01 Арысь – поле сборник «Народные русские сказки» Александр Николаевич Афанасьев, краткое описание сказки:
Жила девочка со стариком отцом, он женился на злой ведьме. Ведьма невзлюбила свою падчерицу. Девушка (падчерица) женилась, родила ребенка. Ведьма превратила падчерицу в Арысь-поле — чудесное существо, загадочное лесное животное, выгнала в лес, на ее место поставила свою родную дочь. Родного маленького ребенка падчерицы (Арысь-поля) носили в лес, чтобы его кормила мать: Арысь-поле. Отец ребёнка про это узнал, выждал момент и сжег шкурку Арысь-поля, она стала прежней девушкой, рассказала обо всем мужу. За это ведьму и ее дочь
наказали. читать
02 Байка про тетерева в обработке А.Н. Толстого:
Сказка про то как тетерев хотел построить дом, но решил, что одну ночь можно и без дома
переночевать. читать
03 Русская народная сказка Бобовое зернышко в обработке А.Н. Толстого, сюжет:
Подавился петушок бобовым зёрнышком, курочка побежала за водой. Чтобы получить воды у речки и спасти петушка ей пришлось сбегать к дровосекам, калашникам (люди пекущие калачи), гребенщикам (люди изготовляющие гребни для волос), девушке и липке.
Известная фраза: «Петушок напился, и проскочило
зернышко.» читать
04 Волк и коза сказка из сборника Афанасьева Александра Николаевича «Русские детские сказки».
В лесу живет коза с детками — козлятками в избушке, ходит эта коза на работу, козлята одни остаются. Решил волк — бирюк съесть козлят, в результате живым остался всего один козлёнок. Все-таки козе — матери удалось вынуть из брюха волка съеденных козлят.
Известная всем детям песенка из сказки: «Козлятушки, детушки, Отопритеся, отомкнитеся. Ваша мать пришла, Молока принесла; Бежит молочко по вымечку, Из вымечка на копытечко, С копытечка на сыру
землю.» читать
05 Ворона и рак сказка из сборника Афанасьева А.Н. «Русские детские сказки», содержание:
Поймала ворона рака, рак ей льстил, хвалил, расхваливал. Ворона сглупила — каркнула и отпустила рака.
Старая и поучительная сказанная раком вороне фраза: «Да все же хоть они и хорошие люди, а тебе не ровня. Мне сдается, что разумнее тебя никого нет на
свете.» читать
06 Сказка Гуси — лебеди обработал А.Н. Толстой, краткое содержание:
Родители оставили девочку приглядывать за младшим братцем и ушли на работу. Она не усмотрела за братом, и его унесли гуси-лебеди к бабе-яге. Девочка пошла вызволять брата, пришла к бабе-яге, начала у нее работать. В избушке на курьей ножке жила мышка, она посоветовала девочке поскорей забрать братца и убраться восвояси — не то их баба-яга съест. Девочка с братом убежали в сторону дома, в пути им помогли укрыться от погони гусей-лебедей: печка, яблоня и молочная река, кисельные берега.
Помимо описанной сказки, на странице Гусей-лебедей, можно прочитать и сравнить текст сказки «Гуси-лебеди» в обработке Толстого со сказкой из сборника Афанасьева «Народные русские сказки», которая имеет однотипное название и соответственно похожий сюжет.
Известные сказочные фразы и выражения: «Поешь моего ржаного пирожка.», «Поешь моего простого киселька.», «Поешь моего лесного
яблочка.» читать
07 Дочь и падчерица сказка из сборника Александра Николаевича Афанасьева «Русские детские сказки».
Жила девушка, ее родной отец, и мачеха с дочерью Наташкой. Девушку — падчерицу отвезли в лес, чтобы она там работала, не отвлекалась. Девочка подружилась с мышкой. Ночью пришел медведь, заставил девочку играть в жмурки. Мышка девочке помогла выиграть у медведя стадо коней и воз серебра. Мачеха позавидовала богатству падчерицы, и отправила свою дочь тоже в лес, больше она свою дочь Наташку живой не видела, так как Наташка не подружилась с мышкой и проиграла свою жизнь медведю в жмурки.
Известные фразы и выражения: «Старикову дочь замуж отдадут, а бабиной в кузове косточки привезут.», «Наташка! Наташка! Сладка ль твоя кашка? Дай хоть ложечку!», «Девица, девица! Дай мне ложечку
кашки!» читать
08 Думы в пересказе М.Л. Михайлова:
Лиса и журавль попали в яму, выкопанную охотником. Лиса бегает суетится, не знает, что ей делать, журавль спокоен — он ест корм. Когда пришел мужик-охотник журавль притворился мертвым, обхитрил мужика, избежал смерти. Лисе пришлось отвечать перед охотником за двоих — и за себя и за журавля.
Сказка имеет следующие известные фразы: «У меня тысяча, тысяча, тысяча думушек!», «А у меня одна дума
была!» читать
09 Журавль и цапля, сборник «Русские детские сказки», А.Н. Афанасьева, описание сюжета:
Живут на болоте журавль и цапля, по очереди ходят друг к другу свататься: жениться и замуж приглашают.
Сказка имеет следующую известную фразу: «Вот так-то и ходят они по сю пору один к другому свататься, да никак не
женятся.» читать
10 Зайцы и лягушки пересказал русскую сказку Лев Николаевич Толстой, содержание:
Собрались зайцы и решили от худой жизни утопиться в озере, но увидев лягушек
передумали. читать
11 Заяц — хваста в обработке А.Н. Толстого, описание:
Жил-был в лесу заяц-хваста, он очень любил хвастаться перед другими животными, зайцами. Ворона про это прознала, наказала зайца за хвастовство. Спустя некоторое время этот заяц спас ворону от собак. За что получил поощрение от вороны.
Известная фраза произведения: «Вот ты молодец, не хваста, а
храбрец!» читать
12 Звери в яме сказка в обработке А.Н. Толстого:
Курочка испугалась града, и побежала, стала всех пугать и ужас наводить. Как результат шесть зверей упали в яму: курочка, петушок, заяц, лиса, волк, медведь. Лиса обманула и съела их всех по очереди. Спасла лису от смерти в яме птичка-синичка.
Известные фразы сказки: «Лиса-олисава — имечко хорошее.», «Чем, лисанька, лакомишься? — Кишочки свои достаю и
ем.» читать
13 Зимовье зверей из сборника «Русские детские сказки» А.Н. Афанасьева, краткое описание и персонажи:
Пошли несколько животных, а именно — бык, баран, свинья, гусь, петух от зимы лета искать. Ходили эти звери и искали от зимы лета. Один бык построил себе избушку. Холодной зимой баран, свинья, гусь и петух вынудили быка впустить их всех к себе в избушку. Лиса подговорила волка и медведя напасть на жилье и съесть зверей. В итоге медведя побили, а лиса и волк просто убежали.
Известная фраза: «Ну, если б подали к нему, кажись бы, и смерть
была!» читать
14 Краткое описание русской сказки: Как лиса училась летать в обработке А.Н. Толстого:
Журавль учит лису летать, садит на себя, поднимается в небо и скидывает ее с высоты птичьего полета на
землю. читать
15 Сказка Коза — дереза обработка А.Н. Толстого, краткое содержание:
Коза была очень всем недовольна, дошло до того, что старик избил ее и решил зарезать козу ножом, но она смогла убежать в лес. В лесу коза-дереза забрала у зайчика избушку и стала жить в ней. Разобраться с козой зайцу помог
петух. читать
16 Сказка Колобок в обработке А.Н. Толстого, кратко сюжет:
Старуха испекла для старика колобок, колобок убежал от них. Также убежал от животных: зайца, волка, медведя. От лисы убежать колобок не смог.
Известная старая песенка колобка, содержит слова: «Я колобок, колобок», «Я от дедушки ушел,» и
т.д. читать
17 Народная русская сказка Кот и лиса в обработке А.Н. Толстого, описание:
Мужик выбросил кота из дому, выбросил его в лес. Кот нашел себе жилье в лесу, познакомился с лисой, назвал свое имя: Котофей Иванович и сказал, что отныне он воевода этих мест. Лиса и кот поженились, лиса стала его кормить и ублажать. Рассказала про мужа-кота разные страсти волку и медведю, они решили его увидеть. В результате медведь и волк были физически наказаны, стали бояться и кормить кота с лисой.
Знакомые фразы произведения: «Сколько лет живу в лесу, такого зверя не видывала!», «Невелик, да
прожорлив!» читать
18 Кот — серый лоб, козёл да баран, сказку обработал Толстой Алексей Николаевич, описание:
Жили кот, козёл и баран. Кот проказничал его за это били люди. Коту стало обидно, он наврал барану и козлу, что их тоже будут бить, и подговорил их на побег. Ночью они познакомились с медведем, на них четверых напало восемь волков. Пока медведь дрался с волками, кот, баран и козёл убежали в лес, забрались на дерево. Потом коту удалось обмануть и испугать волков обратив их в
бегство. читать
19 Кочеток и курочка, сказку обработал Толстой А.Н.:
Курочка с кочетком (петушком) играли, играли, он ей выбил случайно глаз орехом. Бояре стали разбираться кто виноват: кочеток, орешня (дерево), козы, пастухи, хозяйка, свинья, в итоге виновником оказался голодный волк съевший
поросенка. читать
20 Кузьма Скоробогатый обработал Алексей Николаевич Толстой.
Мужичок Кузьма Скоробогатый живет в лесу, он очень беден. Поймал он лису, лиса уговорила ее отпустить и кормить, за это она ему помогает. От его имени обманом привела к царю сорок волков, сорок черных медведей, сорок сороков куниц и соболей. Сосватала царскую дочь за Кузьму Скоробогатого. Хитростью дала завладеть Кузьме Скоробогатому всем имуществом Змея Горыныча и убить его. Кузьма Скоробогатый с женой — царевной каждый день кормят в знак благодарности лисичку.
Также (там же) размещен текст похожей сказки, которая послужила прообразом для вышеописанной. Называется она Козьма Скоробогатый, из сборника Афанасьева. Эта русская сказка имеет несколько иной сюжет при одинаковом смысле.
Известная фраза: «Едет грозный царь Огонь да царица Молоньица, все жгут и
палят.» читать
21 Лев, щука и человек в обработке Толстого А.Н. , описание:
Щука сказала льву, что боится человека, лев решил человека съесть, пошел его искать. Льва обманули мальчик и старичок, солдат ранил льва из ружья в пасть и отрубил ухо. Лев согласился с щукой, что человек хитер, что его нужно
бояться. читать
22 Сказку Лиса и дрозд обработал А.Н. Толстой, резюме сказки:
Дрозд живет на дереве, воспитывает своих маленьких птенцов. Лисичка использует родительские чувства дрозда, т.е. страшает его тем, что срубит дерево хвостом и съест его детей. Дрозд всячески ублажает лисьи прихоти, в конце-концов натравливает на нее собак, лиса от них убежала, и решила отомстить своему хвосту за то, что он мешал ей уходить от погони. Отдала свой хвост на растерзание собакам.
Известная и любимая фраза лисы из сказки: «Нате, собаки, ешьте мой
хвост!» читать
23 Лиса и журавль в обработке А.Н. Толстого.
Лиса и журавль ходили друг другу в гости покушать. Однажды лиса оставила журавля голодного — пожалела еды, позже журавль отомстил лисе тем же.
Известная фраза сказки: Ну, не обессудь, кума! Больше угощать
нечем! читать
24 Сказка Лиса и заяц в обработке А.Н. Толстого:
У лисы избушка ледяная, у зайца — лубяная. Весной лиса хитростью выгнала зайчика из его жилья. Зайцу пытались безрезультатно помочь: собака, медведь, бык. Помог зайцу петух: убил лису, и они вдвоем (петух и заяц) стали жить в лубяной избе.
Известные фразы сказки: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по
закоулочкам!» читать
25 Лиса и козел, пересказ К.Д. Ушинского:
Лиса случайно упала в колодец, случайно проходил рядом козёл, лисичка сманила его спрыгнуть в колодец, козел спрыгнул и лиса с помощью него выбралась
наружу. читать
26 Лиса и кувшин русская народная сказка в пересказе К.Д. Ушинского:
Лисица украла кувшин с молоком, всунула в него голову, выпила молоко, кувшин снять не смогла. Утопила кувшин в реке вместе с
головой. читать
27 Лиса и рак обработанная Алексеем Николаевичем Толстым:
Лиса и рак бегают наперегонки, кто кого быстрее
прибежит. читать
28 Лиса и тетерев в пересказе Льва Николаевича Толстого, сюжет:
Лиса хочет сманить тетерева с дерева на землю. Пытается обмануть его, в результате тетерев использует эту же лисью хитрость, только уже против самой лисы.
Знакомые фразы из сказки: «нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.», «Может, они указа не
слыхали.» читать
29 Сказка: Лиса — исповедница из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки»:
Лисица разозлилась на петуха. Подкараулила его в лесу, он взлетел на дерево и не слезает. Лиса сманивает его тем, что обещает снять с петуха все грехи, он польстился и спустился к лисе. В результате также обхитрил лису и благодаря этому остался
жив. читать
30 Русская народная сказка: Лисичка — сестричка и волк из сборника А.Н. Афанасьева «Русские детские сказки»:
Лисичка украла у дедушки рыбку, после этого обманула голодного волка и отправила его ловить рыбу хвостом. Дело было зимой, волчий хвост примерз в проруби, бабы увидавшие волка, побили его, он оторвал себе хвост. После всего этого лисичка еще раз использовала волка — уже как средство передвижения.
Известные фразы сказки: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!», «Мерзни, мерзни, волчий хвост!», «Битый небитого
везет!». читать
31 Сказка Мальчик с пальчик прошедшая обработку Алексеем Николаевичем Толстым, краткое описание:
Жили одинокие старик со старухою. Старуха случайно отрезала себе палец, завернула его в тряпку. Из пальца сделался маленький мальчик. Мальчик с пальчик стал отцу помогать, в ухо лошади приказы отдавать. Отец по сговору, продал мальчика за тысячу рублей барину, он сбежал от барина и его съел волк. Мальчик с пальчик жил в животе у волка и мешал ему охотиться, кричал. Пришлось волку отпустить из своего брюха мальчика с пальчика, и отнести его домой к старику со старухой. Там волка поймали и разделались с
ним. читать
32 Сказка русская Маша и медведь, пересказ М.А. Булатова, краткое содержание:
У дедушки и бабушки в лесу заблудилась и пропала внучка Машенька. В лесу Маша нашла избушку, долго жила в ней с медведем. Машенька соскучилась по бабушке и дедушке, напекла пирожков, обхитрила медведя, с его помощью вернулась живая и здоровая домой.
Известная фраза (стишок, песенка) Маши: «Сяду на пенек, Съем пирожок!», «Не садись на пенек, Не ешь
пирожок!» читать
33 Медведь и лиса обработал Алексей Николаевич Толстой.
Лиса решила съесть мед у медведя. Все хитро спланировала, начала жить у медведя дома, съела у него весь мед, после этого обвинила медведя в том, что это он съел мед и доказала это самому
медведю. читать
34 Медведь и собака, сказку обработал А.Н. Толстой, содержание:
Хозяева выкинули старую собаку (пса) в лес. В лесу познакомился пес с медведем. Медведь помог собаке вернуться в свой дом, украв ребенка. Потом медведь стал ходить в гости к собаке, однажды его заметили люди и побили.
Любимая известная фраза, которую содержит сказка: «Вот тебе и сходил в
гости!» читать
35 Медведь липовая нога в обработке А.Н. Толстого, описание:
Медведь воровал у мужика репу, мужик за это отрубил медведю лапу. Медведь сделал себе липовую лапу, пошел к старику и старухе мстить. Упал в подполье, там был убит.
Стишок-песенка медведя: «Скырлы, скырлы, скырлы, На липовой ноге, На березовой клюке.» и
т.д. читать
36 Русская сказка: Морозко в обработке А.Н. Толстого, описание:
Жила девочка с отцом, мачехой и ее дочерью. Мачеха уговорила старика увезти падчерицу зимой в лес на холодную смерть. Девушка в лесу осталась одна зимой. Морозко ее морозил, морозил, потом сжалился, согрел, подарки ценные подарил. Девушка вернулась утром домой богатая. Мачеха отправила свою родную дочь в лес на ночь, дочь не выжила.
Известные фразы и выражения: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?», «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.», «Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки
везут.» читать
37 Мужик и медведь обработал сказку А.Н. Толстой.
Мужик обманывает медведя, использует его труд на посадку репы. На следующий год снова обманывает медведя, но уже медведь помогает мужику сеять рожь.
Известное и всеми любимое выражение из сказки: «Тебе вершки, мне
корешки» читать
38 Нет козы с орехами обработанная Толстым Алексеем Николаевичем:
Коза ушла от козла, козел, чтобы вернуть ее стал просить помощи у волка, медведя, людей, дубину, топор, камень, огонь, воду. Помог же козлу вернуть козу
ветер. читать
39 Овца, лиса и волк обработка А.Н. Толстого, краткое описание сказки:
У мужика убежала овца, и подружилась она с лисою. Волк хотел снять с овцы тулуп, но лиса защитила овцу и хитростью заставила волка поцеловать капкан.
Известные изречения животных: «А что, овца, ведь на тебе тулуп-то мой!», «Тогда целуй
присягу!» читать
40 Петушок — золотой гребешок в обработке А.Н. Толстого, сюжет сказки:
Живут вместе: кот, дрозд и петушок — золотой гребешок. Кот и дрозд ходят работать, петушок сидит дома. Петушка хочет хитростью украсть лиса. Петушок не слушается советов кота и дрозда, и поэтому лисица постоянно его похищает, ее бьют за это.
Известная песенка из сказки: «Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе
горошку.» читать
41 Народная русская сказка Петушок — золотой гребешок и жерновцы из сборника А.Н. Афанасьева «Русские детские сказки», описание:
Жили бедные старик и старуха, уронили желудь в подполье. Дубок рос, рос, старик прорубил дыру в крыше, чтобы не ездить в лес за жёлудями. Полез как-то старик на дуб, долез до неба, увидел там петушка — золотого гребешка и жерновцы. Старик забрал их с собой на землю. Жерновцы у старика со старухой украл боярин, кочеток (петушок) — золотой гребешок избежал утопления в колодце и зажаривания в печи, опозорил боярина, забрал жерновцы, принес их старухе и старику обратно.
Известные фразы и выражения петушка в сказке: «Носик, носик, пей воду! Ротик, ротик, пей воду…», «Носик, носик, лей воду! Ротик, ротик, лей
воду…» читать
42 Пузырь, соломинка и лапоть, сказку обработал Алексей Николаевич Толстой, кратко о действиях происходящих в сказке:
Соломинка, пузырь и лапоть хотели перебраться через реку. Не перебрались.
Любимая фраза: «А пузырь хохотал, хохотал, да и
лопнул.» читать
43
Русская народная сказка Репка представлена в обработке А.Н. Толстого, описание:
Большую репку вытягивают из земли дедка, бабка, внучка, собака — Жучка, кошка, им помогает мышка.
Известный детский стишок из сказки, его фразы: «Дедка за репку», «Бабка за дедку» и
т.д. читать
44 Сестрица Алёнушка и братец Иванушка произвел обработку Алексей Николаевич Толстой:
Алёнушка и Иванушка остались без родителей. Алёнушка взяла брата с собой на работу, в пути Иванушка захотел пить. Аленушка его уговаривала, он не послушался сестрицу, попил воды из копытца — превратился в козлёночка. Алёнушку взял в жены купец. Ведьма сманила и утопила Алёнушку в реке, сама превратилась в нее. Козленок ходит к реке и плачет по сестрице Аленушке. Ведьма решается его убить. Последнее желание козлёнка проститься с Аленушкой у реки, об этом узнает купец. Алёнушку достают из воды и оживляют, козлёнок от радости превращается опять в Иванушку — человека, ведьму же жестоко наказывают.
Известное выражение: «Не пей, братец, козленочком
станешь!» читать
45 Снегурушка и лиса сказка в обработке А.Н. Толстого, описание сюжета:
У старика со старухою жила внучка Снегурушка. Летом Снегурушка заблудилась в лесу, плакала, пела. Ей хотели помочь волк и медведь, она им отказала. Не отказала она лишь лисе, лисичка ее спасла — отнесла домой. Старик со старухой за это лису-олисаву накормили, дали подарки.
Известная печальная песенка Снегурушки из сказки: «Ау! Ау! Снегурушка, Ау! Ау! голубушка!» и
т.д. читать
46 Старая русская сказка Старик и волк в обработке Толстого А.Н.
Волк стращает старика тем, что съест старушку. Старик отдает волку съесть у него петушка, курочку, пять овечек, жеребца. Пожалел старик только девушку и паренька, со злости сильно избил волка и спас съеденных ранее
животных. читать
47 Терем мышки из сборника Александра Николаевича Афанасьева «Русские детские сказки»:
В лошадином остове поселились животные: мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц (на горе увертыш), лисица (везде поскокиш), волк (из-за кустов хватыш). Пришел медведь (вас давишь!) и раздавил всех.
Известная детям и взрослым фраза: «Теремок-теремок! Кто в тереме
живет?» читать
48 Терёшечка сказка в обработке Толстого А.Н. , описание:
Старик со старухой любовью сделали из колодочки мальчика — Терешечку. Терёшечка рыбу ловил, матушка еду ему носила. Злая ведьма обманула Терёшечку и украла его. Отдала своей дочери Алёнке изжарить его в печи. Терёшечка схитрил и изжарил Алёнку, ведьма ее съела. Он скрылся на высоком дубу от ведьмы, ему помог избежать гибели защипанный гусенок, отнес Терёшечку домой.
Печальная песенка Терешечки: «Гуси мои, лебедята! Возьмите меня на крылья, Унесите к батюшке, к
матушке!» читать
49 Хаврошечка прошла обработку А.Н. Толстым, содержание:
Живет сирота крошечка-Хаврошечка у приемных родителей, работает на них. У нее есть одна подруга — коровушка, девочка свои беды ей рассказывает. Коровушка научила ее влезать в одно свое ушко, вылезать из другого — все наказанные Хаврошечке дела сразу становятся сделанными. Заподозрили Хаврошечку в нечестном труде, стали за ней следить мачехины родные дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. Прознала Триглазка про коровью помощь рассказала матери, мать заставила своего мужа зарезать коровушку. Хаврошечка мяса коровушки не ела, а косточки в землю закапывала, ухаживала за ними. Из косточек выросла яблонька, с наливными яблочками. Ехал мимо богатый, молодой человек попросил яблок, сорвать яблочко удалось лишь Хаврошечке, она вышла за него замуж.
Известные слова Хаврошечки и коровушки: «Спи, глазок, спи, другой!», «Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет
сработано.» читать
50 Хитрый козел из сборника В.Н. Серебренникова, русскую сказку обработал В.П. Аникин.
У старика со старухою жил козёл. Пошел он гулять в лес, встретился с волком, дважды проявил смекалку и остался
жив. читать
© Краткое описание детских русских народных сказок сделал Толстиков Михаил Владимирович.
Описания для первой части сборника: Все русские народные сказки о животных, волшебные, бытовые
.
(сказки для детей и взрослых на http://hyaenidae.narod.ru/story1/).
Данная (первая) часть сборника включает в себя детские русские народные сказки: и о животных, и волшебные, и бытовые.
Здесь, во всяком случае, в этой части мы не будем делить сказки на виды: бытовые, волшебные или сказки о зверях (животных). Это вызвано тем, что не существует твёрдой границы, которая бы могла точно и объективно отделить волшебную сказку от бытовой, или бытовую / волшебную сказку от сказки, в которой действуют животные (звери, птицы, рыбы, лягушки и т.п.). Подавляющее большинство всех существующих сказок сочетают в себе бытовую, сказку о животных, и волшебную сказку одновременно, либо имеют явные характеристики двух видов.
Это происходит из-за того, что все народные сказки, в сущности, говорят об одном и том же, хотя и по-разному, с разными действующими лицами — сказочными героями (персонажами).
Наиболее частые сказочные персонажи первой части — это всем нам известные животные, такие как хитрая лиса, серый волк, трусишка — заяц, сильный медведь, коза — дереза, козел, петушок с курочками и без них, кот, красивый журавль, рак, маленькая мышка, тетерев и прочие животные. И, конечно же, здесь представлены вниманию сказки, главными героями которых являются, Колобок, добрый Морозко, спасший бедную, но трудолюбивую девочку, Сестрица Аленушка и её маленький братец Иванушка — ослушавшийся на свою беду своей старшей и умной сестры Алёны и как следствие превратившийся в козлёнка, Снегурушка и её верная помощница — лиса, Кузьма Скоробогатый с хитрой лисичкой и злым Змеем Горынычем, Гуси-лебеди — верные слуги Бабы Яги, умный Терёшечка и вредная ведьма, Трудолюбивая девочка Хаврошечка со своей подругой коровушкой и её злые сестры: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, три друга — Пузырь, Лапоть и Соломинка и многие другие замечательные персонажи. И конечно же здесь можно прочитать всем известную с детства сказку про вредную Репку.
Необходимо отметить тех детских писателей и авторов сборников, благодаря которым мы имеем возможность читать представленные в данной части русские народные сказки — замечательных людей внёсших свой бескорыстный и неоценимый вклад во имя сохранения наследия русского народного фольклора:
Александр Николаевич Афанасьев представлен в этой части следующими сказками: Лиса — исповедница
и Арысь-поле
из сборника книг (3 тома) Народные русские сказки
, а также замечательными литературными произведениями из его сборника Русские детские сказки
: Терем мышки
, Зимовье зверей
, Волк и коза
, Журавль и цапля
, Ворона и рак
, Дочь и падчерица
, Петушок — золотой гребешок и жерновцы
.
Сборник В.Н. Серебренникова представляет русская народная сказка Хитрый козёл
специально обработанная для детей В. П. Аникиным.
Также русские сказки представлены в пересказе следующих замечательных людей:
Льва Николаевича Толстого Лиса и тетерев
, Зайцы и лягушки
, К.Д. Ушинского Лиса и кувшин
и Лиса и козёл
, а сказка Думы
любезно представлена в пересказе М.Л. Михайлова. А известный сказитель М.А. Булатов пересказал для нас чудесную сказку Маша и медведь
,
Остальные русские народные сказки первой части представлены в обработке известного русского писателя, автора многих удивительных детских сказок: Алексея Николаевича
Толстого. Ознакомиться со сказками в обработке Толстого А.Н.
Со сказками всех этих и других детских писателей, вы можете более подробно познакомиться (прочитать) на данном сайте — в сборнике народных русских сказок для детей и взрослых.
© 2007-2008
Дизайн сайта http://hyaenidae.narod.ru/ Все русские народные сказки…
— сборник текстов сказок для детей и взрослых.
Для детей сказка — это удивительная, но вымышленная история о волшебных предметах, чудовищах и героях. Однако если посмотреть глубже, то становится понятно, что сказка — это уникальная энциклопедия, отражающая быт и нравственные устои любого народа.
За несколько сотен лет люди придумали огромное количество сказок. Наши предки передавали их из уст в уста. Они изменялись, исчезали и возвращались снова. Причем героями сказок могут быть абсолютно разные персонажи. Чаще всего герои русских народных сказок — животные, а в европейской литературе главными героями чаще являются принцессы и дети.
Сказка и ее значение для народа
Сказка — это повествовательная история о вымышленных, не происходивших в действительности событиях с участием вымышленных героев и волшебных персонажей. Сказки, сочиненные народом и являющиеся творением фольклорных традиций, существуют в каждой стране. Жителям России ближе русские народные сказки о животных, царях и Иване-дураке, жителям Англии — о лепреконах, гномах, котах и т.д.
Сказки обладают мощнейшей воспитательной силой. Ребенок с пеленок слушает сказки, ассоциирует себя с персонажами, ставит себя на их место. Благодаря этому у него вырабатывается определенная модель поведения. Народные сказки о животных учат бережному отношению к братьям нашим меньшим.
Стоит также отметить, что русские сказки бытового характера включают в себя такие слова, как «барин», «мужик». Это пробуждает в ребенке любопытство. С помощью сказок можно заинтересовать ребенка историей.
Все, что вкладывается в ребенка в детстве, остается с ним навсегда. Правильно воспитанный на сказках малыш вырастет порядочным и отзывчивым человеком.
Композиция
Большинство сказок написаны по одной системе. Она представляет собой следующую схему:
1) Зачин. Здесь описывается место, где будут происходить события. Если это народные сказки о животных, то в зачине описание начнется с леса. Здесь же читатель или слушатель знакомится с основными героями.
2) Завязка. На этой стадии сказки происходит главная интрига, которая превращается в начало сюжета. Допустим, у героя возникает проблема и он должен ее решить.
3) Кульминация. Ее еще называют вершиной сказки. Чаще всего это середина произведения. Обстановка накаляется, происходят самые ответственные действия.
4) Развязка. На этом моменте главный герой решает свою проблему. Все персонажи живут долго и счастливо (как правило, народные сказки имеют хорошую, добрую концовку).
По этой схеме строится большинство сказок. Ее же можно найти в авторских произведениях, только со значительными дополнениями.
Русские народные сказки
Они представляют собой огромный блок фольклорных произведений. Русские сказки разнообразны. Их сюжеты, действия и герои отчасти похожи, но, тем не менее, каждая по-своему уникальна. Попадаются порой одни и те же народные сказки о животных, названия их при этом разные.
Все русские народные сказки можно классифицировать следующим образом:
1) Народные сказки о животных, растениях и неживой природе («Терем-теремок», «Курочка-ряба» и т. п.)
2) Волшебные («Скатерть-самобранка», «Летучий корабль»).
3) Небылицы («Быль-небылица», «Ехал Ваня на коне…»)
4) Докучные сказки («Про белого бычка», «У попа была собака»).
5) Бытовые («Барин и собака», «Добрый поп», «Хорошо да худо», «Горшок»).
Классификаций существует довольно много, мы же рассмотрели предложенную В. Я. Проппом, одним из выдающихся исследователей русской сказки.
Образы животных
Каждый человек, выросший в России, может перечислить основных животных, которые являются персонажами русских сказок. Медведь, волк, лисица, заяц — это герои русских сказок. Животные живут в лесу. У каждого из них есть свой образ, в литературоведении именуемый аллегорией. Например, волк, которого мы встречаем в русских сказках, всегда голоден и зол. Это всегда отрицательный герой. Из-за своей злости или жадности он часто попадает впросак.
Медведь — это хозяин леса, царь. Его в сказках обычно изображают справедливым и мудрым правителем.
Лисица — это аллегория хитрости. Если в сказке присутствует это животное, то кому-то из других героев точно быть обманутым. Заяц — это образ трусости. Он, как правило, является вечной жертвой лисы и волка, намеревающихся его съесть.
Итак, именно таких героев нам представляют русские народные сказки про животных. Посмотрим, каким образом они себя ведут.
Примеры
Рассмотрим некоторые народные сказки о животных. Список огромен, постараемся проанализировать лишь некоторые. Для примера возьмем сказку «Лиса и Журавль». Она повествует о Лисе, которая звала Журавля к себе на обед. Приготовила она каши, размазала по тарелке. А Журавлю кушать неудобно, поэтому каши ему не досталось. Такова была хитрость экономной Лисы. Журавль пригласил Лису на обед, наварил окрошки и предложил покушать из кувшина с высоким горлом. Но Лиса так и не добралась до окрошки. Мораль сказки: как аукнется, так, к сожалению, и откликнется.
Интересна сказка про Котофея Ивановича. Один мужик привез кота в лес и оставил там. Его нашла лиса и вышла за него замуж. Стала она всем зверям рассказывать, какой он сильный и злющий. Волк и медведь решили придти на него посмотреть. Лиса предупредила, что лучше им спрятаться. Залезли они на дерево, а под ним положили мясо быка. Пришли кот с лисой, кот набросился на мясо, стал приговаривать: «Мяу, мяу…». А волку и медведю кажется: «Мало! Мало!». Подивились они, захотели поближе посмотреть на Котофея Ивановича. Шелохнулись листья, а кот подумал, что это мышь, и вцепился им в морды когтями. Волк с лисой убежали.
Таковы русские народные сказки про животных. Как видно, лиса всех обводит вокруг пальца.
Животные в английских сказках
Положительными героями в английских сказках выступают курочка и петух, кошка и кот, медведь. Лиса и волк всегда являются отрицательными персонажами. Примечательно, что, по исследованиям филологов, кот в английских сказках никогда не бывал отрицательным персонажем.
Как и русские, английские народные сказки о животных делят персонажей на добрых и злых. Добро всегда побеждает зло. Также произведения имеют дидактическое назначение, т. е. в конце всегда есть нравственные выводы для читателей.
Примеры английских сказок про животных
Интересно произведение «Кошачий король». Оно повествует о двух братьях, живших в лесу с собакой и черным котом. Один брат однажды задержался на охоте. По возвращению он начал рассказывать чудеса. Говорит, что видел похороны. Множество котов несли гробик с изображенной короной и скипетром. Вдруг черный кот, лежащий у ног, поднял голову и вскрикнул: «Старый Питер умер! Я — кошачий король!». После этого прыгнул в камин. Больше его никто не видел.
В пример приведем комичную сказку «Вилли и поросенок». Один хозяин доверил своему глуповатому слуге отнести поросенка его другу. Однако друзья Вилли уговорили его зайти в трактир, и пока он выпивал, они в шутку подменили поросенка на собаку. Вилли подумал, что это шутка дьявола.
Животные в других жанрах литературы (басни)
Стоит отметить, что русская литература включает не только русские народные сказки про животных. Она также богата баснями. Животные в этих произведениях обладают такими качествами людей, как трусость, доброта, глупость, зависть. Особенно животных в качестве персонажей любил использовать И. А. Крылов. Его басни «Ворона и лисица», «Мартышка и очки» известны всем.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование животных в сказках и баснях придает литературе особенный шарм и стиль. Причем в английской и русской литературе героями являются одни и те же животные. Только их истории и характеристики совершенно различны.
Автор: Матыцина Алина Владимировна
Организация: МБДОУ «ЦРР-детский сад №164»
Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача состоит в том, чтобы научить ребенка думать. Для умственного развития детей существенное развитие имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит ум в порядок».
Отправляясь в увлекательный мир математики, ребенок получает возможность творить, мыслить. Математика затрагивает не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу, а главное-ощущение радости при преодолении трудностей.
Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают. Одной из наиболее важных задач, является развитие у ребенка интереса к математике.
Для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствованию познавательной деятельности, общего умственного развития важное значение имеет широкое использование устного народного творчества. Математика везде и в считалках, и в сказках, которые мы читаем детям, a так же в пословицах и поговорках. Выдающиеся отечественные педагоги Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, А. М. Леушина и другие подчеркивали огромные возможности устного народного творчества как средства воспитания и обучения детей.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народного творчества.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…»
Возможность включения народного творчества в методику и содержание методического образования рассмотрена в научно-методических работах Л. И. Павловой, Е. В. Шаталовой.
Устное народное творчество – это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название.
Широкое использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П.Усова, А.М. Леушина и другие подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей.
Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки и сказки.
При подборе произведений устного народного творчества воспитатель должен учитывать следующие принципы:
1) произведения устного народного творчества должны отражать традиции фольклора, здоровое реалистическое отношение к явлениям окружающей действительности. Оно должно характеризоваться достаточно высоким нравственно-эстетическим уровнем;
2) должны учитывать психологию ребенка, его возрастные особенности, уровень развития, интересы детей.
Исходя из этих положений, тематика произведений устного народного творчества должна быть, подобрана так, чтобы она была близка миру представлений детей дошкольного возраста.
Для развития математических способностей у детей дошкольного возраста очень важно использовать малые формы фольклора. Во время прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями. Считалки, которые они используют для подвижных игр, тоже математика. Читая детям сказки, мы опять же сталкиваемся с математикой. А также пословицы и поговорки, там ведь тоже математика.
Устное народное творчество способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти. Оно может широко использоваться в работе с детьми дошкольного возраста как прием, побуждающий к приобщению знаний при знакомстве с новым материалом, развивает наблюдательность, при закреплении определенного знания, как игровой материал.
Формы детского фольклора помогают детям добиваться успехов в усвоении материала, закреплять количественные отношения, знакомиться с цифрами, различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам.
Вовлекая детей в увлекательный процесс загадывания и отгадывания загадок, проговаривания пословиц и потешек, рассказывания сказок с математическим содержанием помогут детям дошкольного возраста расширить математический кругозор, будут способствовать математическому развитию.
Сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску, несет в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.
С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.
Присутствие сказочного героя на занятии по математике или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. В сказках в образной, яркой, эмоционально-насыщенной форме представлены некоторое познавательное содержание, «интрига», новые математические термины, такие как тридевятое царство, косая сажень в плечах.
В дидактических целях часто используются сказки, в названии которых присутствуют указания на числа «Двенадцать месяцев», «Три поросенка».
Во многих сказках «Два жадных медвежонка», «Цветик-семицветик» математическое начало находится на самой поверхности, а стандартные математические вопросы и задания находятся за пределами данных сказок.
Широко используются сказки, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения. В сюжете сказки «Маша и медведи», смоделированы размерные отношения – серия из трех элементов. Сюжет сказки, образы персонажей, «мелодика» языка и «математическая интрига» представляют собой единое целое.
Загадка служит исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями: число, отношение, величина, а также она может быть использована для закрепления, конкретизации знаний детей дошкольного возраста о числах, величинах, отношениях. Можно предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.
Целью скороговорок является необходимость научить детей дошкольного возраста быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Велика роль скороговорки и как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Скороговорки можно разучивать как на занятиях по математике, так и вне их.
Пословицы и поговорки на занятиях по математике можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел.
Считалка несёт познавательную и эстетическую функции, а вместе с играми способствует физическому развитию детей.
Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Считалки в работе с детьми дошкольного возраста можно употреблять, с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.
Таким образом, регулярное использование на занятиях по математическому развитию с детьми дошкольного возраста системы специально подобранного репертуара устного народного творчества, будет способствовать развитию познавательных возможностей и способностей, расширению математического кругозора, позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Список используемой литературы
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: изд-во Учпедгиз, 2014. – 240 с.
2. Аникин В. П. Устное народное творчество, 4-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во Просвещение, 2014. – 735 с.
3. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений, 2-е изд., испр. и доп. – М.: изд-во Мозаика-Синтез, 2014. – 112 с.
4. Блехер Ф. Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: изд-во Дошкольное воспитание, 2013. – 234 с.
5. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. – М.: изд-во Просвещение, 2015. – 392 с.
6. Жуйкова Т. П. Малые формы детского русского народного фольклора как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: изд-во Просвещение, 2014. – 371 с.
7. Колесникова Е. В. Математические ступени. Программа развития математических представлений у дошкольников. – М.: изд-во Сфера, 2015. – 112 с.
8. Колпакова Н. П. Малые жанры русского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки. – М.: изд-во Высшая школа, 2016. – 400 с.
9. Метлина Л. С. Математика в детском саду, 2-е изд., перераб. – М.: изд-во Просвещение, 2013. – 256 с.
10. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников, 2-е изд., испр. – М.: изд-во Просвещение, 2014. – 224 с.
11. Шаталова Е. В. Использование малых форм фольклора в обучении математике. – Б.: изд-во Белрипксс, 2013. – 96 с.
12. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: изд-во Академия, 2013. – 272 с.
Приложения:
- file0.docx.. 19,3 КБ