Русские народные сказки
Арысь-поле
Архиерей
Архиерей отчитывает
Афонька! Где был-побывал?
Барин и мужик
Барин-кузнец
Батрак
Барин и плотник
Барин и собака
Барин — слуга
Барин и гусак
Барин и жена
Барин и староста
Бобовое зернышко
Братья-охотники
Баба-яга и Заморышек
Баба-яга
Баба-Яга и жихарь
Бабка и медведь
Бесстрашный
Балдак Борисьевич
Брысь, окаянная, брысь!
Балагурная сказка
Булат-молодец
Буря-богатырь Иван коровий сын
Белая уточка
Баба да два солдата
Безрукий и безногий богатыри
Береза и три сокола
Барские гуси
Большой дом из единого кирпичика
Бура-Яга и внучка
Беззаботный монастырь
Беззаботная жена
Байка про тетерева
Беспамятный зять
Буренушка
Ванюшка и царевна
В-чем-я?
Вдова и бес
Василиса Прекрасная
Василий Буславич
Волк и козлята
Волк и коза
Война грибов
Волшебное кольцо
Ведьма и Солнцева сестра
Верлиока
Волк, перепелка и дергун
Во лбу солнце,на затылке месяц,по бокам звёзды
Василий-царевич и Елена Прекрасная
В чужом дому хозяина слушай!
Василиса Поповна
Вещий сон
Волшебный конь
Волшебная дудочка
Волк-дурень
Вороватый мужик
Васька-Муська
Вещий дуб
Вещий мальчик
Волшебное зеркальце
Волшебная водица
Волшебные ягоды
Ворожея
Вор
Горшок
Горшеня
Горшечник
Головиха
Гуси-лебеди
Голь Воянский
Государь Сидор Карпович
Глупая барыня
Глупый волк
Глупый мужик
Глупый змей и умный солдат
Генеральская жена и купеческий сын
Глиняный парень
Гусли-самогуды
Дочь-семилетка
Дурак и береза
Девушка и медведь
Дочь и падчерица
Дока на доку
Добрый поп
Две доли
Две жены
Доброе слово
Диво дивное, чудо чудное
Дурак набитый
Девушка в колодце
Дорогая кожа
Две старухи и архиерей
Два Ивана — солдатских сына
Двое из сумы
Данило Бессчастный
Догада
Думы
Елена Премудрая
Ёрш-Ёршевич
Журавль и цапля
Жена-спорщица
Жар-Птица и Василиса-Царевна
Жар-птица и Царь-девица
Жена — доказчица
Жена Химка
Жадная старуха
Жена слепого
Зайкина избушка
Заколдованная королевна
За лапоток — курочку, за курочку — гусочку
Звери в яме
Зимовье зверей
Заяц
Знахарь
Заяц-хвастун
Звериное молоко
Золотой башмачок
Золотой конь
Зорька, вечорка и полуночка
Золотая гора
Золотая рыбка
Заклятый царевич
Змей и цыган
Иванушка-дурачок
Иван-царевич и серый волк
Иван — крестьянский сын и чудо-юдо
Иван — коровий сын
Иван купеческий сын отчитывает царевну
Иван Бесталанный и Елена Премудрая
Иван-царевич и белый полянин
Иван Быкович
Иван-царевич и Марфа-царевна
Иванко Медведко
Иван-царевич и Никанор-богатырь
Иван-царевич и белый полянин
Иванушка-прокатись горошинка
Как поп работницу нанимал
Колобок
Кот — серый лоб, козел да баран
Кот и Лиса
Крошечка-хаврошечка
Курочка Ряба
Кот, петух и лиса
Как лиса училась летать
Как волк стал птичкой
Каша из топора
Кощей Бессмертный
Купалы ночь — ночь на Ивана Купалу
Как купцову дочку оклеветали
Как барин овцу купил
Кузьма Скоробогатый
Клад
Как дьякона мёдом угощали
Как лиса шила волку шубу
Крылатый, мохнатый да масленый
Кот семихвостый
Коза-Дереза
Как старик домовничал
Лиса-повитуха
Лиса, заяц и петух
Лиса и кувшин
Лиса и козёл
Лиса и журавль
Лиса-исповедница
Лиса и рак
Лиса и тетерев
Лиса — плачея
Лев, щука и человек
Лиса — странница
Лиса и лапоть
Лутонюшка
Лихо одноглазое
Ленивая Арина
Лисичка-сестричка и волк
Летучий корабль
Мизгирь
Маша и медведь
Мужик, медведь и лиса
Мудрые ответы
Морозко
Мороз, Солнце да Ветер
Мужицкий кафтан
Марья Моревна
Морской царь и Василиса Премудрая
Матрешка и медведь
Мена
Мудрая дева
Мудрая девица и семеро разбойников
Мужик на небе
Медведь — липовая нога
Марья-краса — долгая коса
Матюша Пепельный
Наказанная царевна
Нет козы с орехами
Наговорная водица
Не любо — не слушай
Никита Кожемяка
Ночные пляски
Неразгаданная загадка
Неумойка
Неправый суд птиц
Несмеяна-царевна
Никола Дуплянский
Ночь на Ивана Купалу
Овца, лиса и волк
О щуке зубастой
Охотник и его жена
Окаменелое царство
Про нужду
Петухан Куриханыч
Похороны козла
По щучьему веленью
Правда и Кривда
Петух и жерновцы
Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что
Птичий язык
Пастушья дудочка
Пётр 1 и мужик
Поп и батрак
Посуленная половина
По копейке блестка
Репка
Рифмы
Разбойники
Рыбацкая и охотничья байки
Райская дудка
Рассказ о ведьме
Солдатская шинель
Снегурочка
Сивка-бурка
Сказка о молодильных яблоках и живой воде
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Семь Симеонов
Сердитая барыня
Солнце, Месяц и Ворон Воронович
Солдат, колдун и сапоги
Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче
Солдат на исповеди
Сума, дай ума!
Стоит река — вся из молока, берега — из киселя
Снегурушка и лиса
Солдатская загадка
Серебряное блюдечко и наливное яблочко
Сказка О Василисе, золотой косе, непокрытой красе, и об Иване Горохе
Сказка о богатыре Голе Воянском
Сказка о лягушке и богатыре
Старухина молитва
Скатерть, баранчик и сума
Смоляной бычок
Теремок
Терешечка
Три царства—медное,серебряное и золотое
Топанье и ляганье
Терем мышки
Тини-тини, потягивай…
Три богатыря
У страха глаза велики
Умный работник
Федул и Меланья
Финист — Ясный Сокол
Фома Беренников
Фомка — шут
Фролка-сидень
Хорошо, да худо
Хрустальная гора
Хитрая наука
Хлыст да Подлыгало
Хаврошечка
Хитрый козёл
Хитрая баба
Худая жена
Царевна-лягушка
Царевна-Несмеяна
Царевна, разрешающая загадки
Царевна змея
Царица гусляр
Царь старик и бояре
Царевна сера утица
Царь-медведь
Царь-девица
Чего на свете не бывает
Чудесная рубашка
Чудесный ящик
Чувачог
Чёрт — заимодавец
Чистота, благодать и красота
Что дальше слышно
Шесть братьёв и все Агафоны
Шемякин суд
Шабарша
Щука зубастая
Шут
__________________________
Русские народные сказки.
Читать текст бесплатно онлайн
Популярные русские сказки
Русские народные сказки воспитали не одно поколение детей, так как всегда отличались не просто интересным, но в первую очередь поучительным содержанием. Под эти сказки каждый вечер засыпали наши родители, бабушки и дедушки, и сегодня они остаются такими же актуальными. В этом разделе вы найдете большую коллекцию русских народных сказок, в которых сможете встретить и уже хорошо знакомых вам, полюбившихся персонажей, таких как Колобок, Илья Муромец, Елена премудрая, и возможно, откроете для себя новых героев.
-
Каша из топора
«Каша из топора» — народная сказка, которую хоть раз слышал каждый. В ней рассказывается о необычном рецепте блюда и смекалке русского человека. Солдат идёт домой на побывку, остановился на ночь у скупой старушки, которая…
-
Колобок
Колобок – сказка, знакомая каждому взрослому, придется по душе и маленьким детям. Они быстро учат простые слова песенки Колобка и с удовольствием подпевают родителям. Из этой сказки малыши узнают, как испекла бабка для деда…
-
Маша и медведь
Маша и медведь – удивительная сказка о смелости и смекалке маленькой девочки, которая не побоялась перехитрить самого медведя. Пошла гулять Машенька по лесу с подругами и заблудилась, не исполнила наказ дедушки с бабушкой…
-
Теремок
«Теремок» — сказка, которую способен пересказать почти каждый ребенок. Повествует она о необычном соседстве животных. Суть сказки проста: друг за другом на заброшенный теремок (в некоторых вариантах — рукавицу мужика) натыкаются…
-
Царевна-лягушка
«Царевна-лягушка» — сказка, любимая многими поколениями детей. В ней повествуется о необычном виде сватовства царских сыновей: они выпускают из лука по стреле, чтобы узнать, где им искать себе жену. Одному из них, Ивану…
-
Гуси-Лебеди
Гуси-лебеди — произведение народного творчества. В сказке повествование начинается с того, что сестра не уследила за братом, и его унесли гуси-лебеди к Бабе Яге. Чтобы вернуть братца, девочка не останавливается перед трудностями…
-
Три медведя
Три медведя — народная сказка с английскими корнями, знакомая каждая ребёнку с детства. В ней говорится о приключениях девочки, которая пошла в лес, заблудилась и набрела на дом трёх медведей. История показывает, что в чужом…
-
Репка
Репка — русская народная сказка, которая знакома каждому ребенку с малых лет. Записанная и опубликованная в 1863 году «Репка» А. Афанасьевым имеет цепочные действия, ясные даже малышу, поэтому можно читать сказку с раннего…
-
Сивка-Бурка
«Сивка-Бурка» — сказка, на которой выросло немало детей. В ней рассказывается о необычном происшествии среди обычных дней: кто-то ворует пшеницу на полях. Сторожить поле на ночь уходят по очереди три сына крестьянина. Младшего…
-
Иван-царевич и серый волк
Иван-царевич и серый волк — русская народная сказка, на какой выросло не одно поколение детей. В произведении идёт речь о необыкновенных приключениях младшего царского сына Ивана. Отправившись по приказу батюшки за Жар-птицей…
-
Илья-Муромец и Соловей-Разбойник
Илья Муромец и Соловей разбойник – это народная сказка, в которой дети узнают о ратном подвиге богатыря. Слухи о злодеяниях Соловья разбойника дошли до Ильи из славного града Мурома. Разбойник этот жил в дремучем лесу, свистом…
-
Летучий корабль
Летучий корабль — русская народная сказка, в подлинной версии знакомая единицам, чем и интересна. История про Ивана-дурачка, который задумал жениться на царевне, полна приключений и волшебства. Чтобы исполнить задуманное…
-
Василиса Прекрасная
Василиса прекрасная — русская народная сказка, которая уже долгие годы покоряет детские сердца. В ней рассказывается про купеческую дочь Василису и её удивительную куколку. Игрушка умеет говорить, давать советы и выполнять…
-
Морозко
Морозко – дивная сказка о противостоянии добра и зла знакома каждому. Тяжела доля Настеньки, не полюбила ее мачеха, ведь своя дочка у нее была, Марфушенька. Красавица Настя всю работу делала, а сестра ее сводная на печи…
-
Курочка Ряба
Курочка Ряба – короткая и забавная сказка о доброй курочке, которую обожают все-все малыши. В этой истории их ждут забавные диалоги, волшебство с чудесами, и финал, который обязательно понравится детям. Курочка Ряба жила…
-
Крошечка –Хаврошечка
Крошечка-Хаврошечка — русская народная сказка, на которой выросло не одно поколение детей. В ней рассказывается история о сироте Хаврошечке. Её заставляют работать, обижают в доме, где приютили. В её жизни есть одна отрада:…
-
У страха глаза велики
У страха глаза велики — русская народная сказка, любимая многими детьми. В ней повествуется о незатейливых занятиях бабушки и ее подопечных. Втроем им ежедневно приходится идти за водой. В один из таких дней шествие водоносов…
-
По щучьему велению
По щучьему велению — русская народная сказка, которую любят практически в каждой семье. Она рассказывает о крестьянском парне Емеле. Любил он лежать на печи, а любую работу делал с неохотой. Однажды, когда он отправился…
-
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — русская народная сказка, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается о рано осиротевших детях. Старшей сестре Алёнушке приходится брать братца на работу в поле…
-
Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо
«Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» — произведение русского фольклора, которое очаровывает детей уже не одну сотню лет. В сказке показан подвиг простого крестьянина Ивана. Он отправился со старшими братьями на битву со…
Сурия Усманова о выдающемся педагоге и просветительнице, в жизни которой отразился весь XX век
Единственная женщина в национальном парламенте (миллэт меджлиси), организатор первых татарских детсадов и глава бюро мусульманок-солдаток в Уфе и Казани — это все об Абруй Сайфи, пережившей и обыски царской жандармерии, и гибель мужа в разгар террора в 1937-м. Она одна из героинь книги общественного деятеля Сурии Усмановой и соавтора Тамины Биктимировой «Звезды-просветительницы Чистопольского уезда: историко-документальный и библиографический сборник», изданной на русском и татарском языках при содействии благотворительного фонда «Татнефть». Мы публикуем в сокращении одну из глав этой работы. За что мы должны извиниться перед выдающейся деятельницей татарского женского движения первой половины прошлого столетия — это станет понятно из данного материала.
Абруй Сайфи — одна из героинь книги общественного деятеля Сурии Усмановой и соавтора Тамины Биктимировой «Звезды-просветительницы Чистопольского уезда: историко-документальный и библиографический сборник», изданной на русском и татарском языках при содействии благотворительного фонда «Татнефть»
Фото: Андрей Титов
Она положила начало изучению татарского женского движения
Абруй Сайфи — в 1917–1918 годах единственная женщина в «Миллэт Меджлиси» (тюрко-татарский национальный парламент).
Она — единственная женщина, избранная в 1917–1918 годах депутатом в двух столицах — в Казани и Уфе.
Она — единственная женщина, возглавившая Бюро мусульманок-солдаток в Уфе и Казани.
Она открыла первый татарский детский сад (всего их было пять).
Она организовала первые приюты для татарских детей-сирот и пожилых людей, оставшихся без попечения.
Она положила начало изучению татарского женского движения, написав работу «Женщины-татарки в борьбе за свободу».
Она — одна из учредителей журнала «Азат хатын» («Свободная женщина»).
Педагог, журналист, писатель, переводчик родилась 15 марта 1889 года в деревне Кульбаево-Мараса Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне Нурлатский район).
Абруй пришлось с самого детства испытать все тяготы жизни. Мать растила ее одна, уже с восьми лет она зарабатывала на хлеб вышивкой и ремонтом женской одежды, самостоятельно научилась читать и писать. С 1905 года Абруй работает учительницей в своей родной деревне. Через несколько лет при содействии земляка и учителя Шагита Ахмадиева открывает школу для девочек в деревне Адам-Су.
В 1910 году Сайфи переезжает в Астрахань, и в сентябре 1912 года открывает школу для девочек «Намунаи тараккый» («Образцовый путь»). Открытие школы становится большим событием, на страницах газет и журналов появляется много положительных откликов. 7 мая 1913 года в газете «Идель» в подробной статье о школе было отмечено: «Без преувеличения можно сказать, что учительница Абруй Сайфи одна из самых передовых среди татарских педагогов».
В дореволюционной печати много пишется о том, что Абруй вводит новые методы обучения в школе для девочек, распространяет среди учениц газеты и журналы, проводит литературные вечера.
Именно в Астрахани Абруй знакомится с представителями передовой татарской молодежи, начинает активно участвовать в общественной работе, меняет свой взгляд на мир. Особенно ей хотелось повысить просвещенность татарских женщин, изменить их роль в семье, в жизни. В эти годы она много читает, следит за женским движением в России и странах Европы, стремится донести полученные знания до народа через газеты и журналы.
В своих статьях Абруй призывает женщин к просвещению, объясняет, что они, как и мужчины, способны на любую работу. Так, в журнале «Аң» в 1915 году были опубликованы четыре ее лирических рассказа, а журнал «Сююмбике» становится площадкой для размещения публицистических материалов.
В 1916 году Абруй выходит замуж за писателя, редактора, публициста и видного общественного деятеля Фатиха Сайфи. Они были прекрасной парой, но, к сожалению, их счастье продлилось недолго
Фото предоставлено общественной организацией при поддержке женщин, семьи и детей «Сириус»
«Когда я исполняла вторую песню — «Тафтиляу», — все татары в зале были снова в каляпушах»
Однако деятельность энергичной и талантливой Абруй не нравится реакционным силам, на нее один за другим пишут доносы. В 1912–1913 годах жандармерия дважды производит обыски в ее квартире. В полицейском управлении Астрахани на нее заводят дело. В августе 1914 года Абруй вынуждена покинуть школу и переехать сначала в Казань, а затем в Уфу. Но и там для Абруй не нашлось работы. Огромную помощь молодой просветительнице в трудную минуту оказал известный татарский писатель Фатих Амирхан. По его рекомендации Абруй принимают на работу учительницей для девочек в селе Азеево Елатомского уезда Рязанской губернии. Проработав здесь всего один год, она полностью перестроила систему преподавания.
У Абруй было желание не только учить, но и учиться самой. В августе 1915 года она уезжает в Уфу. Здесь работает учителем в городском татарском училище, посещает курсы при гимназии и за свой счет берет уроки вокала. В эти годы на улицах Уфы стали появляться афиши, на которых крупными буквами было написано «Певица Абруй». В скором времени Абруй обретает популярность и становится любимой певицей для многих.
Вспоминая те годы, Абруй-ханум писала: «Примерно в конце мая 1917 года я получила телеграмму из Екатеринбурга. Я не планировала ехать, но Фатих Сайфи и Галимджан Ибрагимов настояли, чтобы я поехала… Как выяснилось, в Екатеринбурге был организован „концерт наций“, на котором планировалось выступление лучших певцов — представителей своих народов. Из Петрограда приехали русские певцы… Когда я вышла, то увидела, что все татары в зале сидят без головных уборов: как оказалось, они ожидали, что выступление татарской певицы будет хуже остальных, и это будет позором, который ляжет на плечи татарской нации, то есть сидящих в зале татар. Поэтому, сняв свои каляпуши, они, якобы, скрывают свою национальность. Мою песню „Кара урман“ („Дремучий лес“) зал встретил овациями. Меня вызвали на бис. Когда я исполняла вторую песню — „Тафтиляу“, — все татары в зале были снова в каляпушах… На следующий день в здании этого же театра был организован мой сольный концерт. Билеты были раскуплены…»
Она также играла в постановках татарской театральной труппы «Сайяр» под руководством Г. Кариева. В 1924 году в газете «Татарстан» Хади Такташ писал, что на большом вечере, посвященном Г. Кариеву, Абруй украсила мероприятие своими песнями.
В 1916 году Абруй выходит замуж за писателя, редактора, публициста и видного общественного деятеля Фатиха Сайфи. Они были прекрасной парой, но, к сожалению, их счастье продлилось недолго.
24 апреля 1917 года Абруй-ханум участвует в первом съезде татарских женщин. 25 июля 1917 года она делегат от Казани на состоявшемся здесь же II Всероссийском съезде мусульман
Фото предоставлено общественной организацией при поддержке женщин, семьи и детей «Сириус»
«У солдат, со штыками лежащих в окопах на полях сражений, остались жены…»
В мае 1917 года, будучи в Уфе, она принимает активное участие в создании «Бюро мусульманок-солдаток» и становится его руководителем. В июне 1917 года Абруй вместе с мужем переезжают в Казань. Здесь под руководством Мулланура Вахитова был создан «Мусульманский социалистический комитет», в структуре которого был и отдел по работе среди женского населения.
«Мусульманский социалистический комитет» и «Бюро солдаток» (председатель М.А. Панфилова) пытались наладить деятельность «Бюро мусульманок-солдаток», но только после того, как Абруй сама приняла руководство, дела бюро пошли на лад. О назначении, целях и задачах «Бюро мусульманок-солдаток» можно узнать из обращения Абруй Сайфи, опубликованного в газете «Кояш» («Солнце») 18 августа 1917 года: «У солдат, со штыками лежащих в окопах на полях сражений, остались жены, дети, престарелые родители, братья и сестры. Сейчас многие из них осиротели, обеднели, овдовели и нуждаются в куске хлеба, многие брошены на произвол судьбы. Вот поэтому мы, солдатские жены, 12 мая создали в Казани организацию под названием „Бюро мусульманок-солдаток“ для помощи вдовам, сиротам, для спасения пожилых отцов и матерей от нужды».
Перечислим некоторые задачи, которые решила организация: помогла решить вопрос с отоплением в домах солдатских жен; для обеспечения дефицитными товарами был открыт специальный магазин; в октябре 1917 года был открыт приют для детей-сирот и престарелых, оставшихся без попечения, в апреле 1918 года в нем насчитывалось 80 человек детей и стариков; для мусульманок-солдаток открыли библиотеку, читали лекции на различные темы, ставили спектакли, вырученные средства от которых направлялись в пользу сирот.
24 апреля 1917 года Абруй-ханум участвует в первом съезде татарских женщин. 25 июля 1917 года она делегат от Казани на состоявшемся здесь же II Всероссийском съезде мусульман.
В 1918 году в России состоялся съезд женщин, организованный И. Арманд и А. Коллонтай. В соответствии с решениями этого съезда в составе государственных органов были созданы отделы, занимавшиеся вопросами женщин. Неудивительно, что Абруй, всю жизнь занимавшаяся проблемами женщин и детей, начала работать именно в одном из таких отделов.
В своей книге «Борцы за народное счастье» Р. Гиниатуллина пишет: «Организаторские, журналистские, педагогические способности Абруй Сайфи особенно сильно проявились после Великой Октябрьской социалистической революции. Организатор татарок районов Забулачная-Плетень и Объединенная слобода, член республиканской комиссии по работе среди женщин, инструктор женского отдела Татарского обкома ВКП (б) — Абруй Сайфи была пламенным борцом и агитатором во всех этих начинаниях».
Именно в эти годы отдельными книгами были изданы труды Абруй Сайфи «Женское движение и ведение работы в сельской местности», «Татарские женщины на пути к свободе». Абруй-ханум пробует себя и в переводе. Она переводит на татарский язык рассказы А. Чехова и А. Барбюса.
В августе 1926 года в жизни татарских женщин происходит знаменательное событие: выходит в свет первый номер журнала «Азат хатын» («Свободная женщина»). Этот журнал был создан полностью по инициативе Сайфи и Г. Тазетдиновой (руководитель отдела обкома ВКП (б) по работе с женщинами). В 1926–1927 годах Абруй сама является ответственным секретарем журнала «Азат хатын». Она публиковала свои статьи в журнале до 1937 года.
Сурия Усманова: «Почему мы равнодушны к судьбам знаменитых представителей своего народа? Сможем ли мы когда-нибудь воздать ей дань уважения? Прости нас, Абруй Сайфи…»Фото: Андрей Титов
«Будучи в заключении, она потеряла все и в старости осталась ни с чем»
В 1937 году арестовали и расстреляли ее мужа — известного педагога, писателя и ученого Фатиха Сайфи-Казанлы. Настают страшные дни для жены врага народа. Ее увольняют с работы, выгоняют из квартиры, отправляют в ссылку в Томск. Даже по истечении срока ссылки ей было запрещено возвращаться в Казань. После освобождения из ссылки занималась пошивом одежды в деревнях.
Чтобы представить, как она жила в эти годы, приведу отрывок из воспоминаний Шауката Салахова «Прости, Абруй-апай»: «В тот же вечер я узнал, что эта тетя — швея, и она привезла на санях швейную машинку. И все же я не мог уснуть из-за множества вопросов об этой женщине по имени Абруй, которые крутились у меня в голове. Кто она и откуда приехала? Почему она в зрелом возрасте ходит в зимнюю стужу с санками и швейной машинкой?.. Отец называл ее „большим человеком“. Почему же тогда этот „большой человек“ оказался в таком плачевном состоянии?.. За короткое время она успела завоевать любовь не только детей, но и всех жителей деревни… Из тех обрывков тканей, которые приносили жители села, она шила такие красивые платья, кофты, сарафаны, халаты, брюки, бешметы и даже пальто, что глаз невозможно было отвести! Она шила для всех: и для младенцев, и для подростков, для стариков, мужчинам и женщинам… Внимание зрителей привлекла площадка в самом живописном уголке сада, полная народа. В ее центре стоит Абруй-апа. Затрагивая тайные струны души, проникая в самое сердце, она исполняет народные песни… Зрители, особенно женщины, благодарили певицу, обнимали ее и плакали… По просьбе жителей такие песенные вечера стали проводиться чаще. Абруй-апа не заставляла себя уговаривать — она пела и пела».
В 1956 году Абруй Сайфи была реабилитирована и вернулась в Казань.
В архиве хранится письмо учителей секретарю Татарстанского обкома КПСС тов. С. Д. Игнатьеву, написанное в 1958 году. Там есть такие строки: «…гражданка А. Сайфи пытается получить жилье. Однако исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся не удовлетворяет ее просьбу. Ей уже больше 70 лет, она тяжело больна. Часто нуждается в поддержке со стороны окружающих. Будучи в заключении, она потеряла все и в старости осталась ни с чем: ей даже негде поставить кровать и стол, чтобы поспать и поесть. Она нуждается в лечении и уходе за собой. Мы обращаемся к вам, товарищ Игнатьев, с большой просьбой — оказать ей содействие в получении жилья. Всю остальную помощь мы готовы оказать сами».
Сайфи умерла в 1960 году.
Всю свою жизнь она просвещала татарских женщин, отстаивала их права, защищала их семьи и детей. Где научные труды, исследующие жизнь и трудовой путь такой многогранной, удивительно талантливой личности? Почему до сих пор ни в Казани, ни у нее на родине нет музея Абруй-ханум? Где школы, улицы, названные ее именем? Почему мы равнодушны к судьбам знаменитых представителей своего народа? Сможем ли мы когда-нибудь воздать ей дань уважения? Прости нас, Абруй Сайфи…
© Предоставлено: Parents.Ru
Народные сказки зачастую пугают жестокостью и нелепостью, современные — простотой или неадекватностью. Ищем здоровый баланс.
© zeljkosantrac/Getty Images/E+
детская игра в домики
Мамы и бабушки не задумывались, какие книжки читать нам на ночь. Каждый малыш в Советском Союзе знал стандартный набор старых русских и европейских сказок. Своеобразные полеты фантазии братьев Гримм, Шарля Перро и Андерсена никого не смущали. Классикам доверяли безоговорочно, и жесткого возрастного ценза не существовало. А сегодня некоторые мамы и папы отказываются читать детям и «триллер» про гусей-лебедей, и «хоррор» про Красную Шапочку. Почему, у каждого свои аргументы.
Культурное наследие
Русские народные сказки для самых маленьких вызывают меньше всего вопросов. Они предельно короткие, сюжет у них примитивный, но малышам нравится. В 2–3 года особенно хорошо идут «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», многочисленные фабулы про зайца, лису и волка. Это как раз те сказки, где добро и зло высвечиваются максимально четко. К тому же они читаются по времени ровно столько, сколько двухлетки готовы сидеть и слушать. И главные герои в них всегда хорошие. А вот конец может быть не совсем счастливым: Колобка съели, яичко разбили, теремок разрушили. Порассуждать на эту тему стоит, но позже, года в четыре.
Даже если на книжке стоит пометка «0+», лучше ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка. Некоторые дети очень возбудимы и впечатлительны от природы. Им тяжелые сказки лучше читать как можно позже и только после того, как вы убедитесь, что они к этому готовы.
Совсем другое дело — русские народные сказки со сложным сюжетом: они все чаще попадают в опалу. Некоторые родители и вовсе отказываются приобщать ребенка к такому сомнительному культурному наследию. Большинство психологов согласны: жизнеописания Емели, Ивана-дурака, Ильи Муромца действительно требуют комментариев со стороны родителей. На примере Емели, скажем, можно показать ребенку, что в реальности чудес не бывает и, чтобы чего-то добиться в современном мире, нужно приложить усилия: окончить школу, потом институт. Но это только если вы сами так считаете. Если у вас другая теория, смело предлагайте ребенку свою субъективную интерпретацию. В любом случае знакомство с традиционными, но неоднозначными сюжетами лучше отложить до 4–5 лет, ведь малышам объяснить многогранную мораль будет не так просто.
Много сомнений порождают классические авторские сказки, как наши, так и зарубежные: сюжеты у них слишком жестокие. Вдруг нежная психика ребенка пострадает? Особенно если он растет под колпаком в иллюзорном мире, созданном мамой и папой. Но если герои попадают в настоящую беду, проходят через серьезные испытания или все заканчивается печально, с такими драмами лучше и правда подождать до 6–7 лет. То же самое касается современных авторских сказок, рассказов и фильмов для старших дошкольников. Если сценарий очень печальный, не торопитесь. Например, фильм про Бима лучше показать после 7 или даже 8 лет. «Денискины рассказы» тоже не стоит читать раньше.
© Getty Images/Tetra images RF
как выбрать сказку для ребенка
Без спешки
Если вы адаптируете сказку, потому что считаете, что ваш ребенок еще не готов воспринять такую серьезную или травмирующую информацию, задумайтесь, нужна ли ему вообще эта история. Самое главное, что дети мгновенно подмечают, — это реакция мамы. Ваши страхи, напряжение, эмоциональное оцепенение тут же передаются ребенку, даже если вы меняете сюжет по ходу чтения и стараетесь контролировать мимику. Лучше сразу выбирайте те сказки, которые близки вам по духу.
Сюжетные линии
-
Тема смерти. Сказки, где в той или иной форме говорится о смерти, можно читать детям примерно в 7 лет. До этого момента переварить такую информацию им сложно, поэтому выработается только тревога. Но ближе к школе страх смерти как раз активируется, а еще появляется готовность принять тот факт, что «некоторые люди иногда умирают». Сказки, в которых герои гибнут, помогают ребенку пережить бурные чувства и в той или иной степени обуздать свои боязни.
-
Людоедство. Страх быть съеденным, поглощенным, уничтоженным тоже про смерть. Ребенок рассуждает логично, правда, на бессознательном уровне: если меня зажарят, я умру. Однако эти сюжеты можно вводить чуть раньше, с 4–5 лет, потому что людоеды — все же мифические существа. И обычно в сказках, где они фигурируют, конец благополучный: Мальчика-с-пальчик так никто и не проглотил, Баба-яга осталась без обеда.
-
Насилие. Нападение, пленение, нанесение увечий — темы, предназначенные скорее для шестилеток. Чтобы правильно среагировать и не испугаться, ребенок должен достаточно окрепнуть духом. Хотя многое будет зависеть от сюжета. В современных мультфильмах и детских фильмах про супергероев главные персонажи неуязвимы. Их нельзя застрелить, потопить, зарезать. Если даже в них кто-то стреляет, они оживают мгновенно. По этой причине сказки с таким сюжетом можно предлагать детям уже с 3–4 лет. Не зря же малыши поклоняются Человеку-Пауку, особенно мальчики.
Чтобы у ребенка формировалось адекватное восприятие действительности, его разумно знакомить не только с классическими сказками, но и с современными сюжетами. Во всем должен быть здоровый баланс.
© LumiNola/Getty Images/E+
-
Злые чары. Речь про колдунов и ведьм, которые перевоплощаются в добрых старушек, угощают отравленным яблочком, превращают в камень бедных мирных жителей. Такие сказочки лучше отложить до 7 лет. Чтобы адекватно воспринять услышанное, у ребенка должно быть сформировано символическое мышление. Он должен четко понимать, что наш мир многозадачный и многофакторный, одно событие тянет за собой другое, а за ним и третье по ряду совершенно определенных причин. При этом он должен уметь отличать вымысел от реальности. Спросите себя, научился ли ваш ребенок мыслить критично, чтобы понять: на самом деле ведьм не существует.
-
Романтика. Рассказы про принца на белом коне до сих пор импонируют многим родителям. Но надо понимать, что создавались эти сказки в ту эпоху, когда женщина была бесправным и бессловесным существом и единственным ее шансом на спасение было встретить храброго защитника. Современные барышни, и большие и маленькие, совсем другие, и свои требования к ним общество кардинально изменило. Все же мир с тех пор сильно преобразился. Хотя сказки про принцев до сих пор нужны. У женщины, в отличие от мужчины, в арсенале больше средств к выживанию. Ведь если кто-то ей поможет или кто-то ее спасет, окружающие не осудят. И было бы неблагоразумно этот способ девочке не подсказать, пусть в форме романтичной сказки. Тогда, если принц вдруг действительно придет, она от его поддержки не откажется. С другой стороны, на прекрасного рыцаря можно надеяться, но и самой при этом не плошать. Чтобы соблюсти баланс, девочкам полезно читать сказки и про принцев, и про юных эмансипированных героинь начала второго тысячелетия.
В старых сказках есть важные уроки: «Так было всегда», «Люди с любыми бедами могут справиться» и здоровые установки: «Не убий», «Не укради», «Не обмани», «Будь добрым и честным». В этом их главная ценность.
-
Вечные спасители. Сюжеты современных мультсериалов не отличаются разнообразием. Когда в каждой серии звери или люди кого-то спасают, невольно спрашиваешь себя: а есть ли от этого польза? Психологи дают положительный ответ. Все эти сюжеты говорят о преодолении сложностей, а их в реальной жизни будет много. А еще они учат детей быть смелыми, пробовать что-то новое. Это тоже полезно. К тому же среди спасателей непременно присутствуют девочки. Они наравне с мальчиками чинят двигатели, тушат пожары и сражаются с бандитами. Современным барышням такие мультфильмы внушают мысль, что они на многое способны и традиционная роль покорной жены и хранительницы очага не обязательно станет их уделом до конца дней. Так они понимают, что могут быть совсем другими. И это очень важно. А мальчики видят, что девочки — это не только принцессы, которых надо спасать. Будущие мужчины начинают понимать, что барышни готовы стать полноценными участниками гражданской и супружеской жизни. Это значит, любые сложности с ними отныне можно делить поровну.
Больше полезных и интересных материалов о детском воспитании — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Материалы по теме:
- Сказкотерапия: как чтение может повлиять на психику ребенка
- Опеки на них нет: 5 ужасных родителей из детских книг
- «Хочу дать сыну свою фамилию, чтобы не исчез род. Муж против»
- «Поколение вечных детей»: почему нынешние бабушки не хотят сидеть с внуками
- «Перебивает преподавателей»: одногруппники жалуются на 9-летнюю студентку МГУ
Корпорация Майкрософт и ее партнеры могут получить комиссионные, если вы приобретете что-либо по рекомендованным ссылкам в этой статье.