Русские народные сказки в которых добро побеждает зло

Подготовила: учитель начальных классов, моу школа 30 г. донецка, днр лазарская т.а. цель. расширить знания детей о сказках, вырабатывать речевые
Подготовила: учитель начальных классов,
МОУ «Школа №30 г. Донецка», ДНР
Лазарская Т.А.
Цель. Расширить знания детей о сказках, вырабатывать речевые навыки, пробуждать интерес к сказкам, книгам. Обогащать словарный запас. Развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся. Воспитывать бережное отношение к книгам, любовь и интерес к чтению, нетерпимость к порокам людей.
Оборудование. Выставка книг, детских рисунков на тему «Мои любимые сказки», иллюстрации к сказкам, кроссворд, маски, раскраски, медали.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
І. Организация класса
Создание эмоционального фона.
II. Сообщение темы, целей, ожидаемых результатов мероприятия. Мотивация.
Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир русских народных сказок. Вы вспомните своих любимых сказочных героев, будете выполнять интересные задания. Самые активные из вас будут награждены медалями.
Ученик.
У сказки чистая душа,
Как ручеёк лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ её творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В неё мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Учитель. Сказки — древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости.
Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространённые источники информации. Сказки — это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.
Сказки бывают разные. Самые древние – сказки о животных. Когда–то люди верили, что каждый род произошёл от определённого животного. Такое животное называлось тотемом. Тотем объявлялся покровителем рода: его нужно было почитать. Первобытный человек жил в страхе перед тотемным животным, в роли которого мог быть не только медведь, но и мышь.
Однако постепенно человек освобождался от страха, и на смену ему приходил смех. Животные наделялись качествами. Получалось, что изображались животные, а высмеивались пороки людей – жадность, глупость, лень.
Сказки подразделяются на несколько групп, для каждой из которых характерны свои действующие лица и свой сюжет. Сюжет — развитие действия, ход событий.
III. Основная часть. Выполняйте задания.
1. Назовите героя русской народной сказки.
Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк).
Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса).
Кому помогали печка, яблонька и речка? (Машеньке).
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала, не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась. (Маша).
Кто развалил теремок? (Медведь).
Кто первым повстречался с колобком? (Заяц).
Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля).
Нечаянно разбила яичко. (Мышка).
2. Исправьте ошибку.
«Царевна-Индюшка».
«По собачьему веленью».
«Иван царевич и зелёный волк».
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».
«Петушок — золотой пастушок».
«У страха уши велики».
«Лапша из топора».
«Как мужик котят делил».
«Утки-лебеди».
«Волк и пятеро козлят».
3. Догадайтесь, какие сказки так начинаются?
«Жили – были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький…» («Гуси – лебеди»).
«Жили – были старик со старухой. У старика была своя дочка, а у старухи своя…» («Морозко»).
«Жил – был мужик. У этого мужика был кот…» («Кот и лиса»).
«Жили-были дед да баба. Была у них курочка…» («Курочка Ряба»).
4. Назовите героя сказки, который произносил эти слова.
«Помогите, мой брат превратился в козлёночка» (Алёнушка).
«Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул» (Медвежонок).
«Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке» (Иван-царевич).
«Спасите, нас съел серый волк» (Козлята).
«Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку» (Лиса).
«Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала» (Заяц).
5. Раскрасьте картинки. Назовите сказки, главных героев.

. 
6. Отгадайте загадки. Назовите героев сказок.
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд.

Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.


7. Выберите правильный ответ.
1. Скоро сказка сказывается, да не скоро …
а) каша варится;
б) мука мелется;
в) дело делается.
2. Попил водички из копытца Иванушка и стал …
а) телёночком;
б) козлёночком;
в) ягнёночком.
3. Отчего растаяла Снегурочка?
а) От яркого солнца.
б) От горячей печки.
в) От пламени костра.
4. Кто помог Емеле завоевать любовь Царевны Несмеяны?
а) Золотая Рыбка.
б) Щука.
в) Сивка — Бурка.
5. Смерть Кощея Бессмертного находится на конце иглы, а игла в яйце…
а) Лебедя.
б) Утки.
в) Гусыни.
6. Что Баба-Яга делала с маленькими детьми?
а) Солила в бочке.
б) Жарила в печке.
в) Сажала в чулан.

8. Разгадайте кроссворд. Назовите сказочных героев.

1. Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил дочурку в пар.

2. Наш герой сварил
кашу из топора.

3. Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут … .
4. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
9. Угадайте сказку по иллюстрации.

10. Задание на внимание. Найдите отличия.

11. Инсценировка сказки «Репка».

12. Творческое задание. Вылепите лисичку.
В любой сказке лиса описана, как коварная искусительница, которая норовит полакомиться курочкой или гусочкой и всегда оставляет простофилю волка в дураках. У лисички рыжая шубка и шикарный рыжий хвост, её мордочка заострена, а глазки всегда хитро прищурены. Итак, принимая во внимание вышеуказанные отличительные черты лисы, давайте вместе с вами попробуем воспроизвести её из пластилина.


IV. Итог мероприятия
Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам?
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат?
Учитель. Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
Вы меня очень порадовали своим активным участием на мероприятии и правильными ответами. Самые активные учащиеся награждаюся медалями.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Выбери себе маску.

Стихотворения про сказки
Сказка радость нам несёт
Сказка радость нам несёт,
Тот, кто знает, тот поймёт,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.

В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.

Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.

И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.

Сказка — чудная копилка,
Что накопишь, то возьмёшь,
А без сказки в этой жизни —
Непременно пропадёшь.
Елена Степанова
Сказки гуляют по свету
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят по зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кащея погубит…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!

Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.

А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча-змея…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!

Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы —
Вмиг Сивка-Бурка приснится.

А месяц засветит ясный
В глазах Василисы Прекрасной.
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро! М. Пляцковский
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникин В.П. Русские народные сказки. — Москва: Детская литература, 1978.
2. Внеклассные мероприятия. 1 класс. /Яровая Л.Н., Жиренко О.Н., Барылкина Л. П. — Москва, ВАКО, 2009.
3. Калейдоскоп праздников: 1-4 классы: учебно-методическое пособие. /Сост. Т.И. Виталева. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство «Экзамен», 2014.

В детстве мы не всегда задумываемся о скрытом смысле народных и литературных сказок разных стран мира. Только через несколько десятилетий, когда мы сами становимся родителями и начинаем читать эти сказки своим детям, мы понимаем, о чем на самом деле они говорят, чему учат, и на что программируют каждое последующее поколение.

Актуальны ли сказки в современном мире?

Конечно, в современном мире русские народные сказки и сказки других национальностей несколько утратили то значение, которое имели раньше. Далеко не все родители читают их своим маленьким детям, поскольку сейчас есть немало других «малышовых» развлечений.

В некоторых семьях мультфильмы уже полностью вытеснили детские книги и ритуальное чтение сказок на ночь. Когда же дети немного подрастают, то они начинают развлекаться с электронными игрушками, обитать в социальных сетях, и скорее будут читать «Гарри Поттера», чем слушать сказочки в исполнении своих родителей.

Поэтому русский фольклор, конечно, уже не так влияет на формирование национального характера у маленьких детей, как это, возможно, было раньше. Сегодня мы живем в «глобальной деревне», и если родители и читают своим детям сказки, то это совсем не обязательно русские народные сочинения, а сказки самых разных национальностей, населяющих нашу планету.

Тем не менее, есть еще немало родителей, которые считают, что их дети обязательно должны прослушать в раннем детстве курс русскогосказочного творчества не только в развлекательных, но и в воспитательных целях.

Чему же учат детей русские сказки и сказки других национальностей? Действительно ли все они так безобидны, как это кажется на первый взгляд? Какие установки они дают детям на будущее?

Чему учат русские сказки

Считается, что русские сказки учат доброму и вечному, и в них нет никакого негатива, способного дать маленьким детям какие-то неправильные установки на будущее. Конечно, в таких сказках, как «Репка», нет никакого скрытого негатива. Но в других русских сказках далеко не так все однозначно, и уроки, которые могут извлечь из них дети, не всегда могут положительно сказаться на их будущей жизни.

Дело в том, что ни в одной русской сказке не пропагандируются трудолюбие и повышенная работоспособность. Есть даже мнение, что именно русские сказки виноваты в том, что в нашей странепроцветают коррупция, воровство, а лень является национальной чертой русского характера.

Если, скажем, в немецких сказках все герои трудолюбивые, рациональные и практичные, то в русском фольклоре очень многое рассчитано на халяву, на то, что все само собой образуется «по щучьему велению» (хотя, одноименную сказку можно трактовать самым разными способами, и, возможно, она больше говорит о жалости и сострадании, чем о халяве).

Креативность и простота против рациональности и практичности

Главный герой русских сказок Иванушка-дурачок учит тому, что есть вещи поважнее, чем практичность, расчетливость, рассудительность и напряженная работа для достижения цели. Эти качества, так же как и жадность и коварство, в русском фольклоре свойственны лишь отрицательным героям.

Можно сказать, что сказочный Иванушка выступает против основных ценностей капиталистического общества. Он оказывается самым умным среди множества окружающих его дураков, не отличаясь рациональностью, практичностью и не стремясь к богатству.

Иванушка учит тому, что в русских сказках побеждает тот,кто принимает свою судьбу со всеми ее плюсами и минусами, помогает всем, кто встречается ему на пути (а потом они помогают ему), и оказывается способным на не совсем логичные, зачастую противоречащие здравому смыслу, но оригинальные поступки. Те, кто живет ради наживы и приобретения богатства, в русских сказках остаются ни с чем, а тот, кто не гоняется за деньгами, и мыслит креативно, получает полцарства и царевну в жены.

Можно предположить, что нация, воспитанная на таких сказках, никогда не сможет превзойти с точки зрения работоспособности, трудолюбия, практичности и расчетливости другие народы, зато, когда понадобится сварить «кашу из топора» и проявить чудеса сообразительности, смекалки и изобретательности, окажется в числе первых. Поэтому, видимо, России нужно сконцентрироваться на креативе и оригинальных идеях, а не на повышении производительности труда и работоспособности населения. Именно так она сможет реализовать свой национальный потенциал.

Конечно, есть в русских сказках и герои действия. Прежде всего, это былинные богатыри (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие), воплощающие в себе идеал народного воина. Но все-таки наибольшей популярностью в русском фольклоре пользуется простоватый, не очень трудолюбивый, но бескорыстный, жалостливый и креативный Иванушка.

Не обязательно читать детям только русские народные сказки

В условиях мультикультурного общества очень важно познакомить детей с традициями, обычаями и особенностями представителей других наций. В Интернете сейчас можно найти аудиокниги и тексты не только европейских, но и китайских, японских, африканских сказок, знакомство с которыми поможет ребенку сравнить то, как ведут себя волшебные герои разных стран мира, и значительно расширить свой кругозор.

Большинство литературных сказок, которые читают в России, имеют иностранное происхождение, а вот народные сказки других национальностей до недавнего времени не часто гостили в нашем «сказочном» меню (особенно это касается сказочного наследия экзотических стран). Теперь познакомиться с редкими сказками далеких стран стало гораздо проще.

Как выбирать сказки

Большинство сказок, которые доходят до современных детей, представляют собой максимально обработанные, отредактированные и адаптированные версии, специально предназначенные для детей младшего возраста. На самом же деле, существуют десятки, и даже сотни вариантов одного и того же сказочного сюжета.

Неадаптированные версии некоторых сказок ничуть не уступают по кровожадности фильмам ужасов, и, конечно, читать их детям на ночь не рекомендуется, чтобы не спровоцировать у них бессонницу и кошмары. Есть немало кровавых подробностей и в адаптированных сказках. Если вы читаете нечто подобное своим детям, желательно пропускать все «ужасы», заменяя их чем-то более позитивным.

Лучше всего выбирать простые, добрые сказки, в которых никого не отправляют на тот свет, не лишают какой-либо важной части тела, не бросают умирать в лесу, в колодце и т.д. Не следует с помощью сказок приучать детей к тому, что жестокость и лишение жизни – это вполне нормальное явление на планете Земля.

Естественно, начинать знакомство со сказочным миром нужно с самых простых историй, постепенно переходя к более сложным и длинным сюжетам.

Мальчикам лучше всего подойдут героические сказки про русских богатырей, про креативного солдата, сварившего кашу из топора, и изобретательного Иванушку-дурачка, оказывающегося гораздо умнее своих практичных и рассудительных братьев.

Девочкам лучше всего, наверное, почитать международные сказки про Золушку, Русалочку, Красную Шапочку, Красавицу и Чудовище (хотя, есть мнение, что эти истории обрекают женщин на неудачи в личной жизни), а также русские сказки про Василису Премудрую и Елену Прекрасную.

Как сделать «сказочное» образование более эффективным

Каждый ребенок делает из услышанных в детстве сказок собственные выводы, и не нужно навязывать ему свое видение той или иной истории. «Сказочное» образование, в отличие от школьной системы, не должно настаивать на существовании только одного правильного ответа, единственного толкования того или иного сюжета. Пусть ребенок развивает фантазию и творческое воображение, и делает собственные умозаключения из услышанного.

Для того, чтобы «сказочное» образование было более эффективным, можно предложить
ему в интерактивном режиме придумывать альтернативные варианты концовок различных историй. Это также будет способствовать развитию фантазии и креативных способностей маленького слушателя, и, возможно, поможет избавиться от одного из главных недостатков русских народных сказок – четкого разделения на черное и белое, добро и зло, отрицательное и положительное.

В реальной жизни все гораздо сложнее, добро и зло переплетаются в одном человеке, и нет никого, кто, как говорится, был бы без греха, и, помимо черного и белого, есть еще и масса других оттенков. Объясните это ребенку, когда начнете знакомить его с удивительным миром волшебных сказок.

Как еще можно использовать сказки

Возможно, сказки вашего ребенка ничему и не научат, но, по крайней мере, с их помощью можно будет его быстро усыпить и познакомить с таким чудом человеческой цивилизации, как книга.

Именно с помощью сказок у детей 4-5 лет можно создать мотивацию для раннего приобретения навыка чтения. Для этого можно начать читать ребенку какую-нибудь увлекательную сказочную историю с ярким сюжетом, которая его очень заинтересует.

Когда дело дойдет до развязки, можно будет закрыть книгу, и сказать ребенку, что, если он хочет узнать, что будет дальше, то можно попробовать научиться читать, чтобы самостоятельно изучать потом интересные истории, скрывающиеся в тысячах книгах. Возможно, благодаря этому, ваш ребенок откроет для себя удивительный мир литературы гораздо раньше своих сверстников.
 

«Это кино вечное, ведь любой фольклор имеет приметы своего времени, которых мы, воспринимающие его современными глазами, можем и не замечать… Александр Роу проник в самую суть русского фольклора, поэтому в его фильмах чувствуется потрясающее обаяние доброты. Это один из самых добрых режиссеров мирового кино…», — с гордостью писал известный киновед Н. Клейман о фильмах величайшего советского кинорежиссера Александра Роу, чье 115-летие со дня рождения мы отметим 8 марта.

В преддверии этой замечательной даты сотрудники библиотеки-филиала №4 им. М.М. Коцюбинского организовали для своих читателей, а также удаленных пользователей час классика детства «Сказка в книге и в кадре».

Мало найдется на постсоветском пространстве людей, не знакомых, а, главное, не любящих такие знаменитые фильмы, вариации на темы русских народных сказок, как «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога», а так же киновоплощения классических произведений русской и мировой литературы – «Конёк-Горбунок», «Майская ночь, или Утопленница», «Новые похождения Кота в сапогах», «Вечера на хуторе близ Диканьки», современной литературной сказки «Королевство Кривых Зеркал» и др.

Русские народные сказки в которых добро побеждает зло

Крымчанам эти киносказки особенно дороги потому, что большинство фильмов Роу снималось на Ялтинской киностудии. Неповторимые крымские пейзажи, уникальная природа помогли перенести творческие замыслы режиссера в сказочный мир. Больше всего Роу любил вершину и склоны Ай-Петри над Ялтой и красивейшие скалы Никитской расселины у Массандры. «Финист – ясный сокол», «Варвара-краса, длинная коса», «Кощей бессмертный» и т.д. – герои этих сказок обитали в том числое и в Крыму. А исполнительница роли Варвары-Красы Татьяна Клюева до сих пор живет в Севастополе.

Любовь кинорежиссера к нашему полуострову проявилась и при создании им документальных фильмов. «Артек», «Крым», «День чудесных впечатлений» – киноочерки об удивительном уголке нашей необъятной Родины и о «царстве детворы» – Всесоюзном пионерском лагере зритель увидел в 1949 году.

Информационным сопровождением стала выставка-инсталяция «Киносказки Александра Роу», на которой представлены ставшие киношедеврами русские народные сказки, произведения русского фольклора, книги П. Ершова, Н. Гоголя, В. Губарева и других авторов, монография «Александр Роу» К. Парамоновой, тома «Истории советского кино», статьи из журнала «Свой», фотографии советских актеров – исполнителей ролей главных героев сказок Александра Роу, которого справедливо называют первым киносказочником страны, ставя рядом только имя Александра Птушко. Дополнили выставку красочные фигурки Бабы-Яги с совой, Солохи с угощением и мешком, Оленя-Золотые рога, Конька-Горбунка и др.

Русские народные сказки в которых добро побеждает зло

Выход на экраны в 1938 году первой работы Роу «По щучьему велению» был встречен насторожено, но самодвигающаяся печка и говорящая щука так понравились не только детям, но и взрослым, что режиссёру заказали новую сказку о борьбе добра и зла. Этой сказкой стала «Василиса Прекрасная», где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги – Георгий Милляр (их дуэт повторился в «Кащее Бессмертном»).

Роу писал, что «нет в искусстве ничего полезнее для детей, чем сказки», и всем своим творчеством прививал детям любовь к этому вечно юному жанру. До Роу сказки в кино были, но только в кукольном и мультипликационном вариантах. «Народная сказка сильна своей наивной верой в чудесное, правдивостью человеческих взаимоотношений… Добро всегда побеждает зло, свет – тьму», – так считал режиссер, который создавал свои фильмы, словно вспоминал свое детство.

Роу экранизировал, в основном, произведения русского фольклора, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и традиции родной страны. Картины любимого режиссера проникнуты оптимизмом и юмором, в них много музыки и необычных персонажей, у него был свой постоянный набор актёров, среди которых он старался распределить основных персонажей.

Русские народные сказки в которых добро побеждает зло

Как отмечают кинокритики, у Роу вообще было потрясающее чутье в подборе актерского «сказочного» состава. Трогательную Настеньку в «Морозко» и не менее трогательную Алёнушку в фильме «Огонь, вода и… медные трубы» сыграла пятнадцатилетняя фигуристка Наталья Седых, светлокудрый Алексей Катышев, сыгравший «доброго молодца» в двух фильмах-сказках, работал на студии помощником звукооператора. Случайно заметивший его Роу произнес: «Такие глаза созданы для сказки». А как ждали ребята Анастасию Зуеву в роли сказочницы, «открывающей и закрывающей» на экране сказки юбиляра-кинорежиссера.

У Роу снимались не только «самородки», но и звезды киноэкрана – С. Мартинсон, С. Столяров, Т. Пельтцер, М. Пуговкин, Л. Хитяева, П. Алейников и другие. Самым ярким воплотителем зла в фильмах А. Роу, бесспорно, был Георгий Францевич Милляр, создавший удивительные образы Бабы-Яги, Кащея, Черта с Диканьки, Чуда-Юда. Роу настолько ценил Милляра, что подчас актер исполнял по три роли в одном фильме. Например, в «Василисе Прекрасной» он сыграл гусляра, старика-отца и Бабу-Ягу. Роль Яги Милляр выпросил сам, использовав обоснованные аргументы:

«Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется, а она тут же реснички себе подрисует».

Русские народные сказки в которых добро побеждает зло

Михаил Пуговкин вспоминал:

«Роу любил людей, любил артистов. У него была реквизитор, заведовала чаем. На съемках всегда имелся большой термос с чаем. Это у Роу было вознаграждением. Если мы хорошо сыграем, он говорил: «Луиза, отметьте Михаила Ивановича хорошим чаем»!.. Он, скажем так, эмоционально все делал, и чуть ли не стихийно. Он сказку прекрасно чувствовал».

Актриса Инна Чурикова, сыгравшая в «Морозко» роль Марфушки, вспоминала:

«Сказка мне безумно нравилась, сценарий нравился… У Роу была душа ребенка, и на его съемках все было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные фокусы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но этот сказочный мир сам режиссер очень тщательно выстраивал».

 Художественный руководитель киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский в одном из интервью с гордостью поведал о «своей первой и самой лучшей роли в кино» – он «сыграл» руку, напоминающую царю о должке в фильме-сказке «Варвара-краса, длинная коса», которую Александр Роу снимал в Крыму. Юному Борису тогда было всего 19 лет, а будучи уже взрослым он называл Крым колыбелью своего кинематографического пути:

«Первое свидание с Крымом было удивительным! Я с Александром Артуровичем Роу поехал снимать крымскую экспедицию картины «Варвара-краса, длинная коса». Роу был абсолютно верен своим кинематографическим традициям: каждую картину он обязательно снимал в Звенигороде и непременно в Крыму… Для меня полуостров просто соединился с великим сказочником, с Ялтинской киностудией, с этими немыслимыми горами и скалами…».

Выдающийся режиссер Александр Роу скончался в Москве, в конце декабря 1973 г., как будто ушел навсегда в одну из своих новогодних сказок. А в 1975 г. вышел в прокат фильм «Финист – Ясный Сокол», снятый Г. Васильевым по сценарию Роу.

На экраны выходят новые сказки, но фильмам Александра Роу обеспечена долгая кинематографическая жизнь, они по-прежнему остаются в числе любимых сказок детства, ведь притягательность сказок Роу заключена в народной мудрости, любви к Отечеству и родной земле.

Муниципальное
казённое образовательное учреждение

гимназия
г.Сосновка Вятскополянского района Кировской области

II областной
дистанционный конкурс исследовательских работ по краеведению

«Я
– гражданин Вятского края»

Литературное
краеведение

ПРОЕКТ на тему:

Сказки Вятского писателя Л.В.Дьяконова.

Автор:Самигуллина
Элина,

ученица 8
класса

МКОУ
гимназии г. Сосновка

Руководитель:

учитель
русского языка и литературы

Яушева
Надежда Анатольевна

МКОУ
гимназии г. Сосновка

2020
год

Содержание.

Содержание:

I.Введение

1.     Актуальность
данного проекта ________    3 стр.

2.     Цель настоящего
исследования________    4 стр.

3.     Задачи
исследования           ___________     4 стр.

4.     Методы
исследования         ___________     4 стр.

5.     Объект
исследования           ___________    4 стр.

6.     Предмет
исследования         ___________    4 стр.

7.     Практическая
значимость   ___________     4 стр.

II. Основная
часть

1.   Леонид Владимирович
Дьяконов — поэт, сказочник, фольклорист – 5-10 стр.

2.   Сказки Вятского
писателя Л.В.Дьяконова – 10 стр.

     
2.1. Литературные приемы, используемые автором в сказках

III.
Перспективы работы                               ____________ 14  стр.

IV. Библиографический
список                    ____________15
стр.                                                                     

Приложение
№1 «Анкетирование»              ____________ 16 стр.

Сказка – это один
из интереснейших жанров литературы, пришедший к нам из фольклора. Литературная
сказка переняла у народной не только основные законы построения сказочного
сюжета. Она переняла те духовные ценности, которыми всегда дорожил наш народ и
по которым сверял свою жизнь: понятие о добре и зле, трудолюбие, милосердие,
искренность. И, как раньше, так и сейчас в сказках борются два начала: добро и
зло. Проходят годы, десятилетия, века, меняется наша жизнь, но мечта о счастье,
желание победы добра остается. Вопрос только, в чем видит для себя это счастье
человек, что ценит, чем дорожит? Ответить на эти вопросы нам помогает в своих
сказках Леонид Влади­мирович Дьяконов. 

Издавна русские люди придумывали сказки: себе на забаву, младшим
на поучение. И чаще всего в них говорилось о борьбе добра со злом, и
изображалось это по-разному: на примере людей, зверей или необычных существ. Но
черты характера оставались неизменными.

Злые персонажи, как правило, имели отталкивающую внешность,
скверный характер и вредные привычки. А добрые персонажи, наоборот, имели
приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры.

«Добро» и «зло» — главные моральные понятия в жизни. Добро – это
нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец
поступков людей и отношений между ними.

Все ребята любят сказки.
Раньше нам их читали родители, потом учителя, а сейчас мы научились читать и
сами можем знакомиться с народной мудростью. Каждая сказка нас учит чему-то.
Только надо присмотреться и прислушаться к ней.

«Сказка — ложь, да в
ней намёк…
» — это народная мудрость и в этой
фразе говорится, что из каждой сказки можно извлечь жизненный урок для себя.
Сказка имеет скрытый смысл, свою мораль, и люди должны уметь находить этот
смысл.

В каждой сказке свой намек и свой урок. Главное, что не существует, наверное, сказок, в
которых учили бы чему-то кроме добра. Поэтому, считаю, что после прочтения
сказки нужно спросить себя: «Чему эта сказка меня научила?»

Но сказка — не ложь.
Сказка происходит от слова «сказывать». То есть сказку можно воспринимать как
незаписанную, ненапечатанную, рассказанную правду. Сказку не нужно путать с
небылицей. 

Присказка говорит «может,
того, что в сказке описано, в жизни-то и не было». Однако, вполне возможно, что
будет. А вот когда будет – «имей ввиду, добрый молодец, сделай выводы, да урок
из сказки не позабудь, примени знания».

В нашей работе сделана попытка раскрыть желание
людей совершать добрые дела и нравственные поступки, быть милосерднее и
терпимее к  окружающим. Выбранный аспект исследования и определил
 актуальность представленной работы.

Материалом исследования
явились тексты сказок Л.В.Дьяконова.

Цель исследования: проследить, чему учат сказки  Л.В.Дьяконова. Для решения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:

1.     
Изучить биографию
Л.В.Дьяконова.

2.     
Познакомиться со сказками
Леонида Владимировича Дьяконова.

3.     
Выявить, чему учат сказки Л.В.Дьяконова.

4.     
Проследить, какими
литературными приёмами пользовался  сказочник для того, чтобы изобразить добрых
и злых персонажей.

5.     
Провести
анкетирование учащихся среди 5-8 классов.

Гипотеза: если изучить поступки героев сказок, то
можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных
нравственных ценностей, идеала, сказка учит добру.

При выполнении данной исследовательской работы были использованы
следующие методы исследования:

1.  Метод биографического анализа.

2.  Знакомство со сборником сказок Л.В.Дьяконова «Волшебное колечко».

3.  Анализ  научной литературы по
теме.

4.  Метод наблюдения и анализа  произведения.

5.  Анкетирование учащихся.

 Объект исследования: творчество
Леонида Владимировича Дьяконова .

Предмет исследования: биографический материал и сказки вятского писателя Л.В.Дьяконова.

Практическая
значимость
исследования состоит в том, что результаты
исследования могут быть использованы учителями литературы. Собранный материал
также могут использовать учителя истории и краеведения на уроках истории,
исторического и искусствоведческого краеведения в 7-9-ых классах и педагоги
дополнительного образования во внеклассной литературно-краеведческой
деятельности.

II.
Результаты исследования.

1.
«Леонид Владимирович Дьяконов — поэт, сказочник, фольклорист» (08.10.1908 –
09.01.1995)

         Человек, жизнь которого началась на заре
20-го столетия и охватила его почти полностью. Юность его пришлась на 20-е годы
– время бурных исканий русского авангарда, молодость выпала на страшные 30-е
годы и грозные 40-е, зрелость – на все последующие десятилетия советского и
постсоветского бытия. Несмотря на всю уникальность, его судьба типична и
неотделима от своего времени.

Из автобиографии: «Родился в 1908 году, 8 октября, в
Вятке. С тех дней, как я себя помню, наша семья состояла всего из двух человек:
меня и моей матери – Людмилы Андреевны Дьяконовой. Мать была вечно на работе, и
все дни я проводил один или в компании таких же несмышлёнышей…»

С шести лет Лёня дьяконов пошёл учиться. Детское
прозвище Лёни – Котик. К тому времени он уже начал знакомиться с Пушкиным и,
ещё не понимая вполне его стихов, был покорён их гармонией и мелодичностью. Ещё
не окончив школы, Дьяконов стал работать в редакции, стал штатным журналистом.
Там почувствовал интерес к истории родного края. Поездки за материалом в
глубинку, встречи с людьми, записи фольклора из уст самих песенников и
сказителей – всё это обогатило жизненный опыт, воображение будущего писателя.
Наконец пришло и само желание писать, рассказывать людям то, что узнал. И начал
сочинять стихи сам.

Вот что писал он в те годы:

Пишу, чтоб после подивиться,     

Наивной радостью дыша,             

Тому, как складно на странице

Легли следы карандаша! 

Не для чего-нибудь. А ради          

Того пишу, чтоб вновь возник      

И вечно длился каждый миг,

Стихом приколотый к тетради…

1927-ой год. Позади девятиклассная средняя школа имени
Энгельса. И надо сказать, что до революции его в школу не приняли бы, как
незаконнорожденного.

О себе он говорил: «Я как Иисус Назарет – в метриках
было написано: сын девицы Дьяконовой». Мама была по тем временам «без
предрассудков», не оформляла брак, что казалось странным. По обеим линиям – отцовской
и материнской Дьяконов был дворянином, над дворянским происхождением и потом, в
зрелом возрасте друзья часто подшучивали.

Стихи молодого поэта были очень популярны в среде его
ровесников. Из автобиографии: «В старших классах завелись у меня малые приятели,
сверстники, уже научившиеся думать (впрочем, всю свою жизнь я был счастлив на
друзей…)»

Встреча нам всегда казалась нужной!

Каждодневно – двое или трое –

Счастью, именуемому дружбой,

Мы дарили время золотое!

Мы не зря дарили дружбе время:

Встречи нас склеили крепче клея.

Лишь о правде в спорах беспокоясь

Мысль взрослела и мужала совесть!

Игорь и Тамара Франчески, Всеволод Самоделкин, Леонид
Махаев, Александр Филимонов, Леонид Дьяконов…Они дружили всегда.

Дружбе этой, длившейся семь десятилетий, конец
положила только смерть одного из друзей.

После Ленинграда Дьяконов уехал на Урал, а потом
отправился в Среднюю Азию. Там родилась ещё одна дружба, многое определившая в
его дальнейшей жизни, — дружба с Николаем Молчановым и его женой Ольгой
Бергольц. Они жили в одном общежитии, работали в газете разъездными
корреспондентами.

Окрылённые своей молодостью, жаждой отдать себя
Родине, они ещё не знали, что ждёт их, но видно, смутно всё же что-то
предчувствовали…1937-ой год…Это было время репрессий, глобального страха и
доносительства.

Не знаю, дождусь ли идущего дня –

Как будто подушками душат меня.

Напрасно кричу: не слыхать наверху,

Теряется голос в проклятом пуху…

В Средней Азии Леонид Владимирович тяжело заболел, так
и не привыкнув к климату. Он возвращается в Вятку, где в 1934-1937гг работает в
«Кировской правде».

В апреле 1937-года Леонид Дьяконов без объяснения
причин был уволен с работы из «Кировской правды». Вместе с ним была уволена и
выселена из общежития Галина Пенкина, у которой был 4-летний сын от Дьяконова.
Директор школы пожалел Галину и поселил их в школьном спортзале. В зале было
очень холодно, им нечего было есть, сын Игорь умер. Дьяконов о его рождении
ничего не знал, узнал много позже. И потом всю жизнь было две вещи, о которых
Дьяконов не мог говорить – о своём отце и о своём сыне.

Через год, в апреле, его арестовали по ложному доносу
за принадлежность к антисоветской террористической организации правых.

Тюрьма. Допросы и пытки. Били так, что кровь из
отбитых почек сквозь кожу проступала наружу.

Побои и пытки. Рассудок не выдержал этого кошмара.
Потом была вятская психушка…

…Память вернулась неожиданно, когда однажды, стоя у
окна больницы, в проходящей по двору женщине он узнал мать. Мама! Она
наконец-то нашла его! После смерти мамы он посвящает ей такое стихотворение:

Памяти матери

Летний
денёк. Мимолётный дождь.       

Танец
стрекоз и стрижей танец…          

Мама!
Ты больше уже не встанешь!      

Ты
никогда ко мне не придёшь!             

Мама!
Тебя навсегда нет!

Я
навсегда с тобой распрощался!                       

Нет
тебе больше ни зим, ни лет,             

Нет
тебе больше ни дня, ни часа!

Нет
ни минут тебе, ни секунд,                         

Ни
хлеба куска,

Ни
воды глотка…

И
над свежей могилой твоей бегут

Лёгкие
белые облака…

В 30 с небольшим лет Леонид Владимирович стал
инвалидом, был выведен на пенсию. Мама спросила врачей: «Сможет ли мой сын хоть
когда-то снова работать?» Врачи ответили: «Нет, голубушка, никогда больше он не
сможет работать». Леонид услышал это из-за неплотно прикрытой двери. «Если бы я
в это поверил, то тут же погиб бы»,- говорил об этом Дьяконов. И несмотря на
всё это, не сломался, сумел остаться интереснейшей личностью. «Обыкновенный
гений»,- так говорят про него люди, близко знавшие писателя. Дьяконов обладал
огромным запасом знаний в самых разных областях науки, и при том, что за
плечами у него было всего лишь 10 классов школьного образования.

Из автобиографии: «Началась война. Я на пенсии, мама
на пенсии. Мне триста грамм, маме триста грамм хлеба. И больше у нас ничего
нет. А я сижу собираю фольклор. Переписываю на карточки, на отдельные. Для
частушек карточки делаю из маминых порошков и старых конвертов. А для песен и
сказок – из старых тетрадей».

Каждый день в холоде, без света, голодный, в сущности,
вычеркнутый из жизни, он работал над своей уникальной библиографией вятского
фольклора. И обретал счастье познания, поиска, находок! «Фольклор спас меня»,-
не раз повторял он потом.

Слышу голос, познавший несчастья души:

Вот в чём смысл философии всей –

Умирать собирайся, а пашню паши,

Умирай, а полоску засей!!!

Дьяконов собрал картотеку вятского фольклора – более
300 тыс. карточек с текстами вятских песен, частушек, сказок, загадок,
пословиц, поговорок. Он был страстный книгочей. Трижды собирал домашнюю
библиотеку. Дважды с ней приходилось расставаться – продавать, чтобы было на
что жить.

Так же пришлось расстаться с коллекцией глиняных
игрушек, слепленных Анной Афанасьевной Муриной – замечательной дымковской
мастерицей. Это она описана в повести Дьяконова «Олень- золотые рога» под
именем Афанасьевны.

Всю свою жизнь Дьяконов любил Пушкина и собирал о нём
всё, что мог найти.

Почти совершенно случайно Дьяконов стал детским
писателем. И, хотя книги для детей занимают в его творчестве не самое главное
место, — они любимы, на них выросло не одно поколение маленьких читателей.

Книги Дьяконова для детей многообразны. Это сборники
собранных и обработанных им произведений фольклора, это детские стихи, поэмы,
поэтические сказки.

Дымка – ещё одна любовь Леонида Владимировича, он
посвятил ей целую книгу очерков «Дымковские глиняные расписные» и
сценарий телевизионного фильма о дымковской игрушке.

Им была подготовлена к переизданию книга Александра
Васнецова «Песни Северо-Восточной России».

Широко известна повесть Л.В.Дьяконова «Олень -золотые
рога». Писатель увлечённо рассказывает о том, как жили, росли, дружили ребята
одного двора в годы больших событий – в период первой мировой войны, в дни
революции, как в борьбе за новый мир формировались их характеры.

Несмотря на годы страданий, несмотря на осознание
конечности бытия, несмотря ни на что! – никогда не оставляло Дьяконова
удивительное жизнелюбие, в стихах его – торжество жизни. Всегдашней молодости
души!

«Молодость» — название клуба молодых поэтов, который
возглавлял Дьяконов. Внимательно и бережно он взращивал под своим крылом много
молодых литературных дарований. Это его стихи:

С будущим! С завтрашним!

С молодостью!

С её дерзостью! С её робостью!

С угловатой ещё её прелестью!

С молодостью всегда!

С первым вылетом из гнезда!

С нерассчитанной ещё её скоростью!

С неиспытанной ещё её стойкостью!

С её верностью! С её честностью!

Знаменитой её неизвестностью!

 Из автобиографии: «…Я
понимаю, что это рассказ о жизни, взятой только с одной из её сторон. Всё тут и
верно, и неверно уже самой неполнотой своей. Но у всех нас, современников и
участников грандиозных событий, простая человеческая биография настолько
необходимо длинна, что вместить её в несколько страниц едва ли возможно. Ведь
даже то, что мы только видели, требует не страниц, а томов».

Леонид Владимирович Дьяконов  умер 9 января 1995 года.
А 14 апреля 1997 года распоряжением главы администрации города Кирова детской
библиотеке №16 было присвоено имя писателя-земляка Л.В.Дьяконова. Совместно с
областной писательской организацией, библиотекой и сыном Л.Дьяконова
В.Цыборским в 1999 году была учреждена ежегодная литературная премия
Л.Дьяконова за лучшую детскую книгу года. Местом вручения премии стала
библиотека им. Л.В.Дьяконова

Сейчас мы знаем, что Леонид Дьяконов – известный
вятский поэт, писатель, фольклорист. Вся его жизнь – это нравственный подвиг.
Огромное жизнелюбие и трудолюбие, честность и порядочность, стойкость и
мужество, любовь к книге и молодым дарованиям, умение дружить и беречь дружбу,
любовь к детям… Всё это, безусловно, в его произведениях, которые учат нас быть
добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми.

Есть ещё одна интересная находка. Дьяконов –
двоюродный брат замечательного русского поэта 20-го века Николая Алексеевича
Заболоцкого.

Его рукопись «Вятские годы Николая Заболоцкого»
осталась незавершённой. Основанная на подлинных документах, письмах, надписях,
на фотографиях и памятниках, свидетельствах близких людей, она повествует о
родовых корнях и близком окружении семьи Заболоцких. В ней жизнь русской,
провинциальной интеллигенции конца 19- начала 20-ых веков – не богатая, но
духовно устремлённая, работавшая на благо просвещения общества.

Таков отец поэта Алексей Агафонович и мать Лидия
Андреевна, её сёстры – народные учительницы Дьяконовы. И, прежде всего,
старшая, наставница всем, Ольга Андреевна, собиравшая в деревнях, где
учительствовала, фольклор, писавшая стихи, и Людмила Андреевна, мать Леонида,
проработавшая более 25 лет в вятских газетах корректором.

Сейчас, в награду их устремлениям и в утешение их
поздним разочарованиям, можно определённо сказать: не напрасно чаяли они
будущее. Дети их: Коля – известный миру поэт Николай Заболоцкий и Котя, Лёня –
Леонид Дьяконов, на чьих песенках-сказках выросло не одно поколение страны,
перестрадавшие сталинские репрессии, но и узнавшие искреннюю любовь читателей,
достойно вошли в историю и в школьные хрестоматии уже 21-го века.

И ещё о нём Людмила Ишутинова:

По
серебристой снежной целине            И отражалось бликами в окне.

Скакал
олень с ветвистыми рогами.       Скакал олень по снежной целине…

Он
гордо нёс их над полями,                   Волшебник добрый

Над
лесами,                                                С ясными глазами

Копытами
разбрызгивая снег!                 С улыбкою смотрел оленю в след…

Скакал
олень по снежной целине,           А всё-таки неправду нам сказали,

И
солнце за рога его цеплялось,              Что сказок в мире вовсе нет!

И
искрами по снегу рассыпалось,           Скакал олень по снежной целине…

       2.Сказки
Вятского писателя Л.В. Дьяконова.

Леонид Владимирович с удоволь­ствием путешествовал по родным
местам и собирал коллекцию фоль­клорных материалов. Писатель без устали ходил
по деревням, встречался с местными жителями, которые делились с ним сказками,
частушками, загадками, пословицами и поговорками. В ре­зультате таких
фольклорных экспедиций ему удалось собрать около 60 тыс. вятских народных
текстов, которые и легли в основу его книги.

        Началась война. В
Киров было эвакуировано книжное издательство «Детгиз», и сразу встал вопрос об
издании книг для детей о смелых людях и героических поступках. Эти книги в
военное вре­мя были очень нужны. В 1942 году в издательстве «Детгиз» выходят
первые детские книжки Дьяконова: «Песенки-байки» с иллюстрация­ми Евгения
Чарушина, который был эвакуирован в Киров, затем «Храбрые и ловкие». Книга
«Песенки-байки» за­тем вошла в сборник «Волшебное колечко», первое издание
которого вышло в Кирове в 1947 году.

  
«Волшебное колечко» —это сборник народных сказок, песен,
пословиц, загадок: «Песенки-байки»     

 «Потешки»                                              

  «Докучные
сказки»                     

 «Перевёртыши»                                  

 «Сказки
для маленьких»                       

 
«Сказки о храбрецах-удальцах»

«Сатирические
сказки».

 Главная мысль сказки ─
 победа добра над злом. 
Героев  
сказок  можно разделить на две группы:  положительные  и  отрицательные.
На
положительных героев сказок мы хотим  быть похожими, уважаем их,  берём с них
пример, отрицательных — боимся или жалеем.  

Структура сказки

          
Сказка рассказывается  по особым правилам, по определенному порядку. Она 
состоит из трёх  основных частей:

1.
Зачин – это начало сказки.  (Жили- были…, «В некотором царстве, в некотором государстве…», «В тридевятом
царстве, в тридесятом государстве…»)

2.
Содержание сказки. 

3. Окончание  («Вот и
сказке конец, а кто слушал молодец…», «Жили-поживали и добра наживали, «Я там
был, мёд, пиво пил, по усам текло да в рот не попало».)

Классификация сказок

Сказки делятся  на три  группы:

• Сказки о животных.

Сказки
о животных — это сказки, в которых главные герои животные, растения и явления
природы.
Животным приписывается особый умысел в их
поведении, и они наделены человеческими качествами: добротой или коварством,
глупостью или хитростью. Хитрость и глупость, воплощённые в образах лисы и
волка, высмеивают свойства характера отдельных людей.

 Например:
«Звери в рукавице».

• Бытовые.

 Бытовые сказки – это сказки, в которых
главные герои люди. Они побеждают благодаря смекалке, смелости и хитрости.
Высмеиваются
глупость, лень, жадность. Эти сказки более кратки однолинейным сюжетом,
несложными переживаниями героя. Здесь нет описания путешествий или приключений;
действие происходит обычно в одной деревне или в одном городе, герои обычные
жители этого города или деревни.
 

Например: Сказка
«Каша из топора», «Кузнец и поп»,
«Как солдат рябчиков
теребил», «Петухан Курыханович», «Как мороз дровосека морозил» и др.

1)   
Сказка   «Как солдат рябчиков теребил».
 Она  о том, как солдат после длительной службы
получил отпуск.

2)   
Сказка «Петухан Курыханович». Она 
о том, как два солдата перехитрили жадную старуху.

3)   
 Сказка   «Как мороз дровосека морозил»
Она  о том, как два мороза морозили барина и
дровосека.

• Волшебные.

 Волшебные
сказки — это сказки, где происходят различные чудеса, происходят различные
превращения.
В них есть волшебные предметы: волшебное
колечко. Для волшебной сказки характерен герой, ищущий правду, справедливость.
Часто злой человек, видя, что добрый поступок приносит удачу его противнику,
повторяет его действия в корыстных целях, но результат чаще всего получается
обратный: злой человек терпит неудачу.

Например:
«Волшебное колечко», «Жила-была царевна».

Эта книга, как волшебный
сказочный ларец. В основу сборника положены народные сказки и песни в обработке
Л.В. Дьяконова. В книгу включена также славянская сказка «Жила-была
царевна», написанная Л.В. Дьяконовым по фольклорным мотивам.

Жила-была царевна,

Царевна-королевна.

Красивая-красивая!

Ленивая-ленивая!

Сто четырнадцать служанок

К ней вбегают спозаранок,

поднимают, умывают,

одевают, обувают,

а потом попросят сесть

и бегом приносят есть.

А она откроет рот,

С блюда крошечку возьмет,

Морщится да корчится:

— Не успела я поспать,

и опять жевать, глотать!

Я вчера устала:

Целый день жевала!..

Ленивица-бездельница

Не ткет и не прядет,

Не жарит и не варит,

Не моет и не шьет!

Все красится да белится,

От зеркальца нейдет!

Сидит, глядит, уставится:

— Какая я красавица!

Сидит, глядит, красуется,

Весь день собой любуется!

Царевне скоро двадцать лет,

А женихов все нет и нет!

Нет принцев, нет царевичей,

Нет знатных королевичей!

Король и рад бы дочь отдать,

Да не хотят лентяйку брать!..

В сказке «Волшебное колечко» жадность
изображена в образе царевны, которая стремится заиметь волшебное колечко обманным
путем, но сама и обманывается. И у лживых людей так всегда и получается.

2.1.         
Литературные приемы,
используемые автором в сказках

     Писательская деятельность — это
интереснейший творческий процесс со своими особенностями, хитростями и
тонкостями. И одним из самых эффективных способов выделения текста из общей
массы, придания ему уникальности, необычности и способности вызвать
неподдельный интерес и желание прочесть полностью являются литературные
писательские приёмы. Они применялись во все времена. Но с помощью литературных приёмов
можно не только украсить текст, но и дать читателю возможность более точно
прочувствовать, что именно хотел донести автор, посмотреть на вещи с 
его позиции;  более ярко воссоздать рассказываемую историю. Без
них не получится добавить живости в прозу, поэзию или обычное предложение, они
украшают и позволяют максимально точно прочувствовать то, что хотел донести до
нас рассказчик.

    Сказки Леонида Дьяконова не являются
исключением, автор в своих произведениях использовал следующие литературные
приемы: антитезу, диалог. Антитеза – литературный стилистический прием,
основанный на резком противопоставлении понятий и образов.

  Диалог  — разговор двух персонажей, их воспроизведенная
прямая речь.
Автор использует диалог для максимально
понятного донесения до слушателя идеи сказки (сказки
 «Волшебное колечко»
«Барин и мужик»,
«Лихо одноглазое» и др.).

  
Язык, свойственный Вятскому краю, формировался издревле, но и сегодня кировчане
нет-нет да и вставляют в свою речь старинные вятские словечки. Именно по ним
нас узнают. Дьяконов был не исключение, он использовал в сказках вятские диалекты,
например: баской – красивый, пригожий, нарядный; векша – белка; синявка – гриб
сыроежка; вица – хворостина, ветка; чучкать – мять, давить;
уклад -наварная сталь и др.

Заключение

Анализируя сказки Леонида
Дьяконова, я выяснила, что автор использовал такие литературные приемы —
антитеза, диалог, диалектизмы  как метод «украшения речи», которые показывают
особенный метод текстовой постановки, избранный автором для более точного
отображения собственного мировоззрения и передаваемой ситуации.

Свой
посильный вклад внес в воспитание нравственности писатель Леонид Дьяконов,
знакомя читателей с безграничной мудростью народа. Его сказки остаются у нас в
сердце, заставляют по-иному взглянуть на жизнь, переосмыслить, переоценить
порой все заново: где злато, а где лишь блеск. На основании проведенных
исследований, выполненных при написании работы, можно утверждать, что гипотеза,
выдвинутая нами во введении, подтвердилась.

Исследуя сказки вятского сказочника Леонида Владимировича
Дьяконова,
я пришла к выводу, что сказки учат:

1.      Добру
и нравственной чистоте.

2.      Из
каждой сказки можно извлечь  какой-то жизненный урок для себя.

3.      В
сказках Леонида Дьяконова добро всегда побеждает зло.

4.      Зло
– это несовершенство, оно всегда уродливо.

5.      Не
бояться трудностей и преодолевать их.

6.      В своих сказках использует такие литературные
приемы как антитеза, диалог.

           
А что будет, если у народа не будет сказок? Люди не смогут передать своим
потомкам свой жизненный опыт, предостеречь их   от бед и ошибок.
И,
самое главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает
другим, добро всегда побеждает зло.

       
Если сказку внимательно читать или слушать, то ты
обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без
намека сказок не бывает, недаром же они часто заканчиваются присказкой: «Сказка
– ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».

III. Перспективы работы –
работая с различными источниками, я сделала вывод о том, что очень мало
исследований о жизни и творчестве Л.В. Дьяконова. Исходя из этого, остается
актуальным вопрос о продолжении изучения жизни и литературного наследия
писателя.

 IV. Библиографический список:

1. Дьяконов Л. В. Чем
жизнь воистину светла – Киров : О-Краткое, 2008. – 53 с. – (Антология вятской
литературы ; т. 8).

2. Дьяконова Л.
Родословная в лицах // Вятская речь. – 1993. – № 2. – С. 4–5, 7.

.
Энциклопедия земли Вятской : в 10 т. [13 кн.]. – Киров, 1996. – Т. 6 : Знат­ные
люди : (биогр. словарь) / сост. С. П. Кокурина. – 539 с.

  
3. Дьяконов Л. В «Волшебное колечко»/ (Составитель и литобработчик
Л.В.Дьяконов_ — Киров: Волго-Вятское кн. Издательство, Кировское отделение,
1992. -240 с.

 4.
Интернет-ресурсы.

Приложение №1

Анкетирование

Чтобы выяснить, какие сказки нашего края известны детям и
взрослым, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 70 человек

Участникам исследования были заданы вопросы:

1. Любите ли вы читать русские народные сказки? ( Любили ли вы в
детстве читать русские народные сказки?)

2. Как сказка – произведение устного народного творчества – попала

в книгу?

3. Знаете ли вы сказки нашего края?

4. Знаете ли вы, как зовут вятского сказочника-фольклориста?

Результаты исследования:

На первый вопрос положительно ответили 95% опрошенных.

На второй вопрос 45% опрошенных от числа высказали предположение о
том, откуда пришла к нам сказка. Точного ответа не дал никто.

На третий и четвёртый вопрос никто не дал утвердительный ответ.

Вывод:

Большинство читателей любят читать сказки, но не знают, как сказка
попала в книгу и абсолютно никто не знает сказки нашего края и кто их автор.

Музыкальная —
викторина по русским
народным сказкам

«Сказка в гости
к нам пришла».

.

Интегрируемые образовательные
области :

«Социально – коммуникативное развитие»;

— «Речевое развитие»;

— «Художественно – эстетическое развитие»;

— «Познавательное развитие».

Программные
задачи:
  Вспомнить с
детьми русские народные сказки, их название и содержание. Воспитывать интерес к
народному творчеству.

Под музыку дети
входят в зал держась за руки. Проходят «змейкой», выстраиваются в хоровод.

Ведущая: Это что за хоровод?

Дети: Это сказок
хоровод.

Сказка умница и
прелесть с нами рядышком живёт.

Исполняют песню
«Добрая сказка».

На полу лежит
книга, ведущая ее открывает — она пустая.

Ведущая: Посмотрите, книга
лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?
Правильно, на книжной полке. Мы сейчас ее прочитаем и поставим на полку.
Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки
обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли. Здесь есть какое-то письмо:

«Сказка – это
чудеса и волшебная страна.

В сказках много
приключений,

много сказочных
свершений.

Но  чтоб
сказки вам найти,

нужно многое
 пройти:

сложные задания,

забавные свидания.

Эй, ребята,
торопитесь,

в сказках вы не
заблудитесь!

И подпись: Ваши
сказки».


Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?

Сегодня мы
поговорим о русских народных сказках.
А вы, дети, любите сказки?
 

Люди сочиняют
сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло.
Сказки русский народ любил всегда. Часто вечерами в избе при свечах  дети
слушали бабушкины сказки. Они всем хорошо понятны, ведь в них говорится о
стремлении человека к счастью, доброте, дружбе. Сказки осуждают жадность, зависть,
трусость.

Задание «Назови героя».

В сказках очень
часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее.
Например, Иван … (Царевич). Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к
нему характеризующее, сказочное слово:

Петушок…..(золотой гребешок),

Зайчишка…
(трусишка),

Мишка…(косолапый),

Зайка…(побегай-ка),

Волчок…(серый
бочок)

Мышка….(норушка),

Лягушка….(
квакушка).

Молодцы!!!

Сказки учат
различать добро и зло, и конечно, добро побеждает.
Русский народ собрал в
свою копилку множество чудесных сказок.  А чтобы вам было легче их
вспомнить, я вам загадаю загадки-подсказки.

Задание «Угадай
сказку».


Стоял
домик расписной, 

Ох, красивый он какой!
В нем зверюшки жили –

Жили не тужили.
Но пришел медведь

и давай реветь.

Мишка домик завалил,
Чуть друзей не раздавил.

Какая это
сказка?       «Теремок»


Кто первый пришел к теремку? (Мышка-норушка), а кто последний?
(Медведь)

Почему медведь не
смог войти в теремок? (медведь большой, а теремок маленький).

Молодцы, а теперь слушайте следующую
загадку. 

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

 все ж
попался…?                          «Колобок»

Кого встретил колобок в лесу? (зайца,
медведя, волка, лису)

Кто помнит, какую
песенку пел колобок?

Продолжаем отгадывать сказки.

Отворили дверь козлята, и пропали все
куда-то…«Волк и семеро козлят»

А куда они пропали? (их волк съел).

А это из какой сказки?
Сидит в корзинке девочка у мишки за
спиной.

Он, сам того не ведая, несет ее домой.
…«Маша и медведь»

Что говорила Маша, когда медведь хотел сесть на пенек, съесть
пирожок?

Зайку выгнала лиса… 
Плачет зайка «Вот беда!»  «Заюшкина
избушка»

Кто помог заиньке и выгнал лису из его
избушки?
(петух).

Надо курочке бежать

Петушка скорей спасать

Он так торопился,

Бедный, подавился.       «Петушок и
бобовое зернышко»

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.            «Кот, петух
и лиса»

Все сказочные герои любят танцевать.
Выходите на танец.

Исполняют парный
танец.

Задание «Назови сказку».

·        
Она
снесла яичко, да не простое, а золотое.
«Курочка Ряба»

·       
Кто
нашел скалочку и получил за нее курочку?
  «Лисичка со скалочкой».

·       
Кто
ловил в проруби рыбу на хвост? «Лисичка-сестричка и серый волк»

·        
Из копытца он напился и в козленка превратился?  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

·       
Помогла
нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая

Голубая  речка.

Все нам помогали,

Все нас укрывали.

К матушке и батюшке

Мы домой попали. «Гуси–лебеди».

А наши ребята хотят
загадать необыкновенную загадку нашим гостям. И посмотрим, отгадаете вы её?

Музыкально –
театрализованная сказка «Репка».


Молодцы, ребята, вы хорошо знаете сказки. (открывает книгу)
Посмотрите, сказки к нам вернулись. И все сказочные герои приглашают всех
гостей на весёлую игру.

Танец – игра
«Буратино длинный нос…»
совместно с родителями.

IMG_8063

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть Добро навеки

Побеждает зло. 

  • Русские народные сказки dvd
  • Русские народные сказки астафьева
  • Русские волшебные сказки росмэн
  • Русские народные сказки 17 добрых сказок для самых маленьких русские сказки книга
  • Русские детские сказки 1870 афанасьев