Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. Они всегда начинаются с особых, знакомых с детства слов «Жили-были», «В Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве», в сказках происходит то, что обычно не происходит в реальной жизни. В школе часто задают домашнее задание сочинить сказку. Пяты класс не стал исключением, и по литературе уже в начале учебного года зададут сочинить сказку. Какую сказку написать, объяснит учитель. Тут появляется сложность не только в самом тексте сказке. Будь вы хоть прирожденным сказочником, вам могут снизить оценку из-за того, что вы невнимательно выслушали задание.
К примеру, проходили вы сказку «Заработанный рубль». Учитель сказал сочинить подобную. Что значит подобную? А это означает, что мораль вашей сказки должна совпасть с выводами из сказки народной. Народная сказка «заработанный рубль» учит, как осознать и исправить ошибки, и ваша должна учить тому же. И не важно при этом, бытовая она, волшебная или о животных. Пример сказки:
О том, как сочинять сказки
Трудно ль сказка сказывается? Так же, как и дело делается! Предположим, школьнику задали сочинить свою сказку в 5 классе. Как это сделать с успехом? Зная законы жанра и соответствующие приёмы, создать своё собственное произведение литературы достаточно легко. Но взрослым лучше подсказать ребёнку, как сочинить сказку для 5 класса по литературе.
Прежде всего его нужно убедить в том, что сочинять сказку — это просто и увлекательно. Просто — потому, что есть образцы, русские народные сказки. Можно придумать сказку для 5 класса по известной канве. А увлекательно — потому, что когда понимаешь, как писать, уже ничего не боишься и даёшь волю фантазии. И не страшно, если основой придуманной сказки для 5 класса по литературе станет какой-нибудь известный сюжет. Ведь и народные сказки, передававшиеся из уст в уста, были зачастую между собой очень похожи, различаясь лишь в деталях.
Итак, чтобы сочинить сказку 5 класс по литературе, нужно учесть следующие моменты:
- сказки делятся на три основных вида — волшебные, бытовые, о животных;
- в них обязательно должен быть вымысел, но на основе более-менее реалистичных ситуаций;
- корень всех событий — противостояние добра и зла (в пользу добра, конечно);
- сочинить настоящую волшебную сказку в 5 классе по литературе можно лишь с помощью создания образов помощников главного героя со сверхъестественными способностями;
- приключения должны начинаться с какого-то нарушения запрета, канонов поведения, а продолжаться сюжетом о последствиях нарушений и их преодолении;
- придумывать литературную сказку в 5 классе на основе волшебных событий по всем правилам — значит соблюсти её композицию, куда входят, например, присказка, зачин, кульминация и концовка;
- рекомендуем использовать постоянные эпитеты («красная девица», «травушка-муравушка») и повторы («жили-были», «шел-шел»);
- сочинить волшебную сказку 5 класс по литературе про животных довольно просто, наблюдая за повадками домашних питомцев.
Волшебная награда. Сказка
В Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве жил Иван-дурак, на лицо не красавец, да и не больно умный. Любил Иван по лесу гулять, да песни распевать. Шел он однажды, смотрит, березку ветер повалил, вот-вот упадет. Просит березка: — Помоги, Иванушка, не подняться мне самой. Помог Иван, выправил деревце. Обсыпала береза Ивана золотыми листьями и сказала: — Ждет тебя дома награда. Удивился парень, пошел дальше. Видит, гном на пне сидит. Одна нога у него в расщелине застряла. Помог Иван гному выбраться. — Ждет тебя дома награда, только щелкни пальцами, сказал гном и исчез. Шел, шел он и встретил девицу. Сидела она на берегу речки и рыдала оттого, что уродилась некрасивой. Успокоил ее Иван, пригласил к себе жить. Вернулись они в дом. Посмотрел Иван в зеркало и удивился. Стоит перед ним красавец, в золото одетый, а рядом — прекрасная царевна. От удивления щелкнул Иван пальцами, и появились на столе разные кушанья. Стали Иван с царевной жить поживать, да вспоминать, как добро добром вернулось.
Про животных сочинять еще легче. Любой сюжет с говорящими животными уже будет сказкой
Пример сказки о животных тут >>
Из чего сказка складывается
Как Вы думаете, почему детям трудно бывает определить, какие сказки авторские, а какие народные? В сознании ребёнка нет никакой разницы между «Сказкой о Царе Салтане» Пушкина и сказкой «Гуси-Лебеди». Не удивительно. Александр Сергеевич относился к русскому фольклору с трепетом и стилизовал свои сказки предельно точно. Рассмотрим и мы возможности стилизации сказок для развития навыка сочинительства.
Как и при создании сочинения в любом жанре, в сказке нужно продумать соответствующую структуру, на которую можно накрутить что угодно. Вот её элементы:
- экспозиция (короткая история событий, предшествующих будущему конфликту, — частый, но не обязательный элемент сказки);
- зачин (может начинать произведение или продолжать экспозицию, рассказывать о героях, месте действия и т.п.);
- кульминация (наивысшая точка развития сюжета);
- развязка (момент раскрытия интриги);
- концовка (напоминание о сказочном характере произведения, финальный аккорд).
Придумайте какого-нибудь типичного героя «из народа». Пусть это будет школьник Ваня. Однажды он остаётся один, без взрослых, убегает погулять далеко от дома и таким образом оказывается предоставленным самому себе. Это нарушение запрета — обязательное условие волшебной сказки.
Экспозиция может быть, к примеру, такая: «Жил-был мальчик Ваня, озорник и весельчак. Родителей любил, но редко слушал». А потом можно добавить присказку («Это присказка, а сказка скоро будет, погоди») и от неё перейти к зачину («Вот однажды Ваня проспал первый урок и не пошёл в школу…»). А дальше уже включаем фантазию и придумываем приключения. Но они должны быть захватывающими и обязательно с волшебными помощниками. Герой может встретить по пути кота, который с ним заговорит и сообщит что-то очень важное и таинственное. Трижды он пытается выполнить какое-либо действие, прежде чем добывается результата. И в конце можно использовать какую-то типично сказочную, но перефразированную словесную формулу: «Я там был, всё видел, слышал, вот такой рассказ и вышел».
Ну что, вы уже готовы создать свою сказку для 5 класса по литературе?
сказки, которые сочинили ученики
Илья против трёх драконов.
Однажды на свете жил один мальчик. Он игрался во дворе дома. Звали его Илья Морычин. Илья был избранным, потому что он был сыном Зевса – бога молний. И он мог управлять молниями. Когда он шёл домой, то попал в волшебный мир, где он познакомился с кроликом. Кролик ему сказал, что надо победить трёх драконов.
Первый дракон был зелёного цвета и был самым слабым, второй – синий – чуть-чуть посильнее, а третий – красный – самый сильный.
Если он их победит, то вернётся домой. Илья согласился.
Первого он победил с лёгкостью, второго чуть-чуть сложней. Третьего он думал не победит, но к нему на помощь пришёл тот самый кролик, и они его победили. Илья, наконец, вернулся домой и жил долго и счастливо.
Сказка от Ани Модорской
Ночной разговор.
Жила-была девочка по имени Лида, у которой было столько игрушек, что уследить за всеми было просто невозможно! В один вечер девочка легла рано спать. Когда стемнело, все игрушки ожили и начали разговаривать.
Первыми заговорили куклы:
— Ах! Наша хозяйка недавно хотела сделать нам причёски и одеть нас, но так и не доделала этого! — сказала первая кукла.
— Ах! Мы такие растрёпанные! – сказала вторая.
— А мы,- сказали игрушечные крысы и мыши, — уже так давно стоим тут и пылимся! Хозяйка всё никак не хочет нас постирать.
— Зато меня хозяйка очень любит, — сказала любимая собачка Лиды. – Играет со мной, причёсывает, одевает.
— Да! Да! – сказали хором фигурки из фарфоровой коллекции, — и нас она часто протирает. Мы на неё не жалуемся!
Тут вступили в разговор книги:
— Меня она так и не дочитала, и мне это очень обидно! – сказала книга сказок.
— А нас Лида любит и прочитала всех, сказали книги-приключения.
— А нас, загалдела целая полка книг, — даже не начинала.
Тут оживились попрыгунчики:
— Эта девочка с нами хорошо обращалась, и мы никогда не будем говорить о ней плохо.
И тут забубнила мебель:
— Ох! Как мне тяжко стоять под тяжестью всех этих книг, — сказал книжный шкаф.
— А мне, стулу, очень хорошо: меня протирают и доставляют удовольствие тем, что на мне сидят. Так приятно, что ты нужен.
Тут что-то заговорило в платяном шкафу:
— А меня хозяйка одевает только по праздничным дням, когда у неё хорошее настроение! Поэтому я очень ухоженное, — сказало платьице.
— А меня Лида порвала три месяца назад и так и не одевала из-за дырки! Обидно! – сказали брючки.
А сумки говорят:
— Хозяюшка берет нас с собой всегда и везде часто забывает. И чистит нас редко!
А учебники говорят:
— Нас хозяйка Лида любит больше всех. Она одевает нас в красивые обложки и стирает карандаш с наших страниц.
Ещё долго вещи разговаривали о жизни у Лиды, а утром девочка не знала, сон это был или нет? Но всё равно она одела и причесала кукол, постирала игрушки, дочитала книгу, расставила книжки на полках, чтобы шкафу было легко стоять, зашила брючки, почистила сумочки. Слишком уж она хотела, чтобы её вещи думали о ней хорошо.
Сказка от Цыбулько Насти
Жил где-то далеко рыцарь. Он любил очень красивую принцессу. Но она его не любила. Однажды она сказала ему: «Если ты сразишься с драконом, то я тебя полюблю».
Начал рыцарь сражаться с драконом. Позвал своего коня и говорит: «Помоги мне одолеть сильного дракона».
А конь был волшебный. Когда его рыцарь просил, он взлетал всё выше и выше.
Когда начался бой, конь взлетел и пронзил мечом сердце дракона.
Тогда принцесса полюбила принца. У них родились дети. Когда сыновья подросли, отец-принц отдал коня им. Сыновья сражались на этом коне. Всё у них было хорошо, и жили все долго и счастливо.
Сказка от Парваткиной Даши
Соня и золотой орех.
Жила на свете девочка, звали её Соня. Осенью она пошла в школу.
Однажды рано утром Соня вышла погулять. В середине парка стоял старый дуб. На ветке дуба висела шина-качель. Соня всегда качалась на этой качели. Она как всегда села на эту качель и начала раскачиваться. И вдруг ей на голову что-то упало. Это был орех… золотой орех! Соня взяла его и внимательно осмотрела. Он действительно был весь из золота. На Соню начали обращать внимание. Она испугалась и бросила орех, но поняла, какую ошибку совершила: орех раскололся, стал серым и ржавым. Соня очень огорчилась и положила осколки в карман. Вдруг она услышала, что кто-то наверху разговаривает. Подняв голову, Соня увидела белок. Да, да, это белки разговаривали. Одна из них спрыгнула к Соне и спросила:
-Тебя как зовут?
— Меня – Соня. А разве белки умеют говорить?
— Вот смешная! Сама белка, да ещё и спрашивает, говорят ли белки!
— Я не белка! Я – девочка!
— Ну, ладно, тогда в лужу посмотри, девочка!
Соня посмотрела в лужу и побледнела. Она была белкой!
— Как это случилось?
— Ты, наверное, разбила золотой орех!
Как же мне обратно девочкой стать?
— Иди к старому дубу. Там живёт учёный филин. Если в споре его обыграешь, то он даст тебе серебряный орех. Разобьёшь его и попадёшь домой девочкой. Возьми моего бельчонка – он на все филиновы вопросы ответы знает.
Взяла Соня бельчонка и полезла на дуб. Долго она забиралась и даже 3 раза упала. Соня забралась на массивную большую ветку., где сидел учёный филин.
— Здравствуй, белочка!
— Здравствуй, дядя филин! Мне нужен серебряный орех!
— Ладно, дам я тебе орех, если в споре меня обыграешь.
Долго они спорили, а бельчонок из Сониного хвоста всё подсказывал.
— Хорошо, возьми орех, обыграла ты меня!
Спрыгнула Соня с дуба, поблагодарила бельчонка, да и разбила орех.
Вернулась Соня домой девочкой, а белок с этого дня подкармливала.
Сказка от Либермана Славы.
Глава I
Жил-был рыцарь, звали его Слава. Однажды позвал его царь и говорит:
— Много у нас рыцарей, но ты один такой сильный. Ты должен справиться с колдуном, он очень сильный. На твоём пути будут призраки и его чудовища, они все сильные.
— Хорошо, пойду, только дайте мне меч.
— Дадим.
— Я пошёл.
— С богом!
Взял рыцарь меч и пошёл к колдуну. Идёт по дороге, видит – перед ним на дороге призраки стоят. Стали они нападать на него, а рыцарь отбивался как мог. Победил их всё-таки рыцарь и пошёл дальше. Идёт, идёт и увидел чудовище. И его рыцарь победил. Пришёл он наконец к своей цели – к колдуну. Сразился Слава с колдуном и победил. Пришёл Слава к царю и говорит:
— Победил я его!
— Молодец! Вот тебе награда – 10 сундуков золота.
— Не нужно мне ничего, и себе золото сохранишь.
— Ну, ладно, иди, иди.
Пошёл наш храбрец домой и уснул. Проснулся он на заре и увидел колдуна с призраками. Победил он их опять. Теперь боятся его все плохие создания.
Глава II
Прошло много лет, рыцарь стал намного сильнее. Стал он замечать, что его грабят. Пошёл он искать воров, прошёл лес, пустыню и нашёл разбойников, а их было пятеро. Сразился он с ними, остался один главарь. Победил рыцарь и главаря одним махом меча и вернулся домой.
Глава III
Пошёл однажды рыцарь на разведку к разбойникам, а было их 50. Вдруг разбойники заметили дракона. Разбойники в страхе разбежались. Кинулся Слава на дракона, начался бой. Шёл бой неделю. Проиграл дракон. Наступил вечер. Лёг спать наш герой. И приснился ему колдун.
— Ты думал, что избавился от меня? Я соберу войско и захвачу страну! Ха-ха-ха!
И исчез.
Так и случилось. Началась война. Воевали долго. Но наша страна победила! Вернулся и рыцарь домой! И все зажили счастливо.
Сказка от Коноховой Нади
Любопытная муха.
Жила-была муха. Она была так любопытна, что часто попадала в неприятности. Решила она узнать, кто такой кот и полетела на его поиски. Вдруг увидела в одном доме на окошке большого рыжего кота. Он лежал и грелся на солнышке. Подлетела муха к коту и спрашивает:
— Господин кот, можно у Вас узнать, как Вас зовут, и чем Вы питаетесь?
— Мяу! Я домашний кот Муркот, я ловлю в доме мышей, люблю полакомиться сметанкой и колбаской, — отвечает кот.
«Интересно, он мне друг или враг?»-подумала муха и стала спрашивать дальше.
— А вы едите мух?
— Не знаю, мне надо подумать. Прилетайте завтра, я вам отвечу.
Прилетела любопытная муха на следующий день и спрашивает:
— Вы подумали?
— Да, — хитро ответил кот, — я не ем мух.
Ничего не подозревая, муха подлетела поближе к коту и опять стала задавать свои вопросы:
— А кого вы боитесь больше всего, любезный Муркот?
— О! Больше всего я боюсь собак!
— А вы любите фрукты?
— Не слишком ли много вопросов, дорогая муха?- спросил кот и, схватив её двумя лапами, закинул себе в рот и съел. Вот и не стало любопытной мухи.
Сказка от Дубровенко Миши
Снежинки
Родилась Снежинка высоко в небе в большой туче.
— Бабушка Туча, зачем нам Зима?
— Чтобы землю укрыть белым покрывалом, спрятать от ветра и мороза.
— Ой, бабушка, — удивилась Снежинка, — я же маленькая, а Земля огромная! Как же я её укрою?
— Земля большая, но одна, а у тебя миллионы сестричек, — сказала Туча и тряхнула своим передником.
В воздухе замигало, полетели снежинки на огород, на дом, на двор. Они падали и падали, пока не укрыли весь свет.
А Ветру снег не понравился. Раньше можно было всё разбросать, а теперь всё под снегом укрылось!
— Ну, я вам покажу! – засвистел Ветер и стал снежинки с Земли сдувать.
Дул, дул, да только снег с одного места на другое переносит. Так и стих с досады.
Тут Мороз взялся за дело. А сестрички-снежинки одна к другой теснее прижались, так Весны и дождались.
Весна пришла, солнышко пригрело, выросли на Земле миллионы травинок.
— А куда же снежинки девались?
— А никуда! Рано утром на каждой травинке росинка-капелька. Это и есть наши снежинки. Сияют они, переливаются – миллионы маленьких солнышек!
Сказка от Мамедовой Парваны
Жил-был один купец. Было у него две дочери. Первую звали Ольгой, а вторую Еленой. Однажды приехал к купцу брат, и говорит ему купец:
— Как у тебя дела?
— У меня всё хорошо. А Елена с Ольгой в лесу ягоды собирают.
А в это время Ольга сестру в лесу оставила, а сама домой вернулась. Сказала она отцу, стал купец тужить.
Через некоторое время услышал купец, что его дочь жива, что она царица и у неё два сына богатыря. Приехал купец к дочери Елене, та ему всю правду рассказала про сестру. В гневе купец велел своим слугам казнить свою первую дочь.
И стали они с Еленой жить – поживать и добра наживать.
Сказка от Исрапилова Руслана
Золотая птичка
Жили-были барин с барыней. И был у них сын Иван. Мальчик был трудолюбивым, помогал и маме и папе.
Как-то раз барин попросил Ивана пойти с ним в лес за грибами. Мальчик пошёл в лес и заблудился. Барин с женой ждали его, да так и не дождались.
Наступила ночь. Мальчик шёл, куда глаза глядят, и вдруг увидел небольшой домик. Он зашёл туда и увидел там Золушку.
— Ты не поможешь мне найти путь домой?
— Возьми вот эту птичку золотую, она подскажет, куда пойти.
— Спасибо тебе.
Пошёл мальчик за птичкой. А птичка днём была невидимкой. Однажды мальчик заснул, а, проснувшись, не мог найти птичку. Он огорчился.
Пока мальчик спал, он вырос и превратился в Ивана Петровича. Встретился ему нищий дед:
— Давай я тебе помогу, отведу тебя к царю.
Пришли они к царю. А он им говорит:
— Дело к тебе есть, Иван Петрович, возьми волшебный меч и царские припасы и отруби дракону голову, тогда я покажу тебе путь домой.
Согласился Иван, пошёл к дракону. Рядом с драконом была высокая каменная лестница. Придумал Иван, как перехитрить дракона. Быстро взбежал Иван по каменной лестнице, прыгнул сверху на дракона. Дракон весь затрясся, запрокинул голову, а в тот момент Иван отрубил ему голову.
Вернулся Иван к царю.
— Молодец, Иван Петрович, — сказал царь, — этот дракон съедал всех, а ты его убил. Вот тебе за это карту. По ней ты найдёшь дорогу домой.
Пришёл Иван домой, видит, сидят мама с папой и плачут.
— Я вернулся!
Обрадовались все и обнялись.
Сказка от Петровой Кати
Сказка о мужике и волшебнике.
Жил-был мужик. Жил он бедно. Пошёл он как-то раз в лес за хворостом и заблудился. Долго он бродил по лесу, уже стемнело. Вдруг он увидел костёр. Пошёл он туда. Смотрит, у костра нет никого. Рядом избушка стоит. Постучался он в дверь. Никто не открывает. Вошёл мужик в избу, а очутился совсем в другом месте – вместо тёмного леса сказочный остров с изумрудными деревьями, со сказочными птицами и красивыми животными. Ходит мужик по острову, надивиться не может. Наступила ночь, лёг он спать. Утром пошёл дальше. Видит у дерева сокол сидит, взлететь не может. Подошёл мужик к соколу и увидел у него в крыле стрелу. Вытащил мужик стрелу из крыла и себе её оставил, а сокол говорит:
— Ты меня спас! Отныне я буду помогать тебе!
— А где я нахожусь?
— Это остров очень злого короля. Он кроме денег ничего не любит.
— А как же мне обратно домой попасть?
— Есть такой волшебник Аид, который сможет тебе помочь. Пойдём, я тебя к нему отведу.
Пришли они к Аиду.
— Чего тебе надобно?
— Как мне домой вернуться?
Помогу я тебе, но ты должен моё поручение выполнить – достать самые редкие травы. Растут они на неизведанной горе.
Согласился мужик, пошёл к горе, увидел там чучело с мечом, которое гору охраняло.
Сокол говорит: «Это стражник короля!»
Стоит мужик и не знает, что ему делать, а сокол ему меч бросает.
Схватил меч мужик и стал с чучелом драться. Долго он дрался, и сокол не дремал, когтями в лицо чучелу вцепился. Мужик зря время не терял, размахнулся и так по чучелу ударил, что чучело разлетелось на 2 части.
Взял мужик травы и пошёл к волшебнику. Аид уже заждался. Отдал ему мужик траву. Стал Аид зелье варить. Наконец сварил, опрыскал зельем весь остров и сказал: «Исчезни, король!»
Король исчез, а Аид вознаградил мужика – отправил его домой.
Вернулся мужик домой богатый и счастливый.
Сказка от Лошакова Дениса
Как Лисёнок перестал лениться
В одном лесу жили три брата. Один из них очень не любил трудиться. Когда братья просили его помочь им, он старался придумать причину, чтобы улизнуть от работы.
Однажды в лесу объявили субботник. Все поспешили на работу, а наш лисёнок решил убежать. Он добежал до реки, нашёл лодку и пустился в плавание. Лодку понесло по течению и вынесло в море. Вдруг начался шторм. Лодка перевернулась, а нашего лисёнка выбросило на берег маленького острова. Вокруг никого не было, и он очень испугался. Лисёнок понял, что теперь всё придётся делать самому. Самому добывать еду, строить жилище и лодку, чтобы добраться домой. Постепенно у него всё стало получаться, так как он очень старался. Когда лисёнок построил лодку и добрался до дома, все были очень рады, а лисёнок понял, что это приключение послужило ему хорошим уроком. Больше он никогда не прятался от работы.
Сказка от Фоминой Леры
Катя в волшебной стране
В одном городе жила девочка по имени Катя. Однажды она пошла гулять с подружками, увидела на качели колечко и надела его на палец.
И вдруг очутилась она на лесной полянке, а на полянке три тропинки.
Пошла она направо и вышла на эту же полянку. Пошла налево, увидела зайца и спрашивает его6
— Куда это я попала?
— В волшебную страну, — отвечает заяц.
Пошла Катя дальше и снова вышла на ту же полянку.
Пошла она прямо и вышла к большому замку. Вошла Катя в замок и увидела, что вокруг короля его слуги бегают туда-сюда.
— Что случилось, Ваше высочество? – спрашивает Катя.
— Кощей Бессмертный украл мою дочь, — отвечает король, — Если ты вернёшь её мне, я верну тебя домой.
Вернулась Катя на полянку, села на пенёк и думает, как ей принцессу выручить. Прискакал к ней заяц:
— О чём думаешь?
— Думаю, как принцессу спасти.
— Пошли её вместе выручать.
— Пошли.
Идут они, а заяц говорит:
— Слышал я недавно, что Кощей боится света. И тут Катя придумала, как спасти принцессу.
Дошли они до избушки на курьих ножках. Вошли в избу – принцесса за столом сидит, а Кощей около неё стоит. Подошла Катя к окну, раздёрнула шторы, и растаял Кощей. Один плащ от него остался.
Принцесса от радости Катю обняла:
— Спасибо тебе большое.
Вернулись они в замок. Король обрадовался и вернул Катю домой. И стало у неё всё хорошо.
Сказка от Мусаеляна Арсена
Царевич и трёхглавый дракон
Жил-был король, у которого было три сына. Они жили очень хорошо до тех пор, пока к ним не пришёл непобедимый трёхглавый дракон. Дракон жил на горе в пещере и наводил страх на весь город.
Решил царь отправить старшего сына убить дракона. Дракон проглотил старшего сына. Потом царь отправил среднего сына. Он и его проглотил.
Пошёл на схватку младший сын. Самый близкий путь к горе проходил через лес. Шёл он долго по лесу и увидел избу. В этой избушке он решил переждать ночь. Царевич зашёл в избу и увидел старого волшебника. У старика был меч, но отдать его он обещал взамен на лунную траву. А эта трава растёт только у Бабы-Яги. И пошёл царевич к Бабе-Яге. Пока Баба-Яга спала, он нарвал лунной травы и пришёл к волшебнику.
Царевич взял меч, убил трёхглавого дракона и вернулся в царство со своими братьями.
Сказка от Фёдорова Ильи
Три богатыря
В древние времена люди были бедные и на жизнь зарабатывали своим трудом: пахали, земли, выращивали скот и т.д. А тугары (наёмники с других земель) периодически нападали на сёла, уводили скот, воровали и разбойничали. Уходя, сжигали за собой урожай, дома и другие постройки.
В это время родился богатырь и назвали его Алёша. Вырос он сильный и помогал всем в селе. Однажды поручили ему расправиться с тугарами. А Алёша говорит: «Не могу я один справиться с большим войском, пойду в другие сёла за помощью». Надел доспехи, взял меч, сел на коня и отправился в путь.
Зайдя в одно из сёл, он узнал у местных жителей, что здесь живёт богатырь Илья Муромец с невероятной силой. Алёша направился к нему. Он поведал Илье о набегах тугар на сёла и попросил помощи. Илья согласился помочь. Надев доспехи и взяв копьё, они отправились в путь.
По дороге Илья рассказал, что в соседнем селе живёт богатырь по имени Добрыня Никитич, который тоже согласится помочь им. Добрыня встретил богатырей, выслушал их рассказ о проделках тугар, и они втроём направились в стан тугар.
По дороге богатыри придумали, как незамеченными пройти через охрану и взять в плен их предводителя. Подойдя к стану, они переоделись в одежду тугар и таким способом осуществили свой план. Тугарин испугался и просил прощения в обмен на то, что он не будет больше нападать на их сёла. Они поверили ему и отпустили. Но тугарин не сдержал своего слова и продолжил набеги на сёла с ещё большей жестокостью.
Тогда три богатыря, собрав войско из жителей сёл, напали на тугар. Битва длилась много дней и ночей. Победа была за жителями сёл, так как сражались они за свои земли и семьи, и у них была сильная воля к победе. Тугары, испугавшись такого натиска, убежали к себе в далёкую страну. А в сёлах продолжилась мирная жизнь, и богатыри занялись своими прежними добрыми делами.
Сказка от Терентьева Данилы
Неожиданная встреча.
В одном царстве жила царица одна с дочерью. А в соседнем царстве жил король с сыном. Однажды сын вышел на поляну. И царевна вышла на поляну. Они познакомились и стали дружить. Но королева не разрешала дружить дочери с королевичем. Но они тайком дружили. Через три года царица узнала, что царевна дружит с королевичем. 13 лет царевна была заточена в башне. Но король задобрил царицу и женился на ней. А королевич на царевне. Жили они долго и счастливо.
Сказка от Смирновой Кати
Приключения Алёнушки
Жил-был один крестьянин, и была у него дочка по имени Алёнушка.
Вот как-то уехал крестьянин на охоту и оставил Алёнушку одну. Горевала, горевала она, да делать нечего, пришлось ей жить с котом Васькой.
Вот как-то пошла Алёнушка в лес по грибы, да по ягоды и заблудилась. Ходила, ходила она и наткнулась на избушку на курьих ножках, а в избушке жила Баба-Яга. Испугалась Алёнушка, хотела бежать, да некуда. На деревьях филины сидят, а за болотами волки воют. Вдруг заскрипела дверь, и на пороге появилась Баба-Яга. Нос крючком, когти кривые, одета в лохмотьях и говорит:
— Фу, фу, фу, русским духом пахнет.
А Алёнушка в ответ: «Здравствуй, бабушка!»
— Ну, здравствуй, Алёнушка, проходи, коли пришла.
Алёнушка медленно вошла в дом и остолбенела – на стенах черепа человечьи висят, а на полу ковёр из костей.
— Ну, что же ты стоишь? Проходи, печь затопи, ужин состряпай, а коли не сделаешь, я тебя съем.
Алёнушка послушно затопила печь, приготовила ужин. Наелась Баба-Яга досыта и говорит:
— Завтра я уеду на целый день по своим делам, а ты поглядывай за порядком, а коли ослушаешься, я тебя съем, — улеглась спать и захрапела. Заплакала Алёнушка. Из-за печи вышел кот и говорит:
— Не плачь, Алёнушка, я тебе помогу выбраться отсюда.
Наутро Баба-Яга уехала и оставила Алёнушку одну. Кот слез с печи и говорит:
— Пойдём, Алёнушка, я тебе дорогу домой покажу.
Пошла она с котом. Долго шли, вышли на поляну, видят – деревня вдали виднеется.
Поблагодарила девочка кота за помощь и пошли они домой. На следующий день отец приехал с охоты, и стали они жить-поживать, да добра наживать. А кот Васька лежал на печи, пел песенки и ел сметану.
Сказка от Кирсановой Лизы
Лизина сказка
Жила-была девочка по имени Света. У неё были две подружки Хахаля и Бабаба, но их никто не видел, и все думали, что это была просто детская фантазия. Мама попросила Свету помочь и не успела оглянуться, как всё убрано, поглажено и с удивлением спросила:
— Доченька, как ты быстро справилась со всеми делами?
— Мама, я же не одна! Мне помогают Хахаля с Бабабой.
— Хватит придумывать! Сколько можно! Что за фантазии? Какая Хахаля? Какая Бабаба? Ты уже выросла!
Света помолчала, опустила голову и пошла в свою комнату. Она долго ждала своих подруг, но они так и не появились. Совсем уставшая девочка уснула в своей кроватке. Ночью ей приснился странный сон, как будто её подруги попали в плен к злой колдунье Неумёхе. Утром у Светы всё валилось из рук.
— Что случилось? – спросила мама, но Света ничего не ответила. Она очень переживала за судьбу своих подруг, но не могла в этом признаться маме.
Прошёл день, затем второй…
Однажды ночью Света проснулась и с удивлением увидела дверь, которая светилась на фоне стены. Она открыла дверь и очутилась в волшебном лесу. Вокруг были разбросаны вещи, валялись поломанные игрушки, стояли не заправленные кровати, и Света сразу догадалась, что это владения колдуньи Неумёхи. Света пошла по единственной свободной тропинке выручать своих подруг.
Тропинка привела её к большой тёмной пещере. Света очень боялась темноты, но преодолела свой страх и зашла в пещеру. Она дошла до металлической решётки и увидела за решёткой своих подруг. Решётка была закрыта большим-пребольшим замком.
— Я вас обязательно спасу! Только, как открыть этот замок?
Хахаля и Бабаба сказали, что колдунья Неумёха выбросила ключ где-то в лесу. Света побежала по тропинке искать ключ. Она долго бродила среди брошенных вещей, пока вдруг не увидела блеснувший кончик ключа под сломанной игрушкой.
-Ура-а-а! – закричала Света и побежала открывать решётку.
Проснувшись утром, она увидела около кровати своих подруг.
— Как я рада, что вы снова со мной! Пусть все считают, что я выдумщица, но я-то знаю, что вы есть на самом деле!!!
Сказка от Боровкова Ильи
Жил-был мальчик Вова. Однажды он серьёзно заболел. Что только ни делали врачи, а ему не становилось лучше. Однажды ночью после очередного посещения врачей Вова услышал, как у его кровати тихо плачет мама. И он поклялся себе, что обязательно поправится, и никогда его мама не будет плакать.
После очередного приёма лекарств Вова крепко заснул. Разбудил его непонятный шум. Открыв глаза, Вова понял, что находится в лесу, а около него сидит заяц и ест морковку.
«Ну что, проснулся? – спросил его заяц.
— А ты что, умеешь говорить?
— Да, я ещё и танцевать умею.
— А где я? Как я здесь оказался?
— Ты в лесу в стране снов. Сюда тебя перенесла злая волшебница, — ответил заяц, продолжая жевать морковку.
— Но мне нужно домой, там меня ждёт мама. Если я не вернусь, она умрёт от тоски, — Вова сел и заплакал.
— Не плачь, я постараюсь тебе помочь. Но тебя ждёт трудная дорога. Поднимайся, позавтракай ягодами и пойдём.
Вова вытер слёзы, поднялся, позавтракал ягодами. И началось их путешествие.
Дорога проходила чрез болота, глухие леса. Им приходилось в брод преодолевать реки. К вечеру они вышли на полянку. На полянке стоял небольшой дом.
-Дальше иди сам, — сказал заяц, остановившись на краю опушки, — В этом доме живёт злая колдунья, только она сможет вернуть тебя домой.
— А вдруг она меня съест? – испугавшись спросил Вова зайца.
— Может и съест, но только если ты не отгадаешь её три загадки, — сказал заяц и исчез.
Вова остался совсем один. Вдруг окошко в домике открылось, и оттуда выглянула колдунья.
— Ну что, Вова стоишь? Заходи в дом. Я тебя давно жду.
Вова, опустив голову, вошёл в дом.
— Садись за стол, сейчас ужинать будем. Небось за весь день проголодался?
— А вы меня есть не будете?
— Это кто тебе сказал, что я детей ем? Заяц небось? Ах, негодник! Вот поймаю его и с удовольствием съем.
— А он говорил ещё, что вы мне загадаете три загадки, и если я их отгадаю, то вы вернёте меня домой?
— Не соврал заяц. Но если ты их не отгадаешь, то останешься у меня навек в услужении. Ты поешь, а потом и начнём загадки загадывать.
Первую и вторую загадки Вова легко смог разгадать. А третья, последняя, была самой трудной. Вова думал, что больше не увидит маму. И тут он понял, что загадала колдунья. Ответ Вовы очень рассердил колдунью.
— Не пущу, всё равно останешься у меня в услужении.
С этими словами колдунья полезла под лавку за лежащей под ней верёвкой. Вова, не долго думая, бросился из дому. И побежал, что есть мочи от дома колдуньи, куда глаза глядят. Он всё бежал и бежал вперёд, боясь оглянуться назад. В какой-то момент земля из-под ног Вовы как будто исчезла, он начал падать в бесконечно глубокую яму. От страха Вова закричал и закрыл глаза.
Открыв глаза, он увидел, что лежит в своей кровати, а рядом сидит мама и гладит его по головке.
— Ты ночью сильно кричал, я пришла успокоить тебя, — сказала ему мама.
Вова рассказал маме о своём сне. Мама рассмеялась и ушла. Вова откинул одеяло и увидел там надкусанную морковь.
С этого дня Вова пошёл на поправку, а вск5оре и пошёл в школу, где его заждались друзья.
Сочинение на тему «Волшебство сказок»
Современный человек живет в скоростном времени – все меняется буквально на глазах, в любой уголок Земли можно попасть за считаные часы и дни. Без особых усилий можно общаться и узнавать новости с помощью Интернета.
А сколько путешествий можно было совершить, сколько узнать нового в древние времена? Немного. И человек создал сказку. Благодаря ей слушатель или читатель оказывался в удивительнейших местах, видел жизнь предков,совершал путешествие во времени, встречался с необычными героями. Через сказку передается от родителей к детямжизненный опыт, моральные и духовные ценности, законы жизни. Сказки предупреждают человека: твори добро, ведь оно победит зло, будь трудолюбивым и милосердным — ты будешь вознагражден, а лень и эгоизм всегда будут наказаны. Еще с седой старины народ передавал потомкам чудесные фантастические мечты о правде и человеческом счастье.
Сказки обожают все — и взрослые и дети, ведь они не имеют возраста. Именно они вселяют в наши души дыхание волшебства и магии, они распространяют уют, тепло и улучшают настроение. Зачастую человеку необходимо оторваться от реального мира и вдохнуть аромат сказочного. Сказка развлекает, отвлекает от иногда трудной действительности.
Во многих сказках за оригинальною формою повествования, необычными героями, невероятными приключениями прячется глубокий смысл. Сказки учат нас жить, воспитывают, они становятся образцом поступков, мыслей и действий. Народные фольклорные сказки всегда имеют счастливый конец — они учат человека быть оптимистом, не останавливаться перед трудностями.
Сказки волшебные не из-за того, что они — выдумки и фантазии, магия и колдовство, а потому, что их волшебство формирует моральный, нравственный образ человека, его жизненную позицию.
Понравилось сочинение? По
Сказки собственного сочинения волшебные и про животных
Содержание
Небольшая сказка собственного сочинения 3 класс
Жили- были в одном стручке фасоли — дружная семья Фасолевых: папа, мама и три дочки. Девочки были красивыми и гладкими. Платья – кожурки, на них были модными, в розовых разводах и пятнышках. Папа с мамой очень любили своих деток. Не обижали, берегли. Мама, каждый день, напоминала, что надо держаться всем вместе. Дочки же хотели как можно скорее выбраться из своего домика.
Ежедневно они старались приоткрыть стручок все шире и шире. И увидеть все, что вокруг. Кто «живет» — растет рядом. И вот, однажды, когда только прошел дождик, домик затрещал и треснул, выпустив на свободу всю семью Фасолевых. Мама и папа упали вниз, к корню кустика растения. Старшую дочку во время падения, на лету, подхватила любопытная ворона. Средняя, порывом ветра, была заброшена на соседнюю грядку.
Младшая оказалась в корзине с собранными яблоками. Родители, конечно, погоревали о своих девочках, но делать было нечего. На следующий год мама и папа, и средняя дочка проросли на соседних грядках и увиделись. Старшую дочку — фасолину, ворона спрятала у себя в гнезде, и больше никто о ней не слышал. А младшую, принеся домой в корзине, поместили в вазу с красивыми бусами и пуговицами, где она жила долго и счастливо.
Короткая волшебная сказка собственного сочинения 5 класс (зимняя).
Была зима. Медленно падал снег. Вышел Ваня погулять. Посмотрел по сторонам. Никого из его друзей было не видно. Чем бы заняться? Решил слепить снеговика. Снег, как раз был подходящий, чуть влажный. Слепил большой шар. На него воздвиг белый шарик, поменьше. Тяжело было Ване, но он старался и лепил.
Голова-шар уже тоже была готова. «Что бы надеть ему на голову?»- подумал мальчик. Огляделся вокруг, и увидел, вдалеке старое ведро. Вставил глаза и нарисовал рот. Хороший получился снеговик. Ваня повернулся и хотел пойти домой. И вдруг услышал, что его тихонько кто-то зовет: «Вань, а Вань!» Он огляделся: посмотрел направо и налево. Никого не увидел. А голос повторил: «Вань, а Вань!»
«Вы кто? Где вы?»- спросил Ваня. -Я – снеговик. -Снеговик? А разве вы умеете говорить? — удивился Ваня.
-Умею. Давай со мной дружить. -Дружить? А как? — Будем вместе гулять и разговаривать. -Я согласен, — сказал Ваня.
С тех пор мальчик старался быстрее сделать уроки и выйти во двор к своему « снежному» другу. Вместе им было весело. Они играли в снежки, рассматривали снежинки и сосульки. Вот только скоро наступит весна и снеговику надо будет уйти в страну « Вечной зимы». Ваня будет ждать его прихода в следующем году.
Сказка собственного сочинения про животных 2 класс
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были курочка-несушка, дед и баб. Да припеваючи себе жила. Хозяева, седой старик с густой бородой, да старуха в платке, любили свою единственную кормилицу. Кормили, построили для нее просторный хлев, да вот напасть какая приключилась. Однажды, когда все в доме спали, прокралась в дом к старикам хитрая лиса. Давно она наблюдала за это курицей, выжидала нужного момента, и вот, он настал.
Глядит лиса по сторонам, нет никого. Брык и как прыгнет через забор, да только не получилось у нее ничего. Забор то, высокий был, не подойдешь. Решила тогда она на следующее утро прийти.
Просыпаются баба с дедом, да видят забор-то, поцарапан, тогда-то они и догадались, что лиса к ним повадилась, за несушкой единственной. Поставили ловушки и спать легли.
Наступила ночь. Лиса тут как тут. Смотрит, а кругом капканы, ловушки. Быстро она смекнула, что делать-то надо. Разрыла под забором лаз и пролезла, да только за забором колючки ее поджидали. Завизжала лиса, да и обратно в лес убежала.
На следующее утро заметили ров старики и решили в эту ночь караулить хитрую лису, курицу-несушку надежнее спрятать.
Взошла луна, лиса сразу в дом, прокралась, да в хлев скорей, там-то ее дед и баба поджидали. Убили они лису, чтоб другим не повадно было.
Детские мини сказки для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 класса
Сказки собственного сочинения
Сейчас читают:
- Сочинение на тему Любовь к родине
Что такое любовь к Родине? Скорее всего это воспоминания о том какой была Родина на протяжение нескольких столетий. Но родину нужно ни только, любить, но и еще ценить, уважать, понимать. - В чем секрет обаяния Наташи Ростовой сочинение
Все знакомы с творчеством всем известного писателя Льва Николаевича Толстого и его одно из самых лучший произведение « Война и мир». В этом романе он описывает историю многих героев, и каждая близка по душу, читая произведение читатель - Сочинения по картинам
В разделе собраны сочинения по картинам известных художников - Образ Воланда в романе Мастер и Маргарита с цитатами
Одной из важнейших фигур является Воланд — властитель ада. Сотканный из противоречий образ, создает необъятную основу - Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал (9 вал) 7 класс
Академик живописи Иван Константинович Айвазовский, почти всю жизнь прожил на берегах Черного моря, в любимой им Феодосии. Ежедневно гуляя по набережной городка, художник общался с моряками больших и маленьких судов стоящих на рейде. - Образ и Характеристика Правдина в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» выполнена в основных традициях классицизма, поэтому в нем присутствует четкое деление персонажей на отрицательных и положительных. Все они статичны, т.е. наделены определенными чертами характера
uchim-klass.ru
Раздел: преподавание литературы
Цель: в игровой форме показать учащимся
увлекательный мир сказок, вспомнить малые жанры
сказочного фольклора
Оформление и оборудование: выставка книг;
сказки, написанные ребятами, рисунки ребят и
иллюстрации художников к прочитанным сказкам
Ход урока
1. Фольклор от самой колыбели (докучные сказки,
потешный фольклор).
Учитель (У):
Многие из нас без труда припомнят, как просили
маму, папу, дедушку или бабушку рассказать сказку
тогда, когда им было совсем не до нас – очень
заняты! Но, видя, что мы не отстанем, они на ходу, с
хитрецой, растягивая слова, начинали:
Подготовленный ученик (у):
В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь, у царя был сад,
В саду был пруд, в пруды был рак…
Кто слушал – тот дурак.
(У): Эта докучная сказка с грубо
оскорбляющей издевкой. Но таких сказок у нас мало
– грубость не характерна русскому народному
творчеству. Среди таких сказок есть
сказки-коротышки, которые содержат вопрос-ответ.
(у): Хочешь сказку про лису? Она в лесу.
(У): Чем же тогда они нас привлекают? Прежде
всего, тем, что имеют сказочное начало. Но
сказочное повествование, так заинтересовавшее
слушателя, всегда нарушается издевкой:
(у): На улице лето, под окошком – лавка,
В лавке елец – сказке конец!
(У): А сколько докучных сказок содержат
издевку, предлагающую ждать долго-долго:
(у): Был себе царь Додон.
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить – перемочили,
Стали сушить – кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут – тогда доскажу!
(У): Но среди докучных сказок встречаются и
очень поэтичные:
(у): Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся
(У): И вот уже вы, становясь взрослее, сами
используете докучные сказочки, чтобы
позабавиться над младшими братишками и
сестренками:
(у): Расскажу я Вам сказку про белого бычка …
Вот и сказка вся!
(У): Для чего же рассказываются докучные
сказочки? Видимо, чтобы отбить у некоторых
чрезмерную страсть к ним: хорошего понемногу:
(у): — Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи!
-Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи…
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
-Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо…
— Рассказать ли тебе докучную сказочку? (и так
далее)
(У): Докучные сказки, конечно же, нужны. Они
способствуют развитию выдержки, чувства юмора…
А вот к потешному фольклору принять относить
молчанки, скороговорки, небылицы. Цель этих
жанров – развеселить и потешить. Суть молчанок
заключается в том, чтобы после приговора не
проронить ни единого слова, а самое главное – не
рассмеяться.
(у): Кошка сдохла, хвост облез, кто промолвит,
тот и съест.
Или вот еще:
Сорок амбаров сухих тараканов,
Сорок кадушек мокрых лягушек,
Кошку драну, мышь погану –
Кто промолвит, тот все съест.
(У): Играть в молчанки ребята любят. И особенно
любят различного рода небылицы, ведь в них
собрано все в одну кучу, и цель у них – рассмешить
(у): Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
(У): Вслушайтесь, и вам откроется талант
русского народа, умеющего привлечь интерес своей
выдумкой, хитросплетениями слов, остротой мысли:
(у): Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою:
Сидит корова на заборе,
Клюкву — ягоду берет,
Сидит заяц на березе,
Листья мерит на аршин,
На иголочку сбирает,
Чтобы не было морщин.
Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою:
Замест кренделя-баранки
Проглотил мужик дугу.
2. Инсценирование сказок и викторина
Учитель:
Спасибо, ребята, помогли вспомнить малые жанры
сказочного фольклора. Сказочного…
Сказка. А вы знаете происхождение термина
“сказка”? Слово “сказка” в нынешнем значении
существует недолго. В Древней Руси употреблялось
другое слово – “баснь”, “байка”, от глагола
“баять”. Давайте подберем однокоренные слова к
слову “сказка” — сказывать, рассказывать. То
есть сказка– это то, что рассказывается. А вот и
точное определение: сказка – художественное
повествование фантастического,
приключенческого или бытового характера. А
теперь вспомним, на какие виды делятся сказки.
а) инсценирование учащимися сказки “Журавль и
цапля” (о животных)
— Почему цапля и журавль так и не смогли
договориться?
б) инсценирование учащимися сказки “Как солдат
кашу из топора варил” (бытовая)
— О чем эта сказка? Чему учит?
в) викторина на лучшего знатока волшебной
сказки с использованием вопросов,
подготовленных учащимися самостоятельно
3. Просмотр иллюстраций и рисунков учащихся с
краткими пояснениями
4. Учитель: Вот и подошел к концу урок,
посвященный сказкам. Но напоследок ребята
расскажут сказку-анекдот (и такие существовали
на Руси):
(у): Прибили одного дурня ночью и стали над ним
на другой день смеяться:
— Ну, — говорит он,- молите бога, что ночь была
светлая, а то я выкинул бы вам штуку!
— Какую, скажи, пожалуй?
— Я бы спрятался.
У: Мы прощаемся со сказкой, но на короткое
время. Сказка всегда с нами и вокруг нас. Поэтому
к следующему уроку попробуйте свои силы в
написании сказки любого малого жанра.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тагиркентская ООШ»
-
План-конспект
-
открытого урока по литературе в 5 классе
-
Дата: 25.09.2018 г.
-
Тема урока:
«Русские народные сказки».
Подготовил учитель русского языка и литературы,
Ферхатова Людмила Ажимурадовна
Директор МКОУ «Тагиркентская ООШ»
Амирханова Хадижат Имамшафиевна
2018г
Тема урока: Русские народные сказки.
Подготовил: Ферхатова Людмила Ажимурадовна
Дата:25.09.2018г
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма: нетрадиционная.
Класс: 5.
Цель урока: Познакомить школьников с основными типами сказом, некоторыми изобразительно-выразительными средствами, встречающимися в сказках.
Задачи:
Образовательные:
-
развить представление о сказке;
-
показать особенности жанра сказки;
-
дать представление о систематизации сказок.
Развивающие:
-
развивать творческое мышление, активность учащихся;
-
развивать навыки работы с учебником, выразительного чтения, пересказа;
-
совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
Воспитательные:
-
привить любовь к слову, повысить интерес к русской литературе;
-
воспитывать бережное отношение к родному языку.
-
способствовать воспитанию добрых чувств.
Оборудование урока: учебник литературы; сборники русских народных сказок; репродукции картин В.М. Васнецова, И.Я. Билибина; иллюстрации к сказкам; рисунки учеников; проектор, компьютер, экран, презентация.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Звучит песня из к/ф «Там на неведомых дорожках».
— Наш урок, как вы уже догадались по оформлению кабинета, посвящен одному из самых интересных фольклорных жанров – сказке. Пожалуй, нет человека, который не знал бы и не любил их. Сказки сопровождают нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано множество спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, которые с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Народные сказки — основа сказок литературных, музыкальных, источник вдохновения художников. Репродукции картин по мотивам русских народных сказок вы видите на стендах класса, на цветных вклейках учебника- хрестоматии.
2. Беседа по сказкам.
Вы уже опытные читатели сказок и знаете их довольно много. Какие русские народные сказки вы вспомнили?
— За что вы любите сказки?
— Назовите ваши любимые народные сказки.
— Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?
— Каких сказочных героев вы особенно любите? За что они вам нравятся?
Демонстрируется титульный слайд 3, тему урока дети записывают в тетрадь.
3. Работа с репродукциями и иллюстрациями к сказкам.
— Рассмотрите репродукции с картин В.М. Васнецова, И. Я. Билибина (слайд 4-7), назовите сказочных героев.
— Вспомните и перескажите эпизоды, изображенные на картинах.
4. Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные сказки» (с.8-10)
— Давайте попробуем дать определение, что такое сказка. Обратимся к учебнику литературы. Внимательно прочитаем и запишем в тетради формулировку. (Слайд 7). Кто запомнил? Расскажите.
Комментарии учителя.
Сказки – это «душа народа», в них нашла выражение его вера в торжество добра и справедливости… Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету. Сама жизнь и труд крестьян способствовали распространению сказок.
Зимой на рубку леса из деревень уходило много народу. Днем – тяжелая работа, а длинными вечерами – отдых в землянке у огня. Каким желанным гостем был тогда сказочник! Любили слушать сказки и на мельнице, где крестьяне подолгу ждали своей очереди, чтобы помолоть зерно. Затаив дыхание, слушали они о подвигах Ивана-царевича в тридевятом царстве, а потом весело смеялись над глупым и жадным барином, которого одурачил мужик.
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари. Но, живя в нужде, страдая от холода и голода, мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, построенных за одну ночь, о скатерти-самобранке, которая сможет накормить всех голодных. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.
Народные сказки делятся на три группы: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.
Самыми древними являются сказки о животных. (Слайд 8). В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.
Герои бытовых сказок (Слайд – крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.
Особая группа сказок – волшебные (Слайд . Герои их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или с похищением жены. Поиски сопряжены с долгими странствиями. Опасность борьбы подчеркивается тем, что враги героя – не люди, а нечистая сила. Поэтому победа над ней – это и еще победа, утверждающая человеческое начало.
Ключевые события русской сказки – странствия героя, его встречи с друзьями и врагами, бегство, погоня и, наконец, — победа.
Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою.
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.
Баба Яга (Слайд 9) – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.
Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю, породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.
Кощей Бессмертный (Слайд 10) — это злой, завистливый и жадный старик. Он похищает женщин и пытается погубить героя. Борьба с Кощеем очень трудна. Он гибнет лишь тогда, когда герой после долгих испытаний находит волшебную иглу, в которой заключена смерть Кощея.
Змей Горыныч (Слайд 11) – огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей, — тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.
Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван (Слайд 12): Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.
Чудесные предметы (Слайд 13) – ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.
Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как Марья Моревна или Синеглазка. (Слайд 14)
Сказки имеют особое построение — композицию. (Слад 15).
Я думаю, что вы это замечали. Сказки часто начинаются с какой-либо присказки. (Слайд 16). Например, «На море на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, а возле него нож точёный ». Цель присказки – привлечь внимание слушателей, она воспринимается как весёлая прибаутка, шутка, часто присказка не связана по смыслу с самой сказкой.
За присказкой следует зачин (Слайд 17), который готовит нас к восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием сказки, так как в нём указываются время и место действия. «Жили-были дед да баба…».
Часто в сказках имеется концовка (Слайд 18), которая ещё раз возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро. «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».
Поговорим о некоторых языковых особенностях сказок. В сказках бывают постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле»), гиперболы (преувеличения): «две пары железных сапог протёр», «быстрее молнии». Найдите в учебнике определение, что такое эпитет. Прочитайте и запишите первую строчку до слова «предмета». Запомните.
Демонстрируется слайд 19, записывается информация в тетрадь.
Для русских народных сказок характерно троекратное повторение эпизодов (Слайд 20), употребление художественных средств выразительности – устойчивых сочетаний слов (Слайд 21), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Слайд 22). По этим признакам сказку можно отличить от произведений других жанров.
5.Закрепление нового материала.
Раздается стук в дверь.
— Ребята, кажется, к нам пришли гости.
В класс входят гном Забывалка и гном Путалка.
Гномы:
— Здравствуйте, ребята. Меня зовут гном Забывалка.
— А меня – Путалка. Мы узнали, что сегодня на уроке вы говорите о сказках, и пришли к вам за помощью.
Гном Забывалка:
— Ребята, помогите мне, пожалуйста, вспомнить сказки, иллюстрации к которым вы увидите, и определить их вид.
Демонстрируются кадры слайда 23, дети дают ответы.
Гном Путалка:
Однажды я целую неделю читал сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.
– «Царевна-Индюшка» (Слайд 24).
– «По собачьему веленью» (Слайд 25).
– «Сестрица Аленушка и братец Никитушка» (Слайд 26)
– «Петушок — золотой пастушок» (Слайд 27).
– «Мальчик-с-кулачок» (Слайд 28)..
– «У страха уши велики» (Слайд 29).
— Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки! Спасибо вам большое за помощь!
Гномы уходят.
Домашнее задание:
1. Дочитать сказку до конца.
2. Подготовить подробный пересказ сказки «Царевна-лягушка».
3. Охарактеризовать главных героев (устно).
Использованные интернет-ресурсы:
http://pedsovet.su/load/321-1-0-37912
http://vse—skazki.ru/images/stories/Izobradzeniya_iz_skazok/Narodnie_skazki/r/russkie/Ckazka_o_lagushke_i_bogature.jpg
http://www.licey.net/lit/istok/magic
http://www.hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod358.php
http://referat.mirslovarei.com/d/465643/
http://linda6035.ucoz.ru/
Использованная литература:
-
В мире литературы. 5 кл.: Учеб.хрестоматия для общеобразовательных заведений. В 2 ч. Ч.1/Авт.-сост. А.Г. Кутузов, В.В. Леденва, Е.С.Романчева, А.К.Киселев. – М.: Дрофа, 1995.
-
Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В двух частях. Ч.1/Авт.-сост. М.А.Снежневская, О.М. Хренова. – 4-е изд., доработ. – М.: Мнемозина, 2001.
-
Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. –М.: ВАКО, 2009.
-
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Литература/Авт.-сост. Н.В. Чудакова – М.: АСТ –ЛТД,1997.
А начнем мы урок с проверки вашего домашнего задания. Итак, что было задано на дом?
Правильно, кто хочет прочитать свою работу?
Вы уже сказали, что сказки бывают трех видов, перечислили их особенности. И всё же вспомним, что общего между ними?
Да, действительно основу сказки составляет вымысел, чудесная фантазия, волшебство, но ведь не зря говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Все сказки, даже для самых маленьких нас чему-нибудь учат, в них скрыт важный смысл: они показывают нам, как нужно жить со всеми в согласии и мире («Теремок»), не хвастаться и не быть высокомерным («Колобок»), ценить даже самую малую силу («Репка»), радоваться тому, что имеешь («Курочка Ряба»).
Письменный ответ на вопрос: что представляется в нашем сознании, когда мы говорим «сказка»? с использованием материала предыдущего урока.
Читают ответы.
Особенность самого жанра. Сказка – занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Чтобы закрепить в Вашем сознании, что есть сказка, я предлагаю Вам поработать со статьей философа, литературного критика Ильина Ивана Александровича «Духовный мир сказки».
Раздаются каждому копии статьи.
Янкин Кирилл, прочитай выразительно, пожалуйста.
-Почему И.А. Ильин обратился к сказке и вознес ее значение на невиданную высоту?
-Какие мысли остановили, удивили, поразили вас?
-Слово о сказке произнесено Ильиным несколько десятилетий назад. Не отжила ли сказка свой век сейчас, в 3 тысячелетии?
-Какие вопросы, задаваемые человеком сказке, особенно важны для вас?
-На примере одной, наиболее интересной для вас сказки покажите, как она отвечает на эти вопросы.
.
Тема сегодняшнего урока звучит так: «Русские народные сказки. Особенности жанра сказка». Мы будем говорить об особом построении сказок, особенностях языка.
Дети отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.
IV. Этап усвоения новых знаний.
Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление.
Первую особенность сказок Вы уже определили сами в ваших ответах по статье. Благодаря вашей активной работе мы заглянули во многие сказки, каких сказочных героев мы только не увидели.
Вспомним, как зовут главных героев волшебных сказок?
А какими вы себе их представляете?
Правильно, счастье приходит именно к ним, а не к тем, кто тянул руки к богатству. А почему так происходит? Кто помогает главным героям?
В качестве физкультминутки я предлагаю Вам игру, которая называется «Волшебный сундучок».
В сундучке спрятаны предметы из разных сказок. Вы должны определить из какой они сказки, кому принадлежат, какую роль играют.
Игра сопровождается изображениями волшебных предметов, иллюстрациями к сказкам.
Но не только чудесные помощники являются особенностью русских сказок. Ребята, сказки также имеют особое построение. Некоторые сказки начинаются с присказки. Часто это шутливые прибаутки, например: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, возле него лук толчёный»; «Шли три молодца, зашли да позавтракали, дальше идут… Это присказка, сказка будет впереди».
Как вы думаете в чем заключается цель присказки?
Ребята, а как обычно начинаются сказки?
Правильно! Это и есть зачин – еще один элемент сказочной композиции, который переносит нас в сказочный мир («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве») и рассказывает о месте, времени действия.
Сказка зачастую имеет и концовку, в которой заключён вывод: «Стали жить-поживать да добра наживать». Иногда концовка соединяется с конечной присказкой: «Стали жить-поживать да добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют.»
Мы определили цель присказки, поэтому Вам нетрудно будет определить и цель концовки
Для того, чтобы закрепить материал этого урока, Вам предлагается следующий вид работы.
На слайде даны отрывки из известной сказки «Иван-царевич и серый волк». Вы должны определить элементы композиции сказки, которые мы изучили.
Все верно! А теперь обращаю Ваше внимание на слова и словосочетания, выделенные жирным шрифтом. Как вы думаете, случайно ли это? Если не случайно, то почему?
Да, именно так. Такие сочетания слов по-другому называются постоянными эпитетами. Запишите, пожалуйста, в своих тетрадях следующее:
постоянные эпитеты – это образные определения, прочно закреплённые за словом. А теперь приведите примеры.
Отлично! А как называются следующие языковые явления, выделенные жирным шрифтом: шел-шел, жил-жил?
Определите вид художественно-изобразительного средства «волк полетел стрелой». Какую роль оно выполняет ?
Как вы понимаете выражение: «Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт.»?
С этим термином, ребята, вы еще не знакомы. Такое явление называется гиперболой. Откройте учебник на странице 43, перепишите определение данного литературоведческого термина в свои словарики.
Ребята, все языковые явления обнаруженные нами в приведенном отрывке, по-другому называются сказочными формулами.
Иван, Иванушка. Василиса (Елена) Премудрая.
Василиса (Елена) Премудрая — прекрасна, добра, трудолюбива. Иван – добр, доверчив, всех жалеет, трудолюбив, честен, в результате становится удачливым, побеждает своих врагов.
Им помогают чудесные помощники — животные, предметы (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, живая и мёртвая вода, гусли-самогуды, полотенце, превращающееся в реку, и т.д.).
Цель присказки заключается в том, чтобы привлечь внимание слушателя, отграничить мир действительности от нереального мира сказки
«Жили-были..», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…»
Цель концовки и конечной присказки – отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.
Присказка: «Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит»
Зачин: «Жил-был…»
Концовка: А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.
Конечная присказка: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка.»
Устойчивое сочетание «добрый молодец» часто встречается в сказках.
Примеры: чисто поле», красна девица, тёмный лес, острый меч, тугой лук, серый волк);
Такие языковые явления называются повторами.
Этот вид художественно-изобразительного средства называется скрытым сравнением. В основе данного сравнения лежит сопоставление двух явлений: скорость стрелы приравнивается к скорости стрелы.
Объясняют. Благодаря наводящим вопросам учителя приходят к выводу, что явление преувеличено.
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Исходя из проделанной работы какие выводы мы можем сделать?
Что нового Вы узнали о композиции сказок?
Какие средства художественной выразительности, встречаются в сказках? В чем заключается их функциональная роль?
В начале следующего урока мы проведем самостоятельную работу по теоретическому материалу. Поэтому повторите все, что мы изучили, а именно статью «Русские народные сказки». Это и будет вашим домашним заданием.
Подводя итог урока, хочется сказать, что сказки – это богатство народного опыта, народной мудрости. Именно сказка возвращает нам веру в чудесное, в торжество справедливости и добра, вызывает стремление постоять за справедливость и добро. А разве возможна жизнь без добра, любви и справедливости?
На этой позитивной ноте можно закончить наш урок! Спасибо за внимание!
Сказка имеет особое построение. Мы узнали о следующих элементах сказочной композиции: присказка, зачин, концовка, конечная присказка.
В сказках встречаются такие средства художественной выразительности, как постоянные эпитеты, повторы, гиперболы. Они придают выразительность сказочному языку, усиливают его воздействие.