Конспект ООД «5 сказок»
Автор: Бражникова Валентина Борисовна
Организация: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 17
Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж
Автор: Лошкарева Лариса Ивановна
Организация: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 17
Населенный пункт: Воронежскаяобласть, г. Воронеж
Цель: развитие различных мыслительных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, расширение представлений детей о русских народных сказках, закрепление полученных ранее умений и навыков.
Задачи:
— Развивать игровой замысел, создать наиболее благоприятные условия для приобретения детьми разнообразного опыта общения со сказкой, друг с другом.
— Развивать речь детей, закрепить умение рассказывать знакомые сказки, используя (при необходимости) мнемонические таблицы, согласовывать существительные, прилагательные в роде, числе, падеже.
— Закреплять знания о русской избе, а также простой утвари наших прадедушек и пробабушек, на материале народных пословиц, поговорок, загадок развивать образное и логическое мышление, прививать любовь к старине.
— Приобщать детей к театрализованной деятельности, накапливать опыт публичного выступления. С помощью сказочных героев учиться извлекать правильный жизненный урок, не повторять чужих ошибок.
— Совершенствовать представления детей о соотношениях право-лево, верх-низ, закреплять порядковый счет в пределах 5.
— Совершенствовать изобразительные навыки.
Воспитывать вежливость, дружеские чувства, аккуратность.
Оборудование и материалы:
Бабка с дедом (из кукольного театра), костюмы лисички, козы, шапочки волка, козлят, разрезные картинки избы «Сложи из шести», мнемотаблицы по сказкам, незавершенные изображения бычка(способ оригами) по количеству детей, пластилин
Предварительная работа:
Восприятие сказок, разучивание сказочных диалогов, русских народных песенок, стихов, потешек, оригами «Бычок», мультэкскурсия «Русская изба», театрализованная деятельность: кукольный, настольный, пальчиковый театр, драматизация сказки «Лисичка со скалочкой» в форме сказочного диалога.
Развитие образовательной ситуации:
Сюрпризный момент: Куклы «Бабка», «Дед»
- детей в мир сказки. Создать ситуацию интриги «Замурованная цифра». Предложить освободить цифру из плена, последовательно выполняя задания по найденным сегодня в группе карточкам с изображением загадочных предметов, обозначающим ту или иную сказку.
Ход образовательной деятельности.
1 карточка.
Воспитатель: Дети, я точно знаю, что вы особенно любите русские народные сказки. И почти уверена в том, что старая баба Яга именно их затащила в самую глухую чащу леса. А вот и первая карточка. Что изображено на ней?
Дети: Русская печка.
Воспитатель: Печка всегда занимала много места в старинной избе. Почему?
Дети: От неё всегда шло тепло! Готовили еду. На печи она долго оставалась тёплой!
Воспитатель: Да, хорошо жилось в избе нашим предкам! Давайте и мы с вами, ребятки, построим для себя по крепкой избушке. А без топора, как известно, изба не рубится! Поэтому часто правильно говорят, что нужно именно срубить избу!
Физминутка «Топором мы рубим — рубим»
Воспитатель: Дети, хорошо у вас получается работать топором, тогда еще задание «Сложить картинку русской избы из пазлов» (разрезная картинка избы «Сложи из шести»)
Воспитатель: Молодцы, справились.
Вопросы к детям:
— Какая часть избы в верхнем левом углу?
— В нижнем левом углу? И т. д.
Воспитатель: В какой русской народной сказке печка играет особенную роль?
Дети: В русской народной сказке «Гуси-лебеди».
Работа с мнемотаблицей по сказке.
Воспитатель: Дети, вы хорошо знаете эту таблицу и легко рассказываете сказку. А вот сможете ли ответить на один мой хитрый вопрос? Почему в восьмом квадрате таблицы изображены сразу три предмета? Назовите их, пожалуйста. (Простой кисель, яблоко и хлеб.) Почему именно они?
Дети: Потому что девочка в начале сказки была привередницей и кричала, что не любит обычное молочко киселёк, не любит кислое яблочко и ржаной хлеб! Но она была добрая девочка и поэтому смогла полюбить простую еду и подружиться с речкой, яблонькой и печкой.
Воспитатель: А какие пословицы о хлебе вы знаете?
— Хлеб – всему голова.
— Вырос в поле колоском, на столе лежит куском.
— Крендель приестся, а хлеб никогда.
Физминутка. Мы к избе старинной вышли,
Поднимая ноги выше.
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал.
Слоговый анализ «Передай другу слово» (Хлеб, крендель).
Воспитатель: А какие пословицы, поговорки о семье, русской избе вы знаете?
— Пень не околица, а глупая речь не пословица.
— Пословица ведётся, как изба веником метется.
— Изба детьми весела. Полна изба ребятишек.
— Дружно не грузно, а один и у каши загинет.
Воспитатель: Молодцы! Первую карточку помещаем на магнитную доску.
2 карточка.
Воспитатель: Ребята, а кто изображен на этой карточке? Из какой сказки?
Дети: Матушка-коза! Из сказки «Волк и семеро козлят»!
Театрализованная игра «Козлятушки»
Словесная игра « У кого кто?»
(У козы — козлята, у свиньи – поросята, у овцы – ягнята и т. д.) помещаем на магнитную доску вторую карточку.
3 карточка.
Воспитатель: Ребята, а что изображено на этой карточке?
Дети: Большое зерно. Бобовое зерно. Русская народная сказка «Петушок бобовое зернышко»!
Словесная игра «Всё наоборот»
(Курочка терпеливая – петушок торопливый, длинный – короткий, узкий – широкий, толстый – тонкий, большой – маленький, день – ночь, начало – конец и т. п.) помещаем на магнитную доску 3 карточку.
4 карточка.
Воспитатель: Ребята, какая по счёту карточка появилась перед вами сейчас? Что изображено на ней?
Дети: Скалка! Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».
Помещаем на магнитную доску 4 карточку
Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой» в форме диалога мальчика в русском костюме и девочки в костюме лисы.
5 карточка.
Воспитатель: Наконец, появилась 5 карточка. Как много предметов изображено на ней! Назовите их, пожалуйста.
Дети: Солома, 4 палки, веревка, смола.
Воспитатель: Для чего всё это может пригодиться?
Дети: Чтобы сделать смоляного бычка! Это русская народная сказка «Смоляной бычок».
Продуктивная деятельность. Оригами «Бычок».
Дети складывают оригами, в завершение работы: чубчик и глазки рисуем пластилином.
На магнитной доске – все 5 карточек. Дети считают до 5.
Воспитатель: Какие вы, молодцы! Цифра 5 освобождена из плена! Какие вы знаете пословицы про пять.
Дети:
— Живи на пять!
— Знай, как свои пять пальцев.
— Сметлив да хитер – пятерым нос утёр.
Подвижная игра по русской народной потешке «Вот и сказке конец идет…»
Вот и сказкам конец идёт, тут и мышка бежит вперед.
Кто поймает её, тот сошьёт себе шапку меховую, да большую-пребольшую!
Приложения:
- file1_94efe490-f56e-4876-a.. 37,1 МБ
- file0.doc.. 53,0 КБ
Опубликовано: 18.11.2021
Конспект занятия
Автор: Скворцова Мария Викторовна
Организация: МАДОУ д/с комбинированного вида№13
Населенный пункт: Московская область, г. Наро-Фоминск
Цель: познакомить с народным обычаем – русскими посиделками; формировать интерес и уважение к русской народной культуре.
Задачи:
Основная образовательная область.
Художественно-эстетическое развитие: приобщать детей к музыкальному искусству; познакомить и закрепить технические навыки во время лепки из солёного теста округлых форм.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие.
Задачи образовательных областей:
Познавательное развитие: формировать дальнейшие знания о народных традициях и обычаях, познакомить с русскими посиделками; продолжать закреплять знания об устном народном творчестве, приобщать к русскому фольклору – чтению потешек, загадыванию загадок.
Речевое развитие: продолжать развивать связную речь детей, умение правильно и полно отвечать на вопросы воспитателя; правильно согласовывать в предложениях разные части речи, регулировать громкость и темп речи; развивать интонационную выразительность и дикцию во время чтения потешек.
Социально-коммуникативное развитие: продолжать приобщать детей к умению проявлять социально-личностные и коммуникативные качества во время общения в нестандартной обстановке; вовлечь детей в совместную игровую и творческую деятельность.
Предполагаемый результат: развивается связная речь детей; у детей формируются знания о русских посиделках; вспоминают загадки о предметах народного обихода, потешки.
Формы организованной совместной деятельности: слушание чтения детьми потешек, загадывания загадок; диалог с воспитателем; просмотр иллюстраций на экране.
Предварительная работа: слушание потешек; рассматривание книжных иллюстраций; продуктивная деятельность по теме народного быта, русского народного творчества.
Словарная работа: «красному гостю – красное место»; рукоделие; подмечали; горница; домовой.
Материалы и оборудование: телевизор; оформление части группы в народном стиле; русские сарафаны; набор для продуктивной деятельности – лепки из солёного теста (клеёнки, солёное тесто, салфетки); подарки – бусы, шарфики.
Методические приёмы:
Словесные: беседа, рассказ, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы, стихи- приглашение, потешки, загадки.
Наглядные: рассматривание иллюстраций на экране.
Практические: физминутка (игра на ложках); лепка бубликов.
Ход ООД:
1.Организационный момент.
Дети, одетые в русские народные костюмы, входят в группу под русскую народную музыку; их встречает воспитатель, в роли хозяюшки; часть группы стилизована под русскую избу; после приглашения дети встречаются возле банкеток, имитирующих лавки.
2.Основная часть.
Хозяюшка:
Здравствуйте!
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге – хозяйке радость!
Для вас у меня место готово:
Красному гостю – красное место.
1 ребёнок:
Поклонимся вам до земли.
Оставьте мысли грустные.
Мы приглашаем всех гостей
На посиделки русские.
2 ребёнок:
Спасибо хозяюшка, что в гости позвали. В избу твою жаркую мы пришли с подарками (преподносит хозяюшке подарки: бусы, шарфики.)
Хозяюшка: ой спасибо, детки, за ваши подарки. Присаживайтесь (дети присаживаются на лавочки).
(На экране появляется изображение посиделок в русской избе.)
—С давних пор на Руси, когда заканчивались полевые работы, был собран урожай, заготовлено сено для скотины, люди собирались вместе и устраивали посиделки. В ту пору не было телевизоров, компьютеров. Поэтому, собравшись вместе, чтобы скоротать ненастные вечера, они беседовали, развлекали друг друга – потешали, рассказывали сказки, занимались рукоделием, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, танцевали, играли в различные игры. Очень часто возле взрослых находились и дети. Они наблюдали за взрослыми, все подмечали, запоминали. Вот и я вас пригласила сегодня на русские посиделки.
Хозяюшка: Начинаем мы без спешки,
И расскажем вам потешки!
— Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
— Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые.
— Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Либо детоньке снесть?
Я и сам укушу да и детоньке снесу.
Хозяйка:
— Молодцы, ребята, порадовали вы нас.
— Скажите, мои дорогие, чему в русской избе отводится самое главное, почётное место? (печи).
(На экране появляется изображение печи в избе.)
— А вы знаете, почему главное место в избе занимает печь? (Дает тепло, пищу – кормит, обогревает.)
Ребенок:
— У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каша и картошка
И баранья ножка!
Хозяюшка:
— Эй ребята не зевайте и загадки отгадайте?
— Стоит жилище, деревянные бочища
Внутри печь да дрова, это русская (изба)
— Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (веник)
— Шипит, кипит, всем чай пить велит. (самовар)
— Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (печь)
Хозяюшка:
— Раньше за печкой жил домовой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любил ленивых. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой. А показывается он только хорошим и добрым людям. Вот и вам решил показаться.
(на экране изображение домовёнка Кузи)
— Но сегодня Кузя сам просит о помощи. От него сегодня утром мне передали письмо (показывает детям письмо). В нем он просит помочь ему испечь бублики на угощение, так как к нему приезжают гости на посиделки, а у него нет возможности. Поможем Кузе (ответы детей). Тесто я вам замесила, а чтобы они были вкуснее, посыпать их сверху маком. Кузя будет за нами наблюдать и, наверное, помогать.
Физминутка. Игра на ложках.
После физминутки, дети подходят к столам и приступают к работе. На столе разложены доски для лепки, по кусочку солёного теста, мак. Хозяюшка напоминает детям, как лепить бублики: берут кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края слепляют. Готовые бублики дети укладывают на тарелочки, а хозяйка передаёт их помощнику воспитателя, который относит их на кухню для «выпечки». Как бублики будут готовы, мы пошлём их по почте в посылке Кузе.
Хозяйка:
— Вот и пришло время заканчивать наши русские посиделки, с гостями прощаться. Всем спасибо за внимание.
Приложения:
- file0.docx.. 17,5 КБ
Опубликовано: 03.12.2021
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания
Русская народная сказка «Гуси- лебеди»
План-конспект открытого урока по литературному чтению
(развитие критического мышления)
2 класс УМК «Школа России»
Составитель:
учитель начальных классов
Делида Л.Н
2021 г
Тема урока. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Развитие критического мышления на уроках литературного чтения.
Цели урока: | образовательная: познакомить детей с русской народной сказкой “Гуси-Лебеди”; учить детей выделять основную мысль сказки; развивающая: развивать внимание, память, критическое мышление, творческие способности детей и навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас учащихся; воспитательная: воспитывать ответственность, уважение к родителям, умение держать данное слово; воспитывать в детях любовь к урокам литературного чтения. |
Планируемые результаты: | Предметные: восприятие текста на слух, плавное выразительное чтение, определение темы, сюжета, образы героев, главная мысль произведения. Метапредметные: 1 регулятивные УУД: определить цели урока, продумывание читаемого, осуществить самоконтроль, самооценка. 2.Познавательные УУД: осмысление текста, самоанализ его, синтез, сравнение героев, умение выделять главное. 3. Коммуникативные УУД: умение обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы, строить речевое высказывание . Личностные: эстетическое восприятие произведения, проявление интереса к содержанию, нравственно-эстетическое оценивание поступка героя. |
Ход урока
-
Организационный момент.
Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы-самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.
Не пристало добрым молодцам и красным бездельничать.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.
(Учащиеся исполняют песню «В гостях у сказки») Видеофрагмент прилагается
-
Мотивация учебной деятельности
Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – …!(Сказка)
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Ребята, прочитайте высказывание хором.
Кто автор этих слов? -А. С.Пушкин (Выставляется портрет)
А как вы объясните пушкинские слова?
-
Сообщение темы и задач урока.
Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие в сказку. Сегодня на уроке мы продолжим работать с РНС «Гуси-лебеди».
-
Актуализация опорных знаний учащихся.
Лексическая работа.
Учитель: Что же такое сказка? (ответы детей)
Сказка –жанр литературного творчества о вымышленных лицах или событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Ложь— обман, неправда, вымысел.
Намек — неявное, косвенное указание на какие-то факты или обстоятельства.
Добрым молодцам— молодым людям.
Урок — это процесс передачи знаний.
Итак, сказка- это урок.
А где проводятся уроки? (в школе). Значит, сказка- это урок для детей.
-
Работа над темой урока.
-Какие виды сказок вы знаете?
Сказки
О животных бытовые волшебные
Русская народная волшебная сказка- это особенное художественное произведение, которое отличается от рассказов и стихотворений. Сейчас мы и поговорим об этих особенностях и постараемся найти их в сказке.
А теперь давайте посмотрим, как начинается сказка, с каких слов? (зачин)
Признаки сказки: (составление кластера)
Зачин;
Волшебные предметы;
Сказочные слова и выражения;
Нарушение запрета;
Троекратный повтор;
Борьба добра со злом;
Добро побеждает зло;
Концовка.
-
Физминутка «Мышки, внимание»
-
Продолжение работы над сказкой, начатой на предыдущем уроке.
а) Восстановление последовательности событий. (работа в парах)
Учитель: Пока мы отдыхали, ветерок – озорник рассыпал части сказки. Я предлагаю вам организоваться в пары и восстановить сказку. Пара, которая справится с заданием, покажет знак.
(работа с картинками)
б) Характеристика сказочных героев. (составление синквейна «Девочка в начале сказки», «Девочка в конце сказки»). (работа в группах)
Смелая Невоспитанная Невежливая Трусливая Гордая Хитрая Злая Любит брата | Добрая Упрямая Вежливая Заботливая Признает свои ошибки Любит брата |
в) Работа с пословицей «Не дорого начало, похвален конец».
-
Рефлексия.
— Сказка-это урок. Какой урок вы получили, работая над сказкой?
— Сегодня на уроке я понял……………
-
Итог. Оценка урока. Самооценка.
-Почему произошло несчастье, кто виноват?
— Когда и почему девочка меняется к лучшему?
Что ж, пришла пора прощаться,
Всех проводим в дом родной.
Обещаем повстречаться
С вами в сказке, но в другой.
-
Домашнее задание: подготовить пересказ, сделать рисунки.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 145»
Проект познавательный «Русские народные сказки в жизни ребенка.»
в _младшей группе общеразвивающей направленности
СКАЧАТЬ (с фото)
Воспитатели:
Лашманова.О.А
г. Дзержинск 2021г.
1.НОД: «Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.
Систематизировать знания о русских народных сказках.
Обеспечить развитие памяти, логического мышления.
Активизировать словарный запас детей (бытовые , волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
2. НОД : Путешествие в сказку « Заюшкина избушка».
Цель: Обеспечить развитие умение рассказывать сказку по алгоритму, учить детей отвечать полными предложениями, активизировать словарь,
Способствовать развитию связной речи детей.
Способствовать развитию умения рассуждать.
Обеспечить развитию воображения, мышления, логики.
Пробудить чувство любви к русским народным сказкам, доброжелательное отношение к героям сказки.
Вызвать интерес к художественной литературе.
3. НОД «В гостях у сказки».
Цель: Обеспечить развитие умения подбирать заместители предметов и на их основе узнавать ситуации сказки и разворачивать сюжет.
Способствовать формированию у воспитанников умения внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).
Вызвать желание помочь близкому.
4. НОД Творческое рассказывание по сказке «Теремок».
Цель: Обеспечить развитие умение составлять рассказ по сюжету знакомой сказки с самостоятельно придуманными героями.
Обеспечить развитию ассоциативного мышления и творческого воображения через использование заместителей; развитию речи: учить детей подбирать признаки заданному предмету, расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов.
Вызвать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию).
5.Нод «Путешествие по сказкам».
Цель: Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность;
Обогащать и активизировать словарь по теме «Семья».
Обеспечить развитие внимания, памяти, мышления.
Способствовать формированию представления о понятии «Семья»: что такое семья, виды семей (по количеству членов семьи), отношение членов семьи друг к другу.
Обеспечить развитие умения анализировать поступки, находить причины неправильных поступков.
Пробудить чувства ответственности за близких людей, стремление уважать своих родителей и заботиться о них.
Вызвать желание помогать взрослым.
1. Беседа «На кого из сказочных героев я похож»
Цель: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.
2. Беседа «В гости к книге»
Цель: воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.
3. Рассказывание сказки используя сюжеты к этой сказки (картинки).
Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».
Дидактические игры:
«Расскажи сказку по серии картинок»
«Составь сказку»
«Назови сказку»
«Узнай сказку по зачину»
«Что сначала, что потом»
«Из какой сказки пришёл герой (героиня)?»
«Из какой сказки волшебная вещь?»
«Подбери иллюстрацию к сказке»
«Сложи картинку и узнай сказку»
«Сложи сказку», «Что лишнее?»
Чтение художественной литературы:
«Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса») «Гуси-лебеди»
«Рукавичка»
«Волк и семеро козлят»
«Три медведя»
«Три поросенка»
«Заюшкина избушка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
«Репка»
«Зимовье зверей»
«Маша и медведь»
«Кот, Петух и Лиса»
«Теремок»
«Отгадывание загадок на тему «Сказки».
Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.
Настольно-печатные игры:
«Любимые сказки» («Играем и учимся»)
«Сказки о животных»
Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
Социализация.
1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок».
2. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
3. Занятие — развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку
переносим!»
Художественно-эстетическое развитие.
Показ воспитателем театров по сказкам:
«Заюшкина избушка»
«Кот, Петух и Лиса» (на конусах)
Нод «Заюшкина избушка»
Цель: Учить создавать на одной аппликативной основе разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы.
Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
Цель: Учить детей рисовать животных методом тычка.
Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.
Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.
Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Цель: Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
Закреплять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приёмом примазывания.
Развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику.
Учить составлять композицию по литературному произведению.
Воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.
Физическое развитие
1.Подвижные игры:
«У медведя во бору»
«Гуси — лебеди»
«Кот и мышь»
«Курочка — хохлатка»
2.Физминутки: «Сказки», «Колобок», «Теремок», «Репка».
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
1.Консультации «Сказка в жизни ребенка»
«Читайте детям сказки»
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
2.Анкетирование «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
3.Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).
4.Оформление выставки:
«Русские народные сказки» (рисунки).
«Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малыш.
Паспорт педагогического проекта
Тема проекта | Русские народные сказки в жизни ребенка |
Вид проекта | познавательный |
Тип проекта | Краткосрочный, групповой |
Участники проекта (указать возраст воспитанников) | Воспитанники (возраст 3-4 лет), родители, воспитатели. |
Актуальность проекта | Сказка учит добро понимать, |
Цель проекта | Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства. |
Задачи проекта | Задачи: |
Проблемный вопрос | К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей все таки находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают ,что сказки в жизни ребенка имеют огромное значение для развитие речи и воспитании детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг время уделяется . На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей. |
Продукт проекта | Обогащение развивающей среды: в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый); Изготовление альбома для рассматривания: |
Сроки реализации | Апрель-май |
Планируемые результаты | Ожидаемые результаты: |
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
Сроки | Мероприятия |
Подготовительный этап | |
Основной этап:
Дорожная карта основного этапа проекта:
Дата | Мероприятия | Участники образовательного мероприятия (дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ) | Создание условий для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Творческое рассказывание по сказке «Теремок» | Беседы: | Организация игровой деятельности |
Заключительный этап:
Дата | Итоговые мероприятия | Участники образовательного мероприятия (дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ) |
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно- Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки» | Воспитанники младшей группы и родители. РАБОТА С ДЕТЬМИ: 1. Рассматривание альбомов | |
7
Приложение 39
Конспект занятия по развитию речи
(средняя группа)
Тема: «Путешествие по сказкам».
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»
Формы занятия: сюрпризный момент, беседа, загадывание и отгадывание загадок,
дидактическая игра, рисование, складывание разрезных картинок, придумывание конца
сказки, моделирование.
Задачи:
-
закрепить умение узнавать знакомые русские народные сказки;
-
закрепить умение передавать структуру сказки с помощью моделирования;
-
закрепить приемы нетрадиционного рисования;
-
развивать способность к фантазированию на основе сюжета знакомой сказки;
-
развивать умение придумывать конец знакомой сказки;
-
развивать внимание, память, воображение, мышление;
-
развивать речь, активизировать словарь;
-
развивать мелкую моторику, двигательную активность;
-
воспитывать нравственно-патриотические чувства детей через малые фольклорные формы;
-
воспитывать самостоятельность, уверенность, аккуратность;
-
формировать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Словарь новых слов: волшебная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная,
мудрая, поучительная, необычная.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, беседа о героях сказок, драматизация отрывков из сказок.
Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровая технология, технология «ТРИЗ».
Оборудование и материалы: атласный мешочек, картинки со сказками, блюдечко, наливное яблочко, клубок, разрезные картинки, модели сказки «Теремок», гнездо, Курочка Ряба, игрушка Колобок, игрушечные деревья, ватман большого формата на котором изображен лес, аудиозапись; ватные палочки, кусочки поролона, ватные диски, гуашь, влажные салфетки.
Ход занятия
1. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.
Звучит музыка «Приходи сказка». Под музыку входит сказочница Марья.
Сказочница: Здравствуйте, ребята! Зовут меня – сказочница Марья. Я рада, что вы пришли ко мне в гости в сказочное царство. Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. У меня в царстве случилась беда. Гуси- лебеди унесли Иванушку к Бабе -Яге. Поможете Аленушке найти братца?
Дети: Да.
Сказочница: Но вы должны выполнить много трудных заданий: знать много сказок, отгадывать загадки, собирать сказку из частей, моделировать сказку, придумывать конец сказки, рисовать, а еще надо быть внимательными, старательными, послушными. Не испугаетесь трудностей?
Дети: Нет.
Сказочница: А дорогу к Бабе – Яге нам покажет вот этот волшебный клубок.
(Бросает клубок, он катится к чудесному мешочку.)
2. Дидактическая игра «Угадай сказку».
Сказочница: Что это?
Дети: Мешочек.
Сказочница: А мешочек не простой,
Он волшебный, вот какой! Хотите узнать, что находится в волшебном мешочке? (Дети по очереди достают картинки и называют героев сказок. «Журавль и цапля», «Снегурочка», «Морозко», «Бычок Смоляной бочок», «Лисичка сестричка и серый волк, и т. д.
3. Беседа о сказках.
Сказочница: Ребята, а какие это сказки?
Дети: Русские народные.
Сказочница: Почему сказки называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Сказочница: Что такое сказка?
Дети: Сказка это то, чего на самом деле не бывает. Это волшебство. Чудо. В сказке с героями случаются необыкновенные события. Говорят звери, вещи, птицы.
Сказочница: А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети: Волшебная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая и т.д.
Сказочница: А как сказки заканчиваются?
Дети: Добро побеждает зло, у сказки счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.
Сказочница: Молодцы ребята!
4. Отгадывание загадок.
Сказочница: Покатился дальше наш волшебный клубочек.
(На пенечке стоит блюдечко с наливным яблочком).
Сказочница: Куда прикатился наш клубочек?
Дети: К яблочку.
Сказочница: — Да это же мое волшебное яблочко.
— Катись, катись, яблочко наливное,
По серебряному блюдечку.
Посмотрим, что там внутри. (Открывает яблочко и достает загадки.)
А теперь загадки отгадайте.
Сидит в коробе девочка,
У мишки за спиной;
Он сам того не ведая,
Несет ее домой («Маша и медведь»).
Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Сказочница: Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы!
5. Дидактическая игра «Собери сказку».
Сказочница: Катится дальше наш клубочек. Куда это он прикатился? На полянку.
Ой! Что это такое? (На полу лежат разрезные картинки.)
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто — Ах!
Все картинки он порвал.
С лешим в чехарду играл.
Помогите их собрать
Сказку русскую назвать!
Сказочница: Надо из частей собрать сказку. (Дети из частей собирают картинки сказок и называют их).
Сказки: «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»,
«Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Сказочница: Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
6. Моделирование сказки.
Сказочница: Идем дальше. Ой, ребята клубочек через ручеек перекатился, а мы с вами перепрыгнем.
Сказочница: (катит клубок к магнитному мольберту) Катился наш клубочек и прикатился в сказку.
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
Назовите сказку.
Дети: Теремок.
Сказочница: Мы ее покажем с помощью моделирования.
(Дети, используя модели, выстраивают последовательность цепочки героев сказки «Теремок»)
7. Придумывание конца сказки.
Сказочница: Наш клубочек катится дальше. Ребята кто это?
Дети: Курочка Ряба.
Сказочница: Жили-были дед, да баба. Была у них курочка ряба. Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик. Я придумала новую сказку, а вы придумайте конец сказки.
Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше? (дети сочиняют конец сказки).
Сказочница: Молодцы ребята помогли мышке не оставили ее в беде. Какую хорошую сказку мы с вами сочинили.
8. Затруднение в игровой ситуации.
Сказочница: Нам снова надо продолжать путь. Катись мой волшебный клубочек.
(Катит клубок). Клубок катится к колобку, который лежит под елочкой.
Сказочница: Ой, кто это такой круглый, да ладный?
Дети: Колобок.
Сказочница: Колобок ты почему такой грустный?
Колобок: Ребята вы все такие веселые, дружные, а у меня нет друзей.
Сказочница: Давайте поможем колобку, нарисуем много колобков, чтобы он с ними дружил. (Дети садятся за столы.)
Сказочница: Ребята, какой формы колобок?
Дети: Круглой.
Сказочница: А чем можно рисовать?
Дети: Кисточкой, ватными палочками, кусочком поролона, пальчиком.
Сказочница: А теперь разомнем наши пальчики.
9. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
10. Художественно-продуктивная деятельность.
Сказочница: Начинайте рисовать колобков.
Звучит спокойная музыка.
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся детям.
Дети рисуют на ватных дисках колобков и приклеивают их на ватман с изображением леса.
Сказочница: Колобок посмотри, каких друзей нарисовали тебе ребята.
Колобок: Спасибо, ребята, теперь у меня много друзей.
Сказочница: Ребята, отправляемся в путь искать Иванушку. (Бросает клубок. Дети идут за сказочницей.)
11. Итог непосредственной образовательной деятельности.
Звучит тревожная музыка «Полет Бабы-Яги». (аудиозапись)
Сказочница: Ребята, Баба-Яга нас почуяла! Но вы её не бойтесь. Если мы к ней обратимся ласково, поприветствуем её, то и она будет к нам добра.
Баба-Яга (выходит из избушки): Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем
пришли? Зачем пожаловали?
Сказочница: Ребята, нужно вежливо попросить Бабу-Ягу, вернуть нам Иванушку.
Дети: Здравствуй, Баба-Яга, верни нам, пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Аленушка плачет.
Сказочница: Баба-Яга, ребята много трудных заданий выполнили, чтобы тебя найти. Расскажите Бабе-Яге, что вы делали в моем сказочном царстве?
Дети: Угадывали сказки, отгадывали загадки, собирали сказки по частям, моделировали сказку «Теремок», придумывали конец сказки «Курочка Ряба», рисовали для колобка друзей.
Баба-Яга: Молодцы! Иванушку я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждут.
Сказочница: Баба Яга, а ребята на прощание хотят потанцевать с тобой.
Танец с Бабой-Ягой. Мелодия «Бабка Ежка».
Баба-Яга: До свиданья ребята. Я теперь буду доброй, и никого не буду обижать. (Уходит.)
Сказочница: Ну, а вам ребята пора возвращаться в детский сад. Понравилось у меня в сказочном царстве?
Дети: Да.
Сказочница: Вот вам подарки. (Дарит книжки-малышки.) До свиданья ребята.
Звучит песня «Дорогою добра».