Русская сказка наставляет на путь нравственности

Главная новости по теме сказки 05 августа 21 сага это не только серия фильмов о звездных войнах или о
  1. Главная
  2. Новости по теме «сказки»

Русская сказка наставляет на путь нравственности

05 августа ’21

Сага – это не только серия фильмов о «Звездных войнах» или о семействе вампиров. Строго говоря, настоящей сагой может считаться лишь то произведение, что записано во времена позднего Средневековья в Скандинавии, точнее – в Исландии. Предполагалось, что рукописи эти правдиво рассказывают о событиях прошлого, но насчет достоверности написанного есть серьезные сомнения.

Русская сказка наставляет на путь нравственности

14 февраля ’21

Кто такой волшебный помощник и как опознать его в сказках? Почему ему не нужно хамить при первой встрече и бескорыстно ли он помогает героям? Рассказываем о том, как связаны между собой волшебная яблоня, Серый Волк, Гэндальф, Паганель и роботы.

Русская сказка наставляет на путь нравственности

27 марта ’20

Жутковатые исторические толкования русских народных сказок.

Русская сказка наставляет на путь нравственности

19 февраля ’20

Как Вы думаете, про какие советские мультфильмы можно сказать, что они олицетворяют собой русскую культуру, русское искусство? При этом они очень красивые, нарисованные в классическом и народном стиле? И основываются на лучших произведениях русской литературы (которые в свою очередь имеют в своей основе народную сказку)?

Русская сказка наставляет на путь нравственности

08 февраля ’20

Что такое сказки? Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, сподвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.

Русская сказка наставляет на путь нравственности

18 января ’20

Как Красная Шапочка стала людоедом? Почему исходный текст сказки о репке сводит с ума специалистов? И в чём, наконец-таки, смысл “Курочки-рябы”? Мы привыкли воспринимать сказки как простые, яркие и добрые истории для детей. Однако многие сказки вышли из народных легенд и сказаний, наполненных страшными, а порой и совершенно безумными деталями. Сейчас мы на них взглянем.
Поехали.

Русская сказка наставляет на путь нравственности

23 декабря ’19

Непростая судьба у нашего календаря. Сколько перемен досталось ему нынче уж не упомнить!

Русская сказка наставляет на путь нравственности

01 ноября ’19

Интеллект человека проявляется способностью к высшей форме понимания сути явлений. Прочитать «летопись» может и обученный цирковой зверь.

Русская сказка наставляет на путь нравственности

28 июля ’19

Так уж повелось, что именно деревенские избы были, есть и будут носителями и хранителями аутентичной культуры русского народа. Причем каждый элемент фасада может поведать знающему человеку практически все о местности, а также о пристрастиях и страхах хозяина избы. Особенно информативными оказались резные украшения окон, которым уделялось особое внимание, ведь народ их считал не просто «оком», главным из органов чувств самого жилища, но и действенным оберегом семейного очага.

Русская сказка наставляет на путь нравственности

28 июня ’19

Русские сказки — это зашифрованное послание наших предков. Может быть поэтому они и сохранились до наших дней. Теперь на знакомые нам с детства сказки, можно посмотреть совершенно в другой плоскости.

Русская сказка наставляет на путь нравственности

10 мая ’19

В Великобритании издали сказки братьев Гримм в первой редакции 1812 года — то есть в самой кровавой и жуткой. Якоб и Вильгельм Гримм, как и Шарль Перро вместе с итальянским сказочником Джамбаттистом Базиле, сюжеты не придумывали, а переписывали народные предания для последующих поколений. От первоисточников кровь стынет в жилах: могилы, отрубленные пятки, садистские наказания, изнасилования и прочие «несказочные» детали.

Русская сказка наставляет на путь нравственности

05 мая ’19

Бывает, нам не удается решить проблему, как бы мы ни старались рассуждать логически. Когда рациональное левое полушарие бессильно, на помощь приходит творческое правое. Один из эффективных способов работы с ним — сказкотерапия. Что это за метод и как он помогает решить, казалось бы, нерешаемую проблему, рассказывает психолог Елена Мкртычан.

Русская сказка наставляет на путь нравственности

11 апреля ’19

«Чего только не изображается в них, не говоря уже о главной основной идее почти всех этих сказок, то есть торжества хитрости, направленной к достижению какой-либо своекорыстной цели, в некоторых проводятся олицетворенные возмутительные идеи, как, например, в сказке «Правда и кривда», в которой доказывается, что «правдою на свете мудренно жить, какая нынче правда! За правду в Сибирь угодишь»».

Русская сказка наставляет на путь нравственности

04 января ’19

Давайте проанализируем русскую сказку про Емелю. На первый взгляд вот она, причина всех наших проблем – обычная лень, главный герой сидит на печи и ничего не хочет делать. Но почему народ с подобными архетипами имеет самую большую площадь страны в мире и его не победила ни одна армия мира? Вряд ли имело смысл передавать через тысячелетия отрицательные на первый взгляд персонажи типа простофили-Емели и Иванушки-дурачка, если бы они не способствовали решению цивилизационных задач.

Русская сказка наставляет на путь нравственности

21 сентября ’18

В Европе детей воспитывают на жутких сказках, внедряя им в сознание искаженные нравственные ценности.

Русская сказка наставляет на путь нравственности

14 сентября ’18

Недавно посмотрел советский мультфильм “Маугли” – честно говоря, прямо затянул. Обратил внимание на ряд важных моментов, которые можно назвать «программированием ценностных ориентиров». Стало интересно, и нашел в сети американский аналог «Маугли». Удивительно, насколько разные эти картины!

Русская сказка наставляет на путь нравственности

17 августа ’18

В 2001 году группа американских археологов проводивших раскопки во Флоренции, проходя мимо церковного кладбища, обнаружили захоронение некоего Лоренцини. На могильной плите было указано, что он известен под псевдонимом Карло Коллоди и что это автор знаменитой во всем мире сказки «Приключения Пиноккио». В печали постояв на могиле писателя, археологи продолжили свой путь. Но вдруг, один из ученых окликнул остальных: Смотрите, какое смешное совпадение, совсем рядом с прахом Коллоди покоится Пиноккио!…

Русская сказка наставляет на путь нравственности

03 августа ’18

Мэр Киева Виталий Кличко открыл памятник богатырю Илье Муромцу и рассказал, как тот защищал нынешнюю украинскую столицу.

Русская сказка наставляет на путь нравственности

21 июля ’18

Все мы с детства знаем о персонаже из русских сказок — бабе-яге. Написано много книг и снято несколько фильмов на основе сказок, в которых фигурирует бабка-ёжка. Но так ли много мы знаем о ней?

Русская сказка наставляет на путь нравственности

29 июня ’18

Мы поговорили о взаимодействии сказочных образов с жизнью человека, попробуем разобрать глубинные образы, которые «заложили» в сказках наши пращуры для своих потомков.  Рассказали, какое воздействие несут сюжеты древних сказок, на судьбу человека и как понять глубинный образ, как можно менять события собственной жизни, найдя правильный ключ в тексте древних преданий. 

Предыстория

Все знают, что сказочную повесть «Волшебник Изумрудного города» А. Волков написал по мотивам сказки Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Легендарной книгу сделали иллюстрации художника Л. Владимирского.

В задачу этой статьи не входит пересказ сказки об Изумрудном городе. Наша задача – разобрать нравственно–духовные аспекты основных событий во взаимоувязке с главными героями.

В сети можно встретить статьи, в которых повесть рассматривается в контексте восточных религий. При прочтении сказки Волкова у нас возникли немного другие аллюзии.

Нравственный базис

Давайте сразу вспомним как девочка Элли оказалась в волшебной стране?

Но Тотошка, перепуганный рёвом бури и беспрестанными раскатами грома, убежал в домик и спрятался там под кровать, в самый дальний угол. Элли не захотела оставлять своего любимца одного и бросилась за ним в фургон.

И в это время случилась удивительная вещь…

Автор сразу обозначил нравственную планку главной героини. Элли, не думая о себе побежала спасать Тотошку, тем самым проявляя любовь и заботу. После этого действия фургон подхватило ураганом и отнесло в волшебную страну.

Ураган занёс домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилалась зелёная лужайка; по краям её росли деревья со спелыми сочными плодами; на полянках виднелись клумбы красивых розовых, белых и голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птицы, сверкавшие своим ярким оперением. На ветках деревьев сидели золотисто-зелёные и красногрудые попугаи и кричали высокими странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток; в воде резвились серебристые рыбки.

Описание волшебной страны – это описание дивного сада, можно сказать райского. Но прямую аналогию провести конечно же нельзя, т.к. зло в волшебной стране никто не отменял. Но зло изображено как инородное тело, которое пытается поработить или осквернить «райский сад». В итоге, мы знаем, что к концу повести, с помощью Элли не остается ни одной злой волшебницы. Кстати, еще один намек на дивный сад – это отсутствие собак. Вспомните, как реагировали обитатели волшебной страны на Тотошку – никто не знал такого животного. Напомним, что собака счиатется скверным животным, ее появление в Православных храмах не допускается.

Красной нитью в повести проходит тема взаимовыручки, дружбы и веры в лучшее. Человек, хоть и может многое, например Элли раздавила Гингему (хоть и не своими силами), Гудвин – мудрейший правитель (но, по сути, обычный человек) правит главным городом Волшебной страны, а побеждает не индивид, а  дух любви, выраженный в дружбе главных героев. Что дает нам право говорить о дружбе как о любви? Прежде всего, ее жертвенная и бескорыстная составляющая, что множество раз встречается в сказке когда друзья преодолевают препятствия.

Значение дороги из желтого кирпича

Добрая волшебница Виллина не знала как помочь Элли вернуться домой. Но у нее была волшебная книга. Что за волшебная книга и какая тут аллегория мы может только догадываться, но именно в ней был указан путь домой для Элли: нужно только помочь исполнить заветные желания трех существ. Помочь – значит пожертвовать частичкой себя ради другого (помните главную Христианскую заповедь? в Евангелие от Иоанна (гл.13 ст.34) говорится так: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».) А конкретный путь – это желтая кирпичная дорога, которая приведет к Изумрудному городу, в котором Гудвин и должен выполнить желания.

Дорога описана Виллиной, словно это жизненный путь человека:

– Дорога далека. Не везде страна хороша, как здесь. Есть тёмные леса со страшными зверями, есть быстрые реки – переправа через них опасна…

А наставляет волшебница главную героиню Элли следующими словами:

Иди, ищи, борись!

Помним, что в Евангелие и в Святоотеческом Предании аллегории с дорогой не редки, вот некоторые из них:

Ин.14:6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь;

Мф 7:13-14: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».

Ну, и наконец, почему дорогая желтая? Желтый цвет – это символ золота, символ царского пути, что подчеркивает правильность, важность и безальтернативность (в хорошем смысле) выбранного пути. У Аввы Дорофея есть следущее высказываение:

«Ходите путём царским, и считайте поприща вёрсты»

Нравственная оценка

Мы уже писали о смелости и жертвенности Элли. Девочка изображена в сказке по истине чистой сердцем. Помните, жевуны называли ее повелительницей и  превозносили ее, но девочка спокойно отнеслась к похвалам, т.к. понимала что ее заслуги в том, что домик упал на Гингему, нет. Кроме отсутствия тщеславия, она очень рационально подходит к пище и берет у жевунов только самое необходимое: хлеб и воду, несмотря на искушение взять побольше. Таким образом, перед нами изображена героиня, которая сможет помочь другим героям не через свое нравственное совершенствование, а через раскрытие своих качеств в помощи другим.

По дороге Элли спасает Страшилу, Дровосека и Льва. У всех у них были заветные желания,но необходимо отметить, что желания их выражены в мечте преобрести качества, которыми, по их мнению, они не обладали. Но, на протяжении всей повести герои проявляют те самые качества, которые являются для них заветными.

Оказывается, все самые умные мысли исходят от Страшилы, который мечтал о мозгах. Это проявляется в эпизоде со рвом и в других ситуациях. А. Волков это все время подчеркивает, т.к. друзья после очередной умной мысли Страшилы удивляются и спрашивают: не появились ли у того мозги?

Дровосек все время проявляет эмоции, чувствительность (ахи вздохи, волнение) и даже плачет. А разве может так себя вести бессердечный человек?

Лев, несмотря на трусость, перепрыгнул ров! А саблезубых тигров напугал своим рыком! Какой он после этого трус? Кроме того, он преодолел страх воды (или не боялся?) когда необходимо было спасти Страшилу.

Все препятствия друзья преодолевают вместе: либо совместными усилиями, либо помогая друг другу в беде.

Антиподом Элли и компании представлен в сказке Волкова людоед. Из-за людоеда движение по дороге прекратилась, а лес в тех местах такой густой, что не пропускал солнечного света. Все словно замерло и прекратило движение, что резко контрастирует движению друзей. В эпизоде с людоедом мы видим, что Страшила и Дровосек тоже способны на жертву ради ближнего, ведь когда они спасали Элли они очень сильно рисковали.

Мудрость Гудвина проявилось в том, что исполняя желания, он понимал, что друзьям просто напросто не хватает веры в себя. Поэтому он легко выполнил их желания, а когда понадобилось настоящее чудо – перенести Элии с Тотошкой в Канзас – он оказался бессилен.

Результат гордыни

Не все испытания друзья прошли достойно. Уже после встречи с Гудвином, который выполнил их заветные желания, друзья снова оказались в пути, чтобы помочь Элли вернуться в Канзас. Как только возникла очередная угроза (сильный дождь, гроза, потоп), а Элли неожиданно потеряла волшебную шапку (с помощью шапки можно три раза вызвать волшебных обезьян, которые выполнят любую просьбу), друзья вдруг начали хвалится собой:

– Не плачь, Элли! – заревел ей в ухо Лев. – Помни, что я теперь храбрее всех зверей на свете!

– Помни, что у меня чудесные мозги, наполненные необычайными мыслями! – прокричал Страшила.

– Помни о моём сердце, которое не стерпит, чтобы тебя обидели! – добавил Железный Дровосек.

Результат оказался плачевным – путники буквально были повержены грозой. Но и это препятствие друзья преодолели с помощью все тех же «спец.средств»: взаимовыручки, заботой о близких.

Выводы

Что самое чудесное в этой сказке? Тема дружбы и любви. Все препятствия друзья одолевают вместе, никогда не унывают и не отчаиваются. Кроме того, повесть очень интересная и имеет увлекательнейшее продолжение.

По «Волшебнику..» можно смело учить детей что такое смелость, забота, дружба, любовь.

Формирование нравственности у детей дошкольного возраста посредством сказкиФормирование нравственности у детей дошкольного возраста посредством сказки

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №12 комбинированного вида»

Выполнил воспитатель 1 категории Одегова Светлана Юрьевна Санкт-Петербург 2021 год

Введение:

Что такое нравственность? Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. В переводе от латыни «нравы» /moralis/ — означают мораль. «Нравы» — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках [4]. Нравы не вечные, и не неизменные. Они формируются при воздействии окружающих людей – общества. Они не указываются в правовых положениях. Их нужно воспитывать в людях с детства.

Нравственность — это система правил поведения индивида, основанных на значимых для личности ценностях.

В русском языке это слово появилось в 1789 году. Оно было зафиксировано в «Словаре Российской Академии».

Во многих философских системах нравственность и мораль отличные друг от друга понятия. Так в узком смысле нравственность есть внутренние правила личности действовать в согласии своим убеждениями и правилами, в то время как мораль является требованием к поведению человека извне помимо закона.

Так или иначе, понятие нравственности используется в качестве синонима морали. То есть нравственность и мораль есть ценности, принципы и нормы, которые определяют поведение человека. Этика – это принципы, на которые опирается личность, а также это наука об этих принципах, то есть этика это наука о нравственности (морали).

Особенности формирования нравственности дошкольника посредством сказки

Перед современным воспитателем остро стоит проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабевала никогда, так как нравственность в сознании людей составляет стержень, основу нашего общества.

В настоящее время люди все реже руководствуются нравственностью в своем поведении. Это выражается в неумении ввести себя в обществе, эгоистической отношении друг к другу и неуважении к окружающим. Таких людей принято называть – невоспитанными.

Воспитание в ребенке нравственных качеств нужно начинать с самых малых лет. Ведь важнейшим этапом развития ребенка является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок приобщается к миру общественных ценностей и входит в этот прекрасный, огромный, и в том числе, загадочный, для малыша, мир. Он еще не понимает что значит «хорошо» или что значит «плохо». Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку понять этот удивительный и сложный мир. Дети — это будущее нашей страны. Воспитывая наших детей, мы выстраиваем будущее нашего общества и страны в целом.

В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги заменили — экраны телевизоров, компьютеров. Взрослому человеку, у которого полно других, «более важных» дел, легче посадить ребенка перед экраном и включить мультфильм. Но персонажи современных сказок, герои мультфильмов не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью, что приводит к искажению представлений детей о нравственности.

Реализация принципов воспитания изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предусматривает учет этнокультурной ситуации развития детей. Огромную роль в воспитании нравственных качеств у ребенка, конечно же, играет знакомство с родным языком.

Образцы родного языка очень ярко отображены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества – в сказках, пословицах, песенках, потешках и т.д. [2].

«Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания», — писал наш отечественный педагог К.Д. Ушинский [3]. Так же, отечественный ученый А. В. Запорожец, в своих работах, отметил: «Первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие» [1].

Одним из жанров, оказывающие значительное влияние на духовно-нравственное развитие ребенка, являются народные сказки. В сказках достаточно ярко выражены положительные и отрицательные качества героев. В них всегда положительный герой становится победителем, а злодей либо становится хорошим, признав свою вину, либо, чаще всего, бывает наказан. Как пишется в сказке Анатолия Васильевича Луначарского, «правда слышится». Это правда отраженных сказками чаяний и ожиданий простого народа. Ни одна людская обида в сказках, не остается неотомщенной. И дети это очень хорошо понимают и запоминают. Если наблюдать, когда взрослый читает ребенку сказку, можно увидеть, что ребенок сидит весь в эмоциях. Он слушает сказку внимательно, не отвлекаясь, где-то радуется, а где то переживает за героя, удивляется и т.д. Одним словом, ребенок проживает эту сказку, проживает роль каждого позитивного персонажа, ассоциируя себя с ним.

В исследованиях отечественного ученого, А. В. Запорожца, посвященных изучению восприятия дошкольниками сказки, рассматривалась важность художественной литературы в воспитании нравственных качеств ребенка. Они позволили нам выделить следующие особенности. Детей не устраивают неопределенные ситуации, когда непонятно, кто хороший, а кто плохой. Ребенок сразу старается выделить положительных героев и безусловно принимает их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению его замыслов, становится в резко отрицательное отношение. Поведение героев произведения, для ребенка, — это образцы поведения. Со временем эти образцы поведения становятся для него движущей силой. В дальнейшей жизни ребенок начинает поступать хорошо, не потому что ему так посоветовали взрослые, и не потому что его за это будут хвалить, а потому, что он по другому не умеет. Именно поэтому взрослый должен уметь выбирать произведения для чтения ребенку. На каждое произведение мы должны смотреть как на окно, через которую мы будем показывать детям ту или иную сторону жизни. Душа ребенка, как белый лист, как мы ему расскажем о нашем мире, так он его запомнит на всю свою жизнь.

Ведущую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка играют сказки. Первые полноценные художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это всё-таки сказки. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить, в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Можно смело утверждать, что сказка неразделима от прекрасного. Она благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека, а также горю. Ребенок открывает мир не только умом, а также сердцем. И происходит это — благодаря всё той же народной сказке. Сказка приходится благодатным, а также ценным источником в воспитании любви к Родине.

Сказка наставляет детей на творческое мышление, любовь и уважение к будущему всего человечества. Трудно представить детство ребёнка без сказок и детских книг. Сказки вступают в жизнь ребенка с самого детства и сопровождают всю его жизнь. Определённо, сказки нельзя назвать развлечением, а также средством от скуки. Ведь сказки — это способ совершенствование для ребенка. Ребёнок неоднократно может просить почитать родителей или воспитателей его любимую книжку, чтобы ещё и ещё раз услышать историю про так полюбившихся ему героев сказки. Зачастую ребенок подражает главным персонажам, стараясь быть на них похожим. Ведь каждому ребенку очень хочется быть бесстрашным, крепким и сеющим добро. В сказке всё возможно. Стоит только захотеть. Без сказки у ребенка нет мечтания о той самой волшебной стране, где сбываются все желания. Сказка преподносит шанс ребенку пофантазировать.

Если в младшей возрастной группе дети еще не могут делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного без помощи воспитателя, то в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно анализируют поступки героев, соотнося свое поведение с нравственными эталонами [7].

Можно выделить ряд психолого-педагогических условий развития нравственной сферы личности дошкольника посредством сказки.

Первая группа условий связана с нравственным потенциалом окружающей социальной микросреды и воспитательного микросоциума сказки, который имеет следующие проявления: нравственная культура педагогов и родителей дошкольников; наличие в ней нравственных образцов отношений; социальная ситуация развития (та система отношений, в которую ребенок вступает в общество); наличие в ней моделей нравственных отношений (семья, группа детского сада); разработанность и представленность детям нравственных норм, правил и требований.

Вторая группа условий развития нравственной сферы личности дошкольника, связанная с активностью и самостоятельностью ребенка в освоении нравственного опыта на основе сказок, имеет такие проявления: активное освоение нравственных знаний на основе базисных этических понятий; активная имитация нравственных эталонов в поведении; активное подражание нравственным образцам в отношениях; активная идентификация с носителями нравственных ценностей в ближайшем окружении; моральный выбор ребёнка на основе принятия нравственных ценностей, норм, правил и требований; моральные переживания ребёнка в процессе решения моральных дилемм.

Третья группа условий определяется психолого-педагогическим сопровождением развития нравственной сферы личности дошкольника и включает различные аспекты сопровождения (чтение сказок): выявление психологических механизмов становления и развития нравственной сферы личности дошкольника; разработка модели процесса развития нравственной сферы личности дошкольника на основе базисных этических понятий, технологий развития когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов нравственной сферы, критериев их развития; подготовка воспитателей ДОУ к работе по развитию нравственной сферы личности дошкольника; повышение нравственной культуры педагогов и родителей дошкольников.

Каждый возрастной этап характеризуется исключительными особенностями, поэтому для достижения более эффективных результатов при воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников, необходимо учитывать и возрастные особенности детей. Так же очень важным условием при работе в данном контексте является индивидуальный подход. Именно учет возрастных особенностей ребенка и индивидуальный подход к нему позволит нам дать ребенку полноценное представление о нашем мире. Еще одним важным условием является семейное чтение.

Огромная роль, в духовно-нравственном воспитании детей принадлежит не только воспитателю и детскому саду, который посещает ребенок, но и семье. Семья дает ребенку первый жизненный опыт, там он получает первые впечатления. Поэтому, эта работа не будет эффективна без участия семьи.

Семья является значительным элементом в системе образования, где системообразующими основами являются обычаи и традиции. Поэтому, семейное чтение является самым доступным и коротким путем приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности. Через голос матери, у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Для того чтобы передать ребенку духовные ценности, необходимо чтобы родители сами придерживались их. Потому-что дети, как правило, подражают взрослым. У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Наше безразличие может привести к тому, что, такие понятия как доброта, отзывчивость, великодушие могут оказаться незнакомыми нашим детям.

Таким образом, в бесконечном потоке нравственных выборов между хорошим и плохим, добром и злом, правдой и ложью, любовью и ненавистью, между желанием и долгом, мы стремимся воспитывать у подрастающего поколения нравственные качества. Те качества, которые помогут детям прожить красивую и достойную жизнь.

Таким образом, нравственное развитие личности дошкольника под воздействием сказок предполагает: осознание ребенком самого себя, развитие личностных механизмов поведения, формирование первичных эстетических инстанций и на их основе моральной оценки, возникновение новых мотивов и действий.

Формы, методы и приёмы формирования нравственности у дошкольников посредством сказки

Процесс осуществления нравственного воспитания личности ребенка происходит через развитие эмоций, познавательных процессов. Эмоционально настроенный ребенок более положительно относится к окружающим, его нравственный опыт обогащается за счет доброго общения с людьми.

В ребенке формируются образцы нравственного поведения благодаря целенаправленной работе по формированию нравственных ценностей в детском саду. Когда воспитатель беседует с детьми, им задаются нравственные вопросы, которые заставляют ребенка глубоко задумываться. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процесс накопления опыта в нравственные привычки [6].

В ходе подобных бесед и вопросов дети учатся различать хорошее и плохое, добро и зло, сравнивают негативные и позитивные поступки, делают выбор — а как бы я поступил, или поступила в аналогичной ситуации?

Особенностями нравственного развития ребенка в раннем детстве являются:

  • нравственное развитие ребёнка происходит на фоне положительного отношения к взрослому;
  • выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов с взрослым;
  • выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создаёт основу для нравственного развития ребёнка;
  • требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша – ситуативности и импульсивности;
  • нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;
  • у ребёнка складываются оценочные суждения ( «хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим;
  • нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается ребёнком, как таковое;
  • формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности;
  • создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен [5].

В детском саду можно наблюдать картину, когда один из детей поранился или ударился, и возле него скапливаются сверстники и с грустью жалеют его.

Нравственные чувства приобретают свою сознательность ближе к среднему возрасту, они способны оценить труд других людей, способны проявлять чувства любви к родному дому и краю.

К шести годам у детей начинается формирование чувства собственного достоинства, чувство долга, они распознают справедливость поступков, проявляются чувства уважения по отношению к другим людям. Дети этого возраста начинают с полной ответственностью подходить к заданиям и поручениям.

Задачей воспитателей детского сада не упустить время, когда у детей проявляются способности к воспитанию нравственных чувств, привить к детям любовь к родному краю и стране, в которой дети родились и живут, также научить их уважать людей других национальностей и их культуру.

Одной из детских особенностей является подражание, но дети не распознают и не понимают нравственности совершаемых ими действий, и это может зафиксироваться в сознании отрицательным жизненным опытом.

В связи с этим появляется задача перед родителями и воспитателями оградить дошкольников от объектов и ситуаций подражания, несущих безнравственность чувств и поведения и от такого жизненного опыта.

Очень важно научить ребёнка простым вещам, таким как: доброжелательность — уважать взрослых, поддерживать хорошие отношения со сверстниками, бережливости, вежливости, приветливости, культурному поведению.

При полученных первоначальных навыках, ребёнок ближе к старшему дошкольному возрасту, научится осмысливать свои поступки и поведение, нравственное поведение станет нормой жизни дошкольника и станет его спутником в дальнейшем развитии.

Как и все виды воспитания здесь применяется та же самая форма — от лёгких заданий, к более сложным. Кроме того воспитатель должен учитывать тот факт, что ребёнок не должен воспринимать его как диктатора или командира, к каждому из детей надо находить такой подход, чтобы у них в сознании само формировалось представление о нравственности, иначе у детей сформируется неправильное представление о нравственности, они научатся либо подчиняться, либо приспосабливаться.

Воспитатель должен более тесно налаживать связи с родителями детей своей группы для более эффективного протекания процесса воспитания. Деятельность воспитателя зависит не только от прямых контактов с детьми, но и от решения общей задачи, разработки рекомендаций родителям с общими принципами нравственного воспитания дошкольников.

В решении данных вопросов должна проводиться и политика индивидуального воспитания дошкольников, для этого надо знать индивидуальные способности и навыки каждого воспитанника, его психофизиологические особенности.

У каждого ребёнка индивидуально выражены достоинства и недостатки, по-разному выражена психоэмоциональная сфера. На примере можно увидеть, что один ребёнок проявляет жадность и неуступчивость, другой ведомый и скрывает собственное мнение, не умея его отстаивать, третий слишком дерзкий. Над всеми этими качествами требуется индивидуальная работа.

Хорошим помощником в некоторых проблемах с коллективизацией и социальной адаптации в обществе является трудовое обучение, решающее многие задачи нравственного поведения дошкольников. Выполнять роль воспитателя достоин только тот человек, который сам обладает высокими моральными принципами.

Таким образом, формирование нравственных представлений и умений детей в старшем дошкольном возрасте характеризуется тем, что:

  • складываются моральные суждения и оценки;
  • складывается первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
  • возрастает действенность нравственных представлений;
  • возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает определяться нравственной нормой.

Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:

  • знакомство с содержанием сказки;
  • вовлечение детей в деятельность;
  • инсценировка сказки.

Методы ознакомления со сказкой:

  • чтение воспитателя;
  • рассказывание;
  • дидактические игры;
  • литературные викторины;

Приемы формирования восприятия сказки:

  • выразительность чтения;
  • повторность чтения;
  • выборочность чтения;
  • драматизация и театрализация сказки;
  • просмотр иллюстраций.

Этапы работы со сказкой:

Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Таким образом, используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств педагог пытается добиться следующих результатов: формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира; готовность проявлять совместное сострадание и радость; развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками.

Педагогическая эффективность сказки очевидна, так как поучительный опыт героев повествования откладывается в сознании человека, а также через символы «ложится» в подсознание как своеобразный «банк данных». Есть сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, а, следовательно, могут быть успешно использованы с педагогической целью. Сказки используют для передачи ребёнку основных жизненных принципов и закономерностей; передачи жизненного опыта предыдущих поколений и получения ощущений своей сопричастности с миром людей; духовно-нравственного становления личности и моральной компетентности (хочу — могу, хорошо — плохо и т.д.).

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

В дошкольном и возрасте закладывается фундамент нравственно- смысловой сферы личности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это сензитивный период для формирования нравственных чувств, представлений.

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому особенно в дошкольном, сензитивном для формирования различных свойств и качеств в человеческой личности возрасте, важно использовать её как сильное, и в тоже время не навязчивое педагогическое средство.

Литература

  1. Аболин, Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности [Текст] / Л.М. Аболин, Х.Х. Валиахметов. — Казань: Изд-во «Карпол», 2012. -230 с.
  2. Абраменкова, В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. [Текст] / В.В. Абраменкова М.: ЭКО, 2009. – 261 с.
  3. Абульханова — Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 2010. — 19 с.
  4. Авхач, Г.Н. Психологические особенности правдивого и неправдивого поведения детей дошкольного возраста [Текст] / Г.Н. Авхач, — М.: Центр, 2011. -156 с.
  5. Гребенщикова, Л. Г. Методология исследования психологических категорий нравственно-этического аспекта личности дошкольника. [Текст] / Л. Г. Гребенщикова – СПб.: Речь, 2010. — 80 с.
  6. Зеньковский, В. В. Психология детства. [Текст] / В. В. Зеньковский — Екатеринбург: «Деловая книга», 2009. — 350 с.
  7. Иванников, В. А. Модель процесса и технология психолого-педагогического сопровождения формирования нравственной сферы личности дошкольника. [Текст] / В. А. Иванников — М., 2009. – 451 с.



Сказка является важным способом формирования воспитанности в детях. Со времен Сухомлинского сказка являлась тем средством, которое могло как выучить, так и развлечь ребенка. Формирование личности и личностных качеств, все в совокупности дает сказки. Сказка является наставником, помощником и учителем, особенно в возрасте подготовительного и младшего школьника. Она дает совет, выражает эмоции.

Ключевые слова: сказка, авторская сказка, детская литература, виды сказок.

Современный мир наполнен творениями человеческой мысли. Инновационные технологии и информационные потоки стали основой нового постиндустриального этапа развития человечества, что оказывает влияние на изменение социальной структуры общества. Многие социальные нормы постепенно замещаются новыми, а элементы народных культур уходят из повседневной жизни.

Изменения начинают носить всепроникающий характер и затрагивать многие сферы культурно-общественной жизни. В педагогике, например, появляются новые воспитательные методы и педагогические технологии. Однако нельзя исключать роль тех разработок и методов, что использовались в воспитательных целях ранее. Большим воспитательным потенциалом обладает народная культура. Ценный опыт нравственного воспитания сохранили и пронесли через века народные сказки.

Ценность сказок в воспитательном процессе детей, учащихся в начальной школе, невозможно переоценить. В частности, очень важен нравственный аспект воспитания.

Важность сказок отмечали во все времена существования человеческой культуры. Во второй половине двадцатого века, когда начались научно-технические революции, важность сказок отмечал советский писатель Чингиз Айтматов. Он приравнивал сказки к памятникам архитектуры, построенным предками. Сказки способствуют формированию воспитанности в детях.

Воспитанностью является личностная особенность, отражающаяся в совокупности интегрированных индивидуальных особенностях, в которых заключается основа социальных взаимоотношений.

Культура как совокупность форм духовно-нравственного состояния общества является определяющим фактором воспитания личности растущего человека. Основное содержание воспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, реализуется посредством формирования базовых компонентов культуры личности.

Личностная культура базируется на примерах сказочных героев. Персонажи сказочных произведений становятся примером для передачи определённого опыта потомкам. Воспитательная ценность сказок проверена и испытана вплоть да нашего времени. Отечественный педагог Геннадий Никандрович Волков говорил о необходимости включить ознакомление с народными сказками в каждую национальную образовательную программу [2].

Сохранность сказочной культуры обеспечивает её тесная связь с народом. Фиксированного авторства в сказке нет. Она является продуктом и формой устного творчества, берущего за основу реальные ситуации, происходившие в жизни простых людей. Сказочная культура отдельно взятого народа заключает в себе такие национальные черты и ценностные установки, как патриотизм, храбрость, усердность в труде и отзывчивость души. Волков видит в сказках отражение самых ярких и положительных особенностей национальной культуры, которые важно передать будущему поколению.

Нравственные ценности и моральные нормы общественных отношений передаются от взрослых детям именно через сказки. Сказочная реальность становится переходной на пути к действительности. В пределах этой реальности ребёнок учится поступать в соответствии с социально-приемлемой моральной основой, являющейся фундаментальной для данного народа. Опыт, полученный ребёнком в сказочной реальности, затем переносится в окружающую социальную среду. Отечественный педагог Сухомлинский Василий Александрович отмечал, что через сказки дети формируют собственное отношение к добру и злу, заключённому в сказочных образах и героях.

Воспитательная ценность сказочных произведений тесно связана с жанровой спецификой народного творчества. Типология сказок представляется нам следующим образом:

− о животных. Данный тип сказочных произведений особо популярен у младшего школьного возраста. Персонажи — антропоморфные животные, ведущие человеческий образ жизни и одевающиеся как простые люди. Фундамент морально-нравственного воспитания и знаний народной культуры закладывается в знакомстве именно с такими сказочными произведениями.

− об отношениях между людьми и животными. Через общение и взаимную заботу ребёнок постепенно приходит к пониманию, что животные нам как младшие братья. Возраст привлекательности сюжета –старший дошкольный и младший школьный.

− притчи. Основными персонажами помимо людей и говорящих животных могут быть ожившие объекты неживой природы. Конец такой сказки сопровождается выводом о моральности или отсутствии такой в действиях главных героев.

− о быте. Воспринимать такие сказки могут дети любого дошкольного возраста при условии понятности бытового опыта, описываемого в сказке.

− страшилки. Обычно они придумываются уже самими детьми в развлекательных целях. Интереснее всего эти сказки в среднем дошкольном возрасте. Однако опыт мировой народной культуры богат примерами страшных сказок, призванных рассказать детям о том, что считается в обществе неприемлемым.

− волшебные. Наиболее популярный тип сказочных произведений. В сказках нет ограничений и пределов, любые чудеса в них представляются возможными.

Оптимистичная атмосфера сказочных произведений обуславливает популярность жанра для детей. Герои не унывают, а если кто-то и погружается в печаль, всегда находится решение проблемы. Исход событий в сказках зачастую заключается в победе добра над злом. В ребенке, таким образом, формируется уверенность в силе правды и добрых побуждений.

Главные сказочные герои, которые руководствуются моральными принципами в своей жизни и в своих действиях, всегда приходят к желаемому. Они удачливы, в самый нужный момент им приходит помощь, а если они серьёзно ошибаются, то всегда сначала их исправляют. Сказочные сюжеты о таких персонажах содержат основную мысль о справедливости в человеческих взаимоотношениях. Если человек честен, отзывчив и добр, то никакие преграды ему не будут страшны [3].

Одним из разработчиков критериев нравственной воспитанности является А. В. Зосимовский. Ученый считает недостаточным выделение двух типов направленности личности, традиционно принятых в педагогике: положительную, собственно нравственную и негативную, аморальную. Он сделал вывод о том, что для регуляции воспитательного процесса необходимо учитывать устойчивость и прочность мотивации поведения человека.

Общепринято считать интегральным показателем общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности.

Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.

Духовно-нравственное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, чести, достоинства, справедливости, ответственности за отчий дом, семью, за лад в семье. Происходит формирование таких нравственных чувств как долг, вера, совесть, терпение, милосердие, кротость, любовь, понимание добра и зла [1].

При помощи сказок ребенок как будто заводит себе копилку, в которую он складывает разные советы, поступки, ситуации. Таким образом, у него всегда будут примеры того, как можно сделать и как нельзя. Сказкой мы показываем, что всегда есть выбор и за этот выбор ты сам будешь нести ответственность. Важно показать, что даже если ты видишь всего два пути, и они тебе не подходят, обязательно будет и третий.

Нравственное воспитание является важным элементом развития современного общества и интеграции детей в социальную структуру. Способствует усвоению общепринятых национальных моральных норм ознакомление с произведениями сказочного содержания.

Сказки играют важную роль в воспитательном процессе. Они являются полем для восприятия национальных ценностей и формирования уверенности в справедливости, передавая накопленный веками народный опыт. Модели социально-приемлемого поведения и примеры добродетельных и честных поступков содержат в себе сказочные истории, к которым ребёнок будет иметь постоянный доступ.

Литература:

  1. Федеральная программа развития образования.
  2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. — М., 2000. — 169 с.
  3. Хаитова Н. И. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста/Н. И. Хаитова//Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. — № 1. — 2015. — 17–23 с.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, важность сказок, воспитательный процесс, дошкольный возраст, народная культура, нравственное воспитание, отечественный педагог, сказочная культура, сказочная реальность.

11 ноября в Санкт-Петербурге, на базе Смольного института, прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Народная культура – основа нравственности человека». 

Началось мероприятие с выступления замечательного дуэта «Гусли в космосе». Участницы Русского Космического Общества, прекрасные молодые русские музыканты — Елизавета Александровна Панченко и Анастасия Сергеевна Фомина дали добрый зачин, струнами гуслей затронув и струны души каждого из присутствующих.

На встрече собрались уникальные в своих областях эксперты — учёные, философы, фольклористы, общественные деятели, специалисты в области традиционной культуры — сердцем и трудом радеющие за сохранение истинного культурно-нравственного фундамента в настоящем и в будущих поколениях русского народа, в котором главное – отношение к незыблемым устоям мира, где жизнеродность является смыслом, а приумножение счастья отцовства и материнства — целью жизни.

В докладах участников конференции освещены были ключевые аспекты: культура как основа нравственности и воспитания; духовные опоры возрождения нашего народа; духовно-нравственный образ русского человека и его мира; учебно-образовательные методики и трудовое воспитание как путь наследования, возрождения русской культуры; отражение истории народа, его мировоззрения и духовности в образах буквицы и народных сказках.

Русская сказка наставляет на путь нравственности

Особенно отметим выступление Александра Ивановича Субетто, руководителя Философского Совета Русского Космического Общества, заслуженного деятеля науки, подготовившего 11 докторов и 12 кандидатов в различных областях науки. Человек широчайших интересов, энциклопедист, исследователь многих сфер этого мира и пра-пра-дедушка, возглавляет семью из 5 поколений.

В перерывах угощали чаем: Махаев Дмитрий Николаевич и Хусточкин Александр Николаевич, создатели чайной «Оптимистика», познакомили гостей с русскими травами, рассказали об их особенностях и воздействии на организм, заварили несколько разных травяных сборов. Организаторы мероприятия выражают благодарность чайной за создание столь интересного и вкусного дополнения, а так же за поддержку всех присутствовавших полезными напитками.

Кроме того, наши друзья из  Ярмарки сказочной Руси предоставили гостям возможность познакомиться и приобрести книги, игры, сказки, пособия и раскраски для всей семьи, отражающие множество аспектов русской традиции — от рукоделия до архитектуры — замечательные помощники и проводники к кладовым народной памяти и культуры.

В завершении конференции прозвучало музыкальное выступление с комментариями. Головкины Николай Кириллович, Екатерина Владимировна, Мария Николаевна — семейное трио, поющее русские песни в традиционной манере. Они исполнили песню-былину уральских казаков, прекрасно отражающую одну из тем конференции — нравственные устои и их проявление в культурном наследии русского народа.  

Что характерно для мероприятий, проводимых под эгидой РКО, собравшиеся не только обсуждали проблематику заявленной темы, но и обменивались наработанным опытом, создавая новые инициативы и союзы, обретая поддержку единомышленников. Мало понять причины и следствия, необходимо найти и пути практического решения поставленной задачи. 

Собравшиеся в этот день в Смольном, соединённые Общим делом пути и решения стоящих задач нашли. Они отразили их в Итоговой резолюции и приняли к исполнению.

Небеса запечатали это решение праздничным салютом: 

РЕЗОЛЮЦИЯ

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА – ОСНОВА НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

11 ноября 2021 года в Санкт-Петербурге, на базе Смольного института, прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Народная культура – основа нравственности человека».

В докладах участников конференции были освещены ключевые грани жизни нашего народа: культура как основа нравственности и воспитания; духовные опоры возрождения русского народа; духовно-нравственный образ русского человека и его мира; учебно-образовательные методики и трудовое воспитание как путь наследования, возрождения русской культуры; отражение истории народа, его мировоззрения и духовности в образах буквицы и народных сказках.

Собравшиеся на конференции учёные, философы, фольклористы, общественные деятели, специалисты в области традиционной культуры — сердцем и трудом радеющие за сохранение истинного культурно-нравственного фундамента в настоящем и в будущих поколениях русского народа, в котором главное – отношение к незыблемым устоям мира, где жизнеродность является смыслом, а приумножение счастья отцовства и материнства — целью жизни решили:

— Традиционная культура народа – оплот его нравственности.

— Нравственность народа – есть совесть народа. Это естественное, данное Богом состояние человека и общества. Категория «нравственность» соотносима с категорией «гармония».

— Мораль есть искусственный установленный в обществе порядок вещей. Мораль далеко не всегда соотносится с нравственностью.

Жизнеродность народа определяется его нравственностью.

— Времена попрания традиционных культурных отношений проходят. Эти времена породили в обществе вопиющую безнравственность, грозящую гибелью нашей страны и народа.

— Участники Конференции поднимают знамя Культуры развития Жизни, где нравственность каждого человека и общества в целом обретается путём формирования целостного, созидательного человека, обладающего набором высоких благородных качеств. Такой человек благочестив, нравственен и совестлив. Мера его культуры позволит задать высокую планку общественной морали.

— Собравшиеся согласились, что предлагаемая АНО «Интелрост» методика воспитания человека, известная как «Киноуроки в школах России и Мира», есть всенародное достояние и инструмент коллективного стратегического действия по формированию будущего.

— Соединившиеся Общим Делом утвердили, что время разлада тех, кто осознан и ответственен за прошлое и будущее прошло. На кону сохранение страны и русской цивилизации. Взявшись за руки, соединив ресурсы, сключив жизни, сумеем решить задачу – качнуть маятник русской жизни в сторону жизнеродности.

НАРОД — РЕКА ЖИВОГО ВРЕМЕНИ

Народ – река живого времени, текущая из глубин прошлого в вечность будущего по руслу настоящего.

Полноводная то река или мелеющая, быстрая или спокойная, большая или малая, зависит от многого. Но главное, от чего зависит то, какова она – берега, обрамляющие русло. Название этих берегов – народная культура.

Какова культура народа — такова нравственность народа. Какова нравственность народа – такова и культура народа.

Русская цивилизация вобрала в себя многие народы и многие культуры. Все они уникальны в разном, но одинаковы в главном. Общее и главное в народной культуре – отношение к незыблемым устоям мира, где жизнеродность является смыслом, а приумножение счастья отцовства и материнства целью жизни.

Сегодня берега народной культуры перестали держать нравственность нашего народа. Река народа мелеет и заболачивается. Всё меньше родников и чистых притоков пополняют её воды. Нравственность народа иссякает. Уйдёт она – иссякнет река народной жизни. Грозные времена. Небывалые в истории России.

Трепещет под ударами чужих культур и натиска врага русская цивилизация. Разбиты штабы. Пали столпы духа. Давит пресс разложения, вседозволенности и бескультурья.

Но не всё потеряно. Не всё. Время трудное, но наше. Всё оно наше, родные! Для того стали мы в эти суровые дни частью русской реки жизни, чтобы Род продлить, Землю сберечь и Небо удержать!

Не посрамим ни памяти предков, ни славы потомков. Соединимся. Поднимем знамя отечественной, народной культуры – Культуры развития Жизни!

Взявшись за руки отстоим и приумножим то, за что не жалея живота своего радели те, кто был до нас, продляя сквозь века до наших дней течение реки народной жизни.

  • Русские народные праздники рассказ
  • Русская сказка вышивка бисером официальный сайт иконы
  • Русская сказка летучий корабль характеристика героев сказки конспект урока
  • Русская сказка гостиница в санкт петербурге
  • Русская народная сказка хвосты старшая группа