Тема: Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и волк»
Цель: Познакомить с понятием «сказка», его происхождением, с определениями слов «сказ», «сказители». Ознакомить детей с русской народной сказкой о животных. Учить давать ответы, пользуясь произведением, рассказывать его близко к тексту. Учить определять композиционные особенности русской народной сказки, пользоваться языком этого жанра.
Продолжать формировать навык работы с книгой. Развивать качества навыка работы с книгой. Формировать читательские умения. Способствовать развитию внимания, мышления, тренировки памяти. Обогащать, активизировать словарь учащихся. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпения.
Оборудование: презентация, карточки со словами, книги с русскими народными сказками, иллюстрации.
Литература: Львов М.Е.Русская народная сказка на уроке и на внеклассном
занятии // Начальная школа.-2001.-№12.-с.12 -16.
Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.- 4-е изд., доп., — М.,ООО ИТИ Технологии, 2006. – 937с.
Ход урока.
I. Организация класса.
1. Психологический настрой.
Встаньте ровно, ребятишки-
И девчонки, и мальчишки!
Руки вверх все, потянулись,
Мне все мило улыбнулись.
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем.
II. Беседа о сказках:
Учитель: Любите ли вы сказки?
Учитель: А что такое сказка?
Ученик: Это вид произведения.
Учитель: Посмотрите на слайд, давайте прочитаем, узнаем значение слова сказка.
(Сказка – это литературное произведение. Где всегда рассказывается о чём – то необыкновенном, волшебном.)
Учитель: В сказке всегда идёт борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Она несёт в себе элемент нравоучения. Сказка получила своё название от слова сказ. (Ученик читает на слайде)
Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передаётся из уст в уста. Людей, которые умеют очень хорошо рассказывать сказки, называют сказители.
Учитель: Когда – то давно сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомни и рассказал кому – то третьему, например, своей дочери или сыну, а те выросли, рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.
Сказки бывают разные. Есть волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных. В них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе.
Есть сказки бытовые, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему – то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль.
Сегодня мы начинаем изучение русских народных сказок. Вспомним знакомые вам произведения русского фольклора. Сейчас вы услышите загадку, постарайтесь отгадать её:
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями.
В строчках, на листочках,
Где станции на точках.
(Книга).
Учитель: А сейчас нас ожидает сказочная викторина.
1. У кого смерть на конце иглы? (У Кощея Бессмертного.)
2. Кто первый тянул репку? (Дед.)
3. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёт. (Ступа.)
4. Жилище Бабы Яги. (Избушка.)
5. Сказочная скатерть. (Самобранка.)
6. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка.)
7. Имя мальчика, который стал козлёночком. (Иванушка.)
8. Сестрица Иванушки. (Алёнушка.)
9. Необычный вид транспорта, на котором герой русской народной сказки попал к царю во дворец. (Печка Емели.)
Учитель: Давайте разделимся на две команды. Каждая команда выберет одну из карточек. На обратной стороне написано название сказки. Вам за короткое время надо подготовить и показать пантомиму так, чтобы ваши одноклассники дали верный ответ. (Ребята отгадывают сказки «Теремок» и «По щучьему велению».)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы неплохо знаете русский фольклор.
В сказках предки передавали своё представление о мире. Догадываясь, что животные появились раньше людей, они приписывали им человеческие качества. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы и даже рыбы, которые помогают людям. Вспомните Серого волка, лису, медведя. Сказка не только интересна своей занимательностью, она помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимать усталость. Вы хорошо знаете это по себе. Если вам что- то интересно, то даже трудная неинтересная работа выполняется быстрее и легче. Кроме того, в сказке много смешного и весёлого, а веселье всегда даёт бодрость.
III. Речевая разминка.
1.Артикуляционная гимнастика.
а) Упражнение для подвижности языка, губ «Хоботок»: изо всех сил сжимаем губы в самый маленький кружок и вытягиваем их вперёд, двигаем этим хоботком влево, вправо, вверх, вниз, а потом по кругу, сначала слева направо, а затем – справа налево.
б) Упражнение «Цоканье копыт»: кончиком языка касаемся нёба, возвращаем его в исходное положение таким образом, чтобы слышался щелчок.( Щёлканье длится 20- 30 секунд.)
2. Чтение диалога.
— Кумa, ты к нам?||
— К вам, к вам.||
— К воде скачу, ловить хочу.||
— А кого, кого кума?||
— Рака, карпа и сома.||
— Как поймаешь, дашь ли нам?||
— Как не дать?| Конечно дам.||
Учитель: О чём диалог? Кто в нём задаёт вопросы?
Ученик: Диалог о лягушке.
Учитель: Как она задаёт вопросы?
Ученик: Лестно.
Учитель: Кем является кума?
Ученик :Лягушкой.
Учитель: Кого она хочет поймать?
Ученик: Рака, карпа и сома.
Учитель: Какая она?
Ученик: Щедрая, добрая.
IV. Изучение нового материала:
1.Прогнозирование темы урока.
На доске записано название сказки наполовину закрытое.
Учитель: Постарайтесь прочитать тему сегодняшнего урока.
Ученик: Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и волк».
2.Словарная работа:
не ворохнётся – не шевельнётся;
улучила – нашла подходящее для чего – нибудь время;
смекнул – сообразил, догадался о чём – либо.
3.Первичное чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.4. Проверка восприятия.
Учитель: Назовите героев сказки.
Ученик: Старик, лисичка – сестричка, старуха, волк, баба.
Учитель: кто главные герои сказки?
Ученик: Лисичка – сестричка, волк.
Учитель: Понравилась ли вам сказка? Кто из героев вам больше всего понравился?
5.
Вторичное чтение сказки по частям, её углубленный анализ.
Учитель: На сколько частей можно разделить сказку?
Ученик: На три части.
а) чтение и беседа по первой части;
Учитель: С чего начинается первая часть сказки, прочитайте.
Ученик: С зачина: «Жили себе дед да баба».
Учитель: Для чего старик запряг сани?
Ученик: Чтобы поехать за рыбой.
Учитель: Зачем лисичка, увидев старика, легла на дорогу, как мёртвая?
Ученик: Для того, чтобы дед положил её на свой воз, откуда она сможет без
проблем выбросить всю наловленную им рыбу, этим обеспечит себя едой.
Учитель: С какой целью дед положил на свой воз лисичку?
Ученик: Для того, чтобы сшить старухе воротник.
Учитель: Прочитайте описание его действий.
Ученик: «Взял дед лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди».
Учитель: Что делала лиса, когда находилась на возу?
Ученик: «Повыбросила всю рыбу и сама потихоньку ушла».
Учитель: Какое значение вносят в текст повтор слов: «стала выбрасывать
полегонечку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке», «погоревал, погоревал»?
Ученик: На продолжительность действий.
Учитель: С кем встретилась лисичка – сестричка? (С волком).
Прочитайте их разговор в лицах.
Учитель: Как бы вы озаглавили эту часть?
Ученик: «лисичка – сестричка и старик».
б) чтение и беседа по второй части;
Учитель: Что лиса посоветовала сделать волку?
Ученик: Опустить хвост в прорубь и приговаривать: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!»
Учитель: на самом деле кумушка таким образом добыла кучу рыбы? (Нет).
Учитель: А каким? (Нечестным, бессовестным).
Учитель: Что же мы можем сказать о лисе?
Ученик : Лиса была лгуньей.
Учитель: Какие слова лисички – сестрички окончательно заставили волка
отправиться на реку?
Ученик: «Рыбка к тебе сама на хвост нацепится».
Учитель: Прочитайте совет лисички, который характеризует её с жестокой стороны.
Ученик: «Да смотри сиди подольше, а то не наловишь».
Учитель: Найдите в тексте эпизод, в котором описываются действия волка и лисы, находящихся на реке.
Учитель: Подумайте, какую интонацию мы должны выбрать при чтении диалога животных?
Ученик: Громко, чётко, выразительно, с надеждой в голосе прочтём слова волка, а лисички – тихо, быстро, со злостью.
Учитель: С какой целью лиса пришла к волку?
Ученик: Чтобы навредить ему своими заклинаниями.
Учитель: Что означает слово плутовка?
Ученик: Плутовка – та, которая любит хитрить, лукавить.
Учитель: Правду ли сказала лисичка волку, что она ему помогает?
Ученик: Нет. Лиса обманывала волка.
Учитель: Вы согласны с тем, что с самого начала лису в этой сказке можно было бы называть плутовкой? Почему? (Она показана хитрой с самого начала сказки).
Учитель: Что приключилось с волком у проруби?
Ученик: За ночь волчий хвост к проруби так приморозило, что он никак не мог сойти со своего места, пока не наступило утро, не пришли на реку люди за водой.
Учитель: Почему этот персонаж не ушёл с реки ещё ночью? Подтвердите свой ответ словами из сказки.
Ученик: «Долго – долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с
места,…пробовал было приподняться: не тут – то было! «эка, сколько рыбы привалило – и не вытащишь!» — думал волк.
Учитель: Каким волк изображён в сказке? (Глупым).
Учитель: Какая опасность подстерегала персонажа? (Встреча с людьми).
Учитель: Что случилось с волком, когда люди начали его колотить?
Ученик: «Оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать».
Учитель: Жалко ли вам его? Почему?
Был ли он обижен на лисичку – сестричку? Докажите словами из текста.
Ученик : «…уж я тебе отплачу, сестрица!»
Учитель: Как вы понимаете слово отплачу?
Ученик: Дам по заслугам за нанесённую обиду.
Учитель: Как можно озаглавить вторую часть?
Ученик: « Волк остался без хвоста».
в) чтение и беседа по третьей части;
Учитель: Чем занялась лисичка, пока волк убегал от своей смерти?
Ученик: Забралась в одну избу.
Учитель: Зачем она это сделала? Свой ответ подтвердите словами из текста.
Ученик: «…захотела попробовать, не удастся ли ещё что – нибудь стянуть»
Учитель: Удалась ли ей очередная попытка кражи? (Нет).
Учитель: Почему? Прочитайте.
Ученик: «Попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит»
Учитель: Как характеризует лису слово «забралась»? (Ответы детей).
Учитель: О чём говорит слово «ты», с которым волк обратился к лисе. Если раньше он называл её лисичкой – сестричкой?
Ученик: Волк был очень зол на лису.
Учитель: Как лиса обратилась к волку?
Ученик: Ласково: «волчику – братику».
Учитель: Зачем она его так называла?
Ученик: Чтобы напомнить ему о том, что она его сестрица, поэтому ничего плохого своему братцу никогда не пожелала бы.
Учитель: Что побудило искалеченного, израненного, обессиленного волка посадить на свою спину здоровую лисичку?
Ученик: Сестрицу сильней прибили, у него лишь кровь выступила, по словам же лисички, у неё – мозг.
Учитель: Прекратила ли на этом лисичка издеваться над бедным волком? (Нет).
Докажите, используя слова текста.
Учитель: Почему голодный, слабый волк не отказал в помощи лисе?
Ученик : Он был добрым и жалостливым.
Учитель: Чем отплатила лиса братику за его доброту?
Ученик: Смеялась над ним.
Учитель: Как бы вы озаглавили этот отрывок?
Ученик: Лиса – обманщица и обманутый волк
6. Обобщающая беседа.
Учитель: Понравилось ли вам это произведение?
К какому фольклорному жанру относится данное произведение?
Ученик: Это сказка.
Учитель: Можно ли пословицу: «Без труда не вытащищь и рыбку из пруда»
соотнести с прочитанной сказкой? (Да, можно).
Учитель: Дайте полную характеристику лисе.
А теперь охарактеризуйте волка.
V. Итог урока.
Тестирование.
1.Назовите действующих лиц сказки.
2.Кто в сказке олицетворяет зло? Выберите правильный ответ:
а) волк; б)люди; в) лиса.
3.напишите 2 – 3 устаревших слова, которые используются в сказке.
4.К какому виду сказок относится сказка «лисичка – сестричка и волк»?
а) бытовая; б) о животных; в)волшебная.
5. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?
VI. Домашнее задание.
Прочитать любую русскую народную сказку.
IV
. Первичное закрепле-ние.
Цель:
Способы:
фронтальная работа.
4
класс
2 отделение, 1 вариант
Тема: «Русская народная сказка «Лиса и волк»».
Цель: содействовать пониманию содержания сказки, развивать устную речь в процессе театральной деятельности.
Задачи:
выявить знание содержания прочитанной сказки в процессе действий с куклами.
корригировать память, внимание, мышление, речь в процессе проведения специальных упражнений.
воспитывать нравственные качества личности.
Оборудование: презентация, ширма, кукольный театр, пальчиковые куклы, книга, картинки, маски, таблички, музыка, коробка с секретом, картинка с рыбой.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. — Здравствуйте.
Давайте познакомимся.
Меня зовут [Надежда Геннадьевна.]
(табличка с именем учителя)
Скажите, как вас зовут? [Как тебя зовут?]
(дети называют имена)
Сейчас у нас будет [урок внеклассного чтения].
Повтори, [Вика]. — Урок внеклассного чтения.
Правильно.
(Слайд 2.)
Прочитайте. — Урок внеклассного чтения.
На уроке мы будем:
работать с картинками, играть].
отвечать на вопросы,
работать с картинками,
играть.
(Слайд 3.)
Правильно.
Прочитай, [Катя], что мы будем делать на уроке.
Сегодня вы будете и
читателями, и артистами.
2. Речевая зарядка с элементами фонетической ритмики.
Артисты выступают
в театре на сцене. Вот наша сцена. Идите сюда.
— [Будем говорить].
Повтори, [Вова]. — Будем говорить.
Будем говорить как артисты.
Говорите эмоционально, выразительно!
Давайте представим, что мы волки.
Послушайте.
С_ а_ с_а_ с_а_ лиса
Скажем вместе.
С_ а_ с_а_ с_а_ лиса
Повтори, [Витя].
Послушайте.
Са-со-су лиса в лесу.
Скажем вместе.
Повтори, …
А теперь представьте, что мы лисы.
Послушайте.
С_ а_ с_а_ с_а_ лиса
Скажем вместе.
С_ а_ с_а_ с_а_ лиса
Повтори, [Витя].
Послушайте.
Са-со-су лиса в лесу.
Скажем вместе.
Повтори, …
Молодцы, говорили хорошо, как настоящие артисты.
Сядьте на место.
3. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока: «Русская народная сказка «Волк и лиса»».
(Слайд 4.)
Прочитайте.
Вы прочитали эту сказку? — Да.
Вам понравилась сказка? — Да.
Да, очень.
Назовите героев сказки. — Дед, баба, волк,
лиса.
4. Упражнения с куклами.
Звучит музыка.
(Слайд 5.)
На компьютере появляются надписи: «Сюрприз…».
Где сюрприз? Посмотрите под партой. Может быть под столом,
за шкафом?
Надпись: «Сюрприз за сценой»
Бегите, принесите сюрприз.
Ребята выносят коробку.
Поставьте коробку на стол.
Коробку ставят на стол.
Откроем? Посмотрим сюрприз? — Да.
Открывайте! Что тут лежит?
На коробке надпись «Кукольный театр».
Ребята, это игрушки для кукольного театра.
Выберете себе куклу и наденьте на руку.
Идемте на сцену.
Сделаем наклон головы. Вот так.
Сгибаем только указательный палец.
Давайте по очереди назовем своего героя и сделаем поклон.
Максим, начинай, назови своего героя. Поклонись. — Собака.
Молодец. Катя.
Дети по очереди называют героев сказки.
Соединим руки героев. Получился хоровод. Покружимся.
На «раз» соединим пальцы, на «два» — разведем.
Чтобы кукла ходила, актеры передвигаются мелкими
шагами. Рука двигается так. Попробуйте.
А теперь попробуем по очереди пройтись за ширмой.
Посмотрите, как это сделаю я.
(Звучит музыка. Учитель показывает упражнение и встает на краю ширмы, а учащиеся повторяют по очереди упражнение и встают на место, смотрят за выполнением упражнения другими учениками.)
Ребята, у кого герои из сказки «Волк и лиса»? – У меня.
Положите их на стол и сядьте на место.
Героев других сказок положите в сундучок и сядьте на место.
Молодцы, играли хорошо.
5. Работа с книгой (1 эпизод). Театральная деятельность.
а) чтение сказки
— [Максим], читай вслух, а все внимательно слушайте и следите
по книге.
Все по очереди читают сказку.
—
Молодцы, читали хорошо.
б) ответы на вопросы
— [Будем отвечать на вопросы].
Повтори, [Вова]. — Будем отвечать на вопросы.
Где бежала лиса? — По дороге.
Что захотелось лисе? — Рыбы.
Кого она увидела? — Деда.
Что сделала лиса? — Растянулась
на дороге.
Зачем? — Чтобы обмануть
деда.
Зачем дед взял лису? — На воротник для своей жены.
Привез дед рыбу домой? — Нет.
Почему? — Лиса всю рыбу выкинула
с саней.
Молодцы, на вопросы ответили правильно.
в) просмотр и постановка этюда
— [Будем играть.]
Повтори, [Вика]. – Будем играть.
Посмотрите, что сделала лиса, когда увидела деда.
(Слайд 6.)
Кто будет лисой? Кто дедом?
Идите сюда. Наденьте куклу.
Идите за ширму.
Дети показывают этюд «Как лиса обманула деда».
Молодцы, играли хорошо, сядьте на место.
г) работа с картинками
Ребята, у вас на парте картинки.
Выберите картинку, которая подходит к отрывку,
который вы прочитали.
Вы согласны с мнением …?
Наклейте её.
6. Физ. минутка для глаз
Будем играть.
(Слайд 7.)
Следите глазами за лисой.
Молодцы.
7. Работа с книгой (2 эпизод). Театральная деятельность.
Вика, читай.
Слушайте внимательно, потом будем
отвечать на вопросы.
Молодец.
б) ответы на вопросы
Будем отвечать на вопросы.
Кто встретился на дороге? — Волк и лиса.
Что попросил волк у лисы? — Рыбу.
Сколько рыбы дала лиса волку? — Нисколько.
Что ответила лиса? — Сам налови.
в) пальчиковый театр
Будем играть.
Ребята, у вас на столе лежат игрушки.
Это пальчиковый театр.
Наденьте на пальчики игрушки.
Покажите лису. Волка спрячьте.
Идет лиса по дороге и собирает рыбу.
Навстречу волк.
Волк говорит: «Здравствуй, лиса».
Лиса отвечает: «Здравствуй, волк».
Учитель подходит к ученикам и произносит слова волка
г) чтение по ролям
(Слайд 8.)
Учитель детям надевает маски. Звучит музыка для лисы.
— [Вика], иди на сцену, как лиса.
Какая лиса красивая! Довольная лиса, у нее много рыбы.
— [Максим], иди на сцену, как волк.
Звучит музыка для волка.
Волк голодный. Ищет еду.
Вы артисты, читайте выразительно, эмоционально!
Молодцы, сядьте.
е) работа с картинками
Вы согласны с мнением …?
Наклейте её.
8. Работа с книгой (3 эпизод). Театральная деятельность.
а) чтение сказки
Максим, читай вслух, а все внимательно слушайте и следите.
б) ответы на вопросы
Будем отвечать на вопросы.
Как волк ловил рыбу? — Хвостом.
Где ловил волк рыбу? — В прорубе.
Вот прорубь
(Слайд 9.)
Какие слова говорил волк? — Ловись, ловись, рыбка,
большая и маленькая!
Скажем, как волк.
Повтори, …
— …, скажи громко.
в) просмотр и демонстрация этюда
Будем играть.
Ребята, посмотрите, как волк ловит рыбу.
(Слайд 10.)
Кто будет волком?
Иди сюда. Надень куклу.
Какие слова ты будешь говорить за волка?
(табличка со словами, если ребёнок забыл слова)
Как нужно их сказать? — Громко.
Ребенок показывает этюд «Волк ловит рыбу».
Молодец, сядь.
г) работа с картинками
Выберите картинку, которая подходит к этому отрывку.
Наклейте её.
9. Работа с книгой (4,5 эпизоды).
а) чтение сказки
Читай, ….
б) ответы на вопросы
Сколько рыбы наловил волк? — Волк не поймал рыбы.
Почему волк не смог наловить рыбы? — Он ловил хвостом.
На хвост рыбу
ловить нельзя.
Как ловят рыбу? — Удочкой.
Что случилось с волком? — Волка побили,
у него оторвался хвост.
Почему у волка оторвался хвост? — Хвост заморозило.
(Слайд 11.)
Что случилось с лисой? — Она испачкалась тестом.
Что лиса сказала волку? — У меня мозг вытек.
Правду сказала лиса? — Нет. Обманула.
Волк наказал лису? — Нет.
(Слайд 12.)
Как закончилась сказка?
(Слайд 13.)
Выберите правильный ответ.
Лиса попросила прощения у волка.
Лиса пожалела волка и понесла его на спине.
Волк пожалел лису и понес ее на спине.
10. Обобщение прочитанного
.
Мы с вами обсудили сказку. А сейчас подумайте,
какая лиса?
Лиса жадная и хитрая.
Это сказка. В жизни тоже бывают такие люди: жадные,
хитрые. Такими быть нельзя.
Как вы поступили бы, если у вас было бы много конфет и
А ты?
Молодцы.
Вика, иди сюда. Вот тебе конфеты. Ты можешь их съесть сама,
а можешь угостить ребят. Как ты поступишь? — Поделюсь.
Молодец, угощай ребят.
(Слайд 14.)
Будьте добрыми, щедрыми!
11. Итог урока
— Ребята, наш урок подошел к концу.
Что мы сегодня делали на уроке? — Играли, отвечали
на вопросы,
читали, работали
с картинками.
Да, мы с вами обсудили сказку, поиграли, наклеили картинки в
книжку. Эти книжки я дарю вам. Прочитайте эту сказку
своим родителям.
До свидания.
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
Раздел:
Сказки.
Тема:
Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк».
Тип урока:
Урок по ознакомлению с новым материалом.
Время проведения:
апрель
Цель урока:
систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение.
Планируемый результат:
систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.
Личностные:
—
развитие самостоятельности;
Развитие навыков сотрудничества.
Предметные:
Развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;
умение анализировать и обобщать
Метапредметные:
Личностные УУД:
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.
Регулятивные УУД:
Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.
Познавательные УУД:
Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации
Коммуникативные УУД:
Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.
Задачи урока:
- формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи
- развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);
- воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения;
Основные понятия урока:
сказка, персонаж, кластер.
Оборудование
: учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение», сигналы, карточки с таблицами, изображения животных, проектор, компьютер,
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Действия учащихся |
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов. Методы: | Прозвенел опять звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всём хотят знать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями. А что значит быть внимательными читателями? | |
II. Актуализация знаний. Цель: Метод: Продуктивное задание: Мотивирующий приём: | Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся? Чем отличается сказка от других жанров литературы? Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки? Назовите народные сказки. Дополните предложенную схему. Народные Сказки просят: А сейчас вы, друзья, узнайте нас! 1. А дорога – далека, А корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок… 2.Возле леса, на опушке, 3. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!… 4. Колотил да колотил По тарелке носом – Ничего не проглотил И остался с носом. Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему? | Это всё сказки. В сказке — «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане» — «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух». Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные. «Маша и медведь» «Три медведя» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Лиса и журавль» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных. |
III. «Открытие нового знания» Цель: Способы: Мотивирующий приём: | Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок. Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса. 1) Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт? 2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали! 3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то? 4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. 5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: Я полезу на сосну. А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну. 6) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк. Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Но вначале проведём словарную разминку. Словарная разминка: чув-ство со-чув-ство-вать Чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный Как вы понимаете слова: Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО, НАХОДЧИВЫЙ. Все эти слова мы опустим в нашу волшебную шкатулочку. А сейчас мы с вами прослушаем первую часть этой сказки в исполнении замечательной актрисы Т.Пельтцер. | Это лиса. «Теремок» «Заюшкина избушка» «Лиса и медведь» «Лисичка со скалочкой» «Котофей Иванович» «Лисичка-сестричка и волк» Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову. |
IV. Первичное закрепле-ние. Цель: Способы: Средства: Физминутка Цель: здоровьесбережение, активизация внимания. Способы | Расскажите, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку? А для чего деду понадобилась лиса? Как вы думаете, что чувствовал дед, когда Сменились ли его чувства, когда он обнаружил пустой воз? Если да, то как? Как вы думаете, а какие чувства испытывала лиса, когда обманула деда? Кто из героев этой части сказки вызывает сочувствие? Почему? Ребята, придумайте название к этой части сказки, обосновав своё решение. Только в лес мы вошли, Появились комары. А впереди из-за куста Волк вот рыщет быстро в поле, Подражаем мы волчишке Непоседы-ребятишки. А сейчас работаем в паре. На странице 66 найдите диалог деда и бабы, подготовьте его по ролям. | Усталость, радость, страх, злость. Злость, обида. Радость, торжество Выполняют: Хлопки над головой Бег на цыпочках. Подражают волку. Садятся за парты. Дети самостоятельно распределяют роли и читают диалог |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. Методы: | А сейчас посмотрите на слайд. Здесь иллюстрации, выполненные разными художниками к этой сказке. Найдите в тексте слова, которые точно передают то, что изобразил художник. (стр.66 – 67) Справился — не справился | Дети самостоятельно находят слова в тексте, отмечают их, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают свою работу с помощью сигналов (красный – справился, синий – не справился). |
VI. Домашнее задание. | Сегодня мы познакомились только с одним из главных героев этой сказки. На следующем уроке мы продолжим работу над сказкой. А вам дома нужно будет дочитать эту сказку до конца и отметить те слова, значение которых вам непонятно. | Запись домашнего задания |
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. Методы: | Какими чертами характера наделена лиса в русских народных сказках? Сейчас вам нужно будет самостоятельно заполнить те таблички, которые у вас на партах (составление кластера). Если вы смогли добавить в каждый столбик по 4-5 слов, то зажгите себе красный фонарик, если по 2-3 слова, то зелёный, если 0-1, то синий. У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то поднимите лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка. Ребята, сегодня я хочу похлопать (Ф.И.ученика) за хорошую работу на уроке. (Имя) , а кому ты похлопаешь? Прозвенел для нас звонок. Всем спасибо за урок. | Двуличная, жадная, ленивая, скупая, ласковая, добрая, привлекательная, рыжая, злая. Волшебные сказки Бытовые сказки Сказки о животных Сказки просят: — А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас! Сказки просят: — А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас! Сказки просят: — А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас! Сказки просят: — А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас! «Лисичка – сестричка и волк» (1 урок) Словарная разминка: чув-ство со-чув-ство-вать чув-ство-вать бес-чув-ствен-н-ы-й Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком» ? Найти значения слов в словаре: НАХОДЧИВЫЙ, СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, — и начала ругать мужа. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не шевельнётся, лежит себе как мёртвая. лисонька хитрая хитрит обманщица — кумушка лисичка – сестричка … … … … … … Прозвенел для нас звонок. Всем спасибо за урок! Конспект урока по русскому языку «Лисичка-сестричка и серый волк» подготовила воспитатель Москва 2014г. Цели занятия Образовательные области «Познание» Задачи: Расширять и уточнять представления детей о хороших и плохих поступках; Расширять и обогащать знания детей о персонажах сказок. «Коммуникация» Задачи: Обогащать речь детей существительными, прилагательными; Закрепить умение детей подбирать антонимы; Совершенствовать диалогическую форму речи; Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. «Социализация» Задачи: Учить детей передавать интонационно характер действующих лиц; Продолжать развивать интерес к театрализованной игре. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях; Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей; Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. «Чтение художественной литературы» Задачи: Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе; Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки; Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; Помогать выразительно, с естественными интонациями участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. «Физическое развитие» Задачи: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; Формировать правильное речевое дыхание; Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Оборудование: Предварительная работа Ход занятия: 1.Организационный момент. Игра «Хитрая лиса» Материал. Игровые действия 2. Развитие умения подбирать антонимы. Воспитатель: — Ребята, вы уже много знаете о разных качествах сказочных животных и можете их назвать. Давайте сейчас попробуем подобрать антонимы, оценивая поступки разных сказочных животных. Лиса – хитрая Зайчик – бесхитростный Также заяц трусливый Петушок – храбрый Волк – злой Белочка – добрая Сова – умная Баран – глупый Воспитатель: — Все правильно ответили, молодцы. 3. Лексическая игра «Подбери действие» Воспитатель: предлагает детям, назвать действия, которые звери в лесу могут выполнить в разные времена года: Воспитатель: — медведь Дети: — зимой он спит и сосет лапу. Воспитатель: — сова Дети: — сова ночью не спит и за всеми в лесу наблюдает. Воспитатель: волк Дети: — волк и круглый год рыщет по лесу, ищет себе пропитание. Воспитатель: — птички Дети: — летают, поют, добывают пропитание. Воспитатель: белочка Дети: собирает орешки, прыгает с ветки на ветку. 4. Дыхательная гимнастика Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос». 5. Самомассаж Наша умная головка Думала сегодня ловко (погладить себя по голове). Ушки все услышали (погладить ушки), Глазки посмотрели (погладить веки), Ручки все исполнили (погладить ладошки), А ножки посидели (погладить ножки). 6. Беседа по сказке. Воспитатель: Дети, а скажите из какой сказки эти герои: «Лиса, волк, дет, баба»? А почему она называется сказкой? Дети: «Лисичка-сестричка и серый волк». Сказка – потому что в ней звери ведут себя как люди, совершают поступки, разговаривают. Воспитатель: — Правильно. Сейчас я вам прочту эту сказку, а потом вы перескажите её по ролям. После распределения ролей дети начинают инсценировать сказку. 7. Инсценировка сказки. Воспитатель: Жили-были дед да баба. Дед говорит бабе: Ребенок-дед – Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой. Воспитатель: Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она и не шелохнётся, лежит себе, как мёртвая. Другой ребенок изображает лису. Ребенок-дед: — Вот будет подарок жене, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди. Воспитатель комментирует действия лисы: — А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Выбросила всю рыбу и сама спрыгнула. Ребенок-лиса выполняет действия молча. Ребенок-дед: — Ну, старуха, посмотри, что я тебе привёз! Полный воз рыбы и воротник на шубу! Ребенок-баба: — Где? Ребенок-дед: — Там, на возу – и рыба и воротник. Воспитатель: Подошла баба к возу, искала-искала, ничего там не нашла и давай ругать мужа: Ребенок-баба: — Где воротник? Где рыба?! Ах ты!.. Такой-сякой! Воспитатель: Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мёртвая, погоревал, погоревал, да делать-то нечего. Ребенок-дед: под слова воспитателя изображает плохое настроение. Воспитатель: — А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. К ней подходит волк: Ребенок-лисичка изображает действия под комментарий воспитателя. Ребенок-волк: — Здравствуй, кумушка! Ребенок-лисичка: — Здравствуй, куманёк! Ребенок-волк: — Дай мне рыбки! Ребенок-лисичка: — Налови сам, да и ешь. Ребенок-волк: — А я не умею. Ребенок-лисичка: — Эка, ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба-то сама на хвост и нацепляется. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь. Воспитатель: Пошёл волк на реку, опустил хвост в прорубь, а дело было зимою. Уж он сидел-сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило. Попробовал было приподняться: не тут-то было. Ребенок-волк: — Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь! – думает он. Воспитатель: Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, увидев волка: Дети-бабы: — Волк, волк! Бейте его! Бейте его! Воспитатель: Прибежали и начали колотить волка – кто коромыслом, кто ведром, кто, чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать. Дети, изображающие волка и баб, имитируют действия избиения волка. Ребенок-волк: — Хорошо же, – думает, – уж я тебе отплачу, кумушка! Воспитатель: — А лисичка-сестричка, поела рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась вся и бежит. А волк ей навстречу: Ребенок-волк: — Так-то учишь ты? Меня всего исколотили! Ребенок-лисичка: – Эх, куманек, тебя-то до крови, а у меня и мозги наружу. Меня больней твоего побили, я насилу плетусь. Ребенок-волк: — И то правда, где тебе, кумушка, уж идти. Садись на меня, я тебя довезу. Воспитатель: — Лисичка села ему на спину, он её и повёз. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: Ребенок-лисичка: – Битый небитого везет, битый небитого везёт. Ребенок-волк: – Что ты, кумушка, говоришь? Ребенок-лисичка: – Я, куманек, говорю: битый битого везёт. Ребенок-волк: – Так, кумушка, так!… 8. Итог занятия. Воспитатель предлагает детям сделать рисунки по сказке. Список использованной литературы: 1.Ушакова О.С. ; Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» |
Цель: создать условия для правильного понимания учащимися смысла и морали сказки «Лисичка-сестричка и волк».
— совершенствовать умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных
— развивать умение оценивать поступки, ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Оборудование: учебник, мультфильм, аудиозапись, карточки с напечатанными на них персонажами, пословицами.
Структура урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Самоанализ
Оргмомент
Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.
Дети проверяют свою готовность к уроку
Эмоциональный настрой на работу.
Проверка домашнего задания
— Какие русские народные сказки, в которых персонажем является петух вы нашли?
— Какой петух в этой сказке?
Перечисляют сказки
Актуализация знаний
— Ребята, а скажите мне, пожалуйста, какую сказку мы изучали на прошлом уроке?
— Кто был главными персонажами сказки?
— А какая лиса в этой сказке?
— А во всех ли сказках лиса такая хитрая?
— «Заячья избушка»
— заяц и лиса
Сообщение темы и задач урока
— Сегодня мы продолжим изучать русские народные сказки. И познакомимся со сказкой «Лисичка-сестричка и волк».
Предположения детей
Подготовка к восприятию
— Кто автор этой сказки?
— К какому виду сказок отнесем сказку «Лисичка-сестричка и волк»?
— А можем ли мы по заглавию определить главных персонажей сказки? Назовите их.
— Предположите, какая лиса в этой сказке?
— А волк?
— А кого обхитрила лиса в этой сказке?
— народ
— о животных
— лиса и волк
Предположения детей
Установка на восприятие
— А чтобы узнать кого обхитрит лиса, прочитаем сказку.
— Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы слушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: кого же обхитрила лиса в этой сказке?
Слушают учителя
Первичное восприятие
Аудиозапись сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Слушают сказку
Проверка первичного восприятия
— Кого же обхитрила лиса в этой сказке?
— назовите персонажей сказки.
— Ребята, а какая же лиса в этой сказке?
— А какой волк?
— Кто из них изображен простаком, а кто – хитрецом?
— Что, по-вашему, могло быть на самом деле, а что вымысел?
— старика и волка
— лиса, волк, старик, старуха
Предположения детей
Анализ произведения
— Прочитайте сказку еще раз самостоятельно и найдите в тексте сказки слова, значение которых вам непонятно.
— Есть ли в сказке слова и выражения, которые были вам непонятны?
Воз – транспортное средство на колесах для перевозки груза
— Как вы понимаете слова свернуться калачиком?
Ворохнётся – пошевилится, сдвинуться с места
Улучить время – найти подходящее для чего-нибудь время
Полегоньку – не спеша, не торопясь
Смекнуть – сообразить, додуматься, догадаться
Прорубь – отверстие, прорубленное во льду замерзшего водоема
Причитывать – приговаривать
Плутовка – ловкая обманщица
Коромысло – дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер
Кадка – деревянная ёмкость из досок
— Расскажите, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку?
— А для чего деду понадобилась лиса?
— как вы думаете, что чувствовал дед, когда подъезжал к дому?
— Сменились ли его чувства, когда он обнаружил пустой воз? Если да, то как? Найдите подтверждение в тексте.
— Как вы думаете, какие чувства испытывала лиса, когда обманула деда?
— Кто из героев вызывает сочувствие? Почему?
— Сколько раз удалось лисе обмануть волка?
— Почему это происходило?
— Какой совет можно было бы дать волку?
— На сколько частей можно разделить сказку? Как это определить?
— Определим последовательность событий в сказке.
— На доске представлены события сказки в неправильном порядке. Восстановим верный порядок.
1. Наловил дед рыбы и повез домой целый воз.
2. Серый волк встретил на дороге лисичку с рыбой.
3. Волк ловит хвостом в проруби рыбу.
4. Хвост волка примерз.
5. Лиса попала в кадку с тестом.
6. Битый небитого везет!
— Можно ли так озаглавить части?
— Сколько частей в сказке?
— Разделите текст сказки на части по плану.
— Где начинается и заканчивается первая часть?
— О чем говорится в этой части?
— Вторая?
— Какое событие происходит в этой части?
— Третья?
— Что мы узнали из этой части?
— Четвертая?
— Как долго вол сидел у проруби?
— о чем еще мы узнали из этой части?
— Пятая?
— Назовите причину, по которой лиса попала в кадку с тестом?
— Шестая?
— Что имела в виду лиса, когда произносила слова: «Битый небитого везет!»?
— Трудно ли вам было разделить текст сказки на части, опираясь на последовательность событий?
— Сможете ли вы пересказать сказку по плану?
Самостоятельное чтение детей с карандашом в руках
— лечь, подогнув руки и ноги
Работают над лексическим значением слов
Ответы детей с опорой на текст
Высказывают свое мнение
— три
Советы детей
— по событиям
— шесть
Делят текст на части, анализируя содержание каждой части
Ответы детей
Обобщение
— А сейчас, попробуйте подобрать пословицу, которая передает смысл сказки «Лисичка-сестричка и волк»?
— Объясните смысл этой пословицы?
— Без труда не выловишь и рыбку из пруда
— ничто не может быть достигнуто без усилий
Итог урока
— Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?
— К какому виду сказок она относится?
— Почему?
Отвечают на вопросы учителя
Рефлексия
— Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке.
— Что вам понравилось больше всего?
— Что вызвало затруднение?
Делятся своими впечатлениями
Домашнее задание
— Подготовьте пересказ сказки «Лисичка-сестричка и волк» по плану.
Записывают домашнее задание в дневник
Цель: формирование основы
читательской самостоятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о
сказках; - познакомить с русской народной сказкой
“Лисичка – сестричка и Волк”, её содержанием; - расширить представление о сказках о животных;
- учить оценивать персонажей по их поступкам и
особенностям речи; - продолжить работу над совершенствованием
навыков чтения: правильностью, беглостью,
скоростью.
Развивающие:
- развивать: устную речь учащихся, образное и
логическое мышление, артикуляционный аппарат; - умение анализировать и обобщать;
- интерес к чтению, любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к истокам культуры своего
народа; - воспитание нравственности через анализ
содержания художественного произведения.
Оборудование: Учебник “Литература для
первоклассника” хрестоматия. Автор: Л.А.
Ефросинина, тетрадь “Литературное чтение”, 1-й
класс, выставка книг, “Теремок”, проектор,
компьютер.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (физминутка).
Учитель:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.
– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего
настроения.
II. Мотивация.
Дети сегодня мы отправимся в путешествие по
удивительной стране, которой нет ни на одной
карте мира. Мы отправимся в Страну сказок. (Слайд
1. Презентация — находится у автора)
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадём,
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
В сказку эту попадёте.
На, ковре, на самолёте.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте
И пока не скажу,
Не открывайте.
Считаю до 5, дети открывают глаза.
Выходят ведущий, мышка, лягушка.
Ведущий:
В чистом поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Как по полю-полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит:
Мышка:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Ведущий:
Никто мышке не ответил.
Вошла она в теремок и стала в нем жить.
Как по полю-полю лягушка скачет,
Увидала теремок и стучит:
Лягушка:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка: Пи-пи-пи, я – мышка-норушка. А ты
кто?
Лягушка:
Ква-ква, я – лягушка-квакушка!
Пусти меня жить!
Мышка: Так и быть, пожалуй в дом,
веселее жить вдвоем!
Учитель: Герои какой сказки встретили нас в
сказочной стране?
Дети: Это герои русской народной
сказки “Теремок ”.
Учитель:
Почему эту сказку называют
народной?
Дети: Сочинил народ.
Учитель: А ещё какие бывают сказки?
Дети: Авторские. (Слайд 2)
III. Работа с выставкой книг.
Учитель: На какие группы вы разделили бы все
сказки, которые видите на выставке?
Назовите сказки авторские, народные.
Учитель: Какие сказки появились раньше?
Дети: Раньше появились сказки
народные.
Учитель: Как дошли до наших дней народные
сказки?
Дети: Их рассказывали взрослые детям.
Учитель: А чем отличаются сказки от других
литературных произведений — рассказов, повестей
и т.д.?
Дети: Сказки начинаются с зачинов:
“жили-были”, “в некотором царстве”… В сказках
есть поговорки и пословицы: “Скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается”. В
сказках разговаривают звери, растения, предметы.
Почти во всех сказках побеждает добро. В сказках
может быть волшебство.
IV. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Кто является героями РНС “Теремок”?
Отгадайте о каких народных сказках пойдет речь
на нашем уроке?
— В этих сказках нет волшебных превращений, но
они очень забавные. В них медведь добродушный,
заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой. Отрывок
такого вида сказки мы с вами сегодня посмотрели.
Дети: Это сказки о животных .
Сегодня в Сказочной стране нас встречает
русская народная сказка “Лисичка-сестричка и
Волк”. (Слайд 3)
Учитель: Сейчас вы внимательно послушайте
сказку и докажите действительно ли это сказка о
животных?
V. Рассказывание учителем русской народной
сказки близко к тексту. (Слайд 4, 5, 6, 7, 8, 9)
VI. Проверка первичного восприятия.
— Вы согласны, что сказка “Лисичка-сестричка и
Волк” это сказка о животных?
— Докажите!
— Волк и Лиса – это главные герои сказки или
второстепенные? А о людях что вы скажете?
— Кого в сказке можно назвать сообразительным?
— Какова же лиса? Как об этом сказано в сказке?
— Кого она перехитрила?
— Докажите, что она умная, предприимчивая,
хитрая, насмешливая.
— А каков же Волк? (Глупый, доверчивый,
простофиля)
— Как об этом сказано в сказке.
Учитель: Понравилась ли вам сказка? Чем?
Учитель: Какая это сказка – веселая или
грустная?
Учитель: Какую поговорку из сказки запомнили?
Дети: Битый небитого везет.
VII. Физкультминутка.
Только в сказку мы вошли
Появились комары.
(Руки вверх, хлопок над головой).
Дальше по сказке мы шагаем
И медведя встречаем.
(Руки за голову кладем
И вразвалочку идем).
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Волк вот рыщет быстро в поле,
Очень грозен он на воле.
Подражаем мы волчишке
Непоседы-ребятишки
Но закончилась игра
И учиться нам пора.
Учитель.
Прямо встали. Тихо сели и работать
захотели.
VIII. Работа по тетради.
Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее нашей сказки.
Учитель: Откройте тетради по закладке.
Учитель: рассмотрите рисунок 1 задания.
Расскажите отрывок из сказки к этому рисунку.
(Прослушивание рассказов детей)
Учитель: Прочтите 2 задание.
— Прочтите самостоятельно отрывок и определите
где слова волка, а где лисы.
— Каким тоном надо читать слова волка?
— Найдите и прочитайте слова волка.
— Каким тоном надо читать слова лисы?
— Найдите и прочитайте слова лисы.
— Прочитаем отрывок по ролям.
IX. Закрепление изученного материала.
Моделирование учащимися обложки.
Учитель: Что мы с вами сегодня слушали на
уроке?
Дети: Сказку.
Учитель: Правильно. А какой заместитель
существует для сказки?
Дети: Кружок.
Учитель: О ком говорится в этой сказке?
Дети: О животных.
Учитель: Если говорится о животных, то каким
цветом закрасим круг?
Дети: коричневым.
Учитель: Надо ли указывать автора?
Дети: нет. Это русская народная сказка. (Слайд
10)
Учитель: Как заканчивается эта сказка?
Дети: Грустно?
Прочитайте высказывание А.С. Пушкина: (Слайд 11)
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок.
— Как вы понимаете эти слова?
— Какой урок вы вынесли для себя из сказки?
Дети:
- быть честным, добрым;
- на добро отвечать добром.
XI. Итог урока.
Учитель: А посмотрите, а вот сказочная
шкатулка, в ней письма, только на них нет обратных
адресов. Кто написал эти письма? Может вы, ребята,
подскажите?
(Достает письма, читает их)
(Слайд 12)
1. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (“Колобок”)
2. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (“Три медведя”).
3. Спасите! Нас съел серый волк… (Козлята из
сказки “Волк и семеро козлят”)
4. Ах ты, Петя — простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота —
Выглянул в окошко. (“Кот, петух и лиса”)
5. Все закончилось благополучно,
Только хвост мой остался в проруби… (Волк из
сказки “Лисичка-сестричка и Волк”)
Учитель: Молодцы.
— А что объединяет все эти сказки?
Дети: Все эти сказки русские народные,
о животных.
Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки.
1, 2, 3, 4, 5
В класс вернемся мы опять.
X. Рефлексия.
— Что вы хотите сказать про урок?
— Какой оценки заслуживает наш урок?
— У вас на партах лежат две картинки:
улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам
было интересно на уроке, то поднимите лисичку, а
если грустно, неинтересно, то Волка (Дети
показывают карточки с изображением животных)
(Слайд 13, 14)
Краткое содержание сказки
Увидела хитрая Лисичка старика, который с хорошим уловом с речки возвращался. Смекнула плутовка, как рыбкой полакомиться. Прикинулась лиса мертвой. А дед обрадовался, думает: привезу бабе рыбки да еще воротник на шубу. Положил находку в сани и довольный едет домой. Лисичка потихоньку рыбку на дорогу выбросила, с саней выпрыгнула, собрала улов в кучку, сидит, рыбкой лакомится. Любопытный и голодный Волк у кумушки стал спрашивать откуда рыбка. Лисичка научила Волка, как нужно в проруби хвостом рыбу ловить. Поверил кумушке Волк, к проруби пошел, сделал так, как кума советовала. Хвост примерз – с места Волк не сдвинется. Бабы сероманца увидели, коромыслом били, пока Волк не убежал, оставив хвост в проруби. А лисичка в деревне поживиться надумала да головой в тесто угодила. Бежит, а тесто по голове течет. Повстречала она отлупленного Волка и давай причитать и жаловаться: побили ее так, что мозги потекли. Добрый Волк пожалел плутовку, посадил на спину и повез в лес, даже не подозревая, что коварная Лиса его дважды обманула. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
СКАЗКА «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК».
Вы прослушали сказку «Лисичка – сестричка и серый волк». Вспомните те неприятные ситуации, которые случились с ее героями.
Молодцы! Вспомнили все плохие поступки лисы. Всех она обманула, всех перехитрила, всем зло причинила. Кто из вас опишет внешность лисы?
А если бы не знали, сколько плохого сделала лиса, смогли бы вы по ее внешнему виду понять, что она плохая?
Правильно! На вид лиса очень красивая и кажется хорошей, доброй, а поступки совершает плохие и советы дает коварные. Скажите: почему лиса обманула деда?
А как должен был поступить дед, чтобы не оказаться в такой ситуации?
Правильно! Дед, увидев легкую добычу, забыл о возможной опасности. Забыл. Что лиса коварная, хитрая, может обмануть. Если бы дед подумал, прежде чем сделал, были бы у него и рыба, и воротник. А если бы проехал мимо, то остался хотя бы с рыбой. Но хитрая лиса и рассчитывала на то, что дед соблазнится легкой добычей, пожадничает и забудет об осторожности. Одну ситуацию мы обсудили. А теперь поговорим о том, как лиса наказала жадного и ленивого волка.
А как мог поступить волк, чтобы остаться с хвостом?
А вы сможете придумать свой вариант сказки или окончание сказки?
Молодец, Маша! Она сохранила поучительный сюжет сказки и поучила лису. Кто еще попробует придумать сказку? Ваня, расскажи свою сказку.
— В зимний день возвращался дед с рыбалки. Ехал он с наловленной рыбой. Ехал и увидел на дороге лису. Остановился дед посмотреть: жива ли она? Смотрит на лисе мех красивый, пушистый. Вспомнил он про свою старуху: хороший воротник получится. Посмотрел еще раз на лису, видит: вроде бы мертвая. Положил он ее на сани, около рыбы, и дальше поехал. А лиса хитрая оказалась, притворилась мертвой. Лежит она на санях и наблюдает: не смотрит ли дед на нее? Дед не смотрел на нее и лиса начала выбрасывать рыбу. Но дед тоже хитрым оказался. Оглянулся и увидел, что лиса рыбку выбросила. Достал дед ружье – лиса испугалась, спрыгнула с телеги и в лес убежала. Уехал дед, а рыбка осталась лежать на снегу. Шел сзади голодный волк. Увидел он рыбку, обрадовался и съел ее. Вернулась лиса рыбку подобрать, а рыбки уже нет. Вот и сказке конец.
Молодец, Ваня! Сегодня на примере сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» мы увидели, что неприятности могут случиться в любой момент. В жизни, как и в сказке, есть такие люди, как лиса, — хитрые и лживые. В сказке лиса обманула деда и волка. Сказку модно переделать на хороший лад, чтобы плохое происходило с лисой. А деду надо было поступить по-другому – не брать лису. Так же и в жизни. Нас учат не брать в руки, не поднимать незнакомые предметы, вещи: они могут оказаться опасными. А волку нужно было не слушать лису, а думать своей головой.
Нам всем надо стараться избегать встреч с такими людьми или хотя бы не прислушиваться к их советам, думать своей головой. Сказки придумал народ, чтобы предостеречь нас от возможных опасностей и от плохих людей. Подумайте: если вы найдете какой-нибудь предмет, пусть даже очень красивый, пусть игрушку, что вы сделаете?
Правильно! Никогда нельзя брать в руки неизвестные предметы, они могут оказаться опасными и привести к несчастью.
И еще, привлекательная внешность не всегда говорит о том, что сам человек хороший.
Доверчивый волк
На этом проделки лисы не заканчиваются. Сидит она, украденную у деда рыбку доедает. Пробегал мимо волк, увидал лису и попросил угостить ее. Но наша плутовка не так проста! Не захотела она добычей делиться. И снова она идет на обман: предлагает волку самому на рыбалку сходить. И не просто на удочку, а на хвост в проруби половить, да подольше. Волк не понял ее издевки, оказался слишком доверчивым, за что и поплатился. Сидит он, мерзнет, хвост в прорубь опустил и приговаривает, чтоб ему и большая, и малая рыбка попалась. А рядом с ним плутовка бегает, да шепчет, чтоб мороз покрепче был. Целую ночь пришлось глупому волку так сидеть. Утром решил собрать улов, а встать не может! Подумалось ему, что это добыча у него великая. Но тут на его беду шли женщины за водой. Увидев такого зверя, стали они его колотить и прогонять. Насилу он, бедный, ноги унес.
Смысл сказки «Лиса и Волк» прост: среди друзей могут оказаться хитрецы. Стоит подумать и все взвесить, прежде чем слепо верить словам другого человека.
Хитрая «шуба»
Эта забавная история повествует нам о доверчивом волке и находчивой лисе. Свою хитрость плутовка проявила уже с первых минут.
Сказка «Лиса и Волк» начинается с того, как дед с бабкой решают полакомиться рыбкой. Для этого старик отправляется на реку за уловом. Поймав целую телегу рыбы, он возвращается домой. Вдруг его взору предстает мертвая лисица, свернувшаяся калачиком у дороги. Радости старика не было предела: теперь он не только угостит бабку рыбой, но и воротник шикарный привезет! Положил он находку в телегу и поторопился домой. Но не тут-то было. Плутовка оказалась живее живых! Мало того, еще и дедкину рыбу всю съела. Вернувшись домой, он с удивлением обнаружил, что «воротник» исчез. А с ним и рыба пропала.
Вот какой мы впервые встречаем нашу рыжую хитрюгу.
Сказка «Лиса и Волк» учит нас тому, что не стоит так сразу доверять своим глазам. А еще чудеса случаются не так часто, как хотелось бы.
Вывод
Чему же учит нас эта история? Во-первых, быть умнее. Не раз волк попался на удочку своей приятельницы, но так и не заметил подвоха. Дети, читая эту сказку, конечно, жалеют серого. Но все, что с ним происходит, довольно предсказуемо. Неизвестно, сколько раз он еще попадет на ее удочку.
Доверяй, но проверяй — пословица выражающая смысл сказки «Лиса и Волк».
В общении с людьми нужно быть предусмотрительнее и всегда обдумывать свои действия. Возможно, если бы волк не был так глуп, то понял бы, что никто на хвост рыбу ловить не пойдет. А когда мозги из головы текут, и лиса бегает при этом, серому точно нужно было догадаться о ее проделках.
Образ волка в этой сказке не совсем привычный для нас. Здесь он добрый, доверчивый. А лиса все та же хитрая плутовка!
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка» о хитрой рыжей плутовке, которой удалось провести сначала деда, а затем Серого волка, чрезвычайно популярна у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эта веселая, даже немного комичная история написана простым языком, хорошо воспринимается и легко запоминается. Ну и, конечно же, несет в себе серьезный воспитательный момент. Познакомимся с ней поближе – вашему вниманию представлена аудиосказка «Лисичка-сестричка».
анализ и значение народной сказки на примере РНС статья по развитию речи (средняя группа) на тему
Анализ и значение народной сказки на примере РНС «Лисичка – сестричка и серый волк» в детском чтении
Описание: данный материал адресован воспитателям детского сада, учителям начальных классов, а также может быть интересен родителям в организации детского чтения.Значение русской народной сказки в процессе воспитания и становления личности ребенка не оспоримо, для современных детей, родившихся и растущих в городских условиях, оно еще более актуально — ребенок не знает, затрудняется ответить, что значит «гумно», «сусеки», «пуща», «рубище» и тому подобное, потому что не знаком с элементами деревенского быта. Так называемые «архаизмы» или устаревшие слова народных сказок открывают богатейший мир великого русского языка. Русский народный фольклор самобытен, существует вне традиций и времени, он воплощает опыт, накопленный многими поколениями наших предков и основу русского менталитета, систему ценностей нашего народа, которую нам безусловно важно передать по наследству нашим детям. Репертуар детского чтения современного ребенка бесспорно должен включать произведения устного народного творчества, наряду с потешками, пестушками, прибаутками, песенками, колыбельными и простые добрые сказки. Народная сказка ненавязчиво формирует у ребенка здоровое нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям, ментальным установкам, которые приняты в данной стране. Читая и перечитывая малышу русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и многие другие, мы исподволь предлагаем ребенку опыт и мудрость русского народа. Выразительные, яркие, красноречивые, самобытные сюжеты русских народных сказок подчиняются ряду правил: множественные повторы, большое количество символики, скрытого и явного смысла, чередование «наказаний» и «поощрений» героя сказки в зависимости от его поступков. Таким образом, наши предки формировали модель правильного и неправильного поведения, закладывая понимание возможности исправить допущенную ошибку, что позволяет ребенку при чтении народной сказки самостоятельно делать доступные детскому пониманию выводы. Таким образом, у ребенка развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные, моральные установки. Сказки являются своеобразным нравственным кодексом народа, а поступки героев сказки являются примером модели поведения человека в реальности.
Литературно-художественного анализа произведения (сказки)План1. Название произведения, жанр (вид для сказки) (автор для авторских произведений)2. Тема (о ком, чём — по основным событиям)3. Идея (ради чего, с какой целью)4. Характеристика гл. героев (цитаты из текста)5. Художественное своеобразие произведения (особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка — примеры из текста)6. Выводы — значение в работе с детьми
Анализ РНС «Лисичка – сестричка и серый волк».
По жанру: «Лисичка – сестричка и серый волк» — русская народная сказка о диких животных.Тема сказки: В этой сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности.Идея сказки: Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь – самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.Главные герои сказки — это лисичка – сестричка и серый волк.Лисичка-сестричка: — хитрая плутовка, обманщица: 1). «лежит себе как мертвая»; 2). «Эх, братец, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.»;- умная, ловкая, воровка: «…лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»;- жадная, безжалостная: 1). «А лиса: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»;2). Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».Волк:- доверчивый, глупый: 1). «Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и сидит»; 2). «Надоело волку сидеть. Хочет он вытянуть хвост из проруби, а лиса говорит: «Погоди, волчок, ещё мало наловил!» И опять начали приговаривать каждый своё. А мороз всё сильней да сильней. Волчий хвост и приморозило. Волк потянул, да не тут-то было.;- добрый: «И то правда, — говорит волк, — где уж тебе, сестрица, идти; садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он её и понёс.)Художественное своеобразие произведения:Композиция: Присказка («Жили себе дед да баба»), экспозиция («Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз»), завязка («А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»), развитие действия (в данной сказке — это соединение нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) – “Лиса крадет рыбу из саней”, “Волк у проруби”, “Битый небитого везет».), кульминация («Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать») и развязка («…Так, сестрица, так!»).Приёмы:Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает), например, 1. «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; 2. ««Вот сколько рыбы привалило! — думает волк. — И не вытащишь!»Антропоморфизм (очеловечивание), например, «Что ты там, лисонька, говоришь? — спрашивает волк. «Это я тебе, волчок, помогаю, — говорю: ловись, рыбка, да ещё побольше!»Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев. Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка.Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…»
Вывод сказки: Через эту сказку хорошо прослеживается быт деревенской жизни. А так же на занятиях по сказке можно затронуть мысль о различных ситуациях, в которых нужно прислушаться и поступить, как нам говорят, а где надо подумать, можно ли так поступать. Можно разобрать ситуации вместе с детьми: Лиса и дед, лиса и волк и т.д.