Русские народные сказки небольшие для детей

Сценарий урока. здравствуйте, ребята! тема сегодняшнего урока: русские народные сказки. царевна- лягушка как волшебная сказка. давайте вспомним, какую тему вы

Сценарий урока.

Здравствуйте,
ребята!

 Тема
сегодняшнего урока: Русские народные сказки. «Царевна-

лягушка»
как волшебная сказка.

Давайте
вспомним, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

С какими
малыми жанрами фольклора вы познакомились?

Правильно…это
колыбельные песни, пестушки, загадки и т.д.

А сегодня
на уроке мы поговорим о сказке.

Пожалуй, нет человека, который не знал бы и не любил сказки. Они сопровождают
нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано множество
спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, которые с
удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Народные сказки — основа
сказок литературных, музыкальных, источник вдохновения художников…

 Беседа по сказкам.

Вы уже опытные читатели сказок и знаете их довольно много. Какие
русские народные сказки вы вспомнили?

— За что вы любите сказки?

— Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного
народного творчества?

— Давайте попробуем дать определение, что такое сказка. Обратимся
к учебнику литературы. Внимательно прочитаем и запишем в тетради формулировку. 

Чем же
была так удивительна сказка? Может быть тем, что в ней были необычные герои,
предметы стали волшебными, звери говорящими? А может быть, это была история про
неведомых зверей и птиц…

Сказки – это «душа народа», в них нашла выражение его вера в
торжество добра и справедливости… Сказки пришли к нам из глубокой древности.
Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто
скитался по белому свету. Сама жизнь и труд крестьян способствовали
распространению сказок.

Зимой на
рубку леса из деревень уходило много народу. Днем – тяжелая работа, а длинными
вечерами – отдых в землянке у огня.
С тех самых пор самым дорогим и
желанным гостем на долгих зимних посиделках стали люди, обладающие очень
хорошей памятью или фантазией, чтобы рассказать услышанную от кого-то историю,
либо придумать свою. Таких людей называли сказителями или сказочниками.

Сказитель
– рассказчик народных сказок, легенд и былин, часто под аккомпанемент гуслей.
Имел исключительный статус повествователя: когда он говорил – все слушали.

Любили слушать сказки и на мельнице, где крестьяне подолгу ждали
своей очереди, чтобы помолоть зерно. Затаив дыхание, слушали они о подвигах
Ивана-царевича в тридевятом царстве, а потом весело смеялись над глупым и
жадным барином, которого одурачил мужик.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика
переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю,
ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари. Но, живя в нужде, страдая от
холода и голода, мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, построенных за одну
ночь, о скатерти-самобранке, которая сможет накормить всех голодных. И всегда в
русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

Сказки имеют особое построение — композицию.

Я думаю, что вы это замечали. Сказки часто начинаются с какой-либо
присказки. Например, «На море на океане, на острове Буяне стоит бык печёный,
а возле него нож точёный». Цель присказки – привлечь внимание слушателей, она
воспринимается как весёлая прибаутка, шутка, часто присказка не связана по
смыслу с самой сказкой.

За присказкой следует зачин, который готовит нас к
восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием
сказки, так как в нём указываются время и место действия. «Жили-были дед да
баба…».

Часто в сказках имеется концовка, которая ещё раз
возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро. «Свадьбу
сыграли, долго пировали; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не
попало».

Поговорим о некоторых языковых особенностях сказок. В сказках
бывают постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «чисто
поле»), гиперболы (преувеличения): «две пары железных сапог протёр», «быстрее
молнии». Найдите в учебнике определение, что такое эпитет. Прочитайте, запишите
в тетрадь и запомните.

У многих
сказочников были излюбленные сюжеты – у кого-то волшебные, у кого-то бытовые,
кто-то предпочитал рассказывать о животных.

Народные сказки делятся на три группы: сказки о животных,
бытовые сказки и волшебные.

Самыми древними являются сказки о животных. В
них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой
характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен,
волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь
переносятся и отношения, существующие между людьми.

Герои бытовых сказок – крестьянин,
солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными
чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их
выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости,
уму и смелости.

Особая группа сказок – волшебные. Герои
их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей.
Большинство этих сказок связано с поиском невесты или с похищением жены. Поиски
сопряжены с долгими странствиями. Опасность борьбы подчеркивается тем, что
враги героя – не люди, а нечистая сила. Поэтому победа над ней – это и еще
победа, утверждающая человеческое начало.

Ключевые события русской сказки – странствия героя, его встречи с
друзьями и врагами, бегство, погоня и, наконец, — победа.

Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые
дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и
ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая
герою.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей
Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

Баба Яга – один из самых древних персонажей русских сказок. Это
страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в
ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и
тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.

Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю,
породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.

Кощей Бессмертный — это злой, завистливый и жадный старик. Он
похищает женщин и пытается погубить героя. Борьба с Кощеем очень трудна. Он
гибнет лишь тогда, когда герой после долгих испытаний находит волшебную иглу, в
которой заключена смерть Кощея.

Змей Горыныч – огнедышащее чудовище с несколькими головами,
летающее высоко над землей, — тоже очень известный персонаж русского фольклора.
Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит
земля.

Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван:
Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и
благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает
себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.

Чудесные предметы– ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок,
скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам –
красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена
Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как
Марья Моревна или Синеглазка.

Рассмотрим
сказку «Царевна-лягушка».

Начинается
сказка со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И
было у него три сына. Младшего звали Иван Царевич». Это традиционное сказочное
начало.

Оно
служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события (В
некотором царстве, в некотором государстве…), а также для того, чтобы
познакомить слушателей с основными героями сюжета (царь и три сына).

Три –
магическое число для этой сказки: три сына у Царя-батюшки, три задания от него
получают невестки, три пары железных сапог износить Ивану Царевичу и так далее.
Троичность – художественный приём, который характерен для повествования в
фольклорных произведениях, и заключающийся в трёхкратном повторении действия.

Кульминацией,
моментом наивысшего напряжения сюжетного действия, в волшебной сказке является
битва тёмных и светлых сил. Обрадовался Царевич, разбил яйцо, достал иглу и
отломил у неё кончик. И как только отломил – умер Кощей Бессмертный, прахом
рассыпался.

После
окончания приключений героев ждет возвращение домой, пир или свадьба.

Сказочник
заканчивал рассказ традиционно. Например: «И я там был, мёд-пиво пил – по усам
текло, да в рот не попало…».

Мы уже
обратили внимание, что язык сказки наполнен выражениями, знакомыми нам по
другим сказкам. Такие выражения называются сказочными формулами. Каждая сказка
имела мораль — добро всегда побеждало зло.

Теоретический
материал для углубленного изучения

Сказка «Царевна-лягушка»
записана собирателем сказок А. Н. Афанасьевым под номером 104. Это одна из
самых известных сказок в русском фольклоре. Исследователи считают, что её корни
находятся в языческих верованиях, когда для удачной охоты мужчине надо было
совершить обряд женитьбы на тотемном животном, в данном случае – лягушке. В
славянской мифологии это животное обладало магией плодородия, повелевало
дождями. Кроме того, в сказке есть отзвуки и матриархата. Надо сказать, что
сюжет, когда невеста превосходит жениха умом и богатством – не редкость для
русских сказок.

Доктор
филологических наук Е. М. Мелетинский в своей книге «Герой волшебной сказки»
писал: «Сказка – один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит
корнями в народное творчество доклассовой эпохи и до сего дня остается
спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение. Высокие
поэтические достоинства сказки в значительной мере объясняются тем, что в ней
выражены накопившиеся столетиями мысли и чувства народа».

Домашнее задание:

1. Прочитать сказку до конца.

2. Выучить термины и понятия.

3. Охарактеризовать главных героев (устно).

Сказка в развитии речи детей дошкольного возрастаПодготовила: учитель-логопед...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Сказка в развитии речи детей дошкольного возрастаПодготовила: учитель-логопед

    Описание слайда:

    Сказка в развитии речи детей дошкольного возраста
    Подготовила: учитель-логопед Столярская С.В.

  • 2 слайд

     «Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребено

    Описание слайда:

     «Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление, детскую речь, как определенную ступень человеческого мышления и речи».
    В.А. Сухомлинский

  • 3 слайд

    Задачи речевого развития:- Образовательная: совершенствовать диалогическую фо

    Описание слайда:

    Задачи речевого развития:
    — Образовательная: совершенствовать диалогическую форму речи; поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.
    — Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками; формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.
    — Развивающая: развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки; придумывать концовки к незнакомым сказкам; развивать умение изображать мимикой и жестами состояние героев сказки.

  • 4 слайд

    Богат язык сказок. Читая сказки детям, мы обогащаем и их язык. Также обогащае

    Описание слайда:

    Богат язык сказок. Читая сказки детям, мы обогащаем и их язык. Также обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках. Например: конь добрый, молодецкий; девица красная; солнышко ясное, красное. Ребенок учится мыслить образами

    Пересказывание — этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.

    Когда дети учатся пересказывать и составлять рассказы, что очень важно для развития речи и логического мышления, они уже четко знают (на примере сказок), что любой рассказ должен иметь начало, основную часть и окончание

  • 5 слайд

     «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможн

    Описание слайда:

     «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании», — писал К.Д. Ушинский

  • 6 слайд

    Литература:1.Зинкевич- Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПБ, 200

    Описание слайда:

    Литература:

    1.Зинкевич- Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПБ, 2002.
    2. Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М. : — «Линка-пресс», 2002.-200с.
     3. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с. 80-83.
    4. Нищева Н.В. Формитрование навыков перессказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на примере текстов русских народных сказок – СПб Детство –Пресс, 2017

  • 7 слайд

    1.Зинкевич- Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПБ, 2002. В популяр

    Описание слайда:

    1.Зинкевич- Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПБ, 2002.
    В популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, каким образом их можно использовать в процессе психологической, педагогической и воспитательной работы; обсуждаются приемы создания специализированных сказок, помогающих обучению, снимающих неадекватные эмоциональные проявления, коррегирующих поведение и способствующих терапии в острых стрессовых ситуациях. Издание носит хрестоматийный характер: приводятся сказки для практической работы с комментариями и рекомендациями по использованию.

    В пособии представлены методические приемы и образовательные ситуации по русским народным сказкам для формирования навыка пересказа у детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет). Материалы пособия могут быть использованы и для проведения разнообразных дидактических игр и литературных викторин. Издание снабжено иллюстрациями и рисунками для работы на наборном полотне, а также схемами-выкройками фигурок для настольного театра. Книга предназначена для воспитателей и педагогов ДОУ, родителей детей дошкольного возраста.

  • 8 слайд

    Спасибо за внимание!

    Описание слайда:

    Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Русские народные сказки небольшие для детей

  • Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов

Русские народные сказки небольшие для детей

  • Сейчас обучается 571 человек из 78 регионов

Русские народные сказки небольшие для детей

  • Сейчас обучается 2916 человек из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация может быть использована в работе с педагогами и родителями

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Коррекционное-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Семь-я»

  • Спортивное развлечение » А ну-ка мамочки»

  • Конспект открытого занятия по лепке в группе раннего возраста «Платочек для Матрешки»

  • «Зимующие птицы нашей области»

  • Конспект ООД «Путешествие по сказке»

  • Конспект игры- викторины в средней группе «Зима»

  • ООД для детей старшей группы на тему «Пристегнись в автомобиле!»

  • Презентация для детей дошкольного возраста «Детям о Севастополе»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457395 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»

  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»

  • Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»

  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»

  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

  • Курс повышения квалификации «Организация в ДОО «Школы для родителей»: формирование психологической грамотности»

Важную роль в развитии у детей познавательных способностей имеет работа с книгой. Дети любят слушать рассказы воспитателя, чтение любимых произведений, рассматривать иллюстрации. Чтобы у детей выработался навык работы с книгой, в каждой возрастной группе должен быть оборудован центр книги — место для совместного с воспитателем изучения литературных произведений и самостоятельной деятельности детей.

 Цель: книжного уголка в детском саду — создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы. Рекомендуется привлечение родителей к составлению материальной базы уголка, а также проведение консультаций о поощрении читательских интересов детей, важности обсуждения прочитанных книг в семейном кругу.

      Задачи:

— Познакомить детей с Уголком книги (его устройством и назначением)

— Приучать рассматривать книги, картинки, иллюстрации.

— Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

1. брать книги только чистыми руками,

2. перелистывать осторожно,

3. не рвать, не мять, не использовать для игр.

4. после того как посмотрел, всегда класть книгу на свое место.

Во второй  младшей группе  книжный уголок организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее, как игрушку. Сначала воспитатель знакомит детей с книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, приучает рассматривать книги и картинки только в отведенном месте, говорит о правилах пользования (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не рисовать, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др., затем приучает к самостоятельному пользованию книгой. В «Уголке книги» необходимо выставлять как можно больше книжек-игрушек(с движущимися частями, встроенными игрушками). Предпочтение отдается книгам – элерманам (книги, страницы которых сделаны из картона)

В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, книги с яркими иллюстрациями. Кроме книг там могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки»«Игры и занятия детей»«Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир.

Предпочтение отдается  книжкам-картинкам таким как  «Колобок»«Теремок» с иллюстрациями  Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница»«Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк»«Усатый-полосатый»«Сказка о глупом мышонке» С. Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?»«Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.

Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Требования к оформлению книжного уголка.

Книжный уголок должен находиться подальше от игровой зоны, он должен быть светлым и уютным. В книжном уголке должно быть место, где дети могут удобно разместиться для рассматривания книг, иллюстраций: стол и стулья. Книги находятся в зоне доступа для детей, чтобы ребенок сам мог достать книгу. Книжка должна состоять из одной сказки, а не сборник. Размещают те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями. Рядом с книжным уголком оформляется театральный уголок по той же тематике.

Организация уголка в младшей группе.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др., альбомы, составленные воспитателем из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, о профессиях и др.

Предметные картинки:

Наклеенные на плотную бумагу, темы: животные, овощи, фрукты, цветы, деревья, игрушки, посуда, одежда, обувь, транспорт, люди разных профессий.

Сюжетные картинки:.

По сложности — простой сюжет. Одно действующее лицо, одно — два действия.

По темам — иллюстрации к сказкам, картины с изображением сезонных изменений в природе, игр, труда, навыков самообслуживания детей.

Тематические альбомы:

По темам предметных картинок с использованием загадок, художественного слова.

Портреты детских писателей Л. Барто, К. Чуковский и других.

Творчество детей:

Рисунки о прочитанном.

Книги:

Выставляется немного книг (4-5, но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т. к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

Следует помнить:

1. Книжный уголок в дошкольном учреждении не только необходимый элемент предметной среды. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.

2. Продуманный регулярный обмен книг в книжном уголке должен быть не обязанностью, а правилом для воспитателя.

D:учеба мамаработа7ELDDdr9758.jpg

C:UserspcAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.Wordlo-J0ykIzYE.JPG

D:учеба мамаработаwaIHK-QWKXU.jpg

D:учеба мамаработаn8HpwT1o7b4.jpg

Консультация для педагогов «Детский поэтический фольклор»

Фольклор является почвой, на которой возникает и развивается письменная культура… М. Горький.Фольклор — в переводе с английского языка, означает

« НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ, «НАРОДНОЕ ЗНАНИЕ». Фольклор – это

устное народное творчество, потому что он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому.

Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором..Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры.

Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки — потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх.

Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность, при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Малые жанры фольклора

Скороговорки

Считалки

Дразнилки

Прибаутки

Заклички

Небылицы

Потешки

Пословицы

Скороговорка – рифмованная строка,

Помогает научить ребенка быстро и отчетливо говорить, а также помогает освоить произношение трудных сочетаний звуков, которые встречаются в некоторых словах.

Шел Саша по шоссе, сосал Саша сушку

Как известно бобры добры, добротою бобры полны, если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра. Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр!

Заклички, приговорки — короткое стихотворение, которое выкликали,

участвуя в обрядах календарного цикла (обращение к дождю, ветру, небу,

животным)

Дождик, дождик, поливай, Будет хлеба каравай. Дождик, дождик, пуще,

Будет в поле гуще!

Дразнилки – рифмованные прозвища, развернутые в небольшие

стихотворение.

Ябеда – беда, тараканья еда. Моряк, с печки бряк, растянулся, как червяк.

Руки-ноги — на пороге,Голова – на дороге!

Загадка — это произведение фольклора. В загадке предмет не назван, но

даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно найти

отгадку.

Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.

Считалка – маленькое фольклорное произведение для игры Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята – Их по счету ровно пять. Мы решили, мы гадали: Как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Раз, два, три, четыре, пять.

Раз – котенок самый белый, Два – котенок самый смелый, Три – котенок самый умный, А четыре – самый шумный, Пять похож на три и два –

Те же хвост и голова, Тоже пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке. Хороши у нас котята –

Раз, два, три, четыре, пять! Заходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать.

Пословицы и поговорки

Поговорка – меткое народное выражение, краткое по форме и остроте мысли.

А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ, А ГДЕ ЩИ, ТУТ И НАС ИЩИ, ДРУЖБА КАК СТЕКЛО, РАЗОБЬЕШЬ, НЕ СЛОЖИШЬ.

Пословица – законченное суждение, а поговорка — только часть суждения.

Пестушки, потешки побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками. Важную роль здесь играет ритм — бодрый и веселый:

Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота.

Прибаутки— это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим

содержанием. Сюжеты прибауток очень простые (одно-мотивные или кумулятивные), напоминающие «маленькие сказочки в стихах» (В. П. Аникин). Прибаутками действительно иногда становились детские сказки (см. «Была себе курочка ря-бенька…»), и наоборот: как сказки могли рассказываться прибаутки ( «Пошла коза за орехами… «). Содержание прибауток яркое и динамичное: все бегут заливать загоревшийся кошкин дом; приводят в чувство запарившуюся в бане блоху (или мышку);

Среди прибауток особое место занимают небылицы-перевертыши, известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их установка — создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц

ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться: Где это видано.

Где это слыхано,

Чтоб курочка бычка родила.

Выводы: Произведения фольклора ( сказки, легенды, былины) помогают

воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. А

пословицы и поговорки, к примеру, демонстрируют ее сжатость и мудрость.

Художественными особенностями для всех жанров фольклора являются: Четкий ритм. Небольшойобъем. Воспитательный, поучительный смысл.

  1. Дети знакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

  2. Развивается художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.

  3. Вырабатывается умение взаимодействовать со сверстниками,

координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.

Детский фольклор используется в разных видах деятельности:

    • в обучении правильному произношению;

    • в приобщении детей к русской национальной культуре;

    • в непосредственно образовательной деятельности;

    • в беседах;

    • в наблюдениях;

    • в народных подвижных играх;

    • в играх на развитие мелкой моторики;

    • в театрализованной деятельности;

    Интеграция образовательных областей:

    Физическое развитие.

    Разучивание подвижных игр по возрасту . «У медведя во бору», « По ровнеькой дорожке»»; физкультминутки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»; утренняя гимнастика «Петушок, петушок… », «Ладушки», «Большие ноги..»,

    Речевое развитие.

    Чтение, проговаривание и заучивание фольклорных потешек, пословиц, закличек: «Ваня, Ваня простота», «Огуречек, огуречек», «Петушок, петушок», «Ладушки», «Уж как я свою коровушку люблю», «Ай лады, лады, лады! », «Дождик», «Водичка, водичка, умой моё личико», «Наши уточки с утра», «Бычок смоляной бочок».

    Познавательное развитие.

    Детский фольклор — прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать.

    Беседы: «Кто к нам в гости пришёл? », «Народная игрушка – матрёшка»,

    «Народная игрушка – деревянная игрушка», «Народная игрушка – кукла-

    самоделка», «Потешный промысел наших предков», «Глиняный человечек». Беседа с детьми «Что такое сказка? », «Кто придумал эти сказки? ».

    Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр («Угадай героя сказки по описанию», «Назови лишнего персонажа сказки», «Чьи это слова? », «Из какой сказки иллюстрация? » и т. д.)

    Социально — Коммуникативное развитие.

    Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок.Рассматривание иллюстраций к сказкам в альбоме «Что за прелесть эти сказки».Просмотр кукольных спектаклей «Заюшкина избушка »,

    «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба».

    Пальчиковая гимнастика: «Сорока», «Весёлые пальчики», «Коза», «Дождик»,

    «Белочка», «Семья», «Оладушки», «Пальчики».

    Художественно-эстетическое развитие.

    Выставка рисунков и поделок из пластилина на тему сюжетов из русских народных сказок (совместно с родителями) .

    Работа с родителями.

    Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков- иллюстраций к русским народным сказкам.

    Также огромную роль играет использование детского фольклора в режимных моментах.

    Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами .

    1. «Доброе утро»:

    Б.Белова С ДОБРЫМ УТРОМ!

    Почему, встречаясь утром,

    Говорим мы:

    «С ДОБРЫМ УТРОМ»?

    Потому что утром — солнце, Темной ночи больше нет, И свободно в окна льётся

    Добрый-добрый, Мирный свет.

    С добрым утром, люди, Взрослые и дети!

    Радостно и дружно Будем жить на свете!

    А.Кузнецова

    Кто умеет утром сам, Просыпаться по часам?

    – Я умею по часам, Просыпаться утром сам!

    Я умею на кроватке Простыню расправить гладко.

    И у скомканной подушки Кулачком задвинуть ушки.

    1. «Умывание»: Утром звери просыпались, Чисто звери умывались. Лишь Медведь не умывался,

    Неумытым он остался. Стали мы его купать,

    С головою окунать.

    Водичка, водичка, Умой моё личико,

    Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

    Плачет Мишенька: — Простите!

    И меня вы отпустите!

    Я большой,

    Я буду сам –Умываться по утрам!

    1. «Расчесывание»:

    Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косынка до пят – Все волосыньки в ряд.

    Расти, коса, не путайся – Маму, дочку, слушайся.

    .

    Под окном лиса поёт, Петушка гулять зовёт: «Петя, Петя, петушок, У тебя есть гребешок, Приходи на мостик, Расчеши мне хвостик»

    1. «Приятного аппетита»:

    В .Берестов Ю.Кушак

    А у нас есть ложка Волшебная немножко. На тарелочке – еда.

    Не оставит и следа! Кликнем ложку нашу – Подберет всю кашу!

    Это — ложка, Это — чашка.

    В чашке — гречневая кашка. Ложка в чашке побывала — Кашки гречневой не стало!

    Прискакала к Маше, Попросила каши.

    — Ты не жмурься, А ложку возьми,

    Да себя и меня покорми: Маше ложечка,

    И мне немножечко!

    Маше ложечка, И мне немножечко!

    Приятного аппетита! Приятного аппетита! Приятного аппетита!

    1. «Спать пора»:

    Л. Мей

    Баю-баюшки-баю…

    Баю-баюшки-баю, Баю Машеньку мою. Что на зорьке-то заре, Овесенней о поре,

    Пташки вольные поют, В темном лесе гнезда вьют.

    Соловей-ка соловей, Ты гнезда себе не вей:

    Прилетай ты в наш садок,- Под высокий теремок,

    По кусточкам попорхать, Спелых ягод поклевать,

    П. Воронько Спать пора

    Спать пора.

    Наступает ночка. Ты устала, дочка.

    Ножки бегали с утра, Глазкам спать давно пора.

    Ждет тебя кроватка. Спи, дочурка, сладко.

    Солнцем крылья обогреть, Маше песенку пропеть.

    Баю-баюшки-баю, Баю Машеньку мою!

    Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

    Если ребенок родился и рос

    На родной стороне, среди русских берез, Слышал русские песни, колядки справлял,

    С светлым праздником Пасхи родных поздравлял, Был воспитан в труде, милосердье, добре,

    В уважении к старшим, родным и Земле, Эту заповедь предков в душе сбережет, Только радость и счастье с собой принесет.

    Конспект урока по литературному чтению на родном языке (русском)

    Тема. М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик»

    Цели: сознание ценности изучения жизни замечательных людей своего Отечества,- познакомить с жизнью летчика-полярника, писателя М.В.Водопьянова;- способствовать развитию эмоциональной сферы, образного мышления,  содействовать воспитанию культуры общения, гражданской и патриотической гордости, формировать общую культуру, чувство уважения, взаимопомощи.

    Планируемые результаты изучения темы:

    Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

    Личностные: осваивает новые деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

    Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

    Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

    Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

    Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация.

    Ход урока

    1. Организационная часть:
    2. Проверка домашнего задания.
    3. Мотивация учебной деятельности.

    Игра — приветствие:

    Желаю (прикасаются большими пальчиками)

    успеха (указательными)

    большого ( средними)

    во всём ( безымянными)

    и везде ( мизинцами).

    1. Определение темы и целей урока.

    https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0f3f/0002a74e-4a85580b/img22.jpg( Лётчик)

    Отгадайте загадку и узнаете о ком мы сегодня будем говорить на уроке.

     Правильно, сегодня мы поговорим о лётчике. А о ком именно, узнаем, когда вы расшифруете слово.

    ( У каждого ученика карточка)

    -Зачеркните слог, который часто повторяется.

    КОВКООКОДОКОПЬКОЯКОНОКОВ

    — Что у вас получилось? Прочитайте.

    Проверка

    (Водопьянов)

    — Определите тему сегодняшнего урока.

    — Молодцы! На сегодняшнем уроке мы познакомимся с известным лётчиком Михаилом Васильевичем Водопьяновым.

    — Давайте поставим цели на сегодняшний урок.

    1. Работа над темой урока.

    1. Знакомство с биографией М. Водопьянова.

    Будущий летчик появился на свет 18 ноября 1899 года в обычной крестьянской семье. Родители проживали в селе Большие Студёнки, неподалеку от будущего города Липецка. Отец занимался хлебопашеством. Мать вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Согласно всем приметам и традициям, мальчику суждено было пойти по стопам своих предков. 

    Михаил окончил три класса церковно-приходской школы и стал помогать родителям в повседневных делах и заботах. Привычный жизненный уклад изменился после Октябрьской революции в Петрограде.В 1918 году Водопьянова призвали в ряды Красной Армии. Физически крепкого и неглупого парня определили на службу в дивизион тяжелых бомбардировщиков. Ему поручили ухаживать за волами и лошадями, которые использовались для транспортировки самолетов. Так началась служба будущего летчика. Михаил интересовался устройством самолетов и охотно помогал механикам в ремонте крылатых машин. 
    ( Два сильных ученика читают краткие биографические сведения)

    — Вам нужно сейчас внимательно послушать и подготовить вопросы к прослушанному.

    Карточка 1
    На войне и в мирном небе   

    В армии стать пилотом Водопьянову не удалось. После демобилизации он отучился на курсах авиационных техников, и стал обслуживать самолет легендарного русского летчика Харитона Славороссова. В 1929 году Михаил Васильевич окончил в Москве летно-техническую школу и получил удостоверение профессионального авиатора. Дипломированного пилота направили работать в Дальневосточное управление воздушных сообщений. Он выполнял ответственные задания командования по прокладке авиационных маршрутов в отдаленные районы Севера и на Сахалин.  

    При переходе из Мурманска во Владивосток льдами раздавило пароход «Челюскин». Спасти людей поручили летчикам. Водопьянов совершил три полета и вывез на материк 10 человек. Эти события происходили зимой 1934 года. В предвоенные годы опытный летчик доставлял ученых-исследователей в разные районы Арктики. Неоднократно совершал посадки на лед. Когда началась война, Водопьянов командовал дивизией дальних бомбардировщиков. Комдив лично бомбил столицу фашистской Германии город Берлин в августе 1941 года. При возвращении на базу самолет командира сбили вражеские зенитки. Экипажу чудом удалось пробраться на свою территорию.

    Вопросы учеников. Ответы.

    Карточка 2

    Заслуги и личная жизнь

    После выхода на пенсию заслуженный летчик проводил большую воспитательную работу среди молодежи. Занимался литературным творчеством. Рассказы и повести публиковались в журналах и издавались отдельными книгами.

    Родина высоко оценила заслуги Михаила Васильевича Водопьянова. В числе первых он удостоен почетного звания Герой Советского Союза. Ему вручили Золотую Звезду под номером 6.

    Личная жизнь летчика прошла спокойно. Муж и жена, Михаил Васильевич и Мария Дмитриевна вырастили и воспитали семерых детей – двух девочек и пять мальчиков. Генерал Водопьянов скончался в августе 1980 года. Похоронен в Москве.

    — Вопросы учеников. Ответы.

    2.Знакомство с произведением М. В. Водопьянова « Полярный лётчик»

    — Как вы думаете, о чём будет рассказываться в произведении с таким названием.

    ( Предположение учеников)

    — Давайте послушаем внимательно произведение и подумайте, когда происходили события?

    1. Словарная работа.

    — Прежде чем мы начнём читать, давайте проведём словарную работу.

    Пуд — Старая русская мера веса, равная 16,38 кг.

    Подвода — Повозка, телега, обычно грузовая, приводимая в движение конной тягой.

    Шарахнулись- испугались

    Цилиндр — это объемная геометрическая фигура. Основание – круг.

    Контора — Учреждение с административно-канцелярскими функциями при каком-нибудь предприятии.

    Эка невидаль – ничего особенного

    Физминутка

    1. Чтение учителем главы «Маленький мир»
    2. Анализ произведения.

    -Где происходило детство Михаила Водопьянова?

    — Когда происходили описанные события?

    -Почему автор назвал одну из глав своей книги «Маленький мир»?

    — Как мальчик узнал о существовании другого, «большого» мира?

    6. Чтение произведения учениками.

    — Цепочкой.

    — «День- ночь»

    — Выборочное чтение.

    -Цепочкой в паре.

    6.Подведение итогов.

    — Над каким произведением мы работали на сегодняшнем уроке?

    — Кто его автор?

    — Что вы запомнили об авторе?

    — Подумайте, какие качества помогли Водопьянову достигнуть мечты, стать лётчиком?

    Рефлексия.

    У вас на партах карточки. Постарайтесь ответить честно на вопросы. Оцените свою работу на уроке.

    1. На уроке я работал активно/пассивно

    2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

    3. Урок для меня показался коротким/длинным

    4. За урок я не устал/ устал

    5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

    6. Материал урока мне был понятен/не понятен

    полезен/бесполезен

    интересен/скучен

    Домашнее задание.

  1. Русские народные сказки на немецком языке
  2. Русские народные сказки мп3
  3. Русские народные сказки для детей старшего дошкольного возраста
  4. Русские народные сказки для второго класса
  5. Русские народные сказки для детей аудиозапись