Русская народная сказка про ленивую и радивую 3 класс 21 век конспект и презентация

Ленивая и радивая сказки gt; народные сказки уважаемый читатель.на этой странице вы можете прочесть: аннотация к сказке ленивая и радивая

Ленивая и радивая

Сказки > Народные сказки

Уважаемый читатель.На этой странице вы можете прочесть:

Аннотация к сказке Ленивая и Радивая

Русская народная сказка «Ленивая и Радивая» повествует о двух сестрах. Одна сестра была работящая и всякая работа в руках у нее спорилась. А другая сестра была ленивой и ничего делать не хотела.  Пошла как-то Радивая сестра по воду,случайно поскользнулась и очутилась на дне пруда в доме старика с зеленой бородой. Там Радивая со свойственной ей ответственностью и трудолюбием навела порядок в доме и коз подоила. За это старик сделал ее красивой и одарил богатой одеждой и деньгами.

Радивая позавидовала своей сестре и нарочно прыгнула в пруд. В даме у зеленого старика она вела себя неуважительно, работу выполнила плохо и за это старик сделал ее уродливой.

Вывод из этой сказки прост и присутствует в большинстве народных сказок. Любому человеку воздается по заслугам. Доброму и работящему человеку однажды везет и его доброта и трудолюбие достойно вознаграждаются. А ленивый и завистливый человек никому не нравится, поэтому и награда зачастую достается ему совсем не та, о которой можно мечтать.

Сказка Ленивая и радивая читать текст полностью

Были у старика со старухой две дочери. Старшая и минуты без дела не посидит. И за что ни возьмётся, всё у неё ладно выходит, всякое дело спорится.

А меньшая дочь была ленивица. Ничего делать не хотела, к тому же спесивая была, неприветливая. Что ни станет делать, всё с неохотой да кое-как.

И прозвали в народе старшую сестру Радивой, а меньшую — Ленивой. Так и пошло — Радивая да Ленивая.

Как-то раз пошла старшая сестра по воду и уронила ведро. Стало ведро относить от берега. Радивая вошла в воду и только ухватилась за дужку, как оступилась и угодила в глубокий омут. Открыла глаза… Что такое? На песчаном дне изба стоит. Зашла в избу и видит: сидит на лавке старик.

Сказку Ленивая и Радивая читать текст полностью с картинками

Лицо зелёное, глаза зелёные, борода зелёная — весь зелёный.

Девушка приветливо поздоровалась со стариком, поклонилась ему в пояс.

— Чья ты? —спрашивает Зелёный старик. — Откуда?

— Из деревни, что на берегу. Пришла по воду, обронила ведро, стала доставать да оступилась и вот сюда попала.

— Ну, садись, отдохни, незваная гостья!

Попала Радивая в дом зеленого мужика, порядок там навела

А девушка видит: в избе не прибрано, холодно. Взяла веник, подмела избу, прибрала, печь затопила. Потом спрашивает:

— Может, ещё чего сделать?

Экая трудница-работница! Ступай-ка коз подои.

Взяла девушка подойник и пошла. Сперва в хлеву прибрала, сухой соломы козам постелила, копыта и вымя у них тёплой водой помыла. Потом стала доить да всё ласково приговаривала: «Стойте, козеньки, стойте, матушки!»

Молоко процедила, принесла, на стол поставила. А Зелёный старик шасть в хлев. Спрашивает у коз:

— Не обидела ли вас девица?

— Век бы с такой хозяйкой жить да радоваться! Заботливая, ласковая!

Воротился он в избу, налил чашку молока, подаёт Радивой:

— Выпей! Не простое это молоко, а волшебное.

Выпила девица молока и стала такая красавица, что не вздумать, не взгадать, только в сказке рассказать.

— А это вот тебе подарок, — подал ей старик шкатулку, — дома откроешь!

Поблагодарила Радивая Зелёного старика и только вышла из избы, как очутилась на берегу, а рядом и ведро стоит. Зачерпнула воды и пошла домой. А дома, лишь через порог переступила, отец с матерью и меньшая сестра глядят на неё во все глаза, наглядеться не могут.

— Аи, батюшки! Какая ты стала красавица!— говорила мать. — Расскажи, поведай нам, что с тобой приключилося?

Наградил зеленый мужик Радивую одеждой и украшениями

Радивая рассказала, как она побывала у Зелёного старика в гостях, и открыла шкатулку, что ей старик подарил. И только открыла, как все так и ахнули. В шкатулке и душегрея парчовая, соболями отороченная, и сарафан атласный, и башмаки с серебряными пряжками, и жемчуг скатный, и кошелёк с золотом.

Увидала это Ленивая, и глаза у неё разгорелись, ногой топнула:

— Я тоже достану себе приданое у Зелёного старика!

И побежала на берег. Прибежала, бросила ведро в воду и сама вслед. Только ухватила ведро, как оступилась и оказалась в омуте. Зашла в избу, не поздоровалась, села на лавку и говорит Зелёному старику:

— Я за подарком пришла!

— Сперва надо тебе коз подоить, а уж после и о подарке поговорим, — сказал Зелёный старик.

С неохотой пошла Ленивая. В хлеву раз, другой вилами в солому ткнула, коз пинками в угол загнала. Подоила кое-как, молока не процедила, принесла в избу, поставила подойник на стол.

А Зелёный старик пошёл в хлев и спрашивает коз:

— Как девица прибиралась? Как доила?

— Сам видишь, как прибиралась! Стоим в грязи по колено. Ногами нас пинала, а доила как попало.

Воротился старик в избу, а Ленивая ему:

— Давай скорее подарок! Я домой тороплюсь. Налил старик чашку молока:

— Пей!

Выпила Ленивая и сразу стала дурнушкой: нос вытянулся и загнулся крючком, кожа пожелтела, брови клочьями повисли.

Подал старик ей шкатулку, точь-в-точь такую же, как и Радивой.

Ленивая схватила шкатулку, со стариком не простилась, побежала домой.

А дома в ту пору никого не случилось: ни матери, ни отца, ни старшей сестры. Ленивая, как только порог переступила, тотчас шкатулку открыла, да так и обмерла.

В шкатулке были одни только угли да зола.

«Развития
критического мышления через чтение и письмо».

Предмет

Литературное
чтение

Класс

3

Программа

«Начальная
школа
XXI века»

Тема
урока

«Русские
народные сказки». Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую»

Тип
урока

 Изучение 
нового материала

Задачи
урока:

Учить
пользоваться литературоведческим понятием «сказка» и выделять особенности
сказок;

дать
представление о сказочных героях – положительных и отрицательных;

учить
художественному рассказыванию и пересказу по плану;

формировать
умение работать с книгой: правильно называть издание, пользоваться титульным
листом и оглавлением, сравнивать книги с одним и тем же произведением.

Планируемые
результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

–формирование
потребности в систематическом чтении;

-овладение
элементарными приёмами  анализа художественного произведения, используя
литературоведческие понятия;

-умение
осознанно воспринимать и оценивать содержание произведения, участвовать в его
обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героя,
определять главную мысль произведения.

-овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
планировать,  контролировать и оценивать свои действия в соответствии с
поставленной задачей;


овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами;

-осознанное
построение речевых высказываний в устной форме;

-готовность
слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения,
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событиям;


умение сотрудничать в группе, в паре.


развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
героям произведения;

-наличие
мотивации к творческому труду и бережному отношению к природе.

Вид
используемых на уроке средств

Презентация

Сценарий  урока

Стадии урока

Содержание
этапов. Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

1.Стадия вызова

1.Организационный момент.

Я рада
вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт
нам радость общения друг с другом. Успехов нам и удачи!

2.Речевая
разминка

Чтение
стихотворения:

О чем-то
скрипит половица,

А спице
опять не спится.

Присев
на кровати, подушки

Уже
навострили ушки…

И сразу
меняются лица,

Меняются
звуки и краски…

Тихонько
скрипит половица,

По комнате
ходит …СКАЗКА

3. Выявление читательского опыта

Ребята,
сегодня мы продолжим работать с устным народным творчеством и цитатой нашего
урока станет афоризм: «Сказка – ложь, да в ней намёк,…(продолжите).

А кто
знает автора этих строк?

Молодцы!
Эти строки заканчивают сказку А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». Какая
эта сказка? (Авторская, литературная, волшебная.) А какие сказки мы уже прочитали?

Прием
Кластер

Заполнение
кластера на тему: «Виды сказок».

Ребята,
а почему полезно читать сказки?

У кого
учится читатель, читая сказки?

На какие
группы можно разделить героев сказок?

Приведите
примеры героев сказок для каждой группы.

Как
определить, положительный герой или отрицательный?

4.Сообщение
темы и цели урока.

Прием «Прогнозирование»

Прочитайте
название сказки.

Кто
герои сказки? Что можно о них рассказать?

Можно ли
утверждать, что Ленивая – отрицательный герой сказки, а Радивая –
положительный герой?


Мы попытались предположить, о ком пойдёт речь в произведении, опираясь только
на его название.

Выдвинутая
вами гипотеза будет являться целью нашего урока-

определить
характер героев через их поступки.


Сформулируйте задачи урока, используя опорные фразы.

1.
Познакомимся… с содержанием сказки

2.
Определим …значение непонятных слов

3.
Составим …портреты главных героев.

4.
Сочиним …аннотацию к сказке.

Эмоциональный
настрой.

Чтение
стихотворения с различной интонацией.

А)
удивления

Б)
сердито

В)
разочарования

Г)
иронии

Добрым молодцам
урок.

Пушкин Александр
Сергеевич

Заполняют
кластер

image001

Отвечают на
вопросы учителя

+ положительные

— отрицательные

Приводят примеры

По его поступкам

Русская народная
сказка «Про Ленивую и Радивую»

Отвечают на
вопросы учителя.

Выдвигают
гипотезу: Можно ли определить характер героев через их поступки?

Формулируют задачи
урока, используя опорные фразы.

2. Стадия

осмысления

5. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением

Работа с незнакомыми словами.

Прочитайте
слова: радивый    душегрея    подойник   хлев   парчовая.

Поработайте
в паре. Предположите, что они могут обозначать. Откройте учебник на с.21,
прочитайте значение данных слов, подтвердились ли ваши предположения?

Прием «Чтение с остановками»

— Во
время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Такой приём
называется «чтение с остановками».

а)
Чтение первой части учителем.

б) Чтение второй части хорошо читающими детьми.

в)
Чтение третьей части детьми по “цепочке”.

Откройте
учебник на с.20, прочитайте 1,2,3 вопросы, найдите ответы на них в тексте.

Прием «Фишбоун»

Вам
предстоит выписать из текста произведения поступки героя, слова, которые
характеризуют его. Определить черты характера героя.

image002

Проверим
вашу работу. Оценим правильность выполнения.

6. Обобщение полученных знаний.

Самостоятельная
работа в рабочей тетради на с.12 з.2

Обменяйтесь
тетрадями и проверьте работу соседа по образцу на доске

Читают
незнакомые слова.

Обсуждают
в паре их значение, находят доказательство в учебнике.

Слушают
учителя, отвечают на вопросы, озаглавливают. Читают текст сказки по смысловым
частям.

Читают,
слушают вторую часть, отвечают на вопросы, озаглавливают.

Читают,
слушают третью часть, отвечают на вопросы, озаглавливают.

Читают
вопросы, находят ответы в тексте.

Характеризуют
героев сказки, заполняя рыбий скелет.

Выполняют
задание в тетради.

image003

3.Рефлексия

Определим,
какой вид сказки по содержанию?

волшебная

анималистическая

бытовая

Аргументируйте
свой ответ.

В
чём заключается главная мысль сказки? Чему она учит?

Какая
из пословиц больше всего подойдёт к сказке?

Труд кормит, а лень портит.

Кто хорошо потрудится, тому есть чем похвалится.

Не разгрызть ореха – не съесть ядра.

7. Закрепление и обобщение полученных знаний

Работа в
группах.

Ребята,
вам понравилась эта сказка?

Чтобы
другим ребятам тоже захотелось прочитать ее, предлагаю вам написать аннотацию
к данной сказке. Аннотация — это краткое содержание книги. Благодаря аннотации,
можно сразу понять, о чём пойдёт речь в книге.

8. Подведение итогов урока

Удалось
ли нам подтвердить нашу гипотезу?

Можно ли определить характер героев через их
поступки?

Что
мы учились делать сегодня на уроке?

С
каким произведением познакомились?

Какие
новые приемы использовали в своей работе?

Ну,
что мои юные исследователи. Наш урок подошел к концу. Вы большие молодцы!
Отлично потрудились.

Запишите
домашнее задание.

Тетрадь стр.12, з.3,4 (всем)

*составить
портрет Зелёного старика (по желанию)

Бытовая

Герои
– простые люди.

Описывается
их быт.

Ленивый
человек высмеивается, а трудолюбивый получает вознаграждение.

Сказочный
персонаж (Зелёный старик) сумел верно разрешить проблему.

Выбирают
пословицу. Доказывают свой выбор.

Да

Дети
в группах заполняют шаблон аннотации. После выполнения спикеры от каждой
группы зачитывают получившиеся аннотации.

image004

Да

Учились
характеризовать героев, определяя их характер через поступки

Познакомились
с произведением устного народного творчества

Использовали
новые приёмы: фишбоун, составление аннотации.

Записывают
домашнее задание.

                  МОУ  «Средняя школа  №16»

         города Балаково, Саратовской области

               Образцова Людмила Николаевна,

                  учитель начальных классов

                        Конкурс 2010

Номинация:  Урок с использованием ИКТ

    Открытый урок по литературному чтению

   ( с элементами исследования)

   Тема урока: «Русские народная сказка.  Обобщение»                  

                               г. Балаково,

                                            2010 г.

Урок  с использованием ИКТ проведён в 3 классе по УМК «Начальная школа ХХI века»  по учебнику Л. А. Ефросининой «Литературное чтение». Раздел «Устное народное творчество»

Данный урок построен на расширении знаний и представлений учеников 3 класса о русских народных сказках.

Данная тема вызывает познавательный интерес у ребят, формирует чувства коллективизма.

В структуру урока включены разнообразные этапы, которые  помогают развивать детскую эрудицию, стимулируют ученика.

Уровень материала достаточно высокой трудности, но он посилен каждому.

Деятельность, которой занимаются дети на уроке литературного чтения, способствует развитию учебно – познавательных умений: постановке и решению проблемных задач, применению логических операций,  проведению сравнения героев и их поступков, классификации, нахождению причинных зависимостей, исследованию.

Тема урока: «Русские народные сказки. Обобщение» (урок  с элементами исследования)

Цели урока:

— закрепить понятия о русских народных сказках;

— учить различать положительных и отрицательных героев сказок;

— учить работать с сюжетом сказки;

— учить сравнивать, обобщать, делать выводы, давать полный ответ;

— выделять особенности русской народной сказки;

— обучать художественному рассказыванию сказки;

— развивать фантазию, воображение, творческие способности;

— воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать.

Оборудование:

— учебник Л. А. Ефросинина. «Литературное чтение», 3 класс;

— Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь для учащихся

  № 1 для    учащихся 3 класса;

— карточки с пословицами;

— рисунки к сказкам;

— книги с русскими народными сказками;

— планшет со стихотворением Ф. Кривина « О чём – то скрипит

  половица…»;

— шапки — маски для инсценирования;

— платок, сарафан для Сказочницы, «волшебный» цветок, медали;

— кроссворд с музыкальным сопровождением;

— плакат для орфографического чтения;

— толковый словарь С. Ожегова;

— диск с заданиями к уроку;

                                               Ход урока.

Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

1. Организация класса.

2. Подготовительная работа ( под музыку «В мире много сказок» )

— Сегодня на уроке  мы отправимся в удивительную страну, где живут ваши любимые знакомые сказки . Перед вами «Литературное лукошко», полное сказок. Мы с вами разделимся на три группы: 1 группа представляет русскую народную сказку «Самое дорогое», 2 группа – «Про Ленивую и Радивую», 3 группа – «Дочь – семилетка» ( каждый ряд работает над своей сказкой).

(Слайд 2)

3. Орфографическая минутка.

— Прочитайте слова, которые встретятся вам на уроке:

 в предложении,  пересказана, предположим,  предположить,  мне кажется, содержание, соответствует, соотнести, отнести, я считаю, я думаю, я узнал, изобретательная, находчивая, сметливая, несчастный, необычное, невероятное, фантастическое.

 — Подумайте, почему некоторые слова подчёркнуты? ( С этих слов можно начинать ответы)

4. Рубрика «Тайны живого слова»

— А сейчас обратимся к « Тайнам живого слова»

— Подберите синонимы к слову « изобретательная» ( Выдумщица, находчивая)

— Находчивая.  Про кого так скажем? (  Сообразительная, кто не теряется, легко находит выход из трудного положения)

— Когда человек бывает несчастным? ( Когда у него горе, когда ему не везёт)

— Составьте словосочетание ( предложение) со словом «несчастный»

(Несчастный человек залился горькими слезами.  Несчастный вид, случай, любовь, лицо; жить несчастно)

— Что обозначает слово «необычный»? ( Ответы)

— Более точное значение этого слова найдём в  «Толковом словаре» С. Ожегова.

( с. 40.  Не такой, как все, не похожий на обычное, привычное).

 5. Сообщение темы  и цели урока.

— Необычный у нас сегодня урок. Мы будем изучать сразу несколько сказок.

— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

(Задавать вопросы и искать ответы на них, выразительно читать, пересказывать, находить в тексте нужные отрывки, думать, делать выводы, подводить итоги).

— Давайте выделим главную цель урока. Не забудьте: мы будем изучать сразу несколько сказок. (Будем сравнивать и делать выводы)

— Это главная цель нашего урока.

— А чтобы он получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся в страну, где живут сказки.

6. Театрализация.  Декламация.

(Ученик читает стихотворение  Ф. Кривина «О чём – то скрипит половица»)

О чём – то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровать, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят сказки.

(Выходит Сказочница в русском сарафане и платке)

Сказочница: Я поведу вас хитрыми дорогами по Стране сказок.

— А чтобы попасть в эту удивительную страну, нужно назвать сказку, которая заканчивается словами:

«Сказка — ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок»

( Такими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке А.С.Пушкина)

(Слайд3)

7. Обобщение по теме.

— Сегодня я принесла с собой волшебный цветок. На каждом лепестке – задание.

( Сказочница раздаёт каждой группе лепесток с заданиями, читает.)

— Пусть каждая группа представит свою сказку, чтобы все остальные догадались, с какой сказкой они встретились.

1 группа

— Найдите в учебнике и выразительно прочитайте отрывок из сказки: «Вот как – то раз и говорит старуха старику…» (с. 13 – 14)

2  группа

— Подготовьтесь читать по ролям разговор старшей дочери и Зелёного старика (с.17 – 18)

3  группа

— Инсценируйте встречу двух братьев: бедного и богатого (с.21 – 22)

(Слайд 4)

(Учитель выставляет книги с русскими народными сказками  на доску:

« Самое дорогое», « Про Ленивую и Радивую», « Дочь – семилетка»)

— Как вы думаете, какие это сказки: народные или авторские? (Ответы)

Вывод: Это сказки русские народные. У них нет автора. А принадлежат они целому народу.

(Слайд 5)

8. Работа «Поисковой группы»

— Наша «Поисковая группа» продолжает работать. Ребята выполнили задание опережающего характера – подготовили материал о русских народных сказках.

1. Сказки в нашей жизни появились давно, до начала изобретения письменности. Их не записывали, а только рассказывали и передавали из «уст в уста». Сказки рассказывали  в зимние долгие вечера, когда на улице посвистывала, шарахалась, скреблась в стёкла вьюга или потрескивал жгучий мороз. Люди, собравшись в комнате, около печки, начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.

2. Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории  о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках, творящих небывалые чудеса, об отважных героях или простых людях, преодолевающих все невзгоды и побеждающих своих коварных врагов – страшных чудовищ. Тяжёлая жизнь заставляла людей сочинять сказки о жестокости и злобе, о трудной несчастной, голодной жизни простого народа.

3.В сказках люди « летали по воздуху», « ходили в сапогах – скороходах», «воскрешали убитых», « пользовались живой и мёртвой водой», « в одну ночь строили дворцы». Сказки — это мечты о будущем, о лучшей жизни. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.

Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети.

9. Работа в ТПО (тетради с печатной основой)

— У нашего цветка не хватает лепестков. Мы должны их собрать, и тогда совершится чудо. Наша цель – собрать цветок для Сказочницы.

— Сейчас мы поработаем по странице «Проверьте себя»

— Внимание! «Три загадочных конверта» (раздаются по группам)

(Слайд 6)

2 группа

— Которая из девушек больше понравилась Зелёному старику и за что?    

 — Укажите стрелками, к какой из дочерей стариков относятся слова из сказки.

(с.12, №1)

Тест :  — Каких людей в народе называют Радивыми?

(Слайд 7)

  • Усердных, старательных, трудолюбивых.
  • Надменных, высокомерных.
  • Спесивых, неприветливых.  
  • Писаных красавиц.

Сказочница: Мне хочется вас похвалить за то, что вы внимательно слушали сказку и справились с заданием.

( Собираем волшебный цветок)

1 группа

— Почему старики не захотели просить  у Лесного Деда никакого богатства? Выбери правильный ответ:

  • негде прятать деньги;
  • воры утащат богатство;
  • боялись не управиться с домашней птицей;
  • нечем кормить стадо;
  • хотели зарабатывать своими трудами

(Слайд 8)

 — Какими людьми были старик и старуха?  Укажите стрелками (мудрые, добрые, скромные, трудолюбивые)   ( с.10, №1)

3 группа

— Восстанови текст сказки « Дочь – семилетка». Впиши нужные слова.

(с.16, №1)

— Объясни, почему в сказке употребляются именно эти слова, а не какие другие, близкие по смыслу. 

Сказочница: Я считаю, что вы очень грамотно и быстро справились с заданием. Молодцы!

Индивидуальная работа ( 3 ученика получают задания на карточках, вопрос  с.11, № 6)

— Из раздела «Пословицы» выберите те, которые подходят к сказке «Самое дорогое»

Труд кормит, а лень портит.

Кто хорошо потрудится, тому есть чем гордиться.

Не разгрызёшь ореха – не съесть и ядра.

(Слайд 9)

 « Дискуссионные качели»

 — А сейчас мы с вами послушаем ответы 2 группы.

— Представьте, что вы были в омуте, когда Зелёный старик вручал Ленивице шкатулку. Вмешались бы  вы? ( Ответы 3- 4 человек)

«Экспресс – вопрос»

— Зачитайте последний абзац. Почему сказка «Про Ленивую и Радивую»  заканчивается так, а не иначе?

— Давайте поразмышляем, обосновав свой выбор.

(Автор хотел сказать: работа работе – рознь)

— Какими нас учит быть сказка «Про Ленивую и Радивую»?

( Усердными,  старательными, трудолюбивыми, добрыми)

 10. Музыкальная минутка(под музыку заполняется кроссворд, с.11, № 4)

— Сейчас нам предстоит выполнить творческое задание.

А цель этого задания – отгадать ключевое слово.

Итак, настраиваимся на музыкальную волну.

  • Это была … , сказка будет впереди. (Присказка)
  • Что вязала старуха? (Рукавицы)
  • Какова работа, такова и …  (награда)
  • Что плёл старик? (Корзинка)
  • Какой подарок подарил Зелёный старик старшей дочери? (Шкатулка)
  • Сказка, которую создал народ, называется … (народная)
  • Устный рассказ о чём – то необычном, невероятном, фантастическом. Ключевое слово :( сказка) 

п

р

и

с

к

а

з

к

а

р

у

к

а

в

и

ц

ы

н

а

г

р

а

д

а

к

о

р

з

и

н

к

а

ш

к

а

т

у

л

к

а

н

а

р

о

д

н

а

я

(Слайд 10)

Заполняется цветок Сказочницы.

11. Обобщение по теме.

— А сейчас мы с вами слушаем ответы 3 группы.

— Группа ребят подготовила опережающее задание, они подготовили пересказ близко к тексту о том, как встретились два брата: бедный и богатый ( по картинке)

(Слайд 11)

— Какой спор произошёл между братьями? Серьёзным ли он был? Прочитайте ( с.22)

— Какие загадки -вопросы есть в сказке?

— Какие к ним даны отгадки? Прочитайте.

— Что можно сказать о девочке – семилетке? (Умная, изобретательная, находчивая, сметливая, мудрая)

(Слайд 12)

Игра: «Собери пословицу!»

— Вспомните пословицы, о знании и умении , которые звучали на уроках русского языка.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Беды мучат, да уму учат.

Где ум, там и счастье.

(Слайд 13)

— Какая из пословиц выражает основную мысль сказки «Дочь – семилетка»?

(Беды мучат, да уму учат).

Вывод: Тяжело было бедному брату справиться с заданиями царя, но ум семилетки помог выиграть спор.

12. Обобщение по теме.

— Выслушаем ответы 1 группы.

— Объясните значение слова «кормились».

(Обеспечивали своё существование: питались, одевались, содержали дом)

Конкурс: «Фантазия»

— Найдите слова, которыми можно озаглавить картинку?

(« На что нам ,старик, много денег!», «Что у Лесного Деда просить будем?»

( Слайд 14)

— Что нужно для того, чтобы жить счастливо?

(Здоровье да умелые руки)

 — Чему учит нас сказка «Самое дорогое?»

(Доброте, трудолюбию, настойчивости)

 Сказочница: Спасибо, ребята, что помогли собрать цветок!

— Великим сказочником был Пушкин, говорящий «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»

— Верно ли такое утверждение? Может ли сказка быть учителем?

(Каждая сказка чему – то учит, о чём – то заставляет задуматься. Сказки, которые мы сегодня обсуждали учат быть скромными, смелыми, добрыми и трудолюбивыми)

13. Итог урока.

— Страна сказок необъятна.

— Кому из вас захотелось после сегодняшнего урока не просто попасть в Страну сказок, а стать её участником? (Ответы)

— В какую сказку вы бы хотели попасть: в известную или новую?

— Попробуем отправиться в новую сказку.

1) Приглашаю Вас в «Литературную гостиную»

— Сейчас прочитаем сказки, которые сочинили ваши одноклассники (обсуждение)

(Выдаются медали «Лучший сказочник» двум ученикам.

(Слайд 15)

2) Работа «Читального зала» (дети обмениваются сказками, составленными  самостоятельно, читают  2 – 3минуты)

14. Выставление и комментирование оценок.

— Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке. Оценки за урок следующие…

15. Домашнее задание.

— А сейчас «Интересное место».

— Сидите и слушайте внимательно. Ученица читает отрывок из русской народной сказки «Умная внучка» в пересказе А. Платонова.

— На какую русскую народную сказку похожа сказка «Умная внучка»?

— Поднимите руку, кому интересно узнать, что же было дальше? (Ответы)

-Тогда прочитайте эту сказку дома до конца и заполните страницу в «Рабочей тетради» на странице 20.

                                            Литература.

1.Т. С. Гостимская, М. И. Байкова. Поурочные разработки по чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2005.

2.Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.  -2 –е изд., дораб. — М.: Вентана – Граф, 2008

3. Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 3 класс. – 2 –е изд., доп. -М.: Вентана – Граф, 2010.

4.Журналы «Детская энциклопедия». Познавательный журнал для девочек и мальчиков.

5.К. Н. Куприянова, А. И. Елкина. Звёздочка. Книга для внеклассного  чтения в начальных классах. М., Просвещение, 1999.

6. «Про Ленивых и Радивых». Сказки славянских народов. М.,Детская литература, 1993.

7.М. В.Смирнова. Программа развития и обучения дошкольников.2500 пословиц и поговорок. С. – Пб., Олма – Пресс, 2003.

4

Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую»

5

Сказки о животных.

М.Булатов «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»

6

Русская народная сказка-загадка «Дочь-семилетка»

7

Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках

8

Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр».

9

М.Булатов «Елена Премудрая», в обработке А.Платонова «Умная внучка»

10

Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора

11

Проверь себя. Обобщение по теме «Сказки». Проверка навыка чтения

12

Былины. «Добрыня и Змея».

13

Былины. «Илья Муромец и Соловей-раз­бойник»

14

Былины. «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»

15

Былины.

«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович»

16

Проверь себя. Обобщение по теме «Были­ны»

17

Эзоп «Лисица и виноград»; И.А. Крылов «Лиса и вино­град»

18

И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

(Эзоп «Ворон и Лисица»)

19

И.А. Крылов «Волк и Ягнёнок», «Кресть­янин и работник»

20

Слушание и ра­бота с детской книгой.

Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхво­стая Лисица» А.Е. Измайлов «Филин и чиж»

21

Проверь себя. Обобщение по теме «Басни»

22

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила», «У лукоморья дуб зелёный…».

23

А.С.Пушкин «Бой Руслана с головой»

24

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

25

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

26

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

27

Слушание и ра­бота с детской книгой. К. Г. Паустов­ский «Сказки Пушкина».

28

А. С. Пушкин «Сказка о мёрт­вой царевне и о семи богаты­рях». Э. Бабаев. «Там лес и дол виде­ний полны…»

29

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер»

30

А. С. Пушкин «Няне».

31

Проверь себя. Обобщение по теме «Произведения А.С.Пушкина»

32

Проверка уровня начитанности и читательских умений (тест)

33

Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначаль­ной…», «Чародейкою зимою…»

34

А.Н. Майков «Осень»

35

А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…»

(И.А. Бунин «Листопад»)

36

Проверь себя Обобщение по теме: «Стихи русских поэтов» Проверка техники чтения

37

Л.Н. Тол­стой Два брата»

38

Л.Н. Тол­стой «Белка и волк»

39

Слушание и ра­бота с детскими книгами. Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»

40

Научно — познавательные и художественные рассказы . «Лебеди», «Зайцы».

41

Научно-познава­тельные и худо­жественные рассказы. Л.Н. Тол­стой «Акула».

42

«Лев и собачка» Л.Н. Тол­стой

43

Разножанровые произведения. Рассказ «Пры­жок».

44

Разножанровые произведения. Былина «Как боролся русский бога­тырь»

45

Слушание и ра­бота с детской книгой. Книги Л.Н. Толстого

46

Проверь себя Обобщение по теме: «Произведения Л.Н.Толстого»

Проверка техники чтения

47

«Крестьянские дети». «Мужичок с ноготок» К. И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»

48

Слушание и ра­бота с детской книгой. Н.А Некрасов «Крестьянские дети»

49

Н.Некрасов «Славная осень…».

50

Н.Некрасов «Зелёный Шум». К. И. Чуковский «Зелёный Шум»

51

Стихи о природе. Н.Некрасов «Мороз-воево­да»

52

Слушание и ра­бота с детской книгой. К. И. Чуковский «0 стихах Н.А. Некрасова».

53

Проверь себя Обобщение по теме: «Произведения Н.А. Некрасова»

Проверка техники чтения

54

А.П.Чехов «Степь»

55

А. П. Чехов «Белолобый»

56

Комплексная контрольная работа

57

А. П. Чехов «Ванька».

Н.С. Шер. «0 рассказах А.П. Чехова»

58

Слушание и ра­бота с детскими книгами. Книги о живот­ных. Л. Андреев. «Кусака»

59

Проверь себя Обобщение по теме: «Произведения А.П.Чехова» Проверка техники чтения

60

Ш. Перро «Подарки феи»

61

Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре».

62

Слушание и ра­бота с книгами зарубежных сказочников. Слушание и ра­бота с книгами зарубежных сказочников.

63

Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного материала» (тест)

64

И. С. Никитин «Русь»

65

И. С. Никитин «Утро»

66

И.З. Суриков «Детство»

67

Слушание и ра­бота с детскими книгами стихов русских поэтов. С. Никитин «Помню я: быва­ло, няня…»

68

С. Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день»

69

Слушание и ра­бота с детскими книгами. Ф.Н. Глинка. «Москва»

70

Проверь себя. Обобщение по теме: «Стихи русских поэтов». Проверка техники чтения

71

Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

72

Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Составление плана рассказа

73

Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

74

Слушание и ра­бота с детской книгой. «Постойко»

75

Проверь себя Обобщение по теме: «Произведения Д. Мамина-Сибиряка»

76

Библиотечный урок «Произведения о животных»

77

А.И. Куприн «Синяя звезда»

78

А.И. Куприн «Синяя звезда»

79

А.И. Куприн «Синяя звезда»

80

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

81

А.И. Куприн «Собачье счастье»

82

Слушание и ра­бота с детскими книгами о животных. «Ю-ю»

83

Проверь себя Обобщение по теме: «Произведения А.И.Куприна»

84

С.А.Есенин Стихи о Родине «Я покинул родимый дом…»

85

С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

86

С.А.Есенин «Берёза»

87

С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

88

Слушание и ра­бота с детскими книгами стихов русских поэтов С. Есенин «Топи да боло­та…», «Сыплет черёмуха сне­гом…»,

И.С. Тургенев. «Деревня»

89

Проверь себя Обобщение по теме «Стихи С. Есенина». Проверка техники чтения

90

Библиотечный урок. Стихи рус­ских поэтов. Проект «Моё любимое стихотворение»

91

К.Г. Паустов­ский «Сталь­ное колечко»

92

К.Г. Паустов­ский «Сталь­ное колечко»

93

К.Г. Паустов­ский «Сталь­ное колечко»

94

К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»

95

К.Г. Паустов­ский «Какие бывают дожди?»

96

К.Г. Паустов­ский «Заячьи лапы»

97

Проверка сформированности учебной и читательской деятельности (тест)

98

Слушание и ра­бота с книгами К. Г. Паустов­ского. «Тёплый хлеб»

99

Слушание и ра­бота с детскими книгами о приро­де. Н. Сладков, Г. Скребицкий.

100

Слушание и ра­бота с детскими книгами о приро­де. Э. Шим, В. Бианки.

101

В. Астафьев «Стрижонок Скрип», И. С. Тургенев «Воробей», «Перепёлка»

102

Проверь себя Обобщение по теме «Произведения К. Паустовского». Проверка техники чтения

103

С.Я. Маршак «Урок родного языка»

104

С.Я. Маршак «Ландыш»

105

Слушание и ра­бота с книгами С.Я. Маршака. Пьеса-сказка «Кошкин дом»

106

Обобщение по теме «Произведения С.Я.Маршака». В. Субботин. «С Маршаком»

107

Л. Пантелеев «Честное слово»

108

Л. Пантелеев

«Честное слово»

109

Л. Пантелеев

«Камилл и учитель»

110

Л. Пантелеев

«Камилл и учитель»

111

Слушание и ра­бота с детской книгой.

«Фенька», «Новенькая»

112

Проверь себя Обобщение по теме «Произведения Л. Пантелеева». Проверка техники чтения

113

А.П. Гайдара

«Горячий камень»

114

А.П. Гайдара

Повесть «Тимур и его команда»

115

А.П. Гайдара

Повесть «Тимур и его команда»

116

С. В. Михалков «Аркадий Гай­дар»;

К. Г. Паустов­ский. «Об Арка­дии Петровиче Гайдаре».

117

Слушание и ра­бота с книгами о детях. В.Ю. Драгун­ский. «Девочка на шаре»

118

М.М. Приш­вин

Очерк «Моя Родина».

119

М.М. Приш­вин «Двойной след»

120

М.М. Приш­вин «Выскочка»

121

М.М. Приш­вин «Жаркий час»

  • Русская народная сказка про емелю и щуку
  • Русская народная сказка по щучьему велению текст распечатать с картинками
  • Русская народная сказка морозко читательский дневник
  • Русская народная сказка петушок золотой гребешок текст распечатать
  • Русская народная сказка колосок читать