Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»
Слайд 2
Цель:
— выявление основной идеи сказки;
— формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа;
— воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях.
Слайд 3
Понравилась ли вам сказка?
К какому жанру сказок она относится? (волшебным, бытовым, сказкам о животных)?
Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Примеры из текста.
Слайд 4
Сказка «Царевна-лягушка» — это волшебная сказка.
волшебные события: превращение лягушки в девушку, выполнение заданий, махнула левым рукавом – сделалось озеро, махнула правым рукавом и поплыли по воде белые лебеди
волшебные герои и их помощники: Иван-царевич и животные, которые ему помогают старичок; Василиса прекрасная и мамки-няньки, Кошей Бессмертный, Баба Яга.
волшебная обстановка: избушка Бабы Яги; дуб, на котором хранится смерть Кощея, место (за тридевять земель, в тридевятом царстве)
волшебные предметы: лягушачья кожа, клубок, сундук, яйцо, игла.
Слайд 5
Она начинается с зачина: «В неком королевстве, в неком государстве…», заканчивается концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии». В притче есть повторы: жил-был, подумал-подумал, царство-государство, костями-огрызками (осыпали), находила, искала. Неизменные эпитеты: тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, животные рыскучие, красноватая девушка, солнце ясное, столы дубовые, скатерти кружевные, белоснежные лебеди, высочайшие горы, дремучие леса, черные леса, зеленоватые луга, топкие болота, незапятнанное поле, острая стрела, голубое море, хороший молодец, красноватое солнце.
Слайд 6
— О чем эта сказка? Назовите ее героев.
— Кто из героев понравился вам больше всего и почему?
— Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?
Слайд 7
Подумай и ответь…
— Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей?
— Где нашли невест старшие братья?
— Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
— Почему братья смеются над Иваном-царевичем?
— Почему царь не стал противиться этому браку?
Слайд 8
Подумай и ответь…
— Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших сыновей? Расскажи об этом. Как царь оценивает их работу? Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?
Слайд 9
Выразительное чтение эпизода сказки
Слайд 10
В.М.Васнецов
И.Я.Билибин
Слайд 11
Подумай и ответь…
— Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу?
— Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой
Слайд 12
Подумай и ответь…
— Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?
— Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?
— О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»?
— Что рассказал Ивану-царевичу старичок?
Слайд 13
Остановимся в этом интересном месте. В сказках часто герои произносят волшебные слова. Угадайте, кто говорил следующие волшебные фразы.
«Сивка-бурка вещий каурка. Стань передо мной, как лист перед травой!»
(Иван; русская народная сказка «Сивка-Бурка».)
«По щучьему велению, по моему хотению».
(Емеля; русская народная сказка «По щучьему велению».)
«Крекс-фекс-пекс!»
(Буратино: А. Толстой – «Золотой ключик».)
«Сим – сим, открой дверь».
(Али-Баба; арабская народная сказка.)
Шел Иван, шел, встретилась на пути избушка на курьих ножках. Он ей говорит «Избушка, избушка, стань по старому, как мать поставила: к лесу задом ко, мне передом»
Слайд 14
Зачем в сказке придумана встреча царевича с Бабой-Ягой?
1. Чему научила Ивана-царевича встреча с ней?
2. Добрая Баба-Яга или нет?
3. Как удалось царевичу победить Кощея Бессмертного?
4. Почему смерть Кощея была помещена на таком могучем дереве?
Что олицетворяет описание дуба? (зачитать описание дуба)
5. Какой же он, Иван-царевич? Какие лучшие черты русского
народа воплотились в сказочном герое?
5. Почему в сказках добро торжествует над злом?
Слайд 15
В результате встречи с Бабой Ягой, хозяйкой избушки на курьих ножках, Иван-царевич узнал, как справиться с Кощеем. Нужно найти дуб, на дубе – сундук, в сундуке – зайца, в зайце – утку, в утке – яйцо, в яйце – иглу. На конце иглы – смерть его. Вы наверное помните, что тут Ивану-царевичу на помощь пришли те животные, которым он сделал добро. И они также отплатили ему добром. Расправился Иван-царевич с Кощеем и освободил Василису Премудрую. Воротились они домой и стали жить долго и счастливо.
Слайд 16
Кощей Бессмертный
Слайд 17
Репродукция картины В.М.Васнецова «Кощей Бессмертный»
Слайд 18
Подумай и ответь…
— Почему только после смерти Кощея герои могут стать счастливыми?
— О чем сказка «Царевна-лягушка»?
— Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
Слайд 19
«Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна. Она учит нас многим хорошим качествам. В первую очередь добру и состраданию. Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. В нужную минуту приходят они ему на помощь, здесь вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорят еще, поможешь ты — помогут тебе.
Слайд 20
1. Прочитать статью учебника «Герои народных сказок» (стр. 28)
2. Дать характеристику (письменно) главным героям сказки:
Василисе Премудрой – девочки;
Ивану-царевичу – мальчики.
3. Прочитать сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» и подготовить пересказ (близко к тексту) сказки. (Помощник: стр. 38.)
4. Ответить на вопросы 1-7 к сказке (устно) на стр. 38.
Домашнее задание
-
Скачать презентацию (2.76 Мб)
-
5 загрузок -
0.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «Царевна-лягушка» по литературе, включающую в себя 21 слайд. Скачать файл презентации 2.76 Мб. Для учеников 5 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
21
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
pptcloud.ru
Автор работы
учитель русского языка и литературы
Решетникова Анна Петровна -
Слайд 2
Где ветер шумит камышами высокими,Где солнце бывает частенько в гостях,Болото разлилось с трясиной глубокою,Смертельным неверный окажется шаг,Лягушка сидит на кувшиночном листике,С тоскою глядит на печальную даль,Где ветер шумит камышами высокими,Где солнце бывает частенько в гостях,Болото разлилось с трясиной глубокою,Смертельным неверный окажется шаг,Лягушка сидит на кувшиночном листике,С тоскою глядит на печальную даль,И верит, наивная, сказочной мистике,Ах, сказка, стать снова царевною дай…Златая корона горит, словно солнце,А дурень Иван не пускает стрелу,Не буду сидеть, видно, я у оконца,На этом болоте лягушкой помру…Как хочется снова царевной прекраснойИз топких болот, словно феникс, восстать,Ах, дурень Иван, ты не медли напрасно,Давай, бери лук, начинай же стрелять.
И верит, наивная, сказочной мистике,Ах сказка, стать снова царевною дай…Златая корона горит, словно солнце,А дурень Иван не пускает стрелу,Не буду сидеть, видно, я у оконца,На этом болоте лягушкой помру…Как хочется снова царевной прекраснойИз топких болот, словно феникс, восстать,Ах, дурень Иван, ты не медли напрасно,Давай, бери лук, начинай же стрелять -
Слайд 3
Ворота в сказочную страну
открыты.
Сказочное времечко,
Времечко желанное,
Тихо начинается
Сказка долгожданная.
Поведут тропиночки
Нас в края далекие
Через чащи темные
И моря глубокие.
Царство тридесятое
Чудесами славится,
Но со злыми чарами
Мы сумеем справиться.
Пусть чинят препятствия
Силы зла старательно,
Победит все доброе
В сказке обязательно! -
Слайд 4
Лягушка квакала в пруду:
«Куа-ква-ду! Куа-ква-ду!»
Мне надоела, взял я прут
И запустил с размаху в пруд.
Вдруг слышу: «Ква, ты не балуй!
Меня ты лучше поцелуй!
Коль поцелуешь ты меня,
Квасавицею стану я!»
Гляжу, уж предо мной она:
Огромноглаза, зелена.
Квакушку я поцеловал.
И тут же земноводным стал!
Я придушить её хотел.
Но поглядел и обомлел:
Квасива до чего ж она!
Квак хороша, квак зелена!
Ну, что за ротик, что за глазки!
Расквазывать так прямо в сквазке!
«Люблю тебя! — я квакнул ей:
Ты будешь суженой моей?»
«Кванечно! — был её ответ:
У нас прекваснейший дуэт!» -
Слайд 5
Обложку к сказке нарисовал художник И. Я. Билибин. С
этой обложкой издавались многие русские народные
сказки.
ЛЮБОПЫТНАЯ СТРАНИЧКАИзвестно, что у сказки «Царевна
лягушка»24 варианта, значит, она
совершенствовалась со временем
и народом считается одной из
лучших народных сказок. Она
посвящена прославлению
творческого труда. -
Слайд 6
Попробуем восстановить события
1. Наказ царя сыновьям о сватовстве.
2. Сватовство царевичей.
3. Встреча Ивана-царевича с лягушкой.
4. Испытание невесток:
а) испечь каравай хлеба;
б) выткать ковёр за ночь;
в) приехать на царский пир.
5. Пир у царя.
6. Встреча Ивана-царевича со старичком.
7. Встречи Ивана-царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.
8. Иван-царевич у Бабы-Яги.
9. Иван-царевич у Кощеева дуба.
10. Счастливое завершение сказки. -
Слайд 7
Задумал тогда Царь-батюшка женить своих сыновей…
-
Слайд 8
-
Слайд 9
— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь
-
Слайд 10
За что разгневался Кощей на Василису и приказал ей три года лягушкой быть?
-
Слайд 11
«Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!»
-
Слайд 12
-
Слайд 13
Иван-царевич преподносит царю-батюшке хлеб
Взяла она белые решета, мелкие сита,
просеяла муку пшеничную, замесила
тесто белое, испекла каравай – рыхлый
да мягкий, изукрасила разными узорами
мудрёными:по бокам – города с дворцами,
садами да башнями, сверху – птицы
летучие,снизу – звери рыскучие -
Слайд 14
«Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!»
Где кольнет иглой раз —цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий —птицы летят.
-
Слайд 15
Танец Василисы Премудрой
-
Слайд 16
Сказочные помощники
-
Слайд 17
-
Слайд 18
-
Слайд 19
Красота – соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты. В.И. Даль
-
Слайд 20
Вот и сказке конец…
Главные герои и сам сюжет сказки
знакомит нас с народными
нравственными заветами. А мысли,
пронизывающие текст, учат не
судить о человеке только по
внешнему виду, а оценивать его по
делам и внутренним достоинствам. -
Слайд 21
Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Царевна-лягушка. Русская народная сказка. Подготовила Зверева Л. И.
• В старые годы у одного царя было три сына. Когда сыновья повзрослели, царь собрал их и говорит: • Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.
• Сыновья отцу отвечают: • — Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить? • — Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.
• Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили.
• У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь.
• У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла ее купеческая дочь.
• А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он шел, дошел до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу.
• Иван-царевич говорит ей: • — Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу.
• А лягушка ему отвечает: • — Возьми меня замуж! • — Что ты, как я возьму в жёны лягушку? • — Бери, знать судьба твоя такая.
• Закручинился Иванцаревич. Делать нечего, взял лягушку, принес домой. • Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, среднего — на купеческой, а несчастного Иванацаревича — на лягушке.
• Вот царь позвал сыновей: • — Хочу посмотреть, которая из ваших жен лучшая рукодельница. Пускай сошьют мне к завтрему по рубашке. • Сыновья поклонились отцу и пошли.
• Иван-царевич приходит домой, сел и голову повесил. Лягушка по полу скачет, спрашивает его: • — Что, Иванцаревич, голову повесил? Или горе какое?
• — Батюшка велел тебе к завтрему рубашку ему сшить. Лягушка отвечает: • — Не тужи, Иванцаревич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее. Иван-царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась Василисой Прекрасной, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.
• Василиса Прекрасная ударила в ладоши и крикнула: • — Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Сшейте мне к утру такую рубашку, какую видела я у моего родного батюшки.
• Иван-царевич утром проснулся, лягушка опять по полу скачет, а рубашка уж лежит на столе, завернута в полотенце. Обрадовался Иванцаревич, взял рубашку, понес к отцу. Царь в это время принимал дары от больших сыновей.
• Старший сын развернул рубашку, царь принял ее и сказал: • — Эту рубашку в черной избе носить. • Средний сын развернул рубашку, царь сказал: • — В ней только в баню ходить. Иван-царевич развернул рубашку изукрашенную златом, серебром, хитрыми узорами. • Царь только взглянул: • — Ну, вот это рубашка — в праздник ее надевать.
• Пошли братья по домам, а старший с младшим судят между собой. • — Нет, видно, мы напрасно смеялись над женой Ивана-царевича: она не лягушка, а какаянибудь колдунья. • Царь опять позвал сыновей. • — Пускай ваши жены испекут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая лучше стряпает.
• • • Иван-царевич голову повесил, пришел домой. Лягушка его спрашивает: — Что закручинился? Он отвечает: — Надо к завтрему испечь царю хлеб. — Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренее. А те невестки сперва-то смеялись над лягушкой, а теперь послали одну бабушку-задворенку посмотреть, как лягушка будет печь хлеб.
• А хитрая лягушка это смекнула. Замесила квашню, печь сверху разломала да прямо туда, в дыру, всю квашню и опрокинула. Бабушка-задворенка прибежала к царским невесткам, все рассказала, и те так же стали делать.
А лягушка прыгнула на крыльцо, обернулась Василисой Прекрасной, ударила в ладоши: • — Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела. • Иван-царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами. Иван-царевич обрадовался, завернул хлеб в ширинку, понес к отцу. •
• А царь в то время принимал хлебы от больших сыновей. Их жены-то поспускали тесто в печь, как им бабушка-задворенка сказала, и вышла у них одна горелая грязь. Царь принял хлеб от старшего сына, посмотрел и отослал в людскую. Принял от среднего сына и туда же отослал. А как подал Иванца- ревич, царь сказал: • — Вот это хлеб, только в праздник его есть.
И приказал царь трем своим сыновьям, чтобы завтра явились к нему на пир вместе с женами. Опять воротился Иван-царевич домой невесел, ниже плеч голову повесил. Лягушка по полу скачет: • — Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Или услыхал от батюшки слово неприветливое? • — Лягушка, лягушка, как мне не горевать? Батюшка наказал, чтобы я пришел с тобой на пир, а как я тебя людям покажу? •
• Лягушка отвечает: • — Не тужи, Иванцаревич, иди на пир один, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром, не пугайся. Спросят тебя, скажи: «Это моя лягушонка в коробчонке едет».
• Иван-царевич и пошел один. Вот старшие братья приехали с женами, разодетыми, разубранными, нарумяненными, насурьмлёнными. Стоят да над Иваномцаревичем смеются: • — Что же ты без жены пришел? Хоть бы в платочке её принес. Где ты такую красавицу выискал? Чай, все болота исходил.
• Царь с сыновьями, с невестками, с гостями сели за столы дубовые, за скатерти браные пировать. Вдруг поднялся стук да гром, весь дворец затрясся. Гости напугались, повскакали с мест, а Иван-царевич говорит: • — Не бойтесь, честные гости: это моя лягушонка в коробчонке приехала.
• Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета о шести белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Прекрасная: на лазоревом платье частые звезды, на голове — месяц ясный, такая красавица — ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать. Берет она Ивана-царевича за руку и ведет за столы дубовые, за скатерти браные.
• Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Прекрасная испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем да косточки за правый рукав бросила. • Жены больших-то царевичей увидали ее хитрости и давай то же делать. Попили, поели, настал черед плясать.
• Василиса Премудрая подхватила Иванацаревича и пошла. Уж она плясала, вертелась, вертелась всем на диво. Махнула левым рукавом — вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались.
• А старшие невестки пошли плясать: махнули рукавом только гостей забрызгали; махнули другим — только кости разлетелись, одна кость царю в глаз попала. Царь рассердился и прогнал обеих невесток.
• В ту пору Иванцаревич отлучился потихоньку, побежал домой, нашел там лягушачью кожу и бросил ее в печь, сжег на огне. Василиса Прекрасная возвращается домой, хватилась — нет лягушачьей кожи.
• . Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану-царевичу: • — Ах, Иван-царевич, что же ты наделал? Если бы ты еще только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного. . . Обернулась Василиса Прекрасная серой кукушкой и улетела в окно.
Иван-царевич поплакал, поклонился на четыре стороны и пошёл куда глаза глядят — искать жену, Василису Прекрасную. Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли, сапоги проносил, кафтан истер, шапчонку дождик иссек. Попадается ему навстречу старичок. • — Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь? •
Иван-царевич рассказал ему про свое несчастье. Старичок говорит ему: • — Эх, Иван-царевич, зачем ты лягушачью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе ее было снимать. Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца уродилась. Он за то осерчал на неё и велел ей три года быть лягушкой. Ну, делать нечего, вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай за ним смело. •
• Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком. Клубок катится, он за ним идет. В чистом поле попадается ему медведь. Иван-царевич нацелился, хочет убить зверя. А медведь говорит ему человеческим го- лосом: • — Не бей меня, Иванцаревич, когда-нибудь тебе пригожусь.
• Иван-царевич пожалел медведя, не стал его стрелять, пошел дальше. Глядь, летит над ним» селезень. Он нацелился, а селезень говорит ему человеческим голосом: • — Не бей меня, Иванцаревич, я тебе пригожусь.
• Он пожалел селезня и пошел дальше. Бежит косой заяц. Иванцаревич опять спохватился, хочет в него стрелять, а заяц говорит человеческим голосом: • — Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь!
• Пожалел он зайца, пошел дальше. Подходит к синему морю и видит — на берегу, на песке, лежит щука, едва дышит и говорит ему: • — Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синее море! • Он бросил щуку в море, пошел дальше берегом.
• . Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. • — Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом. Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом.
• Иван-царевич вошел в нее и видит — на печи, на девятом кирпиче, лежит бага-яга, костяная нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос. • — Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? — говорит ему баба-яга. — Дело пытаешь или от дела пытаешь?
• Иван-царевич ей отвечает: • — Ах ты, старая хрычовка, ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала. • Баба-яга в бане его выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Прекрасную.
• — Знаю, знаю, — говорит ему баба-яга, — твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно ее будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережёт.
• Иван-царевич у бабыяги переночевал, и наутро она ему указала, где растет высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошел туда Иван-царевич, видит — стоит, шумит высокий дуб, на нем каменный сундук, а достать его трудно.
• Вдруг откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц — и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал.
• А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на нее селезень кинулся; как ударит ее — утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море. . . • Тут Иван-царевич залился горькими слезами — где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах.
• Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у нее конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею умереть.
• Иван-царевич пошел в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Прекрасная, поцеловала его в сахарные уста. Иванцаревич с Василисой Прекрасной воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.
Цель: создать условия для духовно-нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины.
Задачи:
- выявление основной идеи сказки;
- формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа;
- воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях;
- понимание смысла сказки, что в жизни русские люди любили друг друга, стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и следовать правилу «за добро добром и платят».
Оборудование: мультимедийная презентация, картинки.
Словарь: глупость, зависть, злость, каравай, пир, карета, тридесятое царство, ларец, Кощей, Василиса Премудрая, Иван-царевич.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Сядьте правильно. Слушайте внимательно. Говорите правильно. Сейчас урок литературного чтения. На уроке мы будем говорить, думать, читать, отвечать на вопросы, рисовать.
– Что мы будем делать?
– Мы будем …
2. Cлуховая перекличка
– Как меня слышишь, …?
– Назови любые сказки, которые ты знаешь?
3. Фонетическая ритмика
– Какой контрольный звук на этой неделе? («Ж-З»)
– Слушайте и повторяйте.
Слоги: | Слова: |
жа-за | жаба– забор |
жу-зу | журнал – зубы |
жи-зи | жираф – зима |
(Речевой материал на доске. Слоги и слова сначала произносит учитель, потом вместе с учениками, потом один из учеников повторяет самостоятельно).
4. Основная часть
– Ребята сегодня на уроке мы будем разбирать сказку Царевна-лягушка, которую вы читали дома. (слайд 1)
– Давайте вспомним, кто написал сказку Царевна-лягушка? У нее есть автор? Правильно ребята это русская народная сказка, у нее нет автора.
– Назовите главных героев сказки? Иван-царевич, Василиса Премудрая, Кощей. Посмотрите на картинки и покажите мне этих героев. (слайд 2)
– Давайте начнём разбирать сказку с самого начала, чтобы вам было все понятно.
– Каким образом Иван-царевич нашел свою суженую? (Стрела указала) (слайд 3)
– Откройте тетради и нарисуйте стрелу, которую поймала лягушка.
– Ребята, а вы как думаете, почему Иван-царевич лягушку в жены то взял, ведь он не знал, что она царевной окажется? (Потому что батюшка сказал: «Куда стрела упадет, там и ваша суженая». Иван-царевич ослушаться отца не смел. В этом выражалось послушание Ивана-царевича своему отцу).
– После свадьбы всех сыновей, какое было первое задание царя? Давайте найдем в сказке и прочитаем. А теперь нарисуйте в тетрадях каравай хлеба, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса. (слайд 4)
– Какое было второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками соткать ковер? Найдите и прочитайте, что сказал царь, когда увидел ковер Василисы? (слайд 5)
– Давайте найдем в сказке третье задание царя? (И тут же отдал царь новый приказ: чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими женами. Хочет царь посмотреть, которая из них лучше танцует).
– Ребята, посмотрите на рисунок царевны в танце. Прочитайте слова, которые написаны внизу под рисунком. «А сама-то величава, выступает будто пава». Как вы понимаете эти слова? (слайд 6)
– Догадались, почему третье испытание для невесток – танец? (В танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и внутреннее достоинство, и… скромность.)
– Посмотрите на картинку и вспомните, что складывала в рукава Василиса, и что у нее получилось, когда она пошла танцевать?
– А теперь найдем в сказке как пошли танцевать жены других сыновей царя. (Пошли танцевать жены старших царевичей. Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали; как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.)
– О чем говорит такое поведение невесток? (Об их глупости и завистливости)
– После пира, что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей?
– Как поступил Иван? (Своевольно) (слайд 7)
– Какие мудрые слова сказал ему старичок? (Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было)
– Какую мысль народ хотел донести до нас словами этого старичка? (Нельзя поступать своевольно, неразумно. Необдуманный поступок может привести к беде)
– Что дал Ивану старичок? (слайд
– Нарисуйте клубочек, за которым пошел Иван-царевич.
– Каких зверей встретил Иван-царевич на своем пути, выбери картинки.(слайд 9)
– Почему Иванушка не тронул ни медведя, ни селезня, ни зайца, щуке помог? (Пожалел, сжалился)
– Скажите ребята, какой Иван? (добрый, жалостливый, умный)
– Куда затем привел клубочек Ивана?
– Ребята, расскажите о бабе-яге какая она в этой сказке, найдите описание в тексте. (слайд 10)
– Какую тайну рассказала Ивану баба-яга?
– Когда Иван нашел дуб, кто ему помогал? Этот дуб – воплощение добра или зла? Как вы думаете, одному Ивану-царевичу одолеть это зло? Где находилась Кощеева смерть? Нарисуйте на вершине дуба ларец, в котором находится Кощеева смерть. (слайд 11)
– Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея?
– Почему звери помогали Ивану-царевичу? (Он их пожалел, и они его пожалели)
– Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?
– Русский народ даже такую пословицу сложил: «За добро добром и платят».
– А теперь давайте вспомним всю сказку, и попробуем по сюжетным картинкам восстановить порядок действий в этой сказке.
5. Итог урока
– На уроке мы вспомнили и разобрали волшебную сказку Царевна-лягушка, нарисовали много рисунков и восстановили всю сказку по порядку.
– А теперь скажите мне ребята, какая главная мысль этой волшебной сказки? (слайд 12) (надо быть добрым ко всем и добро к тебе вернётся, добро всегда побеждает зло)
– Ребята вам понравился урок, было интересно?
Презентация