Русская народная сказка морозко конспект урока

Сочиненияпо литературедругиемоя любимая народная сказкасказка о царевне лягушке моя самая любимая русская народная сказка. ее главными героями являются иван-царевич,
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Моя любимая народная сказка

«Сказка о царевне Лягушке» — моя самая любимая русская народная сказка. Ее главными героями являются Иван-царевич, лягушка.

По сюжету этой сказки у царя было три сына, и он решил, что пришла пора жениться. Три сына вышли в чистое поле с луком и стрелами. Договоренность была такая, что куда стрела прилетит, там и надо искать себе жену. У первых двух братьев стрелы прилетели на пороги богатых девушек, а у Ивана – в болото. Стрелу юноше подала жаба. Он опечалился, но та сказала, чтобы напрасно не плакал и не задумываясь брал земноводное в жены. Так и получилось.

Тогда, когда царь начал давать задания, лягушка их тоже выполняла не хуже, чем невесты братьев.

Когда пригласили всех на бал, то вместо лягушки туда явилась прекрасная девица. Все были поражены ее красотой, умениями. Иван пока его жен веселилась вернулся в комнату и спалил кожу лягушки. Тогда девица превратилась в голубя и улетела в никуда.

Иван пустился в дорогу, чтобы отыскать возлюбленную. Ему пришлось пройти через тернии испытаний и в итоге он отыскал ее и больше никогда не отпускал. Влюбленные были вмести до конца своих дней.

Мне нравится эта сказка за сюжет, самобытность и язык написания. Она учит тому, что нельзя вмешиваться в ничью личную жизнь.

Народные сказки

Первое, что читают ребенку родители на ночь, — это сказки. Сказки имеют в себе элементы волшебного. Они развивают воображение и просто радуют душу. Мне с самого детства читали мама и папа сказки о принцах и принцессах, драконов, сражениях и в них всегда побеждало добро, а не зло.

Сказки формируют у детей правильное отношение к жизни, восприятие действительности. У каждого народа свои сказочные истории. Я всегда любил читать немецкие, итальянские, английские, белорусские, украинские, испанские, французские народные сказки. Они вселяют веру в светлое и надежду на успех и счастье.

Народные сказки – это сказки, у которых нет конкретного автора в лице одного человека. Народная сказка является достоянием устного народного творчества. Она придумана народом.

Мое сердце всегда тянулось к прочтению русских народных сказок. Русский народ очень сильно отличается от китайского, например, поэтому сказки тоже своеобразны.

Сказка о рыбаке и рыбке

Моей любимой сказкой является сказка, написанная известным русским писателем А.С.Пушкиным

«Сказка о рыбаке и рыбке». На мой взгляд эта сказка очень полезная и поучительная. Для всех героев этой русской народной сказки она тоже поучительная. Для старика можно сделать вывод, что не нужно идти было на поводу у своей злой старухи, а для старухи –нужно беречь своего старого мужа, и следует знать, что у любого волшебства есть конец.

Сюжет этой сказки таков, что рыбак поймал золотую рыбку, которая готова была исполнить любые три желания, за то чтобы он выпустил ее обратно в море. Тут в дело вмешивается его жадная жена, которой было все мало и все портит, и в конце рассердившаяся рыбка забирает все то что им дала, и старик со своей старухой остаются у своего разбитого корыта.

Главный смысл в ней заключался в жадности старухи. Жадность всегда губит человека. И всегда нужно уметь вовремя останавливаться в своих желаниях и умерить свои аппетиты.

Эта сказка учит ценить то, что имеете в жизни. А если Вам хочется чего – то большего, то нужно добиваться этого своим трудом. В сказке «О рыбаке и рыбке» рассказано, как человек может оказаться в плену своих желаний. Старуха из простой бабки превратилась в злую жадную и капризную женщину, которой было все мало и мало. Она совсем потеряла разум от того, что все богатство ей далось просто так.

Александр Сергеевич хотел показать читателям, что счастье не в деньгах и богатстве. Счастье в уважении друг друга и понимании.

Зло, которое исходило от старухи было наказано. Она выбрала неправильную жизненную позицию и была обречена на неудачу. Бабка не захотела остановиться вовремя в своих желаниях, она требовала все больших благ для себя, и чтобы давалось это даром.

Неразумные люди, которые схожи со старухой из сказки Александра Пушкина не могут позаботиться о своих духовных потребностях, когда все дается даром. Она хотела только богатства и власти, в ущерб своим моральным ценностям.

Эта сказка дает понять читателям то, что не нужно быть скупым для своего счастья, а нужно радоваться тому, что преподносит нам судьба.

Мораль в этой сказке очень проста, никогда не нужно быть жадным человеком и не стремится объять необъятное, а если хочешь получить чего-то то добивайся это сам.

Сочинение «Народные сказки»

Добро обязательно побеждает, добродетельность и терпение награждается, а дурные поступки наказываются – этому, и многому другому учат нас народные сказки. Не зря говорят, что хоть сказка и ложь, да в ней всегда есть намек. За вымышленными событиями скрываются мудрые и поучительные мысли.

Я люблю читать сказки. А народные – особенно. Ведь это – мудрость множества людей. А еще, очень интересно, читая их, узнавать о культуре и обычаях той народности, которой сказка принадлежит. Ведь в них находят свое отражение и культура, и быт.

Кроме этого, сказки всегда поучительны. В них обязательно одерживают верх справедливость и добро. Они учат тому, что хорошие дела не останутся без своей награды, а плохие и злые рано, или поздно, но, все же, будут изобличены и наказаны.

Отрицательные герои сказочных произведений: злые, нечестные и ленивые, всегда получают по заслугам.

Во многих сказках осуждается и наказывается алчность. Жажда героями многого, особенно тогда, когда они этого не заслуживают, в конце повествования обязательно ведет их к неприятностям. Мало того, они оказываются побежденными. А нередко получается и так, что они осознают свою вину и раскаиваются. Это служит примером того, что исправиться никогда не поздно.

И, напротив, приветствуется всегда добродетель, трудолюбие, как, например, в сказке «Морозко». Награждается в них и старание. Герои, которые не щадят себя ради чего-либо, обязательно побеждают. Так происходит это в сказке про Ивана и Чудо-Юдо.

А герой сказки «По щучьему веленью», сжалившись над живым существом, щукой, по доброте и простоте своей душевной, получает от нее бесценный подарок – исполнение желаний. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Конечно же, никогда бы не получил этого человек злой и жадный.

И, всегда побеждает в сказках любовь настоящая и искренняя. Это – тоже добро, способное творить чудеса. Герои сказок, которые совершают свои подвиги и проходят всевозможные испытания ради любви, терпят многие лишения и невзгоды. Им приходится и бороться со злом и несправедливостью. Но, в итоге, они побеждают. И, получают свою награду – счастье.

Так, в сказке «Царевна-лягушка» молодому царевичу приходится преодолевать немало трудностей. Еще, эта сказка учит нас и состраданию к тем, кто слабее. Иван-царевич щадит животных. А в ответ на это, он получает от них помощь. А подмога приходит как раз вовремя. Они помогают ему победить врага.

А сколько мудрых мыслей встречаешь, читая народные сказки! Они могут послужить хорошими советами в обычной повседневной жизни. Такие выражения, как, например, то, что утро мудрее, чем вечер, учит нас не принимать сгоряча и в спешке важных решений. Ведь сразу ситуация может показаться безвыходной. Но, вполне может чуть позже прийти верное решение проблемы.

Немало и другого поучительного и полезного можно извлечь для себя из сказок. А народное творчество особенно полно их. Ведь именно в рассказах, которые передавались из уст в уста на протяжении очень многих лет, собраны познания и опыт людей. Они служат для воспитания в человеке лучших качеств, показывают на примере отрицательных героев то, что плохое рушит мир.

Полезный материал по теме:

  1. Роль сказок в жизни человека. «Русские народные сказки»
  2. Анализ сказки Андерсена «Русалочка»
  3. Придумать сказку по мотивам русской народной сказки Колобок
  4. Краткое содержание сказки Кладовая Солнца в сокращении Пришвин
  5. Сопоставительная характеристика главных героев сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Насти и Митраши

Сочинение «Русские народные сказки»

Сколько бы я не становился старше, русские сказки не перестают радовать и привлекать меня. Ведь сказка — кладезь мудрости многих поколений людей и народного юмора.

В сказочной форме нам рассказывают о важных вещах. Например, в сказках о животных звери действуют как люди. Хитрая лиса обманывает серого волка и выпутывается из любой ситуации, как человек-пройдоха. В сказке «Бобовое зернышко» петушка спасают всем миром. И это учит держаться вместе, дружить и выручать друг друга. А сказка о коте, дрозде и петухе учит думать о последствиях и поддаваться на заманчивые обещания.

Больше всего я люблю народные волшебные сказки. Их храбрые герои попадают в удивительные приключения. Обычно это Иван-царевич или Иван-дурак, который не только смелый, но и имеет доброе сердце. Например, в сказке «Василиса Прекрасная», Ивану -царевичу помогают орел, заяц, селезень, рак, которых он пожалел и не убил на охоте.

Сказка учит хорошему, напоминает законы жизни. В сказке «Иван-коровий сын» самый простой парень оказывается самым умным. В итоге именно он побеждает змеев и спасает своих друзей: царевича и крестьянского сына. А сказки «Морозко» и «Крошечка-Хаврошечка» учат быть добрыми, скромными и трудолюбивыми.

Обожаю я сказку «Летучий корабль». Тут доброе сердце Ивана-дурака привлекает к нему необычных людей-волшебников: Скорохода, Морозко, Объедайло, Слушало, Стрельца и других. Каждый из них оказывается полезен потом. Их дружба побеждает все козни царя. Они остужают раскаленную баню, где хотел сжечь их царь, приносят с края света живую воду. В итоге все вместе они женят Ивана на царевне.

Я думаю, что в любом возрасте полезно читать сказки, хоть в сотый раз, и вспоминать мудрость, которую русский народ за много веков накопил в своей памяти.

Сочинение «Мой любимый герой русской сказки – Баба-Яга»

Мне нравится читать русские народные сказки, в которых есть персонаж Бабы Яги. Это колоритная сказочная героиня, хотя и страшноватая внешне. Прозвали ее «Костяной ногой».

У Бабы Яги длинный нос крючком и лохматые седые волосы. Она одета в длинную юбку, старый фартук, а голову повязывает платком. Живет Баба Яга в чаще дремучего леса, в избушке на курьих ножках. Она умеет летать по воздуху в ступе, помогая себе метлой. Избушка у бабки тоже непростая. Она может поворачиваться кругом и даже бегать по лесу на своих курьих лапах.

В некоторых сказках эта героиня злая, она грозится съесть других сказочных персонажей и «на косточках покататься». Например, в сказке «Гуси-Лебеди».

Иногда, Яга, наоборот, помогает другим. Например, она спасает Ивана-царевича от погони в сказке про молодильные яблоки. Она топит баню, кормит уставшего Андрея-стрелка в сказке «Пойди туда, не знаю куда». А потом Яга даже дарит ему волшебную лягушку, чтобы перебраться через огненную реку.

В некоторых сказках у нее есть дочь – это Василиса Прекрасная или Марья-кудесница. Эта дочь тоже волшебница, но она красавица. А откуда взялась сама Баба-Яга – это загадка. Она любит говорить: «Фу, русским духом пахнет!». Выходит, она сама нерусская?

Хотя эта героиня и страшная, но без нее невозможно представить народные сказки. Поэтому она — мой любимый персонаж!

Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс

Отсутствие согласия может привести к весьма плачевному результату, описанному И. Познакомившись с маленькими смешными историями баснописца, мы поняли, что для решения дела мало только желания собравшихся, необходимо еще единомыслие и мастерство.Если Вам понравилось сочинение на тему: Сочинение на тему сказки. Для пятого класса, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Мой любимый герой русской народной сказки – Иван-Царевич. Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым. Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.Нередко в начале сказки Иван-Царевич беден, его преследуют враги и он ничего не подозревает о своём царском происхождении.В подобных сказках Иван-Царевич совершает героические поступки и, в конце концов, он находит своих царственных родителей, получает царство и трон.Но даже если он изначально был царевичем, то в конце сказки за его добрые заслуги ему достаётся своеобразная награда в виде чужого полцарства, королевской дочери, волшебного или дорогого коня, ценных предметов или волшебных умений.

«Русские народные сказки»

Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбу хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернется к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.

«Курочка-ряба» в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А. Н. Толстого, несет в себе столь же важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостом махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зайГа-тался. А весь переполох – от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеется над пустяшной причиной стольких нелепых последствий. Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий.

Веселый и задорный колобок гак уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость,- вот он и попался лисе («Колобок»).

В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни мухи, комара, мыши, лягушки, зайца, лисы, волка. А потом пришел медведь – «всем пригнетыш» – и не стало теремка («Теремок»), В каждой сказке о животных есть такой смысл, который полезен ребенку, ведь он должен определять для себя место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии – того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову бежит курица по воду – петух проглотил зерно и подавился, река воды не дала, просит дать ей листа с липки. Курица – к липке, липка просит нитку от девушки и пр. В конце концов курица принесла воды, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко».) Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. | Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

Сочинения на свободную тему — Русская народная сказка. особенности жанра — сочинение

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. А. С. Пушкин Сказка — один из основных жанров устного народного творчества. Как правило, это прозаический рассказ фантастического, бытового или авантюрного характера. Сказкой называли все, что имело ориентацию на вымысел, отсюда и многозначность этого термина. Сказка возникла в доисторические времена и играла большую роль в устном творчестве всех народов на различных этапах его развития. Она отражала мировоззрение народа в различные этапы его исторического пути, борьбу за независимость или в сравнительно спокойные периоды истории, мечты о будущем. Передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали. Порой сказки разных народов очень схожи, так как несут эстетические взгляды трудовых слоев населения, их мечты, чаяния, боль и ненависть к эксплуатации в любых ее проявлениях. Сказки разных народов имеют и ярко выраженные национальные черты. Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны, богаты художественной палитрой и значимостью. Их национальная специфика сказывается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской. Сказки имеют и определенную идейную направленность, и прежде всего гуманизм, в котором кроется ее долголетие и жизнеспособность в наши дни. Условно сказки подразделяются на: волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные); устоявшиеся эпитеты: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, красна девица, добрый молодец, весна-красна и многие другие. В сказках о животных определенные персонажи — звери наделены «постоянными признаками»: мишка косолапый, неуклюжий, сильный и добрый; серый волк — свирепый, но глупый; хитрая лиса всегда выходит «сухой» из любой ситуации. Мировое распространение получили волшебные сюжеты о Спящей красавице, Красной Шапочке, Золушке. Любимыми «фантазиями» в русском исполнении являются сказки о змееборце, о трех царствах, о волшебном кольце, о чудесном избавлении от несчастий. Положительные герои волшебных сказок: Иван-дурак, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая — носители народных идеалов и высокой морали. Светлому миру положительных сказочных героев и их помощников противопоставляются темные силы этого царства — Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Леший, Водяной — всякая нечисть. Сказки имеют традиционную композицию: зачин (запевка) — «Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве…» Интересное, непредсказуемое развитие сюжета, кульминацию, с Непременно торжествующим добром, и развязку. В сказке часто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата 33 года и т.д. В конце употребляют присказки: «и я там был Стали они жить-поживать и добра наживать». Бытовые сказки, как правило, сатирического содержания высмеивают глупость, лень, жадность, нерадивость. Особенно популярны в русском фольклоре сказки о сметливых мужиках и чванливых, глупых и упрямых помещиках и попах. В них нашли отражение чаяния и ожидания народа, его уверенность в торжестве справедливости. Наряду с народными сказками широкую популярность приобрели и более поздние — литературные сказки, имеющие конкретного автора, но написанные по законам жанрА. Таковы, в первую очередь замечательные сказки А. С. Пушкина, П. П. Ершова, Л. Н. Толстого, Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена… Сказка не утеряла своего значения и в наши дни. Она несет добро, понимание справедливости, непоколебимую веру в торжество правды, победу светлых сил. Поэтому знакомство с миром ребенок начинает со сказок, их прекрасного и волшебного мироощущения. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. А. С. Пушкин Сказка — один из основных жанров устного народного творчества. Как правило, это прозаический рассказ фантастического, бытового или авантюрного характера. Сказкой называли все, что имело ориентацию на вымысел, отсюда и многозначность этого термина. Сказка возникла в доисторические времена и играла большую роль в устном творчестве всех народов на различных этапах его развития. Она отражала мировоззрение народа в различные этапы его исторического пути, борьбу за независимость или в сравнительно спокойные периоды истории, мечты о будущем. Передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали. Порой сказки разных народов очень схожи, так как несут эстетические взгляды трудовых слоев населения, их мечты, чаяния, боль и ненависть к эксплуатации в любых ее проявлениях. Сказки разных народов имеют и ярко выраженные национальные черты. Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны, богаты художественной палитрой и значимостью. Их национальная специфика сказывается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской. Сказки имеют и определенную идейную направленность, и прежде всего гуманизм, в котором кроется ее долголетие и жизнеспособность в наши дни. Условно сказки подразделяются на: волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные); устоявшиеся эпитеты: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, красна девица, добрый молодец, весна-красна и многие другие. В сказках о животных определенные персонажи — звери наделены «постоянными признаками»: мишка косолапый, неуклюжий, сильный и добрый; серый волк — свирепый, но глупый; хитрая лиса всегда выходит «сухой» из любой ситуации. Мировое распространение получили волшебные сюжеты о Спящей красавице, Красной Шапочке, Золушке. Любимыми «фантазиями» в русском исполнении являются сказки о змееборце, о трех царствах, о волшебном кольце, о чудесном избавлении от несчастий. Положительные герои волшебных сказок: Иван-дурак, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая — носители народных идеалов и высокой морали. Светлому миру положительных сказочных героев и их помощников противопоставляются темные силы этого царства — Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Леший, Водяной — всякая нечисть. Сказки имеют традиционную композицию: зачин (запевка) — «Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве…» Интересное, непредсказуемое развитие сюжета, кульминацию, с Непременно торжествующим добром, и развязку. В сказке часто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата 33 года и т.д. В конце употребляют присказки: «и я там был Стали они жить-поживать и добра наживать». Бытовые сказки, как правило, сатирического содержания высмеивают глупость, лень, жадность, нерадивость. Особенно популярны в русском фольклоре сказки о сметливых мужиках и чванливых, глупых и упрямых помещиках и попах. В них нашли отражение чаяния и ожидания народа, его уверенность в торжестве справедливости. Наряду с народными сказками широкую популярность приобрели и более поздние — литературные сказки, имеющие конкретного автора, но написанные по законам жанрА. Таковы, в первую очередь замечательные сказки А. С. Пушкина, П. П. Ершова, Л. Н. Толстого, Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена… Сказка не утеряла своего значения и в наши дни. Она несет добро, понимание справедливости, непоколебимую веру в торжество правды, победу светлых сил. Поэтому знакомство с миром ребенок начинает со сказок, их прекрасного и волшебного мироощущения.

Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс

Я очень люблю читать русские народные сказки. Мне нравятся многие герои из разных произведений, но есть у меня и самый любимый герой русской народной сказки – это Иван Царевич из сказки «Иван Царевич и серый волк». Этот герой обладает многими поистине человеческими качествами, он готов пройти через любые испытания, если это нужно. Царевич с самого начала сказки представляется читателю как самый добросовестный из трёх братьев. Когда отец поручил братьям караулить сад, то старшие всё проспали. Отцу же они сказали, что никого не видели. Иван Царевич очень ответственно отнёсся к поручению стеречь сад, поэтому и увидел Жар-птицу, которая клевала золотые яблоки.

На протяжении всей сказки Царевич проявлял смелость и находчивость. Отправившись на поиски Жар-птицы, он потерял коня. Но зато он подружился с волком, который заменил ему потерянного коня. Затем Иван Царевич храбро проник в терем царя Берендея, но, не послушав предупреждение серого волка, он дотронулся до золотой клетки. Это повлекло за собой новые приключения, теперь впереди его ждали другие опасные испытания. Так царь Берендей потребовал, чтобы Иван добыл ему коня златогривого, а царь Кусман захотел, чтобы Иван похитил для него дочь царя Далмата Елену Прекрасную. И это далеко не все приключения, с которыми пришлось столкнуться Царевичу, и всегда серый волк выручал его в тяжёлую минуту. После всех испытаний Ивана всё же ждала заслуженная награда. Он благополучно вернулся домой и женился на Елене Прекрасной, «и стали они жить-поживать, да горя не знать».

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:

Сочинение на тему «Любимый день недели»

Сочинение на тему «Моё любимое животное»

Сочинение на тему «Моё хобби – рисование»

Сочинение на тему «Мой любимый урок»

Сочинение на тему «Моя любимая книга», 5 класс

Популярные страницы

Сочинение на тему «Герой нашего времени», 9 класс

В романе «Герой нашего времени» мы видим молодого, но уже пресыщенного плотскими удовольствиями и любовью женщин человека, непонимающего общество и Читать далее…

Сочинение на тему «Весна», 2 класс

Вот и закончилась морозная зима. Ей на смену с тёплыми лучиками солнца пришла весна. Всё кругом засверкало радужными красками. Снега Читать далее…

Сочинение по картине Грабаря «Мартовский снег», 3 класс

На картине Игоря Грабаря «Мартовский снег» изображён весенний, но ещё холодный день в небольшом посёлке. На переднем плане мы видим Читать далее…

Сочинение по картине Васнецова «Богатыри», 2 класс

Картину «Богатыри» художник Виктор Михайлович Васнецов писал целых двадцать лет. На полотне мы видим трёх богатырей: Илью Муромца, Алёшу Поповича Читать далее…

Сочинение на тему «Моя мечта»

У каждого человека есть своя мечта. Будь то ребёнок, юноша или даже взрослый состоявшийся человек – всех этих людей объединяет Читать далее…

Сочинение на тему «Что нельзя купить?», 5 класс

Многие люди считают, что всё на свете покупается и продаётся. В современном обществе человека, который имеет много денег, уважают и Читать далее…

Конспект  урока  литературного  чтения  для  3 класса,  УМК «Перспектива».

Тема: «Русская народная сказка «Морозко».

Цель:

  • способствовать литературному развитию младших школьников, формировать читателя, способного глубоко понимать и переживать прочитанное

Задачи:

  • углублять восприятие прочитанного, учить осваивать художественную идею

  • формировать читательские и речевые умения, такие, как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действий

Ход урока:

  1. Погружение в тему.

— Какую сказку будем читать?  Кто главный герой?  Что знаете о нем?

— Смотрите ли вы детективы?  Сегодня мы отправляемся в музей Деда Мороза. Мы будем изучать его досье. Нам помогут ребята.

У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат.

На улице дедушка к ним пристает:

За пальцы хватает, за уши дерет.

— О ком загадка?

В этого доброго волшебника верят взрослые и дети всех стран. Среди них русские и финны, шведы, американцы, итальянцы и другие.

Американский Санта Клаус разъезжает на оленях. Он очень добрый, дарит подарки. Санту с нетерпением ждут дети и взрослые.

Английский Дед Мороз спускается через каминную трубу и оставляет подарки в чулке. Французского Деда Мороза зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое.

Кипрского Деда Мороза звали святым Василием. Ему пели калядки:

Святой Василий, приходи, людям счастье подари.

У финского Деда Мороза длинные волосы, он носит высокую шапку и красные одежды. Особым почетом пользуется Мороз в Голландии. Дети его очень ждут, но для некоторых шалунов он припасает березовую розгу.

Кто не знает этого румяного жизнерадостного старика с белой бородой, в высокой шапке, в шубе до пят.

Чудо – тройка птицей мчится, под санями снег искрится.

Правит тройкой дед Мороз. На санях подарков воз.

Со Снегурочкой вдвоем он заходит в каждый дом.

Вот мы и попутешествовали с дедом Морозом по разным странам. Есть ли связь между ними?

Они братья, они живут в разных странах и поэтому отличаются одеждой, привычками, так же. как и разные народы, но самое главное, общее: они дарят подарки и несут радость.

А как узнать. Каким Мороз был раньше?  Читать сказки, предания, легенды…

  1. Актуализация знаний.

Уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе. В его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя снежных полей и лесов. Называли его уважительно: Дед Трескун, Мороз Морозович, Мороз Иванович. Сегодня мы познакомимся с другим Морозом – персонажем русской народной сказки «Морозко».

Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…

Трудные  слова

уста

сказывать

сказитель

падчерица

худо

кажный

затужил

молитву творить

тукнуть

подожмала ножки

красная девушка

приданое

паньёй сияет

  1. Чтение и анализ сказки.  Работа над трудными словами.  Составление галереи сказочных героев.

Галерея героев сказки

родная дочь

«что ни сделает, за все ее хвалят»

лень и безделье порождает слабость

падчерица

«девочка была золото, а у мачехи каждый день слезами умывалась»

«добро пожаловать, знать бог тебя принес»

покорность

трудолюбие

открытое сердце

доброта  мудрость

мачеха

«вези ее старик, чтоб глаза мои не видели»

злоба

ненависть

жестокость

старик

«затужил, но побоялся перечить; увез, а сам скорее домой»

безропотный

забитый

жалкий

морозко

«девушка, девушка, я – Мороз, Красный нос!»

олицетворение природы

гармония с природой

испытания

собачка

«старикову дочь женихи везут, а старухину дочь замуж не берут»

верность

— Справедливо ли закончилась сказка?  Нужны ли устаревшие слова? С какими персонажами встретились?

— Какой вам представляется мачеха? Докажи. Чтение текста. Выбери в галерее героев подходящую иллюстрацию.

— Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Выбери персонаж. Найди слова, которые е характеризуют.

— Была ли в доме еще девочка?  Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха? Выбери персонаж.

— Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец.

Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.

— А кто испытывает девочку в этой сказке? Читаем вторую часть…

— Какие чувства испытывала девочка, оставшись в лесу одна? Как она спасалась?

Это тоже народная традиция: когда людям плохо, они ищут защиты у бога.

Прочти.  Как девочка в первый раз увидела Мороза. Страшный он? Нет, скорее задорный. Как будто говорит: посмотрим, чего ты стоишь!

— Хотел ли Мороз ее заморозить? Почему не сделал этого? Ему полюбились мудрые речи девушки. Прочти.

— Сразу ли Морозко одарил девушку?  Он е три раза испытывал.

— что она отвечала каждый раз? Какие качества характера проявлялись?

В родном доме девочка много работала, слова доброго не слыхала. Оттого, что не баловала ее жизнь, девочка была благодарна за малое. Она привыкла к трудностям, закалилась, смирилась. В русских сказках отражена народная мудрость. В этой сказке Морозко не просто выдуманный герой. Он – олицетворение сил природы. На протяжении всей жизни человеку приходится учиться переносить трудности. Быть природе другом, а не воином. Человек – часть природы.

Вывод:  Учись сосуществовать мирно и тогда будешь вознагражден.

— Что получила девочка в этой сказке? Изменилась ли е жизнь к лучшему?

Продолжи вывод: Чтобы в жизни что – то получить, надо…

Чтение третьей части.

— Правда ли, что дома девочку никто не ждал?

Чтение четвертой части.

Итак, девочка вернулась домой с подарками. Как повела себя мачеха? Прочти.

— Почему не пожалел Мороз мачехину дочь?  Почему по разному поступил с девочками?

4. Рефлексия.

— Справедливо ли закончилась сказка? Объясни.

Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд.  Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.

— Какова роль Мороза в сказке?

— Чем отличается русский Дед Мороз от заграничных?

5. Домашнее задание.

Прочти авторскую сказку  Одоевского «Мороз Иванович», сравни ее с народной сказкой.

Класс: 5 «в»

Урок: Литературное чтение

Тема: Русская народная сказка «Морозко».

Цели урока:

1. Образовательные: учить работать с текстом, выделять главную мысль, уметь характеризовать главных героев, описывать их.

2. Развивающая: развивать устную речь, обогащать словарный запас, развивать творческое мышление.

3. Воспитывающая: прививать любовь к книге, побуждать детей больше читать, воспитывать доброту, любовь к природе.

Тип урока: урок-игра

Наглядные пособия: учебник 5 класса по литеретуре, презентация, слайды, картики.

План урока.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Объяснение новой темы

4. Закрепление новой темы

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание

7. Выставление оценок

8. Рефлексия.

Ход урока

I.Организационный момент (2мин.)

Приветствие. Психологический настрой «Круг желаний».

II.Проверка домашнего задания (5мин.)

Прочитать грузинскую народную сказку «Заработанный рубль». Ответы на вопросы:

1. Какой был у кузнеца сын? (Ленивый)

2. Что ему сказал отец перед смертью? (Что ж, поди заработай рубль)

3. Что сделала мать лентяя? ( Дала своему сыну рубль)

4. Что она посоветовала сыну? (Когда будешь возвращаться, пробеги немного)

5. Что из этого получилось? (Отец снова бросил рубль в огонь)

6. Заработал ли деньги сын в третий раз? (Заработал)

7. Как поступил отец? (Взял монеты и кинул в огонь)

8. Что сделал сын? (Бросился он в огонь голыми руками и начал выхватывать свои деньги)

9. Почему ему было жаль своих денег? ( Потому что он сам заработал эти деньги) 10. К какому виду сказок она относится? (Бытовые)

III.Объяснение новой темы. (15мин.)

Вызов

— Ребята, давайте разгадаем кроссворд, отгадывая загадки:

1. Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

2. В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд) 3. Кто ни в жару, ни в стужу Не снимает шубу? (Баран) 4. Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги. (Стол) 5. Всегда во рту, А не проглотишь. (Язык) 6. Через в форточку в окошко Кто там лезет? Наша … (Кошка)

7. Только вышел из скорлупки
в мягкой, легкой, желтой шубке. (Цыпленок)

konspiekt uroka morozko 1Ребята, а какое слово получилось по вертикали? (Морозко)

-Сегодняшняя тема урока русская народная сказка «Морозко».

Деление на группы с использованием стикеров разных цветов.

1 группа «Зима» розовый

2 группа «Весна» зеленый

3 группа «Лето» оранжевый

4 группа «Осень» желтый

-Сегодня мы с вами прочитаем русскую народную сказку “Морозко” Знакомство со сказкой «Морозко» -Давайте познакомимся с новыми словами! Каждая группа в тетради выписывает новые слова по прочитанной главе.

Словарная работа:

Мачеха — өгей шеше Падчерица — өгей қыз

Согнать — выгнать (қуып жіберу) Потрескивает — шытырлайды Пощелкивает — шақылдайды Отогрел — жылытты

Поминки справляет — ас берді Короб — қорап

Застудил — суық тигізді Заголосила — айқайлап жылады

IV. Закрепление новой темы (15мин.)

Задание 1. Осмысление

Чтение учащимися сказки «Морозко»

1 группа «Зима»: читают 1 главу и пересказывают.

2 группа «Весна»: читают 2 главу, объясняют выражение: затужил, трескучий мороз, красная девица. (Загоревал, запечалился; сильный мороз; красивая девушка)

3 группа «Лето»: читают 3 главу, отвечают на вопросы.

(Что приказала мачеха мужу? (Вези свою дочь хоронить!)

Почему она пекла блины? (Чтобы справить поминки)

4 группа «Осень»: читают 4 главу, создают постер с сюжетом «Встреча Морозки с Марфушей».

Задания 2. Игра «Угадай героя по характеристике»

Добрый, старый, послушный: (отец Настеньки).

Трудолюбивая, хозяйственная, добрая: (Настенька).

Ленивая, злая, жадная: (Марфуша).

Несправедливая, злая, недобрая: (Мачеха). Справедливый, добрый, умный: (Морозко).

Задание 3 Дайте характеристику Насте и Марфуше.

Настенька

Марфуша

Трудолюбивая

Ленивая

Добрая

Злая

Приветливая

Грубая

Хозяйственная

Невоспитанная

Скромная

Жадная

V. Подведение итогов (3мин.)

— Ответьте на вопросы, показанные ниже:

1. Где сидела девушка в лесу? А) под елью Б) под берёзой  В) под сосной 

2. Что спросил Морозко у девушки в первый раз? А) Тепло ли тебе, девица? 
Б) Что случилось, девица?  В) Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? 

3. Чем окутал Морозко девушку? А) мягкой шалью Б) тёплой шубой 
В)красивым платком 

4. Что справляла мачеха по падчерице? А) день рождение  Б) поминки  В) именины 

5. Что лежало в коробе у падчерицы? А) богатые подарки  Б) камни драгоценные  В) золотые украшения 

6. Что тявкала собачка: «Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину …». А) замуж не берут  Б) в невесты не берут  В) на свадьбу не берут 

7. Что делала старухина дочь под елью? А) молчит Б) зубами стучит В) по сторонам глядит 

8. Что ответила старухина дочь Морозко в первый раз? А) Не студи, Морозко! 
Б) Уйди, Морозко В) Сгинь, пропади, проклятый Морозко! 

9. Как отреагировал Морозко на такие слова? А) А) рассердился 
Б) удивился 
В) рассмеялся 

10. Что случилось со старухиной дочкой? А) вернулась домой жива-здорова 
Б) окостенела В) вернулась домой ни с чем 

VI. Домашнее задание (1мин.) Стр. 57-61 выразительное чтение сказки «Морозко» и пресказ.

VII. Выставление оценок (1мин.) VIII. Рефлексия (3мин.)

-Чему вы научились на уроке?

-Как нужно поступать, чтобы быть успешным человеком?

-Как падчерица или как Марфуша?

Алматинская область Жамбылский район Средняя школа имени Асета Бейсеуова с дошкольным мини центром

Открытый урок на тему:

«Морозко»

konspiekt uroka morozko 2

Класс: 5 «в»

Выполнила: Бурамбаева Г.А.

2014-2015 учебный год

Конспект занятия по ОО «Познавательное развитие».

Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.

Тема: «Русская народная игрушка — кукла Утешница»

для детей старшей логопедической группы (5-6 лет).

Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. традициям русского народа

Задачи:

 -учить делать из ткани русскую народную куклу; продолжать знакомить с историей    русского народа

-развивать мелкую моторику рук; тактильные ощущения; эстетический вкус;

-способствовать формированию коммуникативных отношений;

— формировать чувство причастности к истории Родины

-воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

Материал для изготовления куклы: кусочки ткани разных размеров и яркой расцветки, белая ткань  20 х20 см., х/б нитки, вата, кусочки тесьмы, атласной тонкой ленты ярких расцветок.

Демонстрационный материал: несколько видов кукол, сделанных из ткани.

Предварительная работа:

Просмотр видеофильма «Народная тряпичная кукла- прошлое и настоящее».

Экскурсии в Мини-музей «Народная тряпичная кукла» в группе.

Игры и посиделки с народными куклами с использованием стилизованных уголков «Дедушкин чемодан», «Бабушкина шкатулка». Разыгрывание сказки «Крупеничка» на песке.

Рассказывание авторской сказки «Материнская ласка конца не знает» с применением народных тряпичных кукол в качестве главных персонажей (автор Тараканова Л.В.).

Разучивание русской народной игры «Платок». Разучивание колыбельной песни.

Пояснительная записка.

     Проблема воспитания любви к Родине, воспитания патриотизма и духовности актуальна в наше время.

      Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с самого детства. Но подобно другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.

     Рассказывая детям о традициях и обычаях  русского народа, я увидела их неподдельный интерес.

      Дети с удовольствием играют в русские народные игры, слушают и рассказывают русские народные сказки, принимают участие в инсценировании народных праздников и традиций. Я решила пополнить их знания и рассказать о русской кукле, изготовленной своими руками,  дать возможность самим сделать такую куклу и окунуться в историю русского народа.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Воспитатель в русском национальном костюме входит в группу.

Звучит аудиозапись русской народной мелодии. Дети обращают внимание и интересуются, почему я так одета.

2. Сообщение темы и целей.

— На мне русский национальный костюм: сарафан и рубашка, на плечах платок.

-Так одевались люди много – много лет тому назад.

-Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, когда не было машин, телевизоров, различных конструкторов и современных кукол.Узнаем, какими куклами играли дети в те времена и сами научимся делать одну из них.

3.Рассказы об игрушках.

Но сначала давайте проверим домашнее задание. Дома вы должны были расспросить ваших родных, какими игрушками они играли, когда были детьми. (Дети по желанию рассказывают об игрушках своих родителей, бабушек и дедушек, показывают их, если такие есть.)

4. Рассказ воспитателя о куклах из Мини-музея «Народная кукла» в группе.

— А теперь посмотрите на этих кукол. Какие они красивые. Они сделаны без помощи иголки, из лоскутов ткани.

   — При изготовлении кукол особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты.  Каждая кукла имеет своё значение. Садитесь поудобнее, а  я расскажу вам об этих куклах.

   — С давних времен тряпичная кукла была  любимицей русского народа.

—  Вот кукла Зерновушка. Это кукла – мешочек.  В неё клали зерно. Считалось, что это кукла помогает сохранять урожай. (Воспитатель дают потрогать эту куклу).  

— Это кукла Кубышка. Она приносит в дом богатство. Посмотрите, какая она пышная.

— Это кукла Травница. Это тоже кукла – мешочек. В него клали сушёную лекарственную траву. Ребёнок, играя такой куклой, вдыхал лечебный аромат трав. (Дети знакомятся поближе с этой куклой).  

— Кукла Утешница. Её клали ребёнку, когда он сильно плакал. Тот успокаивался.

— Это куклы Лихоманки. Посмотрите, какие они красивые и как бросаются в глаза. Их вешали в доме у двери. Когда в дом приходил человек с плохими намерениями, то он, зайдя в дом, и увидев их, забывал о плохих мыслях. Есть куклы Кувадки. Их вешали над кроваткой младенца.

— Пеленашка – кукла — младенец.  

— Куклы Неразлучники. Эти куклы дарили жениху и невесте, чтобы они жили долго и счастливо.

-Аэта куколка, у которой много детей называется В Жизнь Ведущая или Ведунья- это образ заботливой матушки с детьми.

— Играя в куклы, ребёнок учился вести домашнее хозяйство, шить, одеваться и многому другому, что пригодится в жизни. Такую куклу мог сделать ребёнок пяти лет.

— Вы заметили, что все куклы не имеют лица. То есть, у них нет глаз, носа, рта.  Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда».

—  Глаза – зеркало души и их необходимо закрывать, чтобы защитить человека от плохих намерений.

5.Динамическая пауза.

Дети играют в русскую народную игру «Платок».

6.Пальчиковая гимнастика «Будем кукол мы считать»

7. Изготовление куклы.

Сейчас мы с вами сделаем куклу Утешницу.

Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая – для туловища и головы. Лоскуты для платочка и сарафана, вата, нитки.

(Описание работы — смотри приложение)

Потрудились мы не зря.

Вышла кукла хоть куда.

Будет кукла помогать

Маме деточку качать.

Будет кукла утешать,

Будут детки крепко спать.

8. Обигрывание: укачивание младенца в кроватке.

(Раздаётся плач младенца.)

-Кто — то плачет. Это в кроватке проснулась кукла Маша. ( Дети подходят к кроватке.)

— Давайте положим куклу Утешницу к ней в кроватку и споём Маше колыбельную песенку. (Один ребёнок качает кроватку.

 Дети поют колыбельную песню )

Киса, кисанька, коток,

 Киса — серенький хвосток,

 Приди, киса, ночевать,

 Приди деточку качать.

 Уж как я тебе, коту,

 За работу заплачу —

 Дам кусок пирога

 И кувшин молока.

 Ешь ты, котя, не кроши,

 Котя, больше не проси.

9. Рефлексия.

— Что нового мы сегодня узнали?

— Какую куклу мы делали сегодня?

— Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы.

10. Выставка детских работ.

Литература:

1.Князева О.М., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. Издательство «Детство – Пресс»  Санкт – Петербург, 2006.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

» КЧУНКАЗМАЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

  1. План-конспект

  2. открытого урока литературного чтения

  3. в 3 б классе

  4. Дата: 20.09.2018г

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

phpri8Yc1 kons lit cht 20.09.2019 O html 627405681e61a575

Разработал и провел учитель начальных классов,

Мансурова Рабият Маидиновна

Директор МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»

Абдуллаев Абдулкерим Абдурахманович

2018г

Литературное чтение: учебник для 3 класса в 2-х ч

Школа: МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»

Учитель начальных классов : Мансурова Рабият Маидиновна

Дата: 20.09.2018г.

Класс: 3б

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие спо­собности.

Формирование УУД:

Предметные: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: видео- или аудиозапись сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», карточки с текстом речевой разминки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?

Всё на месте, всё в порядке — ручки, книжки и тетрадки!

В мире много интересного, очень много неизвестного!

Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!

  1. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность. Правила работы на уроке.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и  внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай,  не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё  понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо  руку поднимать.

  1. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Речевая разминка.

— Научитесь читать скороговоркой.

Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!

— Научитесь читать красиво, без ошибок.

  1. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

— Узнайте героев и назовите, откуда они.

Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется…

(«По щучьему велению»).

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки…

(«Маша и медведь»).

Укатился он из дома

По дороге незнакомой…

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

Говорливый, несмышленый

И румяный…

(Колобок).

— О ком эти стихи? (О героях сказок.)

— По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)

  1. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

— Верно. А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

Сформулируйте цели урока:

познакомиться … учиться читать…… учиться отвечать на вопросы…

  1. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.

1. Словарная работа

Проведём работу по уточнению предложений, словосочетаний.

Шли- шли:стоит коровье копытце;

:::::::.лошадиное копытце;

:::::::козье копытце полно водицы.

— Как вы себе это представляете? (следы копыт животных, наполненные водой)

Есть такое предложение: «ШЛИ-ШЛИ — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».

— Как вы понимаете эти слова?

— А кто такой купец? Богатый торговец, тот, кто торговал.

Найдите в тексте абзац, где купец встретил Алёнушку.

Дети читают отрывок вслух.

Одному козлёночку было ведомо:

-Как вы понимаете эти слова? (известно)

2. Чтение по ролям.

— Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.

— Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть троекратный повтор. Это признак сказки.)

3. Выборочное чтение.

(Дети зачитывают отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)

— Сколько раз просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды три раза. Беда случилась на третий раз.)

— Проследите по сказке, какие несчастья случились с Иванушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка», «Ведьма топит Аленушку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)

— Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки го­ворят о том, что сестра и брат любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.) (Дети зачитывают предложения.)

— Как жилось Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в злато-серебро»? (Им жилось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)

— Какую неосмотрительность допустила Аленушка и что из этого вышло? (Аленушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)

— Можно ли идти куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет, это очень опасно.)

— Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?

— Найдите вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него. (Аленушка добрая, ласковая, преданная, доверчивая.)

— А какая была ведьма? Расскажите о ней.

— Какие слова характеризуют Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.

добрая

злая

АЛЕНУШКА ласковая

преданная

доверчивая

заботливая

ВЕДЬМА грубая

хитрая

жестокая

  1. Физкультминутка.

  2. Первичное закрепление нового знания.

1. Определение вида сказки.

К какому виду сказок мы ее отнесем?

— Что же в этой сказке волшебного?

— Какие волшебные предметы есть в сказке?

— Найдите в сказке троекратный повтор.

— Где в сказке добро, а где зло? Что победило?

Признаки сказки (повторяем, записываем в рабочую тетрадь):

1)зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

2. Беседа по иллюстрации

— Ребята, только что вы дали описание Аленушки, ее характера. А сейчас подумайте и скажите, как она выглядит, какой вы себе ее представляете? (Аленушка красивая, стройная, в стареньком сарафане, так как она бедная.)

— А вот какой представлял ее себе художник Иван Яковлевич Билибин, можно видеть на с. 23 учебника. Такой ли вы ее себе представляли? (Ответы детей.)

Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова «Алёнушка».

Какай же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.

«Залилась Алёнушка слезами, села под стожок — плачет».

— Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)

Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.

Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.

А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый? (именно с водой связаны все грустные события сказки)

— Какие грустные моменты в сказке связаны с водой? (найдите эти строчки и прочитайте)

Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца. Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.

— Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. С.123. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. СТР.123. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. Стр. 124 .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнонёхонько закричал.).

Таким образом, — вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.

Вода — волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное; Ключевая вода оживляет Алёнушку).

— Так что же роднит сказку и картину?

— Грустное настроение, лирическая тональность.( Пояснение: «лирический», «поэтический» могут обозначать сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек «лирически» настроен, имеют ввиду, что его душа открыта самым тонким восприятия и чувствам, что он поэтически смотрит на мир).

— Какими же средствами переданы эти два произведения? Литературное произведение — словом. Картина — красками.

  1. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

— Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

— Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

— Кто испытывал трудности?

Закончи фразу « Мне было трудно…»

  1. Домашнее задание

Выполнить задание 9 на с. 27 учебника.

  • Русская народная сказка маша и медведь читательский дневник
  • Русская народная сказка морской царь и василиса премудрая 4 класс читать
  • Русская народная сказка лисичка со скалочкой читать полная версия
  • Русская народная сказка маленькая по содержанию
  • Русская народная сказка лисичка со скалочкой читать сказку