Русская сказка летучий корабль конспект урока 3 класс перспектива

Поделитесь с коллегами: разработка учебного занятия автор: гурьянова анна вячеславовна, учитель начальных классов мбоу сош 7, г. когалым тема урока:

Поделитесь с коллегами:

Конспект урока: Русские народные сказки Иван-царевич и серый волк, Летучий корабль. Признаки и особенности волшебной сказки.Конспект урока: Русские народные сказки Иван-царевич и серый волк, Летучий корабль. Признаки и особенности волшебной сказки.Конспект урока: Русские народные сказки Иван-царевич и серый волк, Летучий корабль. Признаки и особенности волшебной сказки.Конспект урока: Русские народные сказки Иван-царевич и серый волк, Летучий корабль. Признаки и особенности волшебной сказки.Разработка учебного занятия

Автор:

Гурьянова Анна Вячеславовна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №7», г. Когалым

Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и серый волк», «Летучий корабль». Признаки и особенности волшебной сказки

Предмет: литературное чтение, УМК «Перспектива»

Класс: 3 класс

Место урока в изучаемой теме:

Раздел: Волшебная сказка

Урок 1. «Волшебные сказки». Урок работы с книгой

Урок 2. Герои волшебной сказки

Урок 3-5. Русская народная сказка «Иван — царевич и серый волк»

Урок 6. Дерево держится корнями, а человек друзьями

Урок 7-8. Русская народная сказка «Летучий корабль»

Урок 9. Русские народные сказки «Иван-царевич и серый волк», «Летучий корабль». Признаки и особенности волшебной сказки

Урок 10. Русские и зарубежные сказки

Урок 11-12 «Наш театр». Русская народная сказка «По щучьему велению»

Урок 13. «Маленькие и большие секреты страны Литературии»

Урок 14. Обобщающий урок

Цель урока: закрепление признаков и особенностей волшебной сказки

Задачи:

— учить проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки, оформлять результаты в таблице;

— развивать коммуникативно — речевые навыки

— воспитывать умение адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

Планируемые результаты:

Личностные:

-развитие навыков сотрудничества

Метапредметные:

-овладение навыком осознанно строить речевое высказывание, составлять тексты в устной и письменной форме

-овладение логическими действиями сравнения, классификации

Предметные:

-умение определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение

Метод: частично-поисковый

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая

Формирование компетенций: Предметные компетенции:

— уметь определять признаки и особенности волшебной сказки; — уметь строить логические рассуждения, доказательства; — проявлять интерес к литературному чтению Информационные компетенции: — уметь работать с различными источниками: толковый словарь, путевой лист Коммуникативные компетенции: — уметь выражать свои мысли; — уметь сотрудничать с другими детьми в изучении, поиске и сборе информации

Тип учебного занятия: повторительно-обобщающий урок

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Информационный материал: учебник УМК «Перспектива» «Литературное чтение», часть 1, с. 50-73; папка-уголок со справочным материалом для учащихся (путевой лист, толковый словарик, карточки для самостоятельной работы, шкала «Успеха»).

Демонстрационный материал: презентация.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

3. Исследование сказок «Летучий корабль» и «Иван-царевич и серый волк», оформление результатов в таблицу.

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Добрый день! Глазами проверили готовность рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым листом и другими справочными материалами, сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и внимательные глаза… Желаю всем дружной и плодотворной работы. В добрый путь!

2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

2.1. Определение темы урока

— Как называется сказка, в которой главный герой добыл отцу Жар-птицу.

— Определите сказку, в которой главный герой выполнил наказ мудрого старичка и смог приобрести сразу несколько волшебных помощников,

— В какой народной сказке главный герой поделился единственной краюшкой хлеба с незнакомым старичком. («Иван-царевич и серый волк», «Летучий корабль») 1 слайд

— Сегодня на уроке мы и будем путешествовать по этим двум сказкам…

И чтобы не сбиться с пути, нам необходимо использовать все знания и умения, которыми мы владеем.

2.2. Блиц-опрос (познавательные УУД)

— И, конечно, тут как тут наши герои Аня и Ваня (2 слайд) со своими вопросами. Давайте поможем им ответить на вопросы:

3 слайд

  • Признаки волшебной сказки. (Волшебные превращения, предметы, герои)

4 слайд

  • Особенности волшебной сказки. (Особенности композиции, особенности языка)

5 слайд

2.3. Работа в парах (коммуникативные УУД)

— Обсудите в парах, верно ли, что понятия «признак» и «особенность» обозначают одно и то же? Обоснуйте своё мнение.

3. Исследование сказок «Летучий корабль» и «Иван-царевич и серый волк» и оформление результатов в таблицу.

7 слайд

— Давайте проведем с вами небольшое исследование: сравним две волшебные сказки «Летучий корабль» и «Иван-царевич и серый волк» по определенному плану.

(коммуникативные УУД, познавательные УУД)

3.1. Учащиеся делятся на группы, получают комплекты таблиц, на работу отводится 10-12 минут, курсивом дан возможный правильный вариант ответа.

Таблица для групп со средними способностями

Параметры сравнения

«Летучий корабль»

«Иван Царевич и серый волк»

Признаки волшебной сказки

Волшебные превращения

Хворост в войско, солома в … охлаждает, морозит

Оживление…

Волк в коня и Е.П.

Волшебные помощники

Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход,

Объедало, Опивало, Холодило, старичок с хворостом (Воевода)

Серый волк

Волшебные предметы

Хворост, солома, летучий корабль.

Живая и мёртвая вода.

Живая и мертвая вода.

Таблица для групп с высоким уровнем интеллекта

Особенности волшебной сказки

Главный герой

Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик.

Третий младший сын царский.

Повторы событий (троекратные)

Полёт и встречи с волшебными помощниками.

Задачи 3 (5) царя.

Три ночи караулили сыновья.

Три раза поклонился…

Три испытания…

Трубы затрубили три раза…

Испытания

Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль).

Задания царя выполнить.

Не проспать, выполнить волю, просьбу отца.

Выполнить наказ волка.

Поединок

Есть

Нет

Награда

Много друзей. Царская дочь и царство.

Жар-птица, конь златогривый, жена Елена Прекрасная.

  • Разминка (динамическая пауза) «Яблоко»:

-У меня в руках предмет (яблоко). С каким эпизодом и с какой сказкой он связан? (сказка «Иван-царевич и серый волк», братья стерегли сад с золотыми яблоками) Вот так яблоко!(Встали.) Оно (Руки в стороны.) Соку сладкого полно.(Руки на пояс.) Руку протяните, (Протянули руки вперед.) Яблоко сорвите.(Руки вверх.) Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.) Трудно яблоко достать. (Подтянулись.) Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.) И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.) Вот так яблоко!(Встали.) Оно (Руки в стороны.) Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

4. Взаимопроверка и взаимооценка. (коммуникативные УУД)

Группы по очереди представляют классу результат своей работы, с помощью сигнальных цветовых карточек «ДА», «НЕТ» одноклассники осуществляют взаимопроверку. Если необходимо, учащиеся вносят коррективы…

Взаимооценка выполняется с помощью приема «Светофор»: красный цвет — «подумай ещё», желтый — «ты на верном пути, но есть неточности», зеленый -«правильный ответ».

5. Итоги урока. Рефлексия.

5.1. Самостоятельная работа. (регулятивные УУД)

— Вам предложены карточки с незаконченными фразами. Давайте попробуем выполнить задание самостоятельно, при необходимости можно использовать материалы «Путевого листа» и таблицы сравнения.

Допишите фразу:

— Сказка «Иван-царевич и серый волк» волшебная потому, что имеет признаки волшебной сказки: …..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

имеет особенности волшебной сказки: ……………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

— Сказка «Летучий корабль» волшебная потому, что имеет признаки волшебной сказки: …………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

имеет особенности волшебной сказки: ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

(личностные УУД)

— Какой урок вы извлекли из этих сказок? (Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнять наказ старших)

— Работа какой группы вам больше всего понравилась? А кому из ребят вы бы хотели сказать «спасибо», чей ответ был самым оригинальным, интересным? (на слайде представлены заготовки фраз, которые дети используют для ответа):

Мне понравилась работа группы……, потому что……

Спасибо тебе…… за………

Мне понравился ответ……., т.к. …………………

5.3. Самооценка. (личностные УУД)

— Наш урок приближается к концу… Я предлагаю вам оценить свою работу с помощью шкалы

1 2 3

1. Я затрудняюсь назвать признаки и особенности сказки, мне трудно написать свою сказку

2. Я смогу написать сказку, но мне надо уточнить признаки и особенности сказки

3. Я знаю все признаки и особенности волшебной сказки и смогу написать свою сказку

6. Домашнее задание.

— Мы сегодня работали исследователями, учились сравнивать волшебные сказки, вы теперь хорошо знаете признаки и особенности волшебной сказки.

-Я предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания (в зависимости от уровня усвоения материала):

  1. Если вы знаете о сказке все, можете написать свою волшебную сказку, я предлагаю вам поработать в позиции автора. Можете родителей взять соавторами своей работы.

  2. Если вы не все знаете о волшебной сказке, я предлагаю вам поработать в позиции аналитика (прочитать сказку «По щучьему велению», с. 86-93, проанализировать с помощью таблицы, выявить признаки и особенности волшебной сказки)

  3. А можно выступить в позиции консультанта: выучить памятку «Признаки и особенности волшебной сказки» и рассказать ребятам на следующем уроке.

-Урок окончен. Спасибо за внимание!

Цели.

• Стимулировать интерес:

— к содержанию и героям волшебной сказки;

— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;

• Актуализировать знания:

— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.

• Актуализировать умение:

— работать с текстом сказки.

• Научить:

— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;

— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;

— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;

— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Планируемые результаты.

Умение:

• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• проводить сравнение сказок с учётом
признаков и особенностей волшебной сказки и
оформлять результаты в таблице;

• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.

Информационный материал: учебник УМК
“Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1,
с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для
учащихся (путевой лист, толковый словарик,
алгоритм).

Демонстрационный материал: презентация.

Интерактивный материал: конверты с
заданиями, сигнальные карточки.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Организованный конец урока.

Ход урока

1. Организационный момент, вступительное слово
учителя.

— Добрый день! Глазами проверили готовность
рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым
листом и другими справочными материалами,
сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и
внимательные глаза… Желаю всем дружной и
плодотворной работы. В добрый путь!

2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.

2.1. — Определите сказку, в которой
главный герой добыл отцу Жар-птицу.

— Определите сказку, в которой главный
герой выполнил наказ мудрого старичка и смог
приобрести сразу несколько волшебных
помощников,

— В какой народной сказке главный герой
поделился единственной краюшкой хлеба с
незнакомым старичком.

(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий
корабль”) Презентация — 1 слайд*

— По этим двум сказкам мы сегодня на
уроке и будем путешествовать…

И чтобы не сбиться с пути, нам
необходимо использовать все знания и умения,
которые вы освоили на предыдущих уроках
литературного чтения.

2.2. — И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин”
2 слайд со своими вопросами тут как тут:

3 слайд

  • Назовите значение слова “признак”.
  • Перечислите признаки волшебной сказки.

4 слайд

  • Назовите значение “особенности”.
  • Назовите особенности волшебной сказки, с
    которыми мы познакомились.

2.3. — Обсудите в парах с последующей
взаимопроверкой сигнальными карточками: 5
слайд

Верно ли, что понятия “признак” и
“особенность” обозначают одно и то же?
Обоснуйте своё мнение.

6 слайд

  • Можно ли считать, что особенности одной
    волшебной сказки обязательно повторятся в других
    волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.

— Сегодня мы с вами проведем небольшое
исследование, сравнивая прочитанные две
волшебные сказки по определенному плану. 7
слайд

3.1. Учащиеся получают на группу комплекты
незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12
минут, курсивом дан возможный правильный вариант
ответа.

Параметры сравнения “Летучий корабль” “Иван Царевич и серый волк”
Признаки волшебной
сказки
Волшебные превращения Хворост в войско, солома
в … охлаждает, морозит

Оживление…

Волк в коня и Е.П.
Волшебные помощники Мудрый старичок,
Слухало, Стреляло, Скороход,

Объедало, Опивало,
Холодило, старичок с хворостом (Воевода)

Серый волк
Волшебные предметы Хворост, солома, летучий
корабль.

Живая и мёртвая вода.

Живая и мертвая вода.
Особенности волшебной
сказки
Главный герой Младший (третий) сын, дурень.
Простой мужик.
Третий младший сын царский.
Повторы событий
(троекратные)
Полёт и встречи с волшебными
помощниками.

Задачи 3 (5) царя.

Три ночи караулили сыновья.

Три
раза поклонился…

Три испытания…

Трубы затрубили три раза…

Испытания

Быть вежливым и уважительным к
старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ
мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль).

Задания
царя выполнить.

Не проспать, выполнить волю,
просьбу отца.

Выполнить наказ волка.

Поединок Есть Нет
Награда Много друзей. Царская дочь и
царство.
Жар-птица, конь златогривый,
жена Елена Прекрасная.

  • Разминка
  • (динамическая пауза) “Ёжик”:

    Раз, два, три, четыре, пять –
    Вышли звери погулять.
    — Ежик! Ежик! Выходи!..
    В небе радуга гляди.
    Что?.. Не хочешь выходить?
    Все равно тебе водить!

    3.2. Социализация.

    Группы по очереди представляют классу
    результат своей работы, с помощью сигнальных
    цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники
    осуществляют взаимопроверку. Если необходимо,
    учащиеся вносят коррективы…

    4. Взаимопроверка и взаимооценка.

    Группы обмениваются работами
    (заполненными таблицами), проверяют и оценивают
    одноклассников с учетом внесенных исправлений.
    Взаимооценка выполняется с помощью приема
    “Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый –
    неточности, зеленый – правильный ответ.

    5. Итоги урока. Рефлексия.

    5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд

    — Каждая группа должна быстро по итогам работы в
    таблице сравнения двух сказок назвать:

    А) Какие признаки волшебной сказки
    работают в сказке “Иван-царевич…”

    Б) Какие особенности вы увидели в сказке
    “ Иван-царевич…” (Несколько троекратных
    повторов; беда – покража…; главный герой царский
    сын, нет поединка Г. с противником).

    В) Какие признаки волшебной сказке работают
    в сказке “Летучий корабль”.

    Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть
    поединок, нет беды – герои пытают счастья,
    повторов событий много, но они не троекратные,
    кроме одного.

    5.2. Работа с фразой конструкт.

    — Возьмите карточку с фразой конструкт и
    выполните задание в группе, при необходимости
    можно использовать материалы “Путевого листа”**
    и таблицы сравнения.

    Напишите фразу-конструкт:

    — Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная
    потому, что

    имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………

    …………………………………………………………………………………………………………………….

    имеет особенности волшебной сказки: …………………………………………………………

    …………………………………………………………………………………………………………………….

    — Сказка “Летучий корабль” волшебная потому,
    что

    имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………

    …………………………………………………………………………………………………………………….

    имеет особенности волшебной сказки: ………………………………………………………..

    …………………………………………………………………………………………………………………….

    5.3. Самооценка.

    — Наш урок приближается к концу… Возьмите ленты
    достижений
    ** и выполните самооценку.
    Сдайте, пожалуйста, свои работы…

    6. Организованный конец урока.

    — Спасибо за работу. 9 слайд

    — Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня
    целый день вам сопутствует удача. 10 слайд

    — Урок закончен. До свидания.

    Приложение 1 –  презентация к
    уроку.

    Приложение 2 – информационные и
    дидактические материалы к уроку.

    Тема — Русская народная сказка «Летучий корабль»

    Цели.

    • Формировать правильную читательскую позицию через знакомство с русской народной сказкой «Летучий корабль».

    Стимулировать интерес:

    — к содержанию и героям волшебной сказки

    — к определению признаков и особенностей волшебной сказки

    Актуализировать знания:

    — о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”

    Актуализировать умение:

    — работать с текстом сказки.

    Научить:

    — раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;

    — соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки

    — определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение

    — проводить анализ сказки с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице

    • Развивать навыки чтения, умение производить анализ художественного произведения, расширять активный словарный запас учащихся, процессы мышления: анализ, синтез, умение адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога, умение выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

    • Воспитывать положительную мотивацию к чтению, культуру речевого общения.

    Планируемые результаты.

    Умение:

    • проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;

    • осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;

    • определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

    • работать с содержанием волшебных сказок;

    • проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;

    • адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

    • выполнять взаимопроверку, взаимооценку при выполнении учебного задания.

    Оборудование:

     Компьютер, интерактивная доска.

    Информационный материал: 

    Учебник УМК “Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1, с. 50–73, справочный материал для учащихся (путевой лист, толковый словарик, алгоритм).

    Демонстрационный материал: 

    Презентация.

    Интерактивный материал: 

    Конверты с заданиями, сигнальные карточки.

    Структура урока

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

    3. Исследование сказки “Летучий корабль” и оформление результатов в таблицу.

    4. Взаимопроверка и взаимооценка.

    5. Итоги урока. Рефлексия.

    6. Организованный конец урока.

    Ход урока

    1. Организационный момент, самоопределение к деятельности.

    — Ребята, рада видеть ваши улыбки и внимательные глаза. Проверьте готовность рабочего места.

    — С каким жанром русского фольклора мы познакомились на предыдущих уроках?

    Слайд 1

    — Прочитайте высказывание на доске. Что вы можете сказать?

    — Хотите ли вы и дальше продолжить путешествие по волшебной стране сказок? Желаю всем дружной и плодотворной работы. В добрый путь!

    Слайд 2

    1. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

    — Чтобы не сбиться с пути, нам необходимо использовать все знания и умения, которые вы освоили на предыдущих уроках литературного чтения.

    Слайд 3

    Мозговой штурм.

    — Что такое сказка?

    Слайд 4. Ответ

    Слайд 5

    -Назовите структуру сказки.

    Слайд 6. Ответ.

    Слайд 7

    — Приведите примеры зачинов.

    Слайд 8. Ответ.

    Слайд 9

    — Приведите примеры концовок.

    Слайд 10. Ответ.

    Слайд 11

    — Какие виды сказок вам известны?

    Слайд 12. Ответ.

    Слайд 13

    — Назовите особенности волшебных сказок.

    Слайд 14. Ответ.

    Слайд 15

    — Назовите героев волшебной сказки.

    Слайд 16. Ответ.

    — Определите сказку, в которой главный герой добыл отцу Жар-птицу.

    Слайд 17. Ответ.

    — Как называется эта замечательная картина и кто её автор?

    1. Открытие нового знания.

    а) Работа с текстом до чтения.

    — Ребята, каждая волшебная сказка начинается с описания жизни в реальном мире, заканчивается торжеством добра и справедливости: положительный герой всегда получает награду, поощрение; отрицательный герой всегда бывает наказан. Обычно в сказке есть испытания, которые может пройти настоящий герой с помощью волшебных предметов и помощников.

    — Дома вы познакомились с содержанием другой чудесной сказки. Как она называется? Знаете ли вы еще другие сказки, где есть такой волшебный корабль? Вспомните героя предыдущей сказки, похож ли он на героя новой сказки? Чем?

    б) Работа с текстом.

    — Сейчас я предлагаю вам послушать эту сказку в исполнении артиста театра. Обратите, пожалуйста, внимание на все средства выразительности, артистизм исполнения и дикцию рассказчика.

    Слайд 18

    1. Слушание.

    2. Вопросы после прослушивания. Исследовательская работа в группах.

    Слайд 19

    — Давайте разберёмся, ребята, к какому виду относится эта сказка, по вашему мнению?

    — Предлагаю вам поработать в группах, провести исследование и заполнить таблицу параметров, доказав или опровергнув тем самым свое предположение.

    Параметры анализа

    “Летучий корабль”

    Признаки волшебной сказки

    Волшебные превращения

    Хворост в войско, солома в … охлаждает, морозит

    Оживление…

    Волшебные помощники

    Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход,

    Объедало, Опивало, Холодило, старичок с хворостом (Воевода)

    Волшебные предметы

    Хворост, солома, летучий корабль.

    Живая и мёртвая вода.

    Особенности волшебной сказки

    Главный герой

    Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик.

    Повторы событий (троекратные)

    Полёт и встречи с волшебными помощниками.

    Задачи 3 (5) царя.

    Испытания

    Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль).

    Задания царя выполнить.

    Поединок

    Есть

    Награда

    Много друзей. Царская дочь и царство.

    — Кто готов представить свою работу?

    Группы по очереди представляют классу результат своей работы, с помощью сигнальных цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники осуществляют взаимопроверку. Если необходимо, учащиеся вносят коррективы…

    Слайд 21

    4. Самостоятельная работа.

    — Обратите внимание на следующее задание на листике.

    — Отредактируйте в паре текст об Иване, опираясь на текст учебника.

    Иван — младший сын в семье. Умом особым не отличался: дурачком его прозвали. Одет он был всегда в дырявую рубашку; чёрной коркой хлеба питался. Раз услышал он весть, что, кто построит летучий корабль, тот на царской дочери женится. Захотел он построить сам такой корабль. Взял топор, отправился в лес, высмотрел самую большую сосну, стал её рубить. Тут старичок к нему подошёл…

    — Кто готов представить свою работу?

    — Молодцы.

    5. Рефлексия.

    -Итак, ребята, подведем итоги. С каким видом сказки мы познакомились?

    — Докажите, что эта сказка является волшебной сказкой.

    — Прочитайте пословицу.

    Слайд 22

    Дерево держится корнями, а человек друзьями. Раскройте ее смысл как бы вы соотнесли данную пословицу с идеей нашей сказки?

    6. Домашнее задание (на выбор)

    • Сделайте иллюстрацию к сказке. Презентуйте её в классе.

    • Перескажите сказку.

    7. Психофизическая разгрузка.

    Исполнение песни «В гостях у сказки»

     летучий корабль

    Персонажи сказки

    В русских народных сказках встречаются положительные и отрицательные герои. Об их характерах можно написать в читательском дневнике. Основные персонажи произведения:

    • дурень;
    • старичок;
    • попутчики;
    • царь;
    • старик и старуха;
    • старшие братья.

    Дурень был младшим сыном старика и старухи. На него никто не обращал внимания, из-за этого ему приходилось периодически даже голодать. А на самом деле он не так прост, каким казался. Этот юноша был добрым и отзывчивым, а также храбрым. Старшие братья таким поведением не отличались.

    Летучий корабль народная сказка

    Старичок встретился дурню в лесу. Он не помог грубым людям, но обходительный юноша заслужил его доверие. Оказалось, что старичок был волшебником. Встретились младшему брату и другие попутчики: Стреляло, Слухало, Объедало, Холодило, Скороход, Опивало и Человек с хворостом. У каждого из них был особый талант, они помогли дурню выполнить все поручения царя.

    Правитель той стороны представлен в сказке как глупый и жадный человек. Он не умел держать своего слова, пытался обмануть младшего брата.

    Его поступки заслуживают наказания — в результате царя выгнали из дворца. А на царевне в конце сказки дурень женился.

    Краткое содержание

    Лучше понять героев «Летучего корабля» поможет краткое содержание сказки. Жили на свете старик и старуха, у них было три сына. Старшие были умными, а младшего все считали дурнем. Прошёл по той стороне слух, что царь хочет выдать свою дочь замуж за того, кто построит ему корабль, на котором можно летать. Тогда отправились старшие братья во дворец, чтобы попытать счастья. Старуха дала им с собой свежего хлеба, водки и благословила на дальнюю дорогу.

    Летучий корабль главные герои характеристика

    Дошли они до леса, нарубили деревьев и не знали, что с ними делать дальше. Вдруг подошел к ним старичок и попросил поделиться с ним едой. Братья посмеялись над ним и прогнали. Пришлось вернуться домой без ничего, так как не смогли они построить корабль. Тогда в путь решил отправиться младший брат. Посмеялись над ним старшие и родители, дали ему краюху чёрствого хлеба и флягу с водой.

    Отправился дурень в лес, срубил дерево, вдруг подошел к нему старичок. Юноша поделился с ним черствым хлебом и водой, и внезапно они превратились в белые караваи и водку. С помощью волшебства помог старичок дурню построить корабль и наладить ему паруса. Отправился младший брат в путь на летучем судне. Старичок ему приказал подбирать на корабль всех прохожих.

    Полетел юноша на корабле, вдруг увидел на земле человека. Он назывался Слухало и сказал, что слышит всё на свете. Путь они продолжили вместе. По дороге им встретились еще несколько человек, у каждого была своя особенность:

    • Скороход — бегает быстрее всех;
    • Стреляло — метко стреляет;
    • Объедало — очень много ест;
    • Опивало — может выпить целое озеро;
    • Человек с хворостом — делает войско из палок;
    • Холодило — умеет напускать холод.

     летучий корабль читать

    Вместе прилетели они к царю, но тот не захотел отдавать дочь за простого мужика. Решил он тогда заставить их выполнять несколько заданий. Первое — принести живой и мёртвой воды. Скороход побежал выполнять это задание, но по дороге он уснул. Его храп услышал Слухало, позвал Стреляло, тот разбудил его стрелой.

    Царь задал второе задание — съесть 20 быков и 40 буханок хлеба. С этим справился Объедало. А сорок ведер пива выпил Опивало. Выжить в растопленной докрасна бане дураку помог Холодило.

    Когда царь хотел пойти войском на мужиков, Человек с хворостом одолел его помощью своих солдат. Подлого правителя выгнали из страны. А дурень наконец-то смог жениться на его дочери.

    Герои мультфильма

    По мотивам сказки был снят мультфильм. Но он немного отличается от оригинала.

    Основные герои мультика «Летучий корабль»:

    Летучий корабль герои

    • царь;
    • царевна Забава;
    • боярин Полкан;
    • Иван;
    • водяной;
    • бабки-ёжки.

    В мультике у царя была дочь Забава, которую он хотел выдать замуж за жадного и жестокого боярина Полкана. Отца не беспокоило, что девушка хотела полюбить по-настоящему. Он хотел, чтобы она всегда жила в достатке.

     летучий корабль главные герои

    Забава — романтичная натура, которая хотела влюбиться в доброго юношу. Она мечтала о маленьком домике со скамьей, кошке и детишках. А злой и отвратительный внешне Полкан вызывал у неё отвращение. Забава могла постоять за себя, она бы не позволила боярину жениться на ней против ее воли. Девушке понравился трубочист Иван. Это был добрый, отзывчивый и трудолюбивый юноша, такой же романтичный, как и она сама.

    За его хороший характер ему помог водяной. Это существо жило в озере и мечтало когда-нибудь взлететь в воздух. Бабки-ёжки в мультике — ведьмы, которые знали заветные слова для корабля.

    Сравнение сюжетов

    В читательском дневнике или конспекте можно написать краткое содержание мультфильма, ведь он отличается от самой сказки. В одном царстве был правитель со своей молодой дочерью. Он хотел выдать её замуж за богатого боярина. В мультике уже был претендент на ее руку, поэтому царь не собирал женихов со всего света.

    Герои сказки летучий корабль

    Но девушка хотела найти свою настоящую любовь. Она мечтала встретить доброго и отзывчивого юношу, с которым могла бы жить далеко от дворца. Однажды ей повстречался такой — трубочист Иван. Этот молодой человек покорил её своим хорошим характером. Тогда Забава поставила своему отцу условие: она выйдет замуж только за того, кто построит корабль, который мог бы летать. Полкан сказал царю, что его богатство позволит купить это судно. В мультфильме царевна уже была знакома со своим будущим супругом и успела его полюбить.

    А Иван отправился в лес, где долго думал, как построить корабль. Там он повстречал волшебное существо — водяного. И он решил помочь трубочисту. Водяной дал ему волшебный набор инструментов. С его помощью Иван смог построить корабль. Но судно не хотелось взлетать, так как трубочист не знал волшебных слов. Их могли ему сказать только бабки-ежки. В сказке у юноши было гораздо больше помощников с волшебными способностями.

    Тогда юноша отправился дальше в лес, где повстречал этих женщин. Их было много, они пели о своих приключениях и выходках. А в конце сели ступы, сказали волшебные слова и поднялись в воздух. Радостно Иван направился обратно к своему кораблю. Но там его уже поджидал Полкан. Он хотел купить корабль, но трубочист отказался его продавать. Случайно Иван сказал половину волшебной фразы. Тогда люди Полкана схватили его, связали и бросили в реку.

    Боярин привел царя к кораблю и сказал, что выполнил его задание, поэтому теперь он женится на Забаве. Правитель зашёл на палубу и произнес половину заклинания, судно зависло в воздухе. Полкан согласился спасти царя только в обмен на корону. В сказке царь не терял своего титула.

    В это время Ивана спас его старый друг — водяной. Юноша по трубе забрался в комнату к Забаве и сказал, что летучий корабль построил он. Влюбленные сбежали, забрались по лестнице на корабль, Иван сказал волшебные слова, а Полкан упал с высокой лестницы судна.

    Забава с трубочистом улетели, а боярин с царем остались во дворце. А в сказке судьба корабля осталась неизвестной, хотя царевна тоже вышла замуж за дурня.

    Анализ произведения

    Практически все детские произведения основаны на фантазии и нереальных событиях. В доброй сказке «Летучий корабль» волшебные помощники стали друзьями основным персонажам. Малыши часто не понимают, почему главным героям постоянно кто-то помогает. Но в этом и состоит мораль любой сказки: добрые поступки всегда вознаграждаются.

    Летучий корабль персонажи

    В «Летучем корабле» персонажи сильно отличались по характеру. Царь, представитель высшего класса, не был добрым, зато был хитрым и умным. Но и он понес наказание, как и старшие братья дурня. Они остались ни с чем, ведь не смогли проявить доброту к старичку в лесу. Так и царя выгнали из его же страны за то, что он не сдержал собственные слова.

    В этой сказке скрыта не одна важная тема:

    • дружба;
    • справедливость;
    • верность своему слову;
    • проблемы родителей и детей.

    Иван самостоятельно не смог справиться с задачей, которую поручил ему царь. Но он подружился с волшебными существами. И за его хорошее отношение к себе они помогли ему построить летучий корабль. Так проявилась сила дружбы, а также справедливость, ведь благородные поступки всегда должны вознаграждаться добром.

     сказка летучий корабль

    Царь не смог сдержать своё слово. Он обещал выдать свою дочь за того, кто построит летающее судно. Но когда он увидел, что это сделал простой мужик, то решил его обмануть. Царь мечтал, что дочь выйдет замуж за богатого человека. Нельзя давать обещания, а потом их не выполнять. За это в любом случае ожидает расплата.

    В сказке также затронута проблема детей и родителей. Старик и старуха любили своих старших братьев, ведь они были умнее. А младшего они не воспринимали всерьез, так как считали, что он не сможет сделать ничего толкового. Ему приходилось голодать, у него была плохая одежда. Хорошие родители не будут так обращаться со своими детьми, любого ребёнка они будут любить независимо от его умственных и физических способностей.

    Сказка «Летучий корабль» учит детей добру и справедливости. Благодаря этому произведению можно поверить в силу дружбы, истинной любви и волшебства. Самое трудное дело может оказаться простым, если есть хорошие помощники.

    Не нужно отчаиваться и бросать всё на полпути. Важно помогать окружающим, и тогда они ответят добром.

    hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_1de0aa23.gifРазработка учебного занятия

    Автор:

    Гурьянова Анна Вячеславовна, учитель начальных классов

    МБОУ «СОШ №7», г. Когалым

    Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и серый волк», «Летучий корабль». Признаки и особенности волшебной сказки

    Предмет: литературное чтение, УМК «Перспектива»

    Класс: 3 класс

    Место урока в изучаемой теме:

    Раздел: Волшебная сказка

    Урок 1. «Волшебные сказки». Урок работы с книгой

    Урок 2. Герои волшебной сказки

    Урок 3-5. Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк»

    Урок 6. Дерево держится корнями, а человек друзьями

    Урок 7-8. Русская народная сказка «Летучий корабль»

    Урок 9. Русские народные сказки «Иван-царевич и серый волк», «Летучий корабль». Признаки и особенности волшебной сказки

    Урок 10. Русские и зарубежные сказки

    Урок 11-12 «Наш театр». Русская народная сказка «По щучьему велению»

    Урок 13. «Маленькие и большие секреты страны Литературии»

    Урок 14. Обобщающий урок

    Цель урока: закрепление признаков и особенностей волшебной сказки

    Задачи:

    — учить проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки, оформлять результаты в таблице;

    — развивать коммуникативно – речевые навыки

    — воспитывать умение адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    -развитие навыков сотрудничества

    Метапредметные:

    -овладение навыком осознанно строить речевое высказывание, составлять тексты в устной и письменной форме

    -овладение логическими действиями сравнения, классификации

    Предметные:

    -умение определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение

    Метод: частично-поисковый

    Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая

    Формирование компетенций:

    Предметные компетенции:

    — уметь определять признаки и особенности волшебной сказки;

    — уметь строить логические рассуждения, доказательства;

    — проявлять интерес к литературному чтению

    Информационные компетенции:

    — уметь работать с различными источниками: толковый словарь, путевой лист

    Коммуникативные компетенции:

    — уметь выражать свои мысли;

    — уметь сотрудничать с другими детьми в изучении, поиске и сборе информации

    Тип учебного занятия: повторительно-обобщающий урок

    Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

    Информационный материал: учебник УМК “Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1, с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для учащихся (путевой лист, толковый словарик, карточки для самостоятельной работы, шкала «Успеха»).

    Демонстрационный материал: презентация.

    Структура урока

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

    3. Исследование сказок “Летучий корабль” и “Иван-царевич и серый волк”, оформление результатов в таблицу.

    4. Взаимопроверка и взаимооценка.

    5. Итоги урока. Рефлексия.

    6. Домашнее задание.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    — Добрый день! Глазами проверили готовность рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым листом и другими справочными материалами, сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и внимательные глаза… Желаю всем дружной и плодотворной работы. В добрый путь!

    2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

    2.1. Определение темы урока

    Как называется сказка, в которой главный герой добыл отцу Жар-птицу.

    — Определите сказку, в которой главный герой выполнил наказ мудрого старичка и смог приобрести сразу несколько волшебных помощников,

    — В какой народной сказке главный герой поделился единственной краюшкой хлеба с незнакомым старичком. (“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий корабль”)  1 слайд

    — Сегодня на уроке мы и будем путешествовать по этим двум сказкам…

    И чтобы не сбиться с пути, нам необходимо использовать все знания и умения, которыми мы владеем.

    2.2. Блиц-опрос (познавательные УУД)

    — И, конечно, тут как тут наши герои Аня и Ваня (2 слайд) со своими вопросами. Давайте поможем им ответить на вопросы:

    3 слайд

    • Признаки волшебной сказки. (Волшебные превращения, предметы, герои)

    4 слайд

    • Особенности волшебной сказки. (Особенности композиции, особенности языка)

    5 слайд

    2.3. Работа в парах (коммуникативные УУД)

    — Обсудите в парах, верно ли, что понятия “признак” и “особенность” обозначают одно и то же? Обоснуйте своё мнение.

    3. Исследование сказок “Летучий корабль” и “Иван-царевич и серый волк” и оформление результатов в таблицу.

    7 слайд

    — Давайте проведем с вами небольшое исследование: сравним две волшебные сказки «Летучий корабль» и «Иван-царевич и серый волк» по определенному плану. 

    (коммуникативные УУД, познавательные УУД)

    3.1. Учащиеся делятся на группы, получают комплекты таблиц, на работу отводится 10–12 минут, курсивом дан возможный правильный вариант ответа.

    Таблица для групп со средними способностями

    Параметры сравнения

    Летучий корабль”

    Иван Царевич и серый волк”

    Признаки волшебной сказки

    Волшебные превращения

    Хворост в войско, солома в … охлаждает, морозит

    Оживление…

    Волк в коня и Е.П.

    Волшебные помощники

    Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход,

    Объедало, Опивало, Холодило, старичок с хворостом (Воевода)

    Серый волк

    Волшебные предметы

    Хворост, солома, летучий корабль.

    Живая и мёртвая вода.

    Живая и мертвая вода.

    Таблица для групп с высоким уровнем интеллекта

    Особенности волшебной сказки

    Главный герой

    Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик.

    Третий младший сын царский.

    Повторы событий (троекратные)

    Полёт и встречи с волшебными помощниками.

    Задачи 3 (5) царя.

    Три ночи караулили сыновья.

    Три раза поклонился…

    Три испытания…

    Трубы затрубили три раза…

    Испытания

    Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль).

    Задания царя выполнить.

    Не проспать, выполнить волю, просьбу отца.

    Выполнить наказ волка.

    Поединок

    Есть

    Нет

    Награда

    Много друзей. Царская дочь и царство.

    Жар-птица, конь златогривый, жена Елена Прекрасная.

    • Разминка (динамическая пауза) “Яблоко”:

    -У меня в руках предмет (яблоко). С каким эпизодом и с какой сказкой он связан? (сказка «Иван-царевич и серый волк», братья стерегли сад с золотыми яблоками)

    Вот так яблоко!(Встали.)

    Оно (Руки в стороны.)

    Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)

    Руку протяните, (Протянули руки вперед.)

    Яблоко сорвите.(Руки вверх.)

    Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)

    Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)

    Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)

    И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)

    Вот так яблоко!(Встали.)

    Оно (Руки в стороны.)

    Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

    4. Взаимопроверка и взаимооценка. (коммуникативные УУД)

    Группы по очереди представляют классу результат своей работы, с помощью сигнальных цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники осуществляют взаимопроверку. Если необходимо, учащиеся вносят коррективы…

    Взаимооценка выполняется с помощью приема “Светофор”: красный цвет – «подумай ещё», желтый – «ты на верном пути, но есть неточности», зеленый –«правильный ответ».

    5. Итоги урока. Рефлексия.

    5.1. Самостоятельная работа. (регулятивные УУД)

    — Вам предложены карточки с незаконченными фразами. Давайте попробуем выполнить задание самостоятельно, при необходимости можно использовать материалы “Путевого листа” и таблицы сравнения.

    Допишите фразу:

    — Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная потому, что имеет признаки волшебной сказки: …..

    …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    имеет особенности волшебной сказки: ……………………………………………………………………………………………..

    …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    — Сказка “Летучий корабль” волшебная потому, что имеет признаки волшебной сказки: …………………..

    …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    имеет особенности волшебной сказки: ……………………………………………………………………………………………..

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

    (личностные УУД)

    — Какой урок вы извлекли из этих сказок? (Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнять наказ старших)

    — Работа какой группы вам больше всего понравилась? А кому из ребят вы бы хотели сказать «спасибо», чей ответ был самым оригинальным, интересным? (на слайде представлены заготовки фраз, которые дети используют для ответа):

    Мне понравилась работа группы……, потому что……

    Спасибо тебе…… за………

    Мне понравился ответ……., т.к. …………………

    5.3. Самооценка. (личностные УУД)

    — Наш урок приближается к концу… Я предлагаю вам оценить свою работу с помощью шкалы

    1 2 3

    1. Я затрудняюсь назвать признаки и особенности сказки, мне трудно написать свою сказку

    2. Я смогу написать сказку, но мне надо уточнить признаки и особенности сказки

    3. Я знаю все признаки и особенности волшебной сказки и смогу написать свою сказку

    6. Домашнее задание.

    — Мы сегодня работали исследователями, учились сравнивать волшебные сказки, вы теперь хорошо знаете признаки и особенности волшебной сказки.

    -Я предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания (в зависимости от уровня усвоения материала):

    1. Если вы знаете о сказке все, можете написать свою волшебную сказку, я предлагаю вам поработать в позиции автора. Можете родителей взять соавторами своей работы.

    2. Если вы не все знаете о волшебной сказке, я предлагаю вам поработать в позиции аналитика (прочитать сказку «По щучьему велению», с. 86-93, проанализировать с помощью таблицы, выявить признаки и особенности волшебной сказки)

    3. А можно выступить в позиции консультанта: выучить памятку «Признаки и особенности волшебной сказки» и рассказать ребятам на следующем уроке.

    -Урок окончен. Спасибо за внимание!

  • Русская сказка летучий корабль особенности волшебной сказки конспект урока
  • Русская печь в сказках картинки
  • Русская народная сказка царевна лебедь
  • Русская народная сказка это определение для детей
  • Русская народная сказка царевна несмеяна читательский дневник