Русская народная сказка солнце и блины

Расступайся, народ масленица к нам идет! чучело зимы сжигают, весну красную встречают! масленица это радостная встреча весны, долгожданного

Расступайся, народ — Масленица к нам идет! Чучело зимы сжигают, Весну красную встречают! Масленица — это радостная встреча весны, долгожданного солнышка и тепла, пробуждение природы и радость от чуда жизни. Это недельное гулянье с блинами и единение всего народа.

А много ли знают ваши дети про этот старинный праздник, и какой смысл он несёт? Мы подготовили подборку пословиц и поговорок про Масленицу для детей: короткие, для школьников 1-2-3 класса, о блинах, солнце, весне. Рассмотрим мы и значение некоторых пословиц про Масленицу.

Масленица – семикова племянница

Короткие пословицы и поговорки про Масленицу для детей

***

Боится Масленица горькой редьки да пареной репы. Была у двора Масленица, а в дом не зашла. Масленица – объедуха, деньги приберуха. Масленица семь дней гуляет. Масленица – семикова племянница. Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем. Не всё коту масленица, а будет и Великий Пост. Масленица не на век даётся. Не житьё, а Масленица. Пришла Масленица – кататься. Широко живёшь, маслено ешь. Блины и поцелуй счета не любят. Без кота мышам масленица. Продлись наша Маслена до воскресного дня.

Масленица — это праздник который еще называется, как масленичная (сырная) неделя.

Отдадим почтенье на Сырной в воскресенье

Значение и продолжение пословицы «Не все коту масленица» «Не всё коту масленица, а будет и Великий Пост» Всё хорошее когда-нибудь кончается, за праздниками приходят будни, как за Масленицей приходят почти два месяца сурового Великого поста.

«Хоть себя заложи, а Масленицу проводи» Масленицу отмечали в деревнях и городах, причем празднование считалось обязательным.

«Масленица объедуха, деньгам прибируха» Праздник масленицы отмечается неделю. Это время шумного гулянья – объедание, игры, пляски – это требует денег.

«Масленица не на век даётся» Хоть и веселятся люди целых семь дней, но и эта радость заканчивается.

«Не житье, а Масленица» Значит люди живут благополучной и сладкой жизнью, как на празднике Масленицы.

«Как на Масленой неделе в потолок блины летели» Блин – символ Масленицы – такой же круглый и горячий, как солнышко, которого всем нам так не хватало холодной зимой. Как хочется, что скорей оно стало над нами тёплым и добрым.

«Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло» Веселитесь, гуляйте, много ешьте на Масленицу. Пусть испачкаетесь от жирных блинов и начинки, но останетесь сытыми и довольными.

Широка река Маслена – затопила и Великий Пост

Пословицы и поговорки про Масленицу для школьников 1-2-3 класса

***

Кому Масленица да сплошная, а нам Вербная да Страстная. Милости просим к нам об Масленице своим добром, с честным животом. Отдадим почтенье на Сырной в воскресенье. Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про Пост вспоминай без маслица. Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить. Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло. Широка река Маслена – затопила и Великий Пост. Ищет, где сорок лет – Масленица и по три года мелкие праздники. Душа моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело. Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков. Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка Масляна. И самый хладнокровный человек любит горячие блины. Не гуляла, не жаловала ни в рождество, ни в масленицу, а привел бог в великий пост. Примостилась Масленица на краю церковного поста. Душа моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело, сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепёлочка.

Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Повсюду появлялись театры и торговые палатки, где можно было отведать блинов и напиться горячего чая.

Пословицы про Масленицу для детей и школьников

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают

Масленица идет, блин да мед несет. Не все коту Масленица, бывает и Великий пост. Маслена не на век дается. Масленица объедуха, деньгам приберуха. Масленница семь дней гуляет. Маслена неделю гуляет. На Масленой повеселись, да блинком угостись. На горах покататься, в блинах поваляться. Отдадим почтение на сырной в воскресенье.


Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица. Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить. Масленица, семикова племянница. Была у двора масленица, да в избу не зашла. Без блина не маслена; без пирога не именинник. Продлись наша маслена до воскресного дня. Маслена широко разлилась: затопила великий пост. Без блинов – не Масленица. Масленицу провожаем, света солнца ожидаем. После Масленицы — Великий Пост, а за Страстною — Пасха. Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить! Это Масленица идет, блины да мед несет.

***

Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники. Не житье — бытье, а Масленица. Без кота мышам масленица. Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков.

***

Приметы на Масленицу:

Какой день маслены красный, в такой сей пшеницу. Ненастье в воскресенье перед масленой — к урожаю грибов.

Блины – солнцу родственники

Пословицы и поговорки о Масленице и блинах

***

Блин не клин – брюхо не расколет. Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны. Блин не сноп, на вилы не наколешь. Не корми блином, напой прежде водой! Блины – солнцу родственники. Где блины, тут и мы; где с маслом каша – тут и место наше. Масленица идёт, блин да мёд несёт. На Масленой повеселились, да блинком угостились. Без блинов – не Масленица. Где блины, тут и мы. Как на Масляной неделе в потолок блины летели. Масленица без блинов и именины без пирогов не бывают. На горах покататься, в блинах поваляться. Кому чин, кому блин, а кому и клин. Блином масленым в рот лезет.

В прощёное воскресенье люди просили друг у друга прощение за все обиды, сжигали чучело зимы на костре.

Пословицы и поговорки о блинах

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О БЛИНАХ
Пословицы и поговорки это душа народа, они отображают его жизнь, образ мыслей и особенности характера. Насколько русской душе милы блины можно увидеть по количеству пословиц и поговорок, в которых этот самый блин упоминают. Без блина — не масленица, без пирога — не именины. Без блинов не масленица, а без пирогов не праздник

Блин брюху не порча.

Блин не клин, брюха не расколет. Блин добро не один. Блин и без масла в рот лезет. Блины да оладьи — замотались сватьи. Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны. Блины пекла, да со двора стекла. В блин ломоть завернуть. Воровать — не блины продавать.

Врет, что блины печет: только шипит

Где блины, тут и мы; где с маслом каша, тут место наше. Где пирог с крупой, тут и я с рукой; где блины тут и мы, а где оладьи, тут и ладно.

Грозила матка сыну ножом, а на ноже-то блин большой, а пасынку блинок дает, да ножиком сует.

Замотались сватьи от блинов да оладий.

Захотел от кошки лепешки, от собаки блина.

И блины испечь требуется время.

Избушка на курьих ножках, пирогом подперта, блином покрыта (из сказки).

Как ни кинь, а все блин. Как ни ворочай, а все блин блином. Как хлеб дошел, так пирог пошел, а пирог дошел, так блин пошел, а блин дошел, так в мир пошел. Кому блин, кому клин, а кому просто шиш. Кому чин, кому блин, а кому и клин. Куму блинами, а Фому пинками.Матушка прислала попросить мучки да молочка, сковородочки да подмазочки, хочет блины печь, а помазок у нас свой есть Не корми блином, напои прежде водой Не подбивай клин под овсяный блин — поджарится и сам свалится Не подбивай клин под овсяный блин: поджарится — сам свалится. Не рад и блину, как кирпичом в спину. От лени губы блином обвисли

Отложить блины до иного дня.

По семи молодцов на овсяный блин.

Первый блин – комом.

Скоро только блины пекутся. Сухой блин горло дерет. Это Масленица идет, блин да мед несет. Тот же блин, да на другом блюде. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибаюТ
СТИХИ, ЗАГАДКИ И ПОСЛОВИЦЫ О МАСЛЕНИЦЕ
В 2013 году Масленица пройдет с 11 марта по 17 марта.

Масленица

Масленица, Масленица, Дай блинком полакомиться. Прогони от нас метели, Прокати на карусели. Растопи холодный лёд, Пусть весна скорей придёт!
(В. Степанов)
Широкая масленица – сырная неделя!
Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «ВСТРЕЧА». Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер… Накатавшись вволю, все блины едят. «ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада. Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них – награда: Сдобный и румяный масленичный блин! Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся. Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи! А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит. Ледяные крепости, снежные бои… Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих. ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»… Тёща приглашает зятя на блины! Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы. Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ». Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ! ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает. Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ». Чучело соломенное – Зимушку – сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень… Пышные гуляния Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять! Через год Красавицу снова повстречаем. Снова будем праздновать, блинами угощать!
Со времён старинных, давних…

Со времён старинных, давних Праздник Солнца к нам спешит. Он один из самых ранних В окна вешним днём глядит. Это Масленица мчится Вдоль по улицам родным. Пьёт, гуляет вся станица, Ест блины куском большим: Со сметаной и нардеком, С рыбой, мясом и икрой. Шире праздник с каждым веком, Не назвать его игрой. ПОНЕДЕЛЬНИК – день для встречи

, В гости все к друзьям идут. А во ВТОРНИК – песни, пляски.
Заигрышем
день зовут. В СРЕДУ – стол от угощений Ломится: ешь, пей, казак! А в ЧЕТВЕРГ – день примирений… «
Тёщин день
» – зовётся так. Мирится свекровь с снохою, Тёща зятю руку жмёт. Споры кум забыл с кумою, В гости всяк к себе зовёт. Хороводы водят девки, Парни едут на санях. С яра снежного подлетки Мчатся с горок на ногах. Казаков урядник бравый Зазывает для игры. Рано утром он, лукавый, Навтыкал в сугроб лозы. На конях разгорячённых Её рубят казаки: На скаку на полном саблей Её режут дончаки. В стороне казачек важных Неспокойный курагод. Они в снег платки бросают – Пусть наездник подберёт… Ну а в ПЯТНИЦУ –
гулянье
, Пир на улицах идёт. Атамана угощенье… За столы спешит народ. От блинов горячих жарко, Медный самовар пыхтит. Каждый весел без подарка. Тройка шумная летит. Кони ряженые скачут, Стон полозьев, песни, смех. Казаки под бубен пляшут, Старики счастливей всех. День СУББОТНИЙ величаво
Посиделками
зовут. Хороводы с песней водят, В гости без конца идут. ВОСКРЕСЕНЬЕ – день
прощанья
,
Проводы
седой зимы. В каждой хате целованья, Год ждать новой Маслены. Колокольный звон играет, Всех к заутрене зовёт. Молодой и старый знает: Завтра пост в дома придёт. После службы в поле выйдут Все с поклоном казаки. К Солнцу взор с молитвой вскинут И попросят по-людски: – Солнце красное, будь щедрым, В поле семена согрей! Будь, Господь, к нам милосердным: Землю дождичком полей. Дотемна идёт веселье, Угощается народ, До звезды до первой чтобы Всем наесться наперёд.
(И. Мордовина)
Зима не навек!

Зима не навек! Размаслило снег. Солнце, как блин, Пышет в синь! По селу во все концы — Колокольцы. Лошади тройками! Бабы взойкали. Дуги цветасты, Гривы — в косы. Весна, здравствуй. Просим! А в санях-то, ах! Девок малинно, Шали веют длинно. Вон и конюх сам, Развалясь важно, У него по саням Цветы бумажные, А в руке красный флаг, Виднее так! Масленица честная, Селам всем известная, Блинами объедуха, Червонцам приберуха! Проедим зимицу, Пропьем, как невесту, И проводим с честью! За зимью красоту Отгуляйте свободно, Чтобы было в году Плодородно!
(Т. Смертина)
Масленица

Здравствуй, Масленица! Дай нам маслица! Мы блинов себе горячих напечём – Нам метели и морозы нипочём! Если есть сковорода, Не страшны нам холода, Потому что блин горячий – Это лучшая еда! То не мышь пищит, Не мороз трещит, В сковородке блин За блином шкварчит. Да с селёдочкою, Да с икорочкою, Да по краю с золотистою Корочкою! Вот так Масленица Дала маслица нам! Даже в небе появились два блина: Это солнце-блин, и рядом блин-луна. Один блин горячий, Другой холодный. Полезай на небо – Если кто голодный! По земле колёсами Покатились блинчики… Дети, под берёзами Собирай гостинчики! Мир крещёный нынче радуется, Потому что нынче Масленица. Приходи, народ, и с нами съешь блина, Чтоб на землю поскорей пришла весна! Ну-ка, съешь блина, Чтоб пришла весна!
(А. Усачёв)Масленица На столе калачи. И блины горячи. За окошком румяное солнышко. Раскраснелось оно, Словно выпить смогло Чаю пять самоваров до донышка. За окошком поёт о весне капель, О зиме уходящей поёт. Мне не хочется дома сидеть теперь: По деревне весна идёт. (О. Акулова)
Нынче Масленица с нами

Веет в воздухе ВЕСНОЙ, В парк спешит народ честной, Да с утра, да семьями, В это воскресение!

Всяк идёт, кому не лень:

На Руси – особый день! На плечах я! У отца! Нынче – МАСЛЕНИЦА!

Видят всё глаза мои:

Вот концерт, А там бои. Звонкая да чистая – Песня голосистая То летит, то стелется, Про купца, про девицу!

Больше нравится мне пляска –

Это праздник, это сказка! Встала мама в хоровод – Лебедь белая плывёт…

С папой мы удивлены:

И ватрушки, и блины, С пылу с жару – их съедают, А они не исчезают!

Пахнет солнцем и блинами –

Нынче – МАСЛЕНИЦА С НАМИ! Станем чучело сжигать, Будем ЗИМУ провожать!
(Н. Капустюк)
Русоволоска Масленица добрая

Русоволоска Масленица добрая Гуляет всю неделю от души! Печёт блины, оладьи, пышки сдобные, Румяные, как солнце. Хороши!

Весёлым хороводом праздник славится,

Поёт, хохочет весь честной народ. Весну встречает Маслена-красавица. Прощай зима, до встречи через год!
(Т. Лаврова)
Нынче проводы зимы

Нынче радуемся мы — Нынче проводы зимы С пирогами да блинами, В шуме милой кутерьмы. С горки саночки летят, Очи девичьи горят, Песни, пляски и гулянья Уж который день подряд. Молодым искать не лень Нареченных целый день: Женихов — девчатам И невест — ребятам, А у тещи на блинах Зять довольно крякнул: — Ах! Съел, наверно, штук под сорок — То-то праздничный размах! Это — Масленица, Чудо — Масленица.

Пробуждение земли

Скоро крылья распахнёт Сонная земля, Пробуждение придёт С криком журавля; Признаёт и сам февраль Перемену дней, Сквозь небесную вуаль, Солнечных коней Шлёт, как вестников Весна В серые дома: – Пробуждайтесь ото сна! – Говорит она. И в застуженных сердцах Тает мёртвый лёд. Мчится тройка в бубенцах – Масленицы ход…

Радость – в каждый дом!
Встанем утром рано, Напечём блинов С творогом, сметаной, С мёдом. Будь здоров! С маслом и вареньем, Вот Вам угощенье! Масленицу встретим. Чучело сожжём. Праздник мы отметим. Радость – в каждый дом! Яркий лучик солнца – Каждому в оконце!(Н. Губская)
Ожидание Масленицы

Кот ходил, сидел, лежал,

Долго масленицу ждал. Песни пел, шипел, сопел: «Не зима, а беспредел!» Под окошком батарею Он теплом кошачьим греет! И надеется, что – вот! Побыстрей весна придёт!
(А. Эйсмонт)
Широкая Масленица

Широкая Масленица, Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся! Масленица, Масленица, Блинами попеканщица, Приходи раненько, Встретим хорошенько — Сыром, маслом и блином И румяным пирогом. Масленица — блиноеда Накормила до обеда. И сама — за плетень, На весь день, на весь день. Полизала сыр и масло, А сама потом погасла.
Проводы зимыНам везде надо успеть — И сплясать, и песню спеть! Съесть корзину пирогов! Да с три короба блинов! Мы в избу беленую Чисто подметем, Ой, тоску зеленую Мы не пустим в дом! Холод да метелицу Прочь прогоним мы. Эй, встречай с весельицем Проводы зимы! Ой да Масленица, погости недельку, Широкая на двор въезжает! А мы, девушки, ее встречаем, А мы, красные, ее состречаем! Ой да Масленица, погости недельку, Широкая, погости другую!
Масленица

Масленица! Масленица, Круглые бока! В небе солнце ластится — Знать весна близка.

На тарелке блинчики

Горкой у меня, Круглые, румяные — Солнышку родня!

Подходите, деточки,

Я вас накормлю, Молодые «веточки», Очень всех люблю.

Праздники славянские —

Радость в каждый дом! С песнями и плясками Мы в весну войдем. . .
(Н. Обинякина)
Масленичные задоринки

Масленица, угощай! Всем блиночков подавай! Чтобы блины горочкой, И все с икорочкой!

Масленица – значит, живы,

Раз гуляем – будем жить, И блинами объедаться, Веселиться и любить.

С горочки пойдём кататься,

Грусть-тоску прогоним прочь, Будем с зимушкой прощаться, Ей уже нельзя помочь!

Пусть горит костром в полнеба

Из соломы голова, Побросай в огонь скорее От любви былой дрова.

Удалою пляской русской

Под гармошку закружись… С Масленицей расстаёмся! Где ты там весна? Проснись!

Масленица

Встретим песней русской звонкой, Да блинами – целой горкой Под гармонь да нашу – «Барыню» Мы Весну-красну, сударыню.

Мы при всём честном народе

Зиму снежную проводим И сожжём сегодня чучело, Пожелаем в жизни лучшего!

Принимай, Весна, подарки,

Хороводы и баранки, Поиграем вместе в салочки, С горки скатимся на саночках.

Веселитесь вместе с нами,

Угощайтесь все блинами! Ах, блинок, как солнце ясное – Золотисто, да и масляно!
(Л. Фирсова-Сапронова ■) Блинные стихи и загадки
Посреди небесных тел…

Посреди небесных тел Лик луны туманный, Как он кругл и как он бел, Точно блин с сметаной. Кажду ночь она в лучах Путь проходит млечный. Видно, там на небесах Масленица вечно!
(М. Лермонтов)
Русские блины

Если есть сковорода, Будет русский сыт всегда: Жарким солнышком весны Зашкварчат на ней блины.

Пышные, румяные,

Пламенно-огняные. С ободочком-корочкой, С мёдом ешь, с икорочкой.
(И. Агеева)
Русский блин

Издревле люди на Руси На Масленицу, Бог спаси, Устав от стылой тишины, Пекли румяные блины. Звал тёщу на блины зятёк, Муж для жены оладьи пёк. Мать для сынов пекла по паре С икрой и с мёдом, на опаре. Свекровь учила молодуху Как ставить в бочке медовуху. Как ждать гостей, как стол накрыть, Блины подать, весёлой быть. Блин гостем был, хозяевал, Рты и ротишки открывал; Питал и веселил народ. Был вхож в любые из ворот. В боярском доме, и в клети, И нищему на паперти; На олове, на хрустале – По русской блин шагал земле. Был комом, или маслом тёк, На перекрестьях всех дорог И неудачу, и успех С лихвою блин делил на всех. И пел народ, и был един: «Он – солнца сын – Наш, русский блин»! (Т. Культина)

Масленица угощает!

Как на масленой неделе Из печи блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! Масленица, угощай! Всем блиночков подавай. С пылу, с жару – разбирайте! Похвалить не забывайте.
(И. Мордовина)
Как на масленицу Данечке…
Как на масленицу Данечке Напеку печатных пряничков. Заведу блиночки-солнышки, Испеку на сковородушке. И улыбками на личиках Разрисую пару блинчиков. Сто других полью вареньицем. Есть блинки никто не ленится.(Лира Ликбеза) Разбирай блины! Как у нашей сватьи Масляны оладьи, Лакомы ватрушки, Плюшки – завитушки. А ваш-то пирог Подгорел на один бок. А блины-то горячи С пылу-жару из печи, Пышны да румяны С маслом и сметаной. А у вас сковорода Закоптилася, беда. Ай, да масленица, В пояс кланяется. Разбирай блины – Всем достанется.(Т. Дергунова)
Детям нравятся блины…

Детям нравятся блины. До чего блины вкусны! Все на свете влюблены В аппетитные блины!! Со сметанкой и с икрой! Поскорее – стол накрой! С джемом, с медом и с вареньем, Со «сгущенкой» – объеденье!! С мясом, с маслицем, с грибами, С фруктами и овощами… С творожком или с капустой, С пудрой сахарною, вкусно!.. Я зову к себе гостей, Моих маленьких друзей, Налетайте, на блины!.. Ой, штанишки нам тесны…
(Т. Юдина)
Блинчики
Пять яиц, стакан муки Масло, чашка, две руки. Сода, соль и молоко – Миксер крутится легко. Он крутился и крутился – Блинчик тонким получился. С пылу, с жару, да с медком – Жду вас в гости вечерком. Приходите, приходите, Радость в дом мой приносите. Где нет чая и гостей – Нету радости, вестей.(И. Финк)
По древнему рецепту

Ох, люблю же я блины! До чего они вкусны! Мне их бабушка печёт. Вот опять их есть зовёт.

Я пеку румяные

Русские блины По рецепту древнему Предков старины Знает его тайну Бабушка моя, По наследству – мама, И, конечно, я Сладкие, медовые, С мёдом, с молоком Ароматы сладкие Заполняют дом Три огромных блюда Напеку блинов, – Приходите в гости – Чай уже готов!
(Д. Кузнецов)
Ода блинам!

Масленица блинная, Сытная, старинная, С самоваром, с огоньком, Солнцем, снегом, ветерком… Сказано немало слов, Напеку скорей блинов, Чтобы под конец зимы Всласть весну встречали мы! Тесто быстро замешу, Всё что надо положу, Сковородку раскалю, Блин половничком налью. Зашипит на масле тесто, В сковородке ему тесно, Ловко блин переверну, На рисунок посмотрю. Первый блин похож на солнце, В нём узор лучами рвётся… Блин второй готов багряный, Словно яблочко румяный! А на третьем вижу пятна, Что такое, непонятно? На луну похож тот блин, Испеку ещё один… В дырках блин похож на сыр, Не блины, а целый мир! Слишком тонкий на листок, Слишком толстый на жирок, А последний на звезду, На рогатую козу… На блин теста не хватило, Но запёкся он красиво! Стопочкой блины стоят, С пылу, с жару, точно в ряд! Ждут когда растопят масло, Чтобы блинчик стал атласным. Каждый блин помажу смачно, Получилось всё удачно! Во рту тает нежный блин, Я хочу ещё один! Блин – волшебная лепёшка, Сам себе большая ложка, Всё в него я положу, Друзей в гости приглашу! Первый блин с копчёной рыбкой, Можно даже с осетринкой, В промежутке блин второй Обязательно с икрой! Блин с селёдочкой для вкуса, Ну, хотя б на пол укуса, А четвёртый блин с мяском, С пряным фаршем уголком! В блинчик пятый для обманки Можно положить сметанки… А макать в сметану блин Никому не запретим! Блин печёный с творожком Оставляем на потом… А пока добавим мёда В блин для сладкого захода, И вареньицем клубничным Поливаем блин привычно… Всё запьем душистым чаем, Вот как мы весну встречаем!
(А. Латулина) Открывайте рты пошире
В горло гамбургер не лезет,

От спагетти тошнота, С маслом блин куда полезней Для души и живота.

От блинов душа добрее,

И солиднее живот. Кто в блинах не разумеет, Свет коптит, а не живет.

Чтобы не было зазора,

Забивает плотник клин, Я для связки разговора Применяю слово «блин». В книжках пишут, что арабы Колесо изобрели. До арабов наши бабы Из муки его пекли. Если зять как спичка тощий, Не гадая дам ответ: На блины не ходит к теще, Ест салат и винегрет. Про блины часа четыре Мог бы вам частушки петь. Открывайте рты пошире, Чтоб блинов побольше съесть.
(Smitti, Хохмодром)
Я ем блины, блины еще быть может…

Я ем блины, блины еще быть может В кастрюле той остыли не совсем, Но пусть Вас это больше не тревожит, Я и без вас их с аппетитом съем.

Я ем блины так искренно и нежно,

Я был так долго голодом томим. Я съем блины безмолвно, безнадежно. Я лучше подавлюсь, но не отдам другим.

Блины
(Русская народная песня)
Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели! Ой, блины, блины, блины, Вы, блиночки мои!

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица. Ой, блины, блины, блины, Вы, блиночки мои!

На поднос она кладёт

И сама на стол несёт. Ой, блины, блины, блины, Вы, блиночки мои!

«Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы». Ой, блины, блины, блины, Вы, блиночки мои!
Загадки
Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы. Люди в эти дни должны Веселиться, печь блины.
(Масленица.)
Пред постом – народные гулянья,

Мясоед, веселье и блины. И с зимою лютою прощанье По заветам доброй старины.
(Масленица.)
Упало солнышко в снега,

Влилась молочная река, Плывут в горячую страну Там делать в дырочках луну.
(Блины.)
Для любимой бабушки

Испеку оладушки. Так румяны и вкусны Эти пышные …
(Блины.)
Ой, ты Лакомка-Среда! Масляна сковорода! Как повелось со старины – Едем к… !
(Тёще на блины)
Масленица – объеденье! Напечем блины с утра. К ним – сметана и варенье И, конечно же, … !
(Икра)
И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны – Наши солнышки –…
(Блины)
В масленично воскресенье

Все старался старый Тит Попросить у всех прощенья И ответить: …
(«Бог простит!»)Пословицы о Масленице
Не житье-бытье, а Масленица.

◘ Масленница семь дней гуляет.

◘ Боится Масленица горькой редьки да пареной репы (т.е. поста).

◘ Масленица идет, блин да мед несет.

◘ Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

◘ Маслена не на век дается.

◘ Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают.

◘ Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков.

◘ Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

◘ Как на масляной неделе в потолок блины летели.

◘ Без блина не масляна.

◘ Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить.

◘ Блин не сноп – на вилы не наколешь.

◘ Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники.

◘ Блин не клин, брюха не расколет.

◘ И самый хладнокровный человек любит горячие блины.

◘ Блины и поцелуи счета не любят.

Каталог:

olderfiles olderfiles -> Это должен знать каждый собственник жилья: Как правильно читать и понимать квитанцию по оплате жилищных и коммунальных услуг olderfiles -> Отчет доходов и расходов по родительской плате, поступившей в декабре 2011 года olderfiles -> Рефрактометрия. Градуировочный график. Алгоритм обработки данных. Линейная функция olderfiles -> Гражданское право по Судебникам 1497 и 1550гг. Право собственности olderfiles -> А1 ано а= 6А16 b=1548. Какое из чисел c, записанных в двоичной системе, отвечают условию a olderfiles -> Про дату заснування «сторожі Бахмутовської» та міста Бахмут olderfiles -> Глава Общая характеристика Соборного уложения olderfiles -> ГенПрокуратура, интернет-приемная, «борьба с коррупцией»
Достарыңызбен бөлісу:

Как весна зиму поборола.

Жила в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:

— Когда Весна придет, когда талица ударится и с гор снеги скатятся, а по лужкам разольется вешняя вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать – звать.

Ждет Маша Весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, все Морозы кует; надокучила она всем, холодная, студеная, руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовет Солнце:

Солнышко, Солнышко, Красное ведрышко, Выгляни из-за горы, Выгляни до вешней поры!

Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:

— Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретила ли свою сестру?

Солнце говорит:

— Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от Красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. Иди, красная девица, за мной. Как увидишь перед собой лес — зелен весь, там и ищи Весну. Зови ее в свои края.

Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес — зелен весь. Ходила – ходила Маша по лесу и заблудилась. Лесовые комарочки ей плечики искусали, сучки — крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капели голову смочили. Только присела Маша на пенек отдохнуть, как видит – летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья – для всякого зелья. То лебедь была – Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает маленькие ручейки в быстрые реки. Стала тут Маша Весну кликать — звать, рассказывать:

— Ой, Весна – Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, все Морозы кует, холод – стужу напускает.

Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.

А зима не уходит, морозы кует да посылает их наперед Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнет – там и заслон сметет, другим махнет – и сугробы тают. Морозы – то от Весны бегут. Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли.

Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко- далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там ее Весна и замкнула ключом.

Так-то Весна Зиму поборола!

Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год теплый, хлебородный.

Что можно рассказать детям о народном празднике Масленица

Праздник Масленица не имеет постоянной даты. Он привязан к христианскому календарю и отмечается за 7 недель до Пасхи, на последней недели перед Великим постом. Одно из объяснений, почему Масленица так называется: на этой неделе начиналась подготовка к Великому посту, мясо уже нельзя было есть, а масло еще можно.

Масленичная неделя

Первые три дня недели – с понедельника по среду – узкая масленица. Шла подготовка к празднику, строили снежные крепости, украшали жилье. С четверга по воскресенье – широкая, когда работали все меньше, а гуляли и веселились больше.

Понедельник – встреча Масленицы. Делали чучело из тряпок и соломы и выставляли его на видном месте. Начиная с этого дня, детвора ежедневно каталась с горок.

Вторник – заигрыш. Взрослые и дети ходили по домам, поздравляли с Масленицей, пели песни, веселились. На заигрыш начинались потехи, игры, катания на санях.

Среда – лакомка. Начинали кататься с горок и взрослые. По деревне ездила тройка с бубенцами. В этот день было принято ходить в гости по родственникам всей семьей. На лакомку тещи угощали зятьев пирогами , блинами и медовыми пряниками.

Четверг – разгуляй-четверток. В разгуляй было больше всего игрищ: конские бега, кулачные потехи, борьба. Устраивались катания с гор на санях. Ряженые как могли веселили народ. Гуляли с утра до ночи, водили хороводы, плясали, пели частушки.

Пятница – тещины вечерки. В этот день недели зятья угощали блинами своих тещ. Девушки в полдень выносили в миске блины и шли к горке. Парень, которому нравилась девушка, торопился попробовать ее блины, чтобы узнать: хорошая ли хозяйка из нее получится.

Суббота – золовкины посиделки. На посиделки молодые семьи приглашали к себе родных. Вели разговоры о жизни, если кто был в ссоре – обязательно было принято мириться. Вспоминали умерших родных и близких.

Воскресенье – прощенный день. В этот день устраивали проводы Масленицы. Пекли очень большие блины, “царские”. К блинам подавали варенье и мед, сметану и сыр и икру. На большом костре из соломы сжигали чучело Масленицы. Ритуальное сжигание чучела символизировало избавление от старого и ненужного, готовность к приходу нового достатка и благополучия. Пепел от костра разбрасывали по полям, чтобы был богатый урожай. В прощенное воскресенье люди мирились, просили прощения друг у друга.

Сжигая соломенную куклу, приговаривали: Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная!

Игры для детей на Масленицу


Раньше на Масленицу были популярны:

  • кулачные бои;
  • поедание блинов на скорость;
  • катания на санях;
  • лазанье на столб за призом;
  • сжигание чучела;
  • купание в прорубях.

Детям же предлагаем такие игры:

Царь горы

И дети, и взрослые собирались у заснеженной горы, а затем по команде ведущего начинали на нее карабкаться. Кто первым забирался на гору, тот и победитель.

А по спуску с горы даже предсказывали, кому какой год предстоит. Если съедешь благополучно (не перевернешься, не ударишься), то и год будет удачным. А чем дальше проедешь, тем дольше проживешь.

Взятие снежного города

Дети и взрослые строили снежный город, потом одна команда его обороняла, а другая нападала.

Горелки для самых маленьких

Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее (круг сжимается),

А весна милее (круг расширяется).

Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!!!». По этому сигналу дети разбегаются, ведущий их ловит.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 марта 2021; проверки требуют 7 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Блин.

Русская народная сказка солнце и блины

Русские блины, приготовленные в Восточной Сибири, Россия

Ру́сские блины́ — традиционное блюдо восточных славян, национальный вариант блинов. Традиционные русские блины готовятся на дрожжевом тесте, иногда завариваются в воде или молоке (заварные блины) перед выпечкой в традиционной русской печи. Раньше для их приготовления часто использовалась гречневая мука. Блины на пресном (бездрожжевом) тесте в дореволюционной литературе назывались блинцами, блинчиками или молочными блинами, и не были распространенным или обрядовым блюдом. Некоторые исследователи русской кухни считают тонкие блинчики из пресного теста поздним, заимствованным блюдом.[1]

В Европе слово блины (blini, bliny) обычно используется без перевода именно для дрожжевых[источник не указан 171 день] русских блинов, которые отличаются от традиционных местных вариантов этого блюда.

История[править | править код]

Русское слово блин восходит к др.-рус. млинъ и изначально обозначало еду из перемолотой муки (сравните укр. млин «мельница»[2]).

У восточных славян блины были обрядовой едой на поминках, и первоначально именно в этом качестве использовались на Масленицу[3], когда умерших предков приглашали «к обильному ужину накануне поста»[4]. Впоследствии блины стали атрибутом русской Масленицы безотносительно их ритуальной символики. Причиной использования блинов в поминальных обрядах фольклорист В. Я. Пропп считает архаичность этого блюда:

Почему при поминках употреблялись блины — на этот вопрос можно ответить только предположительно. Во всяком случае не потому, что они своей круглой формой напоминают солнце и должны служить магическим средством возвращения солнца после зимы, как думают некоторые исследователи. <…> По-видимому, блины — древнейшая форма печёной мучной еды.[5]

Англичане и англоязычное население Ирландии, Австралии и Канады традиционно пекут блины (pancakes) на Масленицу (Pancake Tuesday «блинный вторник»), а также устраивают «блинные бега». Учитывая кросс-культурные параллели, обычай печь блины можно рассматривать и в контексте масленичного объедания перед Великим постом.

Рассматривать блины как древний элемент славянской масленичной обрядности нет оснований. У украинцев и белорусов атрибутом Масленицы являлись не блины, а вареники со сметаной. Более того, даже у русских блины на Масленицу были распространены не везде, став массовым её атрибутом лишь в XX веке[6].

В массовой культуре[править | править код]

С подачи учёных «мифологической школы» (А. Н. Афанасьев и др.) в конце XIX века блин в массовом сознании начинает ассоциироваться с солнцем. По мнению исследователей, мнение о связи блинов с солярным культом не имеет серьёзных оснований[6][7]. Тем не менее, мифологема о связи с солнцем стала очень популярной, и отразилась, например, в словах А. И. Куприна, которые часто приводят в подтверждение солнечной «языческой символики» блинов:

Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растопленным маслом — это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Круглый, горячий блин — символ яркого солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных счастливых браков.

В советские годы идея о «блинах — символе солнца» поддерживалась академиком Б. А. Рыбаковым, воспринявшим наследие «мифологической школы».

Давно уже высказано мнение, что блины являются символом солнца и их изготовление и коллективное поедание отмечало победу дня над ночью, света над тьмой. В русских деревнях IX—X вв. известны круглые глиняные сковородки с зубчатыми краями и с прочерченным ещё по сырой глине крестом, знаком солнца. Вероятно, они делались для выпечки масленичных блинов. Вся небольшая сковорода (диаметр 20 см) с её лучистыми краями являлась как бы моделью солнца.[8]

Блины в произведениях искусства[править | править код]

  • Рассказ Чехова «Глупый француз» описывает непонятную для иностранцев способность русских поглощать во время еды огромное количество блинов.
  • Н. С. Лесков в «Железной воле» рассказывает о трагикомических приключениях немца Гуго Пекторалиса в России, завершаются они гибелью Пекторалиса, подавившегося блином.
  • Знайка, герой повести Носова «Незнайка на Луне» объяснял формирование лунных кратеров аналогией с дырками в блинах.
  • Рассказ Тэффи [1]
  • Рассказ Аркадия Аверченко «Широкая Масленица».

См. также[править | править код]

  • Оладьи
  • Масленица

Примечания[править | править код]

  1. Ковалёв, Николай Иванович. Русская Кулинария. — 1990. — С. 69.
  2. Блин // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986. — Т. I : А—Д. — С. 175.
  3. Соколова, 1979, с. 48.
  4. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. С. 391, 406.
  5. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — С. 27.
  6. 1 2 Соколова, 1979, с. 47.
  7. Г. Г. Ершова. В поисках бессмертия. От египетской Книги Мёртвых до феномена ламы Итигэлова. — ЭКСМО, 2009. — С. 217. — ISBN 978-5-699-29546-3.
  8. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. Глава 13.

Литература[править | править код]

  • Ковалёв Н.И., Усов В.В. Вот такие пироги! // Рассказы о тайнах домашней кухни. — М.: Химия, 1993. — С. 286—290. — 336 с.
  • Ковалёв Н.И. Блины, блинчики, оладьи // Блюда русского стола. — СПб.: Лениздат, 1995. — С. 98—105. — 317 с.
  • Ковалёв В.М., Могильный Н.П. Блины // Русская кухня: традиции и обычаи. — М.: Советская Россия, 1990. — С. 86—93. — 256 с.
  • Мороз А.Б. Про блины, зятя и тещу // Живая старина. — 2016. — № 2. — С. 13—17.

ПРОЕКТ «ФИЛОСОФИЯ РУССКОЙ СКАЗКИ»

                                          «Сказка
ложь, да в ней намек! Кто познает — тем урок».

Вступление

Все мы  уверены в том,
что русские народные сказки предназначены для малышей. Их незатейливые сюжеты и
простота изложения взрослому неинтересны. А между тем «Колобок», «Репка» и
«Курочка Ряба» — сказки совсем не детские…

С раннего детства мы
знакомы с русскими сказками, знаем, что Баба Яга и Кощей Бессмертный злые, а
Иван обязательно победит темную силу и спасет Василису Прекрасную. Но нам
интересно знать, откуда в русских сказках такие необычные герои и такие
повороты сюжета?

Знаете ли вы, какое отчество у Бабы Яги? Почему Кощей
— Бессмертный, а смерть его на конце иглы, которая хранится в яйце? Почему
богатыри сражаются с врагом на Калиновом мосту через речку Смородину?

Оказалось, что большинство наших народных сказок берут
начало в мифах древних славян. Все знают выражение А.С. Пушкина «Сказка – ложь,
да в ней намек, добрым молодцам урок». Значит, сказка – это выдумка?

“Ложью” у cлавян называлась неполная, поверхностная
Правда. Например, можно сказать: “Вот целая лужа бензина”, а можно сказать, что
это лужа грязной воды, затянутая сверху пленкой бензина. Во втором утверждении
— Правда, в первом же сказана не совсем Правда, т.е. Ложь.

В большинстве сказок нет случайных образов и
персонажей, названий, имён и слов, а смысловая нагрузка сродни русской
матрёшке, в внутри которой находится другая, а внутри неё – ещё одна и т.д.,
главный смысл сказки может таиться где-то в её глубине – под слоем более
простых смысловых наслоений. Все уровни сказки могут представлять собой окошко
в неизвестный мир устройства мироздания и основ жизни.

Актуальность проекта:

Мы живем в очень
непростое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети
не читают никаких книг. Это вызывает тревогу. Нужны такие методы и формы
работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо
подходит как раз метод проектов. В нашем проекте мы работаем со сказками.

Сказка – это один из основных жанров фольклора,
популярный жанр устного народного и авторского творчества с установкой на
вымысел.

С помощью работы над проектом  у нас появится
возможность изучить и передать детям семейные традиции и культурные ценности
народов проживающих в России. Необходимо обучать детей культуре родного народа,
так же как и другой учебной дисциплине. В данном проекте в решении этих задач нам
поможет фольклорный жанр — сказка, в частности – русская народная сказка.

Цель проекта:

Развитие творческого потенциала активной,
самостоятельной, эмоционально – отзывчивой, социально – компетентной и
развивающейся личности как субъекта деятельности через знакомство с философией
русской народной сказки.

Задачи проекта:

— расширять читательский и культурный кругозор учащихся;

-изучить истоки русской сказки, возникновения
сказочных персонажей;

-формировать умение понимать скрытый смысл,
иносказание русской сказки;

-развивать творческие способности детей через
театрализацию сказки;

совершенствовать навыки работы в
коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.

-совершенствовать словарный запас;

-воспитывать добро, справедливость, любовь к родной
культуре через русские народные сказки.

Этапы проекта:

1.     Изучение
истоков русской сказки, происхождение и смысл. Анкетирование. Скрытый смысл,
заложенный в сказочных героях

2.     Философский
смысл русских народных сказок.

3.     Написание
сказки

4.     Инсценировка
и показ сказки по группам.

5.     Презентация
проекта. Рефлексия

Ожидаемые результаты:

1.Активизация деятельности детей. Развитие интеллекта,
коммуникативных и творческих способностей учащихся.

2. Вовлечение детей в активную творческую деятельность
.

3. Проявление активности, инициативы, творчества в
организации и проведении мероприятий, посвященных сказкам.

4. Овладение разнообразными формами и методами поиска
знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими.

5. Обогащение знаниями о русских народных сказках, об
их роли.

6 . Инсценировка сказки.

Длительность реализации проекта – 6 недель

Возраст: 8-12 классы (14-18 лет)

1 этап

Занятие 1

 Начнем с того, что само
слово «сказка» произошло от глагола «казать» и означало «перечень», «точное
описание». Именно, точное! В самых простых, казалось бы, примитивных сказках,
заложен глубокий философский смысл, формирующий национальный и культурный
характер человека. Многие великие писатели и ученые внимательно изучали русские
сказки и пришли к выводу, что именно в русских народных сказках сокрыты знания
об устройстве человека, природы и даже всей Вселенной.

Попрошу вас заполнить анкету
(см. приложение)

А теперь разберем самую
известную русскую сказку.

Курочка Ряба

Взрослым людям эта сказка
может показаться даже глупой. Ну, казалось бы, дед с бабкой бьют золотое яйцо,
но их усилия не приносят никакого результата. Вдруг появляется мышка и
наконец-таки разбивает яйцо. Происходит то, чего старики добивались. Но нет же!
Они оба принимаются плакать. А успокаиваются только тогда, когда курочка
обещает снести им новое яичко, причем, простое. Законам современной логики эта
сказка не поддается. С точки зрения прагматичного человека, все повествование —
глупость последней степени. Сами посудите: курица сносит золотое яйцо. Для
бедных деревенских жителей это должно быть подарком судьбы: яйцо можно продать
и зажить безбедно. Но вместо всего этого дед и баба прикладывают максимум сил,
чтобы уничтожить свалившееся на них богатство. Однако все становится понятно,
если попробовать увидеть в этой сказке не просто действия героев, а глубинный
смысл.

Сразу отмечу, что золото в древности символизировало
смерть, а яйцо – мир. А потому золотое яйцо – это не что иное, как конец жизни,
мира, вселенной. Старики пытаются бороться со смертью – бьют яйцо. Но у них
ничего не выходит: они таки и остаются пожилыми и немощными. Когда же мышка
разбивает яйцо вдребезги, дед и бабка осознают, что настал конец и, конечно,
плачут. Однако курочка уверяет их в том, что вскоре снесет им не золотое, а
простое яичко. А значит, стариков ждет новая жизнь, обновление, перерождение.

Итак, казалось бы, знакомая сказка представляется в
совершенно ином свете.

Давайте, выдвинем гипотезу: «В русских народных
сказках сокрыты знания об устройстве человека, природы и даже всей Вселенной».

Занятие 2

Герои сказок

Иван дурак.
На самом деле даже имя его в самом начале не носило негативный оттенок, как это
стало сейчас. А вот привычное нам значение к слову «дурак» пришло только в 17
веке.

Кстати, слово «дурак» в древние времена не
имело негативного значения.
Раньше, еще до принятия христианства,
детей очень долго называли вымышленными именами, чтобы черти не могли забрать
их душу. Одним из таких имен было «Другак» от слова «другой». Позже, для
удобства в произношении «другак» стал «дураком». С 14-го века оно служило
именем-оберегом, которое часто давали младшему сыну. Ему не доставалось
наследства от родителей. Старшие братья в сказках успешны и практичны. Иван же
проводит время на печи, так как его не интересуют бытовые условия. Он не ищет
денег или славы, терпеливо переносит насмешки окружающих. Однако именно
Ивану-дураку в итоге улыбается удача. Он непредсказуем, способен разгадать
нестандартные загадки, хитростью побеждает врага. Герою свойственны милосердие
и доброта.. За неказистыми одеждами скрывается образ мудреца, служащего добру и
остерегающегося фальши. Дурак нужен сказке для оценки ценностей «разумного
мира» Дурак он в глазах окружающих потому, что живёт не по их законам выгоды и
корысти, а по законам честности и справедливости. И в сказке-то именно дураку
везёт, на его стороне удача.

Василиса Премудрая, она же Василиса
Прекрасная
, в русских сказках — это не кто иной, как богиня жизни
Жива, дочь Сварога и Лады в славянской мифологии.
Она
является воплощением женского идеала, в котором сочетается ум и красота.

Основной
акцент в описании Василисы сделается на ее внутреннем мире, а не на внешности.
Поэтому Василиса часто предстает образе животных и птиц (лягушка, кукушка и
т.д.). Описание внешности довольно условное: статная девушка с плавной
походкой, длинной красивой косой и ясными голубыми глазами. Следует особо
отметить то, что длинные волосы всегда считались основным признаком женственности,
поэтому у всех героинь русских сказок была длинная коса.

Жар-птица.
Завладеть ею стараются многие положительные герои сказок. Свободно парящая в
небе, она является символом небесного светила, которое дарует удачу, изобилие,
творческую силу. Это представительница иного мира, которая часто превращается в
похитительницу. Ворует жар-птица молодильные яблоки, дарующие красоту и
бессмертие. Поймать ее может только тот, кто чист душой, верит в мечту и тесно
связан с умершими предками. Обычно это младший сын, который должен был
ухаживать за старыми родителями и много времени проводил возле родового очага.
Таким образом, герои русских сказок учат нас уважать предков, слушать свое
сердце, преодолевать страх, идти к мечте, несмотря на ошибки, всегда помогать
просящим о помощи. На глубинном мифологическом уровне является олицетворением
огня, света и солнца. Поэтому каждый год осенью Жар-птица умирает, а весной
возрождается. На межкультурном уровне у неё есть аналог – птица Феникс,
возрождающаяся из пепла.

Дремучий лес.
Это пространство другого мира. Часто лес — граница между миром мёртвых и живых,
куда должен совершить путешествие главный герой. Признаком иного мира является
отсутствие признаков жизни и движения, тишина, — или, наоборот, наличие
разумных растений и животных.

Образ Бабы-яги уходит корнями в древнейшие
времена матриархата. Эта вещая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и
птиц, охраняла границы «иного царства» — царства мертвых.
Ее
образ связан с образом жрицы при инициальных и похоронных обрядах. В сказках
Баба-яга живет на краю леса («Избушка, встань ко мне передом, к лесу задом»), а
лес у древних людей ассоциировался со смертью. Баба-яга не только охраняла
границу между мирами живых и мертвых, но и была проводником душ умерших на тот
свет, поэтому одна нога у нее костяная — та, которая стояла в мире мертвых.

В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Так,
Баба-яга помогает герою попасть в тридевятое царство — загробный мир — при
помощи определенных ритуалов. Она топит баню для героя. Затем кормит-поит его.
Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение усопшего,
«покойницкое» угощение. Еда мертвых не подходила для живых, поэтому, требуя
еды, герой тем самым показывал, что он не боится этой пищи, что он «настоящий»
усопший. Герой временно умирает для мира живых, чтобы попасть на тот свет, в
тридевятое царство.

Баба Яга – персонаж, в последнее время, очень
популярный. Официальная «прописка» у нее в Ярославской области

Избушка на курьих ножках .  В
славянской мифологии традиционное место обитания сказочной Бабы-яги — это
своего рода таможня, пункт перехода из мира живых в царство мертвых.
Поворачиваясь к герою передом, к лесу задом, а потом наоборот, избушка
открывала вход то в мир живых, то в мир мертвых/

Мифологический и сказочный образ необычной избушки
взят из реальности. В древности умерших хоронили в тесных домиках — домовинах
(по-украински гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках подчеркивается
теснота избушки-гроба: «Лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в
потолок врос». Гробы-домовины ставили на очень высоких пнях с выглядывающими
из-под земли корнями — казалось, что такая «избушка» и правда стоит на куриных
ногах. Домовины ставились отверстием, обращенным в противоположную от поселения
сторону, к лесу, поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к
нему передом, к лесу задом.

Кощей Бессмертный
— это герой мифологический, сын Чернобога.

Кащей (или Кощей) — один из самых загадочных
персонажей русских сказок. Кащей принадлежит к миру мертвых. Подобно
древнегреческому богу загробного царства Аиду, Кащей похищает невесту главного
героя. Кстати, как и Аид, Кащей — обладатель несметных сокровищ. Слепота и
ненасытность, приписываемые Кащею в некоторых сказках, — это характеристики
смерти.

Кащей — бессмертный лишь условно: как известно, его
смерть находится в яйце. Здесь сказка также донесла до нас отзвуки древнейшего
универсального мифа о мировом яйце.

Змей Горыныч.
Был у Чернобога еще один сын, Горын Змеевич, перенявший у отца своего всю его
змеиную природу, живучесть и многоголовость. В языческие времена змею
поклонялись как богу. В славянской мифологии Горыня — один из трех богатырей,
который «заведовал» огнем («гореть»).

После победы христианства на славянских землях, а
особенно в результате набегов кочевников на Русь Змей Горыныч превратился в
резко негативного персонажа с чертами, свойственными кочевникам: он сжигал
пастбища и деревни, уводил в полон людей, ему платили дань. В христианстве змей
— это символ зла, хитрости, грехопадения человека. Змея — одна из форм
воплощения дьявола,  символ абсолютного зла. Змей-Горыныч настолько
отрицательный персонаж, что даже «Мать-Сыра Земля» не сразу хочет впитывать в
себя черную кровь, вытекающую из его ран.

Река Смородина и Калинов мост

Река Смородина
в буквальном смысле водораздел между явью и навью (миром живых и миром
мертвых), славянский аналог древнегреческого Стикса. К растению смородине
название реки не имеет никакого отношения, оно однокоренное со словом «смрад».
Смородина является серьезным препятствием для сказочного или былинного героя,
реку тяжело перейти, как тяжело попасть живому в мир мертвых.

Через реку Смородину перекинута переправа — Калинов
мост
. Название моста не имеет отношения к калине, здесь корень общий со словом
«раскаленный»: поскольку река Смородина часто называется огненной, мост через
нее представлялся докрасна раскаленным. Именно по Калинову мосту души переходят
в царство мертвых. У древних славян фраза «перейти Калинов мост» означала
«умереть». Если на «нашей» стороне моста мир живых охраняли богатыри, то по ту,
загробную, сторону мост охраняло трехголовое чудовище — Змей Горыныч.

Занятие 3

Сказочные традиции

Награда. Во многих русских
сказках герой после прохождения всех испытаний награждается Родом: красавицей,
которая становится затем любимой супругой, т.е. сам смысл сказки – любовь, а
это — есть гармония мужского и женского начала, любящая пара, которая переходит
в родовой семейный супружеский союз. Сказка завершается всегда свадьбой.
Сва-де-бо – Небесное Деяние Богов (Сва — небесное, Де – деяния, Бо- Богов) и
Любовь – Люди Богов Ведающие (Лю-люди, Бо- Богов, ВЪ — Ведающие ), откуда и
есть выражение «Все свадьбы свершаются на небесах».

Мы не замечаем, что состав этих слов показывает
несколько иную картину мира, не ту, к которой мы сейчас привыкли. Эти слова —
жениться и жених.

Жениться — брать жену.
Жених — будущий муж. А теперь вглядитесь на корни этих слов. Корень на самом
деле один — жен-. И кто же главный был в этом процессе создания семьи? Жена. В
русских сказках девицы-красавицы сами выбирали себе мужа, а не наоборот (выйти
замуж — описательное выражение этого ритуального действия появилось
относительно недавно). Сейчас бы мы сказали, что девушка объявляла «кастинг»,
на который являлись все желающие поучаствовать в этом действе. При этом именно
за ней давалось полцарства придачу. То есть государственная власть и имущество
наследовались по женской линии. И «кастинг» проходил по одному сценарию:
проверялась физическая мощь, пространственная ориентация (это только славянские
женихи знают, куда идти, если их отправили туда, не знаю куда, и принести то,
не знаю что), смекалка или ум (когда женихам загадывались загадки).

Один из частотных сказочных сюжетов — это временная
смерть
. Девушка надевает запретную одежду, укалывается булавкой или съедает
яблоко и падает замертво, а оживает только после поцелуя любви. В реальности
был похожий обычай: прежде чем отдать девушку замуж, нужно было ее понарошку
умертвить. Главная часть церемонии была посвящена как раз этому: девица должна
была умереть как невинная девушка и возродиться к жизни уже женщиной.
Проделывали это играючи: укалывали невесту иголкой или булавкой, после чего она
картинно падала на землю, будто мертвая. «Оживляли» героиню обычно песнями и
плясками.

В старину существовал обычай приносить в жертву
невинную девушку: ее топили в реке, от которой зависел урожай. Считалось, что
тогда река будет благоволить людям и не пересохнет, а значит, местное племя не
погибнет от голода. В сказках этот обычай трансформировался в драконов и других
чудищ, которые крадут девиц. Дракон в этом случае олицетворяет сам обряд, а его
злобное воплощение доказывает, что люди на самом деле не были согласны с таким
раскладом дел.

Поэтому в сказаниях появляется храбрый юноша, который
закалывает острым мечом чудище и спасает девушку. Если бы в той далекой
реальности среди народа нашелся такой герой, то его мгновенно отправили бы
вслед за девицей в речку. По таким сказочным трансформациям сюжетов
исследователи изучают, как менялось отношение народов к тем обычаям, которые у
них были.

Обработка русских сказок

Очень многие русские поэты и писатели пересказывали и
обрабатывали русские народные сказки.

Много таких пересказанных сказок у Алексея Толстого
(Гуси-лебеди, Коза-дереза, Морозко, Медведь и мужик, Репка, Теремок, Сестрица
Аленушка и братец Иванушка).

Обязательно следует назвать Александра Афанасьева,
Александра Пушкина, Ушинского, Льва Толстого, Павла Бажова.

Леонид Филатов (1946–2003) был щедро одарен
разнообразными талантами. Блестящий артист театра и кино. Замечательный
драматург, сценарист и кинорежиссер. Великолепный поэт. Пародист. Сказочник.
Создатель и ведущий телепередачи «Чтобы помнили» на канале ОРТ. Автор едкого,
уморительно-смешного сказа «Про Федота-стрельца, удалого молодца».

Просмотр фрагментов сказки в исполнении автора
Л.Филатова

Занятие 4

Философские сказки

 «Теремок»

У сказки «Теремок» существует несколько вариантов
окончания. В классическом, народном варианте – медведь домик-теремок рушит,
звери едва не погибают и разбегаются. Этот вариант имеет наиболее мощное
психологическое воздействие и признаки драматической развязки. Смысл, который
можно обнаружить здесь – «не сможешь договориться – всё потеряешь» или,
например, «всему своя мера и важно вовремя остановиться». Однако если взглянуть
на сказку «Теремок» в контексте современной жизни, то результатом интерпретации
может вполне стать понимание неоднозначности проявления толерантности к «чужим»,
приезжим, тем, кто претендует на часть твоего жизненного пространства…
Поэтому, варианты сказки, где в финале все звери вместе строят новый дом,
причём, еще лучше прежнего – гораздо более привлекателен (если хотите –
политкорректен), хотя и существенно меняет результат интерпретации
первоначального смысла.

Представление сказки (творчество детей)

Репка

Первое, что приходит на ум – это взаимопомощь. Любую
работу, которая кажется непосильной, можно сделать вместе, «всем миром» , нужно
только попросить помощи.

Проглядывается тема примирения (Жучка-кошка,
кошка-мышка) – это говорит о важности мира и согласия в коллективе.

В этой сказке изначально тоже было больше персонажей.
В частности, кроме деда, бабки, внучки, Жучки, кошки и мышки, в ней участвовали
и отец с матерью. Сказка «Репка» – это философское размышление о человеческом
роде и его связях. Репка была посажена самым старшим в семье – дедом. Это корни
рода, несущие в себе некие знания, она как бы объединяет земное, подземное и
надземное. Весь род этими знаниями сможет воспользоваться только в том случае,
если не прервется связь между поколениями. Ясно, что только все вместе, предки
и потомки, составляют силу. Да и члены ныне живущей, одной семьи не могут
существовать друг без друга.

 Дед – это корни,  древняя мудрость, бабка – традиции  дома,
хозяйственность, отец – опора и защита, мать – любовь и забота, внучка –
продолжение рода, Жучка – охрана достатка в Роду, кошка – благоприятная
атмосфера в доме, т.к. коты являются гармонизаторами энергии человека, а мышка
– благосостояние этого самого дома, достаток ( где нечего есть — и мыши не
водятся). Если хоть одни компонент исчезнет, весь дом (род) разрушится.

Но христиане убрали Отца и Мать, и заменили их образы
на защиту и опору от церкви, а заботу и любовь – на Христа.

Изначально смысл заключался в следующем: иметь связь с
Родом,  жить в гармонии с родными, значит иметь счастье и достаток в семье.

Представление сказки (творчество детей)

Занятие 5

Гуси-лебеди

Почему гуси-лебеди? Гуси – древнейшие домашние птицы,
олицетворяющие обычный деревенский быт, то есть совершенно земную жизнь.
Лебеди, прилетающие и улетающие красавцы, в народном восприятии относились к
загадочным, потаенным птицам. Недаром же в сказках лебедушка, ударившись о
землю, могла обернуться девицей-красавицей. То есть лебеди – птицы волшебные,
романтические, принадлежащие какому-то прекрасному, далекому и притягательному,
но явно не обыденному миру. Это птицы, которые способны жить в двух мирах. Кроме
того, образ этих птиц связан с водой как со сферой, разделяющей жизнь и смерть.
Птицы эти – не обычные пернатые, а человеческие души, которые издавна
представлялись славянам в образе птиц. Они летают по небу, курсируя между миром
живых и миром мертвых. Дочери родители поручают следить за братом, девочка
считает себя взрослой (не слушается).  Гуси- лебеди уносят мальчика почти с
порога родительского дома в мир Бабы-Яги. Его сестра отправляется вслед за ним,
начинается процесс взросления, который требует прохождения определенных
испытаний. И первое, что встречается ей на пути – Печь и хлеб – два символа
человеческой общины, семьи. Но героине сказки надо выйти за пределы
человеческого социума и она не ест ритуальный хлеб.

Далее на ее пути встречается яблоня. И снова символ,
на сей раз здоровья, жизненной силы, красоты, мудрости (вспомним живильные,
молодильные яблоки сказок). И вновь героиня отказывается от того, что может
задержать ее в мире живых.

И в конце своего пути она встречает молочную реку с
кисельными берегами – страшное пограничье двух миров. Вспомним, именно овсяный
кисель с молоком – ритуальное блюдо, причем последнее, поминального и
похоронного стола на Русском Севере. Именно овсяным киселем и молоком поминают
родителей в так называемые «родительские» дни…

Не свершив поминального обряда и не вкусив ритуальной
пищи, героиня сказки «Гуси-Лебеди» вступила в пространство межмирья, во
владения Бабы-Яги. Вскоре появляется самый занимательный персонаж этой сказки –
Баба Яга. В древности ее называли Йога. Йога была богиней и занималась тем, что
переправляла людей в мир иной.

Поведение и мальчика, и девочки при возвращении в мир
людей иное.

Они пьют молоко и едят овсяный кисель, принося жертву
предкам.

Они едят яблоки, возвращая себе жизненную силу.

Они съедают по ржаному пирогу, символу человеческой
общины, и, кроме того, забираются в печь.

Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за
братом и сестрой. Почему?

Дело в том, что, забираясь в печь, мальчик и девочка
совершают древний обряд ПЕРЕПЕЧЕНИЯ, который сохранился на Русском Севере
вплоть до наших дней.

Помните, в сказках Баба Яга предлагает детям сесть на
лопату и сует лопату в печь. Какой ужас, не правда ли?

Однако такой обряд действительно существовал в Древней
Руси и назывался перепечение. Если младенец вдруг становился беспокойным, много
плакал и болел, с ним совершали именно этот ритуал. Клали младенца на хлебную
лопату и совали в печь,
 но есть их, конечно, никто собирался. После
того, как ребенка вынимали из печи (естественно теплой, а не раскаленной),
считалось, что это новый человек. Ребенок вроде как рождался заново,
перезагружался, если сказать современным языком.  Обряд проводила знахарка с
участием женщин рода. Так и в сказке «Гуси-лебеди» брат  и сестра перепекаются
для того, чтобы вернуться назад, в мир живых, они обретают зрелость и выходят
из печки уже качественно новыми более зрелыми людьми, т.е. прошел процесс их
взросления.

Представление сказки (творчество детей)

По щучьему веленью

Прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение
распоряжаться деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова
дурак, которое применимо к Емеле, — слово простак.

Старшие братья называются умными в том значении, какое
придается этому слову на базаре житейской суеты, где всякий думает только о
своих личных интересах, а младший – глупым в смысле отсутствия в нем этой
практической мудрости: он простодушен, незлоблив, сострадателен к чужим
бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод.

На простодушность и прямоту героя указывает и тот
факт, что поймав волшебную щуку, он не пожелал себе дворцов и богатств, а
продолжил жить так, как будто и не стал, по сути, всемогущим в житейском плане.
Неслучайно именно благодаря простоте и добродушию Емеля получил такую награду
от щуки, благодаря, если можно так выразиться, везению. Если бы щуку поймал
один из старших братьев, то он наверняка пожелал всего того, что желает обычный
человек ищущий земных удовольствий, которые бы выразились в деньгах, славе,
власти. Вот здесь я бы отметил первый и важный урок: простота и бесхитростность
– это важные качества человека, которые не являются недостатком или признаком
слабости.  Печь символизирует собой пространство сознания, в котором герой
сказки находился большую часть времени, и из которого выбираться очень не
хотел, т.к. всё время созерцал сам себя. Однако человек не может находиться в
гармонии, если его внутренний мир никак не связан с внешним. «Познакомившись»
со щукой, Емеля осознал свои истинные желания и обрёл намерение, которое
выражается в словах: «По щучьему велению, по моему хотению». Щуку также можно
трактовать как «Щура», т.е. пращура – родоначальника всего и человеческого
духа. Река, из которой Емеля решил набрать воду, является неким энергоинформационным
каналом, в который можно проникнуть, только и отказавшись от сковывающих
убеждений.

Главный смысл сказки «По щучьему велению» состоит в
том, что счастье человека зависит от него самого. Фраза: «По щучьему велению,
по моему хотению» означает единство двух граней бытия – Духа человека и его
Души. Если не знаешь, чего желать, то ничего и не будет. Емеля, хоть и
представленный нам как неумный простачок, на самом-то деле счастья хотел, и он
его получил. Кроме того, становление Емели прекрасным принцем – это проявление
внутренней красоты на внешнем плане. А обо всём судим, как говорится, по
конечному результату.

Конечно же, в реальной жизни мы не поймаем волшебную
щуку, но для того, чтобы добиться успеха в жизни, необходимо хорошо
представлять себе, к чему необходимо стремиться. Емеля знал, чего он хочет, и
сумел правильно воспользоваться новыми возможностями, которыми его одарила

Представление сказки (творчество детей)

Занятие 6

Колобок

Существует 3 объяснения сказки колобок. Давайте их рассмотрим

1. В первоначальном варианте животных в сказке
«Колобок» было гораздо больше. Причем, каждый из них при встрече с колобком,
откусывал от него какую-то часть. Благодаря этим подробностям, сказка
приобретает совсем иной вид. Так главный герой становится похожим на луну. А
его постепенное уменьшение от зубов голодных зверей – это лунные фазы. Так что
сказка «Колобок» – это урок астрономии для самых маленьких.

2. Шар или блин в традиционной культуре — символ
солнца. Масленичные блины символизируют солнце, т.к. масленица вобрала в себя
языческий праздник весеннего равноденствия. На древнеславянском «коло» или
«хоро» — «круг», что свидетельствует о сакральном, «солнечном» смысле танца
хоровода. Колобок — символ солнца.

Первого на своём пути, Колобок встречает — зайца.

Заяц — это символ зарождающейся силы, мощь
нарождающейся жизни. Заяц труслив, но плодовит. Весна — время для продолжения
рода. Встреча колобка с зайцем — образ прихода весны.

Дальше колобок встречает волка. По древним преданиям,
греческая богиня Лето, оборачивалась волчицей. Встреча «колобка» с
волком — залог хорошего урожая. Образ волка — это образ ненасытности,
неистовости. Летом нужно неистово трудиться, чтобы создать задел на зимние
месяцы.

После волка, колобок встречает медведя. Время медведя
— ранняя осень. Это время сбора урожая, созревания грибов, ягод. Время
накопления добра на долгую голодную зиму.

И завершается путь колобка после встречи с лисой. Лиса
— славянский символ зимы — одной из личин богини Мары. Время лисы — начало и
середина зимы.

Таким образом, минуя четыре времени года — Земля
завершает свой путь вокруг Солнца.

3. Сказка «Колобок» о славянской душе. И сказка именно
как предостережение, о котором русскому народу всегда следует помнить.

Весь путь Колобка в лесу и все зверушки, которые он
встретил совсем не просто так.

Заяц первый, кто пообещал его съесть, то есть стать
для него погибелью. Заяц — символ трусости, слабости. Ни трусость, ни слабость
никогда не были чертой русского характера, напротив, храбростью и силой всегда
славились русичи.

Волк  — образ жадности, жестокости. Не присущи такие
качества русскому человеку, а значит и погубить его они не могут.

А Колобок встретился с Медведем. Медведь — символ
власти, могущества. Но во все времена для русских были ценны простота и
свобода.

 И катится Колобок к завершению своего пути, а именно
ко встрече с Лисой… Которая притворно добра, щедра на похвалу, внезапно плохо
слышит… Лиса — символ хитрости.

Вот эта черта, которую следует опасаться —
до-вер-чи-вость. Вот что способно погубить русского человека,  и именно от
этого предостерегали нас мудрые предки, передавая из уст в уста эту, казалось
бы, незатейливую сказку.

Представление сказки (творчество детей)

Заключение. Рефлексия

Перечитав заново давно известные сказки, мы смогли
раскрыть смысл и философскую идею сказок, «приоткрыть» тайну этих произведений
и пришли к следующим выводам:

• сказки – это не просто занимательные истории,
призванные веселить человека, а произведения, способные ответить на серьёзные
вопросы;

• сказка имеет вековую историю развития, традиции,
передающиеся из поколения в поколение, а несерьёзные, пустые произведения не
смогли бы выдержать испытание временем;

• в сказках отражается мировоззрение, быт,
национальные особенности народов, но при этом она сильна аналогией, т. е. несёт
в себе обобщённую мысль, характерную для многих народов и времён, а значит,
воплощает потребности и идеалы, общие для всех людей;

• сказка даёт уроки доброты, мужества, говорит об
экологии души и природы, о самоценности человеческой личности.

В самом начале проекта мы выдвинули гипотезу о том,
что в русских народных сказках сокрыты знания об устройстве человека, природы и
даже всей Вселенной. Ответьте на вопрос анкеты.

Презентация проекта.

Выступление детей.

Приложение:

1.     Презентация
по проекту.

2.     Анкета
для детей

3.     Сценарий
сказки «Теремок» 8б класс

4.     Сценарий
сказки «Репка»10 б,б1 классы

5.     Сценарий
сказки «По щучьему велению» 9б,б1 классы

6.     Сценарий
сказки «Гуси-Лебеди» 10а класс

7.     Сценарий
сказки «Колобок» 11,8б1 классы

8.     Текст
защиты проекта

9.     Презентация
защиты проекта

  • Русская народная сказка репка цель
  • Русская народная сказка самое дорогое главная мысль
  • Русская народная сказка морозко читать полная версия
  • Русская народная сказка о молодильных яблоках и живой воде слушать
  • Русская народная сказка летучий корабль текст распечатать