Тема: Народная сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста
Актуальность. В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых людей. Начинать работу по обогащению словаря необходимо с раннего дошкольного возраста, так как речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов как мышление, внимание, память, воображение со становлением сознания и формированием личности ребенка. В связи с этим речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в ФГОС ДО в п.2.6 определено содержание ОО «Речевое развитие» следующим образом: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Одной из приоритетной задач ООП МБДОУ № 5 является овладение дошкольниками речью как средством общения на основе всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи, связной речи.
Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. По наблюдениям психологов, при словарном запасе в 1500 -2000 слов 4-х летний ребенок в течение дня наиболее часто использует слово – «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я люблю». Однако, важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность». Опираясь на это высказывание и исследование педагогов, психологов, лингвистов в области речевого развития (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.) я пришла к выводу о необходимость поиска эффективного средства развития образной речи и обогащения словаря детей
4-х- 5 лет. Новообразованием данного возраста является активное развитие воображения, что помогает дошкольникам понимать русскую народную сказку. Велика роль народной сказки в развитии речи детей. На важность приобщения детей к красоте родного языка, родного слова, развитие культуры речи указывали многие психологи, педагоги и лингвисты (Ушинский К.Д, Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Максаков А.И. и др.). Народная сказка, также как и другие произведения устного народного творчества, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм языка. Сказка является одним из условий обогащения словаря новыми словами, усвоения детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе, позволяет закрепить и уточнить словарь, активизировать его.
За основу мною была взята методика развития словаря детей и система работы с народной сказкой Е. И. Тихеевой.
В соответствии с обозначенной проблемой мною были сформулированы цель и задачи работы.
Цель педагогической деятельности: Использование возможностей народной сказки как средства развития образной речи и обогащения словаря детей 4-х- 5 лет.
Задачи:
1.Выявить и внедрить актуальные методы и приёмы работы со сказкой в формировании и обогащении словаря дошкольников.
2.Создать условия для формирования и обогащения словаря детей дошкольного возраста;
3.Привлечь родителей к сотрудничеству в педагогическом процессе через совместную творческую деятельность.
В сентябре 2018 года было проведено диагностическое обследование уровня словарного запаса детей 3-4 лет по методике А.Г. Арушановой. В обследование участвовало 27 человек: 13 девочек и 14 мальчиков. Результаты диагностики показали, что 20 человек показали средний уровень развития словарного запаса 7 детей показали низкий уровень.
На основе полученных данных были определены направления работы:
1. Обогащение развивающей предметно–пространственная среды в группе. Для этого был оборудован речевой уголок- специальное место, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи. В речевом уголке хранятся пособия, которые я использую в работе с детьми. Имеется копилка слов (в картинках) это копилка своеобразный накопитель демонстрационного материала. В последующем я использую картинки для решения различных речевых задач. Например составление по набору картинок отдельных предложений и (или) небольших рассказов (часто совместно с воспитателем)игровое упражнение «Загадай слово», игровая ситуация «Магазин» (дети «покупают» все «спортивные» («сладкие», « зимние» и т.д.) С целью формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группе создан развивающий центр «Мини-библиотека». Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.
В этом году «Мини-библиотека» была организована с самого начала учебного года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, материал для «Книжкиной больницы» (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляю любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги выставляю детские рисунки на темы художественных произведений. Для оформления развивающей предметно-пространственной среды и для обыгрывания сказок родителями были изготовлены домики-модули, а также атрибуты. Появились традиции в конце года проводить итоговое мероприятие – показ родителям спектакля. Для родителей и детей младших групп были показаны спектакли — «Репка», «Теремок» (совместно с родителями).
2. В п. 3.4.2 ФГОС ДО профессионально компетентный педагог ДОУ выступает одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для повышения компетенции по данной проблеме я составила план самообразования: изучила необходимую литературу, прослушала вебинары:
Вебинар «Современные практики развития речи детей дошкольного возраста»
https://ast.ru/news/vebinar-sovremennye-praktiki-razvitiya-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta/
Вебинар «Художественное слово в речевом развитии дошкольника»
http://service.tc-sfera.ru/vebinary/besplatnye/khudozhestvennoe-slovo-v-rechevom-razvitii-doshkolnika
3. Выделила и актуализировала методы и приёмы работы со сказкой в формировании и обогащении словаря дошкольников:
-Словесные (проговаривание, беседа, чтение народных сказок, словесные игры, пересказы; конструирование слов (придумать несколько однокоренных слов);словосочетаний (срифмовать 2 слова), предложений (составить длинное, распространенное предложение); сочинение сказок);
-Наглядные (показ игрушек, иллюстраций, мультфильмов, разных видов театров – настольный, кукольный, пальчиковый, бибабо, театр оригами).
-Практические (игры пальчиковые, подвижные, хороводные, игры – инсценировки, стихи с движениями).
-Прием «Введение частицы «не» (цель: повернуть сюжет сказки в новое русло). Например: Не репа выросла на грядке, а…
Свою работу осуществляю через основные формы деятельности:
- непосредственно образовательная деятельность
- совместная деятельность
- самостоятельная деятельность
Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).
В формировании и развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют три направления:
1. Обогащение словаря ребенка на основе ознакомления с окружающим миром (увеличением кругом предметов и явлений)
2. Введение слов обозначающих качество, свойство, отношение на основе углубления знаний о предметах и явлений окружающего мира.
3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Работа по обогащению словаря детей – это планомерное расширение активного словаря за счёт незнакомых или трудных для них слов, сказка помогает ввести новое слово в активный словарь.
Мною была выработана система работы с народной сказкой по обогащению словаря дошкольников. (Вы ее можете видеть на слайде)
На первом этапе обогащение словаря происходит, в основном, за счет знакомства со словами, обозначающими названия предметов, явлений, действий. В непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию при чтении или рассказывании новой сказкой дети знакомятся с новыми словами, обозначающими названия предметов, явлений, действий. Так же знакомство с новыми словами может происходить и при рассматривании иллюстраций (репродукций) к сказке. С помощью этого приема привлекаю дошкольников вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма, или описание каких-то предметов и явлений.
Особенность этого этапа заключается в многократном повторении новых слов с целью запоминания. Очень важно варьировать прием повторения: буквальное, индивидуальное и хоровое воспроизведение образца. С этой целью использую дидактические игры, лексические упражнения, и игры с элементами театрализации, которые проходят в основном во второй половине дня.
II этап — закрепление и уточнение словарного запаса. В процессе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира знакомлю дошкольников с особенностями предметов, их признаками, качествами и действиями с ними. Занятия строиться на основе наглядного материала, максимально приближенного к ребенку.
Закрепление новых слов, развитие воображения, мышление и умение выразить личностное отношение к герою проходит в организованной образовательной деятельности по изодеятельности ( рисование, лепка, аппликация), а также в другой продуктивной деятельности: выставка рисунков, изготовление книжек малышек совместно с родителями, проектная деятельность. На этом этапе использую множество словесных игр и упражнений. ( игры представлены на слайде)
1. «Какой» — подбор эпитетов к предмету или сказочному герою.
— яблонька: красивая, нарядная, весёлая, добрая;
— речка: быстрая, печальная, прозрачная, чистая и т.д.;
— медведь: большой, сильный, глупый, невнимательный.
2. «Узнай по описанию» — узнавание героя сказки по эпитетам.
— Серый, трусливый, ушастый (заяц);
— Рыжая, хитрая, пушистая, ласковая (лиса);
— Желтый, круглый, веселый, доверчивый (колобок).
3. «Что делает» — подбор действий к предмету или сказочному герою.
— лиса: идет, вынюхивает, слушает, говорит, хитрит;
— петушок: кричит, кукарекает, поет, ходит, клюет.
4. «Узнай по описанию» — узнавание героя сказки по действиям.
— печется, убегает, катится, поет (колобок);
— варит, убирает, печет, прячется, приговаривает, (Машенька).
5. «Скажи по-другому» — подбор синонимов.
«Три поросенка» — поросята убегают от волка.
— Как сказать по-другому? – удирают, мчатся, несутся;
6. «Скажи по-другому» — подбор антонимов.
Колобок: поет – молчит, катится – стоит, веселится – грустит.
7. «Скажи ласково» — подбор слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
— Заяц – зайчонок, зайчишка;
— Лиса – лисичка, лисонька;
— Яблоня – яблонька.
8. «Скажи с преувеличением»
— Усы – усище;
— Хвост – хвостище;
— Дом – домище.
9. «Подбери похожее слово» — подбор однокоренных слов.
— лес-лесок-лесочек; лед — ледок — ледяная; снег – снежок — Снегурочка…
10. «Продолжи предложение»
11. «Отгадай сказку (героя сказки)»
12. « От каждого по словечку»
Например: Лисичка в сказках какая? Зайчик в сказках какой?
— найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
— сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе – «пушистохвостая» заяц – «которкохвостый», «длиннолапый»); (словотворчество)
Эти игры я использую в НОД по речевому развитию, в совместной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.
Работа со словом не ограничивается одним занятием, наиболее трудные слова необходимо предлагать вниманию детей неоднократно, в течение длительного периода, т.е. они должны быть программным материалом многих занятий.
III этап — активизация словаря и работа над смысловой стороной слова.
На этапе активизации словаря у дошкольников формируется умение переводить слова из пассивного словаря в активный, осмысленно подбирать слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетать в предложении новые слова с уже знакомыми. На этом этапе проводятся сюжетно-роевые игры по сказкам, игры-драматизации в младшем дошкольном возрасте совместно с воспитателем и (или) родителями в старшем дошкольном возрасте в самостоятельной деятельности. Проводятся досуги и развлечения по сказкам совместно с родителями, викторины, творческое рассказывание по сюжетам народных сказок, а так же множество словесных игр и упражнений.
План по формированию и обогащению словаря дошкольников с использованием русской народной сказки.
Формы работы с дошкольниками | 2018-2019 учебный год | 2019-2020 учебный год | 2020-2021 учебный год |
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию | 4 (чтение сказки, беседа по содержанию) | 6 (чтение сказки, беседа по содержанию) | 8 ( чтение и беседа по содержанию рассказывание, пересказ) |
Игры с элементами театрализации | 2 раза в месяц -речевые упражнения, -этюды на выражение основных эмоций , -этюды на выражение основных черт характера, — игры на развитие внимания и памяти(по программным сказкам) | 2 раза в месяц речевые упражнения. этюды на выражение основных эмоций , этюды на выражение основных черт характера, игры на развитие внимания и памяти ,этюды на выразительность жестов. (по программным сказкам) | 2 раза в месяц -речевые упражнения. -этюды на выражение основных эмоций, -этюды на выражение основных черт характера, -игры на развитие внимания и памяти, -этюды на выразительность жестов. (по программным сказкам) |
Игры драматизации совместная /самостоятельная деятельность | «Репка», «Курочка-ряба» | «Теремок», «Колобок», «Кот, лиса и петух» | «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Кот, лиса и петух» «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят» эпизодов из сказок: «Морозко», «Вершки и корешки», «Заяц-хвачта» |
Досуги/развлечения | Совместно с родителями «Теремок» | «В гости к сказке», «Спешим на помощь Колобку» | «Путешествие по сказкам» «Квест по сказкам» «По страницам любимых сказок» |
Сюжетно-ролевая игра по сказке | «Репка», «Курочка-ряба» | «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Кот, лиса и петух» | «Театр» : («Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Кот, лиса и петух», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят») «Медведь, волк и лисица», «Зимовье зверей» |
Проектная деятельность | — | «Наши любимые сказки» | «В гостях у русской народной сказки» |
Литературная викторина | — | — | «Волшебная книга» |
Продуктивная деятельность | Выставка рисунков «В гостях у сказки» совместное творчество детей и родителей по сюжетам сказок Лепка по русской народной сказки «Колобок» | Изготовление книжек малышек совместно с родителями -Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок» | Рисование по русской народной сказке «Три медведя» «Три медведя» Выставка рисунков «Моя любимая сказка» Создание альбома «Любимые сказки» |
Режимные моменты | 1 раз в неделю -Чтение народных сказок -Узнай сказку по иллюстрациям -Игры и упражнений для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста, связанных с народной сказкой. | 1 раз в неделю -Рассказывание сказки -Узнай сказку по иллюстрациям -Разложи по порядку. -Игры и упражнений для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста, связанных с народной сказкой. | 1 раз в неделю -Чтение народных сказок -Творческое рассказывание по сказкам. («Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Кот, лиса и петух», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят» |
Далее в старшем дошкольном возрасте планирую добавить в работу следующие приемы:
-разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой и различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
— объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В народных сказках присутствуют множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки);
— придумать похожие слова (синонимы) и многие другие.
Придумывание новых названий известных сказок;
Прием Конструирование:
- Рифмование двух слов (кузнец — удалец), а затем постепенно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества.
- предложений (составить длинное, распространенное предложение в игре «от каждого — по словечку»)
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает на уровне каждого ДОУ. Родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) вместе с тем и образовательные учреждения стремятся к открытости, которая предполагает участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6). С целью повышения педагогической компетенции родителей мною проводится консультативная работа по формированию и обогащению словаря детей. Для родителей были проведены консультации «Работа по обогащению и расширению словаря детей старшего дошкольного возраста», « Народная сказка как средство речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста» Семинар-практикум по теме: «Развитие и обогащение словаря ребёнка», совместные театрализованные постановки по народным сказкам. Родители являются активными участниками проектной деятельности, участвуют в досугах и развлечениях по народным сказкам.
Опытом работы делилась с коллегами, подготовила и провела открытое занятие в рамках недели Педагогического мастерства, так же для педагогов были проведены консультации на темы: «Обогащение детского словаря через народную сказку», «Речевые игры как средство обогащения и активизации словаря детей». Веду собственный мини сайт на портале https://nsportal.ru/poddubnaya-malvina-aleksandrovna
Результативность моей работы.
В сентябре 2019 года диагностика определения уровня развития словарного запаса детей (представлена на слайде) проводилась по следующим критериям: подбор слов обозначающих качества предметов, подбор эпитетов, подбор слов обозначающих действие с предметом, подбор синонимов, составление предложений с заданным словом, словообразование, обобщающие слова. По результатам диагностики практически все дети могут предмет узнать по эпитетам (отгадывать загадки), многие умеют обобщать и классифицировать предметы, подбирать обстоятельства к предмету.
Дети могут подбирать эпитеты, слова обозначающие действия с предметом, у них получается образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (например, кот—котик— котенок) слова во множественном числе ( кот — коты). Семеро детей показали высокий уровень по обогащению словаря. По сравнению с первой диагностикой это на 25 % больше. Это те дети, у кого был средний уровень, близкий к высокому. Их словарный запас увеличился на треть. В речи детей появились образные слова и выражения в ходе свободной деятельности такие как «лес дремучий», «зайчик — побегайчик», «лисичка-сестричка», «волчок — серый бочок» и др.
Как следствие успешно развивается диалогическая речь. Дети овладевают связной речью и начинают строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений, составляют рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым; описывают предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия. Дети проявляют интерес к обыгрыванию сказок при помощи различных видов театра, самостоятельному сочинению сказок. Большинство детей охотно вступают в ролевой диалог с воспитателем и сверстниками, участвуют в коллективном разговоре даже малоговорящие дети.
Диагностика образовательной области «Речевое развитие» показала эффективность проделанной мною работы по использованию народной сказки в расширении и обогащении словаря.
Перспективы работы.
Таким образом, народная сказка является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности. Постепенно у детей формируется готовность к более глубокому восприятию русской народной литературы. В дальнейшем в своей работе я продолжу использовать народную сказку в развитии образности речи дошкольников и поделиться опытом своей работы с коллегами других образовательных учреждений через собственный мини сайт https://nsportal.ru/poddubnaya-malvina-aleksandrovna. Провести вебинар в рамках выставки «Образование. Развитие. Успех».
Список литературы.
1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.-112с.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 64 с.
3. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:Просвещение, 1982. – 128 с., ил.
4. Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. —СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 80с.
5. М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. – СПб.: Паритет, 2006.-112с.
7. Развитие речи детей 3-4 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авторы-составители О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Вентана-граф, 2008. – 224с. – (Тропинки).
9. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 56 с.
10. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с. (Развиваем речь).
11. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 288с. – (Развиваем речь).
12. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений / О.С. Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 287 с. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).
Сказка про жадную старуху и хитрого солдата, который очень хотел есть.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 3537
Царская дочь никак не могла засмеяться, пока не устроили конкурс женихов.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 4055
Лиса своровала много рыбы и решила подшутить над волком, оставив его без хвоста.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 4788
Хитрая лисичка обманывала жителей, а затем сама получила по заслугам.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 3659
Домашний кот оказался в лесу и женился на лисе, запугав всех вокруг.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 3794
Сказка про верных друзей — петуха и кота, которые защищались от лисы.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 7378
Лиса посмеялась над журавлем, но и тот не остался в долгу и отомстил.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 3088
Лиса выгнала зайца из его избы, но только петух не испугался ее и защитил зайца.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 3517
Классическая русская народная сказка про младшего брата, который оказался умнее и везучее всех.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 2913
Сказка про героя, который оказался во власти Морского царя и познакомился с его дочерью.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 2528
Сказка про приключения младшего сына царя, который искал вора, который крадет яблоки из сада.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 3535
Сказка про девушку, которая подружилась с коровой, которая помогала ей даже после смерти.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 3922
Сказка про падчерицу, которую отправили в лес на мороз, но она вернулась с сокровищами.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 3167
Русская народная сказка про младшего брата, который построил летучий корабль и женился на дочери царя.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 13430
Сказка про курочку, которая спасала петушка, подавившегося зернышком.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 4946
Сказка про девочку, которая спасала своего брата от бабы Яги.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 8441
Старая добрая сказка для детей, одна из первых в их жизни.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 10544
Сказка про маленькую девочку, которая оказалась в домашнем плену у Мишки.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 4513
Сказка про злодея, который прячет свою смерть очень далеко.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 6053
Русская народная сказка про девочку, которая набрела на дом медведей.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 8586
Русская народная сказка про ленивого Емелю, который поймал волшебную рыбу.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 7114
Русская народная сказка про зверушек, которые жили в домике, пока его не развалил медведь.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 13179
Русская народная сказка про лягушку, которая превратилась в красавицу после поцелуя.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 19844
Русская народная сказка про волшебную курочку, которая снесла золотое яйцо.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 41723
Известная русская народная сказка про девушку и ее волшебную куклу.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 4851
Сказка про старушку-колдунью, которая живет в необычной избе.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 38090
Одна из самых популярных русских народных сказок на протяжении десятилетий.
- Автор: Русские народные сказки
-
Просмотров: 142808
Приключения храброго морехода и его команды, основанные на античной поэзии и реальных историй мореплавателей.
- Автор: Арабские народные сказки
-
Просмотров: 5745
Волшебная сказка про сына портного, который влюбился в дочь султана.
- Автор: Арабские народные сказки
-
Просмотров: 5614
Сказка про нищего лесоруба, который подслушал разговор разбойников.
- Автор: Арабские народные сказки
-
Просмотров: 3871
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие»
Создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;
Приобщение детей к народному творчеству;
«Речевое развитие»
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц, сказок.
Развивать речевую активность (активизировать и обогащать словарь детей); Формировать правильное звукопроизношение;
Формирование у детей грамматически правильной, чёткой речи.
«Социально-коммуникативное развитие»
Создание благоприятной психологической атмосферы в группе и на занятиях, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
Развивать умение четко и быстро отвечать на вопросы.
Воспитывать навыки культурного поведения, умение слушать.
Умение действовать сообща.
Развивать любознательность, внимательность и читательскую память;
Развивать партнёрские взаимоотношения в ролевой игре;
Цели:
Обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц, сказок.
Задачи:
поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности;
создать условия для формирования читательских умений, для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;
вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы;
побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа, проявлять инициативу, воображение, фантазию;
совершенствовать артистические навыки детей;
развитие коммуникативных функций, умения сотрудничать с взрослыми и друг с другом.
Планируемые результаты:
Обобщение знаний детей о сказках, формирование умения узнавать сказки и их героев; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Предварительная работа:
К данной викторине следует прочитать следующие русские народные сказки:
1. «Репка».
2. «Курочка ряба».
3. «Гуси-лебеди».
4. «По щучьему велению»
5. «Снегурочка»
6. «Царевна-лягушка»
7. «Колобок»
8. «Теремок»
9. «Волк и семеро козлят»
10. «Маша и медведь».
11. «Сказка о рыбаке и рыбке».
12. «Волшебное кольцо».
13. «Иван-царевич и серый волк».
14. «Сивка-бурка».
Просмотр мультфильмов, слушание аудиозаписи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам, изготовление атрибутов к викторине.
Оформление:
выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации
Оборудование:
телеграммы на карточках, компьютер, мультимедийная система.
Место проведения: групповая комната.
Участвуют 2 команды.
Содержание викторины:
Ведущая: — Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки.
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
И наш маленький народ
В мир волшебный унесет?
Полный смеха, света, краски,
А зовется чудо – сказки!
— Ребята, мы с вами читали много сказок. А сейчас проведем викторину, посмотрим. Кто из вас хорошо знает русские народные сказки.
Для этого нам надо разделиться на две команды: «Колобок» и «Теремок». Воспитатель помогает детям разделиться на команды.
Прошу команды занять свои места. В этой игре есть свои правила, которые нужно соблюдать:
1. Задача игры — выполнить все задания; за каждый правильный ответ, участник получает жетон.
2. В конце викторины определяется победитель, набравший больше всех жетонов.
Воспитатель.
Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я.
Итак, начинаем.
1 конкурс «Разминка»
— Назовите кличку собаки, которая тянула репку вместе с дедом, бабкой и внучкой? (Жучка)
— Назовите имя девочки, которая гуляя по лесу, заблудилась, зашла в чужой домик, где жила семья медведей? (Машенька).
— У какого животного была ледяная избушка и как называется сказка? (Лиса)
— Что за животное нашло теремок в лесу? (Мышка – норушка)
2. Конкурс «Угадай сказку».
Ведущая: — Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Следующий конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.
Презентация. Слайды. (Угадывают сказку по картинкам).
3. Конкурс «Телеграммы»
Ведущая:
Кто-то по лесу бродил,
Сумку в елках обронил.
Что лежит в ней? Погляжу
И по секрету вам скажу.
Телеграммы! Целых три!
Только трудно мне понять,
Кто послать их так спешил,
Что даже подписать забыл?
Телеграмма
«Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Скоро буду я у вас».
(Колобок)
Телеграмма
«Спасите, нас съел серый волк».
(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Телеграмма
«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»
(Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью».)
Телеграмма
«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу.
С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».
(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)
Физминутка: «Рукавичка».
На охоту вышел дед, зимнею порою (шаг на месте).
Рукавицу потерял, под большой сосною (подним. на носочки и тян. вверх).
Дома стал ее искать (козырек).
Не нашел на месте (пожимаем плечами)
И отправился искать в лес с собакой вместе (шаг на месте).
А в лесу в той рукавичке звери стали дружно жить (рукопожатие).
Мышь, лягушка и лисица, заяц, волк, медведь (изображают животных).
В лес собака прибежала и зверей всех распугала (бег на месте).
Рукавичку подняла, деду в руки подала (наклон и вытянуть руки вперед).
4. Конкурс «Ассоциации»
Ведущая: — Ребята, следующий конкурс тоже на сообразительность.
Ассоциации — это слова, которые вызывают в памяти произведение, в котором они встречались. Попробуйте отгадать сказки по ассоциации со словами:
1. Дед, Жучка, Внучка. (Русская народная сказка «Репка».)
2. Царь, стрела, клубок, Иван-царевич. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)
3. Лиса, волк, заяц, дед, бабка. (Русская народная сказка «Колобок».)
4. Коза, козлята, волк. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)
5. Баба-яга, девочка, мальчик, гуси. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)
6. Медведь, Машенька, пирожки. (Русская народная сказка «Маша и медведь».)
5. Конкурс «Исправь ошибки» и назови сказку.
Ведущая: — В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» — «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Домик» — «Теремок»
«Морковка» — «Репка»
«Кот в туфлях» (сапогах)
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка» (Иванушка)
«Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой)
«Суп из топора» (каша)
«Царевна — Квакушка» (лягушка)
«Иван Царевич и белый волк» (серый)
«Дарьюшкина избушка» (заюшкина)
6. Конкурс «Продолжи сказку»
Ведущая: — Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).
1. Посадил дед репку и говорит:
— Расти, расти, репка, сладкая! Расти, расти, репка, крепкая!
Выросла репка сладкая, крепкая, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
— А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут).
2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)
3. …Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
— Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба….
(«Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)
5. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…
(«Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).
6. … Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу. Щука его спрашивает:
— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?
— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой, и вода бы не расплескалась.
Щука ему говорит:
— Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только…
(«По щучьему веленью. По-моему, хотенью»).
7. Конкурс «Вопрос-ответ»
1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)
2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)
3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)
5. Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам. (урок).
6. Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек. («Теремок»)
7. В сказках его всегда побеждает добро. (Зло)
8. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
9. Кем была в русской народной сказке заколдованная лягушка? (Царевна)
10. Назовите сказку, герой которой «по сусекам скребен». («Колобок»)
11. Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!»? (Медведь)
12. В этой сказке птицы налетели, подхватили мальчика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)
14. В русских сказках ее называют и Премудрой, и Прекрасной. (Василиса)
16. Назовите одну особенность известной сказочной избушки (Курьи ножки)
Ведущая:
— Подошла к концу наша литературная игра-викторина. Завершая ее, я желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». До новых встреч со сказкой!
Конспект ООД «5 сказок»
Автор: Бражникова Валентина Борисовна
Организация: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 17
Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж
Автор: Лошкарева Лариса Ивановна
Организация: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 17
Населенный пункт: Воронежскаяобласть, г. Воронеж
Цель: развитие различных мыслительных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, расширение представлений детей о русских народных сказках, закрепление полученных ранее умений и навыков.
Задачи:
— Развивать игровой замысел, создать наиболее благоприятные условия для приобретения детьми разнообразного опыта общения со сказкой, друг с другом.
— Развивать речь детей, закрепить умение рассказывать знакомые сказки, используя (при необходимости) мнемонические таблицы, согласовывать существительные, прилагательные в роде, числе, падеже.
— Закреплять знания о русской избе, а также простой утвари наших прадедушек и пробабушек, на материале народных пословиц, поговорок, загадок развивать образное и логическое мышление, прививать любовь к старине.
— Приобщать детей к театрализованной деятельности, накапливать опыт публичного выступления. С помощью сказочных героев учиться извлекать правильный жизненный урок, не повторять чужих ошибок.
— Совершенствовать представления детей о соотношениях право-лево, верх-низ, закреплять порядковый счет в пределах 5.
— Совершенствовать изобразительные навыки.
Воспитывать вежливость, дружеские чувства, аккуратность.
Оборудование и материалы:
Бабка с дедом (из кукольного театра), костюмы лисички, козы, шапочки волка, козлят, разрезные картинки избы «Сложи из шести», мнемотаблицы по сказкам, незавершенные изображения бычка(способ оригами) по количеству детей, пластилин
Предварительная работа:
Восприятие сказок, разучивание сказочных диалогов, русских народных песенок, стихов, потешек, оригами «Бычок», мультэкскурсия «Русская изба», театрализованная деятельность: кукольный, настольный, пальчиковый театр, драматизация сказки «Лисичка со скалочкой» в форме сказочного диалога.
Развитие образовательной ситуации:
Сюрпризный момент: Куклы «Бабка», «Дед»
- детей в мир сказки. Создать ситуацию интриги «Замурованная цифра». Предложить освободить цифру из плена, последовательно выполняя задания по найденным сегодня в группе карточкам с изображением загадочных предметов, обозначающим ту или иную сказку.
Ход образовательной деятельности.
1 карточка.
Воспитатель: Дети, я точно знаю, что вы особенно любите русские народные сказки. И почти уверена в том, что старая баба Яга именно их затащила в самую глухую чащу леса. А вот и первая карточка. Что изображено на ней?
Дети: Русская печка.
Воспитатель: Печка всегда занимала много места в старинной избе. Почему?
Дети: От неё всегда шло тепло! Готовили еду. На печи она долго оставалась тёплой!
Воспитатель: Да, хорошо жилось в избе нашим предкам! Давайте и мы с вами, ребятки, построим для себя по крепкой избушке. А без топора, как известно, изба не рубится! Поэтому часто правильно говорят, что нужно именно срубить избу!
Физминутка «Топором мы рубим — рубим»
Воспитатель: Дети, хорошо у вас получается работать топором, тогда еще задание «Сложить картинку русской избы из пазлов» (разрезная картинка избы «Сложи из шести»)
Воспитатель: Молодцы, справились.
Вопросы к детям:
— Какая часть избы в верхнем левом углу?
— В нижнем левом углу? И т. д.
Воспитатель: В какой русской народной сказке печка играет особенную роль?
Дети: В русской народной сказке «Гуси-лебеди».
Работа с мнемотаблицей по сказке.
Воспитатель: Дети, вы хорошо знаете эту таблицу и легко рассказываете сказку. А вот сможете ли ответить на один мой хитрый вопрос? Почему в восьмом квадрате таблицы изображены сразу три предмета? Назовите их, пожалуйста. (Простой кисель, яблоко и хлеб.) Почему именно они?
Дети: Потому что девочка в начале сказки была привередницей и кричала, что не любит обычное молочко киселёк, не любит кислое яблочко и ржаной хлеб! Но она была добрая девочка и поэтому смогла полюбить простую еду и подружиться с речкой, яблонькой и печкой.
Воспитатель: А какие пословицы о хлебе вы знаете?
— Хлеб – всему голова.
— Вырос в поле колоском, на столе лежит куском.
— Крендель приестся, а хлеб никогда.
Физминутка. Мы к избе старинной вышли,
Поднимая ноги выше.
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал.
Слоговый анализ «Передай другу слово» (Хлеб, крендель).
Воспитатель: А какие пословицы, поговорки о семье, русской избе вы знаете?
— Пень не околица, а глупая речь не пословица.
— Пословица ведётся, как изба веником метется.
— Изба детьми весела. Полна изба ребятишек.
— Дружно не грузно, а один и у каши загинет.
Воспитатель: Молодцы! Первую карточку помещаем на магнитную доску.
2 карточка.
Воспитатель: Ребята, а кто изображен на этой карточке? Из какой сказки?
Дети: Матушка-коза! Из сказки «Волк и семеро козлят»!
Театрализованная игра «Козлятушки»
Словесная игра « У кого кто?»
(У козы — козлята, у свиньи – поросята, у овцы – ягнята и т. д.) помещаем на магнитную доску вторую карточку.
3 карточка.
Воспитатель: Ребята, а что изображено на этой карточке?
Дети: Большое зерно. Бобовое зерно. Русская народная сказка «Петушок бобовое зернышко»!
Словесная игра «Всё наоборот»
(Курочка терпеливая – петушок торопливый, длинный – короткий, узкий – широкий, толстый – тонкий, большой – маленький, день – ночь, начало – конец и т. п.) помещаем на магнитную доску 3 карточку.
4 карточка.
Воспитатель: Ребята, какая по счёту карточка появилась перед вами сейчас? Что изображено на ней?
Дети: Скалка! Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».
Помещаем на магнитную доску 4 карточку
Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой» в форме диалога мальчика в русском костюме и девочки в костюме лисы.
5 карточка.
Воспитатель: Наконец, появилась 5 карточка. Как много предметов изображено на ней! Назовите их, пожалуйста.
Дети: Солома, 4 палки, веревка, смола.
Воспитатель: Для чего всё это может пригодиться?
Дети: Чтобы сделать смоляного бычка! Это русская народная сказка «Смоляной бычок».
Продуктивная деятельность. Оригами «Бычок».
Дети складывают оригами, в завершение работы: чубчик и глазки рисуем пластилином.
На магнитной доске – все 5 карточек. Дети считают до 5.
Воспитатель: Какие вы, молодцы! Цифра 5 освобождена из плена! Какие вы знаете пословицы про пять.
Дети:
— Живи на пять!
— Знай, как свои пять пальцев.
— Сметлив да хитер – пятерым нос утёр.
Подвижная игра по русской народной потешке «Вот и сказке конец идет…»
Вот и сказкам конец идёт, тут и мышка бежит вперед.
Кто поймает её, тот сошьёт себе шапку меховую, да большую-пребольшую!
Приложения:
- file1_94efe490-f56e-4876-a.. 37,1 МБ
- file0.doc.. 53,0 КБ
Опубликовано: 18.11.2021
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Семичанская школа-интернат» Дубовского района
«Утверждаю»
Директор ГБОУ РО Семичанской школы-интерната
_________________ Н.Н.Чопурян
Приказ № __________ от _________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности на 2021-2022 уч.год
Направление: общекультурное
Название: «В мире сказок»
Класс: 1
Воспитатель: Акользина С. А.
Кол-во часов: 33
Рассмотрено на заседании пед.совета
Протокол№ _________от ____________
х.Семичный 2021год
СОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка внеурочной деятельности
-
Характеристика курса внеурочной деятельности
-
Планируемые результаты освоения курса
-
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
-
Тематическое планирование внеурочной деятельности
-
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «В мире сказок» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни людей. Через сказку старшее поколение учит детей строить жизнь по законам добра и красоты. Хорошо рассказанная сказка –это начало культурного воспитания. Данная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми народных и авторских сказок. Следовательно, ориентирована на создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.
Цель программы:
— формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.
Задачи программы:
Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.
Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей.
1. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Ученик научится:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
иллюстрировать услышанное или прочитанное;
пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказок;
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
оформлять свои мысли (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
уметь рассказывать сказки;
знать признаки сказки как жанра;
отличать виды сказок (волшебные, сказки о животных, бытовые).
Программа курса рассчитана на 33 часа при 33 учебных неделях.
Содержание программы
Название раздела | Содержание раздела | Вид деятельности | Форма организации |
Русские народные сказки | Вводное занятие. Раскрыть понятие «Сказка». Ознакомиться с видами сказок. Русская народная сказка «Заячья избушка». Русская народная сказка «Колобок». Русская народная сказка «У страха глаза велики». Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» Русская народная сказка «Хаврошечка». Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». Праздник русской народной сказки. Прослушивание и чтение сказок. Анализ содержания | познавательная -игровая досугово-развлекательная художественное творчество | познавательная игровая досугово-развлекательная художественное творчество |
Народные сказки | Украинская народная сказка «Колосок». Белорусская народная сказка «Пых». Латвийская народная сказка «Заячий домик». Украинская народная сказка «Рукавичка». Белорусская сказка «Сынок-с-кулачок». Сказка «Теремок» в разных обработках. Литературный праздник «Моя любимая сказка». Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок. | познавательная игровая — досугово-развлекательная художественное творчество | Литературные игры •Конкурсы-кроссворды •Библиотечные уроки •Путешествия по страницам книг •Проекты •Встречи с библиотекарем |
Авторские сказки | В.Катаев «Дудочка и кувшинчик». Е.Чарушин «Теремок». В.Сутеев «Палочка-выручалочка». А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне…» В. Катаев «Цветик-семицветик». Викторина «Моя любимая сказка | познавательная игровая досугово-развлекательная художественное творчество | •Литературные игры •Конкурсы-кроссворды •Библиотечные уроки •Путешествия по страницам книг •Проекты •Встречи с библиотекарем |
Сказки в мультфильмах | Русская народная сказка «Лиса и Дрозд» В.Сутеев «Грибок теремок» Г. Андерсен «Гадкий утенок» Праздник «В гостях у сказки» викторина Любимый герой сказки. | познавательная игровая досугово-развлекательная художественное творчество | Литературные игры •Конкурсы-кроссворды •Библиотечные уроки •Путешествия по страницам книг •Проекты •Встречи с библиотекарем |
Тематическое планирование 1класс
Название раздела | Количество часов |
Русские народные сказки | 11 |
Народные сказки | 7 |
Авторские сказки | 10 |
Сказки в мультфильмах | 5 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Количество часов | |
11 | Вводное занятие. Раскрыть понятие «Сказка». | 01.09.21 | 1 | ||
22 | Виды сказок. | 08.09 | 1 | ||
33 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Прослушивание и чтение сказки. | 15.09 | 1 | ||
44 | Русская народная сказка «Колобок». | 22.09 | 1 | ||
55 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 29.09 | 1 | ||
66 | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | 06.10 | 1 | ||
77 | Русская народная сказка «Хаврошечка». | 13.10 | 1 | ||
78 | Русская народная сказка «Хаврошечка». Викторина | 20.10 | 1 | ||
99 | Русская народная сказка «Бык, баран, гусь. Петух и волк» | 27.10 | 1 | ||
910 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». | 10.11 | 17.11 | 1 | |
111 | Праздник русской народной сказки. | 17.11 | 24.11 объеденены 11 и 12 зан. | 1 | |
112 | Итоговое занятие. Викторина «Моя любимая сказка.» | 24.11 | 24.11 | 1 | |
113 | Украинская народная сказка «Колосок». | 01.12 | 1 | ||
114 | Белорусская народная сказка «Пых». | 08.12 | 1 | ||
115 | Латвийская народная сказка «Заячий домик». | 15.12 | 1 | ||
116 | Украинская народная сказка «Рукавичка». | 22.12 | 1 | ||
117 | Белорусская сказка «Сынок-с-кулачок». Герои сказок. | 12.01.22 | 1 | ||
118 | Сказка «Теремок» в разных обработках | 19.01 | 1 | ||
119 | Литературный праздник «Моя любимая сказка». | 26.01 | 1 | ||
120 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик». | 02.02 | 1 | ||
121 | В.Катаев «Дудочка и кувшинчик». Рисунки | 09.02 | |||
222 | В. Катаев «Цветик-семицветик». | 02.03 | 1 | ||
223 | В.Катаев «Цветик-семицветик». Викторина | 09.03 | |||
224 | В.Сутеев «Палочка-выручалочка» | 16.03 | 1 | ||
225 | Е Чарушин «Теремок» | 23.03 | 1 | ||
226 | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне…» | 06.04 | 1 | ||
227 | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне…» | 13.04 | 1 | ||
228 | Викторина по сказкам А.С.Пушкина | 20.04 | 1 | ||
229 | «Любимый герой сказки» | 27.04 | 1 | ||
230 | Викторина по сказкам А.С. Пушкина | 04.05 | |||
231 | Викторина «Моя любимая сказка. | 11.05 | 1 | ||
332 | Русская народная сказка «Лиса и Дрозд» | 18.05 | 1 | ||
333 | В. Сутеев «Грибок теремок» | 25.05 | 1 |
Лист корректировки.
В связи с напряженной санитарно-эпидемиологической ситуацией, на основании письма Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.10.2021г. №24
/3.1-16504,на основании письма Роспотребнадзора от 19.102021г. № 04 — 61/27864 « О дополнительных профилактических мероприятиях и общеобразовательных организациях», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Путина В.В. 20.10.2021 №595 « Об установлении и на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре – ноябре 2021 года».
О внесении изменений в приказ № 39 от 25.08. 2021г. «Об утверждении календарного учебного графика ГБОУ РО «Семичанская школа – интерната» на 2021 – 2022 учебный год».
1.1 установить осенние каникулы с 30.10.2021 по
07.11.2021г., с 08.11.2021г. по 14.11 2021г.
910 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». | 10.11.21 | 17.11.21 | 1 |
111 | Праздник русской народной сказки. | 17.11 | 24.11 объеденены 11 и 12 зан. | 1 |
112 | Итоговое занятие. Викторина «Моя любимая сказка.» | 24.11 | 24.11 | 1 |
113 | Украинская народная сказка «Колосок». | 01.12 | 1 |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/470510-kruzhokv-mire-skazok