Русская народная сказка лисичка со скалочкой текст распечатать

Перспективное планирование по образовательной области художественно-эстетическое развитие. чтение художественной литературы в старшей группе интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема: Сказка «Волк и семеро козлят»

Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора.

Тема: Сказка «Гуси-Лебеди»

Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора; драматизация.

Тема: Сказка «Лиса и журавль»

Цель: познакомить детей с алыми формами фольклора; развивать речь, память.

Тема: Сказка « Маша и медведь».

Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора; развивать речь, память.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Тема: Русская народная сказка «Зимовье» (в обработке Соколова-Микитова И.)

Цель: закрепить особенности времени года зима; определить связь между зимними условиями и особенностями поведения зверей; развивать мышление, речь, память

2. Тема: Русская народная сказка « Петушок и бобовое зёрнышко».

Цель: углубить интерес детей к литературе, к жанру сказки; развивать способность к целостному восприятию текста, выделяя содержание. Особенности главных героев.

1. Тема: К. Ушинский «Лекарство», «Васька»

Цели: расширить читательский опыт за счёт слушания литературных произведений; развивать умение пересказывать рассказы; воспитать желание работать в коллективе.

2. Тема: В. Берестов «Кошкин щенок»

Цель: углублять интерес детей к литературе; воспитать желание к постоянному общению с книгой в совместной деятельности со взрослым и сверстниками; поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанном произведении в художественной деятельности

  1. Тема: «У солнышка в гостях» словацкая народная сказка

Цель: углублять читательский опыт за счёт слушания произведений; воспитать уважение к культуре других народов.

2. Тема: С Маршак «Вот какой рассеянный»

Цели: расширить читательский опыт за счёт слушания произведений; развивать речь, память.

.

1. Тема: Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке»

Цель: учить самостоятельно пересказывать рассказы с помощью взрослого; развивать память

2. Тема: Стихи русских поэтов об осени

Цель: углублять интерес детей к литературе; развивать желание учить стихи; прививать любовь к поэзии.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

  1. Тема: Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»

Цель: учить детей понимать образное содержание сказки, идею, видеть взаимосвязь между содержанием и названием сказки; развивать память, внимательность

2. Тема: Русская народная сказка «Теремок»

Цель: учить пересказывать по ролям; выразительно

  1. Тема: Ознакомление с малыми формами фольклора

Цели: познакомить детей с малыми формами фольклора; воспитать интерес к народному творчеству.

  1. Тема: Как у нашего кота

Цели: расширять читательский опыт (опыт слушания) за счёт разных жанров фольклора (прибаутки, заклички, загадки); развивать умения художественно-речевой деятельности на основе литературных произведений (пересказ, заучивание); воспитать любовь к народному творчеству.

  1. Тема: Сказка русская народная «Лисичка со скалочкой» (в обработке М. Булатова)

Цель: развивать связную речь, память, воображение; упражнять в счёте предметов; воспитывать доброжелательность, инициативность в общении.

  1. Тема: Немецкая сказка «Заяц и ёж»

Цель: познакомить детей со сказками других народов; развивать внимание, желание слушать.

        1. Тема: Сказка русская народная «У страха глаза велики»

Цель: развивать речь, память, внимание; умение участвовать в коллективном разговоре; воспитать интерес к народному творчеству.

        1. Тема: Украинская сказка народная « Рукавичка»

Цель: учить пересказывать по ролям; воспитать любовь к народному творчеству

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Тема: Русская народная сказка «Как лиса волка обманула»

Цель: формировать умения отмечать негативные действия героя, рассуждать о них вместе с воспитателем и сверстниками; развивать умения участвовать в коллективном разговоре; воспитывать честность, дружелюбие, стремление к положительным нормам поведения

2. Тема: Узбекская народная сказка «Хвастливый заяц»

Цель: углублять интерес детей к литературе; расширять читательский опыт за счёт слушания; развивать умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов.

1. Тема: Я. Аким «Ёлка наряжается»

Цели: развивать способности к целостному восприятию текста; обеспечивать развитие умений художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений; развивать речь.

2. Тема: Разучивание потешек, пословиц и поговорок о зиме.

Цели: обеспечивать развитие умений художественно-творческой деятельности на основе текстов; воспитывать интерес к малым формам фольклора.

1. Тема: Чтение стихов о зиме русских поэтов. Разучивание наизусть.

Цель: воспитать интерес к классике; закрепить знания о зиме; развивать речь, внимание, память.

2. Тема: Разучивание загадок о зиме, новом годе.

Цель: воспитать интерес к малым формам фольклора, желание слушать и отгадывать загадки; развивать память, речь, внимание, сосредоточенность.

  1. Тема: А. Барто «Снегирь»

Цель: углублять интерес к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; расширять читательский опыт за счёт слушания.

2. Тема: К. Аксаков «Мой Марихен так уж мал…»

Цель: способствовать восприятию и пониманию текста детьми; развивать речь.

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Тема: Разучивание рождественских стихов.

Цель: углублять интерес детей к литературе; воспитать интерес к фольклорным формам.

2. Тема: Снегурушка и лиса. (русская народная сказка)

Цель: учить слушать сказки; расширять читательский опыт за счёт слушания разных жанров; воспитать любовь и уважение к народному творчеству

1. Тема: И.Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном…»

Цель: познакомить детей с творчеством русских поэтов; воспитывать желание к постоянному общению с книгой.

2. Тема: Б.Житков «Кружечка под ёлочкой»

Цель: углублять интерес детей к литературе; воспитать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Тема: Мордовская народная сказка в обработке С. Фетисова «Как собака друга искала»

Цель: развивать связную речь, память, внимание; повторить и расширить понятие домашние животные; воспитать доброжелательность.

2. Тема: Русская народная сказка « У страха глаза велики»

Цель: развивать навыки и умения участвовать в коллективном разговоре, связную речь.

1. Тема: Французская народная сказка «Горшочек каши»

Цели: углублять интерес детей к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; развивать связную речь, память.

2. Тема: В. Одоевский «Мороз Иванович»

Цели: закрепить и повторить зимние признаки, праздники зимы, обычаи; развивать речь, желание работать в коллективе.

  1. Тема: Малые формы фольклора (Барашеньки; Дедушка Ежок)

Цель: познакомить с малыми формами фольклора; способствовать общему развитию ребёнка, опираясь на культурные ценности нашего народа.

2. Тема: С. Чёрный « Про девочку, которая нашла своего мишку»

Цель: формировать способность рассуждать; развивать навык слушания, приобщения к культуре ведения беседы

1. Тема: В. Жуковский «Мальчик- с- пальчик»

Цель: формировать способность рассуждать; развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты.

2. Тема: Чтение стихов об Армии.

Цель: развивать навык слушания.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Тема: Чтение стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки»

Цель: развивать связную речь, память, внимание; воспитать доброжелательность, желание помогать своим родным.

2. Тема: Чтение сказки «В гостях у солнышка»

Цель: развивать навыки и умения участвовать в коллективном разговоре, связную речь.

1. Тема: Чтение сказки «Пых»

Цели: углублять интерес детей к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; развивать связную речь, память.

2. Тема: Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»

Цели: закрепить знания детей о членах семьи; учить составлять рассказ по картине, придерживаясь содержания сказки; развивать речь.

  1. Тема: Малые формы фольклора: «Наша то хозяюшка…», «пошла Маша..»

Цель: познакомить с малыми формами фольклора; способствовать общему развитию ребёнка, опираясь на культурные ценности нашего народа.

2. Тема: Чтение стихотворений о весне русских поэтов.

Цель: формировать умение слушать; развивать речь.

1. Тема: И. Мезнин «Чёрное и серое», «Простое слово»

Цель: формировать способность рассуждать; развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты.

2. Тема: Н. Носов «Метро», «Ступеньки»

Цель: развивать навык слушания; учить устанавливать причинные связи, понимать взаимосвязь завязки.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Тема: К.И. Чуковский «Айболит»

Цель: развивать связную речь, память, внимание; воспитать доброжелательность, желание помогать своим родным.

2. Тема: К.И. Чуковский «Федорино горе»

Цель: развивать навыки и умения участвовать в коллективном разговоре, связную речь.

1. Тема: Малые формы фольклора «Солнышко –колоколнышко»

Цели: углублять интерес детей к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; развивать связную речь, память.

2. Тема: В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок»

Цели: учить составлять рассказ по картине, придерживаясь содержания сказки; развивать речь.

  1. Тема: Е. Чарушин « Из сборника про Тюпу»

Цель: способствовать общему развитию ребёнка.

2. Тема: Чтение стихотворений о весне русских поэтов.

Цель: формировать умение слушать; развивать речь.

1. Тема: К. Ушинский « Спор зверей»

Цель: формировать способность рассуждать; развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты.

2. Тема: М. Зощенко «Глупая история»

Цель: развивать навык слушания; учить устанавливать причинные связи, понимать взаимосвязь завязки и финала произведения

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема: Сказка «Зайцы и ёж»

Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора других народов.

Тема: «У солнышко в гостях»

Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора; драматизация.

Тема: Тютчев Ф. « В небе тают облака»

Цель: познакомить детей с литературными произведениями русских писателей; развивать речь, память.

Тема: К. Ушинский «Лекарство».

Цель: развивать речь, память

Краткий пересказ сказки «Бычок — черный бочок, белые копытца»

Была у одних людей дочка. Звали они ее Нюрочка-девчурочка.

Однажды подружки пришли и давай ее с собой в лес уговаривать. А родители разрешили (странные какие-то), только велели следить там в лесу за их Нюрочкой-девчурочкой, потому что она еще маленькая очень.

Так вот зачем же маленькую девочку в лес отпускать, очень странные родители.

Ну и как полагается, недолго Нюрочка по лесу с подружками шастала. Заблудилась-таки.

Заплутала, да и у Бабы Яги оказалась. Ладно хоть, та ее не съела. Видать, захотела сначала вырасти ее и откормить малость.

Зато работать заставляла не по-детски.

Ревет Нюрочка-девчурочка (а чего реветь, нечего было в лес ходить, раз маленькая еще), домой хочет.

Тут повстречался ей баран какой-то. Предложил подвезти до дома. Нюрочка уселась на него поудобнее и поскакала верхом.

Но Баба Яга тоже верхом ездить умела. На метле своей со скоростным двигателем. Враз нагнала барана с Нюрочкой на спине. Отобрала девчурочку и назад в свое жилище доставила. Опять работать заставила.

Пуще прежнего ревет Нюрочка, домой ее тянет.

Тут на ее жизненном пути козел встречается, тоже свои услуги по доставке до дома предлагает. И на него Нюрочка решила влезть. Скачут они, а Баба Яга снова свою метлу завела и опять догнала беглянку. В свое жилище на куриных лапах возвернула и опять работой загрузила.

Опять Нюрочка в слезы. И наконец-то счастье ей улыбнулось. Увидел ее бычок — черный бочок, белые копытца. Сначала Нюрочка отнекивалась на бычка залазить и домой ехать. Дескать, ее уже и баран, и козел хотели домой подвезти, да не получилось от Бабы Яги удрать.

Но бычок был настойчив. Повелась Нюрочка-девчурочка на его уговоры. Поскакала на бычке. Снова Баба Яга нагнала беглянку, потому как нет более скоростного транспорта, как метла ее.

Но бычок встал у грязного болота и давай пинать грязь прямо Бабе Яге в рожу, все глаза ей забрызгал.

Пока старуха свои ясные очи от болотной грязи отчищала, бычок доскакал до отчего дома Нюрочки и передал ее в руки нерадивым родителям, которые отпустили маленькую девочку в лес с подружками.

Наверное, они больше не будут ее отпускать по лесам шастать, чтобы не пришлось Нюрочке снова на баранах, да на козлах скакать бестолку.

Бычок — черный бочок, белые копытца: читать ОНЛАЙН

Жили-были муж да жена, и была у них дочка – Нюрочка-девчурочка.

Приходят к ним раз подружки и просят:
— Отпустите с нами Нюрочку-девчурочку в лес – по грибы, по ягоды!

Мать да отец говорят:
—Ступайте, только не потеряйте её в лесу: она у нас маленькая – заблудится, одна дороги домой не найдёт.
—Мы её не потеряем!

Вот подружки и пошли в лес. Стали в лесу собирать грибы да ягоды и разбрелись в разные стороны. Разбрелись да и потеряли Нюрочку-девчурочку. Осталась она в лесу одна-одинёшенька и стала плакать.

А в это время шла мимо Баба Яга, костяная нога. Увидела она Нюрочку-девчурочку, схватила её и потащила в свою избушку на курьих ножках.

Притащила и говорит:
—Будешь теперь на меня работать! Печку топи, дрова руби, воду носи, пряжу пряди, избу мети!

Стала Нюрочка-девчурочка жить у Бабы Яги. Баба Яга с утра до ночи работать её заставляла, досыта не кормила, ругала-бранила. Вот раз Баба Яга ушла из избушки, а Нюрочка-девчурочка сидит у окошка, пряжу прядёт, сама горько плачет.

Бегут мимо овцы:
—Бе-бе-бе! О чём девочка так горько плачешь?
—Как же мне, овечки, не плакать! Меня Баба Яга домой не пускает, досыта не кормит, бранит-ругает, целый день работать заставляет.

Баран говорит:
—Садись на меня, я тебя домой увезу!

Села Нюрочка-девчурочка на барана – он и побежал, а овечки за ним. Вернулась Баба Яга в избушку, хватилась – нету Нюрочки-девчурочки!

Села она в ступу, пустилась в погоню. Пестом погоняет, помелом след заметает.

Догнала барана, отняла Нюрочку-девчурочку и притащила назад в свою избушку на курьих ножках. Опять заставила её работать с утра до ночи, опять стала ругать-бранить. Сидит раз Нюрочка-девчурочка на крыльце, прядёт пряжу да плачет.

Бегут мимо козы:
—Ме-ме-ме! О чём, девочка, плачешь?
—Как же мне козочки не плакать! Меня Баба Яга домой не пускает, бранит-ругает…

Козёл говорит:
—Садись на меня, я тебя увезу от Бабы Яги!

Села Нюрочка-девчурочка на козла, он и побежал. Да не очень быстро бежал: Баба Яга его догнала, Нюрочку-девчурочку отняла и опять притащила в избушку. Как Баба Яга ушла, Нюрочка-девчурочка вышла на крылечко, села на ступеньки, сидит горюет.

Идёт мимо стадо коров да телят, а позади всех бычок – чёрный бочок, белые копытца.
Спрашивает он Нюрочку-девчурочку:
—Му-му-му! О чём горюешь?
—Как же мне, бычок – чёрный бочок, не горевать! Меня Баба Яга к себе утащила, домой не отпускает, бранит-ругает, без отдыха работать заставляет.
—Садись на меня, я тебя домой увезу!
—Где тебе, бычок – чёрный бочок! Меня баран увозил – не увёз, козёл увозил – не увёз, а ты и вовсе не увезёшь: не умеешь быстро бегать.
—Баран не увёз, козёл не увёз, а я увезу, только держись крепче за мои рожки!

Вот Нюрочка-девчурочка уселась на бычка и ухватилась за его рожки! Бычок – чёрный бочок, белые копытца головой тряхнул, хвостиком махнул и побежал. А Баба Яга хватилась – Нюрочки-девчурочки опять нет!

Села Баба Яга в ступу, пестом погоняет, сама покрикивает:
—Сейчас догоню! Сейчас схвачу! Домой притащу, никогда не отпущу!

Подлетела – того гляди, схватит…

А бычок-чёрный бочок скорее к грязному болотцу.

Только Баба Яга подлетела да из ступы выскочила, бычок и стал по болотцу задними ногами бить: забрызгал Бабу Ягу с ног до головы грязью, все глаза ей залепил.

Пока Баба Яга глаза протирала да брови прочищала, бычок – чёрный бочок прибежал в деревню, постучал рожками в окошко и кричит:
—Му-му! Выходите скорее: я вашу Нюрочку-девчурочку от Бабы Яги привёз!Вышли отец и мать, стали свою дочку обнимать, целовать, стали бычка благодарить:
—Спасибо тебе бычок – чёрный бочок, белые копытца, острые рожки!

Тема: Народная сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста

Актуальность. В наше  время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых людей. Начинать работу по обогащению  словаря необходимо с раннего дошкольного возраста, так как речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов как мышление, внимание, память, воображение со становлением сознания и формированием личности ребенка. В связи с этим речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в  ФГОС ДО  в п.2.6 определено содержание ОО  «Речевое развитие» следующим образом: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Одной из приоритетной задач ООП МБДОУ № 5 является овладение дошкольниками речью как средством общения на основе всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи, связной речи.

Работая с детьми дошкольного возраста,  я  заметила, что состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. По наблюдениям психологов,  при словарном запасе в 1500 -2000 слов 4-х летний ребенок  в течение дня наиболее часто использует слово – «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я люблю». Однако, важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность». Опираясь на это высказывание и  исследование педагогов, психологов, лингвистов в области речевого развития (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.) я пришла к выводу о необходимость поиска эффективного средства развития образной речи и обогащения словаря детей

4-х- 5 лет. Новообразованием данного возраста является активное развитие воображения, что помогает дошкольникам понимать русскую народную сказку. Велика  роль  народной сказки  в развитии речи детей. На важность приобщения детей к красоте родного языка, родного слова, развитие культуры речи указывали многие психологи, педагоги и лингвисты (Ушинский К.Д, Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Максаков А.И. и др.).  Народная сказка, также как и другие произведения устного народного творчества, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм языка. Сказка  является  одним  из условий обогащения словаря новыми словами, усвоения детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе, позволяет закрепить и уточнить словарь, активизировать его.

      За основу мною была взята методика развития словаря детей  и система работы с народной сказкой  Е. И. Тихеевой.

В соответствии с обозначенной проблемой мною были сформулированы цель и задачи работы.

Цель педагогической деятельности: Использование возможностей народной сказки как средства развития образной речи и обогащения словаря детей 4-х- 5 лет.

 Задачи:

1.Выявить и внедрить актуальные методы и приёмы работы со сказкой в формировании и обогащении словаря дошкольников.

 2.Создать условия для формирования и обогащения словаря детей дошкольного возраста;

3.Привлечь родителей к сотрудничеству в педагогическом процессе через совместную творческую деятельность.

 В сентябре  2018 года было проведено диагностическое обследование уровня словарного запаса детей 3-4 лет по методике А.Г. Арушановой. В обследование участвовало 27 человек: 13 девочек и 14 мальчиков. Результаты диагностики показали, что 20 человек показали средний уровень развития словарного запаса 7 детей показали низкий уровень.

 Русская народная сказка лисичка со скалочкой текст распечатать

На  основе полученных данных были определены направления работы:

1. Обогащение развивающей предметно–пространственная среды в группе. Для этого был оборудован речевой уголок- специальное место, где проходит индивидуальная  и подгрупповая  работа  по развитию речи. В речевом уголке  хранятся пособия, которые я использую в работе с детьми.  Имеется копилка слов (в картинках) это копилка своеобразный накопитель демонстрационного материала. В последующем я использую картинки для решения различных речевых задач. Например   составление  по набору картинок  отдельных предложений и (или) небольших рассказов (часто совместно с воспитателем)игровое упражнение «Загадай слово», игровая ситуация «Магазин» (дети «покупают» все «спортивные» («сладкие», « зимние» и т.д.) С целью формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группе создан развивающий центр «Мини-библиотека». Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с  книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

 В этом году «Мини-библиотека» была  организована с самого начала  учебного года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, материал для «Книжкиной больницы» (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляю любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги  выставляю детские рисунки на темы художественных произведений. Для оформления развивающей предметно-пространственной среды и для обыгрывания сказок родителями были изготовлены домики-модули, а также  атрибуты. Появились традиции в конце  года проводить итоговое мероприятие – показ родителям спектакля. Для родителей и детей младших групп были показаны спектакли — «Репка», «Теремок» (совместно с родителями).

2. В п. 3.4.2 ФГОС ДО профессионально компетентный педагог ДОУ выступает одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для повышения компетенции по данной проблеме я составила план самообразования: изучила необходимую литературу, прослушала  вебинары:

Вебинар «Современные практики развития речи детей дошкольного возраста»

https://ast.ru/news/vebinar-sovremennye-praktiki-razvitiya-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta/ 

Вебинар «Художественное слово в речевом развитии дошкольника»

http://service.tc-sfera.ru/vebinary/besplatnye/khudozhestvennoe-slovo-v-rechevom-razvitii-doshkolnika

3. Выделила  и актуализировала методы и приёмы работы со сказкой в формировании и обогащении словаря дошкольников:

-Словесные (проговаривание, беседа, чтение  народных сказок, словесные игры, пересказы; конструирование слов (придумать несколько однокоренных слов);словосочетаний (срифмовать 2 слова), предложений (составить длинное, распространенное предложение); сочинение сказок);

-Наглядные (показ игрушек, иллюстраций, мультфильмов, разных видов театров – настольный, кукольный, пальчиковый, бибабо, театр оригами).

-Практические (игры пальчиковые, подвижные, хороводные, игры – инсценировки, стихи с движениями).

-Прием «Введение частицы «не» (цель: повернуть сюжет сказки в новое русло). Например: Не репа выросла на грядке, а…

        Свою работу осуществляю  через основные формы деятельности:

  • непосредственно образовательная деятельность
  • совместная деятельность
  • самостоятельная деятельность

     Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).

     В формировании  и развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют три направления:

1. Обогащение словаря ребенка  на основе ознакомления с окружающим миром (увеличением кругом предметов и явлений)

2. Введение слов обозначающих качество, свойство, отношение на основе углубления   знаний о предметах и явлений окружающего мира.

3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов  по существенным признакам.

       Работа по обогащению словаря детей – это планомерное расширение активного словаря  за счёт незнакомых или трудных для них слов, сказка помогает ввести новое слово в активный словарь.

        Мною была выработана система работы с народной сказкой  по обогащению словаря дошкольников.  (Вы ее можете видеть на слайде)

На первом этапе обогащение словаря происходит, в основном, за счет знакомства со словами, обозначающими названия предметов, явлений, действий. В непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию при чтении или рассказывании  новой сказкой дети  знакомятся с новыми словами, обозначающими названия предметов, явлений, действий. Так же знакомство с новыми словами может происходить и при рассматривании иллюстраций (репродукций) к сказке. С помощью этого приема привлекаю дошкольников  вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма, или описание  каких-то предметов и явлений.

Особенность этого этапа заключается в многократном повторении  новых слов с целью запоминания. Очень важно варьировать прием  повторения: буквальное, индивидуальное и хоровое воспроизведение образца.  С этой  целью использую  дидактические игры, лексические упражнения, и игры с элементами театрализации, которые проходят в основном во второй половине дня.

II этап — закрепление и уточнение словарного запаса. В процессе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира знакомлю дошкольников  с особенностями предметов, их признаками, качествами и действиями с ними. Занятия  строиться на основе наглядного материала, максимально приближенного к ребенку.

Закрепление новых слов, развитие воображения, мышление и умение выразить личностное отношение к герою проходит  в организованной образовательной деятельности по  изодеятельности ( рисование, лепка, аппликация), а также в другой продуктивной деятельности: выставка рисунков, изготовление книжек малышек совместно с родителями, проектная деятельность. На этом этапе  использую  множество  словесных игр и упражнений. ( игры представлены на слайде)

1. «Какой» — подбор эпитетов к предмету или сказочному герою.

— яблонька: красивая, нарядная, весёлая, добрая;

— речка: быстрая, печальная, прозрачная, чистая и т.д.;

— медведь: большой, сильный, глупый, невнимательный.

2. «Узнай по описанию» — узнавание героя сказки по эпитетам.

— Серый, трусливый, ушастый (заяц);

— Рыжая, хитрая, пушистая, ласковая (лиса);

— Желтый, круглый, веселый, доверчивый (колобок).

3. «Что делает» — подбор действий к предмету или сказочному герою.

— лиса: идет, вынюхивает, слушает, говорит, хитрит;

— петушок: кричит, кукарекает, поет, ходит, клюет.

4. «Узнай по описанию» — узнавание героя сказки по действиям.

— печется, убегает, катится, поет (колобок);

— варит, убирает, печет, прячется, приговаривает, (Машенька).

5. «Скажи по-другому» — подбор синонимов.

«Три поросенка» — поросята убегают от волка.

— Как сказать по-другому? – удирают, мчатся, несутся;

6. «Скажи по-другому» — подбор антонимов.

Колобок: поет – молчит, катится – стоит, веселится – грустит.

7. «Скажи ласково» — подбор слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

— Заяц – зайчонок, зайчишка;

 — Лиса – лисичка, лисонька;

 — Яблоня – яблонька.

8. «Скажи с преувеличением»

— Усы – усище;

— Хвост – хвостище;

— Дом – домище.

9. «Подбери похожее слово» —  подбор однокоренных слов.

—  лес-лесок-лесочек; лед — ледок — ледяная; снег – снежок — Снегурочка…

10. «Продолжи предложение»

11. «Отгадай сказку (героя сказки)»

12. « От каждого по словечку»

Например: Лисичка в сказках какая? Зайчик в сказках какой?

— найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

— сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе – «пушистохвостая» заяц – «которкохвостый», «длиннолапый»);  (словотворчество)

Эти игры я использую в НОД по речевому развитию, в совместной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

    Работа со словом не ограничивается одним занятием, наиболее трудные слова  необходимо  предлагать вниманию детей неоднократно, в течение длительного периода, т.е. они должны быть программным материалом многих занятий.

III этап — активизация словаря и работа над смысловой стороной слова.

На этапе активизации словаря у дошкольников формируется умение переводить слова из пассивного словаря в активный, осмысленно подбирать слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетать в предложении новые слова с уже знакомыми. На этом этапе проводятся сюжетно-роевые игры по сказкам, игры-драматизации в младшем дошкольном возрасте совместно с воспитателем и (или) родителями в старшем дошкольном возрасте в самостоятельной деятельности. Проводятся досуги и развлечения по сказкам совместно с родителями, викторины, творческое рассказывание по сюжетам народных сказок,  а так же  множество  словесных игр и упражнений.

План  по формированию и обогащению словаря дошкольников  с использованием русской народной сказки.

Формы работы с дошкольниками

2018-2019 учебный год

2019-2020 учебный год

2020-2021 учебный год

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию

4 (чтение сказки, беседа по содержанию)

6 (чтение сказки, беседа по содержанию)

8 ( чтение и беседа по содержанию рассказывание, пересказ)

Игры с элементами театрализации

2 раза в месяц  

-речевые упражнения,

-этюды на выражение основных эмоций ,

 -этюды на выражение основных черт характера,

— игры на развитие внимания и памяти(по программным сказкам)

2 раза в месяц речевые упражнения. этюды на выражение основных эмоций , этюды на выражение основных черт характера, игры на развитие внимания и памяти ,этюды на выразительность жестов. (по программным сказкам)

2 раза в месяц

-речевые упражнения.

-этюды на выражение основных эмоций,

-этюды на выражение основных черт характера,

-игры на развитие внимания и памяти,

-этюды на выразительность жестов. (по программным сказкам)

Игры драматизации совместная /самостоятельная  деятельность

«Репка», «Курочка-ряба»

«Теремок»,

«Колобок»,  «Кот, лиса и петух»

 «Теремок», «Колобок», «Рукавичка»,

«Кот, лиса и петух»

 «Лисичка со скалочкой»,

 «Волк и семеро  козлят»  эпизодов из сказок: «Морозко», «Вершки  и корешки», «Заяц-хвачта»

Досуги/развлечения

Совместно с родителями «Теремок»

«В гости к сказке»,

«Спешим на помощь Колобку»

«Путешествие по сказкам»

«Квест по сказкам»

«По страницам любимых сказок»

Сюжетно-ролевая игра по сказке

«Репка», «Курочка-ряба»

«Теремок»,

«Колобок», «Рукавичка», «Кот, лиса и петух»

 «Театр» : («Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Кот, лиса и петух»,

 «Лисичка со скалочкой»,

 «Волк и семеро  козлят») «Медведь, волк и лисица», «Зимовье зверей»

Проектная деятельность

«Наши любимые сказки»

«В гостях у русской народной сказки»

Литературная викторина

«Волшебная книга»

 Продуктивная деятельность

 Выставка рисунков «В гостях у сказки» совместное творчество детей и родителей  по сюжетам сказок

Лепка по  русской народной сказки «Колобок»

Изготовление книжек малышек совместно с родителями

-Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
-Аппликация «Теремок»

Рисование по русской народной сказке «Три медведя»
-Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»

«Три медведя»
-Аппликация «Заюшкина избушка»

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Создание альбома «Любимые сказки»

Режимные моменты

1 раз в неделю

-Чтение народных сказок

-Узнай сказку по иллюстрациям

-Игры и упражнений для обогащения словарного запаса детей  дошкольного возраста, связанных с народной сказкой.

1 раз в неделю

-Рассказывание сказки

-Узнай сказку по иллюстрациям

-Разложи по порядку.

-Игры и упражнений для обогащения словарного запаса детей  дошкольного возраста, связанных с народной сказкой.

1 раз в неделю

-Чтение  народных сказок

-Творческое рассказывание по сказкам.

(«Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Кот, лиса и петух»,

 «Лисичка со скалочкой»,

 «Волк и семеро  козлят»

   Далее в старшем дошкольном возрасте планирую добавить в работу следующие приемы:

-разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой и различный контекст (собачий хвост – собачий характер);

— объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В  народных сказках присутствуют множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки);

— придумать похожие слова (синонимы) и многие другие.

Придумывание новых названий известных сказок;

Прием Конструирование:

  • Рифмование двух слов (кузнец — удалец), а затем постепенно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества.
  • предложений (составить длинное, распространенное предложение в игре        «от каждого — по словечку»)

       В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает  на уровне каждого ДОУ. Родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) вместе с тем и образовательные учреждения стремятся к открытости, которая предполагает  участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6). С целью повышения педагогической компетенции родителей мною   проводится консультативная  работа  по формированию и обогащению словаря детей. Для родителей были проведены консультации   «Работа по обогащению и расширению словаря детей старшего дошкольного возраста», « Народная сказка как средство речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста» Семинар-практикум  по теме: «Развитие и обогащение словаря ребёнка», совместные театрализованные постановки по народным сказкам. Родители являются активными участниками проектной деятельности, участвуют в досугах и развлечениях по народным сказкам.

       Опытом работы делилась с коллегами, подготовила и провела открытое занятие в рамках недели Педагогического мастерства,  так же  для педагогов были проведены консультации на темы: «Обогащение детского словаря через народную сказку»,  «Речевые игры как средство обогащения и активизации словаря детей». Веду собственный мини сайт на портале https://nsportal.ru/poddubnaya-malvina-aleksandrovna

Результативность моей работы.

В  сентябре   2019 года диагностика определения уровня развития словарного запаса детей (представлена на слайде)  проводилась по следующим критериям:  подбор слов обозначающих качества предметов, подбор эпитетов, подбор слов обозначающих действие с предметом, подбор синонимов, составление предложений с заданным словом, словообразование, обобщающие слова. По результатам диагностики  практически все дети  могут предмет узнать по эпитетам (отгадывать загадки), многие умеют обобщать и классифицировать предметы, подбирать обстоятельства к предмету.

Дети могут подбирать эпитеты, слова обозначающие действия с предметом, у них получается образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (например, кот—котик— котенок) слова во множественном числе ( кот — коты). Семеро  детей показали высокий уровень по обогащению словаря. По сравнению с первой диагностикой это на 25 % больше. Это те дети, у кого был средний уровень, близкий к высокому. Их словарный запас увеличился на треть. В речи детей появились  образные слова и выражения в ходе свободной деятельности  такие как  «лес дремучий», «зайчик — побегайчик», «лисичка-сестричка», «волчок — серый бочок» и др.

Как следствие  успешно развивается диалогическая речь. Дети овладевают связной речью и начинают строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений, составляют рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым; описывают предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия. Дети  проявляют интерес к  обыгрыванию сказок при помощи различных видов театра, самостоятельному сочинению сказок. Большинство детей охотно вступают в ролевой диалог с воспитателем и сверстниками, участвуют в коллективном разговоре даже малоговорящие дети.

Диагностика образовательной области «Речевое развитие» показала эффективность проделанной мною работы по использованию   народной сказки в расширении и обогащении  словаря.

Русская народная сказка лисичка со скалочкой текст распечатать

Перспективы работы.

Таким образом,  народная сказка является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности. Постепенно у детей формируется готовность к более глубокому восприятию русской народной литературы. В дальнейшем в своей работе я продолжу использовать  народную сказку  в развитии образности речи дошкольников   и поделиться опытом  своей работы с коллегами  других образовательных учреждений  через собственный мини сайт https://nsportal.ru/poddubnaya-malvina-aleksandrovna.  Провести  вебинар  в рамках выставки «Образование. Развитие. Успех».        

Список литературы.

1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.-112с.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 64 с.

3. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:Просвещение, 1982. – 128 с., ил.

4. Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. —СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 80с.

5. М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. – СПб.: Паритет, 2006.-112с.

7. Развитие речи детей 3-4 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авторы-составители О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Вентана-граф, 2008. – 224с. – (Тропинки).

9. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 56 с.

10. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с. (Развиваем речь).

11. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 288с. – (Развиваем речь).

12. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений / О.С. Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 287 с. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).

Управление образованием

администрации муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

городского округа Люберцы Московской области

Рассмотрено на заседании                                УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета

                                Директор МОУ СОШ № 8

От «_____»____________20___ г.                _________ /Куликова О.Н./

Протокол № ______                                Приказ № _____ от _________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«В мире сказок»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок  реализации: 1 год

Автор-составитель:

Коробова Елена Григорьевна

педагог дополнительного образования

г.о. Люберцы

2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы – художественная.

Актуальность:

Главные задачи современной системы образования – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры. Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от нравственных качеств подрастающего поколения.

Многие современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры.

С каждым годом становится все больше детей, которые не любят читать сказки, не знают лучших народных и классических литературных произведений данного жанра, как отечественных, так и зарубежных, предпочитают смотреть современные мультфильмы, далеко невысокого художественного и нравственного уровня. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”.

В связи с этим была разработана программа дополнительного образования для обучающихся 1 б класса МОУ СОШ № 8 “В мире сказок”.

Цель программы:

Создать условия для нравственного и эстетического развития личности ребенка, раскрытия его художественных и познавательных способностей.

Задачи программы:

Обучающая: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки, сформировать основы читательской грамотности

Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, делать нравственный выбор, навыки нравственного поведения.

Развивающая: развивать у детей социально-коммуникативные навыки  (вести диалог, уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, договариваться при совместной работе), мыслительные способности (рассуждать, обобщать, делать выводы), художественно-практические навыки (инсценировать художественные произведения, сочинять свои мини-сказки, использовать лепку, рисование, аппликацию для выражения своих чувств и мыслей)

личностные – формирование гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;

метапредметные — развитие мотивации к чтению, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;

образовательные (предметные) — приобретение знаний, умений, навыков грамотного читателя.

Отличительные особенности программы

Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни людей. Через сказку старшее поколение учит детей строить жизнь по законам добра и красоты. Хорошо рассказанная сказка – это начало культурного воспитания. Данная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми народных и авторских сказок. Следовательно, ориентирована на создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.

Адресат программы

Возраст обучающихся: 7 лет

Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.

Объем и срок освоения программы:  срок освоения программы – 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 36 часов.

Формы обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса:

Основная форма работы на занятии – групповая. Реализуется программа в объединении, сформированном из учащихся одного возраста. Состав группы постоянный.

Новизна программы

Новизна программы заключается в сочетании изучения мира сказок через чтение и инсценирование с развитием изобразительных способностей ребенка.

Режим занятий:

Продолжительность занятия  –  1 академический час, который составляет 45 минут.

Планируемые результаты

Должны знать:

примеры не менее 5 русских народных сказок и 5 литературных сказок русских писателей

признаки сказки как жанра

виды сказок (волшебные, сказки о животных, бытовые);

Должны уметь:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам;

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

иллюстрировать услышанное или прочитанное различными художественными средствами;

пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказок;

ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

оформлять свои мысли (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

уметь рассказывать сказки;

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные —

чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

установка на безопасный, здоровый образ жизни;

мотивация к творческому труду.

Метапредметные –

 умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата (умения познавательной и личностной рефлексии);

умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

овладение действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

умение работать с художественной литературой, словарями и средствами интернет.

Предметные –

развитие познавательного интереса к чтению сказок,

включение в познавательную деятельность по изучению сказок народных и литературных, отечественных и зарубежных,

приобретение определенных знаний о сказке как о литературном жанре,

приобретение умений, навыков в чтении, инсценировании, анализе текста сказки, сочинении собственной сказки, выражении своих чувств и мыслей после прочтения сказки различными средствами.

Формы аттестации

Зачет: творческая работа.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, наблюдение, устный опрос, тестирование, готовая творческая работа.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: защита творческих работ.

Материально-техническое обеспечение программы

Помещение — кабинет 20 кв.м., освещение лампами дневного света.

Оборудование:

1) Столы — 14 шт;

2) Стулья – 28 шт;

3) Доска;

Техническое оснащение кабинета:

Компьютер с выходом в Интернет

Фотоаппарат

Проектор

Электронная доска

Колонки

Инструменты и приспособления:

Ножницы, клей, карандаши и кисточки, стаканчики для воды, доска для лепки.

Материалы:

Бумага и картон для аппликации, бумага и краски для рисования, пластилин.

Информационное обеспечение программы

Художественная литература – сказки в соответствии с содержанием программы.

Интернет-источники для педагога:

http://russkaja-skazka.ru

http://sovkinofilm.ru

http://nukadeti.ru

http://narodstory.net

http://deti-onlain.com

http://mamontenok-onlain.ru

http://mishka-knizhka.ru

http://vse-raskraski.ru

Интернет-источники для обучающихся:

http://russkaja-skazka.ru

http://sovkinofilm.ru

http://nukadeti.ru

http://narodstory.net

http://deti-onlain.com

http://mamontenok-onlain.ru

http://mishka-knizhka.ru

http://vse-raskraski.ru

Кадровое обеспечение программы:

Программа может быть реализована педагогом дополнительного образования, имеющим среднее специальное или высшее образование в области педагогики. Должен владеть навыками и приёмами организации занятий с младшими школьниками, должен обладать навыками обучения литературному чтению, изобразительному искусству, технологии.

Желательно владение ИКТ на уровне, достаточном для организации просмотра и прослушивания аудио и видео материалов, работы с ресурсами интернета, создания и демонстрации презентаций.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Первичная диагностика

2

Безопасность дорожного движения

1

0,5

0,5

Устный опрос

3

Русские народные сказки

16

6

10

3.1

Чтение, прослушивание, просмотр русских народных сказок

8

3

5

Наблюдение, опрос

3.2

Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам русских народных сказок

7

3

4

Наблюдение, опрос

3.3

Викторина по русским народным сказкам

1

1

Опрос

4

Сказки разных народов

6

2

4

4.1

Чтение, прослушивание, просмотр сказок разных народов

3

1

2

Наблюдение, опрос

4.2

Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам сказок разных народов

2

1

1

Наблюдение, опрос

4.3

Викторина по сказкам народов мира

1

1

Опрос

5

Авторские (литературные) сказки

10

4

6

5.1

Чтение, прослушивание, просмотр авторских сказок

5

2

3

Наблюдение, опрос

5.2

Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по содержанию сказок

4

2

2

Наблюдение, опрос

5.3

Викторина по литературным сказкам

1

1

Опрос

6

Итоговая аттестация

1

1

Представление творческих работ

7

Итоговое занятие

1

1

Опрос

Итого

36

17

19

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1. Вводное занятие. 1 ч.

Теория –0,5 ч

Что такое сказка? Признаки сказки.

Практика –0,5 ч

Первичная диагностика: определить жанр произведения, которое называет педагог (сказка или нет), привести свои примеры сказок.

  1. Безопасность дорожного движения. 1 ч.

Теория – 0,5 ч

Правила безопасного передвижения по улице.

Практика – 0,5 ч

Устный опрос по пройденному материалу.

  1. Русские народные сказки. 16 ч.

3.1 Чтение, прослушивание, просмотр русских народных сказок. 8ч

Теория – 3 ч.

Сказка – вид устного народного творчества. Виды сказок (волшебная, бытовая, о животных). Собиратели русских народных сказок (Афанасьев, Толстой, Даль)

Беседы о здоровом образе жизни: «Режим дня школьника». «Правила поведения в школе».

Практика – 5 ч.

Чтение, просмотр и слушание русских народных сказок. Чтение по ролям.

3.2 Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам русских народных сказок. 7 ч.

Теория – 3 ч.

Герои сказки положительные и отрицательные, помощники, волшебные предметы и персонажи. Волшебные числа и троекратные повторы. Чему учит сказка? Зачин и концовка сказки. Архаизмы в сказках.

Беседы о здоровом образе жизни: «Почему мы болеем?» «Здоровый образ жизни». «Вредные привычки».

Практика – 4 ч.

Анализ сказки: характеристика героев, пересказ сюжета, главная мысль (поучение)

Инсценирование эпизодов

Иллюстрирование эпизодов

3.3 Викторина по русским народным сказкам. 1ч

Практика – 1 ч.

4. Сказки разных народов 6 ч.

4.1 Чтение, прослушивание, просмотр сказок разных народов. 3 ч.

Теория – 1 ч.

Что общего у сказок разных народов мира? Как по сказке узнать об условиях жизни и обычаях народа?

Беседы о здоровом образе жизни: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Практика – 2 ч.

Чтение, просмотр и слушание сказок. Чтение по ролям.

4.2 Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам сказок разных народов. 2 ч.

Теория – 1 ч.

Сравнение сюжетов и героев русских народных сказок и сказок других народов. Сходство и отличие.

Практика – 1 ч.

Анализ сказки: характеристика героев, пересказ сюжета, главная мысль (поучение)

Инсценирование эпизодов

Иллюстрирование эпизодов

4.3 Викторина по сказкам народов мира. 1ч

Практика – 1 ч.

5. Авторские (литературные) сказки 10 ч

5.1 Чтение, прослушивание, просмотр авторских сказок. 5 ч.

Теория – 2 ч.

Как родилась литературная сказка? Русские писатели-сказочники.

Сказки 19-20 вв. Современные сказки-несказки.

Беседы о здоровом образе жизни: «Безопасность при любой погоде». «Безопасное поведение на улице, в транспорте».

Практика – 3 ч.

Чтение, просмотр и слушание сказок. Чтение по ролям.

5.2 Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по содержанию сказок. 4 ч.

Теория – 2 ч.

Сравнение сюжетов и героев народных и литературных сказок. Сходство и отличие.

Беседы о здоровом образе жизни: «Безопасное поведение дома».

Практика – 2 ч.

Анализ сказки: характеристика героев, пересказ сюжета, главная мысль (поучение)

Инсценирование эпизодов

Иллюстрирование эпизодов

Создание собственной сказки по аналогии с народной или литературной сказкой

5.3 Викторина по литературным сказкам. 1ч

Практика – 1 ч.

6. Итоговая аттестация. 1 ч

Практика – 1 ч

Защита творческой работы. Дети представляют сказку собственного сочинения.

7. Итоговое занятие. 1 ч

Практика –1 ч

Подведение итогов, анализ работы объединения за год.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы обучения:

словесный, наглядный практический;

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;

игровой, проектный и др.

Методы воспитания:

убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

Форма организации образовательного процесса — групповая.

Формы организации учебного занятия:

Беседа, практическое занятие, комбинированное занятие

Современные педагогические технологии:

  1. Технология личностно-ориентированного обучения, автор И.С. Якиманская. Цель данной технологии воспитать и развить личность ребенка, раскрыть его способности.

 Ожидаемые результаты:

  • Формированию духовно-нравственной культуры личности обучающегося.
  • Повышение исполнительского уровня, развитие способностей, осмысление собственных действий, приемов и способов читательской и художественной деятельности.
  • Развитие личностных качеств, таких как: целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение работать в коллективе, развитие самоанализа деятельности.
  1. Технология коллективной творческой деятельности, автор доктор педагогических наук РАО И. П. Иванов. Цель данной технологии выявить и развить творческие способности личности путем сотрудничества между учащимися, сотворчества между педагогом и учащимися.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие художественно – эстетического вкуса детей
  • Раскрытие творческих способностей
  • Реализация коммуникативных потребностей детей.
  1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо, авторы — американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Цель: Развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни

Ожидаемые результаты:

  • Умение принимать взвешенные решения.
  • Умение работать с информацией, выделять главное и второстепенное.
  • Умение анализировать различные стороны явлений природы и жизни
  1. Технология игровой деятельности, авторы — Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин. Цель — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от учебной задачи и уровня развития детей.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение познавательного интереса;
  • Вызывает эмоциональный подъём;
  • Способствует развитию творчества;
  • Максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
  • Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала
  1. Здоровьесберегающие технологии (авторы: В.А. Лищук, Н.М. Амосов, И.И. Брехман, А.Г. Щедрина) Цель — сохранение здоровья обучающихся.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование установки на здоровый образ жизни
  • Привитие здоровых привычек и отказ от вредных

Беседы о здоровом образе жизни проводятся в течение всего учебного года по 10-15 минут.

Применение здоровьесберегающих приемов и методов:

-применение эмоциональных разрядок на занятиях;

-проявление уважительного отношения к индивидуальным особенностям личности ребенка;

-помощь в процессе самостоятельной работы;

-контроль за правильной осанкой;

-соблюдение питьевого режима и санитарных норм.

Алгоритм учебного занятия

Организационный  этап

Подготовка учащихся к работе на занятии. Создание психологического настроя на деятельность и активизацию внимания.

Проверка имеющихся знаний, умений и готовности, обучающихся к освоению новой темы.

Устный опрос.

Объяснение нового материала

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности учащихся. Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность учащихся. Освоение новых знаний.

Практическая работа.

Чтение, просмотр или слушание сказки. Обсуждение (анализ). Чтение по ролям, инсценирование, иллюстрирование эпизодов сказки (рисование, лепка, аппликация).

Подведение итогов.

Формы работы на занятиях:

  1. Беседа, рассказ учителя.
  2. Слушание.
  3. Различные виды чтения.
  4. Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
  5. Театрализация.
  6. Иллюстрирование с помощью рисования, лепки, аппликаций.
  7. Конкурсы, викторины.
  8. Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек
  9. Практические занятия с элементами игр
  10. Просмотр видео и прослушивание сказок;
  11. Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;

Дидактические материалы

Дидактические материалы – тексты сказок и иллюстрации к ним, аудио и видео со сказками, загадки, викторины, портреты писателей и др.

Диагностика результатов по общеразвивающей программе. Критерии оценки

Для оценивания теоретических знаний, практических навыков и умений, личностных качеств используются методы наблюдения за деятельностью обучающихся, опроса в устной игровой форме и представления своих творческих работ.

Наличие интереса к чтению сказок, постоянное расширение знаний о писателях и их произведениях – основной критерий достижения цели программы.

Критерии оценивания теоретических знаний:

(может самостоятельно, без ошибок / может самостоятельно, допускает ошибки / может только с помощью учителя)

Умения:

  • узнавать сказки среди других литературных жанров
  • определять вид сказки
  • называть примеры сказок и их авторов

Критерии оценивания практических навыков и умений:

(может самостоятельно, без ошибок / может самостоятельно, допускает ошибки / может только с помощью учителя)

Умения:

  • давать характеристику героев сказки
  • находить зачин и концовку
  • определять главную мысль
  • пересказывать
  • выразительно читать, инсценировать, иллюстрировать средствами ИЗО
  • составлять свою небольшую сказку по аналогии

Критерии оценивания личностных качеств:

  • наличие интереса к самостоятельному чтению сказок
  • способность понять поучительную мысль из сказки и применять её в жизненных ситуациях

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПЕДАГОГОМ В СВОЕЙ РАБОТЕ

Книги

  1. Адыгейская сказка «Кто сильнее?».
  2. Белорусская народная сказка «Пых»
  3. Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».
  4. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
  5. Заходер, Б. «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе»
  6. Латвийская народная сказка «Заячий домик».
  7. Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».
  8. Маршак, С. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» и др.
  9. Пляцковский, М. «Тыква», «Длинная шея»,  «Фу и Фи», «Что лучше всего?», «Эй, ты!», «Урок дружбы», «Непонятливый львёнок»,  «Шишки», «Сказка о знаменитом крокодиле и не менее знаменитом лягушонке», «Кролик, который никого не боялся», «Ёжик, которого можно было погладить»
  10. Русские народные сказки («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Петух и жерновцы», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Вершки и корешки», «Бычок – смоляной бочок», «Крошечка — Хаврошечка», «Никита Кожемяка», «Царевна-лягушка», «Несмеяна-царевна», «Терёшечка»,«Морозко» и др.)
  11. Сутеев, В. «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка», «Петух и краски», «Кораблик»,  «Мышонок и карандаш»,  «Мешок яблок» и др.
  12. Токмакова, И. «Ку-ка-ре-ку!», «Котята», «Вечерняя сказка» и др..
  13. Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок».
  14. Чуковский, К. «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», «Тараканище»,  «Айболит» и др.
  15. Чукотская сказка «Хвост».

Электронные ресурсы

http://russkaja-skazka.ru

http://sovkinofilm.ru

http://nukadeti.ru

http://narodstory.net

http://deti-onlain.com

http://mamontenok-onlain.ru

http://mishka-knizhka.ru

http://vse-raskraski.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ

  1. Адыгейская сказка «Кто сильнее?».
  2. Белорусская народная сказка «Пых»
  3. Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».
  4. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
  5. Заходер, Б. «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе»
  6. Латвийская народная сказка «Заячий домик».
  7. Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».
  8. Маршак, С. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»и др.
  9. Пляцковский, М. «Тыква», «Длинная шея»,  «Фу и Фи», «Что лучше всего?», «Эй, ты!», «Урок дружбы», «Непонятливый львёнок»,  «Шишки», «Сказка о знаменитом крокодиле и не менее знаменитом лягушонке», «Кролик, который никого не боялся», «Ёжик, которого можно было погладить»
  10. Русские народные сказки («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Петух и жерновцы», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Вершки и корешки», «Бычок – смоляной бочок», «Крошечка — Хаврошечка», «Никита Кожемяка», «Царевна-лягушка», «Несмеяна-царевна», «Терёшечка»,«Морозко» и др.)
  11. Сутеев, В. «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка», «Петух и краски», «Кораблик»,  «Мышонок и карандаш»,  «Мешок яблок» и др.
  12. Токмакова, И. «Ку-ка-ре-ку!», «Котята», «Вечерняя сказка» и др..
  13. Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок».
  14. Чуковский, К. «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», «Тараканище»,  «Айболит» и др.
  15. Чукотская сказка «Хвост».

Электронные ресурсы

http://russkaja-skazka.ru

http://sovkinofilm.ru

http://nukadeti.ru

http://narodstory.net

http://deti-onlain.com

http://mamontenok-onlain.ru

http://mishka-knizhka.ru

http://vse-raskraski.ru

Утверждаю:

Директор  МОУ СОШ № 8

__________/Куликова О.Н./

«___»  ________________ 20____ г.

Календарный учебный график

дополнительная общеразвивающая программа

«В мире сказок»

(стартовый уровень)

год обучения: 1

группа: 1                                         педагог: Коробова Елена Григорьевна

п/п

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

Комбинированное

1

Вводное занятие. Что такое сказка?

Первичная диагностика

Комбинированное

1

Безопасность дорожного движения

Устный опрос

Комбинированное

Беседа

1

Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Теремок».

Беседа о здоровом образе жизни: режим дня школьника.

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть»

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»

Наблюдение, опрос

Комбинированное

Беседа

1

Русская народная сказка «Петух и жерновцы»

Беседа о здоровом образе жизни: правила поведения в школе.

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»,

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

Наблюдение, опрос

Комбинированное

Беседа

1

Русская народная сказка «Вершки и корешки»

Беседа о здоровом образе жизни: почему мы болеем?

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок»

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Русская народная сказка «Крошечка — Хаврошечка»

Наблюдение, опрос

Комбинированное

Беседа

1

Русская народная сказка «Никита Кожемяка» Беседа о здоровом образе жизни: береги здоровье смолоду.

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Русская народная сказка «Несмеяна-царевна»

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Русская народная сказка «Терёшечка»

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Русские народные сказки про Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного.

Наблюдение, опрос

Комбинированное

Беседа

1

Русская народная сказка «Морозко»

Беседа о здоровом образе жизни: вредные привычки.

Наблюдение, опрос

Беседа

1

Викторина по русским народным сказкам.

Опрос

Комбинированное

Беседа

1

Белорусская народная сказка «Пых»

Беседа о здоровом образе жизни: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Наблюдение, опрос

Комбинированное

Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок».

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Адыгейская сказка «Кто сильнее?».

Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Латвийская народная сказка «Заячий домик».

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». Чукотская сказка «Хвост».

Наблюдение, опрос

Беседа

1

Викторина по сказкам разных народов.

 Опрос

Комбинированное

1

Сказки И.Токмаковой  «Ку-ка-ре-ку!», «Котята» «Вечерняя сказка».

Наблюдение, опрос

Комбинированное

Беседа

1

Б.Заходер  «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе»

Беседа о здоровом образе жизни: безопасность при любой погоде.

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Сказки М.Пляцковского «Тыква», «Длинная шея»,  «Фу и Фи», «Что лучше всего?», «Эй, ты!», «Урок дружбы»

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Сказки М.Пляцковского  «Непонятливый львёнок»,  «Шишки», «Сказка о знаменитом крокодиле и не менее знаменитом лягушонке», «Кролик, который никого не боялся», «Ёжик, которого можно было погладить»

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Сказки В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка»,  «Петух и краски»

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Сказки В.Сутеева  «Кораблик»,  «Мышонок и карандаш»,  «Мешок яблок»

Наблюдение, опрос

Комбинированное

Беседа

1

Сказки К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон»

Беседа о здоровом образе жизни: безопасное поведение на улице, в транспорте.

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Сказки К.И.Чуковского «Тараканище»,  «Айболит»

Создание своей сказки по аналогии с народной или авторской.

Наблюдение, опрос

Зачет

1

Итоговая аттестация.

Защита творческой работы

Комбинированное

1

Сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»

Наблюдение, опрос

Комбинированное

1

Викторина по авторским сказкам.

Наблюдение, опрос

Беседа

1

Итоговое занятие.

Беседа о здоровом образе жизни: безопасное поведение дома

 Опрос

Приложение 1

Материалы итоговой аттестации обучающихся по программе

«В мире сказок» стартового уровня.

Педагог: Е.Г.Коробова

Форма аттестации зачет: представление сказки собственного сочинения по аналогии с народной или авторской сказкой.

Критерии оценивания:

(соответствует полностью / соответствует частично / полностью не соответствует)

  • Соответствие основной сюжетной линии своей сказки и сказки-образца
  • Соответствие главной мысли своей сказки и сказки-образца
  • Соответствие структуры текста своей сказки и сказки-образца
  • Соответствие языка своей сказки и сказки-образца

АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ:

«В мире сказок», стартовый уровень, 36 часов.

Педагог: Коробова Е.Г.

Актуальность:

Главные задачи современной системы образования – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры. Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от нравственных качеств подрастающего поколения.

Многие современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры.

С каждым годом становится все больше детей, которые не любят читать сказки, не знают лучших народных и классических литературных произведений данного жанра, как отечественных, так и зарубежных, предпочитают смотреть современные мультфильмы, далеко невысокого художественного и нравственного уровня. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”.

В связи с этим была разработана программа дополнительного образования для обучающихся 1 б класса МОУ СОШ № 8 “В мире сказок”.

Цель программы:

Создать условия для нравственного и эстетического развития личности ребенка, раскрытия его художественных и познавательных способностей.

Новизна программы

Новизна программы заключается в сочетании изучения мира сказок через чтение и инсценирование с развитием изобразительных способностей ребенка.

Занятия проводятся в группах, состав групп постоянный.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу (академический час – 45 минут).

  • Русская народная сказка лисичка сестричка и серый волк текст
  • Русская народная сказка крылатый мохнатый да масляный развитие речи в старшей группе
  • Русская народная сказка курочка мышка и тетерев конспект урока
  • Русская народная сказка лиса и волк краткое содержание для читательского дневника
  • Русская народная сказка летучий корабль картинки