Литературная игра «Угадай – ка»
Русские народные сказки о животных.
Составила: Чернявская Светлана Александровна.
Учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа городского поселения «Рабочий посёлок Октябрьский» Ванинского муниципального района Хабаровского края
Целевая аудитория: возраст 6-7 лет.
Аннотация: данное мероприятие поможет в занимательной форме вспомнить русские народные сказки о животных.
Цель: закрепление знаний детей о русской народной сказке.
Задачи: а) учить отвечать на вопросы по содержанию произведения; учить работать в группах, слушать своих товарищей; формировать умение понимать главную идею народной сказки
б) развивать интерес к художественной литературе, чтению; развивать речевые умения при пересказывании литературного произведения; развивать мышление, фантазию, воображение.
в) прививать любовь к чтению; воспитывать вдумчивого читателя; воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки.
Планируемые результаты: проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок
Предварительная работа: чтение русских народных сказок о животных; рассматривание иллюстраций по теме «Русские народные сказки»; иллюстрирование понравившихся сказок; подготовка ребенка для инсценировки диалога внука и бабушки.
Оборудование: выставка книг «Русские народные сказки», выставка детских рисунков, аппликаций на тему: «Моя любимая сказка о животных», рисунки животных для 5 конкурса, клей, альбомные листы, наборы геометрических фигур.
Ход игры.
Воспитатель: Сегодня мы собрались с вами вместе, чтобы вспомнить русские народные сказки и сыграть в игру «Угадай — ка». Рассказывание сказок – старинный обычай, и ему следовали и в курной избе, и в княжеских теремах, и в царских палатах. Послушайте диалог и скажите, какие бывают сказки?
(Внук – подготовленный ребенок, бабушка – воспитатель). Внук и бабушка ведут беседу.
Внук: Бабушка, расскажи мне сказку.
Бабушка: А какую хочешь сказку, внучек?
Внук: Бабушка, а разве сказки бывают разные?
Бабушка: Есть сказки волшебные, они все могут. Превратить лебедя в девицу, лягушку в царевну, комара в молодца.
Внук: А есть сказки про зверей.
Бабушка: Правильно – это сказки про животных в них нет волшебных превращений.
Внук: Но эти сказки забавные, в них животные разговаривают.
Бабушка: А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки.
Воспитатель: Так какие же бывают сказки? (Ответы детей). Сегодня мы вспомним русские народные сказки о животных. А кто написал эти сказки? (После ответов детей воспитатель делает обобщение). Сказки придумывали простые трудовые люди: пахари, охотники, рыбаки, няньки, пастухи.… Сами сказочники сказки не записывали, они в основном были люди неграмотные. Сказочники сохраняли сказки в памяти и пересказывали их. Записью народных сказок позже занялись ученые и собиратели сказок. Они находили сказочников и записывали их сказки. О сказке прошедшей такой путь мы говорим она «народная» потому что множество людей внесло в нее что-то свое.
(На фоне загадочной музыки воспитатель читает стихи).
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски….
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
В сказку нас поведут две команды: «Ку-ка-ре-ку» и «Лисы Патрикеевны». Поприветствуйте друг друга.
Команда «Ку-ка-ре-ку».
Проиграем – не беда
С шуткой мы пришли сюда.
На любой вопрос ответ
Никогда не скажем, нет.
И хоть дрожат колени от волнения,
Готовы мы с лисой к сражению.
Команда «Лиса Патрикеевна».
И знают все давным – давно,
И всем давно известно.
Мы очень любим петушков,
Ах, как они прелестны!
Ну, в бой так в бой,
Но уговор:
Давайте драться честно!
Условия игры такие: за правильный ответ команда получает кирпичик (прямоугольник из цветной бумаги), а в конце игры каждая команда выложит из заработанных кирпичиков дорожку. Чья дорожка окажется длиннее. Та команда и победит.
Итак, разминка. Назовите сказки, где героем является лиса. Участники каждой команды по очереди называют название одной сказки. Побеждает команда, давшая ответ последней. («Колобок», «Лиса и петух». «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Лиса и тетерев», «Проказница лиса», «Лиса и рак», «Как лиса училась летать» и другие). Подведение итогов.
Первый конкурс «Сказки просят».
«Сказки просят: А сейчас, вы друзья, узнайте нас». Послушайте стихотворение о сказочном герое и назовите название сказки. (Для каждой команды по три стихотворения).
Зимою он на проруби,
Хвостом рыбачить пробовал.
И выбиваясь из последних сил
Лисицу на себе возил.
(Волк. «Лиса и волк»).
Ждали маму с молоком, |
(Семеро козлят. «Волк и семеро козлят) |
Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая
Голубая речка.
Все нам помогали,
Все нас укрывали,
К матушке и батюшке
Мы домой попали.
Кто унес братишку?
Назовите книжку.
(Гуси – Лебеди. «Гуси – Лебеди»).
Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без посказки
Кто герои этой сказки?
(Три медведя. «Три медведя»)
Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Журавль. «Лиса и журавль»).
Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Петух. «Петушок – золотой гребешок»)
Подведение итогов.
Воспитатель: А наш путь в сказку лежит дальше. И чем дальше в сказку, тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Во многих сказках сказочные герои переписываются, посылают послания. Вот с этим нам сейчас предстоит разобраться.
Второй конкурс.
Воспитатель: Я вам прочитаю телеграммы, а вы должны сказать, герой какой сказки мог её прислать.
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Скоро буду у вас. (Колобок)
Петуха спас. Сидит дома. (Кот).
Спасите, нас съел волк. (Семеро козлят).
У меня не усы, а усищи,
Не лапы, а лапищи. (Заяц – хваста).
Подведение итогов.
Мы с вами только что побывали на сказочной почте. Вы оказались неплохими почтальонами. Хорошо потрудились. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей игры. И попали мы в сказочный лес. Животные леса хотят проверить, а сможете ли вы повторить всё что они вам скажут. Участники игры встают в круг.
Физкультурная минутка.
Только в лес мы вошли, появились комары.
(Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.)
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
(Руки за голову кладем и вразвалочку идем).
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим – на носочках пробежим.
Зайчик быстро скачет в поле.
Подражаем мы зайчишке непоседы – шалунишки.
Но закончилась игра, и работать нам пора.
Третий конкурс.
И вновь нас зовет к себе сказка. Представьте, что мы находимся в картинной сказочной галерее. По картинкам угадайте сказки. (Детям предлагаются иллюстрации к сказкам.)
Подведение итога.
Четвертый конкурс.
Детям предлагается по одной иллюстрации к сказке «Колобок», встреча Медведя и Колобка, иллюстрации выполнены разными художниками.
Задание: Расскажите изображенный сюжет сказки с учетом особенностей своих рисунков.
Подведение итогов.
Кому из нас не хотелось бы побывать в мире сказки, где стоит терем теремок, изукрашенный разными хитростями, где цветут дивные цветы, а на посылках у малых ребятишек служит серый волк да медведь косолапый. Пойдемте к терему и скажем громким голосом:
-Терем, теремок! Кто в тереме живёт, кто в хоромах, кто высоких?
Пятый конкурс.
Я думаю, что в теремке жили вот эти животные:
- Заяц
- Лиса
- Ёж
- Лягушка (Выставляются рисунки животных)
А нет ли здесь кого лишнего?
Я думаю, что по дороге Колобок встретил этих животных:
- Зайца
- Медведя
- Лису
- Кота
А кто здесь лишний?
Шестой конкурс.
Детям выдают наборы готовых геометрических фигур и образец.
Задание: Из предложенного набора геометрических фигур по образцу, сделать аппликацию петуха. Подведение итогов. Дети выкладывают дорожку из «заработанных» кирпичиков.
Награждение победителей.
Используемые источники:
http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev/
http://mdou12.ucoz.ru/Konkurs/2_skazochnye_fizminutki.pdf
http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-skazochnyh-geroev
Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область
© Pavel_Demin/Shutterstock/FOTODOM
Пожалуй, один из самых частых вопросов накануне Нового года — «А чей год наступает?». Люди могут верить или не верить в гороскоп, однако многие, не вдаваясь в тонкости восточных традиций, несмотря на все разъяснения про даты китайского Нового года, в ночь на 1 января ставят на почетное место припасенную фигурку символа года, в новогоднюю ночь стараются одеться в цвета того самого животного и проанализировать, какой у него характер, чтобы составить собственный прогноз на наступающий год
Конечно, большинство даже тех, кто исполняет подобные современные «обряды», относятся к этому с большой долей иронии и считают наивным следованием моде, но, если посмотреть чуть глубже в историю, окажется, что такое поведение ничуть не противоречит народной традиции внедрять в повседневную жизнь и культуру понравившиеся чужеземные символы, традиции, легенды, при этом часто трактуя их по-своему. А желание одеться в стиле какого-либо животного не удивило бы ни шаманов, которые использовали образы зверей в своих обрядах, ни ряженых, колядовавших в Святки.
Львы, слоны, единороги
То, как воспринимали, например, тигра, который в наступающем году выходит на первый план, а также его звериных «родственников» и «конкурентов», нагляднее всего отражается в предметах народного искусства.
С древних времен в культуре народов России появлялись образы невиданных зверей и птиц, под определение которых подпадали как сказочные существа, так и реальные экзотические животные, о которых знали только по пересказам и картинкам.
Львы, слоны, единороги, драконы, павлины, сирины и алконосты приходили из старинных былин, а с распространением христианской культуры — со страниц иллюстрированных рукописных книг, с изображениями на фресках и белокаменной резьбе, которые воплощали иностранные архитекторы и мастера, с рассказами путешественников и купцов, побывавших в дальних странах.
Дверь в избу с изображением льва, Архангельская область, Шенкурский район, вторая половина XIX века
© Российский этнографический музей
«Если говорить про европейскую часть России, то поиск истоков многих изображений и фантастических животных, и экзотических зверей уйдет в Средневековье. Если образы животных, характерных для лесной зоны, изображения разнообразных птиц, копытных животных — коней, оленей — существуют давно и находят выражение в разной форме, то появление всяческих экзотических изображений связано с влиянием книжной, христианской культуры», — рассказала Валентина Кузнецова, специалист отдела этнографии русского народа.
Как раз сейчас в Российском этнографическом музее проходит выставка «Вселенский бестиарий», которая знакомит в том числе с заморскими животными в русской культуре. Куратом выставки и выступает Кузнецова.
«Мы вместе с византийским влиянием, влиянием Ближнего Востока, появлением каменного зодчества, знаменитых храмов Владимиро-Суздальской земли с удивительной тонкости работы рельефами видим, как появляются изображения не только святых, но и изображения объектов растительного и животного мира, которые очень сильно отличаются от того, что человек видел в эпоху Средневековья на территории Руси,» — констатирует ученая.
Царь зверей и его родственники
Одним из самых богатых древних собраний образов экзотических животных Древней Руси считается храмовый декор Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском Владимирской области.
Георгиевский собор, Юрьев-Польский, Владимирская область
© Sergei Afanasev/Shutterstock/FOTODOM
«В древнерусском искусстве изображения экзотических животных есть. В иконописи тоже встречаются, и это связано с библейскими историями. Если смотреть допетровское время, это владимиро-суздальская белокаменная резьба. Там можно и слона увидеть, и льва, и крокодила», — рассказала Наталья Ковалева, завотделом народного искусства Русского музея.
На стенах храма рельефный декор, который вырезался по готовой белокаменной кладке. Среди фигур — святые, воины-всадники, птицы, животные, растительные мотивы.
Понять, что обозначали изображения диковинных существ, невозможно было без пояснений, которые содержались в книгах или передавались устно.
Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область
© SERGEI BALDIN/Shutterstock/FOTODOM
В древнерусских книгах зооморфные персонажи иллюстрировали религиозные догматы. Животные наделялись символическим значением религиозного и нравоучительного характера, а особенности их поведения или внешности трактовались как аллегории христианских добродетелей или грехов.
Какие-то легенды, основанные на библейских сюжетах, приходили из Византии и Европы, а потом на их основе появлялись местные трактовки и превращались в сказки. Например, у народов Северо-Запада России бытовали легенды о спасении Ноева ковчега львом и кошкой.
Этнографы приводят сказку Вологодской губернии: «Окаянному нужно было потопить ковчег; и вот когда вода глубоко покрыла всю землю, окаянный вошел в собаку, собака чихнула и вычихнула мышь, мышь стала грызть дно ковчега; увидел это лев-зверь и чихнул и вычихнул кошку. Кошка съела мышь, и не погиб ковчег».
Похожую легенду о том, как лев произвел кошку из шерсти всех животных, рассказывали в Архангельской губернии. Спасшего ковчег льва стали считать царем зверей.
Лев вообще был одним из любимых персонажей в русском народном искусстве, он был олицетворением власти, воинской доблести, храбрости, благородства, справедливости и великодушия. При этом часто его изображали не злым и грозным хищником, а добродушным большим котом с гривой, и он служил талисманом и оберегом.
Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область
© Irina Burmistrova/Shutterstock/FOTODOM
«Лев — одно из наиболее ранних изображений экзотического животного и одно из самых часто встречающихся. От века XII до нового времени мы увидим развитие этого образа. Если изначально это элитарная культура, церковное искусство, ювелирные изделия — не рядового характера, а требующие высокого мастерства, также оно фигурирует в книжной миниатюре, различных средневековых бестиариях, то уже к XIX веку мы этот образ будем часто фиксировать в народном искусстве — в росписи по дереву или архитектурной резьбе», — отметила Кузнецова.
Изображение льва можно найти как в отделке трона царя Алексея Михайловича в XVII веке, так и в росписи, резьбе фронтонов крестьянских домов, на шкафах, сундуках, прялках, вальках (брусках с рукояткой для катания и выбивания белья при стирке), рубелях (ребристых досках для глажения), конских дугах, полотенцах, пряничных формах и других бытовых предметах.
Полосы черны, губы как у кота, а голосом страшен
Остальные представители семейства кошачьих, включая самих котов, не получили широкого распространения в прикладном народном искусстве, хотя сведения о них доходили до Руси, но не в виде легенд, а как описание реальных зверей.
Крупных хищников этого типа — барсов, пантер, ягуаров и тигров — объединяло общее название «бабр». Это слово заимствовано из персидского языка, поскольку и знания об этих зверях пришли с Ближнего Востока.
В XVII веке купец Федот Котов, совершивший путешествие в Персию, подробно описывал тигра, которого увидел живьем в зверинце шаха: «А что в Казбине зверь бабр величеством болши лва, а шерстью глиннаст, а шерсть ниска, а по нем полосы черны поперег. А губы что у кота и прыск котовои. А сам черевист, ноги коротки, а длиною долог, а голосом велик и страшен, ногти что у льва!»
Из пояснения исследователей становится понятно, что в описании купца тигр больше льва, с шерстью цвета глины и поперечными черными полосами, с усами и повадками как у кота, при этом он пузатый, с короткими ногами, длинным телом и огромными когтями.
Возможно, Котов был не единственным, кто видел живьем зверя бабра, но внешнего описания было мало, чтобы тигр стал героем русского быта, поэтому он появился в предметах народного искусства гораздо позже, когда уже было доступно его наглядное изображение, позволяющее оценить красоту животного.
«В русском народном искусстве тигра нет. Если брать уже современное народное искусство, то образ тигра можно встретить в изделиях Гжели — сейчас к новогодним праздникам они делают и дракончиков, и тигрят, но это уже современные изделия. Тигра можно встретить в современных изделиях резной кости, например вырезанных из моржового бивня. Есть изображение тигра в каслинском чугунном литье под Челябинском, можно тигра найти в лаковой миниатюре Палеха. Но тигры в народном искусстве появляются уже ближе к XX веку. Для русской традиции это несвойственно», — пояснила Наталья Ковалева.
Даже само слово «бабр», обозначавшее тигра, в европейской части России со временем забылось, и это сыграло злую шутку с символом на гербе города Иркутска. Краеведы рассказывают историю о том, как в 1790 году императрица Екатерина II утвердила герб Иркутска с изображением тигра с соболем в зубах, но в описании герба тигр на местном наречии был упомянут как бабр.
При очередном утверждении герба города уже в конце XIX века петербургский чиновник не понял, о ком речь, и исправил букву в слове бабр, чтобы получилось знакомое «бобр». Из-за этого художникам пришлось пририсовать существующему тигру бобровый хвост и перепончатые лапы. Ошибка в написании была исправлена в 1997 году, но внешний вид загадочного «бабра» так и остался в геральдике.
Русский народный слон
Геральдика в XVIII веке стала еще одним источником проникновения зооморфных персонажей из других культур в русские народные изделия.
«В народном искусстве важным источником по образам экзотических животных была книга, очень популярная с петровского времени, — «Символы и эмблематы». Там были и пеликаны, и слоны, и верблюды. В этой книге не просто были изображения животных, но еще и у каждого был свой девиз. И вот эти девизы и сами изображения животных очень активно использовались в народном искусстве. И верблюдов, и крокодилов, и слонов можно встретить в народных вышивках, а в изразцах изображения точно брались из символов и эмблематов, даже с подписями», — объяснила Ковалева.
Сборник изображений символов и эмблем, составленный Яном Тесингом и Ильей Копиевским по указу Петра I, был напечатан в 1705 году в Амстердаме.
Составители отобрали на основе двух книг француза Даниэля де ла Фея 840 рисунков-эмблем, среди которых детали, заимствованные из мифов и легенд, изображения хорошо известных исторических персонажей, старые алхимические и оккультные символы, сюжеты из бестиариев. Рядом с изображениями они разместили пояснения к эмблемам.
Рельеф слона на стене Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область
© Borisb17/Shutterstock/FOTODOM
Эмблемы из книги активно использовались для изображений на триумфальных арках, на транспарантах во время фейерверков, при составлении разнообразных гербов, для инкрустаций мебели, служили образцами для резчиков кости, а потом перекочевали и в вышивку», — говорит Ковалева.
При этом чаще всего мастера самих животных не видели, а ориентировались на изображения в книге.
«Не всегда у них и сама книга была под рукой — были случаи, когда уже из книги «Символы и эмблематы» что-то перерисовывалось, использовалось в народном искусстве, и уже с этого перерисованного мастер брал за образец для своего произведения, поэтому в вышитых изделиях мы уже с трудом можем угадать верблюда, слона, но они узнаваемые», — заключает эксперт.
К образам слонов, которых знали только по описаниям, народные мастера возвращались в разные века, но воплотить их как в XII веке, так и в XVIII было сложно, потому что на словах рассказать, что собой представляет этот заморский гигант, удавалось с трудом.
Даже в XVIII веке люди, видевшие слона, едва находили подходящие слова для его описания. В «Повести риторической о встрече в Mocкве слона персидского» Андрей Денисов написал, что слон «толстотелесен, великоглав, черновиден, горбоспинен, ступанием медведоподобен», а «уши имея велики, яко заслоны печныя».
Как изобразить того, кого нельзя называть
Причины, почему одни животные «прижились» в народном быту и часто воплощались в произведениях искусства, а другие хотя и были знакомы, но почти не использовались, как признаются сами ученые, назвать трудно — эту тему еще предстоит исследовать, причем с привлечением многих дисциплин.
«Если мы обратимся к народной культуре, мы увидим, что существует огромное количество поверий, связанных с животными, но далеко не все они изображаются. Есть целый комплекс представлений, связанный с различными гадами, насекомыми, мышами, но все они практически не изображаются ни в одном из материалов», — говорит Кузнецова.
И если нежелание создавать образы животных, несущих в себе негатив, можно понять, то долгое отсутствие в народном искусстве изображений того же медведя сложно объяснить.
«С медведем, если мы говорим про русское население, про финно-угорские народы, у которых большой комплекс представлений связан с этим животным, то в обозримых этнографических реалиях у нас не будет его изображения. Медведь будет представлен в металлической пластике эпохи Средневековья, характерной для населения Волго-Камья, но для Нового времени изображение этого животного уходит. Он не отражен в вышивке. Если он появляется в виде керамических или деревянных фигурок, то уже как элемент художественного промысла — это богородская резьба, это изделия, оторванные от мифологической истории, и возникли они относительно недавно. Как и в истории с Гжелью и тигром, здесь в конце XIX — начале XX века мы будем фиксировать художественные промыслы, где изображение медведя будет представлено, но это уже художественный замысел, выполненный в традиции», — отметила Кузнецова.
С медведем, которого всегда воспринимали как самого крупного, самого значимого зверя — «хозяина», в народной культуре связано много поверий и запретов, даже на произнесение его имени. Он присутствовал, хотя тоже почти незримо, в обрядах, среди которых одним из самых живучих оказалось ряжение на святки.
«В ряжении зооморфные персонажи — в числе самых популярных. Тот же медведь, который не изображался в народном искусстве, но существовал как персонаж театрализованного действа. Часто детализация в облике ряженых не присутствовала, но то, что это медведь, определялось по повадкам ряженого — по интонациям, характеру его поведения. Сам костюм мог составлять просто вывернутую шубу», — пояснила этнограф.
Кто хозяин в лесу — тигр или медведь?
Интересна роль медведя на примере культуры народов Восточной Сибири, где его образ соседствовал и в какой-то степени и «конкурировал» с тигром.
«Для народов Сибири что медведь, что тигр — это животные — хозяева лесных массивов, очень значимые зооморфные персонажи. Это или фигуры, связанные с шаманской практикой, или с лечебно-промысловыми практиками, но это обрядовая культовая сфера, совершенно не рядовая», — пояснила Кузнецова.
Фигурка тигра — лечебный предмет шаманского культа, Приморская область, река Амур
© Российский этнографический музей
Медведь у народов лесной зоны Сибири считался подобным человеку, поэтому его называли «отец», «дядя», «дедушка», «мать», «бабушка», почитали как хозяина леса, гор и зверей. У некоторых народов медведь или медведица рассматривались как предки человеческого рода, другие считали его покровителем домашнего очага и душ людей, охранителем от злых духов и болезней.
Чтобы прогонять болезни, фигурки медведей из дерева или соломы использовались в шаманских обрядах, с такими же целями создавались деревянные и соломенные изображения тигров. Порой они были довольно примитивными, похожими, скорее, на рептилию: представляли собой плоский кусок дерева, у которого с одной стороны выточены очертания головы, а с другой — длинный заостренный хвост.
В других случаях это был и вовсе пучок соломы, перевязанный в нескольких местах, чтобы обозначить голову, туловище и лапы. Но были и более точные скульптурные изображения тигров — на четырех лапах, с пастью и полосками на боках. Эти животные использовались и в шаманском костюме, который отражал представления о мироздании и о божественной силе тигра.
Фигурка тигра — проводника по мирам, предмет шаманского культа, Уссурийский край, начало ХХ века
© Российский этнографический музей
«Тигр для народов Дальнего Востока и Восточной Сибири — животное очень значимое. Он воспринимается и как хозяин лесного пространства, и как животное, которое обладает невероятной мудростью, может воспринимать человеческую речь. С тигром связана масса представлений тотемного характера, распространены легенды о браке между тигром и женщиной, и в результате этого союза рождается родоначальник рода. Существовал комплекс запретов на убийство тигра, то есть если это животное не угрожает жизни человека, то убивать его запрещалось, и охотник, даже встретив следы тигра, с пиететом относился к ним, не мог на них наступать», — рассказала Кузнецова.
Кружевной трактор
Изображения животных — и сказочных, и реальных — присутствуют в народной культуре во все времена, от древности до современности. У каждого было свое значение, свое «настроение».
Одни проходят многовековую историю, другие появляются на короткий промежуток времени, а затем забываются, сменяются более актуальными образами, причем не всегда одушевленными. Мода тоже не остается незамеченной в народном искусстве, хотя иногда получает неожиданное преломление.
Изразец с изображением единорога, Вологодская губерния, Сольвычегодск, вторая половина XVII века
© Российский этнографический музей
«Народная культура — явление очень интересное. С одной стороны, мы видим, что сохраняются очень архаичные образы, композиции. В то же время проникновение новых изображений, новых орнаментальных приемов все равно фиксируется, хотя порой это не очень динамичное явление по сравнению с нашим стремительным XXI веком», — отмечает Кузнецова, подчеркивая, что в народной культуре отражаются самые разные пласты.
«У нас есть набор архаических образов, которые воспроизводятся в народном искусстве на протяжении веков, но в разное время с ними начинают соседствовать другие образы, у каждого есть определенная ниша, определенные особенности, традиции его изображения. Если посмотрим на XX век, то увидим, что в традиционном искусстве начинают появляться какие-то признаки времени, в котором человек находится. То есть на росписях появляются изображения часов, а в какой-то момент и атрибуты электрификации, модернизации — тракторы в вологодском коклюшечном кружеве. То есть традиционное искусство не отрицает мир, в котором оно существует,» — заключает ученая.
Екатерина Андреева