Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»
Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.
Основная цель: Развитие нравственно – патриотического воспитания, путём изобразительного творчества дошкольников через сказку, сказочный образ.
Задачи: . Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей при помощи сказок; . Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки; . Воспитывать нравственно – патриотическое воспитание и любовь к произведениям народного творчества.
Средства для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но я решила взять в помощь именно сказку, как могучее, действенное средство нравственного — патриотического воспитания детей. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивая себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания как у него, бывают и у других. А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами. Дети активно познают окружающий мир и пытаются отображать его в своей естественной деятельности, в изобразительном творчестве. Изобразительная деятельность выступает как способ выражения различных эмоций, отрицательных, негативных, или положительных, позитивных. В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как: Сказка «О рыбаке и рыбке» Самое сильное испытание для человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. В сказке высмеивается жадность и зло, а зло не существует само по себе, а придумано в противовес добру. Если бы старуха была чуткой и благородной, то разве мы бы узнали, как щедра и благородна Золотая рыбка? Сказка «Репка». учит трудолюбию и взаимопомощи. Здесь заложена не только мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая мышка из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый — как дед (глава семьи), так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим), и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем. Объединенная и сплоченная семья — еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Сказка «Гуси – Лебеди» Детей сказка учит слушать взрослых, уважать родителей, помогать младшим, выручать от беды и быть добрым — на добро отвечать добром. Сказка «Лиса и журавль» помогает понять хитрость и обман Сказка учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе. Из-за эгоизма лисицы она потеряла друга. Журавль «отблагодарил» ей тем же. Недаром сказка заканчивается пословицей: как аукнется, так и откликнется. Сказка «О царе Салтане» Милосердие — один из основных качеств героев сказки. Милосерден царь Салтан, царица, их сын князь Гвидон, Царевна Лебедь. Милосердие проходит непростое испытание в прощении к раскаявшимся грешницам — ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе: «Царь на радости такой отпустил всех трех домой». Именно милосердие персонажей сказки приводит их к счастливому финалу. Сказка «Под грибом» В. Сутеева Главную мысль сказки «Под грибом» можно раскрыть с помощью краткой поговорки «Друзья познаются в беде». Ведь в жизни каждому придется и на помощь друзей рассчитывать, и руку помощи друзьям протягивать. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду. Завершить хотелось бы словами В.А. Сухомлинского «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».
Перейти к контенту
Сказки для детей > Внеклассное чтение 4 класс
Список сказок и рассказов:
-
4
Алексей Толстой — Иван-царевич и серый волк
-
78
Антон Чехов — Белолобый
-
59
Антон Чехов — Мальчики
-
114
Всеволод Гаршин — О жабе и розе
-
305
Константин Паустовский — Заячьи лапы
-
207
Михаил Зощенко — Ёлка
-
51
Михаил Зощенко — Самое главное
-
37
Борис Житков — Про обезьянку
-
141
Борис Житков — Как я ловил человечков
-
43
Борис Житков — Пудя
-
93
Виктор Драгунский — Друг детства
-
59
Виктор Драгунский — Что любит Мишка
-
2
Садко (Былина)
-
63
Виталий Бианки — Чей нос лучше
-
23
Редьярд Киплинг — Рикки Тикки Тави
-
100
Павел Бажов — Голубая змейка
-
10
Павел Бажов — Хозяйка медной горы
-
23
Ганс Христиан Андерсен — Русалочка
-
8
Ганс Христиан Андерсен — Соловей
-
61
Ганс Христиан Андерсен — Дикие лебеди
-
392
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Серая шейка
-
35
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про храброго зайца
-
151
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Комара Комаровича
-
1
Вольга и Микула Селянинович (Былина)
-
36
Добрыня Никитич и Змей Горыныч (Былина)
-
26
Антон Чехов — Беглец
-
69
Антоний Погорельский — Черная курица, или Подземные жители
-
142
Георгий Скребицкий — Кот Иваныч
-
100
Леонид Пантелеев — Честное слово
-
65
Иван Тургенев — Муму
-
82
Александр Куприн — Барбос и Жулька
-
82
Александр Куприн — Белый пудель
-
18
Александр Куприн — Слон
-
3
Бой на Калиновом мосту
-
44
Борис Житков — Про слона
-
28
Борис Житков — Беспризорная кошка
-
16
Аркадий Гайдар — Поход
-
1
Виктор Драгунский — Пожар во флигеле, или подвиг во льдах
-
7
Виктор Драгунский — Сестра моя Ксения
-
22
Михаил Пришвин — Изобретатель
-
17
Михаил Пришвин — Гаечки
-
9
Михаил Пришвин — Лесной хозяин
-
Хитрая наука
-
50
Константин Паустовский — Жильцы старого дома
-
11
Виталий Бианки — Анюткина утка
-
1
Виталий Бианки — Заяц, косач, медведь и Дед Мороз
-
5
Виталий Бианки — Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать
-
8
Виталий Бианки — Чьи это ноги
-
7
Константин Ушинский — Дети в роще
-
15
Константин Ушинский — Ветер и солнце
-
Алексей Толстой — Петух и жерновки
-
12
Лев Толстой — Лгун (Басня)
-
Лев Толстой — Уж
-
3
Лев Толстой — Белка и волк
-
7
Лев Толстой — Лев и мышь (Басня)
-
3
Лев Толстой — Отец и сыновья (Басня)
-
6
Лев Толстой — Как мужик гусей делил
-
3
Лев Толстой — Два брата
-
6
Ганс Христиан Андерсен — Оле-Лукойе
-
11
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Воробья Воробеича
-
4
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказочка про Воронушку
-
9
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка о том, как жила-была последняя Муха
-
1
Андрей Некрасов — Приключения капитана Врунгеля
-
3
Алексей Толстой — Сказка о молодильных яблоках и живой воде
-
2
Лев Толстой — Собака и её тень (Басня)
-
4
Лев Толстой — Кавказский пленник
-
4
Илья Муромец: Болезнь и исцеление Ильи
-
3
Изгнание Адама и Евы из рая
-
Притча о сеятеле
-
Притча о блудном сыне
-
Притча о Фарисее и Мытаре
-
Притча о злых виноградарях
-
Рождение и воспитание Геракла
-
6
Дедал и Икар (Миф)
-
Орфей и Эвридика (Миф)
-
5
Андрей Платонов — Никита
-
1
Андрей Платонов — Еще мама
-
18
Виктор Гюго — Козетта
-
2
Виктор Гюго — Гаврош
-
Николай Лесков — Неразменный рубль
-
7
Дмитрий Григорович — Гуттаперчевый мальчик
-
3
Алексей Толстой — Сугробы
-
2
Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком
-
Лев Толстой — Пожар
-
Лев Толстой — Орел
-
Лев Толстой — Как мальчик рассказывал о том, как его в лесу застала гроза
-
1
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Приемыш
-
1
Виктор Астафьев — Белогрудка
-
Рувим Фраерман — Девочка с камнем
-
1
Владимир Солоухин — Ножичек с костяной ручкой
-
2
Лев Толстой — Два товарища (Басня)
-
Лев Толстой — Старый дед и внучек (Басня)
-
1
Владимир Железников — История с Азбукой
-
Владимир Даль — У тебя у самого свой ум
-
Ксения Драгунская — Лекарство от послушности
-
Анатолий Алексин — Самый счастливый день
-
Лев Толстой — Стрекоза и муравьи (Басня)
-
Лев Толстой — Ворон и лисица (Басня)
-
Лев Толстой — Муравей и голубка (Басня)
-
Лев Толстой — Осел и лошадь (Басня)
-
Лев Толстой — Русак
-
Лев Толстой — Царский сын и его товарищи
-
Фёдор Кнорре — Солёный пёс
-
2
Иван Шмелев — Русская песня
-
41
Георгий Скребицкий — Пушок
-
28
Константин Паустовский — Прощание с летом
-
2
Константин Паустовский — Сказочник (Христиан Андерсен)
-
10
Михаил Зощенко — Приключения обезьяны
-
Михаил Зощенко — Бедный Федя
-
Михаил Пришвин — Сухостойное дерево
-
Михаил Пришвин — Ястреб и жаворонок
-
2
Ирина Пивоварова — Барышни Люси
-
8
Ирина Пивоварова — Секретики
-
6
Ирина Пивоварова — Как меня учили музыке
-
1
Ирина Пивоварова — Селиверстов не парень, а золото
-
Саша Черный — Счастливый карп
-
1
Виктор Астафьев — Бабушка с малиной
-
Александра Ишимова — История России в рассказах для детей
-
Константин Ушинский — Бодливая корова
-
58
Константин Ушинский — Сумка почтальона
-
Юрий Сотник — Учитель плавания
-
6
Юрий Сотник — Гадюка
-
9
Виктор Голявкин — Путешественник
-
10
Валентина Осеева — Почему
-
17
Валентина Осеева — В классе
-
9
Виталий Бианки — Плавунчик
-
4
Борис Житков — Мышкин
-
2
Антон Чехов — Спать хочется
-
Лев Толстой — Пётр Первый и мужик
-
Александр Раскин — Как папа выбирал профессию
-
Саша Черный — Дневник фокса Микки
-
1
Александр Куприн — Бедный принц
-
Александр Куприн — Четверо нищих
Отзывы: 5
-
Наталья
Хорошая ссылка советую
Ответить
-
юлия
мне очень понравилось рассказы интересные
Ответить
-
А
Мы это читали в классе
Ответить
-
Мария
Все читали??
Ответить
Добавить комментарий
Внеклассное чтение 4 класс: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт
ребёнку первое чувство героического …
Она учит его мужеству и верности; она учит его
созерцать человеческую судьбу, любовь к родине,
милой матушке, отличие «правды от кривды».
И.А.Ильин
Данная работа включала в себя следующие этапы:
Сбор сведений
- Изучение методической литературы.
- Сбор экспонатов для организации мини — музея «в
гостях у сказки» - Подбор русских народных сказок для старшего
дошкольного возраста. - Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
Цель:
- Создание условий для формирования основ
патриотического сознания детей старшего
дошкольного возраста через потенциал русских
народных сказок. - Исходя из поставленной цели были определенны
следующие задачи:
Актуальность. Использование сказок для
формирования патриотических чувств,
общечеловеческих ценностей дошкольников
особенно актуально в настоящее время, так как в
условиях западнизации наблюдается сведения к
минимуму традиций русского народа его обычай.
Именно народные сказки воспитывают ребёнка в
традициях русского народа, сообщают ему
основанное на духовно — нравственных народных
воззрениях видение жизни. Роль русских народных
сказок в воспитании гражданско-патриотического
воспитания неоценима
Воспитывать патриотических чувства у детей,
любовь к родине мы решили, через сказку — самое
доступное и любимое детьми.
Образовательная область:
Формирование патриотического сознания детей
старшего дошкольного возраста на основе русских
народных сказок.
Воспитательная:
- Воспитывать на основе содержания русских
народных сказок уважение к традициям народной
культуры. - Обучающая: Формировать и закреплять знания
детей о культурном богатстве русского народа. - Развивающая: Развивать эмпатию и
таллерантность у детей на основе содержания
русских народных сказок.
Паспорт проектной деятельности
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6-й
год жизни
Направленность развития детей, в рамках
которых поводится работа по проекту: комплексное
(разные виды деятельности: ручной труд, слушание
и пересказ сказок, театрализованная
деятельность, познавательная деятельность,
криативные виды деятельности: лепка, рисование.)
Участники проекта: дети подготовительной к
школе группы№10,воспитательгруппы № 10 Китайкина
Оксана Владимировна, педагог-психолог Семина
Эллада Иосифовна, родители
Вид проекта: практико-ориентированный,
групповой.
Продолжительность и место реализации: Программа
рассчитана на один полный учебный год
Место реализации: МДОУ-детский сад №8
,подготовительная к школе группа №10.
Формы работы:
- беседы
- экскурсия в музей г. Балаково.
- показ спектаклей и сказок
- продуктивная деятельность детей
- праздничные мероприятия
- выставки творческих работ детей и родителей.
Предполагаемый результат:
К моменту выхода детей из детского сада, они
должны иметь сформированные представление о
богатстве русской народной культуры,
национальных особенностях характера и быта
русского человека.
Нормативно-правовая база:
- Подпрограмма Министерство образования РФ
государственной программы « - «Патриотическое воспитание граждан РФ»;
- Концепция модернизации Российского
образования на период до 2010 года, - Национальная доктрина образования в Российской
Федерации.
Презентация проекта: Родина в русских
народных сказках.
Содержание проекта
Этапы | Формы работы с детьми и родителями | Задачи | Время | Ответственный |
I | Занятие с детьми по знакомству с русскими народными сказками. | Формировать представление о любви к родине воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. | В течение года | воспитатель |
II | Сказкатерапия | Способствовать формированию эмоциональных чувств процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать навыки доброжелательного, заботливого поведения. | В течение года | Педагог-психолог |
III | Изготовление атрибутов | Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность. | В течение года | Воспитатель |
IV | Театрализованные представления | Побуждать детей к творческой самореализации. | 1 раз в квартал | Воспитатель, педагог — психолог. |
V | Работа с родителями | Создать родительский клуб «семейный очаг», привлечь родителей к созданию экспонатов. | В течение года | Воспитатель, педагог- психолог |
Перспективный план
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ
ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
-«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» -«Гуси-лебеди» -«Теремок» | Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает. |
-«Крылатый, мохнатый да масленый» -«Жихарка» -«Курочка, мышка и тетерев» | Цель: Показать детям силу коллективизма(«там, где трудно одному, сделаем с друзьями») Воспитывать дружелюбие, взаиморвыручку чувство товарищества. |
-«Лисичка со скалочкой» -«Лисичка-сестричка -«Лиса и журавль» -«Золотое веретено» | Цель: Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и Т.Д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. |
-«Каша из топора» | Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа. |
-«Хаврошечка» -«Снегурочка» -«Морозко» | Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение. |
-«Заяц-хваста» -«У страха глаза | Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту. |
-«Царевна-лягушка» -«Сивка-бурка» | Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига. |
-«Мужик и медведь» | Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях. |
-«Два мороза» | Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего). |
ПРЕДАНИЯ И БЫЛИНЫ РУССКОГО НАРОДА
-«Предание о граде Китеже» -«Исцеление -«Илья Муромец идолище» -«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» -«Алеша Попович» -«Алеша Попович и Тугарин Змей» | Цель: Формировать понятие «единства всех живущих на земле людей». Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев. |
Актуальность. Современный период
совершенствования процесса патриотического
воспитания личности происходит в направлении
повышения его качества и оптимизации. Ведущая
роль в этом процессе принадлежит воспитанию как
целенаправленному процессу, включающему
разностороннее воспитательное воздействие на
личности.
Использование сказок для формирования
патриотических чувств, общечеловеческих
ценностей дошкольников особенно актуально в
настоящее время, так как в условиях западнизации
Содержание работы
Работа по воспитанию
гражданско-патриотических чувств у детей
старшего дошкольного возраста велась по двум
направлениям.
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
Для более осозного восприятия детьми знаний о
традициях русской культуры, её обычаев в работе
использовалось многообразие методов и приемов.
Разнообразные формы работы : беседы, занятия,
сказкатерапия, креативные виды деятельности,
игры-драматизации, развлечения, помогали детям
почувствовать и научиться понимать особенность
национальной культуры ,любить и уважать своих
родных ,ценить труд человека ,а через всё это
формировать в себе чувство гражданственности —
любить Родину. Работа проводиться как на
специально организованных занятиях, так и
вечерние отрезки времени.
Каждый вид деятельности преследовал решение
своих задач и целей.
Так, например, с помощью специально подобранной
тематики бесед, мы решали такие задачи как:
- Сообщение детям знаний о традициях русской
культуры. - О местах проживания наших предков.
- О быте русских людей.
- Об истории мужской и женской одежды.
- Об истории русской кухни.
- О народных праздниках.
- О народных приметах.
- О героизме русского народа.
Содержание бесед и поставленные вопросы
черпали, прежде всего, из русских народных
сказок.
Например: познакомив детей со сказкой, Никита
Кожемяка, организовали и провели беседу о
традициях русской культуры, о героизме народа.
Прослушав цикл бытовых сказок, беседа с детьми
выстраивалась по вопросам касающихся, русских
народных промыслов ,одежды, утвари.
С помощью таких сказок как, Семилетка,
Снегурушка, знакомили детей с семейной иерархией
на Руси.
Основная работа с детьми проводилась на
специально организованных занятиях.
С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали
основные жизненные принцип.
- Что такое хорошо
- Добро всегда побеждает
- Уважать старших
- Слушать родителей
Динамика занятий предполагает постепенное
погружение в единый сказочный сюжет. Содержание
сказок было специально подобранно таким образом,
чтобы перекликались бытовые сюжеты. с
героическими поступками. НА занятиях по
криативные видам деятельности дети рисовали,
лепили аппликатировали сюжеты сказок, характеры
героев, их поступки. Педагогом-психологом
проводиться цикл занятий по
сказкетерапии.Разнообразные игры,
психогимнастические этюды, использование
музыкальных произведений, все это попугает детям
почувствовать и научиться понимать эмоции
сказочных персонажей, анализировать их ошибки.
Работа воспитателя и педагога — психолога в
применении игр-драматизаций, прежде всего, была
направлена на умении детей передавать
настроение героев, отражать их поступки, владеть
мимикой пантомимикой, интонацией. Некоторые
сказки были представлены в виде спектаклей для
родителей и детей младших групп. Исполняя роли,
дети передавали настроение героев, отражали их
поступки. Детям была предложена и такая форма
работы как посещение музея дети посетили
выстовычный центр «Радуга» где вниманию детей
была предложена выставка работ художника А. А.
Горстка. После выставке с детьми была проведена
беседа на тему: «Краски художника при рисовании
родины».Детям было предложено нарисовать
посещение музея. В работе с родителями
использовались различные приёмы работы и прежде
всего, привлечение родителей к изготовлению
атрибутов для мини-музея. Была предложена
вниманию родителей серия консультаций
подготовленных воспитателем и
педагогом-психологом по работе со сказкой и как с
помощью русских народных сказок, прививать
любовь к Родине. Итогом нашей работы было
обогащение развивающий среды группы за счёт
создание в группе мини-музея «В гостях у
сказки», и уголка «Город мастеров».В
изготовлении атрибутов для мини-музея в «Городе
мастеров» принимали участие дети и их родители.
Приложение 1.
Тема: Русские народные сказки.
Цели:
- Учить детей классифицировать сказки по
содержанию и по авторской принадлежности. - Развивать представление о способах изображения
персонажей, о средствах создания образа в
изобразительном искусстве. - Активизация творческих способностей детей,
обучение выразительному чтению. - Способствовать формированию личного отношения
к прочитанному. - Воспитывать интерес и любовь к чтению.
- Способствовать воспитанию у детей
доброжелательности, внимания, чуткости по
отношению друг к другу.
Оборудование:
- Учебник «Литературное чтение», автор Э.Э. Кац.
- Предметные “волшебные” шкафчики, “золотой
ключик”, аленький цветочек, кувшин, яблоко,
термометр - Карточки с названиями сказок.
- Иллюстрации Е.М. Рачёва и Ю.А. Васнецова.
- Атрибуты для сценки: маленькая скамеечка,
элементы костюмов, рыбки. - Презентация к уроку (Приложение
1) - Карточки с кроссвордом у каждого ребёнка
- Детские рисунки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1 мин.)
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.
– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего
настроения.
2. Объявление темы (3 мин.)
– Сегодня у нас необычное занятие. К нам на урок
пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете,
прослушав отрывок из известной вам песенки.
(Звучит песня «В мире много сказок…)
– Догадались, что это за гостья? Это и есть тема
нашего урока: Русские народные сказки.
Подумаем и вспомним:
– Как зарождались сказки?
– Как появились книжки народных сказок?
– Прочитайте высказывание А.С. Пушкина: “Сказка
– ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!” <
Слайд 1>
– Как вы понимаете эти слова?
– Какие сказки вы читали?
– Не трудно догадаться по выставке ваших
рисунков, что вы много читаете и у каждого из вас
есть своя любимая сказка.
– Молодцы!
А вот насколько хорошо вы знаете сказки и их
содержание, мы сейчас проверим.
3. Разминка. Определение видов сказок (10
мин.)
– В этом волшебном шкафчике находятся вещи,
которые принадлежат героям сказок. Попробуйте
угадать сказку и назвать героя, которому
принадлежит данный предмет.
(6 предметов – по 2 каждой колонке). Дети по
очереди достают предмет и называют сказку,
определяют, кому принадлежит эта вещь. Название
сказки появляется на слайде презентации. <
Слайд 2 >
“Золотой ключик”
“Муха-цокотуха”
“Аленький цветочек”
“Лиса и Журавль”
“Гуси-Лебеди ”
“Айболит»”
5. Анализ содержания (8 мин.)
– На какие 2 группы можно разделить эти сказки по
авторской принадлежности? (авторские и
народные)
– В чем отличие авторских сказок от народных? <
Слайд 3 >
– Ещё сказки бывают разными по содержанию. По содержанию
они разделяются на волшебные, бытовые, сказки о
животных. Какую сказку вы читали к уроку? (“Лисичка-сестричка
и Волк”)
– В какую группу её отнести? (Русская народная
сказка, о животных) < Слайд 4 > Понравилась
вам сказка?
– Кто главные герои сказки?
– Какова же лиса? Как об этом сказано в тексте?
– Кого она перехитрила? Найдите в тексте.
– Докажите, что она умная, жестокая,
предприимчивая.
– А каков же Волк? (глупый, доверчивый,
простофиля).
– Найдите, как об этом сказано в сказке.
– Волк и Лиса – это главные герои сказки или
второстепенные? А о людях что вы скажете?
– На следующем слайде вы увидите иллюстрации к
русским народным сказкам. Вашему вниманию я
продемонстрирую работы одного из лучших
иллюстраторов русских народных сказок И.В.
Билибина. Поработаем вместе и определим, что же
это за сказки.? (Царевна-лягушка, сестрица
Аленушка) < Слайды 5–6 >
Работа над интонацией слова «СКАЗКА»
– интонация Удивления
– Грусти
– Перечисления
– Радости
6. Подготовка к инсценированию (3 мин.)
– Сегодня мы будем инсценировать отрывок, где
Лиса ест рыбку и не даёт её голодному Волку.
Найдите его на странице 68.
– Давайте поиграем. Попробуем изобразить своего
героя с помощью мимики, жестов, движений. Все
остальные дети будут не просто зрителями, а и
режиссёрами.
– Какие советы вы, как режиссёры, дадите нашим
артистам перед началом показа инсценировки? (Осанка
у Лисы прямая, разговаривает с Волком не глядя на
него, нехотя, с пренебрежением).
7. Инсценирование отрывка. Обсуждение (4
мин.)
– Удалось ли нашим артистам показать характер
своего героя? Докажите.
– Какие есть пожелания в соответствии со
сказкой?
– Чему учит сказка?
(– Сказки учат доброте, честности,
находчивости, любви к труду и многому другому,
очень важному для нас.
– Учит бескорыстной любви, преданности и
самоотверженности.
– В каждой сказке есть доброта и привычка
выручать друга из беды.
– Сказка помогает побеждать зло и жестокость.)
– Могут ли эти пословицы стать моралью сказки?
< Слайд 7 >
- Дружба заботой, да подмогой крепка.
- Не рой яму другому, сам в неё попадешь.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
– Приведите свои примеры.
8. Дыхательная гимнастика
1. Работаем как пульверизатор.
2. Втягиваем приятный запах.
3. Задуем свечку на 1 большой выдох и 2 маленьких.
4. Сдуем с ладошек листочки.
9. Показ слайдов с изображением русских
сказок < Слайды 8–9 >
– Обратите внимание на следующие слайды. На них
оказаны названия известных русских народных
сказок. И если вы их ещё не читали, то у вас есть
такая возможность, исправить это положение на
летних каникулах.
10. Знакомство с художниками-иллюстраторами
– Когда ты читаешь сказку веселую или грустную,
страшную или добрую, тебе хочется, как можно
больше узнать о том, что в ней рассказано. И не
только прочитать, но и увидеть.
Поэтому в книжке, рядом со сказкой написанной,
возникает ещё одна сказка – нарисованная
художником. Это яркая, увлекательная и, конечно,
необычайная сказка.
Любая сказка начинается так: «Жили-были дед да
баба». А художнику нужно представить себе целую
картину: как дед и баба выглядят, каков их дом.
Для этого необходимо многое знать
художнику-сказочнику. Ведь всё на рисунках
должно быть хоть и сказочным, Но и
правдоподобным. Перед вами целый сказочный мир,
подаренный вам художником Вениамином
Николаевичем ЛОСИНЫМ. (Показ иллюстраций В. Н.
Лосина из книги «Русские народные сказки».)
– Помните эту книгу? Чем она ещё нас привлекла
кроме содержания? (Иллюстрациями Ю. Васнецова.)
– А посмотрите на эти иллюстрации. (Рачёва)
– Что заметили? (Сказки разные и художники –
разные.)
– Да, это действительно иллюстрации другого
художника-иллюстратора Е.М. Рачёва.
– А в чём главное отличие иллюстраций Е.М. Рачёва?
(Герои одеты в русские народные костюмы.)
– Молодцы! Сегодня на уроке вы были и артистами, и
режиссёрами, а хотите побывать художниками?
– Попробуйте выполнить иллюстрацию к сказке
“Лисичка-сестричка и Волк” дома.
– Что же такое сказка? (Определение) < Слайд
10 >
11. Подведение итогов
– Сказки любят все, даже взрослые. С самого
раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были
маленькими, вам рассказывали сказки мамы и папы,
а потом пошли в школу и сами научились их читать.
Читая сказки, вы проникаете в чудесный,
загадочный, таинственный мир. В сказках
совершаются самые невероятные чудеса: то Змей
Горыныч уносит красавицу-царевну в свои
владения, то яблонька награждает трудолюбивую
девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса
обманывает всех. Я вижу, что вы все любите сказки,
знаете их. Но еще есть очень много-много сказок,
не прочитанных вами.
Пришла пора сказать
«До новой встречи»
Окончен сказочный наш карнавал
В гостях мы были у гостей сердечных,
В чудесной сказке каждый побывал».
Мой юный друг! Возьми с собой в дорогу
Своих любимых сказочных героев
В заветный час они тебе помогут
Сделать жизнь светлей.
12. Закрепление, самостоятельная работа.
Работа в парах. Разгадывание кроссворда (5
мин.)
– В скором времени мы познакомимся с новым
жанром литературы, а каким, вы узнаете из
кроссворда. < Слайд 11>
Слуги Бабы Яги.
- Кто хотел погубить Муху-Цокотуху?
- “Федорино горе”, “Айболит” – кто автор?
- Братец Алёнушки.
- Рыжая героиня многих народных сказок.
– С чем же мы будем скоро знакомиться? (С
баснями) < Слайд 12>
13. Итог урока
– Что вы хотите сказать про урок? Какой оценки
заслуживает наш урок? (Дети показывают карточки с
изображением мимики лица)
– Что особенно понравилось? < Слайд 13 >
– А теперь послушаем наших гостей.
Собрание русских народных баллад.
Баллады о разбойниках
Братья-разбойники и сестра (1)
Братья-разбойники и сестра (2)
Братья-разбойники и сестра (3)
Братья-разбойники и сестра (4)
Братья-разбойники и сестра (5)
Разбойники и сестра
Девушка сидит среди разбойников
Девушка сидит среди татар
Жена разбойника (1)
Жена разбойника (2)
Жена разбойника (3)
Муж-разбойник (1)
Муж-разбойник (2)
Муж-разбойник (3)
Баллады о любви
Баллады о несчастной любви
Девушка приходит на свадьбу милого
Баллады о трагической любви
Девушка нашла милого утонувшим
Иван Дородович и Софья-царевна
Иван Дудорович и Софья Волховична
Федор Колыческой и Мельфа-Софья Волховница (1)
Федор Колыческой и Мельфа-Софья Волховница (2)
Федор Колыческой и Софья Волховишна
Федор Колыщатой и Софья-волшебница
Баллады о любовниках
Девушка впускает милого в город (1)
Девушка впускает милого в город (2)
Девушка запускает молодца в город
Королевна впускает молодца в город (1)
Королевна впускает молодца в город (2)
Девушка принимает молодца через окошко
Любовь молодца и королевны
Молодец и королевна (1)
Молодец и королевна (2)
Молодец в гостях у барышни
Молодец лезет к девушке через окно
Удалой гречин
Баллады об отношениях парней и девушек
Девица-мудреница (1)
Девица-мудреница (2)
Девица-мудреница (3)
Девица обыграла молодца
Девушка и адъютант
Девушка поборола молодца
Девушка убивает нескромных гостей
Девушку выдают замуж за отца милого
Дмитрий и Домна (1)
Дмитрий и Домна (2)
Маринка-волшебница
Молодец, слуга и девушка
Олеша Попович и Параня
Параня (1)
Параня (2)
Парень крадет у купающихся девушек рубашки
Семь загадок (1)
Семь загадок (2)
Солдат Яшка
Угрозы девушки молодцу (1)
Угрозы девушки молодцу (2)
Угрозы девушки молодцу (3)
Угрозы девушки молодцу (4)
Угрозы девушки молодцу (5)
Устинья
Баллады о похищении девушек
Гостиный сын увозит девушку
Казак и Шинкарка
Похищение девушки (1)
Похищение девушки (2)
Приказчики увозят девушку
Семейно-бытовые баллады
Девушка-воин
Князь Михайло (1)
Князь Михайло (2) (Князь Михайло назван князем Василием)
Князь Михайло (3)
Три зятя (1)
Три зятя (2)
Баллады о родителях и детях
Дети вдовы (1)
Дети вдовы (2)
Сон Саламанова отца
Три жеребья (1)
Три жеребья (2)
Три жеребья (3)
Баллады о воле родителей
Дочь тысячника
Насильный постриг (1)
Насильный постриг (2)
Царь Давыд и Олена
Баллады о приёмных родителях и детях
Девушка защищает свою честь (1)
Девушка защищает свою честь (2)
Баллады о братьях и сёстрах
Алеша и сестра двух братьев
Братья и нескромная сестра
Брат женился на сестре
Король и девушка
Охотник и сестра
Сестра зарезала брата
Сестра-отравительница
Сестра отравила брата
Сестра отравила брата по ошибке
Сестра хочет отравить брата
Сестры ищут убитого брата
Софья Волховна
Сура-река
Баллады о муже и жене
Жена короля умирает от родов
Жена казака умирает от родов
Жена князя Михайлы тонет
Жена мужа зарезала (1)
Жена мужа зарезала (2)
Злая жена
Князь Роман жену терял (1)
Князь Роман жену терял (2)
Князь Роман жену терял (3)
Князь Роман жену терял (4)
Князь Роман жену терял (5)
Молодец и худая жена
Муж-солдат в гостях у жены
Казак жену губил (1)
Казак жену губил (2)
Муж жену губил (1)
Муж жену губил (2)
Ямщик жену губил
Панья
Сон о рождении сына и смерти жены
Сон о рождении сына и смерти жены
Сон о рождении сына и смерти жены
Худая жена — жена умная
Баллады об измене жены мужу
Князь Владимир и Гришутка-ключник
Князь Волгинский и ключник
Князь Волконский и Ваня-ключник (1)
Князь Волконский и Ваня-ключник (2)
Князь Волконский и Ваня-ключник (3)
Князь Волконский и ключник
Князь и ключник
Баллады о злой свекрови или тёще
Василий и Софья (1)
Василий и Софья (2)
Рябинка
Баллады о клевете, наговоре или поклёпе
Князь и старицы
Муж губит жену по клевете матери
Оклеветанная жена (1)
Оклеветанная жена (2)
Оклеветанная жена (3)
Баллады о проклятиях
Соперницы
Баллады об отравлении
Девица отравила молодца
Девица хочет отравить молодца
Злые коренья
Молодец и княжна
Чурильё-игуменьё
Баллады о пленниках и невольниках
Девушка бежит из плена
Девушка с дувана досталась молодцу
Молодец в темнице (1)
Молодец в темнице (2)
Невольники на море
Полонянин
Про кулика-травника
Сокол улетел из неволи (1)
Сокол улетел из неволи (2)
Сокол улетел из неволи (3)
Тёща в плену у зятя (1)
Тёща в плену у зятя (2)
Тёща в плену у зятя (3)
Тёща в плену у зятя (4)
Разные баллады
Девушка выиграла три корабля (1)
Девушка выиграла три корабля (2)
Доня
Разорение гнезда сокола
Источники русских народных баллад:
1. РГБ — Русская баллада /предисл., ред. и прим. В. И. Чернышева; Советский писатель, 1936 (Ленинград: тип. «Печатный двор» и тип. им. Володарского).
2. Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока, 1991.
3. Народные баллады. Вступительная статья, подготовка текста и примечания Д. М. Балашова. Общая редакция А. М. Астаховой. Москва-Ленинград, 1963.
Лола
а что комментариев нет?
Ответить