Введение
Конспект удобен
для проведения урокалитературы в начале сентября, присутствует цель и три
задачи, соблюдены этапы урока, физкультминутка, итог урока, домашнее задание,
выставление оценок.
Конспект урока
литературы
в 5 классе на тему: «Русские народные сказки».
Цель — Формировать
представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о
животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев.
Задачи урока:
1) Формировать
представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о
животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев.
2) Развивать
речь, творческие способности обучающихся.
3) Воспитывать
интерес к изучению устного народного творчества.
Ход урока
I.
Организационный момент. Приветствие.
Запись числа и темы урока.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки
Не хочется играть
Сегодня в прятки
Сегодня в классе у ребят
Урок очень важный
А почему он важный –
Скажет каждый!
II. Постановка цели урока
— Сказка – один из основных фольклорных
жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они
согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными
событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают,
как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и
интересна.
Сказку русский народ всегда любил,
передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку,
часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё
интереснее, занимательнее.
Сказки делятся на волшебные, бытовые
(социально-бытовые) и сказки о животных.
— По каким признакам происходит это
деление? Что характерно для героев каждого вида?
На эти вопросы мы постараемся дать ответ в
течение нашего урока.
Физкультминутка
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Часики Не
поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.
Облако
Нарисуйте глазами облако на потолке класса
и проследите путь снежинки до земли.
Проведем,
друзья, сейчас
Упражнение
для глаз.
Вправо,
влево посмотрели,
Глазки
все повеселели.
Снизу
вверх и сверху вниз.
Ты,
хрусталик, не сердись,
Посмотри
на потолок,
Отыщи
там уголок.
Чтобы
мышцы крепче стали,
Смотрим
мы по диагоналям.
Мы не
будем циркуль брать,
Будем
взглядом круг писать.
А
теперь слова напишем.
Чьи же
буквы будут выше?
«Папа»,
«мама», «дом», «трава» —
За
окном у нас видна.
За
окно ты посмотри.
Что ты
видишь там вдали?
А
теперь на кончик носа.
Повтори
так восемь раз —
Лучше
будет видеть глаз.
Глазки
нас благодарят,
Поморгать
нам всем велят.
Плавно
глазками моргаем,
Потом
глазки закрываем.
Чтобы
больше было силы,
К ним
ладошки приложили.
(Дети
закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами
тепло от рук.)
Раз,
два, три, четыре, пять —
Можно
глазки открывать!
III.
Выступления учеников
1) Презентация
«Сказки о животных»
— Назовите, какие сказки о животных вы
знаете?
2) Презентация
«Волшебные сказки»
— Назовите фильмы, спектакли, картины,
созданные на основе волшебных сказок.
3) Презентация
«Герои волшебных сказок. Баба Яга»
— Вспомните, какие сказки с участием Бабы
Яги вы читали в младших классах. Какая из них особенно запомнилась? Расскажите
о самом интересном событии этой сказки, а ваши одноклассники пусть отгадают её
название.
4) Презентация
«Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный»
— Каким обычно мы видим Кощея в сказках?
Бывает ли он добрым?
5) Презентация
«Социально-бытовые сказки»
— Всем вам известна сказка «Репка». К
какому виду мы её отнесём? Почему?
IV. Итог урока
Заполнение таблицы
Название | Вид | Аргументы |
1. «Репка» | бытовая | коллективный |
2. «Снегурочка» | волшебная | волшебное |
3. «Лиса | о | кроме |
4. … | ||
5. … | ||
6. … | ||
7. … | ||
8. … |
Домашнее задание:
1) Закончить
таблицу
2) Прочитать
сказку «Царевна-лягушка»
— Обязательно обращайте внимание на особый
склад русской сказки, её сказочный язык. Постарайтесь понять, когда сказочник
шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает. Помните,
недаром есть русская народная поговорка про сказки: «Сказка — ложь, да в ней
намёк, добрым молодцам урок».
Выставление оценок за урок.
Литературная игра «Угадай – ка»
Русские народные сказки о животных.
Составила: Чернявская Светлана Александровна.
Учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа городского поселения «Рабочий посёлок Октябрьский» Ванинского муниципального района Хабаровского края
Целевая аудитория: возраст 6-7 лет.
Аннотация: данное мероприятие поможет в занимательной форме вспомнить русские народные сказки о животных.
Цель: закрепление знаний детей о русской народной сказке.
Задачи: а) учить отвечать на вопросы по содержанию произведения; учить работать в группах, слушать своих товарищей; формировать умение понимать главную идею народной сказки
б) развивать интерес к художественной литературе, чтению; развивать речевые умения при пересказывании литературного произведения; развивать мышление, фантазию, воображение.
в) прививать любовь к чтению; воспитывать вдумчивого читателя; воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки.
Планируемые результаты: проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок
Предварительная работа: чтение русских народных сказок о животных; рассматривание иллюстраций по теме «Русские народные сказки»; иллюстрирование понравившихся сказок; подготовка ребенка для инсценировки диалога внука и бабушки.
Оборудование: выставка книг «Русские народные сказки», выставка детских рисунков, аппликаций на тему: «Моя любимая сказка о животных», рисунки животных для 5 конкурса, клей, альбомные листы, наборы геометрических фигур.
Ход игры.
Воспитатель: Сегодня мы собрались с вами вместе, чтобы вспомнить русские народные сказки и сыграть в игру «Угадай — ка». Рассказывание сказок – старинный обычай, и ему следовали и в курной избе, и в княжеских теремах, и в царских палатах. Послушайте диалог и скажите, какие бывают сказки?
(Внук – подготовленный ребенок, бабушка – воспитатель). Внук и бабушка ведут беседу.
Внук: Бабушка, расскажи мне сказку.
Бабушка: А какую хочешь сказку, внучек?
Внук: Бабушка, а разве сказки бывают разные?
Бабушка: Есть сказки волшебные, они все могут. Превратить лебедя в девицу, лягушку в царевну, комара в молодца.
Внук: А есть сказки про зверей.
Бабушка: Правильно – это сказки про животных в них нет волшебных превращений.
Внук: Но эти сказки забавные, в них животные разговаривают.
Бабушка: А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки.
Воспитатель: Так какие же бывают сказки? (Ответы детей). Сегодня мы вспомним русские народные сказки о животных. А кто написал эти сказки? (После ответов детей воспитатель делает обобщение). Сказки придумывали простые трудовые люди: пахари, охотники, рыбаки, няньки, пастухи.… Сами сказочники сказки не записывали, они в основном были люди неграмотные. Сказочники сохраняли сказки в памяти и пересказывали их. Записью народных сказок позже занялись ученые и собиратели сказок. Они находили сказочников и записывали их сказки. О сказке прошедшей такой путь мы говорим она «народная» потому что множество людей внесло в нее что-то свое.
(На фоне загадочной музыки воспитатель читает стихи).
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски….
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
В сказку нас поведут две команды: «Ку-ка-ре-ку» и «Лисы Патрикеевны». Поприветствуйте друг друга.
Команда «Ку-ка-ре-ку».
Проиграем – не беда
С шуткой мы пришли сюда.
На любой вопрос ответ
Никогда не скажем, нет.
И хоть дрожат колени от волнения,
Готовы мы с лисой к сражению.
Команда «Лиса Патрикеевна».
И знают все давным – давно,
И всем давно известно.
Мы очень любим петушков,
Ах, как они прелестны!
Ну, в бой так в бой,
Но уговор:
Давайте драться честно!
Условия игры такие: за правильный ответ команда получает кирпичик (прямоугольник из цветной бумаги), а в конце игры каждая команда выложит из заработанных кирпичиков дорожку. Чья дорожка окажется длиннее. Та команда и победит.
Итак, разминка. Назовите сказки, где героем является лиса. Участники каждой команды по очереди называют название одной сказки. Побеждает команда, давшая ответ последней. («Колобок», «Лиса и петух». «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Лиса и тетерев», «Проказница лиса», «Лиса и рак», «Как лиса училась летать» и другие). Подведение итогов.
Первый конкурс «Сказки просят».
«Сказки просят: А сейчас, вы друзья, узнайте нас». Послушайте стихотворение о сказочном герое и назовите название сказки. (Для каждой команды по три стихотворения).
Зимою он на проруби,
Хвостом рыбачить пробовал.
И выбиваясь из последних сил
Лисицу на себе возил.
(Волк. «Лиса и волк»).
Ждали маму с молоком, |
(Семеро козлят. «Волк и семеро козлят) |
Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая
Голубая речка.
Все нам помогали,
Все нас укрывали,
К матушке и батюшке
Мы домой попали.
Кто унес братишку?
Назовите книжку.
(Гуси – Лебеди. «Гуси – Лебеди»).
Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без посказки
Кто герои этой сказки?
(Три медведя. «Три медведя»)
Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Журавль. «Лиса и журавль»).
Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Петух. «Петушок – золотой гребешок»)
Подведение итогов.
Воспитатель: А наш путь в сказку лежит дальше. И чем дальше в сказку, тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Во многих сказках сказочные герои переписываются, посылают послания. Вот с этим нам сейчас предстоит разобраться.
Второй конкурс.
Воспитатель: Я вам прочитаю телеграммы, а вы должны сказать, герой какой сказки мог её прислать.
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Скоро буду у вас. (Колобок)
Петуха спас. Сидит дома. (Кот).
Спасите, нас съел волк. (Семеро козлят).
У меня не усы, а усищи,
Не лапы, а лапищи. (Заяц – хваста).
Подведение итогов.
Мы с вами только что побывали на сказочной почте. Вы оказались неплохими почтальонами. Хорошо потрудились. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей игры. И попали мы в сказочный лес. Животные леса хотят проверить, а сможете ли вы повторить всё что они вам скажут. Участники игры встают в круг.
Физкультурная минутка.
Только в лес мы вошли, появились комары.
(Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.)
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
(Руки за голову кладем и вразвалочку идем).
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим – на носочках пробежим.
Зайчик быстро скачет в поле.
Подражаем мы зайчишке непоседы – шалунишки.
Но закончилась игра, и работать нам пора.
Третий конкурс.
И вновь нас зовет к себе сказка. Представьте, что мы находимся в картинной сказочной галерее. По картинкам угадайте сказки. (Детям предлагаются иллюстрации к сказкам.)
Подведение итога.
Четвертый конкурс.
Детям предлагается по одной иллюстрации к сказке «Колобок», встреча Медведя и Колобка, иллюстрации выполнены разными художниками.
Задание: Расскажите изображенный сюжет сказки с учетом особенностей своих рисунков.
Подведение итогов.
Кому из нас не хотелось бы побывать в мире сказки, где стоит терем теремок, изукрашенный разными хитростями, где цветут дивные цветы, а на посылках у малых ребятишек служит серый волк да медведь косолапый. Пойдемте к терему и скажем громким голосом:
-Терем, теремок! Кто в тереме живёт, кто в хоромах, кто высоких?
Пятый конкурс.
Я думаю, что в теремке жили вот эти животные:
- Заяц
- Лиса
- Ёж
- Лягушка (Выставляются рисунки животных)
А нет ли здесь кого лишнего?
Я думаю, что по дороге Колобок встретил этих животных:
- Зайца
- Медведя
- Лису
- Кота
А кто здесь лишний?
Шестой конкурс.
Детям выдают наборы готовых геометрических фигур и образец.
Задание: Из предложенного набора геометрических фигур по образцу, сделать аппликацию петуха. Подведение итогов. Дети выкладывают дорожку из «заработанных» кирпичиков.
Награждение победителей.
Используемые источники:
http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev/
http://mdou12.ucoz.ru/Konkurs/2_skazochnye_fizminutki.pdf
http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-skazochnyh-geroev
Творческий проект по литературному чтению
«Русские народные сказки»
Автор работы: Капурова Расима
Руководитель проекта: Годицкая Ольга Петровна
Учреждение: МКОУ «Березовская СОШ»
Яшалтинский район Республика Калмыкия
Оглавление
Введение
1. История русской народной сказки.
2. Виды русских народных сказок.
2.1. Русские народные волшебные сказки
2.2. Русские народные бытовые сказки.
2.3. Русские народные сказки о животных.
Заключение
Литература
Введение
Вы знаете, что такое сказка? Нам казалось, что ответ на этот вопрос может дать любой человек: и взрослый, и ребенок. Приступив к работе над проектом, мы и не подозревали, что сказка играет огромную роль в жизни каждого отдельно взятого человека и народа в целом.
Народные сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которого оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.
Актуальность работы: сказка помогает ребенку в выборе нравственных ориентиров.
Цель: выяснить, что такое сказка и какие виды сказок бывают, познакомиться с русскими народными сказками.
Задачи:
- Дать определение сказки.
- Установить виды народных сказок.
- Дать определение понятий русской народной сказки как жанра устного народного творчества;
- Проследить историю возникновения сказок и их типологию.
- Сочинить свою сказку.
Методы:
- Знакомство с литературой;
- Чтение и изучение русских народных сказок;
- Анализ сказок;
- Просмотр мультфильмов и сказок;
- Рисование героев сказок.
Практическая значимость: расширение представлений младших школьников о сказках, развитие творческих способностей у детей.
История русской народной сказки
Сказка — это особый литературный жанр. Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.
Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как клад полезных и поучительных знаний.
Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.
Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает
Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.
В других — главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.
И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу
благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.
Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.
Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу.
Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.
Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.
Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.
Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.
Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:
- Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.
- Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.
- Сказки могут передаваться и через книгу.
Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.
Виды русских народных сказок
Виды сказок подразделяются: на сказки о животных, волшебные и бытовые. Дадим определение каждому виду.
Русские народные волшебные сказки
Мечты об иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненной борьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебные сказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.
Одним из таких персонажей является Жалмауыз – кемпир. Это страшная старуха, напоминающая Бабу -Ягу.
В русских народных сказках мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы, скатерть – самобранку и т.д.
Положительные герои в волшебных сказках проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы.
Русские народные бытовые сказки
Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.
С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.
Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.
Русские народные сказки о животных
Их очень много. Герои этих сказок — домашние животные, звери и птицы, которым приписываются человеческие черты.
Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.
Главными персонажами народных сказок являются волк или лиса, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи зайцу, петуху, коту, барану, ягнятам, или курице.
Овца — символизирует безобидность, спокойствие, волк – глупость, бык в сказках труженик; лиса – хитрая, притворщица; тигр – жестокосердный тиран.
Весь сюжет сказок построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лиса очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации.
Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лиса сполна получают по заслугам за свои деяния. Сказки о животных поучительны, познавательны.
Заключение
Сказки – самые древние творения человеческого духа. Она один из популярных и любимых жанров в устном народном творчестве.
Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.
Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда
Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка – совершенное произведение народного духа.
В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна.
Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.
На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.
Литература
- А.Н.Афанасьев Сборник «Народные русские сказки»
- Детская литература сказка»Волк и семеро козлят»
- Художественная литература хрестоматия «КАПЕЛЬКА»
- Литературное чтение, учебник 3 класс
- А.Любарской Сборник сказок «В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»
Сценарий урока.
Здравствуйте,
ребята!
Тема
сегодняшнего урока: Русские народные сказки. «Царевна-
лягушка»
как волшебная сказка.
Давайте
вспомним, какую тему вы изучали на прошлом уроке?
С какими
малыми жанрами фольклора вы познакомились?
Правильно…это
колыбельные песни, пестушки, загадки и т.д.
А сегодня
на уроке мы поговорим о сказке.
Пожалуй, нет человека, который не знал бы и не любил сказки. Они сопровождают
нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано множество
спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, которые с
удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Народные сказки — основа
сказок литературных, музыкальных, источник вдохновения художников…
Беседа по сказкам.
Вы уже опытные читатели сказок и знаете их довольно много. Какие
русские народные сказки вы вспомнили?
— За что вы любите сказки?
— Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного
народного творчества?
— Давайте попробуем дать определение, что такое сказка. Обратимся
к учебнику литературы. Внимательно прочитаем и запишем в тетради формулировку.
Чем же
была так удивительна сказка? Может быть тем, что в ней были необычные герои,
предметы стали волшебными, звери говорящими? А может быть, это была история про
неведомых зверей и птиц…
Сказки – это «душа народа», в них нашла выражение его вера в
торжество добра и справедливости… Сказки пришли к нам из глубокой древности.
Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто
скитался по белому свету. Сама жизнь и труд крестьян способствовали
распространению сказок.
Зимой на
рубку леса из деревень уходило много народу. Днем – тяжелая работа, а длинными
вечерами – отдых в землянке у огня. С тех самых пор самым дорогим и
желанным гостем на долгих зимних посиделках стали люди, обладающие очень
хорошей памятью или фантазией, чтобы рассказать услышанную от кого-то историю,
либо придумать свою. Таких людей называли сказителями или сказочниками.
Сказитель
– рассказчик народных сказок, легенд и былин, часто под аккомпанемент гуслей.
Имел исключительный статус повествователя: когда он говорил – все слушали.
Любили слушать сказки и на мельнице, где крестьяне подолгу ждали
своей очереди, чтобы помолоть зерно. Затаив дыхание, слушали они о подвигах
Ивана-царевича в тридевятом царстве, а потом весело смеялись над глупым и
жадным барином, которого одурачил мужик.
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика
переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю,
ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари. Но, живя в нужде, страдая от
холода и голода, мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, построенных за одну
ночь, о скатерти-самобранке, которая сможет накормить всех голодных. И всегда в
русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.
Сказки имеют особое построение — композицию.
Я думаю, что вы это замечали. Сказки часто начинаются с какой-либо
присказки. Например, «На море на океане, на острове Буяне стоит бык печёный,
а возле него нож точёный». Цель присказки – привлечь внимание слушателей, она
воспринимается как весёлая прибаутка, шутка, часто присказка не связана по
смыслу с самой сказкой.
За присказкой следует зачин, который готовит нас к
восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием
сказки, так как в нём указываются время и место действия. «Жили-были дед да
баба…».
Часто в сказках имеется концовка, которая ещё раз
возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро. «Свадьбу
сыграли, долго пировали; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не
попало».
Поговорим о некоторых языковых особенностях сказок. В сказках
бывают постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «чисто
поле»), гиперболы (преувеличения): «две пары железных сапог протёр», «быстрее
молнии». Найдите в учебнике определение, что такое эпитет. Прочитайте, запишите
в тетрадь и запомните.
У многих
сказочников были излюбленные сюжеты – у кого-то волшебные, у кого-то бытовые,
кто-то предпочитал рассказывать о животных.
Народные сказки делятся на три группы: сказки о животных,
бытовые сказки и волшебные.
Самыми древними являются сказки о животных. В
них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой
характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен,
волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь
переносятся и отношения, существующие между людьми.
Герои бытовых сказок – крестьянин,
солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными
чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их
выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости,
уму и смелости.
Особая группа сказок – волшебные. Герои
их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей.
Большинство этих сказок связано с поиском невесты или с похищением жены. Поиски
сопряжены с долгими странствиями. Опасность борьбы подчеркивается тем, что
враги героя – не люди, а нечистая сила. Поэтому победа над ней – это и еще
победа, утверждающая человеческое начало.
Ключевые события русской сказки – странствия героя, его встречи с
друзьями и врагами, бегство, погоня и, наконец, — победа.
Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые
дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и
ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая
герою.
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей
Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.
Баба Яга – один из самых древних персонажей русских сказок. Это
страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в
ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и
тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.
Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю,
породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.
Кощей Бессмертный — это злой, завистливый и жадный старик. Он
похищает женщин и пытается погубить героя. Борьба с Кощеем очень трудна. Он
гибнет лишь тогда, когда герой после долгих испытаний находит волшебную иглу, в
которой заключена смерть Кощея.
Змей Горыныч – огнедышащее чудовище с несколькими головами,
летающее высоко над землей, — тоже очень известный персонаж русского фольклора.
Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит
земля.
Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван:
Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и
благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает
себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.
Чудесные предметы– ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок,
скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.
Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам –
красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена
Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как
Марья Моревна или Синеглазка.
Рассмотрим
сказку «Царевна-лягушка».
Начинается
сказка со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И
было у него три сына. Младшего звали Иван Царевич». Это традиционное сказочное
начало.
Оно
служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события (В
некотором царстве, в некотором государстве…), а также для того, чтобы
познакомить слушателей с основными героями сюжета (царь и три сына).
Три –
магическое число для этой сказки: три сына у Царя-батюшки, три задания от него
получают невестки, три пары железных сапог износить Ивану Царевичу и так далее.
Троичность – художественный приём, который характерен для повествования в
фольклорных произведениях, и заключающийся в трёхкратном повторении действия.
Кульминацией,
моментом наивысшего напряжения сюжетного действия, в волшебной сказке является
битва тёмных и светлых сил. Обрадовался Царевич, разбил яйцо, достал иглу и
отломил у неё кончик. И как только отломил – умер Кощей Бессмертный, прахом
рассыпался.
После
окончания приключений героев ждет возвращение домой, пир или свадьба.
Сказочник
заканчивал рассказ традиционно. Например: «И я там был, мёд-пиво пил – по усам
текло, да в рот не попало…».
Мы уже
обратили внимание, что язык сказки наполнен выражениями, знакомыми нам по
другим сказкам. Такие выражения называются сказочными формулами. Каждая сказка
имела мораль — добро всегда побеждало зло.
Теоретический
материал для углубленного изучения
Сказка «Царевна-лягушка»
записана собирателем сказок А. Н. Афанасьевым под номером 104. Это одна из
самых известных сказок в русском фольклоре. Исследователи считают, что её корни
находятся в языческих верованиях, когда для удачной охоты мужчине надо было
совершить обряд женитьбы на тотемном животном, в данном случае – лягушке. В
славянской мифологии это животное обладало магией плодородия, повелевало
дождями. Кроме того, в сказке есть отзвуки и матриархата. Надо сказать, что
сюжет, когда невеста превосходит жениха умом и богатством – не редкость для
русских сказок.
Доктор
филологических наук Е. М. Мелетинский в своей книге «Герой волшебной сказки»
писал: «Сказка – один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит
корнями в народное творчество доклассовой эпохи и до сего дня остается
спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение. Высокие
поэтические достоинства сказки в значительной мере объясняются тем, что в ней
выражены накопившиеся столетиями мысли и чувства народа».
Домашнее задание:
1. Прочитать сказку до конца.
2. Выучить термины и понятия.
3. Охарактеризовать главных героев (устно).
Русские народные сказки: виды, принципы рассказывания
Слово «сказка» известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «баять», «рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые «сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.
Ярким собирателем был А.Н.Афанасьев. С 1857 -1862 годы им создаются уже сборники русских народных сказок.
Сказка — повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях
Русская народная сказка — это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»).
Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора, в ней занимательный сюжет, удивительные герои, присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
2. Классификация сказок. Характерные черты каждого вида
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:
1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.
Рассмотрим подробнее каждый из видов.
Сказки о животных
Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но, в то же время, фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д.
Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.
Сказки отличаются от поверий — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в поверьях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).
Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).
В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:
1. Кумулятивная сказка о животных. (Докучные сказки, типа: «Про белого бычка», Репка»);
2. Волшебная сказка о животных;
3. Басня (аполог);
4. Сатирическая сказка.
Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной), «Битый небитого везёт», «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню).
Волшебные сказки
Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир.
Чудесный мир — это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер. «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.
Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.
Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её.
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности.
В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик (Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа): «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.).
Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярны сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея («Победитель змея» и др.).
В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного («Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах.
Бытовые сказки
Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).
Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.
Характерна пестрота «бытовых» сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличие от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.
В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок — о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа — это сказки переходного типа.
В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.
Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.
Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.
3. Принципы рассказывания сказки.
Сказка — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду.
Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.
Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.
Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки.
Принципы работы со сказками:
Принцип
Основной акцент
Комментарий
Осознанность
Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.
Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.
Множественность
Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.
Связь с реальностью
Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.
Чтобы развить определённые качества и способности с помощью сказки, надо уметь преподать материал, чтобы принести наибольшую пользу детям.
В книге Сухомлинского «Сердце отдаю детям» есть рекомендации, как следует читать детям. Сказки дети должны слушать в обстановке, которая помогает более глубокому восприятию сказочных образов, например, в тихий вечер в уютной обстановке, на природе. Рассказы должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя давать детям множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному. Не следует много говорить. Ребёнок должен уметь не только слушать слово воспитателя, но и молчать. Потому, что в эти мгновения он думает, осмысливает новое, поэтому воспитателю надо уметь дать ребёнку подумать. По мнению Сухомлинского, это одно из самых тонких качеств педагога.
Таким образом, значение сказок в воспитании чувств у ребёнка велико. Сказка — источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний.
МАДОУ №6 г. Черняховск
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Народные сказки делятся на три группы:
— сказки о животных — самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.
— бытовые сказки — герои этих сказок — крестьянин, солдат, сапожник — живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
— волшебные сказки — герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Но народ видел недостатки и в собственной жизни, сказки помогали ему искоренять их. Они бичуют, прежде всего, ленивых, глупых и непрактичных людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость. «В них, — писал в статье «О народных сказках» В. Г. Белинский, — виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».
Таковы сказки о животных, волшебные и социально-бытовые сказки, различающиеся между собой и по характеру вымысла, и по героям, и по событиям. Но все они — о жизни простого человека, о проблемах, которые его волновали; они развлекали, учили и воспитывали людей, преданных родной земле, людей честных и добрых, людей, на которых можно положиться в тяжелую пору испытаний.
Герои сказок:
Любимый герой русских сказок — Иван-царевич, Иван-дурак, Иван — крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.
Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.
Баба Яга — один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.
Змей Горыныч — огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.
Сказки — произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения — настолько они просты и естественны. Это — свидетельство высочайшего мастерства исполнителей. Присмотревшись же к сказкам повнимательнее, обнаруживаешь виртуозность их сложения (композиции), выразительность языка. Не случайно крупнейшие мастера слова советовали молодым писателям учиться мастерству у сказочников. А. С. Пушкин писал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка».
Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Прочитайте, например, присказку к сказке «Журавль и цапля». Она — о сове. Сказочник сам подчеркнул, что мы имеем дело с присказкой, а «сказка вся впереди».
Назначение присказки — подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказываться сказка. «Было это на море, на океане, — начинает сказочник. — На острове Кидане стоит древо — золотые маковки, по этому древу ходит кот Баюн: вверх идет — песню поет, а вниз идет — сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…».
Присказка может и заканчивать сказку: в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение, — как в сказке «Лиса, заяц и петух»: «Вот тебе сказка, а мне кринка масла». Бывают и более развернутые присказки: «Сказка вся, боле(е) сказать нельзя. Кто слушал, тому куна, белка, да красная девка, да конь вороной с золотой уздой!» И в этом случае назначение присказок — дать понять слушателю, что сказка закончилась, отвлечь его от фантастики, развеселить.
Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жили-были…», «Жил-был…» и т. д. У волшебных сказок более развернутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» Но нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался было бирюк в капкан…»
Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки, как это следует из их названия, подводят итог развитию сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «Зимовье зверей»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают». Сказка «Волшебное кольцо» заканчивается так: «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует». Иногда концовка формулируется как пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки. В сказке «Мужик, медведь и лиса» лиса погибает, выставив из норы собакам хвост. Сказочник закончил сказку следующей фразой: «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает».
В сказках широко употребляются повторы (обычно не дословные). В каждом новом повторе имеются детали, которые приближают сказочное действие к развязке, усиливают впечатление от действия. Повтор чаще всего бывает троекратны. Так, в сказке «Барин и плотник» мужик трижды избивает барина за обиду, в сказке «Иван Быкович» богатырь три ночи подряд бьется на смерть со Змеями, и каждый раз со Змеем с большим количеством голов, и т. д.
В сказках (особенно в волшебных) часто встречаются и так называемые постоянные (традиционные) формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже и т. д. О быстром росте героя говорят: «Растет не по дням, а по часам»; его силу раскрывает формула, употребляющаяся при описании боя: «Направо махнет — улица, налево — переулочек». Бег богатырского коня запечатлен в формуле: «Скачет конь выше лесу стоячего, ниже облачка ходячего, озера меж ног пропускает, поля-луга хвостом устилает». Красота передается формулой: «Ни в сказке сказать, ни пером написать». Баба Яга в первый раз встречает героя сказки всегда одними и теми же словами: «Фу-фу! Доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русский дух в виду является, в уста мечется! Что, добрый молодец, от дела лытаешь али дело пытаешь?»
Во многих сказках можно обнаружить стихотворные части. Большинство традиционных формул, присказок, зачинов и концовок создано при помощи стиха, который получил название сказового. Этот стих отличается от привычного уже для нас стиха А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и других поэтов, с определенным количеством слогов и ударений в стихе. Сказовый стих строится только при помощи рифмы; в стихах может быть разное количество слогов. Например:
В некотором царстве,
В некотором государстве,
На ровном месте, как на бороне,
Верст за триста в стороне,
Именно в том,
В котором мы живем,
Жил-был царь.,.
В сказках мы встречаемся и с песнями. Герои сказок в песнях выражают горе и радость, песни выявляют их характеры. Испуганно выкрикивает в известной вам сказке «Кот, петух и лиса» свою песню петух, попав в лапы лисы и призывая на помощь кота; печально звучат в волшебной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» песни Аленушки и Иванушки; в сатирической сказке «Безграмотная деревня» поп, дьякон и дьячок распевают народные песни в неподобающем месте — в церкви, во время службы.
Широко используется в сказках диалог — разговор между двумя или несколькими персонажами. Иногда сказки целиком построены на диалоге, как, например, сказка «Лиса и тетерев». Диалоги сказок — живые диалоги. Они передают естественные интонации говорящих, превосходно имитируя бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, глуповатую, со спесью, речь барина, льстивую речь лисы, грубую — волка и т. д.
Богат язык сказок. Животные в сказках имеют собственные имена: кот — Котофей Иваныч, лиса — Лизавета Ивановна, медведь-Михайло Иваныч. Нередки прозвища животных: волк — «из-за кустов хап», лиса — «на поле краса», медведь — «всем пригнетыш»… Распространены в сказках звукоподражания: «Куты, куты, куты, несет меня лиса за темные леса!» Активно используются в сказках эпитеты (определения), гиперболы (преувеличения), сравнения. Например, эпитеты: конь добрый, молодецкий, леса дремучие, лук тугой, постель пуховая, ворон черный, меч — самосек, гусли — самогуды и т. д.
В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…
Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.
Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно — ласкательное значение: мал-еньк -ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка… ( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)
Как видим, сказка — это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей.
Попробуйте же теперь сами при чтении сказок обратить внимание на присказки, зачины и концовки, на песенки, повторы и постоянные фор мулы, попробуйте разыскать в текстах сказок стихотворные места, эпитеты — и вы почувствуете, как прав был А. С. Пушкин, призывавший молодых писателей учиться русскому языку у «простонародных» сказок, являющихся действительно непревзойденными образцами искусства слова. Но ведь русскому языку у сказок можно учиться не только молодым писателям, не правда ли? случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»