Русская земля и родная природа в слове о полку игореве сочинение 9 класс по плану

Сочинения по литературе другие природа в слове о полку игореве большую роль в слове о полку игореве играет природа. она
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Природа в Слове о полку Игореве

Большую роль в «Слове о полку Игореве» играет природа. Она оттеняет настроение героев, создает особые чувства, помогает решить жизненные вопросы.

Славяне были язычниками и проявляли особое отношение к природе. Они не только обожествляли ее силы и явления, но и считали, что она мудрее человека и способна помочь ему что-то решить, сделать. Нельзя идти против природы, она сильнее, ее надо уважать и любить — так думали славяне.

В самом начале своего похода Князь Игорь становится свидетелем солнечного затмения, которое было плохим знаком. Считалось, что это сулит проигрыш, поражение, горе. Однако, Игорь решил, что он мудрее природы, а поэтому ее знаки ничего не значат для него. Это мнение, бесспорно, было большой ошибкой. Князь сам и поплатился за это.

Когда Игорь попал в плен и бежал из него, неизвестный автор сравнивает его с животными и птицами. Для «Слова о полку Игореве» в целом характерны исчерпывающие описания степной природы и зверей.  Игоря сравнивают с соколом, уткой, белкой. Есть и сравнение его со стихией, ветром. Этот момент подчеркивает его могущество и превосходство над остальным, его избранность. Сравниваются с животными и другие персонажи: монгольский хан, Боян.

В эпизоде известном как «плач Ярославны» встречается много описаний реки Дунай. Река — символ быстротечности времени, знак чистоты и искренности, мудрости и интеллекта. Описывается спокойное и ровное течение реки, которое оттеняет тихую грусть женщины по своему супругу, ее переживания.

Природа в произведении выступает не просто как одна из частей окружающего мира, но и как покровительница человека, его защитница. Она помогает спасаться людям, защищать Отечество.

Бесспорно, природа играет также роль сближающего элемента. Славяне были разрознены и каждый боролся за судьбу своего удельного княжества. Это неправильно, и природа помогает это человеку понять. Как? Ее красота и величественное спокойствие сближают людей, ее знаки и символы дают людям новые знания, она помогает справляться с бедами.

По большей части в «Слово о полку Игореве» нет статичного пейзажа. Природные стихии всегда сменяют друг друга. Она, подобно человеку, не стоит на месте, а постоянно движется вперед. Человек чувствует это и не хочет уступать. Он, смотря на природу, также начинает применять активные действия и трудиться, бороться за свободу и независимость, жизнь и процветания Руси.

2 вариант

«Слово о полку Игореве» — достояние русской литературы, написанное очевидцем происходящих событий. Посвящено оно историческому событию: походу в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря против половцев.

Особое место занимает в произведении природа, она одно из действующих лиц, и автор – гениальный мастер в ее изображении. Природа в «Слове» одухотворена, через нее передаются все человеческие переживания. По описанию животных и птиц видно, что автор хорошо знает степную природу Руси.

Действие «Слова» происходит на фоне природы. Во время выступления дружины князя Игоря в поход происходит солнечное затмение как предвестник печальных событий, но князь не изменяет своего решения. Его войско продолжает свой путь. Природа пытается вернуть Игоря назад, домой, и спасти таким образом жизни людей: кричат птицы и звери, шумят деревья, бушует ветер. Но князь не прислушивается к совету природы и продолжает поход.

В первом сражении русское войско разгромило половцев, и воины, окрыленные победой, расположились на отдых в степи. Перед решающим сражением меркнет солнце, гудит земля, все небо затянуло тучами – войско оказывается в полнейшем мраке. Всё это предвещает бедствие. А когда русские воины повержены, природа опечалена, она грустит: поникли травы в степи, деревья приклонили ветви. И вся Русь оплакивает погибших.

Не смолкает плач и в Путивле. Ярославна, жена князя Игоря, обращаясь к Ветру и Солнцу, упрекает их в том, что не помогли они русским воинам, не защитили их от стрел половецких. Понимая, что погибших не вернуть назад, она просит Днепр сохранить ее мужа, который находится в плену. И природа не карает Игоря за непослушание, а приходит ему на помощь.

В ночь, когда князь бежит из плена, стоит глубокая тишина, а дятлы стуком указывают ему дорогу домой. Река Донец прячет Игоря, чтобы он не попался в руки половцев. О приближении людей беглецу сообщают гоголи (утки) и чайки. И когда Игорь появляется на Руси, выглядывает солнце, все расцветает, оживает, поёт – природа радуется его возвращению. Князь благодарит реку Донец за теплый прием.

Таким образом, мы видим, что природа в «Слове» выступает не просто фоном, а тесно связана с жизнью героев и их поступками. Описание обширных просторов Руси раскрывает красоту, мощь русской души и стремление к освобождению родной земли от посягательств врагов.

Сочинение 3

Во многих литературных произведениях природа статична, постоянна. Она часто вводится в текст с целью создать для описываемых событий фон или подходящую атмосферу, показать внутренний мир действующих лиц, – словом, природа занимает второстепенную, поддерживающую роль.

Совсем иное место отводится ей в «Слове о полку Игореве». Тут природа динамична, постоянно преобразуется в движении, действует наравне с героями, влияет на них и направляет их действия, активно вмешиваясь в происходящее. В целом, для средневековой литературы характерно описание природы через её изменения. Однако масштабы, которые она занимает в повествовании «Слова», исключительны. Природа становится отдельным героем произведения. Её описание гиперболизировано, лирично, удивительно живо. Оно охватывает огромные территории, но при этом остаётся целостным и органично вплетается в текст.

Образ русской природы возникает в произведении с самых первых сцен, где речь идёт о предзнаменованиях. Когда князь выдвигается в поход, происходит солнечное затмение, поднимается ветер, появляются чёрные тучи, мутные реки текут. Большое внимание уделяется беспокойному поведению зверей и птиц, существовавших, без сомнения, на землях Древней Руси. Природа предостерегает о плохих предзнаменованиях, пытается остановить поход самонадеянного князя на половцев, вернуть людей в родные земли. Но несмотря на то, что всё вокруг пронизано тревожным ожиданием беды, герой хочет верить в свою исключительность. Игорь глух к голосу природы.

Ко времени роковой битвы солнце уже полностью скрыто за тучами, тьма поглощает княжескую дружину. В тексте «Слова» возникает параллель между грозой и судьбой людей, обречённых на гибель в битве. Проходит битва, спадает напряжение природы и возникает новая параллель. Одновременно о судьбе погибших и пленённых солдат вместе с матерью-природой горюет и княжна Ярославна. Она обращается к ветру, Днепру и солнцу и не может найти утешения. Природа увядает, чахнет от безутешного горя русского народа.

Наконец, князь Игорь бежит от половцев в родные земли. Он так торопится, что сам в своей стремительности походит на зверя или явление природы (автор сравнивает его, в том числе с волком и ветром). Сочувствующая природа помогает ему выбраться из плена и указывает путь. Так, дятлы стуком направляют его. Когда же Игорь возвращается, природа в его землях оживает.

В течение всего повествования автор показывает, как сильно связаны народ с окружающей природой, родной землёй. Она всегда приходит на помощь, пока он прислушивается, находится с ней в гармонии. Природа сочувствует своему народу, живёт и умирает вместе с ним. Образ природы в «Слове о полку Игореве» очень широк, но при этом целостен. Автор своим повествованием обращается к современнику, призывает к единению. И в своём обращении отдаёт лидирующую роль природе.

Также читают:

Картинка к сочинению Природа в Слове о полку Игореве

Природа в Слове о полку Игореве

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Образ Туркина в рассказе Ионыч Чехова

    В рассказе Чехов знакомит читателя с семейством Туркиных. Иван Петрович Туркин — глава добродушный и замечательный человек. Его характер читатель видит в произведении, но его образ не выходит на первый план в истории

  • Сочинение Тема греха и покаяния в пьесе Гроза Островского

    Грех, для каждого он свой. Нет однозначного понятия греха. Каждый человек, хоть единожды, но совершал его. Ведь люди не безгрешны. Когда человек, обижает другого, он тоже совершает грех.

  • Анализ произведения Дети солнца Горького

    Жанровая направленность произведения представляет собой драматическую пьесу в стиле реализма, основной тематикой которого являются взаимоотношения интеллигенции и народа в период революционных потрясений.

  • Отзыв по сказке Аленький цветочек Аксакова

    Говорят, что свою сказку «Аленький цветочек» русский писатель Сергей Аксаков написал со слов своей ключницы Пелагеи. Читая это произведение, мне кажется, что я даже слышу её тихий напевный голос, нотки которого писатель попытался передать

  • Сочинение Может ли человек изменить мир?

    Может ли человек изменить мир? Я думаю, что этот вопрос волновал людей во все века. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Попробуем разобраться в этой теме на примерах.

Судьба главных героев «Слова о полку Игореве» тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что природа всегда помогает своим сыновьям, заботясь о них, словно любящая мать.

Значение природы в «Слове о полку Игореве»

В «Слове о полку Игореве» огромное значение имеет образ природы, которая является полноценным персонажем и помогает автору раскрыть главную идею произведения. Кроме того, природа оказывает значительное влияние на развитие сюжета «Слова» и на судьбу основных действующих лиц.

Образ природы

Русская земля и родная природа в слове о полку игореве сочинение 9 класс по плану

Кадр из фильма-оперы «Князь Игорь». 1969

Образ природы в «Слове о полку Игореве» появляется в самом начале повествования. Дружина князя уже собирается выступать в военный поход против половцев, как вдруг внезапно начинается солнечное затмение. Все воины становятся свидетелями этого редкого природного явления, которое по народным верованиям является предзнаменованием ужасных событий. Но, несмотря на это пророчество, войско князя Игоря всё-таки выступает навстречу своей погибели.

По мере приближения русских воинов к половецкой земле природа продолжает сопровождать их. Вокруг дружины бушует сильный ветер, деревья скрипят и раскачиваются, птицы пронзительно кричат, а звери ревут от бессильной злобы и дикой ненависти.

Создаётся такое впечатление, будто всё вокруг пронизано тревожным ожиданием предстоящей трагедии. Природа всеми силами старается остановить князя Игоря, предостеречь его от неравной битвы. Но князь не хочет к ней прислушиваться, и даже не думает о возвращении домой.

После их поражения природа плачет и горюет вместе с Ярославной, и всеми женами и матерями, которые не в силах были помочь своим любимым мужчинам. Засыхает трава, увядают цветы, гнутся до самой земли все деревья в округе.

Связь природы и человека

В «Слове о полку Игореве» природа и человек тесно связаны. Именно природный мир оказывает значительное влияние на людские судьбы. Все общаются с природой, как с живым существом. Люди винят её силы, или просят у них помощи. Природа всегда находится рядом с главными героями «Слова», хотят они того или нет.

Отношение автора к природе

В описании природы выражается авторское мировоззрение. Он относится к природе, как к живому существу, наделяя её человеческими качествами. У неё есть своё отношение к происходящим событиям, она по-своему воспринимает окружающий мир. Природа отражает действительность, и в этом отражении видно, как сильно она переживает за русский народ.

В изображении природы автор «Слова о полку Игореве» выражает свои мысли и взгляды. Когда князь Игорь принимает решение без поддержки соседних княжеств отправиться в опасный поход, природа отрицательно реагирует на это событие, и в результате оказывается на стороне половцев. Но когда он сбегает из плена, осознав свою вину и раскаявшись в содеянном, природа помогает ему и радуется его возвращению домой.

Природа в «Слове о полку Игореве» отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим её отношение к русскому народу. Природа заботится о своих «детях», и волнуется за их судьбу. Она символизирует могущество Руси, её красоту и силу. Родная природа живёт в каждом русском человеке, и гибнет каждый раз, когда кто-то умирает.


В отличие от других произведений древнерусской литературы, в «Слове о полку Игореве» природа занимает особое место. Здесь она представляет собой не просто фон, на котором происходят все события. В «Слове» природа тесно связана с судьбами главных героев, с их словами и поступками.

Всё действие «Слова о полку Игореве» тесно переплетено с природой. Основная сюжетная линия пронизана описаниями птиц, зверей,  и другими изображениями явлений природного мира.

Автор «Слова о полку Игореве» и природа

Автор «Слова о полку Игореве» является истинным знатоком русской природы. Это становится понятно по тому, как он описывает местную фауну, употребляя специальные охотничьи термины, и изображает пейзаж во всех его подробностях и деталях.

Природа в «Слове»

Природа в «Слове о полку Игореве» выступает в роли заступницы и благодетельницы. Она сопереживает и страдает за своих сыновей. Когда начался бой с половцами, солнце исчезло, а небо заволокли мрачные чёрные тучи. Все воины оказались во тьме, потому что солнце не в силах было наблюдать, как гибнут отважные русские воины в неравной борьбе. После их гибели трава поникла, а деревья опустились к земле, роняя свою листву, словно слёзы.

Предзнаменование

В начале своего похода князь Игорь видит солнечное затмение. В те времена затмение являлось дурным предзнаменованием, пророчившим несчастье и поражение в битве. Игорь не прислушался к предупреждающей его природе, поэтому проиграл сражение половцам.

Побег князя Игоря

Особенно красочно природа описывается автором во время побега князя Игоря из плена. В этой части «Слова» присутствует множество сравнений, и все они связаны с миром природы. Князь Игорь сравнивается с быстрой белкой- горностаем, с резвой уткой-гоголем, с серым волком, и с вольным соколом.

Природа волнуется за князя Игоря, и помогает ему вернуться домой целым и невредимым. Дятлы, например, указали князю верную дорогу своим стуком, а Днепр дал ему возможность отдохнуть и спрятаться от своих врагов.

Когда князь Игорь вернулся домой, природа яркими солнечными лучами встретила его, выразив всеобщую радость.

Функция природы в «Слове о полку Игореве»

В «Слове о полку Игореве» природа выполняет двойную функцию. Она описывает окружающий главный героев пейзаж, выступая фоном для происходящих событий, и представляет собой средство для выражения мыслей и идей автора.

Несмотря на то, что в произведении практически не встречается описания пейзажей, читатели всегда могут в деталях представить, на каком фоне происходят события, потому что природа является их непосредственным участником. Она сочувствует русскому народу, предостерегает его от опасности, способствует побегу князя Игоря, а перед этим пытается остановить его поход грозой и ветрами.

Автор «Слова о полку Игореве» — настоящий мастер в описании природы. Он умело воспевает её красоту и могущество, но не забывает о главном посыле своего произведения, призывая русский народ к единению.


Единство природы и человека

Описание природы занимает большое место в «Слове о полку Игореве». В то же время это описание очень далеко от современного представления о реалистическом пейзаже. Для древнерусского автора природа сама по себе, как фон, не представляет особой значимости. Она может быть показана только как непосредственный участник событий, наделенный практически человеческими чертами.

Изображение природы в «Слове» — яркий образец языческого мировоззрения древних славян. В то время человек не отделял себя от окружающего мира. Не только птицы и животные, но даже все природные явления выступают активными участниками действия. Природа в «Слове» событийна и тесно связана с человеческими судьбами.

Добро и зло

Главной темой для автора «Слова» является противостояние Русской земли набегам степняков. Согласно этому взгляду вся природа также резко делится на силы добра и зла.

Природа всячески предупреждает Игоря о гибельности предпринимаемого похода. Происходит затмение солнца, в зловещей темноте пробуждаются птицы и пытаются своим криком остановить князя. Свист сусликов в степи («свистъ звҍринъ въста») и крик дива (мифологический персонаж) сообщают половцам о начале похода. Хищные животные ждут добычи после кровопролитного сражения («орли клектомъ на кости звҍри зовутъ»).

После первой победы Ольговичи сравниваются автором с соколом и кречетом, а их противник, «поганый половчин», с «чръным вороном». Половецкий князь Гзак уподобляется «серому волку».

Зловещие предзнаменования происходят в природе накануне роковой битвы: «кровавыя зори», «чръныя тучя», «синии млънии». Наступление половцев образно сравнивается с природными силами: «вҍтри… вҍютъ с моря стрҍлами» (завязавшаяся перестрелка), «земля тутнетъ» (гудит под копытами половецких коней), «рҍкы мутно текутъ» (замутненные половецкой конницей).

В лирическом отступлении автор вспоминает о времени правления родоначальника Ольговичей — Олега Святославича, положившего начало губительным междоусобицам. Раздор между русскими князьями привел к тому, что «часто врани граяхуть, трупиа себҍ дҍляче» (вороны кричали, деля трупы), а галки собирались на кровавый пир («хотять полетҍти на уедие»).

Русская земля и родная природа в слове о полку игореве сочинение 9 класс по плану

В. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами

Природа выражает сочувствие поражению войска Игоря. Никнет трава от жалости, преклоняются к земле деревья. Игорь и Всеволод сравниваются с двумя померкшими солнцами, а сыновья Игоря — с погасшими молодыми месяцами. Торжествующие половцы представлены в образе выводка гепардов («акы пардуже гнҍздо»).

Обращаясь к другим князьям с призывом постоять за Русскую землю, автор «Слова» неизменно прибегает к ярким природным образам. Могущество и сила Всеволода Юрьевича настолько велики, что он может Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Храбрая дружина Рюрика и Давида Ростиславичей подобна рычащим турам, рвущимся отомстить половцам. Романа Мстиславича автор сравнивает с парящим в небесах соколом.

Природа принимает непосредственное участие в побеге князя Игоря из вражеского плена. Бог указывает ему приметы, помогающие найти путь из степи в Русскую землю. Во время бегства Игорь поочередно «превращается» в «бҍлого гоголя» (вид дикой утки), «бусого влъка» (серого волка) и сокола. Он с благодарностью обращается к реке Донцу, которая облегчала его путь («лелҍявшу князя на влънахъ, стлавшу ему зелҍну траву») и предупреждала об опасности («стрежаще его гоголемъ на водҍ»).

Плач Ярославны

Полное отождествление человека с природой происходит к самом лиричном и образном фрагменте «Слова» — плаче Ярославны на городской стене в Путивле. Убитая горем жена Игоря хочет обернуть «зегзицею» (кукушкой), чтобы долететь до крайних русских границ и облегчить страдания мужа.

Для Ярославны представляется вполне естественным обратиться к природе с укорами и просьбой о помощи. Ее мольба призвана смягчить ветер, дующий навстречу русским полкам, охладить жаркие лучи солнца, заставляющие воинов Игоря страдать от жажды. Центральное место плача Ярославны — просьба к Днепру: «Възлелеҍй [направь], господине, мою ладу [мужа] къ мнҍ».

Для древнерусского автора плач Ярославны — не просто жалоба одинокой женщины. Он твердо уверен в том, что в самой тяжелой ситуации человек может надеяться на сочувствие и помощь природных сил.


Список использованной литературы
  1. Д.С. Лихачев. Размышления об авторе «Слова о полку Игореве». — Русская литература, 1985 г.
  2. Л.А. Дмитриев, Н.П. Корелкин. Энциклопедия «Слова о полку Игореве». – СПб, 1995 г.
  3. И.Н. Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков (XI-XII вв.) – Москва, 1998 г.
  4. Г.В. Вернадский. Золотой век Киевской Руси. – Москва, 2012 г.

Даниил Романович | Просмотров: 2.5k | Оценить:

Природа — живое существо

Читая описание природы в «Слове о полку Игореве», мы понимаем, что автор поэтически воспринимает окружающий мир. Он относится к ней как к живому существу. Автор наделяет природу качествами, которые свойственны человеку. В его изображении она реагирует на события, воспринимает окружающий мир. В «Слове о полку Игореве» природа – это отдельный герой. Поскольку ее образ является своеобразным средством, с помощью которого автор выражает свои мысли, она является как бы сторонницей и союзницей русских войск. Мы видим, как природа «переживает» за народ. Когда Игорь потерпел поражение, она скорбит вместе с этим героем. Автор пишет, что древо преклонилось к земле, что трава поникла.

Вариант 2

В 1185 году князь Игорь совершает поход против половцев. Несомненно, это одно из важнейших событий в истории, оказавшееся достойным того, чтобы неизвестный автор запечатлел происходящие события в поэме «Слово о полку Игореве».

Одной из отличительных черт «Слова» является одухотворением автором природы, она не постоянна и не статична, она развивается вместе с сюжетом, оказывается проводником человеческих эмоций и переживаний. Степная Русь предстает перед нами через описание автором животных и птиц.

Выступление князя Игоря и его дружины в поход начинается с солнечного затмения, которое у славян-язычников являлось знаковым печальным событием. Однако князь Игорь отказывается верить в знаки. Он продолжает свой поход против половцев. Ы пути войско сопровождают крики птиц и животных, разрушительной силы ветер и поражающий шум деревьев, как будто сама природа пытается привлечь внимание Игоря и развернуть его и войско домой, тем самым спасая их жизни. Князь Игорь и после этого не меняет своего решения.

Первая битва оказалась удачной для князя Игоря — войско половцев было повержено. Боевой дух русских воинов поднялся. Но перед главной битвой, князь и его войско оказываются во мраке, тучи затягивают небо над ними, земля под ногами гудит, солнце померкло. Вся динамичность природы в этот момент показывает трагичность судеб воинов князя Игоря и связанной с ними разразившейся грозы.

Сама природа оплакивала погибших воинов вместе со всей Русью. Трава в степи поникла, ветви деревьев приклонены к земле, природа в печали.

Ярославна упрекает Солнце и Ветер, так как они не оказали помощи воинам ее мужа князя Игоря в борьбе с половцами. Она обращается за помощью к Днепру, чтобы тот сохранил жизнь ее мужа, находящегося в плену. И природа приходит на помощь князю Игорю вместо того, чтобы покарать его за непослушание.

В ночь побега стоит безмолвная тишина, стук дятлов указывал князю путь, а утки и чайки своим криком предупреждали о приближении неприятеля. Река Донец скрывает Игоря от взглядов половцев. Когда Игорь возвращается на Русь, природа радуется, все расцветает и поет, солнце, наконец, выглядывает из-за туч.

Природа в «Слове» тесно вплетена в поступки и жизнь героев, она живет и умирает со всеми, кого окружает. Природа символизирует мощь Руси, ее красоту, готовность прийти на помощь и стремление к освобождению от врагов. Олицетворение природы — это попытка автора призвать потомков к единению с ней.

Союз человека и природы

В интересующем нас произведении стираются границы между человеком и природой. Люди часто сравниваются со зверями и птицами: кукушкой, вороном, соколом, туром. Трудно назвать произведение, где изменения в природе и события в жизни людей были бы настолько тесно переплетены между собой. И это единство усиливает драматизм, значительность происходящего. Союз человека и природы, с великой силой развернутый в произведении, — это поэтический союз. Для автора природа – неисчерпаемый источник поэтических средств и своего рода музыкальное сопровождение, которое придает действию сильное поэтическое звучание.

Образ природы в Слове о полку Игореве

Имя автора «Слова о полку Игореве» — неразгаданная тайна восточных славян. Много лет разделяют нас с тем временем, когда Киевская Русь полтора века воевала с половцами. Одаренный славянин на этих исторических событиях создает вечно живую поэму, в которой призывает князей к единству во имя любви к родной земле.

Отклонив завесу времени, вглядимся в одухотворенное лицо певца. Это плотный человек зрелого возраста, мощный военный, который знает тончайшие детали похода. Он, безусловно, принадлежит к высшей политической и духовной элиты, к своим слушателям-князей обращается «братья». Выдающийся политический деятель и дипломат — в его произведении Киевская Русь предстает открытой страной, поддерживает отношения со многими государствами. Бесспорно, это один из самых образованных представителей своего времени: в произведении упоминаются события, отдаленные от XII в. на 800 лет. Автор уважительно отзывается и своее предшественнике — певцу Бояне, прославляющем князей в XI в., и соединяет Бояна, с давним дохристианским миром богов, обещая творить по его стилю и объединить давнюю и нынешнюю славу. Описав подготовку к походу, и неудачное сражение трехдневного боя Игоря, автор раскрывает причины, приведшие Русскую землю к порабощению.

Автор изображает очередной поход князя Игоря Святославовича против половцев. Эта тема есть лишь вступительной частью и основной частью большей проблемы. Здесь раскрыта тема битвы на Русской земле. Бескрайние Русские земли описываются в произведении. Все отступления автора, переживание героев, тревога Ярославны о муже имеют непосредственное отношение к образу своей земли. Герои произведения считают себя патриотами целой Руси, а не только одной местности.

Ни затмение солнца, что предсказывает плохой конец похода, ни вой степных зверей и птиц не могут остановить Игоря и вернуть его назад. Начало произведения мрачное, в тревожных тонах. Предчувствуя неминуемую беду, ведется дальше со скорбью и тревогой. Трагически и насыщенно рисует поэт-художник эпизод неудачного сражения Игоря с кочевниками. Одаренный писатель описывает перемены в природе, вызывающиеся в ней историческими событиями. Реки, то переживают и помогают Игорю, то задерживают своим течением молодого Ростислава.

В виде девы с крыльями лебедя выступает образ обиды. Постоянно присутствует сравнение людей с птицами. Это одно из ярких творений, в котором исторические события и перемены в природе так близко связаны. Единство людей с природой, увеличивает ценность происходящего, усиливая драматическую ситуацию. На любые события русской истории отзывается русская природа. Уходя из плена, Игорь бежал в основном ночью, а днем прятался в зарослях рек. Его догоняли враги, и об этом ему сообщали птицы. Наблюдая за ними Игорь мог увидеть, спокойно ли вокруг. Дятел сообщал Игорю о присутствии в степи деревьев, а соответственно и реки. В поэме есть много примеров, показывающих, что автор имеет огромные знания русской природы. Игоря с большой радостью встретили на родной земле. Солнце засветилось на небесах, когда Игорь пришел на русскую землю.

Литература. 9 класс.

Другие сочинения: ← Образ Ярославны (Слово о полку Игореве)↑ ДругиеОбраз князя Игоря. Слово о полку Игореве →

Описание второй битвы

Описание второй битвы в произведении «Слово о полку Игореве» — отрывок, в котором представлено развернутое изображение природы. Автор отмечает, что появились «кровавыя зори», что с моря идут «чръныя тучи», в которых «трепещут синии млънии». Он заключает: «Быти грому великому!» Читая «Слово о полку Игореве» (отрывок, посвященный второй битве), мы чувствуем эмоциональное напряжение автора. Мы понимаем, что поражения не избежать. Такая точка зрения на происходящие события – результат политических взглядов создателя поэмы. А они заключались в том, что русские войска могут победить половцев, только объединившись. Нельзя действовать в одиночку.

Сочинение с цитатами

В произведении “Слово о полку Игореве” большое внимание уделяется не только неудачному походу Игоря, но и землям, через которые дружинники проходили. Русская земля показана не просто как географическая местность, а как полноценный герой произведения.

Параллельно с рассказом об Игоревом полку идет описание мест, в которых князь побывал, и природы, которая ему встретилась. Русская земля принимает полноценное участие в походе. Как будто заранее зная исход событий, она предупреждает об опасности и неудаче Игоря. “Солнце тьмою путь ему закрыло, ночь грозою птиц перебудила, свист зверей несется полон гнева”

Во время провального боя князя земля “стонет”, тем самым показывая свою печаль.

“стоном стонет мать земля сырая.”

Герои также взаимодействуют с природой, винят её или просят помощи у неё. Ярославна упрекает природу в поражении Игоря.” Что ты, ветер, злобно повеваешь, стрелы половецкие вздымаешь, мечешь их на русские полки? Солнце трижды ясное! С тобою… Что ж ты войско князя удалое жаркими лучами обожгло… ” Затем она просит помощи у Днепра и вся природа помогает Игорю бежать. ”И взыграло море. Сквозь туман вихрь помчался к северу родному- сам господ из половецких стран князю путь указывает к дому.”

Все диалоги с природой показаны так, как будто она живой собеседник. “Что ты, Ветер, злобно повеваешь…?”

Также с помощью природы автор выражает основную мысль произведения об объединении русских князей для защиты Руси. Автор приводит примеры из прошлого, когда князья объединялись для победы над внешним врагом. ”А ведь было время-без щитов, выхватив ножи из голенища, шли они на полчища врагов…”

Стоит также уделить внимание эпитетам, применимым к русской земле. Русь показана великой, могучей, обширной и красивой. Она предстает в своей исторической и природной красе.

Всё это формирует невероятно сильное впечатление на русского человека. Автор слова безусловно является патриотом и очень любит свою страну. С помощью описания и олицетворения природы он создает образ великой и могучей русской земли, которая страдает из-за глупости князей. Ему удалось невероятно точно передать ситуацию, которая была в то время и донести до читателя главную идею произведения- объединение слабых кусочков Руси в одно мощное государство и сплочение князей для защиты русской земли.

Как природа участвует в происходящем

Не только для отражения событий и предупреждения об опасности используется природа в «Слове о полку Игореве». Она является в произведении и активным участником происходящего. С просьбой о помощи к природе обращается Ярославна. В ней она видит свою помощницу и защитницу. Ярославна просит «светлое и тресветлое» Солнце, Днепр и Ветер помочь Игорю осуществить побег из плена. Княгиня, обращаясь к ним, пытается развеять скорбь, найти душевное успокоение. Плач Ярославны – это своего рода заклинание, обращенное к силам природы. Княгиня побуждает их послужить Игорю, своему «милому ладе».

И природа в «Слове о полку Игореве» отзывается на эту просьбу. Она активно помогает мужу Ярославны осуществить побег. Донец подстилает князю зеленую траву на берегах, лелеет его на своих волнах. Он одевает Игоря теплыми туманами, скрывая под сенью деревьев. С помощью природы князь благополучно совершает побег. Путь ему указывают дятлы, а соловьи поют Игорю песни. Таким образом, русская природа в «Слове о полку Игореве» помогает князю.

Донец, несмотря на поражение войск князя, оправдывает и прославляет этого героя. Когда он возвращается из плена, автор о.

В «Слове о полку Игореве» автор наделяет своими чувствами и природу. Природа отзывается на всё происходящее, сочувствует русским и ненавидит половцев, которые олицетворяют зло, посягнувшее на русскую землю. Это слияние автора и Природы усиливает значительность и драматизм происходящего. Когда Игорь выступает в поход, то сама природа предупреждает его:

«солнце ему тьмою путь загораживало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал».

А див (божество восточных народов)

«кличет на вершине дерева, велит прислушаться земле незнаемой, Волге и Поморию, и посулию, и Сурожу, и Карсуню, и тебе, Тмутораканский идол»,

т.е. предупреждает половцев о походе русских, которые затем «побежали к Дону великому» навстречу войскам Игоря. А Игорь ведет к Дону воинов несмотря на грозные предзнаменования. По пятам за войском идут хищники, ожидающие гибели русских, что уже одно является дурным знаком. Далее автор «Слова» сравнивает Олеговичей с соколами, а половцев – с черными воронами.

«Спозаранку в пятницу» воины Игоря рассеяли передовые отряды половцев, и, пока русские отдыхали после битвы, половцы стянули свои войска навстречу Игорю. И природа субботним утром предчувствует беду: «кровавые зори», «черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца» (т.е. князей), «быть грому великому»! «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает» — эти слова могут означать и описание битвы, и горе природы. После битвы плачет и тоскует Русская земля по погибшим в бою ратникам: «тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная текла посреди земли русской», «никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось». Ярославна в своем плаче разговаривает с ветром, солнцем и рекой, как с живыми, и молит их вернуть ей мужа. Как бы в ответ на мольбу Ярославны «Бог путь указывает» Игорю на русскую землю, и опять же с помощью природных явлений: «прыснуло море в полуночи, идут смерти тучами». При бегстве Игорь пользуется образами различных животных: горностай, гоголь, серый волк, сокол. В разговоре Игоря с Донцом описывается, как природа (в лице Донца) покровительствовала князю: «лелеял князя на волнах, постилал ему зеленую траву на серебряных берегах, одевал его теплыми туманами под сенью зеленого дерева; ты стерег его гоголем на воде, чайками на струях, чернядями на ветрах». В то же время, когда едут Гзак с Кончаком, «вороны не граяли, галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали». Природа помогла Игорю сбежать и укрыла его от преследователей.

Природа в «Слове» в отраженном виде показывает все переживания и чувства автора, помогает ему выразить свои чувства так, чтобы этими чувствами было пропитано все «Слово».

Читаемое в разделе:

  • Князь Игорь и его поход на половцев
  • Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве». Сочинение по литературе
  • «Слово о полку Игореве» — героическая поэма. Сочинение по литературе
  • Кто был автором «Слово о полку Игореве»
  • В чем актуальность «Слово о полку Игореве» в наши дни
  • Краткое описание образа Ярославны в «Слове о полку Игореве»

Ранее опубликованные в разделе:

  • Кто был автором «Слово о полку Игореве»
  • В чем актуальность «Слово о полку Игореве» в наши дни

Новые материалы раздела:

  • Краткое описание образа Ярославны в «Слове о полку Игореве»
  • Князь Игорь и его поход на половцев
  • «Слово о полку Игореве» — героическая поэма. Сочинение по литературе
  • Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве». Сочинение по литературе

Символика цвета

Символика цвета играет важную роль в описании природы. Она помогает нам раскрыть ее смысловое значение. Цвета, преобладающие в изображении того или иного пейзажа, имеют определенную психологическую нагрузку. Для эпохи Средневековья в целом характерно восприятие цвета в качестве символа. В иконописи это проявилось очень ярко, однако и в литературе нашло свое отражение. Черный цвет, например, используется для изображения трагических событий. Он символизирует мрак, является проявлением сил зла. Синий – это небесный цвет. В произведениях древнерусской литературы он олицетворяет собой высшие силы.

Синие тучи и черные молнии говорят нам о том, что грядет мрак. Они свидетельствуют о безвыходности положения князя Игоря. Синий при этом выступает своего рода знаком свыше. Страдания, кровь символизирует красный цвет. Именно поэтому автор использует его при описании природы во время сражения и после него. Зеленый символизирует успокоение, а серебристый – радость и свет. Поэтому автор использует их, изображая побег князя Игоря.

СПАДИЛО.РУ

Единство природы и человека

Описание природы занимает большое место в «Слове о полку Игореве». В то же время это описание очень далеко от современного представления о реалистическом пейзаже. Для древнерусского автора природа сама по себе, как фон, не представляет особой значимости. Она может быть показана только как непосредственный участник событий, наделенный практически человеческими чертами.

Изображение природы в «Слове» — яркий образец языческого мировоззрения древних славян. В то время человек не отделял себя от окружающего мира. Не только птицы и животные, но даже все природные явления выступают активными участниками действия. Природа в «Слове» событийна и тесно связана с человеческими судьбами.

Добро и зло

Главной темой для автора «Слова» является противостояние Русской земли набегам степняков. Согласно этому взгляду вся природа также резко делится на силы добра и зла.

Природа всячески предупреждает Игоря о гибельности предпринимаемого похода. Происходит затмение солнца, в зловещей темноте пробуждаются птицы и пытаются своим криком остановить князя. Свист сусликов в степи («свистъ звҍринъ въста») и крик дива (мифологический персонаж) сообщают половцам о начале похода. Хищные животные ждут добычи после кровопролитного сражения («орли клектомъ на кости звҍри зовутъ»).

После первой победы Ольговичи сравниваются автором с соколом и кречетом, а их противник, «поганый половчин», с «чръным вороном». Половецкий князь Гзак уподобляется «серому волку».

Зловещие предзнаменования происходят в природе накануне роковой битвы: «кровавыя зори», «чръныя тучя», «синии млънии». Наступление половцев образно сравнивается с природными силами: «вҍтри… вҍютъ с моря стрҍлами» (завязавшаяся перестрелка), «земля тутнетъ» (гудит под копытами половецких коней), «рҍкы мутно текутъ» (замутненные половецкой конницей).

В лирическом отступлении автор вспоминает о времени правления родоначальника Ольговичей — Олега Святославича, положившего начало губительным междоусобицам. Раздор между русскими князьями привел к тому, что «часто врани граяхуть, трупиа себҍ дҍляче» (вороны кричали, деля трупы), а галки собирались на кровавый пир («хотять полетҍти на уедие»).

Природа выражает сочувствие поражению войска Игоря. Никнет трава от жалости, преклоняются к земле деревья. Игорь и Всеволод сравниваются с двумя померкшими солнцами, а сыновья Игоря — с погасшими молодыми месяцами. Торжествующие половцы представлены в образе выводка гепардов («акы пардуже гнҍздо»).

Обращаясь к другим князьям с призывом постоять за Русскую землю, автор «Слова» неизменно прибегает к ярким природным образам. Могущество и сила Всеволода Юрьевича настолько велики, что он может Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Храбрая дружина Рюрика и Давида Ростиславичей подобна рычащим турам, рвущимся отомстить половцам. Романа Мстиславича автор сравнивает с парящим в небесах соколом.

Природа принимает непосредственное участие в побеге князя Игоря из вражеского плена. Бог указывает ему приметы, помогающие найти путь из степи в Русскую землю. Во время бегства Игорь поочередно «превращается» в «бҍлого гоголя» (вид дикой утки), «бусого влъка» (серого волка) и сокола. Он с благодарностью обращается к реке Донцу, которая облегчала его путь («лелҍявшу князя на влънахъ, стлавшу ему зелҍну траву») и предупреждала об опасности («стрежаще его гоголемъ на водҍ»).

Плач Ярославны

Полное отождествление человека с природой происходит к самом лиричном и образном фрагменте «Слова» — плаче Ярославны на городской стене в Путивле. Убитая горем жена Игоря хочет обернуть «зегзицею» (кукушкой), чтобы долететь до крайних русских границ и облегчить страдания мужа.

Для Ярославны представляется вполне естественным обратиться к природе с укорами и просьбой о помощи. Ее мольба призвана смягчить ветер, дующий навстречу русским полкам, охладить жаркие лучи солнца, заставляющие воинов Игоря страдать от жажды. Центральное место плача Ярославны — просьба к Днепру: «Възлелеҍй [направь], господине, мою ладу [мужа] къ мнҍ».

Для древнерусского автора плач Ярославны — не просто жалоба одинокой женщины. Он твердо уверен в том, что в самой тяжелой ситуации человек может надеяться на сочувствие и помощь природных сил.

Выражение мыслей автора

Описание природы в «Слове о полку Игореве» помогает автору поэтично и ярко выразить свои политические взгляды, свои мысли. Когда Игорь решает своевольно отправиться в поход, отрицательную оценку такому решению дает природа. Она как будто переходит на сторону врага. Во время побега Игоря, который спешит «принести повинную голову» киевскому князю Святославу, природа ему помогает. Она радостно приветствует его, когда ему удается добраться до Киева.

Одним из лучших произведений древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Образ русской природы, представленный в нем, свидетельствует о большом художественном мастерстве и таланте автора. Картина половецкой степи, живо изображенная им, — свидетельство того, что произведение было создано ее очевидцем, возможно, даже участником похода Игоря.

Сочинение 3

Во многих литературных произведениях природа статична, постоянна. Она часто вводится в текст с целью создать для описываемых событий фон или подходящую атмосферу, показать внутренний мир действующих лиц, – словом, природа занимает второстепенную, поддерживающую роль.

Совсем иное место отводится ей в «Слове о полку Игореве». Тут природа динамична, постоянно преобразуется в движении, действует наравне с героями, влияет на них и направляет их действия, активно вмешиваясь в происходящее. В целом, для средневековой литературы характерно описание природы через её изменения. Однако масштабы, которые она занимает в повествовании «Слова», исключительны. Природа становится отдельным героем произведения. Её описание гиперболизировано, лирично, удивительно живо. Оно охватывает огромные территории, но при этом остаётся целостным и органично вплетается в текст.

Образ русской природы возникает в произведении с самых первых сцен, где речь идёт о предзнаменованиях. Когда князь выдвигается в поход, происходит солнечное затмение, поднимается ветер, появляются чёрные тучи, мутные реки текут. Большое внимание уделяется беспокойному поведению зверей и птиц, существовавших, без сомнения, на землях Древней Руси. Природа предостерегает о плохих предзнаменованиях, пытается остановить поход самонадеянного князя на половцев, вернуть людей в родные земли. Но несмотря на то, что всё вокруг пронизано тревожным ожиданием беды, герой хочет верить в свою исключительность. Игорь глух к голосу природы.

Ко времени роковой битвы солнце уже полностью скрыто за тучами, тьма поглощает княжескую дружину. В тексте «Слова» возникает параллель между грозой и судьбой людей, обречённых на гибель в битве. Проходит битва, спадает напряжение природы и возникает новая параллель. Одновременно о судьбе погибших и пленённых солдат вместе с матерью-природой горюет и княжна Ярославна. Она обращается к ветру, Днепру и солнцу и не может найти утешения. Природа увядает, чахнет от безутешного горя русского народа.

Наконец, князь Игорь бежит от половцев в родные земли. Он так торопится, что сам в своей стремительности походит на зверя или явление природы (автор сравнивает его, в том числе с волком и ветром). Сочувствующая природа помогает ему выбраться из плена и указывает путь. Так, дятлы стуком направляют его. Когда же Игорь возвращается, природа в его землях оживает.

В течение всего повествования автор показывает, как сильно связаны народ с окружающей природой, родной землёй. Она всегда приходит на помощь, пока он прислушивается, находится с ней в гармонии. Природа сочувствует своему народу, живёт и умирает вместе с ним. Образ природы в «Слове о полку Игореве» очень широк, но при этом целостен. Автор своим повествованием обращается к современнику, призывает к единению. И в своём обращении отдаёт лидирующую роль природе.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Разные

Образ Русской земли занимает важное место в произведении «Слово о полку Игореве», ведь герои произведения защищали родную землю. Русская земля — это то, на что направлено действие персонажей произведения.

Русская земля — это главная ценность для всех воинов. Она важна им как духовная ценность, символ единства народа. Земля — это то, что объединяет их и сближает. Это какая-то возвышенная материя, самое высшее благо на свете.

Но земля имела для народа не только духовное, но и практическое значение. Славяне были по своей природе крестьянами и занимались земледелием, выращивали растения и ухаживали за ними. Земля была для них источником жизни и энергии для существования. На земле также существовали стада скота, которые имели важное значение для людей.

В произведении неизвестный автор под понятием Русская земля понимает не только почву, но и леса, реки и озера, горы и все другие особенности рельефа, а также животных, которые обитают на ней. Русская земля — это совокупный образ природы, окружающей человека в те времена.

Автор под этим термином понимает многочисленные географические объекты. В тексте часто упоминаются названия городов, рек, озер и других объектов. Например, Русской землей являются Дон, Волга, Дунай, Днепр, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Новгород. Это отличительная особенность произведения. По перечисленным объектам можно понять, что в тот определенный исторический этап эти земли входили в состав Руси. Русская земля — это огромные просторы, которые включают в себя многообразные объекты.

В тексте образ Русской земли выступает также как и религиозный символ, если считать, что Русская земля — это вся природа. В документе сохраняются элементы язычества, когда люди придавали силам природы божественное происхождение. Это видно в монологе Ярославны, когда женщина молиться ветру, реке и просит у них помощи и совета. Она надеется, что силы природы помогут ей в ее непростой ситуации. Этот пример подчеркивает важную роль Русской земли в жизни человека того времени, пусть уже и крещеного. Христианство не успело вытеснить фундаментальные языческие ценности.

Русская земля показывается неизвестным автором с нескольких сторон. Это и важная духовная ценность, это и источник жизни, это и вся природа, окружающая человека, это и объединяющее людей благо, это и бог. Иными словами, для восточных славян Русская земля — это и есть жизнь во всех ее проявлениях.

Другие темы: ← Поэзия 60-х годов 20 века↑ РазныеПрирода в творчестве Фета и Тютчева →

`

Вариант 2

Главной фабулой выдающегося произведения «Слово о полку Игореве» является огромная любовь к Родине, к своему народу и русской земле.

Неизвестный автор одушевляет русскую землю, она в его поэме является одним из главных героев произведения, захватывая историю Руси с незапамятных времён до времён правления князя Игоря. Описывая события войны Игоря с половцами, автор «Слова» с великой любовью и почитанием говорит о природе, которая всеми силами помогает отстоять и защитить родную землю, политую потом и кровью предков.

И ветер, и солнце, реки и птицы, весь мир величественной природы вносят свой вклад в победу русского народа, так как Русская земля—это и есть русский народ, населяющий её.

Это великий и могущественный народ, всей душой любящий свою родную землю, делающий всё для её дальнейшего процветания. Народ, готовый в любую

Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» минуту встать на защиту своей прекрасной и необъятной земли.

Русская земля показана в поэме в глобальном объёме, она достойна любви и поклонения.

Сила и мощь родной земли целиком и полностью зависит от сплочённости и единства народов, её населяющих, к чему и призывает автор. Образ русской земли неотрывно связан с героями этого произведения, он присутствует везде.

На каждом шагу нашим героям встречается милый сердцу каждого русского человека образ родимой земли, это быстрые реки, и густые леса, бескрайние степи и высокие горы. Это вольные птицы, призывающие к свободной и независимой жизни.

Красота русской земли, сильные, смелые люди, закалённые в трудах и бою, великолепие живой природы, всё это неразрывно связано между собой и представляет единое целое.

Превыше всего для русского народа стоит свобода и независимость своей Отчизны. Испокон веков русский человек не разрушитель, но созидатель, и вся его жизнь неразрывно связана со своей землёй, которую он холит и лелеет, ибо земля — это начало начал, колыбель всего живого.

Талантливому автору «Слова» с большим успехом удалось заставить читателя почувствовать гордость за свою Родину, ощутить силу и мощь великой Русской земли.

Образ Родины в произведении

Главными персонажами произведения являются не только Олег и Всеволод. Русская земля – вот главный герой всего повествования. Неизвестный автор мастерски описывает небывалые просторы нашей Родины, ее поля, моря и степи. Он гордится не только богатствами, но и людьми: сильными бесстрашными воинами, мирными пахарями.

После поражения от половцев автор упрекает Игоря в неосмотрительности и импульсивности, ведь подготовься он получше и возьми в союзники других князей, исход мог бы быть совсем другим. Ведь из-за розней и междоусобиц правителей разных областей, половцы будут продолжать осквернять Родину, тогда как объединившись, они могли бы одержать победу. Автор настаивает, что единение – единственное, что может спасти русские земли.

В главных героях Игоре и Всеволоде соединяются образы храбрых и сильных мужчин, способных защитить свою страну. Они являются олицетворением мужественности. Автор одновременно восхищается ими, но и не боится упрекнуть их в необдуманности некоторых поступков. Ведь до сражения с половцами царил относительный мир, и князь, собравшийся в поход, нарушил мирное соглашение. Он не пожалел ни себя, ни павших в бою солдат, ни свою Родину, стремясь выйти победителем и удовлетворить свои амбиции.

Сочинение образ Руси в Слове о полку Игореве

Во многих литературных произведениях древней Руси, будь то поэма или сказка, постоянно упоминаются добрые молодцы, которые защищают Русь от всех напастей и угроз. Многие из этих поэм и сказаний дошли и до нас, благодаря чему о Руси сложилось мнение, что на ней жили одни лишь добрые богатыри и славные войны, готовые отдать жизнь за родину. Как не прискорбно, но в реальности было не совсем так. Настоящих богатырей на Руси было очень мало, можно буквально по пальцам пересчитать, и то мы знаем это только из поэм и сказаний, а они как правило чересчур романтизированы.

Реальная Русь же была отнюдь не гостеприимным местом. Постоянные набеги со стороны различных племен кочевников, царский деспотичный режим, и прочие проблемы государства по типу древней Руси изрядно портили жизнь как приезжим из других стран, так и коренным жителям страны. Из-за всего этого население было очень придирчиво к иностранцам и даже к их родным и близким, из-за чего долгая жизнь в таких натянутых отношениях друг с другом привела к тому, что коренное население Руси как бы очерствело по отношению ко всему.

В поэме же Русь показывают сначала как каноничную богатырскую державу, но затем на поверхность всплывает та самая, черствая Русь. Никто не желает отправиться на помощь Игорю или хотя отправить кого — нибудь туда. Всех заботит только лишь собственная безопасность и их благополучие. Таков образ реальной Руси в поэме, и это очень хорошо, из-за того что даёт читателю реальную достоверную информацию, не навязанную стереотипностью мышления более поздних или находившихся под влиянием власти писателей.

Подведём итоги. Проблема интерпретации Русской земли в поэме раскрыта очень хорошо, благодаря чему можно получить развёрнутый ответ на вопрос состоянии древней Руси. Русь показана как неприветливое, ожесточенное постоянными набегами место, что даёт хорошее представление о том, как там нелегко жилось, и на что шли некоторые героические личности, чтобы спасти отчизну от полного уничтожения кочевниками и прочими противниками. Далее из этого следует, что на Руси может и были так называемые богатыри, но их было настолько мизерно количество, что можно по пальцам одной руки пересчитать. Исходя из этого, можно понять все масштабы всей трагичности положения древней Руси.

9 класс

Русская душою Татьяна

Одним из центральных образов женщины в русской поэзии является незабываемый образ Татьяны Лариной, созданный А. С. Пушкиным. На протяжении всего романа «Евгений Онегин» автором подчеркивается то, что она – «русская душою». Показывается, как она любит русский народ, русскую природу, патриархальную старину, ее обычаи, предания.

Татьяна предстает перед читателем как человек, которому свойственна глубина натуры и страстность чувств. Она отличается такими качествами, как цельность, искренность, простота. Поэт пишет, что любит Татьяна «без искусства», она поддается влечению чувств.

В тайну своей любви к Евгению она не посвящает никого, кроме няни. Но глубина любовного чувства не может перевесить чувства уважения и долга по отношению к мужу. Она не хочет лукавить и сообщает Евгению, что любит его, но всю жизнь будет верна своему законному супругу.

В этом романе А. С. Пушкин дал образ русской женщины, которая очень серьезно относится к жизни, к любви и долгу. Она отличается глубиной переживаний, сложностью душевного мира. Автор дает понять, что эти черты напрямую связаны с русской природой, русским народом, под влиянием которых сформировалась поистине русская женщина, человек с большой и красивой душой.

Светлый луч — Катерина

Нельзя не отметить и этот образ русской женщины, который полон одновременно красоты и трагизма. Это Катерина из «Грозы» Н. А. Островского. По мнению Н. А. Добролюбова, в ней отразился ряд лучших черт, характерных для русского народа. Речь идет о душевном благородстве, стремлении к свободе и правде, готовности к протесту и борьбе.

Все помнят, что критик назвал Катерину лучом света, который пробился сквозь темное царство удушливого патриархального купеческого мира Кабанихи и Дикого. Эта женщина характеризуется как исключительная, обладающая поэтической, мечтательной натурой. Очутившись в атмосфере ханжества, лицемерия, будучи выданной замуж за нелюбимого, она испытывает неподдельные глубокие страдания.

Но когда она в «темном царстве» встречается с человеком, близким ей по ее настроениям, в ней ярко вспыхивает романтическое чувство. Любовь становится для героини главным и единственным смыслом ее жизни. Однако чувство долга в ней побеждает, и она кается перед мужем. И хотя в финале Катерина погибает, бросившись в Волгу, тем самым она бросает «вызов самодурной силе».

Знаток женской души И. С. Тургенев

Еще одним большим мастером в создании образов русских женщин является И. С. Тургенев. Он был тонким знатоком женской души и сердца и вывел изумительную галерею образов. В «Дворянском гнезде» перед читателем предстает чистая, светлая и строгая Лиза Калитина. С женщинами Древней Руси ее сближают такие черты, как глубокое религиозное чувство, чувство долга и ответственности за свои поступки.

Однако писателем изображены и женщины нового типа. Такими являются Елена Стахова из романа «Накануне» и Марианна из «Нови». Так, Елена пытается вырваться из узких семейных рамок, окунуться в бурный поток общественной деятельности. Однако условия жизни, существовавшие в то время, не давали женщинам такой возможности. После смерти любимого человека Стахова посвящает жизнь святому делу. Она участвует в освобождении народа Болгарии от турок.

Женщина для семьи

Одним из любимейших и наиболее разработанных образов женщины в русской литературе является образ Наташи Ростовой в «Войне и мире» Льва Толстого. Великий писатель противопоставляет его образу Веры Павловны у Чернышевского в романе «Что делать?». Будучи несогласным с идеологией демократов-разночинцев, Толстой рисует образ женщины, созданной не для общественной деятельности, а для семьи.

Наташа – девушка решительная и жизнерадостная, близкая к народу. В ней присутствует хозяйственность и практичность. При вступлении в Москву Наполеона она, как и многие представители самых разных слоев русского общества, испытывает неподдельный патриотический подъем.

Но жизненные идеалы героини не являются сложными, они находятся в области семейной сферы и ярко проявляются в конце романа, когда читатель видит Наташу в окружении счастливого семейства.

Таким образом, крупнейшим из русских поэтов и писателей удалось вывести целую плеяду прекрасных образов русских женщин, во всем богатстве раскрыв все их качества, к которым относятся ум, чистота, стремление к счастью, борьбе, свободе.

Скромная Маша Миронова

В «Капитанской дочке» А. С. Пушкин вывел образ русской скромной девушки – Маши Мироновой. Казалось бы, он совсем не является выдающимся. Но если рассмотреть его более внимательно, то можно увидеть, и глубину ее чувств, и серьезное отношение к любви. Она не может выразить их словесно, но всю жизнь хранит им верность. Маша проявляет готовность пойти на все, чтобы спасти любимого человека, пожертвовать собой ради жизни родителей.

Крестьянки и декабристки

Особняком в отечественных поэтических произведениях стоят образы русских женщин Некрасова. Этого замечательного поэта называют их певцом. До этого и после этого ни один из стихотворцев не уделял им так много внимания.

С неподдельной болью Николай Алексеевич рассказал о трудных судьбах русских крестьянок. Он писал, что ключи от их женского счастья являются давно утерянными. Но, несмотря на это, рабская приниженная жизнь не сломила присущие им чувства гордости, собственного достоинства. Такой является Дарья, знакомая нам по поэме «Мороз Красный Нос». Образ этой русской крестьянки – это образ светлого человека, чистого душой и сердцем.

Большая любовь и теплота чувствуется в изображении Некрасовым женщин-декабристок, которые, нисколько не сомневаясь, последовали в Сибирь за мужьями. Княгини Волконская и Трубецкая готовы в полной мере разделить с ними все невзгоды, бедствия и лишения, тюрьму и каторгу.

Природа — живое существо

Читая описание природы в «Слове о полку Игореве», мы понимаем, что автор поэтически воспринимает окружающий мир. Он относится к ней как к живому существу. Автор наделяет природу качествами, которые свойственны человеку. В его изображении она реагирует на события, воспринимает окружающий мир. В «Слове о полку Игореве» природа – это отдельный герой. Поскольку ее образ является своеобразным средством, с помощью которого автор выражает свои мысли, она является как бы сторонницей и союзницей русских войск. Мы видим, как природа «переживает» за народ. Когда Игорь потерпел поражение, она скорбит вместе с этим героем. Автор пишет, что древо преклонилось к земле, что трава поникла.

Небесные светила и природные явления

Создатель повести дает героям яркие эпитеты. Значение каждого слова важно для понимания идеи произведения, смысла описываемых событий. Князь появляется на небе, как солнце. Олег и Святослав затмились как месяцы. Все герои поднимаются высоко над землей, смотрят сверху на свои деяния. Автор сравнивает их с небесами. Чистые помыслы разбиваются о тщеславие. Поле битвы имеет уже совсем другие краски: черные вороны, темные тени. Большинство явлений природы становятся персонажами плача Ярославны. Здесь ветер, оживающий под силой чувств женщины. Другой образ – палящее обжигающее солнце, мучающее воинов жаждой. Картина вольной реки появляется в плаче и сценах побега.

Написать сочинение «Роль природы в слове о полку Игореве» несложно, но придется проанализировать образы плача, и рассмотреть цитаты из текста. Предложенный материал поможет написать красивую, эмоциональную творческую работу.

Союз человека и природы

В интересующем нас произведении стираются границы между человеком и природой. Люди часто сравниваются со зверями и птицами: кукушкой, вороном, соколом, туром. Трудно назвать произведение, где изменения в природе и события в жизни людей были бы настолько тесно переплетены между собой. И это единство усиливает драматизм, значительность происходящего. Союз человека и природы, с великой силой развернутый в произведении, — это поэтический союз. Для автора природа – неисчерпаемый источник поэтических средств и своего рода музыкальное сопровождение, которое придает действию сильное поэтическое звучание.

Взаимосвязь образа природы и человека

Когда любящая супруга полководца Ярославна взывает к русской природе в «Слове о полку Игореве», то здесь подразумевается солнце, ветер, трава и земля как единое целое. Она молит ее помочь и получает в ответ сочувствие. Связь природы и человека в поэме очень тесная. Природа влияет на все происходящее в человеческой жизни, она придает значимость и небольшой драматизм.

Когда наступает момент битвы с половцами, то природа предстает во всей своей необъятной красоте степей. Она, являясь живым созданием, чувствует всю боль и горечь. Природа имеет даже свои изменения в характере поведения, когда битва заканчивается поражением. Природа опечалена, на нее накатывает грусть. И вся Русь уходит с головой в общее горе.

Пожалуй, нет ни одного похожего литературного творения, где бы так блистательно автор описывал природу, ее влияние на судьбы людей. Человеческие жизни в этой поэме вплотную связаны с образом природы. Можно сделать вывод, что автор тесно связан с ней.

Описание второй битвы

Описание второй битвы в произведении «Слово о полку Игореве» — отрывок, в котором представлено развернутое изображение природы. Автор отмечает, что появились «кровавыя зори», что с моря идут «чръныя тучи», в которых «трепещут синии млънии». Он заключает: «Быти грому великому!» Читая «Слово о полку Игореве» (отрывок, посвященный второй битве), мы чувствуем эмоциональное напряжение автора. Мы понимаем, что поражения не избежать. Такая точка зрения на происходящие события – результат политических взглядов создателя поэмы. А они заключались в том, что русские войска могут победить половцев, только объединившись. Нельзя действовать в одиночку.

Сочинение: Природа в «Слове и полку Игореве»

(388 слов) Пейзаж в прозе и лирике русской литературы всегда играл важную роль. При помощи описания природы раскрывались образы героев, задавалась определенная атмосфера повествования, настроение произведения. В «Слове о полку Игореве…» природа предстает не только фоном, но и одним из самостоятельно действующих лиц, входит в систему образов героев повести.

Природа олицетворяется, предстает пред читателями живой, она будто общается с Игорем и его войском на протяжении всего произведения, пытается предупредить их об опасности. Еще в самом начале мрачный пейзаж в образе солнечного затмения предрекает войску неудачу и гибель:

Солнце дорогу ему тьмой заступило; Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила; Рев в стадах звериных!

Автор наделяет природные знаки особой значимостью, поскольку они оказываются, к несчастью для русских земель, пророческими. Тем самым стихия оказывается мудрее Игоря, главного героя произведения. Именно благодаря картинам природы можно узнать исход событий:

И рано на другой день кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца, И в них трепещут синие молнии. Быть грому великому! Пойти дождю стрелами с Дону великого!

Кроме того, описание природы пронизано фольклорными мотивами. Образ троицы наиболее близок традиционным русским сказаниям. Солнце, вода и ветер, к которым обращается Ярославна в молитве за спасение Игоря, предстают тремя главными мистическими образами. Именно они помогают князю сбежать из плена. В этом также раскрываются сказочные мотивы героической поэмы. Неслучайно автор описывает языческие божества в «Слове…»: «достояние Даждьбога внука», «ветры, внуки Стрибога», «по нем кликнула Карна, и Желя». Именно они указывают на фольклорные черты в лице стихии. Писатель часто использует сравнение ключевых героев с животными: Игоря — с соколом, Владимира — с могучим «Буй-Туром», врагов, половцев — с черными воронами, а их хана — со страшным серым волком. Такой художественный прием будто сливает воедино мир людей и природу. Эти две составляющие неразрывно развивают сюжет всей поэмы.

Пейзаж, как бы он не отражал события, описываемые автором, и настроение произведения, является самостоятельным персонажем повести. Он будто живет своей жизнью, является зеркалом происходящего. Но самое главное, картины природы отражают мысли автора, его мнение о поступках князя и его дружины. Здесь читатель сталкивается с психологическим параллелизмом не только в отношении лирических героев, но и самого писателя.

Таким образом, природа предстает динамичным, своенравным и одним из главных героев поэмы «Слово о полку Игореве…». Мысль, заложенная в произведении, призывает жить в гармонии с природой, быть к ней более чуткими и внимательными. Ведь порою люди не умеют замечать очевидные вещи, следуя лишь побуждениям собственного эго.

Автор: Полина Борискина

Как природа участвует в происходящем

Не только для отражения событий и предупреждения об опасности используется природа в «Слове о полку Игореве». Она является в произведении и активным участником происходящего. С просьбой о помощи к природе обращается Ярославна. В ней она видит свою помощницу и защитницу. Ярославна просит «светлое и тресветлое» Солнце, Днепр и Ветер помочь Игорю осуществить побег из плена. Княгиня, обращаясь к ним, пытается развеять скорбь, найти душевное успокоение. Плач Ярославны – это своего рода заклинание, обращенное к силам природы. Княгиня побуждает их послужить Игорю, своему «милому ладе».

И природа в «Слове о полку Игореве» отзывается на эту просьбу. Она активно помогает мужу Ярославны осуществить побег. Донец подстилает князю зеленую траву на берегах, лелеет его на своих волнах. Он одевает Игоря теплыми туманами, скрывая под сенью деревьев. С помощью природы князь благополучно совершает побег. Путь ему указывают дятлы, а соловьи поют Игорю песни. Таким образом, русская природа в «Слове о полку Игореве» помогает князю.

Донец, несмотря на поражение войск князя, оправдывает и прославляет этого героя. Когда он возвращается из плена, автор о.

Сочинение на тему «Русская земля, родная природа в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора в этом произведении несомненна — он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где – идти своим, новаторским, путем.

Одно несомненно — автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» — патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону». Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».

Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:

Солнце дорогу ему тьмой заступило;

Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…

Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:

Уже беда его птиц скликает,

И волки угрозою воют по оврагам,

Клектом орлы на кости зверей зовут,

Лисицы брешут на червленые щиты…

Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.

Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»

Скидка 100 рублей на первый заказ!
Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Природа – активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:

Земля гремит,

Реки текут мутно,

Прахи поля покрывают,

Стяги глаголют!

Но помочь Игорю даже природа не в состоянии – слишком непродуманным и неправедным был его поход. Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»

Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец — сам Бог указывал князю правильный путь:

Игорю-князю бог путь указывает

Из земли Половецкой в Русскую землю,

К златому престолу отцовскому.

Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь – русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» — князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе — Игорь-князь в Русской земле!»

Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».

Символика цвета

Символика цвета играет важную роль в описании природы. Она помогает нам раскрыть ее смысловое значение. Цвета, преобладающие в изображении того или иного пейзажа, имеют определенную психологическую нагрузку. Для эпохи Средневековья в целом характерно восприятие цвета в качестве символа. В иконописи это проявилось очень ярко, однако и в литературе нашло свое отражение. Черный цвет, например, используется для изображения трагических событий. Он символизирует мрак, является проявлением сил зла. Синий – это небесный цвет. В произведениях древнерусской литературы он олицетворяет собой высшие силы.

Синие тучи и черные молнии говорят нам о том, что грядет мрак. Они свидетельствуют о безвыходности положения князя Игоря. Синий при этом выступает своего рода знаком свыше. Страдания, кровь символизирует красный цвет. Именно поэтому автор использует его при описании природы во время сражения и после него. Зеленый символизирует успокоение, а серебристый – радость и свет. Поэтому автор использует их, изображая побег князя Игоря.

Природа в «Слове о полку Игореве» — сочинение

Здесь Вы найдете пример сочинение о роли природы в повествовании в «Слове о полку Игореве».

Текст сочинения.

Природа в «Слове» — не пейзаж, а активное действующее лицо. Она сопровождает Игоря на его пути, к ней обращается Ярославна. Звери, птицы, растения, небесные светила, стихии активно участвуют в действии: предостерегают, печалятся, радуются, сочувствуют, предвкушают.

Князь отказался откликнуться на идущее от природы предостережение, все-таки продолжил поход после солнечного затмения, и она знает о том, что произойдет, еще до самого сражения. «Игорь к Дону войско ведет. Уже беды его подстерегают птицы по дубравам, волки грозу накликают по яругам, орлы клектом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты».

У половцев тоже есть свои природные покровители. «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги говорят: половцы идут от Дона и от моря и со всех сторон русские полки обступили».

Начинается битва — одно сражение в «поле неведомом», — но ее печальные последствия распространяются по всей Руси. «С раннего утра до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле неведомом среди земли Половецкой. Черна земля под копытами, костьми была посеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле!»

Игорь пленен, и вся природа откликается на человеческую драму: «Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось».

Игорь бежит из плена, за ним начинается погоня — и снова ему помогает не только Бог, но опять-таки природа. «То не сороки застрекотали — по следу Игоря рыщут Гзак с Кончаком. Тогда вороны не каркали, галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали. Дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями рассвет предвещают».

Наконец, возвращение князя на родину снова связывается с образом солнца, которое теперь не предсказывает беду, а радуется победе. «Солнце светится на небе — Игорь-князь в Русской земле».

Большинство таких описаний строится на метафорах, в некоторых случаях на развертывании и материализации метафоры (тоска течет, как вода, и разливается по Русской земле; поле засевается костями, поливается кровью и дает всходы в виде горя). Однако некоторые сюжетные эпизоды (разговор Игоря с Донцом, обращение Ярославны к ветру, Днепру и солнцу) позволяют предположить, что автор «Слова» еще не расстался с мифологическим мышлением, с представлением о том, что природные стихии действительно имеют душу, вступают с человеком в тесные отношения, определяют его судьбу.

«Кликнул, стукнула земля, зашумела трава, задвигались вежи половецкие. А Игорь- князь скакнул горностаем в тростники, белым гоголем — на воду, вспрыгнул на борзого коня, соскочил с него босым волком, и помчался по лугу Донца, и полетел соколом под облаками, избивая гусей и лебедей к завтраку, и к обеду, и к ужину. Когда Игорь соколом полетел, то Овлур волком побежал, отряхая студеную росу: загнали они своих борзых коней».

Побег Игоря и погоня за ним в исторической реальности происходили на лошадях. Они мимоходом упоминаются и автором «Слова». Но описание так убедительно в своей динамике, что в превращения Игоря и его противника можно поверить. История побега превращается в поединок персонажей-оборотней: Игорь мгновенно меняет несколько обличий (горностай — гоголь — волк — наконец, сокол), Гзак проигрывает ему, оставаясь только волком. С волками сравниваются и другие персонажи «Слова»: сам Боян, воины-куряне, князь Всеслав.

Все сочинения по поэме «Слово о полку Игореве»

Выражение мыслей автора

Описание природы в «Слове о полку Игореве» помогает автору поэтично и ярко выразить свои политические взгляды, свои мысли. Когда Игорь решает своевольно отправиться в поход, отрицательную оценку такому решению дает природа. Она как будто переходит на сторону врага. Во время побега Игоря, который спешит «принести повинную голову» киевскому князю Святославу, природа ему помогает. Она радостно приветствует его, когда ему удается добраться до Киева.

Одним из лучших произведений древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Образ русской природы, представленный в нем, свидетельствует о большом художественном мастерстве и таланте автора. Картина половецкой степи, живо изображенная им, — свидетельство того, что произведение было создано ее очевидцем, возможно, даже участником похода Игоря.

Способы выражения мыслей автора

Свои чувства, мысли, отношение к происходящему и политические взгляды писатель выражает, используя описания природных явлений. Когда Игорь принимает решение о предстоящем походе, природа всячески выказывает свое негативное отношение и противление этому решению. При совершении удачного бегства из плена природа приходит Игорю на помощь, приветствует его, помогает добраться до Киева и покаяться перед киевским князем Святославом.

«Слово о полку Игореве» — одно из самых ярких произведений литературы Древней Руси. Талант автора подчеркивается его способностью создать образ родного края живым и ярким, играть красками. Художественное мастерство, с которым автор описывает картину половецкой степной равнины, говорит о том, что описание составлено на воспоминаниях очевидца событий или даже участника похода.

Зная, какова роль природы в произведении, несложно будет написать сочинение. Делая анализ повести, ученики 9 класса должны выделить в своем сочинении образы природы. Ведь она тесно связана с русским народом. Стоит правильно воспринимать роль природного мира в образной системе и прислушиваться к приметам, тогда можно будет избежать множества фатальных ошибок и в современной жизни.

Связь природы и битвы

Тему порабощения Руси автор описывает после раскрытия подробностей о неудачном сражении князя, ведь три дня бился Игорь с половцами, но не смог вывести свою армию на пьедестал победителя.

И вот Игорь Святославович собирается в следующий поход дать отпор врагу. Здесь раскрывается тематика сражения на русской территории. Широта бескрайних русских земель — это еще одна составляющая образа природы в «Слове о полку Игореве». Сочинение на тему сражений можно начать именно с этого похода, так как это самая главная вступительная часть к одной большой проблеме. Абсолютно все авторские сноски, душевные настроения героев, беспокойство жены за Игоря ведут свои нити прямо к описываемому лику родной земли. И природа, и остальные герои являются стопроцентными патриотами земли Русской.

Об авторе

Неизвестный автор, талантливый славянин, выстраивает из исторических событий поэму, которая будет жить вечно. Он оглашает призыв всех правителей земли русской объединиться за спасение любимой и родной природы. В «Слове о полку Игореве» мы видим персонифицированный образ певца. Он знает все о военных походах, крепкий по телосложению и в зрелых годах. Учитывая то, что обращение к князьям он строит на слове «брат», значит, его положение в обществе очень весомо и он является видным политиком и дипломатом. В данном произведении Киевская Русь описывается как открытая страна, другие государства поддерживают с ней хорошие связи.

В поэме автор упоминает о другом певце, ранее воспевавшем в своих произведениях других правителей. Боян был предшественником в XI веке. Автор проводит параллель между Бояном и язычеством, с тем миром и жизнью, что существовали до прихода христианства на эти земли. Он обязуется создавать свои творения в том же стиле, чтобы вся слава Руси была объединена.

  • Руслан на английском языке как пишется
  • Руслан людмила черномор что это за сказка
  • Руслан и людмила признаки волшебной сказки
  • Руслан и людмила злодей с длинной бородой в сказке
  • Русалочка читать сказку андерсена полностью с картинками бесплатно