Русские народные сказки про кота

Литературная игра угадай карусские народные сказки о животных. составила: чернявская светлана александровна.учитель начальных классов муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

Литературная игра «Угадай – ка»

Русские народные сказки о животных.

Составила: Чернявская Светлана Александровна.

Учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа городского поселения «Рабочий посёлок Октябрьский» Ванинского муниципального района Хабаровского края

Целевая аудитория:  возраст 6-7 лет.

Аннотация: данное мероприятие поможет в занимательной форме вспомнить русские народные сказки о животных.

Цель: закрепление знаний детей о русской народной сказке.

Задачи: а) учить отвечать на вопросы по содержанию произведения; учить работать в группах, слушать своих товарищей; формировать умение  понимать главную идею народной сказки

 б) развивать интерес к художественной литературе, чтению; развивать речевые умения при пересказывании литературного произведения; развивать мышление, фантазию, воображение.

в) прививать любовь к чтению; воспитывать вдумчивого читателя;  воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки.  

Планируемые результаты: проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок

Предварительная работа: чтение русских народных сказок о животных; рассматривание иллюстраций по теме «Русские народные сказки»; иллюстрирование понравившихся сказок; подготовка ребенка для инсценировки диалога внука и бабушки.

Оборудование: выставка книг «Русские народные сказки», выставка детских рисунков, аппликаций на тему: «Моя любимая сказка о животных», рисунки животных для 5 конкурса, клей, альбомные листы, наборы геометрических фигур.

Ход игры.

Воспитатель: Сегодня мы собрались с вами вместе, чтобы вспомнить русские народные сказки и сыграть в игру «Угадай — ка». Рассказывание сказок – старинный обычай, и ему следовали и в курной избе, и в княжеских теремах, и в царских палатах. Послушайте диалог и скажите, какие бывают сказки?

(Внук – подготовленный ребенок, бабушка – воспитатель). Внук и бабушка ведут беседу.

Внук: Бабушка, расскажи мне сказку.

Бабушка: А какую хочешь сказку, внучек?

Внук: Бабушка, а разве сказки бывают разные?

Бабушка: Есть сказки волшебные, они все могут. Превратить лебедя в девицу, лягушку в царевну, комара в молодца.

Внук: А есть сказки про зверей.

Бабушка: Правильно – это сказки про животных в них нет волшебных превращений.

Внук: Но эти сказки забавные, в них животные разговаривают.

Бабушка: А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки.

Воспитатель: Так какие же бывают сказки? (Ответы детей). Сегодня мы вспомним русские народные сказки о животных. А кто написал эти сказки? (После ответов детей воспитатель делает обобщение).  Сказки придумывали простые трудовые люди: пахари, охотники, рыбаки, няньки, пастухи.…  Сами сказочники сказки не записывали, они в основном были люди неграмотные. Сказочники сохраняли сказки в памяти и пересказывали их. Записью народных сказок позже занялись ученые и собиратели сказок. Они находили сказочников и записывали их сказки. О сказке прошедшей такой путь мы говорим она «народная» потому что множество людей внесло в нее что-то свое.

(На фоне загадочной музыки воспитатель читает стихи).

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски….

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

В сказку нас поведут две команды: «Ку-ка-ре-ку» и «Лисы Патрикеевны». Поприветствуйте друг друга.

Команда «Ку-ка-ре-ку».

Проиграем – не беда

С шуткой мы пришли сюда.

На любой вопрос ответ

Никогда не скажем, нет.

И хоть дрожат колени от волнения,

Готовы мы с лисой к сражению.

Команда «Лиса Патрикеевна».

И знают все давным – давно,

И всем давно известно.

Мы очень любим петушков,

Ах, как они прелестны!

Ну, в бой так в бой,

Но уговор:

Давайте драться честно!

Условия игры такие: за правильный ответ команда получает кирпичик (прямоугольник из цветной бумаги), а в конце игры каждая команда выложит из заработанных кирпичиков дорожку. Чья дорожка окажется длиннее. Та команда и победит.

Итак, разминка.  Назовите сказки, где героем является лиса. Участники каждой команды по очереди называют название одной сказки. Побеждает команда, давшая ответ последней. («Колобок», «Лиса и петух». «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Лиса и тетерев», «Проказница лиса», «Лиса и рак»,  «Как лиса училась летать» и другие). Подведение итогов.

Первый конкурс «Сказки просят».

«Сказки просят: А сейчас, вы друзья, узнайте нас». Послушайте стихотворение о сказочном герое и назовите название сказки. (Для каждой команды по три стихотворения).

Зимою он на проруби,

Хвостом рыбачить пробовал.

И выбиваясь из последних сил

Лисицу на себе возил.

(Волк. «Лиса и волк»).

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?

(Семеро козлят. «Волк и семеро козлят)

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая

Голубая речка.

Все нам помогали,

Все нас укрывали,

К матушке и батюшке

Мы домой попали.

Кто унес братишку?

Назовите книжку.

 (Гуси – Лебеди. «Гуси – Лебеди»).

Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без посказки

Кто герои этой сказки?

 (Три медведя. «Три медведя»)

Колотил да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Журавль. «Лиса и журавль»).

Ах ты, Петя, простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Петух. «Петушок – золотой гребешок»)

Подведение итогов.

Воспитатель: А наш путь в сказку лежит дальше. И чем дальше в сказку, тем больше чудес. Вот, например,  сказочная почта. Во многих сказках сказочные герои переписываются, посылают послания. Вот с этим нам сейчас предстоит разобраться.

Второй конкурс.

Воспитатель: Я вам прочитаю телеграммы, а вы должны сказать, герой какой сказки мог её прислать.

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Скоро буду у вас. (Колобок)

Петуха спас. Сидит дома. (Кот).

Спасите, нас съел волк. (Семеро козлят).

У меня не усы, а усищи,

Не лапы, а лапищи. (Заяц – хваста).

Подведение итогов.

Мы с вами только что побывали на сказочной почте. Вы оказались неплохими почтальонами. Хорошо потрудились. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей игры. И попали мы в сказочный лес. Животные леса хотят проверить, а сможете ли вы повторить всё что они вам скажут. Участники игры встают в круг.

Физкультурная минутка.

Только в лес мы вошли, появились комары.

(Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.)

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

(Руки за голову кладем и вразвалочку идем).

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса,

Мы лисичку обхитрим – на носочках пробежим.

Зайчик быстро скачет в поле.

Подражаем мы зайчишке непоседы – шалунишки.

Но закончилась игра, и работать нам пора.

Третий конкурс.

И вновь нас зовет к себе сказка. Представьте, что мы находимся в картинной сказочной галерее. По картинкам угадайте сказки. (Детям предлагаются иллюстрации к сказкам.)

Подведение итога.

Четвертый конкурс.

Детям предлагается по одной иллюстрации к сказке «Колобок», встреча Медведя и Колобка, иллюстрации выполнены разными художниками.

Задание: Расскажите изображенный сюжет сказки с учетом особенностей своих рисунков.

Подведение итогов.

Кому из нас не хотелось бы побывать в мире сказки, где стоит терем теремок, изукрашенный разными хитростями, где цветут дивные цветы, а на посылках у малых ребятишек служит серый волк да медведь косолапый. Пойдемте к терему и скажем громким голосом:

-Терем, теремок! Кто в тереме живёт, кто в хоромах, кто высоких?

Пятый конкурс.

Я думаю, что в теремке жили вот эти животные:

  1. Заяц
  2. Лиса
  3. Ёж
  4. Лягушка (Выставляются рисунки животных)

А нет ли здесь кого лишнего?

Я думаю, что по дороге Колобок встретил этих животных:

  1. Зайца
  2. Медведя
  3. Лису
  4. Кота

А кто здесь лишний?

Шестой конкурс.

Детям выдают наборы готовых геометрических фигур и образец.

Задание: Из предложенного набора геометрических фигур по образцу, сделать аппликацию петуха. Подведение итогов. Дети выкладывают дорожку из «заработанных» кирпичиков.

Награждение победителей.

Русские народные сказки про кота 

Используемые источники:

http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev/
http://mdou12.ucoz.ru/Konkurs/2_skazochnye_fizminutki.pdf

http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-skazochnyh-geroev

Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область

© Pavel_Demin/Shutterstock/FOTODOM

Пожалуй, один из самых частых вопросов накануне Нового года — «А чей год наступает?». Люди могут верить или не верить в гороскоп, однако многие, не вдаваясь в тонкости восточных традиций, несмотря на все разъяснения про даты китайского Нового года, в ночь на 1 января ставят на почетное место припасенную фигурку символа года, в новогоднюю ночь стараются одеться в цвета того самого животного и проанализировать, какой у него характер, чтобы составить собственный прогноз на наступающий год

Конечно, большинство даже тех, кто исполняет подобные современные «обряды», относятся к этому с большой долей иронии и считают наивным следованием моде, но, если посмотреть чуть глубже в историю, окажется, что такое поведение ничуть не противоречит народной традиции внедрять в повседневную жизнь и культуру понравившиеся чужеземные символы, традиции, легенды, при этом часто трактуя их по-своему. А желание одеться в стиле какого-либо животного не удивило бы ни шаманов, которые использовали образы зверей в своих обрядах, ни ряженых, колядовавших в Святки.

Львы, слоны, единороги

То, как воспринимали, например, тигра, который в наступающем году выходит на первый план, а также его звериных «родственников» и «конкурентов», нагляднее всего отражается в предметах народного искусства.

С древних времен в культуре народов России появлялись образы невиданных зверей и птиц, под определение которых подпадали как сказочные существа, так и реальные экзотические животные, о которых знали только по пересказам и картинкам.

Львы, слоны, единороги, драконы, павлины, сирины и алконосты приходили из старинных былин, а с распространением христианской культуры — со страниц иллюстрированных рукописных книг, с изображениями на фресках и белокаменной резьбе, которые воплощали иностранные архитекторы и мастера, с рассказами путешественников и купцов, побывавших в дальних странах.

Дверь в избу с изображением льва, Архангельская область, Шенкурский район, вторая половина XIX века Российский этнографический музей

Дверь в избу с изображением льва, Архангельская область, Шенкурский район, вторая половина XIX века

© Российский этнографический музей

«Если говорить про европейскую часть России, то поиск истоков многих изображений и фантастических животных, и экзотических зверей уйдет в Средневековье. Если образы животных, характерных для лесной зоны, изображения разнообразных птиц, копытных животных — коней, оленей — существуют давно и находят выражение в разной форме, то появление всяческих экзотических изображений связано с влиянием книжной, христианской культуры», — рассказала Валентина Кузнецова, специалист отдела этнографии русского народа.

Как раз сейчас в Российском этнографическом музее проходит выставка «Вселенский бестиарий», которая знакомит в том числе с заморскими животными в русской культуре. Куратом выставки и выступает Кузнецова.

«Мы вместе с византийским влиянием, влиянием Ближнего Востока, появлением каменного зодчества, знаменитых храмов Владимиро-Суздальской земли с удивительной тонкости работы рельефами видим, как появляются изображения не только святых, но и изображения объектов растительного и животного мира, которые очень сильно отличаются от того, что человек видел в эпоху Средневековья на территории Руси,» — констатирует ученая.

Царь зверей и его родственники

Одним из самых богатых древних собраний образов экзотических животных Древней Руси считается храмовый декор Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском Владимирской области.

Георгиевский собор, Юрьев-Польский, Владимирская область Sergei Afanasev/Shutterstock/FOTODOM

Георгиевский собор, Юрьев-Польский, Владимирская область

© Sergei Afanasev/Shutterstock/FOTODOM

«В древнерусском искусстве изображения экзотических животных есть. В иконописи тоже встречаются, и это связано с библейскими историями. Если смотреть допетровское время, это владимиро-суздальская белокаменная резьба. Там можно и слона увидеть, и льва, и крокодила», — рассказала Наталья Ковалева, завотделом народного искусства Русского музея.

На стенах храма рельефный декор, который вырезался по готовой белокаменной кладке. Среди фигур — святые, воины-всадники, птицы, животные, растительные мотивы.

Понять, что обозначали изображения диковинных существ, невозможно было без пояснений, которые содержались в книгах или передавались устно.

Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область SERGEI BALDIN/Shutterstock/FOTODOM

Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область

© SERGEI BALDIN/Shutterstock/FOTODOM

В древнерусских книгах зооморфные персонажи иллюстрировали религиозные догматы. Животные наделялись символическим значением религиозного и нравоучительного характера, а особенности их поведения или внешности трактовались как аллегории христианских добродетелей или грехов.

Какие-то легенды, основанные на библейских сюжетах, приходили из Византии и Европы, а потом на их основе появлялись местные трактовки и превращались в сказки. Например, у народов Северо-Запада России бытовали легенды о спасении Ноева ковчега львом и кошкой.

Этнографы приводят сказку Вологодской губернии: «Окаянному нужно было потопить ковчег; и вот когда вода глубоко покрыла всю землю, окаянный вошел в собаку, собака чихнула и вычихнула мышь, мышь стала грызть дно ковчега; увидел это лев-зверь и чихнул и вычихнул кошку. Кошка съела мышь, и не погиб ковчег».

Похожую легенду о том, как лев произвел кошку из шерсти всех животных, рассказывали в Архангельской губернии. Спасшего ковчег льва стали считать царем зверей.

Лев вообще был одним из любимых персонажей в русском народном искусстве, он был олицетворением власти, воинской доблести, храбрости, благородства, справедливости и великодушия. При этом часто его изображали не злым и грозным хищником, а добродушным большим котом с гривой, и он служил талисманом и оберегом.

Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область Irina Burmistrova/Shutterstock/FOTODOM

Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область

© Irina Burmistrova/Shutterstock/FOTODOM

«Лев — одно из наиболее ранних изображений экзотического животного и одно из самых часто встречающихся. От века XII до нового времени мы увидим развитие этого образа. Если изначально это элитарная культура, церковное искусство, ювелирные изделия — не рядового характера, а требующие высокого мастерства, также оно фигурирует в книжной миниатюре, различных средневековых бестиариях, то уже к XIX веку мы этот образ будем часто фиксировать в народном искусстве — в росписи по дереву или архитектурной резьбе», — отметила Кузнецова.

Изображение льва можно найти как в отделке трона царя Алексея Михайловича в XVII веке, так и в росписи, резьбе фронтонов крестьянских домов, на шкафах, сундуках, прялках, вальках (брусках с рукояткой для катания и выбивания белья при стирке), рубелях (ребристых досках для глажения), конских дугах, полотенцах, пряничных формах и других бытовых предметах.

Полосы черны, губы как у кота, а голосом страшен

Остальные представители семейства кошачьих, включая самих котов, не получили широкого распространения в прикладном народном искусстве, хотя сведения о них доходили до Руси, но не в виде легенд, а как описание реальных зверей.

Крупных хищников этого типа — барсов, пантер, ягуаров и тигров — объединяло общее название «бабр». Это слово заимствовано из персидского языка, поскольку и знания об этих зверях пришли с Ближнего Востока.

В XVII веке купец Федот Котов, совершивший путешествие в Персию, подробно описывал тигра, которого увидел живьем в зверинце шаха: «А что в Казбине зверь бабр величеством болши лва, а шерстью глиннаст, а шерсть ниска, а по нем полосы черны поперег. А губы что у кота и прыск котовои. А сам черевист, ноги коротки, а длиною долог, а голосом велик и страшен, ногти что у льва!»

Из пояснения исследователей становится понятно, что в описании купца тигр больше льва, с шерстью цвета глины и поперечными черными полосами, с усами и повадками как у кота, при этом он пузатый, с короткими ногами, длинным телом и огромными когтями.

Возможно, Котов был не единственным, кто видел живьем зверя бабра, но внешнего описания было мало, чтобы тигр стал героем русского быта, поэтому он появился в предметах народного искусства гораздо позже, когда уже было доступно его наглядное изображение, позволяющее оценить красоту животного.

Памятник бабру в Иркутске alenvl/Shutterstock/FOTODOM

«В русском народном искусстве тигра нет. Если брать уже современное народное искусство, то образ тигра можно встретить в изделиях Гжели — сейчас к новогодним праздникам они делают и дракончиков, и тигрят, но это уже современные изделия. Тигра можно встретить в современных изделиях резной кости, например вырезанных из моржового бивня. Есть изображение тигра в каслинском чугунном литье под Челябинском, можно тигра найти в лаковой миниатюре Палеха. Но тигры в народном искусстве появляются уже ближе к XX веку. Для русской традиции это несвойственно», — пояснила Наталья Ковалева.

Даже само слово «бабр», обозначавшее тигра, в европейской части России со временем забылось, и это сыграло злую шутку с символом на гербе города Иркутска. Краеведы рассказывают историю о том, как в 1790 году императрица Екатерина II утвердила герб Иркутска с изображением тигра с соболем в зубах, но в описании герба тигр на местном наречии был упомянут как бабр.

При очередном утверждении герба города уже в конце XIX века петербургский чиновник не понял, о ком речь, и исправил букву в слове бабр, чтобы получилось знакомое «бобр». Из-за этого художникам пришлось пририсовать существующему тигру бобровый хвост и перепончатые лапы. Ошибка в написании была исправлена в 1997 году, но внешний вид загадочного «бабра» так и остался в геральдике.

Русский народный слон

Геральдика в XVIII веке стала еще одним источником проникновения зооморфных персонажей из других культур в русские народные изделия.

«В народном искусстве важным источником по образам экзотических животных была книга, очень популярная с петровского времени, — «Символы и эмблематы». Там были и пеликаны, и слоны, и верблюды. В этой книге не просто были изображения животных, но еще и у каждого был свой девиз. И вот эти девизы и сами изображения животных очень активно использовались в народном искусстве. И верблюдов, и крокодилов, и слонов можно встретить в народных вышивках, а в изразцах изображения точно брались из символов и эмблематов, даже с подписями», — объяснила Ковалева.

Сборник изображений символов и эмблем, составленный Яном Тесингом и Ильей Копиевским по указу Петра I, был напечатан в 1705 году в Амстердаме.

Составители отобрали на основе двух книг француза Даниэля де ла Фея 840 рисунков-эмблем, среди которых детали, заимствованные из мифов и легенд, изображения хорошо известных исторических персонажей, старые алхимические и оккультные символы, сюжеты из бестиариев. Рядом с изображениями они разместили пояснения к эмблемам.

Рельеф слона на стене Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область Borisb17/Shutterstock/FOTODOM

Рельеф слона на стене Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область

© Borisb17/Shutterstock/FOTODOM

Эмблемы из книги активно использовались для изображений на триумфальных арках, на транспарантах во время фейерверков, при составлении разнообразных гербов, для инкрустаций мебели, служили образцами для резчиков кости, а потом перекочевали и в вышивку», — говорит Ковалева.

При этом чаще всего мастера самих животных не видели, а ориентировались на изображения в книге.

«Не всегда у них и сама книга была под рукой — были случаи, когда уже из книги «Символы и эмблематы» что-то перерисовывалось, использовалось в народном искусстве, и уже с этого перерисованного мастер брал за образец для своего произведения, поэтому в вышитых изделиях мы уже с трудом можем угадать верблюда, слона, но они узнаваемые», — заключает эксперт.

К образам слонов, которых знали только по описаниям, народные мастера возвращались в разные века, но воплотить их как в XII веке, так и в XVIII было сложно, потому что на словах рассказать, что собой представляет этот заморский гигант, удавалось с трудом.

Даже в XVIII веке люди, видевшие слона, едва находили подходящие слова для его описания. В «Повести риторической о встрече в Mocкве слона персидского» Андрей Денисов написал, что слон «толстотелесен, великоглав, черновиден, горбоспинен, ступанием медведоподобен», а «уши имея велики, яко заслоны печныя».

Как изобразить того, кого нельзя называть

Причины, почему одни животные «прижились» в народном быту и часто воплощались в произведениях искусства, а другие хотя и были знакомы, но почти не использовались, как признаются сами ученые, назвать трудно — эту тему еще предстоит исследовать, причем с привлечением многих дисциплин.

«Если мы обратимся к народной культуре, мы увидим, что существует огромное количество поверий, связанных с животными, но далеко не все они изображаются. Есть целый комплекс представлений, связанный с различными гадами, насекомыми, мышами, но все они практически не изображаются ни в одном из материалов», — говорит Кузнецова.

И если нежелание создавать образы животных, несущих в себе негатив, можно понять, то долгое отсутствие в народном искусстве изображений того же медведя сложно объяснить.

Русские народные сказки про кота

«С медведем, если мы говорим про русское население, про финно-угорские народы, у которых большой комплекс представлений связан с этим животным, то в обозримых этнографических реалиях у нас не будет его изображения. Медведь будет представлен в металлической пластике эпохи Средневековья, характерной для населения Волго-Камья, но для Нового времени изображение этого животного уходит. Он не отражен в вышивке. Если он появляется в виде керамических или деревянных фигурок, то уже как элемент художественного промысла — это богородская резьба, это изделия, оторванные от мифологической истории, и возникли они относительно недавно. Как и в истории с Гжелью и тигром, здесь в конце XIX — начале XX века мы будем фиксировать художественные промыслы, где изображение медведя будет представлено, но это уже художественный замысел, выполненный в традиции», — отметила Кузнецова.

С медведем, которого всегда воспринимали как самого крупного, самого значимого зверя — «хозяина», в народной культуре связано много поверий и запретов, даже на произнесение его имени. Он присутствовал, хотя тоже почти незримо, в обрядах, среди которых одним из самых живучих оказалось ряжение на святки.

«В ряжении зооморфные персонажи — в числе самых популярных. Тот же медведь, который не изображался в народном искусстве, но существовал как персонаж театрализованного действа. Часто детализация в облике ряженых не присутствовала, но то, что это медведь, определялось по повадкам ряженого — по интонациям, характеру его поведения. Сам костюм мог составлять просто вывернутую шубу», — пояснила этнограф.

Кто хозяин в лесу — тигр или медведь?

Интересна роль медведя на примере культуры народов Восточной Сибири, где его образ соседствовал и в какой-то степени и «конкурировал» с тигром.

«Для народов Сибири что медведь, что тигр — это животные — хозяева лесных массивов, очень значимые зооморфные персонажи. Это или фигуры, связанные с шаманской практикой, или с лечебно-промысловыми практиками, но это обрядовая культовая сфера, совершенно не рядовая», — пояснила Кузнецова.

Фигурка тигра — лечебный предмет шаманского культа, Приморская область, река Амур Российский этнографический музей

Фигурка тигра — лечебный предмет шаманского культа, Приморская область, река Амур

© Российский этнографический музей

Медведь у народов лесной зоны Сибири считался подобным человеку, поэтому его называли «отец», «дядя», «дедушка», «мать», «бабушка», почитали как хозяина леса, гор и зверей. У некоторых народов медведь или медведица рассматривались как предки человеческого рода, другие считали его покровителем домашнего очага и душ людей, охранителем от злых духов и болезней.

Чтобы прогонять болезни, фигурки медведей из дерева или соломы использовались в шаманских обрядах, с такими же целями создавались деревянные и соломенные изображения тигров. Порой они были довольно примитивными, похожими, скорее, на рептилию: представляли собой плоский кусок дерева, у которого с одной стороны выточены очертания головы, а с другой — длинный заостренный хвост.

В других случаях это был и вовсе пучок соломы, перевязанный в нескольких местах, чтобы обозначить голову, туловище и лапы. Но были и более точные скульптурные изображения тигров — на четырех лапах, с пастью и полосками на боках. Эти животные использовались и в шаманском костюме, который отражал представления о мироздании и о божественной силе тигра.

Фигурка тигра — проводника по мирам, предмет шаманского культа, Уссурийский край, начало ХХ века Российский этнографический музей

Фигурка тигра — проводника по мирам, предмет шаманского культа, Уссурийский край, начало ХХ века

© Российский этнографический музей

«Тигр для народов Дальнего Востока и Восточной Сибири — животное очень значимое. Он воспринимается и как хозяин лесного пространства, и как животное, которое обладает невероятной мудростью, может воспринимать человеческую речь. С тигром связана масса представлений тотемного характера, распространены легенды о браке между тигром и женщиной, и в результате этого союза рождается родоначальник рода. Существовал комплекс запретов на убийство тигра, то есть если это животное не угрожает жизни человека, то убивать его запрещалось, и охотник, даже встретив следы тигра, с пиететом относился к ним, не мог на них наступать», — рассказала Кузнецова.

Кружевной трактор

Изображения животных — и сказочных, и реальных — присутствуют в народной культуре во все времена, от древности до современности. У каждого было свое значение, свое «настроение».

Одни проходят многовековую историю, другие появляются на короткий промежуток времени, а затем забываются, сменяются более актуальными образами, причем не всегда одушевленными. Мода тоже не остается незамеченной в народном искусстве, хотя иногда получает неожиданное преломление.

Изразец с изображением единорога, Вологодская губерния, Сольвычегодск, вторая половина XVII века Российский этнографический музей

Изразец с изображением единорога, Вологодская губерния, Сольвычегодск, вторая половина XVII века

© Российский этнографический музей

«Народная культура — явление очень интересное. С одной стороны, мы видим, что сохраняются очень архаичные образы, композиции. В то же время проникновение новых изображений, новых орнаментальных приемов все равно фиксируется, хотя порой это не очень динамичное явление по сравнению с нашим стремительным XXI веком», — отмечает Кузнецова, подчеркивая, что в народной культуре отражаются самые разные пласты.

«У нас есть набор архаических образов, которые воспроизводятся в народном искусстве на протяжении веков, но в разное время с ними начинают соседствовать другие образы, у каждого есть определенная ниша, определенные особенности, традиции его изображения. Если посмотрим на XX век, то увидим, что в традиционном искусстве начинают появляться какие-то признаки времени, в котором человек находится. То есть на росписях появляются изображения часов, а в какой-то момент и атрибуты электрификации, модернизации — тракторы в вологодском коклюшечном кружеве. То есть традиционное искусство не отрицает мир, в котором оно существует,» — заключает ученая.

Екатерина Андреева

  • Русские народные сказки про жадность
  • Русские народные сказки про бабу ягу читать
  • Русские народные сказки план 5 класс литература
  • Русские народные сказки переделанные на современный лад
  • Русские народные сказки оформление сказки