, салафитского. И молодёжь без образования, без работы (есть такие у нас, к сожалению, социальные группы) подвержена этому.
09.01.2022, 16:09
ГАСПАРЯН: В принципе, если бы кому-то в голову пришла идея написать энциклопедию “цветных революций”, где прямо по пунктам разложены все события, то есть свежайший пример – Казахстан. Помните, как Глеб Жеглов говорил, что неслыханных преступлений не бывает: всё уже где-то когда-то происходило. Вот ровно это всё мы наблюдали в последние 5 дней в режиме реального времени на территории Республики Казахстан.
09.01.2022, 12:08
СЕРГИЕНКО: Комментаторы – французские, австрийские, нидерландские – по-разному сейчас говорят о том, в какой стадии, в какой ситуации кто с кем находится. Например, обозреватель Le Monde Сильфи Кофман говорит о том, что “путинский манёвр” в Европе застал США врасплох. И раскрывает мысль. В том числе вспоминает конференцию по безопасности в Мюнхене 2007 года с известной речью Владимира Путина и приводит свидетельства, что у некоторых там в зале челюсть отвисла. Да, это правда, я подтверждаю, у некоторых в зале отвисла челюсть.
09.01.2022, 11:09
СЕРГИЕНКО: В принципе в Польше сейчас происходит “польский Уотергейт”. И как минимум должен быть сформирован парламентский комитет, чтобы расследовать то, что произошло. Потому что скандал с Pegasus и израильским программным обеспечением, которое взламывает смартфоны, особенно у польских оппозиционеров, в принципе мог повлиять на выборы в Польше.
09.01.2022, 21:08
6 января 1943 года в СССР были введены погоны для личного состава советской армии. Как это событие характеризовало смену настроений в советских верхах? 9 января 1923 года в Могилёве родился народный артист СССР Эдуард Колмановский. Вспоминаем великого композитора.
09.01.2022, 14:09
Автомобильный обозреватель Игорь Моржаретто о новых дорогах и электромобилях, которые появятся в 2022 году.
08.01.2022, 18:06
Почему в начале казахстанских событий не звучали политические лозунги? Почему по происходящему возникает много вопросов?
08.01.2022, 12:06
Почему российских граждан не пускают в Европу? Взгляд писателя и публициста Владимира Сергиенко. Также в программе: как ЕС реагирует на ситуацию в Казахстане.
08.01.2022, 17:23
Привитые «Спутником» туристы с 9 января смогут въезжать в Израиль. Для этого им необходимо будет заполнить онлайн-форму, получить положительный результат анализа на наличие антител, выполненный на территории Израиля, и на въезде соблюдать изоляцию в течение суток. Так ли это? На связи со студией – шеф ближневосточного бюро Вестей Сергей Пашков.
08.01.2022, 15:32
Штамм коронавируса «омикрон», скорее всего, возник в организме человека с иммунодефицитом, а не в организме мышей. Как сообщается на сайте стопкоронавирус.рф, такое мнение выразили научный руководитель НИИ вакцин и сывороток им. Мечникова Виталий Зверев и научный руководитель Общества специалистов профилактической медицины Сергей Токарев. На связи со студией – доктор медицинских наук, врач-иммунолог, специалист по особо опасным инфекциям Владислав Жемчугов.
08.01.2022, 16:06
Год культурного наследия народов России: планы и их реализация. Актуальные вопросы.
08.01.2022, 17:44
В Италии для жителей старше 50-ти лет введён штраф в 100 евро за отказ от вакцинации. Многие в стране называют это откровенным нарушением прав человека. Ранее правительство Италии приняло решение о введении обязательной вакцинации для итальянцев и проживающих в республике иностранных граждан старше 50-ти лет. А в Румынии запретили носить тканевые маски. Защита из ткани с сегодняшнего дня приравниваться в этой стране к ее отсутствию и наказывается штрафом в размере 570 долларов. Об этом сообщил министр внутренних дел страны Лучиан Боде. На связи со студией – наш европейский собкор Регина Севостьянова.
08.01.2022, 11:06
Литва выплатила компенсацию одному из возможных организаторов терактов 11 сентября 2001 года за незаконное содержание в секретной ЦРУ. Взгляд писателя и публициста Владимира Сергиенко.
08.01.2022, 14:06
Правила выбора шин. Особенности российских дорог и климата – что надо учесть?
08.01.2022, 08:06
Говорим о семенах и других покупках для будущего сезона. Чем обзавестись, чтобы получить прекрасные результаты?
07.01.2022, 15:07
ЕВГЕНИЙ САТАНОВСКИЙ: «Одно из следствий Беловежской пущи – это то, что происходит в Казахстане. Это следствие распада Советского Союза – через 30 лет закончился срок последнего советского и первого постсоветского руководителя Казахстана. Чем это все кончилось?»
07.01.2022, 16:08
ВЛАДИМИР БАКАНОВ: «Далеко не все блюда изысканны; хотя, есть совершенно уникальные продукты, тот же самый казылык».
07.01.2022, 20:07
Вступление в силу поправок в закон о техосмотре, новые правила прохождения медкомиссии – это и многое другое в эфире «Вестей ФМ» обсуждают Игорь Моржаретто и Александр Андреев.
преподаватель кафедры русского и белорусского языков Гродненского государственного медицинского университета (г. Гродно, Республика Беларусь)
Эксперт: в области языкознания, методики преподавания русского языка как иностранного
Иностранные студенты не только изучают русский язык, используют русский язык для получения образования, но и проживают в чуждой им культурной среде, к которой необходимо адаптироваться.
Владеть языком, невербальными формами общения, ориентироваться в фактах и явлениях чужой культуры, выстраивать общение в соответствии с нормами и правилами поведения другой культуры – вот необходимые умения, обеспечивающие успешное профессиональное и личностное общение иностранного учащегося в условиях чужой культуры.
Наличие межкультурной компетенции позволяет студентам, с одной стороны, адекватно оценивать явления и ситуации иной культуры, с другой – ориентироваться в них, выбирать верную линию поведения.
Следует обратить внимание, что, даже изучив язык, иностранец не овладеет межкультурной компетенцией, потому что знание языка не гарантирует понимания поступков, мотивов, реакций представителей иной культуры. Для этого необходимо иметь представление о ценностях другой культуры, о национальном характере.
По нашему мнению, народные песни, сказки, пословицы и поговорки – вот то, что наиболее полно отражает представление о мире каждого народа, несет в себе определение таких важных для каждого народа понятий, как добро и зло, счастье, честь, гостеприимство и т.д.
Материал: русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и медведь» и т.д.
Этапы работы со сказкой на примере русской народной сказки «Репка»
Для того чтобы снять трудности в восприятии текста, мы предлагаем провести предтекстовую работу, включающую в себя ряд заданий.
Задание 1. Расскажите, каких членов семьи вы знаете. Объясните предложенные слова по образцу.
Образец: Дедушка – это отец папы или мамы
Слова: Бабушка, внук, внучка, племянник, племянница, тетя, дядя.
Задание 2. Объясните, чем различаются данные слова:
Дверь – дверка; дочь – дочка; ночь – ночка; спортсмен – спортсменка; репа – репка; мышь – мышка; голова – головка; артист – артистка; нога– ножка; теннисист – теннисистка.
В зависимости от значения, которое добавляет словам суффикс -к-, распределите их по группам.
Задание 3. Прочитайте предложения, данные в правом столбце. Из левого столбца подберите слова, близкие по значению.
Задание 4. Прочитайте глаголы. Выделите приставки. Объясните, как вы понимаете значение этих глаголов.
Тянуть – вытянуть, потянуть, перетянуть.
Задание 5. Соедините близкие по значению единицы.
Задание 6. Скажите, как вы понимаете следующие слова.
Большой-пребольшой, красивый-прекрасивый, добрый-предобрый, холодный-прехолодный. Опишите понравившийся вам дом (девушку, машину, город, зиму и т.д.), используя удвоение слова.
Предложенные предтекстовые задания помогают активизировать ранее полученный лексико-грамматический материал, позволяют обогатить знания учащихся значением уменьшительных суффиксов, предлогов, фразеологизмов.
Далее учащимся предлагается для прочтения текст сказки «Репка», после которого следует ряд вопросов, цель которых – проверить понимание содержания сказки.
Задание 7. Ответьте на вопросы.
1) Кто посадил репку?
2) Какая выросла репка?
3) Кто пошел рвать репку?
4) Почему дедка позвал бабку?
5) Кто помогал дедке рвать репку?
6) Кто вытянул репку?
7) Кто такая Жучка?
Кого позвала кошка?
Задание 8. Объясните, как вы понимаете следующее предложение
«Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку»
Следующим этапом работы является просмотр одноименного мультфильма.
Помимо развлекательного характера, «видеофильмы являются источником ценных сведений не только о культуре поведения носителей языка в повседневной жизни, которая может в некоторых аспектах значительно отличаться от родной культуры поведения, но и дает лингвострановедческие и культурологические сведения стране изучаемого языка, знакомит студентов с новой для него картиной мира».
В данном случае в мультфильме даются сведения о трудовой жизни крестьянина. Поэтому следует познакомить студентов с некоторыми словосочетаниями: работать на земле, работать в огороде, копать землю, сажать, колоть дрова. А следом, перед просмотром мультфильма, студентам предлагается следующее задание: «Расскажите, что делали герои».
Во время просмотра мультфильма у студентов не должно возникнуть проблем с восприятием содержания, так как оно знакомо им после прочтения сказки.
Гораздо большее значение имеет понимание мотивов поведения героев. Поэтому мы рекомендуем адресовать учащимся следующие вопросы:
1. С какой проблемой столкнулись герои?
2. Как герои ведут себя после того, как они понимают, что не могут решить проблему самостоятельно?
3. Почему именно так поступают герои?
4. Какие в обычной жизни отношения между кошкой и собакой? Между кошкой и мышью?
5. Почему герои просят о помощи тех, с кем враждуют?
6. Как герои ведут себя, когда их просят о помощи?
Мы предлагаем оценить поведение героев и каждого учащегося следующим образом:
Благодаря обсуждению предложенных вопросов иностранцы определяют компонент в картине мира русских – русскую соборность – «слияние индивидуального и социального». Для адекватного понимания мотивов поведения русского человека необходимо понять, что для русского человека нет противопоставления понятий «личное» и «общественное». Готовность к общему делу, взаимопомощь, работа в интересах общины – это вековые традиции, которые нашли отражение в русских пословицах и поговорках. Поэтому для лучшего понимания этого качества русского человека можно предложить учащимся проанализировать русские пословицы и поговорки.
Вместе и беда легче переносится.
Берись дружно – не будет грузно.
Одна ласточка весны не делает.
Одной рукой и узла не завяжешь.
С миру по нитке – голому рубаха.
Один в поле не воин.
Несомненно, необходимо предложить учащимся подобрать пословицы или сказки своего народа о труде и взаимопомощи.
Таким образом, благодаря работе со сказками учащиеся могут не только познакомиться с укладом жизни русского человека, особенностями взаимоотношений, но и понять мотивы поведения, сопоставить их с картиной мира своего народа. А значит, правильно организованная работа со сказкой способствует решению проблем межкультурной коммуникации.
Статьи по теме
- Применение кинофрагментов сказок на занятиях РКИ у иностранных филологов
- Применение методики составления словесного портрета на уроках РКИ
- Как работать с мультфильмами на занятиях по русскому языку как иностранному