Русские народные сказки чему они учат

Содержание статьи сочинение на тему почему я люблю сказки? 3, 5 класс волшебные сказки собственного сочинения на любую тему написать

Содержание статьи

Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс
Волшебные сказки собственного сочинения на любую тему
Написать сочинение расуждения зачем нужны сказки
Сочинение на тему моя любимая сказка андерсена —
Ответы Сочинение рассуждение на тему зачем нужны
Моя любимая сказка сочинение 5 класс по плану
Деревья укутались в белоснежные наряды, земля устлана серебристым ковром из снега. Пенькам она подарила пуховые шапки, деревьям – белые платья, куда не посмотри – везде побывала волшебная палочка Снежной королевы. Выпало много снега и город превратился в зимнюю сказку.Красивые снежинки, кружась в медленном танце, падают на землю. На крышах домов появились снежные шапки и они стали похожи на сказочное королевство.А когда приходит время новогодних праздников, вокруг всё загорается яркими огоньками, кругом пускают фейерверки, в темноте это выглядит невероятно красиво.
Когда видишь всё это волшебство, начинаешь любить зиму ещё больше, несмотря на её суровые морозы и злые метели. Они искренне радуются каждой упавшей с неба снежинке.Когда выпадает первый снег, они бегут на улицу и уже пытаются что-то слепить из тающих в руках снежинок. В эту сказочную пору и взрослым хочется верить в чудеса.Когда вокруг стоит невероятная красота, всё искрится и переливается серебром, невольно начинаешь верить в волшебство.
Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные.Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах.
Член коллегии адвокатов
Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. ” Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля.Поэтому они делают нас лучше и добрее: “Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок”. Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением. Но гордый Журавль не мог простить обиду: “Нет, Цапля, мне тебя не надо! Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним.

Видео на тему: Сочинение на тему сказка

Вчера я прочитала русскую народную сказку “Журавль и Цапля” и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. “Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. И единственное, что требуется от него, – измениться самому.Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее.Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнутся ему. Басня является одним из наиболее древних литературных жанров. В своих баснях Крылов высмеивает человеческие пороки и недостатки.Героями басни могут быть я животные, и растения, и неодушевленные предметы, и люди. Так, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука” великий баснописец безжалостно критикует глупость, отсутствие элементарных умений, профессионализма и согласия, без которых хороший результат невозможен.
Самым известным русским баснописцем был Иван Андреевич Крылов. К чему это может привести, прекрасно показано в басне “Квартет”. Они достали ноты, взялись за инструменты “и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет. “Музыканты” принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят.Несколько раз они менялись местами, усаживались “чинно в ряд”, но это не дало желаемого результата.Ведь дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения.
Только профессионал-соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понеж-ней…А вы, друз;ья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”.В общем деле нужны не только профессионализм и умение, очень важно иметь согласие. Животные собрались везти воз, но каждый тянул в свою сторону, поэтому он не сдвинулся с места.

Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс

Отсутствие согласия может привести к весьма плачевному результату, описанному И. Познакомившись с маленькими смешными историями баснописца, мы поняли, что для решения дела мало только желания собравшихся, необходимо еще единомыслие и мастерство.Если Вам понравилось сочинение на тему: Сочинение на тему сказки. Для пятого класса, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Мой любимый герой русской народной сказки – Иван-Царевич.
Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.
Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.Нередко в начале сказки Иван-Царевич беден, его преследуют враги и он ничего не подозревает о своём царском происхождении.В подобных сказках Иван-Царевич совершает героические поступки и, в конце концов, он находит своих царственных родителей, получает царство и трон.Но даже если он изначально был царевичем, то в конце сказки за его добрые заслуги ему достаётся своеобразная награда в виде чужого полцарства, королевской дочери, волшебного или дорогого коня, ценных предметов или волшебных умений.

Управление
общего и профессионального образования администрации

Чайковского
муниципального  района

          Школьная
конференция исследовательских работ

 Тема:
Чему учат татарские сказки?

Работу
выполнил:

Темиров
Данил, ученик 5 в класса.

руководитель:
учитель русского языка

и
литературы Еременко Г.В.

                                     
                п.Марковский, 2017г.

Содержание.

    
Введение.                                                                                     
           3 стр.                   

     1.   Литературный
обзор                                                                         4
стр.                     

     2.     Практическая
часть.                                                                        7
стр.                                                                                            

     2.1.  Наблюдения.                                                                                    7
стр.                                                                                 
 

     2.2.  
Опрос.                                                                                   
          7 стр.

     2.3. Эксперимент
1                                                                                 
7 стр. 

     2.4. Сравнительная
таблица                                                                   8
стр.

               Результат                                                  
                                     9 стр.                                    

               Заключение                                                                                     9
стр.                                                                                                                                                                                                 

              Библиография.                                       
                                        10 стр.                                                                                  
                                                                                              

              Приложение.                                                                                   11
стр.                                                                                     
                         

Введение.

Наверное, нет в мире народа без
сказок, и татарский народ не является исключением. В сказках, как в зеркале,
отражаются культура и быт народа, его чаяния, его история. В народных сказках
черпали вдохновение русский поэт Александр Сергеевич Пушкин и татарский поэт
Габдулла Тукай. Слушать сказки любят все, и особенно дети. Вряд ли в мире
найдется хоть один человек, которому в детстве не рассказывали бы сказок.

Татарский фольклор очень богат
сказками,  они отражают исторические условия
жизни татар, их национальную психологию, быт, но в то же время 
включают основные сюжетные
мотивы, присущие  сказкам остальных народам. Там в обязательном порядке
присутствуют сказки о животных, волшебные приключенческие, бытовые сказки, а
также примыкающие к ним народные анекдоты (мэзэклэр). 

    Актуальность: свои первые впечатления  о добре, зле, справедливости мы
получаем, когда слушаем сказки. В простых рассказах заключена глубокая народная
мудрость. А в жизни каждого человека бывают такие ситуации, в которых трудно
разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые
вопросы можно найти ответы в сказках.

Я считаю, что очень важно познакомить
детей с традициями, обычаями и особенностями представителей других наций.
Знакомство с татарскими сказками поможет сравнить то, как ведут себя волшебные
герои разных народов, и значительно расширить свой кругозор.

      Предмет исследования  татарские сказки

      Объект
исследования
  герои татарских сказок

 Цель
исследования – сравнение русских и татарских сказок
.

В ходе исследования ставились следующие задачи:

 —
расширить знания о сказках татарского народа; 

— найти, изучить и
систематизировать информацию по теме;

— провести
наблюдения и сравнения поступков главных героев русских народных и татарских
сказок ,

— рассказать о
своём исследовании, представив его в виде презентации

  
В исследовании выдвинута следующая гипотеза:  татарские сказки похожи на
русские народные, их герои также учат стремиться к добру и правде, наказывая
ложь и зло.

Для
решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

   
-изучение теоретических источников;

   
-практические  эксперименты;

   
— наблюдение, опрос, обобщение собственного опыта;

   
— описательный метод.

      Научная значимость и новизна исследования
состоит в том, что изучение данной проблемы позволило получить следующие
результаты:
представлены
различные сказки, классификации сказок, даны примеры.

 Выполнен анализ
литературы по данной теме.

      Проведены
практические эксперименты.

   
В ходе исследования  удалось  составить правила, которые  привлекут внимание к
татарским сказкам.

   Удалось
получить интересные сведения.

      Практическая ценность работы
заключается в том, что были проведены наблюдения за конкретными произведениями.
В работе представлены разные сказки.

                                            Практическая часть  

1.     Наблюдения

   
Прежде всего,  я решил перечитать сказки. Книг с татарскими сказками много в
библиотеке, в Интернете, а мама мне купила сборник, где татарские сказки на
татарском языке и на русском. Читая их, я убедился, что сказка — это
вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.
В сказках присутствует волшебство и невероятные приключения. Недоступное   становится
доступным, нереальное – реальным. Наверно, поэтому читать сказки любят и
взрослые и дети.

Выводы:
в лёгкой занимательной форме мы познаём важные жизненные истины через чтение
сказок.

      
 А нужны ли  сказки в наше
время? Я   провёл  опрос (см. приложения), из которого  видно,
что   дети и сейчас, в век компьютеризации, любят читать и предпочитают
сказки.

2.     Опрос

 Цель: 
как относятся к сказкам мои ровесники?

image001Вопросы:

1.    
Вы
читаете сказки?

2.     Как
выбираете  их? (по обложке, по названию, по рекомендации друзей)

3.    
Читали
вы татарские сказки?

4.    
Что
объединяет сказки татар и русских?

5.    
Чем
отличаются эти сказки?

6.    
Какие
сказки вы любите читать (волшебные, бытовые, о животных)?

    В
результате выяснилось, что сказки читают все ребята в нашем классе. Татарские
сказки не читал никто, только после моих рекомендаций стали их читать. Ребята
считают, что сказки татар и русских объединяет то, что все они учат человека
быть добрым и отзывчивым к чужой беде, быть честным.

Отличаются
сказки только словами названиями предметов на разных языках, например: джигит –
юноша, аул – село и т.д.  А читать любят больше всего волшебные сказки.

3.     Эксперимент

  Я
решил провести эксперимент с книгой «Татарские сказки».  Я принёс книгу,
поставил у доски, сказал, что все, кому интересно, могут взять и почитать.
Целый день книгу рассматривали и читали ребята, даже на уроке (я слышал, как
учительница делала замечание Пете).

Вывод:
книга с татарскими сказками привлекла внимание ребят яркими иллюстрациями и
интересными сказками.

4.     Сравнительная
таблица

Волшебные
сказки

Бытовые
сказки

Сказки о
животных

Зилян

Наследство
бедняка

Кот
озорник

Мудрый
старик

Умная
жена

Волк и
портной

Шурале

Как
дурак разум искал

Заяц и лев

Вывод:
татарские сказки, так же как и русские можно разделить на три группы: 
волшебные, бытовые, сказки о животных.

А чем
отличаются сказки этих народов?

сказки

герои

поступки

Колобок

Старик старуха колобок медведь
волк лиса заяц

Колобок без разрешения покинул свой дом, встречается с разными
героями, которые намереваются его съесть. Всем он поёт свою песенку, от всех
ему удается убежать. От всех, кроме Лисы, как известно.

(Русские
народные сказки/. Н. Сидориной; худ. Н. Устинов.- М)

Морозко

Настенька, мачеха, добрый
волшебник

Добрый волшебник Морозко сначала испытывает девушку, а потом
награждает её.

Василиса Прекрасная

 доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники
(Добрым молодцам урок. Сказки русских
писателей).

Зилян

Мать три брата сестра и див

Близкие люди не оставляют в беде
помогают преодолеть трудности

Кот озорник

Кот заяц лиса медведь

Смелый кот обхитрил зверей

Заяц и лев

Лев и заяц

Заяц сумел обхитрить и проучить 
льва

Мудрый старик

Старик его сын падишах визири

Мудрый старик и его сын смогли
убедить падишаха отменить жестокий приказ

Шурале

Дровосек и леший

Сообразительный дровосек смог
спастись от лешего

Умная жена

Муж и жена

Спокойствие и рассудительность
помогает в трудную минуту

Как
дурак разум искал

Младший брат — дурак

Доброта  терпение помогли
младшему брату стать счастливым

Волк и портной

Волк и портной

Смекалка и хитрость помогли
портному избежать опасности

Наследство бедняка

Три брата

Трудолюбие и терпение помогли
бедным братьям стать богатыми

                                         
Словарная работа

Батыр — богатырь; джигит
— парень, молодец; чукмар — палица; шайтан — дьявол; падишах — правитель; Каф —
сказочная гора; сарай — дворец; хряпает об землю — ударяет; тягаться — мериться
силами; Кеч — батыр — вечер; Тен — батыр — ночь; Тан — батыр — заря.

Результат:
моя гипотеза подтвердилась. Герои сказок, будь то татарская или русская
народная, помогают поверить в себя и свои силы, помогают преодолевать
трудности, воспитывать смелость, учат трудолюбию,  помогают принять верное
решение в сложной жизненной ситуации, учат не доверять посторонним людям, не
уходить без спроса из дома.
По построению и поведению
героев русская и татарская сказки очень похожи. Сходство обнаруживается в
характере сказочного зачина, завязки и концовки сказочного текста. В обеих сказках
добро торжествует над злом.

Заключение: сказка учит воображению, умению отличать
добро и зло, учит не бояться трудностей. Сказка
открывает удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый
получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Эта страна, страна сказок,  учит
человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным.

Библиографический список

1. 
Русские народные сказки/ Предисл. Н. Сидориной;
худ. Н. Устинов.- М.: ООО «Изд-во Астрель»; «Изд-во АСТ». 2002.

2.  Добрым молодцам урок.
Сказки русских писателей / Сост. Е. М. и Л, М, Горбуновы. Худож. О, А,
Биантовская.- Иркутск: Восточно – Сибирское кн. изд-во,1988.

3.
 Татарская литература 19 века / М.Х. Гайнуллин. — Казань:
Татарское книжное изд-во, 1975.

4.
 О татарских сказках/ Л.Замелетдинов // Татарские народные сказки.
— Казань: Тат. кн. изд-во, 1992.

5. Добрым молодцам урок. Сказки русских писателей / Сост.
Е.М.и Л,М, Горбуновы. Худож. О,А,Биантовская.- Иркутск: Восточно – Сибирское кн
изд-во,1988

                          
Приложение

                                                                                       
Приложение 1

Вы читали татарские сказки?

image002

                                               
                                              Приложение 2

Как вы выбираете сказки?

image003

                                                                                               
Приложение 3

Чем отличаются сказки?

image004

                                                                                               
Приложение 4

Чему учат сказки?

image005

В детстве мы не всегда задумываемся о скрытом смысле народных и литературных сказок разных стран мира. Только через несколько десятилетий, когда мы сами становимся родителями и начинаем читать эти сказки своим детям, мы понимаем, о чем на самом деле они говорят, чему учат, и на что программируют каждое последующее поколение.

Актуальны ли сказки в современном мире?

Конечно, в современном мире русские народные сказки и сказки других национальностей несколько утратили то значение, которое имели раньше. Далеко не все родители читают их своим маленьким детям, поскольку сейчас есть немало других «малышовых» развлечений.

В некоторых семьях мультфильмы уже полностью вытеснили детские книги и ритуальное чтение сказок на ночь. Когда же дети немного подрастают, то они начинают развлекаться с электронными игрушками, обитать в социальных сетях, и скорее будут читать «Гарри Поттера», чем слушать сказочки в исполнении своих родителей.

Поэтому русский фольклор, конечно, уже не так влияет на формирование национального характера у маленьких детей, как это, возможно, было раньше. Сегодня мы живем в «глобальной деревне», и если родители и читают своим детям сказки, то это совсем не обязательно русские народные сочинения, а сказки самых разных национальностей, населяющих нашу планету.

Тем не менее, есть еще немало родителей, которые считают, что их дети обязательно должны прослушать в раннем детстве курс русскогосказочного творчества не только в развлекательных, но и в воспитательных целях.

Чему же учат детей русские сказки и сказки других национальностей? Действительно ли все они так безобидны, как это кажется на первый взгляд? Какие установки они дают детям на будущее?

Чему учат русские сказки

Считается, что русские сказки учат доброму и вечному, и в них нет никакого негатива, способного дать маленьким детям какие-то неправильные установки на будущее. Конечно, в таких сказках, как «Репка», нет никакого скрытого негатива. Но в других русских сказках далеко не так все однозначно, и уроки, которые могут извлечь из них дети, не всегда могут положительно сказаться на их будущей жизни.

Дело в том, что ни в одной русской сказке не пропагандируются трудолюбие и повышенная работоспособность. Есть даже мнение, что именно русские сказки виноваты в том, что в нашей странепроцветают коррупция, воровство, а лень является национальной чертой русского характера.

Если, скажем, в немецких сказках все герои трудолюбивые, рациональные и практичные, то в русском фольклоре очень многое рассчитано на халяву, на то, что все само собой образуется «по щучьему велению» (хотя, одноименную сказку можно трактовать самым разными способами, и, возможно, она больше говорит о жалости и сострадании, чем о халяве).

Креативность и простота против рациональности и практичности

Главный герой русских сказок Иванушка-дурачок учит тому, что есть вещи поважнее, чем практичность, расчетливость, рассудительность и напряженная работа для достижения цели. Эти качества, так же как и жадность и коварство, в русском фольклоре свойственны лишь отрицательным героям.

Можно сказать, что сказочный Иванушка выступает против основных ценностей капиталистического общества. Он оказывается самым умным среди множества окружающих его дураков, не отличаясь рациональностью, практичностью и не стремясь к богатству.

Иванушка учит тому, что в русских сказках побеждает тот,кто принимает свою судьбу со всеми ее плюсами и минусами, помогает всем, кто встречается ему на пути (а потом они помогают ему), и оказывается способным на не совсем логичные, зачастую противоречащие здравому смыслу, но оригинальные поступки. Те, кто живет ради наживы и приобретения богатства, в русских сказках остаются ни с чем, а тот, кто не гоняется за деньгами, и мыслит креативно, получает полцарства и царевну в жены.

Можно предположить, что нация, воспитанная на таких сказках, никогда не сможет превзойти с точки зрения работоспособности, трудолюбия, практичности и расчетливости другие народы, зато, когда понадобится сварить «кашу из топора» и проявить чудеса сообразительности, смекалки и изобретательности, окажется в числе первых. Поэтому, видимо, России нужно сконцентрироваться на креативе и оригинальных идеях, а не на повышении производительности труда и работоспособности населения. Именно так она сможет реализовать свой национальный потенциал.

Конечно, есть в русских сказках и герои действия. Прежде всего, это былинные богатыри (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие), воплощающие в себе идеал народного воина. Но все-таки наибольшей популярностью в русском фольклоре пользуется простоватый, не очень трудолюбивый, но бескорыстный, жалостливый и креативный Иванушка.

Не обязательно читать детям только русские народные сказки

В условиях мультикультурного общества очень важно познакомить детей с традициями, обычаями и особенностями представителей других наций. В Интернете сейчас можно найти аудиокниги и тексты не только европейских, но и китайских, японских, африканских сказок, знакомство с которыми поможет ребенку сравнить то, как ведут себя волшебные герои разных стран мира, и значительно расширить свой кругозор.

Большинство литературных сказок, которые читают в России, имеют иностранное происхождение, а вот народные сказки других национальностей до недавнего времени не часто гостили в нашем «сказочном» меню (особенно это касается сказочного наследия экзотических стран). Теперь познакомиться с редкими сказками далеких стран стало гораздо проще.

Как выбирать сказки

Большинство сказок, которые доходят до современных детей, представляют собой максимально обработанные, отредактированные и адаптированные версии, специально предназначенные для детей младшего возраста. На самом же деле, существуют десятки, и даже сотни вариантов одного и того же сказочного сюжета.

Неадаптированные версии некоторых сказок ничуть не уступают по кровожадности фильмам ужасов, и, конечно, читать их детям на ночь не рекомендуется, чтобы не спровоцировать у них бессонницу и кошмары. Есть немало кровавых подробностей и в адаптированных сказках. Если вы читаете нечто подобное своим детям, желательно пропускать все «ужасы», заменяя их чем-то более позитивным.

Лучше всего выбирать простые, добрые сказки, в которых никого не отправляют на тот свет, не лишают какой-либо важной части тела, не бросают умирать в лесу, в колодце и т.д. Не следует с помощью сказок приучать детей к тому, что жестокость и лишение жизни – это вполне нормальное явление на планете Земля.

Естественно, начинать знакомство со сказочным миром нужно с самых простых историй, постепенно переходя к более сложным и длинным сюжетам.

Мальчикам лучше всего подойдут героические сказки про русских богатырей, про креативного солдата, сварившего кашу из топора, и изобретательного Иванушку-дурачка, оказывающегося гораздо умнее своих практичных и рассудительных братьев.

Девочкам лучше всего, наверное, почитать международные сказки про Золушку, Русалочку, Красную Шапочку, Красавицу и Чудовище (хотя, есть мнение, что эти истории обрекают женщин на неудачи в личной жизни), а также русские сказки про Василису Премудрую и Елену Прекрасную.

Как сделать «сказочное» образование более эффективным

Каждый ребенок делает из услышанных в детстве сказок собственные выводы, и не нужно навязывать ему свое видение той или иной истории. «Сказочное» образование, в отличие от школьной системы, не должно настаивать на существовании только одного правильного ответа, единственного толкования того или иного сюжета. Пусть ребенок развивает фантазию и творческое воображение, и делает собственные умозаключения из услышанного.

Для того, чтобы «сказочное» образование было более эффективным, можно предложить
ему в интерактивном режиме придумывать альтернативные варианты концовок различных историй. Это также будет способствовать развитию фантазии и креативных способностей маленького слушателя, и, возможно, поможет избавиться от одного из главных недостатков русских народных сказок – четкого разделения на черное и белое, добро и зло, отрицательное и положительное.

В реальной жизни все гораздо сложнее, добро и зло переплетаются в одном человеке, и нет никого, кто, как говорится, был бы без греха, и, помимо черного и белого, есть еще и масса других оттенков. Объясните это ребенку, когда начнете знакомить его с удивительным миром волшебных сказок.

Как еще можно использовать сказки

Возможно, сказки вашего ребенка ничему и не научат, но, по крайней мере, с их помощью можно будет его быстро усыпить и познакомить с таким чудом человеческой цивилизации, как книга.

Именно с помощью сказок у детей 4-5 лет можно создать мотивацию для раннего приобретения навыка чтения. Для этого можно начать читать ребенку какую-нибудь увлекательную сказочную историю с ярким сюжетом, которая его очень заинтересует.

Когда дело дойдет до развязки, можно будет закрыть книгу, и сказать ребенку, что, если он хочет узнать, что будет дальше, то можно попробовать научиться читать, чтобы самостоятельно изучать потом интересные истории, скрывающиеся в тысячах книгах. Возможно, благодаря этому, ваш ребенок откроет для себя удивительный мир литературы гораздо раньше своих сверстников.
 

Подготовила: учитель начальных классов,
МОУ «Школа №30 г. Донецка», ДНР
Лазарская Т.А.
Цель. Расширить знания детей о сказках, вырабатывать речевые навыки, пробуждать интерес к сказкам, книгам. Обогащать словарный запас. Развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся. Воспитывать бережное отношение к книгам, любовь и интерес к чтению, нетерпимость к порокам людей.
Оборудование. Выставка книг, детских рисунков на тему «Мои любимые сказки», иллюстрации к сказкам, кроссворд, маски, раскраски, медали.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
І. Организация класса
Создание эмоционального фона.
II. Сообщение темы, целей, ожидаемых результатов мероприятия. Мотивация.
Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир русских народных сказок. Вы вспомните своих любимых сказочных героев, будете выполнять интересные задания. Самые активные из вас будут награждены медалями.
Ученик.
У сказки чистая душа,
Как ручеёк лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ её творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В неё мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Учитель. Сказки — древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости.
Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространённые источники информации. Сказки — это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.
Сказки бывают разные. Самые древние – сказки о животных. Когда–то люди верили, что каждый род произошёл от определённого животного. Такое животное называлось тотемом. Тотем объявлялся покровителем рода: его нужно было почитать. Первобытный человек жил в страхе перед тотемным животным, в роли которого мог быть не только медведь, но и мышь.
Однако постепенно человек освобождался от страха, и на смену ему приходил смех. Животные наделялись качествами. Получалось, что изображались животные, а высмеивались пороки людей – жадность, глупость, лень.
Сказки подразделяются на несколько групп, для каждой из которых характерны свои действующие лица и свой сюжет. Сюжет — развитие действия, ход событий.
III. Основная часть. Выполняйте задания.
1. Назовите героя русской народной сказки.
Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк).
Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса).
Кому помогали печка, яблонька и речка? (Машеньке).
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала, не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась. (Маша).
Кто развалил теремок? (Медведь).
Кто первым повстречался с колобком? (Заяц).
Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля).
Нечаянно разбила яичко. (Мышка).
2. Исправьте ошибку.
«Царевна-Индюшка».
«По собачьему веленью».
«Иван царевич и зелёный волк».
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».
«Петушок — золотой пастушок».
«У страха уши велики».
«Лапша из топора».
«Как мужик котят делил».
«Утки-лебеди».
«Волк и пятеро козлят».
3. Догадайтесь, какие сказки так начинаются?
«Жили – были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький…» («Гуси – лебеди»).
«Жили – были старик со старухой. У старика была своя дочка, а у старухи своя…» («Морозко»).
«Жил – был мужик. У этого мужика был кот…» («Кот и лиса»).
«Жили-были дед да баба. Была у них курочка…» («Курочка Ряба»).
4. Назовите героя сказки, который произносил эти слова.
«Помогите, мой брат превратился в козлёночка» (Алёнушка).
«Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул» (Медвежонок).
«Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке» (Иван-царевич).
«Спасите, нас съел серый волк» (Козлята).
«Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку» (Лиса).
«Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала» (Заяц).
5. Раскрасьте картинки. Назовите сказки, главных героев.

. 
6. Отгадайте загадки. Назовите героев сказок.
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд.

Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.


7. Выберите правильный ответ.
1. Скоро сказка сказывается, да не скоро …
а) каша варится;
б) мука мелется;
в) дело делается.
2. Попил водички из копытца Иванушка и стал …
а) телёночком;
б) козлёночком;
в) ягнёночком.
3. Отчего растаяла Снегурочка?
а) От яркого солнца.
б) От горячей печки.
в) От пламени костра.
4. Кто помог Емеле завоевать любовь Царевны Несмеяны?
а) Золотая Рыбка.
б) Щука.
в) Сивка — Бурка.
5. Смерть Кощея Бессмертного находится на конце иглы, а игла в яйце…
а) Лебедя.
б) Утки.
в) Гусыни.
6. Что Баба-Яга делала с маленькими детьми?
а) Солила в бочке.
б) Жарила в печке.
в) Сажала в чулан.

8. Разгадайте кроссворд. Назовите сказочных героев.

1. Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил дочурку в пар.

2. Наш герой сварил
кашу из топора.

3. Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут … .
4. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
9. Угадайте сказку по иллюстрации.

10. Задание на внимание. Найдите отличия.

11. Инсценировка сказки «Репка».

12. Творческое задание. Вылепите лисичку.
В любой сказке лиса описана, как коварная искусительница, которая норовит полакомиться курочкой или гусочкой и всегда оставляет простофилю волка в дураках. У лисички рыжая шубка и шикарный рыжий хвост, её мордочка заострена, а глазки всегда хитро прищурены. Итак, принимая во внимание вышеуказанные отличительные черты лисы, давайте вместе с вами попробуем воспроизвести её из пластилина.


IV. Итог мероприятия
Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам?
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат?
Учитель. Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
Вы меня очень порадовали своим активным участием на мероприятии и правильными ответами. Самые активные учащиеся награждаюся медалями.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Выбери себе маску.

Стихотворения про сказки
Сказка радость нам несёт
Сказка радость нам несёт,
Тот, кто знает, тот поймёт,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.

В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.

Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.

И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.

Сказка — чудная копилка,
Что накопишь, то возьмёшь,
А без сказки в этой жизни —
Непременно пропадёшь.
Елена Степанова
Сказки гуляют по свету
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят по зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кащея погубит…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!

Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.

А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча-змея…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!

Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы —
Вмиг Сивка-Бурка приснится.

А месяц засветит ясный
В глазах Василисы Прекрасной.
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро! М. Пляцковский
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникин В.П. Русские народные сказки. — Москва: Детская литература, 1978.
2. Внеклассные мероприятия. 1 класс. /Яровая Л.Н., Жиренко О.Н., Барылкина Л. П. — Москва, ВАКО, 2009.
3. Калейдоскоп праздников: 1-4 классы: учебно-методическое пособие. /Сост. Т.И. Виталева. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство «Экзамен», 2014.

  • Русские народные сказки читать для 1 класса читательский дневник
  • Русские народные сказки смысл и значение
  • Русские народные сказки список для детей дошкольного возраста
  • Русские народные сказки список 5 класс короткие
  • Русские народные сказки список 2 класс список литературы