Русская народная сказка рукавичка распечатать

Тема: русская народная сказка рукавичка.цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со спецификой жанра сказки, знакомство с русской народной сказкой

Тема: Русская народная Сказка «Рукавичка».

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со спецификой жанра сказки, знакомство с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствования навыков чтения.

уметь различать малые жанры фольклора, понимать содержание прочитанного, осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста.                                                                                                                                                                                                          

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;  онимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Оборудование: УМК «Школа России», учебник Литературное чтение: 1 кл.: Учебник:  В 1 ч./ Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига Учебник, 2011.-Ч.2., презентация

Этап урока

Методы и приемы

Хронометр.

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Парная  форма работы

Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

Фронтальная форма работы

Я хочу начать урок с  изречения Д.Дидро-французкого писателя, философа:

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

Как понимаете высказывание?

-На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4-5мин

Фронтальная форма работы

— В начале урока литературного чтение выполним дыхательную гимнастику.

Упражнение 1.

Сели, спинки выпрямили, голову подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верх живота. Вдохнули… Плавно, не спеша, выдохнули. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 5–6 раз.

Упражнение 2.

Сели прямо, улыбнулись. Вдохнули. На выдохе считаем от 1 до 10. Слова произносим громко, четко, красиво.  Особо выделяем гласные звуки. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 3–4 раза.

Повторение изученного

Фронтальная форма работы

Какую сказку мы изучили на уроке?

-Чему учат нас сказки?

— Кто автор сказки «Теремок»?

– Значит какая это сказка?

Вывод. Это сказка авторская.

-А если у сказки нет автора, то как такая сказка называется?

Выполняют гимнастику в соответствии с заданием

— сказка «Теремок»

— дружбе, взаимопомощи…

—  Е. Чарушин

авторская

— Народная

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Практич.: заполнение таблицы

Словес.: подводящий диалог

4-5м

Фронтальная форма работы

— Теперь отгадайте загадку и узнайте, какую сказку мы будем изучать на данном уроке.

Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрички,

Зовут их ………..

— Как вы думаете, о чем будет сказка, которую мы будем читать?

-Откройте учебник на с.38.

-Прочитайте название сказки.

Есть ли автор у данной сказки?

-Как называется такая сказка?

— Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством народа.

-Какова тема нашего урока?

-А цель?

— Рукавички

— О рукавичках

— нет

— народная

Тема: русская народная Сказка «Рукавичка».

Цели: познакомиться с сказкой «рукавичка»

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практич: слушание и чтение Т

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы

Кто читал эту сказку? На какую сказку она похожа?

-Прочитаем сказку «Рукавичка» и попробуем установить сходства и различия в сказках «Теремок» Е. Чарушина и народной сказке «Рукавичка»

Слушают образец чтения

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практич: чтение Т, сам.работа с словами.

        Словарная работа.

Индивидуальная и фронтальная формы работы

— подумайте, какие слова вам непонятны.

— Объясните значение слова:

Бредет – идет медленно, с трудом.

Врассыпную – в разные стороны.

Обронил – уронил.

Ищут необходимую информацию.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Практич:  чтение и анализ Т

Чтение и первичный анализ.

Фронтальная форма работы

 Кто пришёл первым и поселился в рукавичке? Подтвердите свой ответ выдержкой из текста.

— С  чего  начинается   сюжет?

— Кто  первым  поселился  в  рукавичке?

— Как просился в рукавичку кабан?

-Кто пришёл за мышкой?

— Кто за кем появлялся в сказке?

— Кто был последним?

-Кто сломал «домик» зверей.

— Пустили ли звери в рукавичку медведя?

-Почему дед вернулся в лес?

— Давайте дадим характеристику каждому животному.

-Ребята, так много героев и все они очень разные. Как же они могли ужиться в таком маленькой рукавичке?

— Кто испугал зверей?

-Чему учит сказка «Рукавичка»?

-Что такое дружба?

В толковом  словаре С.И. Ожегова говорится, что

  Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

— Понравилась вам  сказка?  О  ком  она?

  Докажите, что это  сказка?

— Чем похожа и чем отличается сказка от сказки «Теремок»?

— У вас на партах лежат листы бумаги, разделённые на 2 части, и карточки (разные по размерам) со словами  (героями сказок).

  1. я часть —  сказка «Теремок»,  

2-я часть – сказка «Рукавичка»)

—     Расположите  персонажей сказок  по  порядку  с помощью  карточек.  

Сказка  «Теремок»

МышкаРусская народная сказка рукавичка распечатать

ЛягушкаРусская народная сказка рукавичка распечатать

ЗаяцРусская народная сказка рукавичка распечатать

ЛисичкаРусская народная сказка рукавичка распечатать

Сказка  «Рукавичка»

 дед Русская народная сказка рукавичка распечатать

мышка         Русская народная сказка рукавичка распечатать

лягушка   Русская народная сказка рукавичка распечатать

зайка         Русская народная сказка рукавичка распечатать

лисичка     Русская народная сказка рукавичка распечатать

волк  Русская народная сказка рукавичка распечатать

кабан    Русская народная сказка рукавичка распечатать

медведьРусская народная сказка рукавичка распечатать

— Проверим, как  ребята   выполнили  задание.

Какой  вы  можете  сделать  вывод?  

Чтение сказки по цепочке

-Задайте  друг  другу  вопросы  по тексту.

 — Можно ли эту  сказку назвать  сказкой-цепочкой?

 Почему?

-Какие  ещё  сказки – цепочки вы знаете?

Анализируют язык произведения

Читают вслух

Описывают характер каждого героя

— наверно, они уступали друг другу, помогали и пр.

— медведь

— доброте, дружбе…

— о животных

— здесь оживают различные животные, могут разговаривать и выполнять человеческие действия

Заполняют таблицу

Герои  сказки  похожи, но  отличаются  количеством и  кличками

— да

— В ней действия повторяются

— «Теремок», «Колобок»

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: осмысленное чтение худож. текста

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: осмысленное чтение худож. текста

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выборочное чтение, чтение в парах с анализом, поиск авторских оценок;

Словесный: обобщение по наблюдениям по тексту, выразительное чтение с взаимооценкой;

7-8мин

Повторное чтение и углубленный анализ.

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

Фронтальная и парная формы работы.

Викторина: « Да или нет.»

1«Рукавичка» — русская народная сказка? ( Нет)

Идет дед с собачкой полем? (Нет.)

3.Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка? (Нет)

4. С мышкой и лягушкой поселился в «домике» зайчик?… (Да)

5.После волка там спрятался медведь? (Нет)

6 .Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Да.)

7.Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (нет)

8.Звери ей обрадовались? (Нет.)

9.Дед пришёл и забрал рукавичку? (Да)

— Какие ответы у вас получились?

Сколько шибок вы совершили?

Выполняют задание самостоятельно

Осуществляют сампороверку.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осознанное построение речевого высказывания

П: осмысленно читают худож Т

П: осуществляют синтез

VII. Включение в систему знаний, повторение

Частично-поисковый: чтение и анализ пословиц, соотнесение смысла скороговорки

4-6мин

Фронтальная и парная формы работы

— Теперь, мы поиграем в игру «Найди нужный сюжет в сказке». Я буду показывать вам иллюстрации к сказке, а вы должны соотнести момент из нее.

Учитель показывает   иллюстрации, дети зачитывают  нужный  сюжет  в  учебнике

По каким признакам вам удалось это сделать?

— Играем в следующую игру «Найди пару»

— Давайте подберём вторые части имён.

Мышка                        

Лягушка                      

Зайчик                        

Лисичка                    

Волчок                    

Кабан                      

Медведюшка            

— Молодцы

Соотносят иллюстрацию и сюжет сказки

— по количеству героев в рукавичке

— нарушка

-побегайчик

— серый бачок

— поскребушка

— батюшка

-клыкан

— сестричка

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: заполнение признаков басни в таблице;

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

— Какую сказку мы сегодня изучали?

— Что вам в ней запомнилось?

— Какую цель мы ставили на уроке?

— Мы смогли ее достич?

Б. Деятельностная

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

— Что смогли сделать?

В.Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

Спасибо за урок!

Воспроизводят сведения об особенностях произведения.

 Формулируют собственное понимание и навык произношения.

Смысл с собственным практическим опытом

Проводят самоанализ деятельности

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля

В настоящее время в работе с дошкольниками практикуется одно из направлений арт-терапии — сказкотерапия. С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной, потому что сказка в символичной форме учит преодолевать трудности, ценить дружбу, строить отношения с родителями и детьми, прощать. Народные сказки о животных лучше всего передают маленьким детям жизненный опыт, основные человеческие ценности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сказка «Рукавичка» в средней группе

Цель:
воспитание ценностных ориентаций у детей посредством сказки.

Задачи:

Развивать представления детей о том, что такое дружба, какими качествами должны обладать друзья;

Формировать доброжелательное отношение к окружающим, способность к эмпатии, сопереживанию.

Обогащать тактильные ощущения;

Развивать мелкую моторику;

Развивать творческие способности.

Материалы:
силуэт солнца из желтого картона, силуэты солнечных лучей из разноцветного картона; колокольчик, перчатки с пришитыми на них фигурками животных, стол, накрытый белым синтепоном, елочки для украшения, шарики из синтепона, рис в чашке, большая рукавица.

Ход

Педагог-психолог: Предлагаю вам прикоснуться ко всем лучикам, а для этого вам нужно обменяться ими, как можно, с большим количеством ребят.

Под спокойную музыку дети обмениваются друг с другом лучиками.

Педагог-психолог: Ребята, чувствуете, как солнышко нас всех объединило, сделало друзьями?

Педагог-психолог: Скажите, ребята, кто такие друзья?

Дети отвечают.

Педагог-психолог: Правильно, ребята. Друзья всегда помогают друг другу, играют вместе, делятся игрушками. Как вы думаете, звери умеют дружить?

Дети отвечают.

Педагог-психолог: Я предлагаю вам послушать сказку «Рукавичка».

Чтение сказки «Рукавичка»

Педагог-психолог: Ребята, понравилась вам сказка? А хотели бы вы в ней побывать?

Дети отвечают.

Педагог-психолог приглашает детей к приготовленной мини-сцене. Звенит в колокольчик.

Педагог-психолог. Вот мы и оказались в сказке. Посмотрите, какой волшебный снег нас встречает. Погладьте его. (Дети трогают руками и гладят «снег»).

Педагог-психолог раздает детям «снежки» и просит помять их в руках, покатать.

Педагог-психолог: Вот и снег пошел. (Предлагает детям взять по щепотке риса и посыпать сверху на снежную поляну).

Дети действуют по примеру педагога-психолога.

Педагог-психолог: А теперь я предлагаю вам превратиться в сказочных зверей.

Педагог-психолог раздает детям перчатки со сказочными персонажами и помогает надеть на руки.

Педагог-психолог: Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

Тут я буду жить.

А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:

Ребенок – Лягушка: Кто, кто в рукавичке живет?

Ребенок – Мышка: Мышка — поскребушка. А ты кто?

Ребенок – Лягушка: А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня!

Педагог-психолог: Стали они вдвоем жить. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

Ребенок – Зайчик: Кто, кто в рукавичке живет?

Ребенок – Лягушка: Лягушка — попрыгушка. А ты кто?

Ребенок – Зайчик: А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!

Педагог-психолог: Вот их уже трое. Бежит лисичка:

Ребенок – Лисичка: Кто, кто в рукавичке живет?

Ребенок – Мышка: Мышка – поскребушка.

Ребенок – Зайчик: Зайчик — побегайчик. А ты кто?

Ребенок – Лисичка: А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Педагог-психолог: Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

Ребенок – Волчок: Кто, кто в рукавичке живет?

Ребенок – Мышка: Мышка – поскребушка.

Ребенок – Лягушка: Лягушка — попрыгушка.

Ребенок – Лисичка: Лисичка-сестричка. А ты кто?

Ребенок – Волчок: А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!

Педагог-психолог: Ну иди. Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:

Ребенок – Кабан: Кто, кто в рукавичке живет?

Ребенок – Мышка: Мышка – поскребушка.

Ребенок – Лягушка: Лягушка — попрыгушка.

Ребенок – Зайчик: Зайчик — побегайчик.

Ребенок – Волчок: Волчок — серый бочок. А ты кто?

Ребенок – Кабан: А я кабан — клыкан. Пустите и меня!

Педагог-психолог: Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

Ребенок – Медведь: Кто, кто в рукавичке живет?

Ребенок – Мышка: Мышка – поскребушка.

Ребенок – Лягушка: Лягушка — попрыгушка.

Ребенок – Зайчик: Зайчик — побегайчик.

Ребенок – Лисичка: Лисичка-сестричка.

Ребенок – Волчок: Волчок — серый бочок.

Ребенок – Кабан: Кабан — клыкан. А ты кто?

Ребенок – Медведь: А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!

Педагог-психолог: Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку. Вот и закончилась сказка.

Педагог-психолог звенит в колокольчик, помогает детям снять перчатки с персонажами.

Педагог-психолог: Как вы думаете, ребята, сказочных зверей можно назвать друзьями? Почему?

Дети отвечают.

Педагог-психолог: Правильно, ребята. Сказочные звери всех пускали в рукавичку, хотя в ней и было тесно, никому не отказывали.

Я предлагаю вам, ребята, нарисовать для всех зверей домики, чтобы они смогли ходить друг к другу в гости.

Дети рисуют.

Педагог-психолог: Сегодня мы с вами побывали в сказочной стране, где научились дружить и помогать друг другу.

Сказка «Рукавичка» —
русская народная сказка
о том как звери нашли для себя замечательный домик. Уж очень сюжет знаком у этой сказочки . Да, совершенно верно, подобный сюжет и у другой русской народной сказки. А называется она « ». Вот только там зверушки поселились в тереме, а здесь в рукавичке
. Да и заканчиваются сказки по-разному. В «Теремке» медведь развалил домик, а с рукавички звери сами сбежали когда услышали лай собаки.

Замечательная сказочка, вот только немножко непонятная… Это же какая должна быть рукавичка, чтобы в нее зверушки помещались? То ли зверушки совсем крохотные, то ли рукавичка принадлежала великану… Ну да ладно, это не так уж и важно, сказка на то она и сказка, что в ней может быть все, что угодно!

Рукавичка

Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

— Тут я буду жить.

А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка. А ты кто?

— А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня!

Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0 2

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?

— А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!

Вот их уже трое. Бежит лисичка:

%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0 1

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка да зайчик — побегайчик. А ты кто?

— А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!

— Ну иди!

Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:

— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто?

— А я кабан — клыкан. Пустите и меня!

Вот беда, всем в рукавичку охота.

— Тебе и не влезть!

— Как-нибудь влезу, пустите!

— Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!

Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан — клыкан. А ты кто?

— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!

— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

— Да как-нибудь!

— Ну уж иди, только с краешку!

%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0 3

Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

— Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.

Как-то раз зимой шел дед через лес. Шел он шел и нечаянно обронил свою рукавичку.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0 2

Мимо пробегала мышка. Увидела она, что рукавичка лежит сама себе на снегу и подумала, что получится из нее отличный домик. Влезла мышка в рукавичку и говорит:

Буду я теперь здесь жить.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0 3

Тут мимо лягушка припрыгивала, увидела она рукавичку и говорит:

Какая теплая рукавичка! Кто тут живет?

Я живу, мышка-нарушка. А ты кто?

А я лягушка-попрыгушка. Пусти меня к себе жить, а то на улице вон как холодно!

Ну, иди! – ответила мышка.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0 4

И стало их двое в рукавичке жить. В скором времени скакал по лесу заяц. Увидел он рукавичка лежит и тоже подбежал к ней и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке живет?

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0 5

Я мышка-нарушка.

И я лягушка-попрыгушка.

А я зайчик-попрыгайчик. Можно я тоже буду жить с вами?

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0 7

И стало их трое. Тут пробегает мимо лисичка. Увидела она, что такая теплая рукавичка лежит посреди леса, подбегает и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке живет?

Мы живем. Мышка-нарушка, лягушка-поскребушка и серый зайчик-попрыгайчик. А ты кто будешь?

А я лисичка-сестричка. Можно мне к вам?

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0 8

Вот их живет четверо уже, а рукавичка только одна. Глядь, а мимо бежит волк, подбегает он тоже к рукавичке и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке такой теплой живет?

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0 9

Мы: мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик да лисичка-сестричка. А ты кто будешь?

А я волчок-серый бочок! Пустите и меня жить к себе!

Ну, хорошо, иди!

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0 10

Влез и волк в рукавичку и стало их уже пятеро. Откуда ни возьмись, идет мимо кабан.

Хрю-хрю-хрю, кто в рукавичке живет? – тоже спрашивает он.

Мы: мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка и волк-серый бочок, — отвечают ему. — А ты кто?

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0 11

А я кабан-клыкан буду. Пустите меня к себе жить!

Но у нас уже места почти нет. Как ты сюда залезешь?

Да уж как-нибудь впихнусь, — ответил кабан.

Ну, полезай! – ответили из рукавички.

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0 12

Впихнулся и кабан к ним. Стало их шестеро. Раздулась рукавичка, еле-еле выдерживает, уже по швам ползет. Но тут как сучья затрещат, вышел из лесу медведь и тоже идет к рукавичке.

Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волк-серый бочок и кабан-клыкан. А ты кто такой?

%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 %D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0 13

Ох, как вас много тут! А я медведюшка-батюшка, пустите меня к себе!

Но как же ты залезешь сюда? Здесь уже вон как тесно!

Как-нибудь попробую! – отвечает медведь.

Ну, иди, только с краешку.

Втиснулся медведь и стало их семеро. Но так же тесно стало! Того и гляди рукавичка разорвется.

А к этому времени дед хватился своей пропажи, — исчезла одна рукавичка! И пошел он назад в лес искать ее. А с ним собачка была и она вперед побежала. Бежит она бежит по лесу и вдруг увидела лежит рукавичка на снегу и шевелится! Она как залает:

Гав-гав-гав!

Звери испугались, выскочили из рукавички и пустились наутек! Пришел дед и забрал свою рукавичку.

Иллюстрации Е.Рачева (отреставрированные из книжки1953 г)

Рукавичка Смотреть

Варежка Смотреть

Ты, конечно, о чем-то мечтаешь? Ведь у каждого есть своя мечта. И у этой маленькой девочки тоже была мечта. Ей очень хотелось щенка. А щенка у нее не было. Вот и глядела девочка в окошко…

На чужих собак. На гордых мальчишек и девчонок. Кто пуделя на поводке ведет, кто спаниеля, а кого эрдель везет. Счастливцы!

1290109216 varezhka2

Девочкина мама больше всего на свете любила книжки и совсем не знала, о чем мечтает ее дочка.

1290109224 varezhka3

Однажды девочка пошла к подружке. И подарила ей подружка щенка. Теплого, пушистого, ласкового.

1290109218 varezhka4

Но мама пришла в ужас. А вдруг щенок порвет ее книжки? Или еще что-нибудь натворит? Нет! Нет! Она не разрешает оставить щенка!

1290109302 varezhka5

Вышла девочка во двор. Все ребята гуляют с собаками. А девочка… повела на шнурке свою варежку. Побежала девочка, варежка послушно бежит следом. Встала девочка, и варежка остановилась.

1290109303 varezhka6

Захотела девочка варежку погладить. Вдруг поднялось и насторожилось ушко, блеснул черный круглый глаз, завилял хвостик. Варежка превратилась в щенка! Самого настоящего! Только красного, с черно-белым узором на спинке.

1290109269 varezhka7

Откуда ни возьмись, выскочил большой пес, бежит по двору, на всех рычит. Испугалась девочка за щенка. А щенок как залает: гав! гав! Не сметь мою хозяйку обижать!

1290109359 varezhka8

А сам тут же обидел котенка. Так напугал его, что бедный котенок на доску объявлений забрался. Что поделаешь? Ведь собаки всегда кошек гоняют!
Прочитала девочка объявление и узнала, что надо спешить.

1290109339 varezhka9

Вот-вот начнутся соревнования собак. И собаки ринутся вперед. Через барьер, бум, лестницу — туда, где исчезла палка. Кто первым принесет палку, выиграет приз!

1290109386 varezhka10

Красный щенок с палкой в зубах был впереди. Почти все препятствия остались уже позади. Неожиданно щенок зацепился хвостиком за гвоздь и повис. Упала палка в снег. А щенок висел. И хвост его распускался: петелька за петелькой, петелька за петелькой. Варежка-то была вязаная!

Как-то раз зимой шел дед
через лес. Шел он шел и нечаянно обронил свою рукавичку.

Мимо пробегала мышка.
Увидела она, что рукавичка лежит сама себе на снегу и подумала, что получится
из нее отличный домик. Влезла мышка в рукавичку и говорит:

Буду я теперь здесь
жить.

Тут мимо лягушка
припрыгивала, увидела она рукавичку и говорит:

Какая теплая рукавичка!
Кто тут живет?

Я живу, мышка-нарушка.
А ты кто?

А я лягушка-попрыгушка.
Пусти меня к себе жить, а то на улице вон как холодно!

Ну, иди! – ответила
мышка.

И стало их двое в
рукавичке жить. В скором времени скакал по лесу заяц. Увидел он рукавичка лежит
и тоже подбежал к ней и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке
живет?

Я мышка-нарушка.

И я лягушка-попрыгушка.

А я зайчик-попрыгайчик.
Можно я тоже буду жить с вами?

И стало их трое. Тут
пробегает мимо лисичка. Увидела она, что такая теплая рукавичка лежит посреди
леса, подбегает и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке
живет?

Мы живем.
Мышка-нарушка, лягушка-поскребушка и серый зайчик-попрыгайчик. А ты кто будешь?

А я лисичка-сестричка.
Можно мне к вам?

Вот их живет четверо уже,
а рукавичка только одна. Глядь, а мимо бежит волк, подбегает он тоже к
рукавичке и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке
такой теплой живет?

Мы: мышка-нарушка,
лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик да лисичка-сестричка. А ты кто
будешь?

А я волчок-серый бочок!
Пустите и меня жить к себе!

Ну, хорошо, иди!

Влез и волк в рукавичку и
стало их уже пятеро. Откуда ни возьмись, идет мимо кабан.

Хрю-хрю-хрю, кто в
рукавичке живет? – тоже спрашивает он.

Мы: мышка-нарушка,
лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка и волк-серый
бочок, — отвечают ему. — А ты кто?

А я кабан-клыкан буду.
Пустите меня к себе жить!

Но у нас уже места
почти нет. Как ты сюда залезешь?

Да уж как-нибудь
впихнусь, — ответил кабан.

Ну, полезай! – ответили
из рукавички.

Впихнулся и кабан к ним.
Стало их шестеро. Раздулась рукавичка, еле-еле выдерживает, уже по швам ползет.
Но тут как сучья затрещат, вышел из лесу медведь и тоже идет к рукавичке.

Кто, кто в рукавичке
живет?

Мышка-нарушка,
лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волк-серый
бочок и кабан-клыкан. А ты кто такой?

Ох, как вас много тут!
А я медведюшка-батюшка, пустите меня к себе!

Но как же ты залезешь
сюда? Здесь уже вон как тесно!

Как-нибудь попробую! –
отвечает медведь.

Ну, иди, только с
краешку.

Втиснулся медведь и стало
их семеро. Но так же тесно стало! Того и гляди рукавичка разорвется.

А к этому времени дед
хватился своей пропажи, — исчезла одна рукавичка! И пошел он назад в лес искать
ее. А с ним собачка была и она вперед побежала. Бежит она бежит по лесу и вдруг
увидела лежит рукавичка на снегу и шевелится! Она как залает:

Гав-гав-гав!

Звери испугались,
выскочили из рукавички и пустились наутек! Пришел дед и забрал свою рукавичку.

Интеграция образовательных областей«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи образовательных областей:

«Художественно-эстетическое развитие»

Создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;

Приобщение детей к народному творчеству;

«Речевое развитие»

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц, сказок.

Развивать речевую активность (активизировать и обогащать словарь детей); Формировать правильное звукопроизношение;

Формирование у детей грамматически правильной, чёткой речи.

«Социально-коммуникативное развитие»

Создание благоприятной психологической атмосферы в группе и на занятиях, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

Развивать умение четко и быстро отвечать на вопросы.

Воспитывать навыки культурного поведения, умение слушать.

Умение действовать сообща.

Развивать любознательность, внимательность и читательскую память;

Развивать партнёрские взаимоотношения в ролевой игре;

Цели:

Обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц, сказок.

Задачи:

поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности;

создать условия для формирования читательских умений, для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;

вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы;

побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа, проявлять инициативу, воображение, фантазию;

совершенствовать артистические навыки детей;

развитие коммуникативных функций, умения сотрудничать с взрослыми и друг с другом.

Планируемые результаты:

Обобщение знаний детей о сказках, формирование умения узнавать сказки и их героев; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Предварительная работа:

К данной викторине следует прочитать следующие русские народные сказки:

1. «Репка».

2. «Курочка ряба».

3. «Гуси-лебеди».

4. «По щучьему велению»

5. «Снегурочка»

6. «Царевна-лягушка»

7. «Колобок»

8. «Теремок»

9. «Волк и семеро козлят»

10. «Маша и медведь».

11. «Сказка о рыбаке и рыбке».

12. «Волшебное кольцо».

13. «Иван-царевич и серый волк».

14. «Сивка-бурка».

Просмотр мультфильмов, слушание аудиозаписи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам, изготовление атрибутов к викторине.

Оформление:

выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации

Оборудование:

телеграммы на карточках, компьютер, мультимедийная система.

Место проведения: групповая комната.

Участвуют 2 команды.

Содержание викторины:

Ведущая: — Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки.

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

И наш маленький народ

В мир волшебный унесет?

Полный смеха, света, краски,

А зовется чудо – сказки!

— Ребята, мы с вами читали много сказок. А сейчас проведем викторину, посмотрим. Кто из вас хорошо знает русские народные сказки.

Для этого нам надо разделиться на две команды: «Колобок» и «Теремок». Воспитатель помогает детям разделиться на команды.

Прошу команды занять свои места. В этой игре есть свои правила, которые нужно соблюдать:

1. Задача игры — выполнить все задания; за каждый правильный ответ, участник получает жетон.

2. В конце викторины определяется победитель, набравший больше всех жетонов.

Воспитатель.

Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я.

Итак, начинаем.

1 конкурс «Разминка»

— Назовите кличку собаки, которая тянула репку вместе с дедом, бабкой и внучкой? (Жучка)

— Назовите имя девочки, которая гуляя по лесу, заблудилась, зашла в чужой домик, где жила семья медведей? (Машенька).

— У какого животного была ледяная избушка и как называется сказка? (Лиса)

— Что за животное нашло теремок в лесу? (Мышка – норушка)

2. Конкурс «Угадай сказку».

Ведущая: — Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Следующий конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.

Презентация. Слайды. (Угадывают сказку по картинкам).

3. Конкурс «Телеграммы»

Ведущая:

Кто-то по лесу бродил,

Сумку в елках обронил.

Что лежит в ней? Погляжу

И по секрету вам скажу.

Телеграммы! Целых три!

Только трудно мне понять,

Кто послать их так спешил,

Что даже подписать забыл?

Телеграмма

«Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Скоро буду я у вас».

(Колобок)

Телеграмма

«Спасите, нас съел серый волк».

(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Телеграмма

«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»

(Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью».)

Телеграмма

«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу.

С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».

(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)

Физминутка: «Рукавичка».

На охоту вышел дед, зимнею порою (шаг на месте).

Рукавицу потерял, под большой сосною (подним. на носочки и тян. вверх).

Дома стал ее искать (козырек).

Не нашел на месте (пожимаем плечами)

И отправился искать в лес с собакой вместе (шаг на месте).

А в лесу в той рукавичке звери стали дружно жить (рукопожатие).

Мышь, лягушка и лисица, заяц, волк, медведь (изображают животных).

В лес собака прибежала и зверей всех распугала (бег на месте).

Рукавичку подняла, деду в руки подала (наклон и вытянуть руки вперед).

4. Конкурс «Ассоциации»

Ведущая: — Ребята, следующий конкурс тоже на сообразительность.

Ассоциации — это слова, которые вызывают в памяти произведение, в котором они встречались. Попробуйте отгадать сказки по ассоциации со словами:

1. Дед, Жучка, Внучка. (Русская народная сказка «Репка».)

2. Царь, стрела, клубок, Иван-царевич. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)

3. Лиса, волк, заяц, дед, бабка. (Русская народная сказка «Колобок».)

4. Коза, козлята, волк. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)

5. Баба-яга, девочка, мальчик, гуси. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

6. Медведь, Машенька, пирожки. (Русская народная сказка «Маша и медведь».)

5. Конкурс «Исправь ошибки» и назови сказку.

Ведущая: — В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

«Даша и медведь» – «Маша и медведь».

«Волк и семеро ягнят» — «Волк и семеро козлят».

«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

«Домик» — «Теремок»

«Морковка» — «Репка»

«Кот в туфлях» (сапогах)

«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка» (Иванушка)

«Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой)

«Суп из топора» (каша)

«Царевна — Квакушка» (лягушка)

«Иван Царевич и белый волк» (серый)

«Дарьюшкина избушка» (заюшкина)

6. Конкурс «Продолжи сказку»

Ведущая: — Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).

1. Посадил дед репку и говорит:

— Расти, расти, репка, сладкая! Расти, расти, репка, крепкая!

Выросла репка сладкая, крепкая, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

— А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут).

2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?

Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.

– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

3. …Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

— Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба….

(«Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)

5. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…

(«Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).

6. … Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу. Щука его спрашивает:

— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой, и вода бы не расплескалась.

Щука ему говорит:

— Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только…

(«По щучьему веленью. По-моему, хотенью»).

7. Конкурс «Вопрос-ответ»

1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)

2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)

3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)

4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)

5. Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам. (урок).

6. Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек. («Теремок»)

7. В сказках его всегда побеждает добро. (Зло)

8. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

9. Кем была в русской народной сказке заколдованная лягушка? (Царевна)

10. Назовите сказку, герой которой «по сусекам скребен». («Колобок»)

11. Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!»? (Медведь)

12. В этой сказке птицы налетели, подхватили мальчика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)

14. В русских сказках ее называют и Премудрой, и Прекрасной. (Василиса)

16. Назовите одну особенность известной сказочной избушки (Курьи ножки)

Ведущая:

— Подошла к концу наша литературная игра-викторина. Завершая ее, я желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». До новых встреч со сказкой!

Тема: Сопоставительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

Задачи урока:

1.Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».

2.Развитие умения зрительного сравнения произведений, близких по жанру, теме.

3.Развитие пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций при совершенствовании умения выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.

Оборудование: тексты произведений

Приемы ТРКМ, используемые на уроке:

— на стадии вызова: «работа в парах»;

— на стадии осмысления: «мозговой штурм», чтение с остановками, работа со сводной таблицей,открытые вопросы;

— на стадии рефлЕксии: рефлексия деятельности .

Ход урока.

I Стадия вызова.

1. Настрой на урок. Работа в парах.

— Составить пословицы:

Вариант №1:

  • за нос, шапку, снимает, хватает, а перед, проворным, он ленивого. (он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает)
  • он, да друга — , два, вьюга. (два друга — он да вьюга).

Вариант №2:

Составить пословицу. (Закрасить стрелки, которые соединяют слова в ней).

  • пословица [1]
  • пословица [2]

2.Постановка цели и задач урока.

II Стадия осмысления

(«Мозговой штурм». Цель использования: — выяснение того, что знают дети по теме; — активизация имеющихся знаний).

1.Дети делятся впечатлениями о народной сказке «Морозко».

2.Викторина по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.

•Зачитываются фрагменты известных сказок, и описания героев. Учитель записывает названия сказок на доске

•Почему названия сказок размещены в три колонки?

Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.

?

?

?

«Лиса и тетерев»

«Сивка-бурка»

«Как мужик гусей делил»

«Теремок»

«Иван-царевич и серый волк»

«Каша из топора»

….

«Хаврошечка»

….

Сказки о животных

Волшебные сказки

Бытовые сказки

«Лиса и тетерев»

«Сивка-бурка»

«Как мужик гусей делил»

«Теремок»

«Иван-царевич и серый волк»

«Каша из топора»

….

«Хаврошечка»

….

•Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):

•волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)

•волшебное место действия («В тридевятом царстве..», в подводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)

•волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)

•волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.)

3. Физкультминутка

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук-тук!

Сделаем большой круг.

4 Обсуждение сказки «Морозко» с помощью открытых вопросов

•К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»?

(Признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота).

•Как заканчивается сказка «Морозко»?

Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.

•Почему так трагически заканчивается народная сказка?

Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.

5 Работа по произведению «Мороз Иванович»

•Задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть».

•Комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.

•Работа по тексту.

•Постановка учебной задачи: Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?

•Вторичное перечитывание текста с целью найти признаки народной — волшебной сказки. Дети читают «про себя» и подчеркивают карандашом следующие признаки:

•чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)

•сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух

•волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.

Каждый указанный признак подтверждается выборочным чтением вслух с устными доказательствами.

•Ответ на сложный аналитический вопрос: Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»?

В ходе его обсуждения ведется работа на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:

•волшебный персонаж –Морозко и Мороз Иванович

•героини – резко противопоставляются по характеру

•финал – одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.

В продолжение аналитической работы вопрос: Чем различаются эти сказки?

Работа со сводной таблицей.

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Падчерица и родная дочь

1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья

2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее

2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама

3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу

3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность

4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо

4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность

5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо

5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость

6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь:она умирает.

6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана

Над первыми 2-3 пунктами идет коллективная работа.

Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. Таблица в результате обсуждения может выглядеть следующим образом.

В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

1.Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).

2.Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).

3.Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.

4.Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.

5.Концовкой, гуманной и нравоучительной.

«Морозко»

Линия сравнения

«Мороз Иванович»

…….

Автор

…….

Сюжет

…….

…….

Жанр произведения

…….

…….

Место действия

…….

…….

Характеры героинь

…….

…….

Волшебный персоонаж

……

…….

Концовка

…….

•А чем еще сказка Одоевского отличается от народной?

Игровое задание: ответить на вопросы викторины «Проверь свою внимательность!» Вопросы по содержанию сказки.

Вопросы викторины:

•«Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зеленую травку?»

•«Почему вода в колодце и летом студеная?»

•«Что будет, если печку истопить, а трубу вовремя не закрыть?»

•«Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?»

Вывод: сказка Одоевского в отличие от народной еще и познавательная.

III Рефлексия деятельности

Какие произведения сравнивали?

Какие жанры произведений?

Что нового вы узнали?

Что было трудно?

IV Оценивание учащихся.

V Домашнее задание:

Нарисовать иллюстрацию к произведению «Мороз Иванович».

Литература:

1. Е.В.Посашкова, кандидат филологических наук http://www.lit-studia.ru/

2. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс.-М.:ВАКО, 2009 год.

3. В.Б.Эдигей.Новое чтение. Часть 2. — М.: УЦ «Перспектива», 2007 год.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Русская народная сказка рукавичка распечатать

Разработал:  учитель

Михайлова Е.В  

Пояснительная записка

Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Программа внеурочной деятельности по коррекционно-развивающему направлению «Сказкотерапия» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Главные  цели программы внеурочной деятельности:

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  •  расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;
  •  формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Общая характеристика курса.

Программа внеурочной деятельности по коррекционно-развивающему направлению «Сказкотерапия» (далее — программа внеурочной деятельности) способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Преемственность программы внеурочной деятельности с основным курсом чтения позволяет   проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа внеурочной деятельности способствует овладению детьми универсальными и базовыми учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, уроки-спектакли и т. д.

Содержание занятий программы внеурочной деятельности «Сказкотерапия» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими изданиями.  

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 1  классе.

В качестве учебного материала для формирования учеников 1 класса — как читателей,  выбрана фольклорная (народная) сказка. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя детей в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.

Виды деятельности: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игры, инсценировка, просмотр презентаций, просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание музыки  с учетом возрастных особенностей школьников.

Место курса в учебном плане.

1 класс – 33 часа, что соответствует 1 часу в неделю при 33 неделях.

Планируемые результаты изучения курса.

В результате освоения программы курса «Сказкотерапия» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС:

Личностные результаты:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  • ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;
  • начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)  

К концу обучения учащиеся должны знать:

  • популярные русские народные сказки  

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • слушать,  читать и отвечать на вопросы;
  • иллюстрировать услышанное или прочитанное;
  • пересказывать сказку  подробно;
  • пытаться передавать эмоции и  свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные БУД.

Коммуникативные УУД:

  • обращаться за помощью;
  • задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • вести устный  диалог.

Регулятивные БУД:

  • формулировать и  понимать учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
  • составлять план и последовательность действий совместно с учителем;
  • адекватно воспринимать речь учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные БУД:

  • оценивать процесс и результат деятельности;

Содержание тем учебного курса

Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых».

Украинская народная сказка «Колосок».

Русская народная сказка «Заячья избушка». Украинская  народная сказка «Медведь и лиса». Домик для зайчика.

Русская народная сказка  «Заяц – хваста» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

Сказки про зайцев.

Украинская народная сказка «Рукавичка».  Сказка «Теремок» в разных обработках.

Чукотская сказка «Хвост».

Русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя».

Удмуртская сказка «Как произошли медведи».

Мордовская сказка  «Благодарный медведь». Обобщение  знаний детей о сказочном герое – медведе.

Русская народная сказка «Зимовье зверей».

«Я сказочник».

«К нам пришёл гость».

Русская народная сказка «Вершки и корешки».

Настольный театр.

Русская сказка «Лиса и журавль».

Экскурсия в городскую библиотеку.

Мордовская сказка «Разудалый петушок».

Калмыцкие сказки «Петух и павлин» и «Весёлый воробей».

Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».

Подготовка к празднику «В гостях у сказки».

Праздник «В гостях у сказки».

Библиотечный урок «В мире книг».

Русская народная сказка «Байка про тетерева».

Русская сказка «Бобовое зёрнышко».

Тематическое планирование

Класс  

Название раздела  

Тема

Количество часов

Вид учебной деятельности

1

Сказки о животных.

Что такое сказка?

1

Беседа,

просмотр презентации.

Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых».

1

Слушание, инсценировка сказки, рисование.

Украинская народная сказка «Колосок».

1

Слушание сказки, раскрашивание петушка,

отгадывание  загадок.

Русская народная сказка «Заячья избушка». Украинская  народная сказка «Медведь и лиса».

1

Слушание, инсценировка, лепка из пластилина.

Домик для зайчика.

1

Конструирование.

Русская народная сказка  «Заяц – хваста» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

1

Слушание, просмотр презентации, рисование с помощью трафарета.

Сказки про зайцев.

1

Викторина, беседа, просмотр.

Украинская народная сказка «Рукавичка».  Сказка «Теремок» в разных обработках.

1

Чтение,  отгадывание загадок, игра, лепка.

Чукотская сказка «Хвост».

1

Чтение, иллюстрирование, просмотр.

Русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя».

1

Слушание и чтение сказки, пересказ, рисование, ролевая игра.

Удмуртская сказка «Как произошли медведи».

1

Чтение сказки, игра, просмотр мультфильма о медведе.

Мордовская сказка  «Благодарный медведь». Обобщение  знаний детей о сказочном герое – медведе.

1

Прослушивание, викторина, иллюстрирование.

Русская народная сказка «Зимовье зверей».

1

Чтение сказки, пересказ, игра,

просмотр.

«Я сказочник».

2

Конкурс, обсуждение,

просмотр.

«К нам пришёл гость».

1

Игра, инсценировка.

Русская народная сказка «Вершки и корешки».

1

Прослушивание, отгадывание загадок, иллюстрирование.

Настольный театр.

2

Игра, чтение.

1

Сказки о птицах

Русская сказка «Лиса и журавль».

1

Пересказ, ролевая игра,  рисование.

Экскурсия в городскую библиотеку.

1

Экскурсия.

Мордовская сказка «Разудалый петушок».

1

Чтение по ролям, инсценировка, лепка.

Калмыцкие сказки «Петух и павлин» и «Весёлый воробей».

1

Прослушивание, иллюстрирование,  отгадывание кроссворда.

Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».

1

Чтение, игра, рисование.

Подготовка к празднику «В гостях у сказки».

1

Чтение, игра.

Праздник «В гостях у сказки».

1

Игра.

Библиотечный урок «В мире книг».

1

Викторина, игровая деятельность.

Русская народная сказка «Байка про тетерева».

1

Чтение, викторина, просмотр.

Русская сказка «Бобовое зёрнышко».

1

Инсценировка, лепка.

Сказки про птиц.

1

Создание книжки-малышки.

Библиотечный урок «Разноцветные страницы».

1

Мелкий ремонт детских книг.

Выставка «Сказочное время».

1

Рисование, иллюстрирование.

«Фестиваль сказочных героев» — итоговое  занятие.

1

Игра  

Итого

33

Техническое оснащение занятий

  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • художественные книги с текстами сказок;
  • костюмы;
  • кукольный театр.

  • Русская народная сказка репка читать текст
  • Русская народная сказка про теремок
  • Русская народная сказка про емелю слушать
  • Русская народная сказка репка видео
  • Русская народная сказка про водяного