Русская народная сказка семь симеонов семь работников распечатать текст

Сказки русская народная сказка жил-был старик со старухой. пришел час: мужик помер. осталось у него семь сыновей-близнецов, что по прозванию

Сказки

Русская народная сказка

Жил-был старик со старухой. Пришел час: мужик помер. Осталось у него семь сыновей-близнецов, что по прозванию семь Симеонов.

Вот они растут да растут, все один в одного и лицом и статью, и каждое утро выходят пахать землю все семеро.

Случилось так, что тою стороною ехал царь: видит с дороги, что далеко в поле пашут землю как на барщине — так много народу! — а ему ведомо, что в той стороне нет барской земли.

Вот посылает царь своего конюшего узнать, что за люди такие пашут, какого роду и звания, барские или царские, дворовые ли какие, или наемные?

Семь Симеонов. Художник Г. Спирин

Приходит к ним конюший, спрашивает:

— Что вы за люди такие есть, какого роду и звания?

Отвечают ему:

— А мы такие люди, мать родила нас семь Симеонов, а пашем мы землю отцову и дедину.

Воротился конюший и рассказал царю все, как слышал. Удивляется царь.

— Такого чуда не слыхивал я! — говорит он и тут же посылает сказать семи Симеонам, что он ждет их к себе в терем на услуги и посылки.

Собрались все семеро и приходят в царские палаты, становятся в ряд.

— Ну, — говорит царь, — отвечайте: к какому мастерству кто способен, какое ремесло знаете?

Выходит старший.

— Я, — говорит, — могу сковать железный столб сажон в двадцать вышиною.

— А я, — говорит второй, — могу уставить его в землю.

— А я, — говорит третий, — могу влезть на него и осмотреть кругом далеко-далеко все, что по белому свету творится.

— А я, — говорит четвертый, — могу срубить корабль, что ходит по морю, как посуху.

— А я, — говорит пятый, — могу торговать разными товарами по чужим землям.

— А я, — говорит шестой, — могу с кораблем, людьми и товарами нырнуть в море, плавать под водою и вынырнуть где надо.

— А я, — вор, — говорит седьмой, — могу добыть, что приглядится иль полюбится.

— Такого ремесла я не терплю в своем царстве-государстве, — ответил сердито царь последнему, седьмому Симеону, — и даю тебе три дня сроку выбираться из моей земли куда тебе любо; а всем другим шестерым Симеонам приказываю остаться здесь.

Пригорюнился седьмой Симеон: не знает, как ему быть и что делать.

А царю была по сердцу красавица царевна, что живет за горами, за морями. Вот бояре, воеводы царские и вспомнили, что седьмой Симеон, мол, пригодится и, может быть, сумеет привезти чудную царевну, и стали они просить царя оставить Симеона.

Подумал царь и позволил ему остаться.

Вот на другой день царь собрал бояр своих и воевод и весь народ, приказывает семи Симеонам показать свое уменье.

Старший Симеон, недолго мешкая, сковал железный столб в двадцать сажон вышиною. Царь приказывает своим людям уставить железный столб в землю, но как ни бился народ, не мог его уставить.

Тогда приказал царь второму Симеону уставить железный столб в землю. Симеон второй, недолго думая, поднял и упер столб в землю.

Затем Симеон третий влез на этот столб, сел на маковку и стал глядеть кругом далече, как и что творится по белу свету; и видит синие моря, на них, как пятна, мреют корабли, видит села, города, народа тьму, но не примечает той чудной царевны, что полюбилась царю. И стал пуще глядеть во все виды и вдруг заприметил: у окна в далеком тереме сидит красавица царевна, румяна, белолица и тонкокожа: видно, как мозги переливаются по косточкам.

— Видишь? — кричит ему царь.

— Вижу.

— Слезай же поскорее вниз и доставай царевну, как там знаешь, чтоб была мне во что бы ни стало!

Собрались все семеро Симеонов, срубили корабль, нагрузили его всяким товаром, и все вместе поплыли морем доставать царевну по-за сизыми горами, по-за синими морями.

Едут, едут между небом и землей, пристают к неведомому острову у пристани.

Кот-герой. Рисунок Ксении Почтенной

А Симеон меньшой взял с собою в путь сибирского кота ученого, что может по цепи ходить, вещи подавать, разны немецки штуки выкидывать.

И вышел меньшой Симеон со своим котом с сибирским, идет по острову, а братьев просит не сходить на землю, пока он сам не придет назад.

Идет по острову, приходит в город и на площади пред царевниным теремом забавляется с котом ученым и сибирским: приказывает ему вещи подавать, через плетку скакать, немецкие штуки выкидывать.

На ту пору царевна сидела у окна и завидела неведомого зверя, какого у них нет и не водилось отродясь. Тотчас же посылает прислужницу свою узнать, что за зверь такой и продажный али нет? Слушает Симеон красную молодку, царевнину прислужницу, и говорит:

— Зверь мой — кот сибирский, а продавать — не продаю ни за какие деньги, а коли крепко кому он полюбится, тому подарить — подарю.

Так и рассказала прислужница своей царевне, а царевна снова подсылает свою молодку к Симеону-вору:

— Крепко, мол, зверь твой полюбился!

Пошел Симеон во терем царевнин и принес ей в дар кота своего сибирского; просит только за это пожить в ее тереме три дня и отведать царского хлеба-соли, да еще прибавил:

— Научить тебя, прекрасная царевна, как играться и забавляться с неведомым зверем, с сибирским котом?

Царевна позволила, и Симеон остался ночевать в царском тереме.

Пошла весть по палатам, что у царевны завелся дивный неведомый зверь; собрались все: и царь, и царица, и царевичи, и царевны, и бояре, и воеводы, — все глядят, любуются не налюбуются на веселого зверя, ученого кота. Все желают достать и себе такого и просят царевну; но царевна не слушает никого, не дарит никому своего сибирского кота, гладит его по шерсти шелковой, забавляется с ним день и ночь, а Симеона приказывает поить и угощать вволю, чтоб ему было хорошо.

Благодарит Симеон за хлеб-соль, за угощенье и за ласки и на третий день просит царевну пожаловать к нему на корабль, поглядеть на устройство его и на разных зверей, виданных и невиданных, ведомых и неведомых, что привез он с собою.
Царевна спросилась у батюшки-царя и вечерком с прислужницами и няньками пошла смотреть корабль Симеона и зверей его, виданных и невиданных, ведомых и неведомых.

Приходит, у берега поджидает ее Симеон меньшой и просит царевну не прогневаться и оставить на земле нянек и прислужниц, а самой пожаловать на корабль:

— Там много зверей разных и красивых; какой тебе полюбится, тот и твой! А всех одарить, кому что полюбится, — и нянек, и прислужниц — не можем.

Царевна согласна и приказывает нянькам да прислужницам подождать ее на берегу, а сама идет за Симеоном на корабль глядеть дива дивные, зверей чудных.

Как взошла — корабль и отплыл, и пошел гулять по синему морю.

Царь ждет не дождется царевны. Приходят няньки и прислужницы, плачутся, рассказывая свое горе. И распалился гневом царь, приказывает сейчас же устроить погоню.

Снарядили корабль, и погнался царский корабль за царевной. Чуть мреет далече — плывет корабль Симеонов и не ведает, что за ним царская погоня летит — не плывет! Вот уж близко!

Как увидали семь Симеонов, что погоня уж близко — вот-вот догонит! — нырнули и с царевной и с кораблем. Долго плыли под водой и поднялись наверх тогда, как близко стало до родной земли.

А царская погоня плавала три дня, три ночи; ничего не нашла, с тем и возвратилась.

Приезжают семь Симеонов с прекрасной царевной домой, глядь — на берегу высыпало народу, что гороху, премногое множество! Сам царь поджидает у пристани и встречает гостей заморских, семерых Симеонов с прекрасной царевной, с радостью великою.
Как сошли они на берег, народ стал кричать и шуметь, а царь поцеловал царевну во уста сахарные, повел во палаты белокаменные, посадил за столы дубовые, скатерти браные, угостил всякими напитками медовыми и наедками сахарными и вскорости отпраздновал свадьбу с душою-царевной — и было веселье и большой пир, что на весь крещеный мир!

А семи Симеонам дал волю по всему царству-государству жить да поживать привольно, торговать беспошлинно, владеть землей жалованной безобидно; всякими ласками обласкал и домой отпустил с казной на разживу.

Была и у меня клячонка — восковые плеченки, плеточка гороховая. Вижу: горит у мужика овин; клячонку я поставил, пошел овин заливать. Покуда овин заливал, клячонка растаяла, плеточку вороны расклевали. Торговал кирпичом, остался ни при чем; был у меня шлык, под воротню шмыг, да колешко сшиб, и теперь больно. Тем и сказке конец!

Тайны числа 7

$

МБОУ СОШ № 6 г. Радужный ХМАО-Югра

Руководитель: учитель начальных классов Осадчук Татьяна Михайловна

Автор-составитель:

ученица 1 – г класса

Жиронкина Ирина

Оглавление:

  1. 7 дней недели…………………………………………………………………………1

  2. $7 нот …………………………………………………………………………………..3

  3. 7 цветов радуги……………………………………………………………………….5

  4. Город Ханты-Мансийск расположен на 7 холмах…………………………………7

  5. Семь чудес света нашего времени………………………………………………….9

  6. СЕМЬ я………………………………………………………………………………11

  7. А знаете ли вы…, что число 7 часто встречается в литературе?……………………..13

$7 дней недели

Понедельник – означает день после недели. В английском языке понедельник звучит как Monday и означает день Луны.

Вторник В английском языке вторник – Tuesday.  Назван в честь однорукого  бога воинской доблести Тюра. По одной из версий, Тюр вложил свою руку в пасть волка в знак отсутствия недобрых намерений. Когда волк не смог освободиться, он откусил руку Тюра.

Среда – середина недели, отсюда и название. В английском языке Wednesday день назван в честь бога войны и Победы.

Четверг – четвертый день недели$. В английском языке четверг – Thursday. В честь бога Тора – бога грома и бури, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ.

Пятница – пятый день недели, отсюда и пятница. В английском Friday. Она покровительствует любви, браку, домашнему очагу, деторождению.

Суббота — происходит от  ивритского «Шаббат» (отдых, покой). Появиться на свет в этот день – значит быть невероятным везунчиком.

Воскресенье – славяне называли седьмой день «неделей».$ В английском языке день называется Sunday – День Солнца.

Это интересно…

Откуда возникло такое понятие как$ неделя?

Вероятнее всего слово «неделя», происходит от слов «не» и «дело», то есть, нет дела или день, в который ничего нельзя делать.

В древности в самом начале возникло деление времени по месяцам. В определенное время года разливались реки, всходили посевы и так далее. Каждый седьмой день месяца в Вавилоне использовали для торговли. Вероятно, число 7 было выбрано неслучайно и имеет астрономическое происхождение – наблюдение за фазами луны или видимыми планетами.

Именно именами планет назывались дни недели в Древнем Риме.

Понедельник – День Луны

Вторник   —  День Марса

Среда – День Меркурия

Четверг – День Юпитера

Пятница – День Венеры

Суббота$ – День Сатурна

Воскресенье – День Солнца

7 нот

$ Сказка «О добром волшебнике Скрипичном ключе»:

У скрипичного ключа в музыкальном городке все ноты знали свои места. Только одна нота была невнимательная. Из-за своих ошибок она много плакала, от слез стала соленой. Ей дали имя «соль», а чтобы она не забыла свое место на нотном стане, скрипичный ключ зацепился хвостиком за вторую линеечку.

Стихотворение о звукоряде и нотах:

Семь ступенек есть на свете

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Ты запомни их названье$

И в тетрадку занеси.

Если ноты спеть подряд

Это будет з в у к о р я д.

Это интересно…

Сколько нот в музыке?

Первый вопрос, который у меня возник, когда я начала заниматься музыкой, звучал следующим образом: «Сколько нот в музыке?».

Наверное, каждый из Вас слышал, что нот всего семь. Я просто уверена, что при этом все Вы задумывались, как же удается всего из семи нот составлять такие прекрасные, необыкновенные и разнообразные музыкальные произведения. Казалось бы, уже столько музыки сочинено за историю человечества — неужели можно придумать что-то совершенно новое и непохожее на предыдущие композиции?

На самом деле имеется в виду, что эти семь нот составляют одну октаву определенной тональности. Все вы не раз видели клавиатуру пианино. Она насчитывает 64 клавиши. Каждая клавиша соответствует определенной ноте. Так почему же нот всего семь? И как музыкантам удается быстро ориентироваться во всем этом многообразии звуков? $

Для того чтобы быстро ориентироваться среди такого количества нот, их было необходимо как-то систематизировать. Для этого ноты были разбиты по высоте на небольшие группы — октавы. Клавиатура пианино включает в себя 8 октав. Каждая октава состоит из 12 звуков.

Каждая тональность состоит из известных нам семи нот. Причем эти семь нот отлично дружат друг с другом и звучат в композиции очень красиво. Таким образом, жизнь композиторам при помощи теории музыки была сильно упрощена — она подсказывает, какие звуки будут хорошо звучать друг с другом, а какие резать слух. В итоге мы имеем несколько октав по семь нот в каждой. Думаю, теперь вы будете понимать, почему говорят, что нот всего семь.

$

7 цветов радуги

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры — красные ребятки.

Оранжевой лисице

$Всю ночь морковка снится

На лисий хвост похожа-

Оранжевая тоже.

Жёлтое солнце на землю глядит,

Жёлтый подсолнух за солнцем следит.

$У нас растёт зелёный лук

И огурцы зелёные,

А за окном зелёный луг

И домики белёные.

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами ещё голубей

Оно голубое, как тысячи глаз,

Мы смотрим на небо, а небо на нас.

В синем море островок,

$ Путь до острова далёк.

А на нём растёт цветок

Синий – синий$ василёк.

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.

Я сорву её и маме в день рожденья

принесу.

$

Это интересно…

$Радуга – уникальное, завораживающее природное явление.

В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Она фигурирует во многих народных приметах, связанных с предсказанием погоды. Например, радуга высокая и крутая предвещает х$орошую погоду, а низкая и пологая плохую. Радуга вдохновляла и будет вдохновлять многих поэтов, художников и фотографов на создание произведений искусства.

Чтобы запомнить последовательность цветов радуги, придумали такую фразу по первым буквам названий цветов:

КаждыйОхотникЖелаетЗнатьГдеСидитФазан

О космосе

Созвездия Большой и Малой медведицы состоят из 7 звезд.

Город Ханты-Мансийск расположен на 7 холмах


$

Это интересно…

$Столица Югры – город Ханты-Мансийск располагается на 7 холмах, что приносит счастье жителям и гостям города. В честь этого названа гостиница «На семи холмах», которая расположена на одном из них.

Рядом с Ханты-Мансийском сливаются реки Обь и Иртыш.

Здесь же расположен Центр лыжного спорта, где проходят чемпионаты по биатлону.

В столице автономного округа можно увидеть неповторимую архитектуру и достопримечательности, которыми по праву гордятся жители Ханты-Мансийска.

  • Музей геологии нефти и газа

  • $ Художественная галерея Фонда поколений

  • Дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева

  • Музей Природы и Человека

  • Центр народных и художественных промыслов и ремесел

  • Панорамная смотровая площадка

  • Памятник Первооткрывателям Сибири

  • Парк Победы

  • $ Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа».

В столице Югры – Ханты-Мансийске – находится единственный в мире национальный театр коренных народов Севера – ханты и манси. Здесь стараются сохранить традиции и культуру древних народов.

Семь чудес света наше$го времени

7 июля 2007 года, в день проведения «трех семерок» (07.07.2007), в столице Португалии Лиссабоне, был опубликован новый список Семи чудес света. В него вошли:

$

Это интересно…

Великая Китайская Стена. Ее строили для защиты страны. В строительстве принимало участие более миллиона человек. Длина стены равняется 8851 км и 800 метров.

Колизей в древнем Риме. Является самым большим амфитеатром, это один из самых знаменитых древних памятников Рима. Строительство его велось 8 лет.

Мачу-Пикчу является городом древней Америки. Мачу-Пикчу часто именуют «городом в небесах». Его построили приблизительно в 1440 году, и функционировал он до 1532 года.

Петра представляет собой древний город, столицу Идумеи, позже был столицей Набатейского царства. Расположен он на территории современной Иордании, где-то на высоте 900 м над уровнем моря, в узком каньоне Сик.

Тадж-Махал является мавзолеем-мечетью Индии. Построен по приказу всемогущего императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о своей жене, которая умерла $при родах. В 1983 году Тадж-Махал уже был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

$ Статуя Христа Искупителя находится на вершине Корковадо в Рио-де-Жанейро. Изготовлена из железобетона и мыльного камня. Высота статуи 38 метров, а вес — 1145 тонн.

Чичен-Ица является политическим и культурным центром майя на севере Мексики. Это священный город народа Ица, связан с культурой майя и ее обрядами.

Семь Я

(рисунок выполнила Жиронкина Ирина)

В семейном кругу

Олег Бундур

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,$

Основа основ – родительский дом.

$Это интересно…

Что может быть семьи дороже?

Олег Бундур

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

$

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители — во всем мудрей,

Любимый папа — друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

$А знаете ли вы…

что число 7 часто встречается в литературе?

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Русская народная сказка «Дочь – семилетка»

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

$ Братья Гримм «Семь воронов»

Русская народная сказка «Семь Симеонов»

В. Катаев «Цветик – семицветик»

$Это интересно…

С числом 7 связаны русские пословицы и поговорки:

  • Семеро одного не ждут

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь

  • $За семь верст киселя хлебать

  • Он семи пядей во лбу

  • Работать до седьмого пота, или пока семь потов не сойдет

  • Семи смертям не бывать, а одной не миновать

  • Семь бед — один ответ

  • Один с сошкой — семеро с ложкой

  • У него семь пятниц на неделе

  • Семь верст до небес

Отношение к числу семь в современном мире

Как $же наши современники относятся к числу 7?

Наверное, есть люди, которые считают его магическим. Достаточно вспомнить, сколько молодых людей хотели заключить брак именно 07.07.2007 года.

7 июля Русская Православная Церковь празднует день всех святых, в земле Российской просиявших.

Существует наука, которая изучает числа — нумерология. В ней числу семь приписывается только положительное значение. Люди, рожденные, под этим числом часто становятся знаменитыми личностями или педагогами.

Источники информации$:

  1. Большая энциклопедия «почемучек» Издательство Росмэн, 2003

  2. Волина И. А. Праздник числа. М. 1991.

  3. Даль В. И. «Сказки, пословицы, поговорки» Издательство: Стрекоза, 2010 г.

  4. Депман И. Я. Из истории математики. М. 1985.

  5. Депман И. Я. Рассказы о математике. М. 1985.

  6. Заболотных Т. А. «Использование исторического материала в обучении математике». Начальная школа, 1993 г., № 6.

  7. Тихоненко В. А. «Использование элементов истории в обучении математике». Начальная школа, 1993 г., № 3.

  8. $Черняк В. З. Семь «чудес» и другие. Изд. «Знание», Москва, 1990.

  9. Шалаева Г. (сост.) «Все обо всем». Популярная энциклопедия Издательство Слово,2001

Интернет-ресурсы:

  1. retroman.rudni_nedeli.html «Происхождение названий дней недели»

  2. https://ru.wikipedia.org› «Ханты-Мансийск»

  3. 100-000-pochemu.info›id/387«Почему в музыке 7 нот?»

  4. $simple4.html «Стихи о семье»

Жил-был старик со старухой. Пришел час: мужик помер. Осталось у него семь сыновей-близнецов, что по прозванию семь Симеонов.

Вот они растут да растут, все один в одного и лицом и статью, и каждое утро выходят пахать землю все семеро.

Случилось так, что тою стороною ехал царь: видит с дороги, что далеко в поле пашут землю как на барщине — так много народу! — а ему ведомо, что в той стороне нет барской земли. Вот посылает царь своего конюшего узнать, что за люди такие пашут, какого роду и звания, барские или царские, дворовые ли какие, или наемные?

Приходит к ним конюший, спрашивает:
 — Что вы за люди такие есть, какого роду и звания?
Отвечают ему:
 — А мы такие люди, мать родила нас семь Симеонов, а пашем мы землю отцову и дедину.

Воротился конюший и рассказал царю все, как слышал. Удивляется царь.
 — Такого чуда не слыхивал я! — говорит он и тут же посылает сказать семи Симеонам, что он ждет их к себе в терем на услуги и посылки.

Собрались все семеро и приходят в царские палаты, становятся в ряд.
 — Ну, — говорит царь, — отвечайте: к какому мастерству кто способен, какое ремесло знаете?
Выходит старший.
 — Я, — говорит, — могу сковать железный столб сажон в двадцать вышиною.
 — А я, — говорит второй, — могу уставить его в землю.
 — А я, — говорит третий, — могу влезть на него и осмотреть кругом далеко-далеко все, что по белому свету творится.
 — А я, — говорит четвертый, — могу срубить корабль, что ходит по морю, как посуху.
 — А я, — говорит пятый, — могу торговать разными товарами по чужим землям.
 — А я, — говорит шестой, — могу с кораблем, людьми и товарами нырнуть в море, плавать под водою и вынырнуть где надо.
 — А я, — вор, — говорит седьмой, — могу добыть, что приглядится иль полюбится.
 — Такого ремесла я не терплю в своем царстве-государстве, — ответил сердито царь последнему, седьмому Симеону, — и даю тебе три дня сроку выбираться из моей земли куда тебе любо; а всем другим шестерым Симеонам приказываю остаться здесь.

Пригорюнился седьмой Симеон: не знает, как ему быть и что делать.

А царю была по сердцу красавица царевна, что живет за горами, за морями. Вот бояре, воеводы царские и вспомнили, что седьмой Симеон, мол, пригодится и, может быть, сумеет привезти чудную царевну, и стали они просить царя оставить Симеона. Подумал царь и позволил ему остаться.

Вот на другой день царь собрал бояр своих и воевод и весь народ, приказывает семи Симеонам показать свое уменье.

Старший Симеон, недолго мешкая, сковал железный столб в двадцать сажон вышиною. Царь приказывает своим людям уставить железный столб в землю, но как ни бился народ, не мог его уставить.
Тогда приказал царь второму Симеону уставить железный столб в землю. Симеон второй, недолго думая, поднял и упер столб в землю.

Затем Симеон третий влез на этот столб, сел на маковку и стал глядеть кругом далече, как и что творится по белу свету; и видит синие моря, на них, как пятна, мреют корабли, видит села, города, народа тьму, но не примечает той чудной царевны, что полюбилась царю. И стал пуще глядеть во все виды и вдруг заприметил: у окна в далеком тереме сидит красавица царевна, румяна, белолица и тонкокожа: видно, как мозги переливаются по косточкам.

 — Видишь? — кричит ему царь.
 — Вижу.
 — Слезай же поскорее вниз и доставай царевну, как там знаешь, чтоб была мне во что бы ни стало!

Собрались все семеро Симеонов, срубили корабль, нагрузили его всяким товаром, и все вместе поплыли морем доставать царевну по-за сизыми горами, по-за синими морями. Едут, едут между небом и землей, пристают к неведомому острову у пристани.

А Симеон меньшой взял с собою в путь сибирского кота ученого, что может по цепи ходить, вещи подавать, разны немецки штуки выкидывать.

И вышел меньшой Симеон со своим котом с сибирским, идет по острову, а братьев просит не сходить на землю, пока он сам не придет назад.

Идет по острову, приходит в город и на площади пред царевниным теремом забавляется с котом ученым и сибирским: приказывает ему вещи подавать, через плетку скакать, немецкие штуки выкидывать.

На ту пору царевна сидела у окна и завидела неведомого зверя, какого у них нет и не водилось отродясь. Тотчас же посылает прислужницу свою узнать, что за зверь такой и продажный али нет? Слушает Симеон красную молодку, царевнину прислужницу, и говорит:
 — Зверь мой — кот сибирский, а продавать — не продаю ни за какие деньги, а коли крепко кому он полюбится, тому подарить — подарю.

Так и рассказала прислужница своей царевне, а царевна снова подсылает свою молодку к Симеону-вору:
 — Крепко, мол, зверь твой полюбился!

Пошел Симеон во терем царевнин и принес ей в дар кота своего сибирского; просит только за это пожить в ее тереме три дня и отведать царского хлеба-соли, да еще прибавил:
 — Научить тебя, прекрасная царевна, как играться и забавляться с неведомым зверем, с сибирским котом?

Царевна позволила, и Симеон остался ночевать в царском тереме. Пошла весть по палатам, что у царевны завелся дивный неведомый зверь; собрались все: и царь, и царица, и царевичи, и царевны, и бояре, и воеводы, — все глядят, любуются не налюбуются на веселого зверя, ученого кота. Все желают достать и себе такого и просят царевну; но царевна не слушает никого, не дарит никому своего сибирского кота, гладит его по шерсти шелковой, забавляется с ним день и ночь, а Симеона приказывает поить и угощать вволю, чтоб ему было хорошо.

Благодарит Симеон за хлеб-соль, за угощенье и за ласки и на третий день просит царевну пожаловать к нему на корабль, поглядеть на устройство его и на разных зверей, виданных и невиданных, ведомых и неведомых, что привез он с собою.

Царевна спросилась у батюшки-царя и вечерком с прислужницами и няньками пошла смотреть корабль Симеона и зверей его, виданных и невиданных, ведомых и неведомых.

Приходит, у берега поджидает ее Симеон меньшой и просит царевну не прогневаться и оставить на земле нянек и прислужниц, а самой пожаловать на корабль:
 — Там много зверей разных и красивых; какой тебе полюбится, тот и твой! А всех одарить, кому что полюбится, — и нянек, и прислужниц — не можем.

Царевна согласна и приказывает нянькам да прислужницам подождать ее на берегу, а сама идет за Симеоном на корабль глядеть дива дивные, зверей чудных. Как взошла — корабль и отплыл, и пошел гулять по синему морю.

Царь ждет не дождется царевны. Приходят няньки и прислужницы, плачутся, рассказывая свое горе. И распалился гневом царь, приказывает сейчас же устроить погоню. Снарядили корабль, и погнался царский корабль за царевной. Чуть мреет далече — плывет корабль Симеонов и не ведает, что за ним царская погоня летит — не плывет! Вот уж близко!

Как увидали семь Симеонов, что погоня уж близко — вот-вот догонит! — нырнули и с царевной и с кораблем. Долго плыли под водой и поднялись наверх тогда, как близко стало до родной земли.

А царская погоня плавала три дня, три ночи; ничего не нашла, с тем и возвратилась. Приезжают семь Симеонов с прекрасной царевной домой, глядь — на берегу высыпало народу, что гороху, премногое множество! Сам царь поджидает у пристани и встречает гостей заморских, семерых Симеонов с прекрасной царевной, с радостью великою.

Как сошли они на берег, народ стал кричать и шуметь, а царь поцеловал царевну во уста сахарные, повел во палаты белокаменные, посадил за столы дубовые, скатерти браные, угостил всякими напитками медовыми и наедками сахарными и вскорости отпраздновал свадьбу с душою-царевной — и было веселье и большой пир, что на весь крещеный мир!

А семи Симеонам дал волю по всему царству-государству жить да поживать привольно, торговать беспошлинно, владеть землей жалованной безобидно; всякими ласками обласкал и домой отпустил с казной на разживу.

Жил-был старик со старухой. Пришел час: мужик помер. Осталось у него семь сыновей-близнецов, что по прозванию семь Симеонов.

Вот они растут да растут, все один в одного и лицом и статью, и каждое утро выходят пахать землю все семеро.

Случилось так, что тою стороною ехал царь: видит с дороги, что далеко в поле пашут землю как на барщине — так много народу! — а ему ведомо, что в той стороне нет барской земли.

Вот посылает царь своего конюшего узнать, что за люди такие пашут, какого роду и звания, барские или царские, дворовые ли какие, или наемные?

Приходит к ним конюший, спрашивает:

— Что вы за люди такие есть, какого роду и звания?

Отвечают ему:

— А мы такие люди, мать родила нас семь Симеонов, а пашем мы землю отцову и дедину.

Воротился конюший и рассказал царю все, как слышал. Удивляется царь.

— Такого чуда не слыхивал я! — говорит он и тут же посылает сказать семи Симеонам, что он ждет их к себе в терем на услуги и посылки.

Собрались все семеро и приходят в царские палаты, становятся в ряд.

— Ну, — говорит царь, — отвечайте: к какому мастерству кто способен, какое ремесло знаете?

Выходит старший.

— Я, — говорит, — могу сковать железный столб сажон в двадцать вышиною.

— А я, — говорит второй, — могу уставить его в землю.

— А я, — говорит третий, — могу влезть на него и осмотреть кругом далеко-далеко все, что по белому свету творится.

— А я, — говорит четвертый, — могу срубить корабль, что ходит по морю, как посуху.

— А я, — говорит пятый, — могу торговать разными товарами по чужим землям.

— А я, — говорит шестой, — могу с кораблем, людьми и товарами нырнуть в море, плавать под водою и вынырнуть где надо.

— А я, — вор, — говорит седьмой, — могу добыть, что приглядится иль полюбится.

— Такого ремесла я не терплю в своем царстве-государстве, — ответил сердито царь последнему, седьмому Симеону, — и даю тебе три дня сроку выбираться из моей земли, куда тебе любо; а всем другим шестерым Симеонам приказываю остаться здесь.

Пригорюнился седьмой Симеон: не знает, как ему быть и что делать.

А царю была по сердцу красавица царевна, что живет за горами, за морями. Вот бояре, воеводы царские и вспомнили, что седьмой Симеон, мол, пригодится и, может быть, сумеет привезти чудную царевну, и стали они просить царя оставить Симеона.

Подумал царь и позволил ему остаться.

Вот на другой день царь собрал бояр своих и воевод и весь народ, приказывает семи Симеонам показать свое уменье.

Старший Симеон, недолго мешкая, сковал железный столб в двадцать сажон вышиною. Царь приказывает своим людям уставить железный столб в землю, но как ни бился народ, не мог его уставить.

Тогда приказал царь второму Симеону уставить железный столб в землю. Симеон второй, недолго думая, поднял и упер столб в землю.

Затем Симеон третий влез на этот столб, сел на маковку и стал глядеть кругом далече, как и что творится по белу свету; и видит синие моря, на них, как пятна, мреют корабли, видит села, города, народа тьму, но не примечает той чудной царевны, что полюбилась царю. И стал пуще глядеть во все виды и вдруг заприметил: у окна в далеком тереме сидит красавица царевна, румяна, белолица и тонкокожа: видно, как мозги переливаются по косточкам.

— Видишь? — кричит ему царь.

— Вижу.

— Слезай же поскорее вниз и доставай царевну, как там знаешь, чтоб была мне во что бы ни стало!

Собрались все семеро Симеонов, срубили корабль, нагрузили его всяким товаром, и все вместе поплыли морем доставать царевну по-за сизыми горами, по-за синими морями.

Едут, едут между небом и землей, пристают к неведомому острову у пристани.

А Симеон меньшой взял с собою в путь сибирского кота ученого, что может по цепи ходить, вещи подавать, разные штуки выкидывать.

И вышел меньшой Симеон со своим котом сибирским, идет по острову, а братьев просит не сходить на землю, пока он сам не придет назад.

Идет по острову, приходит в город и на площади пред царевниным теремом забавляется с котом ученым и сибирским: приказывает ему вещи подавать, через плетку скакать, штуки выкидывать.

На ту пору царевна сидела у окна и завидела неведомого зверя, какого у них нет и не водилось отродясь. Тотчас же посылает прислужницу свою узнать, что за зверь такой и продажный али нет? Слушает Симеон красную молодку, царевнину прислужницу, и говорит:

— Зверь мой — кот сибирский, а продавать — не продаю ни за какие деньги, а коли крепко кому он полюбится, тому подарить — подарю.

Так и рассказала прислужница своей царевне, а царевна снова подсылает свою молодку к Симеону-вору:

— Крепко, мол, зверь твой полюбился!

Пошел Симеон во терем царевнин и принес ей в дар кота своего сибирского; просит только за это пожить в ее тереме три дня и отведать царского хлеба-соли, да еще прибавил:

— Научить тебя, прекрасная царевна, как играться и забавляться с неведомым зверем, с сибирским котом?

Царевна позволила, и Симеон остался ночевать в царском тереме.

Пошла весть по палатам, что у царевны завелся дивный неведомый зверь; собрались все: и царь, и царица, и царевичи, и царевны, и бояре, и воеводы, — все глядят, любуются не налюбуются на веселого зверя, ученого кота. Все желают достать и себе такого и просят царевну; но царевна не слушает никого, не дарит никому своего сибирского кота, гладит его по шерсти шелковой, забавляется с ним день и ночь, а Симеона приказывает поить и угощать вволю, чтоб ему было хорошо.

Благодарит Симеон за хлеб-соль, за угощенье и за ласки и на третий день просит царевну пожаловать к нему на корабль, поглядеть на устройство его и на разных зверей, виданных и невиданных, ведомых и неведомых, что привез он с собою.

Царевна спросилась у батюшки-царя и вечерком с прислужницами и няньками пошла смотреть корабль Симеона и зверей его, виданных и невиданных, ведомых и неведомых.

Приходит, у берега поджидает ее Симеон меньшой и просит царевну не прогневаться и оставить на земле нянек и прислужниц, а самой пожаловать на корабль:

— Там много зверей разных и красивых; какой тебе полюбится, тот и твой! А всех одарить, кому что полюбится, — и нянек, и прислужниц — не можем.

Царевна согласна и приказывает нянькам да прислужницам подождать ее на берегу, а сама идет за Симеоном на корабль глядеть дива дивные, зверей чудных.

Как взошла — корабль и отплыл, и пошел гулять по синему морю.

Царь ждет не дождется царевны. Приходят няньки и прислужницы, плачутся, рассказывая свое горе. И распалился гневом царь, приказывает сейчас же устроить погоню.

Снарядили корабль, и погнался царский корабль за царевной. Чуть мреет далече — плывет корабль Симеонов и не ведает, что за ним царская погоня летит — не плывет! Вот уж близко!

Как увидали семь Симеонов, что погоня уж близко — вот-вот догонит! — нырнули и с царевной и с кораблем. Долго плыли под водой и поднялись наверх тогда, как близко стало до родной земли.

А царская погоня плавала три дня, три ночи; ничего не нашла, с тем и возвратилась.

Приезжают семь Симеонов с прекрасной царевной домой, глядь — на берегу высыпало народу, что гороху, премногое множество! Сам царь поджидает у пристани и встречает гостей заморских, семерых Симеонов с прекрасной царевной, с радостью великою.

Как сошли они на берег, народ стал кричать и шуметь, а царь поцеловал царевну во уста сахарные, повел во палаты белокаменные, посадил за столы дубовые, скатерти браные, угостил всякими напитками медовыми и наедками сахарными и вскорости отпраздновал свадьбу с душою-царевной — и было веселье и большой пир, что на весь крещеный мир!

А семи Симеонам дал волю по всему царству-государству жить да поживать привольно, торговать беспошлинно, владеть землей жалованной безобидно; всякими ласками обласкал и домой отпустил с казной на разживу.

Была и у меня клячонка — восковые плеченки, плеточка гороховая. Вижу: горит у мужика овин; клячонку я поставил, пошел овин заливать. Покуда овин заливал, клячонка растаяла, плеточку вороны расклевали. Торговал кирпичом, остался ни при чем; был у меня шлык, под воротню шмыг, да колешко сшиб, и теперь больно. Тем и сказке конец!

Семь Симеонов — это семь родных братьев. Русская народная сказка рассказывает о чудесных умениях братьев. Каждый из них владеет диковинным ремеслом, только вот младшенький брат — вор. Однако и он сгодился. Выкрали братья заморскую царевну по заказу своего царя и стали жить припеваючи.

Список литературы, рекомендованной для чтения во 2 классе

Список книг для детей, перешедших во второй класс.

Для уроков внеклассного чтения

Фольклор.

Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Два мороза», «Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик с пальчик», «Финист Ясный Сокол», «Семь Симеонов-семь работников».

Сказки народов мира: украинская сказка «Колосок», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», татарская сказка «Три дочери», латышская сказка «Как петух лису обманул», белорусская сказка «Легкий хлеб», нанайская сказка «Айога», немецкая сказка «Бабушка Метелица», японская сказка «Журавлиные перья», американская сказка «Муравей и пшеничные зерна».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

Братья Гримм. «Золотой гусь» и другие сказки.

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Золушка».

Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка». «Огниво». «Снеговик».

В. Одоевский. «Мороз Иванович». «Городок в табакерке».

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». «Серая Шейка».

О природе и животных.

В. Бианки. «Музыкант». «Аришка-трусишка». «Сова. Хитрый Лис и умная Уточка». «Наводнение в лесу». «Купание медвежат». «Приспособился». «Приключения Муравьишки».

М. Пришвин. «Журка». «Хромка». «Глоток молока». «Золотой луг». «Лисичкин хлеб». «Птицы под снегом».

Е. Чарушин. «Страшный рассказ». «Кот Епифан». «Друзья». «Никита-охотник». «Томкины сны».

Н. Сладков. «Всему свое время». «Барсук и Медведь». «Лиса-плясунья». «Сорока и Заяц». «Почему год круглый?» «Медвежья горка».

Г. Скребицкий. «Заботливая мамаша». «Жаворонок». «Как белочка зимует». «Чем дятел кормится»

Г. Снегирев. «Про пингвинов».

Рассказы о детях и для детей.

Л. Толстой. «Два товарища». «Филиппок». «Котенок». «Гроза в лесу». «Как волки учат своих детей». «Пожар». «Деревья дышат». «Азбука». «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?»

Русская классическая поэзия. Басни.

А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье…», «В тот год осенняя погода…», «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы…», «Опрятней модного паркета…»

С. Есенин. «Ночь». «Береза». «Черемуха». «Нивы сжаты, рощи голы…»

Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою…», «Весна».

А.А.Фет. «Ласточки пропали…»

И.А. Крылов. «Мартышка и очки». «Стрекоза и муравей».

Н. Некрасов. «Саша».

И. Никитин. «Полюбуйся, весна наступает…»

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Из истории Отечества.

С. Алексеев. «Генералам генерал» (о Суворове)

Для самостоятельного чтения

Фольклор.

Малые жанровые формы.

Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и Змей».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Г. Цыферов. «Дневник медвежонка». «Про цыпленка, солнце и медвежонка». «Что у нас во дворе?» «Смешная сказка».

В. Медведев. «Как Воробьенок придумал голосами меняться»

Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».

Т. Крюкова. «Дом вверх дном». «Алле-оп!»

Д. Биссет. «Беседы с тигром». «Все кувырком».

Б. Поттер. «Ухти-Тухти».

Я. Экхольн. «Тутта Карлсон Первая и единственная». «Людвиг Четырнадцатый и другие».

Э. Хоггард. «Мафин и его веселые друзья».

А. Толстой. «Приключения Буратино».

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

М. Пляцковский. «Разноцветные зверята».

О природе и животных.

Б. Житков. «Храбрый утенок». «Как слон спас хозяина от тигра «

И. Соколов-Микитов. «Лес осенью». «Перед зимой». «Ай да мороз!» «Зима вьюжная». «Весна Красна». «Поля оживают». «Май». «Горячая пора». «Лесные картинки».

Рассказы о детях и для детей.

В. Осеева. «Сыновья».

В. Драгунский. «Заколдованная буква». «Тайное становится явным». «Друг детства». «Сестра моя Ксения».

Н. Артюхова. «Трусиха». «Большая береза».

Е. Пермяк. «Бумажный змей». «Пропавшие нитки и другие сказки».

Современная поэзия.

Б. Заходер. «Что красивей всего?» «Товарищам детям». «Буква Я». «Песенки Винни Пуха». «Кит и Кот». «Птичья школа».

В. Берестов. «Знакомый». «Стук в окно». «Путешественники». «Где право, где лево». «Приятная весть». «Кисточка».

Н. Рубцов. «Привет, Россия…», «У сгнившей лесной избушки…»

Г. Ладонщиков. «Медведь проснулся».

Э. Мошковская. «Я маму мою обидел…».

И. Токмакова. «В чудной стране». «Весна». «Гном».

А. Пришелец. «Наш край». «Снежинка». «Последние листья».

А. Барто. «Веревочка». «Друг». «Я выросла». «Малыши среди двора…» «Игра в слова». «Две сестры глядят на братца…» «Разлука». «Одиночество».

Г. Остер. «Сказка с подробностями».

Д. Родари. «Чем пахнут ремесла?» «Какого цвета ремесла?»

Из истории Отечества.

А. Старостин. «Куликовская битва «

Я. Тайц. «Приказ»

А. Приставкин. «Портрет отца»

Для уроков внеклассного чтения

Фольклор.

Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Два мороза», «Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик с пальчик», «Финист Ясный Сокол», «Семь Симеонов-семь работников».

Сказки народов мира: украинская сказка «Колосок», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», татарская сказка «Три дочери», латышская сказка «Как петух лису обманул», белорусская сказка «Легкий хлеб», нанайская сказка «Айога», немецкая сказка «Бабушка Метелица», японская сказка «Журавлиные перья», американская сказка «Муравей и пшеничные зерна».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

Братья Гримм. «Золотой гусь» и другие сказки.

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Золушка».

Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка». «Огниво». «Снеговик».

В. Одоевский. «Мороз Иванович». «Городок в табакерке».

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». «Серая Шейка».

О природе и животных.

В. Бианки. «Музыкант». «Аришка-трусишка». «Сова. Хитрый Лис и умная Уточка». «Наводнение в лесу». «Купание медвежат». «Приспособился». «Приключения Муравьишки».

М. Пришвин. «Журка». «Хромка». «Глоток молока». «Золотой луг». «Лисичкин хлеб». «Птицы под снегом».

Е. Чарушин. «Страшный рассказ». «Кот Епифан». «Друзья». «Никита-охотник». «Томкины сны».

Н. Сладков. «Всему свое время». «Барсук и Медведь». «Лиса-плясунья». «Сорока и Заяц». «Почему год круглый?» «Медвежья горка».

Г. Скребицкий. «Заботливая мамаша». «Жаворонок». «Как белочка зимует». «Чем дятел кормится»

Г. Снегирев. «Про пингвинов».

Рассказы о детях и для детей.

Л. Толстой. «Два товарища». «Филиппок». «Котенок». «Гроза в лесу». «Как волки учат своих детей». «Пожар». «Деревья дышат». «Азбука». «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?»

Русская классическая поэзия. Басни.

А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье…», «В тот год осенняя погода…», «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы…», «Опрятней модного паркета…»

С. Есенин. «Ночь». «Береза». «Черемуха». «Нивы сжаты, рощи голы…»

Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою…», «Весна».

А.А.Фет. «Ласточки пропали…»

И.А. Крылов. «Мартышка и очки». «Стрекоза и муравей».

Н. Некрасов. «Саша».

И. Никитин. «Полюбуйся, весна наступает…»

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Из истории Отечества.

С. Алексеев. «Генералам генерал» (о Суворове)

Для самостоятельного чтения

Фольклор.

Малые жанровые формы.

Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и Змей».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Г. Цыферов. «Дневник медвежонка». «Про цыпленка, солнце и медвежонка». «Что у нас во дворе?» «Смешная сказка».

В. Медведев. «Как Воробьенок придумал голосами меняться»

Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».

Т. Крюкова. «Дом вверх дном». «Алле-оп!»

Д. Биссет. «Беседы с тигром». «Все кувырком».

Б. Поттер. «Ухти-Тухти».

Я. Экхольн. «Тутта Карлсон Первая и единственная». «Людвиг Четырнадцатый и другие».

Э. Хоггард. «Мафин и его веселые друзья».

А. Толстой. «Приключения Буратино».

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

М. Пляцковский. «Разноцветные зверята».

О природе и животных.

Б. Житков. «Храбрый утенок». «Как слон спас хозяина от тигра «

И. Соколов-Микитов. «Лес осенью». «Перед зимой». «Ай да мороз!» «Зима вьюжная». «Весна Красна». «Поля оживают». «Май». «Горячая пора». «Лесные картинки».

Рассказы о детях и для детей.

В. Осеева. «Сыновья».

В. Драгунский. «Заколдованная буква». «Тайное становится явным». «Друг детства». «Сестра моя Ксения».

Н. Артюхова. «Трусиха». «Большая береза».

Е. Пермяк. «Бумажный змей». «Пропавшие нитки и другие сказки».

Современная поэзия.

Б. Заходер. «Что красивей всего?» «Товарищам детям». «Буква Я». «Песенки Винни Пуха». «Кит и Кот». «Птичья школа».

В. Берестов. «Знакомый». «Стук в окно». «Путешественники». «Где право, где лево». «Приятная весть». «Кисточка».

Н. Рубцов. «Привет, Россия…», «У сгнившей лесной избушки…»

Г. Ладонщиков. «Медведь проснулся».

Э. Мошковская. «Я маму мою обидел…».

И. Токмакова. «В чудной стране». «Весна». «Гном».

А. Пришелец. «Наш край». «Снежинка». «Последние листья».

А. Барто. «Веревочка». «Друг». «Я выросла». «Малыши среди двора…» «Игра в слова». «Две сестры глядят на братца…» «Разлука». «Одиночество».

Г. Остер. «Сказка с подробностями».

Д. Родари. «Чем пахнут ремесла?» «Какого цвета ремесла?»

Из истории Отечества.

А. Старостин. «Куликовская битва «

Я. Тайц. «Приказ»

А. Приставкин. «Портрет отца»

Для уроков внеклассного чтения

Фольклор.

Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Два мороза», «Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик с пальчик», «Финист Ясный Сокол», «Семь Симеонов-семь работников».

Сказки народов мира: украинская сказка «Колосок», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», татарская сказка «Три дочери», латышская сказка «Как петух лису обманул», белорусская сказка «Легкий хлеб», нанайская сказка «Айога», немецкая сказка «Бабушка Метелица», японская сказка «Журавлиные перья», американская сказка «Муравей и пшеничные зерна».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

Братья Гримм. «Золотой гусь» и другие сказки.

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Золушка».

Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка». «Огниво». «Снеговик».

В. Одоевский. «Мороз Иванович». «Городок в табакерке».

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». «Серая Шейка».

О природе и животных.

В. Бианки. «Музыкант». «Аришка-трусишка». «Сова. Хитрый Лис и умная Уточка». «Наводнение в лесу». «Купание медвежат». «Приспособился». «Приключения Муравьишки».

М. Пришвин. «Журка». «Хромка». «Глоток молока». «Золотой луг». «Лисичкин хлеб». «Птицы под снегом».

Е. Чарушин. «Страшный рассказ». «Кот Епифан». «Друзья». «Никита-охотник». «Томкины сны».

Н. Сладков. «Всему свое время». «Барсук и Медведь». «Лиса-плясунья». «Сорока и Заяц». «Почему год круглый?» «Медвежья горка».

Г. Скребицкий. «Заботливая мамаша». «Жаворонок». «Как белочка зимует». «Чем дятел кормится»

Г. Снегирев. «Про пингвинов».

Рассказы о детях и для детей.

Л. Толстой. «Два товарища». «Филиппок». «Котенок». «Гроза в лесу». «Как волки учат своих детей». «Пожар». «Деревья дышат». «Азбука». «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?»

Русская классическая поэзия. Басни.

А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье…», «В тот год осенняя погода…», «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы…», «Опрятней модного паркета…»

С. Есенин. «Ночь». «Береза». «Черемуха». «Нивы сжаты, рощи голы…»

Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою…», «Весна».

А.А.Фет. «Ласточки пропали…»

И.А. Крылов. «Мартышка и очки». «Стрекоза и муравей».

Н. Некрасов. «Саша».

И. Никитин. «Полюбуйся, весна наступает…»

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Из истории Отечества.

С. Алексеев. «Генералам генерал» (о Суворове)

Для самостоятельного чтения

Фольклор.

Малые жанровые формы.

Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и Змей».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Г. Цыферов. «Дневник медвежонка». «Про цыпленка, солнце и медвежонка». «Что у нас во дворе?» «Смешная сказка».

В. Медведев. «Как Воробьенок придумал голосами меняться»

Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».

Т. Крюкова. «Дом вверх дном». «Алле-оп!»

Д. Биссет. «Беседы с тигром». «Все кувырком».

Б. Поттер. «Ухти-Тухти».

Я. Экхольн. «Тутта Карлсон Первая и единственная». «Людвиг Четырнадцатый и другие».

Э. Хоггард. «Мафин и его веселые друзья».

А. Толстой. «Приключения Буратино».

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

М. Пляцковский. «Разноцветные зверята».

О природе и животных.

Б. Житков. «Храбрый утенок». «Как слон спас хозяина от тигра «

И. Соколов-Микитов. «Лес осенью». «Перед зимой». «Ай да мороз!» «Зима вьюжная». «Весна Красна». «Поля оживают». «Май». «Горячая пора». «Лесные картинки».

Рассказы о детях и для детей.

В. Осеева. «Сыновья».

В. Драгунский. «Заколдованная буква». «Тайное становится явным». «Друг детства». «Сестра моя Ксения».

Н. Артюхова. «Трусиха». «Большая береза».

Е. Пермяк. «Бумажный змей». «Пропавшие нитки и другие сказки».

Современная поэзия.

Б. Заходер. «Что красивей всего?» «Товарищам детям». «Буква Я». «Песенки Винни Пуха». «Кит и Кот». «Птичья школа».

В. Берестов. «Знакомый». «Стук в окно». «Путешественники». «Где право, где лево». «Приятная весть». «Кисточка».

Н. Рубцов. «Привет, Россия…», «У сгнившей лесной избушки…»

Г. Ладонщиков. «Медведь проснулся».

Э. Мошковская. «Я маму мою обидел…».

И. Токмакова. «В чудной стране». «Весна». «Гном».

А. Пришелец. «Наш край». «Снежинка». «Последние листья».

А. Барто. «Веревочка». «Друг». «Я выросла». «Малыши среди двора…» «Игра в слова». «Две сестры глядят на братца…» «Разлука». «Одиночество».

Г. Остер. «Сказка с подробностями».

Д. Родари. «Чем пахнут ремесла?» «Какого цвета ремесла?»

Из истории Отечества.

А. Старостин. «Куликовская битва «

Я. Тайц. «Приказ»

А. Приставкин. «Портрет отца»

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/439126-spisok-dlja-vneklassnogo-chtenija-vo-2-klasse

  • Русская народная сказка спящая красавица 5 класс
  • Русская народная сказка рукавичка распечатать
  • Русская народная сказка репка читать текст
  • Русская народная сказка про теремок
  • Русская народная сказка про емелю слушать